Национальные праздники белгородской области

Календарные праздники и обряды Белгородской области — слияние календаря христианских праздников и земледельческого календаря, два цикла — зимние и весенне-летне-осенние праздники. Зимние праздники.

Календарные праздники и обряды Белгородской области

 Календарные праздники и обряды Белгородской области»>Белгородской области — слияние календаря христианских праздников и земледельческого календаря, два цикла — зимние и весенне-летне-осенние праздники. Зимние праздники.

Зимние святки — с 6 по 19 января.
Рождество — 7 января.
Святые вечера — с 6 ло 14 января.
Васильев лень — 14 января
Страшные вечера — с 14 по 19 января.
Крешение — 19 января
Масленица — 8-я неделя перед Пасхой.
Весенне-летне-осенние праздники.
Сороки — 22 марта.
Пасха — первое воскресенье после первого весеннего новолуния.
Егорьев день — 6 мая.
Летние святки — русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи.
Троица — воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи
Аграфена Купальница — 6 июля.
Иван Купала — 7 июля.
Петров лень — 12 июля.
Ильин день — 2 августа.
Покров — 14 октября
Дмитриев день — с 8 по 10 ноября
Зимний Микола — 19 декабря.

Лит.: Народные праздники и обряды Белгородчины. Белгород, 1994.— С 3 Овчинников В.В.

  • Создано 19.01.2015 15:33:26
  • AOF

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

«Праздники памятны, а будни — забывчивы». Это старинная русская поговорка только кажется на первый взгляд незатейливой.

Но в жизни человека воспоминания о прошлом, как правило, связаны с памятными днями. И чем больше мы погружаемся в наше прошлое, тем больше убеждаемся: русские люди в нашей нелегкой истории, жившие трудно и сурово, очень любили праздники. Праздники были добрыми днями отдыха, душевной радостью, встречей с красотой. Из года в год, из века в век приобщали они наших предков к наследию давних культурных традиций.

Это была своеобразная связь поколений. И в этом смысле наши предки были много богаче нас, живущих в XXI веке.

Мы теперь все больше понимаем, как многого лишились, что потеряли. Что знаете вы о праздниках, обычаях, обрядах, играх наших предков? Какое содержание имели для русского человека такие древние праздники: Рождество, Пасха, Богоявление и многие другие? Отчего уже тысячу лет их смысл, красота и поэзия влекут к себе сердца многих поколений русских людей? Почему? Готового ответа дать нельзя. Нужно решить самому, прочитав рассказы о народных традициях.

Праздники

Рождество

7 января по н. с. — 25 декабря по ст. ст.

Особая любовь русского народа к этому празднику породила немало фольклорных произведений. Пожалуй, самыми распространенными из них были так называемые песни-колядки.

«По всей территории России был распространен обычай рождественского обхода домов молодежью или детьми. В Курской,

Рязанской, Воронежской губерниях ходят толпами под окнами просить пирогов».

Каждая семья ожидала гостей — колядовщиков, приготовляя им угощение и выслушивая их веселые песни:

Пришли славцы На стрельбище

К доброму господину,Нам же, славцам,

В дому получили,Не рубь-полтина,-

И хозяина звалиЕдиная гривна,

На пир пировати,Яиц коробица,

Хозяюшку зватиСкляница вина,

Столы столовати,Бочка квасу,

Сыновей его звали Морда рыбы,

Пива братыняБлюдо шанег,

На стрельбище,Ставец оладий

Дочерей его звалиИ масла крыница!

Ну, а если скупые хозяева, то им могли пропеть и такое:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста

Соломкой густа.

На двор — чертей,

На огород -червей!

Веселые колядки, поезда ряженых, народные гулянья — все это длилось целых двенадцать дней, и назывались эти дни Святки.

Главным смыслом этих гуляний было прославление Рождества

Христова.

Недаром в одной из старинных русских песен есть такие слова:

Слава Богу на небе, слава!

Государю нашему, слава!

Чтобы правда была на Руси, слава!

А эту песню мы хлебу поем, слава

Старым людям на потешение, слава!

Добрым людям на услышание, слава!

Уличному народному празднику Святок были присуще черты театральности: ряженье в маски (их называли «хари»), переодевание, пляски, розыгрыши.

Народный театр (вертеп) — образ пещеры, где родился Иисус Христос, ящик, освященный изнутри свечами, где разыгрывались рождественские кукольные сценки.

И, конечно же, трудно представить Рождество без елки с подарками и детскими праздниками.

Обычай украшать елку — сравнительно новый и введен в России при

Петре I, причем долгое время существовал в дворянском городском обиходе, реже у дворян, живших в селах, и совсем не был распространен у крестьян.

«. Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок!

А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь», — пишет русский писатель Шмелев.

«. На Театральной площади, бывало, — лес! Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право! Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитеньщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачи горячи!» В самоварах, на долгих дужках-сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку в лесу приятно. Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик- ледышка. Ну, помакаешь, помягчает. До ночи погуляешь в елках! А мороз крепчает. Небо — в дыму-меловое, в огне.

На елках иней. Мерзлая ворона попадается, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а. тепло!»

Рождество в наши дни всенародно утверждается — праздник добра и радости, а поэтому, готовясь к нему, не забудьте поздравить родных и друзей, отправить им рождественские открытки.

До революции открытки были предметом искусства. Их рисовали известные художники, такие как А. Бенуа, к. Маковский, Н. Рерих.

В открытках присутствовали сюжеты: заснеженные избушки, детишки, наряжающие елку и др.

Гимназистки собирали великолепные глянцевые открытки в альбом, а крестьянские девушки украшали ими свои шкатулки.

В наш «сухой» век телеграфов, телефонов получить поздравление с милым рисунком и теплым текстом особенно приятно.

Не забудьте и о пожилых людях: им важно знать, что о них помнят.

Если не найдете подходящую открытку, то попробуйте сделать ее сами. Это совсем не сложно!

Вот один пример.

Открытка – «елочка».

Вам понадобится: золотые и серебряные бумажки от конфет, кусочки цветной бумаги, узкая лента, салфетка бумажная, клеящий карандаш.

Из плотной бумаги вырежьте елку и украсьте ее. Приклейте к открытке и напишите поздравление на обратной стороне.

Украсить елку можно следующим образом:

1. Вырезать из салфетки кружево и наклеить на елку.

2. Из золотых и серебряных бумажек вырезать звездочки и наклеить.

3. А ленточка потребуется для того, чтобы сделать на углу бантик.

Подумайте, как вы накроете рождественский стол.

На Руси традиционным блюдом на Рождество была кутья, пироги, жареная свинина, птица и много вкусных вещей.

Непременно позаботьтесь о том, чтобы праздник был веселым, а не только, как иной раз говорят: «У нас теперь праздники только на столе!»

Песни, загадки, игры, стихи. А, может быть, понравится вам стихотворение И. Бродского » Рождество»: Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал. Шуршал песок. Костер трещал у входа. Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче, то вдруг длинней. Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

Крещение (Богоявление)

19 января н. ст. — 6 января ст. ст.

С этим праздником связано много обрядов и обычаев, которые призваны были способствовать и будущему хорошему урожаю, и здоровью, и благополучию.

«На Белгородчине в ночь на Богоявление ели блины, чтоб в этот год был хороший урожай хлеба. В Воронежской губернии, когда садятся за стол, то старший член семьи садится на пороге в разодранном полушубке и шапке и квохчет, чтобы куры неслись хорошо, а цыплята были чубастые и хохлатые. »

В крещенскую ночь старухи убирали снег со стогов с полной уверенностью, что он может выбелить всю холстину, бросали его в колодец в том глубоком убеждении, что только от него может быть подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя.

По свидетельству корреспондента «Курских губернских ведомостей» за 1864 — 1865 гг. , «. в канун Богоявления, женщины ставят к сосуду, в котором размещается вода, перевязанные лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время болезней или родов. Пчеловоды кропят святой водой летки ульев, чтобы пчелы лучше роились».

На Крещение на Белгородчине, в Воронежской, Саратовской,

Рязанской, Курской губерниях в прошлые века устраивали смотрины.

