Национальность русские сценарий праздника

Представление русской национальности в рамках Фестиваля "Дружба народов России". Начальные классы, Мероприятия, 3 класс, Сценарий "Русская душа"

Сценарий составлен учителем

начальных классов высшей категории

Николенко Светланой Алексеевной,

МБОУ «СШ №1», г. Новый Уренгой

Сценарий представления русской национальности «Русская душа»

в рамках фестиваля «Дружба народов России»

Цель: формирование духовно-нравственной  культуры учащихся

Задачи: познакомить  обучающихся  с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом  расширить    их представлений о культуре русского народа;  воспитывать интерес к истории и народному творчеству; развивать  эстетическое и нравственное восприятие мира.

Ход мероприятия

Ученик 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это — русское раздолье,

Это — русская земля!

Ученик 2:

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это — русские картины,

Это — родина моя!

Ученик 3:

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это — русская сторонка,

Это — родина моя!

Ученик 4:

Самый многочисленный народ России – русские. Коренная область расселения русского народа — Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами

Ученик 5:

Русский язык Государственный язык в России. Основная религия – православие.

Ученик 6:

Русский традиционный дом (изба) состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками.

Что ни терем, ни изба –

Позолота, да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

Ученик 7:

Русский национальный костюмКак известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге – рубаху, юбку-поневу и кичку. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.

Ученик 8:

Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой холстовой рубахи – косоворотки и также портков, в основном полосатых. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Из мужских головных уборах наиболее распространены были высокие барашковые шапки,

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Теплые сапоги «валенки с голенищами» были лишь у зажиточных крестьян. Кожаная обувь считалась городской, дорогой.

Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Ученик 9:

Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жестово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, павловские посадские платки и другие .

Ученик 10:

Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Этот символ России появился в 1891 году в Абрамцеве

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко    
Наша русская: МАТРЕШКА!

Ученик 11:

«Хохлома» – это роспись деревянной посуды, выполненная чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Названа по имени села Хохлома в Нижегородской области.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески 
Солнечной медовой золотой листвы..

Ученик 12:

 «Гжель» – город в Раменском районе Московской области, один из старейших в России центров гончарного промысла. Делают гжельскую посуду из белой глины. Гжельские мастера используют в своей росписи только синий цвет.

Изделия рук золотых!
Синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!

Ученик 13:

Богата наша Русь на традиции и праздники. Многие праздники сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала, Масленица. С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица.

Ученик 14:

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. «Делу – время, потехе – час», так еще в старину говорили наши предки. 
Вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали веселый праздник – Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны. С незапамятных времен Праздник масленицы слыл самым веселым и разгульным, потому что продолжался он целую неделю. А начиналась масленичная неделя с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. Как только народ не называл Масленицу: и честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да еще каждый день этой недели имел свое название.

Ученик 15:

Первый закон русского гостеприимства — от души накормить гостей.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Ученик 16:

А сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке? (Более 20).

В каше сила,

В каше смелость.

В каше русская душа!

Каша молодость и честность,

Каша очень хороша!

Ученик 17: А сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы? (Не менее 50), а блинов?

Видите, как богата и разнообразна русская кухня. Это и Щи с кислой капустой, винегрет, холодец, рыбные и мясные блюда

Ученик 18:

Мы гостей встречаем…

Чаем, чаем, чаем! (хором все говорят)

Первым делом угощаем…

Чаем, чаем, чаем! (хором все говорят)

Приглашаем к самоварам…

С чаем, с чаем, с чаем. (хором все говорят)

И в накладку, и в прикуску…

Чай, чай, чай. (хором все говорят)

Пейте чай, друзья, по-русски.

Чай, чай, чай. (хором все говорят)

Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

Ученик 19:

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен.

Струнные инструменты — балалайка, гудок, духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Ученик 20:

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют. 

Ученик21:
Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

Ученик 22:

Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном, еще и с балалайкой.

ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК

1.Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт:

Скоро ли каникулы?

2.В школу я иду с цветами,

Маму за руку держу.

Из-за пышного букета

Я дверей не нахожу!

3.Что за шепот слышен в классе?

Кто нам так мешает?

Это просто кто-то с кет-то

Что-то обсуждает.

4.В нашем классе все ребята

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поёт,

Лишь бы не учиться.

5.Если ты моя подруга,

Из несчастья вызволи.

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали!

6.Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Надо научиться.

