На какой праздник казаки начинали луговой покос

Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: на какой праздник казаки начинали луговой покос? ( Тихий Дон) — Знание Сайт.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от Masha170701

на какой праздник казаки начинали луговой покос? ( Тихий Дон)

  1. Ответ

    Ответ дан
    yanusik225yanuaria

    луговой покос казаков начался с праздника Троицы

Самые новые вопросы

Носкова Анастасия

Другие предметы — 2 года назад

Сочинение-рассуждение. прочитайте текст. есть у меня внучка. однажды она говорит: — у веры в субботу день рождения. она

Наумова Надя

Другие предметы — 2 года назад

Л.н. толстой. как боролся русский богатырь как сказал иван о своей силе? найдите ответ в тексте. запишите.

Сазонова Анастасия

История — 2 года назад

Кто такой мильтиад и какова его роль в победе над персами?

Тетерина Татьяна

История — 2 года назад

Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией

Попова Полина

География — 2 года назад

Дополните схему. она поможет вам лучше усвоить содержание §1.: 1 что изучает география 2 с помощью чего 3 зачем изучают

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

jusupow365

jusupow365

Вопрос по литературе:

На какой праздник казаки начинали луговой покос? ( Тихий Дон)

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

erytey

erytey

Луговой покос казаков начался с праздника Троицы

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

logo

  • на какой праздник казаки начинали луговой покос? ( Тихий Дон)

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      selahdawson189

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    2 минуты назад

    Решить задачу по физике

  • istoriya
    История

    2 минуты назад

    В каком году произошло фермопильское саламинское сражение

  • biologiya
    Биология

    2 минуты назад

    Пожалуйста помогите !! сообщение про вред загрязненной экологии на дыхании

  • himiya
    Химия

    2 минуты назад

    Помогите с химией, пожалуйста, буду очень благодарна за помощь !

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    7 минут назад

    Русский язык 6 класс помогите с вопросом в тесте

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

  • geografiya
    География

    5 дней назад

    Хелп плз

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23802

  • avatar

    Sofka

    7416

  • avatar

    zlatikaziatik

    6700

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1810

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


Главная

На какой праздник казаки начинали луговой покос? ( Тихий Дон)



  • 0




?




Михаил Емлягин


Вопрос задан 24 сентября 2019 в


Литература,  

Студенческий.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    Луговой покос казаков начался с праздника Троицы

    Отмена




    Яков Отряскин


    Отвечено 24 сентября 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ

    Тема урока: «Казачество на страницах романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с казачеством как этнической, социальной и исторической общностью;
    • показать как в картинах частной жизни раскрывается духовный мир казачества, их обычаи, традиции, особый нрав и язык;
    • развивать навыки выразительного чтения, умение вести аналитическую беседу.

    Оборудование: портрет М. А. Шолохова, тексты, презентация.

    Методические приемы: повторение теории литературы, лексическая разминка, доклад об истории казачества, аналитическая беседа, анализ эпизода.

    Опережающее задание:

    • подготовить доклад об истории казачества;
    • подготовить пересказ «Истории Прокофия Мелехова» (кн.1, ч.1, гл.1.);
    • прочитать главы: кн.1, ч.2, гл.5, 21; ч.1, гл.10, 21, 23;
    • подготовить выразительное чтение отрывка из кн.1, ч.1, гл.9.

    Ход урока.

    1. Организационный момент: объявление темы, целей урока и задач урока.

    Преподаватель:

    — На этом уроке мы рассмотрим особенности изображения казачества М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон». (Запись темы урока.) Исходя из темы урока определились следующие задачи:

    • Выяснить, каковы основные черты духовного мира донского казачества
    • Определить, какие детали, приемы, художественные средства помогают раскрыть нравы, порядки, обычаи и язык  казаков
    • Выяснить, идеализирует ли казачество автор

    Примечание: можно попросить учащихся самих определить  задачи урока.

    1. Проверка домашнего задания: тестирование.
    2. Подготовка к восприятию.
    1. Беседа об истории вопроса. Словарная работа.

