Национальные праздники чеченцев проект

Традиции чеченцев практически не изменились за последние несколько веков. Этот народ чтит обычаи своих предков, старается хранить многие старинные обряды.

Многовековые традиции чеченцев, их язык и уклад жизни являются частью богатой культуры этого народа. Чеченская народность сформировалась к XVIII веку на Северном Кавказе. Пройдя через горные районы, предки чеченцев поселились на территории их современной родины. 

История и обычаи чеченского народа тесно взаимосвязаны, они показывают, насколько важно взаимодействие с другими культурами и соседними этносами. Каких традиций чеченцы придерживаются в семьях? Что за обычаи стали символами этого народа?

Чеченская культура богата и очень интересна

Чеченская культура богата и очень интересна

Обычаи гостеприимства

Традиции для чеченского народа – это и отражение культуры, и связующая нить с далёкими предками, и история, которой гордятся племена Кавказа. Именно поэтому чеченцы бережно хранят обычаи, передавая их из поколения в поколение, а многие ритуалы дошли до наших дней практически неизменными.

Один из самых давних чеченских обычаев – традиции гостеприимства. Этот народ много веков живёт в суровой горной местности, в старину это были труднопроходимые места, где каждый путник мог рассчитывать на пищу и кров. Гостеприимство – не просто отражение открытого характера чеченцев, а способ выживания на их землях. В народном эпосе тема гостеприимства отмечена особенно ярко.

Среди традиций, связанных с приёмом гостей, стоит отметить несколько самых интересных – они демонстрируют, насколько чеченцы чтут эти обычаи. Например, если гостю нравилась какая-то вещь в доме, где его принимали, хозяин, не жалея, дарил ему её.

Принимая гостя, хозяин стремился предоставить ему место, наиболее отдалённое от двери, сам же занимал самое “скромное” место – рядом с дверью. Так глава семьи показывал, что гость в его доме – самый важный человек. У чеченцев не принято чтобы женщины показывались гостям. При появлении посторонних обслуживают чаще всего младшие сыновья.

Чеченцы из поколения в поколение хранят традиции гостеприимства

Чеченцы из поколения в поколение хранят традиции гостеприимства

Семейные традиции чеченцев

Неправильно считать, что чеченские женщины лишены прав. Напротив, мать, вырастившую достойных сына или дочь, считают равной своему мужу в принятии решений на семейных советах.

Встречая женщину, входящую в помещение, присутствующие мужчины обязаны встать. Если же мужчина и женщина идут рядом, она должна отставать на шаг. Это принято потому, что при возникшей опасности первым на себя удар примет мужчина.

Главу семьи чеченцы называют хозяином дома. Им может быть отец, муж, после смерти отца – старший сын. На них возлагается ответственность в принятии важных для семьи решений, в преодолении жизненных трудностей и проблем.

Несмотря на такую главенствующую роль, мужчины (и даже глава дома) не могут вмешиваться в хозяйственные дела, которыми заведуют женщины. Наибольшим авторитетом среди женщин дома пользуется жена главы семьи.

У чеченцев почитание старших – буквально часть сознания, что стало символом традиций кавказских народов. Жена молодого мужа должна была сначала накрыть стол для его родителей, после чего звать и супруга к обеду или ужину. Проявлением неуважения станет поведение младших людей, что не встают при появлении стариков.

Садиться же разрешается лишь после их приглашения. Детям с раннего возраста объясняют, что старшие члены семьи – неоспоримые лидеры, и ослушаться их нельзя ни в коем случае.

Свадебный обряд

Чеченская свадьба включает в себя элементы народных танцев, песен, всевозможные обряды. В целом, она представляет собой эффектное красивое зрелище. Наиболее колоритной частью торжества, на мой взгляд, является свадебная процессия, которая направляется к дому невесты и обратно. По дороге участники демонстрируют навыки стрельбы и фехтования, веселятся, танцуют, играют на гармошке.

Родственники невесты или соседи могут создавать препятствие для свадебного кортежа. Дорогу перетягивают лентой и требуют выкуп за девушку. То же самое происходит и на входе в дом невесты. Затем невесту в свадебном облачении привозят в дом жениха, где будущие родственники встречают её с особым почётом.

Ей выделяют место у окна, напротив двери, после его дают ребёнка на руки (для плодовитости). Входя в дом жениха (о есть свой будущий дом), невеста должна аккуратно убрать с дороги веник и войлочный ковёр, который специально кладут на входе. На их месте девушка оставляет несколько монет.

