Национальные адыгские праздники

«АиФ-Адыгея» сделал подборку самых важных в году событий республики.

17.09.2014 10:54

Примерное время чтения: 2 минуты

17553

Календарь значимых дат Адыгеи. Инфографика

В республике Адыгея есть свои национальные праздники и памятные даты. Большая часть из них появилась, когда Адыгея приобрела статус республики — после 1995 года. Но есть и те, которые учредили совсем недавно.

Только с 2013 года в республике появились две новые даты: День черкесского флага и День боевого содружества горцев и казаков в Первой мировой войне. 

Национальные праздники отражают историю, этнографию, культуру многонационального региона. Ежегодно только на Фестиваль адыгейского сыра — один из самых колоритных праздников республики — съезжаются гости со всей России и из-за рубежа.

Подробнее обо всех праздниках в нашей инфографике:

Нажмите для увеличения. Инфографика АиФ

Смотрите также:

  • На губернаторской елке в Краснодаре побывали 50 юных жителей Адыгеи →
  • В Адыгее отметили еще один Новый год (23.03.2011) →
  • В Майкопе открылся фестиваль национальной книги →

Также вам может быть интересно

Адыгские (черкесские) памятные даты

23 сентября, 2019 — 06:47

В «КБП» от 5 сентября, в статье «Задумана серия» мы сообщили об издании цикла брошюр, посвящённых почтовым маркам и открыткам, а также значкам, отображающим события истории Кабардино-Балкарии. Инициатором проекта и составителем буклетов является член Общества коллекционеров КБР Ауес Тхакахов.
Откликаясь на просьбы читателей более подробно рассказать об этой уникальной серии, редакция «КБП» к Дню адыгов публикует информацию о содержании буклета «Адыгские (черкесские) памятные даты, запечатлённые на значках».
 «Заняв нишу между фалеристикой (собирательство и изучение наград), наглядной агитацией и массовой культурой, коллекционирование значков стало одним из самых массовых и демократичных увлечений во всем мире», – пишет А. Тхакахов. 
Судя по документам и раскопкам, значки существовали уже в Древней Греции в виде знаков различия родов и воинства. Вслед за родовыми гербами возникают эмблемы городов и геральдика. Брошюра «Адыгские (черкесские) памятные даты, запечатлённые на значках» – своего рода микроэнциклопедия, первая статья которой – об адыгском (черкесском) флаге (адыгэ нып). Символ национального единства представляет собой зелёное прямоугольное полотно, на котором изображены три скрещенные золотые стрелы и 12 золотых звёзд. Данный флаг является государственным флагом Рес-публики Адыгея.
14 марта – День адыгской (черкесской) письменности (Гъатхэпэм и 14-р адыгэ тхыбзэм и махуэщ) – гласит надпись на круглом значке с кириллической надписью. В этот день в 1853 году в Тифлисе был издан «Букварь черкесского языка», составленный адыгским просветителем Умаром Берсеем.
«Адыгский (черкесский) язык является государственным языком в трёх республиках: Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии,  – напоминает читателю автор буклета. – Отмечая День адыгского языка и письменности, мы отдаём дань уважения и подчёркиваем значимость сохранения родной речи для представителей адыгского народа и для всего мирового сообщества, поскольку адыгский язык является одним из компонентов многогранной культуры северокавказского региона».
25 апреля – День адыгского (черкесского) флага (Мэлыжьыхьым и 25-р адыгэ ныпым и махуэщ), учреждённый в 2010 году исполкомом Международной черкесской ассоциации. Об этом узнаём из надписи на значках, выпущенных в 2018 году тиражом 300 экземпляров.
День адыгского флага символизирует день национального единения всех адыгов независимо от места их проживания, политических взглядов и религиозных убеждений.
21 мая – День скорби адыгов (черкесов) (Накъыгъэм и 21-р адыгэм я щыгъуэ ма-хуэщ) – эта надпись нанесена на значок с изображением символического семиколенного древа жизни и двух дат: 1763 – 1864. Дата 21 мая определена постановлением Верховного Совета КБССР от 7 февраля 1992 года «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны».
Этот памятный и нерабочий день в трёх республиках Российской Федерации, где черкесы являются одной из титульных наций: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.
20 сентября – День адыгов (черкесов) (ФокIадэм и 20-р адыгэхэм (шэрджэсхэм) я махуэщ – оповещает четырёхцветный круглый значок с изображением скачущей лошади. Государственный праздник Кабардино-Балкарской Респуб-лики отмечается ежегодно с 2014 года и является нерабочим днём. Он призван послужить стимулом для укрепления связей и дальнейшей консолидации адыгского (черкесского) этноса, большая часть которого в настоящее время проживает за пределами своей исторической родины, а также укрепления единства народов Кабардино-Балкарии.
28 сентября – День адыгского (черкесского) костюма (ФокIадэм и 28-р адыгэ фащэм и махуэщ) – читаем на значке с традиционным национальным орнаментом-трилистником и танцующей парой.
Международный день черкесского национального костюма, который отмечают диаспоры адыгского народа по всему миру, был впервые отпразднован 28 сентября 2011 года по инициативе Международной черкесской ассоциации. Основная цель праздника – приобщение молодёжи к традиционной адыгской культуре.
Было бы замечательно, если бы в дни, когда отмечаются важные для черкесского мира даты, кабардинцы, черкесы, адыгейцы носили традиционный национальный костюм или обычную одежду с элементами этники.  

