Мирская каша праздник

Ресторан интеллектуальной кухни - Подробности!: Праздники и фестивали каши

С древних времен человечество выращивало различные злаки: пшеницу и рис, ячмень и просо, овес и кукурузу, рожь и гречиху. И все они, и не только они, используются для получения круп. А практически любое блюдо, приготовленное из этих круп, называют Кашей. Кашу ценят во всем мире, но больше всего она всегда почиталась и почитается на Руси, где кашу издавна подавали и в будни, и на праздники.

В свое время о ценности каш стали забывать, но в наши дни, в рамках идеи здорового питания, интерес к кашам возрождается, в том числе к истории и традициям русских каш.

На Руси существовали праздники, отмечаемые обрядовыми кашами. О некоторых из них и идет речь ниже. Итак, праздники каши.

      Бабьи каши

Бабьи каши — день народного календаря, отмечаемый 8 января. Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.

Есть у праздника и другие названия – Бабий день, Бабины, День повивальных бабок и рожениц, Праздник Рода и рожаниц, Бабинцы (брян.), «Маладзёны» (белорус.), «Зімні пакроўчык» (белорус.), Святая Богородица (белорус.), «Бабинден» (болг.), «Бабин дан» (серб.), День гусляра пророка Давида, Дарий — год дарит, Праздник собора пресвятой Богородицы (христ.).

В этот день почитали повивальных бабок и рожениц. По древнему обычаю, во многих местах русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и Рожаницам. Каше отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом веселились, шутили, разговоры почти всегда были исполнены сексуального подтекста.

Сама повивальная бабка иногда проводила ритуалы, которые должны были помочь женщинам иметь больше детей.

Варили дома в этот день вместо обычной каши бабкину, или крестильную, кашу – она была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. Для нее не скупились на молоко, сливки, масло, яйца. Готовую же кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.

А еще по бабкиным кашам гадали на судьбу. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи – рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае готовились к неприятностям, впрочем, их можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

В разных местах существовали разные традиции, да и сам праздник отмечался в разные дни. Так, в Болгарии на Бабин день проводится ритуал «умывания рук». Рано утром к повитухе шли женщины, у которых дети в возрасте от 1 до 3 лет. Они приносили из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливали повивальной бабке на руки, а потом подали ей полотенце, которое та принимала в дар (ещё в дар повивальной бабке приносилась одежда, полотно – всё это клали ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старалась поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха дарила матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёнок, то она завязывала ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, повитуxу возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа вином, деньгами, в противном случае их поливали водой, снимали с них одежду и т. п.

В восточной Сербии весь день был посвящён женщинам, которые стали матерями за прошедший год. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли — считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы.

Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей, и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц. Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.

Обрядность Бабьего и его обычаи приурочены к различным календарным праздникам или входят в состав родильной обрядности. В южно- и западнорусских областях и в Сибири праздник повитух и рожаниц отмечался 26 и 27 декабря и назывался так же Бабьи каши, Бабий день, Бабины. Бабины, стали праздноваться параллельно празднику иконе Богородицы «Помощь в родах» и иконе «Чрева рождения». В Белоруссии и на Брянщине повитуху чествовали на второй день Рождества (ср. бел. Молодёны, брян. Бабинцы), в Полесье — обычно на Пасху, в пасхальный понедельник или Страстной четверг. У украинцев также известен обычай обмывания рук повитухи вскоре после рождения ребенка (злиеки) и др.

      Мирские каши (День мирской каши)

Другое название этого дня – Акулина-гречишница. Приходится он на 26 июня. В этот день полагалось варить гречневую кашу перед посадкой гречихи. На Акулину-гречишницу было принято готовить мирскую кашу из «отсталой» (оставшейся от предыдущего урожая) гречи. Столы выносили на улицу и потчевали той кашей странников и нищих, а соседи хвастались друг перед другом – чья каша вкуснее? После угощения по традиции благодарили хозяев: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом – на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счёту! Без хлеба, да без каши – ни во что труды наши».

Сеяли гречиху в степных краях за неделю до этого дня, или на неделю позже, в южных краях России гречиха к этому времени уже цвела; в Малороссии у хозяек был обычай срывать пучок гречихи, приносить домой и, заткнув за образа, оставлять до будущего года.

О перенесении гречихи на Русь сохранилась поэтическая сказка «Крупеничка».

Варились мирские каши и в другие праздники.

Обетные мирские каши готовились для нищих и в день Аграфены Купальницы (6 июля). Каша из свежего зерна непременно варилась на угощение молотильщикам в день Феклы Заревницы (7октября), когда овин величали «именинником»; при этом той же кашей во многих местах угощали и «овинного хозяина», которому оставляли горшок с этим обрядовым блюдом в подлазе.

Не обходились без обрядовой каши и большие зимние праздники – Рождество, Новый год, Святки, Крещение… Каша, выставляемая хозяйками в это время на стол, носила название кутьи и была сытной, очень вкусной и сладкой.

      Международный день каши

10 октября – Международный день каши. Официально такого праздника нет, но он часто упоминается на разных сайтах. Идея хорошая, почему бы не отметить этот праздник вкусной кашей… А там, глядишь, и традиции нового праздника появятся, например, профессиональные состязания кашеваров с народными гуляниями, возродится забытый обычай мирской каши, или возникнет новый обычай – угощать кашей и дарить подарки больным детям, детям-сиротам… Или же проводить благотворительные фестивали…

      Международный фестиваль овсянки

Международный фестиваль овсянки начинается ежегодно во вторую пятницу апреля в американском городке Сент-Джордж (штат Южная Каролина. Это трехдневный фестиваль, посвященный овсянке. Впервые фестиваль был проведен в 1985-м году.
Ээтот фестиваль позволяет напоминить толстеющей на гамбургерах американской публике о здоровом продукте питания.

      День овсянки в Шотландии

Отмечается 13 февраля, а в октябре в деревне Каррбридж на севере Шотландии проводится чемпионат мира по приготовлению овсянки, там встречаются лучшие повара, а также любители приготовления вкуснейшей классической овсяной каши. Эта каша изготавливается из овсяных хлопьев или, как вариант, овсяной муки, и уже давно считается чрезвычайно полезным завтраком. Победителю вручается награда – «Золотая мешалка».

      Фестиваль каши в Кашине

Легенда гласит, что в одной из помещичьих усадеб Кашинского уезда был обнаружен альбом, где есть такая запись: «Сюда на кашу приезжали, нам говорили в старину. Ее на площадях едали, назвали Кашин потому».

Это дна из версий названия этого древнего города Тверской земли, она связана с традиционным русским кушаньем. А вот традицию – есть кашу на площадях – в Кашине возродили в 2013 году.

Фестиваль каши в Кашине


Фестиваль каши в Кашине – это большой городской праздник с ярмаркой изделий народного творчества, мастер-классами по старинным ремеслам, играми, в которых можно проявить силу, ловкость и смекалку, веселыми представлениями. И, конечно же, соревнования кашинских кашеваров с дегустацией различных видов каши.
               Читать даьше Фестиваль каши в Кашине
Есть в Кашине Музей каши и кашинских традиций. Здесь можно узнать об обычаях, связанных с кашей, увидеть атрибуты кашеваров, ознакомиться с особенностями различных видов круп и рецептами каши.

