Национальные праздники кабардино балкарии

10 января, 2020 - 06:50

Праздничные и памятные даты КБР

10 января, 2020 — 06:50

В нашей республике ежегодно отмечаются законодательно установленные праздничные и памятные даты. Эти дни являются нерабочими.

В числе региональных праздников – День возрождения балкарского народа, отмечаемый 28 марта. В этот день в 1957 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о возвращении балкарского народа на историческую родину после 13 лет насильственной депортации. Праздничный День возрождения балкарского народа установлен указом Президента КБР в 1994 году.

1 сентября – День государственности Кабардино-Балкарской Республики (День республики). Праздник учреждён в 1997 году по случаю принятия новой Конституции КБР. Его дата выбрана неслучайно: 1 сентября в 1921 году декретом ВЦИК РСФСР была образована Кабардинская автономная область, в 1921 году вместе с Балкарским автономным округом преобразованная в Кабардино-Балкарскую автономную область.

20 сентября – День адыгов (черкесов). Учреждён указом Главы КБР в 2014 г.

Кроме того, ежегодно устанавливается дата религиозных мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам.

К числу нерабочих памятных дней в КБР относятся 8 марта – День памяти жертв депортации балкарского народа. Принудительное выселение балкарцев с территории Кабардино-Балкарской АССР в Среднюю Азию и Казахстан было проведено Народным комиссариатом внутренних дел СССР 8-9 марта 1944 года.

21 мая – День памяти адыгов (черкесов) – жертв Кавказской войны. Введён постановлением Верховного Совета КБССР в 1992 году.

  • 1592 просмотра

Кабардино-Балкарская Республика

28 марта

День возрождения балкарского народа

Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.1994 N 19

21 мая

День памяти адыгов (черкесов) — жертв Русско-Кавказской войны

Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР от 07.02.1992 N 977-XII-В

На 2023 год дата не установлена, предварительно — 21 апреля 2023 года

13 мая 2021 года

Ураза-байрам

(дата устанавливается ежегодно)

Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2021 N 46-УГ

На 2023 год дата не установлена, предварительно — 28 июня 2023 года

11 июля 2022 года

20 июля 2021 года

Курбан-байрам

(дата устанавливается ежегодно)

Указы Главы Кабардино-Балкарской Республики от 14.07.2021 N 82-УГ, от 06.07.2022 N 68-УГ

1 сентября

День государственности Кабардино-Балкарской Республики (День республики)

Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 N 172-П-П

20 сентября

День адыгов (черкесов)

Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 12.08.2014 N 166-УГ

Балкарцы – один из древних тюркских народов, представитель балкано-кавказской европеоидной расы. Родной язык – карачаево-балкарский. Их историческая родина – земли Центрального Кавказа, регион, который сегодня под названием Кабардино-Балкарии входит в состав Северо-Кавказского округа РФ. Культурно-исторические традиции балкарского народа формировались в результате смешения древних племен кобанской культуры (булгаров, аланов, кипчаков) с народами Центрального Кавказа (грузинами, кабардинцами, карачаевцами, осетинами).

Традиции балкарского народа

Внешность, национальная одежда и жилище балкар

По последним данным Росстата, население Кабардино-Балкарии составляет 904 200 человек. Балкарцы живут также в российском Ставрополье и Карачаево-Черкессии, а за рубежом − в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Турции и США.

Внешне балкарцы похожи на своих соседей по региону — чеченцев, ногайцев, ингушей. Они обладают высоким ростом, крепким телосложением и несколько угловатыми чертами лица, волосы чаще всего темные.

Балкарский народ

Национальный мужской костюм балкарцев состоит из долгополой рубахи (бешмета) и узких штанов. Поверх бешмета надевалась черкеска – сшитый из домотканого сукна двубортный распашной кафтан с воротником-стойкой. Зимней одеждой служил бурка – плащ-накидка из войлока. Национальный мужской головной убор, как и у всех народов Кавказа − папаха из овчины или каракуля.

Женская одежда балкарок подчеркивала их небольшую грудь и тонкую талию: на голое тело девушки надевали корсет из тонкой кожи (сафьяна), а поверх − платье с широкими рукавами, по покрою похожее на мужской кафтан. На голове балкарские женщины носили высокие шапочки, завязывающиеся под подбородком широкой тесьмой.

Жилье балкарцев

Жилища древних балкарцев – аулы − обычно располагались в местах, труднодоступных для врага: на склонах гор и вблизи рек. Дома стояли на разных уровнях, на террасах, улицы как таковые часто отсутствовали. Дом балкарца представлял собой невысокое сооружение из камня, с плоской крышей, земляным полом и открытым очагом.

Балкарские праздники и памятные даты

Большинство балкарцев проповедуют ислам и считают себя суннитами. В прошлые времена большинство балкарских праздников и обрядов были посвящены аграрным божествам, и многие интересные традиции балкарцев были приурочены к смене времен года.

Мама с сыном

Так, весной балкарцы устраивали праздник первой борозды, обращаясь к божеству в образе златорунного барана Хардару с просьбой о хорошем урожае. Еще один земледельческий обряд, «Гутан», проводили, принося в жертву богам быка. Почитаемым у жителей Балкарии, Дигории и Карачая и Дигории был Бог Урожая Голлу, в его честь в период весеннего равноденствия устраивались массовые празднества с хороводами и плясками.

