Мирские праздники это какие

В чем отличие православных праздников от мирских: главные особенности и различия, традиции и духовный смысл. Как отмечать православные праздники?
  • Классификация православных праздников
    • Пасха
    • Двунадесятые праздники
    • Великие недвунадесятые праздники
    • Другие памятные дни
  • Чем церковные праздники отличаются от мирских
  • Как отмечать православные праздники

Жизнь современного человека настолько наполнена различными событиями, что порой очень сложно остановится и заметить что-то значимое. Дела и повседневная суета настолько поглощают нас, что часто возникает ощущение потерянности жизни. Как будто жизнь проходит мимо, а мы не успеваем уловить главное. Часто в таких ситуациях человеку нужно передохнуть, перезагрузиться. И очень хорошо в этом помогают различные праздники. Как и что празднуют православные христиане? В чем различие христианских памятных дат от мирских? Попробуем разобраться.

Классификация православных праздников

Многие люди, кто еще не знаком близко с православной верой, ошибочно считают, что это скучная и строгая религия запретов и законов. На самом деле, весь богослужебный год строится на праздниках, а каждая воскресная литургия в храме — торжественна и величественна.

Православные праздники — общецерковные торжества, посвященные воспоминанию священных событий, святых и икон

Действительно, если взять годовой цикл богослужений, можно увидеть, что службы выстраиваются в зависимости от тех или иных памятных дат, которых в православии великое множество. Попробуем их классифицировать.

Пасха

Во главе угла нашей Церкви, как и всего христианства в целом, положена благая весть о Воскресении Христовом. Поэтому Пасха — это главный день в году любого верующего христианина. Это день великой радости, день надежды на вечную жизнь с Богом. Если бы мы не имели этого праздника — пропадал бы смысл всех остальных, да и самой нашей православной веры.

Дата отмечания Пасхи каждый год меняется и зависит от лунного календаря. Одной точной даты нет по той причине, что во времена Христа летоисчисление велось по-иному. Пасхалию (даты празднования Пасхи на несколько лет вперед) можно увидеть в большинстве православных календарей.

Двунадесятые праздники

В их число входит 12 самых значимых христианских дат, не включая Пасху. Все они рассказывают нам о каких-то важных эпизодах из земной жизни Христа или Его Пречистой Матери. Среди них есть неподвижные даты, которые не меняются из года в год, а есть те, что зависят от дня празднования Пасхи.

Интересный факт! До 1925 года в России все праздники, называемые двунадесятыми, были торжественными днями не только в православной церкви, но и в светской жизни.

На сегодняшний день государственным праздником из двунадесятых считается только лишь Рождество Христово.

Читайте о других двунадесятых праздниках:

  • Праздник Вознесения Господня
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Воздвижение Креста Господня

Великие недвунадесятые праздники

Это следующая ступенька иерархии, куда входят такие дни:

  • Обрезание Господне;
  • Рождество Иоанна Крестителя;
  • апостолов Петра и Павла;
  • Усекновение головы Иоанна Крестителя;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

    Покрова Пресвятой Богородицы

    Покрова Пресвятой Богородицы

Эти даты также очень важны для православного человека, но в церковной традиции они имеют свои богослужебные особенности и отмечаются не столь торжественно, как двунадесятые.

Другие памятные дни

Большими и важными датами не ограничивается круг торжественный дней в православном году. Следом за основными датами, в каждом храме служат службы в память о православных святых, мучениках, исповедниках веры. Их в нашей Церкви великое множество, поэтому каждый день воспоминается кто-то из их числа.

Если храм освящен в честь какого-либо святого, то его день памяти является престольным праздником в данном приходе. Во многих храмах в этот день не только служится пышная и торжественная литургия, но и организовывается угощение для прихожан.

Читайте о праздниках в честь почитаемых святых:

  • Праздник святителя Николая Чудотворца
  • О почитании святых в православии
  • День памяти святителя Василия Великого

Чем церковные праздники отличаются от мирских

Вступая на путь христианства, многие люди задумываются о том, как теперь поменяется их жизнь. Действительно, многие аспекты повседневности приобретают совсем иные смыслы. Также происходит и с праздниками.

По словам апостола Павла, христианин призван «всегда радоваться». Поэтому совершенно беспочвенно считать православие унылой религией запретов и правил. Чему радуются христиане? Прежде всего, возможности быть с Богом.

Во время праздников люди освобождают себя от мирской суеты, посвящая время служению Господу

Глубинная суть любого христианского праздника сводится к тому, что Христос подарил каждому человеку ни с чем не сравнимое счастье — возможность вечной жизни с Ним. Празднуя Пасху, мы славим святое Воскресение Христово и радуемся, что нам отныне дарована возможность обрести Бога навечно. Празднуя день памяти какого-либо святого, мы видим пример, как обычный человек сумел так прожить свою жизнь, что достиг святости и навеки соединился с Богом.