      Благотворительный фестиваль «Праздник каши» в Москве

Благотворительный фестиваль «Праздник каши» 11 октября 2014 года был проведен в Москве на Кузнецком мосту.

      Перенесение каши

Это не праздник, а древняя русская традиция. При переезде в новый дом хозяйка в последний раз затапливает печь в старом доме и варит кашу, заворачивает горшок в чистое полотенце и, кланяясь во все стороны, говорит: «Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям». Затем печь гасится, горшок с кашей переносится в новый дом, там зажигают впервые огонь в новой печи и в ней доваривается принесенная каша.

     Еще о кашах и крупах

Крупы и каши
Интересные факты о кашах
Праздники каши
Гурьевская каша
Анекдоты о каше
Кроссворд о крупах и каше


Народный праздник «Акулина Гречишница» отмечается 26 июня (по старому стилю – 13 июня)

В православном календаре это день почтения памяти мученицы Акилины Старшей, Библосской (Финикийской). Другие названия праздника: «Мирские каши», «Гречишница», «Задери хвосты», «Акулина». Гречишницей день прозвали потому, что в эту пору на Руси было принято сеять гречиху.

По старинному обычаю 26 июня варили гречневую кашу и угощали ею нищих. Те, отобедав, благодарили хозяев и желали им хорошего будущего урожая.

А вот молоко на Акулину пить не следовало, несмотря на народную привычку употреблять его с гречневой кашей. Считалось, что в этот день оно становится вредным для здоровья — «акульим», «молоком от бешеной коровки».

 Запрещается в день Акулины Гречишницы работать. Сегодня надо вечер провести в кругу семьи за роскошным застольем, главным блюдом на котором должна быть гречка. Тогда, согласно примете, семья весь год будет жить богато и счастливо.

26 июня нельзя жаловаться. Святая Акулина негативно относится к нытью – в наказание может столкнуть человека с такими проблемами, на фоне которых нынешние неприятности покажутся мелочью.

Еще одно название праздника: «Акулина — Задери хвосты». Оно появилось благодаря нашествию мух и комаров, которое случалось в это время. Домашняя скотина становилась беспокойна, коровы бегали от гнуса по лугам и обмахивались хвостами. В народе подмечали: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Поэтому животных выгоняли на пастбище на рассвете, чтобы к полудню закрыть их в прохладном хлеву. Нелегко приходилось и людям: «Пойдешь лесом — комары взбесят».

Именины в этот день отмечают: Александр, Андрей, Даниил, Дмитрий, Иван, Яков, Александра, Анна, Антонина, Акулина.

Народные приметы на 26 июня

  • Много мошкары – к хорошей погоде.
  • Если пчелы утром покидают улей и разлетаются за добычей, то день будет теплым и сухим.
  • Если овод летает крупный, значит и колосья уродятся крупными.
  • Если 26 июня посадить огурцы, то они вырастут кривыми, желтыми и вялыми.
  • В лес на Акулину ходить не стоит – комары искусают.
  • Молоко в этот день считается вредным для здоровья.
  • Нельзя на Акулину работать – иначе гречка не уродится.

*

*

Народное название:
Иван, Анна. Антонина, Арсений. Савва
Окулина

Окулинин день
АКУЛИНА
Акулина Гречишница, Акулина – гречишница
Акулина Гречушница, Акулины-гречушницы
Акулина – Чёрные гречихи


АКУЛИНА — ЧЕРНЫЕ ГРАЧИ
Акулина-комарница

Акулина – Задери (вздерни) хвосты, Вздери хвосты
Акулина-быза, Акулины базы, Акулины-бызы

Акулина — Кривые огурцы
Акилина
АКИЛИНА ГРЕЧИШНИЦА
Акилина-гречушница
ПРАЗДНИК КАШ
Мирские каши
ГРЕЧИШНИЦА
Кривые огурцы
Начало лета

Дрок
Строка
 *

Международный день борьбы с наркотиками.

*
конспект
*

*

Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые


В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех русских святых.
Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ).
Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ).
Калужской иконы Божией Матери (1771) (переходящее празднование в 1-ое воскресение Петрова поста ).
Мученицы  Акилины (293).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
Св. Александры, основательниы Дивеевского конвента (1789).
Сщмч. Александра пресвитера (1918).
Сщмч. Димитрия пресвитера (1940).
Прмц. Пелагии (1944).
Прпп. Андроника (ок. 1395), ученика прп. Сергия Радонежского и Саввы (XV), игуменов Московских.
Мц. Антонины (284-305).
Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).
Свт. Антипатра, еп. Бостры Аравийской.
Обрет. мощей новомч. Николая, диакона Лесбосского (Греч.).
Свт. Евлогия, патр. Антиохийского (Греч.).
Мч. Диодора Емесского, распятого (Греч.).
Св. Антима Иверского, митр. Влахии (1716) (Груз.).

Петров пост. Разрешается рыба

*
———————————-

Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :


Начало лета.
Конец «воробьиным ночам».
Зацветает барбарис.
Оводы и комары в этот день особенно активны.
Лютуют мошкара, комары, оводы, слепни, мухи.
• Мошкара толчется кругами – к хорошей погоде.
• Пойдешь лесом – комары взбесятся.
• Комары и мошки в июне столбом толкутся – жди назавтра сухой погоды.
• Если пчелы с раннего утра отправляются за добычей – будет хороший день.
• Крупный овод – крупный будет колос, мелкий овод – колос мелкий родится.
• Паук-крестовик при заходе солнца сидит в своей паутине – впереди сухая погода.

С этого  времени появляется громадное количество слепней, оводов и всякого гнуса, от которого скот сильно страдает и иногда бегает, как шальной, высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых.
В это время скот бесится от оводов.
«Акулина — вздерни хвосты» — с Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится.
· Акулина — задери хвосты — хвосты буренкам крутит: скот носится по полю, бесится от оводов и мух.
На Акулину нападали мухи на скотину; видя тревогу скотины, поселяне говорили: «Пошли бызы на скотину».
Этот день в деревнях назывался и «Акулина-бызы», потому что в середине лета появлялось много мух, комаров и слепней, которые не давали скотине покоя: несчастные животные не могли устоять на месте, бегали с одного края луга на другой, искали спасения под навесами.
Такое поведение скотины называлось в народе «быза».
В это время измученные коровы плохо ели, от чего сильно падали удои.
Скот тощает, сбавляет удои.
Поэтому скотину в жаркие летние дни выгоняли на пастбища рано утром, с утра, прежде чем вывести на луг, кропили ее святой водой или омывали настоем белозера болотного, а днем, ближе к полудню, закрывали в хлевах.
В день Акулины молоко считалось «акульим», то есть вредным для здоровья — «молочко от бешеной коровки».

