Мифы древнего египта сценарий

Часть 1. СОТВОРЕНИЕ МИРА И ДВЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРЫ

Н Е Т Р А Д И Ц И О Н Ы Й  У Р О К

Галина Дробот,
учитель МХК НОУ «Доверие», Москва

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Урок-спектакль

Часть 1. СОТВОРЕНИЕ МИРА И ДВЕ
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРЫ

 Мы предлагаем провести три
урока-спектакля «Мифы Древнего Египта». Данный
сценарий можно использовать как на уроке, так и
для кукольного спектакля.

Изготовьте вместе с детьми куклы на уроке или
кружке. Для этого надо выкройки размножить
увеличив (на ксероксе или по клеткам). Куклы
приклейте на картон и раскрасьте. Можно сделать и
так: контуры фигур нанесите на крафт-бумагу — и
вопрос с цветом кожи кукол будет решен.
Используйте аппликацию из цветной бумаги для
элементов одежды, а также черный маркер для
прорисовки кукол.

Продумайте способ крепления кукол на
доску (магниты или двухсторонний скотч). Заранее
можно записать текст на аудиокассету. В этом
могут помочь и дети. Обязательно приготовьте
цветные мелки для рисования холмов, океана,
жилищ, храмов. Перед уроком выберите двух
помощников.
Оставшееся в конце урока время используйте для
вопросов, обсуждения и обобщения.
По данному тексту составьте тестовое задание,что
позволит проверить, насколько внимательно
учащиеся усваивают материал.

Религия Древнего Египта тесно связана с
культом природы. Поклонение стихиям (ветру, воде,
солнцу, земле) — черта всех древнейших верований
человека. В каждой области — номе была своя
триада верховных божеств. По мере объединения
страны происходило слияние многих богов. В
результате в едином царстве сложилась и
неизменная группа общеегипетских верховных
божеств — эннеада (греч.— «девятка»): АТУМ-РА, ШУ,
ТЕФНУТ, ГЕБ, НУТ, ОСИРИС, ИСИДА, СЕТ, НЕФТИДА. Так
образовались три основные темы египетской
мифологии — сотворение мира, мифы о борьбе
солнца со своими недругами и цикл мифов,
связанных с культом мертвых. Первая божественная
пара

В классе выключен свет.
На доске нарисована поверхность океана НУН.
Куклы разложены на столе учителя. Если у учителя
есть 3–4 помощника, им по ходу урока даются
задания: снять, прикрепить, нарисовать…

Давным-давно, много миллионов лет назад,
существовал один бескрайний и бездонный океан —
Нун. Холодные воды Нуна, казалось, навечно
застыли в неподвижности. Всюду царила тишина. Не
было ни воздуха, ни тепла, ни света — все окутывал
первозданный мрак. Проходили столетия,
тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды свершилось чудо. Вода заплескалась,
заколыхалась — это создатель мира великий ПТАХ
начал создавать мир при помощи слов.

Птах над океаном. Куклы крепятся к доске
магнитами, если доска металлическая, или
двухсторонним скотчем, заранее приклеенным на
каждую куклу.

Это по его велению Нун стал двигаться из его вод
появился АТУМ.

Птах сменяется Атумом.

 — Я существую! Я сотворю мир! Я сделаю это,
ибо мое существо настолько велико, что я сумел
сам себя создать из вод океана! Я первый бог во
Вселенной и я сотворю землю!

Атум воспарил над океаном и произнес
заклинание. И в этот момент вырос холм БЕН-БЕН.
Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему
делать дальше.

Холм Бен-Бен можно нарисовать, напишите:
Бен-Бен.

Атум на холме.

— Кто будет обрабатывать землю и собирать
урожай? Кто будет поклоняться богам?

И вылепил тогда Атум из глины первых людей.
Устал Атум и, как закатное солнце, покинул мир.

На холме появляются люди. Атум исчезает.

И однажды из вод океана вырос белый лотос. Бутон
раскрылся и вылетел бог солнца РА, который принес
миру долгожданный свет.

Около холма появляется лотос, на нем Ра.
Включается свет.

Увидев уже созданный Атумом мир, Ра заплакал от
радости, и его слезы упали на людей. Вот почему в
каждом человеке есть божественная частица бога
солнца Ра.

— Я создам ветер, без ветра океан вновь замрет и
станет опять неподвижным. Бога ветра все будут
называть ШУ (выплевывает).

Появляется Шу.

— И еще я создам богиню дождя, влаги и росы,
чтобы воды океана подчинялись ей. Ее будут все
называть ТЕФНУТ (изрыгает).

Появляется Тефнут.

— Да возрастут они!

Но тут случилось несчастье — в темноте Ра
потерял своих детей.

Убрать Шу и Тефнут.

 Сколько он ни звал, ни кричал, ответом
служило молчание. В отчаянии Ра вырвал свой глаз
и приказал ему идти в океан и разыскать Шу и
Тефнут.

Глаз прикрепить рядом с Ра.

Медленно тянулось время, столетия проходили за
столетиями, и терпение Ра закончилось.

– О горе! Нет моих детей! Нет моего глаза!

Убрать Глаз.

И создал Ра новый глаз и поместил его в пустую
глазницу. Тут послышался шум, и он узнал голоса
своих детей.

