Минора какой праздник

Краткая история праздника Ханука, и что символизирует ханукальный подсвечник. Как выглядит Ханукия, как правильно ее зажигать.

Подсвечник Ханукия – это главный символ праздника Ханука. Его зажигание напоминает о чуде, произошедшем в непростой период истории еврейского народа под властью Селевкидов. Для исполнения заповеди пирсум а-ниса (в пер. c арам.: «возвещение о чуде») необходимо соблюсти ряд условий: выбрать соответствующее место и время, произнести благословения и прочее.

Содержание

    1. Что такое праздник Ханука?
    2. Что такое подсвечник Ханукия?
    3. В чем разница между Менорой и Ханукией?
    4. Некоторые законы зажигания Ханукального подсвечника
    5. Когда зажигают Ханукию?
    6. Где нужно зажигать Ханукию?
    7. Как правильно зажигать Ханукию?
    8. Кто обязан зажигать
    9. Благословения перед зажиганием ханукальных свечей
    10. Ханукия своими руками

Что такое праздник Ханука?

Еврейский праздник Ханука появился во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Сирии. Ее правители насаждали эллинизм еврейскому народу, запрещали изучать Тору и соблюдать заповеди.

Верные Всевышнему евреи восстали под предводительством семьи Хасмонеев (Хашмонаим). После победы над притеснителями 25 кислева 3622 года (139 г. до н.э.) повстанцы освободили оскверненный Храм.

В нем они нашли маленький сосуд с маслом, опечатанный первосвященником и приготовленный им для зажжения Меноры. Этого количества хватило бы только на день горения. Но произошло чудо – свечи горели 8 дней.

В память о чуде и в благодарность Всевышнему мудрецы установили праздник Ханука – дни радости, символизирующие победу чистоты над скверной, света над тьмой. Каждый год праздник отмечают, начиная с 25 кислева на протяжении 8 дней.

К сведению. Праздник стал называться Ханука (в переводе «очищение» или «обновление»), поскольку евреи очистили Храм от идолов и заново его освятили.

Что такое подсвечник Ханукия?

Ханукия (иногда она называется ханукальная Менора) представляет собой восьмиствольный подсвечник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука. Ханукия может быть любой формы и размера. Она может быть не только золотой, но и серебряной, бронзовой, латунной, медной, железной, а также изготовлена из дерева, камня, стекла. И если материал может быть любой, то сколько свечей должно быть в подсвечнике, строго регламентировано.

К сведению. Ханукии из глины используют только один раз. Уже после первого зажжения они теряют привлекательность, поэтому не подходят для исполнения заповеди.

В чем разница между Менорой и Ханукией?

Визуальная разница между Менорой и Ханукией состоит в числе рожков, или стеблей. У первого подсвечника их семь. У второго – восемь, по количеству дней горения масла.

Первую Менору создал сам Всевышний в первый год выхода из Египта. Впоследствии светильник поместили в Иерусалимский Храм.

По Галахе (еврейскому закону) запрещено изготавливать семисвечник Менору для собственных нужд, т. к. данный светильник предназначен только для Храма.

Еще одно отличие Ханукии от Меноры – расположение чаш подсвечника. Менора должна иметь центральный ствол, из которого выходят шесть ветвей по диагонали или в виде дуги. Ханукия же не должна иметь центральный ствол, поэтому может иметь различные формы, главное, чтобы восемь свечей стояли в ряд и на одном уровне.

Между свечами Ханукии оставляют достаточно свободного пространства. Недопустимо, чтобы фитили переплетались, а ханукальные свечи плавили друг друга.

Некоторые законы зажигания Ханукального подсвечника

Ханукию можно наполнить любым маслом, которое хорошо горит – все виды считаются кошерными. Но предпочтительнее зажигать чистое оливковое. Именно его использовали в Храме, когда произошло ханукальное чудо.

Во время Хануки разрешаются свечи из воска, сала и парафина. Главное, чтобы пламя горело ровно, без копоти. Для получения ясного света фитили желательно сделать из скрученных хлопковых нитей.

Существует еще несколько правил:

  1. За 30 минут до того, как зажечь ханукальный подсвечник, запрещается начинать хлебную трапезу.
  2. Свет Ханукльного подсвечника запрещено использовать в качестве источника света – помещение должно быть хорошо освещено другой свечой.
  3. Во время горения запрещается переставлять Ханукию в другое место.

Подсвечник на Хануку должен гореть не менее 30 минут после выхода звезд. Если масла недостаточно, необходимо затушить все огни, подлить нового и снова зажечь светильник.

Когда зажигают Ханукию?

Празднование Хануки начинается накануне 25 кислева, вечером. Тогда же зажигают первую свечу. Относительно точного времени сложились две традиции:

  1. На закате солнца или в течение нескольких минут после него.
  2. С выходом звезд, после чтения молитвы Маарив.

Первый обычай характерен для литовских общин, второй – для хасидских и сефардских.

Если в силу каких-либо причин нужное время упущено, разрешается зажигать ханукальные свечи ночью. Главное, чтобы на улице еще ходили люди. Если Ханукию зажигают дома, то другие члены семьи в это время должны бодрствовать. Если же они уже спят, подсвечник можно зажечь, но уже без благословения.

Важно. Перед субботой сначала зажигают Ханукию, а потом – субботние светильники. Это делается еще днем, поэтому нужно позаботиться о достаточном количестве масла, чтобы оно горело еще полчаса после выхода звезд.

Где нужно зажигать Ханукию?

Ханукию устанавливают так, чтобы ее видел каждый. Обычно подсвечник размещают у парадного входа в дом слева у двери, напротив мезузы (свитка пергамента с отрывками из Торы).

