Национальные праздники долганов

Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера: как этнос долганский народ сложился на Таймыре в результате взаимодействия и смешения русских старожилов, тунгусов и северных якутов-оленеводов.

Выберите категорию

Долганы

Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера: как этнос долганский народ сложился на Таймыре в результате взаимодействия и смешения русских старожилов, тунгусов и северных якутов-оленеводов.

Долганы (долган, тыакихи, саха) — коренной народ севера Красноярского края. Большая их часть проживает по рекам Хета и Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Незначительное число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России, по данным переписи 2010 г., насчитывается 7885 долган. В Красноярском крае — 5816 долган.

Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время он определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность — на основе русского алфавита.

Верующие долганы — православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа (шаманизм, обожествление сил природы, анимизм). Анимизм, в частности, проявляется в поклонении сайтанам (необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.

Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера. Как этнос этот народ сложился на Таймыре в XVIII—XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. затундренных крестьян, проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX в. Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — Долган, Донгот.

В декабре 1930 г. был образован Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ, в который вошли три района, с 1987 г. — автономный округ, с 1992 г. — самостоятельный субъект России, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.

До начала XX в. долган, в зависимости от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в четыре раза больше. В переписях населения 1939 и 1959 г., долганы были включены в число якутов (саха). В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.

К традиционным занятиям долган относятся оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге — в лесотундре. Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов. Нарты — самодийского типа, однако, подобно эвенкам, на них садятся справа, передовой олень также запрягается справа. Подобно эвенкам, долганы используют оленя под вьюк, а также для верховой езды. От ненцев и нганасан ими заимствована пастушеская собака. В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло, сохранилось только в двух — трех восточных поселках, поголовье домашнего оленя сократилось в десятки раз.

Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей на сезонных переправах через реки. Практиковалась охота с помощью оленя-манщика и маскировочного щитка. Была распространена охота гоном. Для передвижения по снегу использовались широкие лыжи тунгусского типа.

Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, лисицу. Орудия лова — капканы и самодельные ловушки-пасти. Осенью велась коллективная охота на гусей с помощью сетей. В настоящее время на птицу охотятся индивидуально с помощью ружья. Развито рыболовство, с помощью сетей добываются ценные породы рыб. Средством передвижения по воде служили небольшие лодки, которые приобретались у русских и якутов, в настоящее время — моторные лодки. В XX в. в ограниченном масштабе появилось животноводство.

Основа пищи долган — оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Только что выловленную рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной. Добытых весной гусей вялят, заготовляя впрок, или варят. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. Употребляют в пищу также лук, корни некоторых растений, ягоды. Женщины пекут долганские лепешки и оладьи. В настоящее время распространились покупные продукты, однако традиционные блюда по-прежнему готовятся регулярно.

В поселках (станки) по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой; голомо (сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном, землей), как у эвенков; или балаганы (якутского типа).

Наиболее оригинальное жилище долган — балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась покрышка из оленьих шкур и чехол из парусины. В балке были окна, железная печка, нары. В настоящее время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оленеводов, у охотников и рыбаков на дальних угодьях. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.

После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы проживают в поселках, застроенных типовыми домами. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов.

Мужская и женская верхняя одежда долган — кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Головные уборы (бэрсегэ) — капорообразного покроя, из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

У долган, как правило, малые семьи, родовые отношения почти забыты. В некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика. В частности, в похоронном обряде переплелись православные и национальные традиции. В отличие от других народов Таймыра, долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево (на западе) или ставят деревянный сруб (на востоке), украшенный резьбой. На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты, у оленеводов — ставят шест с головой оленя.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро). В долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.

Письменность долган была создана в 1970-е гг. Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый долганский букварь — в 1981 г., после чего началось преподавание долганского языка в младших классах общеобразовательных школ. В газете «Таймыр» периодически выходит страница на долганском языке.

У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.). В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха».

Одним из основоположников развития профессионального искусства Таймыра является долганский график и художник Б. Н. Молчанов (1938—1993). Его персональные выставки проходили в Дудинке, Красноярске, Абакане, Кызыле, Москве, Санкт-Петербурге. При Таймырском окружном центре национальных культур был создан мемориальный музей Б. Н. Молчанова.

Зачинателем долганской литературы на родном языке по праву считается поэтесса Огдо Аксёнова (1936—1995) — автор более десятка поэтических сборников. Она была одним из соавторов долганского алфавита, различных лингвистических словарей (от школьных до академических). На долганском языке пишет Николай Попов. В 1989 г. в Красноярске вышел первый сборник его рассказов «Из рода Каранто».

Долганы представлены в Краевой ассоциации коренных малочисленных народов Севера.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Шкала времени

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос. В мире проживает около 8 000 представителей народности.

Где живут

Основная часть долган населяет Российскую Федерацию, Красноярский край, а именно территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Проживают в Якутии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Название

В течение длительного времени у народа не было общего названия, они называли себя по имени рода. Этноним «долган» произошел от названия эвенкийского рода народности, переводится как «средний, внутренний, срединный». С 1935 года официально было принято называть долган «саха». Другие наименования народа: «тыа-кихи», долган. Якуты называют их «тыа».

Язык

Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Основан на якутском, подверженном воздействию эвенкийского. В долганском выделяют пять говоров:

  1. пясинский
  2. норильский
  3. авамский
  4. попигайский
  5. хатангский

Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан», была выпущена в 1973 году. В 1984 вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита официально была принята в 1970 году. Периодически на долганском публикуются материалы в газете «Таймыр».

Религия

Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни назвался «паскал».

Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Духи и божества делились на 3 категории:

  1. «иччи», невидимые существа, способные вселяться в любые объекты;
  2. «айыы», доброжелательные к человеку духи;
  3. «абаасы», недоброжелательные к людям духи, живут в подземном мире.

Переходить из одной части мира в другую во время камлания — ритуальных действий, мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа. Различали шаманов по уровню владения мастерством магии:

  • «уостуган ойун», шаман, имеющий удила, обладающий комплектом ритуальных атрибутов;
  • «ырыахыт», певцы-врачеватели, не имевшие бубна, костюма с погремушками;
  • «муолин ойун», шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира.

Шаманы могли быть различными избранниками духов:

  • «атыыр», великие
  • «орто», средние
  • «ылгын», слабые, мелкие

Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.

Еда

Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

Внешность

Долганы больше относятся внешне к тунгусскому типу, нежели к якутскому. У них продолговатое лицо, высокий лоб, добродушное, серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются пылким характером и красотой. И мужчины, и женщины волосы заплетали в косы, носили на голове наличник из бисера.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя.

Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Другой вариант капора шился из двух частей, одна располагалась поперек головы, другая была полукруглой формы, прикрывала затылок. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку, по нижнему краю капора опушка была небольшая. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы, песца.

Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета.

В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы.

Жизнь

Основная часть народа к 1920-м годам жила в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, у каждой была своя территория. Осенью группы распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки кочевали, занимались охотой на песца, дикого оленя. Зимовали в лесотундре, немного отступая от границы леса к югу, летом переходили немного севернее.

Семьи долган были патриархальными, в основном малые. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).

Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Но оленей запрягали и сидели в нартах совсем по-другому. Собак использовали пастушеских.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.

Жилище

Жили долганы в нескольких типах жилища:

  • голомо
  • тунгусский чум
  • якутский балаган
  • русская изба

Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.

Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте. В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.

Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

Культура

Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра:

  • обрядовый
  • эпический
  • фоносигнальный
  • инструментальный

С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

Существует в культуре народа хороводный танец хэйро. Раньше долганы с его помощью просили у духов размножения скота, благополучия в семье, плодородия. В танце принимают участие женщины и мужчины. Обязательным атрибутом является шест «хорей», который вбивается в землю или лед.

Традиции

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

1khНациональные праздники имеют разные значения, но смысл у них один – это единение народов нашей республики. Совсем недавно мы побывали на эвенкийском «Бакалдыне» и эвенском «Эвинэке». Юкагиры свой «Шахадьибэ» провели в рамках общего праздника северян «Цветение тундры».  А в прошлые выходные в местности Yс Хатыҥ чукчи и долганы вместе отметили свои традиционные праздники – Кильвэй и Хэйро.

Хэйро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило долганы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

Кильвэй – праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины.

Праздники Хэйро и Кильвэй знаменуют собой начало долгожданного для арктических народов лета, пробуждения природы, поклонения духам плодородия.

3khСтарейшина долган Елена Поликарповна Тимофеева и представитель чукчей  Дина Николаевна Третьякова провели обряд кормления огня, для этого был разведен ритуальный костер, они благодарили за благосклонность духов природы и просили дальнейшего покровительства на предстоящий год.

На празднике были гости из Анабарского и Нижнеколымского районов – это два района, где компактно проживают наши самые арктические народы — долганы и чукчи.

Гаврил Иванович Сыровацкий и Варвара Ильинична Ходьяло, пенсионеры, жители села Колымское рассказали, как раньше чукчи отмечали национальные праздники.

Варвара Ильинична Ходьяло:

— Грудинку оленя собирали, забьют зимой самого жирного оленя и сохраняли до Кильвэя. За ярангой кости грудинки клали на землю и обмазывали оленьим жиром, чтобы упитанное стадо было.  Оленьи рога собирали и тоже складывали за ярангой, обмазывали оленьим жиром. Это все делалось, чтоб оленей больше стало.

2436097469_nГаврил Иванович помнит, как проводили праздники по традициям, когда ему было лет восемь. Он рассказывает, что были большие гонки, куда съезжались гости с Чукотки, со Среднеколымского района. Для гонок  специально обучали яловых (нерожавших – прим.ред)  важенок, считалось, что они более выносливые. Раньше гонки были на большие расстояния до 80-90 км, это сегодня 8-10 км, отмечает Гаврил Иванович. На призы обычно выставлялись важенки, которые очень ценились, потому что от хорошей важенки будет приплод и стадо будет расти.

Более подробно об обряде «Кильвэй» рассказала Дина Николаевна Третьякова:

—  Была специальная атрибутика для этого обряда – делались из тальника в форме человечков (рогатины), собирали выпавшие рога оленей, сушились бубны-ярары.  Обряд проводился за ярангой и именно вечером. Мужчины брали эти рогатины и под возгласы вели их к собранным рогам. Каждую рогатину обмазывали жиром, кормили огонь. Все это делалось, чтобы стадо росло, а будет стадо расти,  значит,  благополучие и достаток будет. Потом был большой праздничный ужин, когда вдоволь наедались оленьего мяса.

Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя – это еще и прощание перед долгой разлукой.

Варвара Ильинична Ходьяло выразила сожаление, что в последнее годы в родном селе не проводят такой обряд.

845261_n— Старики уже в тундре не кочуют, поэтому обряд и не проводится, — пояснила  Жанна Дьячкова, председатель Ассоциации чукчей. — И вот мы здесь начинаем. Это только начало. Пусть хоть в общих чертах сегодня мы провели ритуал, но с каждый годом будем входить в суть самого праздника, с приходом опыта будем подробнее проводить обряды.

В местности Ус Хатын есть специально выделенная площадка «Северное сияние», где народы Севера вот уже который год проводят свои национальные праздники. С каждым годом эта местность преображается, построена концертная сцена, стоят несколько сооружений в национальном стиле. Как сообщила Ольга Охлопкова, начальник отдела Севера Дома дружбы народов, в этом году при поддержке мэрии города Якутска началось строительство традиционного жилища долган, в следующем году будут преображены яранга чукчей и дом-нимэ юкагиров. Елена Поликарповна Тимофеева провела обряд кормления местности, где строится дом долган, чтобы жилось здесь народу хорошо, был достаток, была удача, было веселье.

671064195_nПредставители долган тоже рассказали о своих обычаях и традициях. Так, например, глава общины из Анабара Роман Туприн подарил оленя своему сородичу, народному художнику республики Юрию Спиридонову.

— У нас у долган есть обычай. Гостя не отпускают с пустыми руками, обязательно дарят оленя. В наше время забыли про это, — рассказал оленевод. — Обычно мы встречаемся раз в год,  весной, после длинной зимней кочевки,  во время оленьих гонок. Я первый стал так делать, потом это подхватили другие. Сейчас Буранами, нартами уже обмениваемся. Так, человек остается в памяти. Я стал бывать в Красноярском крае, у наших хатангских долган. Однажды спросил у них: «почему вы не дарите оленей гостям?». И сам подарил им оленя. Так мы возродили эту традицию. Сейчас уже когда возвращаешься с таких праздников, уже видно, что в стаде у наших оленеводов новые олени.

0056430_nЮрий Спиридонов на празднике представил выставку своих картин. Он очень радуется, что его сородичи обретают снова свою культуру:

— И сейчас на каждом празднике я вижу прекрасно одетых красивых девушек в национальных костюмах, это очень радует глаз.  Когда-то моя мама сшила такие узоры и мы сохраняли несколько ее вещей. К сожалению, в советское время это не сильно было распространено, но в последние годы стало возрождаться. Наши долганы общаются со своими сородичами, которые живут в Красноярском крае и это общение помогло и тем и другим, наши оленеводы стали помогать другу другу.

