Национальные праздники карачаевцев

История карачаевского народа: культура, традиции, национальные карачаевские блюда, костюмы, праздники и религия. Как карачаевцы появились в Ставропольском крае и где в основном живут?

На Ставрополье сегодня работает Карачаево-Балкарский культурный центр «Алан», действующий еще с 1980-х годов. Последние четыре года центр возглавляет Исмаил Казбекович Гочияев. Здесь молодежь учат чтить и помнить предков, знать свою историю и язык, традиции и обычаи, а главное – жить в согласии и дружбе с другими народами.

Основные традиционные занятия карачаевцев – отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры).

В XIV-XV веках в северо-западной части Приэльбрусья сформировалась карачаевская порода лошадей. Основным достоинством лошадей этой породы следует считать их высокую работоспособность и выносливость. В начале нашего столетия карачаевские лошади уже были предметом широкого вывоза в другие районы Кавказа и за его пределы.

Ремёсла карачаевцев — сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.

Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Численность

В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек — это Казахстан и Киргизия.

История

Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.

Язык

Основной язык — карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Жилище

Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.

Характер

Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.

Внешность

Одежда

Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

  1. Рубашка в виде туники.
  2. Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
  3. Чепкен — верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
  4. Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае — играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение — жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Свадьба

События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:

  • калым;
  • приданое со стороны невесты;
  • подарки;
  • затраты на само торжество.

Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку — его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз — до свадьбы, второй раз — после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.

Культура

Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.

Байрамукова Индира Казиевна, Учитель родного языка и литературы
Малокарачаевский район Карачаево-Черкесская Республика

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7

им. Б.Дж. Узденова с.Учкекен»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Протокол № _____

от «___»________2017 г.

Руководитель МО:

________/_______________/

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

________/Батдыева Э.М./

«___»___________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ №7

им. БДж.Узденова с.Учкекен»

_________/Бурлакова А.К./

«___»____________2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла КЧР»

на 2017-2018 учебный год

по 1 ч. в неделю (всего 34 ч. в год)

Составитель: учитель родного языка и литературы

Байрамукова Индира Казиевна

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.

«Праздники, традиции и ремесла КЧР» для 9 классов разработана на основе следующих федеральных документов:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.,

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Основными задачами данного курса можно назвать:

изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.

создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.

развитие творческого креативного мышления.

увеличение диапазона выбора творческой деятельности.

формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.

создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.

Предполагаемые результаты усвоения программы

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

— формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

В результате обучения формируются универсальные учебные действия:

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств;

чувство прекрасного и эстетические чувства.

Регулятивные:

принимать и сохранять задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме;

основам смыслового восприятия художественных текстов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

Одежда

Одежда. Традиционный костюм, обувь. Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Орнамент, его значение (вышивка).

Особое значение пояса.

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Мужская одежда.

Жилище

Дома; хозяйственный двор, постройки.

Утварь, мебель.

Пища

Пословицы и поговорки о еде.

Национальные блюда и напитки. Истории и легенды.

Игры. Фольклор

Национальные игры. Сказки, народные песни, загадки, поговорки. Народные поэты и певцы. Нартский эпос.

Обряды. Традиции

Семейные обряды («бешикге салыу», «келин алыу» и др), связанные с ними традиции и обычаи.

Традиционные виды деятельности, национальные ремесла

Войлочное производство. Кожевенное дело. Ткачество. Кузнечное дело. Древесное дело. Камнерезное и косторезное дело. Охотничий промысел. Земледелие. Скотоводство.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Тема

Домашнее задание

Дата

Одежда (5 ч.)

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь.

2

Национальный орнамент

3

Украшения и их значения

4

Мужская одежда

5

Проектная работа «Одежда, обувь и украшения карачаевцев» (индивидуальная)

Жилище (4 ч.)

6

Родовые кварталы

7

Устройство домов. Особенности конструкции, интерьер

8

Хозяйственные постройки

9

Проектная работа «Жилище» (парная)

Пища (3 ч.)

10

Загадки, пословицы и поговорки о еде

11

Национальные блюда и напитки.

Легенды и истории.

12

Выставка национальных блюд

Игры. Фольклор (8 ч.)

13

Национальные игры

14

Проектная работа «Национальные игры» (парная)

15

Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки)

16

Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки)

17

Народные поэты и певцы

18

Нартский эпос

19

Нартский эпос

20

Проектная работа «Карачаевский фольклор» (индивидуальная)

Обряды. Традиции (5 ч.)

21

Официальное укладывание ребенка в люльку

22

Праздник в честь исполнения 1 года

23

Свадебные обряды и традиции

24

Основные национальные праздники

25

Проектная работа «Обряды. Традиции» (парная)

Традиционные виды деятельности, национальные ремесла (9 ч.)

26

Войлочное производство. Кожевенное дело

27

Ткачество

28

Кузнечное дело

29

Древесное дело

30

Камнерезное и косторезное дело

31

Охотничий промысел

32

Земледелие

33

Скотоводство

34

Проектная работа «Традиционные виды деятельности, национальные ремесла» (индивидуальная)

Исследовательская работа « Традиции народов Кавказа. Карачаевские традиции.»