  • 304 просмотра

Содержание

  • 1 Где живут и численность
  • 2 Язык
  • 3 История
  • 4 Внешность
  • 5  Одежда
  • 6 Семейный уклад
  • 7 Жилище
  • 8 Религия
  • 9 Культура
  • 10 Свадебные традиции
  • 11 Традиции рождения
  • 12 Похоронные традиции
  • 13 Традиции гостеприимства
  • 14 Еда
  • 15 Заключение

Адыги – это один из коренных народов Северного Кавказа. Они крайне неохотно покидают родные земли. Основная часть этноса проживает на территории Адыгеи (около ста тысяч человек), некоторые обосновались в Краснодарском крае. Встретить представителей нации можно в Турции и на Ближнем Востоке. Адыги хранят верность не только родной земле, но и традициям предков.

Где живут и численность

Со времен СССР адыгейцы считаются отдельной нацией, что стало толчком к разделению с черкесами и кабардинцами. На территории России проживает сто двадцать три тысячи человек. Большинство адыгов предпочли осесть на родной земле. Примерно четырнадцать тысяч человек расселились в Краснодарском крае, преимущественно в районе Сочи и Лазаревского.

Гражданская война сопровождалась сильнейшим геноцидом этноса. Это привело к миграции народности за рубеж, что привело к образованию там крупных адыгских диаспор. Самые многочисленные наблюдаются в следующих государствах:

  • В Турции – примерно три миллиона человек.
  • В Сирии – шестьдесят тысяч адыгов.
  • В Иордании – сорок тысяч.
  • В Германии – тридцать тысяч человек.
  • В Америке – три тысячи представителей этноса.
  • В Югославии, Болгарии, Израиле проживает около двух национальных селений.

Язык

Этнос славится наличием многочисленных диалектов, но несмотря на это, все жители Адыгеи говорят на одном наречии, принадлежащим к абхазо-адыгской языковой группе. С древних времен у народа существовала собственная письменность, об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха. Они относятся к девятому столетию до нашей эры.

К шестнадцатому веку письменность была утрачена. С восемнадцатого столетия ей на смену приходили аналоги, основанные на арабском алфавите. Современная азбука, созданная на базе, появилась в 1937 году. Её окончательное утверждение произошло в 1989 г.

История

Предками адыгейцев было древнейшее население Северного Кавказа. Они тесно взаимодействовали с соседними этносами, формируя новые племена: ахеев, зихов, меотов, синдов и т.д. Народности заселяли черноморское побережье и Краснодарский край.

В начале новой эры здесь же раскинулось одно из древнейших государств – Синдика. Посещать эту территорию опасалась даже грозный правитель Митридат, поскольку был наслышан о бесстрашии местных воинов и их отваге.

Во времена феодальной раздробленности, черкесам удалось сохранить независимость от Золотой Орды. Правда, в дальнейшем их территории все же были разграблены Тамерланом.

Со славянами у этноса сложились хорошие и дружественные отношения. Однако в период Кавказских войн власти Руси начали захватническую политику и пытались подчинить народности, проживающие на этой территории. Это стало основной причиной многочисленных стычек и геноцида адыгейцев.

Внешность

Представителей национальности можно описать двумя словами – невероятные красавцы. Жители республики Адыгея имеют ряд характерных черт:

  • Средний или высокий рост.
  • Мужчины обладают крепкой атлетической фигурой с широкими плечами.
  • Девушки отличаются осиной талией и стройным телосложением.
  • Прямые волосы имеют черный или тёмно-русого оттенка.
  • У парней наблюдается повышенная волосатость кожных покров.
  • Нос прямой, глаза темные.

 Одежда

Национальный костюм стал своеобразным символом народа. У представителей сильного пола он включает в себя рубаху, широкие штаны и черкески (приталенный кафтан с вырезом ромбовидной формы). С обоих сторон наряда на груди нашивали специальные кармашки, предназначенные для хранения пороха (газыри). Это позволяло воинам перезаряжать орудие даже во время верховой езды на конях.

У представителей старшего поколения рукава одеяния были длинными, у молодых парней узкими, чтобы не мешали в боевых действиях. Огромное значение имел и цвет наряда. У князей было принято облачаться в черкески белоснежного оттенка, дворяне предпочитали алую ткань. Крестьянам доставалась самая непрезентабельная и скромная расцветка: серый, черный или коричневый.

Порой в костюм вносили коррективы и черкеску заменяли на бешмет. По внешнему виду он был практически идентичен с кафтаном, но обладал стоячим воротником. Также на бешмете отсутствовал ромбовидный вырез на груди. В холодные национальное одеяние адыгейцев дополнялось буркой (длинная шуба, пошитая из овечьего меха).

Наряды девушки поражали красотой и буйством цветов. Богатые барышни для пошива костюмов заказывали дорогостоящие материи, например, бархат и шёлк. Девчата из нищей семей вынуждены были довольствоваться шерстяной тканью. Крой платья подчеркивал стройную фигуру черкесок. Он сильно облегал верх и расширялся к низу. Для украшения одеяния использовали кожаны пояс, декорированный изделиями из серебра и золота.