Важно! Поэтому можно сказать, что любой христианский праздник — это прославление Христа и благодарение Его за ту великую Жертву, которую Он принес за каждого человека.

Глубокий духовный смысл православных праздников позволяет постоянно напитываться Божественной благодатью. Исчерпать резервы Бога невозможно, поэтому каждый человек из года в год может примыкать ко всеобщей церковной радости в различные памятные дни.

Что же касается праздников мирских, то их наполнение никогда не будет столь глубоким. Отмечая ту или иную светскую дату, мы не имеем неисчерпаемого источника благодати, который есть в Церкви. Поэтому и мирская радость всегда временная, проходящая. Прошел праздник, отметили его, и на этом все закончилось. Нет связи с Вечностью, нет пути к Богу.

Это вовсе не означает, что православный христианин должен отказать себе во встречах с близкими и друзьями за праздничным столом на каких-то общих светских мероприятиях. Вполне можно и уместно разделить празднование с близкими, если повод не противоречит православной вере и не требует отказаться от каких-либо норм, принятых христианином.

Как отмечать православные праздники

Помимо внутреннего духовного смысла, важные христианские даты должны иметь и подобающее внешнее выражение. Очень часто новоначальные христиане по инерции и привычке пытаются очень шумно и бурно отмечать христианские даты, что часто противоречит их смыслу.

Церковный праздник желательно отмечать в кругу семьи, где царит мир и спокойствие

Наверняка многим знакома картина, когда по окончании Великого поста, на светлый праздник Воскресения Христова, многие люди, которые даже считают себя верующими, настолько активно начинают отмечать эту дату, что просто забывают о ее сути. Празднование превращается в шумное застолье, где люди впадают в грехи обжорства, пьянства и многие другие.

Но если помнить, какие великие события происходили в этот день два века назад, разве сможем мы превратить этот день в потакание плоти? Православные праздники тем и отличаются, что проходят тихо, спокойно, со внутренним созерцанием духовного мира.

Интересно! Вполне можно в важный для христиан день и накрыть стол, и позвать гостей, если это не противоречит Уставу на этот день.

Главное — не превращать день глубокого духовного смысла в обычное застолье, которых вполне хватает на других, мирских, мероприятиях.

Конечно, очень желательно в праздничный день посетить храм, побыть на службе, исповедаться, причаститься. Особенно часто верующие стараются придерживаться благочестивой традиции причащаться на престольные праздники, поэтому в эти дни храмы особенно полны.

В дни, когда службы служатся ночью (например, на Пасху), многие люди не идут в храм, думая, что выстоять ночью богослужение очень тяжело и у них не хватит сил. На самом деле, человек таким образом лишает себя огромной Божией благодати, дарованной на соборной молитве в торжественный день.

Конечно, в болезни, немощи или других трудных обстоятельствах действительно может не быть возможность посещать поздние праздничные богослужения. В таких случаях желательно усугубить домашнюю молитву, постараться проникнуться торжеством важного события.

Всем же, кто находится в здравии, важные христианские даты желательно отмечать в храме, на службе. Очень важно постараться на это время забыть обо всех мирских суетливых делах и полностью свой ум сосредоточить в Господе. Именно тогда человек способен почувствовать неизъяснимую радость и неземное торжество, которое никак нельзя сравнить ни с одним земным праздничным днем.

Отличие церковных праздников от светских. Священник Максим Каскун

Вопрос 207: Нужно ли праздновать христианам новый год и наряжать ёлку?

Ответ: Новый год – это весьма условная дата. У разных народов она в разное время. Даже в России отмечали и 1 марта, и 1 сентября. У нас новый год приходится в Рождественский пост. Уже это одно может остановить человека от празднования чего-то.
При чем тут ёлка? Все деревья голые, а ёлка зеленеет. Срубили и снова белая пустыня. Миллионы ни в чем неповинных деревцов пошли на прихоти взбунтовавшейся похоти. Это самое настоящее язычество, поклонение деревьям..
Суд.6:25 – «В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем»,
Неем.8:15 – «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному».
Иер.10:8 – «Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение — это дерево».
Когда идешь по городу через несколько дней после нового года, то видишь, как пылают огромные костры из погибших ёлочек. Миллионы деревьев; сколько можно было бы бумаги добыть из них, стройматериала. Здесь же ровным счетом ничего: пшик и дым. Безумие это продолжается с благословения безумных правителей, безумных исполнителей, безумных потребителей.
Ис.24:16 – «От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски».
Мих.3:4 – «И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них на то время, как они злодействуют»
.
Прожили год, не было еще смерти, посланной за нами. Поблагодари же Бога Всемогущего, Христа Иисуса, умершего за наши грехи и воскресшего для нашего оправдания. Год был вполне благословенный. Зачем же его начинать смертью деревьев и безумием и злодейством?

