Национальные праздники камчадалов

Каждый народ, где бы он не жил обладает своими уникальными традициями. Так и у нас на Камчатке есть свои традиционные праздники народов севера

Танцы, гонки, древние обряды — все праздники Камчатки

Что и когда отмечают на Камчатке. Официальные праздники Камчатского полуострова, их особенности и программа торжественных мероприятий.

Праздники Камчатки тесно связаны с культурой и бытом его жителей. Попав на национальное гуляние на Камчатке, можно прочувствовать особую атмосферу края, понять, что ценит, чем живет и гордится народ, его населяющий. Многие из ныне официальных праздников Камчатки некогда были традиционными лишь для малых народностей полуострова.

Календарь официальных праздников Камчатки открывает День оленевода, который проводится в первое воскресенье марта. Национальный обряд эвенского народа призван привлечь внимание к исконному ремеслу коренных народов, повысить его престиж, заинтересовать молодежь и передать им вековые знания. В этот день можно посмотреть на завораживающие танцы и послушать песни национальных коллективов, увидеть северное многоборье, получить порцию адреналина, посетив гонки на оленьих упряжках. Проголодавшихся гостей потчуют горячей шурпой и другими национальными блюдами.

Камчатский март богат на праздники: уже через неделю, во вторую субботу марта, проводится Берингия — традиционная гонка на собачьих упряжках. Гонка была дважды занесена в Книгу рекордов Гиннеса, ее протяженность разнится год от года и может составлять до 2000 км. В заезде участвуют каюры не только Камчатки и всей России, но и других стран, где развит ездовой спорт. Постоянными участниками гонки являются Германия, США, Франция и Канада.

Сам заезд длится от двух недель до месяца, для болельщиков организуют онлайн-трансляцию. Туристам будет интересно посетить различные мероприятия, посвященные открытию гонки. Зрелищный парад каюров и гонка-пролог станет своеобразным анонсом основной гонки. Также в программе праздника проходят выступления местных и приглашенных творческих коллективов. Все желающие могут посетить собачьи питомники, где с собачками можно просто пообщаться, погладить их и, разумеется, прокатиться за небольшую плату. Для тех, кто хочет сфотографироваться с собаками, предусмотрены специальные фотозоны. Так что на это событие стоит идти с детьми, тем более, для них устанавливают детский городок, работают аниматоры, проводятся всевозможные конкурсы и квесты.

Следующая знаковая дата, один из важнейших национальных праздников — День первой рыбы, празднуемый в июне, в первое воскресенье месяца, и символизирующий благодарность кормилице-природе за ее дары. На празднике, среди коренных народов Камчатки и всех тех, кто любит этот удивительный край, можно почувствовать себя настоящим аборигеном! Гости съезжаются посмотреть на древние обряды, которыми исконные жители Камчатки издревле приманивали рыбы в камчатские реки, полюбоваться предметами прикладного искусства местных народностей, принять участие в конкурсах и национальных играх и отведать вкуснейшей ухи из местной рыбы. Вечером — добро пожаловать на этно-дискотеку.

Встретить Новый год летом? На Камчатке это легко устроить! В третье воскресенье июня на полуострове празднуют «Нургенек» — эвенский Новый год, который вошел в число официальных праздников Камчатского края в 2010 году. Весь день гостей торжества развлекают фольклорные коллективы, а танцевальный марафон увлекает и детей, и взрослых. Сама встреча Нового года проводится, как и положено, в полночь. Под звуки бубна в сени священных деревьев разжигают ритуальные костры. Проходят через огонь, оставляя в прошлом долгую зиму, неприятности ушедшего года и встречая новое Солнце. Непременно загадывают желания, завязывая кусочки ткани на далабургэ — особой веревке, натянутой между двух лиственниц. Завершается празднество танцем, который исполняют все участники, взявшись за руки и образуя круг — символ Солнца.

Праздник с менее выраженным национальным окрасом, но не менее любимый местными жителями — День образования Камчатки, отмечаемый 1 июля. Дата объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в результате проведения референдума — поистине день единства народов, которые сами сделали выбор в пользу сближения. Братской атмосферой пронизаны торжества, которые проводятся во всех населенных пунктах Камчатки.

Самый молодой праздник края — День вулкана — празднуется в рамках дней туризма в последнюю субботу августа. Чествование этого величественного символа Камчатки начинается традиционно в Налычевской долине, где собираются тысячи людей всех возрастов, со всех уголков земли. Массовое восхождение на вулкан Авачинский, с его головокружительной высотой более 2500 м — потрясающее событие, в котором обязательно захочется принять участие еще раз. Особого внимания заслуживает такой пункт мероприятия как гольф под вулканами — мероприятие, проводимое только на Камчатке и не имеющее в мире аналогов.

Яркий камчатский сентябрь — время не менее яркого праздника ительменского народа «Алхалалалай», отмечается он в последнее воскресенье месяца. Обрядовый праздник коренного народа Камчатки завершает летний сезон и знаменует собой благодарность природе за добытый урожай грибов, ягод и рыбы. Ительмены приносят дары рыбному богу Хантаю и проводят многочисленные обряды и ритуалы, призванные очистить от грехов и отпугнуть злых духов. Принять в этом участие могут и гости Алхалалалая. Для поклонников фольклорных танцев этот день особенный — центральным событием мероприятия является всероссийский марафон по танцам малочисленных коренных народностей Камчатского края.