Чомаева Эльдара Шамилевича

МБОУ « СШ №1 г. Теберды им. И.П.Крымшамхалова» 6 класс

Научный руководитель: Головешко Ирина Николаевна, учитель технологии.

Приобщение к национальной культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций одно из основных направлений в нашей школе. Здесь нас учат карачаевскому языку, танцам, национальным традициям и праздникам карачаевского народа.

Карачаево- Черкесская республика  является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский район.  Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе  я описываю основные традиции Кавказских народов и Карачаевцев в частности, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков. Актуальность исследования обусловлено тем, что знание обычаев и традиции имеет свою историческую давность. Также каждый карачаевец обязан знать, как разделывать барана, так как это является одним из часто используемых обычаев у карачаевцев.

      Для изучения этой темы я использовал различные источники информации. Посещал Тебердинскую библиотеку, беседовал со старейшими жителями нашего города, использовал ресурсы интернета.  

При проведении исследования были изучены труды историков и археологов. Результаты археологических раскопок изложены И.М. Мизиевым в монографии «Очерки истории и культуры Ьалкарии и Карачая в XIII-XVIII в.в.». О горском этикете, одежде, гостеприимстве, о калыме, функциях сватов и перевозе невесты в дом жениха рассказывает в своей работе В. Тепцов.. Были изучены К.М.Текеевым в работе « Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения».

Цель исследования: целью моей работы является изучение национального традиций карачаевского народа и Кавказа в целом.

Задачи:

— познакомиться с традициями и обрядами Кавказа и Карачаевского народа;

— познакомиться с особенностями  Карачаевской  культуры  и исследовать историю формирования  традиций;

— охарактеризовать основные традиции;

— способствовать  развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Проблема исследования состоит из того что с развитием современного общества люди стали забывать свои обычай и традиции.

Гипотеза моего исследования: если я изучу историю появления и развития национальных традиций, их особенностей :

— узнаю много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа;

-смогу применять национальные традиции в жизни

Методы исследования: познавательный (анализ литературы по теме, собеседование с учителем технологии, поиск информации в сети Интернет) наглядный (получение практических навыков), исследовательский (проведение анкетирования).

     В последние десятилетия значительно возрос интерес к своим национальным корням, национальной культуре. Это связано с процессом демократизации, который идет в нашем обществе. Вопросы развития различных народов особенно важны в России, где рядом проживают люди разных национальностей. Проблемы межнациональных отношений стоят сейчас очень остро.  Карачаево-Черкесская республика  также является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский  район.  Карачаевцы- это народ, который живёт высоко в горах и отличается своей красотой, верностью и храбростью.

Обычаи и традиции — неотъемлемая часть истории народа, совокупность представлении, действий, чувств, мыслей, формирующаяся на протяжении многих веков, являющаяся важным средством формирования духовного облика новых поколений.

  Неотъемлемой частью каждого Карачаевца и Карачаевки является соблюдение национальных традиций. К ним относятся: гостеприимство, похищение невест, свадебные ,кулинарные и семейные традиции, традиция кровной мести и многие другие. В своей работе я подробнее останавливаюсь на каждой из них.

Практическая значимость: исследование Карачаевских и Кавказских традиций позволило мне узнать новые традиции и углубить знания об уже существующих традициях в нашей семье. Обязательно поделюсь своими знаниями со своими сверстниками и одноклассниками, т.к. традиции и обычаи каждого народа являются составной частью культурного наследия. Народ, не знающий или забывающий свои корни, историю, язык, традиции теряет свою значимость и индивидуальность.

Проанализировав свою работу могу сказать, что я выполнил поставленную перед собой цель изучить традиции своего народа и Кавказа, решил поставленные задачи. В ходе работы подтвердилась моя гипотеза и я  узнал много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа, могу применять национальные традиции в жизни.

   Так как объём исследования ограничен я не смог изучить много других интересных традиций таких как: традиции, соблюдаемые при рождении ребёнка и всё что с этим связано; погребально-поминальные традиции; традиции приветствия и т.д. Думаю, что в следующих своих работах я подробнее остановлюсь над немаловажными традициями моего любимого народа.

   Приобретая новые знания в этой области я получаю большее осознание, гордость и свою значимость в настоящей  и будущей жизни  Карачаевцев моего города, моей республики!

Семейная обрядность северокавказских народов — важнейшая часть их традиционно-бытовой культуры. Ее функции многоплановы и разнообразны. Как свидетельствуют новейшие полевые исследования, семейная обрядность народов Северного Кавказа, несмотря на ее трансформацию в XX в., во многом избежала региональной унификации и продолжает сохранять значительную этническую специфику.

Семейная обрядность – одна из наиболее интенсивно изучаемых в этнографии тем, и с течением времени интерес к ней исследователей не иссякает. Видимо, причины этого интереса – способность обрядности к изменениям, адаптация к трансформации социально-экономической среды и вместе с тем длительное сохранение основных обрядовых структур.