В народе этот день зовут Акулина — Гречишница.
Начинают в эти дни сеять гречиху, смотря по погоде.
Гречиху сеют в ясную, сухую погоду: «Коли пыль на бороне, то и блин на решете».
Сеют ее в ясную сухую погоду в сухую, пыльную или песчаную землю.
Она боится морозов.
«Сей гречиху возле Акулины».
«Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя».
Гречиху сеяли либо за неделю до Акулины, либо неделю после.
• Солнце землю прокалило – сей гречиху, Акулина.
• Гречу сей, когда рожь хороша.
Гречиху сей, когда роса (когда трава) хороша.
• Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да и горсти не соберешь.
• Холь гречиху до посева, да сохни до покоса.
Государыня гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор.
Не верь гречихе на цвету, а верь закрому.
Не верь гречке в цвету, а верь в закрому.
Мухи появляются в большом количестве – к урожаю гречихи.
Полевые работы в этот день не проводят.
· В этот день не работали, чтобы гречи хорошие были.
Работать на Акулину не разрешалось, чтобы не разгневать святую, иначе гречки хорошей не будет.

А еще Акулина звалась днем кривых огурцов: любая посадка в этот день не принесет сочных да зеленых огурцов.
· Посаженные в этот день огурцы вызревали кривыми.
Отсюда еще одно название Акулины — кривые огурцы.
«Кривые огурцы» — огурцы позднего сева — не будут хорошими, они не успевают созревать.
На Севере России коноплё сеют после Окулинина дня.

Мирская каша для нищей братии.
В этот день местами справляется «праздник каш» — варят мирскую кашу для нищей братии.
· На Акулину устраивали мирскую кашу и раздавали нищим.
*
——————————-

В этот день Православная Церковь почитает Преподобную Анну и сына ее Иоанна (IX), Преподобного Андроника (1395), святую Мученицу Акилину (293)

пострадавшую в 293 году, принявшую смерть в возрасте 12 лет во времена императора Диоклетиана за проповедь веры Христовой своим сверстницам-язычницам.
День памяти святой мученицы Акилины. Акилина, будучи еще 12-летней, убеждала сверстников поверить во Христа, за что во время гонения на христиан была подвергнута бичеванию раскаленными прутьями. Ей просверлили голову. Ангел воскресил ее. Тогда ей был вынесен смертный приговор и уже мертвой отсекли голову.

Св. мученица Акулина.
У русских крестьян святая носила название Гречишницы, или Черной гречихи. 

Прозвание это угодница получила от сельского праздника, который в Древней Руси совершался в честь Крупенички, от которой, по поверьям крестьян, ведет свое начало греча.
В этот день крестьяне молились святой Акулине, прося о богатом урожае гречи, срезали пучки гречихи и украшали ими в домах иконы.
В день Акулины пучками гречихи, сорванной в полях, украшали в домах иконы (обряд украшения зеленью напоминает Зелёные святки).

На Акулину в деревнях справляли гречишный праздник.
По старому русскому обычаю в этот день варили мирскую кашу для нищей братии- нищих, странников и калик.
*) Сахаров И.П. упоминает об угощении мирскою кашею на Аграфену-купальницу (23 июня).
В день св. Акилины на Руси устраивались особого рода угощения, на которых первым блюдом считалась каша, приготовленная обыкновенно из «отсталой» /оставшейся от прошедших лет, от предыдущего урожая/  гречи.
На эту мирскую кашу приглашались гл. обр. бедные странники-калики, которые за это гостеприимство благодарили хозяев одним ласковым словом и благожеланиями хорошего урожая гречи.
И если выдавался солнечный день, выставляли столы на улицу, и соседи хвалились друг перед другом – у кого каша вкуснее.
На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон.
Без сомнения, этой-то нищей братии обязана своим происхождением сказка об известной царевне Крупеничке, которая, по вещему слову одной старухи, обращена была в гречневое зерно и, попав затем на Русь, произвела настоящую гречиху.
Ну, как тут не обратиться с молитвой к святой мученице Акулине-гречишнице: «Помоги нам, матушка, возродить на земле нашей бесценную, медоносную и лечебную гречиху, прояви свою милость, чтобы на столах наших опять появились незабвенные крестьянские щи да каша. А каша, конечно же, – гречневая…»
И может быть, опять вернулась бы в наши села и деревеньки старая добрая традиция – варить в день памяти мученицы Акулины «мирскую кашу» и привечать ею странников, кои всегда водились и не переведутся на Русской земле.
После небогатого, но сытного стола нищия братия благодарила хозяев ласковым словом:
«Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом, на хлебе, на соли, на богатой каше!
Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету!
Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».

С гречихою у нас связано много легенд.
Нередко подчеркивается происхождение гречихи из татарской земли, якобы от взятой в полон злым татарином царской дочери Крупенички, обращенной для спасения от татарина в гречишное зернышко.
Старуха, проходившая через Золотую орду Басурманскую, принесла это зернышко на Святую Русь, схоронила его «на святой земле Русской, на широком поле привольном, и учало то зернышко в рост иттить, и выросла из того зернышка греча о семидесяти семи зернах; повеяли ветры со всех сторон, разнесли те семьдесят семь зерен на семьдесят семь полей; с той поры на Святой Руси расплодилась греча».
Согласно преданиям, Крупеничка (гречка) была прекрасной княжной, попавшей в полон к татарам.
Отчаявшаяся княжна попросила местную колдунью превратить ее в маленькое зернышко, чтобы спастись из плена и избежать позора.
Ведьма вняла мольбам молодой девушки и превратила ее в зернышко гречихи, которое затем выбросила в чистом поле.
Из зернышка вырос невиданный колос, от которого полетели зерна по всей земле.
Так на Руси появилась гречка, которую в народе очень уважали:
«Мать наша – гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота».
«Щи да каша – пища наша» – была самая расхожая крестьянская поговорка.
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», – уважительно говорили крестьяне.

О летнем чае
Моя бабушка говорила: «Лето коротенько, да эхо его даленько».
Это означает, что все, что вы заготовите для своего здоровья летом, благотворно отразится в течение всего года.
Летом мы обычно пили чай, заваренный свежими листьями смородины, землянички, крапивы, мяты, душицы и других трав, которые вносили в наш организм существенный запас энергии и здоровья на весь последующий год.
Конечно, сейчас можно купить любой чай, но ни один из них не заменит природную силу летних трав.
Помните об этом — и тогда вы весь год будете ощущать в себе эхо нашего недолгого на щедроты лета.

Чтобы увидеть во сне, что вас ожидает в жизни

пойдите в поле, нарвите траву чертополоха, принесите в дом и положите под подушку, говоря при этом:
Русалочки-сестрицы, выйдите из водицы,
Ко мне придите, чертополох заберите,
Правдивый сон на меня нашлите,
Судьбу мою покажите.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Приснившийся сон и станет ответом на ваш вопрос.

Сны в этот день пустые.
День хорош для начинания дела. Удачны дела в бизнесе.
Печали и горе окажуться кратковременными
День связан с домом и семьей.
Если вы задумали строительство дома, то можете начинать в этот день, если только он не совпадает со средой.
       Если хотите помириться — используйте сегодня свой шанс.
Желательно сегодня купить постельное белье желтого или красного цвета и сразу же «обновить» его.
       Залетевшие мухи и комары в дом предвещают сплетни и пересуды.

Знахари сегодня занимаються денежной магией.
*
——————————————————
Ребенок, родившейся сегодня, будет всего добиваться в жизни самостоятельно.

