Митрополит престольный праздник

Престольный праздник - особый праздничный день в православном церковном календаре. Что это за день, как его отмечают и о каком "престоле" идет речь?


Рубрика: Uncategorized

Престольный праздник — что это в Православии

Особый день для каждого храма

В Православный Календарь включено множество праздничных дней, которые отмечаются всеми верующими. Однако в каждом храме, помимо общецерковных праздников, особым торжественным богослужением отмечается престольный праздник. Что это такое? Почему этот день не имеет единой даты для всех церквей? Какой смысл имеет данный праздник? Как он отмечается?

престольный праздник
Православный храм

Богослужебный год

Множество русских народных обычаев и традиций непосредственно связаны с церковными праздниками. Как сказано в русской поговорке: «У Бога всякий день — праздник». Действительно, православный календарь имеет множество памятных праздничных дней. Но что такое праздники для христианина? Кто их устанавливает и для чего они нужны?

Для удовлетворения своих насущных потребностей человек должен трудиться. Согласно 4-й заповеди Божьего закона (Книга Исход, 20:9-10) на это Господь определил 6 дней в неделю. Седьмой же день — это день, посвященный Богу, молитве, богослужению, творению добрых дел. Этимология слова «праздник» как раз буквально и означает «день, не занятый делами, свободный от работы». Это установление Божие, на время отстраниться от житейских трудов и забот, чтобы всецело посвятить свое время Создателю. В ветхозаветные времена таким днем была суббота. Для христиан этим статусом обладает воскресный день.

Однако помимо седьмого праздничного дня недели еще в ветхозаветный период существовали и другие праздничные дни: Ветхозаветная Пасха, Предположение, Праздник Кущей и другие иудейские праздники. После Крестной Смерти Спасителя на протяжении нескольких веков Церковь постепенно устанавливала новые праздники, имеющие для христиан духовный смысл. Со временем христианские праздники были упорядочены, приобрели духовный смысл (воспоминание, обрядовое воспроизведение сущности празднуемого события).

Церковные праздники

В настоящее время в Православной Церкви на протяжении всего календарного года ежедневно вспоминаются те или иные исторические события Священного Писания и Церкви. Каждый день совершается память святых угодников Божиих. Это также православные праздники. По Уставу, все церковные праздники делятся на три группы: великие, средние и малые. В список великих праздников входят праздник Воскресения Христова, двунадесятые (12 значимых после Пасхи праздников) и недвунадесятые (Русская Православная Церковь отмечает их 5) праздники. К средним праздникам относятся дни памяти особо почитаемых угодников Божиих. А малые праздники являются днями поминовения общехристианские святых.

Также круг церковных богослужений различает неподвижные (на определенную дату) и подвижные (имеющие прямую зависимость от дня Пасхи) праздники.

В Православии праздники могут быть многодневными и однодневными. Многодневные праздники состоят из подготовительного торжества (предпразднства), непосредственно праздника, продолжения (попразднства) и отдания праздника. Длительность многодневных праздников указывает на важность отмечаемого события.

Праздники также подразделяют на общецерковные и местные. Общие праздники с одинаковой торжественностью совершаются во всех церквях. В местные же праздники торжественное богослужение проходит только в определенных приходах тем или иным образом связанным с воспоминаемым событием или личностью.

Что такое престольный праздник?

Именно к местным праздникам относится престольный праздник. Что это за торжество? Уже само название говорит о том, что оно отмечается в день памяти святого угодника или церковного события, в честь которого построен храм и освящен престол. Престол в церкви занимает центральное место в алтаре. Это четырехугольный стол, на котором происходит великое Таинство Церкви пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.

Также престольный праздник называется ещё и храмовым, поскольку свое название храм получает от главного престола. Если церковь многопридельная, то есть имеет более одного престола в память различных событий и святых, тогда престольных праздников будет несколько.

В богослужебном аспекте для каждой церкви ее престольный праздник отмечается с такой же торжественностью, как и двунадесятые праздники. Хотя по особенностям богослужения его относят к среднему празднику.

«У каждого человека есть памятные дни его жизни – день ангела, день рождения, есть какие-то события, которые особо близки сердцу. И мы стараемся в этот день собрать своих родных и близких, чтобы пообщавшись с ними, взаимно утешившись, прославить Бога. Так и в жизни прихода есть памятные дни. Престольный праздник – это главный праздник храма» (епископ Покровский и Новоузенский Пахомий Брусков).

