Знаменитый исторический праздник «Мавры и Христиане» (Moros y Cristianos) вот уже два века проводится в семнадцати испанских провинциях. В разных населённых пунктах его празднуют в разное время, так как в период Реконкисты испанские земли освобождались от мусульман постепенно.
На протяжении столетий, с VIII по XV века, проходили ожесточённые битвы между маврами и христианами, и этот промежуток времени в истории Испании получил название период Реконкисты и считается одной из важнейших исторических вех.
В эпоху мавританского владычества мавры и христиане жили бок о бок столько времени, что обеспечило взаимное проникновение и смешение культур, но сегодня от тех мавров ничего не осталось, они были практически уничтожены во время Реконкисты и частично изгнаны обратно в северную Африку, где растворились среди диких племён, поэтому влияние христианской культуры на них сегодня отследить весьма затруднительно.
Зато влияние арабской культуры на сегодняшнюю Испанию очевидно, это проявляется и в архитектуре, и в традициях, и в праздниках и даже в языке, ведь в современном испанском языке достаточно много слов и даже географических названий арабского происхождения.
Праздник «Moros y Cristianos» основан на историко-религиозной традиции и отмечается по всему побережью Коста Бланка (Costa Blanca). Он напоминает о тех далёких временах, когда мавры занимали большую часть Пиренейского полуострова, а христиане отвоёвывали эти земли.
В ХVIII веке народным гуляньям был присвоен официальный статус, после чего праздник «Морос и Кристианос» стал одним из самых значимых событий провинции Аликанте, и его празднование всегда масштабное, яркое и запоминающееся.
Фестиваль «Мавры и Христиане» — это не просто одна из многочисленных фиест Испании, а дань уважения многовековой истории и героям того времени, боровшихся за свободу и независимость своей земли.
Посмотреть на парад «Морос и Кристианос» приезжает большое количество туристов, как иностранцев так и самих испанцев. На улицы выходят все жители города, и даже самый тихий и спокойный городок на несколько дней превращается в большую сцену, на которой разворачиваются шумные сражения и шествия, проводятся ярмарки и устраиваются концерты и представления.
В целом сюжет этого праздника представляет собой захват города маврами и последующего его освобождения христианами. Участники фестиваля заранее распределяются по группам, которые представляют отряды христиан и мавров, и в течение нескольких дней они участвуют в парадах в изысканных костюмах средневековой моды.
Христиане наряжаются в костюмы отделанные мехами, одевают металлические доспехи и шлемы, выкованные вручную. Мавры же облачаются в древние арабские костюмы с национальной ручной вышивкой.
Враждебные чувства бывших противников уже давно иссякли. И сегодня для участия в историческом театрализованном шоу испанцы с одинаковым энтузиазмом наряжаются и в воинские латы христиан и в роскошные одеяния мавров.
Костюмы участников карнавала очень роскошные, и стоят дорого, но энтузиасты денег не жалеют. Одежды шьют из натурального шелка и бархата, украшают ручной золотой вышивкой. Каждый год для фестиваля «Мавры и Христиане» шьются новые костюмы, и высокая стоимость изготовления ничуть не смущает испанцев, их дизайн продумывается до мелочей задолго до начала мероприятия.
Стоит отметить, что время проведения фестиваля «Moros y Cristianos» в разных городах отличается.
В Алькое торжество ежегодно проходит с 21 по 24 апреля. Алькой расположет в 60 км. от города Аликанте – центра одноимённой провинции, в 94 км. от Бенидорма и в 113 км. от Валенсии.
В Алтее его отмечают в последнюю неделю сентября и первую неделю октября. Алтея находиться в 100 километрах от Алькоя.
Жители Дении отмечают праздник «Мавров и Христиан» с 13 по 16 августа. Здесь проходят шествия послов, несущих знамёна двух некогда противоборствующих культур. В честь праздника проходит торжественная месса с освещением хлеба.
Жители Бенидорма так же не остаются в стороне от этого исторического события. Красочные шествия и представления проходят в Бенидорме в первые выходные октября.
В Аликанте фестиваль «Мавры и Христиане» проходит в четырёх районах города в разное время. В районе Villafranqueza торжество проходит в марте, в San Blas и в районе El Rebolledo – в июле, а в Altozano – в августе. Кроме того, Аликантийская Федерация «Мавров и Христиан» организует серию мероприятий и шествий по центральным улицам Аликанте 6 Декабря.
В курортном городке Гвардамар Дель Сегура, который расположен в 35 км. южнее Аликанте и в 10 км. севернее Торревьехи, этот праздник отмечается во второй половине июля, с 17 по 26 июля.
Родиной праздника «Moros y Cristianos» и столицей фестиваля является город Алькой. Этот праздник отмечали здесь на протяжении последних пяти веков, однако официально его признали лишь двести лет назад.
За основу праздника берётся легенда, согласно которой в тринадцатом веке на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров. Силы были неравными, и город был готов капитулировать, но в самый последний момент защитникам Алькоя явился Святой Георгий в образе всадника с крестом на груди, который вселил в горожан небывалое мужество и помог одержать победу над врагом. И сегодня у праздника существует второе имя – это День Святого Геогрия.
Жители Алькоя устраивают на улицах города целый спектакль в честь знаменательной победы, в точности повторяющий события 1276 года. Достоверность соблюдается во всём, от названий воинских подразделений и должностей, до узоров на плащах воинов.