Праздник весны в Чечне

Во время ритуалов, связанных с многочисленными праздниками, ярко отражаются традиции чеченцев. Например, 22 марта этот народ отмечает День весны. Это торжество связано с очищением и обновлением. Именно поэтому накануне праздника хозяйки особенно тщательно наводят чистоту в домах.

Считается, что пыль и мусор могут принести печали в семью на весь год. Все металлические предметы следует натирать до блеска. Особенно это касается медных украшений, предметов быта, посуды. Чеченцы считают, что блеск меди напоминает сияние солнца, а потому привлечёт весну и тёплые дни.

В День весны в Чечне все стараются выйти на улицу очень рано, до рассвета. И дети, и взрослые хотят встретить солнце в этот особенный день, предвещающий скорое наступление тепла.

Чеченская семья

Чеченская семья

Традиции чеченцев связаны с яркой и интересной культурой того колоритного народа. В них отражаются отношение представителей этого этноса к другим людям, нравы и уклад жизни. В обычаях чеченцев немало исторических особенностей, ведь и сегодня жители Чечни соблюдают традиции, отмечают праздники, которые играли важную роль в жизни их далёких предков. Такое бережное отношение к своей культуре заслуживает искреннего уважения и восхищения.

ЧЕЧНЯ. Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

  • Инфопортал / Этнография

22-08-2013Просмотров: 13 578

ЧЕЧНЯ.  Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

ЧЕЧНЯ. Праздники средневековых вайнахов, как и у многих народов мира, были связаны с календарными праздниками. Год в народном календаре начинался месяцем Наджигонцрой, который соответствовал январю. Наджой — праздник Нового года, а Гонцхой — праздник, отмечаемый приблизительно около Рождества.

Второй месяц Мархи бутт (месяц поста). В этот месяц в прошлом вайнахи соблюдали христианский семидневный пост, который назывался «отцовским». Название месяца имеет очень древнее происхождение, но с распространением ислама оно закреплено за месяцем Рамазан по мусульманскому календарю, в том же значении.

Третий месяц года — Биэкарг бутт — месяц кукушки. Назван так потому, что в это время прилетает кукушка, а так как она не имеет своего гнезда, то в этот месяц не разрешалось жениться и выходить замуж.

Четвертый месяц Тушоли бутт — месяц богини весны и плодородия.

Следующий месяц Сели бутт, назван так по имени одного из главных и наиболее почитаемых вайнахами богов — бога грома и молнии.

Шестой месяц в разных местах именовался по-разному Мангал бутт — месяц покоса, а в горах: Асар до бутт — месяц прополки, Цанарой бутт — месяц косарей.

От имени божества Мятсели, покровителя земледелия и общего благополучия получил название седьмой месяц — Мятсели бутт.

Аналогично назван и восьмой месяц — Мяцхали бутт, по имени божества Мяцхали.

Девятый месяц — Тау бутт (месяц отавы или, вторичного покоса травы).

Десятый месяц Ардир бутт — месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.

Месяц случки овец — одиннадцатый месяц. Это событие широко праздновалось вайнахами в прошлом.

Последний месяц — назван по имени совершенно забытого вайнахского божества. Согласно народному преданию, месяц получил название от имени каких-то легендарных птиц, которые исчезли лет 300–400 назад. Они прилетали осенью вслед за отлетом журавлей. Птицы останавливались в горах, а через неделю улетали.

Новый год. В вайнахских праздниках зимнего цикла исключительно большое место занимало празднование Нового года, которое называлось — Керла шо. Новогодний праздник считался у вайнахов одним из главных годовых праздников. Он широко отмечался во всех горных и плоскостных царствах и общинах древних и средневековых вайнахов.

Приготовления к празднику в каждой семье начинались особенно тщательно задолго до его наступления. Готовилась разнообразная еда: пекли всевозможные хлебы, пироги, лепешки, блины, резали скотину. Приготовлялись также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. В связи с обилием мяса, различной еды, напитков кистины, например, называли праздник «рога высокие Нижой», т. е. высокорогий, обильный Нижой.

Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, и совершали всевозможные действия защитно-магического характера. Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.

Как и многие народы, вайнахи к новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был у вайнахов в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Зажжение нового огня в период «рождения нового солнца» было известно по всей горной Чечне и Ингушетии.