Важно правильно разместить ханукальный светильник по высоте:

  • не ниже трех тфахим (27 см);
  • не выше 10 тфахим (90 см).

Однако заповедь не будет нарушена, если установить Ханукию выше 10 тфахим.

Допускается ставить Ханукию на подоконник, чтобы весть о чуде распространилась и среди прохожих. Можно разместить подсвечник у входа, слева от двери, или зажечь Ханукию внутри дома, однако для этого должна быть веская причина.

Поскольку правила зажигания Ханукии имеют много нюансов, чтобы выполнить заповедь о ханукальных свечах наилучшим образом, следует посоветоваться с компетентным раввином.

Как правильно зажигать Ханукию?

Еврейская семья должна зажигать свечи в Хануку в присутствии всех ее членов, чтобы чудо получило огласку.

Правильный порядок зажигания Ханукии такой:

  • первый день – свеча, расположенная с правого края;
  • второй день – добавляют свечу слева от первой свечи и зажигают ее первой;
  • третий день – добавляют еще одну свечу слева, и опять огонь на этой свече должен появиться сначала и т. д.

Первой каждый раз разжигают новую, добавленную с левого края свечу. Таким образом получается, что добавляют и зажигают ханукальные свечи слева направо. К последнему праздничному вечеру будут гореть все огни. Такое зажигание свечей напоминает о свершившемся чуде – день ото дня оно проявлялось все сильнее.

Кроме Ханукии зажигают служебную свечу (служку) – шамаш. Она необходима для освещения и зажигания других огней, поскольку ханукальные свечи разрешено использовать только для выполнения заповеди.

Шамаш помещают отдельно или на том же канделябре, но не в ряду с ханукальными свечами. Обязательно должно быть видно, что «служка» не относится к ним.

Кто обязан зажигать

Зажигание свечей на Хануку касается всех – мужчин, женщин и детей старше 9 лет, в случае когда взрослые не делают это за них. Если женщина живет не одна, то обязанность исполнения заповеди лежит на главе семейства.

У взрослого сына, живущего в доме отца, но имеющего собственную комнату или угол, должен быть отдельный светильник. Родители незамужней девушки, которая живет вместе с ними, могут зажигать ханукальный светильник за нее.

К сведению. Если кто-то из домочадцев отсутствует, но другие члены семьи зажигают Ханукию, заповедь считается исполненной.

Гость тоже зажигает Ханукию, если ему выделена отдельная комната. Иначе он обязан поучаствовать в расходах на свечи. Тогда заповедь за него исполнит хозяин дома.

В синагоге ханукальные подсвечники устанавливают у южной стены. Благословение и зажигание проводят между молитвами Минха и Маарив.

Благословения перед зажиганием ханукальных свечей

Перед тем, как зажечь Ханукию, читают два благословения (брахот):

  • «Леадлик нер шель ханука» («…зажигать ханукальную свечу»);
  • «Ше-аса нисим» («…сотворивший чудеса отцам нашим…»).

В первый вечер Хануки добавляют еще одну браху – «Шеехеяну» (… давший нам жизнь»). В дальнейшем ее не повторяют.

Когда произнесено благословение и зажжена первая свеча, говорят: «Ѓанерот ѓалалу…» («Эти свечи…»), после чего зажигают другие ханукальные свечи и поют праздничный гимн «Маз цур».

К сведению. Кроме этого, по закону Хануки утром в молитве Шахарит читают полный Ѓалель. Во все молитвы и часть благословений добавляют ханукальный фрагмент «Аль а-нисим…» («За чудеса…»).

Ханукия своими руками

Подсвечник на Хануку легко сделать в домашних условиях из:

  • деревянной дощечки;
  • воска;
  • 9 стеклянных пузырьков (8 одинаковых, 1 чуть больше – это шамаш);
  • клея;
  • песка, мелких камней или соли.

Вместо пузырьков можно использовать бутылки. Но тогда понадобятся высокие свечи.

Порядок действий будет таким:

  1. Дощечку ошкуривают, натирают воском.
  2. Намечают места для пузырьков, оставляя между ними достаточное расстояние, на каждое капают клей.
  3. Приклеивают пузырьки (самый большой – в центре), наполняют их песком, камушками или солью.
  4. Вставляют свечи.

Такую поделку может сделать даже ребенок, чтобы украсить праздничный стол.

Более трудоемкие варианты – из глины или дерева. Приложив фантазию, из этих материалов можно создать настоящие произведения искусства.

Значение Хануки крайне велико для еврейского народа. Зажигание свечей стало символом духовной стойкости, победы чистоты и искренности над приспособленчеством. Этот праздник наполнен радостью и возвещает всем вокруг о произошедшем чуде.

Каждый год евреи во всём мире отмечают праздник Хануки, важнейший в их культуре, который ещё называют Праздник огней. Длится это празднование восемь дней, начиная с 25 дня месяца кислева по еврейскому календарю. По григорианскому календарю в этот раз выпало на вторую половину декабря. В эти дни все причастные зажигают меноры, раздают золотые монеты и обязательно угощаются сыром. Как зародились все ханукальные традиции и почему о них важно знать не только евреям — далее в обзоре.

Почему Ханука?

Согласно древним еврейским текстам, таким как Талмуд и книги Маккавеев, Ханука имеет глубокие корни. Этот праздник берёт своё начало с восстановления и повторного освящения Второго Храма в Иерусалиме во 2 веке до нашей эры. Настал он после долгого периода греко-сирийской оккупации и осквернения святого места. На самом деле Ханука означает «посвящение». Как и многие другие религиозные и культурные праздники и ритуалы, всё, связанное с Ханукой, со временем изменилось и фактически срослось с рождественскими традициями христианского мира.