В ноябре, в первое воскресенье, проводится «Хололо» или День нерпы — корякский праздник. Еще один день радости, благодарения, чествования матушки-природы. Обряды жертвоприношений, подношения морю, обряды на удачу, сопровождаемые радостными восклицаниями: «Оло-ло! Оло-ло!», ритуальные песни и танцы, «проводы» рыбы и животных с пожеланиями вернуться на следующий год — обязательная часть праздника. Гостей угощают ухой и толкушей — традиционным блюдом, приготовленным в ступке из рыбьей икры, кедровых орехов, местных ягод и трав.

Помимо официальных событий, на полуострове отмечают множество других, особых для разных народов и мест Камчатки, а также памятные даты, такие как День присоединения Камчатки к России, День открытия Долины Гейзеров и прочие.

Жители, издревле закаленные суровыми условиями жизни в этом прекрасном, но таком непростом краю, любят и умеют отмечать праздники. Каждая из этих дат призвана напоминать о национальных корнях, наполнять чувством патриотизма и передавать накопленные знания, умения и опыт молодому поколению. Побывать на Камчатском празднике — отличная возможность хоть на день ощутить себя коренным жителем края, а значит, еще больше в него влюбиться.

Камчадалами называют жителей Камчатки, которые являются потомками русских людей, смешавшимися с коренными северными народами. Камчадалы выделены в отдельную народность. На их культуру, жизненный уклад сильно повлияли традиции местных жителей. Несмотря на то, что этот народ является славянской этногруппой, их внешность, уклад жизни, обычаи сильно отличаются от русских.

Численность

Камчадалы относятся к малочисленным этногруппам. Их количество составляет всего около 2 300 человек.

Где живут

Представители этого народа проживают в Камчатском крае (субъект РФ), на Чукотке. Также к камчадалам относят себя люди, живущие в Магаданской области на побережье Охотского моря.

Язык

Камчадалы разговаривают на русском языке. Народности, с которыми смешивались русские переселенцы, общаются на чукотско-камчатских диалектах. Однако процесс их обрусения привел к распространению русского языка.

Религия

Русские при переселении на Камчатку принесли с собой православие. Однако распространенные до этого анимизм и вера в пантеон богов не были забыты. Поэтому до сих пор имеют место шаманские ритуалы и обряды.

История

В 17 веке русские начали осваивать северные области. Камчатку тогда заселяли ительмены, коряки, чуванцы. Местного населения насчитывалось около 13 000. Это были мирные племена, промышлявшие охотой, рыболовством. Предки ительменов жили на этой территории уже в 5 веке. Историки предполагают, что они имели тюркско-иранское происхождение. Распространенной версией происхождения термина «ительмен» является толкование как «живущий здесь». В 18 веке ительмены пережили сильные притеснения со стороны казаков, которые заставляли платить дань. Несколько раз они восставали, но безуспешно. Впоследствии коренные жители были частично истреблены, остальные ассимилированы. К концу столетия их оставалось около 3 000. От браков ительменов с русскими образовались камчадалы.

Жизнь

Традиционными занятиями камчадалов являются рыболовство и охота. Охотились на пушного зверя, мех которого использовался для изготовления одежды. Шкуры часто служили товаром. Издавна разводили собак, которые применялись для передвижения. Позднее стали выращивать оленей, лошадей. Промысел зависит от времени года. Летом, осенью мужчины занимаются рыболовством. Добывают рыб лососевых пород, тюленей, моржей. Мясо и рыбу заготавливают на зиму. Его вялят, сушат, квасят. В осенний сезон охотятся на уток, гусей, зимой — на соболей, песцов, лисиц. В летнее время женщины собирают съедобные коренья, ягоды, грибы. Земледелие у камчадалов не развивалось, причиной чему являются неплодородные земли. В небольших количествах выращивается овес, ячмень. Некоторые семьи имеют огороды, где выращивают корнеплоды.

Для изготовления тканей использовалась крапива. Верхняя одежда шьется из шкур животных. После прихода русских возникла добыча железа, кузнечное дело. Традиционными ремеслами камчадалов являются:

  • плетение из стеблей растений;
  • резьба по дереву, кости;
  • кожевенное дело;
  • тиснение на бересте;
  • изготовление меховых изделий.

Предки камчадалов жили общинами, главой которых был старейшина. Мужчины пользовались авторитетом, но в быту наблюдались и матриархальные черты. Если мужчина хотел жениться, его селили у будущей жены в доме, где он проявлял свою работоспособность. Существовало разделение труда на мужской и женский. Мужчины занимались промыслом и тяжелой работой (строительством жилья), женщины вели хозяйство, шили одежду. Несмотря на это, муж мог помогать жене по дому, например, готовить еду. Шаманы традиционно были женского пола. После сватовства калым за жену не платили, вместо него предполагалась отработка на отца девушки.

Жилище

До прихода русских ительмены жили в юртах. Они были двух типов: летние — свайные строения с конусообразной крышей и зимние (полуземлянки с деревянным сводом). Летом люди перебирались на побережье, чтобы ловить рыбу. Они сооружали пирамидальные строения временного типа, которые держались на сваях. Внутрь забирались по лестнице. Жилище имело очаг, который применяли для сушки рыбы. Рыбу развешивали на жердях по периметру строения. Такие сооружения можно увидеть и в настоящее время. В 18 веке камчадалы начали строить срубные избы.