    Преподаватель:

    — Необходимо подчеркнуть, что М. А. Шолохов не единственный автор, рассказавший о казачестве. У истоков этого вопроса стоит памятник литературы 14-15 веков «Задонщина». В литературе 19-го века эта тема была продолжена.

    —  Произведения каких авторов 19-го века посвящены казачеству?

    (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» и Л.Н.Толстой «Казаки».)

    Просмотр видеофрагмента из к/ф «Тарас Бульба».

    Преподаватель:

    — Давайте обратимся к словарям и выясним, как они толкуют слова «казачество» и «казак». (Запись толкований в тетради.)

    Обращение к эпиграфу. (Учащиеся объясняют слова Л. Н. Толстого.)

    1. Вступительное слово преподавателя.

    (Звучит казачья песня.)

    Преподаватель:

    Донщина – центр притяжения всех событий в романе М.А.Шолохова. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи куреня. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конного копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу.

    Быт народа, отношение к труду, связь с природным миром, культ стариков, обряды, песни, легенды, войны и революции – это и многое другое вмещает в себя мир певца земли донской, писателя М.А.Шолохова.

    Учащийся:

    Донские, сердцу милые пейзажи!

    Луга, изгибы берегов крутых…

    Я изменился, стал годами старше,

    Но мне и часа не прожить без них.

    Уже в Базках волнуешься немножко,

    И в душу веет свежею волной

    Паром пересекает Дон.

    Здесь Вешки

    Раскинули сады передо мной.

    Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

    Зеленокрылых елей торжество.

    Здесь «Тихий Дон» писал

    Волшебник Шолохов,

    И мы во власти волшебства его.

    1. Доклад об истории казачества.
    1. Восприятие, осознание, осмысление.

    С первых страниц романа перед нами предстают гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.

    1. Пересказ «Истории Прокофия Мелехова».

    Проанализируем ряд эпизодов I книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие духовного мира донского казачества.

    1. Анализ эпизода «На сенокосе».

    Духовный мир донского казачества.

    Труд на земле.

    Эпизод лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл. IX).

    Учащийся:

    “С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались, будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг.

    Мелеховы припозднились. Выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.

    — Долго зорюешь, Пантелей Прокофьич! — шумели припотевшие косари.

    — Не моя вина, бабья! — усмехался старик и торопил быков плетенным из сырца кнутом.

    — Доброе здоровье, односум! Припозднился, браток, припозднился… — Высокий, в соломенной шляпе казак качал головой, отбивая у дороги косу.

    — Аль трава пересохнет?

    — Рысью поедешь — успеешь, а то и пересохнет. Твой улеш в каком месте?

    — А под Красным яром.

    — Ну, погоняй рябых, а то не доедешь ноне.

    Сзади на арбе сидела Аксинья, закутавшая от солнца платком все лицо. Из узкой, оставленной для глаз щели она смотрела на сидевшего против нее Григория равнодушно и строго. Дарья, тоже укутанная и принаряженная, свесив между ребер арбы ноги, кормила длинной, в прожилках, грудью засыпавшего на руках ребенка. Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывала луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо ее, веселое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: “Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу”. Пантелей Прокофьевич, натягивая на ладонь рукав бязевой рубахи, вытирал набегавший из-под козырька пот. Согнутая спина его, плотно облитая рубахой, темнела мокрыми пятнами. Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч, опускало на далекие серебряные Обдонские горы, степь, займище и хутор веер дымчатых преломленных лучей.

    День перекипал в зное. Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков Пантелея Прокофьевича. Сам он тяжело поднимал кнут, помахивал им, словно в нерешительности: ударить по острым бычьим кострецам или нет. Быки, видно понимая это, не прибавляли шагу, так же медленно, ощупью переставляли клешнятые ноги, мотали хвостами. Пыльно-золотистый с оранжевым отливом слепень кружился над ними.

    Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелеными пятнами; там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил зеленый с глянцевитой чернью травяной шелк.