Традиция празднования Хануки берёт своё начало во 2 веке и описана в древних текстах Талмуда и книгах Маккавеев.

Традиция празднования Хануки берёт своё начало во 2 веке и описана в древних текстах Талмуда и книгах Маккавеев.

Когда евреи пребывали в одном культурном пространстве и тесном общении с европейскими христианами в средние века, Ханука стала более заметной. Конечно, ведь христиане всегда пышно отмечали Рождество, привнося в этот праздник заметные символы, которые напоминали о рождении Спасителя. Евреи, наблюдая за этим, тоже стали стремиться превозносить свою символику. Со временем евреи расселились по всему миру, но нигде, наверное, Ханука не отмечается с такой помпой как в Америке. Какие же традиции этого важнейшего еврейского праздника нужно знать даже непосвящённым и почему?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Где проходят лучшие рождественские ярмарки Европы 2022: Волшебные места для новогоднего настроения

Зажигание меноры

Согласно древним текстам, начало традиции было положено во 2 веке до нашей эры, когда небольшой отряд еврейских воинов, называемых Маккавеи, сверг владычество греко-сирийцев и отвоевал свой разрушенный иерусалимский храм. Когда воины вошли на территорию храма, то обнаружили там только один сосуд с маслом. Они зажгли священные огни на светильнике, который называют менора или ханукия. Масла должно было хватить на один день, но светильник горел целых восемь. Это назвали ханукальным чудом и по сей день событие традиционно празднуют восемь дней.

Зажжённая менора в доме.

Зажжённая менора в доме.

С тех пор главным ритуалом Хануки стало зажигание меноры. Обычай сначала предполагал зажигание одной свечи, но постепенно вошло в традицию зажигать восемь свечей — по одной за каждый день праздника.

Огни в окне

Одним из важных аспектов празднования, является распространение информации о чуде Хануки, когда масло, которого было всего на один день, обеспечило восемь дней горения. Для этого все евреи выставляют ханукию в окнах своих домов. Это призвано оповестить всех вокруг о необыкновенном ханукальном чуде. Со временем этот обычай стал таким же публичным, как и украшение рождественской ёлки. Стали проводится публичные церемонии зажигания меноры.

Зажигание меноры стало такой же традицией, как и рождественская ёлка.

Зажигание меноры стало такой же традицией, как и рождественская ёлка.

Игра в Дрейдл

Ещё одним узнаваемым ритуальным предметом, связанным с Ханукой, является дрейдл. Этот обычай не уходит своими корнями в древность, как пытаются доказать некоторые. Традиция возникла лишь в 18 веке. Скорее всего как адаптация аналогичных европейских игр того времени.

Игра в Дрейдл.

Игра в Дрейдл.

Дрейдл — это волчок, каждая из четырёх сторон которого отмечена отдельной буквой. Означают они «половина», «ничего», «всё» и «положить». Каждый раскрутивший, в зависимости от выпавшей стороны, должен либо положить монеты в общий котёл, либо всё забрать оттуда, либо взять половину или вообще ничего.

Раздача монет

Одно из самых ранних упоминаний о раздаче людям гельт (слово на идиш, означающее «деньги») во время Хануки относится к 16 веку. Берёт обычай своё начало в итальянской и сефардской традиции сбора денег на покупку или пошив одежды для бедных учеников в местных школах. К 19 веку евреи в Восточной Европе начали дарить монеты непосредственно детям в своей семье в качестве подарков на Хануку, что, вероятно, было интерпретацией более раннего обычая.

В 1920-х годах американские кондитеры, такие как нью-йоркская компания Loft’s Candies, в связи с этой традицией начали производить ханукальные монеты из шоколада. Монетки заворачивали в золотую фольгу. По сей день это остаётся его основной формой. На шоколадных монетах часто изображают еврейские символы Маккавеев и древнего храма. Эти же монеты сегодня используют во время игры в дрейдл.

Нью-йоркская компания Loft's Candies первой придумала производить шоколадные монеты к Хануке.

Нью-йоркская компания Loft’s Candies первой придумала производить шоколадные монеты к Хануке.

Пение ханукальных песен, традиционная еда и подарки

Конечно, по радио и телевидению не транслируют пение ханукальных песен, как рождественские гимны или колядки, но их тоже существует огромное количество. Это целый жанр в искусстве. Есть религиозные песни, есть шутливые, есть традиционный фольклор.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Когда на Руси появилась традиция колядования: истоки и правила старого доброго обычая

Основными блюдами на столе в Хануку являются картофельные оладьи «латкес». Часто вместо них подают пончики. Также в эти дни традиционно употребляют много разнообразной молочной продукции. Издавна эта практика ассоциировалось с другим еврейским праздником под названием Шавуот. Отмечают его обычно в конце весны или в начале лета. В Хануку эта традиция стала привлекать особое внимание лишь последние несколько лет.

Картофельные оладьи «латкес».

Картофельные оладьи «латкес».

Многие едят молочные продукты в память о легендарной отважной героине Юдифи. Она подала вражескому военачальнику Олоферну молоко, а потом убила его и спасла таким образом весь еврейский народ. Героизм этой женщины до сих пор вдохновляет, а в её честь на стол подают сыр. Практика в 21 веке весьма популярна.

В Хануку принято также обмениваться подарками. Но это сегодня, так было не всегда. Традиционно это было принадлежностью другого еврейского праздника, называемого Пурим. Он проходит весной. Евреи просто переняли рождественские обычаи христиан и тоже стали дарить друг другу подарки на Хануку. В некоторых семьях принято дарить подарки детям за каждую ночь праздника. Какая хорошая традиция! Наверняка, все дети её бы одобрили, неважно, евреи они или нет.