Вопрос 208: Почему у нас так пышно отмечают Новый год, и были ли у русских Деды Морозы и Снегурочки до революции? И почему не Дед Ветер и не Дед Сугроб? У иностранцев – Санта-Клаус, т.е. св. Николай Чудотворец, и притом Рождество – более важный праздник чем Новый год.

Ответ: Празднование Нового года, порча деревьев и всё остальное привнесено в Россию русским антихристом – Петром I, который ненавидел всё русское и всюду выдвигал «немчину». Он прорубил «окно в Европу», в которое провалилась вся Россия благодаря промасоненному царскому правительству. Новый год – это никакой не праздник, а просто причина погулять лишний раз. Нужно благодарить Бога, что сохранил еще нас, и ждет от нас добрых дел по великой Своей милости и долготерпению.
Вопрос 713: 2 т. Не думаете ли Вы, что отказ верующего участвовать в семейных праздниках: Новый год, день рождения – приведет к еще большему разрыву со своей неверующей половиной? Ведь если человек привык к тому, что это большие праздники, то ему без скандала трудно отказаться от этого. Вы не за то, чтобы верующие поскорее расстались со своими неверующими супругами?

Ответ: Конкретно в данном вопросе ответственность и инициативу – продолжать ли сохранять семью, апостол Павел возлагает на неверующую сторону.
1Кор.7:12-15 – «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Если пойдете на компромисс, чего требует неверующая сторона: «если ты пойдешь со мной на Новый год, а я с тобою схожу на рождество в церковь», то заранее должен знать, что вы полностью проиграли. Неверующий к Богу через посещение храма не придет, а ты удалишься еще более. Не надо пытаться сохранить семью и не надо стремиться к разводу. Но нужно смотреть, как Бог расположит сердце неверующего.

Земля подошла плавно к пункту исхода
Откуда течет река каждого года…
Вся пресса людская сейчас отмечает,
Что мир потрясало, что мир ожидает.

Всем радостям, бедам подводят итоги
И к новому счастью рисуют дороги.
И много иных дел подобного рода
Творит наступление Нового Года.

Да, нового счастья весь свет ожидает,
Как только планета свой путь завершает
Но новое счастье давно существует –
Две тысячи лет по планете кочует.

И хочет оно навсегда поселиться
Где горе унылое вечно гнездится.
И многие люди его получили,
Лучами его свои души залили.

Его мы Великим Христом называем
И с этим блаженством друзей поздравляем.
Кто Им свое сердце всегда наполняет,
То всю свою жизнь Новым Годом считает.

О, если б Христу в этот миг ты отдался,
Тогда б Новый Год твой сегодня начался.

Распечатать

В. Чернов

О праздниках Православной Церкви

«Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь ХIХ века протоиерей Григорий Дебольский, – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники».

Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников

С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы.

С ХI–ХII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.

К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня.

В ХVI–ХVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине ХIХ века.

В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»:

Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября;

Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря);

Рождество Христово – 25 декабря (7 января);

Крещение Господне – 6 (19) января;

Сретение Господне – 2 (15) февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля);

Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой;

Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг;

День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье;

Преображение Господне – 6 (19) августа;

Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа.

В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник».

Предпразднства и попразднства

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Большая часть двунадесятых праздников имеют по одному дню предпразднства, у некоторых же из них в этом есть отличительные особенности. Рождеству Христову предшествует пять предпразднственных дней, поскольку Рождество – самый большой из двунадесятых праздников. У праздника Богоявления, как второго по значению после Рождества, есть четыре предпразднственных дня. У праздника Входа Господня в Иерусалим вообще нет предпразднства, поскольку накануне совершается воспоминание воскрешения Спасителем Лазаря (Лазарева суббота). Нет предпразнства и у Вознесения и Пятидесятнцы, поскольку они составляют часть пасхальной череды торжеств, которая сама служит приготовлением к этим праздникам.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от полного отсутствия до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Например, у праздника Входа Господня в Иерусалим попразднства не бывает вообще, поскольку сразу после него начинается строгий пост Страстной седмицы; у Благовещения Пресвятой Богородицы попразднство может отсутствовать, если сам праздник выпадет на период с Лазаревой субботы по конец Страстной седмицы. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