Семейная обрядность северокавказских народов – свадебная, детская, похоронно-поминальная – важнейшая часть их традиционно-бытовой культуры, ее функции многоплановы и разнообразны. Как свидетельствуют новейшие полевые материалы, семейная обрядность народов Северного Кавказа (в частности, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, абазин, карачаевцев, балкарцев, ногайцев), несмотря на ее трансформацию в XX в., во многом избежала региональной унификации и продолжает сохранять значительную этническую специфику. Это в полной мере относится к детской обрядности этих народов.

Данная статья написана на основе полевых материалов, собранных в 2002 и 2006 гг. в Кабардино-Балкарии (сел. Урвань, Бабугент), Карачаево-Черкесии (сел. Эркен-Халк, Ильичевское, Кошхабль, Псыж) и Адыгее (сел. Понежукай, Габукай, Джиджихабль).

Наиболее значительные изменения произошли в обрядности, относящейся к периоду беременности и родильной. Тем не менее, некоторые элементы традиций сохраняются. В частности, это касается некоторых запретов для беременной на совершение определенных действий, на употребление в пищу каких-то продуктов питания.

Так, у всех народов беременной не следует посещать похороны (за исключением тех случаев, когда умерший является близким родственником), подстригать волосы – это может повредить ребенку (карачаевцы, адыгейцы). Беременной женщине не полагается соблюдать пост (ураза), разрешается не делать намаз.

Как правило, женщину стараются освободить от тяжелых хозяйственных работ (доить корову, поднимать тяжести и т.д.). В семьях, где придерживаются традиционного этикета, невестка сама не говорит свекрови о своей беременности, а передает это известие через золовку или другую родственницу. У карачаевцев и балкарцев незадолго перед родами женщина иногда уходит в дом своих родителей и уже оттуда отправляется в роддом. Сопровождает женщину в роддом обычно жена деверя (сосношница); шоферу, который везет их в больницу, полагается сделать подарок (рубашка, спиртные напитки и т.п.).

Роды в настоящее время проходят в роддомах и в родильных отделениях больниц, поэтому обычаи, связанные с последом и пуповиной, в большинстве своем ушли в прошлое и сохраняются лишь в памяти старшего поколения. Тем не менее и сейчас порой стараются забрать в роддоме отпавшую у ребенка пуповину (она используется при лечении некоторых детских болезней: ее размачивают в воде, которую и дают пить ребенку).

Женщину в роддоме навещают обычно женщины-родственницы (как правило, только со стороны мужа), но в последние годы, в связи с ослаблением обычаев избегания, это может сделать и муж. В этом вопросе не существует единого стандарта поведения – все зависит от особенностей каждой конкретной семьи (наличие в семье свекра и свекрови, их возраст и образовательный статус, насколько строго в данной семье соблюдаются традиционные нормы этикета и др.). Роженице стараются принести пищу, которая, как считается, будет способствовать быстрейшему восстановлению сил и появлению у нее молока, благотворно повлияет на развитие ребенка. Как правило, приносят бульон, ногайский (калмыцкий) чай.

В советское время сформировался новый для народов Кавказа ритуал, когда женщину с новорожденным забирают из роддома. При этом обязательно одаривают врачей и медсестер как подарками, так и деньгами. Видимо, в этом нашла отражение традиция обязательного одаривания повитухи. Приезжают за роженицей и ребенком, как правило, младшие родственницы со стороны мужа (жена деверя, золовка и т.п.), в последнее время нередко и муж. У роддома делают фотографию на память или снимают всех на видео. Свекровь и другие старшие женщины ожидают их приезда в доме. Новорожденного должна нести не мать, а одна из родственниц мужа, она же и передает ребенка свекрови. У карачаевцев и балкарцев женщину из роддома могут привезти или в семью мужа, или в семью ее родителей, где она остается дней 10, хотя некоторые родители отпускают дочь с ребенком в дом мужа только через 40 дней. Обряд первого укладывания в колыбель для первенца у этих народов полагается устраивать в родительском доме матери, для участия в нем приезжают женщины из числа родственников мужа.

Обычно в день возвращения из роддома устраивают угощение для родственников и друзей, которые приходят с подарками (или деньгами в качестве подарка) для новорожденного.

При виде ребенка обычно произносят традиционные благопожелания. Так, ногайцы говорят «Хайырлы бала болсын» – «Пусть ребенок будет полезным».

Навестить роженицу обязательно приезжают женщины со стороны ее родственников. Ее мать, как правило, сама не едет, но приготовленные ею подарки везут более молодые родственницы. У адыгейцев везут подарки для роженицы, для свекра и свекрови, одежду и игрушки для ребенка; при рождении мальчика обязательно привозят с материнской стороны колыбель (кушэ), так как, как говорят, «мальчику полагается больше почета», девочке покупают коляску, кроватку и т.п. Подарки свекру и свекрови называются учитапч (адыгейск. укытапкэ от укы – стыд): по объяснению информантов, их дарят для того, чтобы при встрече сваты не стыдились друг друга. Когда через 5–10 дней роженицу с ребенком в сопровождении свекрови и золовки везут в родительский дом, для тестя и тещи также везут подарки (учитапч).