Появляются Глаз, Шу и Тефнут.

И Глаз прохрипел в гневе:

— Я сослужил тебе великую службу — вернул
тебе потерянных детей, а ты создал себе новый
глаз и поместил его туда, где по праву до€лжно
находиться мне!

— Не гневайся! — сказал Ра. — Я помещу тебя на
лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я
создам, будешь любоваться его красотой.

Но оскорбленный Глаз не желал ничего слушать.
Он превратился в ядовитую змею кобру. Ра взял
змею и поместил себе на лоб.

Заменяется Глаз на Змею и надевается на
корону Ра.

С тех пор Глаз-Змея украшает короны богов и
фараонов. Называется эта змея УРЕЙ. Урей зорко
смотрит вдаль, и если на пути бога встречаются
враги, он уничтожает их своими лучами.

Вторая божественная пара

Шу женился на Тефнут, и у них родились дети: бог
земли ГЕБ и богиня неба НУТ.

Появляются Геб и Нут.

Они появились на свет крепко обнявшись, так и
небо и земля в начале творения были слиты
воедино. Но однажды Геб и Нут поссорились. Богиня
неба Нут пожирала своих детей — звезды.

Тогда Ра приказал богу ветра Шу разлучить их. Ра
произнес заклинание, и в тот же миг во Вселенной
разразилась страшная буря. Ветер разорвал их
объятия, небо отделилось от земли, вздыбились
горные хребты, образовались материки, острова,
реки, моря и озера. Люди покинули холм Бен-Бен и
расселились по всей земле.

Дорисовать еще земли, перенести на них людей.

Создатель мира Птах заботился о людях. Он
научил их обрабатывать землю, они узнали ремесла.
Богиня СЕШАТ научила их строить дома, храмы для
богов и дворцы для вельмож.

Наступил золотой век — время, когда люди и боги
вместе жили на земле.

Дорисовать города, храмы.

Продолжение следует

Урок игра “В мире мифов Древнего Египта ”

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по мифам Древнего Египта
  2. Развивать умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы.
  3. Воспитание культуры общения, умений выслушивать мнение других.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся делятся на две команды, доставая «корону» красную или белую, жители Нижнего Египта (красные) и жители Верхнего Египта (белые), рассаживаются в классе, получают листочки для ответов.

II. Проведение урока игры

Ведущий: “Здравствуйте, ребята. Нет народа, который бы не хранил памяти о своем прошлом. Еще до возникновения письменности народ рассказывал и пел о прошлых делах и событиях, о богах и подвигах своих героев. Мифы Древнего Египта! Как много мудрости хранится в них. Они были источником познания, пищей для размышления каждому египтянину. Тема нашей игры – мифы Древнего Египта.

Вы разделились на две команды – жители Нижнего Египта (красные) и жители Верхнего Египта (белые). За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать слово, и в конце урока вы должны составить слова в предложение и прочитать египетскую народную мудрость.

«Если не исправишь зло, оно удвоится»  (Египетская мудрость)

И вот вам первые вопросы 1 задание

1. (Бел. кор.) Какая река разделяла Верхний и нижний Египет? Расскажите о ней.  (Нил)

2. (Кр. Кор.) Как египтяне называли свою землю? Почему? (Та-Кмет – Черная земля)

  1. Задание   Разминка.  “Напиши правильно”

Ведущий: “Я буду читать, называть имена известных правителей, царей, фараонов, а вам необходимо правильно их написать. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.

Задание

ТУТАНХАМОН, ХАММУРАПИ, НАВУХОДОНОСОР, АШШУРБАНИПАЛ.

Ведущий: “Итак, я собираю ваши листочки с заданием, и жюри начинает проверять его”.

  1. Задание  Блиц-опрос  «Происхождение Мира»
  1. (Бел. кор.) Почему на коронах богов и фараонов располагается Урей, что это такое? (Урей – это глаз-змея бога Атума)
  2. Из какого цветка появился бог Ра? (Из лотоса)
  3. Какое несчастье случилось для людей после их ссоры? (Наступила засуха, погибли посевы, начался голод)
  4.  Что происходило в Египте во время правления Осириса? (Осирис дал людям знание и законы, письменность, астрономию, математику, медицину. В стране царили мир и покой. Ему помогал Бог Тот)
  1. (Кр. кор.) Как появились люди? (Из радостных слез Атума)
  2. Из-за чего поссорились Ра и Тефнут? (Они спорили о том, кто больше помогает людям, Тефнут превратилась в львицу и сбежала в пустыню.)
  3. Кто и как помог людям? (бог Тот, обратившись в павиана, пришел к Тефнут и хитростью и лестью уговорил ее вернуться)
  4. Как появилась первая мумия? Кто ее «изобрел»? (Исида, Нефтида, Анубис собрали 14 частей тела Осириса. Анубис срастил эти части и смазал специальными снадобьями.)

4 задание «Узнай Бога» (слайды)

Анубис (шакал), Гор (сокол), Сет (осел), Тот (ибис), Осирис, Исида.