К официальным праздникам, которые сегодня отмечают в Кабардино-Балкарии, относятся:

  • День возрождения балкарского народа (28 марта);
  • День Республики (1 сентября);
  • Ураза-байрам (праздник разговения, отмечается в первый день месяца Шавваль);
  • Курбан-байрам (отмечается в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося у мусульман пророком, дата устанавливается ежегодно).

Баран для Курбан-байрама

На региональном уровне также отмечаются памятные деты:

  • День памяти жертв депортации балкарского народа (8 марта);
  • День памяти жертв Русско-Кавказской войны (21 мая).

Социальные и семейные традиции

Все стороны общественной и семейной жизни балкарцев отражают адаты − неписанные законы. Одной из главных национальных черт горцев издавна является гостеприимство. Балканцы жили небогато, но гостя старалась накормить самой лучшей пищей, и отвести для ночлега лучшее место в доме.

Балкарская пара

Как и у большинства народов Кавказа, у балкарцев при решении особо важных дел решающее мнение принадлежит мужчинам. Женщина в семье должна заниматься хозяйством и детьми. Обычаи и традиции балкарского народа, согласно с которыми женщины не едят с мужчинами за одним столом, а мужчины не должны входить в комнату, где живут женщины, уже не соблюдаются.

Раньше браки у балкарцев заключались по договоренности между родителями парня и девушки, сватами обычно были уважаемые в обществе пожилые люди. В настоящее время инициатива исходит от жениха, а невеста должна дать свое согласие. Древний обычай – уплата калыма (выкупа за невесту) – соблюдается и сегодня.

Балкарская свадьба

Похоронно-поминальные балкарские традиции и обычаи проводятся по мусульманским канонам. Покойного хоронят в день смерти, тело к погребению готовят священнослужители, обряд отпущения грехов – деур − совершает мулла. При захоронении присутствуют только мужчины. Три дня после похорон в доме усопшего нельзя готовить еду. Поминают покойника на 3-й, 52-й день и в годовщину смерти.

Интерес представляют некоторые уникальные национальные традиции балкарцев:

  • В старину считалось, что погасший очаг нельзя разжигать чужими углями в любое время, для этого существовал определенный день.
  • Одна из традиционных свадебных традиций балкарцев − “Чаша жениха”. В очень большую чашу, снаружи смазанную жиром, до самых краев наливалось пиво. Из этого скользкого сосуда друзья жениха должны были выпить пиво, ни капли не пролив. Те, кто не справился с задачей, исполняли забавные пожелания гостей.
  • Когда балкарский ребенок учился ходить, родители устраивали специальный обряд «жангы атлам»: выпекали из кукурузной муки шарообразную лепешку и катили ее между ножками малыша. Пытаясь догнать «колобка», ребенок делал первые шаги. После проведения ритуала лепешку должны были съесть присутствующие гости и родственники.
  • К интересным традициям балкарского народа относится обряд куначества. При проведении обряда в чашу наливали алкогольный напиток и, давая клятву верности, друзья выпивали его. Затем кунаки обменивались оружием и подарками.

Обычаи балкарцев

Национальная балкарская кухня

Кулинарные традиции и обычаи балкарцев отличаются особым ритуалом приготовления и подачи пищи, а блюда – обилием пряных приправ. Главное место в меню здесь занимают жареные, тушеные и отварные мясные блюда, а также блюда из муки и круп. Супов и овощных гарниров в национальной кухне балкарцев немного.

Суп шурпа

ТОП-10 национальных блюд Кабардино-Балкарии:

  1. Шурпа − заправочный суп на крепком мясном бульоне.
  2. Лягур – вяленое, а затем прожаренное на открытом огне мясо.
  3. Гедлибже – тушеная курица в сметанно-луковом соусе.
  4. Лицуклибжа – нечто вроде гуляша, который обычно едят с крутой пшеничной кашей.
  5. Кебаб — приготовленная на открытом огне продолговатой формы котлета из жирной баранины, в фарш для которой кладется много лука и специй.
  6. Жалбаур − жареная на углях баранья печень.
  7. Жамуко − густая каша, приготовленная со сметаной и творогом.
  8. Мамалыга – каша из кукурузной муки.
  9. Чертлама – тонкие блины на айране и топленом масле. Подают со сметаной.
  10. Эт хичин – лепешки из пресного теста с начинкой из мясного фарша.

Эт хичины

Из сладостей у балкарцев популярны закерис (аналог жареного во фритюре европейского печенья «хворост») и кабардинская халва, которую готовят из пшеничной муки, сахара и сливочного масла.

25 окт 2021г.

1811

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) —субэтнос адыгов. Коренной народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке. В России, в основном, проживает в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Происхождение

У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов.

Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры. В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. Следует заметить, что одно из меотских племен — синды — в V в. до н. э. основало первое государство на территории современной России — Синдику со столицей Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имела торговые связи с древнегреческими колониями на Чёрном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени — зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами.