Внешность

Камчадалов относят к европеоидам, однако в их внешности явно прослеживаются азиатские черты. Они низкого роста, коренастые, приземистые. Кожа смуглая, узкий разрез глаз. Лицо не такое плоское, как у монголоидов, губы пухлые. Волосы темные, густые. Женщины заплетают их в косы. Некоторые мужчины носят длинные распущенные волосы. Среди девушек встречаются симпатичные, с большими глазами, красивой белозубой улыбкой.

Одежда

В летний сезон женины носили своеобразные комбинезоны — рубахи, соединенные со штанами в одно целое. У мужчин летней одеждой часто служила изношенная зимняя, которая протиралась до кожи. Зимнюю одежду шили из шкур собак, оленей, иногда делали из лососевой кожи. Штаны надевали мехом внутрь. Детали скрепляли между собой жилами животных или крапивными нитями. Также их могли соединять клеем, сделанным из жировой прослойки рыб.

Мужчины и женщины носят одинаковые зимние куртки — кухлянки. Они представляют собой меховую парку свободного покроя, с капюшоном и клапаном в верхней части переда, которым закрывали лицо от ветра. Кухлянка длиной до пола, так что надежно защищает тело от холода. Переднюю часть куртки, низ и рукава отделывают шнурками, вставками из меха другого цвета.
Обувь делают из рыбьей кожи, оленьих шкур. Сапоги утепляют травой, выстилая их изнутри. Летом мужчины скрепляют волосы ремнем, закрепляя его сзади. Девушки носят красивые повязки вокруг головы, расшитые бисером, национальными узорами. Украшениями издавна являются плоские бусы, резные трубочки, которые используют в качестве подвесок.

Еда

Рацион камчадалов в основном состоит из мяса и рыбы. Рыба имеет важное значение в жизни народа. Ее разделывают на части и используют полностью. Филе готовят отдельно, внутренности добавляют в еду. Кости скармливают собакам, голову квасят, затем употребляют в пищу. Морские животные (тюлени, моржи) также используются без остатка. Из ценных лососевых пород готовят юколу. Это выпотрошенная и отделенная от хребта часть рыбы, приготовленная способом вяления. Популярным блюдом является салат с рыбой и ягодами. Вареное или свежее рыбное филе толкут, смешивают с брусникой, морошкой, водяникой, заправляют рыбьим жиром.

Религия

Религиозные верования камчадалов основаны на близости к природе, животному миру. Одним из божеств, которому поклонялись коренные народы Камчатки, является Ворон Кутха. Он главенствует в видимом мире. Существуют и другие духи: хозяин моря, леший, властелин подземного мира.

Традиции

Интересны представления о строении мира. Плоская земля имеет изнаночную сторону, на которой лето, когда здесь зима, и наоборот. Когда у нас идет дождь, он протекает сквозь землю и стекает с подземного неба, которым является обратная поверхность нашей земли. Отсчет времени происходил не по солнцу, а по луне, как это делали древние тюрки. У них был свой календарь, который также состоял из 12 месяцев. Новый год начинался в ноябре, с приходом холодов.

В конце сентября проводится праздник под названием «Алхалалалай». Он ознаменовывает конец хозяйственного периода и переход к новому циклу. В связи с этим устраивается обряд очищения. В этот день люди благодарят богов за то, что те дают им богатый улов и удачную охоту. «Алхалалалай» празднуется и в настоящее время жителями Чукотки.

Проводятся конкурсы по приготовлению национальных блюд, на лучшую хозяйку, лучшего обработчика рыбы. Также люди соревнуются в песнях, танцах, рассказывании историй. Устраиваются танцевальные марафоны, которые длятся больше 10 часов. Длительные танцы считаются национальной народной забавой.

Камчадалы любят петь и танцевать, у них насчитывается 16 музыкальных инструментов. В их фольклоре существуют следующие музыкальные жанры:

  • песенный;
  • танцевальный;
  • инструментальный;
  • повествовательный.

В последнем случае на мелодию накладывается импровизированный текст. Таким способом передаются древние предания о взаимодействии человека с богами, природой. Существуют различные заговоры, которые исполняются под определенную ритуальную мелодию. Такие обряды проводят шаманы. Вся жизнь этого народа связана с природными явлениями. Поэтому обрядовые ритуалы прочно вошли в быт камчадалов.

30 июня 2022

В целях сохранения культуры КМНС на Камчатке проходят фестивали творчества, художественных промыслов и традиционных ремесел.

2022 год на Камчатке был объявлен губернатором края Годом культуры коренных малочисленных народов.

В конце 2009 года на Камчатке был принят региональный закон «О праздниках и памятных датах Камчатского края», согласно которому четыре обрядовых праздника, а также День оленевода и старт «Берингии» стали официальными праздниками Камчатского края. 