Наряженные девушки выстраивались около Иордани (проруби) или на берегу, а парни приглядывали себе невест.

«В Усманском уезде Курской губернии на Крещение девушки из соседних деревень съезжались в село. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще 4

— 5 разукрашенных рубах, затем сарафан и еще 3-4 передника, сверху овчинную шубу с мехом. Женихи судили об умении невесты ткать, вышивать, а также о ее материальном достатке».

Крещением заканчивались зимние праздники. Все принимались за работу, а дети за прерванные школьные занятия.

Пасха

Пасха — самый большой праздник у народа. Только успеет выглянуть весеннее ласковое солнышко. Природа оживает. Млад и стар готовятся радостно встретить «праздник праздников и торжество из торжеств».

У русского народа существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись.

Красное, нарядись.

Масса примет и обычаев приурочено русским народом к Пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскресенье

Христа.

Например, на Белгородчине были известны такие приметы: «Мороз или гром в первый день Пасхи предвещает хороший урожай льна. Как дождь пойдет, так и вся весна дождлива будет».

«По мнению крестьян, в Пасхальную ночь все черти бывают злы, так что с восходом солнца мужики и бабы боялись выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, собаке, свинье они видели оборотня, черта, прикинувшегося животным», — писал историк С. В. Максимов.

Одна из народных примет гласит: «Если собака во время Пасхальной утрени будет лаять на восток, — к пожару, на запад — к несчастью».

Но оставим в стороне эти «страшные» приметы. Давайте вспомним, как праздновался этот праздник, длящийся целую неделю.

Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости к пасхальному столу.

Русские люди очень любили украшать пасхальный стол. Сколько красивых старинных рецептов сохранилось в народной памяти: как расписать яйцо, как украсить стол, как испечь сдобный кулич и сделать творожную

(сырную) пасху — основные кушанья праздничного стола.

Приведем лишь один из множества примеров росписи яиц, взятый из старинной поваренной книги: «на сыром холодном яйце вывести узоры горячим воском при помощи стального перышка. Сделав узор, яйцо обмакнуть в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтереть, сделать новый узор воском и обмакнуть в другую краску. Когда все узоры наведены, надо осторожно стопить — воск с яйца над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать тряпочкой».

На Пасху были и особые игры.

Много веков любимой пасхальной игрой было катание яиц.

Устраивались эти игры так: делали простой деревянный или картонный

«каток» (желобок) и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашенные яйца. Играющие подходили к «катку» и катили свое яйцо. Если твое яйцо коснулось лежащего у желобка яйца, — выиграл!

Была и такая игра (детская): собравшиеся на Пасху гости любили

«искать спрятанные яйца». Кто-нибудь из старших заранее прятал яйца с сюрпризами- картонные, бумажные конвертики в форме яйца, в которых прятали маленькую игрушку или монетку.

Если детей в игре участвовало много, то их делили на группы побеждала та, которая быстрее и больше найдет в отведенное время спрятанных яиц.

Были и так называемые «гонки с яйцами». В деревянную ложку клали яйцо и бежали наперегонки. Кто донесет яйцо не разбив, тот и выигрывает. В семье любили «стукаться» яйцами между собой, тупым или острым концом.

Выигрывал тот, чье яйцо не трескалось.

Не было Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а для молодежи в традиционном месте (на деревенской площади, близлежащем выгоне и т. п. ) Загодя вкапывали столбы, навешивал веревки, возводили качели.

На святой неделюшке

Повесили качелюшки

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

Русский народ очень любил этот светлый праздник, сопровождавшийся расцветом природы, колокольным звоном, радостным настроением. Поэт

А. Н. Майков так описывал свои впечатления:

Повсюду Благовест гудит

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес.

Христос Воскрес ! Христос Воскрес !

Фомино воскресенье

Первое воскресенье после пасхи, то есть последний день пасхальной недели, называют Фомино воскресенье, а в народе — «красная горка».

Этот праздник знаменует приход весны с ее красным солнышком, когда все овеяно свежим воздухом, омыто чистой водой. Обыкновенно в это время в селах молодежь вся в сборе, еще никто не уходил на заработки в город.

В старые времена Фомино воскресенье считали праздником молодых девушек и в этот день играли свадьбы и сватали невест. Считалось даже дурной приметой, если парень или девушка просидит в этот день дома: парень не женится, а девушка не выйдет замуж. Начинались хороводы, пляски с песнями.

Как на улице дождик накрапывает,

Хоровод красных девок прибывает.

Ох вы, девушки, поиграйте !

Уж вы, холостые, не глядите:

Вам гляденьицем девушек не взяти,

Уж как не взять ли, по любви,

Что по батюшкину повеленью,

Что по матушкину благословению.

И до поздней ночи звучали песни.

Фомино воскресенье часто называли в старину наймом «казачих» — женщин, девушек для оказания всяких услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время.

«Казачиха лето прожила да и жениха себе купила», — говорили в старину.

В казачихах-то — не дома,

Спать-то не повалишься.

На часок повалишься

На весь век закаишься.

Приближалось лето. Страдная пора.

Троица

Люблю я службу в сельском храме.

Открыты ставни, воздух льет;

По лику образа, по раме

Тихонько бабочка снует.

Ив церкви сад: над головами

Пришедших девушек цветы

Живыми тянутся рядами,

Полны весенней пестроты. К. Случаевский.

В Троицын день, по народным обычаям, принято провожать весну и с березовыми ветками в руках встречать лето.

Употребление цветов и зеленых ветвей имеет символическое значение.

Так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу, березовая — доброту.

Возвращаются традиции этого праздника в сегодняшний день, поэтому интересно знать, как встречали его русские люди много лет назад.

Известный уже нам писатель Шмелев И. С. описывает свои детские впечатления в книге «Лето Господне»:

«. Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно. Троицын день сегодня.

Над моей головой зеленая березка дрожит листочками. У киота, где

Троица, тоже засунута березка; светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.

На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей, все спешат набирать букеты, говорят мне-тебе остается. Я подбираю с пола, но там только рвань и веточки.

Все нарядны в легких и светлых платьях.

Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам — березки, в передней даже, словно не дома, а в роще. И пахнет зеленой рощей.

Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. я слышу — поют знакомое: «Свете тихий», — потом, вдруг радостнее такое победное: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!»

В этом небольшом тексте как бы сливаются воедино: цвет, музыка и даже запах. И все, что минуло когда-то оживает.

В деревнях на Троицын день девушки шли в лес, сплетали себе венки,

«завивали» березку лентами, водили хороводы и пели песни:

Береза моя, березонька!На тебе березонька,

Береза моя белая,Трава шелковая,

Береза моя кудрявая!Близ тебя, березонька,

Сплошь ты, березонька,Красны девушки,

Осередъ доминушки. Под тобою, березонька,

Красны девушки венок плетут.

Под березой ставили столы с угощениями.

Обязательно были яичница и пиво. Пекли к этому празднику «козули»

(круглые лепешки с яйцами в виде венка). С «козулями» шли в лес, где с песнями крепили их нитками к березам.

Еще был такой обряд, когда девушки нагибали две рядом стоящие березки и связав их верхушки, делали своеобразную арку, под которую проходили и целовались («кумились»). Таким образом выражалось желание быть верными подругами.

Девушки приговаривали:

Покумимся, кума, покумимся.

Нам с тобою не браниться —

Вечно дружиться.

К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем целовались, обменивались этими крестиками и тогда считались подругами.

После обеда в Троицын день девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали березовые венки и ходили в лес слушать кукушку. Сколько раз прокукует кукушка, столько им ждать замужества.

Было и гадание по венкам. Чей венок пристанет к берегу, та в девках останется, чей уплывет, та выйдет замуж.

Второй день после Троицы назывался Духов день. Его трудно отделить от предыдущего праздника. К Духову дню приурочивались в некоторых местах «развивание» березки, обряды, связанные с русалками.

От известной сказительницы А. К. Барышниковой был записан рассказ об обряде русалок, который последний раз совершался в 1936 году.