7.К двойкам нам не привыкать,

Двойки так легко хватать,

Ничего учить не надо –

Вот за это и награда!

8.На уроках мы болтали,

Ничего не замечали.

А потом искали долго

В Гималаях нашу Волгу.

Ученик 23:

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА (КАДРИЛЬ)

Ученик 24 (объясняет правила игры и проводит игру):

С незапамятных времён на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были всякие, и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем песни тоже были везде свои и на самые разнообразные темы.

Самый распространённый хоровод назывался «каравай»: сначала ставят в круг посередине обычно самого маленького, а ещё лучше – у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай…»(называть надо того, кто стоит посередине). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины» — опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами «Вот такой ужины!» — идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.

Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»

Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и доводит на середину, а сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз. Правило здесь одно: Катя не может опять выбрать Сашу, а должна выбрать кого-то другого. И вообще, выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».

Сейчас давайте выберем именинники и сыграем в игру «Каравай»

Ученик 24:

Вот таким увидели русский народ учащиеся 3а класса!

Загадочная русская душа…

Она открыта настежь

И для веселья

И для мятежа…

Ее удел: гореть, не остывая…

О, русская душа – душа живая!

Интернет-ресурсы:

  1. http://bebi.lv/poslovici/russkie-narodnye-chastushki.html

  2. https://infourok.ru/scenariy-klassnogo-chas-tradicii-russkogo-naroda-klass-1507452.html

  3. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/stsienarii-mieropriiatiie-obriady-i-traditsii-russkogho-naroda

  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/01/12/obychai-obryady-i-traditsii-russkogo-naroda

  5. https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B

  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/13/vneklassnoe-zanyatie-traditsii-russkogo

  8. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/russkie-narodnye-tancy.html

  9. https://www.liveinternet.ru/users/3469412/post330138048

Фестиваль народов России – русские ( представление на 5-10 минут)

Под русскую народную музык (минусовка «Уж ты Полюшко, параня») выходит вся группа ребят, принимающих участие в выступлении (выходят танцуя, в русских национальных костюмах).

Все хором: Здравствуйте, люди добрые!

Люди славные, православные! (все кланяются)

Участник1: Мы встречаем хлебом, солью.

Привечаем словом добрым.

Участник2: Уж, наш-то каравай для всех гостей годен.

Вот он румян и дороден (в руках держит испеченный каравай)

Участник3: Мы живём в России, большой, многонациональной стране. Наша область тоже многонациональная. Представители более 100 народов проживают в нашей области. Но самыми многочисленными народами края являются русские.

Участник4: Сегодня мы говорим о традициях и обычаях русского народа. Споём и спляшем, шутки-прибаутки расскажем.

Участник5: Давно к вам собирались, да еле выбрались. Холсты белили, наряды шили. хмель варили. Пока ехали, ось сломали, колесо потеряли, в яму упали.

Участник6: А в яме — то медведь, поймал — да реветь. Насилу отбились и вот сюда явились.

Участник7: Знаете ли вы откуда пошло название: «Русь Россия?».

Через всю территорию Киевской области, , течёт речка Рось. На берегах этой реки жили люди, которых звали росами и руссами. А территория, на которой они проживали, стала называться Русью, Русской землёй, Россией.

Жили в деревянных домах большими семьями, доходило до 20 человек.

В праздник одевали лучшие наряды.

Участник1: Русские люди много работали, а когда отдыхали пели песни, как грустные, так и весёлые.

1 ведущий: По русскому обычаю гостеприимства, дорогих гостей встречают хлебом с солью и песней. Есть и пословицы о хлебе. В народе говорят (к детям): — Есть хлеб…

Дети: — Будет и песня!

— Где песня поется…

Дети: — Там весело живется.

— Кто трудился от души…

Дети: — Веселись теперь, пляши!

(Танец «Валенки»)

Участник2: У русского народу много правздников. Среди зимних праздников – Новый год и Рождество. Пётр I с января 1700 г. установил праздновать Новый год по европейскому о

Участник 10: Русская кухня подчинялась обычаям, а не традициям. Кушанья были просты и однообразны. Стол делился на постный и скромный. Русские хлеб ели ржаной. Из кушаньев , приготовляемых из теста, первое место занимают – пироги. В скромные времена они начинялись бараниной, говядиной, зайчатиной. С незапамятных времён на Руси ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово «пирог» произошло от древнерусского слова «пир» — пиршество. Пирог готовили с мясом, рыбой, горохом, кашей, луком, картофелем, капустой, солёными огурцами, грибами, яблоками, ягодой. Разнообразны пироги и по форме – кулебяки, расстегаи, курники, лодочки, ватрушки.