Традиции празднования

Зародилась традиция празднования престольного праздника ещё в раннехристианские времена. После Крещения Руси эта традиция распространилась и на наших землях. Это было связано со строительством церквей. Новопостроенные церкви приобретали покровителя — святого, в честь которого освещался главный престол в храме. Традиция торжественно отмечать престольный праздник сохранилась и до наших дней.

По устоявшейся русской традиции, на торжества по случаю престольного праздника собираются не только прихожане прихода, но и съезжаются гости с других церквей. Накануне праздника храм обильно украшают цветами. Для совершения богослужения зачастую приезжают священники из других приходов. Праздник может посетить правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа.

В этот день после праздничного богослужения обычно устраивается крестный ход. После завершения богослужения церковный хор поет «многолетие» — пожелание многих лет всем прихожанам и гостям. По обычаю, в конце совершается общая трапеза в пределах бюджета прихода. Это может быть и общее застолье, а может просто раздача угощения (булочек, пирожков, компота).

В некоторых приходах сохранилась традиция проводить ярмарки.

Престольный праздник: духовный смысл

Что значит престольный праздник для храма? Какой духовный смысл он несет? 

Собираясь на праздничное богослужение в престольный день, все прихожане храма и его гости совершают общую совместную молитву. Именно она является ключевым событием праздника. Общая молитва, возносимая от всех собравшихся вместе верующих прихожан, определяет само бытие Церкви — молитвенное предстояние перед Богом. А Сам Спаситель, как Глава Церкви, невидимо для человеческих глаз присутствует в Церковном собрании. 

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея,18:19-20).

Совместная молитва и трапеза на престольном празднике способствуют единению прихожан. 

«Совместные трапезы после литургии, так как и любые другие полезные приходские мероприятия, организовывать нужно и полезно, поскольку совместное времяпрепровождение способствует единению общины» (протоиерей Сергей Успенский).

5 августа 2022 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил Божественную литургию в краснодарском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который отмечал в этот день престольный праздник.

Владыку хлебом-солью встречали сестры милосердия, настоятель протоиерей Алексий Касатиков, многочисленные прихожане и гости.

За Божественной литургией митрополиту Григорию сослужили благочинный 2-го Краснодарского городского округа протоиерей Александр Игнатов, настоятель Скорбященского храма протоиерей Алексий Касатиков с клириками, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина города Краснодара протоиерей Владимир Мищенко. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Мрачко.

Старинный Скорбященский храм является первым каменным храмом в Краснодаре и имеет свою удивительную историю, которая неразрывно связана с городской клинической больницей № 1, на территории которой он располагается.

В начале 19-го века на этом месте находилось кладбище, где похоронены первые горожане и казаки. Кладбище называли Фоминым, потому что первый построенный здесь деревянный храм носил имя апостола Фомы. Рядом располагалась богадельня для стариков и инвалидов.

В 1833 году по инициативе атамана Черноморского войска генерал-майора Николая Заводовского был составлен новый проект архитектурного ансамбля церкви, богадельни и больницы. А реализован он был на завещанные средства умершего в Екатеринодаре героя Отечественной войны 1812-го года атамана Алексея Безкровного.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1839-м году, освящен он был в 1844-м.

В 1914-м году больницу, в которой в то время располагался военный госпиталь, а также храм посетил Российский император Николай II.

После революции, с приходом безбожной власти, Скорбященская церковь была разграблена и закрыта. Здание использовалось под нужды больницы – здесь располагались палаты, различные помещения, разделенные перегородками, актовый зал, в котором читались лекции студентам-медикам.

Новая страница истории началась в 1994-м году, когда здание храма вернулось верующим, и в нем возобновилась приходская жизнь. Руководить приходом и восстановлением церкви был назначен молодой священник Алексий Касатиков. За прошедшие 28 лет благодаря трудам батюшки и его верных помощников Скорбященский храм обрел свою неповторимую духовную атмосферу, стены украсили чудесные росписи и витражи. Храм стал любимым местом молитвы многих горожан,  пациентов и врачей 1-й городской больницы.