5 задание   «Возрождение Осириса» (слайды)

1. (Бел. кор.) Кому и как удалось погубить Осириса? (Брат Осириса Сет возжаждал власти. Изготовил саркофаг по размеру тела Осириса)

2. Как звали сына Исиды и Осириса? Как он спас своего отца? (Гор. Он дал отцу проглотить свой глаз)

3. Как Исида доказала богам, что в тяжбе между Гором и Сетом прав ее сын? (Она притворилась прекрасной девушкой и рассказала Сету притчу. Сет неосторожно сам признал право сына на наследование отцовской власти.)

1. (Кр. кор.)        Кто и как отыскал тело Осириса? (Исида, жена Осириса, с помощью колдовства)

2. Вернулся Осирис царствовать? Кто занял его место? (Нет, он удалился в загробный мир и сделался там царем над душами умерших. Его сын Гор)

3. Что клали на «весы истины» в загробном мире, определяя судьбу умершего? (На одну чашу клали сердце умершего, на другую – перо богини Маат, богини справедливости и правосудия) 

Из какого мифа этот сюжет?   (Миф о смерти и воскресении Осириса)

6 задание  «Сражение Ра с Апопом»

Команды задают друг другу вопросы по мифу «Сражение Ра с Апопом» (по три вопроса)

7 задание «Священные животные»

 Называйте священных животных египтян (ибис, сокол, бык, баран, крокодил, змея, кошка, павиан, шакал, волк, свинья, гусь, ласточка, скарабей…)

1. Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).

2. Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

Итог урока Вы выполнили все задания и получили слова. Ваша задача сложить правильно предложение и прочитать египетскую мудрость.

Подводим итоги, выставляем оценки.

«Если    не    исправишь   зло,

оно     удвоится»

«Если    не    исправишь   зло,

оно     удвоится»

Сценарий сюжетно-игровой программы «Тайны Древнего Египта»

Цель: развлекательная + познавательная

Задачи:
• Развеселить детей и создать благоприятную обстановку в коллективе
• В игровой форме закрепить знания о Древнем Египте
• Дать возможность проявить свой творческий потенциал и повлиять на ход событий
• Сформировать у детей основные нравственные ценности

Время проведения: 45 минут

Место проведения: актовый зал или площадка на улице

Участники: ученики 1-5 классов

Возраст участников: 6-12 лет

Оформление сцены: Это может обычное пространство с оформлением в стиле кабинета археолога – камни, находки, инструменты, оборудование для исследований и т.п. В середине сцены стоит ширма (размер не менее 3 м на 2 м), за спрятан саркофаг с актером (исполнитель роли Мумии). Оформление саркофага может быть выполнено в свободном стиле, самый простой вариант – из картона с нарисованным (или распечатанным) плакатом-изображением.

Реквизит: ширма, саркофаг, любая книга с обложкой «Книга Великих тайн», портфель с лупой, камнями и любыми другими находками для Находа Раскопыча, горстка сахара для Идейки и горстка настоящего песка, мелок для Знайки, плакат с египетскими иероглифами для разгадывания, много рулонов туалетной бумаги для игры в мумий.

Герои и характеры (5 человек):
Мумия – статная древняя раскопанная фигура, внешний вид – в бинтах как у мумии. Речь и движения меняются на протяжении программы, подробности внутри сценария. Костюм Мумии выполняется из бинтов, отмоченных в черном чае или кофе, самый простой рецепт можно найти в интернете.
Археолог Наход Раскопыч – немолодой ученый с круглым животиком в очках, всегда носит свой любимый белый халат. Умный, рассудительный, но чересчур любопытный, из-за чего все время вляпывается в передряги.
Ассистент Знайка – самая умная из всех помощниц Находа Раскопыча, ищет ответы в книгах и научных статьях, очень информационно подкована, с удовольствием пользуется гуглом и википедией.
Ассистент Идейка – самая рискованная и любопытная их всех помощниц Находа Раскопыча, поэтому всегда поддерживает ему безумные идеи. Но ее достоинством является, что она может найти выход из любой трудной ситуации и не испугаться.
Ассистент Бояшка – самая пугливая и тревожная из всех помощниц Находа Раскопыча, реалистка, всегда пытается всех отговорить от приключений.

Все помощницы одеты в белые блузки, остальное в их внешнем образе соответствует характерам. Например, Бояшка сутулится и носит закрытую одежду, прическа скромная и аккуратная; у Идейки яркие элементы на халате (платок, брошка, кармашки, значок, надписи и т.п.) и растрепанные волосы. Знайка выглядит весьма классически, особо не выделяется внешне в отличие от Идейки, Знайку выдает умный взгляд, торопливая речь со сложными терминами и широкая жестикуляция.

Примечание: Это сюжетно-игровая программа, роли распределяются заранее, учится текст, репетируются игры, создаются декорации. Игры в сценарий можно свободно добавлять или убирать, все на вашу фантазию. Обязательно подбирается фоновая музыка.

Сюжетный ход

На сцене стоит Наход Раскопыч (ученый-археолог) и читает «Книга Великих тайн». Начинает говорить.