Он будет отличаться назойливостью.

Именины празднуют:
Андрон, Андроник,  Антипатр,  Диодор, Евстрат,  Савватий (Савва), Трифилий, Яков.
Именины у
Акулины /Акилина, Акулина/(с греческого — «орлиная»),
Анны (еврейское – «милость»),
Антонины (с греческого — «приобретающая взамен»),
Ивана (с греческого – «божье благоволенье»).
*
——————————————————————————————

—————————————-

—————-

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех русских святых.
 Всех святых, в земле Российской просиявших.


Празднование во 2-ю неделю по Пятидесятнице

АКАФИСТ всем святым, в земле Российстей просиявшим
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2450

Молитва Всем Святым в земле Российской просиявшим

     О преславнии и всехвальнии угодницы Божии, святии вси в земли Российстей просиявшии! Многая ваша имена и дарования! Священную и всепраздственную память вашу ныне совершающе, величаем возвеличившаго вас Христа Бога нашего: Ему же верою и любовию чрез все житие добре послужисте и многообразными труды и подвиги своими угодисте и славне Его прослависте; святостию жития вашего Церковь Христова укрепляется и украшается, вера православная утверждается, вся земля наша Российская освящается, и мы, яко духовная чада ваша, светло торжествуем: яко воистинну от Восток солнца до Запад, по всей земли нашей хвально имя Господа. Обаче ведуще безмерная беззакония наша, сами себе осуждаем и к вам, яко теплым ходатаем нашым, с любовию прибегаем и смиренно молимся: да вашими благоприятными молитвами, обаче же Своим человеколюбием Христос Бог страждущую страну Российскую от злых безбожник и власти их свободит, и возставит престол православных царей. Верных рабов Своих, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль услышит, и изведет от погибели живот наш; да дарует всем нам тихое и безмолвное житие в веце сем пожити во всяком благочестии и чистоте, избавляя нас от искушений и соблазнов лукаваго врага, от бед и напастей, и от всякаго зла; на страшнем же суде Своем да сподобит нас деснаго стояния, и наследники Царства Небеснаго да сотворит, яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Молитва иная
     О, преславнии и всехвальнии угодницы Божии, вси святии ведомыя и неведомыя в земле Российстей просиявшии! К вам, яко к теплым ходатаям и предстателям нашим с любовию прибегаем и смиренно молимся: умолите Господа Бога, да вашими благоприятными молитвами, Своим же человеколюбием да дарует нам (имена) тихое и благочестное житие в веце сем пожити, да избавит нас от искушений и соблазнов лукаваго диавола и от бед и напастей, и от всякаго зла; на Страшнем же суде Своем да сподобит нас деснаго стояния и наследники Царствия Своего Небеснаго да сотворит, яко благословися пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Тропарь всем святым, в земле Российской просиявшим
Тропарь, глас 8:
     Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той пресиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Величание
     Ублажаем вас, чудотворцы наши славнии, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии.

Всех русских святых. Тропарь, глас 8.
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце/ Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь, глас 4.
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Кондак, глас 6.
Предстателие страны нашел неусыпный,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.
Кондак святых, глас 3.
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели с ним славословят,/ и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,/ о нас бо молят вси купно/ Превечнаго Бога.
*
—————————————
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших
(переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ).
 (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).


Празднование во 2-ю неделю по Пятидесятнице

  АКАФИСТ преподобным отцам, на Святой горе Афонской просиявшим
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2441

Молитва преподобным отцам
     О преподобнии и богоноснии отцы наши Афонстии, светила земная пресветлая, от пустынных удолий Святыя Горы Афонския, в Церкви Православней славно просиявшии, и Святую Гору вселения вашего жития добротами онебесившии, всю же вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес Божественных блистании удивившии. Ныне смертным западом вы плотски на время во гроб зашедше, душами вашими со Христом, Солнцем правды, суще праведницы, просвещаетеся яко солнце во царствии небеснем, идеже молитвенныя ваша, к Богу, Свету истинному, лучи простирающе, не забудите и нас, чад ваших духовных, в нощи страстей и скорбей пребывающих, свыше благодатными призирати осиянии, яко да во свете добродетельнаго жития вашего право ходяще путем заповедей Христовых, сподобимся зрети свет неприступныя славы Божия, хваляще купно с вами в Троице Святей славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа в нескончаемыя веки. 

Аминь.

Тропарь преподобным отцам
Тропарь, глас 1:
     Пустыни Афонския отцы, Ангелы во плоти, исповедники вкупе и преподобныя, святители же и мученики в песнех почтим, подражающе добродетелем их, зовуще согласно и глаголюще: слава Прославльшему вы, слава Венчавшему вы, слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
Кондак, глас 4:
     Онебесившия Гору сию и показавшия в ней житие ангельское, и множество монахов собравшия отцы, приидите, благохвалим вси, к ним взывающе: всякия беды и искушения нас избавите, множество преподобных, Афонская похвало.
*
—————————————
Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ).

Всех святых, в Болгарии просиявших. Тропарь, глас 4.
Собор ваш честный почитающе/ и память святую празднующе,/ снятии, от болгар просиявший,/ прилежно молим вы:/ Господа о всех молите,/ паче же о присных,/ сохранитися земли Болгарстей от всяких бед/ и народу утвердитися на веки в вере Православной,/ яко да, мирное житие благочестно поживше,/ вкупе с вами улучим вечное Отечество/ в блаженнем Христа Бога Царствии.
Кондак всем святым болгарским, глас 2.

В молитвах не усыпающе/ и в предстательствах не престающе,/ Господа милостива нам творите,/ святии, от болгар просиявший,/ яко да, память вашу празднующе,/ с радостию сию творим,/ до втораго Судий пришествия и всех Воскресения.
*
——————————————
Мученица Акилина (293 г.)
Ἡ Ἁγία Ἀκυλίνα ἡ Μάρτυς     298 μ.Χ.


http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=425

Тропарь мученице Акилине
Тропарь, глас 4:
     Агница Твоя, Иисусе, Акилино зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2:
     Девства твоего добротами предочистивши душу твою, и на высоту мучением востекла еси, Акилино всечестная, любовию Жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со ангелы предстоиши, веселящися, с нимиже не престай моляся о всех нас.
Величание
     Величаем тя, страстотерпице Христова Акилино, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Τχὺ προκατάλαβε.
Παρθένος ἀκήρατος, καὶ Ἀθληφόρος σεμνή, ἐδείχθης τοῖς πέρασι, τῇ ἀγαπήσει Χριστοῦ, Ἀκυλίνα θεόνυμφε· σὺ γὰρ καθάπερ ῥόδον, νοητὸν τεθηλυῖα, ἔπνευσας ἐν ἀθλήσει, τῆς ἁγνείας τὴν χάριν, πρεσβεύουσα τῷ Κυρίῳ, ὑπὲρ τῶν τιμώντων σε.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Ραντισμοῖς αἱμάτων σου, καθηγνισμένην παρθένε, καὶ Μαρτύρων στέμμασι, σὲ Ἀκυλίνα στεφθεῖσαν, δέδωκε, τοῖς ἐν ἀνάγκαις τῶν νοσημάτων, ἴασιν, καὶ σωτηρίαν ὁ σὸς Νυμφίος, τοῖς προστρέχουσιν ἐν πίστει, Χριστὸς ὁ βρύων, ζωὴν αἰώνιον.
Μεγαλυνάριον.
Μύρων αἰσθομένη τῶν νοητῶν, Μάρτυς Ἀκυλίνα, ὡς νεᾶνις πανευπρεπής, κόσμου τὸ δυσῶδες, ἐμφρόνως ὑπερεῖδες, καὶ ἄθλοις μαρτυρίου, Χριστῷ νενύμφευσαι.
*
—————————————
Святитель Трифиллий, епископ Левкусии Кипрской (ок. 370 г.)
Ὁ Ἅγιος Τριφύλλιος Ἐπίσκοπος Λήδρας    369 μ.Χ.