Иногда по этому случаю приглашают гостей, иногда ограничиваются кругом ближайших родственников. У карачаевцев при этом принято посылать родителям невестки ляжку от барана. Если же у семьи нет возможности принести в жертву барана (в силу материальных причин), то для угощения гостей режут индюшку, кур и т.п. – это не считается грехом и не осуждается окружающими. У адыгейцев до настоящего времени сохраняется обычай отмечать рождение ребенка, сажая плодовое дерево (обычно это бывает яблоня). По свидетельству нашего информанта из сел. Понежукай (Адыгея), по случаю рождения всех ее трех дочерей свекор сажал яблони.

Сорокадневие, как особый период, очень важный для роженицы и ребенка, в большинстве случаев уже, как правило, не сопровождается особыми ритуалами. Так, у кабардинцев стараются ни на минуту не оставлять ребенка одного; считается, что хотя бы другой ребенок должен быть рядом с ним.

В это время его не оставляют одного – иначе «шайтан придет и повредит ребенку», в сумерках и на рассвете нельзя проносить ребенка под деревьями и оставлять его одного. На 40-й день наливают 40 ложек воды и обливают ею ребенка.

После 40 дней можно было выносить ребенка за пределы двора, и женщина могла вместе с ребенком навестить своих родителей. По возвращении в дом мужа женщина также получала гостинцы (например, банку сметаны, хлеб, курицу). По свидетельству информантов-балкарцев, до завершения 40 дней женщина считается ритуально «нечистой», она в течение этого времени не готовит пищу, особенно если в семье есть старики, так как «старики брезгуют приготовленной ею пищей».

Отмечается и такое явление, как возрастание интереса к обрядам, еще недавно практически исчезавшим из быта. В частности, у кабардинцев в последние годы стал возрождаться обряд «подвешивания красного сыра» (кхъуей плъыжъ кэрыщэ): своего рода состязание в ловкости, устраиваемое по случаю рождения в семье долгожданного сына. На высокое П-образное сооружение из столбов, где помещают различные призы (одежду, бутылку спиртного, сладости и т.п.), главный из которых – копченый («красный») сыр, символизирующий солнце («чтобы мальчику всю жизнь сопутствовало солнце»), подвешивают смазанную маслом веревку, по которой взбираются все желающие мальчики и молодые мужчины.

обравшийся должен сначала откусить кусок сыра, а потом выбирать себе подарок. Возобновлению этого обряда способствует то, что его фиксируют на видео и потом показывают всем желающим. Нередко подобные сюжеты демонстрируют и по местному телевидению, и таким образом степень его престижности повышается. В сел. Урвань нам рассказали о двух семьях, где проводился этот обряд: в одной девять лет не было детей и родился мальчик, в другой семье было уже трое девочек и наконец-то родился сын. Обряд этот проводится во дворе дома. Старшая женщина семьи встречает пришедших и принимает подарки, которые гости приносят для ребенка и для семьи (например, одежду, ковер и др.). Ребенка также выносят на место проведения обряда, но держит его не мать, а золовка или другая молодая родственница.

В значительной степени у народов Северного Кавказа продолжают бытовать традиционные приемы ухода за младенцем. Наряду с современными средствами ухода (кроватки, коляски, памперсы и т.д.) прочные позиции сохраняет традиционная колыбель (тюркск. бешик, бесик; абазинск. гара; кабард., черкесск. гущэ; адыгейск. кушэ) со всем полагающимся к ней убранством, в которой применяется тугое неподвижное пеленание.

До настоящего времени в народе оно считается весьма полезным для ребенка: полагают, что ноги у него будут ровными, он будет долго и спокойно спать. Для стока мочи сейчас нередко используют целлофан или клеенку, тогда как еще недавно для этой цели служили полые кости животных (обычно барана) или различные растительные материалы.

Во многих селах есть мастера, изготавливающие колыбели на заказ. Продают колыбели и на местных базарах (например, мы видели это в Черкесске, Нальчике), причем нередко с матрасами, подушками, свивальниками. У всех северокавказских народов используются колыбели сходной конструкции, но с некоторым своеобразием в их убранстве. Так, у карачаевцев и балкарцев при пеленании ребенка применяется особая фигурная подушечка; у разных народов используют для набивания матраса различные материалы (семена конского щавеля, шелуху от проса, вату, опилки и т.д.).

До настоящего времени сохраняется обычай, согласно которому колыбель должны купить бабка и дед по материнской линии. Если в семье хранится старая колыбель, то предпочитают использовать ее, и тогда по договоренности родители женщины покупают кроватку, манеж, коляску или что-нибудь другое, необходимое для ребенка. Следует отметить, что информанты часто сообщали нам о том, что колыбель для ребенка одалживают на время у родственников, знакомых. Возможно, это связано с тем, что она довольно дорого стоит: 1–2 тыс. рублей сама колыбель и еще 1 тыс. рублей – все необходимое для нее (матрас, подушки, одеяло и т.п.).