Традиция дарить подарки каждый день восемь дней подряд понравилась бы всем детям на свете.

Традиция дарить подарки каждый день восемь дней подряд понравилась бы всем детям на свете.

В последние годы праздник Хануки довольно тесно переплёлся с рождественскими традициями. Это привело к популяризации и повторному открытию менее распространенных практик и традиций. Как только в интернете появляется что-то, что автор преподносит как почтенный средневековый обычай, то он мгновенно становится вирусным. И это, наверное, правильно. В нынешний век бешеного развития информационных технологий, лёгкости перемещения по земному шару, общество не может не стать мультикультурным. Всё смешивается, некоторые традиции заимствуются и приживаются, другие отмирают. Таков естественный процесс развития.

Новый год — это прекрасное время для всего мира, когда собираются вместе семьи для празднования, вне зависимости от вероисповедания. Подробнее о том, действительно ли христианство имеет языческие корни, сколько было волхвов и другие главные заблуждения о Рождестве, прочтите в другой нашей статье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

1. Менора – это ханукальный подсвечник

Слово менора в переводе с иврита буквально означает «светильник» и обычно относится к специальным канделябрам, которые мы зажигаем во время праздника Ханука.

2. Это же название относится к семисвечнику, который был в Иерусалимском Храме

В Святых Иерусалимских Храмах (и их предшественнике, Мишкане) среди роскошной утвари был подобный канделябр, но состоявший не из 9, а из 7 ветвей. Этот светильник, сделанный из цельного слитка чистого золота, зажигали ежедневно. Храмовая менора стала одним из важнейших символов еврейского народа и непосредственно Храма – ее очертания можно обнаружить даже на современных израильских монетах.

Кроме того, она была в центре чуда с маслом, которое длилось восемь дней, что и вдохновило мудрецов на решение установить такой праздник, как Ханука.

3. В современном иврите ханукальная менора называется ханукия

В наши дни большая часть евреев, особенно носители иврита, называют ханукальную менору ханукией. Это название является довольно-таки современным изобретением, так как его авторство приписывается Хемде Бен Йеуде (1873-1951 гг.).

4. Каждый вечер прибавляется по свече

Во времена Талмуда существовали две крупные школы толкования устного закона Торы: Бейт Гилель и Бейт Шамай. В Бейт Гилель учили, что каждую ночь Хануки мы должны добавлять по одной свече. А в Бейт Шамай, напротив, утверждали, что мы должны начать праздник с зажжения восьми свечей и в последующую ночь по одной убавлять. Однако общепринятый закон в том виде, каким мы его знаем по сей день, был постановлен в соответствие с учением Бейт Гилель.

5. В ханукальной меноре 9 свечей вместо 7

Как мы уже сказали, храмовая менора представляла собой семисвечник, все огни которого располагались на одном уровне. Ханукальный светильник отличается тем, что в нем, во-первых, девять свечей, а во-вторых, восемь из них расположены на одном уровне, а девятая чуть выше (в редких случаях чуть ниже). Эта особенная девятая свеча называется шамаш и является вспомогательной – с ее помощью зажигаются остальные огни меноры, после чего она занимает свое выделенное место.

Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.

6. Свет ханукии нельзя использовать в практических целях

После того, как свечи были зажжены, принято исполнять традиционные ханукальные песни, например, а-Нерот а-Лалу и Маоз Цур, в которых рассказывается о чудесах, которыми сопровождалась история еврейского народа, а дети играют в севивон – ханукальный волчок.

Удивительно, но хотя мы в эти моменты обычно и сидим возле свечей, согласно алахе нам категорически запрещается использовать их огни для чтения, тепла или какой-либо другой деятельности. И в этом заключается еще одна функция шамаша – если вдруг вы окажетесь без света, наличие этой дополнительной свечи поможет вам не нарушить заповедь освещения комнаты за счет ханукальных свечей.

7. На зажигание ханукальных свечей есть особое благословение

Прежде чем зажечь ханукию в первый вечер праздника, мы произносим три благословения:

  1. Благодарность Всевышнему за то, что он дал нам заповедь зажигания ханукальных свечей (через мудрецов, которые установили праздник);
  2. Благодарность Ему за чудеса, которые Он совершил для наших предков во времена Хануки;
  3. Благословение Шеехияну (Благословен… давший нам дожить до этого времени), которое мы обычно произносим перед зажиганием свечей любого праздника.

Начиная со второго вечера Хануки, третье благословение при зажигании не произносится.

8. Обычно сефарды зажигают одну менору на всю семью, но ашкеназы поступают иначе

Обычай, распространенный во многих сефардских сообществах, заключается в том, что глава семьи зажигает ханукию от имени всех своих домочадцев. Таким образом, в каждом доме горит только одна ханукия.

Однако слова Талмуда о том, как правильно зажигать ханукальные свечи, можно объяснить иным образом – что у каждого члена семьи должна быть персональная ханукия, – и такая трактовка принята у большинства ашкеназов.2

Ханука

9. Женщины не работают, пока свечи горят

В ряде общин принято, что замужние женщины сами не зажигают ханукии, за них это делают мужья. Таким образом они предпочитают быть «частью» заповеди своих мужей. И это одна из причин, почему многие женщины воздерживаются от какой-либо работы по дому, пока горят свечи – чтобы, освобождая для себя время насладиться их светом, продемонстрировать, что и они участницы этой заповеди.