Наход Раскопыч (далее Н.Р): О, как же я люблю свою работу, сколько тайн (перелистывает книгу) и секретов, ах, а сколько интриг хранят в себе мои раскопки (откладывает книгу и начинает показывать свои трофеи). Смотрите ребята, вот этот камень из Карибского моря, где сражались пираты, а вот этот из дворца великой королевы, а вот этот обрывок бумаги из письма пленника … (и так далее, смотря какой реквизит у ученого)
Но мне хочется найти и раскопать что-то по-настоящему стоящее, великое и пугающее! А вы бы хотели? (ребята кричат «Да») Говорят, что самые таинственные вещи находят из Древнего Египта, это государство полное загадок. А вы что-нибудь знаете о Египте? (ребята отвечают)
Да, я тоже люблю пирамиды и песок этот бесконечно красивый, ах как бы я хотел, чтоб у меня был хоть какой-нибудь камешек из Древнего Египта. Интересно, а в этой книге есть какое-нибудь заклинание, чтобы попасть туда? Знайка, подойди сюда! Знаааааайка! (бежит Знайка)
Знайка: Вам чем-то помочь, Наход Раскопыч?
Н.Р: Да, наверно, ты что-нибудь знаешь об этом. Понимаешь, Древний Египет… (Знайка перебивает его и начинает тороторить)
Знайка: Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».
Н.Р: Стой, стой, стой, молодец, молодец, но это все понятно…Мне хочется знать, как оттуда камешек можно добыть по заклинанию. Вот у меня есть «Книга Великих тайн», но я не все разобрать могу.
Знайка: Дайте-ка мне ее сюда. (начинает быстро листать с умным видом). Так..так…символ…произнести…песком. О, есть идея!
Идейка (кричит из-за сцены): Что такое? Я занята!
Знайка: Ничего! Не обращай внимания…Тсссссссс…. (показывает тсс ребятам). Наход Раскопыч, давайте не будем ей ничего говорить, она же все как всегда вверх дном сделает.
Н.Р: Ну зря ты так, Идейка ж она просто любопытная как ребенок.
Знайка: Вот вот и везде свой нос сует, а между прочим нос подвержен многим инфекциям, которые летают в воздухе, так как через него он и поглощается. (выходит на сцену Идейка)

Идейка: Что ты мудришь опять, сама то поняла, что сказала? Нос он вон какой длинный! Так и хочется его сунуть в какое-нибудь дельце!
Н.Р: Ну все девочки не спорьте, раз уж вы собрались, надо всем вместе подумать над задачкой. Может и Бояшку позовем?
Идейка: Ага, еще чего, чтоб она тут распугала всех, и мы опять из-за нее никуда не поехали! Я хочу приключений! А она трусливая!
Знайка: Ее страх весьма рационален и часто спасал нас в сложных ситуациях.
Идейка: Ой все, прекращай, ты вообще слишком занудная! Зовите свою Бояшку если хотите, только я все равно ее слушать не буду…
Н.Р: Бояшка! Ты где? Бояяяяяшка! Не прячься, иди к нам. (трусливо выходит Бояшка)
Бояшка: Что такое? Что-нибудь случилось? Вы что-то опять задумали?
Идейка (хватается за голову): О нет! Она уже начинает…
Н.Р: Спокойно, Бояшка. Мы тут собрались, чтобы подумать, как нам камешек достать из Древнего Египта. Нам нужна твоя помощь тоже.
Бояшка: Ну я даже не знаю, Древний Египет это же так давно было…Страшно, наверно.
Н.Р: Поэтому мы и позвали тебя, ты будешь ребят поддерживать и бояться вместе с ними. А мы с Идейкой и Знайкой заклинание исполним. Знайка, ты разобралась?
Знайка: Да, для заклинания нужно взяться за руки трем повелителям находок и раскопок, выучить его и прочитать его вслух всем, кто есть в пространстве. Затем нарисовать мелом Всевидящее Око и посыпать его песком.

Идейка: Ого! Классно как! Ребята, а вы выучите с нами заклинание? (ребята отвечают)
Бояшка: Я пойду к ребятам поближе…Мы будем вместе учить. (Бояшка идет к ребятам)
Н.Р: Так, у нас все готово? Нас трое как раз.
Знайка: Да, численное количество участников, держащихся за руки, совпадает на все 100 процентов. Но есть ли у нас песок?
Бояшка: У нас нет песка, может, не будем тогда переноситься в Древний Египет? (с надеждой)
Идейка: Ой, тебе как обычно лишь бы никуда не путешествовать и вообще сидеть в запертой комнате. Сейчас будет вам песок!
Знайка: Откуда в твоих личных вещах может быть песок?
Идейка: У меня просто всегда в запасе есть идея!
Н.Р: Давай, скорее беги за ним, а мы пока выучим с ребятами заклинание. (Идейка убегает за песком)
Итак, начинаем. (учат заклинание, повторяют несколько раз).
Заклинание, чтобы перенестись в Древний Египет:

Неси, дожди вести,
Вовек слияние двух рек!
Случись скачок в песок,
Нам в Египет на часок!
Ааааа! Еееее! Оооо!
(на этом месте можно детей поделить на три части, чтоб они кричали каждый свой звук)
Прибегает Идейка со сжатым кулаком, в нем у нее сахарный песок, но его не видно.

……………………………..

Это был ознакомительный фрагмент со сценарием. Для покупки полной версии перейдите в корзину. После оплаты материал станет доступны для скачивания по ссылке из письма, которое придет вам на e-mail.

Цена: 199руб.

Сценарий «Путешествие в Древний Египет». Андреева Флорида Ниясулловна, воспитатель ГБУ ЯНАО Центр СОН «Милосердие» В МО Красноселькупский район».