http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=426

Тропарь святителю Трифиллию, епископу Левкусии Кипрской
Тропарь, глас 4:
     Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Трифиллие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
     Изрядством жития чистоту девства прием, Трифиллие, первопрестольник показался еси Левкусии: явился еси тем провозвеститель и богоразумия наставник. Сего ради радостно взываем ти: радуйся, святителей украшение.
Величание
     Величаем тя, святителю отче Трифиллие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
—————————————
Преподобные Андроник (1395 г.) и Савва (15 век) Московские.
Прпп. Андроника (ок. 1395), ученика прп. Сергия Радонежского и Саввы (XV), игуменов Московских.
Преподобных Андроника (ок. 1395), Саввы (ок. 1410).
Прпп. Андроника (1395) и Саввы (XV) Московских.
Ὁ Ὅσιος Ἀνδρόνικος ὁ ἐν Μόσχᾳ ἀσκήσας


http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2499

АКАФИСТ святым преподобным Андронику и Савве
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2457

Молитва святым преподобным Андронику и Савве Московским
     О всехвальная и досточудная двоице, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво! Услышите моление сие наше, утолите печали наша и болезни наша исцелите; веруем бо и уповаем, яко вся потребная нам всегда даруете; ведите убо преславнии, яко ладия души нашея мала есть, море же бурно и велико зело. Темже вопием вам: услышите нас преподобнии, и помозите нам многомятежное море жития сего прейти и брега пристанища тихаго достигнути, да сподобимся насладитися безсмертнаго жития и в радости и веселии со ангелы и всеми святыми воспевати и превозносити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Андронику и Савве, Московским
Тропарь, глас 2:
     Плоды добродетелей на земли принесши, преподобнии отцы, в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, Юже дерзновенно молите спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 1:
     Безмолвие от юности возлюбив, на гору Маковец пришел еси, Андрониче блаженне, обитель общаго жития устроил еси в земнем граде Москве, во обители Небеснаго града ныне ликовствуеши, молися Христу Богу спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 8:
     От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, в пустыни вселистеся Сергия великаго, того житию последующе, плоды смирения и послушания возрастили есте, сего ради сподобившеся быти строители и первоначальницы обетныя обители святителя Алексия, с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 3:
     Вас молим, преподобнии отцы наши, телом почивающия на земли, духом же Божию Престолу предстоящия; молитеся о граде Москве и о всех, почитающих честную память вашу.
Величание
     Ублажаем вас, преподобнии отцы Андрониче и Савво, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
*
—————————————
Мученица Антонина (284-305 гг.).

*
—————————————
Преподобная Анна Вифинская (826 г.) и сын ее Иоанн (9 век).
Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).
Преподобных Иакова, Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).
Ἡ Ὁσία Ἄννα καὶ ὁ υἱὸς αὐτῆς Ἰωάννης


Преподобная Анна Вифинская
     Святая Анна была дочерью диакона Влахернской Церкви в Константинополе. По смерти мужа, облекшись в мужскую монашескую одежду, подвизалась под именем Евфимиана вместе с сыном Иоанном в одной из вифинских обителей близ Олимпа. Прославившись еще при жизни даром чудес, скончалась в Константинополе в 826 г.
*
—————————————
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) (1789 г.).
Св. Александры, основательниы Дивеевского конвента (1789).
Прп. Александры Дивеевской (1789).

*
—————————————
Священномученика Александра пресвитера (1918).
*
—————————————-
Священномученик Алексий пресвитер (1918 г.).
Архангельский Алексий, священник, священномученик;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2817
*
—————————————
Священномученик Димитрий пресвитер (1940 г.).
священномученика Димитрия (Смирнова) протоиерея (1940);
Смирнов Димитрий, протоиерей, священномучени
к;

*
—————————————
Преподобномученица Пелагия (1944 г.).
преподобномученицы Пелагии (Жидко) монахини, Алма-Атинской (1944).
Жидко Пелагия, монахиня, преподобномученица;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2818
*
—————————————
Святителя Антипатра, епископа Бостры Аравийской (V).
Ὁ Ἅγιος Ἀντίπατρος Ἐπίσκοπος Βόστρων  

Εἶναι ἄγνωστο ἀπὸ ποῦ καταγόταν ὁ Ἅγιος Ἀντίπατρος, Ἐπίσκοπος Βόστρων, ὁ ὁποῖος ἔζησε κατὰ τὸ δεύτερο ἥμισυ τοῦ 5ου αἰώνος μ.Χ. Περὶ τοῦ Βίου του δὲν γνωρίζουμε κάτι σχετικό, ἀπὸ τὸ συγγραφικό του ἔργο δὲ διασώθηκαν δύο λόγοι του στὸν Εὐαγγελισμὸν τῆς Θεοτόκου καὶ τὸ Γενέθλιον τοῦ Προδρόμου καὶ ἀποσπάσματα συγγράμματος κατὰ τῆς ὑπὲρ τοῦ Ὠριγένους Ἀπολογίας τοῦ Εὐσεβίου Καισαρείας. Ἡ ἀποδιδόμενη σὲ αὐτὸν συγγραφὴ κατὰ τοῦ Ἀπολιναρίου Λαοδικείας ἀποδείχθηκε ὅτι δὲν εἶναι ἰδική του.
Ὁ αὐτοκράτορας Λέων Α’ (457 – 474 μ.Χ.) συμβουλεύθηκε τὸν Ἅγιο, τὸ 457 μ.Χ., περὶ τοῦ κύρους τῆς ἐν Χαλκηδόνι Συνόδου, ἀλλὰ ἡ ἀπάντηση δὲν διασώθηκε.
Ὁ Ἅγιος Ἀντίπατρος ἔχαιρε ἐνωρὶς τιμῆς ὡς Πατέρας τῆς Ἐκκλησίας γιὰ τὸν ἅγιο βίο του καὶ τὴν πίστη του στὴν ὀρθὴ πίστη καὶ διδασκαλία. Συνδεόταν διὰ πνευματικῆς φιλίας μὲ τὸν Ὅσιο Εὐθύμιο τὸν Μεγάλο († 437 μ.Χ.). Ὁ ἀββᾶς Γελάσιος ἐδιάβαζε στοὺς μοναχοὺς τῆς Μεγάλης Λαύρας τῶν Ἱεροσολύμων, κατὰ τὸν ἐκκλησιασμό τους, τὰ ὅσα εἶχε γράψει ὁ Ἅγιος κατὰ τῆς ὠριγενείου κακοδοξίας. Κατὰ τὴν Ζ’ Οἰκουμενικὴ Σύνοδο ἀνεγνώσθησαν ἀποσπάσματα ἀπὸ τὰ κείμενά του. Ὁ Ὅσιος Ἀντίπατρος ἐκοιμήθηκε μὲ εἰρήνη.
*
—————————————
Обрет. мощей новомч. Николая, диакона Лесбосского (Греч.).
Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Νικολάου τοῦ Ἱερομάρτυρος  