Массовое переселение адыгов из Закубанья в Центральное Предкавказье происходит в конце XV в. Перемещение это, видимо, связано с османским завоеванием Восточного побережья Черного моря. Но окончательное разделение западных и восточных адыгов (кабардинцев) завершилось только в начале XIX в.

История

Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.

Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.

Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

Мария Темрюковна

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на кабардинские территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство. После включения в состав Российской империи, вошла в Нальчикский округ Терской области.

В советский период кабардинцы получили территориальную автономию. В 1921—1922 годах существовала Кабардинская автономная область. В 1922 году была образована Кабардино-Балкарская автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую АССР. В апреле 1944 года в связи с депортацией балкарцев из большей части территории Кабардино-Балкарской АССР была создана Кабардинская АССР. Она просуществовала до 1957 года. Таким образом, кабардинцы впервые получили национальную территориальную автономию в составе СССР.

Сталинские депортации коснулись также кабардинцев. В мае 1944 года была проведена депортация кабардинцев. В отличие от балкарцев, выселены в Казахскую ССР были не все представители кабардинского народа, а только около 2 тысяч человек — «активных немецких пособников, предателей, изменников», а также членов их семей, добровольно ушедших с оккупантами.

 Численность

В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.

Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.

По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России: Ставропольский край — 7993 чел., Москва — 3698 чел., Северная Осетия — 2802 чел., Московская область — 1306 чел., Санкт-Петербург — 1181 чел., Краснодарский край — 1130 чел.

В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.

Год

Россия

Челябинская область

1926

140000

1939

161000

1959

201000

1970

277000

1979

319000

1989

386000

2002

520000

153

2010

517000

136

Язык

Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов.

Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.

 Современная ситуация

В последние три десятилетия кабардинцы, как и другие народы Российской Федерации, подвергались воздействию массовой культуры, что побуждает их обращаться к корням для защиты собственного культурного пространства. И этот момент противостояния массовой культуре как негативному тренду глобализации, в свою очередь, выразился в тяге к бравированию роскошно сшитыми национальными костюмами в целях противопоставления себя и своего народа массовому медийному шквалу.

Хаса – это социально-политический институт адыгов, существовавший с древнейших времён. Хотя хаса представляла собой прежде всего политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д.

У коренных малочисленных народов России в ходе реализации конституционных принципов национальной политики появляется потребность обращаться к опыту прошлого в целях поиска оптимальных конструкций и стратегий сохранения и воспроизводства этнокультурной идентичности. Именно таким институтом в постсоветский период для кабардинцев и стала традиционная хаса.

Новым явлением в общественно-политической жизни 90-х годов в КБР стало возрождение такой формы социальной активности и общественного самоуправления, как родовые собрания, съезды, хасы отдельных фамилий: Кардановых, Шогеновых, Бейтуановых и т.д. Они имеют свои организационные структуры, печатные органы, благотворительные фонды. Родовые хасы занимаются изучением прошлого своего рода, восстановлением своего генеалогического древа, воспитательной работой среди молодежи, поддержкой работников науки, культуры, спорта и т.д.

Выдающиеся деятели

Кабардинский народ подарил России и миру множество известных личностей. Среди наших современников следует назвать следующих. Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник и скульптор. Юрий Темирканов – дирижёр, народный артист СССР. Мухадин Кумахов – российский лингвист, кавказовед, доктор филологических наук, профессор, Главный научный сотрудник Института языкознания РАН. Алим Кешоков – советский поэт и прозаик. Лия Ахеджакова – советская и российская актриса, народная артистка РФ. Мурат Карданов – чемпион олимпийских игр 2000 г. по греко-римской борьбе.

Лия Ахеджакова

Традиции и обряды

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:

Князья. До Кавказской войны верхушку власти составляли княжеские роды, по некоторым источникам, их было шесть. Каждый род владел обширными территориями Кабарды, имел войско, сюзеренов, крестьян, слуг, рабов. Из князей в разные периоды выбирали верховного князя, представлявшего интересы кабардинцев за пределами исторического региона проживания.

Дворяне, или уздени. Разделены на три категории по праву рождения и величине богатства. Первые и вторые — признанные вассалы князя, знатные семьи с великими именами. Третьих можно сравнить с польской мелкой шляхтой, имеющей вес и определенное благосостояние, но не входящей в элиту первой очереди.

Духовенство: муллы и имамы. Принимали активное участие в решении общественных вопросов.

Крестьяне «тхокотли». Принадлежат князьям и узденям, имеют свою землю или же берут в аренду у владельцев. Составляют основное население Кабарды: занимаются земледелием, скотоводством, промыслами, обеспечивают благополучие правящей верхушки.

Рабы, или ясыри. Рабов покупали, использовали в качестве ясырей пленных. Низший, бесправный слой населения. В большинстве использовался в качестве слуг в знатных домах.

До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.

Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена».

Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота.
Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий.

Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.

Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал.

Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.

Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.

Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.

Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.

Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.

«Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.

Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.

Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Кабардинская свадьба

Традиционный быт

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, занимается разведении овец. Даже там, где не видно человеческого жилья, пасутся огромные отары. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.

Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Кабардинская порода лошадей

Кабардинские лошади — одна из лучших горных пород лошадей. По легенде, порода пошла от жеребца Альп, вышедшего из пенных морских волн. В результате гражданской и Великой Отечественной войн поголовье кабардинских лошадей резко сократилось, восстановить ее стоило огромных трудов. Эти лошади отличаются хорошей памятью, живым темпераментом, осторожностью в горах.

Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.

Кабардинское селение XIX век

Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами — по числу сегментов большой семьи.

Декоративно-прикладное искусство

Начать, пожалуй, стоит с кузнечного ремесла — одного из древнейших в кабардинском народном искусстве. Чего только не делали кузнецы! Но наиболее яркими художественными достоинствами отличаются надочажные цепи и щипцы для очага, самые разные половники и традиционные утюги на угле. Несмотря на сугубо утилитарный характер, у всех этих вещей выверенная за века, даже изысканная форма, строгий, но изящный силуэт, благородный в своей сдержанности декор. Это в доме, около очага.

Другое место приложения сил сельских кузнецов — неизменный друг кабардинца — конь. Среди убранства его особенно хороши кованые удила и стремена. Наконец, уникальные (хотя и чрезвычайно широко в Кабарде распространенные) изделия, о которых мало кто даже слышал. Это специальные штампы для таврения домашнего скота — вещи крайне необходимые скотоводу, но весьма изящные. Это понятно, так как в основе таких штампов — традиционные родовые знаки — тамги, сами по себе тоже очень необычные и красивые.

Комплект сбруи

Областью народного искусства, где сливалось воедино творчество кузнецов и ювелиров, было оружейное дело. Изделия наших оружейников славились далеко за пределами Кавказа. В XVI веке кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в Персию, а двумя столетиями позже мастера из Кабарды работали в Москве, где ковали булатные сабли и кинжалы.

Ясность и благородство форм — главные качества произведений кабардинских оружейников. Соразмерность рукоятки и лезвия в холодном оружии, ствола и приклада в кремневых ружьях, отсутствие нарушающих плавность силуэта ломаных линий и выступающих деталей — вот о чем прежде всего речь. Мастера умело выявляли особенности каждого материала, будь то металл, дерево, кожа, кость, открытый ствол, чем лишний раз подчеркивали грозную суть предмета. Потому и орнамент серебряных накладок — простой и крупный. Тут, как правило, господствует геометрической-зооморфный стиль, а мелкие растительные мотивы, столь характерные для многих народов Востока, редки.

Кабардинская шашка

Интересная техника закалки сабель, шашек и кинжалов. Прямо из горна раскаленный клинок подхватывал всадник и, на скаку размахивая им, производил каление Это было удивительное зрелище, особенно ночью, на темно-синем фоне неба. Рожденное в такой ритуально-магической обстановке, да еще овеянное древними преданиями, оружие не могло не стать предметом особого внимания со стороны мастеров, которые стремились сделать его особо нарядным.

Другая традиционно важная область народного искусства Кабарды — ювелирные изделия, которые большей частью шли на отделку женской одежды. Что главное в них? Сдержанность и изящество, отсутствие громоздких вещей. И еще. Если, украшая оружие, мастера использовали главным образом гравировку и чернение, то в ювелирке — филигрань и зернь, что свидетельствует об определенном влиянии искусства соседних кавказских народов. В орнаменте часты крупные растительные мотивы, сочетающиеся с более древними геометрическими и зооморфными. Так оформлялись женские и мужские пояса, знаменитые газыри, женские нагрудники и шапочки.

Кабардинские женские украшения

Лесами Кабарда богата, потому и работали с деревом много. И на первом месте, конечно, домашняя посуда — чаши, ложки, черпаки. Но делали мастера и различную мебель, и даже музыкальные инструменты. На основе простых приемов им удавалось создавать ярко образные произведения, обладающие высоким благородством пластики и декора. Чаши, например, по своему пластическому совершенству нередко обладают истинно скульптурными качествами. Классическую определенность форм подчеркивает обводка краев или смелое членение объема (где этого требует образ). Прибавьте еще «скульптурные» ручки, ажурная резьба которых делала силуэт чаши особо изысканным.

В целом для кабардинского дерева не характерно многообразие видов резьбы. Чаще всего мастера обращались к геометрическому узору, украшая им поверхность предмета, и объемной резьбе, с помощью которой создавались скульптурные элементы декора. Что же до пропильной резьбы, то она встречается только в архитектурном убранстве домов.

Народы Кавказа традиционно сильны в художественной обработке камня. Не исключение и кабардинцы. Этот вид народного творчества распространен у нас в виде надмогильных памятников и коновязей, наиболее ранние из которых датируются XII — XIII веками, что свидетельствует о высоком уровне декоративного искусстве Кабарды уже в этот период. Позже широко распространились антропоморфные стелы, в которых мастера использовали разные виды орнамента в сочетании с декоративными надписями. Техника работы камнерезов и их инструмент достаточно просты. Сперва тонким резцом на поверхность стелы наносили рисунок, потом долотами разного размера выбирали фон. И снова резцом осуществлялась доводка и детальная проработка узора.