У меня есть одна картина,  называется «Жизнь продолжается». В этой картине изображены мои отец и мать, за ними, на втором плане молодой человек строит юрту. Это символ того, что есть надежда, что есть будущее у нашего народа. Жизнь продолжается в молодом поколении, которое пришло на землю предков, чтобы продолжить их жизнь.  Хочу поблагодарить своих земляков за то, что они не теряют надежду.

0473508_nСловам долганского художника вторит оленевод Роман Туприн:

Я помню, раньше наши старики говорили: «После нас оленей не будет». Но ведь сегодня в оленеводстве только молодежь работает. В возрасте больше 50 лет, наверное, 3-4 человека только есть, а в основном молодежь. Единственная причина, по которой могут исчезнут олени, это загрязнение природы, промышленная разработка наших территорий. Приходят промышленные компании, они ведь землю не руками роют, а химикатами. Я помню в детстве, в 80-х годах, были буровые. Сколько лет прошло с тех пор, лет тридцать, там же эта химия так и лежит. Вот это вызывает опасения. Раньше были поселки промышленников, они уже закрыты, но хлам железный от них рассеян по всей тундре. И никто не собирается вывозить его. Когда мы летом гоним стада к морю, наши олени травмируются от этого железа.  Это может повлиять на утерю оленеводства. Когда мои дети рождались, я всем обязательно оленя дарил. Так ребенок видит, что с годами стадо его разрастается. Я не думаю, что оленеводство исчезнет. Есть будущее у оленеводства. Сейчас уже идет понимание, что это полезный продукт, главное, природу нашу сохранить.

На празднике проводились различные конкурсы, в том числе конкурс семейных родов. Были представлены долганские семьи Спиридоновых, Андросовых, Уранник, чукотская семья Дьячковых-Ягловских.

7831364179_nО своем роде Уранник рассказали три долганочки, уроженки Таймыра – Ирина Михайлова и Марина Слепцова живут в п. Андрюшкино Нижнеколымского района, а Дарья Кривошапкина живет в Якутске. Все трое в свое время вышли замуж за якутян и уже много лет живут в Якутии, но связи между собой и своим родом не теряют.

— История рода начинается с 19-го века. Род назван по имени прадеда, звали его Уранник. Это был очень знаменитый, богатый род, который имел свой аргиш, он развозил товары по всей территории Таймыра, — рассказывают потомки Уранник. — Они были очень уважаемыми людьми, пользовались авторитетом и у сородичей, и у власти, и у других соседних народов. По легенде, только род Уранник на Таймыре держал белых оленей.  После революции, когда происходил процесс раскулачивания, которому подвергся и род Уранник, оленей раздали в совхозы и  белые олени стали появляться по всей таймырской тундре. Есть еще одна легенда, которая передается от поколения в поколение. Не все имущество рода было роздано после раскулачивания, говорят, серебряная посуда, какие-то ценные вещи были запакованы в сундук и спрятаны где-то в одном из таймырских озер. И мы говорим: где бы найти это озеро, где бы найти этот клад?- смеются девушки.

Сегодня род Уранник очень большой, родственники живут во многих регионах России, в том числе в Бурятии, Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге…

82736243_nА вот долганские частушки, которые спели на сцене прекрасные представительницы рода Уранник:

Манна кэлэн, кэргэн тахсан

Саха сиригэр дьоллохпут!

Родуой, ародуой! Родуой, ародуой!

Учугэй, учугэй!

Олохпут учугэй!

Мы долганские девчата,

Своей дружбой дорожим!

Наш язык мы прославляем,

Чтобы вечно жив он был!

Родуой, ародуой! Родой, ародуой!

Учугэй, учугэй!

Олохпут учугэй!

Были на празднике и песни, и танцы, и конкурсы национальных блюд и традиционных костюмов, спортивные национальные игры, в которых активно приняли участие члены молодежного совета Ассоциации КМНС Якутии. Были приветственные слова и пожелания от официальных лиц.

9840002_nПредложение о проведении национальных праздников на республиканском уровне прозвучало на Съезде Ассоциации КМНС Якутии в 2013 году. Эту инициативу поддержала тогда председатель правительства республики Галина Данчикова и по распоряжению главы Егора Борисова все праздники шести народов входят с тех пор в план республиканских мероприятий и имеют грантовую поддержку от Министерства по развитию институтов гражданского общества. Каждый год эвенки встречаются на «Бакалдыне», эвены проводят «Эвинек», юкагиры – «Шахадьибэ», русские старожилы отмечают «Праздник первой путины», долганы — «Хэйро», чукчи  -«Кильвэй». А впереди национальный якутский праздник «Ысыах», на котором наши народы тоже представят свою культуру и традиции. На площадке «Северное сияние»  в Yc Хатыҥ 24-25 июня пройдет фестиваль «Поют и танцуют дети Севера», а русские старожилы 25 июня отметят «Праздник первой путины».

2kh 3kh

4kh 5kh

6kh

10kh

2533982_n

65157_n

11kh 12kh 13kh 14kh

94423078_n

16kh

555276712_n

04713282_n

3570172_n

977176374_n

805093857_n

2313861_n

504778_n

34533_n

35492_n

36594_n

434670052_n

26691_n

72955863505_n

277715908_n

703365_n

2780188305_n

17kh

348574875_n

23240661317644_n

589410378_n

51260_n

5425910413_n

4502584_n

6126566_n

6233160_n

9669962245_n

q

Ирина Курилова

© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)

Читайте также:

Бакалдын-2017

Эвены Якутии собрались на Эвинэк

Северяне отметили Цветение тундры

«Аианна Меланни» – пробуждение природы по-эвенски

День оленевода – праздник долган

Долганы – коренной малочисленный народ, проживающий на севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

Большая часть долган проживает в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (сельском поселении Хатанга и городском поселении Дудинка), незначительная часть долган проживает в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия).

По данным переписи населения 2010 численность долган в Российской Федерации составляет 7885 человек, 1840 человек проживает в городах, 6045 в сельской местности.

Распространены самоназвания – haka, дулгаан, тыэ киhитэ.

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские.

Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в  XVII – XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов – эвенков (тунгусов), якутов и русских (так называемых затундринных крестьян).

Впервые о долганах упоминается в «Наказе стольнику Петру Головину и дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену для строения острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев», датированное 6 августа 1638 г.

Первые научные сведения о долганах содержатся в трудах исследователей Сибири ХIХ в. М.А. Кастрена и А.Ф. Миддендорфа. Впоследствии изучением долган занимались Б.О. Долгих, А.А. Попов, Г.Н. Грачева, П.Е. Ефремов, В.А. Туголуков, В.И.Васильев и др.