Практически с первых дней здесь действует сестричество милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, которым более 20 лет руководит старшая сестра Анастасия Капранова. Сестер милосердия при Скорбященском храме почти 30 человек, все они долгожданные помощники в больничных палатах, неся пациентам духовную поддержку и утешение.

В день престольного праздника митрополит Григорий вручил епархиальные награды активным прихожанам и сотрудникам храма.

Медалью святой великомученицы Екатерины II степени награжден Владимир Павлович Коновалов, помощник настоятеля с самых первых дней. Еще в 1994-м году он приобрел центральное паникадило, которое и поныне украшает храм.

Архиерейских грамот удостоены многолетние работники —  киоскёр церковной лавки Любовь Ивановна Черникова, просфорница Надежда Николаевна Веселова, сотрудница храма Жанна Афанасьевна Булдакова и Елена Николаевна Субботина.

По окончании Божественной литургии состоялся праздничный крестный ход вокруг храма по территории больницы. Митрополит Григорий щедро окропил всех святой водой.

В храме духовенство и прихожане совершили славление Богородицы у её украшенной иконы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Молитву «Царица моя Преблагая…» пропели единым хором все собравшиеся в храме.

В своей проповеди митрополит Григорий отметил, что в церковном календаре много дней памяти тех или иных икон Божией Матери. Многие из них именуются по месту явления или совершенных чудес.

«Но вот эта икона – «Всех скорбящих Радость» — означает ни что иное, как выражение того молитвенного опыта, который есть у православного народа, молитвенного опыта обращения к Пречистой Богородице, — сказал владыка. – Матерь Божия всех нас слышит, у Престола Божия молится за нас, ходатайствует, помогает. «Всех скорбящих Радость»  – какое замечательное название! Матерь Божия сама была обрадованной  — обрадованной от Бога с момента Благовещения. И этой радостью Своего единения с Богом, которое наступает у человека в момент искреннего к Нему обращения, Она со всеми делилась при Своей земной жизни, и конечно,  к этой радости нас с вами и сейчас призывает».

Митрополит Григорий подчеркнул, что скорби и трудности чаще всего посещают людей за грехи, за отступление от Бога, и в этих скорбях, болезнях, в испытаниях, когда бывает тяжело, человек начинает вспоминать Господа. Начинает молиться, обращаться к Богородице. И Матерь Божия помогает утолить скорби – об этом свидетельствует молитвенный опыт православных христиан.

Настоятель Скорбященского храма протоиерей Алексий Касатиков от всего сердца поблагодарил митрополита Григория за визит и совершенную в престольный день Литургию.

В завершение своего визита в Скорбященский храм владыка Григорий  посетил памятное место – Поклонный крест, установленный на месте первого городского Фомина кладбища, и пропел Вечную память усопшим екатеринодарцам и казакам.

Добавим, что храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» вместе с корпусами 1-й городской больницы являются памятниками культуры регионального значения. Сохранившие свою первоначальную застройку 19-го века, они являются настоящей духовной и исторической ценностью Краснодара.

Текст: Ольга Луканина

Фото: Михаил Ступин

Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.

Содержание

  • 1 Что означает престольный праздник
  • 2 История появления
  • 3 Традиции празднования
  • 4 Как празднуют в наше время

Что означает престольный праздник

Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.



Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.

История появления

История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.

Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.

Престольный праздник

Традиции празднования

За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились ­– делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.

В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.

Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.

икона в храме

Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.

Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.

Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.

Как празднуют в наше время

Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.

Престольный праздник

После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.

Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.

Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.



19 декабря 2022 года, в день празднования памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Никольском храме города Пензы (мкр-н. Терновка).

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Никольского храма города Пензы протоиерей Александр Филиппов, протоиерей Антоний Шварев, протоиерей Владимир Ольхов, диакон Ростислав Горшенев и протодиакон Константин Кузьминых.

Богослужебные песнопения исполнили хор Никольского храма города Пензы под управлением регента Анны Лазаревой и детский хор Никольского храма под управлением регента Анны Карауловой. В исполнении детского хора, состоящего из 12 человек, прозвучали Херувимская песнь, «Достойно есть» и ектеньи.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Антоний Шварев.

По отпусте литургии состоялся крестный ход вокруг храма, после чего было совершено славление святителю и чудотворцу Николаю.