Участник 1: В 1640г. Русские впервые познакомились с чаем, к началу 18 века чай твёрдо вошёл в быт русского человека и сделался национальным напитком. Символом особого способа приготовления чая, его заварки стал знаменитый русский самовар. К чаю подают бублики, крендели, сухари, фрукты, сваренные в меду или сахаре.

Поговорки о чае: «Чай не пил –какая сила, чай попил – совсем устал» и т.д.

Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.

Чтец 11

Угощайся, торопись!
Без блинов проходит жись!
Прогони весенний сплин,
А не то, остынет блин!!!

Участник 2: Ой, друзья! Совсем забыли вам рассказать о блинах. Блины делались красные и молочные. Первые из гречневой, вторые из пшеничной муки, молока и яиц. Икра была в числе обычных кушаний. В постные дни ели кислую капусту, свёклу с постным маслом, овсяный кисель, грибы. Ко всяким кушаньям русские любили примешивать приправы: лук, чеснок и шафран. Для русских лук и чеснок был первой необходимостью. К лакомствам относятся пряники и коврижки.

Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Чтец 9

Песнями богата родина моя.
Прославляет песня милые края.
Звонкая, веселая, грустная порой
Льется по России вольною рекой.

Песня Миши Смирнова «Наш дом»

Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве —  наша сила – говорят все вместе

.

Фестивальнациональностейрусские

Подрусскуюнароднуюмузык (минусовка «УжтыПолюшко,параня»)выходитвсягруппаребят,принимающихучастиеввыступлении (выходяттанцуя,врусскихнациональныхкостюмах).-1е

Все хоромЗдравствуйте,людидобрые!

Людиславные,православные! (всекланяются)

Участник1: Мывстречаемхлебом,солью.

Привечаемсловомдобрым.

Участник2: Уж,наштокаравайдлявсехгостейгоден.

Вотонрумянидороден (врукахдержитиспеченныйкаравай)

Участник4: Сегоднямыговоримотрадицияхиобычаяхрусскогонарода.Споёмиспляшем,шуткиприбауткирасскажем.

Участник5: Давноквамсобирались,даелевыбрались.Холстыбелили,нарядышили.хмельварили.Покаехали,осьсломали,колесопотеряли,вямуупали.

Участник6: Авяметомедведь,поймалдареветь.Насилуотбилисьивотсюдаявились.

Участник7: И так,друзья,фестивалю Дружбы Народов-зелёную улицу!

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем,о дружбе споем.

Пусть искорка дружбы,что вместе зажжем,

Подарит нам радость,согреет теплом!

Участник 8: Знаете ли откуда пошло название «Русь Россия»( мультфильм 1д)

Участник9: Русскиелюдимногоработали,акогдаотдыхалипелипесни и частушки,какгрустные,такивесёлые.«Где песня льётся,там легче живется».

Песня 1Ж,частушки 1В

Участник 10:Порусскомуобычаюгостеприимства,дорогихгостейвстречаютхлебомссольюипесней.Естьипословицыохлебе.В народеговорят (кдетям): — Естьхлеб…

Дети: — Будетипесня!

Гдепесняпоется… 1Е

Дети: — Тамвеселоживется.

Ктотрудилсяотдуши…

Дети: — Веселисьтеперь,пляши!

(Танец «Валенки»)—————————1Г

Участник11: Мы живем в России,большой,многонациональной стране.Наша область тоже многонациональная.Представители более 100 народов проживают в нашей области.Но самыми многочисленными народами края являются русские. 1Д про Самару(фильм),танец « Берёзка»

Участник 1е:Второй закон гостеприимства-от души накормить гостей. 1Е

Участник1 «З» класса: Русскаякухняподчиняласьобычаям,анетрадициям.Кушаньябылипростыиоднообразны.Столделилсянапостныйискромный.Русскиехлебелиржаной.Изкушаньев , приготовляемыхизтеста,первоеместозанимаютпироги.

Ниоднатрапезанеобходиласьбезпирогов.Слово «пирог»произошлоотдревнерусскогослова «пир» — пиршество.Пирогготовилисмясом,рыбой,горохом,кашей,луком,картофелем,капустой,солёнымиогурцами,грибами,яблоками,ягодой.Разнообразныпирогиипоформекулебяки,расстегаи,курники,лодочки,ватрушки.