Так, известный российский путешественник, географ и натуралист А.Ф. Миддендорф в своей книге «Путешествие на Север и Восток Сибири» отмечал, что долганы весьма интересный смешанный народ, у которого во всем явно высказывается преобладание якутского элемента.

Он высказывал мнение, что часть долган «Дзиганская орда» первоначально переселилась из окрестностей города Жиганска, лежащего под Полярным кругом на р.Лена, вероятно в то время, когда казаки Мангазейские и Якутские старались перещеголять друг друга в грабежах на р. Лена, и предводители их оспаривали порабощение друг у друга жителей долины р. Лены, т.е. воевали не только между собой, но и отбирали ясак у коренных жителей (1633 г.). Вероятно, в это время якутские и тунгусские племена вместе двинулись на запад.

Они кочевали в верховьях рек Хатанги и Пясины, в горах, окружавших Норильские озера, и пользовались угодьями сообща с Жиганскими тунгусами, усвоив их образ жизни и отчасти язык. Эти кочующие долганы отчасти примкнули к тунгусам, заводили небольшое количество северных оленей, поскольку опасались, что многочисленные волки могут отбить стадо. Питались они дичью, рыбой. Это был живой, подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством, писал А.Ф. Миддендорф.

Весьма важную категорию долган составляли оседлые поселенцы, занимавшие все пространство от Дудина до Хатангского погоста. Летом они отправлялись на тундренные озера к северу, там они заготавливали запасы рыбы на зиму. Они питались преимущественно рыбою, и хотя их свободно кочующие родичи поглядывали на них «как бы с чувством соболезнования», но преимущества обеспеченного существования, оседлости, связанного с нею заготовления больших запасов, сношения  с проезжающими по временам чиновниками, купцами и священниками, выгоды крещения давали им превосходство над кочующими, что они гордились, что в тяжкие времена спасают странствующих собратьев своих от голодной смерти. Происходило это от того, о чем они говорили неоднократно, что кочевники полагаются на ненадежное охотничье счастье, вместо того, чтобы заняться надежной рыбной ловлей.

Матиас Александр Кастрен, известный финский филолог, исследователь финно-угорских и самодийских языков, в своей книге «Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири в 1838—1844, 1845—1849 гг.» упоминал, что долганами называли три якутских племени: 1) племя  Dolgan, живущее по р. Хатанга, 2) племя Adjan, признающее и русское название Жиганы, и 3) племя Dongol, живущее, как и второе, в расстоянии трех дней пути от Дудинки, близ Норильских озер. Сами же они ведут себя от трех братьев: Galkinga, Sakatin и Bijka, перекочевавших сюда из якутской стороны.

Более глубокое изучение долган в историческом и этнографическом отношении началось лишь в советское время, после переписи населения 1926-1927 гг. и экспедиций Музея антропологии и этнографии Академии наук в 1930 – х годах.

Выдающийся советский этнограф Б.О.Долгих в книге «Происхождение долган» высказывал предположение, что образование долган в пределах Таймырского округа проходило в течение XVIII и первой половины  XIX в. По его данным в момент переписи долганское население распадалось на девять этнографических групп.

1) Долганы бывшей Долгано-Есейской управы с родовым названием Долган (Дулган). Их предками были тунгусы Долганского рода в XVII в., жившие по Лене между устьями Алдана и Вилюя. Во второй половине XVII в. большая часть усть-вилюйских долган  переселилась на Оленек, где была объединена одним названием тунгусов «Долгацкого роду». Это и есть предки современных долган бывшей Долгано-Есейской управы. Часть из них остались на низовьях Лены в ведении Жиганского зимовья.

Следующим этапом истории бывших усть-вилюйских долган было переселение их в пределы Мангазейского (Туруханского) уезда, включавшего в XVII-XVIII вв. и территорию Таймырского национального округа. В 1761-1763 гг. в составе Есейской волости Мангазейского ведомства отмечен новый род «некрещеных тунгусов», примерно 150 человек, в котором есть все основания видеть предков долган рода Долган, составлявших с 1824 г. и вплоть до революции Долгано-Есейскую управу.

2) Долганы бывшей Долгано-Тунгусской управы с родовым названием Донгот. Донготы были наиболее крупным ответвлением баягиров, вошедших в состав долган, обитавших в XVII в. по верховьям конфлюента Хатанги Котуя, в верховьях Вилюя, в верховьях Оленека и частично распространявшихся на р. Кочечумо и ее приток Туру из бассейна Нижней Тунгуски. Переход рода Донгот на Север в пределы Таймырского национального округа произошел между 1768 и 1816 гг. В начале XX в. донготы состояли из четырех родов с якутскими названиями Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харыбалар (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оркутахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

3) Долганы бывшей Жигано-Тунгусской управы с родовым названием Эдян (Адян) или Эдиген переселились на Таймыр из Якутии, по данным И.С.Гурвича, в 1769-1783 гг., во главе с Леличей Себягиным. Центр этой управы на карте Енисейской губернии 1822 г. указан между озерами Мелкое, Глубокое и Лама. Таким образом, эта группа предков долган также как и, собственно долганы, вышла из пределов Якутии, но позже, чем собственно долганы, вероятно, примерно одновременно с переселением в район Норильских озер донготов.

4) Эвенки бывшей Боганидско-Тунгусской управы с родовым названием Каранто. На карте Енисейской губернии 1822 г. их центр указан несколько западнее среднего течения реки Боганиды. Названы они здесь «Есейской волости Харитоновского рода тунгусы». По устным преданиям, Каранто пришли на Таймыр, на реку Боганида откуда-то с юга, то ли с верховьев Хатанги и Хеты, то ли с верховьев Оленека или Вилюя. Б.О.Долгих склонялся к тому, что в 1645 г. в племени Эдян (Адян) на Оленеке был Каратунский род из 25 плательщиков ясака. В 1769 г. тунгусы Хаританского рода, с женами и детьми во главе с Белкичей Маганечиным бежали их Жиганского комиссарства Якутской области в Туруханскую «волость». Сходство названий Каратунский, Хаританский, Харитонов и Каранто – очевидно. В 1833 г. окладную книгу Боганидской управы подписали Игнатий Елча, Шантуча, Харитонов, Шакличу, Учкачу, Кунников, Нелтанов.