«Делали куклу, наряжали ее в белое, клали на носилки. Одна из девушек изображала священника, у которого в руках было кадило — стоптанный, старый лапоть, свечи-стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигурку русалки и палки от носилок бросали у ржаного поля». Делали это для того, по словам сказительницы, чтобы лучше рос хлеб.

Покров

14 октября по новому стилю — 1 октября по ст ст.

«Листик за листиком падает с липы на крышу, какой летит парашютиком, какой винтиком. Мы радуемся хорошему погожему дню, но не жди больше паутинки бабьего лета: все разлетелось, вот-вот журавли полетят. Октябрь наступил. Покров скоро. » (М. Пришвин)

Для русского крестьянина праздник Покрова подводил итоги сельскохозяйственного года.

К этому дню должен быть убран весь урожай: «На Покров — последний сбор плодов».

Считалось, что с Покрова начинается «первое зазимье» (начало зимы).

В этот день начинали топить печь. С Покрова же утепляли избы, готовились к зиме. Домашний скот закармливали «дожиночным» (то есть последним) снопом. С Покрова уже не выгоняли скот на пастбище, даже если еще не было снега.

Пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим праздником, не только отражали мудрость и наблюдательность русских людей, но служили им руководством в жизни практической: «Отлет журавлей до Покрова — холодная зима». «На Покров до обеда осень — после обеда зима». «Не покрыл Покров (землю снегом) не покроет и Рождество».

Покров в сельском быту был еще и точкой отсчета планов на будущий год. В это время обычно заключались сделки, договаривались о найме на работу. Шли оживленные торги. Тянулись в город телеги с разносолами и съестными припасами и поговорка была: «Подожди до Покрова — все долги выплачу».

Знаменит был Покров и свадьбами. По традиции девушек выдавали замуж после окончания полевых работ, когда подводился итог года и можно было подумать о приданом. Таким временем и был Покров — свадебник.

Восприятия народом этого праздника как покровителя браку отражают пословицы: «Покров-Батюшка, покрой землю снежком, а меня младу, женишком». «Бел снег землю покрывает, а не меня ль молоду, замуж снаряжает?»

С Покрова девушки начинали устраивать посиделки, на которые собиралась деревенская молодежь, велись беседы, пелись песни.

Кабы не было погоды,

Не крутил бы белый снег.

Кабы не было милова,

Не пошла в беседу век.

Парни развлекали девушек, помогали по хозяйству, да и приглядывали будущих невест, какая попроворней.

Что ты, милочка не робишъ,

На кого надеешься?

Придет зимонъка холодна,

Ты во что оденешься?

От Покрова остаются считанные дни до праздника Введения. Зима приближается.

Введение

4 декабря н. ст. — 21 ноября ст. ст.

Этот праздник в сознании нашего народа, «вводя зиму, ведет к

Рождеству». Введение пришло — зиму привело.

«Зима как. взялась, так на грязи и улеглась: никогда на сухое не ложится, такая уж примета. Снегу больше аршина навалило, и мороз день ото дня крепчает. Реки стали, ровная дорога. Завтра заговены перед

Филипповками. Так Рождественский пост зовется. А там и Введение, а там и

Николин день, а там и Рождество».

С начала зимы жили русские люди ожиданием праздников, которыми богат был декабрь, и стремились всегда узнать, какая погода выпадет на праздничные дни.

«На Введение — толстое ледение», «В Введение мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы», — говаривали на Белгородчине.

В старину в этот день делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гуляния отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой выезд: сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными половичками: молодая наряжалась в лучшие одежды, молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми.

Обряд так и назывался — «казать молодую».

Открывались Введенские ярмарки и торги. В Москве, например, на

Введенской ярмарке традиционно устраивали продажу саней. Лубянка заполнялась огромным количеством всевозможных саней — одиночных, парных, расписных, украшенных резьбой. Продавец расхваливал свой товар и выкрикивал:

-А вот сани-самокаты, разукрашены-богаты, разукрашены, раззолочены, сафьяном отсрочены.

-Пошло, поехало, ходом, бродом.

В труски, в скачки, вдогонку, вперегонку!

А кто успел, первый сорт поддел !

Народный костюм

Ну, а какой праздник обходится без красивой одежды (костюма).

Своеобразие русской одежды, ее самобытность, всегда удивляет. В каждой губернии была своя традиционная одежда. Расскажем лишь об одном костюме, который носили крестьяне на Белгородчине (Курская губерния).

Женская одежда состояла из домотканой рубахи, поневы, передника, шушпана, пояса и различного рода шейных украшений. Рубахи шились из холста. На плечах вшивались косые лоскуты ткани кумачового цвета

(полики). Рукава длинные, суженные к запястью. У ворота ткань собирали под узкую обшивку, часто переходящую в стоячий воротник с разрезом спереди и застежкой на пуговицу. Украшалась рубаха вышивкой по верхней части рукава. Узоры вышивок были геометрические.

Другой вид одежды — юбка-понева. Шили ее из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани домашней выделки. Край поневы обшивался шерстяным «пояском» — тесьмой с преобладанием красного цвета. Будничная понева почти не украшалась, а праздничная расшивалась.

Распространены были разных видов передники.

Поверх рубахи и поневы надевали шушпанчик или шушпан.

Шушпанчик считался праздничной одеждой и шился из холоста: ворот прямоугольный, с небольшим разрезом посреди груди. Край подола украшали вышивкой. (Длина шушпанчика до 50 см. )

Того же покроя был шушпан, но только длиною до колен. Девичьей одеждой считался сарафан. Неотъемлемой частью женской одежды был пояс.

Пояса плели и ткали. Длина их доходила до 3-х метров, а ширина до 20 см.

Поясами обертывали несколько раз талию, а концы спускали вниз. К праздничной девичьей и женской одежде непременно было дополнение: бусы и шейные украшения из разноцветного бисера.

Из верхней (теплой) одежды носили полушубки и тулупы из овчины.

Из головных уборов были распространены кокошники, кички, сороки.

Праздничным нарядным головным убором был кокошник — твердый головной убор с округлым высоким передом из картона, покрытый широким золотым или серебряным шнуром (галуном). Сзади форма кокошника была как бы стена. На месте соединения галуна пришивались блестки или бисер, а по краю — узкий черный кант из простого бархата малинового цвета, украшенного блестками, бисером, шитьем золотой и серебряной нитями и укрепляемого при помощи тесемок.

«Сорока» — это разновидность фаты с вышивкой на концах золотом, серебром и шелком.

На голову девушки, в отличие от замужних женщин надевали повязку шириной от 2 до 14 см. из золотого галуна или ткани с прокладкой из картона, чтобы придать головному убору твердость.

Украшали повязки вышивкой из бисера и блесток, а сзади завязывали разноцветными лентами.

На ноги в будние дни женщины и девушки надевали лапти, сплетенные из лыка косым плетением, а в праздничные дни носили лапти особого плетения — «писаные», а жительницы побогаче — кожаную обувь —

«черевики».

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (портов). Шилась она в основном из домотканых материалов: холста, сукна, ситца, дешевых шерстяных тканей.

На Белгородчине рубахи носили прямого покроя, иногда косоворотки.

Рукава прямые, довольно широкие, с вставками из ситца. Ворот обшивался и застегивался на пуговицу. Рубахи всегда носили поверх штанов и подпоясывали пояском (тканным или плетеным) или кушаком.

Штаны шили из холста. У пояса собирали на шнурок или веревку- гашник. Штанины доходили до щиколотки.

Поверх рубахи, в зависимости от сезона и погоды, надевали жилет, зипун.

В зимнее время мужчины ходили в полушубках из овчины длиною до колен и в тулупах с меховыми воротниками.

Головным убором служила шапка из войлока, а зимой — шапка-треух.

Основным видом обуви были лапти, а зажиточные крестьяне носили сапоги. В зимнее время и женщины и мужчины ходили в валенках.