О проведении христианских праздников

«Светло торжествуя в великие праздники, продолжает отец Григорий Дебольский, – Православная Церковь внушает нам иметь непременное участие в ее торжестве – быванием при ее богослужении и вообще поведением, достойным священного времени. В праздники, особенно великие, она внушает нам освобождаться от ежедневных работ и занятий своего звания, для беспрепятственного, радостного общения с Богом, святыми, между собою, и для освящения себя. Если чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои дела и жилища и являться к ним лично в известные дни для засвидетельствования своей признательности, то не более ли мы, всегда обязанные благодарить верховного своего Благодетеля, призываемся, особенно во дни воспоминания великих Его благодеяний для нас, оставлять свои житейские дела и являться в дом Божий для общего и единодушного славословия Господа и святых и духовного веселия с Церковью? С духовным веселием не совместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти: поэтому в праздники мы должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских, и духовное господство во имя Господа – над всеми телесными трудами, нуждами, заботами, а особенно страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокоиваясь в Боге».

Само слово «праздник» говорит нам о том, что день этот должен быть «праздным», «пустым» – но не от добра, не от служения Богу и ближнему, а от всего второстепенного и наносного. Когда кто-то из наших близких празднует некое важное событие своей жизни, например свадьбу или день рождения, мы оставляем обычные житейские заботы и спешим к нему, чтобы разделить его радость. У нас, быть может, и есть свои дела на это время – но любовь к родственнику или другу становится для нас превыше обычных занятий, так, что мы нисколько не жалеем об упущенных часах. И это если нас в гости позовет кто-то равный нам! Но что, если приглашение поступит от человека высокопоставленного, богатого, властного, и при том очень искреннего и благорасположенного к нам, немало одаривающего нас и постоянно помогающего нам? Конечно, в этом случае мы с еще большей готовностью поспешим в дом своего благодетеля, и даже важные собственные дела покажутся нам незначительными в сравнении со столь почётной возможностью. Что же мы видим в случае с наибольшими церковными праздниками? В эти дни главные события Своей земной жизни отмечают Сам Господь Иисус Христос – наш Создатель, наивысший Наставник, Владыка и Благодетель, Тот, по воле и благости которого мы только и живем, а также Пресвятая Богородица, Матерь Спасителя мира, и наша любящая Защитница и Покровительница. Господь и Божия Матерь зовут нас в свои дома – святые храмы. И зовут не для от того, чтобы Им было потребно наше служение – но чтобы Самим послужить нам, смягчить нашу душу словами священных песнопений и молитв, умудрить наш ум словом Божиим, зрение и слух ублажить торжественностью образов и напевов. Наконец, Господь зовет нас приступить к Его собственному столу, чтобы в таинстве Евхаристии напитать всё наше существо высшим богообщением.

Однако, в дом празднующего не принято приходить без подарка. Что же можем мы подарить Самому Богу, которому уже принадлежит всё сущее, да и мы сами? То, чего Он ждет от нас и чему радуется: чистоту сердца и любовь к ближнему. В древней Церкви, когда христиане таились от гонителей, праздники сопровождались раздачей пищи и одежды неимущим прямо в храме. Сегодня любой из нас может свободно выбрать, где и каким образом он исполнит твердое повеление Божие: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). Эти и подобные им слова властно звучат в храмах, в том числе и в праздничные дни, и беда тем из нас, кто, получая от Бога всё, что имеет, не спешит поделиться малой толикой сего со своим ближним, даже когда сам Создатель призывает нас к тому словами Священного Писания. В то же время ничего не подарит нам такой радости, такого праздничного настроения и спокойствия совести, как осознание того, что мы отметили праздник, своими руками исполнив слово Господне, оказав помощь тому, кто в ней нуждается. Именно это делает праздник праздником.

«Да посещаем в праздники храмы, – призывает нас святитель Иннокентий Херсонский, – и да отличаем оные от прочих дней чем-нибудь добрым: ибо без сего праздники будут не что иное, как праздное время; а праздность ведет к пороку. От того-то праздники у нас часто превращаются в празднования плотские и чувственные, и приносят не честь празднуемому, но бесчестье и оскорбление Богу, а празднующим – не пользу, но вред душевный».

«Величайший праздник, – учит святитель Иоанн Златоуст, – добрая совесть. Как во время мирских праздников: кто не может ни одеться в светлую одежду, ни устроить более обильную трапезу, но живет в бедности, в голоде и в крайних бедствиях, – для того и праздник не в праздник, хотя бы весь город он видел ликующим, и даже тем более скорбит и сокрушается, чем более видит других в удовольствии, а себя в бедности; и как, напротив, для богача, живущего в веселии, могущего каждый день переменять одежды и наслаждающегося великим благоденствием, праздник и тогда, когда нет праздника, – так и в делах духовных: кто живет в правде и добродетели, тот и без праздника празднует, получая чистую радость от своей совести; а кто живет в грехах и в пороке, и сознает за собою много злого, тот и в праздник менее всех празднует. Таким образом, можно и нам, если захотим, праздновать каждый день, если будем заботиться о добродетели и хранить в чистоте свою совесть».

Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. — М.: Николин день, 2015. — 512 с.

Комментарии для сайта Cackle

Что такое церковный праздник? Каково значение праздника? Каким должно быть празднование?

Содержание статьи

  • Что такое церковный праздник?
  • Праздники в православном календаре
    • Двунадесятые Богородичные праздники
      • Рождество Пресвятой Богородицы
      • Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)
      • Сретение Господне (2/15 февраля)
      • Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)
    • Двунадесятые Господские праздники
      • Рождество Христово
      • Богоявление (Крещение) Господне
      • Преображение Господне (6/19 июня)
      • Воздвижение Креста Господня (14-27 сентября)
  • Значение праздника в православии
  • Читайте о церковных праздниках на «Правмире»:
  • Фильмы о православных церковных праздниках:
    • Церковные праздники
    • Рождество Богородицы. Праздники
    • Что нужно делать в Церковные праздники?

Церковные праздники — это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января Двунадесятый церковный праздник
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники, в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2023 2024 2025
Начало триоди 5 февраля 25 февраля 9 февраля
Прощеное воскресенье 26 февраля 17 марта 2 марта
Вход в Иерусалим 9 апреля 28 апреля 13 апреля
Пасха 16 апреля 5 мая 20 апреля
Вознесение Господне 25 мая 13 июня 29 мая
Троица 4 июня 23 июня 8 июня
Петров пост 30 дней 10 дней 26 дней

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7. )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери

Далее, согласно иерархии церковных праздников, следуют Великие праздники. К ним относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Читайте также — Православный календарь

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Церковные праздники - иконография

Православные праздники - Введение во храм Пресвятой БогородицыНедалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: «Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией».

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала «знаю теперь, что Господь благословил меня».

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково — Благовещение Пресвятой Богородицы.Православные праздники - Благовещение

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

«Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах», — эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву — барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец — Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий.  Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов — «Веруй тому, что написано!».

Церковные праздники - Сретение Господне

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это — Бог, Соприсносущный Отцу, это — Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова «Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем». Еще Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Православные праздники - Успение Пресвятой БогородицыПоследнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это — слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: « Жено! се, сын Твой«. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить — через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила — дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни».

Читайте также — Смысл, содержание и богословие церковных праздников

Двунадесятые Господские праздники

Рождество Христово

Когда Дева Мария уже должна была родить своего Первенца, от кесаря Августа внезапно вышло повеление сделать перепись населения по всей земле. Праведный Иосиф, потомок Царя Давида, отправился из Назарета в Вифлеем, город Царя Давида, который располагался недалеко от Иерусалима. Святое семейство не нашло места ни в одной гостинице Вифлеема, никто не приютил странников. Никто из жителей Вифлеема не знал, что перед ними Пречистая Дева, ждущая Мессию. Да и Самого Мессию в те времена представляли себе по-другому. Но Господь не явился в мир в славе Небесной, ее не выдержал бы грешный человек. Он не явился и в славе земной, потому что Царство Небесное не имеет отношение к земному благоденствию.

Рождество Господа случилось в убогой пещере, где держали домашний скот. Дева Мария спеленала Богомладенца и положила его в ясли. А с дарами в пещеру уже спешили волхвы, звездочеты, увидевшие на небе Вифлеемскую звезду. В поле неподалеку отдыхали пастухи, стерегущие стада. Им явился Ангел Господень, и они сильно испугались. Но Ангел сказал: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость» и рассказал весть о спасении. И пастухи поклонились Богомладенцу. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень. Волхвы же, шли по звездам, чтобы увидеть царя и поклонились ему, незримо являя собой весь прежде языческий мир, многие представители которого также впоследствии уверовали во Христа.

Церковные праздники - Рождество

С IV и вплоть до VI века н.э. многие Церкви праздновали Рождество Христово совместно с днем Богоявления. Это связано с тем, что по некоторым сведениям, Крещение Господне произошло в день Его рождения. Но современная Церковь разделяет эти православные праздники.

Богоявление (Крещение) Господне

Праздник Крещения Господня не даром называют еще Богоявлением. Именно в этот день впервые за весь период событий Писания человеку явились все Три Лица Троицы. Сын Божий вошел в воды Иордана, Дух святой спустился к нему, а остальные услышали голос Бога Отца. Святым Духом с тех пор крещаются все, уверовавшие во Христа.