Дети проходят с блюдами кто что выбрал)

1А-Пирожки; 1Б-Пельмени; 1В-Картошка,квас; 1Г- Курники, Сухари,1Д-Соления,1Е-Ватрушки, Кулебяки,1Ж-Пироги,1З-Блины,1 И-пироги(все ставится на стол к самовару)

Участник 1Д:

Гость ,войди! Традиции не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Участник 1 И:

Мы гостей встречаем…

Все вместе: Чаем,чаем,чаем!

Первым делом угощаем…

Чаем,чаем,чаем!

Приглашаем к самоварам..

С чаем,с чаем,с чаем

И в накладку,и в прикуску…

Чай,чай,чай

Пейте чай,друзья по русски

Чай,чай,чай

Участник 1 И: В 1640г.Русскиевпервыепознакомилисьсчаем,которыйтвёрдовошёлвбытрусскогочеловекаисделалсянациональнымнапитком.Символомособогоспособаприготовлениячая,егозаваркисталзнаменитыйрусскийсамовар.Кчаюподаютбублики,крендели,сухари.

Дети проносят и ставят к самовару.

Не зря говорят: «Чайнепилкакаясила,чайпопилсовсемустал»

Еслиестьсковорода,
Будетрусскийсытвсегда:
Жаркимсолнышкомвесны
Зашкварчатнаней блины.

Чтец 11

Угощайся,торопись!
Безблиновпроходитжизнь!
Прогонивесеннийсплин,
Ането,остынетблин!!!

(Пройти угостить первый ряд?)

Участник 2: Блиныделалиськрасныеимолочные.Первыеизгречневой,вторыеизпшеничноймуки,молокаияиц.

Песня 1 «З «про блины

Когдаветертравумолодуюволнует,
Когдаптицыпоютсновавнашемкраю.
ЯРоссиюсвою,моюземлюродную,
Словноматьдорогую,оченьнежнолюблю!

Чтец

Песнямибогатародинамоя.
Прославляетпеснямилыекрая.
Звонкая,веселая,грустнаяпорой
ЛьетсяпоРоссиивольноюрекой.

Россиейзовётсяобщийнашдом
Пустьбудетуютнокаждомувнём,
Любыетрудностивместеосилим,
Внашемединстве —  нашасила говорятвсевместе

песня в конце про Россию

Дни национальных культур – русский народ

16 октября 2010 год

Выход  чтецов (в русских народных костюмах), читают стихотворение

В. Духанин «РОССИЯ»

1.Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

2.Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

3.Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

4.Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,


5.Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

6.В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать.

1 Учащийся: Много пословиц и поговорок есть у русского народа. И мы с вами сейчас поиграем. Я начну пословицу, а вы ее закончите.

Ученье свет,…/а не ученье тьма/.

2 Учащийся: Не красна изба углами,…/ а красна пирогами/.

3 Учащийся: Человек без друзей, …/что дерево без корней/.

4 Учащийся: Труд человека кормит,…/а лень портит/.

5 Учащийся:  Русский народ не только умел трудиться, но умел и веселиться. Недаром пословица гласит: «Веселье – лучшее богатство».

6 Учащийся:

Мы танцуем с настроеньем,
Как кадриль ты хороша!
Засверкала вдохновеньем
Наша русская душа.

Танец «Московская» кадриль.

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
  • Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.

Ход праздника

I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира

Презентация. Слайд 1.

Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.

Слайд 2.

В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»

Слайд 3.

Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».

Слайд 4.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Дети читают стихотворение

(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Слайд 5.

Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»

Слайд 6.

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой —

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

Слайд 7.

Русская культура — это сказки нянины —

Песни колыбельные, грустные до слез —

Русская культура — это разрумяненный

В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…

Слайд 8.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей —

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Слайд 9.

Русская культура — это вязь кириллицы

На святых писаниях, азбуке славян.

Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,

При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Слайды 10-12.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —

Терема и церковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Слайд 13.

Русская культура — это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина, русская красавица —

Это наша девушка с чистою душой!..

III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»

Слайд 14.

Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».

Слайд 15.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.

Слайд 16.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 17.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,

Два брата, что в Салониках родились,

Задумали букварь создать славянский,

Чтоб знал Писанье каждый славянин…

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Простые их буквы — не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Родная речь — Отечеству основа,

Не замути Божественный родник —

Храни себя — душа рождает слово —

Великий святорусский наш язык.