На голову молодые девушки одевали невысокую шапочку, после замужества и рождения ребенка ее заменяли на платок.
Вернуться к оглавлению 

Семейный уклад

Адыгейский народ придерживается патриархального уклада в семьях. При этом в отличие от многих кавказских девушек, женщины черкески имели право голоса и вели более свободный образ жизни. Барышне наряду с юношами участвовали в массовых гуляниях. Чтобы девчата могли пригласить в гости парня и пообщаться с ним без посторонних в богатых домах обустраивали специальные комнаты.

Подобные вольности давали возможности молодежи присмотреться к потенциальному жениху (невесте) и подыскать себе подходящую пару. Последнее слово при выборе суженого принадлежало девушке, родители не спорили с ее мнением, если, конечно, оно не противоречило традициям. В исключительных случаях свадебные торжества проводили по сговору или в результате кражи невесты.

В старинные времена у адыгейцев было принято заводить большие семьи (от пятнадцати до ста человек). Во главе вставал старейшина, роль которого отводилась самому уважаемому мужчине. С двадцатого века приоритеты изменились, теперь гордый народ предпочитал малую двухколенную семью. При решении социальных вопросов главная роль отводилась супругу, спорить с ним или перечить нельзя, особенно в присутствии посторонних людей.

Тем не менее в доме главенствовала женщина, она занималась решением хозяйственно-бытовых вопросов, воспитывала детей.

В богатых семействах было распространено аталычество. Одного или несколько парней из знатного рода (чаще всего княжеского) с малых лет отдавали на воспитание в менее состоятельную, но все же влиятельную семью. В отчий дом парень мог вернуться только после шестнадцати лет.

Суть традиции заключалась в укреплении связи между родами и помогала отцам придерживаться старинного обычая, который запрещал проявлять теплые чувства к детям и слишком к ним привязываться.

Жилище

Классическая хата небогатого черкеса – это дом, собранный из прутиков и обмазанный глиной. Чаще всего он включал в себя одну комнату, посредине которой располагался очаг. Традиции адыгейского народа предписывали следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. В противном случае в дом придет беда.

К жилищу порой пристраивали дополнительные комнаты, если сын после бракосочетания не хотел уезжать далеко от родителей.

Немногим позже у черкесов стало популярным строить большие усадьбы, окруженные многочисленными хозяйственными постройками. Богатые семейства на территории жилища возводили скромные домики для гостей. В современном мире подобное встречается редко, но в жилище практически каждого адыгейца имеется специальная комната для размещения родни и путников.

Религия

Представители национальности прошли через три периода вероисповедания: язычество, христианство, ислам. В древние времена адыгейцы верили в единство человека и космоса. Они считали, что земля имеет круглую форму и по всей поверхности окружена водоемами и лесами.

Для них существовало три мира: высший, где обитали боги; средний с людьми; нижний, куда отправлялись покойные. Все три мира объединяло древо жизни, которое и в наши дни играет у черкесов сакральную роль.

Например, дедушка после появления на свет внука, в первые двенадцать месяцев обязан посадить деревце. В будущем ухаживать за ним должен ребёнок.

Верховным божеством был Тхашо, создатель Вселенной, управленец жизнью людей и основатель мирских законов. В некоторых религиозных течениях главная роль отводилась богу молний. Адыгейцы верили в том, что души предков остаются на грешной земле и наблюдают за жизнями своих потомков.

Христианство в республике установилось лишь в шестом веке и господствовало вплоть до падения Византии. С шестнадцатого столетия под воздействием султаната Османа начинается распространение ислама. В девятнадцатом веке мусульманство объединило население Адыгеи, превратившись в национальную идеологию в борьбе против попыток Российской империи захватить территорию республики.
Вернуться к оглавлению 

Культура

Адыгейские традиции сложно представить без танца. Он существовал с древних времен и считалось душой черкесов. Один из самых популярных танцев – исламей. Это парное выступление, в процессе которого статный юноша, будто степной орел, «летает» по кругу. В это время скромная, но гордая барышня милостиво принимает ухаживания кавалера.

Более простой и ритмичный танец удж обычно исполняет сразу несколько людей на церемонии бракосочетания или во время народных гуляний.

Свадебные традиции

Обряды, связанные с этим торжеством, до сих пор живы в Адыгеи. Часто девушка самостоятельно выбирает себе жениха. О желании создать семью с приглянувшимся юношей, барышня намекала ему небольшим презентом. Современная адыгейская свадьба – это многоуровневый обряд. Причем основная часть семей предпочитает следовать древним традициям, которые неподвластны капризам времени.

Сватовство

Изначально мужчины со стороны жениха приезжали к дому девушки и вставали там, где обычно колют дрова. Подобный визит совершали минимум три раза. Если в итоге гостей приглашали за стол, значит, невеста согласна на брак.

Потом наступала очередь родственников девушки осматривать жилище парня, чтобы оценить его материальное благополучие. Процедуру проводили не из любопытства просто согласно традициям, замуж можно было выходить только за человека из своего социального слоя. Проще говоря, бедняки не создавали союз с богачами.