Крещение Господа Иисуса Христа связано с делом спасения людей. Господь просит креститься от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель же говорит, что это ему надо креститься от Иисуса. Этим он явно дает понять, что перед собравшимися — не обычный человек, но Посланник Господа, Мессия. Предтеча Иоанн уже давно готовил людей к пришествию Мессии. Он говорил им и покаянии и очищении от грехов. Христу не надо было очищаться от грехов, Он пришел, чтобы самому принять на себя грехи мира. Его омовение в водах Иордана было безгрешным и через него очистились и все верующие во Христа. Рожденные от воды и духа люди получили возможность омыться от грехов, получая новое рождение во Христе с тех пор, как крестился Сам Господь.

Преображение Господне (6/19 июня)

Церковный праздник Преображения Господня известен уже с IV века н.э.

Церковные праздники - Преображение ГосподнеЭта дата посвящена удивительному чудесному событию, которое случилось на горе Фавор и было описано в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 17:1-13; Лк. 9:28-36).

Господь Иисус знал, что близится время его мучения и распятия. Он обратился к ученикам с вопросом: «Вы за Кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15-16). Когда Господь стал готовить учеников к грядущим страданиям, апостол Петр, горячо любивший Его стал просить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22).

Господь услышал это и взял своих учеников Петра, Иакова и Иоанна вместе молиться на гору Фавор. Иисус взял с собой именно этих учеников, чтобы в час его мук они не устрашились, но, укрепившись в вере, могли перенести их.

Господь молился и вдруг ученики увидели, как лик его просиял, а одежды сделались ослепительно белыми. К Нему явились пророки Моисей и Илия, чтобы побеседовать с ним. В великой радости от присутствия при таком чудесном событии апостол Петр воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В ответ всех присутствовавших осветило Божественное облако и раздался глас Богу Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».
В день преображения Господня вспоминаются эти чудесные события.

Воздвижение Креста Господня (14-27 сентября)

Истоки этого праздника уходят к обретению Креста Господня. Его упоминают древние христианские историки. По словам Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского, император Константин Великий горел желанием изыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. На поиски Креста Господня отправила царица Елена, мать императора Константина.

Как правило, кресты закапывались на месте свершения казни. И действительно, Крест Господень оказался там. Но на месте казни было найдено три Креста. Предстояло узнать, какой именно был орудием казни Иисуса Христа. Чудо Господне явило людям правду. Тяжело болящая женщина исцелилась при прикосновении к Кресту Господнему.

Множество людей собралось, чтобы поклониться Честному Древу Креста Господня. Не все могли увидеть его из-за скопления верующих и тогда Патриарх Макарий стал воздвигать Крест, чтобы все могли его увидеть. Люди поклонялись Кресту со словами «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

В 614 г. Персидский шах Хозрой разграбил сокровища Иерусалима и увез с собой в том числе Древо Животворящего Креста Господня. Целых четырнадцать лет Крест Господень пробыл в Персии. Но после победы императора Ираклия над персами и заключения мира Крест Господень был возвращен в Иерусалим.  Император встретил Честной Крест в скромной одежде и босой в знак смирения перед Господом.

Значение праздника в православии

Церковные праздники важны для того, чтобы люди не забывали Евангельские события. Православные праздники свидетельствуют о нашей живой вере. О том, что Спасение касается не только людей во времена Нового Завета, но и всех нас, верующих во Христа. Соблюдая традиции православных праздников, мы свидетельствуем о своей вере даже, если церковные праздники кажутся необычными людям, которые не знакомы с традициями Церкви. В эти дни мы можем остановиться и задуматься о том, правильным ли путем мы идем ко Христу.

Читайте о церковных праздниках на «Правмире»:

  • Праздник
  • Церковные праздники и светские памятные даты: в чем разница?
  • Церковные праздники – проверьте свои знания!
  • Праздник как Таинство

Фильмы о православных церковных праздниках:

Церковные праздники

Рождество Богородицы. Праздники

Что нужно делать в Церковные праздники?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Этнография и география религий»

По теме:

«Какие праздники и посты существуют у православных?»

Исполнитель:

Ненашева Светлана Васильевна

г. Новоалтайск, 2019

Содержание.

  1. Введение. Православные праздники

  2. История православных праздников

  3. Господские двунадесятые праздники

  • 6 Января – Рождественский Сочельник

  • 7 Января – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

  • 18 Января – Крещенский Сочельник

  • 19 ЯНВАРЯ – КРЕЩЕНИЕ

  • Пасха Христова

  1. Посты Православной Церкви

  • Цель постов

  • Правила соблюдения православного поста

  • Однодневные посты

  • Многодневные посты

  1. Заключение

  2. Список используемой литературы

Введение.