Цели: Познакомить детей с жизнью Древних Египтян, их культурой и обычаями. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширять кругозор детей.

Задачи:

— Познакомить детей в доступной форме с цивилизацией Древнего Египта
— Познакомить с некоторыми географическими понятиями (море, Африка, река Нил, пустыня).
— Развивать речь, расширять словарный запас (фараон, мумия, египтянин, сфинкс и др.).
— Развивать образное мышление.
— Развивать зрительную память.
— Выявить особенности объемной геометрической фигуры – пирамида.
— Создать радостную познавательную атмосферу.

                              Ход мероприятия

Воспитатель:
Маленькие дети,
Ни за что на свете.
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
А знаете ли вы где находиться Африка? (Показ на карте.)
В Африке есть крокодил.
И живёт он в речке …
Дети: Нил!
Воспитатель:
Река Нил, самая большая река в Африке. И течет она из центра Африки к морю. (Рассказ сопровождается показом по карте.) Слева от нее пустыня Сахара, где много-много песка, справа – горы. А вокруг нее расположилась древняя страна Египет. Египет называли “даром Нила”. Благодаря реке Нил, земля в Египте была очень плодородной и давала богатый урожай. Там издавна жили люди. Египтяне вовсе не похожи на негров, хотя они были довольно загорелые. Посмотрите. (Показ картинки с изображением египтянина.) Как вы думаете, почему у египтян такая смуглая кожа?
Дети: От солнца, загар.
Воспитатель:
Конечно, в Египте очень солнечно и тепло, а простые египтяне носили вот такую одежду, (показ картинки) и поэтому были очень загорелыми людьми. И был у них царь, которого они называли фараон. Фараон носил бело-красную корону и считался самым главным в Египте. (Показ картинки с изображением фараона.) Но, как все древние люди, и фараон, и простые египтяне верили, что существует множество богов, добрых и злых. В Египте каждый бог занимался своим делом и мог превращаться в животное.
(Каждое название бога, сопровождается показом картинки с его изображением.)
Для каждого бога отдельно строился храм. Вот такой. (Показ картинки с изображением египетского храма.) Там люди могли молиться богу и приносить ему свои дары. А вход в храм обычно охраняли сфинксы, сделанные из камня. (Показ изображения сфинкса.) У них голова человека, а тело…льва.
Воспитатель показывает картинки с изображениями пирамид, Сфинксов, Фараонов и иероглифов и рассказывает детям.
В зал входит воспитатель в костюме археолога.
Археолог: Здравствуйте ребята. Я краем уха услышал, как вы разговариваете про чудесную, таинственную и древнюю страну- Египет. Моя профессия Археолог, я занимаюсь познанием тайн неведомых и забытых.
О, Египет! Слёзы души.
В выжженной, жёлтой пустыне.
Ты растаял в дымке времён,
А мне плакать доныне.
Позабыт твой тайный язык.
Твои знанья хранят пирамиды.
Ниоткуда ты вдруг возник,
В этом мире зла и обиды.
Тебе нужен был знойный песок,
Тишина, беспредельность пустыни.
Где с неба лился лучей поток.
Где глядел на тебя лучезарный бог,
А ночью – далёкой, безмолвной свечой
Звезда скорби с небес светила.
Прошли века, эпохи миновали,
Но, не смотря на это, до сих пор,
Египта древнего загадки оставались
Непознанною тайной всех времен.
Величество его колонн и храмов,
Окутанное шепотом песков,
И пирамид вершины неустанно,
Пронзают небо, словно статуи богов.
История неведомого царства
Папирусы заполнила собой,
И гордый сфинкс со взглядом властным,
Гробницы охраняет, словно часовой.
Как ослепителен Египет и прекрасен,
В туманном прошлом, загораясь как маяк,
Свой след в истории оставил не напрасно,
Для мировой культуры сделав первый шаг.
Сколько археологов трудится,
Чтоб разгадать загадки египтян,
Иероглифы читать их научились.
Богов неведомых узнали имена.
В пятом тысячелетии до нашей эры,
Цивилизация Египта родилась,
На плодородных почвах земледелов,
Междоусобною борьбой за власть.
Сначала люди жили в ямах и пещерах,
Святилища, для поклоненья духам, строили в шатрах,
Но в общине всегда вождь оставался первым,
Простой народ, в оковы рабства заковав.
Рабы все также жили бедно.
Когда для знати строили дома.
И росписью гробниц их покрывали стены,
И фараонов восхваляли имена.
И сегодня я хочу пригласить вас отправиться со мной в настоящее путешествие по Египту и найти настоящие египетские сокровища.
( Достаёт карту сокровищ, дети читают карту.)
Но чтобы нам с вами открыть пирамиду с сокровищами, нам нужен ключ, ребята вы готовы? Тогда в путь!
(Дети одеваются и выходят на улицу)