До настоящего времени отношение к колыбели отличается от отношения к обычной детской кроватке или коляске.

случайно карачаевская пословица гласит: «Бешик для ребенка как мать» («Бешик сабине анасыча»). Считается, что нельзя качать пустую колыбель, раскачивать колыбель вдвоем; если колыбель выносят из комнаты, то обязательно изголовьем вперед. Когда приходится оставлять ребенка в колыбели одного, к ней прислоняют веник, на животик ребенку кладут кусок хлеба. Старую колыбель никогда не выбрасывают – ее хранят где-то на чердаке, даже если уже не используют по назначению.

Точного срока, когда надо совершить обряд укладывания ребенка в колыбель (кабард., черкес. гущэхэпхэ; адыгейск. лъыплъэ; тюркск. бешикге салыу, бешикке салгъан), сейчас не существует: это могут сделать в тот же день, когда его привозят из роддома, а могут через одну-две недели или через один-два месяца. По случаю этого события готовят праздничное угощение и приглашают соседок и родственниц преимущественно старшего возраста. Первой в колыбель ребенка укладывает бабушка со стороны отца или пожилая родственница, произнеся молитву и благопожелания. Обычно в этот день стараются сделать жертвоприношение (курман) и кровью жертвенного барана мажут лоб и щеки ребенка. Под матрас или подушку кладут маленький Коран или страницы из него – «чтобы ребенок не испугался».

На Северном Кавказе сохраняется детская обрядность, связанная с символическим включением ребенка в семейный коллектив и с возрастными этапами его развития. Это и надевание первой рубашки, и уже упоминавшийся обряд первого укладывания в колыбель (порой он проводится, даже если в дальнейшем ребенок там не находится), особые ритуалы проводятся по случаю имянаречения, появления первого зуба, первой стрижки утробных волос, первого шага.

Некоторые обычаи изменились существенно: так, есть обычай сохранять первую рубашку, которую надевали на ребенка. Теперь ее покупают, а не шьют по особым правилам, как это было прежде (например, у черкесов это делала только замужняя женщина). Тем не менее и покупную рубашку мать хранит; в случае необходимости ее одалживают родственники.

Имя ребенку по традиции и сейчас нередко выбирают не сами родители, а старшие в семье (дед и бабушка, дядя и т.д.), или, напротив, дети (двоюродные братья и сестры по отцовской линии). Родственники со стороны матери, как правило, не имеют такого права. У ногайцев, когда ребенку исполняется год или даже немного позже, проводят мусульманский обряд имянаречения азан шакырув, для участия в котором приглашают имама (эфенди) и мужчин и женщин старшего возраста. Режут барана (курманлык – жертвоприношение), устраивают угощение без спиртных напитков. Если при рождении ребенку было дано «немусульманское» имя, имам по своему выбору или по выбору родственников дает ребенку второе имя (как говорят, «дает имя перед Аллахом») и трижды в каждое ушко ребенка выкрикивает его. Затем имам правой рукой отламывает кусок хлеба и дает ребенку также в правую руку; тот должен поесть этого хлеба (как говорят, «чистый человек дал первый хлеб»). Ребенку в этот день гости приносят подарки. Имам также получает подарок «за то, что дал имя ребенку», например, хорошую рубашку и банное полотенце, часть приготовленной для угощения еды.

В случае если ребенок тяжело болен, ему могут поменять имя по совету эфенди. Такие случаи встречаются в карачаевских селениях. При этом эфенди пишет молитву (дуа), мать зашивает ее в кожаный мешочек и ребенок носит этот амулет.

Стрижка утробных волос (у адыгов они называются «мышиными», у тюрков – «собачьими») производится в разном возрасте. Например, у ногайцев по этому поводу устраивают в год особое торжество – «Праздник первой стрижки» («Бас кетерген той»). Стрижет обычно родной или двоюродный брат со стороны матери, при этом у него самого должны быть хорошие волосы. Он должен чем-то одарить ребенка – обычно дарят одежду, барана. Дома этот человек совершает ритуальное омовение абдес, как перед намазом, а непосредственно перед стрижкой тщательно моет руки. Если же он боится брить ребенка, то только срезает несколько прядей, а затем опытный человек заканчивает эту процедуру. Семья в этот день приглашает гостей, устраивают угощение. Волосы мать хранит в шкатулке или другом укромном месте, так как считается: если их выбросить, у ребенка будет болеть голова.

У адыгейцев «мышиные волосы» (хъушъэн шъхъац) наголо сбривают, когда ребенку исполняется год. Делает это специально приглашенный родителями человек. Волосы хранят дома, завернув в тряпочку. У черкесов утробные волосы сбривают через полгода, обычно делает это сосед или отец ребенка. За это полагается небольшой подарок – платок и кусок мыла. У абазин волосы состригают в год – кто-то из родственников по линии матери (например, дядя), он должен подарить ребенку подарок.