Если гости оставались довольны увиденным, то приступали к обсуждению калыма. Обычно он включал в себя одну лошадь и скот, количество голов зависело от состоятельности жениха.

Нысащэ

День поездки и привоза молодухи. Ранее у адыгов было принято забирать девушку из отчего дома вечером и на протяжении ночи отмечать бракосочетание. В наше время обряд слегка видоизменился. За девушкой прибывают в полдень. Ранее праздничная процессия состояла из друзей юноши, гармониста и одной барышни для сопровождения невесты. Современная молодежь отправляет за суженой гостей со стороны жениха.

Особое внимание уделяют транспорту. Для новобрачной доставляют лимузин или дорогостоящую иномарку, отечественных «Жигулей» на адыгейской свадьбе вы точно не увидите. А вот в старину новобрачной приходилось трястись в повозке.

Вывод невесты сопровождается праздничными песнопениями в исполнении мужчин. Как только пара переступает порог отчего дома девушку, дорогу им преграждают и требуют выкуп. Водители автомобилей, которые мешают свадебному кортежу на пути в ЗАГС щедро одаривают.

А вы знали, что восточных и западных адыгейцев традиции отмечать свадьбу слегка отличаются? У вторых принято сопровождать девушку в дом жениха. Причем эта роль отводилась молодым мужчинам, чаще всего родственникам по линии отца. Они же следят за тем, чтобы на протяжении всей церемонии к барышне относились с должным уважением.

Свадебный кортеж обязательно заезжает в дом юноши. Перед невестой расстилают дорожку из шелковой материи. Пока она проходит по «ковру», на девушку сыплют конфеты, зерно, деньги, чтобы новой семьи была сытной. Муж обязательно вносит жену в дом на руках.

Причем этот обычай соблюдается неукоснительно, ведь барышня может наступить на порог или перешагнуть через него. А там обитают души покойных, и молодуха по незнанию способна их растревожить.

Девушку заводят в отдельную комнату, туда же заходит родня жениха. Они вновь обсыпают невестку сладостями и деньгами, чтобы «выиграть» право поднять вуаль и посмотреть на лицо новой родственницы. При этом жених, доставив избранницу в отчий дом, покидает свадебное торжество и избегает старшин рода.

Нысэщэ джэгу

Танец, посвященный невесте. Сегодня стало престижно правильно исполнять нысэщэ джэгу, хотя молодежь порой позволяет себе несвойственные танцевальной культуре движения. Также на свадьбе проводится конкурс на лучшего танцора.

Нысэищэ

Завершающий этап торжества – ввод новобрачной в большой дом. Девушку знакомят со взрослыми женщинами семейства и свекровью.

Стоит отметить одну интересную традицию, связанную со свадебным гулянием. Родители невесты на нем не присутствуют. После того как девушка прибыла в дом мужа, отец новобрачного с родней отводит маме и папе молодухи плату за то, что она покинула отчий дом. Это своеобразное проявление уважения к новым родственникам.

В день бракосочетания отвозят вещи девушки в новый дом мужа. Родня невесты может остаться за праздничным столом, но максимум на два часа.
Вернуться к оглавлению 

Традиции рождения

У адыгейцев огромное количество ритуалов и обрядов связано с появлением в семье малыша. Сразу после родов над домом вывешивают флаг, символизирующий, что молодая мама и младенец в порядке. Если знамя однотонное, значит, на свет появился мальчик, пестрое – девочка.

До родов никакие вещи малышу не приобретали, считая это дурным знаком. Колыбельку из боярышника делал дедушка со стороны матери. Первой в нее клали кошку, чтобы младенец спал также крепко.

Новорожденного в колыбель укладывает бабушка со стороны молодого отца. Если во время появления на свет младенца в доме был гость, ему давали право выбрать имя ребенку.

«Первый шаг» или «Встать на Землю»

Когда кроха начинал неумело топать, сразу устраивали торжество, на которое приглашали большое количество гостей. Накрывали праздничный стол с национальными кушаньями, устраивали забавные игры и конкурсы.

Ножки малыша перевязывали ленточкой, старшая женщина из рода перерезала ее со словами: «Расти сильным и здоровым». Обряд направлен на то, чтобы в будущем у дитя не было препятствий на жизненном пути.

В этот же день осуществлял ритуал, направленный на выбор профессии. На столе размещали разные предметы, от ручки до молотка. Затем дитя три раза подводят к нему, если он все время выбирает одно и то же это знак, на который стоит обратить внимание при определении с профессией.

Обязательно к празднику пекут круглый хлеб на молоке. Его размещают на ритуальном столике с тремя ножками. Малыша аккуратно ставят на выпечку и вырезают контур стопы. Этот кусочек должен скушать виновник праздника, остатки хлеба раздают гостям.

«Первый раз побрить ребёнка»

Торжество проводят родители отца. До года детей не стригут, локоны с которыми они появились на свет именуют «мышиные волосики». После первого дня рождения согласно древним традициям их необходимо сбривать.

Для проведения ритуала приглашают покладистого человека, на коленях у бабушки кругом кладут веревочку и сажают на нее малыша. Если обряд проведен верно, то у ребенка будут кудряшки. Человек, выполняющий роль парикмахера, в дальнейшем становится неотъемлемой частью жизни мальчика (девочки) и помогает в сложных ситуациях.