1 станция

Египетская Царица: Посмотри, мой Фараон, кто это пожаловал в твои владения.
Археолог: Здравствуйте, ваше высочество! Мы отправляемся на поиски сокровищ Фараона, но чтобы нам открыть Египетскую пирамиду, нужен ключ. Не сможете ли вы с вашей Царицей помочь нам?
Фараон: Хорошо, поможем вам, но для начала проверим ваши знания о моей великой стране. Знаете ли вы, как называются стражи наших гробниц-пирамид.
Дети: Сфинксы.
Царица: Правильно, величественные Сфинксы охраняют гробницы. И считалось, что сфинксы очень любят загадывать загадки.
(Царица загадывает загадки об африканских животных)
В костяном пальто.
Без страха,
Ползёт тихонько … Черепаха.
С длинной шеей
Выше шкафа.
Ну, узнали вы … Жирафа.
Огромная грива,
Зубастая пасть.
К царю на приём.
Не хотите попасть? Лев.
Как огромный серый дом
Хобот длинный, это — … Слон
Фараон: Мы — Египтяне были очень умные. Мои подчиненные умели считать не только до 100, но и до тысячи. У них был свой календарь, и они умели писать. Бумагу тогда ещё не изобрели. На реке Нил есть такое растение – папирус. Если его стебли разрезать на полоски и положить их вот так (показывает расположение полос крест —  накрест), а потом прижать, то они склеятся, и получится папирус, очень похожий на бумагу, на котором и писали древние египтяне.
Правда, писали мы не буквами, а иероглифами, вот такими. (Показ.) И каждая такая закорючка могла обозначать слово или даже несколько слов.
Ну, что ж. Давайте проверим, смогут ли ребята начертить египетский иероглиф. Сможете, ребята?
Игра «Нарисуй иероглиф по памяти!»
Детям показывают иероглиф. Раздают листочки и карандаши. Дети запоминают и рисуют по памяти. Затем самопроверка по образцу.
Фараон: Не плохо, не плохо. Думаю, в мое время вы могли бы быть приближенными к храму Фараона и моему окружению. Египетские иероглифы вы освоили, а сейчас проверим, как вы знаете письменность своего государства.
Игра « Собери слово»
Перед детьми ставится емкость с песком, в которой закопаны камни. На каждом камне написано по одной букве, дети должны найти все камни и составить слово «ПИРАМИДА»
Царица: Не плохие знания показывают ваши дети, думаю, вы достигните своей цели. Мы в свою очередь рады исполнит своё обещание, и предоставить вам деталь ключа, с помощью которого вы сможете открыть гробницу Фараона.
(Отдает детям часть ключа)
Фараон: Счастливого пути, юные умы, не забывайте меня и мою Царицу.
Археолог: Ну что, ребята, вот у нас и появилась первая деталь, нужно отправляться дальше, давайте достанем карту и посмотрим, куда нам нужно идти. Правильно, впереди пустыня и там нас ожидает Джин. В путь!
(Отправляются дальше)

2 станция: ДЖИН

На площадке из песка стоит лампа.
Археолог: Ребята, кто знает, что нужно сделать с лампой, чтобы появился Джин? Правильно, мы должны потереть её.
(Дети трут лампу, звучит волшебная музыка, появляется Джин).
Джин: О, алмазы моей души, о яхонты моего сердца, спасители, избавители.. Сколько долгих веков томился я в этом сосуде, сколько стран и континентов удалось увидеть мне. Но, о боже, это не моя родная пустыня, где я? Куда я попал? И кто избавил меня от заточения.
Археолог: Здравствуй, Джин. Мы отправились на поиски настоящих сокровищ Египетского Фараона. Нам нужно отыскать пирамиду, которую охраняет мумия и собрать недостающие детали ключа, чтобы её открыть. Не сможешь ли ты великодушно помочь нам в этом?
Джин: О, яхонтовые мои, за то, что вы меня избавили от заточения я готов исполнить любое ваше желание. Но, то, что вы просите, это очень высокая цена.
Археолог: Ты должен нам помочь, а то засунем тебя обратно в лампу на сотню лет.
Джин: Ну ладно, хорошо. Но для этого вы должны выполнить несколько моих заданий.
Археолог: Конечно, наши ребята легко с ними справятся.
Джин: Итак, вы попали в жаркую, знойную пустыню. И чтобы не погибнуть от жажды, вам нужно запастись водой. Первый наш конкурс.
«Источник жизни»
(Каждый участник должен добежать до источника, набрать в стакан воды, пробежать по следам, пройти по тропе, перепрыгнуть через барханы, при этом не разлить воду и вылить ее в свое ведерко.)
Джин: Вы успешно справились с заданием, сумели запастись водой, которая так необходима в пустыне. Но я предлагаю команде продолжить свой путь.
«Погоня»
Посмотрите, на песке, под жарким солнцем лежит, извиваясь, кобра, которая очень ядовитая. Вам нужно сесть на мячи и проскакать, не задев ее.
Дети начинают по очереди выполнять задание.
«Волшебный лабиринт»
(Лабиринт нарисован на асфальте, с препятствиями, дети должны его преодолеть)
Джин: О, яхонтовые мои, я ни на минуту не сомневался в том, что вы справитесь со столь сложными испытаниями. Я помогу вам в ваших нелёгких поисках. Отправляйтесь вон в ту сторону (показывает на главные ворота) там вы увидите великую пирамиду, стережет ту пирамиду мумия Фараона, но вы её не бойтесь, она очень древняя и миролюбивая. Вот вам недостающая часть вашего ключа. Желаю успехов вам, о бриллианты моей души. (Уходит).
Археолог: Ну что же мои юные путешественники, мы уже близки к победе, так как две детали ключа у нас уже есть. Осталось найти последнюю деталь! В Путь!
(Проходят через главные ворота на задний двор детского сада)