Первый день фестиваля называют Днём Музыкантов. По улицам города проходят духовые оркестры, шествуют процессии горожан в карнавальных костюмах. Вереницей движутся актёры, танцоры и акробаты, непрерывно играют весёлые музыканты. Непосредственно среди участников шествия происходят яркие мини – спектакли.
Второй день – это День Проходов, он открывается торжественным парадом войск. Вначале движутся колонны христианских воинов во главе с капитанами. Проход воинов сопровождают всадники, знаменосцы и музыканты, с каждым боевым отрядом идёт свой оркестр. За христианами следуют отряды мавров. Арабские воины шествуют под ритм огромных барабанов.
Третий день – День Святого Георгия. Жители Алькоя чествуют небесного покровителя города. По улицам проходят религиозные процессии, со всеми положенными почестями горожане проносят статую Святого Георгия.
В соборе проходит торжественная служба. Повсеместно проводятся театрализованные представления. Горожане выбирают «спасителя города» — Святого Георгия, эта высокая миссия традиционно поручается ребёнку, с помощью случайного выбора любой мальчик на время праздников может стать Святым Патроном города.
На четвёртый день наступает кульминация праздника – День Грома. Начинается представление исторического сражения. Сценарий ежегодной битвы прорабатывается и утверждается Организационным Комитетом праздника, все ключевые роли распределяются заранее.
Главное сражение происходит на площади Испании, около большой, специально построенной деревянной крепости, символизирующей старый Алькой. Битва продолжается не один час, над площадью стелется пороховой дым, на весь город слышатся грохот барабанов и звуки воинских флейт.
Ближе к вечеру мавры готовятся к последней атаке, исход которой и решит, на чьей стороне будет победа. Силы не равные, уставшие и измученные воины – христиане уже начали падать духом. Но тут, неожиданно перед взорами изумлённых христиан является Святой Георгий и провозглашает: «С нами Бог, мы победим!». И конечно же воодушевлённые христиане одерживают победу.
После окончания сражения обе противоборствующие стороны отправляются по барам отмечать освобождение. Всю ночь продолжаются народные гулянья, в них участвуют все, кто есть в городе: местные жители, гости из соседних городов и провинций, иностранные туристы. Праздник «Moros y Сristianos» заканчивается красочным фейерверком.
На прошлой неделе завершился праздник «Морос и Кристианос» в Гвардамаре, и здесь есть свои особенности. Праздник здесь начинается с выбора королевы Гвардамара, в соответствии с местной легендой о заколдованной жрице древних иберов, некогда населявших Гвардамар.
Рядом с Гвардамаром археологами была обнаружена скульптура жрицы, которая получила название «Дама Гвардамара», и легенда гласит, что эта женщина была заколдована злыми духами. И один отважный юноша вступил в схватку с духами и освободил Даму. Он омыл её ноги в водах реки Сегура и она избавилась от злых чар. Затем Даму нарядили в парадные одежды и провозгласили королевой.
Согласно легенде, проходит коронация жрицы, после чего начинаются концерты, танцы и представления, которые продолжаются все десять дней праздника.
В первый день праздника зрителям представляют его основных действующих лиц, в первую очередь капитанов, которые поведут в театрализованный бой мавров и христиан. Должности эти выборные, только на один год. Капитанами обычно назначают самых уважаемых и влиятельных горожан.
Каждый день праздник начинается поздно вечером, когда спадает жара. И каждый раз он открывается шествием компарс (Comparsas, в переводе означает группы людей, или в данном случае – отряды.) Во главе каждой компарсы идёт командир, приветствуя зрителей, следом за ним прижавшись плечом к плечу, идёт шеренга воинов. Музыканты с огромными барабанами задают ритм шествию. И замыкает шествие христиан знаменосец со своей не менее пышной кавалькадой.
Женщины на равных участвуют в параде, их даже выбирают капитанами. Для детей так же нет никаких ограничений, крохотных младенцев одевают в такие же костюмы как у взрослых и везут по улицам в колясках.
Сражения между маврами и христианами разворачиваются лишь в последние дни.
По сценарию сначала мавры нападают на город и захватывают крепость. Они шествуют под звуки оркестра по главной улице Гвардамара, все воины одеты в роскошные восточные наряды, некоторые едут на лошадях и верблюдах, отдельно идут рабыни и танцовщицы.
Но вот появляются войска христиан, они тоже одеты в великолепные одежды и вооружены мечами и различными видами стрелкового оружия.
Костюмы для участников праздника, который проходит в Гвардамаре, берутся на прокат у специализирующихся по этой части фирм, расположенных в городе Алькое. Все, кто хочет участвовать в празднике, платят за прокат костюмов, иметь такие костюмы в собственности – слишком дорогое удовольствие, даже для муниципалитета города.
События разворачиваются в соответствии с историческими хрониками борьбы жителей Гвардамара с маврами. Сначала мавры вторгаются в город и захватывают крепость. Затем отряды христиан собираются с силами, начинается борьба, и наконец, христиане освобождают город.
Одержать победу помогает один мавр, он предаёт своих, и открывает ворота крепости, за что мавры с ним расправляются, а город окончательно попадает в руки христиан.
Праздник продолжается. Мавры высаживаются в Гвардамар с моря, захватывают пляж и двигаются на христиан. На следующий день происходит сражение между маврами и христианами, палят из орудий и ружей холостыми зарядами.