Τῇ αὐτῇ ἡμέρᾳ ἑορτάζεται ἡ εὕρεσις τῶν ἱερῶν λειψάνων τοῦ Ἁγίου Ἱερομάρτυρος Νικολάου, τοῦ ἐν Καρυαῖς τῆς Λέσβου. Δὲν ἔχουμε λεπτομέρειες γιὰ τὸ γεγονός.
*
—————————————
Свт. Евлогия, патр. Антиохийского (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Εὐλόγιος Ἀρχιεπίσκοπος Ἀλεξανδρείας    

Ὁ Σωφρόνιος Εὐστρατιάδης καὶ ἄλλοι θεωροῦν ὅτι πρόκειται περὶ τοῦ Εὐλογίου, Πατριάρχου Ἀντιοχείας, ἀφοῦ ἡ μνήμη τοῦ Ἁγίου Ἀλεξάνδρου, Ἀρχιεπισκόπου Ἀλεξανδρείας, φέρεται κατὰ τὴ 13η Φεβρουαρίου. Ὅμως στοὺς Πατριαρχικοὺς καταλόγους τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἀντιοχείας δὲν ἀναφέρεται τὸ ὄνομα Εὐλόγιος.
*
——————————————
Мч. Диодора Емесского, распятого (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Διόδωρος ὁ Μάρτυρας ὁ ἐξ Ἐμέσης    

Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Διόδωρος καταγόταν ἀπὸ τὴν πόλη Ἔμεσα καὶ ἐμαρτύρησε σταυρωθείς.
*
—————————————
Мч.  Евстратия.
—————————————
Св. Антима Иверского, митр. Влахии (1716) (Груз.).
Ὁ Ἅγιος Ἄνθιμος ὁ Ἰβηρίτης    1716 μ.Χ.

Ὁ Ἅγιος Ἄνθιμος καταγόταν ἀπὸ τὴν Ἰβηρία καὶ ἔζησε τὸν 10ο αἰώνα μ.Χ. Ἐξελέγη Μητροπολίτης στὴ Ρουμανία καὶ ἐκοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, τὸ 1716.
*
—————————————
Преподобных Александра (после 1427), Даниила и Андрея (до 17 ноября 1426) Московских.
————
Ὁ Ὅσιος Ἀλέξανδρος ὁ ἐν Μόσχᾳ ἀσκήσας    1427 μ.Χ.
Ὁ Ὅσιος Ἀλέξανδρος ἐγεννήθηκε στὴ Ρωσία. Ὡς μοναχὸς ἀκολούθησε τὰ βήματα τοῦ Ἁγίου Σεργίου τοῦ Ραντονὲζ καὶ ἀργότερα ἔγινε ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ Σωτῆρος τοῦ Ἀνδρονίκου τῆς Μόσχας. Ἐκοιμήθηκε ὁσίως μὲ εἰρήνη, τὸ 1427, καὶ τὸ τίμιο λείψανο αὐτοῦ ἐνταφιάσθηκε στὴ μονὴ τοῦ Ἀνδρονίκου.
*
———————————————-
Калужской иконы Божией Матери (1771) 

(переходящее празднование в 1-ое воскресение Петрова поста ).
*

*
—————————————————————————

——————————————-

——————


Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

———————————
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур «Русский Народный Календарь», Э. Бондаренко «Праздники Христианской Руси»
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал «Самиздат»:
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/decemberИсточники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. — М.: Правда, 1991;
«Народная Русь», Коринфский А.А. — Смоленск: Русич, 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. — М.: Рипол-классик, 2009;
Российский Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды – http://www.ethnomuseum.ru;
«Мир русской деревни», Громыко М.М. — М.: Молодая гвардия, 1991;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы.

В славянской мифологии есть мифическое существо — Гречишница, называют её девой-русалкой. Обитает она на полях гречихи, по ночам своими чарующими танцами благоприятствует хорошему урожаю. Есть у неё помощницы — маленькие навки-гречухи.

В православном календаре 26 июня (13 июня по старому стилю) — день почтения памяти мученицы Акилины Библосской (Финикийской).

Акилина родилась в городе Библосе, Финикия в 281 году. Её родители были христианами, и девочку крестили в шестимесячном возрасте. Акилина была очень преданна вере, распространяла христианство среди детей, про что доложили местному правителю. Ни уговоры, ни угрозы не заставили девочку отречься от христианства, за что её позднее казнили.

В народе образ святой Акилины трансформировался в Акулину-Гречишницу (люди называли Акилину Акулиной), поскольку в эти дни на Руси сеяли гречиху. Так финикийская святая мученица стала славянской покровительницей урожая гречихи.

Св. Акулина. Русская икона конца XIX — начала XX века

Св. Акулина. Русская икона конца XIX — начала XX века
Фото: ru.wikipedia.org

Бытуют и такие названия этого праздника: Мирские каши, Праздник каш, Задери хвосты, Гречишница, Акулина комарница и другие.

Незвучное название «Задери хвосты» появилось неспроста: примерно с этого дня начинали массово появляться насекомые, которые досаждали домашним животным, отчего они задирали хвосты, стараясь ими отогнать назойливый гнус.

Мы считаем, что гречневая каша — наше национальное блюдо, а ведь гречиха появилась на Руси лишь в XV веке. Но за два века эта крупа так полюбилась народу, что в XVII веке её уже варили в каждом доме в качестве будничной и праздничной еды.

Родина гречихи — Китай, там её ввели в культуру более пяти тысяч лет назад. С XV века гречиха начинает распространяться по миру: Япония, Корея, Ближний Восток, Средняя Азия, Кавказ, Европа.

Цветущая гречиха

Цветущая гречиха
Фото: Dalgial, ru.wikipedia.org

Предполагается, что в Европу эта культура завезена монголо-татарами, поэтому в народе её ещё называют татаркой, или татарским растением. Также у гречихи были такие народные имена: турецкое зерно, арабское зерно, языческое зерно, буковая пшеница (за сходство семян с буковыми орешками). Латинское название рода Fagopyrum — орешек букоподобный.

В народе бытует несколько легенд о том, как появилась на Руси гречиха. В одной из них говорится о молодой княжне Крупеничке, которая попала в плен к татарам. Чтобы сбежать из неволи, она попросила колдунью превратить её в маленькое зёрнышко. Та превратила девушку в зерно гречихи и бросила его в поле. Из зёрнышка выросло крепкое растение, семена которого разлетелись по всему миру.

