Национальные праздники кировской области

Лето в нашем крае на праздники богато. Что ни месяц – то праздник, а то и несколько. Причем многие берут свои истоки из далекого прошлого. Праздновались они всегда весело и с размахом. Сегодня многие из них стали своеобразными брендами Кировской области.

Лето в нашем крае на праздники богато. Что ни месяц – то праздник, а то и несколько. Причем многие берут свои истоки из далекого прошлого. Праздновались они всегда весело и с размахом. Сегодня многие из них стали своеобразными брендами Кировской области.

Вятская свистунья

Это очень древний самобытный вятский праздник, первые упоминания о котором относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками. Не случайно Свистунья первоначально называлась «Свистопляска».

Наши предки начинали праздновать Свистунью с панихиды у Раздерихинского оврага. Утро они посвящали молитве, а днем гуляли и веселились от души: пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. В этот день устраивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее готовились: лепили полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, лошадей, птиц, делали свистульки.

Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова (12 июня).

День Ивана Купалы

Этот праздник берет истоки у далеких наших предков, славян, правда назывался он тогда иначе – Купайла — праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. В этот праздник люди опоясывались перевязями из цветов, надевали на голову венки из трав, водили хороводы, пели песни. Самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь было перепрыгивание через огонь костра.

Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.).

Интересной традицией празднования дня Ивана Купалы являлись поиски «цветка папоротника». В старину, еще до прихода христианства, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20 — 21 июня. С принятием христианства люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а приурочили его ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. По новому стилю календаря день Иоанна Крестителя приходится на 7 июля.  Сегодня многие традиции праздновая Дня Ивана Купалы утрачены, но романтика его остается неизменной.

Фестиваль авторской песни «Гринландия»

«Гринландия» – всероссийский фестиваль авторской песни, ежегодно проводимый на берегу реки Быстрицы близ села Башарово в Кировской области. Название мероприятия происходит от фамилии известного писателя Александра Грина, который был родом из Вятской губернии. Впервые фестиваль «Гринландия» состоялся в 1986 году. Именно там впервые прозвучала легендарная песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой…».

Наряду с дымковской игрушкой и Великорецким Крестным ходом, он входит в тройку «визитных карточек» Вятского края (Кировской области). Традиционно в середине июля фестивальная поляна собирает на три дня несколько сотен любителей походов, авторской песни и активного отдыха. Причем на фестиваль съезжаются барды из разных регионов России и СНГ.

Праздник мастеров народных промыслов «Вятский лапоть»

«Вятский лапоть» — это фестиваль ремесел. Проводится он в конце июля в посёлке Кильмезь, где активно развивается старинный промысел — плетение из липового лыка лаптей, которые на протяжение многих веков были русской народной обувью. Лапти покупают и в наши дни. Говорят, с помощью них можно вылечить больные ноги. 

Главной целью этого мероприятия является сохранение народных промыслов. По итогам Национальной премии в сфере событийного туризма «Russian Event Awards» 2012 года в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов» фестиваль мастеров народных промыслов «Вятский лапоть» занял первое место.

Народный праздник «Истобенский огурец»

«Истобенский огурец» — фестиваль народного творчества и юмора. По традиции он проходит в старинном селе Истобенск на берегу реки Вятки в последнюю субботу июля. Гордостью Истобенска являются соленые огурцы, выращивание, засолка и хранение которых – одна из уникальных особенностей этой местности.

Их солят в деревянных бочках с применение приправ – укропа, чеснока, листьев смородины и дуба. А хранят эти бочки в реках с ключевой водой, имеющей постоянно низкую температуру. Благодаря этому секрету истобенские огурчики славятся на всю Россиию своим особым вкусом и ароматом.

Праздников на Вятской земле много, и в каждом — частичка истории нашего края и продолжение добрых традиций.

Презентация, доклад Народные праздники Вятского края

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Народные праздники Вятского края.
Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Народные праздники Вятского края



Слайд 2

Описание слайда:

Вятские старинные, национальные и современные народные праздники


Слайд 3

Описание слайда:

Праздник «Вятская свистунья»


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Описание слайда:

«Каравай ржаной уржумский»


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

Описание слайда:

Современные народные праздники на Вятке. Фестиваль «Вятский лапоть»


Слайд 12


Слайд 13

Описание слайда:

Вятский лапоть

Праздник-фестиваль народных промыслов, который проходит в поселке Кильмезь в середине июля.


Слайд 14


Слайд 15

Описание слайда:

Современные народные праздники на Вятке. Праздник «Истобенский огурец»


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18

Описание слайда:

Истобенский огурец


Слайд 19

Описание слайда:

Современные народные праздники на Вятке. Праздник «Вятская картошка»


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22

Описание слайда:

Вятская картошка

Праздник походит в деревне Левичи Котельничского района ежегодно в начале сентября.


Слайд 23

Описание слайда:

Национальные праздники на Вятке. Праздник «Сабантуй»


Слайд 24

Описание слайда:

Сабантуй в Малмыже


Слайд 25


Слайд 26


Слайд 27

Описание слайда:

Национальные праздники на Вятке. «Пеледыш пайрем» — праздник цветов


Слайд 28


Слайд 29


Слайд 30

Описание слайда:

Пеледыш пайрем — праздник цветов


Слайд 31

Описание слайда:

Национальные праздники на Вятке. Праздник «Выль Джук»


Слайд 32


Слайд 33


Слайд 34


Слайд 35

Описание слайда:

И это далеко еще не все праздники, которые отмечаются на нашей Вятской земле.


Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Народные праздники Вятского краяПрезентацию выполнили: Бугаева Олеся 
Князева...

    1 слайд

    Народные праздники Вятского края
    Презентацию выполнили: Бугаева Олеся
    Князева Алина
    Ученицы 9в класса
    Учитель: Зорина О.М.
    МБОУ «СОШ №61 с УИОП» г.Кирова

  • План
Сабантуй в Малмыже
Вятский лапоть
Пеледыш пайрем 
Вятская картошка
Исто...

    2 слайд

    План

    Сабантуй в Малмыже
    Вятский лапоть
    Пеледыш пайрем
    Вятская картошка
    Истобенский огурец
    Выль Джук
    Вывод

    2

  • 3Сабантуй в МалмыжеНациональный татарский праздник в честь окончания полевых...

    3 слайд

    3
    Сабантуй в Малмыже
    Национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ.

  • Вятский лапоть       Праздник-фестиваль народных промыслов, который проходит...

    4 слайд

    Вятский лапоть

    Праздник-фестиваль народных промыслов, который проходит в поселке Кильмезь в середине июля.
    4

  • 5Пеледыш пайрем - праздник цветовПроходит в селе Мари Ошаево Пижанского район...

    5 слайд

    5
    Пеледыш пайрем — праздник цветов
    Проходит в селе Мари Ошаево Пижанского района в середине июня.

  • Праздник походит в деревне Левичи Котельничского района ежегодно в начале сен...

    6 слайд

    Праздник походит в деревне Левичи Котельничского района ежегодно в начале сентября.
    Вятская картошка

    6

  • 7Истобенский огурецПроводится в красивом древнем городке Истобенск.

    7 слайд

    7
    Истобенский огурец
    Проводится в красивом древнем городке Истобенск.

  • Выль Джук8Национальный удмуртский праздник первого урожая.

    8 слайд

    Выль Джук
    8
    Национальный удмуртский праздник первого урожая.

  • Вятские праздники9

    9 слайд

    Вятские праздники
    9

  • 10http://kirovkray.ru/index.php/narodnye-prazdniki-v-vyatke/142-vyl-dzhuk.htm...

    10 слайд

    10
    http://kirovkray.ru/index.php/narodnye-prazdniki-v-vyatke/142-vyl-dzhuk.html
    http://podosinovetsmbs.ru/?p=23882
    http://kirovkray.ru/index.php/narodnye-prazdniki-v-vyatke.html
    https://www.ikirov.ru/news/15825-ya-vybirayu-traditsionnye-prazdniki-i-festivali-v-kirovskoy-oblasti
    Источники

1

Первый слайд презентации

Калейдоскоп Вятских народных праздников
Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Это рассказ о народных праздниках, которые
проходят в разных районах нашей Кировской области.
На самом деле их больше, чем представлено здесь,
но это самые яркие, самые интересные и масштабные из них.
Те, в которых действительно есть своя изюминка – историчность, межнациональность, необычность
и хорошая организация.
Посетив их, можно и новые места посмотреть,
и прикоснуться к творчеству народов,
исконно проживающих на территории Вятского края,
и приобрести красивые вещи,
и узнать и попробовать что-то новое.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник «Сабантуй»
Это национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ. В Кировской области он проводится в южных районах, граничащих с Татарстаном: в селе Старый Ирюк под Малмыжем, в городах Сосновка, Вятские Поляны. Сабантуй очень разнообразен и ярок. Броская, экспрессивная сама по себе культура татарского народа с ее особенностями представлена здесь, на границе с Республикой Татарстан, во всей красе. Скачки на лошадях, костюмированное шествие, татарские национальные забавы – это лишь малая часть того, что можно увидеть, приехав на праздник. Песни на татарском, марийском, русском. Обильная еда. Конкурсы. В общем, весело, познавательно, красиво. Обычно организуется во второй половине июня.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Закономерностью являлось одно: перед Сабантуем прекращались все войны и враждебность, объявлялось перемирие. По традиции до начала Сабантуя всегда готовились подарки, чаще всего это были деньги и полотенца. Девушки, которые вышли замуж после Сабантуя, сами вышивали целый год узоры на полотенцах для следующего праздника Сабантуй.
Очевидцы этого праздничного события говорят, что туда стоит непременно поехать, ведь зрелище того стоит. Вы не только пополните свой багаж знаний об одном из наиболее колоритных этносов, проживающем на территории Кировской области, но и испытаете огромное удовольствие от погружения в культуру татарского народа.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Фестиваль «Вятский лапоть»
Э тот праздничный фестиваль народных промыслов проходит в поселке Кильмезь ежегодно в середине июля.
Кильмезь – это небольшой, уютный поселок, расположенный на юге Кировской области.
По своему духу  фестиваль «Вятский лапоть»  — это очень веселое и жизнерадостное мероприятие, как, впрочем, и сами жители этих мест. Почему же праздник на  Кильмезской земле  посвящен именно лаптю? Дело в том, что в XIX веке в тех краях плели обувь из липового лыка очень высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов,
для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров.
Отсюда, собственно говоря, родился брэнд «Вятский лапоть»,
в честь которого назвали фестиваль в Кильмези.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Всегда во время этого фестиваля проходит оживленная торговля всевозможными вкусностями,
которые также имеют форму лаптя.
Ничего не скажешь, лапоть здесь, лапоть там, и кругом одни только лапти…
И, действительно, для тех, кто побывал на этом празднике в Кильмези,
лапоть становится не пережитком далекого прошлого, а самодостаточный арт-объект,
символ поселка и всего  Кильмезского района.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник «Выль Джук»
Ежегодно, во вторую субботу августа, в селе Светозарево Слободского района проходит красивый национальный удмуртский праздник в честь первого урожая «Выль Джук ».
Само село Светозарево уникально по своему национальному составу, из шестисот двадцати жителей, шестьсот являются удмуртами по национальности.
Местное население села сильно обеспокоено вопросом сохранения самобытной национальной культуры, поэтому жители села Светозарево стараются поддерживать свои национальные традиции, организуя различные удмуртские праздники.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