10. Ханукии бывают общественные и для личного использования

В дополнение к ханукиям, зажигаемым в еврейских домах, принято устраивать еще одно общественное зажигание для всех, например, в синагоге – даже если все присутствующие там прихожане после этого пойдут по домам, чтоб зажечь уже самостоятельно. Это своеобразный акт объединения и сплочения народа Израиля и возможность в очередной раз почувствовать себя частью общины.

В последние годы это явление получило распространение на новом уровне в виде зажигания огромных менор, украшающих городские площади, торговые центры и другие общественные места по всему миру. Нередко в первый вечер праздника устраивается особая торжественная церемония зажигания таких менор с участием глав города и других деятелей общественности и известных персон.

Однако поскольку такие мероприятия предназначены главным образом для “рекламного” распространения истории о ханукальном чуде, а не для того, чтобы соблюсти заповедь, технически не всегда это зажигание соответствует букве еврейского закона, а потому может не являться действительным (в некоторых случаях вместо настоящих свечей вообще используются лампочки). Поэтому даже если вы решили посетить торжественное зажигание в вашем городе, вам все равно для исполнения заповеди нужно будет по возвращении зажечь дома свою личную ханукию.

11. Зажигание приходится на время наступления темноты

Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).

В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут.3

12. Свечи и масло одинаково пригодны

Выбирая ханукию для покупки, вы можете увидеть, что одни предназначены для свечей, а другие – для масла. Оба вида подсвечников можно использовать, однако предпочтительнее все же выбрать масляную ханукию и зажигать в ней именно оливковое масло:  потому что ханукия напоминает нам о храмовой меноре (в которой горело оливковое масло), и именно с ним произошло ханукальное чудо, когда маленького кувшинчика масла хватило для на целых 8 дней.

И независимо от того, какую ханукию вы предпочтете, обязательно убедитесь, что ваши свечи (чашечки с маслом) смогут гореть не менее получаса. В крайнем случае всегда можно сделать ханукию из составленных в ряд свечей-таблеток, которые обычно горят не менее 3 часов – тогда у вас абсолютно точно будет кошерная менора.

13. Огоньки меноры должны представлять ровный ряд

Каждый огонек вашей ханукии должен быть отчетливо виден тому, кто на него смотрит, и не сливаться с остальными. Поэтому принято, чтобы все восемь основных свечей были расположены по прямой линии, а не по полукругу. Не менее важно проследить и за тем, чтобы изначально все свечи были одинаковой высоты, а если вы используете масляный подсвечник, то чтобы в каждой чашечке было одинаковое количество масла. 

14. Бывают меноры, которые можно прикрепить на стену

Если вам доводилось видеть ханукии, которые обычно включают в праздничные наборы различные организации по распространению атрибутов праздника, вы помните, что они представляют собой металлический подсвечник со стенкой вдоль длинной стороны. Такая форма связана с тем, что в прошлые столетия меноры нередко прикреплялись в жилищах прямо к стене, и такая конструкция с защитной стенкой предотвращает повреждения стены дома от огня и дыма.

15. Менора должна располагаться на подоконнике или у двери

Во времена Талмуда, когда люди жили в частных домах, выйти из которых на улицу можно было только пройдя через внутренний двор, было принято ставить ханукию у входа во двор. Наличие мезузы справа от входа и меноры слева1 придавало ему особую святость.

Когда обстоятельства изменились и люди стали селиться в домах, рассчитанных на большее количество семей, ханукия переместилась внутрь помещения. В наши дни чаще принято ставить ее на подоконник, чтобы с улицы или из соседних домов можно было увидеть свет наших свечей, однако некоторые по древней традиции продолжают располагать ханукию ближе к входной двери.

16. Огни Хануки должны быть видны людям снаружи

Как уже было несколько раз упомянуто, мы стараемся сделать так, чтобы свет наших ханукальных свечей могло видеть максимально возможное количество людей. Поэтому мы зажигаем менору с наступлением темноты, когда, во-первых, огни Хануки ярче видны, а во-вторых, можно предположить, что именно в это время люди возвращаются домой и собираются вместе, готовые засвидетельствовать память о чуде.

Если вы возвращаетесь домой с работы поздно вечером, обязательным условием считается, чтобы при зажигании вами ханукии присутствовал хотя бы один свидетель. В противном случае существуют разногласия между мудрецами, нужно ли произносить благословение на свечи.

Сноски

  1. Именно с таким расположением ханукии и связан тот факт, что в наше время обычно шамаш располагается не в середине подсвечника, а с правой стороны.
  2. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье “Почему в Хануку мы каждый вечер прибавляем по свече”.
  3. Этот вопрос подробнее разбирается в статье “Какой должна быть кошерная ханукия”.

Было ли это полезно?

Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

Оглавление

История семисвечника — Меноры [↑]

Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы Менора был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]

Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.

Символическое значение Меноры [↑]

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.


Download Article


Download Article

Chanukah (also spelled Hanukah or Hannukah) is the Jewish festival of lights and feast of dedication, a joyous holiday that celebrates the miracle of one day’s quantity of oil burning for eight days in the menorah in the Temple of Jerusalem. The central focus of Chanukah is the chanukiah, the candelabra that many refer to as a menorah (though “chanukiah” is the correct term for the Chanukah candelabra). Lighting the chanukiah is a ritual that has very specific steps which differ slightly each of the eight nights of Chanukah!