«Первый зуб выпал»

Пока малыш не потеряет все молочные зубики, выбрасывать их строго запрещено. Выпавший резец вместе с кусочком древесного угля заворачивают в белую материю и перебрасывают через крышу избы.

Полет кулечка никто не отслеживает и в принципе неважно, перелетит он кровлю или приземлится прямо на нее.

Похоронные традиции

В раннее и позднее Средневековье у адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые крепили между ветвями деревьев. Подобным образом «кокон» висел на протяжении года, после окончания процесса мумифицирования, останки предавали земле.

В древности для усопших строили каменные склепы, наподобие тех, что сохранились в районе Сочи (дольмены). Для богатых людей создавали насыпные могильники, где размещали предметы домашнего обихода, которыми покойный активно пользовался при жизни.
Вернуться к оглавлению 

Традиции гостеприимства

Адыгейцы славятся своим умением принимать гостей. Они готовы пустить в дом и дать приют любому путнику, даже заклятому врагу. Ведь согласно древним преданиям, каждый гость – это посланник Бога.

Для него выделяли лучшую комнату, резали скот, чтобы организовать сытный и богатый обед, вручали подарки. Изначально у гостя не спрашивали цель его визита, первым делом нужно было его хорошо принять и покормить. Также путника запрещено выгонять из дома, если он не нарушает местных традиций.

Еда

Классическая кухня обитателей Адыгеи состоит из молочных, мясных и мучных продуктов. В повседневной жизни одним из любимых блюд была отварная баранина с бульоном. Национальное кушанье либжэ готовили из мяса птицы и к столу подавали с пикантным соусом, сделанным на основе чеснока и острого перца.

Из молока готовили творог, в который добавляли фрукты и зелень. Также хозяйки делали вкусный и знаменитый на весь мир адыгейский сыр.

Заключение

Народность неспроста именуют законодателями моды. Мужчины гордо носят звание «аристократы гор», а девушки «француженки Кавказа». Барышни Адыгейской республики считаются одним из самых красивых на земле и многие мечтают заполучить в жену именно такую даму. Парней по праву относят к категории лучших и отважных воинов. Неспроста охрана короля Иордании полностью состоит из представителей этой нации.

Из видеоролика вы узнаете о свадебных традициях адыгов.