Рыцари Сида, самого известного в Мспании борца с арабскими завоевателями, и крестоносцы отчаянно штурмуют захваченную маврами крепость. За несколько дней баталий участники представлений умудряются израсходовать 500 килограмм пороха.
В один из дней, 25 июля, делается передышка, так как отмечается День Святого Хайме, покровителя Гвардамара, и все участники баталий отправляются в единой процессии за скульптурой Святого, которую выносят из церкви.
Между тем война за Гвардамар продолжается с переменным успехом, мавры получили подкрепление и по улицам города опять двинулись их колонны.
Но тут, на подмогу христианам пришло ополчение жителей Гвардамара, оно и решило исход войны.
После окончания баталий и зрители, и участники фестиваля отправляются в бары, чтобы выпить за победу. Гулянья продолжаются до пяти – шести часов утра.
За время праздника местная торговля бьет все рекорды по доходам, кроме всего прочего, в это время в городе устраивается «средневековый рынок», одетые в старинные одежды торговцы продают изделия местных ремесленников (гончаров, кузнецов, кружевниц…), а так же всевозможную еду, включая восточные сладости, к которым, кстати, приобщили испанцев арабские завоеватели.
Испанцы с удовольствием отмечают праздник «Moros y Cristianos», и несмотря на то, что исход битвы всегда известен наперёд, каждый год испанцы отмечают его с восторгом и энтузиазмом. А туристы в свою очередь наслаждаются изумительным зрелищем и всегда остаются довольны, потрясающими своим великолепием, представлениями.
Если у вас будет возможность, то посетите любой из таких праздников. Узнайте даты проведения и спланируйте поездку на эти даты – вы не пожалеете! Полученные впечатления останутся с вами на всю жизнь!
Видеозапись праздника «Moros y Cristianos» в Гвардамаре.
Последний день праздника 26 июля 2015.
Этот праздник зародился как напоминание об эпохе владычества мусульман (мавров) на Иберийском полуострове (где, собственно говоря, и расположена Испания, а так же Португалия) и битвах, проходивших между представителями двух религий: мусульманами и христианами.
Эпоха мавританского владычества продлилась несколько веков, начиная с VIII века нашей эры по XII-XV, в зависимости от региона. То есть мавры и христиане, такие разные, жили бок о бок столько времени, что обеспечило взаимное проникновение и смешение культур. К сожалению, от тех мавров сегодня ничего не осталось: они были по большей степени уничтожены во время Реконкисты, войны за возврат этих территорий, и частично изгнаны обратно в северную Африку, где растворились среди диких племен, поэтому влияния христианской культуры на них отследить сегодня весьма затруднительно.
Зато влияние арабской культуры на сегодняшнюю Испанию очевидно: архитектура, традиции, фольклор, праздники и даже язык (в испанском языке довольно много арабских слов и даже географических названий).
Согласно статье на Википедии, история праздника «Moros y Cristianos» зарождалась уже тогда, во времена освободительной войны христиан, на территориях, которые им удавалось отвоевывать у мавров, в виде шествий и манифестаций. То есть традиция праздника насчитывает около 8 веков, что, согласитесь, удается немногим светским, нерелигизоным праздникам.
(Пы. Сы. текст выше я писала сама, на основании ряда статей и книг. Но если Вы точно знаете, что я где-то что-то напутала — не стесняйтесь мне об этом сказать!)
В чем же суть этого действия? Как правило, праздник длится несколько дней, 3-5, в течение которых проходят потрясающие костюмированные шествия, театрализированные постановки сражений и исторических событий (нередко с захватом специально построенных к празднику замков, или, например, пляжа с кораблей), средневековые ремесленные рынки… Что показательно, в сражениях обязательно должно быть равное количество побед у обеих сторон — победила дружба:)
В Аликанте этот праздник проходит в первую неделю июля, в Эль Кампельо — вторая треть октября, в Бенидорме — в конце сентября-начале октября, в Вилья Хойса (Villa Joyosa) — в конце июля.
Вообще этот праздник проводится почти во всех городах и деревнях провинции Аликанте, а также по всему побережью от Валенсии до Кадиса, единого времени проведения нет, каждый из них устанавливает свое (можно найти даты по любому из них вот здесь, язык, правда, испанский). Более конкретное расписание событий по нужному празднику обычно можно найти на сайте города, где проходит, и в пунктах туристической информации на месте.
Сегодня, в качестве дополнения к тексту, хочу показать Вам фото, сделанные на шествии Аликанте в июле 2011 года. Вдоль всего маршрута (который тож можно узнать вместе с расписанием праздника) обычно выставляются пластиковые стулья в 2-3 ряда, и после начала шествия пробегает некий молодой человек, собирающих с сидящих евро по 5 — плата за пользование стулом:) Не хочешь платить — стой за стульями, вполне себе бесплатно!
Костюмы всегда совершенно роскошные, не из фольги и старой зановески!
А эта мадам мне напомнила удивительным образом мультик «Big Muzzy», помните?