    — Вот наша делянка. — Пантелей Прокофьевич махнул кнутом.

    — От лесу будем зачинать? — спросил Григорий.

    — Можно и с этого краю. Тут я глаголь вырубил лопатой.

    Григорий отпряг занудившихся быков. Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину — вырубленный у края глаголь.

    — Бери косы! — вскоре крикнул он, махая рукой.

    Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное количество белых, смоченных слюной, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщиненую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.

    Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой”.

    Вопросы

    1. Определите тему и идею данного отрывка.
    2. Каково настроение эпизода?
    3. Какие слова, выражения передают ощущение праздника, всеобщего веселья? Определите, к каким художественным средствам их они относятся?
    4.  Найдите и зачитайте коллективный и индивидуальный портреты. Каково их значение для данной картины?
    5. Найдите и зачитайте фразу, в которой изображается земля? Каково значение этого образа?
    6. Как выдумаете, какие чувства испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?  Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
    7. Кто из поэтов русской литературы 19-го века нарисовал подобную картину?
    8. Каково ваше впечатление об этом эпизоде?

    Итог:

    Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, — все создает ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

    Родство казаков и земли, ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой “луг вздыхал”. На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: “Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы” (4-8-VI).

    1. Аналитическая беседа.

    Воинский долг.

    Эпизод призыва на воинскую службу(1-2-XXI).

    Однако казаки не только труженики, но и воины.

    Среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-XII; с. 66).

    Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку». Свои письма сыну на службу, наполненные в основном бытовым содержанием, Пантелей Прокофьевич подписывает, указывая свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов” (1-3-I). Ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нем воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнает, что Григорий награжден георгиевским крестом и произведен в младшие урядники:

    «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью. Он, сграбастав оба письма, ходил с ними по хутору, ловил грамотных и заставлял читать, — нет, не для себя, а радостью поздней хвастал старик перед всем хутором.

    — Ага! Вишь, как Гришка-то мой? А? — Он поднимал торчмя копытистую ладонь, когда читающий, спотыкаясь, по складам, доходил до того места, где Петро описывал подвиг Григория, на себе протащившего шесть верст раненого подполковника.

    — Первый крест изо всего хутора имеет, — гордился старик и, ревниво отбирая письма, хоронил их в подкладку мятой фуражки, шел дальше в поисках другого грамотного» (1-3-XVII).

    Отношения в казачьей семье.

    Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

    Остановимся на одном из таких эпизодов.

    Учащийся:

    “Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому.

    Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.

    — За что, батя?

    — За дело, су-у-у-кин сын!..

    — За что?

    — Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина! — хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

    — Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и — хряп!..

    Пантелей Прокофьевич — сына по шее тугим кулаком.

    — На сходе запорю!.. Ах, ты, чертово семя, прокля-я-а-а-тый сын! — Он сучил ногами, намереваясь еще раз ударить. — На Марфушке-дурочке женю!.. Я те выхолощу!.. Ишь ты!..

    На шум прибежала мать.

    — Прокофьич, Прокофьич!.. Охолонь трошки!.. Погоди!..

    Но старик разошелся не на шутку: поднес раз жене, опрокинул столик со швейной машиной и, навоевавшись, вылетел на баз. Не успел Григорий скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хляснула, и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич.

    — Женить сукиного сына!.. — Он по-лошадиному стукнул ногой, уперся взглядом в мускулистую спину Григория. — Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!

    — Дай рубаху-то надеть, посля женишь.

    — Женю!.. На дурочке женю!.. — Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли” (1-1-X).

    — На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

    — Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

    Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести (“Не страми отца!”), общности с земляками (“Не пакости соседу!”) для казаков непоколебимы. В семье царит “культ стариков”: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы.

    — Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

    — Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

    — Как поведет себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит свое намерение женить его?

    И даже если в первый момент Григорий дает жесткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. Да и истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья — священные понятия для казаков.

    Жестокие нравы казачества.