По всеобщему признанию, традиционный костюм кабардинцев обладал высокими художественными достоинствами и даже оказал влияние на одежду других народов Кавказа, а также кубанских и терских казаков. Наиболее ярко принципы покроя и декорировки проявились в знаменитых бурке, черкеске, башлыке и менее известных — каптале, женском платье с нарукавниками и шапочке. Основной акцент — болотная вышивка, в создании которой участвовали женщины самых разных сословий. Самой древней техникой была так называемая вышивка «в прикреп», сочетавшаяся с использованием нашивных шнуров, галунов, кистей, шариков, плетеных подвесок. Вышивали и гладью — в основном вещи, получившие распространение позже: кошельки, футляры для ножниц, шапочки с плоским верхом.

Характернейшая черта золотошвейного орнамента — сложное взаимодействие зооморфных (главным образом роговидных) и более поздних растительных мотивов. Изысканный узор образует замкнутый, как правило симметричный рисунок. Четко выделяясь на черном, красном, малиновом, зеленом фоне, заполняя большие плоскости, он придает традиционному мужскому костюму неповторимый вид. Но никогда мастерицы не теряют чувства меры! В ряде изделий — таких, как женские шапочки, кожаные ножны шашек и кобуры пистолетов,— орнаментальное решение целиком строится на композиции разных элементов. 

Обязательно надо сказать об узорном плетении. Его применяли во многих областях быта. Скажем, в архитектуре — жилища, хозяйственных построек, ограды, которые плели из лозы. Из лозы же да еще куги, камыша, кукурузных стеблей делали предметы домашнего обихода, например, корзины для фруктов и зерна, отличающиеся красотой формы и многообразием фактур.

Но вершина кабардинского плетения — узорные циновки-арджаны, в которых способность народа к художественному творчеству проявилась с поразительной силой. Несмотря на то, что циновки плетутся из одной куги (озёрный камыш), с помощью простейшего инструмента, на основе примитивной технологии, они свидетельствуют о высокой культуре композиционного и орнаментального мышления мастериц, тонком чувстве цвета, способности решать сложные пространственные задачи. По своему назначению арджаны делились на несколько групп: коврики для украшения жилищ, молитвенные намазлыки, погребальные циновки. Каждый тип содержал характерные орнаментальные мотивы, отличался определенными пропорциями и формой.

Руслан Мазлоев – мастер плетения циновок

Наконец, о художественной обработке кожи. Она не могла не развиваться у народа, который с незапамятных лет занимается скотоводством. Взять хотя бы одну кожаную обувь — разве оставили бы ее без внимания народные мастера? А такие повседневные вещи, как кисеты, кошельки, сумки, бурдюки? Наконец, атрибуты военного снаряжения и принадлежности конской сбруи! Наверно, поэтому и техника обработки давно сложилась — холодное и горячее тиснение, а также аппликация, и орнаментальные мотивы ей соответствуют — в аппликации зооморфные узоры, в тиснении-геометрические; реже — растительные. В обоих случаях композиция строго симметрична, а цветовая контрастность подчеркивает как многовековую отлаженность орнаментов, так и чрезвычайную отработанность форм самих предметов.

 Национальная одежда

Сплав традиционной одежды и мусульманских обычаев привёл к тому, что и сегодня Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь.

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.

Национальный костюм кабардинцев

Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

 Фольклор

Изначально, в прошлом, адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. У них был и общий устный фольклор, известный под названием адыгейский. В содержании произведений адыгейского устного фольклора – сказания о богатырях (храбром Айдемиркане и Хатхё Кочасе), душевные лирические поэмы, множество разнообразных сказок и рассказов, все, что составляет общее достояние трёх народов.

В устном народном творчестве запечатлелись и важнейшие исторические события жизни народа, национальные обычаи жителей края и его представления об идеальном герое-богатыре. Очень уважаемы и популярны в народе были люди, которые мастерски исполняли различные произведения устного народного творчества. Звали их “джегуако”, что в переводе означает “играющий”, или артист. Герои адыгских сказок всегда побеждали своих врагов – жестоких, завистливых князей, страшных чудовищ. Сражались герои и с великанами – иныжами. Герой всегда оказывается и сильнее, и мудрее этих гигантов. Народ всегда ценил шутку и острое слово. Именно поэтому сказки о проделках Хожё (у других народов известного под именем Ходжи Насреддина), пользовались и пользуются до сих пор огромной любовью.

Горский этнос и эпические песни являются самым важным и неиссякаемым источником произведений традиционной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии. В целом, это наследие имеет большую эстетическую ценность, является символом мужества и героизма народа, а также могучим фактором для развития национальной музыки вообще – и народной, и профессиональной. Народно-песенное творчество и национальная композиторская школа естественным образом строились на своей истории, отдавая дань героическому дыханию прошлых веков, сказаниям седой древности и всей истории края в целом. 

У кабардинцев распространены танцы различных видов: парный плавный, лирического склада танец «кафа», парный «удж», а также быстрый и темпераментный «исламей». 