Подводя итог моей темы, я могу сказать, что, действительно, в прошлые века у русских людей было очень много праздников, которые любили не только взрослые, но и дети. Русские люди считали традицией отмечать такие праздники, как Троица, Пасха, Покров, Рождество. Многие праздники, которые отмечались раньше на Белгородчине, остаются с нами и по сей день. Я считаю, что мы, русские люди, обязательно должны уважать традиции, обряды и обычаи наших предков. Ведь если мы не будем этого делать, то наше прошлое умрёт вместе с нами. Ведь как прекрасно, что у нас есть история, есть такие моменты в жизни, когда мы можем вспомнить то, как праздновали многие праздники наши предки. Давайте уважать и продолжать традиции русских людей Белгородчины.

Обновлено: 31.01.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Прохоровского района Белгородской области

Творческий проект

Апанасова Татьяна Эдуардовна

История развития фольклора на Белгородчине…………………4 стр

Православные и народные праздники……. ……………………..4 стр

Традиционные календарные праздники и обряды сопровождались пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, в них воплощались в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: песни, пословицы и поговорки, сказки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Красив Белгородский край. Прохоровский район – яркая жемчужина Белогорья. А село Прелестное и впрямь на редкость красиво. В нашем школьном музее собраны предметы быта крестьянской жизни. Природа, культура, традиции наглядно отражены в творчестве народных мастеров: деревянная посуда, нарядно украшенная прялка, тряпичная кукла, затейливые узоры народной одежды.

На уроках нам рассказывали историю возникновения фольклора. Мне стало очень интересно, насколько это направление культуры любят на Белгородчине ?

Цель работы – изучение жанров устного народного творчества, бытующие в Белгородской области.

— изучить научные разработки об устном народном творчестве русского народа;

— собрать материал по устному народному творчеству;

Предмет исследования — фольклорные и православные праздники, народные игры, песни, пословицы, поговорки, частушки.

Методы исследования: изучение научно-познавательной литературы, материалов Интернета, наблюдение, социологический опрос, участие в народных праздниках и гуляниях.

История развития фольклора на Белгородчине

Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных промыслов и ремёсел.

Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми.

Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века.

Важнейшей составной частью музыкального фольклора Белгородчины являются народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: дудки, жалейки, трубы, рожки, балалайка.

Основой композиционной формой народной хореографии Белгородчины является карагод (движение по кругу) на основе общего хороводного шага: притопы, присядка, полуприсядка на одну ногу, подскоки в чередовании с высокими прыжками, шаг с прибивом и соскоком на обе ноги и т. д.

И пока живут и здравствуют на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, неиссякнет кладезь народной художественной культуры края.

Православные и народные праздники

С особым размахом отмечались церковные праздники — Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни не умолкая гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.

Рождество

Особая любовь русского народа к этому празднику породила немало
фольклорных произведений. Пожалуй, самыми распространенными из них
были так называемые песни-колядки.

Каждая семья ожидала гостей — колядовщиков, приготовляя им
угощение и выслушивая их веселые песни:

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому.

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирогю

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством;

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Веселые колядки, поезда ряженых, народные гулянья — все это длилось
целых двенадцать дней, и назывались эти дни Святки.

Главным смыслом этих гуляний было прославление Рождества
Христова.

И, конечно же, трудно представить Рождество без елки с подарками и
детскими праздниками. Обычай украшать елку — введен в России при Петре I.

На Руси традиционным блюдом на Рождество была кутья, пироги,
жареная свинина, птица и много вкусных вещей.

Крещение (Богоявление)

С этим праздником связано много обрядов и обычаев, которые
призваны были способствовать и будущему хорошему урожаю, и здоровью,
и благополучию.

На Крещение в прошлые века устраивали смотрины.
Наряженные девушки выстраивались около Иордани (проруби) или на
берегу, а парни приглядывали себе невест.

Крещением заканчивались зимние праздники. Все принимались за
работу, а дети за прерванные школьные занятия.

Пасха

Пасха — самый любимый праздник у народа. Только успеет выглянуть
весеннее ласковое солнышко. Природа оживает.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись.

Красное, нарядись.

Масса примет и обычаев приурочено русским народом к Пасхальной
ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскресенье
Христа.

Пасха была заполнена различными играми, развлечениями,
хождениями в гости к пасхальному столу.

Русские люди очень любили украшать пасхальный стол. Сколько
красивых старинных рецептов сохранилось в народной памяти: как расписать
яйцо, как украсить стол, как испечь сдобный кулич и сделать творожную
(сырную) пасху — основные кушанья праздничного стола.

Фомино воскресенье

Этот праздник знаменует приход весны с ее красным солнышком,
когда все овеяно свежим воздухом, омыто чистой водой. Обыкновенно в это
время в селах молодежь вся в сборе, еще никто не уходил на заработки в
город.

В старые времена Фомино воскресенье считали праздником молодых
девушек и в этот день играли свадьбы и сватали невест. Считалось даже
дурной приметой, если парень или девушка просидит в этот день дома:
парень не женится, а девушка не выйдет замуж. Начинались хороводы,
пляски с песнями.

Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ох вы, девушки, поиграйте !
Уж вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как не взять ли, по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословению.
И до поздней ночи звучали песни.

Троица

В Троицын день, по народным обычаям, принято провожать весну и с
березовыми ветками в руках встречать лето.

Употребление цветов и зеленых ветвей имеет символическое значение.
Так, масличная ветвь- знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу,
березовая — доброту.

Покров

Пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим праздником, не

только отражали мудрость и наблюдательность русских людей, но служили

им руководством в жизни практической: «Отлет журавлей до Покрова —

Знаменит был Покров и свадьбами. По традиции девушек выдавали

замуж после окончания полевых работ, когда подводился итог года и можно

было подумать о приданом. Таким временем и был Покров — свадебник.

Введение

С начала зимы жили русские люди ожиданием праздников, которыми
богат был декабрь, и стремились всегда узнать, какая погода выпадет на
праздничные дни.

В старину в этот день делались пробные выезды на санях. Право начать
зимние гуляния отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли
свой выезд: сани подбирались расписные, легкие, украшались
разноцветными половичками: молодая наряжалась в лучшие одежды,
молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми.

Масленица

Как на масляной недели

С горки саночки летели,

С горки саночки летели,

Сверху мы уих сидели.

Мы немножко посидели

Сто блинов мы тут же съели.

Блины белые, скороспелые.

Ой, блины мои блины,

Народные игры

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Дедушка Мазай

Участники игры, выбрав дедушку Мазая, договаривались между собой, какие движения, обозначающие работу (сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. д.), будут ему показывать. Двигаясь к дедушке Мазаю, пели:

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!

После все изображали движениями работу, о которой договаривались. Если дедушка Мазай отгадывал – дети разбегались, а он должен был их ловить. Первый пойманный становился дедушкой Мазаем. Игра повторялась. Если дедушка не отгадывал – ему показывали другую работу.

Дети становятся в круг. В центре него стоит мальчик. Девочки поют песню и водят вокруг него хоровод:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Потом девочка становится обратно в хоровод, а мальчик выбирает другую девочку. И так игра идет, пока все девочки не станцуют с мальчиком.

Уж я золото хороню

Играющие садятся в кружок, держа перед собой сомкнутые ладони, ведущий своими сомкнутыми ладонями касается рук каждого игрока со словами:

Уж я золото хороню, хороню.

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки в высоком, в высоком.

Ведущий незаметно вкладывает кому-либо из игроков кольцо, водящий должен найти, у кого кольцо. Все игроки поют:

Пал, пал перстенёк

В калину, в малину,

В чёрную смородину.

Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красная,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком перевиваючи.

Когда находят кольцо, то игроки меняются местами: хоронящий золото будет водящим.

Плетень

Гуси-лебеди

Есть хотите?

Нет, нет, нет.

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Горелки

Гори, гори ясно, чтобы не угасло!

Делай дело, глянь на небо,

Облака плывут, журавли зовут:

«Курлы-си, курлы-си,

Народная песня – важнейшая часть народной художественной культуры нашего края. В народных песнях Белгородчины отражены традиции и обычаи; песни передают духовный мир наших предков, их мысли, чувства, переживания. Народная песня сопровождала всю жизнь русского человека: от рождения до смерти. Об этом свойстве народных песен хорошо сказал, известный русский критик XIX столетия Н.А. Добролюбов. Он писал, что еще в колыбели дети убаюкивались песнями, подрастая. Сами выучивались напевать. Собиралась зимой молодежь на посиделки, и здесь раздавались песни. Приходила весна. Выходили поселяне встречать ее. Ехал крестьянин пахать землю, он облегчал труд своей песней. Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба, — все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай. Умирал человек – над ним раздавались похоронные печальные песни.