    — Найдите в первой книге романа примеры жесткости, изуверства, нравственной развращенности казаков.

    Разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова, сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1-1-I), пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти, Степан Астахов “обдуманно и страшно” бьет молодую жену на следующий день после свадьбы (1-1-VII), а затем вновь, вернувшись с военных сборов, “охаживает” ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля, братья Мелеховы вступают в драку со Степаном, “клюют” его, “как стервятники падаль” (1-1-XIV), с дикой яростью набрасываются казаки на ни в чем не повинных тавричан, приехавших на мельницу (1-2-V). Немало среди казаков и нечистых на руку, причем во время войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости:

    “ — Наш брат жив не будет, чтоб не слямзить.

    — К казаку всяка вещь прилипает.

    — Пущай плохо не кладет” (1-3-V).

    Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень — вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова (говорить об этих основополагающих нравственных ценностях на первом уроке необходимо, на наш взгляд, еще и потому, что трагедия, изображенная в романе “Тихий Дон” — это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада Семьи, разрушения Дома).

    1. Закрепление.

    Беседа по вопросам

    • Из чего складывается духовный мир казачества?
    • Назовите положительные и отрицательные стороны этого мира
    • Можно ли утверждать, что М.А.Шолохов объективно, со всей полнотой изображает казаков?
    1. Подведение итогов.

    Вывод: казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью, дисциплинированностью, почитанием старших. Казачество было своеобразным этносом, со своими обычаями, традициями, со своим языком.

    7.  Домашнее задание.

    • прочитать главы: кн.2, ч.5, гл.12, 13, 30; ч.6, гл. 24.
    • подготовить выразительное чтение отрывка из кн.2, ч.5, гл.12, 30.
    hutor-tatarskij-tihij-don-sholohov
    «Тихий Дон».
    Художник
    О. Верейский

    Хутор Татарский является одним из основных мест событий в романе «Тихий Дон» Шолохова.

    В этой статье представлено описание хутора Татарского в романе «Тихий Дон»: жизнь хутора до Первой мировой войны, а также в период Гражданской войны на Дону.

    Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

    Хутор Татарский в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание в цитатах

    Хутор Татарский находится на берегу Дона и входит в состав станицы Вешенская:

    «С хутора Татарского Вешенской станицы, ваше благородие.»

    «Против хутора мелел Дон…»

    Татарский — это довольно большой хутор, состоящий из 300 дворов:

    «Хутор-то наш? Здоровый хутор. Никак, дворов триста.»

    «Такой большой хутор — и дал сорок бойцов?!»

    На хуторе Татарском есть как небогатые, так и зажиточные казаки. К числу богатых относятся купцы Мохов и Атепин, семья Коршуновых:

    «Мишка зажег подряд семь домов, принадлежавших отступившим за Донец купцам Мохову и Атепину-Цаце, попу Виссариону, благочинному отцу Панкратию и еще трем зажиточным казакам…»

    «Коршуновы слыли первыми богачами в хуторе Татарском.»

    На хуторе Татарском есть площадь (плац), магазин, торговые лавки, церковь, школа, почта, кабак, мельница:

    «На площади красовался ошелеванный пластинами, крашенный в синее домище Мохова. Против него на самой пуповине площади раскорячился магазин…»

    «К магазину примыкал низкорослый, длинный, с подвалом, сарай, саженях в двадцати от него — кирпичный перстень церковной ограды и церковь с куполом, похожим на вызревшую зеленую луковицу. По ту сторону церкви — выбеленные, казенно-строгие стены школы… С угла на угол двухэтажный, несуразный тонкий домик Атепина, за ним почта, соломенные и железные крыши казачьих куреней, покатая спина мельницы…»

    «Хутор был все тот же: так же поднимала к голубому небу вылинявший позолоченный крест невысокая колоколенка кирпичной церкви, все так же теснили хуторской плац кряжистые поповские и купеческие дома…»

    «…купеческих домов и лавок, сожженных Кошевым…» 

    «Кабак закрыт. Военный пристав хмур и озабочен.»