По окончании молебного пения настоятель храма протоиерей Александр Филиппов обратился к правящему архиерею с приветственным словом и поблагодарил за совместную молитву в день престольного праздника.

В ответном слове глава Пензенской митрополии поблагодарил настоятеля за теплые слова и обратился к пастве со словом проповеди.

Фото: Ильия Школин


Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=314291

Сегодня, 14 июня, день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в храме, который посвящен этому святому.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Сталинградского и Северного округов, настоятель храма иерей Олег Иващенко, игумен Зосима (Панков), протоиерей Николай Лисный, протоиерей Виталий Куледин, священноинок Дамиан (Спиридонов), иерей Сергий Акимочкин, иерей Олег Клецков, иерей Алексей Старостин.

За богослужением молились глава администрации Тракторозаводского района Романов Игорь Александрович и глава администрации Краснооктябрьского района Дронов Иван Владимирович.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Людмилы Полетавкиной.

Отец настоятель иерей Олег Иващенко приветствовал и поблагодарил от лица прихода правящего архиерея: «Сердечно благодарим Вас за молитвенное предстояние за всех нас не только в сегодняшний день, но и во все дни Вашего служения».

«Дорогие отцы, братья и сестры, — обратился к молящимся митрополит Феодор. — Всех вас приветствую с сегодняшним праздником, храмовым праздником святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот удивительный человек стал именем России – всероссийским батюшкой. Господь изобильно через него произливал Свою милость, Свою благодать и Свои чудеса. Как он стал из простого мальчика Архангельской губернии всероссийским священником – загадка Божественного промысла, которая раскрывается в словах Христа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф.16:24)

Отвержение себя есть непременное условие для всякого христианина. Чем выше наше самоотречение, чем меньше мы стараемся искать своего, чем больше стараемся исполнить волю Божию и ходить в Божественной правде, тем полнее мы вмещаем в себя Божественную благодать Святаго Духа, тем обильнее и действеннее Он совершает дело спасения не только нас самих, но и всех окружающих нас и всего мира.

Мы прекрасно знаем житие Иоанна Кронштадтского. Мне хотелось бы обратить ваше внимание, что очень важно не только то, что человек делает, но и как он это делает – с каким чувством, с каким сердцем, с какими мыслями. Бывает, что одни и те же поступки, в зависимости от внутреннего расположения, человеку являются в оправдание или в осуждение.

К отцу Иоанну подошла пожилая женщина и стала настойчиво просить, чтобы он помолился за ее тяжело болящего близкого человека, и непременно о выздоровлении. Отец Иоанн удивился, как он может вообще об этом молиться, потому что в руце Божией всякая душа, и только Он решает, поправится человек или закончит свой жизненный путь, а мы только ходатайствуем, возносим свои убогие молитвы. Но, увидев в настойчивой воле просительницы волю Божию, он помолился по ее просьбе, но прежде он исповедал свое недостоинство и сказал: «Господи, я не дерзаю говорить таких слов Тебе, но по вере этой женщины Ты Сам могий исполнити сие прошение».

Больная получила исцеление. Подобный случай повторился еще раз, и святой понял, что Господь ему доверяет молиться за людей – за болящих, скорбящих. Это не слава, а, в первую очередь — крест. Не только потому, что молитвенник пропускает через себя боль каждого, чье имя возносит в своем сердце к Божественному Престолу, но и потому, что он всегда должен помнить свою мерность, свою ограниченность, свое недостоинство, свое ничтожество и не мнить себя духовным или молитвенным: «Вот, сейчас мы помолимся, и все Господь управит», как часто мы слышим. Это близко к дерзости. Можем ли мы считать, что мы настолько к Богу близки, что так, в панибратстве, убеждаем людей, что «наши-то молитвы Господь точно услышит, не переживай, я имею особое отношение…» Эта беда и современного человека, и современного общества – непонимание, кто мы, на каком уровне мы находимся, и куда мы двигаемся. Это состояние прелести – состояние нахождения во лжи, ложное представление о себе, о Боге, об окружающем мире и о людях.