Песни, хороводы и игры Белгородской области

1.Мне Матанечку плясать
Мама не велела
Она, моя родимая,
Ботиночки жалела.

2.Я Матанечку плясать
Научуся просто.
Если буду танцевать
Лет до девяноста.

3.У нас улица такая,
Кочки всё да ямы
Если туфли разобьешь
Попадет от мамы.

4.Выбивала я Матаню,
Выбивала на лету.
Я ещё бы выбивала,
Да боюся упаду.

5.До свиданья, милый зритель
Расставаться нам пора
Хорошо нас попросите
Будем петь мы до утра.

1.Акулинка на улицу пошла
За собой карагод повела.

2.Акулинка-то Сидоровна
В карагоде попрыгивала.

3.А другая завидовала
В карагоде не попрыгивала.

4.Если б я была Сидоровна
Ещё лучше попрыгивала.

5.Мы девчата молоденькие
Чем же мы не хорошенькие.

1.Ой, как во славном городе
На широкой улице
Ой, да лёли, али, али, али, али
Ой да лёлёли.

2.На широкой улице
Собирались молодцы.

3.Собирались молодцы
Выходили девицы.

4.Хоровод наш маленький
Шире расходися.

5.Чтобы нам молодушкам
Хорошо играти.

6.Хорошо играти
Весело скакати.

Возникновение частушки исследователи относят к 50-60 годам XIX века. Однако корни ее более древние. Выросла она из веселых плясовых песен, старинных потешных припевок. Частушка впитала в себя элементы разных жанров: сказки, загадки, пословицы, поговорки, причитания.

Белгородские частушки, как правило, — это парное состязание поющих друг перед другом исполнителей:

Ой, подружка, дорогая,

Выходи — давай, давай,

Я дорогу показала,

А ты дроби выбивай.

Ой, давно я не плясала

Вот на этом на кругу.

Никому не помогала,

Тебе, Нюра, помогу.

Практически повсеместно на Белгородчине распространены страдания. У них много общего с русской лирической песней. Как правило, страдания двухстрочные и поются как песни — в медленном темпе:

Для мово сердца больного.

Да ляжу спать, глаза закрою,

Ох, не дает любовь покою.

Активно развивающимся, живым и очень популярным фольклорным жанром являются частушки. Нет человека, который бы не любил этот вид коротких песенок, от которых веет народным юмором. Частушки – это малый жанр народной поэзии. Без них не обходится ни один народный праздник, ни одно гуляние. Частушки входят в репертуар всех народных ансамблей.

1.Эй, девчата – хохотушки

Чтоб порадовать гостей.

2.Не хотела я плясать

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Это, девушки, не зря,

Каждому здесь нравится.

4.Две старухи на печи

Другая без движения.

5.Ты играй, гармошка, краше,

А мы будем подпевать,

Не умеют унывать.

А как песни запоют

Сразу все влюбляются.

Пляшет без оглядки

8.У меня дружочек был,

Звали его Михаил,

Может видели такого?

Рот разинувши ходил.

9.Не ходите, девки в лес,

А на тех, кто краше всех,

Пуще всех бросаются.

10.Я частушек много знаю,

Я девчонка боевая,

С Белгородской области,

Не могу без гордости.

11.Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую,

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую.

Фольклор с глубокой древности сопровождает жизнь человечества. В селе Прелестное многие жанры устного народного творчества почти не изучены. Постепенно уходят из жизни люди, которые могли бы познакомить нас с богатством местного фольклора: с легендами, преданиями, поверьями, поговорками и пословицами, песнями. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно.

Подводя итог моей темы, я могу сказать, что, действительно, в прошлые
века у русских людей было очень много праздников, которые любили не только взрослые, но и дети. Многие праздники, которые отмечались раньше на Белгородчине, остаются с нами и по сей день. Я считаю, что мы, русские люди, обязательно должны уважать традиции, обряды и обычаи наших предков. Ведь если мы не будем этого делать, то наше прошлое умрёт вместе с нами. Ведь как прекрасно, что у нас есть история, есть такие моменты в жизни, когда мы можем вспомнить то, как праздновали многие праздники наши предки. Давайте уважать и продолжать традиции русских людей Белгородчины.

Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

Жиров, М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. – Белгород, 2002.

Терещенко А.В. История культуры русского народа/Москва ЭКСМО, 2007. – 736 с.:ил.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ СЕЛА НИКИТСКОЕ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Как показывает этнографическое исследование, село Никитское Борисовского района – один из локальных очагов, где праздники и обряды календарно-земледельческого цикла носили первостепенную социально-общественную и личностную значимость.

Так, в селе Никитское зафиксированы некоторые местные особенности празднования таких календарных праздников, как: Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Благовещение, Средокрестие, Вербное воскресенье, Пасха, Лалынки и Троица. Рассмотрим каждый.

Кутья, кутья, иди на покутья.

А ты, узвар, иди на базар.

А вы, цыплята, – сюда.

Мороз, Мороз, иди до нас кутью есть,

Да не бей наши жито и пшеницу.

После ужина дети разносили кутью крестным родителям.

В селе колядовали главным образом дети. Они подходили к дому и пели:

Ой, Коляда! Шла по дорожке.

Ой, Коляда! Нашла топорочек.

Ой, Коляда! Топорок нашла.

Ой, Коляда! Возьми меня, ковалек.

Ой, Коляда! Отдам тебе топорок.

В каждом селе хозяева щедро одаривали колядующих пирожками, блинами, салом и мелкими деньгами. Все наколядованное несли в какой-нибудь дом и там гуляли.

Дева Мария по полю ходила.

Здравствуй, хозяин с хозяйкой!

Утром все шли на реку святить воду. Священник служил молебен. После водосвятия мужчины стреляли из ружей. Местные жители говорят, что делали это для того, чтобы пугать волков. Освященную воду несли домой. Дома ею обрызгивали помещения, детей, скотину. На дверях и потолке рисовали мелом крестики.

Хоть не кокочите,

А мне по кошелке

Излюбленным праздником в селе является Масленица, которая длилась всю неделю. В этот период молодежь каталась на санях с гор по селу и на запряженных лошадях. В местной традиции существовал обычай всю масленичную неделю на улице колотить снопы цепом. Делалось это для того, чтобы в новом году был хороший урожай.

В конце масленичной недели все шли на поле и сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали.

Не выколю глаза.

Глаз — не поличка,

Дед, поспел обед?

Прилетел из-за моря.

Свои обычаи были и на Благовещенье. Так, в этот день пекли просвиры. В одну из них запекали монетку. Кому доставалась такая просвира, тот считался счастливым. Копейку из просвиры брали с собой, когда ехали засевать поле – ее клали в зерно и высевали вместе с ним, чтобы был хороший урожай.

Праздник Средокрестие отмечали в середине поста – в среду на четвертой неделе. В этот день пекли кресты из теста размером с ладонь. В середину креста клали зерна. Эту середину отдавали скоту, а сами съедали все остальное. Когда в первый раз выезжали в поле, то брали с собой крест, испеченный на Сердокрестие.

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле назывался Вербным воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, ветками которой народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящается в храме святой водой.

В селе Никтитское освященными веточками вербы хлестали друг друга, приговаривая:

Верба, верба, верболоз,

Не бей детей до голос,

Не я бью, верба бьёт.

Пусть Надечка при здоровье растет.

Освященную вербу обязательно сажали в землю.

Старожилы села воссоздали в памяти и особенности празднования Троицы. Как они вспоминают, в этот день пекли традиционный каравай из пшена. Его приготавливали следующим образом: варили кашу на молоке, добавляли в нее обжаренное сало и сырые яйца. После все перемешивали, выкладывали на сковороду, смазывали сырыми яйцами и ставили в печь.