Кирилл и Мефодий — два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших, в славянах, духовную силу

и православья приют!

IV. Народные художественные промыслы России

Слайд 18-19.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.

Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Дети читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?

Людьми Россия хороша.

У них и руки золотые

И необьятная душа.

И замирает восхищённо

Надменный иноземный взор,

Увидев русскую матрёшку

И Гжели кружевной узор.

Слайд 20.

Матрёшка.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка… иль…Гармошка?

Это — русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Слайд 21.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка — мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Слайд 22.

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Слайд 23.

Дымково.

Вьется голубой дымок.

Мягко падает снежок,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Слайд 24.

Богородская игрушка.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Слайд 25.

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Труд у бабки Пелагеи

С молодых годов в чести.

Принялась за рукоделье —

Стала кружево плести.

Вологодское кружево

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки:

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетет,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Слайд 26.

Песня «У моей России длинные косички…»

Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

V. Потешки и небылицы

Слайд 27.

Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Гром по горам прокатился —

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи —

Две крохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

— Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки — подсолнушки.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из- под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Как у вас поживают?

На босу ногу топор надевают?

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами?

Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»

Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).

Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.

Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.

Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.

(переворачивается)

Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.

Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Матрёшка: Антошенька, иди молотить.

Скоморох: Не могу, живот болит.

Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!

Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)

Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»

Скоморох:

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?

Дети: Ложка!

Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).

VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Слайд 28.

Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?

Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!

Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

— Бояре, она дурочка у нас.

Молодые, она дурочка у нас.

— бояре, а мы плёточкой её.

Молодые, а мы плеточкой её.

— Бояре, она плёточки боится.

Молодые она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим.

Молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

— Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

VII. Заключительная часть праздника

Ведущий:

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию — нет России другой!

Слайд 29.

В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).

Я за Родину-мать, за Россию молюсь.

Я своею великой страною горжусь.

Потому, что мы здесь рождены и живём.

Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.

Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.

Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!

Славься русская земля!

Краше нет, под небом синим!

Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.

Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.

Наш высокий порыв никому не сломить.

А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.

Нам с тобою хранить надо эти края.

Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,

Пусть на нашей земле наши дети растут.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
  2. Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
  3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
  4. Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
  5. Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
  6. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
  7. http://pandia.ru/text/78/355/1194.php

18.01.2022

Сценарий фестиваля народов России «Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Кудрова Найля Иркиновна

. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000.Это русские , татары , башкиры , чуваши , чеченцы, армяне , мордва , белорусы , аварцы , казахи , удмурты , азербайджанцы , марийцы, немцы , кабардинцы , осетины , даргинцы , буряты якуты, кумыки , ингуши , лезгины

Оценить★½



14119

Содержимое разработки

Сценарий фестиваля народов России

«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Ведущий 1:

Я люблю тебя, Россия!      

Я хочу чтоб ты цвела!

Ведущий 2:

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Ведущий 1: Мы – твои родные дети

Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!

Ведущий 1: 

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

Ведущий 2:

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2 : Этот край – наш общий дом!  

Ведущий 1:

Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве —  наша сила

Ведущий: 2

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий: 1

Это русские , татары , башкиры , чуваши , чеченцы, армяне , мордва , белорусы , аварцы , казахи , удмурты , азербайджанцы , марийцы, немцы , кабардинцы , осетины , даргинцы , буряты якуты, кумыки , ингуши , лезгины.

Ведущий 2
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 — северные. Общая численность коренных малочисленных народов — 500.000 человек, в том числе северных — 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены народы России.

Ведущий 1

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 2

Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 1. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________

Ведущий2:В конкурсе оценивается:

Оригинальность авторского решения;

— Соответствие содержания заданной теме;

-Стилевое решение;

— Музыкальное оформление;

-Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

— Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);

-Сохранение традиций.

-Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Ведущий 1

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.

Ведущий 2:

Россия! Русь! Страна моя родная,

Любовью  чистой  я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Взрастила ты уж много поколений,

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

Ведущий 1: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры

Я русский человек, и русская природа

Близка мне, я ее пою

Я русский человек, сын своего народа

Я с гордостью гляжу на Родину свою

Ведущий 2 В годину бед она всегда бывала

Единой, несгибаемой, стальной

Врагу навстречу Русь моя вставала

Одною дружной, грозною стеной.