«Немалая роль в сохранении культурных традиций отводится традиционным праздникам коренных народов, которые являются официальными праздниками Камчатского края. Календарь национальных праздников коренных народов Камчатки как яркая палитра достаточно обширен и разнообразен. Это и День оленевода в Эссо Быстринского района, посвященный развитию оленеводческой отрасли. Его традиционно отмечают в начале марта. В этом году он совпал со стартом основной гонки «Берингия».  Во многих муниципальных образованиях также празднуется День первой рыбы. В Петропавловске-Камчатском этот традиционный обрядовый праздник прошел в центре города 12 июня. Для коренных народов этот праздник имеет огромное смысловое значение, связанное с предстоящим рыбным промыслом. В рамках празднования Дня первой рыбы можно увидеть проведение обрядов по корякским и ительменским традициям – благодарение духа воды и заманивание рыб в реки и моря. Можно отметить и другие не менее интересные праздники – Нургэнэк – эвенский новый год, посвященный культуре эвенов, который отмечался с большим размахом на прошедшей неделе 24 июня в Быстринском районе. Алхаллалалай – праздник ительменского народа, Хололо – праздник корякского народа, посвященный сохранению и развитию традиций этих народов», — рассказала министр развития гражданского общества и молодежи Анна Ковалык.

В целях сохранения культуры КМНС на Камчатке проходят фестивали творчества, художественных промыслов и традиционных ремесел. Это такие фестивали как «Мастера земли Уйкоаль», «Золотые родники», фестиваль фото- и видеотворчества «Народное творчество и традиционная культура Камчатского края». Камчатским театром кукол ежегодно проводятся спектакли по мотивам сказок коренных малочисленных народов, Камчатский центр народного творчества организует краевой фестиваль-конкурс сказок коренных малочисленных народов «Мургин лым,ныль».

Кроме этого, сотрудники Камчатского центра народного творчества ежегодно совершают несколько экспедиций в отдаленные села полуострова для сбора и сохранения нематериального культурного наследия коренных народов полуострова – они записывают родовые мелодии, снимают уникальные кадры проведения обрядовых действий, работы оленеводов в тундре и др.

За 15 лет созданы несколько уникальных этно-культурных центров по всему краю:  этнодеревня «Танынаут», корякское стойбище «Чау-Чив», ительменская деревня  «Пимчах», этноцентр Аушин, эвенское стойбище «Мэнэдек», этнокультурный комплекс «Кайныран», а также питомники ездовых собак  «Снежные псы», «Эйвет» и «ХАЛЬЧ».

День оленевода

Первое воскресенье марта

Ежегодно жители полуострова поздравляют лучших оленеводов, открывая авторские фотовыставки и ярмарки прикладного искусства. Праздник начинается с концертной программы с участием национальных танцевальных и вокальных коллективов. Это и народные гуляния, и массовые спортивные состязания, и угощения местными специалитетами – супом из оленины и травяным чаем. Гвоздь программы, конечно, гонки на оленьих упряжках – отличная возможность сделать улетное селфи.

Гонка на собачьих упряжках «Берингия»

Февраль – март

«Берингия» – самая протяженная гонка на собачьих упряжках на Земле. Это не просто соревнование, это сохранение традиций коренного населения полуострова и большой праздник для всех жителей и гостей Камчатки. «Берингия» – всемирно известный бренд, достижения которого неоднократно попадали в Книгу рекордов Гиннесса. Протяженность гонки в 2018 году составила 2101 км, каюры проехали через всю Камчатку: от села Мильково, расположенного в центре полуострова, до Чукотки. Этот результат зафиксирован в Книге рекордов России!

День первой рыбы

Первое воскресенье июня

Все коренные народы полуострова – ительмены, эвены, коряки, алеуты – участвуют в обрядовой церемонии. Чтобы рыбный улов был богатым, необходимо очиститься от злых духов, оставить подношения и обязательно исполнить песню под звуки бубна. Завораживающая магическая мистерия!

Нургенек

Третье воскресенье июня

Это эвенский Новый год. Да, его отмечают в самом начале лета. Священный национальный праздник – символ уникальной древней культуры – начинается с обряда очищения и приношения огню. Это время пробуждения и обновления природы, встречи Нового солнца по эвенскому традиционному календарю. Вы узнаете много нового о богатой истории этого народа из мастер-классов, театрализованный представлений и игр, которые будут проходить в этот день.

День вулкана

Август

Ежегодное центральное событие лета – фестиваль, который мог родиться только на Камчатке. Праздник проходит, конечно же, на склонах самих огнедышащих гор – вулканах Авачинском и Козельском. У подножия Козельского вулкана можно начать день с посещения выставок «Город мастеров» и «ЭтноДеревня», где угощают чаем из камчатских дикоросов и учат заготавливать рыбу и икру. Те, кто ценит драйв и адреналин, не пропустят соревнования джиперов и мотоциклистов. В программе фестиваля десятки захватывающих мероприятий – конкурсы, просмотры фильмов, пикники, и даже гольф на поле с настоящим вулканическим рельефом. Центральное событие праздника – массовое восхождение на Авачинский вулкан, в котором могут принять участие все желающие. Здесь же проходят экскурсии, викторины и экологические акции.

Алхалалалай

Последнее воскресенье сентября

Название обрядового ительменского праздника переводится на русский как «Благодарение». Алхалалалай связан с окончанием летних и осенних работ. Пришло время поблагодарить природу, а заодно вспомнить о древних ительменских мифах о сотворении мира. Ительмены приносят дары рыбному богу Хантаю на обрядовой поляне деревни Пимчах под Сосновкой, действо проходит на языке коренных жителей с параллельным переводом на русский. В финале устраивают танцевальный марафон, который длится более 15 часов!