Девочки несли этот каравай в лес и там устраивали праздничную трапезу. В лесу девочки наряжали березу лентами и возле нее кумились. Они снимали платки, обменивались ими и приговаривали:

Давай, кума, покумимся,

Три раза поцелуемся.

После кумления водили возле березы карагод.

Таким образом, анализ этнографических материалов показал удивительную сохранность, своеобразие и местную специфику праздников и обрядов календарно-земледельческого цикла села Никитское Борисовского района. Безусловно, современная социокультурная среда повлияла на стирание и потерю отдельных их компонентов, но хотелось бы надеяться, что традиции и обычаи наших предков сохранят свое место в жизни будущих поколений.

Литература

Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

В какой одежде щедровали, как веселились и кому отдавали первую ложку кутьи

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

Фото из архива Белгородского государственного музея народной культуры

Со стародавних времён у русских людей весна – красна, лето – ясное, осень– сытная, а зима – матушка: словно мать, она укрывала всё от морозов снежным одеялом. С приходом зимы менялась и жизнь селян. Отпахав на полях весну, лето и осень, собрав урожай, они освобождались от большинства забот. Наступало время отдыхать, колядовать, гулять на свадьбах и других праздниках.

В зипунах и шубах

Одежда – непременный атрибут культуры всех народов мира. В Белгородском государственном музее народной культуры можно увидеть вещи жителей нашего края, которые много лет собирали по сёлам сотрудники музея. Сохранились образцы праздничной одежды. Ведь повседневные вещи быстро изнашивались. А то, что носили по праздникам – из дорогих тканей, яркое и с украшениями, хранили долго и бережно.

Повсеместно были распространены шубы из дублёной овчины мехом внутрь. Они застёгивались на крючки или пуговицы из скрученной кожи. Шитьём шуб, а также выделкой шкур и кож славилась слобода (нынешнее село) Алексеевка Корочанского района. За этой продукцией сюда приезжали издалека. Алексеевские шубы были красно-коричневыми.

В сёлах Ракитянского района (хутора Венгеровка, Меловое), собираясь в дальнюю дорогу на санях, поверх зипуна надевали синий суконный халат– сродни просторному пальто с лёгкой подкладкой.

Старинный зипун из Ракитянского района.

Валенки, овчинная шуба, шерстяной платок и шаль спасали в морозную зиму.

Зимняя одежда XIX – начала XX века из грайворонского села Почаево – так называемый синяк и шерстяной платок.

Кутья для Мороза

Зимний праздничный календарь белгородцев, как и других мало- и великороссов, определяла церковь. А народ, помолясь, дополнял праздники весёлыми обрядами языческого свойства: ряженьем, пением особых песен, гаданиями, употреблением обрядовой пищи.

Святки праздновали две недели: от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Считалось, если Святки весёлые и счастливые, то и год будет таким. А поэтому к ним готовились тщательно: хозяйки наводили порядок в избах, к Рождеству готовили особую снедь – рыбные блюда, студень. И кутью – кашу из зёрен пшеницы, ржи, гречихи, пшена, гороха, чечевицы. Зёрна символизировали жизнь, рождение.

Впрочем, первая ложка кутьи в Белгородско-Курском регионе тоже доставалась Морозу со словами:

Обрядовая выпечка.

Где коза ходит

Пожалуй, главнейшая зимняя белгородская традиция, как и везде в России, – славление Христа на Рождество. Молодёжь делала подобие Вифлеемской звезды, украшала её фольгой и бумажными цветами, прикрепляла на палку и с пением обходила дворы. Наградой за славление были угощение и деньги. После чего заводили колядки – величальные песни хозяевам дома.

Принимая угощение, благодарили:

Спасибо вам, хозяева,
На хорошем подаянии.
Дай вам Бог больше прожить
Да побольше нажить:
И ягняток, и теляток,
И жеребяток, и поросяток.

Правда, тем, кто не спешил одарить колядовщиков, высказывались пожелания недоброго характера. Но это было крайне редко. Приход колядующих в дом считался хорошим знаком.

Непременные атрибуты Святок – украшенные ели и сосны в домах, песни, танцы, карагоды, вечеринки, посиделки, где часто зарождались будущие семьи. И игрища, сопровождаемые ряженьем и шуточными песнями. Коза и медведь – непременные участники святочного обхода домов. Они были связаны с культом плодородия.

Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом.

Маски козы и медведя – непременный атрибут колядующих.

Куда полетели голуби

Кульминация Святок – 13 января,щедрый, или богатый вечер, или Васильев день, – канун старого Нового года. Вновь обходят дворы с поздравлением хозяев и пением щедровок:

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.

Щедровки пели в основном празднично одетые девушки. Юноши рядились в лохмотья, вывернутые наизнанку. Разворачивались игрища, гулянья, забавы. Кутью в этот вечер варили не постной, не голодной, а со сливками, маслом, миндалём, орехами.

Утром 14 января дворы обходили юные посевальщики, разбрасывая зерно по углам. Его сметали и использовали на севе, чтобы был богатый урожай.

Крещение Господне – 19 января – завершает зимние Святки. На реках и прудах делали ердань (иордань) – крестовидную прорубь с освящаемой водой.

После Крещения начинали играть свадьбы. А там, глядишь, скоро и Сретенье Господне (Устреченье) – 15 февраля. Весна не за горами.

В селе Пороз Грайворонского района записан обряд, приближавший весну. Дети снимают обувь и бегут босиком в сад. Смысл этого действия – помочь силам весны одолеть злую зиму.

Дети колядуют.

Кухонные хлопоты

Вот довольно необычный узвар, по‑современному компот. Этот рецепт подсказала Татьяна Бондарева (Коптева) из села Вышние Пены Ракитянского района:

Этим блюдом часто одаривали колядующих на Рождество.

Слишком много готовки и других забот? Чтобы сэкономить время, можно приготовить скороспелые гурьевские блины. Рецептом поделилась Мария Комарова из Белгорода:

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ СЕЛА НИКИТСКОЕ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Как показывает этнографическое исследование, село Никитское Борисовского района – один из локальных очагов, где праздники и обряды календарно-земледельческого цикла носили первостепенную социально-общественную и личностную значимость.

Так, в селе Никитское зафиксированы некоторые местные особенности празднования таких календарных праздников, как: Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Благовещение, Средокрестие, Вербное воскресенье, Пасха, Лалынки и Троица. Рассмотрим каждый.

Кутья, кутья, иди на покутья.

А ты, узвар, иди на базар.

А вы, цыплята, – сюда.

Мороз, Мороз, иди до нас кутью есть,

Да не бей наши жито и пшеницу.

После ужина дети разносили кутью крестным родителям.

В селе колядовали главным образом дети. Они подходили к дому и пели:

Ой, Коляда! Шла по дорожке.

Ой, Коляда! Нашла топорочек.

Ой, Коляда! Топорок нашла.

Ой, Коляда! Возьми меня, ковалек.

Ой, Коляда! Отдам тебе топорок.

В каждом селе хозяева щедро одаривали колядующих пирожками, блинами, салом и мелкими деньгами. Все наколядованное несли в какой-нибудь дом и там гуляли.

Дева Мария по полю ходила.

Здравствуй, хозяин с хозяйкой!

Утром все шли на реку святить воду. Священник служил молебен. После водосвятия мужчины стреляли из ружей. Местные жители говорят, что делали это для того, чтобы пугать волков. Освященную воду несли домой. Дома ею обрызгивали помещения, детей, скотину. На дверях и потолке рисовали мелом крестики.

Хоть не кокочите,

А мне по кошелке

Излюбленным праздником в селе является Масленица, которая длилась всю неделю. В этот период молодежь каталась на санях с гор по селу и на запряженных лошадях. В местной традиции существовал обычай всю масленичную неделю на улице колотить снопы цепом. Делалось это для того, чтобы в новом году был хороший урожай.

В конце масленичной недели все шли на поле и сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали.

Не выколю глаза.

Глаз — не поличка,

Дед, поспел обед?

Прилетел из-за моря.