3 станция: Мумия Фараона

(Из палок и ткани на земле сооружена пирамида, рядом с ней стоит мумия, как только дети подходят ближе мумия пугается и прячется)
Археолог: Ребята, кажется, мы дошли до места, смотрите вот пирамида. А вот и её страж — Мумия, только она какая-то пугливая. Уважаемая Мумия, не бойтесь нас, мы вас не обидим. Нам нужна ваша помощь.
Мумия потихоньку выходит из-за пирамиды.
Археолог: Не бойся нас, пожалуйста, мы с ребятами отправились на поиски сокровищ Фараона, и нам нужно попасть в вашу пирамиду. Но для этого у нас не хватает последней детали ключа.
(Последняя деталь, висит у Мумии на шее)
Мумия встает перед пирамидой и загораживает ребятам вход в неё. Этим она дает понять, что не пропустит их внутрь пирамиды.
Археолог: Ребята смотрите, Мумия никак не хочет пускать нас в пирамиду, мы должны что-то придумать. (Думает)
Придумал, наша Мумия очень древняя и за много лет одиночества, наверное, очень заскучала по веселью. Давайте станцуем для мумии веселый танец, но танец будет особенный. По моей команде вы должны танцевать сначала только на пяточках, затем меняем на носочки и обратно.
«Танец на пяточках» (Мумия присоединяется к ребятам и веселиться)
Мумия держится за живот и показывает на рот, давая понять, что проголодалась за многие века.
Археолог: Ребята, мне кажется, Мумия хочет сказать, что она проголодалась! Давайте накормим её! Смотрите, я вижу корзину с фруктами, но они находятся на другом берегу реки Нил. А через реку брошено всего одно тоненькое бревно. Как вы думаете, мы справимся, добудем еду для нашей Мумии? Но не забывайте, что в реке Нил водятся огромные и злые крокодилы. Будьте внимательными и не упадите в реку!
Игра «Нил и крокодилы»
На земле голубая ткань — река. Через неё нужно пройти по бревну. А в реке плавают крокодилы. Дети должны перенести все фрукты с одного берега на другой.
Археолог: Вот здорово, смотрите, сколько еды мы насобирали для нашей Мумии. Подает ей корзинку с едой. Та кланяется, тем самым выражая свою благодарность и глубочайшую признательность.
Археолог: Ну что, понравились ли тебе уважаемая Мумия наши дети? Отдашь ли ты нам недостающую часть ключа.
Мумия протягивает часть пазла, дети собирают ключ.
Археолог: Вот смотрите уважаемая Мумия, у наших ребят есть ключ от пирамиды Фараона, можем ли мы пройти и открыть её.
Мумия делает зазывающие жесты руками, давая тем самым понять, что разрешает проходить детям и открыть пирамиду
Дети подходят к пирамиде, Археолог делает жесты ключом, якобы открывая засов. Раздвигает ткань, за которой стоит красивая коробочка с угощениями.
Археолог: Ребята, смотрите, вот они наши долгожданные сокровища, смотрите, да они ещё и съедобные. А я буду искать новую карту сокровищ, и мы с вами обязательно ещё куда-нибудь отправимся! Давайте поблагодарим нашу Мумию за помощь.

Полный текст работы для скачивания  опубликован в Методической библиотеке СОННЭТ,

Раздел 4.2. Организованный досуг

Номер материала в разделе 47

Рейтинг статьи:

Загрузка…

Автор: Елена Васильевна Стрельцова
Должность: учитель истории

Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Большой Сатнур Малмыжский район
Населённый пункт: д. Большой Сатнур
Наименование материала: » Путешествие в Древний Египет»
Тема: урок -сценка

Раздел: среднее образование

Путешествие в Древний Египет

Мини- сценка.

Комната, сидит девочка, в руках учебник истории

Девочка: Опять надо историю учить! А параграф какой большой( листает

учебник) Про Древний Египет! Кому это надо? Фараоны, жрецы, пирамиды!.

Фу! Пошла лучше спать!

(Уходит, ложится спать) Снится сон, что гуляет по Египту и читает стих.

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и головками змей,

Как огромные, древние чуда

Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды,

когда Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

Навстречу ей идет мальчик

Мальчик: Девочка , ты ошибаешься. В Древнем Египте не было верблюдов.

Девочка: А ты кто такой?

Мальчик: Я житель этой страны, пойдем я покажу тебе много интересного

Девочка: А почему не было верблюдов ведь поэт Николай Гумилев про

них писал, это я его стихи читала

Мальчик: Ну , если ты мне не веришь давай обратимся к эксперту

Египтолог: Я с удовольствием вам помогу Я родился в 1790 году во

Франции. Мой старший брат был ученым- историком. Чтобы быть на него

похожим, я уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлёкся древней

историей В 17 лет я стал членом Французской академии наук Я знаю латынь,

древнегреческий, арабский, коптский, персидский и другие восточные языки.

За самое выдающееся мое открытие меня действительно назвали первым

египтологом. А знаешь как меня зовут?