Сегодня отдельные чеченцы превратно толкуют обычай своих предков укладывать в очаг длинные бревна. Одни думают, что их предки были столь ленивы, что не хотели утруждать себя, разрубая бревно. На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом.

Новогодние бревна заготовлялись заранее, чаще всего из дуба (наж). В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню.

Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.

Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти.

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне де — вушке воду и будет суженым.

Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала, которое клали в камин, а через трубу смотрели в него две — три минуты. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженого в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Принеся воду домой, выливала в котел. Зеркало же помещала на трубе через платок старательно смотрела в воду, где и должен был появиться суженый.

Весна… Накануне весеннего равноденствия, как и накануне Нового года, дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии этот праздник часто сопровождался скачками, различными состязаниями и игрищами.

Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть: разжигание костров, символизирующих солнце. Костры бывали семейные, общеквартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был как можно больше и чтобы лучше горел. Через костры прыгали юноши и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

До наступления весеннего равноденствия вайнахи воздерживались от начала полевых работ, что имело определенную рациональную основу, так как с этого дня зима полностью теряет свою силу и уступает весне.

Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. Это был особый праздник, известный под названием «день выхода плуга», «день запрягания вола» или «день проведения борозды». День выхода плуга считался всенародным праздником и отмечался в прошлом вайнахами в течение двух дней.

Приготовления к этому важнейшему весеннему празднику начинались еще с зимы. Во всех семьях приберегали к нему лучшие куски мяса, заготовленного на зиму: грудинку, домашнюю колбасу, а также всевозможные напитки, муку и др. Та семья, которая имела возможность, накануне праздника резала барана, козу или птицу. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родственников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: запрягание волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

Подобно многим другим народам Кавказа: дагестанцам, осетинам, адыгейцам, карачаевцам и балкарцам, вайнахи большое значение придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно «несущий изобилие», «честно трудящийся человек», «человек легкой и счастливой руки». Нередко из года в год таким, пахарем был один и тот же человек, известный по опыту прошлых лет, которому жители села и поручали провести борозду.

Не всякий человек соглашался делать первую борозду, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами он должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты, волосатым. По народным представлениям, эти признаки обеспечивали удачную судьбу урожая. Таким признакам придавали значение и другие народы. Например, карачаевцы считали, что пахарь должен быть среднего роста.

Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Так же украшали волов многие народы Дагестана, осетины и др. Особенно украшали вайнахи молодого вола, которого запрягали впервые. В некоторых вайнахских обществах — в шатоевском, чеберлоевском (современные Веденский и Шатойский районы), — символизируя плодородие, на правый рог вола навешивали калач, испеченный из муки всех выращиваемых злаков. Интересно, что этот обычай был широко известен у народов Дагестана: даргинцы называли такой калач «нанви», агулы — «барту». Карачаевцы же навешивали на рог вола пирог.

Большое значение вайнахи придавали сытости пахаря и волов. Из соображения, что никакого дела нельзя начинать натощак, пахарь сытно ел, ибо в противном случае урожай будет плохой — ялта меца хир ду (буквально: «урожай будет голодный»). Волов же кормили всю ночь. Из тех же соображений жена пахаря заводила в дом первого прохожего и кормила его досыта.

После того как были проведены соответствующие приготовления, пахарь запрягал волов в плуг и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца. Горцы остерегались человека с «плохой» ногой. Нередко известного такой репутацией человека просили даже не выходить из дома в это утро. Избегали также встречи с рыжим, если таковые все же встречались в пути, пахари возвращались обратно. Напротив, хорошим признаком считались полные ведра, поэтому жена пахаря еще раньше процессии выходила из дому, чтобы встретить их с полными кувшинами.

Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря, который просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Под влиянием ислама, в прошлом столетии, молитву перед пахотой читал мулла, специально приглашенный на праздник. (Однако и его молитва носила чисто светский характер.)

Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Сеятель, также выборный (беркате стаг), одетый в шубу наизнанку, бросал семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой, с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая.

После проведения ритуальной запашки и сева в доме пахаря или какого-нибудь сельского богача, взявшего, на себя обязанность устроить пиршество, проводилась трапеза, заканчивающаяся выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраивались скачки и различные состязания.