Первые состриженные у ребенка ногти, как правило, не выбрасывают. Их полагается положить в Коран или в какую-нибудь другую книгу, в кошелек, иногда их закапывают. У адыгейцев и черкесов говорят, что если ногти девочки положить в гармошку, она станет хорошей гармонисткой (у народов Северного Кавказа игра на гармошке считается по преимуществу женским занятием). Обычай определяет срок, ранее которого не положено обрезать ребенку ногти (40 дней, год), до этого времени мать должна обкусывать ноготки; сроки эти сейчас соблюдаются далеко не всеми. У ногайцев, например, в день сорокадневия приглашают обрезать ногти младенцу мальчика или девочку (на эту роль выбирают рукодельных, с хорошим поведением) из числа отцовских родственников.

У абазин в этом случае бабушка или мать ребенка берут горсть пшена, смешанного с солью, и бросают в огород – «чтобы так же легко прорезывались зубы у ребенка». Ногайцы замечают: если у ребенка первым появился нижний зуб, это значит, что «ангел, который есть у каждого ребенка, просит помощи у земли». Адыгейцы полагают, что мать не должна заглядывать в ротик ребенка, поэтому она пальцем проверяет, не появился ли зуб. Существует представление, что, если мать первой увидит зуб своего ребенка, все зубы будут прорезываться болезненно.

У большинства народов Северного Кавказа особый праздник (в основном в нем участвуют женщины и дети) устраивают по случаю первого шага, нередко приурочивая его к тому моменту, когда ребенку исполняется год (абазин. гыларгуг; адыгейск. лъэтеуцу; кабард., черкес. лъэтэувэ). Этот обряд устраивают для того, чтобы, сделав первый шаг, ребенок начал ходить уверенно, больше не спотыкался. Когда ребенок начинает ходить, абазины делают специальное «люлечное тесто» (гарамажвадза) – муку из пшена замешивают на меду или густом сахарном сиропе, из этой массы делают небольшие шарики, укладывают их на большое блюдо. Это делает бабушка, мать или старшая родственница. На традиционный низкий столик ставят это блюдо, кладут нож, кинжал, Коран, кошелек, игрушечный автомобиль (для мальчика), зеркало, книгу, Коран, косметику (для девочки). Ребенку перевязывают ноги и направляют к столику, наблюдая за тем, какой предмет он возьмет. Бабушка перерезает путы, после этого начинается угощение. Все присутствующие должны обязательно попробовать «люлечное тесто». Абазины часто спотыкающемуся человеку говорят: «Тебе что, гыларгуг не делали?» Черкесы и кабардинцы для лъэтэувэ готовят халву (халуа), которую кладут на традиционный деревянный столик, сверху кладут книгу, тетрадь, ручку, Коран, ножницы, медицинские инструменты и др. (одинаково для мальчика и девочки). Халву готовят следующим образом: 10 кг молотого пшена, 5 кг сахара, 5 литров воды, муку жарят с маслом, добавляют сахарный сироп. У ногайцев по случаю первого шага бабушка (со стороны отца) печет круглую слоеную лепешку калакай, и пока она горячая, ее прокатывают между ног ребенка с пожеланиями, чтобы тот крепко стоял на ногах. Ритуальной лепешкой угощают всех присутствующих.

У адыгейцев этот обряд в последнее время стали устраивать практически для всех детей (в недавнем прошлом его делали в основном для тех, кто часто падал). Происходит это в кругу семьи, обычно все выполняет бабушка ребенка. Тонкую лепешку из пресного теста кладут на традиционный столик, вокруг раскладывают различные предметы (ручку, книгу, нитки, ножницы, тетрадь и т.п.). Бабушка читает молитву (суру Корана или молится своими словами) и направляет ребенка к столику.

По имеющимся у нас материалам, у всех народов Северного Кавказа продолжают бытовать представления об опасности «сглаза», особо оберегают от этого детей. Так, адыгейцы во избежание сглаза прилепляют на челочку ребенку пчелиный воск, прикалывают к одежде булавку, ставят сажей точку на лбу. У ногайцев «снимать сглаз» может «чистая» женщина (уже или еще не имеющая интимных отношений с мужчиной) или «чистый» мужчина (который сделал ритуальное омовение абдес). При этом соответствующие молитвы шепчут ребенку на ушко.

Влияние религии на детскую обрядность сравнительно невелико. Так, иногда исполняется мусульманский обряд имянаречения, используются дуа – амулеты с написанной имамом молитвой, в колыбель кладут маленький Коран или листочек с текстом суры Корана.