 Кухня

Основным блюдом кабардинской кухни, как и несколько сотен лет тому назад, было и остается мясо с соусом. В 19 веке горцы перестали употреблять в пищу свинину, поэтому на столе у кабардинцев сегодня присутствует только баранина, говядина, а также курица и индейка. Соус готовится либо сметанный, либо традиционный чесночный тузлук, либо луковый. К вареной или жареной баранине всегда подают айран или бульон, разведенный чесноком. Вместо хлеба употребляют крутую пшеничную кашу под названием «паста». К блюдам обязательно подают много свежей зелени.

Из овощей кабардинцы круглый год используют картофель, фасоль и горох, а также капусту, помидоры и баклажаны. Сыр горцы едят только домашний.

Халва – любимое лакомство кабардинцев и балкарцев. Настоящую халву может приготовить не каждый. Нередко в семью, где намечается большое застолье, специально приглашается особая мастерица, которая славится приготовлением халвы.

Кабардинцы в процессе приготовления уделяют больше внимания первым и вторым блюдам и в меньшей степени закускам и салатам. Овощи чаще всего подаются в нарезанном виде с большим количеством свежей зелени. Из мясных закусок готовят субпродукты и домашнюю колбасу под названием «сохта». Для приготовления субпродуктов используется говяжий язык или печень. Сначала его отваривают в большом количестве подсоленной воды, затем остужают и заливают сывороткой. После этого в посуду с субпродуктами добавляют чеснок, сухие специи и зелень и отправляют в холодильник на 10 дней. По истечении времени субпродукты достают и подают к столу в нарезанном виде.

В кабардинской кухне представлено немало рецептов различных супов и бульонов. Самым известным среди них является шурпа. В процессе приготовления этого супа сначала варят насыщенный бульон из большого куска баранины. Затем в него добавляют целую луковицу и крупно нарезанный картофель. При подаче на стол мясо разрывают руками, поскольку использовать нож во время еды у кабардинцев не принято.

Вторые блюда у горцев также имеют свои характерные особенности приготовления. Прежде всего кабардинская кухня отличается обилием мясных блюд. В каждой семье к праздничному столу подают: лягур – картошку с вяленым мясом, гедлибже – кусочки курицы, тушеные в сметане, либже из баранины с морковью. Особого внимания заслуживает кабардинский шашлык. Готовят его из бараньего сала и печени. Жал-баур (так называется шашлык) представляет собой небольшие кусочки сала и печени, завернутые в пленку от внутреннего жира. Сверху их взбрызгивают тузлуком, нанизывают на шампур и жарят на углях. Кстати, тузлук подается практически к каждому первому или второму блюду. А готовят его путем смешивания таких ингредиентов как айран, бульон, чеснок, соль и перец.

Гедлибже

В качестве десертов кабардинцы чаще всего подают к столу пахлаву, пастилу или халву, приготовленную из топленого масла и пшеничной муки. Между тем, кабардинская кухня славится еще одним интересным лакомством, которое называется зыкарыс. Чтобы его приготовить, нужно из крутого теста сделать жгутики. Затем они разрезаются на мелкие кусочки, обжариваются на растительном масле, складываются в форму и заливаются жженым сахаром и медом. Застывший зыкарыс нарезать в форме ромбов как пахлаву.

Кабардинская халва

Пословицы и поговорки

  • Брата лишнего не бывает
  • В лес дров не носят
  • В одном месте яйца несет, в другом — цыплят высиживает
  • Высоко торчащий колос часто бывает пустым
  • Говоря дочери, намекает невестке
  • Даже игла может доставить человеку и приятное и неприятное
  • Если наступишь на хвост собаке, то она укусит
  • Если ты молод, будь как молодой; если ты дед, будь как дед
  • Желудок пуст — ноги без движения
  • Какова мать, такова и дочь
  • Львы и тигры и те муравьёв боятся
  • Не говори о головной боли тому, у кого не болела голова
  • Одно дерево леса не составляет
  • Сажает вола в напёрсток
  • Что-нибудь лучше, чем ничто

Документальные фильмы

  1. Кабардинская свадьба. Любовь безграниц // МИР24. https://youtu.be/LiZ9QxwM0Ig
  2. Менталитет кабардинцев. https://youtu.be/hCiwDq1H5RE
  3. Царица из Кабарды. https://youtu.be/pM6X0xNTdhs
  4. Кабардинские песни. https://youtu.be/fY3KrikBrBE

Что можно почитать

  1. Абазов А. Х. «Брак умыканием» как институт соционормативной культуры кабардинцев в последней четверти XIX в. // Женщина в российском обществе. 2014. №3 (72). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-umykaniem-kak-institut-sotsionormativnoy-kultury-kabardintsev-v-posledney-chetverti-xix-v
  2. Анисимова А. М. Этническая культура в контексте национального самоопределения кабардинского народа // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №4 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-kultura-v-kontekste-natsionalnogo-samoopredeleniya-kabardinskogo-naroda 
  3. Мальбахов Б. Искусство Кабарды. Режим доступа: http://oldchest.ru/metall/iskusstvo-kabardy/
  4. Нагоева Р.Р. К вопросу о статусе привелегированных социальных групп кабардинцев в 20-60-е гг. Xix в // Научные известия. 2017. №9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-statuse-privelegirovannyh-sotsialnyh-grupp-kabardintsev-v-20-60-e-gg-xix-v 
  5. Фоменко В.А. Этническая история восточных адыгов (кабардинцев) XV — первой трети xix В. В отражении погребальных практик // Общество: философия, история, культура. 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-istoriya-vostochnyh-adygov-kabardintsev-xv-pervoy-treti-xix-v-v-otrazhenii-pogrebalnyh-praktik
  6. Хачеритлов М. Ж. Традиционные формы самоуправления в этнокультуре кабардинцев: исторический опыт и современность // Манускрипт. 2016. №7-1 (69). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-formy-samoupravleniya-v-etnokulture-kabardintsev-istoricheskiy-opyt-i-sovremennost 
  7. Шихова А. Кабардинцы – смелые воины и законодатели мод // TravelAsk. https://travelask.ru/articles/kabardintsy-smelye-voiny-i-zakonodateli-mod