Другая сказка-легенда записанная Н. Д. Телешовым, также повествует о девушке, попавшей в плен. Её спасают старичок Одолень-трава и матушка. В результате девушка возвращается в родные края, а в полях вырастает гречиха.

Гречиха — культура прихотливая, надо было угадать со сроками посева, которые зависели от погоды, поэтому ее сеяли за неделю до Акулины или спустя неделю после этого дня. Ориентировались также на рожь, говорили: «Гречиху сей, когда рожь хороша».

Как появился праздник Акулины Гречишницы?

Фото: Depositphotos

Урожай крестьяне не предсказывали, говоря по этому поводу: «Не верь гречихе на цвету, а верь закрому».

На Акулину-гречишницу хозяйки украшали пучками гречихи иконы и молились о хорошем урожае. Работать в этот день не полагалось, чтобы не разгневать святую Акулину, которая способствует богатому урожаю.

На Акулину было принято готовить мирскую кашу из гречки и угощать ею странников и нищих. Хозяева приговаривали:

— Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

А люди, отведав угощения, благодарили хозяев такими словами:

— Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом — на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счёту! Без хлеба, да без каши — ни во что труды наши.

Обычно гречневую кашу ели с молоком, но на Акулину употреблять молоко не разрешалось — считалось, в этот день оно становится вредным.

Известно, что гречневая каша — диетическая и вкусная еда. Гречку на Руси издавна перед варкой обжаривают, но оказывается, так называемая зелёная (не обжаренная) гречка намного полезнее и ценнее. В Китае, например, такое зерно используется для приготовления чая, снижающего давление.

В последнее время практикуют приготовление гречневой каши без варки или при минимуме термической обработки, таким образом сохраняя в ней больше полезных веществ. Особенно ценна не варёная зелёная гречка.

Как появился праздник Акулины Гречишницы?

Фото: Depositphotos

Рецепт приготовления такой каши прост:

  • Следует промытую крупу залить кипятком в пропорции 1:2 и укутать. Через несколько часов блюдо можно есть.
  • Или же залить холодной водой на полчаса, после чего проварить минут пять и укутать на 20−30 минут.

Присоединяйтесь 26 июня к Празднику каш, угощайте этим блюдом родных и друзей, малообеспеченных соседей, вспоминайте славные народные легенды и поговорки.

Приятного вам аппетита!

Народно-христианский праздник Акулина Гречишница отмечается ежегодно 26 июня . В православном календаре это день почтения памяти мученицы Акилины Старшей, Библосской. «Гречишницей» народ назвал праздник потому, что в эту пору на Руси с давних пор принято сеять гречиху. Еще одно название дня — «задери хвосты» — пошло из-за нашествия мух, комаров, оводов в этот период и отмахивания домашней скотины хвостами от этой напасти.

Акилина родилась в 281 году в финикийском городе Библосе. Ее родители были набожными христианами. В шесть месяцев они крестили девочку. Когда ей исполнилось два года, отец скоропостижно умер. На протяжении следующих пяти лет девочка впитывала наставления матери о благочестивой жизни. К десяти годам она решила посвятить всю себя служению Господу.

Когда Акилине исполнилось 12 лет, на нее донесли правителю области Волусиану. В то время империя была во власти язычников Максимиана и Диоклетиана — жестоких преследователей христиан. Волусиан сначала уговорами, а затем угрозами заставлял девочку отречься от веры.

Акилина перенесла все побои и мужественно приняла первую смерть от раскаленных прутов, которыми ей просверлили голову. Ночью у брошенного под стеной города тела появился ангел и, прикоснувшись к девочке, повелел ей встать. Излечившаяся от всех ран мученица пришла к правителю и предстала перед ним и его приближенными как доказательство существования Господа и Его могущества.

В страхе Волусиан приказал на рассвете казнить Акилину по обвинению в колдовстве. Но по дороге на казнь Господь призвал девочку к себе. Палач, боясь гнева правителя, отрубил голову уже у бездыханного тела. Случилось это 13 июня 293 года.

По преданию, молодая и красивая княжна Крупеничка попала в плен к татарам. В отчаянии девушка обратилась к местной колдунье и попросила превратить ее в маленькое зернышко, чтобы избежать позора и спастись от плена.

Ведьма пожалела девушку и превратила ее в зерно гречихи, которое выбросила в чистое поле. Из этого зернышка вырос необычный колос, зерна от которого полетели по всей земле. Так появилась на Руси гречка, которую очень уважали в народе: «Мать наша — гречневая каша не перцу чета: не прорвет живота».

В народном представлении гречиха является воплощением благосостояния и изобилия. Нередко гречневую кашу воспринимали как ритуальное блюдо. При севе озимых ребята с гречневой кашей встречали на поле засевальщиков. Закончив работу, кашу съедали всей семьей. Женщин, принесших домой или на боярский двор первый овсяный сноп, сделанный в первый день покоса овса, тоже угощали кашей из гречихи. Пироги с гречневой кашей пекли для конюхов, выгоняющих в начале мая лошадей в ночное.

В этот день отмечали праздник каш. Пучками сорванной в поле гречихи украшали иконы в доме. Крестьяне в этот день старались не работать, чтобы не разгневать святую, иначе не будет хорошего урожая. От того и прозвали эту дату днем кривых огурцов: посадка в это время не принесет зеленых и сочных огурцов.

Главным блюдом на праздничном столе была каша из прошлогодней гречки. Называли ее «мирской» и раздавали бедным и убогим. На угощение сходились нищие, странники и калеки со всех сторон. После сытной трапезы гости ласковыми словами благодарили хозяев и обещали за них молиться.

Толкование снов на 26 июня:

— Сон на 26 июня часто является отражением внутреннего состояния спящего. Он также подвержен влиянию груза проблем в реальной жизни. Любые продолжительные сны с длительными сюжетными поворотами, а также сновидения, имеющие выраженную символику воды, предвещают сновидцу в ближайшем будущем занятость решением повседневных проблем.

— Особенно благоприятными в этот день считают сны с минимальным присутствием определенного сюжета. Немного тусклые и отрешенные от бытия. Они являются предвестниками отсутствия раздражения. Кроме того, это гарантирует присутствие гармонии личности при выполнении рутинной работы и решении повседневных забот.

— Сны на 26 июня имеют особенно важное значение, если в них принимают участие родственники и близкие люди сновидца. Такие сны предупреждают спящего о возникновении у родственников неприятностей или каких-то проблем.

— Сон на 26 июня будет более точным и принесет больше пользы, если в течение дня, начиная с полудня, будущий сновидец будет ограничивать себя в приеме пищи. Но при выполнении этого условия следует соблюсти еще одно: нельзя ложиться спать до заката Солнца.

— Сны на 26 июня исполняются, если спящий лежит головой на Север. При правильной расшифровке снов этого дня можно узнать множество полезных для себя вещей. Это могут быть некие нюансы, касающиеся ваших взаимоотношений с близкими людьми. Также можно понять собственный внутренний мир и восстановить гармонию между личностью и окружающим миром.