Хололо

Первое воскресенье ноября

Большой праздник Хололо береговые коряки издревле устраивали в честь поимки первой нерпы. Мужчины и женщины плясали под звуки бубна, кидали в огонь смазанные жиром ветки, чтобы в новом сезоне ловилась нерпа пожирнее. Эта традиция сохранилась на Камчатке до сих пор. Наиболее масштабно праздник отмечают в Петропавловске-Камчатском. Хололо – это отличный шанс познать культуру коряков, окунувшись с головой в древние обряды, отведав толкушу, уху и шурпу из нерпы, увидев ритуальные танцы и услышав традиционные песни.

Русские — многонациональный народ с невообразимой культурой и традициями. Удивительно, почти в каждом уголке нашей страны есть своя особенность традиций, которые берегут и сохраняют местные жители. Я живу в отдаленном ,но удивительном Камчатском крае. Почему удивительный и в чем его особенность я и расскажу в этом эссе.

Камчатка привлекает к себе туристов со всего мира красотой природы: Долина Гейзеров, Ключевская сопка, Авачинская бухта, Толбачик, Вилючинский водопад, Ходуткинские источники, Курильское озеро, Три брата, Голубые озера и это самая малость красот. Самые красивые и не обычные фото, экстрим, покорение вулканов, единство с природой — все это делает мой край особенным.

В камчатском крае проживают малочисленные народы севера, которые окунают туристов в свои необычные традиции, обряды, праздники. К коренным народам относятся: чукчи, алеуты, коряки, ительмены. Народы обожествляли животных и с уважением относились к природе.

«Алхалалалай» — это праздник, когда ительмены благодарят природу и просят прощение за вред нанесенный человеком. В современном мире на праздник приглашают всех желающих посмотреть на обряды ,конкурсы, в которых может участвовать каждый и конечно накормят свежей и вкусной ухой. Немаловажный праздник «Первой рыбы». Его празднуют для того, чтобы привлечь рыбу. Проводятся обряды над первой выловленной рыбой для удачной ловли и добычи в новом сезоне.

Сохранились легенды о создании жизни и мира . Ительмены считали, что ворон Кутх создал Камчатку: создал горы и своим дыханием превратил их в вулканы, добыл свет, сотворил реки полные рыбы и дал жизнь. Саму землю он создал из своего сына. Людей создал из стручка и обучил ремеслу. Животных он сотворил из глины. По одной из легенд Кутх превратился в человека и создал себе жену . Вместе они обучали всему людей. Научив их они ушли в новые земли, чтобы других учить. Сейчас мастера создают образ Кутха из дерева или кости.

У ительменов была интересная традиция. Если ты хотел с кем-то подружиться, ты должен позвать человека в гости. Нужно приготовить много еды и протопить дом с помощью раскаленных камней максимально сильно. Гость ест, потеет, а ты должен ледяной водой обливать горячие камни и из-за этого появляется пар и становиться еще жарче. Гость должен вытерпеть испытание , ты забираешь все с чем к тебе пришли : одежду, нарды и собак. В обмен гостю отдается старое и испорченное. Это нужно, чтобы убедиться в щедрости гостя. Если гость принял приглашение и прошел все испытания, то уже он завет тебя к себе в гости для такой же проверки. После ительмены становились крепкими друзьями на всю жизнь.

На Камчатке есть необычный абориген, который заставляет иностранцев улыбаться. С его созданием связана легенда. Жил старый мастер с сиротой и делали они фигурки духов, но считалось правильным делать их с печальным или злым выражением лица. Когда мастер ушел из дома, сирота сделал маленького человечка с пузиком и улыбкой на лице. Старик вернулся и увидел, что наделал его ученик и сразу выгнал того из юрты. Когда о необычной фигурке узнали остальные жители, то за такое неуважение они ждали кару духов. Однако кары всё не было, а охота и рыбалка были удачнее и лучше, чем раньше. Старейшины заметили как люди стали веселее и дружелюбнее. Тогда все и поняли , что сирота сделал оберег. Мальчика вернули обратно, а свое творение он назвал Пеликен. В наше время всё еще верят, что Пеликен в доме к счастью, удачи, радости и богатству. А если вы о чем-то мечтаете, то можно загадать желание и погладить пузико Пеликена.

Сохранение традиций, обычаев и даже маленьких ремесел- отображает ценность культуры нашей страны. Новое поколение часто не замечает красоту и уникальность мест, где живет, не интересуется историей своего народа и не развивает традиции. Поэтому уникальность края пропадает и традиции исчезают из памяти . Я хочу сохранить историю своего края для наших предков, потому что я отношусь к малочисленным народам Камчатки – ительменам и принимаю активное участие во всех традиционных праздниках.

Годовой праздник камчадалов (ительменов), а именно так называет С. П. Крашенинников особое обрядовое действо, которое совершается всегда в одно и то же время, — в конце ноября (период, зафиксированный ученым, укладывается в сроки: 19 ноября — 30 ноября) он наблюдал трижды. Кроме этого, С. П. Крашенинников уточнял многие детали празднества у самих «камчадалов», о чем засвидетельствовано им в особом разделе «Описания Камчатского народа, сочиненное по сказыванию камчадалов» (этот материал включен в четвертое издание 1949 г.).

Записи ученого отличаются особой тщательностью. Он зафиксировал мельчайшие подробности обрядовых церемоний, указал их место в плане пространства, обратил внимание на пол и возраст участников, назвал все предметы, вещи, растения, обрядовую еду. Интересны и комментарии, которые делаются им попутно и имеют характер предположений, но есть и попытки анализа отдельных действий.