Праздники Кабардино-Балкарии

  • Праздники Кабардино-Балкарии — официально установленные в Кабардино-Балкарии нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Кабардино-Балкария.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Праздники Дагестана — официально установленные в Дагестане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Дагестана.

Праздники Ингушетии — официально установленные в Республике Ингушетия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Ингушетия и Указами Главы республики.

Праздники республики Крым — официально установленные в республике Крым нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами республики Крым после 18 марта 2014 года.

Пра́здники Респу́блики Каре́лия — официально установленные в Республике Карелия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Карелия.

В Бурятии отмечаются праздничные дни, установленные в соответствии с федеральным законодательством.

Праздник победы над Японией (третье сентября) — праздничный нерабочий день в СССР, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией» в честь победы СССР в советско-японской войне 1945 года. Нерабочим оставался только два года — в 1945 и 1946 годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года «Об изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года» этот праздничный день стал…

Ва́ппу (фин. Vappu) — ежегодный праздник, отмечаемый в Финляндии 1 мая. Ваппу относится к числу первомайских праздников, которые отмечаются во многих, по преимуществу европейских странах. Празднование Ваппу в современной Финляндии соединяет народные традиции встречи поздней весны с восходящими к XX веку традициями проявления солидарности работников и студентов.

День го́рода — ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням.

День нации или национальный праздник — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия. Чаще всего национальным праздником является День…

История праздников России — история развития системы праздников (памятных дней) в Российской империи (начало XX века), РСФСР и Российской Федерации.

Переходя́щие пра́здники (также подви́жные, скользящие праздники) — христианские праздники, не имеющие фиксированной календарной даты, в отличие от непереходящих. Даты переходящих праздников зависят от дня празднования Пасхи (т. н. Пасхальный цикл), то есть определяются отдельно для каждого церковного года.

День незави́симости — один из распространенных национальных праздников, который отмечают многие страны мира по случаю основания государства, отделения от других стран или прекращения оккупации.

Национальный день ветеранов (фин. Kansallinen veteraanipäivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый 27 апреля и посвящённый памяти окончания Лапландской войны.

«День Республики» — национальный праздник в ряде государств, который, как правило, проводится в день провозглашения государством республики, либо в день принятия конституции страны — непременного атрибута республики.

День осе́ннего равноде́нствия (яп. 秋分の日 сю:бун-но хи) — государственный праздник Японии, который отмечается ежегодно 22 или 23 сентября в память о предках и усопших.

День знамени Оборонительных сил Финляндии (фин. Puolustusvoimain lippujuhlan päivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый ежегодно 4 июня в день рождения известного финского полководца Карла Густава Маннергейма (1867—1951).

День Чувашской Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ) — главный государственный праздник Чувашской Республики. Отмечается 24 июня с 1995 года. Перед этим праздником повсеместно проходит Акатуй — чувашский народный праздник земли и сохи.

Годовщи́на какого-либо прошедшего события — день, отмечаемый по прошествии целого количества лет после этого события. Иными словами, это календарный день, совпадающий с календарным днём (число и месяц), в который данное событие произошло в прошлом.

День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр) — национальный праздник Калмыкии, посвящённый калмыцкому чаю. Отмечается ежегодно в третью субботу мая.

День медицинского работника (День медика) — профессиональный праздник медицинского персонала. Изначально отмечался в СССР, но отмечается во многих странах постсоветского пространства и по сегодняшний день. Празднуется каждый год в третье воскресенье июня.

День английского языка в ООН (англ. UN English Language Day) — международный праздник, отмечаемый ежегодно 23 апреля. Праздник был учреждён Департаментом общественной информации ООН в 2010 году «для празднования многоязычия и культурного разнообразия, а также для содействия равноправному использованию всех шести официальных языков ООН» .

День незави́симости Респу́блики Молдо́ва (рум. Ziua Independenței) — национальный праздник Республики Молдова, которым отмечается принятие Декларации о независимости. Официальный государственный праздник и выходной день.

День юриста — профессиональный праздник юристов, независимо от сферы их профессиональной деятельности.

Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) — христианские праздники с неподвижными датами по солнечному календарю.