там была королева тех же силуэтов:
В шествиях участвуют все: мужчины, женщины, дети всех возрастов…
А также те, кого на постсоветском пространстве по старой привычке все еще прячут:
Лошадки тоже участвуют:
И передвижные платформы для самых ленивых:
Но участие в шествии народу в удовольствие, совсем не напрягает, хотя длится часа 3 точно, плюс подготовка, плюс святое — отмечание после, с семьей, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми:) этакое «автепати»
Все перемежается танцорами и оркестрами:
За музыкантами люблю наблюдать больше всего:) Но они достойны отдельного поста…
В завершение темы хочу сказать, что праздник из разряда того, что обязательно стоит увидеть. В любом городе и в любом формате, но Вы же сами видите — есть все шансы попасть на него. Обязательно сходите в турист инфо (находится по гуглу, tourist info +название города), узнайте график, время и место шествия — и вперед, хоть часик полюбуйтесь шествием. Нередко оно делится по дням: сегодя идут мавры (шаровары, ятаганы, тюрбаны…), завтра христиане (рыцари всех видов и мастей), а послезавтра — пираты (кое-где пираты тоже упоминаются во время праздников, поскольку несколько веков и с ними на побережье боролись весьма серьезно).
Ссылка по теме: праздник Moros y Cristianos в г. Эль Кампельо, октябрь 2011, в рамках праздника проходил захват пляжа на рассвете маврами с лодок.
Праздник «Мавры и христиане» в Испании – это очень старый фестиваль, который отмечается в некоторых провинциях Испании с XVI века. Красочные и веселые шествия, проходящие во время фестиваля, – дань памяти событиям, имевшим место на территории Испании в XIII веке – противостоянию мавров и христиан и окончанию реконкисты, в результате чего последние восстановили свое влияние на Пиренейском полуострове.
Первыми праздник стали отмечать жители городка Алькой в провинции Аликанте. Именно здесь придумали переодеваться в костюмы мавров и христиан и устраивать шествия, символизирующие противостояние между двумя культурами. Фестиваль организуется в основном на территориях провинций Валенсия и Аликанте, а также в некоторых провинциях Мурсии, Кастилии-Ла-Манчи, Андалусии, Эстремадуры, Каталонии, Канарских и Балеарских островов. Как правило, праздник приурочен к дню святого покровителя того или иного города, поэтому в разных муниципалитетах он проводится в разное время.
Важный элемент фестиваля – религиозные церемонии в честь Святого покровителя города или поселка. Кульминационный момент праздника – символическая финальная «битва» мавров и христиан, в которой побеждают последние. Единственным исключением является местечко Сиеса в Мурсии, где победа отдается маврам.
Обычно в шествиях участвует большое количество жителей, в том числе самые маленькие дети. Например, в празднике, проходящем в Алькое, в шествиях принимают участие более 5000 человек. В каждом муниципалитете праздник имеет свои особенности, и, попав на любой из них, вы наверняка получите массу впечатлений и удовольствия: великолепные костюмы, веселая музыка и танцы, вкусная еда и напитки и праздничная атмосфера – вот что ожидает вас на этой фиесте. Самые примечательные фестивали проходят в таких городах, как Алькой, Косентайна, Эльда, Петрер, Онтиньенте, Вильена, Бокайренте, Баньерес, Кревийенте, Муро д’Алькой, Бенимарфуль, Гуардамар-дель-Сегура и Вильяхойоса.
Однако существует пять фестивалей, занесенных в список событий международного туристического интереса, и, если вы ходите увидеть что-то по-настоящему поразительное, вам необходимо попасть на «Мавров и христиан» в этих городах: Алькой, Вильяхойоса, Вильена, Кревильенте и Каравака-де-ла-Крус. Четыре первых муниципалитета принадлежат провинции Аликанте (Валенсийское сообщество), а последний находится в провинции Мурсия.
Алькой
- Когда: с 22 по 24 апреля
Это единственный фестиваль «Мавры и христиане» в нашем списке, на который в этом году вы уже не попадете, поскольку он прошел в апреле, однако не рассказать о нем здесь просто невозможно, ведь традиция отмечать праздник «Мавры и христиане» зародилась именно в Алькое.
Начало традиции было положено в 1276 году, когда Георгий Победоносец появился на своем коне в решающий момент битвы между защитниками города и войсками арабского полководца Аль-Азрака и помог первым одержать победу. В письменных источниках упоминания о фестивале начинают встречаться с 1672 года.
«Мавры и христиане» в Алькое – это не только один из самых старинных, но и один из самых зрелищных праздников. Костюмы участников поражают воображение своей сложностью и красотой, а деньги на них жители откладывают в течение всего года.
Ежегодно организаторы разрабатывают разные сценарии праздника, хотя структура фестиваля остается неизменной и включает в себя три основных акта:
- Первый день: Día de las Entradas (День вторжений). В этот день с утра проходит шествие христиан, а вечером – мусульман.
- Второй день: Día de San Jorge (День Георгия Победоносца). В этот день по улицам города проходят шествия, в которых главными героями являются дети.
- Третий день: Día del Alardo, или Batalla de Arcabucería (Парад или битва войск, вооруженных аркебузами). В этот день мавры и христиане «сражаются» за городской замок, и центр Алькоя наполняется оглушительными звуками выстрелов и пороховым дымом.
По завершении символической битвы, победу в которой одерживают христиане, все участники праздника, в том числе и те, что представляли арабскую сторону, отправляются в бары отмечать это событие.