Как человек просвещенный, С. П. Крашенинников, с одной стороны, считал все это «заблуж-дением», с другой же, понимал, что «забвение» этих обрядов приведет «к некоторому ущербу истории» (2, с. 415).

С. П. Крашенинников сделал свои записи в двух местах Камчатки. Два варианта зафиксированы им на р. Кыхчике в острожке Чаапыынган (1738 и 1740 гг.), по определению самого ученого, это праздник «южных камчадалов». В 1739 г. побывал он на празднике «северных камчадалов» в острожке Шванолом в 42 верстах от Нижнего Камчатского острога.
Таким образом, мы имеем полевые записи одного обрядового празднества камчадалов в трех вариантах с указанием точного места и времени, что придает им особую ценность и вполне годится в качестве научного объекта.

В целом труд С. П. Крашенинникова о Камчатке изучен основательно, особенно много сделали ученые-историки. Но фольклорный материал, включенный в его книгу, в том числе и указанные выше записи, еще не стали предметом пристального научного внимания. Можно лишь указать на давно написанную статью Г. И. Бомштейн (1).
При знакомстве с обрядовым празднеством камчадалов нас поражает его особая насыщенность действиями участников, способствующая созданию специфического обрядового ритма; четкое распределение ролей с учетом пола и возраста, массовость участников (весь острожек), его продолжительность. С. П. Крашенинников, фиксирующий все это, интуитивно уловил особую значимость «порядка», составившего основу обрядов, видимо, это заставило его записывать все мелочи, без чего запись не имела бы такой научной ценности. Но именно указанная «сцепленность» и плотность обряда вызывает немалые трудности при выделении из него отдельных функций участников или отдельных предметов, которые выбраны нами для научного комментария.

Ученый называет этот «годовой праздник» «праздником очищения грехов», ничуть не сужая этим его содержание, так как вся совокупность его обрядов была направлена на восстановление гармоничной картины мира через «задабривание» многочисленных врагов. Действия «очищения» и «задабривания» духов часто совершаются параллельно. Быть удачливым в охоте, рыбной ловле, способным продолжить свой род можно лишь при условии защищенности от злых духов, которыми, по мнению первобытного человека, заполнено все вокруг.

Специфичность зафиксированного С. П. Крашенинниковым обрядового действа обусловлена особенностями архаического мышления. Архаическое или первобытное мышление было предметом специального исследования в трудах выдающегося ученого Леви-Брюля (3). По его мнению, сознание первобытного человека представляет собою сгусток коллективных идей и коллективных представлений, «которые получают свое выражение в верованиях, обычаях и языке» (там же, с. 10). «Сверхъестественное» составляет основу первобытного мышления. Подобный человек находится «во власти невидимых» сил. Леви-Брюль пишет: «Первобытный человек никогда не в состоянии хладнокровно помыслить об этих невидимых силах, об этих неуловимых влияниях, постоянное присутствие и действие которых он замечает или подозревает» (там же).

Неустойчивость порядка вещей в природе и обусловлена присутствием в нем этих «невидимых сил», спасение же человека состоит в соблюдении правил, завещанных предками.
В записях С. П. Крашенинникова неоднократно упоминается, что участники обрядов не могли объяснить многие действия, что немало удивляло исследователя. Для самих же камчадалов указание на то, что «на празднике исстари так делается» (1, с. 424), кажется единственно верным.

Обрядовое празднество камчадалов дает картину коллективных представлений первобытного человека о мире, индивидуальное, личное не присуще их поведению, так как сохранить порядок жизни, то есть, по сути дела, жизнь, можно лишь соблюдением заповедей и запретов, которые передаются из поколения в поколение. Личное же есть лишь обязательная часть коллективного.

Все, что увидел С. П. Крашенинников на этом «празднике», вовсе не игра и забава, а ответственное дело каждого жителя острожка, призванного раз в год особенно постараться, чтобы восстановить порядок в природе, нарушенный хозяйственной деятельностью: охотой, рыболовством, соби-рательством. И самое главное, очиститься от грехов, задобрить врагов. Трудно даже подсчитать все те действия, которые направлены на усмирение враждебных духов.

Во всех трех вариантах указывается, что «во образ этих духов» делаются «болванчики». К ним относятся как к живым существам, возможно, что сделанные, они приравнены к тем, кого видеть нельзя. Но о некоторых из них камчадалы имеют представление.

Так, враги, которые «на праздник приходят и в баб вселяются», «сказывали», что «живут на облаках, видом как люди, только востроголовы, возрастом с трехлетнего младенца, ходят в лисьем, собольем, рассомашьем платье» (2, с. 715). Становится понятно, почему для очищения от них нужно плясать и кричать на юрте, как бы ближе к небу, облакам, где они живут. Мифическая картина мира отчетливо просматривается в этом описании. В ее основе особая связь «всего со всем»: человек — промысловый зверь — враг как особое существо, сотворенное фантазией человека по своему образу и подобию.

С. П. Крашенинникова удивляло не столько наличие суеверий у камчадалов, он справедливо указывал, что «во всех народах довольно суеверий у простых людей», сколько то, «что такое множество заповедей могут содержать всегда в памяти» (там же, с. 411).

Как было указано выше, это связано с тем, что он встретился с мировоззрением «примитивного» народа, чья жизнь во многом направлялась коллективными представлениями, истоки которых в мифическом времени.