Свои обычаи были и на Благовещенье. Так, в этот день пекли просвиры. В одну из них запекали монетку. Кому доставалась такая просвира, тот считался счастливым. Копейку из просвиры брали с собой, когда ехали засевать поле – ее клали в зерно и высевали вместе с ним, чтобы был хороший урожай.

Праздник Средокрестие отмечали в середине поста – в среду на четвертой неделе. В этот день пекли кресты из теста размером с ладонь. В середину креста клали зерна. Эту середину отдавали скоту, а сами съедали все остальное. Когда в первый раз выезжали в поле, то брали с собой крест, испеченный на Сердокрестие.

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле назывался Вербным воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, ветками которой народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящается в храме святой водой.

В селе Никтитское освященными веточками вербы хлестали друг друга, приговаривая:

Верба, верба, верболоз,

Не бей детей до голос,

Не я бью, верба бьёт.

Пусть Надечка при здоровье растет.

Освященную вербу обязательно сажали в землю.

Старожилы села воссоздали в памяти и особенности празднования Троицы. Как они вспоминают, в этот день пекли традиционный каравай из пшена. Его приготавливали следующим образом: варили кашу на молоке, добавляли в нее обжаренное сало и сырые яйца. После все перемешивали, выкладывали на сковороду, смазывали сырыми яйцами и ставили в печь.

Девочки несли этот каравай в лес и там устраивали праздничную трапезу. В лесу девочки наряжали березу лентами и возле нее кумились. Они снимали платки, обменивались ими и приговаривали:

Давай, кума, покумимся,

Три раза поцелуемся.

После кумления водили возле березы карагод.

Таким образом, анализ этнографических материалов показал удивительную сохранность, своеобразие и местную специфику праздников и обрядов календарно-земледельческого цикла села Никитское Борисовского района. Безусловно, современная социокультурная среда повлияла на стирание и потерю отдельных их компонентов, но хотелось бы надеяться, что традиции и обычаи наших предков сохранят свое место в жизни будущих поколений.

Литература

Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

Читайте также:

      

  • Политическая система канады кратко
  •   

  • Структура логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста с заиканием
  •   

  • Новгородская земля территория природные условия и хозяйственная жизнь кратко
  •   

  • Цели и задачи вокального кружка в школе
  •   

  • Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности в доу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Урок изобразительного искусства в 5 классе

« Народные праздничные обряды. Праздники

Белгородчины »

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

Савченко Оксана Владимировна

2016

Тема « Народные праздничные обряды. Праздники Белгородчины »

Цель: формировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и

традициях русского народа; самобытной культуры Белгородской области

Задачи: предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех

видов творчества (изобразительного, музыкального, устно

поэтического);совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с

искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру,

потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой

традиции, питающей живительными соками современное декоративноприкладное

искусство;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной

композиции.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;

находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного

искусства;

развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной

композиции.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная,

творческая.

Методы урока: объяснительноиллюстративный, практический.

Материалы: лист формата А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная

бумага, клей, ножницы.

Литературный ряд: народное творчество( присказки, прибаутки, пословицы

Белгородчины)

Музыкальный ряд: русские народные песни

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем

шла речь на прошлом уроке.

Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз

праздничного костюма нашего региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы

крестьянского костюма играли защитную функцию В разных регионах России

существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В

форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального

своеобразия.

3.Изучение нового материала

Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши

предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, ответьте на вопросы :

Когда девушки любили гадать на суженого?( На Рождество)

Знаете ли вы, когда цветёт папоротник? ( Варианты ответов могут быть разными)

Как вы думаете, о чем же сегодня мы поведем речь?

О народных праздниках.

Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды. Но более

подробно мы рассмотрим, как известные вам праздники проходили и в нашей области, в

том числе в нашем районе.

Учитель: Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским

земледельческим календарем.

Жизнь крестьянина целиком зависела от природы, поэтому ещё в глубокой древности

люди старались воздействовать на неё – «умилостивить», «ублажить». Появилось немало

обрядов, целью которых было «закликание» хорошего урожая, высокого приплода скота,

изобилия и счастья в семье.

Села Белгородской области испокон века были и во многом остаются не только

хранителями, но и носителями и творцами народной культуры. Прекрасные старинные

песни, народные традиции и обряды – все это берегут и развивают именно села, которые

всегда сохраняли духовные ценности, национальные обычаи и традиции и посвоему

питали русскую культуру.

Итак, начинаем рассказ

1-й ученик

Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека

является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на

все времена. Рождество Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует

сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются

двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав. В рождественскую ночь

начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до

велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики

вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что будет, чем сердце успокоится».

Учитель

Например, в сёлах Валуйского района обычно до праздников, особенно в посты,

женщины занимались рукоделием: пряли «волну», вязали, вышивали. Накануне

Рождества всю утварь и рукоделие уносили в чулан и не притрагивались к работе до

окончания святок. Перед праздником убирали в доме, вешали рушники, готовили закуски

к рождественскому столу. Дрова заготавливали на три дня. Крестники для своих крестных

варили кутью. Утром после Рождественской службы несли ее своим крестным родителям,

за что получали подарки.

.Женщины, закончив приготовления к празднику, наряжались в нарядные широкие юбки,

холодайки и поджидали колядовщиков. Колядовать ходили дети и молодежь.

Коляда, Коляда

По проулочкам шла,

Себе двор нашла,

А на том дворе стоит кол,

Не рубленый, не колоный!

Пора его рубить,

Пора его колоть,

Пора его топить,

Пора пиво варить,

Пора сына женить!

Хозяева должны были обязательно угостить колядовщиков. На Рождество по домам еще

ходил батюшка и славил рожденного Христа, люди одаривали его – кто чем мог.

В селах Ровеньского района вечер накануне Рождества назывался «дарный вечер».

Крестники носили кутью крестным родителям, тем самым поздравляя с праздником и

проведывая их.

Утром на праздник Рождества первым в дом должен был зайти гость мужского пола

тогда в доме будет мир и согласие, добро и радость в жизни хозяев. Христа славить

ходили только ребята.

Так праздновалось Рождество Христово!

Крещение Господне

Что вы знаете об этом празднике? (В этот день люди обычно окунаются в прорубь, чтобы

очиститься от грехов, освящается вода, которая излечивает от разных болезней и которую

люди должны пить каждый день)

Учитель

В селе Рождествено Валуйского района на реке Валуй, около поместья зажиточного

мужика Безгодкова Емельяна собирались все жители села на кулачный бой – «кулачки».

К полудню на бои, по реке, сходился народ из соседнего села Борисовка. Мужики

делились на две группы, преимущественно по месту жительства. Бои проходили на

замерзшей реке, поперек которой протягивали веревку – «какот», окрашенную в красный

цвет. Группы становились друг против друга, не переступая веревку. Женщины

подносили мужикам хлебсоль. Бой начинался под звон церковного колокола,

возвещавшего окончание службы. Бой начинали по правилам. Нужно было от «какота»

прогнать ту или иную группу на 200 метров вдоль реки Валуй, где в конце стояли снопы.

Та группа, которая загонит другую за снопы, считалась победителем. До конца доходили,

как правило, несколько человек из обеих групп.

Мужики снимали с себя шапки, полушубки и бились до первой крови. По окончании боя

начиналось перемирие между соперниками, пили чай с блинами.

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Учитель

Следующий праздник, о котором пойдет речь, празднуется весной, но дата его каждый

год разная. Праздник относится к числу «переходящих». О каком празднике православном

я говорю?

О Пасхе.

Учитель

Верно, о Пасхе вам расскажет…

2-й ученик : Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи

Христовой. Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу

древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для

земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда

начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с

будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в

праздничных рисунках и обрядовых действах

Учитель

В селе Богословка нашего, Губкинского района, рано утром в Чистый четверг ходили на

речку с ведрами и кувшинами за водой. Женщины сами омывались этой водой, затем

поднимали мужа и детей и обливали их с головы до ног. После Чистого четверга, когда

изба прибрана и вычищена, женщины брались за стряпню. Готовили пасхальную

праздничную пищу на неделю вперед. Делалось это для того, чтобы святые дни были

посвящены только великому празднику без лишней суеты. Во многих селах на ряде

примеров можно было убедиться в том, что богатые люди старались помогать бедным.