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Православные праздники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному[1] богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

История православных праздников.

Многогранная жизнь верующего человека состоит не только из убеждений, верований, но и из религиозной практики. В системе религиозной практики одно из важных мест занимает религиозный опыт, который включает религиозные праздники, обряды, таинства, ритуалы, культовые предметы. При их помощи человек общается со Священным (Богом). Религиозный опыт находит свое практическое воплощение в культовых формах, которые доносят его до человека с помощью богослужения, литургии и церковного календаря праздников.

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.

Существует 12 важнейших после Пасхи праздников, они называются «двунадесятыми» (от слав. два на десяте – «двенадцать»).

Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число Великих праздников.

Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус. Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных.

6 Января – Рождественский Сочельник

Рождественский сочельник – день накануне праздника Рождества Христова и заключительный день Рождественского поста. Канун Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником, так как употребляется в пищу сочиво – это особая зерновая каша, обычно с медом и фруктами.

Сочельник – это прежде всего семейной ужин. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением, ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, указавшей когда-то волхвам путь к месту рождении Спасителя, можно праздновать.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад – верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз – в семье будет совет да любовь. Богослужение в храмах в этот день заканчивается поздно.

7 Января – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. В иерархии русских праздников Рождество занимает второе место после Пасхи.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день – 6 января и назывался Богоявлением. Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире. Обычай наряжать в эти дни елку пришел из Германии, где он существовал с давних времен. Считалось, что елка со свечами и украшениями – символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода. Народные приметы: Снег в Рождестве – к урожайному году; метель – пчелы будут хорошо роиться; иней – к урожаю хлеба, небо звездное – к урожаю гороха. От Рождества до Крещения охотится грех, с охотником случится несчастье. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник

18 Января – Крещенский Сочельник

18 января вечером православные отмечают Крещенский Сочельник. Канун дня Крещения Господа Бога или Богоявления, называется сочельником. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», – это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» – о чем открытому небу помолишься, то сбудется. Согласно поверьям, в ночь перед

Крещенский сочельник – это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья.

Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. В этот день будет совершаться первое Великое освящение воды – Агиасма. Воду освятят в храмах, в колодцах, реках и озерах. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину – великим Иорданским освящением и называется крещенской. Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан приём лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник её не надо. Православные хранят её в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

19 ЯНВАРЯ – КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) – христианский праздник, основанный на одноименном событии евангельской истории. Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре. Крещение – христианский праздник и отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет. Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Этот Праздник иначе называется Богоявлением. Богоявлением называется этот праздник потому, что во время Крещения Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанн и засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на сына в виде голубя.

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как праздник Рождества Христова. В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой.

Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.

По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета.

Пасха Христова. Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Христова

Воскресение Христово. Праздничная икона

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха  ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова. В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Посты Православной Церкви.

Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.

Пост есть также средство выявления страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.

Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. По благословению духовника дополнительный пост может сочетаться с молитвенными прошениями и браться для сугубого покаяния (Исх.34:28).

Святой, праведный Иоанн Кронштадтский:
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением, пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…
Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.

и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день.

Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.

Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост — это только неприятное монашеское дело, могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке. Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.

Важно! Простое изменение состава пищи не является постом, если в уме не возникает желания воздерживаться, покаяться в неминуемых грехах через искреннюю молитву. Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум». Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом. Христос постился сорок дней в пустыне

Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.

На заметку! Правила соблюдения православного поста описываются в Типиконе (книге Божественного устава), Номоканоне (византийском сборнике церковных указаний), Минеи и других подобных произведениях.

Практика воздержания невероятно развита в христианском мире — число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.

Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности. Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи — это только самообман, лишенный пользы. В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.

Однодневные посты

К еженедельным постным дням относятся среда и пятница. Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.

Среда знаменует момент великого позора человеческой души, олицетворенный в образе предателя Иуды. Ученик продал Спасителя за небольшую горсть монет и принял смерть после жестокого угрызения совести.

Пятница — время претерпевания бесчеловечных издевательств над Сыном Божьим, распятым на кресте. Это день страшных страданий и последующей смерти Того, кто пришел искупить вину всех творений. Воспоминания об этом событии придает сил в борьбе против соблазнов материальной роскоши.

Послабления существуют в следующие периоды:

неделя после Троицы;

период Святок (от Рождества до Крещения);

на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)

Также есть особые однодневные посты:

День усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

Воздвижение Креста Господня ( 27 сентября).

День перед Крещением.