В переводе с удмуртского языка «Выль Джук» означает «каша первого урожая,
приготовленная из ячменя первого помола».
По традиции в день первого урожая все блюда готовили исключительно из свежего урожая.
На току молотили снопы цепями, зерно проветривали на ветру с помощью специальных деревянных лопат. После помола пекли хлеб свежей муки, и варили овсяный кисель.
С полей хозяева также приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали.
Затем начиналась молитва языческому богу Инмару об изобилии урожая на следующий год.
Каждая семья вывешивала в своем святилище пучок колосьев и овощных листьев.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

В о время празднования «Выль Джук» необходимо отдать жертву богу Инмару.
Под жертвой понимается каша, которую подносят к специальному обрядовому дереву,
на котором нужно заплести ленты.
Кашу всегда варят рано утром, при варке добавляют также мясо, чтобы она была более сытной и вкусной.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Заканчивается праздник вечерней этнодискотекой под соснами.
Для самих удмуртов праздник «Выль Джук» является напоминанием о духовных ценностях своего народа, для представителей других национальностей – это отличная возможность узнать об этом скромном,
но необыкновенно талантливом народе.
Если Вы посетите этот праздник, то не пожалеете.
Вы узнаете многое о культуре удмуртского народа, услышите язык, необыкновенно красивые песни,
увидите национальный удмуртский костюм и даже отведаете блюда национальной кухни.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник
«Истобенский огурец»
Каждый год, в последнюю субботу июля, в селе Истобенск Оричевского района проходит фестиваль народного творчества и юмора под названием «Истобенский огурец». Впервые этот праздник был отмечен на Истобенской земле в 1997 году.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Само село Истобенск старинное, ему уже более шести веков.
Расположено это село на берегу реки Вятки.
Название села происходит от древнерусского слова «истоба», или, иначе говоря, изба, построенная из рубленого леса.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Знаменитыми истобенскими огурцами село прославилось по всей России.
Сегодня свое родное село его жители по праву называют «огуречной столицей России».
Соленые огурцы стали настоящей гордостью Истобенска! Чтобы огурцы на Вашем столе были подобны истобенским, нужно знать секреты выращивания, засолки и хранения огурцов.
Внешне истобенский огурец ничем не отличается от огурцов, выращенных в других регионах.
Секрет его кроется в цвете и «фирменном» вкусе огурца, с неповторимым хрустом,
который достигается путем уникальных условий хранения.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Засол истобенских огурцов происходит традиционным русским способом, в деревянных бочках с использованием таких приправ, как чеснок, укроп, хрен, листья смородины и дуба. Конечно, у каждой семьи в Истобенске есть свои «огуречные» секреты, в рассол каждый добавляет свой набор приправ, неизменными ингридиентами остаются лишь чеснок, укроп и хрен. Далее бочки с огурцами погружаются на хранение в реку с проточной ключевой водой, где обеспечена постоянная низкая температура. Все эти особенности огурцам придает истинно «истобенский вкус», а вместе с ним и славу по всей округе.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник » Богородский рыжик»
По сути этот праздник – веселая ярмарка товаров, сопровождающаяся песнями-танцами местных творческих коллективов. Ярмарка проводится в поселке Богородское в конце августа каждого года. «Фишка» праздника – торговля рыжиками, которыми богата богородская земля, по разным рецептам засола. Во время этого праздника подводятся итоги конкурса на лучшее подворье, на лучший стих или частушку о славном грибе рыжике. Организовываются выставки интересных и необычных даров природы, в общем, одним словом, можно увидеть массу интересного и попробовать много различных блюд.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник «Царь-лён»
Это самый «молодой» праздник. Он впервые организован в 2012 году. Проводится в поселке Арбаж в начале-середине июля. Праздник посвящѐнный льноводству и труженикам-льноводам и направлен на возрождение льноводства в Кировской области. Вот уже не один десяток лет, изделия изо льна считаются одними из стильных и дорогих. Не случайно, в глубокой древности стоимость льняной рубашки приравнивалась по своей ценности к весу золота. Почему праздник «Царь-лен» проводится именно в Арбажском районе? Дело в том, что этот район является одним из немногих мест в России, где осуществляется производство льна и его семян. Эту исконно русскую культуру выращивали в Арбажском районе с 1931 года, здесь также работала своя льностанция и два льнозавода, в самом Арбаже и в селе Шембеть.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