Суннет – обычай обрезания, в советские годы практически исчезнувший из быта большинства северокавказских народов (по словам информантов, он стал исчезать из быта где-то в 1950-е годы, «мода на него прошла», хотя до Великой Отечественной войны его делали почти всем мальчикам), в последние годы начинает возобновляться (в этом случае прибегают к помощи хирургов в больнице), но в большинстве случаев его детям не делают. Как правило, матери и бабушки объясняют это тем, что им «жалко ребенка». Тем более что имамы не настаивают на обязательности его выполнения. Однако распространено представление, что резать скотину должен мужчина, для которого этот обряд совершили, что мясо в этом случае бывает якобы более вкусным. В некоторых селениях стараются сделать суннет всем мальчикам – например, в балкарском селении Бабугент до достижения ими 9–12 лет. Обычно же обрезание делают в 2–3 года, устраивают по этому поводу большой праздник (кичик-той, суннет курманлык). «Пока суннет не сделали, нет сына», – такую пословицу привели нам жители этого селения. Черкесы также считают, что «тот, кому сделано обрезание, более угоден Богу», хотя в черкесских селениях этот обычай соблюдается немногими.

В детской обрядности народов Северного Кавказа утвердились и традиции, появившиеся в советское время: ежегодное празднование дня рождения ребенка с приглашением его друзей, устройство новогодней елки с подарками (если в семье нет траура). Они прочно вошли в быт и уже не воспринимаются как нечто чуждое и инородное. В день рождения дети несут в детский сад, школу конфеты и другие сладости, угощают друзей. Фактически как праздники мальчиков и девочек воспринимаются и такие дни, как 23 февраля и 8 марта, когда в школах дети дарят друг другу подарки. В последнее десятилетие в быт школьников активно входит и День святого Валентина, о котором постоянно напоминают телевидение и другие СМИ. Даже в местных газетах приходилось видеть публикации о том, какие подарки следует дарить в этот день, и т.д.

Как свидетельствуют наши полевые материалы, собранные в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, для современного состояния детской обрядности живущих здесь народов характерны следующие моменты: сохранение основных структур обрядового комплекса, в некоторых случаях – при сокращении времени проведения отдельных обрядов; появление новых элементов обрядности (в частности, связанных с ослаблением соблюдения обычаев избегания); повышение у молодого поколения интереса к национальным традициям, стремление к их возрождению; некоторое усиление влияния религиозного фактора; фиксация проведения некоторых семейных обрядов (свадебных и детских) на видеопленку.

Источник: www.culture.ru

Знакомство

В жизни человека свадьба является ярким и запоминающимся событием, которое целиком изменяет его внутреннее состояние. Свадьбы на Северном Кавказе отмечаются с соблюдением обрядов и традиций. Не стала исключением и Карачаево-Черкесия.

В тему статьи: особенности мусульманской свадьбы

Сегодня здесь уже не крадут невест. Исключения, конечно, бывают. Но происходит это только с согласия невесты, только в том случае, если родители против свадьбы, а сама девушка испытывает симпатию к избраннику и хочет стать его женой. Это раньше родители подыскивали для своего сына кандидатку в жены, которая подходила ему как по статусу, так и материальному состоянию. Сегодня же карачаевцы женятся по взаимной любви, однако свадебные традиции при этом они не забывают. Если по улице проехал свадебный кортеж из машин, украшенных красивыми коврами − это карачаевская свадьба.

Раньше основным местом знакомства молодых людей были свадебные торжества. Сегодня же у молодежи возможности расширились. Знакомство может произойти в институте, на работе, при посещении различных культурных мероприятий. В сельской местности проявление своих чувств не приветствуется, здесь общение более сдержанное. Ухаживания завуалированы, обычаи не допускают, чтобы молодая девушка оставалась наедине с молодыми парнями. Непозволительно здесь и свидание молодых людей наедине друг с другом.

Свадебные обычаи карачаевцев

Сватовство

Интересный обряд, связанный со сватовством, всегда был популярен среди карачаевцев. Сватовство поднимало статус девушки независимо от того, кто к ней сватался. Очень сильным позором считалось для семьи юноши, если избранница ему отказывала. Поэтому даже при неофициальном визите в родительский дом девушки, сваты делали все возможное, чтобы во время второго официального приема довелось услышать положительный ответ и получить согласие на брак.

Первый визит происходит как бы случайно. Родня со стороны жениха приходила к невесте, но не с пустыми руками. Они несли подарки: сладости, барана, деньги, которые уже давно не воспринимаются в качестве калыма. Сам же виновник торжества на сватовстве отсутствовал.

Важное значение в этом мероприятии всегда отводилось свахам. От их умений, коммуникативных способностей зависел исход дела. Если же вопрос о браке молодые люди решили самостоятельно, сватовство носило намного упрощенный характер.

Свадебные традиции карачаевцев

Приданое

Карачаевские девушки готовят приданное чуть ли не с самого рождения. Приданое должно быть богатым, поэтому на нем не принято экономить. Если у девушки нет приданного, над ней смеялись, упрекали ее. Приданное состоит из постельных принадлежностей, подушек, ковров, занавесок, одеял, скатертей. Состоятельные невесты могут позволить себе хорошую мебель, дорогую бытовую технику и даже автомобиль.