Вильяхойоса
- Когда: с 24 июля по 31 июля 2018
Город Вильяхойоса, находящийся в провинции Аликанте, знаменит тем, что здесь находится шоколадная фабрика Valor, при которой работает уникальный музей шоколада. Но еще одной отличительной особенностью города, ежегодно привлекающей сюда сотни туристов, является уникальный фестиваль «Мавры и христиане», посвященный памяти битвы 1538 года, когда город атаковали берберские пираты.
Во время праздника гостей ждет множество интереснейших мероприятий: выступления музыкальных групп, красочные и веселые шествия, процессии с каретами, паэлья, которой хватит на всех… Однако, без сомнения, ключевым актом праздника является инсценировка высадки пиратов в городе.
Фестиваль стартует 24 июля с «Вторжения банды», продолжается несколько дней, в течение которых в городе проходят многочисленные яркие шествия: множество людей в великолепных костюмах представляют мавров и христиан, шествуя по улицам под аккомпанемент живой музыки в исполнении местных музыкальных групп.
Главный акт праздника – Desembarco (Высадка) начинается ранним утром 28 июля захватывающим световым шоу, которое проходит незадолго до того, как солнце поднимется из-за горизонта. Войска мавров входят в порт Вильяхойосы, а христианские солдаты в состоянии полной готовности к бою ожидают противника на берегу. Более 30 кораблей готовятся к высадке и битве на суше, которая в рамках праздника представляет собой акт, наполненный световыми представлениями, звуками барабанов и имитацией бомбардировок. Мусульмане берут замок, который христиане затем отвоевывают. Все заканчивается поражением мавров, которые вынуждены покинуть город и вернуться туда, откуда пришли.
29 июля проходит торжественная месса в честь Пресвятой Девы Марии и процессия, в ходе которой Образ Богородицы проносят по улицам города. Праздник в честь Девы Марии проводится в Вильяхойосе вот уже более 250 лет.
Каравака-де-ла-Крус
- Когда: с 1 по 5 мая 2018 года
Праздники в честь Истинного Креста – Вера Крус, внесенные в список событий международного туристического интереса, – это удивительное представление, сочетающее в себе культуру, религиозность и веселье, в котором участвуют практически все жители города.
Праздник проходит с 1 по 5 мая и включает в себя два фестиваля «Мавры и христиане» и «Винные кони». Последнее событие, которое начнется утром 2 мая, является уникальным: аналогов ему не существует во всем мире.
Каждый год Каравака-де-ла-Крус вспоминает события реконкисты: участники шествий в красочных костюмах проходят по улицам города под звуки музыки и барабанный бой.
В городе Каравака-де-ла-Крус, входящим в число пяти святых городов римской католической церкви, хранится ценнейшая христианская реликвия – фрагмент креста, на котором был распят Иисус Христос, который появился здесь чудесным образом в XIII веке.
Участники праздника «Мавры и христиане» делятся на две группы: Bando Moro (Группа мавров) и Bando Cristiano (Группа христиан). В качестве главных персон фестиваля среди взрослых и детей выбирают Христианских королей и Султанов-мавров, которые предстают во всем своем великолепии во время шествий.
Вильена
- С 4 по 9 сентября 2018 года
В Вильене фестиваль «Мавры и христиане», приуроченный к празднику чествования святой покровительницы города Virgen de las Virtudes, проходит с 4 по 9 сентября. Впервые фестиваль был проведен в 1476 году, когда Пресвятая дева Виртудес была выбрана покровительницей города. Она помогла Вильене справиться с эпидемией чумы.
Образ Святой Девы помещен в часовню ее имени, построенную в 1490 году и находящуюся в 5 километрах от города. Сюда верующие жители города совершают паломничество два раза в год: в марте и в сентябре.
В течение нескольких веков в городе устраивали шествия, во время которых образ Пресвятой Девы проносили по городу солдаты под аккомпанемент выстрелов. В начале XIX века начали формироваться группы («компарсас») мавров и христиан.
В праздновании участвуют несколько тысяч человек, одетых в костюмы мавров, студентов, воинов, работников и многих других средневековых персонажей. В настоящее время существует 14 «компарсос» – семь принадлежат к маврам, а остальные – к христианам.
Праздник имеет ярко выраженный военный окрас: начиная с XVII века в шествиях и паломничествах участвовали солдаты. Одним из самых захватывающих моментов фестиваля является акт La Entrada (Вторжение), представляющий собой яркое шествие по улицам города людей, одетых в потрясающей красоты и сложности костюмы. Процессия сопровождается звуками арабской и христианской музыки.
Интересной особенностью праздника в Вильене, а также Бенехаме, Биаре, Бокайренте, Касталье, и Баньяресе является использование фигуры Mahoma – гигантской куклы с большой головой, одетой в традиционный арабский костюм и символизирующей пророка Мохаммеда. Фигуру помещают на стену замка, где проходят битвы между маврами и христианами, и она таким образом символизирует, что власть над территорией находится в руках первых. Когда христиане побеждают, фигуру убирают со стен замка, что означает окончание арабского владычества и возвращение власти к христианам.