К сожалению, в годы перестройки эти предприятия престали функционировать, а традиции льноводства оказались несколько позабыты. Тем не менее, арбажский народ делает попытку возрождения старых добрых традиций. О льне сегодня знают как о своеобразном брэнде Арбажской земли, а сам праздник «Царь-лен» является напоминанием о старой доброй традиции. В его рамках организуются экскурсии на семеноводческие станции, на льняное поле, на льнозавод в Шембеть. Проводится фестиваль народной песни, мастер-классы по плетению из льняных нитей, идет торговля изделиями из льна, выставка-продажа кулинарных изделий с использованием льняного масла, демонстрация одежды из льняной ткани.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

«Вятская свистунья»
Раньше в Вятке один раз в год, весной, была ярмарка — «Свистунья». Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи и называлась «Свистопляска». Первые документированные упоминания о Свистунье и еѐ описания относятся к началу XIX века. Есть несколько преданий, откуда появилась «Свистунья». По всей вероятности, «Свистунья» в далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярило пением глиняных дудок. Есть, конечно, и другие предания, например, что праздник был в честь убитых в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля. «Свистунья» сопровождалась свистом и плясками. Символ праздника – расписная глиняная дымковская игрушка. Непременный атрибут – глиняная свистулька-уточка. Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Наши предки начинали праздновать Свистунью с панихиды у Раздерихинского оврага. Утро они посвящали молитве, а днем гуляли и веселились от души: пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. В этот день устраивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее готовились: лепили полые глиняные шарики — « шарыши » и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, лошадей, птиц, делали свистульки.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Постепенно старинный праздник видоизменялся. Забылся древний ритуальный смысл праздника, прекратились кулачные бои, драки мальчишек за глиняные шарики « шарыши » на глубине оврага, перестали скатывать шары по оврагу. Осталась лишь ярмарка, на которой торговали самыми разными товарами и которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка. Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов.
В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова. Праздник «Вятская свистунья» проводится в День города Кирова и День России (11-12 июня).

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздник «Вятская картошка»
Этот праздник – восхваляет картошку. Проходит в деревне Левичи Котельнического района каждый год в начале сентября. Эта деревня расположена в красивом и живописном уголке вятской глубинки. Отмечается с 2008 года на базе крестьянско-фермерского хозяйства Савковых в честь нового урожая картошки. Праздник длится несколько дней и собирает народ из разных районов области. На празднике можно попробовать разные блюда из картофеля, посмотреть и оценить выступление танцевальных и театральных коллективов. Здесь же проходит конкурс частушек, в котором можно заработать небольшой приз. А самое главное здесь можно купить семена отборных сортов картофеля для своего хозяйства. Так же проходят конкурсы на самую большую картошку, поделок из картофеля, конкурс кулинарных блюд и рецептов из картофеля, выставка цветочных и декоративных композиций.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Атмосфера на празднике «Вятская картошка» всегда переполнена радостью и весельем. Играет музыка, вокруг все украшено разноцветными шарами, оживленно проходит праздничная торговля, выстраивается парад команд, и устраиваются настоящие картофельные состязания. Гости, как правило, проявляют свою активность, эрудицию и трудолюбие. Не обходится праздник и без Госпожи Картошки, которая зазывает гостей на праздник, развлекает их русскими народными шутками и прибаутками.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

«Каравай ржаной уржумский »
Это современное название старинного праздника ярмарки под названием Белорецкая Троицкая ярмарка. В старинном городе Уржуме до революции это была вторая по значению ярмарка Вятской губернии. Именно ее традиции пытаются возродить сейчас, начиная с 2011 года.
Эта ярмарка была организована в 1842 г. Проходила она во время празднования престольного праздника Святой Троицы (конец весны – начало лета). Целую неделю на Соборной площади Уржума торговали разным товаром купцы из разных частей Вятской губернии и Казани.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Ближе к концу 19 века ярмарка была перенесена за город, в район Белой речки, отсюда и ее название Белорецкая. Ярмарка была шумной – карусели, гармонисты, шарманщики с попугаями, поводыри с медведями, выставки лошадей и т.д. В 1917 г ярмарку закрыли. Вновь она была открыта в 1922 г и снова закрыта в 1929 г. И вновь открыта в 1959-м.
Сегодня это многодневный праздник, в ходе которого идет бойкая торговля выпечкой из ржи – основной зерновой культуры Уржумского района. Невероятной красоты караваи разной формы, свежие и, наверняка, очень вкусные – настоящая особинка праздника. Ради них стоит приехать сюда в начале октября. А заодно прогуляться по прекрасным тихим улочкам старинного провинциального городка Уржума.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

26

Последний слайд презентации: Калейдоскоп Вятских народных праздников
Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Несмотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее. Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Калейдоскоп Вятских народных праздников Подготовили библиотекарь З ашихина Л.К

Изображение слайда

Праздники народов Вятки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Праздники

народов Вятки

Составила:

Ашихмина Эльвира Валентиновна

Музыкальный руководитель

МКДОУ детского сада «Березка»

г. Слободской

Много народных праздников проходит в разных районах нашей Кировской области. В них есть своя изюминка – историчность, межнациональность, необычность и хорошая организация.

«Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвёртую субботу после Пасхи.

Истоки возникновения этого праздника уходят в далёкий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети взяли по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так наверное, свистел Соловей-разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружинники , и в страхе бежали. С тех пор и отмечают Вятичи свой праздник «Свистопляска» — «Свистунья»

Во время празднования устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

В настоящее время осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.

«Истобенский огурец»

Каждый год, в последнюю субботу июля, в селе Истобенск Оричевского района проходит фестиваль народного творчества и юмора под названием «Истобенский огурец».

Мероприятие посвящено зеленому овощу, который здесь заготавливают – засаливают особым образом, по уникальному старинному рецепту, хранимому в секрете.

Именно своим неповторимым вкусом истобенский огурец известен далеко за пределами нашего вятского края

«Сабантуй»

Национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ (в июне).

В Кировской области он проводится в селе Старый Ирюк под Малмыжем. ( и в селе Карино Слободского района) Скачки на лошадях, костюмированное шествие, татарские национальные забавы .

Песни на татарском, марийском, русском. Обильная еда.
В переводе с татарского языка понятие «сабантуй» означает «праздник плуга».

Пеледыш пайрем – праздник цветов.

Это национальный марийский праздник цветов. Проходит в селе Мари Ошаево Пижанского района в середине июня, , когда весенние сельхозработы уже завершены, а для летних еще не пришло время.

На празднике можно познакомиться с историей и культурой марийцев, увидеть их народные танцы, услышать песни, посетить мастер-классы по марийскому языку и съесть что-нибудь вкусное и необычное из блюд марийской кухни.

В старину во время праздника марийцы разжигали большой костер, а вокруг него раскладывали букеты из цветов, как символ праздника. Это событие было призвано обеспечить хороший урожай.

Основными угощениями на празднике служили: домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины, лепешки, перемечи (жареные пирожки с мясной начинкой), пироги из ягод и грибов, ватрушки, а также сырки (туара). Яйца, являлись символом плодородия, и вместе с зерном их бросали в первую полосу с пожеланием богатого урожая.

«ВыльДжук»

Во вторую субботу августа, в селе Светозарево Слободского района проходит красивый национальный удмуртский праздник в честь первого урожая «Выль Джук». В переводе с удмуртского языка «Выль Джук» означает «каша первого урожая, приготовленная из ячменя первого помола».

По традиции в день первого урожая все блюда готовили исключительно из свежего урожая. Это различные народные гуляния с хороводами, плясками и играми. Все желающие могут приобрести во время праздника «Выль Джук» сувениры и работы мастеров-умельцев, а могут даже поучаствовать в мастер-классах и самостоятельно изготовить какую-либо вещь.

Все дети и взрослые с нетерпением ожидают так называемые «поросячьи бега». Хрюшек украшают разноцветными лентами и приносят к огороженному вольеру. Затем начинаются собственно «поросячьи бега», это очень веселое зрелище, его непременно стоит посмотреть!

«Вятский лапоть»

Ежегодно в средине июля посёлок Кильмезь превращается на один день в ремесленную столицу. Этот фестиваль собирает лучших мастеров из Кировской области и из других регионов России.

Русские, татары, удмурты, марийцы угощают гостей национальными блюдами, знакомят со своей культурой.

Здесь шьют, вяжут, вырезают и конечно, плетут лапти. Умелые руки и немного усидчивости – главный секрет успешного ремесленника. Праздник не случайно проходит именно в Кильмези. В 19 веке в этих местах плели обувь из липового лыка очень высокого качества. Ярмарка-продажа, развлекательная программа с конными скачками, выступление канатоходцев и обязательный футбольный матч на «Кубок лаптя» между депутатами областной и районной думы.

«Фестиваль железа»

Проходит в Белой Холунице в первый выходной июля. Город был основан в 18 веке, когда обнаружили обширные залежи железной руды. По духу этот город скорее Уральский, чем Вятский. Холуницкое железо отличалось хорошим качеством и во время половодья его отправляли по рекам в Казань, Нижний Новгород, Ярославль, а оттуда по всей России.

Чтобы поддержать промысел, стоявший у истоков города, гильдия мастеров и местные власти провели первый «Фестиваль железа». Сейчас это всероссийский фестиваль. Сюда съезжаются кузнецы со всей России, чтобы показать своё мастерство, причём они не только привозят готовые работы, но и куют железо прямо на празднике. Гости тоже могут приобщится к старому ремеслу.

На празднике проходит конкурс профессионального мастерства, работает выставка-продажа изделий художественной ковки и других народный промыслов, мастер-классы по народным художественным промыслам, проходят развлекательно-игровая программа и голосование за лучшее изделие на приз зрительских симпатий.

«Васнецовский праздник»

Проходит в селе Рябово Зуевского района Кировской области. Место, где зарождались истоки русской культуры.

Это любимое место пейзажистов России. Есть тропа сказок, где можно встретиться со сказочными героями, увидеть персонажей с картин Васнецовых.