Мужчины с первых дней Страстной седмицы заготавливали хлеба и корма на всю неделю.

На Страстную пятницу вечером ставили пасхи (пасхами называли дрожжевые куличи).

Затем замешивали тесто и ставили на ночь. В субботу пекли пасхи и украшали их

сахарными узорами, цветами и буквами «Х В».

Дрова в печь закладывали обычно хорошо просушенные из клёна, орешника, только не

дубовые.

В пасхальной трапезе обязательно должен был быть квас, который готовили из ржаной

муки в пятницу.

В селе Осколец Губкинского района6 яйца красили луковой шелухой на Чистый четверг.

Зелеными яйца делали, отваривая их с молодой зеленью озимых всходов. Разных

оттенков красного добивались, отваривая яйца со свеклой или корой вишни. Бронзовый

оттенок придавала кора дуба, желтый отвар листьев молодой березы, охра отвар

почки тополя.

В селе Богословка того же района яйца красили воском. На яйца наносили рисунки:

пасхального креста (торжество праздника), листа дуба (гармония красоты и силы для

сына), ветки сосны (символ здоровья и долголетия), звезд (знак человеколюбия и

нравственной

чистоты), мельницы (чтобы урожай был), цветущей фасоли (чтобы женихи вились

вокруг

дочери), алой розы (любовь), петушиного гребешка (громоотвод, защита от всякого

несчастья), мотылька (детям, чтобы жизнь их легкой была).

После того, как пасхальные блюда были приготовлены, в доме и во дворе прибрано,

готовили корзину или блюдо для освящения в церкви. В корзину укладывали: кулич, яйца,

мясо, сало, творог, соль, масло сливочное, пшено. Продукты накрывали полотенцем, или

так называемым «дежником», который использовали только для освящения куличей

накануне Великой службы.

После службы вся семья собиралась за праздничным столом. Зажигали свечу.

Пришедшие со службы будили остальных. Приветствовали друг друга трижды, при этом

целуясь:

«Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!». На столе раскладывали

освященные куличи, пасхи, яйца и др. После долгого поста, помолившись, разговлялись

вначале освященным куличом или пасхой, затем «тукались» яйцами и ели их. Ложились

спать. На первый день Пасхи в гости не ходили. Во второй половине дня молодежь

собиралась на выгоне. Играли в «лапту», «гуси», «в масла», «клин», «корёга».На

кладбище ходили в понедельник.

3-й ученик : Троица – один из православных праздников

О Троице сложено множество народных поговорок;

Бог любит троицу.

Без троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладёт.

Есть у неё свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь много грибов», «от

Троицы до Успения хороводы не водят».

Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю

после Пасхи. Часто эта неделя называлась « русальной» или « зеленой», что у славян по

большей части связано с язычеством.

Учитель

В селе Яропольцы Вейделевского района накануне праздника все дома, ворота и

постройки украшались ветками клена и березы. Этими ветками после праздника

закрывали дупла, чтобы деревья не пропадали. В домах на пол постилали травы чабреца,

любистка, душицы.

Все люди, которые пришлиприехали из других сел, и местные жители шли в церковь

помолиться Богу, а потом начинался настоящий праздник. Церковь звонила во все

колокола.

В центре села организовывалась ярмарка, на которой продавалась одежда, украшения и

хозяйственные необходимые жителям вещи. Для детей – конфеты, различные фигурки

леденцов, печенье, бублики, разноцветные фигурные пряники, свистульки и разноцветные

шары.

Потом все расходились по домам и обедали. Обязательным блюдом были пироги с

разными начинками: картошкой, печенью, творогом, рисом, фасолью, чечевицей. На стол

также подавались блины, компот, кисель фруктовый или молочный, бублики, сухарики,

куры вареные или жареные, сало, яйца.

После обеда снова шли на ярмарку кататься на карусели. «Чтобы какоето определенное

время покататься, нужно было платить. Кто был побогаче, тот долго катался, а бедные –

хотя бы раз довелось, ведь здесь было все, а от сладостей и развлечений попробуй

устоять».

Танцевали все – «Барыню», «Краковяк», «Полькубабочку». Дети также веселились

вместе со всеми.

Почти повсеместно в Яковлевском районе был распространен обряд завивания березкии

заплетания венков. Завивали березку в четверг на Семик (местное название праздника

«кукушка»). Завивать березку ходили девушки 13–15 лет. Мужчинам и парням при этом

присутствовать было нельзя. Каждая девушка завивала березку на себя, а иногда и на

родных. В Троицын день приходили развивать венки и смотрели: сохранились они или

расплелись. Считалось, если венок завял, то девушка или ктото из ее семьи, на кого она

завила венок, умрет или не выйдет замуж. Завивали венки разными способами:

скручивали, заплетали косички, перевязывали лентами. Когда ходили развивать березку,

девушки вили венки уже для себя, надевали их и водили хороводы, а вечером бросали их в

воду. Венки бросали не руками, а, наклонившись, скидывали их с головы, при этом

становились к реке спиной. По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе:

если венок потонет, девушка, бросившая его, умрет или ей изменит милый; в какую

сторону поплывет венок – в ту сторону замуж выйдет.

Учитель: Ну и поговорим о последнем празднике. Вспомните сказку «Снегурочка». Как

растаяла она? (Прыгнула через костёр)

А когда парни и девушки плели венки, прыгали через костер, загадывали желание?

А происходило это на праздник Ивана Купалы

Учитель

В селе Терновка, на хуторе Новая Погореловка Яковлевского района собирались по

возрасту группами. Ходили в лес на поляну. Пели песни, играли, водили карагоды. Через

крапиву прыгали таким образом: по очереди, а если ктото задевал растение, тогда его

били крапивой по ногам. Если накануне праздника долго не было дождя, был такой

обычай – обливать водой женщину, на которую все думают, что она ведьма. Верили, что в

этот же день пойдет дождь.

Был обычай наряжаться. Жгли костры, прыгали через них. Домашнюю скотину прогоняли

через огонь и поливали водой. Молодежь и старики собирались в лесу на поляне: пели

песни, водили карагоды. Целебные травы собирали ночью. Было поверье: если ктонибудь

найдет цветущий папоротник, тому будет либо счастье, либо несчастье.

Учитель

Нам, людям ХХIвека, есть чему поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни,

умению беречь и любить природу, любоваться её красотой. А ещё не мешало бы нам

позаимствовать душевности и человеколюбия.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

Учитель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую

паузу.

Шалуныбалуны, выбегайте во дворы,

Становитеська играть, воеводу выбирать.

Воевода из народа, выходи из хоровода,

А ты, добрый молодец, становись в самый конец.

(Считалка. Вейделевский район)

4.Практическая часть

А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый

хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной

работы. .Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных

обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем

технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо

аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций

из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.

1 Группа – праздник Рождество

2 группа – праздник Троица

3 Группа – Праздник Пасха

4 группа – Праздник Ивана Купалы

Учащиеся выполняют работу.

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка

готовых работ, обсуждение и оценка.

5.Рефлексия

Учитель: сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от

урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат

разноцветные цветочки.

красный восторженное;

оранжевый радостное, теплое;

желтый светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый тревожное, напряженное;

черный упадок, уныние.

Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который

больше соответствует вашему настроению.

Уборка рабочих мест.

Учитель: Спасибо, до свидания!

Литература

Климова Я.М. Праздники и обряды Белгородчины: сборник фольк

лорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным

играм Белгородской области / / Праздники святого Белогорья. Вып. 2.–

Белгород: издание БГЦНТ, 2007.

Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В.. Рукотворная краса земли

Белгородской(учебнометодическое пособие в 2х частях). Белгород,2000.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники беларуси 2022
  • Национальные праздники башкортостана список
  • Национальные праздники башкиров кратко
  • Национальные праздники башкирии список
  • Национальные праздники башкир каргатуй