День храбрости и болгарской армии или День Святого Георгия (болг. Гергьовден, Ден на храбростта и Българската армия) — официальный национальный болгарский праздник — день болгарской армии. Отмечается ежегодно 6 мая. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

День украи́нской пи́сьменности и языка́ (укр. День української писемності та мови) — праздник, ежегодно отмечающийся на Украине 9 ноября. Согласно православному календарю, в этот день чествуется память преподобного Нестора Летописца.

День образования Китайской Народной Республики (кит. трад. 國慶節, упр. 国庆节, пиньинь: guóqìng jié, палл.: гоцин-цзе) — главный государственный праздник Китая, который отмечается каждый год 1 октября.

День почитания старших (яп. 敬老の日 кэйро:-но хи) — ежегодный японский праздник. Отмечается каждый третий понедельник сентября. С 1965 года имеет статус государственного. В этот день пожилым людям дарят подарки и выражают благодарность за их заслуги перед страной.Первоначально идея праздника появилась в 1947 году в префектуре Хёго, откуда начиная с 1950 года распространилась на другие районы Японии. Изначально праздник называли «День престарелых». В 1965 году праздник получил своё теперешнее название…

Сэкку (яп. 節句) или госэкку (яп. 五節句) — 5 традиционных японских праздников, приходившихся в древности на начало сезонов. Термин относится к праздникам, которые были официально введены правительством бакуфу в 19 веке. К ним относятся: Дзиндзицу (яп. 人日, 7 января), Дзё:си (яп. 上巳, 3 марта), Танго (яп. 端午, 5 мая), Ситисэки (яп. 七夕, 7 июля), Тё:ё: (яп. 重陽, 9 сентября).

Праздник цветов (азерб. Gül bayramı) — неофициальный ежегодный праздник, проводимый с 2000 года в столице Азербайджана, в городе Баку, в память о бывшем президенте страны, Гейдаре Алиеве. Праздник начинается 10 мая, в день рождения Гейдара Алиева и длится несколько дней. Традиционно в дни праздника в парке имени Гейдара Алиева перед Центральным банком Республики выставляются красочные композиции из завезённых в страну редких цветов.

День работников торговли — профессиональный праздник работников, занятых в торговле (в том числе розничной), тружеников сферы услуг, а также трудящихся, чьи специальности непосредственно связаны с ЖКХ.

День согласия и примирения — официальное название праздника, отмечавшегося в Российской Федерации 7 ноября c 1996 года по 2004 год.

День России (до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) — 12 июня — государственный праздник Российской Федерации. Отмечается ежегодно с 1992 года (нерабочий день с 1991 года) в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года).

Па́сха в Финля́ндии (фин. Pääsiäinen Suomessa, швед. Påsk i Finland) — государственный праздник в Финляндии, посвящённый Воскресению Христову и отмечаемый в соответствие с григорианским календарём как евангелическо-лютеранской и католической церквями, так и православной архиепископией.

День Ру́неберга (фин. Runebergin päivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый 5 февраля, в день рождения финского поэта Йохана Рунеберга, автора слов национального гимна Финляндии «Maamme» (швед. Vårt land) и цикла стихов о русско-шведской войне 1808—1809 гг. «Рассказы прапорщика Столя».

День защи́тника Украи́ны (укр. День захисника України) — государственный праздник Украины, отмечаемый 14 октября. Установлен в 2014 году. С 2015 года этот день является нерабочим.

Праздник летнего солнцестояния — языческий и зороастрийский праздник, самая короткая ночь в году, в различных формах отмечавшийся по всей Европе. На праздник летнего солнцестояния наложился христианский праздник Рождество Иоанна Предтечи. Общими чертами празднования в Европе является складывание костров, гадания.

День французского языка ООН (фр. Journée de la langue française aux Nations unies) — праздник, отмечается ежегодно 20 марта. Праздник был учреждён Департаментом общественной информации ООН в 2010 году «для празднования многоязычия и культурного разнообразия, а также для содействия равноправному использованию всех шести официальных языков во всей Организации».

«День Конституции» — празднование принятия Конституции в современной России — Российской Федерации, отмечается 12 декабря.

Официальный день рождения королевы (англ. Queen’s Official Birthday, иногда его называют просто «День рождения королевы») — день, в который официально отмечается день рождения монарха Соединённого королевства и Содружества наций (обычно не совпадает с настоящим днём рождения). Дата праздника меняется от страны к стране и лишь символизирует день рождения правителя (нынешний монарх, Елизавета II, родилась 21 апреля 1926 года).

День Да́рвина — международный праздник, приуроченный к дню рождения Чарльза Дарвина. Праздник отмечается 12 февраля каждого года. Этот праздник посвящён признанию вклада Дарвина в науку, а также используется для популяризации науки.

День шахтёра — профессиональный праздник шахтёров, история которого началась во времена Советского Союза; после распада СССР по-прежнему отмечается в России, Белоруссии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Украине в последнее воскресенье августа.

День финской природы — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый 31 августа и посвящённый уникальности финской природы.

День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации и отмечается 22 августа, не является выходным днём.

Торжество (лат. Solemnitas) — высший ранг церковного праздника в западных литургических обрядах Католической церкви.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники италии список
  • Национальные праздники италии кратко
  • Национальные праздники италии 2022
  • Национальные праздники испанцев
  • Национальные праздники испании список