Использование Mahoma восходит к арагонской и каталонской средневековой традиции «gigantes y cabezudos» (гиганты и большеголовые), заключающейся в том, что во время праздников одними из главных героев действа становятся огромные куклы, которые участвуют в шествиях и изображают различных персонажей, так или иначе связанных с жизнью людей того или иного муниципалитета. В Аликанте, Алькое и Ориуэле эти фигуры носят название Aduar o Papaz. Вплоть до начала XX века фигуру Mahoma после «свержения» мусульман почти полностью уничтожали, однако после Второго Ватиканского собора многие города, такие как Эльда и Петрер, пришли к решению, что данная традиция не соответствует актуальной политике отношений между двумя конфессиями – христианством и исламом, и отказались от уничтожения фигуры Mahoma, чтобы не оскорблять чувств верующих мусульман.
Праздник «Мавры и христиане» включает в себя несколько актов: битву, оружейные залпы, встречу «посольств», потерю замка христианами и его повторное обретение. Так называемые «посольства» (embajadas) – это действо, представляющее собой инсценировку битвы между маврами и христианами, в которой, как правило, участвуют несколько главных персонажей: капитан, посол и страж с одной и с другой стороны. Инсценировка проводится в замке два раза за все время праздника. В первый раз побеждают мусульмане, и после их победы на стены крепости поднимают фигуру Mahoma. Во второй раз, который проходит в этот же день или несколько дней спустя, из битвы победителями выходят христиане.
Кревильенте
- Когда: 3 октября 2018 года
Фестиваль «Мавры и христиане» в городе Кревильенте проходит в рамках больших праздников в честь святого покровителя города Франциска Ассизского. Празднование длится несколько дней и проводится в первые выходные октября.
Кревильенте – город в провинции Аликанте с населением 28 000 человек, знаменитый своими коврами и текстильной промышленностью.
Здесь фестиваль «Мавры и христиане» начали отмечать с 1965 года по инициативы нескольких человек, и уже в 2005-м праздник был объявлен событием национального туристического интереса, а в 2013-м – интернационального.
Главными особенностями праздника, отличающими его от фестивалей других городов, являются большой процент участия в нем женского населения, его ярко выраженный исторический характер и то, что здесь нет ни победителей, ни проигравших.
На протяжении всех дней праздника по улицам города проходят шествия в традициях фестиваля «Мавры и христиане», а в последний день – грандиозный парад войск, вооруженных аркебузами – средневековыми ружьями. Праздник заканчивается процессией в честь святого покровителя города и пышным салютом.
Праздник «Мавры и христиане» в Испании – это уникальное зрелищное событие, на котором любой любитель этой страны, ее истории, традиций и праздников должен побывать хотя бы раз в жизни. Здесь мы рассказали вам только о пяти фестивалях, внесенных в список событий международного туристического интереса, однако «Мавры и христиане» во многих других испанских городах также отличаются красочностью и зрелищностью.
«Мавры и христиане», в разные даты
Этот праздник зародился как напоминание об эпохе владычества мусульман (мавров) на Иберийском полуострове (где и расположена Испания, а так же Португалия), затянувшейся на период от 100 до 700 лет, в зависимости от зоны, о борьбе, проходившей с разным успехом между представителями двух культур: маврами-мусульманами и христианами, и о богатом наследии мавров — от архитектуры и культуры до цвета волос современных испанцев и множестве слов в испанском.
История началась еще в XIII веке, когда этот регион постепенно отвоевывали у мусульман-мавров христиане. Примерно в середине XIII века Алкой был освобожден королем Хайме (Jaume I) Арагонским и присоединен к Королевству Валенсия. Однако, мусульмане не были готовы отдать победу так просто, и продолжали вынашивать коварные планы по возврату значимого для них города. Ключевое событие произошло 23 апреля 1276 года, когда у ворот Алкоя оказалась мусульманское войско во главе с легендарным предводителем, воином и политиком по имени Аль-Азрак (что по-арабски означает «синий» — прозвище свое он получил за глаза синего цвета). Мусульмане превосходили числом защитников города, и те готовились к сражению, возможно, последнему, особенно тщательно. Во время церковной мессы до сражения христианские воины просили помощи и заступничества у Сан Хорхе (он же – Сан Жорди, San Jordi), т.к. 23 апреля – именно его день по церковному календарю. По легенде, Сан Хорхе услышал молитвы и явился во время сражения, на стенах крепости, восседая на белом скакуне, с крестом на груди. Его явление повернуло ход битвы, вдохновив христиан и и посеяв беспорядки в рядах мусульман. С XVI века в Алкое начали отмечать день Сан Хорхе не только религиозными действиями, но и светскими: музыка, шествия, имитация сражений… затем, со временем, добавились костюмы, и уже в XX веке праздник окончательно сформировался: несколько дней праздничных костюмированных шествий, постановочные сражения, заканчивающиеся победой христиан. Последним этапом празднования может быть благодарность святым покровителям праздника (Сан Хорхе) или города, может быть торжественное установление власти христиан или прилюдное крещение предводителя мавров.
Как правило, праздник длится около 3 дней, в течение которых проходят потрясающие костюмированные шествия — поочередно, мавров и христиан, — театрализированные постановки сражений и исторических событий (нередко с захватом специально построенных к празднику замков, или, например, пляжа с кораблей), средневековые ремесленные рынки… Шествия обычно проходят вечером, с наступлением сумерек (особенно летом, так как днем очень жарко), а сражения — утром и днем.
Проводится почти во всех городах и деревнях провинции Аликанте, единых для всех дат неи, каждый населенный пункт устанавливает свои (накануне дат праздников мы стараемся выкладывать программу в нашем календаре событий и праздников). Более конкретное расписание событий по нужному празднику появляется накануне события на сайте города, где оно проходит, и в пунктах туристической информации на месте.