Я, Жак Франсуа Шампольон, первым расшифровал египетские иероглифы. И

отвечу на ваш вопрос Были ли в древности в Египте верблюды? Их не было.

Верблюдов завезли в 7 веке завоеватели-арабы. Древние же египтяне

верблюдов не знали.

Мальчик: А сейчас мы посетим с тобой Мемфис, древнюю столицу Египта.

( Проецируются соответствующие картинки на экране)

Как царственно в разрушенном Мемфисе,

Когда луна, тысячелетий глаз,

Глядит печально из померкшей выси

На город, на развалины, на нас.

Торжествен голос царственных развалин,

Но, словно Стикс, струится чёрный Нил.

И диск луны, прекрасен и печален,

Свой вечный путь вершит над сном могил.

А ведь когда то это был цветущий город

Мальчик: То вода ли шумит безмятежно

Между мельничных тяжких колес,

Или Апис мычит белоснежный,

Окровавленный цепью из роз?

«И столетья затем не при мне ли

Хороводы танцующих жриц

Крокодилу хваления пели,

Перед Ибисом падали ниц?

Выбегают три девочки в масках быка, крокодила, ибиса Танцуют восточный танец

Египтолог: Ребята , каких богов мы видели сейчас на сцене? Правильно, это

Апис- Священный бык, Себек- Священный крокодил, бог мудрости – Тот с

головой птицы ибис

Девочка: Ой, смотри там идет войско. Давай послушаем, о чем поют войны.

Появляются воины с щитами и копьями, впереди идут флейтисты, они играют, а воины поют.

Воины

Это войско вернулось с удачей,

Оно взрыло страну Херуиша.

Это войско вернулось с удачей,

Оно разграбило страну Херуиша.

Это войско вернулось с удачей,

Оно повергло крепость её.

Это войско вернулось с удачей,

И срубило смоквы и лозы.

Это войско вернулось с удачей,

Оно сожгло поселки её.

Это войско вернулось с удачей,

Поразило десятки отрядов.

Это войско вернулось с удачей,

Привело отряды в плен.

За войском идут скованные цепью Рабы, один из них выходит на передний план

Раб

Я жалкий раб царя, с восхода до заката,

Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,

И хлеба в гнилой – единственна плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;

Как трен тень, исчезну без следа,

Мен с лица земли века сотрут, как плесень;

Но не исчезнет след упорного труда;

И вечность простоит, близ озера Мерида,

Гробница царская, святая пирамида.

Надсмотрщик плетью прогоняет раба и уходит за ним.

Мальчик. Смотри, пирамида. Давай заглянем внутрь.

Гаснет свет

Девочка Эй! Ты где? Отзовись!

Мальчик Темно! Душно! Жутко!

Девочка. А ты знаешь что-нибудь про проклятие фараонов?

Мальчик. Может быть, об этом нам расскажет господин Шампольон?

Египтолог. Нет ничего лучше, чем свидетельство очевидца. Послушаем

английского археолога Говарда Картера.

Звучит в записи рассказ археолога. На экране кадры из художественного фильма с места раскопок.

Отрывок из фильма

Картер. Осенью 1922 г. я обнаружил в Долине царей гробницу фараона

Тутанхамона.

17 февраля 1923 г. финансировавший экспедицию лорд Карнавон и я в

присутствии нескольких приглашенных вскрыли усыпальницу. Кроме

саркофага там находилось множество драгоценностей. В погребальной

камере я наткнулся на глиняную табличку. На ней было написано: «смерть

грозит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона». Шесть

недель спустя 57-летний лорд Карнавон внезапно скончался. В момент его

смерти во всём Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом

имении лорда любимый пёс взвыл и рухнул замертво. На протяжении года

совершенно внезапно умерли ещё пять человек, побывавшие в гробнице. То

же произошло и с двумя врачами — патологоанатомами, проводившими

вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов.

Девочка. Всё! Я больше шагу не сделаю. Возвращаемся!

Мальчик Ну уж нет! Раз мы здесь, я без сувенира не уйду! Проклятие

фараонов! А про драгоценности ты слышала? Вот и саркофаг!

На сцене появляется забинтованная Мумия

Мумия

Я мумия, мёртвая мумия, покровами плотными сдавленный,

Столетья я сплю бестревожно, не мучим ни злом, ни усладой,

Под маской на тайне лица, в сладком томленье раздумья, в покой мой,

другими оставленный,

Порой, словно тень, осторожно приходит с прозрачной лампадой, любимая

внучка жреца.

В сверкании лала и золота, одета святыми уборами,

Она наклоняется гибко, целует недвижную маску

И шепчет заклятья любви…

На сцене появляется Девочка в египетском одеянии с зажжённой свечой

Девочка со свечой.

Ты, спящий в гробнице расколотой! Проснись под упорными взорами,

привстань под усталой улыбкой, ответь на безгрешную ласку! Для счастья,

для мук оживи!

(Это время девочка просыпается)

Девочка: Какой странный был сон.

А что же еще интересного можно узнать про эту удивительную страну.

Где же мой учебник?

Побегу — ка я в школу на урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Миф цель сценарий
  • Миф зимние праздники
  • Миф апталы?ыны? жабылуы сценарий
  • Миф апталы?ыны? ашылуы сценарий ?ш тілде
  • Миф апталы?ына сценарий