Вернуться к оглавлению 

Праздники. Торжества

Праздник: на празднике.
Какой сегодня праздник?
Почему город (село) так красиво украшен?
Какие государственные праздники у вас отмечаются?
У нас несколько официально установленных праздников.
Какие?
  Новый год
  7 января – Рождество Христово
  День защитника Отечества
  Международный женский день
  1 мая — Праздник весны и труда
9 мая – День Победы
12 июня – День России
4 ноябрь – День народного единения
Кабардино-Балкарская республика отмечает
и другие даты республиканского значения…
-Праздник весеннего равноденствия
-День возрождения балкарского народа
-День траура адыгского народа
-День государственности
Кабардино-Балкарской республики
-Окончание уразы – Рамадан-байрам
-Курман-байрам
Как обычно у вас отмечают праздники?
Вы видели…?
— кабардинскую свадьбу
— кабардинские танцы
У вас сохранились национально-этнографические обряды?
В разных населенных пунктах проводятся
обрядовые праздники в честь…
 -выхода на пахоту
-окончания пахоты
  -запеленания младенца лямками в колыбели
  -начала хождения ребенка
  -рождения сына
Приглашаем вас на наш национальный праздник.
Махуэшхуэ: махуэшхуэм.
Нобэ сыт зи махуэшхуэр?
Сыт къалэр (къуажэр) мыпхуэдэу дахэу щIэгъэщIэрэщIар?
Сыт хуэдэ къэрал махуэшхуэхэр фи деж щагъэлъапIэрэ?
Дэ официальнэу ягъэува махуэшхуэ зыбжанэ диIэщ.
Сыт хуэдэхэр?
  ИлъэсыщIэ
 ЩIышылэм и блыр – Хъуромэ
  Хэкум и хъумакIуэм и махуэ
  ЦIыхубзхэм я дунейпсо махуэ
  Накъыгъэм и зыр – Гъатхэмрэ лэжьыгъэмрэ я махуэшхуэ
  Накъыгъэм и бгъу – ТекIуэныгъэм и махуэ
  Мэкъуауэгъуэм и пщыкIутIыр – Урысейм и махуэ
  ЩэкIуэгъуэм и плIыр – ЦIыхубэ зэкъуэтыныгъэм и махуэ
Къэбэрдей-Балъкъэр республикэм
езым и республикэ фэеплъ махуэхэри иIэщ…
  -Гъэрэ щIырэ щызэхэкIыр
-Балъкъэрхэм я къэщIэрэщIэжыгъуэ махуэ
-Адыгэхэм я щыгъуэ махуэ
-Къэбэрдей-Балъкъэр республикэм
и къэралыгъуэм и махуэ
-НэщIикIыж хьид
-Къурмэн хьид
Сыт хуэдэу махуэшхуэхэр зэревгъэкIуэкIыр?
Уэ плъэгъуа…?
-адыгэ хьэгъуэлIыгъуэ
-адыгэ джэгу
Лъэпкъ хабзэхэри фи деж хъума щыхъуа?
Языныкъуэ жылагъуэхэм щрагъэкIуэкI
мыпхуэдэ махуэхэр…
  -«ВакIуэдэкI» тхьэлъэIу
-«ВакIуэихьэж» тхьэлъэIу
-«Гущэхэпхэ»
 -«Лъэтеувэ»
-«КхъуейплъыжькIэрыщIэ»
Ди лъэпкъ махуэшхуэм фыхэтыну фыкъыдогъэблагъэ.
Махуáшхуа: махуáшхуам.
Нóба сы́т зи махуáшхуар?
Сы́т кáлар (куáжар) мыпхуáдау дáхау тщагатщаратщáр?
Сы́т хуáда карáл махуáшхуахар фи дéж щагальáппара?
Да официáльнау ягаувá махуáшхуа зыбжáна ди́ащ.
Сы́т хуáдахар?
  Ильасы́тща
 Тщышы́лам и блы́р – Хурóма
 Хáкум и хумáк’уам и мáхуа
  Цыхýбзхам я дунейпсó мáхуа
  Накы́гам и зы́р – Гáтхамра лажы́гамра я махуáшхуа
 Накы́гам и́ бгу – Тек’уаны́гам и мáхуа
Макуауáгуам и пщык’ýттыр – Урысéйм и мáхуа
  Щак’уáгуам и птлы́р – Цыхýба закуатыны́гам и мáхуа
Кабардéй-Балька́р респýбликам
езы́м и респýблика фаéптль мáхуахари и́ащ…
  -Гáра тщы́ра щызахáчыр
-Балькáрхам я катщаратщажы́гуа мáхуа
  -Ады́гахам я щы́гуа мáхуа
-Кабардéй-Балькáр респýбликам
и каралы́гуам и мáхуа
-Натщичы́ж хи́д
-Курмáн хи́д
Сы́т хуáдау махуáшхуахар заревгак’уáчыр?
Уá птльагуá…?
-ады́га хагуатлы́гуа
-ады́га джáгу
Льáпк хáбзахари фи дéж хумá щыхуá?
Языны́куа жылáгуахам щрагак’уáч
мыпхуáда мáхуахар…
  -«Вак’уадáч» тхальáуу
-«Вак’уаихáж» тхальáуу
-«Гущахáпха»
 -«Тльатеýва»
-«Кхуейпльыжчары́тща»
Ди тльáпк махуáшхуам фыхаты́ну фыкыдогаблáга.
Слова и словосочетания
бракосочетание
встречать Новый год
выходить замуж
дарить подарки
желать счастья
жениться
издавна
молодожены
народные гулянья
обычай
от всего сердца (от всей души)
поздравлять с праздником
поздравление
праздник…
-национальный
-государственный
-релиниозный
-республиканский
-семейный
-личный, частный
праздничный фейерверк
приглашать на праздник
свадебный обряд
свадьба
танцевать
торжественное событие
традиция
украшать…
  -город
  -дом
  -стол
юбилей
нэчыхьытх
ИлъэсыщIэр къигъэхьэн
лIы дэкIуэн
саугъэт етын
насыпыфIэ хъуну ехъуэхъун
фыз къэшэн
игъащIэ лъандэрэ
зэщхьэгъусэ ныбжьыщIэхэр
цIыхубэ джэгухэр
хабзэ
си гумрэ си псэмрэ къабгъэдэкIыу
махуэшхуэмкIэ ехъуэхъун
ехъуэхъуныгъэ (хъуэхъу)
…махуэшхуэ
-лъэпкъ
-къэрал
-дин
-республикэ
-унагъуэ
-цIыхум езым и
махуэшхуэ феерверк (хьэрэкIытIэ)
махуэшхуэм егъэблэгъэн
фызышэ хьэгъуэлIыгъуэ
фызышэ
къэфэн
гуфIэгъуэ Iуэхугъуэ
хабзэ
…гъэщIэрэщIэн
  -къалэр
  -унэр
  -стIолыр (Iэнэр)
юбилей
начыхы́тх
Ильасы́тщар кигахáн
тлы́ дак’уáн
саугáт еты́н
насыпы́ффа хýну ехуахýн
фы́з кашáн
игáтща льáндара
защхагýса ныбжы́тщахар
цыхýба джáгухар
хáбза
си́ гýмра си́ псáмра кабгадáчыу
махуáшхуамча ехуахýн
ехуахуны́га (хуáху)
…махуáшхуа
-льáпк
-карáл
-ди́н
-респýблика
-унáгуа
-цы́хум езы́м и
махуáшхуа фейервéрк (харачы́тта)
махуáшхуам егаблáган
фызы́ша хагуатлы́гуа
фызы́ша
кафáн
гуффáгуа охýгуа
хáбза
…гатщаратщáн
  -кáлар
  -ýнар
  -сттóлыр (áнар)
юбилéй

Традиции и обычаи адыгейского народа вызывают неподдельный интерес, ведь это одна из немногих этнических групп, сохранившая самобытность и придерживающаяся культурных устоев своих предков. Первые упоминания о ней находят в трудах древнегреческих писателей V-VI вв. до н.э. В те времена на территории современной Адыгеи жили меотские племена, от которых и пошли различные народности, объединенные сегодня общим названием «адыгейцы».