Обратим внимание на то, что все обряды на празднике направляются старшим поколением — стариками и старухами, именно они своими действиями выявляют основные содержательные моменты, первыми произносят ритуальный возглас «алхалалалай» (точный перевод которого вряд ли возможен).

Для того, чтобы прокомментировать отдельные символические формы и содержательные функции обряда, необходимо учитывать то, где все это происходит. Пространство в узком (прямом) значении и в более широком очень важно для толкования обряда.

Большинство обрядовых действий совершается в юрте, и это само по себе уже значимо. По своей форме юрта — особое устройство, уходящее под землю (зимняя юрта), основная часть находится на земле, а через отверстие на потолке есть выход за пределы юрты — наверх. Таким образом, уже сама эта постройка связывает пространство подземного, среднего и верхнего миров.

По мнению камчадалов, злые духи и проникают в юрту с левой стороны через отверстие наверху, не случайно так разнообразны обрядовые действия «на крыше» юрты.
Во всех трех вариантах празднество начинается «с метения юрты», особенно тщательно убирается место около лестницы. С лестницей связаны все кульминационные моменты обрядов, этого нельзя не заметить.

В одном из вариантов старая лестница убирается, а на ее место ставится новая. И все это сопровождается ритуальными церемониями. В другом — место, где стояла лестница, очищают ритуальной травой — тоншичем, а сама лестница (старая) из юрты не выносится — «за грех почитается».

Специфика обрядовых действий характеризуется и жесткой прикрепленностью к определен-ному месту внутри пространства, поэтому выделение лестницы как особого центра отнюдь не случайно.

Можно отнестись к ней как к предмету сугубо бытовому. Естественно, что эта ее функция не может не учитываться. Известно, что в каждой юрте ставилась лестница, которая через отверстие на крыше выходила наружу и служила для входа в юрту. С. П. Крашенинников указывает, что под лестницей «обыкновенно очаг бывает, и для того во время топления юрты непривычному трудно входить и выходить из юрты: ибо и лестница так горяча бывает, что ухватиться нельзя» (2, с. 377).

Особое обращение с лестницей во время праздника, несомненно, свидетельство того единства сакрального и бытового, что было характерно для ранних этапов человеческого общества.

Ко времени же записи обряда (ХVIII в.) в повседневной жизни камчадалов она и была бытовым предметом, и только церемонии обряда через коллективную память возвращали ей сакральную функцию.

Известно, что лестница представляет собой «мифопоэтический образ связи верха и низа, разных космических зон. В завершенном виде лестница пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и умерших или злых духов, демонических сил…» (5, с. 50).

И в данном случае мы наблюдаем, что кульминационные моменты обрядов, связанные с лестницей, действительно указывают на ее особую сакральную значимость. Так, лестницу обходят старик и баба с тоншичем, обмахивают им «и, приговаривая алхалалалай, обходят и те, коим надлежало идти за березою», что свидетельствует об особом очищении всех через соединение Земли и Неба. Именно около лестницы «разыгрываются басни» о волке, о ките.

Прежде чем бросить в огонь «камучючей» (символизируют злых духов), «два мужика», «пришед до лестницы», трижды обернулись, топая ногами, другие сделали также«. В записях не раз упоминается, что его участники «оборачиваются трижды», иногда указывается «на восток», что можно истолковать как указание на продолжающуюся жизнь, из «тьмы к свету», к солнцу.

Здесь сообщается, что «старик выкопал ямку перед лестницею и положил а нее рыбий хвост да нерпичий лоскуток тоншичем обвитые и загребжи их обернулся трижды по солнцу, а после него все мужики и бабы на том месте потрижды обертывались, отрясая платье свое» (там же, с. 51). И далее будут еще несколько раз упоминаться подобные действия «повертывания по кругу», «по солнцу» — это делают все присутствующие. Можно заметить, что обряды перенасыщены действиями, которые повторяются неоднократно — это «метение», «закапывание», «обвивание предметов тоншичем или сладкой травой», бросание в огонь предметов и др. Значение, то есть функцию их, объяснить очень сложно, так как в обрядах одно и то же действие может не совпадать по ритуальному значению. Это необходимо учитывать всегда при обращении к подобному материалу. Так, например, упомянутые «рыбий хвост» и «нерпичий лоскуток» (со всеми вышеуказанными подробностями), вероятно, могут означать особое почтение к рыбам и животным (промысловым) через очистительные ритуалы, а это необходимо для продолжения жизни. С особым почтением первобытный человек относился к тем растениям, промысловым животным, без которых он не мог прожить. Данный ритуал призван восстановить целостность мира, поэтому в символической форме в нем воссоздается картина желаемого.

Повороты по кругу, «по солнцу» — это особое утверждение значимости своих действий указанием на продолжение жизни, свет, тепло.

С лестницей тесно связан еще один ритуальный «предмет» — это береза. Нельзя не заметить, что береза также обставлена множеством ритуальных действий, начиная с описания того, как «снаряжают» в лес за березой. В одном из вариантов упоминается «березовый кряж», из которого делают хантая, камучючей. Береза и лестница в этом обряде сближены. Так же, как и по лестнице, по березе влезают в юрту. Но береза напрямую используется для очищения грехов. С. П. Крашенинников записал подробности этого очищения. Прутья березовые были приготовлены по числу семей, а глава семьи, сделав из них кольцо, накладывал его на каждого «с головы до ног», а те, кто очищался, «обертывались кругом». В одном из вариантов указывается, что «вне юрты проходили сквозь кольца вторично, а потом оное в снег втыкали, приклоняя на восток вершинами» (1, с. 420).