— Сны на 26 июня следует толковать, опираясь на личный опыт и мироощущение сновидца. Идеально, если сновидец будет в точности помнить сон и свои ощущения и переживания при его просмотре. Это поможет принять правильную точку зрения и наладить отношения с окружающими людьми. В будущем это поможет сохранить дружбу и даже продвинуться по карьерной лестнице.

Традиции и обряды 26 июня:

Главные традиции 26 июня — посев гречки, приготовление гречневой каши.

— Русские крестьяне на Акулину сеяли гречиху. Точные сроки этих работ зависели от погоды и обыкновенно наступали «или за неделю до Акулин, либо спустя неделю после Акулин». Люди говорили: «Гречиху сей, когда рожь хороша». Эта культура считалась прихотливой, поэтому загадывать на хороший урожай не стоило. По этому поводу существовали особые поговорки: «Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь», «Не верь гречихе на цвету, а верь закрому».

— По старинному обычаю 26 июня варили гречневую кашу и угощали ею нищих. Те, отобедав, благодарили хозяев и желали им хорошего будущего урожая. «Уроди вам, православным, гречи без счету. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши», — приговаривали бедняки. Хозяева же хвалились, у кого блюдо получалось самым вкусным. Вспоминали в этот день такую поговорку: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

— А вот молоко на Акулину пить не следовало, несмотря на народную привычку употреблять его с гречневой кашей. Считалось, что в этот день оно становится вредным для здоровья — «акульим», «молоком от бешеной коровки».

— Еще одно название праздника: «Акулина — Задери хвосты». Оно появилось благодаря нашествию мух и комаров, которое случалось в это время. Домашняя скотина становилась беспокойна, коровы бегали от гнуса по лугам и обмахивались хвостами. В народе подмечали: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Поэтому животных выгоняли на пастбище на рассвете, чтобы к полудню закрыть их в прохладном хлеву. Нелегко приходилось и людям: «Пойдешь лесом — комары взбесят».

Народные поговорки и приметы 26 июня:

— Много мошкары — к хорошей погоде.

— Если пчелы утром покидают улей и разлетаются за добычей, то день будет теплым и сухим.

— Если овод летает крупный, значит и колосья уродятся крупными.

— Если 26 июня посадить огурцы, то они вырастут кривыми, желтыми и вялыми.

— В лес на Акулину ходить не стоит — комары искусают.

— Молоко в этот день считается вредным для здоровья.

— Нельзя на Акулину работать — иначе гречка не уродится.

— Родившиеся 26 июня всего в жизни добиваются самостоятельно. Носить им следует алмаз.

Именины 26 июня:

Пелагея, Анна, Антонина, Алексей, Андрей, Иван, Даниил, Александр, Дмитрий, Акулина.

Акулина Гречишница

Народно-христианский праздник Акулина Гречишница отмечается 26 июня (13 июня по старому стилю) каждого года. В православном календаре это день почтения памяти мученицы Акилины Старшей, Библосской (Финикийской).

Другие названия праздника: Акилина-гресушница, Акулина-гречушницы, Акулина – черные гречихи, Акулина-комарница, Черные грачи, Акулина – задери (вздерни, вздери) хвосты, Акулина-быза, Акулины базы, Акулина – кривые огурцы, Окулинин день.

«Гречишницей» народ назвал праздник потому, что в эту пору на Руси с давних пор принято сеять гречиху. Еще одно название дня – «задери хвосты» – пошло из-за нашествия мух, комаров, оводов в этот период и отмахивания домашней скотины хвостами от этой напасти.

История

Акилина родилась в 281 году в финикийском городе Библосе. Ее родители были набожными христианами. В шесть месяцев они крестили девочку. Когда ей исполнилось два года, отец скоропостижно умер. На протяжении следующих пяти лет девочка впитывала наставления матери о благочестивой жизни. К десяти годам она решила посвятить всю себя служению Господу.

Когда Акилине исполнилось 12 лет, на нее донесли правителю области Волусиану. В то время империя была во власти язычников Максимиана и Диоклетиана – жестоких преследователей христиан. Волусиан сначала уговорами, а затем угрозами заставлял девочку отречься от веры.

Акилина перенесла все побои и мужественно приняла первую смерть от раскаленных прутов, которыми ей просверлили голову. Ночью у брошенного под стеной города тела появился ангел и, прикоснувшись к девочке, повелел ей встать. Излечившаяся от всех ран мученица пришла к правителю и предстала перед ним и его приближенными как доказательство существования Господа и Его могущества.

В страхе Волусиан приказал на рассвете казнить Акилину по обвинению в колдовстве. Но по дороге на казнь Господь призвал девочку к себе. Палач, боясь гнева правителя, отрубил голову уже у бездыханного тела. Случилось это 13 июня 293 года.

Традиции и обряды

Главные традиции 26 июня — посев гречки, приготовление гречневой (мирской) каши.

— Русские крестьяне на Акулину (Акилину) сеяли гречиху. Точные сроки этих работ зависели от погоды и обыкновенно наступали «или за неделю до Акулин, либо спустя неделю после Акулин». Люди говорили: «Гречиху сей, когда рожь хороша». Эта культура считалась прихотливой, поэтому загадывать на хороший урожай не стоило. По этому поводу существовали особые поговорки: «Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь»; «Не верь гречихе на цвету, а верь закрому».

— По старинному обычаю 26 июня варили гречневую кашу и угощали ею нищих. Те, отобедав, благодарили хозяев и желали им хорошего будущего урожая. «Уроди вам, православным, гречи без счету. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши», — приговаривали бедняки. Хозяева же хвалились, у кого блюдо получалось самым вкусным. Вспоминали в этот день такую поговорку: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

— А вот молоко на Акулину пить не следовало, несмотря на народную привычку употреблять его с гречневой кашей. Считалось, что в этот день оно становится вредным для здоровья — «акульим», «молоком от бешеной коровки».

— Еще одно название праздника: «Акулина — Задери хвосты». Оно появилось благодаря нашествию мух и комаров, которое случалось в это время. Домашняя скотина становилась беспокойна, коровы бегали от гнуса по лугам и обмахивались хвостами. В народе подмечали: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Поэтому животных выгоняли на пастбище на рассвете, чтобы к полудню закрыть их в прохладном хлеву. Нелегко приходилось и людям: «Пойдешь лесом — комары взбесят».

Приметы и поговорки

  • Много мошкары – к хорошей погоде.
  • Если пчелы утром покидают улей и разлетаются за добычей, то день будет теплым и сухим.
  • Если овод летает крупный, значит и колосья уродятся крупными.
  • Если 26 июня посадить огурцы, то они вырастут кривыми, желтыми и вялыми.
  • В лес на Акулину ходить не стоит – комары искусают.
  • Молоко в этот день считается вредным для здоровья.
  • Нельзя на Акулину работать – иначе гречка не уродится.
  • Родившиеся 26 июня всего в жизни добиваются самостоятельно. Они любят рано вставать и отличаются назойливостью. Носить им следует алмаз.

Именины 26 июня

Анна, Антонина, Алексей, Андрей, Иван, Даниил, Александр, Дмитрий, Акулина, Александра.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мировые праздники смешные
  • Мировые праздники на каждый день
  • Мировые национальные праздники
  • Мировые летние праздники
  • Мировой сценарий после коронавируса