По окончании празднования выхода плуга начиналась подготовка к основной пахоте и севу. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, как правило, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева. Чаще всего это происходило по истечении двух-трех недель. Сигналом к началу пахоты и сева часто служил прилет весенних птиц. Существовал и ряд других примет. Например, пахать можно после того, как листья на деревьях станут с мышиное ушко, а заканчивать пахоту нужно до цветения мушмулы и кизила, приблизительно около середины мая. В это же время рекомендовалось закончить и сев. Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу — в середине мая. Интересно, что в некоторых плоскостных районах Чечни и Ингушетии сеяли только после русской Пасхи — если приступить к севу раньше, урожай будет плохой. В среде некоторой части населения такое поверье существует и в настоящее время. Не нужно глубоко искать смысл этого поверья, ведь только после Пасхи наступает время устойчивого тепла.

Решение приступать к пахоте и севу принималось всеми односельчанами. Старшие тщательно обсуждали, в какой день следует приступать к работе. Выбирался благоприятный для начала работы легкий день. Кроме того, значительное внимание уделялось, расположению звезд созвездия Скорпиона. Если одна из звезд, именуемая Мокха седа (буквально: «Серая звезда») была видна на небе, значит, в этот день можно было пахать. В обратном случае считалось, что она находится в земле — следовательно, пахать не следует. Местоположение этой звезды определялось муллой. Интересно, что до настоящего времени бытует проклятие: «Да встретится тебе звезда» по отношению к нежелательному человеку.

Подобное поверье было известно и другим народам. Например, таджики в день весеннего равноденствия старались смотреть на несчастливую звезду Скорпиона Акраб, а пахоту, сев и другие полевые работы начинали только с ее появлением на небе, ведь иначе она находилась в земле.

Перед началом основной пахоты и сева каждое семейство устраивало малую жертву (раздавали в три дома различные продукты растительного происхождения).

читать дальше

checheninfo.ru

  • Похожие новости
  • Популярное
  • ДАЙДЖЕСТ
  • Комментируемое

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2023    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28  

Здесь могла быть Ваша реклама

checheninfo.ru

     

checheninfo.ru

Лента
новостей

  • 06:39

    ЧЕЧНЯ. Доктор ист. наук В. Гарсаев: чеченцы первыми придумали в конце 18 в. аналог современного патрона

  • 06:17

    МИД РФ: потуги Запада вбить клин между Россией и другими странами СНГ обречены на провал

  • 05:32

    ЧЕЧНЯ. В Грозном планируется строительство нового завода

  • 05:00

    АБХАЗИЯ. Президент Абхазии лишил тонировки машину своей охраны

  • 04:46

    Создатель Gmail уверен, что Google проиграет конкуренцию с нейросетью от ChatGPT через два года

  • 02:24

    В сливе данных «Яндекса» виновато нарушение правил корпоративной этики компании

  • 01:47

    Apple и Google сотрясает «тихая война»

  • 01:33

    Центробанк Китая добавил в тестирование цифрового юаня еще 17 провинций

  • 00:01

    В мобильную версию Chrome добавили дополнительную защиту с помощью аутентификации

  • 20:56

    Международный валютный фонд спрогнозировал в 2023 году экономический рост в России

  • 20:52

    В РФ на пожарах на прошедшей неделе спасено 497 человек

  • 20:37

    ЧЕЧНЯ. В перинатальном центре региона прошла глобальная реконструкция

  • 20:35

    ЧЕЧНЯ. Представители г. Аргун приняли участие в VII-м Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году

  • 20:24

    ЧЕЧНЯ. За незаконную вырубку древесины житель с. Элистанжи привлечен к ответственности

  • 20:11

    ЧЕЧНЯ. МГЕР республики провела патриотическую акцию в поддержку военнослужащих России

  • 19:55

    ЧЕЧНЯ. 1 февраля часть Грозного останется без воды

  • 19:30

    АРМЕНИЯ. В Армении по делу о пожаре в воинской части в Гегаркунике задержан майор

  • 19:27

    АРМЕНИЯ. День святого Саркиса – покровителя влюбленных – в Армении в этом году отметят 4 февраля

  • 19:06

    МВД: из российского гражданства в 2022 году вышло 40 человек

  • 18:45

    ЧЕЧНЯ. Вся наша жизнь – движение: ПДД глазами чеченских детей

Смотреть все новости

  • Намедни
  • Диаспора
  • Экспресс-инфо

  • Мозаика
  • Этнословарь
  • Хронограф
  • Чеченские
    хроники
  • ЖЗЛ
  • Лики
    истории

Последние комментарии

  • RainMachineyao: way. Handwritten book . . .