И по призыву Дмитрия Донского,

По зову Минина она шагала в бой,

Не зная страха, гордо и сурово

Вздымая знамя славы над собой.

Встречайте ученики 9 класса представители русской культуры

Ведущий 2:

Татарстан, цвети Татарстан,

  Лазурь своих вод и рек сохрани. 

   Расцветай в веках Татарстан,

     Да всем блага твои служить могли.

      Ты есть – Татарстан,

        Ты будь – Татарстан,

         Родимый Свет-Булгарстан!  

         Как Ты начиналась «не с меча»,

         Да в трудах созидалась жизнь,

         Свою землю холила не спеша,

         О чем народ и слагает Гимн!

              Ты наш – Татарстан,

              Ты всех – Татарстан,

              Воспетый в песнях, Гулистан*! 

Татарскую национальную культуру представляет учащиеся 10 класс

Ведущий  1:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2:

Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Ведущий 1:

А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Ведущий 2:

Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?

Встречайте представителей кавказкой культуры ученики 8 класс

Ведущий 1 
В борьбе за волю были мы едины,

И труд, и дом наш вместе бережем,

И в дни торжеств, и в бедствия годины

Едины мы, плечом к плечу идем.

Ведущий 2 : Бурятия! Славное место! Горы и степи, рядом Восток,

Быстрые реки, тайга говорливая, Жизни моей беспокойной исток.

Чудные песни Саян несравненных, Воды Аршана вкусны,

Грозные ветры Байкала могучего Ждут приближенья весны.

 Зимы здесь русские, а лето – восточное, Осень строга и чиста.

Так лучезарны, тихи и загадочны Мудрого Будды святые места.

Вед 2: Культуру Бурятии представляет ___6_ класс

Вед 1: Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек, В синие глаза озёр заглянет,

Для того — проверьте сами! – станет Край удмуртский памятный навек.

 Край удмуртский, родные просторы — лес, перелески, холмы да поля!

Красою рек твоих, красою берегов.

Удмуртия, ты родина моя.

Нет красивее и роднее для меня.

Твои поля, твои леса — душа твоя.

Удмуртия, Удмуртия моя

Представители Удмурской культуры-ученики 11 класса

Ведущий2:

Звенит над тундрой песня сквозь века:

В ней голос ветра, птиц живые трели,

Трещит костёр, беснуется река,

Грохочут льды и шепчутся капели…
Над великою тундрой восходит заря,

Мчатся нарты средь снежных равнин

  Встречайте представителей Народов Севера ученики 5 класса

Ведущий 2

В России проживает 61 тысяча карелов. Необычные для нашего времени обряды проходят через всю жизнь карел. Они уникальны и тесно связаны с бытом этого народа.

Люблю тебя, Карелия,

Твои озёра ясные,

И водопады грозные,

И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега.

Забыться, утонуть в течении быстрых рек

Готов с тобой душою родной твой человек.

.
Представители карельского народа –ученики 7 класса

2 ведущий:

Россия! Русь! Страна моя родная!      

Любовью чистой я   с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

1 ведущий:

Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Представление народа

1 ведущий : Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и в твоей. Сейчас мы немного познакомимся с нашими гостями

Ведущий 2 Для того чтоб наиболее полно окунуться в атмосферу нашего фестиваля предлагаем познакомить нас со своим народом

Ведущий 1 Каждый класс собирал информацию о самобытности своего народа и сегодня представляет её вашему вниманию

Ведущий 2 Нас сейчас ждет самый познавательный конкурс ,мы практически сможем познакомиться с культурой народов России

первое выступление предоставляется хозяйке фестиваля –России -9 класс

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей

Ведущий 1 Татарстан -10 класс

В России мест красивых много,

Но Татарстан — мне всех милей!

Царица здесь одна — природа.

Здесь много рек,озер,полей.

Леса богатые,густые.

Восходы солнца — краше всех!

И люди честные,не злые.

Здесь часто слышен звонкий смех.

Тут матушка Казань — столица.

В округе много городов…

И невозможно не влюбиться 

В наш Татарстан.В наш край хлебов.

Ведущий 2 Кавказ -8 класс

Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна 
И окровавлена войной!…
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет!прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее
.

Ведущий1 Бурятия -6 класс

Бурятия родная сторона.

В ней гул ветров 

И рек журчанье.

В ней стук копыт,

Коней игривых в поле ржанье.

И чистоты Байкала-достоянье,

Ведущий 2:Удмуртия -11класс

Родная Удмуртия! 