Вот немного о праздниках, которые проходят в разных районах Кировской области. На самом деле их намного больше («Вятская картошка» д.Левичи Котельнический р-н, «Царь-лён» п.Арбаж, «Богородский рыжик» с.Богородское, «Дворянское гнездо» д.Дворяне Яранский р-н,»Каравай ржаной уржумский» г.Уржум), но здесь я выбрала самые известные и масштабные. Посетив их, можно и новые места посмотреть, прикоснуться к творчеству народов, исконно проживающих на территории Вятского края, приобрести красивые необычные вещи, узнать и попробовать что-то новое.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Народные праздники

Вятского края

(краеведение)

Работу выполнила:

Шишкина

Алина Валерьевна,

ученица 9-б класса

Руководитель:

Комышева

Елена Аркадьевна.,

учитель искусства

Мурыгино — 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие «праздник», виды праздников………………………………..4

Выводы по главе 1……………………………………………………………………6

Глава 2. Традиционные народные праздники на Вятке…………………………..6

2.1. «Вятская свистунья»……………………………………………………………..6

2.2. «Каравай ржаной уржумский»…………………………………………………7

2.3.«Дворянское гнездо» (Успенская ярмарка) в Яранском районе……………………………………………………………………………….7

2.4. «Алексеевская ярмарка» в Котельническом районе………………………..8

Выводы по главе 2………………………………………………………………….9

Глава 3.Современные народные праздники………………………………………10

3.1. Фестиваль «Вятский лапоть»…………………………………………………10

3.2. Праздник «Истобенский огурец»………………………………………………11

3.3. Праздник «Царь-лён»…………………………………………………………..12

3.4. Праздник «Богородский рыжик»………………………………………………12

3.5. Праздник «Вятская картошка»…………………………………………………13

Выводы по главе 3………………………………………………………………….13

Глава 4.Традиционные и современные праздники на Вятке. Их отличия……13

Глава 5. Исследования…………………………………………………………….14

5.1. Опрос учащихся школы……………………………………………………..14

5.2. Анализ исследования…………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………….17

Приложения

Введение

Актуальность. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать народные праздники, обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, с русскими народными (Вятскими) праздниками. Ведь живем мы на Вятской земле!

Наша Кировская область переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что народный праздник, обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплоченности, нравственного добра, скромности, красоты, истины и патриотизма.

Проблема исследования в том, что многие из нас не знают, что на территории Кировской области кроме существующих народных праздников, таких как Рождество, Масленица, Пасха и Троица, есть и такие, которые отмечают только у нас, в Вятском крае.Цель исследования: узнать и исследовать различие старинных и современных народных праздников, отмечающихся в Кировской области.Объект исследования: Вятские народные праздники.Предмет исследования: традиционные и современные народные праздники в Кировской области.Гипотеза: я предполагаю, что люди более старшего возраста имеют представление о старинных и современных праздниках, а младшее поколение (мое) знает только старинные религиозные праздники (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Если я больше узнаю о праздниках, то смогу сравнить и узнать, изменились ли праздники в наши дни.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить традиционные народные праздники на Вятке;
  • узнать о современных народных праздниках, отмечающихся в Кировской области;
  • сравнить и узнать изменились ли праздники в наши дни;
  • исследовать современное значение народных праздников.

Глава 1. Понятие «праздник», виды праздников

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Несмотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И.Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время,- знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник — первичная и неуничтожаемая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничное пожелание всех благ, праздничные тосты, игры и ряжение, праздничный веселый смех, шутки, танцы и т. д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и прочее). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

Праздники — это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии.

Праздник – противопоставление обыденности, любимое во всем мире времяпрепровождение, моменты радости, мгновенья счастья. Каких только характеристик нельзя дать этому поистине великолепному явлению, призванному дарить людям отдых и счастье. Праздник это не только календарное событие, он скорее является потребностью души и уместен там, где его ждут.

Задача праздника — «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника — счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы»- завершение праздника. Впечатление от праздника долго хранится в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

С глубокой древности празднования каких — либо событий выполняли три функции: развлекательную, нравственную и эстетическую. У пращуров современного общества каждый праздник имел определенную мистическую подоплеку, одновременно с этим играл роль трудового катализатора, поощряя людей отдыхом и расслаблением за проделанный труд.

Невозможно найти такого периода в истории человечества, когда бы ни существовало праздника, а, следовательно, и дату зарождения традиции праздновать определить не представляется возможным. Во все времена существовали ритуальные пляски и песнопения, сопровождающиеся массовыми гуляниями и отвлечением от повседневных тягот и хлопот.

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времён. Празднуя что-либо, мы показываем своё уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем знания, узнаём много нового из истории и культуры страны. Молодёжь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях.

Нация становится более дружной, не смотря на различия в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой-либо праздник.

Праздник может сплотить группу людей, а может и разделить, например, национальные праздники, существующие только у одной группы людей. Исходя из этого, можно считать праздник событием, формирующим традиции и ценности.

Все современные официальные и неофициальные праздники корнями своими уходят в эпоху традиционного общества, где некогда служили благому делу общин и целых народов.

В целом, современные праздники можно разделить на несколько категорий, таких как: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и иные.

Народные праздники отличаются своей естественностью, органичностью и стихийностью; государственные (светские, национальные) – напротив, имеют высокую степень «протокольности» и идеологической направленности; религиозные праздники также имеют высокую степень организованности; семейные праздники очень интимны, но в то же время традиционны и справляются всеми на общих основаниях; профессиональные близки к народным, но отличаются высокой организацией.