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 5

    1

    Light the shamash candle. Once the sun has set (unless it’s Friday), light the shamash candle using a match, lighter, or other flame source. It’s very important to light the shamash first. The shamash is what you will be using to light the other candles, so you should never light the other candles before it.[1]

    • Start the candle lighting before sunset on Friday night and use long-lasting candles so they burn for at least 30 minutes after the sun sets.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 6

    2

    Say the first blessing over the candles. Whenever candles are lit in a Jewish ceremony, a blessing is always said over the candle lighting. This is the first blessing that you will say on each night of Chanukah.[2]

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, asher kidshanu b’mitzvotav v’tzivanu l’hadlik ner shel Hanukkah.

      Blessed are You, O Lord Our God, Ruler of the Universe, Who has sanctified us with Your commandments and commanded us to kindle the lights of Chanukah.

    • You can sing the blessing with the traditional tune, or simply recite it. You can also say it in English if you can’t pronounce the Hebrew, though you should use the Hebrew if you can.
    • It’s traditional for others around to say “amen” after each blessing has been recited.

    Advertisement

  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 7

    3

    Recite the second blessing. The second blessing thanks God for miracles that God performed for the Jewish ancestors, and is recited every night of Chanukah after the candle lighting blessing.[3]

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, she’asah nisim l’avoteinu, b’yamim haheim bazman hazeh.

      Blessed are You, O Lord our God, Ruler of the Universe, Who made miracles for our forefathers in those days at this time.

  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 8

    4

    Recite the Shehecheyanu on the first night of Chanukah. If it is the first night of Chanukah, recite the Shehecheyanu after the other two blessings. The Shehecheyanu is a special blessing that is traditionally said every time you do something for the first time, or do a specific ritual for the first time in this year. Because you will be lighting the Chanukah candles for the first time this year, say this blessing on the first night, but not on the following nights of Chanukah.

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, shehekheyanu, v’kiyamanu vehegianu lazman hazeh.

      Blessed are You, O Lord Our God, Ruler of the Universe, Who has kept us alive, sustained us and brought us to this season.

  5. Advertisement

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 9

    1

    Light the candles with the shamash. After you finish reciting the blessings, pick the shamash candle up with your dominant hand. Use the shamash to light the candle/s, going from left to right. In other words, light the newest candle first, then light the preceding candles.

    • Light the candles from left to right to acknowledge the new candle representing the new night of Chanukah before the others.
    • Always use the shamash to light the candles. Never use an already lit candle to light the others.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 10

    2

    Place the shamash candle back in its slot. After you finish lighting the candles, place the shamash candle back in its slot. You have just finished lighting your chanukiah!

  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 11

    3

    Place the chanukiah in the window. Placing the chanukiah in the window is a way of proudly showing your Jewish heritage and traditions.

    • A key part of the Chanukah story is the defeat of the Hellenistic forces by the ancient Jewish Maccabees. The Greeks had taken over the ancient Jewish temple and were trying to smother the Jewish religion. This is why displaying the chanukiah and expressing your Judaism is an integral part of the holiday.[4]
    • Custom says to place the chanukiah in a window to the left of the door, if possible. The chanukiah belongs on the left side of a doorway, opposite the mezuzah on the right side, so that the family can be surrounded by mitzvot (commandments) as they celebrate Chanukah.[5]
  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 12

    4

    Let the candles burn themselves out. Instead of blowing out or extinguishing the candles, let them run their course. Make sure that they burn for at least a half an hour after sunset. If you have to leave the house, time it so that they burn for at least 30 minutes after you have lit them.[6]

    • If it is Shabbat, use long-lasting candles and make sure that they burn for at least a half an hour after the sun sets.
    • If you have to leave the house, let the candles burn for at least 30 minutes after sunset, then extinguish them for safety purposes.
  5. Advertisement

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 1

    1

    Begin at sunset of the 24th day of the month of Kislev. Chanukah begins on the same day of the Jewish calendar each year, the 24th day of the month of Kislev. Because the Jewish and Roman calendars are different, Chanukah begins on a different day each year on the Roman calendar.[7]

    • In 2023, Chanukah begins in the evening of Thursday, December 7, and ends in the evening of Friday, December 15.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 2

    2

    Gather your family or friends just after sunset. All Jewish holidays begin at sunset, so you should get your friends or family together with you to light the candles just after the sun sets.[8]

    • Including friends and family in the candle lighting ritual a very important aspect of Chanukah. A large part of Judaism is sharing the miracle of Chanukah and passing the tradition onto your children. For this reason, try to include others in the candle lighting!
    • The exception is Friday night, when the menorah should be lit before sunset. This is because Friday night is the start of Shabbat, or the day of rest, and lighting the menorah constitutes as work (which should not be done after Shabbat begins).[9]
  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 3

    3

    Place the shamash in the chanukiah. On your chanukiah, you should see 9 slots for candles, with eight slots on one level and one slot elevated above the rest. This is the spot for the shamash, or the candle used to light all the other candles. Place one candle in this elevated spot.

    • Every night of Chanukah, you place and light the shamash first before the other candles.
    • The word “shamash” means “attendant” in Hebrew, and its elevation away from the other candles is meant to separate it from the candles that represent each day of Chanukah. Its position also alludes to its important role of lighting the other candles.[10]
    • It doesn’t matter what color candles you use. Some choose traditional blue and white candles, while others prefer differently colored candles![11]
    • The candelabra Jewish people use for Chanukah is actually a «chanukiah,» which has nine branches, not a menorah, which has seven. People incorrectly call the chanukiah a menorah, but they have become accepted as the same thing. If you wish to be technically accurate, call the candelabra a chanukiah.
    • While an electric chanukiah is a great decoration, it can’t be used to properly fulfill the ceremony of Chanukah. You need to use a candle or oil chanukiah to fulfill the mitzvah (the commandment or good deed) of lighting the chanukiah.
  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 4

    4

    Add the other candles. Every night of Chanukah, you add one more candle. On the first night of Chanukah, place a candle in the right-most slot. After the first night of Chanukah, add one candle for each night, starting from the right-most slot and going left.[12]

    • For instance, on the second night of Chanukah, place the shamash candle in its slot and the candle representing the first night of Chanukah in the right-most slot. Place the candle representing the second night of Chanukah in the slot next to the previous candle (the second to the right-most slot).
    • On the third night, place the candles as you did on the second night, adding a fourth candle in the slot third to the right.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What’s the soonest I can display the empty menorah? Do I need to wait until the first night of Hanukkah?

