Национальные праздники архангельской области

На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.

 На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150. 

Праздничной и обрядовой культуре также отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев. Это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.

Важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла — свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также аграрные праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэтому поморские обряды в своей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины.

Сентябрь был самым
праздничным месяцем для поморов:
это было время прекращения
полевых работ для черносошного Поморья,
время возвращения с моря
рыбаков-промышленников
и начало осенней поморской торговли.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты, мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни. Значительной была роль и предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.

В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали. Для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.

Православные праздники и в целом православная культура поморов также теснейшим образом связана с обрядностью. Неотделимой частью обрядности календарного цикла является празднование деревенских престолов, посвященных Двунадесятым праздникам или дням поминовения святых. В каждой деревне, помимо обязательно праздновавшихся Главных Господних праздников (Пасхи, Рождества и Крещения), отмечались праздники, маркировавшиеся престолами. С большим почетом относились к Троице, Преображению Господню, Фролу и Лавру, Успению Богородицы, Покрову, Михайлову дню. Они праздновались  во время полевых работ. Как правило, крестьяне отмечали праздники три дня, и работать в эти дни считалось вызовом обществу.  Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь —  праздник, который отмечался очень широко и ярко.

В Архангельске празднества устраивались с большим размахом. Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Традиции городских праздников Архангельска всегда были тесно связаны с портом. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.

ИСТОЧНИКИ:
Бернштам, Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине ХIX — начале ХХ века / Бернштам Т. А. // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Л., 1977. — С. 88-115.
Давыдов, А. Н. Праздники старого города / А. Н. Давыдов // Следопыт Севера : историко-краеведчевский сборник. — Архангельск, 1986. — С. 214-229.

1. Поморский календарь

2. Поморский новый год

Поморский Новый год – это
праздник урожая, когда
поморы возвращались с
промыслов с рыбой. В
Архангельске в этот день,
14 сентября на протяжении
столетий начиналась,
Новогодняя сентябрьская
Маргаритинская ярмарка,
единственная в России
морская ярмарка

3. Покров

14 октября
С этого дня, по
представлениям крестьян,
в некоторых северных
деревнях начиналась
зима: «С Покрова до обеда
осень, а после обеда
зимушка-зима», — а
вместе с нею новые
хозяйственные
существовал обычай
поздравлять друг друга в
этот день с «первым
ледком, первым снежком».

4.

Хозяева звали гостей, сами
ходили в гости и готовили
угощение. У нас на Севере было
принято печь из муки нового
урожая калитки Одну
обязательно оставляли
«Хозяину» -домовому,
задабривали его.
кали́тки —
маленькие открытые
пирожки из ржаного
пресного теста с
различными
начинками,
наливками,
намазками или
припёками

5. Рождество

7 января
Рождество Христовосемейный праздник . К
нему готовились
заранее наряжали
елку, готовили
угощения и подарки.
Ель украсим мы звездой
и гирляндой золотой ,
Ведь сегодня торжествоРождество, Рождество!

6.

На кануне Рождества ,
в Сочельник , детвора
собиралась в группы и
отправлялась
колядовать – петь под
окнами односельчан
песни, которые
называются колядками.
А хозяева должны были
одарить колядовщиков.
Главный подарок на
Рождество у нас на
Севере это конечно
считается козуля
«Дорога козулечка к
рождественскому дню»

7.

Поморские козули
Поморские (лепные козули)объёмные обрядовые печенье ,
является наиболее древним видом
печеного фигурного теста,
восходящим к культовым фигуркам
ХП века
Традиционно пресное ржаное тесто
замешивали из грубой ржаной муки и
воды и соли. Фигурки – олени, коньки,
бычки, коровки, козлики, птички,
тюлени . Самым желанным подарком
был олень с раскидистыми рогами.
Хлебная фигурка служила оберегом
от злых сил. Хозяйка обычно
оставляла одну-две козули в доме,
чтобы счастье не покинуло ее семью.

8.

Мезенская козули
Мезенские козули — это особое витое
печенье.
Из ржаной муки месили тесто
(ржаная мука, вода и соль),
раскатывали тонкими жгутами, а
потом клали в виде фигурок
животных — коней, лосей, коров, птиц.
Из поколения в поколение
передавались приемы лепки этих
фигур, ни чего не меняя, сохраняя
традиционную форму.
Тетёрки (птички) знак материнства
Олень символ здоровья и
долголетия.
Баранчик приносит в дом изобилие
и благополучие.
Коровка – символ плодородия.

9.

Архангельские козули
Архангельские козули появились на
Русском Севере когда туда пришли
сахар и пряности (корица и
гвоздика).Случилось это не раньше
XVIII века. Козули пекутся из
пряничного теста, режутся
железными формами и украшаются
сахарной глазурью, белой и цветной
(чаще розовой).
Козули — это и оберег, и талисман.
Сегодня архангельские козули — это
красивый ароматный съедобный
сувенир, отличный подарок к любому
празднику или юбилею.

10. Масленица

Масленица — праздник
проводов зимы и встреча
весны.
Длился он целую неделю.
На масляной неделе
было принято выпекать и
поедать в больших
количествах блины –
символ солнца и новой
жизни.

11. Сороки

22 марта -день весеннего
равноденствия, когда день равняется с
ночью. « Зима кончается , весна
начинается» В этот день , по мнению
наших предков , прилетают из теплых
стран птицы, и первые из них –
жаворонки. Сороки считались детским
праздником: накануне женщины месят
ржаное тесто и пекут « жаворонков»,, а
утром в день праздника, раздают их
детям. Дети , с криками и смехом
бежали закликать весну. Для этого
жаворонков насаживали на длинные
палки выбегали с ними на пригорок «
угор» и что есть силы кричали :
« Жаворонки»

12.