Святые отцы учат нас быть в трезвении. Трезвость ума – это особое состояние непомрачительности его от страстей. Человек опьяняется не только вином и наркотическими веществами, он опьяняется любой страстью, любым страстным влечением, движением сердца, которое помрачает и чувства, и ум, и волю, и совесть. Искажает, деформирует способность воспринимать действительность и адекватно реагировать. Потому мы и прибегаем к православной аскетике – соблюдаем пост, творим не только молитву, но и коленопреклонение, чтобы смирить нашего ветхого плотского человека, нашу гордость, которая всегда прикрывается ложным смирением, но имеет твердый стержень, который нам очень сложно не то, что сломать, но хотя бы немного преклонить, и который, конечно, не делает нас ближе к Богу.

Попросим сегодня Кронштадтского пастыря, всероссийского батюшку отца Иоанна, чтобы он нам даровал чистое сердце, чистый опыт души, чтобы мы смогли видеть в первую очередь свои прегрешения, не осуждать своего ближнего и никогда не терять упования на милость Божию. Помнить, что Господь пришел в мир грешников спасти, а от них первый есмь аз.

Всех с праздником!»

Престольный праздник в храме Иоанна Кронштадтского возглавил митрополит Феодор

Престольный праздник в храме Иоанна Кронштадтского возглавил митрополит Феодор

(209)

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник академического храма ОЦАД














































Служба коммуникации ОВЦС, 11.09.2022. 11 сентября, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Архипастырю сослужили ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, главный научный сотрудник ОЦАД игумен Арсений (Соколов), проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко, начальник отдела дополнительного образования ОЦАД иерей Георгий Балановский, клирики подворья.

За богослужением молились сотрудники и преподаватели ОЦАД.

На сугубой ектении были вознесены прошения об исцелении одержимых пагубною страстию винопития.

После сугубой ектении митрополит Антоний прочитал молитву о страждущих недугом винопития.

По окончании Литургии было совершено славление и молитва ко Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

Затем протоиерей Максим Козлов обратился к митрополиту Антонию с приветственным словом, сердечно поблагодарив его за совместную молитву в этот праздничный день.

«Очень надеемся, что положенное сегодня доброе начало Вашего молитвенного пребывания продолжится и впредь в храмах Черниговского подворья, как и Ваше участие в жизни Общецерковной аспирантуры и докторантуры, о добром сотрудничестве с которой и возглавляемом Вами Отделом внешних церковных связей мы положили начальные договоренности», – сказал, в частности, ректор ОЦАД.

В качестве памятного дара протоиерей Максим преподнес митрополиту Антонию образ Божией Матери «Корсунская».

В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний поздравил всех присутствовавших с престольным праздником и передал им благопожелания от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Иерарх также произнёс проповедь, а по ее окончании сердечно поблагодарил протоиерея Максима Козлова за приглашение разделить радость молитвы, за добрые слова и памятный подарок.

«Несколько лет я носил титул Корсунского митрополита и храню самые теплые воспоминания о тех годах, которые провел, окормляя Корсунскую епархию. Образ Божией Матери «Корсунская» будет у меня келейным и, молясь перед ним, я буду вспоминать Вас, этот святой храм и нашу сегодняшнюю совместную молитву», – сказал, в частности, председатель ОВЦС.

Митрополит Антоний пожелал ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия крепости сил и помощи Божией в ответственном служении, выразив надежду, что в лице выпускников ОЦАД Отдел внешних церковных связей будет также иметь добрых сотрудников, совершающих вверенное им Церковью послушание.

«Сердечно еще раз всех поздравляю с праздником и благодарю за возможность в этот день помолиться со всеми вами. Храни вас всех Господь», – в завершение сказал председатель ОВЦС.


Распечатать публикацию

Каждая церковь имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви.

В старые времена престольный праздник отмечали  широко, с размахом. Накануне, вечером —  Всенощная. Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику.   Труд мужчин требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.

Крестные ходы проводили по-разному. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви.  Крестный ход до источника. Если источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние.  Или — обход всего прихода, когда обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень. После  крестного хода устраивалось гуляние в конкретной деревне, утром Крестный ход вставал и шел дальше. Сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном, то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Это народные духовные песни, не церковные. Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. И на окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет.

Еда очень четко зависела, от времени поста потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.

После закрытия церкви престольные праздники сохранялись. Подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу.