    Community Answer

    You can have it ready as early as you wish. Lighting it, though, starts on the first night.

  • Question

    When the first candle is lighted after prayer, do I put off the candle until the last day which all the candles are left to burn down?

    Community Answer

    No, you use different candles each night, always letting them burn down.

  • Question

    Can I light all the candles on the first night and subtract?

    Community Answer

    I’ve heard of people doing this, though it is not common. It makes a certain sense though, as one can consider it the same as the oil slowly being used up. If you’re concerned about whether or not it’s proper, better ask a rabbi.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Eat latkes, exchange presents, and play a game of dreidel around your chanukiah!

  • For the chanukiah to be kosher, it must have all 8 of the «regular» candles in a line at the same height, and the shamash set apart. As long as this requirement is fulfilled, the chanukiah can be decorated any way you like. Some people even make their own as a craft project.

  • Place a plate or tray under the candles so that the wax does not drip onto the tablecloth.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Keep the candles away from any articles that might catch on fire. Never leave burning candles unattended. Spread a sheet of aluminum foil underneath the chanukiah so that it doesn’t drip hot wax on the table.

  • Supervise children lighting candles, and make sure not to put the candles within the reach of a toddler or pet who might knock them over.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Menorah
  • Chanukah candles
  • Lighter or matchbook

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 499,980 times.

Reader Success Stories

  • Patricia R. Pearl

    Patricia R. Pearl

    Dec 2, 2018

    «Every Chanukah I have to check to see which candle to light, but your explanation makes it clear. We light the most…» more

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!


Download Article


Download Article

Chanukah (also spelled Hanukah or Hannukah) is the Jewish festival of lights and feast of dedication, a joyous holiday that celebrates the miracle of one day’s quantity of oil burning for eight days in the menorah in the Temple of Jerusalem. The central focus of Chanukah is the chanukiah, the candelabra that many refer to as a menorah (though “chanukiah” is the correct term for the Chanukah candelabra). Lighting the chanukiah is a ritual that has very specific steps which differ slightly each of the eight nights of Chanukah!

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 5

    1

    Light the shamash candle. Once the sun has set (unless it’s Friday), light the shamash candle using a match, lighter, or other flame source. It’s very important to light the shamash first. The shamash is what you will be using to light the other candles, so you should never light the other candles before it.[1]

    • Start the candle lighting before sunset on Friday night and use long-lasting candles so they burn for at least 30 minutes after the sun sets.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 6

    2

    Say the first blessing over the candles. Whenever candles are lit in a Jewish ceremony, a blessing is always said over the candle lighting. This is the first blessing that you will say on each night of Chanukah.[2]

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, asher kidshanu b’mitzvotav v’tzivanu l’hadlik ner shel Hanukkah.

      Blessed are You, O Lord Our God, Ruler of the Universe, Who has sanctified us with Your commandments and commanded us to kindle the lights of Chanukah.

    • You can sing the blessing with the traditional tune, or simply recite it. You can also say it in English if you can’t pronounce the Hebrew, though you should use the Hebrew if you can.
    • It’s traditional for others around to say “amen” after each blessing has been recited.

    Advertisement

  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 7

    3

    Recite the second blessing. The second blessing thanks God for miracles that God performed for the Jewish ancestors, and is recited every night of Chanukah after the candle lighting blessing.[3]

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, she’asah nisim l’avoteinu, b’yamim haheim bazman hazeh.

      Blessed are You, O Lord our God, Ruler of the Universe, Who made miracles for our forefathers in those days at this time.

  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 8

    4

    Recite the Shehecheyanu on the first night of Chanukah. If it is the first night of Chanukah, recite the Shehecheyanu after the other two blessings. The Shehecheyanu is a special blessing that is traditionally said every time you do something for the first time, or do a specific ritual for the first time in this year. Because you will be lighting the Chanukah candles for the first time this year, say this blessing on the first night, but not on the following nights of Chanukah.

    1. Baruch Atah Adonai Eloheinu Melech Ha’olam, shehekheyanu, v’kiyamanu vehegianu lazman hazeh.

      Blessed are You, O Lord Our God, Ruler of the Universe, Who has kept us alive, sustained us and brought us to this season.

  5. Advertisement

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 9

    1

    Light the candles with the shamash. After you finish reciting the blessings, pick the shamash candle up with your dominant hand. Use the shamash to light the candle/s, going from left to right. In other words, light the newest candle first, then light the preceding candles.

    • Light the candles from left to right to acknowledge the new candle representing the new night of Chanukah before the others.
    • Always use the shamash to light the candles. Never use an already lit candle to light the others.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 10

    2

    Place the shamash candle back in its slot. After you finish lighting the candles, place the shamash candle back in its slot. You have just finished lighting your chanukiah!

  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 11

    3

    Place the chanukiah in the window. Placing the chanukiah in the window is a way of proudly showing your Jewish heritage and traditions.