Традиции адыгейского народа

История

Адыгейцы – одна из этнических групп семьи адыгов, в которую входят также кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи и абхазы. История этого народа очень сложная и запутанная: его предками были меоты, зихи, касоги, керкеты. На протяжении многих веков шла активная ассимиляция коренных народов Северного Кавказа и Кубани, из-за чего адыги никогда не представляли собой единый конгломерат. Вплоть до Кавказской войны 1817-1867 гг. существовало несколько отдельных княжеств: Кабарда (Большая и Малая), Бжедугия, Натухай, Убыхия и т.д. Самым мощным из них считалась Кабарда. Именно посягательство России вынудило адыгейский народ начать сближение между отдельными княжествами, но время было упущено: сначала царским указом большинство адыгов было депортировано в Османскую империю, а затем уже советская власть искусственно разделила субэтносы, образовав три субъекта внутри СССР: Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию и Адыгею.

Молодежь Адыгеи

Интересно, что адыгейцами называют себя сами представители этого этноса. Филологи, пытающиеся раскрыть тайну этнонима «адыгэ», пришли к выводу, что в переводе это слово означает «дети солнца». Синоним названия народности – черкесы, поэтому среди ученых принято двойное определение народности адыги (черкесы).

Быт адыгейцев

В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.

В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.

Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.

Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.

Адыгейский сыр

Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.

Женщины и мужчины

Адыгейский мужчина не только глава семьи. Прежде всего, это защитник своей земли. Испокон веков этот народ славился своим бесстрашием и отвагой. Предки его еще в конце первого тысячелетия до нашей эры смогли образовать на черноморском побережье Краснодарского края мощное государство Синдику, обладающее таким войском, которого боялся даже царь Митридат.

Дети адыгейского народа

Традиции и обычаи адыгейцев относительно воспитания мальчиков сохранились до сих пор: с раннего детства детей учат обращению с ножом, луком и стрелами, держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Трусость для мужчин, независимо от возраста, недопустима, но и хвастовство считается пороком. Истинный черкес – скромный и отважный. В центре внимания мужчина может быть только 3 раза в жизни: в момент рождения, в день смерти и на собственной свадьбе.

Женщины – эталон красоты. Многие отмечают особую стать адыгеек. И это неспроста: с 12 лет девочки здесь начинают носить корсет, который помогает держать осанку и делает талию очень тонкой. Символом красоты считаются темные длинные волосы, которые до замужества они заплетают в косы, а после свадьбы прячут под платок. За яркую внешность, великолепную фигуру и покладистый характер женщин из Адыгеи хотели иметь в наложницах богатые люди многих стран.

Отношение к женщинам у этого народа необычны для кавказцев. Дамы здесь в особом почете: при них нельзя сквернословить, курить, ссориться, драться. Мужчина всегда встает, если в комнату входит женщина, а всадники спешиваются, встретив на дороге путницу. Ранее по адыгейскому обычаю воины,  возвратившиеся после удачного похода, приходили в дом самой уважаемой в общине женщине и приносили ей дары. Если в поселении такой дамы не было, то одаривали первую адыгейку, которую они встречали на пути.

Дети

По традиции рождение ребенка адыгейцы отмечают с особой радостью. Один из обычаев – вывешивание флага на крышу дома. Если рождается девочка, то над жилищем развевается пестрый флаг, если мальчик, то крепят однотонное полотнище, чаще всего красного цвета. В первый год жизни малыша дедушка по отцовской линии сажает дерево. Это символизирует начало становления жизненного пути нового члена семьи: как крепнет дерево, так крепнет и умнеет ребенок.

Мальчик адыгеец

Приданое малышу собирают уже после его появления на свет. Постельные принадлежности покупаются женщинами по линии матери: если младенец будет спать на постели, приготовленной родственниками отца, то в будущем он будет несчастен в браке. Перед тем как положить малыша в колыбельку, туда кладут кошку и дают ей выспаться, чтобы ребенок потом здесь так же крепко спал, как и она. На сон младенца укладывает бабушка по отцу.

У адыгейцев Краснодарского края есть интересная традиция, связанная с празднованием первого шага ребенка. Когда малыш начинает ходить, выбирают день, созывают гостей (как правило, близких родственников и друзей), накрывают стол, устраивают игры и конкурсы. Ребенку перевязывают ножки лентой, а затем старшая женщина из рода перерезает ее, приговаривая: «Расти сильным и здоровым». Этот обряд символизирует напутствие ребенка на всю дальнейшую жизнь. Интересна традиция угощения всех, кто пришел на праздник, кусочком круглого хлеба. Сначала на особенный ритуальный стол на трех ножках подают большой круглый хлеб, ставят на него малыша и аккуратно вырезают отпечаток ступни. Этот кусочек предназначается самому ребенку, остальной же хлеб делится между гостями. Все должны съесть это угощение, чтобы будущая жизнь малыша была гладкой.