Не вижу я красивей края,

Расцветаешь!

Удмуртия, голубушка, как хороша!

Удмуртия, Удмуртия – девица-душа.

Пусть растут в Удмуртии травы и цветы,

Хотим мы жить в Удмуртии 

невиданной красы!
Ведущий 1:Народы севера

И пусть суровыми бывают наши зимы,

Не страшен ни мороз мне, ни пурга,

Ты и зимой

красив, мой край любимый,

Одетый в девственные белые снега…

Здесь по весне всё оживёт, растает, схлынет,

Раскинет тундра множество озёр,

И перелетных птиц к себе всех примет,

Даруя красочный, весенний свой ковер.

Ведущий 2:Карелия-7класс

Карелия, Карелия, как ты мне мила,

Милы твои озера, реки и леса,

И это впечатление никак нельзя забыть,

И остается только Карелию любить

Кухня

Ведущий 2 Мы добрались до самого вкусного конкурса «кухня народов России»

Каждый народ нашей многонациональной страны имеет свою самобытную кухню и свои представления о том, какой должна быть правильная и полезная еда. В каждой кухне есть свои вкусные блюда, однако, далее мы поговорим о самых вкусных национальных блюдах из разных регионов России. 

Ведущий 1Каждый класс получил домашнее задание –приготовить национальное блюдо своего народа.

Ведущий 2 Не только приготовить ,но и рассказать о нем .

Ведущий 1И вот и настал момент когда мы наконец увидим шедевры кулинарии

Сдобные ватрушки, расстегаи, плюшки
В России с давних пор пекли!
Любили жаворонки, коврижки и плетёнки,
Рецепты караваев берегли!

Ведущий 2 Куллама,чумар, чельпек, коймак – 
Только замесить успеют руки – 
Кош-теле, тутэрма, катлама 
С маком – смак поваренной науки…

Ведущий 1 Жир моржа и оленина, кто-то ,,квашен» в мерзлоте,

Кровь оленя, строганина — угощенья ещё те

Ведущий 2 Большинство блюд в странах Кавказа готовится на открытом огне. Считается, что так блюдо сохраняет свой вкус и становится сочным и ароматным


Ведущий1 Стряпаем мы их с картошкой,

И с капустой, и с грибами,

Да и с мясом можно печь их,

Ну, конечно, это….( перепечи

Ведущий 1Жюри предстоит сделать очень сложный выбор

Ведущий 2 Оценивает внешний вид блюда, информацию о блюде, соответствие национальным традициям кухни ,вкусовые качества блюда .

Творческое задание :

Ведущий1На нашем фестивале присутствуют делегации народов России Они привезли нам частичку своей культуры.

Ведущий2 Они спешат передать национальный колорит танцев или наоборот характерное спокойствие и степенность некоторых народов.

Ведущий 1 Сейчас нас ждет самый зрелищный конкурс .мы практически сможем почувствовать атмосферу каждого народа России.

Ведущий 2 Жюри будет оценивать соответствие хореографии национальному колориту , оригинальность исполнения , наличие элементов национального костюма ,правильное музыкальное сопровождение.

Ведущий 1Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

 И о черствости никто не говорит.

 Деликатность и терпение к живущему

 Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто  чувство уважения.

Песня «Я, ты , он, она…»

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России!

Ведущий 2.Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.

Ведущий:Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480286-scenarij-festivalja-narodov-rossii-my—razny

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий фестиваля народов России

«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Ведущий 1:

Я люблю тебя, Россия!      

Я хочу чтоб ты цвела!

Ведущий 2:

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Ведущий 1: Мы – твои родные дети

Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!

Ведущий 1: 

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

Ведущий 2:

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2 : Этот край – наш общий дом!  

Ведущий 1:

Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве —  наша сила

Выступление хора учителей с песней « Хохлома»

Ведущий: 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий: 2

Это русские (115.869.000 человек — 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).

Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 — северные. Общая численность коренных малочисленных народов — 500.000 человек, в том числе северных — 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.

Ведущий 2

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 1

Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

  1. Жаренова Тамара Николаевна-директор нашей школы , заслуженный учитель Р.Ф.

  2. заместитель директора по воспитательной работе.

  1. Перфилова Юлия Вячеславовна-заместитель директора по научной работе.