    • A key part of the Chanukah story is the defeat of the Hellenistic forces by the ancient Jewish Maccabees. The Greeks had taken over the ancient Jewish temple and were trying to smother the Jewish religion. This is why displaying the chanukiah and expressing your Judaism is an integral part of the holiday.[4]
    • Custom says to place the chanukiah in a window to the left of the door, if possible. The chanukiah belongs on the left side of a doorway, opposite the mezuzah on the right side, so that the family can be surrounded by mitzvot (commandments) as they celebrate Chanukah.[5]
  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 12

    4

    Let the candles burn themselves out. Instead of blowing out or extinguishing the candles, let them run their course. Make sure that they burn for at least a half an hour after sunset. If you have to leave the house, time it so that they burn for at least 30 minutes after you have lit them.[6]

    • If it is Shabbat, use long-lasting candles and make sure that they burn for at least a half an hour after the sun sets.
    • If you have to leave the house, let the candles burn for at least 30 minutes after sunset, then extinguish them for safety purposes.
  5. Advertisement

  1. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 1

    1

    Begin at sunset of the 24th day of the month of Kislev. Chanukah begins on the same day of the Jewish calendar each year, the 24th day of the month of Kislev. Because the Jewish and Roman calendars are different, Chanukah begins on a different day each year on the Roman calendar.[7]

    • In 2023, Chanukah begins in the evening of Thursday, December 7, and ends in the evening of Friday, December 15.
  2. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 2

    2

    Gather your family or friends just after sunset. All Jewish holidays begin at sunset, so you should get your friends or family together with you to light the candles just after the sun sets.[8]

    • Including friends and family in the candle lighting ritual a very important aspect of Chanukah. A large part of Judaism is sharing the miracle of Chanukah and passing the tradition onto your children. For this reason, try to include others in the candle lighting!
    • The exception is Friday night, when the menorah should be lit before sunset. This is because Friday night is the start of Shabbat, or the day of rest, and lighting the menorah constitutes as work (which should not be done after Shabbat begins).[9]
  3. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 3

    3

    Place the shamash in the chanukiah. On your chanukiah, you should see 9 slots for candles, with eight slots on one level and one slot elevated above the rest. This is the spot for the shamash, or the candle used to light all the other candles. Place one candle in this elevated spot.

    • Every night of Chanukah, you place and light the shamash first before the other candles.
    • The word “shamash” means “attendant” in Hebrew, and its elevation away from the other candles is meant to separate it from the candles that represent each day of Chanukah. Its position also alludes to its important role of lighting the other candles.[10]
    • It doesn’t matter what color candles you use. Some choose traditional blue and white candles, while others prefer differently colored candles![11]
    • The candelabra Jewish people use for Chanukah is actually a «chanukiah,» which has nine branches, not a menorah, which has seven. People incorrectly call the chanukiah a menorah, but they have become accepted as the same thing. If you wish to be technically accurate, call the candelabra a chanukiah.
    • While an electric chanukiah is a great decoration, it can’t be used to properly fulfill the ceremony of Chanukah. You need to use a candle or oil chanukiah to fulfill the mitzvah (the commandment or good deed) of lighting the chanukiah.
  4. Image titled Light a Chanukah Menorah Step 4

    4

    Add the other candles. Every night of Chanukah, you add one more candle. On the first night of Chanukah, place a candle in the right-most slot. After the first night of Chanukah, add one candle for each night, starting from the right-most slot and going left.[12]

    • For instance, on the second night of Chanukah, place the shamash candle in its slot and the candle representing the first night of Chanukah in the right-most slot. Place the candle representing the second night of Chanukah in the slot next to the previous candle (the second to the right-most slot).
    • On the third night, place the candles as you did on the second night, adding a fourth candle in the slot third to the right.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What’s the soonest I can display the empty menorah? Do I need to wait until the first night of Hanukkah?

    Community Answer

    You can have it ready as early as you wish. Lighting it, though, starts on the first night.

  • Question

    When the first candle is lighted after prayer, do I put off the candle until the last day which all the candles are left to burn down?

    Community Answer

    No, you use different candles each night, always letting them burn down.

  • Question

    Can I light all the candles on the first night and subtract?

    Community Answer

    I’ve heard of people doing this, though it is not common. It makes a certain sense though, as one can consider it the same as the oil slowly being used up. If you’re concerned about whether or not it’s proper, better ask a rabbi.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Eat latkes, exchange presents, and play a game of dreidel around your chanukiah!

  • For the chanukiah to be kosher, it must have all 8 of the «regular» candles in a line at the same height, and the shamash set apart. As long as this requirement is fulfilled, the chanukiah can be decorated any way you like. Some people even make their own as a craft project.

  • Place a plate or tray under the candles so that the wax does not drip onto the tablecloth.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Keep the candles away from any articles that might catch on fire. Never leave burning candles unattended. Spread a sheet of aluminum foil underneath the chanukiah so that it doesn’t drip hot wax on the table.

  • Supervise children lighting candles, and make sure not to put the candles within the reach of a toddler or pet who might knock them over.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Menorah
  • Chanukah candles
  • Lighter or matchbook

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 499,980 times.

Reader Success Stories

  • Patricia R. Pearl

    Patricia R. Pearl

    Dec 2, 2018

    «Every Chanukah I have to check to see which candle to light, but your explanation makes it clear. We light the most…» more

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Вопрос:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).

5 февраля 2008 г.
(http://www.pravoslavie.ru)

https://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavnomu-xristianinu-o-cerkovnoj-sveche

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Минометные войска когда праздник
  • Минобороны профессиональный праздник
  • Минкультуры конкурс сценариев
  • Минкульт конкурс сценариев
  • Министерство юстиции профессиональный праздник