  • EOTechqkb: Many calligraphers have acquired . . .

  • Zet: Антропологию народа лучше всего изучать и оценивать по . . .

  • Flexiblebjc: (palimpsests). In the XIII-XV centuries in . . .

Чем заняться
в Грозном?

Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

Онлайн вещание «Грозный» — «Вайнах»

Наши видеопроекты

Чеченский народ

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт чеченского народа

культура чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества — языческой мифологии, нартского эпоса — были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев — имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

традиции чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

правила гостеприимства у чеченцев

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

мужчина и женщина для чеченцев

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так – мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение — мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

 семья для чеченцев

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Главная / Республика / Символика / Праздники и памятные даты

Праздники и памятные даты

Нерабочие праздничные дни, профессиональные праздники и памятные даты

Чеченской Республики

Дата

Наименование

Основание

3 января

День почитания эвлияа-устаза Кунта-Хаджи Кишиева

Указ Президента Чеченской Республики от 3 января 2010 г. № 01 «О Дне почитания Кунта-Хаджи Кишиева» (памятная дата)

9 января

День восстановления государственности чеченского народа

Указ Президента Чеченской Республики от 8 января 2010 г. № 03 «Об определении 9 января памятной датой» (памятная дата)

23 марта

23 марта 

День Конституции Чеченской Республики

День государственной символики Чеченской Республики

Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 24 марта 2003 г. № 34 «О Дне Конституции Чеченской Республики» (ежегодный нерабочий, праздничный день)

Указ Главы Чеченской Республики от 23 марта 2020 г.  №54 «О Дне государственной символики Чеченской Республики»  

(праздничный день)

16 апреля

День мира в Чеченской Республике

Указ Президента Чеченской Республики от 4 мая 2009 г. № 155 «Об объявлении 16 апреля Днем мира в Чеченской Республике» (ежегодный нерабочий, праздничный день)

25 апреля

День чеченского языка

Указ Президента Чеченской Республики от 11 мая 2007 г. № 207 «Об объявлении Дня чеченского языка» (праздничный день)

10 мая

День памяти и скорби народов Чеченской Республики

Указ Главы Чеченской Республики от 11 апреля 2011 г. № 67 «Об установлении дня памяти и скорби народов Чеченской Республики» (памятная дата)

6 сентября

День Республики (День гражданского согласия и единения)

Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 4 сентября 2002 г. № 59 «О Дне Республики» (праздничный день)

20 сентября (третье воскресение сентября)

День чеченской женщины

Указ Президента Чеченской Республики от 2 февраля 2009 г. N 39 «Об установлении Дня чеченской женщины» (праздничный день)

5 октября

День молодежи Чеченской Республики

Указ Президента Чеченской Республики от 30 сентября 2006 г. № 299 «Об установлении праздничного дня «День молодежи Чеченской Республики» (праздничный день)

Чеченский народ долго отстаивал свою свободу. Сегодня, эта республика развивается, устанавливает свои законы, порядки, праздники. Помимо общих, всероссийских гуляний, в Чеченской Республике празднуют и такие:

День Конституции Чечни

Флаг Чечни

23 марта – объявлен выходным днем. Все жители Чеченской Республики отмечают День Конституции. Массовые гуляния планируются по всем районам республики. В Грозном,  на главной площади им. Ахмада Кадырова, выступят звезды чеченской эстрады, лидеры молодежных организаций, общественно-политические деятели.

День Мира

Чеченский танец

16  апреля – По указу Президента ЧР Рамзана Кадырова (от 16.04.2009г) каждый год Чеченская Республика отмечает День Мира. Праздник приурочен к отмене режима контртеррористической операции в Чечне. Этот день объявлен всеобщим выходным в республике. Во всех крупных городах проводят массовые гуляния, конкурсы, готовят угощения.

Ураза-байрам

Молитва

2 мая (точная дата определяется духовенством республики за три месяца до великого праздника) – В Чеченскую Республику приходит священный мусульманский праздник Ураза-байрам. По традициям чеченского народа праздник отмечают целых три дня. Эти дни официально признаны нерабочими.