5) Якуты бывшей Нижне-Затундринской якутской управы являются самой большой составной частью долганской народности и одной из самых ранних из них по своему появлению в бассейне нижней Хатанги и Хеты (в 1699 г.). На карте Енисейской губернии 1822 г. центром Есейской волости показано селение «Хатангское оно ж Носок». Очевидно, здесь находился центр затундринских якутов. Основная масса затундринских якутов в начале XX в. жила в низовьях Хеты, Попигая, Анабара. Самой старой, основной патрономией затундринских якутов считают Поротовых, живущих по реке Хете. Вероятно, толчком, побудившим часть якутов перейти с Оленека на Хету, была голодовка, имевшая место на Оленеке в 1681-1682 гг., вызванная изменением направления миграции диких оленей, когда они вместо того, чтобы пойти от моря через плави на Оленеке, где их ждали охотники, ушли в сторону Хеты реки. Окладную книгу Нижнезатундринской управы в 1833 г. подписали Поротовы, Савины, Федосеев, Антонов, Тюприн, Гидатов. Тюприны (Чуприны) были в составе затундринских якутов уже в 1727 г. Среди затундринских якутов имеется многочисленная (179 человек обоего пола в 1926-1927 гг.) патронимия Спиридоновых, которая имеет другое название Барах. Считают, что они какого-то особого, по некоторым данным, русского происхождения. В затундринских якутах мы видим не только самую большую составную часть долганской народности, именно ту ее часть, которая первой принесла на Таймыр якутский язык и способствовала распространению якутского языка среди других неякутоязычных в прошлом предков долган.

6) Затундринские крестьяне, образовавшие раньше Нижне-Затундринское крестьянское общество, после энцев и нганасан являются наиболее старыми обитателями территории современного расселения основной массы долган. Русские промышленные люди появились «за тундрой» уже в первой четверти XVII в. Из современных патронимий затундринских крестьян в конце XVII в. здесь жили уже Аксеновы и Рудницкие (Рудинские). Первые происходят из посадских, вторые – из служилых людей «иноземного списку». (В.В.Александров установил, что посадский Дементий Аверкиев Оксенов с семьей проживал на р. Хете уже в 1701 – 1720 гг. Служилый человек сын боярский Степан Рудницкий в январе, марте 1682 г. производил перепись хантайских энцев и авамских нганасан.)

В течение XVIII в. затундринские крестьяне числились также посадскими, затем мещанами и только начиная с первых десятилетий XIX в. в документах фигурирует единое Нижнезатундринское крестьянское общество. Из существующих в настоящее время патронимий затундринских крестьян Туркины и Уксусниковы в XVIII в. тоже были крестьянами, а Аксеновы, Бархатовы, Поповы, Малетины, Портнягины – посадскими (мещанами). В метрических книгах Хатангской Богоявленской церкви конца XIX — начала XX веков, хранящихся в фондах Таймырского краеведческого музея, упоминаются крестьяне Затундринского общества Игнатий Васильевич Малетин, Василий Алексеевич Тюприн, Дмитрий Александрович Бархатов, Андрей Евфимович Суворов, Александр Прокопьевич и Иван Прокопьевич Хвостовы, Дмитрий Титович Лаптуков, Иосиф Сосипатрович Рудынский, Ефстафий Мартынович Рудынский, Марк Гаврилович Портнягин, Поповы: Мефодий Лазаревич, Григорий Евфимович, Назарий Никандрович с сыновьями Онисимом и Афанасием, Прокопий Никандрович — предки Григория Романовича Попова, первого долганского ученого и Николая Анисимовича Попова, первого долганского журналиста.

Мы знаем, что затундринские крестьяне начали вступать в браки с якутами уже в начале XVIII в. Но хотя уже Миддендорф отметил якутизацию русских поселенцев на Хете, вплоть до середины XIX в. затундринские крестьяне в массе еще не растворились в окружавшем их долгано-якутском населении. Однако затем, во второй половине XIX в., они стали быстро сливаться с долганами. К 1926-1927 гг. затундринские крестьяне ничем в сущности не отличались от последних и во всяком случае не считали себя русскими. Такая быстрая долганизация затундринских крестьян в конце XIX – начале XX в. объясняется переходом  их к кочевому оленеводству и отказом от своего традиционного оседлого рыболовческого хозяйства с использованием собак в качестве упряжного животного. Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный, чем прежде, контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

7) Есейские якуты не являются потомками населения Есейской волости XVII-XIX вв., а представляют якутов-оленеводов, пришедших в район озера Есей из бассейна Оленека, вероятно, в XVIII в. Хотя в Вилюйске есейских якутов называли «есейскими тунгусами», но большинство их, судя по родовым названиям, представляло потомков выходцев из центральной Якутии, да и в культуре в большей степени, чем у долган, были заметны чисто якутские черты. Наиболее многочисленные среди них были якуты Бетунского наслега, почти все принадлежавшие к роду Чорду. Затем следуют выходцы из Катыгынского наслега, принадлежавшие к родам Ботулу, Осогостох, Оспех  и Маймага. Названия наслегов сейчас служат потомкам есейских якутов на Таймыре в качестве фамилий. Так потомки бетунцев имеют фамилию Бету (Бетту),  потомки бетилцев – Бети, потомки якутов Катыгынского наслега – имеют фамилию Катыгынский или по одному из родовых названия Маймага (Маймаго), Ботулу и т.д.

8)  Эвенки бывших  2-й и 3-й Летних и Илимпейской управ из рода Тамбэгир, Малгачагир, Иолигир, Тыптагир и Якчар, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, жившие чересполосно с долганским населением, тоже явились значительной и все увеличивающейся составной частью долганской народности. Илимпейские эвенки на Таймыр переселились в конце XIX и начале XX вв.

9) Энцы (самоеды) Хантайской управы родов Сонуко (Санэр), Сойта, Масуадай, Карасинской управы – Муггади, Бай и ненцы (юраки) родов Ябтонгэ и Аседа, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, оказались среди долган в результате браков мужчин энецкого и ненецкого происхождения на долганках. Обычно такие семьи продолжали жить в долганской среде, и следующее поколение от этих браков ничем не отличалось от долган. Главная масса одолганившихся энцев жила в районе оз. Пясина и верховьев р. Пясина.

Можно считать, что в составе современных долган около 45 % по происхождению тунгусов, около 42 % – якутов, около 11% – русских и около 2% – самодийцев.

Таким образом, в течение XIX в. на севере Сибири образовалась новая народность. Спецификой процесса образования долганской народности было то обстоятельство, что он проходил на Крайнем Севере, и поэтому образовавшаяся народность, как и все народности Крайнего Севера, оказалась не очень многочисленной. Имело значение и то, что все элементы, образовавшие долганскую народность, были православными (по крайней мере формально), и в этом отношении все в целом противостояли своим соседям с севера нганасанам, обладавшим к тому же совсем другими формами материальной и духовной культуры и говоривших на другом языке.

Традиционная культура долган

ВВЕДЕНИЕ

Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.

У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.

Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII — начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.