Сейчас другие времена, хотя церковь не гонима, но традиции были подорваны во времена безбожной власти, люди стали другими. Восстанавливать былые традиции, народное благочестие трудно и долго. Но престольные праздники  возвратились вместе со Церковью, православный народ полюбил их. Как в далеком прошлом прихожане накануне праздника прибирают храм, готовятся к исповеди и причастию, несут продукты на стол вскладчину. Наш престольный праздник – Всех Святых в Земле Российской Просиявших нынче пришелся на 10 июня. Служба началась в 7-00 с исповеди.. В 7-15 начался водосвятный молебен, все присутствовавшие были окроплены святой водой, в 7-30 – чтение часов. Ближе к 8-00 в народе усилилось некое волнение: ждали приезда  митрополита Иошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Владыка, как всегда  точен, ровно в 8 часов он вступил на дорожку, ведущую к молебному дому и благословил каждого прихожанина на улице и в храме.  Вместе с ним приехали певчие городского Троицкого собора во главе с регентом Анной Ярошевич, их пение немало украсило богослужение. Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Йошкар-Олинский и Марийски, ему сослужили  благочинный Пригородного округа  настоятель прихода Всех Святых в Земле Российкой Просиявших протоиерей  Николай Ярошевич,  настоятель Покровского храма с.Чкарино, протоиерей Валентин Пылаев, настоятель городского храма Рождества Христова протоиерей Александр Лоскутов. Служба проходила на высоком духовном подъеме, это был настоящий праздник для  души, по ее завершении – практически всеобщее причащение Дарами. Состоялся крестный ход вокруг храма. Надо отметить, что люди, глядя на хмурый день за окном, оделись потеплее, выйдя из храма обнаружилось, что во дворе светит солнце и вполне тепло, ( тепло  было и во время праздничной трапезы), хотя день был прохладный, ветреный и часто понемногу дождило.   Проповедь Его Высокопреосвященства Митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна дошла, думается, до сердца каждого взрослого прихожанина. В своем архипастырском слове митрополит говорил о личной ответственности  человека- христианина. Он говорил о том, что наши предки создали Святую Русь: они приняли христианство во всей полноте, их жизнь строилась на  соблюдении заповедей Божиих .Наши предки были крепки телесно и духовно.. Они создали  Русскую Православную Церковь, сильное Российское государство, своеобразную могучую культуру, основанную на православном вероучении. И все это, практически, было утрачено их потомками.  С Конца 20 века вера, по воле Божией, вновь стала открытой, доступной всем. Народ повалил в церковь. Как-то апостол Петр сказал: «Лучше бы вы не крестились…» (2 Петр, 2-23).  Многие внешне – христиане, а внутри – те же самые алчные эгоисты. Господь дает нам еще один шанс для устроения  гармоничного человеческого общежития на земле, для этого и создан этот мир, даны Заповеди Божии.  Но христианство слабеет, разбавляется мирским  духом. Люди пытаются приспособить православие к этому миру, чтобы наша вера была служанкой обыденной жизни, чтобы жизнь была удобной и комфортной и никак не хотят принять того, что спасение дается большими телесными и духовными трудами, часто скорбями.  Каждый христианин  несет ответственность за   собственное будущее, будущее семьи,  страны, Земли. Это правильные и справедливые слова, нам остается молить Бога дать сил для того , чтобы  следовать Божиим заповедям.

Благодарим митрополита Иоанна за его благословение отслужить литургию в день престольного праздника,   за радость молитвенного общения.

В 13-00 – начало крестного хода. Около сотни человек,  начиная от младенцев до стариков,  прошли  крестным ходом по окраинным улицам  нашего  поселка. испрашивая у Господа милости и благодатной поддержки жителям поселка.  Мы молимся  о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом, о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия и сути веры. И, конечно, испрашиваем покровительства  и ходатайства перед Господом в возведении нашего храма.

Общественная молитва, читаемая во время крестного хода призывает благодать Божию на поселение, в котором живем, на детей, на себя, на соседей, на народ, и на всю страну. Общая молитва усиливает наши просьбы к Господу Богу.

Л.А. Воронцова

(914)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Митинг посвященный сталинградской битве сценарий
  • Митинг посвященный дню неизвестного солдата сценарий
  • Митинг посвященный 9 мая у памятника сценарий
  • Минувших лет святая память сценарий
  • Митинг освобождения района от немецких захватчиков сценарий