У нас на Севере этот день
называли
«Тетёрочный
день».
Каргопольские тетерки
(печенье свитое из ржаных жгутов)
Живет на каргопольской земле
красивый древний обычай,
пекут хозяйки «тетерки».
Тетерочное дело хлопотливое,
потому помогала вся родня от
мала до велика. Наскать надо
было сто-двести штук!!!
Орнамент «тетерок» имеет
древнюю символику солнца круг. Основной узор
составляют стилизованные
мотивы- коники, решеты,
березки, кудерочки,
восмерушки

13. Пасха

Пасха-главный
православный
праздник года. К
этому празднику
тщательно готовились
заранее красили яйца
и пекли куличи
.
Кулич –это
праздничный
пасхальный
хлеб

14. Троица(Пятидесятница)

Первый летний
праздник Троица –
это девичий праздник.
главное место
отводилось березе.
Вокруг березы водились
хороводы, пели песни.
Но основное действие –
это завивание венков.
Не только плетут венки
на голову , но и
завивают ветви березы
.

15. Ильин день

2 августа
. «На Илью до половины дня -лето,
с половины – осень».
Илья пророк, в. народном
воображении , могучий
распорядитель самых
страшных и благодетельных
сил природы -грома, молнии и
дождя. От него зависит
плодородие земли.
В этот день в деревнях пекли
первые колобки из зерна
нового урожая(наверно
Колобок из известной сказки
был испечен в Ильин день).

16.

Для важнейших событий в народе
предназначался свой каравай.
Свадебный каравай ,
обычно искусно
украшенный ,делился на
свадьбе, для угощения
всех её участников.
Именинный каравай
К именинам — в
сопровождении хоровода с
подблюдной песней
«Каравай, каравай, кого
любишь — выбирай» К
приему дорогих желанных
гостей — «хлеб-соль»


февраль

г. Шенкурск

Сретенская ярмарка.

(8251) 9-14-16
отдел культуры МО “Шенкурский район”

март

г. Котлас

Региональная выставка мастеров и
умельцев “Народное творчество Севера” (1 раз в 2 года)

(8237) 3-92-82

Дом ремёсел

апрель

август

с. Ильинско-Подомское,

Вилегодский район

Благовещенская ярмарка.

Ильинская ярмарка

(8243) 3-12-31
отдел культуры МО «Вилегодский район»,

(8243) 3-11-34 Центр народной
культуры

май

г. Вельск

Региональный детский фольклорный
фестиваль “Роднички”.

(8236) 6-25-60
отдел культуры МО “Вельский район”

июнь

с. Красноборск,

с. Берёзонаволок,

с. В. Уфтюга,

с. Черевково,

с. Пермогорье, Красноборский район

Красноборская ярмарка.

Петровская ярмарка.

Михайловская ярмарка.

Ярмарка.

Богородичный торжок.

(8240) 2-13-35

отдел культуры МО “Красноборский
район”

июнь

г. Каргополь

Праздник мастеров России.

(8241) 2-13-62 отдел культуры МО
«Каргопольский район»

июнь

г. Вельск

Международный фестиваль фольклора
“Кириллов день”.

Фестиваль деревянной скульптуры.

(8236) 6-25-60 отдел культуры МО
“Вельский район”

июнь

Устьянский район

Праздник мастеров
декоративно-прикладного и художественного творчества «Устьянская
ссыпчина»

(8255) 5-14-80

отдел культуры МО «Устьянский район»

июнь

Ленский район

Ивановская ярмарка

(8259) 3-22-17

отдел культуры МО “Ленский район”

последнее
воскресенье
июня

г. Архангельск

Ярмарка в рамках проведения Дня
города.

64-23-80

Городская дирекция праздников

12 июля

с. Карпогоры, Пинежский район

Региональный съезжий праздник
“Петровская ярмарка”. Петров день.

(8256) 3-10-59

отдел культуры МО “Пинежский район”

июль

г. Сольвычегодск,

Котласский район

Фестиваль юмора Козьмы Пруткова.
Прокопьевская ярмарка.

(8237) 4-17-36 отдел культуры МО
“Котласский район”

июль

п. Березо-Наволок,

Красноборский район

Петровская ярмарка.

(8240) 2-13-35 отдел культуры МО
«Красноборский район»

июль

с. Бестужево,
Устьянский район

Прокопьевская ярмарка.

(8255) 5-14-80 отдел культуры МО
«Устьянский район»

август

с. Ильинско-Подомское,
Вилегодский район

Ильинская ярмарка.

(8243) 3-11-34 Центр народной
культуры

август

г. Новодвинск

Ярмарка в рамках праздника Дня
города.

(8252) 4-26-29
отдел культуры МО «г. Новодвинск»

сентябрь

г. Архангельск

Маргаритинская ярмарка

Выставочный центр “Поморская
ярмарка””; тел./факс (8182) 652-522, 268-010
Архангельский областной информационно-аналитический и методический
центр по культуре (8182) 65-17-92, 64-71-62

13 октября

Приморский район
(места проведения каждый год разные)

Покровская ярмарка.

(8182) 28-10-69
отдел культуры МО «Приморский район»

октябрь

с. Конёво,
Плесецкий район

Фольклорный праздник “Покровская
ярмарка”

(8232) 55-438
Школа народных ремесел, студия «Кудесник»

конец декабря

г. Мирный,
Плесецкий район

Выставка-ярмарка “Рождественские
встречи”.

ДШИ №12 (8234) 5-10-70

< Предыдущая

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Непринятый царь сценарий
  • Новогодний сценарий проделки бабы яги у новогодней елки
  • Национальные праздники анголы
  • Напитки на праздник своими руками
  • Непрерывные праздники майские