Обратим внимание на последнее уточнение. Упоминаемые выше «повороты по кругу», «по солнцу», указание «на восток» и в данном случае также указывают на желаемое продолжение рода.

Магические свойства березы участники ритуала усиливали тем, что, как и хантаев, обливали ее рыбьей щербою, «а рыбу сами ели». Здесь налицо «не только очищение от грехов, но через поедание» — особое задабривание «рыбы», так как «поедание» — «смерть», это одновременно и необходимый шаг к возрождению (4, с. 361).

Если с лестницей и березой связаны кульминационные моменты ритуальных действий, то огонь начинает и замыкает весь праздник и вообще представляется живым существом: с ним разговаривают, просят у него прощения, все ритуалы очищения, задабривания врагов связаны с огнем.

Культ огня у северных народов тесно связан с культом очага, что прекрасно продемонстри-ровано в рассматриваемых записях праздника ительменов.
Обрядовые действия по отношению к огню имеют несколько функций. Как видно из текста, огонь в представлении человека не только сила созидательная, которая благоприятствует человеку, но и разрушительная, «угрожающая жизни людей, животных и растений» (Там же, с. 599). Не случайно старики обращаются с речью к огню, который раскладывали они, тщательно соблюдая ритуалы.

Упоминание Кутха, заповедовавшего им «огню жертвовать однажды в год», чтобы тот «их миловал», «а никакой скорби и беды и пожару не делал», указывает на особое «сопричастие и общение с мифическими предками» (Леви-Брюль) (3) с целью продолжения жизни.

Очистительная сила огня была известна всем народам и в данном тексте можно наблюдать немало действий участников, связанных с очищением от грехов. Не случайно самый пик «веселья» в обряде начинался после обращения к огню. «Бабы и девки, которые безобразно кричали и плясали около лестницы», а затем, как мертвые, «навзничь попадали», демонстрировали этой пляской и криками, что в них вселились злые духи, а всесильный «старик-шептун» их вылечил. Священным является и пепел (продукт огня), головни, которые нельзя выбрасывать. Пеплом посыпают дорогу, по которой на промысел ходят, чтобы удача была. В тексте записей указываются запреты, связанные с огнем, упоминаются особые жертвоприношения (бросают гольчика, птичку, рыбьи «щеки», рыбьи головы). Жертвы приносятся не только для задабривания самого огня, но и «врагов, а также в память об умерших родственниках».

Упомянутый в обряде северных камчадалов «пом» соединен с огнем. Перед огнем «два пука сухой травы или соломы» положили, из которого позднее и будет он изготовлен. В данном ритуале участвовали только мужчины, да и сам идол-пом тоже «мужского пола». Священная сила огня увеличивает магические способности его и вселяет в участников ритуала уверенность в исполнении желаемого. А желаемое — это продолжение рода, поклонение мужчине как главной силе.

Большую смысловую нагрузку имеют включенные в праздник, как их называет С. П. Крашенинников, «действия» «о ките» и «о волке». Не вдаваясь в подробности, укажем, что это — древнейшая часть обрядов.

В главе III своего труда С. П. Крашенинников писал: «Главное основание веры их (ительменов) утверждается на древних преданиях, которые наблюдают они паче закону, не приемля никаких доказательств в опроверженье» (1, с. 409).

Разыгрывание «басни» про волка — пример соединения мифа (нарратива) и обряда (в данном значении «показывания»). Не случайно хранителями басни являются старики. Повторить миф, восстановить его, хотя бы только во время годовых праздников, означает — жить по законам предков, быть сопричастным мифическому времени, по сути дела, продолжить человеческое существование.

За пределами наших размышлений осталось еще многое из того, что составляет содержание обряда. Интересно было бы рассмотреть функцию камней, которые часто упоминаются. Растения, травы, животные, пища — все это также требует особого внимания при изучении обрядов.

В заключение отметим, что праздничное обрядовое действо камчадалов (ительменов) в записях С. П. Крашенинникова в символической форме продемонстрировало представление архаического человека о картине мира, в основе которой особая спаянность природы и человека, невыделенность человека из мира природы.

Несоблюдение законов предков разрушает это единство и нарушает естественный ход жизни, вот почему так важно участие каждого в праздничных обрядах, ритуалах очищения, задабривания врагов, поклонения растениям, травам, промысловым животным. Все это способствует восстановлению порядка в природе, нарушенного хозяйственной деятельностью человека.


1. Бомштейн Г. И. Фольклорные материалы в работе С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» // Соврем. этнография. 1950. № 2. С. 20-25.
2. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. M. ; Л. : Главсевморпуть, 1949. 841 с.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
4. Мифы народов мира: В 2-х т. Т. 1. М., 1997.
5. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии / пер. с англ. М. : Политиздат, 1986.

Гончарова А. А. Обрядовое празднество камчадалов (по материалам книги С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки») // «О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся…» : материалы XXVIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — С. 54-58.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники калмыков кратко
  • Национальные праздники калининградской области
  • Национальные праздники казахстана список
  • Национальные праздники казахстана сочинение
  • Национальные праздники казахстана реферат