В начале, середине и конце XX века хореографической этнографией занимались и продолжают заниматься: А.А. Айзенштадт, А.И. Алексеева, А.Ф. Анисимов, А.С. Берг, В.Г. Тан-Богораз, И.А. Бродский (Богданов), Г.М. Василевич, Б.А. Васильев, И.А. Вдовин, М.Г. Воскобойников, Г.Н. Грачева, И.А. Гурвич, Н.Н. Диков, Б.О. Долгих, М.Н. Жирков, О.Э.Добжанская, Л.Н. Жукова, В.Ф. Зуев, Г.Н. Курилов, Р.Г. Ляпунова, Н.В. Лукина Г.А. Меновщиков, А.П. Окладников, А.А. Попов, Г.Н. Прокофьев, Е.М. Робандеева, Ю.Б. Симченко, З.П. Соколова, С.Н. Стебницкий, Ч.М. Таксами, В.Н. Черницов, Л.В. Хомич, В.И. Цинциус. Ю.И. Шейкин и др. Особо подчеркнем заслуги в этой области этнохореографов, таких как С.Зверев, У.Избеков, М.Я. Жорницкая, Ф.С. Иванов, С.Ф. Карабанова, Н.С. Каплин, Э.А. Королева, Т.П. Лукашкина, А.А.Петров, А.Г. Лукина, В.Н.Нилов, Е.А. Рультынэут, Л.Г. Степанова, И.Г. Скляр, Н.А. Стручкова, Л.Е. Тимашова, С.Н. Худяков и др.

Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII-XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. «затундренных крестьян», проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века.

Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — Долган, Донгот.

К традиционным занятиям долган относятся: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки, танцы. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро).

Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.

В данной работе показана традиционная хореография Долган, в которой сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и своеобразной пластики.

Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, традиционные танцы долган. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этого народа обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы долган тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, тотемов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Также на развитие их культуры было велико влияние этнических групп живших по соседству.

Цель и задачи исследования.

Истоками танцев долган являются близость к природе, восприятие окружающей природы как живого организма, когда все вокруг одухотворялось, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных. В традиционном мировоззрении этих народов преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования (оленеводство, звероловство, рыболовство, охота). Исходя из этого, нами поставлены следующие цели и задачи:

1.Собрать воедино и систематизировать имеющиеся материалы и исследования, касающиеся формирования традиционной культуры долган.

.Осуществить анализ источников по традиционной культуре долган.

.Изучение сведений об исследованиях традиционной танцевальной культуры долган;

.Краткая характеристика танцевальной культуры народа;

.Анализ танцев долган с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.

Новизна исследования.

Новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленно и комплексно изучены танцы долган, которые являются наиболее характерными и оригинальными в танцевальной культуре народа. Новизну работы представит выявление своеобразия танцевальных движений.

Практическая значимость.

Полученные результаты изучения танцев с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры данного народа могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой долган.

ГЛАВА 1. Долганы

.1 Характеристика малой этнической группы — долганы

Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. «В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами» [1, с.25].

В книге Алексеевой Г.Г. [1] есть сведения о том, что в г. Дудинка, в отделе этнографии Таймырского окружного краеведческого музея, есть такие записки, где присутствуют исторические данные о народе долган. Там пишется, что в конце XVIII в. эвенкийский род долган вместе с другими родами перебрались на Таймыр с берегов реки Лены и реки Оленек. Они жили в чумах и в юртах северных якутов. Долганы говорили на диалекте якутского языка, включая тунгусские слова и некоторые элементы шитья одежды, были схожи так же и с якутскими, так же и с эвенкийскими покроями.

«Первое описание долган дал А.Ф. Миддендорф в путевых заметках «Путешествие на Север и Восток Сибири» [1. c.27]. Исследователь подразделил долган на категории кочующих и оседлых с указанием мест кочевки по рекам Пясина, Хатанга, Авам, Дудыпта, Таймыр, Болохня, Блудная, Попигай, Анабар и поселения «от Дудины до Хатангского погоста». «В заключении очерка А.Ф. Миддендорф анализирует опубликованные после путешествия работы М.А. Кастрена, врача М.Ф. Кривошапкина и начальника Туруханского округа П. Третьякова. Для нас ценными являются высказывания А.Ф. Миддендорфа: «М.А. Кастрен говорит: «Долганами называют три маленьких якутских племени, которые сами называют себя:

1) Долганы, живущие в Хатангском крае;

) Адяны, по-русски Жигане;

3) Донготы; последние два рода живут у Норильских озер»» [1. с.27]. В то время многие считали их тунгусами, но они говорили чисто на якутском языке.

В самом популярном средстве массовой информации, то есть в сайтах Интернета, нашлось краткое изложение этногенеза, численности и территории расселения долган в прошлом и в современности. «Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа. Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира. Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г.». [16]

«Численность долган по переписям их в Таймырском АО и Анабарском улусе Республики Саха (Якутия) 1959, 1970, 1979, 1989 и предварительным итогам переписи 2002 года в Российской Федерации такова: 3932 (уточнённые данные), 4877, 5053, 6929, 7000 человек. Наибольший процент считающих родным язык своей национальности по переписи 1979 года — 90 процентов, в последующие годы происходило некоторое сокращение этого показателя. В то же время возрастает число долган, свободно владеющих русским языком». [16]

Своеобразие этногенеза долганского народа отразилось на терминологии и методике подсчета. До начала XX в. долган, в зависимости от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в четыре раза больше. По переписям населения 1939 и 1959 гг., долганы были включены в число якутов (саха). Однако в 1930-е гг. в названии округа появилось слово «Долганский», а в 1950-е гг. во всех официальных документах этноним «саха» был заменен на «долган». В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.

Письменность долган была создана в конце 1970-х годов. Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый долганский букварь — в 1981 году. После чего началось преподавание долганского языка в младших классах общеобразовательных школ. В окружной газете «Таймыр» периодически выходит страница на долганском языке. На этом же языке ведет передачи местное радио в Дудинке. Большой интерес в научном мире вызвала международная конференция, посвященная 30-летию долганской письменности.

У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.

Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.). В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха» в Хатангском и Дудинском районах. Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских сувениров «Ардай». На различных экспозициях представлены работы мастера декоративно-прикладного искусства М. Г. Бетту. [10, c. 134-171]

1.2Культура этнической группы — долганы

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган — русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган. [17]

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного северного народа. В общем плане, «промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра». [9, с. 116-139]

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым во время экспедиционных поездок на Таймыр. [11, с. 15]

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки — родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др. [8, c. 29 — 32]

Сложные процессы формирования культуры, природно-климатическая среда обитания и особенности художественных традиций нашли яркое отражение в искусстве долган.