Адыгейские блюда

Создание семьи

Традиции адыгейской свадьбы очень напоминают подобное торжество других кавказских народностей. Существенное отличие состоит в свободе выбора пары: на первом месте остается согласие девушки на брак с понравившимся ей юношей. Чтобы молодые люди могли присмотреться друг к другу, в домах делают отдельное помещение для проведения обряда «Институт девичьей комнаты». По адыгейской традиции, достигнув совершеннолетия, девушки могут посещать свадьбы близких родственников и друзей семьи. В эти дни они могут присмотреть жениха и себе, так же и юноша может познакомиться ближе с претендентками на роль его жены.

Адыгейки на выданье отправляются в отведенные для них комнаты, в которые по очереди заходят молодые люди для общения. Во время разговора в помещении присутствует ближайшая родственница девушки. Присмотревшись друг к другу, молодые люди вновь встречаются и говорят о своей симпатии.

Далее следует обряд сватовства. Родственники жениха трижды наведываются в дом невесты, и каждый раз они должны получить утвердительный ответ и угощение. Бывает, не все получается с первого раза, но настойчивость и желание молодых объединить свои судьбы обычно приводит к положительному решению. У черкесов допустимо воровство невесты, но в отличие от других кавказских народностей, это ничем не обязывает девушку. Если она не согласна выйти замуж за парня, она возвращается домой к родителям без всяких осуждений. А вот молодой человек при этом оказывается опозоренным, ведь он решился неволить женщину.

После сватовства в гости к жениху отправляются уже родители невесты, чтобы проверить, насколько будущие родственники благополучны. Этот обычай воспринимается как знак уважения и символизирует окончательное одобрение выбора пары. Через 2-3 дня происходит ответный визит: за то, что их сочли достойными, близкие юноши привозят женщинам из рода невесты подарки и калым за девушку.

Адыгейская свадьба

Как и у чеченцев, адыгейские свадьбы носят довольно замкнутый характер. На них присутствует родня жениха, а вот близкие невесты остаются у себя дома. В назначенный день за девушкой из дома ее молодого человека отправляется кортеж. Встречают его дети, которые всячески препятствуют проезду машин, требуя в качестве выкупа сладости. В доме молодой все садятся за накрытые столы, сама же невеста находится в отдельной комнате и ждет, когда ее заберут женщины из рода ее будущего мужа. После обеда кортеж отправляется в ЗАГС. Сопровождать молодую может ее близкая родственница или подруга.

Самым интересным обычаем в адыгейской свадебной традиции считается ввод невесты в дом жениха. Под обрядовые песни молодую под руки подводят к старшим женщинам из рода ее мужа. Одна из них осыпает девушку монетками и пшеном, что символизирует пожелание новой семье достатка, изобилия и большого потомства. Все дары, которые падают на пол, обязательно собирают дети.

После осыпания невеста символично переступает порог дома. Для этого под ноги ей стелют овечью шкуру мэлыфэ. Обязательно следят, какой ногой она ступит сначала: правая – к счастью, левая – к трудностям в семейной жизни. Еще один древний обычай – смазывание губ молодой топленым маслом и медом, чтобы в будущем она была красноречива. Затем следуют поздравления. Первыми подходят свекр и свекровь, затем – женщины из рода мужа по старшинству. Все подходящие к невесте подносят ей деньги или золото, что символизирует покупку права на разговор с девушкой.

Существует обряд возвращения жениха. По древним традициям молодой человек никогда не присутствовал на торжестве и отсиживался в доме дальних родственников. Чтобы новоиспеченный муж вернулся домой, старшие мужчины из его рода проводят обрядовые зазывания. Подойдя к порогу, молодой человек в знак подтверждения своей личности должен назвать имена родни до 3 колена и принять чашу перемирия.

Современные свадебные традиции уже не такие строгие, как были в прошлом. Сегодня родня невесты все же может попасть на торжество, но обычно она приезжает на празднование вечером. Привозит с собой угощение и приданое. Близкие родственники с обеих сторон уходят в отдельную комнату, где за столом знакомятся друг с другом. Вместе они должны съесть блюдо из баранины, которое состоит из лопатки и правой части головы животного. Это тоже настоящий обряд: разделывать голову должен самый старший гость. Ухо он отдает распорядителю стола, нижнюю часть – гостю, который сидит слева, а половину верхней части головы – человеку справа. Остальное старейшина забирает себе.

В традиции адыгейской свадьбы шумные игрища и танцы. Обычно гости становятся в круг, чтобы мужчины находились напротив женщин. Распорядитель торжества указкой из орехового дерева определяет пару, которая должна выйти на середину и станцевать. В такой игре каждый может продемонстрировать свое искусство.

Адыгейские танцы

На следующий день после торжества молодые приезжают в дом к невесте. Это тоже дань традициям: в прошлом первый визит девушки был возможен лишь спустя год после свадьбы. Так она показывала свои близким, что у нее все хорошо и что она благодарна родным за то, что ее правильно воспитали.

Адыгейцы – народ, который сохранил свою многовековую культуру и историю. Главным достоинством для них считается уважение к старшим и природе. Несмотря на то, что на протяжении веков адыги не раз вынуждены были переселяться в другие регионы, они смогли остаться верными своим традициям и земле.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальность татары праздники
  • Национальность русские сценарий праздника
  • Национальность мордва праздники
  • Национальная экологическая культура сценарий
  • Национальная свадьба сценарий