Многодневные посты

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне. К Великому посту примыкает Страстная седмица (в переводе – неделя страданий), посвященная событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха – прекраснейшим венцом всех праздников.
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов.

Успенский пост – с 14 по 28 августа – установлен в честь Успения Божией Матери.

Рождественский пост – с 28 ноября по 7 января.

Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра

Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.

Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть.

Важно! Пост в православии — средство исцеления от недугов греховности. Он очищает ум от действия загрязняющих мыслей, утончает тело и приближает к областям высшего блаженства.

Заключение

Праздник всегда был неотъемлемой частью истории человечества. В ходе своего существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и народные особенности жизни. С принятия христианства на Руси началась новая эпоха в жизни. До принятия языческая Русь обладала хорошим сельскохозяйственным опытом, знала все закономерности природы и человеческой жизни, имела достаточно большой круг языческих богов, обрядов, верований. До принятия христианства последовательность праздников и будней определялась сменой времен года, которые обуславливали занятия крестьянина. После Крещения, язычникам на Руси пришлось постичь знание православного учения, принять христианских святых и соотнести все это с ранними верованиями. Весь этот процесс постижения был длительным по времени и сложным. Народные и языческие праздники впитывали в себя праздники христианские и наоборот, христианские праздники втекали в народную жизнь и непросто входили в сознание людей. Сливаясь в одно целое на протяжении длительного времени, они оказывали друг на друга влияние, что в последствии после сложного их соединения сформировалась определенная система верований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / — 2016.

  2. Православные праздники /- Издательство: Эксмо ООО — 2015

  3. Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/post-v-pravoslavii.html

  4. azbyka.ru›posty-pravoslavnoj-cerkvi

  5. ru.wikipedia.org›Пост (религия)

  6. lib.pravmir.ru›library/readbook/2133

  7. ru.wikipedia.org›Православные праздники

Какие церковные и мирские праздники отмечают 22 декабря 2022 года

Несколько праздников отмечают 22 декабря 2022 года, среди них церковные и мирские. К ним относятся профессиональный День энергетика и празднование в честь зачатия преподобной Анны, матери Богородицы. Каждое из этих торжеств имеет свое особенное значение.

День энергетика относится к профессиональным праздникам. Эта отрасль охватывает производство, передачу и реализацию рядовым гражданам электроэнергии. Дата празднования достаточно символична, ведь ее отмечают в один из наиболее коротких в году дней 22 декабря.

Именно работники энергетической сферы своим неустанным трудом создают необходимое для всех людей благо — тепло, а затем поставляют его в дома, школы, медучреждения, офисы.

Какие церковные и мирские праздники отмечают 22 декабря 2022 года

История возникновения даты относится к 23 мая 1966 году. В этот день Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза был учрежден. Праздник посвящен дню принятия Госплана электрификации России, принятого 22 декабря 1920 года.

День энергетика отмечают все те, кто имеет отношение к производству и обслуживанию энергосистем, занят в энергетической сфере. В последнее время наблюдается повышенный интерес чистым источникам энергии, к которым относятся воздух и энергия солнца. Из этого можно сделать вывод, что потенциал данной отрасли будет только увеличиваться.

Традиционно в этот день лучшие работники отрасли получают награды, грамоты и подарки. Не остаются в стороне представители прессы и телевидения, ведь праздник выходят статьи и передачи, посвященные ему.

День праведной Анны 22 декабря

Православные верующие 22 декабря почитают День зачатия праведной Анны, матери Девы Марии. Анна являлась дочерью священника. С мужем Иоакимом она жила в городе Назарете.

Праведные супруги жили в мире и понимании, помогали страждущим. Однако отсутствие детей очень омрачало их существование. Им приходилось нелегко, ведь бездетность у иудеев считалось наказанием Божьим. Из-за этого чета терпела насмешки от окружающих.

В один из дней, не выдержав огорчения, Иоаким отправился в пустыню, где провел 40 дней поста и молитв. Его жена также была глубоко опечалена, ведь считала себя виновной в этой беде. Но Господь снизошел к молитвам праведной четы, и даровал им дитя. Ангел, возвестивший супругов о радости, поведал им, что этот ребенок станет спасением всего мира.

До 3-летнего возраста Пречистая Мария жила с отцом и матерью, а потом отправилась в храм Господень. Вскоре ее родители скончались, а в храме Марию воспитывали до совершеннолетия. По церковным канонам, Иоаким и Анна являются Богоотцами, так как были предками Иисуса Христа по плоти.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мировые праздники смешные
  • Мировые праздники на каждый день
  • Мировые национальные праздники
  • Мировые летние праздники
  • Мировой сценарий после коронавируса