1.3 Национальный костюм

В названиях долганской одежды преобладают якутские слова, в ее декорировке широко используются характерные типы якутского орнамента и металлические украшения.

Одежда долган была более ярко декорированной, чем одежда северных якутов. Здесь, видимо, проявлялась давняя тунгусская традиция — для западных групп долган издавна была характерна вышитая одежда. Анализ сохранившихся образцов старинной вышитой одежды долган показывает весьма близкие параллели с эвенкской одеждой.

Н.Ф. Прыткова в свое время писала, что «у долганов, как ни у одного из сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды». [4 с. 230] Это, пожалуй, одна из характерных черт долганской одежды. Действительно, при одном и том же материале и некоторых общих чертах в конструкции и фасоне между женской и мужской одеждой существовали определенные различия. Это прежде всего наблюдалось в определенных типах одежды, характере декора и оформления. Ярким свидетельством может послужить и богатая терминология долганской одежды, в которой четко прослеживается половозрастная характеристика. Одежда долган по назначению также подразделялась на повседневную, празднично-выходную, промысловую и погребальную.

Традиционная одежда долган многосоставна. Головной убор, верхняя одежда, обувь и различные дополнения представляют собой единый комплект. У долган наблюдается наличие как распашной, так и глухой одежды.

У долган выработана особая культура, они не только умели шить красивую одежду, но и знали особенности ее ношения, им хорошо были известны способы ухода за нею и хранения.

Мужская и женская верхняя одежда долган — кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Шубы из оленьих шкур служила всего 2-3 года, затем вышитые декоративные отделки одежды надо было перешивать на новые. В этом отношении суконные кафтаны были намного практичнее и долго носились.

Головные уборы (бэрсегэ) капоры образного покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Женские капоры отличались наиболее яркими и декоративными. Для оформления суконных шапок используются в основном два наиболее распространенных технических приема декорирования: вышивка бисером и аппликация цветными полосками ткани и ниток. Полосы орнамента, состоящие из нескольких рядов цветного бисера или тканевой аппликации, обычно располагаются по краям и основным швам капора. Мужские шапки орнаментировались бисерной или тканевой вышивкой так же богато, как и женские, но их украшение имеет несколько иной характер. В них в основном декорировали переднюю лицевую и затылочную части. [10, с. 74 — 82]

Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

ГЛАВА 2. Хореографическая культура долган

.1 Танцевальная культура долган в контексте с национальными костюмами

Пластическая традиция долган представляет собой локальный вариант традиционной хореографии северных якутов и имеет родственные связи с культурой эвенов, эвенков, ненцев, энцев, нганасан и русских старожилов. Долганские народные танцы подразделяются на три группы: западную, восточную и попигайско-анабарскую. Западная группа связана с хореографическим искусством ненцев, энцев и нганасан, восточная полностью переняла традиционную хореографию северных якутов, а также эвенов и эвенков.

Обрядовые пляски долган можно разделить на общеплеменные круговые (с песней) и шаманские. К первым относятся хейро и охуокай, ункуу, являющиеся круговыми танцами вокург шеста — куурэй хэйро. [7, с. 18-20]

Большую роль в традиционных долганских плясках играла одежда танцующих. Традиционная одежда — это тот редкий элемент материальной культуры, в котором аккумулирован не только художественный, но и богатый духовный опыт, народные поверья и представления. Обычаи и поверья, связанные с одеждой, составляют особый пласт в традиционном мировоззрении долган.

Одежда исследователями часто рассматривается не только как вещь, но и как знак, символ, передающий важную информацию о человеке, его возрасте, занятии и, наконец, о его социальной и этнической принадлежности. Одежда долган отличается полифункциональностью. Особый интерес представляют ритуальные и религиозно-магические функции, которые составляют единую знаковую систему. [10, с. 210]

Традиционная одежда как особая этнокультурная категория занимает видное место в обрядово-ритуальной сфере духовной жизни долган. Сакральный мир долганской одежды насыщен яркими образами, обусловленными традиционным представлением о жизни и смерти человека.

Современное состояние народного искусства долган в целом характеризуется устойчивостью традиционных форм и жанров. [10, с. 256]

.2 Описание традиционных танцевальных движений

долганин одежда танцевальный культура

Круговой обрядовый танец хейро (в переводе означает «встреча солнца») исполняется на открытом воздухе во время праздников и свадеб. Запевает обычно мужчина, произнеся одно слово «хейро». Остальные участники танца ему вторят и ведут танец по кругу вокруг воткнутого в центре круга хорей — шеста, которым погоняют оленей. [7, с. 20] Женщины и девушки в пении не участвуют, они молчаливо ходят по кругу. Танец предназначается для выражения приподнятого праздничного настроения, а также дает возможность молодым людям познакомиться с девушками.

Напев хейро строится на большой секунде и ритмической формуле ямба или хорея. Музыкальная формула танца состоит из трех элементов: восходящей секунды, примы на верхнем звуке (опорном) и примы на нижнем опорном звуке, образующих своеобразную волну с восходящей и нисходящей интонацией.

В процессе исполнения танца напев исполняется 11 раз и каждый раз с различными вариантами мелодического рисунка, отличающимися количеством повторов трех элементов внутри своей зоны, сменой акцента при различном произнесении слова «хейро». Более стабильными являются крайние элементы музыкальной формулы, повтор которых чаще трехразовый. В кульминации танца, соответствующей седьмому-девятому повтору напева расширяется зона второго элемента на тоне е1. [11, с. 45-46]

Прежде чем организовать круг, все участники хороводной пляски становятся в линию. Ведущий «запевала» кричит: «Хэйро, хэйро!». Движение в танце обычно начинают мужчины с медленного покачивания и протяжного пения в кругу с постепенным динамическим нарастанием темпа. Мужчины берут руки женщин снизу, соединив их в замок, поднимают на уровне пояса и начинают двигаться «основным движением по ходу солнца», замыкая круг. Далее, двигаясь по кругу, припевают в такт ударам ног: «Ёхорь-е, ёхорь-е, чах, чех, чех, ёхорь-ё» или «Хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Основное движение «Хэйро» — прыгающий шаг с ноги на ногу — исполняется из шестой позиции ног, руки, согнутые в локтях, соединены в замок. На «раз» делается прыжок правой ногой вправо на всю стопу с наклоном корпуса, левая нога освобождается. На «и» левая нога ставится сзади правой, правая поднимается вперед, корпус выпрямляется.