По традициям, за четыре дня до момента наступления священного праздника, чеченские женщины делают капитальную уборку своего жилища, метут в хлевах и стойлах, вычищают придомовые помещения, чистят и моют домашнюю скотину. После такой уборки, непременно, все члены чеченской семьи купаются и надевают чистые наряды, приводят себя в порядок. Чтобы встретить великий праздник подобающе, верующие делают большие покупки новых домашних принадлежностей, утвари, продуктов. Всем новым необходимо украсить свое жилище – постелить скатерти, занавески, даже выставить новую мебель. На ужин хозяйка дома готовит традиционные угощения из восточной кухни. А дети делятся ими с родственниками, соседями и друзьями, происходит традиционный обряд обмена вкусностями, который часто называют «Чтобы едой в доме пахло».

Накануне праздника, верующие навещают родственников и знакомых, чтобы попросить у них прощения. Так, они чистят душу от обид и недоразумений, чтобы настроится на праздник и встретить его в мире и согласии.

С ранней зарей вся семья совершает обряд омовения, надевает чистые нарядные одежды. В этот день все приветливы друг с другом и добродушны. В знак приветствия говорят: «Да нисошлет Аллах милость Свою и Вам и нам!», в ответ же говорят: «Да примет Аллах наши и Ваши молитвы!»

В мечетях, за час до восхода солнца, читают особенную праздничную молитву (Гает-намазан). На молитве присутствуют все верующие мужчины Чеченской Республики. Их женщины в это время доготавливают угощения к праздничному столу.

Прежде чем приступить к празднованию, принято раздавать милостыню, чтобы нуждающиеся также по достоинству отметили Ураза-Байрам.

В каждом доме ждут прихода гостей, накрывают столы ,готовят подарки. В эти праздничные дни принято делать добрые дела, навещать родителей, близких родственников, посещать кладбища, поминать умерших.

Три дня отмечают Ураза-Байрам, и все три дня столы ломятся от угощений из баранины, оливой, хлеба и изюма, инжира, миндаля и фисташек. Женщины готовят различные супы и бульоны, салаты, а в качестве гарнира подают рис, картофель или кабачок.

Торжество Ураза-Байрам в Чеченской Республике отмечают весело, с песнями и танцами. На площадях по всей республике проводят ярмарки, выступают местные кружки самодеятельности. Верующие надеяться, что проведя праздник в веселье, то и весь год будет наделен счастьем и радостью.

Курбан-байрам

Мечеть в Чечне

9 июля – (точная дата определяется чеченским духовенством), в этот день верующие мусульмане Чеченской Республики отмечают самый светлый праздник Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения отмечают после 70 дней после Ураза-байрама. По традиции празднования проводят 3-4 дня, эти дня объявляют официальными выходными в республике.

Обряды Курбан-байрам не меняются веками. По утру вся семья надевает чистые одежды и отправляется в мечеть на молитву, совершает обряд намаза. После священно служения, мусульмане отправляются на кладбища, чтобы почтить память усопших. Тысячи жителей республики навещают могилу первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова.

По всей республике, во всех учреждениях, без исключения, проводят обряды жертвоприношения. За день до праздника в Грозном организуют переносные рынки, где можно выбрать быка или баранчика. Покупать жертвенное животное необходимо за собственные средства, одалживать деньги на покупку категорически нельзя.

По традиционному обряду, связанное животное кладут в сторону Мекки, на Восток. После короткой молитвы старейшине доверяют совершить обряд жертвоприношения. Тушу начинают разделывать на несколько частей. Что-то оставляют себе, часть родственникам и близким, остальное передают бедным.

В праздничные дни нужно делать только благие дела, раздавать милостыню, проводить обряды.

День чеченской женщины

Кадыров и чеченская женщина

20 сентября (третье воскресенье сентября) – в Чеченской Республике отмечают День чеченской женщины. Этот праздник учредил Президент ЧР Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий.

В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.


Резюме:
День независимости Чечни отмечается ежегодно 23 марта.
Главные мусульманские праздники отмечаются в Чечне ежегодно: Ураза-байрам и Курбан-байрам.
20 сентября 2022 года в Чечне будут праздновать день чеченской женщины.

Похожие статьи

Проверьте также

Паломничество в Мекку

Любимый праздник всех мусульман — Курбан-байрам

У каждого человека существуют любимые праздники, а для верующих людей особую значимость имеют религиозные праздники. …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники чеченцев кратко
  • Национальные праздники чеченской республики
  • Национальные праздники чеченского народа
  • Национальные праздники чехии 2022
  • Национальные праздники черногории