В народных праздниках можно отметить некую близость к религиозным, объяснить это можно тем, что в культурах разных этносов схожие верования долгое время играли роль механизмов образующих традиции и ценности. В то же время народные праздники в большей степени являются светскими, причиной тому наслоение более поздних традиций, возникших в связи с государством, на более ранние – общинные. Наблюдается также тенденция перехода государственных праздников в народные (1 мая и т. д.), т.е. трансформация одного вида праздников в другой, это вполне нормальное явление.

Выводы по главе 1

Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли человека в мире, а  точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия —  обряды закрепляли в сознании людей данные духовно- нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносил особую эмоциональную окраску – радость, веселье, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Любой народный праздник – это отражение быта людей, их жизненного уклада и их трудовой деятельности. Возрождение народных праздников прошлого необходимо для истории России и нашего края в частности. А Вятские народные праздники – это отражение нашей Вятской самобытности.
Глава 2. Традиционные народные праздники на Вятке

2.1. «Вятская свистунья»

Специфичным для Вятского края был праздник «Свистопляски». «Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвертую субботу после Пасхи. 

Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.

Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.

С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.
Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Главным атрибутом праздника является глиняная свистулька-уточка, а открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки (Приложение №1).
2.2. «Каравай ржаной уржумский»

Это современное название старинного праздника ярмарки под названием Белорецкая Троицкая ярмарка. В старинном городе Уржуме до революции это была вторая по значению ярмарка Вятской губернии. Именно ее традиции пытаются возродить сейчас, начиная с 2011 года.

Эта ярмарка была организована в 1842 г. Проходила она во время празднования престольного праздника Святой Троицы (конец весны – начало лета). Целую неделю на Соборной площади Уржума торговали разным товаром купцы из разных частей Вятской губернии и Казани.

Ближе к концу 19 века ярмарка была перенесена за город, в район Белой речки, отсюда и ее название Белорецкая. Ярмарка была шумной – карусели, гармонисты, шарманщики с попугаями, поводыри с медведями, выставки лошадей и т.д. В 1917 г ярмарку закрыли. Вновь она была открыта в 1922 г и снова закрыта в 1929 г. И вновь открыта в 1959-м.

Сегодня это многодневный праздник, в ходе которого идет бойкая торговля выпечкой из ржи – основной зерновой культуры Уржумского района. Невероятной красоты караваи разной формы, свежие и, наверняка, очень вкусные – настоящая особинка праздника. Ради них стоит приехать сюда в начале октября. А заодно прогуляться по прекрасным тихим улочкам старинного провинциального городка Уржума (Приложение №2).
2.3. «Дворянское гнездо» (Успенская ярмарка) в Яранском районе

Это фестиваль народного творчества и ремесел. Проводится в деревне Дворяне Яранского района. Еще известен как Успенская ярмарка, поскольку обычно проходит в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (конец августа), и начинается он с молебна в часовне.

В самой деревне Дворяне, что в 10 км от Яранска, издавна развито ремесло изготовления керамической игрушки в бело-голубом цвете. Самая известная ее мастерица – наша современница Нина Михайловна Колчина. Ее дом-музей можно посетить во время праздника, пообщаться и рассмотреть красивые фигурки из глины.

Долгое время мастерица жила в городе Тольятти, но в середине 2000-х годов Нина Михайловна вернулась в свою родную деревню Дворяне Яранского района. Но к этому времени о ее работах уже узнали в Поволжье и успели их полюбить. Колчинская игрушка отличается в округе техникой росписи и цветом. Ее глиняные игрушки – это разнообразные свистульки, фигурки птиц и зверей, подковы-обереги, светлые ангелочки…

Праздник сопровождается выступлениями творческих коллективов из разных районов Кировской области, мастер-классами лепки из глины и другими, а также  продажей изделий народных промыслов, на самом деле очень изящных и прелестных – кукол из нитей, икон из бересты, расписных глиняных тарелок ручной работы, скатертей-салфеток с авторской вышивкой в древнерусском стиле. И это помимо плетеных корзин, соломенных разностей и лоскутных поделок (Приложение №3).
2.4. «Алексеевская ярмарка» в Котельническом районе

Алексеевская ярмарка — крупнейшая ярмарка Вятской губернии. Учреждена в 1647 году. Проводилась ежегодно с начала марта до дня памяти святого Алексия, человека Божия (17 марта по старому/30 по новому стилю), от имени которого получила название.

Расцвет ярмарки пришелся на 40 — 70-е годы XIX века, когда она приобрела ярко выраженный межрегиональный характер. Участие принимали представители промышленного и торгового сословия четырнадцати губерний Поволжья и центра России, городов Вятки, Кукарки, Орлова, Нолинска, Слободского, Яранска Вятской губернии. Главными покупателями были крестьяне Котельнического и соседних с ним уездов. Ежедневно приезжало до 20 тысяч человек, которые могли здесь купить все — «от иголки до драгоценностей, от лаптей до роскошной бухарской шали, от калача до заморского вина». Традиционным товаром были лошади вятской породы, их продавалось до двух тысяч голов. Оборот ярмарки достигал 2 миллионов рублей, и в лучшие года она занимала места с седьмого по двадцать второе в России.