Движение второе. Исходное положение: присесть на обеих ногах в шестой позиции, наклонить корпус вперед, плечи развернуть на 90º, правым плечом вперед, голову наклонить к правому плечу, правую руку вытянуть вперед, левую назад. «Раз» — сделать шаг вперед правой ногой на всю ступню, одновременно развертывая плечи на 90º, левая вытянутая рука идет через низ вперед, а правая — назад, голова поворачивается к левому плечу; «и» — приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два» — сделать шаг вперед левой ногой на всю ступню, одновременно развертывая плечи на 90º, правая вытянутая рука идет через низ вперед, а левая — назад; «и» — приставить правую ногу к левой в шестую позицию.

Движение третье. Исходное положение: встать лицом к центру круга, присев на обеих ногах в шестой позиции. «Раз» — сделать шаг правой ногой в правую сторону на всю ступню; «и» — приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два-и» повторить движение с правой ноги, исполненное на счет «раз-и».

Движение четвертое. Исходное положение: ноги в шестой позиции согнуты в коленях, взгляд перед собой. «Раз» — сделать шаг правой ногой в правую сторону, перенести тяжесть тела; «и» — приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два» — повторить движение, исполняемое на «раз»; «и» — сделать шаг левой ногой вправо вперед накрест правой ноги. Далее все повторяется с правой ноги.

Движение пятое. Исходное положение: руки раскрыть в стороны к центру круга, корпус развернуть на 90º по линии движения, ноги в шестой позиции. «Раз» — шаг вперед, по линии движения танца правой ногой, правое плечо вывести вперед; «и» — приставить левую ногу к правой ноге в шестую позицию, одновременно вывести левое плечо вперед; «два-и» — повторить движение с левой ноги, исполняемое на счет «раз-и».

Положение рук в «Хэйро» может иметь три позиции: в первой они сцеплены в замок и находятся внизу, во второй — сцеплены в замок и подняты на уровень пояса (локти прижаты к корпусу), в третьей — раскрыты в сторону на уровне плеч. При движении сцепленные в замок руки могут снизу подниматься снизу до пояса, а затем опускаться вниз.

Охуокай — общеплеменное танцевально-песенное действо с запевом и втором хора. Оно отличается от аналогичного жанра у саха (якутов) более медленным исполнением.

Охуокай — круговая пляска, сопровождаемая песней, состоит из двух частей: приглашения на танец и основной (танца на шагах). Приглашение осуществляют запевала и несколько участников. На «раз» делается шаг правой ногой вправо на всю ступню: на «и» левая нога притягивается к правой в шестую позицию; на «два-и» повторяется движение с правой ноги, исполняемое на счет «раз-и».

В основной части танцуют все участники. Они встают в круг и берутся за руки. На «раз» — шаг правой ногой вправо; на «и» — приставить левую ногу к правой в шестую позицию; на «два» — повторить движение на «раз»; на «и» — сделать шаг левой ногой вправо вперед накрест правой ноги.

Ункуу — круговой танец с поклонами. Форма запева — трехдольная, манера исполнения — медленная. Исходное положение: все участники становятся по кругу лицом в центр в шестой позиции, руки опущены вниз и соприкасаются — ладонь в ладонь — с руками партнера. «Раз» — все танцующие делают небольшой шаг левой ногой влево по кругу на всю ступню, одновременно медленно поднимая руки вперед; «и» — правая нога подтягивается к левой, руки идут до уровня груди; «два» — небольшой шаг чуть согнутой в колене правой ногой назад за левую ногу, руки медленно опускаются за спину; «и» — левая нога, скользя носком по полу, приставляется к правой, одновременно поднимаются руки и корпус. Далее все движения повторяются в быстром темпе. Сольные пляски обычно завершали танцевальную сюиту. [7, c. 24-26]

Шаманский фольклор представлен ритуалами ойуун (шамана) и удаган (шаманки), сопровождаемыми песнопениями, звукоподражаниями, речитациями, возгласами, танцами и игрой на бубне, звучанием подвесок-погремушек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долганы — молодой этнос, относительно недавно сложившийся из трех этнических компонентов: якутов, эвенков и русских (затундровые крестьяне) в результате процессов ассимиляции и аккультурации. Это означает, что их традиционная культура, состоящая из компонентов разных этнических культур, требует особого анализа, который гораздо многогранней можно 4 осуществить при культурологическом подходе, нежели при конкретных специализированных этнографических методах исследования. Соответственно, в рамках настоящей работы культурологический подход применяется к материалам по традиционной культуре долган, полученным в ряде конкретных гуманитарных дисциплин.

Культура долган, как отмечали многие ученые, содержит целый ряд различных по характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.

Долганы сумели сохранить богатое художественное наследие, в котором сконцентрирован многовековой этнокультурный опыт, отражающий глубокие этнические традиции арктической культуры. Долганы, придавая своим танцам неповторимую выразительность, выработали только им свойственные черты. Бережно передавая из поколения в поколение, свое искусство предки долган распространили далеко на Север.

Кроме того, сохранение и возрождение долганских традиций является одним из непременных условий сохранения долганского этноса и его самобытной культуры, а это невозможно без учета анализа опыта предшествующих поколений, зафиксированного в разрозненных источниках, часто малодоступных для читателя. В контексте современных тенденций, связанных с сопротивлением долган культурной унификации, актуальным представляется обобщение накопленных наукой данных, касающихся тех этнокультурных традиций, которые долганы стремятся сохранить.

Современное состояние народного искусства долган а целом характеризуется устойчивостью традиционных форм и жанров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеев Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. — Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005. — 438.

.Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сб. МАЭ. — Т.18. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-XXвв.). — Л., 1969

.Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 498с.

.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.

.Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России / сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. — М.: Северные просторы, 2002

.Нилов Вячеслав. Северный танец: традиции и современность — М., 2005

.Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / под ред. РАН СО ИФ. — Н.; Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000.

.Попов А.А. Материалы по родовому строю долган // Сов. Этнография. — 1934 — № 6

.Саввинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган — Н.; «Наука». 2005

.Соктоев А.Б. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока // Новосибирск. Изд. института археологии и этнографии СО РАН. — 2000

.Фольклор народов Крайнего севера и Дальнего Востока России / сост. Е.Р. Акбальян. — М.: Северные просторы, 2002

.Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование /Ю.И. Шейкин; Под. общ. ред.Е.С. Новик; Нотография Т.И. Игнатьевой. — М.: Вост. лит., 2002. — 718с.: ил., карты, ноты.

.Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. — Якутск: РДНТ, 1996. — 123 с.

.Шейкин Ю.И. Инструментальная музыка Югры. Новосибирск, 1990.

16.Сайт с Интернета: #»justify»>20.http://www.hrono.ru/etnosy/dolgany.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники днр
  • Национальные праздники диалог
  • Национальные праздники дании
  • Национальные праздники грузинского народа
  • Национальные праздники грузинов