Раньше самыми лучшими невестами считались те, которые могли своими руками приготовить большую часть приданого. Сегодня же все необходимое приобретается в магазине. Карачаевская свадьба − недешевое мероприятие для невесты, ведь кроме приданого необходимо потратиться еще и на подарки для родственников жениха. Сегодня многие девушки предпочитают одеваться на свадьбу в национальный костюм, который стоит намного дороже обычного классического свадебного платья.

Свадебные церемонии карачаевцев

Свадьба

В древности за невестой отправлялась повозка, которую сопровождали отважные всадники. Во время движения они пели национальные песни, стреляли из ружья. Зрелище было просто великолепное. Сегодня же за невестой приезжают на красивых машинах, украшенных коврами, лентами. Ковры, после того, как девушку доставляли в назначенное место, оставались у хозяина автомобиля.

Родственников жениха в доме невесты усаживают за стол, как самых почетных гостей. Застолье продолжается недолго, после чего невесту забирают и свадебный кортеж увозит ее в дом жениха. Девушку сопровождает брат жениха и кто-то из женщин.

Во время свадебного торжества в первый день жених находится со своими друзьями в одном доме, а невеста с родней своего будущего мужа в другом. Карачаевская свадьба не допускает нахождения за одним столом мужчин и женщин. Если торжество происходит в летнее время года, то столы устанавливаются на улице и за ними рассаживаются мужчины. Женщины же отмечают праздник в доме вместе с невестой. Шелковые платки украшают голову виновницы торжества, снимает она их после того, как переступает порог дома родителей своего суженого.

На свадьбе главным лицом и массовиком-затейником является тамада. С его позволения произносятся тосты, начинаются танцы. Только с его разрешения можно выйти из-за стола. Свадебный стол очень расточительный и богатый, ведь в противном случае он не смог бы удовлетворить такое огромное количество гостей, какими могут похвастаться карачаевские свадьбы.

Чтобы приготовить мясные блюда забивается молодой бык, несколько овец. Кроме мясных блюд выпекается огромное количество пирогов, закупаются различные кондитерские изделия (торты, пирожные), фрукты. Для торжества масло заготавливается килограммами, а сахар и мука приобретается мешками. Карачаевская свадьба − это веселье, традиции и богатый свадебный стол.

Источник: xwedding.ru

История карачаевцев

Карачаевцы (самоназвание – кърачайлылар) — коренное население Карачая в России. В этногинезе народа смешались местные кавказские племена, аланы, булгары и кипчаки (половцы). В конце первого тысячелетия нашей эры карачаевцы входили в аланский союз племён.

В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. Карачаевские старейшины решили предотвратить погромы в своих селениях и вступили в переговоры с русским командованием. Результатом переговоров стало включение Карачая в состав Российской империи. Все внутреннее самоуправление Карачая было оставлено в прежнем виде. Даже суды проходили по местным обычаям и законам. Однако генералы царской армии считали даже формальное присоединение Карачая к России большим достижением.

Тем не менее не все гордые жители Карачая смирились с таким положением и принимали участие в борьбе за независимость северо-кавказских народов (1831-1860). После окончания военных действий некоторые карачаевцы покинули Северный Кавказ и поселились на территории современной Турции.

В 1943 году карачаевцев, обвинённых в сотрудничестве с фашистами, переселили в Казахстан и Киргизстан. Общая численность населения составляла тогда 80 тысяч человек (в основном женщины и дети — мужская часть населения сражалась на фронтах). Лишь в 1957 карачаевцы вернулись на Родину. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1991 году она преобразовалась в республику. Согласно переписи 2002 года в России проживает 192 тысячи карачаевцев, 169 из них в Карачаево-Черкесии.

История карачаевцев

Быт карачаевцев

Основные занятия карачаевцев — отгонное животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот) и пашенное земледелие (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Ремёсла — сукноделие, изготовление войлочных изделий (шляп, бурок) ковров, вязание, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню.

Жилище карачаевцев – прямоугольная, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Брёвна сруба часто были разной длины и выдавались за углы строения. В небольшом закрытом дворе (арбаз) располагались хозяйственные строения. Внутри дома располагался пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.

Известные своим гостеприимством карачаевцы для приёма гостей отводили отдельную комнату (кунацкая), а иногда и целый дом. В конце XIX века появляются многокамерные, двухэтажные строения.

В доме, где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья жили в отдельных помещениях. Наиболее почетную часть главного дома занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Для карачаевцев характерна сельская община (эльджамагат). Скот и земля в общине были общими, трудились её обитатели тоже вместе. К концу 19 века в общине преобладали моногамные семьи (юйдсги).

Быт карачаевцев

Культура карачаевцев

Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.

Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.

Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и земледелием, большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).

Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.

Культура карачаевцев

Источник: geographyofrussia.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нерабочие дни между майскими праздниками 2022
  • Новогодний сценарий путешествие на лунном облаке
  • Национальные праздники архангельской области
  • Непринятый царь сценарий
  • Новогодний сценарий проделки бабы яги у новогодней елки