    Главой хутора Татарского традиционно является атаман. Его избирают с помощью общего голосования. В начале романа атаманом хутора является Федор Маныцков, затем — Кирюшка Солдатов, а после него — Мирон Коршунов:

    «…явился к хуторскому атаману. Федор Маныцков, носивший атаманскую насеку третий год…»

    «Хуторский атаман Кирюшка Солдатов (преемник убитого Маныцкова), большой рыжеусый и чуть раскосый казак…»

    «…был тут же избран атаманом Мирон Григорьевич Коршунов.» 

    Каждой весной жители хутора занимаются работой на полях:

    «Подходила весна. Хуторцы готовились к весенней работе…»

    Летом, начиная с праздника Троицы, весь хутор занимается луговым покосом. На покос хуторяне наряжаются, как на праздник:

    «С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. «

    «Караулил людей луговой скоротечный покос…»

    «Отбивали косы по хутору, выстругивали грабельники, бабы квасы томили косарям на утеху…»

    Время от времени жители собираются на собрания, чтобы распределить участки под луга, порубку хвороста и т.д.:

    «…ругать хуторского атамана за неправильную дележку луга…»

    «…собрался однажды сход: подходили дележ и порубка хвороста.»

    «Дорога шла по Девичьей поляне, на которой казаки ежегодно на петров день пили водку, после того как «растрясали» (делили) луг. «

    Каждое лето жители Татарского «косят жито», собирают урожай хлеба:

    «Хутор скочевал в степь. Косили жито. Выматывали в косилках лошадей, задыхались в духоте, в пряной пыли, в хрипе, в жаре…»

    «…бросали работу, выпрягали из косилок лошадей, мчались в хутор.»

    Год за годом жизнь на хуторе Татарском идет своим нерушимым порядком (до войны 1914 г.). В теплое время года хуторяне много работают в поле. По вечерам молодежь развлекается на игрищах, поет и танцует. По воскресеньям и праздникам жители ходят в церковь:

    «Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь: возвратились отслужившие сроки казаки, по будням серенькая работа неприметно сжирала время, по воскресеньям с утра валили в церковь семейными табунами; шли казаки в мундирах и праздничных шароварах; длинными шуршащими подолами разноцветных юбок мели пыль бабы, туго затянутые в расписные кофточки с буфами на морщиненных рукавах.

    По вечерам в топотном звоне стонали улицы, игрища всплескивались в песнях, в пляске под гармошку, и лишь поздней ночью догорали в теплой сухмени последние на окраинах песни.»

    Хутор Татарский во время Первой мировой войны

    Летом 1914 г. на Дону объявляют «мобилизацию» в связи с Первой мировой войной. В разгар полевых работ казаки вынуждены оставить дом и идти на фронт: 

    «Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» 

    «Скажи на милость, что начальство думает? У меня ить более ста десятин посеву.»

    Новость о войне потрясает «тихий Дон», привыкший к размеренной жизни. Казаки сочиняют песню о том, как «тихий Дон» всколыхнулся и взволновался из-за войны:

    «Всколыхнулся, взволновался // Православный тихий Дон. // И послушно отозвался // На призыв монарха он.»

    После ухода казаков на фронт хутор Татарский пустеет, «сиротеет». Годы войны сказываются на хозяйстве хутора:

    «…жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы…»

    «Станицы, хутора на Дону обезлюдели, будто на покос, на страду вышла вся Донщина.»

    «Третий год войны заметно сказывался на хозяйстве хутора. Те дворы, где не осталось казаков, щерились раскрытыми сараями, обветшалыми базами, постепенное разрушение оставляло на них свои неприглядные следы.»

    Первая мировая война уносит жизни многих казаков хутора Татарского. В конце 1917 г. выжившие на фронте возвращаются домой:

    «Глубокой осенью 1917 года стали возвращаться с фронта казаки.»