- еще больше информации о празднике (в нашем блоге, много фото)
- район San Blas в Аликанте: вторая неделя июля
- район Altozano в Аликанте: 14-16 августа
- El Campello: 10-15 октября, с захватом пляжа с моря, очень зрелищно
- Alcoy, 22-24 апреля. Именно здесь зародился праздник. Считается, что в Алкое — самый большой размах и самое значимое празднование.
- Villa Joyosa: 24-28 июля, с захватом пляжа с моря, очень зрелищно.
- Benidorm: конец сентября-начало октября
- Jijona/Xixona: последняя неделя августа
- Callosa d´en Sarria: середина октября
- Calpe/Calp: 19-23 октября
- Altea/Алтея: конец сентября
Многие слышали про праздник Лас Файас, который проходит в Валенсии в марте и сопровождается массовыми гуляниями, концертами, масклетой и актом возложения цветов файерами (фото здесь). Но помимо Лас Файас есть ещё одна традиционная валенсийская фьеста Морос и Кристианос (Мавры и Христиане, Moros y Cristianos, День Святого Георгия (Сан Хорхе)).
Праздник Морос и Кристианос проходит в честь освобождения Испании от владычества мавров в период Реконкисты, одного и самых значимых периодов в истории Испании.
Город готовится к празднику. С каждого балкона свисают флаги
Для того, чтобы попасть в гущу событий, необходимо знать, в какой день в каком городе Валенсиийской Автономии проходят гуляния, ведь по сравнению с Лас Файяс у него нет единого расписания. Это объясняется тем, что освобождение земель проводилось постепенно и каждый город и деревенька имеют свои даты «дня независимости».
Праздник проходит по традиции несколько дней. В один проходит шествие мавров и христиан, в другой имитация битвы, в иной народные гуляния, сельскохозяйственные ярмарки и фейерверки (las Entradas, Festividad Religiosa y el Alardo). В общем, скучно точно не будет.
Немного истории: «отцом» праздника справедливо называют городок Алькой, в котором 23 апреля 1276 года Святой Хорхе, появившись во время военных действий, привел христиан к победе над маврами. Именно этот день является основоположником праздника освобождения.
Чуть позднее в честь San Jorge была сооружена часовня в целях проведения ежегодных молитв в честь святого. Во времена царствования Pedro el Ceremonioso (1336-1387) начинают проводиться показательные битвы в целях поддержания боевого духа, в которых награждались лучшие бойцы.
Нам посчастливилось увидеть праздник своими глазами в городке Fontanars dels Alforins в первых числах сентября. Празднование начинается вечером, когда спадёт жара, и продолжается до самого утра. По всему городу расставлены палатки со снеками и спиртными напитками, кафе работают без перебоя. Если вы хотите посидеть в ресторане в дни праздника, бронировать лучше заранее.
В день шествия народ утрамбовывается в несколько рядов тонкой линией вдоль какой-нибудь улицы. Если хотите фотографировать, я советую подходить к самому концу линии, где парад заканчивается. Так вы избежите «лишних голов» на снимках и видео.
Каждая группа шествия выходит в сопровождении оркестра, отбивающего свой особенный ритм. А во главе колонны идёт молодое поколение. Замыкает каждую группу король или шейх, выезжающий на подмосте в сопровождении лошадей или верблюдов.
Особо следует сказать о костюмах участников. Шить костюмы валенсийцы начинают задолго до праздника и стоимость может доходить до 5000 евро. Несмотря на высокую стоимость, местные любят и ценят этот древний праздник и с радостью наряжаются и позируют перед камерами.
Лично мне наряды мавров кажутся более богатыми и яркими, чем наряды христиан.
В самой Валенсии парад можно увидеть как в начале июля, так и на день Валенсии 9 октября.
Дети тоже не остаются в стороне в этом празднике. Для них организовано ранее шествие под названием Entraeta.
И напоследок групповое фото оркестра. Надеюсь, они найдут этот блог и с радостью вспомнят о празднике 2 сентября 2017 года.
Es una foto de una orquestra de Moros y Cristianos 2017 en Fontanars dels Alforins. Espero que os guste.
Читайте о другом средневековом празднике Валенсии — Las Fallas.
А также не забудьте ознакомиться с другими статьями о Валенсии:
Где вкусно и недорого поесть в Валенсии
Шоппинг в Валенсии
Продуктовые рынки Валенсии
Не забудьте оставить комментарий и подписаться на наши страницы YouTube, Instagram, Facebook и Twitter.
For other uses, see Moros y cristianos (disambiguation).
Entrance of the Moors, 2006 — El Campello.
Moros y Cristianos (Spanish: [ˈmoɾos i kɾisˈtjanos]) or Moros i Cristians (Valencian: [ˈmɔɾoz i kɾistiˈans]) literally in English Moors and Christians, is a set of festival activities which are celebrated in many towns and cities of Spain, mainly in the southern Valencian Community. According to popular tradition the festivals commemorate the battles, combats and fights between Moors (or Muslims) and Christians during the period known as Reconquista (from the 8th century through the 15th century).
Parade of a Moors Ship in the beach of La Vila Joiosa, 2008.