  1. Филатова Ирина Генадьевна— заместитель главы города Лакинска

  1. Жаренов Никита Евгеньевич-педагог-организатор

  1. Гоголева Вера Генадьевна— социальный педагог

  1. Родичкина Ольга Владимировна— библиотекарь

  1. Алексеева Ольга Николаевна— заместитель директора по учебной работе

Ведущий1: В конкурсе оценивается:

Оригинальность авторского решения;

— Соответствие содержания заданной теме;

-Стилевое решение;

— Музыкальное оформление;

-Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

— Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);

-Сохранение традиций.

-Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Ведущий 2:

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.

Ведущий 1:

Россия! Русь! Страна моя родная,

Любовью  чистой  я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Взрастила ты уж много поколений,

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Татары мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники

Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-

У нас одна семья!

Ведущий 2:

Татарская земля…

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б также почитали их.

Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Армения,  красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.

Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.

Ведущий 2:

Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию  представляют ученики________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока — 
Страна улыбок, песен, cвета. 
Вдали так грустно, одиноко 
Без жарких поцелуев лета! 

Ведущий 2:

С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной — цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:

Ведущий 2:

 Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий  1:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2:

Когда Всевышний землю раздавал,

Таджики пили чай.

Но, спохватились,

Кто-то первым прибежал:

«А где же наша?»

«Вот, что осталось – получай!»

Тут и другие подошли:

«А где луга, поля, где лес?»

Да, здесь, по сути, нет земли.

Одни лишь горы до небес».

«Друзья, таджики, я не виноват,

Тут в этом деле – не зевай.

Кому достался Плоскоград,

Ну, а кому – зелёный чай.

___________________ класс расскажет о солнечном Таджикистане

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Если Вы были в Казахстане, но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.

Юрта — одно из самых старых и  самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье 
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это — легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.

Ведущий 2:

А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________

 Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Азербайджан страна огней 
Страна игидов и друзей 
Страна распахнутых дверей 
Страна Бабека, Короглы, 
Страна Новруза и весны 

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Ведущий 2:

Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Ведущий 1:

Ваше желание будет исполнено. Сейчас  ученики _________________ класса нам  представят культуру народа Азербайджана.

 Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 2:

А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Ведущий 1:

Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Ведущий 2:

Да, у этого народа,  я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотретьНа сцену приглашаются ученики __________________________  

 Выступление ____________________________________ класса

 Ведущий 1:

Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,

Ведущий 2:

У речной изложины — 
Пестрые шатры. 
Лошади стреножены, 
Зажжены костры.

Странно под деревьями 
Встретить вольный стан — 
С древними кочевьями 
Сжившихся цыган!

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________

  Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?

Ведущий 2:
Сколько есть  нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины

Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России

Ведь недаром русские поэты,

Посвящали Вам свои стихи!

Встречайте _________________________________________________  

  Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1 
В борьбе за волю были мы едины,

И труд, и дом наш вместе бережем,

И в дни торжеств, и в бедствия годины

Едины мы, плечом к плечу идем.

Чуваши (самоназвание — чăваш) — коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы — северо-западных (вирьял, «верховые») и юго-восточных (анатри, «низовые»), имеющих свои культурные и диалектные отличия.

А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________

  Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1

А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.

Ведущий 2

Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. 

Ведущий 1

Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса

  Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

1 ведущий:

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

На сцену приглашаются ребята __________________ класса.

  Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,

А вечера ее – как соболиный мех.

Весною дым листвы висит на небе ясном,

Зимою как песец ее сверкает снег.

1 ведущий:

Хотя и говорят, что край у нас суровый:

Метели, мерзлота и мало теплых дней,-

А я вот говорю, что край у нас здоровый,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

 Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берет начало

Россия – родина великая моя

  Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Мордовия…

Я вижу в этом слове

Простор лесов зелёных и лугов

И пение птиц, летающих на воле,

Журчание рек, несущих свой поток.

1 ведущий:

Здесь люди любят помогать друг другу

Все вместе обойдём мы много бед.

В Мордовии живу я и горжусь ей!

Ведь лучше края в мире нет!

  Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Россия! Русь! Страна моя родная!      

Любовью чистой я   с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

1 ведущий:

Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Ведущий 2:

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

 И о черствости никто не говорит.

 Деликатность и терпение к живущему

 Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто  чувство уважения.

Песня «Я, ты , он, она…»

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.

Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.

Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальная экологическая культура сценарий
  • Национальная свадьба сценарий
  • Национальная мозаика сценарий
  • Национальная культура татарского народа обычаи традиции праздники
  • Нацгвардия праздник когда отмечают