    «Курени, куда вернулись казаки хозяевами или жданными гостями, полнились радостью. Радость-то эта резче, безжалостней подчеркивала глухую прижившуюся тоску тех, кто навсегда потерял родных и близких. Многих недосчитывались казаков…»

    Хутор Татарский во время Гражданской войны

    В том же 1917 г. хутор Татарский, как и весь Дон, переживает новое потрясение: в России начинается Гражданская война. Эта братоубийственная война навсегда меняет жизнь донских казаков:

    «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне.»

    Во время Гражданской войны на хуторе постоянно живут только женщины, дети и старики, так как все здоровые мужчины воюют на фронте. Во время уборки урожая на хуторе не хватает рабочих рук. Хутор живет тревожно и «горьковато». Из-за военных событий многие жители теряют с трудом нажитое имущество, скот и т.д.:

    «А в это время в тылу, по станицам и хуторам, шла уборка хлебов. Не хватало рабочих рук. Старики и бабы не управлялись с работой; к тому же мешали постоянные назначения в обывательские подводы, доставлявшие фронту боеприпасы и продовольствие.»

    «Хутор жил суетливо, но глухо. К далекому фронту тянулись все мыслями, с тревогой и болью ждали черных вестей о казаках.»

    «Хутор по-прежнему жил в работе, и слухах о фронте. Те из хозяев, у которых уцелел рабочий скот, кряхтели и поругивались, поставляя обывательские подводы. Почти каждый день приходилось отрывать быков и лошадей от работы и посылать в станицу.» (часть 7 глава XII)

    В результате Гражданской войны в 1919 г. на хуторе Татарском окончательно устанавливается Советская власть. Вместо атамана хутором теперь руководит председатель ревкома. Из-за разрухи появляется дефицит продуктов (мыла, сахара и т.д.). Жизнь на хуторе идет «невесело», «не очень нарядно»:

    «А жизнь в Татарском была не очень-то нарядная. Казаки усердно поругивали Советскую власть за все те нехватки, которые приходилось им испытывать. В крохотной лавчонке недавно организованного ЕПО почти ничего не было. Мыло, сахар, соль, керосин, спички, махорка, колесная мазь — все эти предметы первой необходимости отсутствовали в продаже.» (часть 8 глава V)

    «Невеселая была жизнь в Татарском в ту осень… Визжали на ходах и арбах неподмазанные колеса, сохла и лопалась без дегтя ременная упряжь и обувка, но скучнее всего было без соли. За пять фунтов соли в Вешенской отдавали татарцы сытых баранов и возвращались домой, кляня Советскую власть и разруху.»

    «Тревожно в округе. Казаки дюже недовольные продразверсткой.» 

    Гражданская война наносит огромный ущерб жителям Дона и в частности жителям Татарского. Хуторянам требуется много времени, чтобы восстановить свои дома, сараи и т.д.:

    «Рябые, изуродованные осколками и пулями стены дома выглядели неприветливо и заброшенно. В комнатах свистел ветер, на столах, на скамьях толстым слоем лежала пыль… Много времени требовалось, чтобы привести все в порядок.» 

    «Медленно шагая к центру хутора, Григорий внимательно, словно в чужой местности, разглядывал знакомые с детства дома и сараи. На площади чернели обуглившиеся развалины купеческих домов и лавок, сожженных Кошевым в прошлом году, полуразрушенная церковная ограда зияла проломами.»

    Первая мировая и Гражданская войны приносят много горя жителям «тихого Дона». На хуторе Татарском не остается ни одной семьи, которая бы не похоронила кого-то из родных:

    «Григорий мысленно перебирал в памяти убитых за две войны казаков своего хутора, и оказалось, что нет в Татарском ни одного двора, где бы не было покойника.» (часть 7 глава XXV)

    Это было описание хутора Татарского в романе «Тихий Дон» Шолохова: жизнь хутора в различные периоды истории России.


    Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На какой праздник делают кутью
  • На какие праздники гадают девушки
  • На какие праздники гадали на руси
  • На какие православные праздники солнце играет
  • На какие православные праздники можно работать