The festivals represent the capture of the city by the Moors and the subsequent Christian reconquest. The people that take part in the festival are usually enlisted in filaes or comparsas (companies that represent the Christian or Moor legions). The festivals last for several days, and feature parades with bombastic costumes loosely inspired by Medieval fashion. Christians wear fur, metallic helmets, and armor, fire loud arquebuses, and ride horses. In contrast, Moors wear ancient Arab costumes, carry scimitars, and ride real camels or elephants. The festival develops among shots of gunpowder, medieval music, and fireworks, and ends with the Christians winning a simulated battle around a castle.
Venues
The most well-known Moors and Christians festival takes place in Alcoi (Valencian Community) from 22 to 24 April, around the Feast Day of Saint George (Catalan: Sant Jordi, Spanish: San Jorge). According to legend, after James I of Aragon reconquered the city of Alcoi, the Moors, in turn, tried to recover it. As fighting was about to resume, Saint George miraculously appeared, and the frightened Moors scattered in defeat. Other traditions ascribe a miraculous saintly appearance to Saint James (Santiago), particularly at the Battle of Las Navas de Tolosa—sometimes guiding the Christians to surprise the Moors; else rallying Christian forces during the battle. The feast day of St. James is July 25, so some of the Moors’ and Christians’ festivals occur at the end of July. La Vila Joiosa celebrates in the last week of July, with a reenactment of the Berber pirate attack of 1538 (desembarc), according to tradition repelled when St. Martha (feast day 29 July) sent a flash flood.[1][2] Especially in northern and western Spain, parades associated with Corpus Christi celebrations may feature gigantic costumed Moors and Christians, also commemorating the Reconquest.
Other noteworthy Moors and Christians festivals are celebrated in the towns of Bocairent (Medieval town 1–5 February), Villena with approximately 12,000 participants (most crowded festival), Biar, Cocentaina, Crevillent (late September through October 4),[3] El Campello, Elche, Elda, Muro d’Alcoi, Oliva (third weekend in July), Ontinyent (late August), Orihuela, Petrer, Sax, Pollença and some districts of Alicante city. One of the most ancient festivals is celebrated in Cocentaina (now in the Alicante province, but formerly in the Kingdom of Valencia), at least since 1586.
Andalusia also has very interesting Moors and Christians performances, especially in the former Moorish kingdom of Granada. Performances are mostly organized in rural towns and villages, such as Válor, Granada, a small pueblo in the Eastern Alpujarras.
Spaniards took this tradition overseas. In the Philippines, fiestas often include a moro-moro play. The show begins with a parade of stars in colorful costumes: Christians wear blue costumes, while Moors wear fully ornamented red costumes. Mexico, Guatemala, and Colombia also have festivals featuring Moors and Christians reenactments.
Music
motives. A live marching band often plays marches known as Chimos.
References
- ↑ http://alicante-spain.info/villajoyosa-moors-and-christians-fiesta/
- ↑ http://www.entertainmentinspain.com/Villajoyosa%20moorsn%20chris%20july.htm
- ↑ http://www.entertainmentinspain.com/crevillent_moors_and_christians.htm
— DOMENE, J., GONZÁLEZ HERNÁNDEZ, M.A. y VÁZQUEZ, V. (2006): Las fiestas de moros y cristianos en el Vianlopó. Centre d’Estudis Locals del Vinalopó-Mancomunitat de Municipis del Vinalopó (Alacant), 312 págs. ISBN 84-609-9551-8
— GONZÁLEZ HERNÁNDEZ, Miguel-Ángel (1996): La Fiesta de Moros y Cristianos: Orígenes siglos XIII-XVIII. Diputación Provincial de Alicante, 163 págs. ISBN 84-923611-1-5
— GONZÁLEZ HERNÁNDEZ, Miguel-Ángel (1997): La Fiesta de Moros y Cristianos: Evolución siglos XIX-XX. Diputación Provincial de Alicante, 156 págs. ISBN 84-923611-0-7
— GONZÁLEZ HERNÁNDEZ, Miguel-Ángel (1999): Moros y Cristianos. Del Alarde Medieval a las Fiestas Reales Barrocas ss. XV-XVIII. Diputación de Alicante-Patronato Provincial de Turismo de Alicante. 302 págs. ISBN 84-923611-3-1
— GONZÁLEZ HERNÁNDEZ, Miguel-Ángel (2004): Castalla en el origen de la Fiesta de Moros y Cristianos (1473-1804). Alicante, Diputación de Alicante y Asociación de Comparsas, 201 págs. ISBN 84-609-2145-X
External links
- Pictures of Moros y Cristianos in Muro de Alcoy 2006
- Unión Nacional de Entidades Festeras de Moros y Cristianos, Web page of the official organization, in Spanish.
- Moros y Cristianos Villajoyosa, Pictures of Moros y Cristianos festival in La Vila Joiosa.
- Alcoy Foto Pictures of Alcoy and La fiesta de moros y cristianos in Alcoy.
- Moros i Cristians of Alcoi.
- Moros y Cristianos Festival history and today
- MusicaFestera.com Music of Moros y Cristianos
- Moros y Cristianos of Elda.
- Moros y Cristianos of Villena.
- Junta Festera de Moros i Cristians del Campello, Web page of the official organization.
- Comparsa Saudites d’Ontinyent (valencian) (Spanish) (English)
- Tourist information Travel guide and info.