По частным сведениям за 1858 год привоз товаров на ярмарку достигал общей суммы в 1 144 484 рубля, а продажа — 852 184 руб. Главными предметами торговли раньше были красный товар, индиго, льняная кудель, шкуры пушных зверей и лошади. Красный товар привозился из МосквыПокрова, Богородска, Ярославля, ШуиИвановоАлександрова и КазаниХолст покупался обычно для армии. Кожевенные изделия доставлялись из Вятки (ныне Киров) и уездов Слободского и Орловского. Шорный товар (кожаные изделия для конской упряжи) — изделия Орлова и Кукарки (ныне Советск) — сбывался в Ветлугу и Никольский уезд Вологодской губернии. Из Нижнего Новгорода привозился шапочный товар. Шкуры, особенно заячьи, шли в Арзамас, прочие — в Вятку, Слободской уезд и Казань; щетина — в Петербург, через Устюг, где она сортировалась. Чаи доставлялись отчасти с Ирбитской ярмаркибакалейный и фруктовый товар, а также пряники из Нолинска и слободы Кукарки, покупались для зырян Вологодской губернии. Лошадей завозили из Нолинска, Орлова, УржумаЯранска, частью из Вятки и уездов.

Алексеевская ярмарка была возрождена в 2007 году и проводится сейчас в течение 2-5 дней. В Алексеевской ярмарке принимают участие мастера декоративно-прикладного творчества, учащиеся музыкальных школ и училищ, художественные самодеятельные коллективы, спортивные команды, предприятия-производители, предприятия торговли, общественного питания из Кировской области и соседних регионов. (Приложение №4)

Как всегда, на ней проходит универсальная выставка-ярмарка, на которой свои изделия представляют предприятия районов и городов нашей области, гости из других регионов. Разнообразие продуктов и непродовольственных товаров приятно удивляет. Здесь есть выпечка, шашлык от 18 производителей, форель из Карелии, копченая и соленая рыба, истобенские огурцы, картофель, яранское яйцо, колбасные изделия, молочная продукцию, мебель для сада и бани, валенки из Советска, кованые изделия и авторская игрушка из Белой Холуницы. А также посадочный материал, семена овощных и луковых культур, мед и продукция пчеловодства. Так же проходит фестиваль-конкурс народного творчества «Ярмарочные россыпи», где принимают участие творческие коллективы: народный ансамбль русской песни «Вятские родники», народный танцевально-хоровой коллектив «Забава» Оричевского района, хор ветеранов «Забавушка» Арбажского района, народный ансамбль танца «Веснянка», народный ансамбль «Русская песня» Орловского района, ансамбль «Сударушка» Шабалинского района, вокальный ансамбль «Старые друзья» Пижанского района, народный ансамбль «Искорка» Котельничского района, народный ансамбль песни и танца «Бережане» и многие другие.

Выводы по главе 2

Ярмарка (от немец. годовой торг, торжок) — место периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом сырья, для товарообмена преимущественно в оптовом размере.

Различного рода празднества безусловно всегда вносили в скудную и бедную жизнь простого народа какой-то особенный заряд радости и веселья. В дореволюционной Руси не было театра, кино, телевидения и интернета. Люди если и собирались на праздники вместе, то пели народные песни, да и праздников не было так много в году, да и работа на хозяина большинства подневольного населения страны была очень жестокой и сложной. Но люд всегда находил время и для шуток и для песен, но культура расцветала пестрыми цветами именно во время празднеств, которые проводились в дни ярмарок. На каждую ярмарку в каждой губернии или даже вблизи небольшого городка тысячи людей приходили из далеких мест, чтобы не просто поесть хорошенько, или продать свой товар, но также и поучаствовать в культурно-массовых мероприятиях, как бы их назвали сейчас. Проходили они в том месте, где это географически было удобно, где сходились все пешие и водные дороги. Приурочены они были в основном к церковным праздникам, событиям или дням памяти.
Глава 3. Современные народные праздники

В начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Товар можно было продать или обменять на ярмарках.

В настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов: дымковская игрушка, кружевоплетение, изделия из капа-корня, лозоплетение, керамические изделия, изделия из соломки, можжевельника, обработка мехов. Мастера народных промыслов выставляют на ярмарках-праздниках свои работы и проводят мастер-классы, которых с каждым годом становится все больше.
3.1. Фестиваль «Вятский лапоть»

Это праздничный фестиваль народных промыслов, который проходит в поселке Кильмезь ежегодно в середине июля с 2009 года. Кильмезь – это небольшой, уютный поселок, расположенный на юге Кировской области. 

По своему духу фестиваль «Вятский лапоть» — это очень веселое и жизнерадостное мероприятие, как, впрочем, и сами жители этих мест. Почему же праздник на Кильмезской земле посвящен именно лаптю? Дело в том, что в XIX веке в тех краях плели обувь из липового лыка очень высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России. Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов, для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров. Отсюда, собственно говоря, родился брэнд «Вятский лапоть», в честь которого назвали фестиваль в Кильмези.

Также этот праздник — это народное гулянье, на которое кильмезяне и гости из других районов и городов приходят и приезжают всей семьей, иногда даже в национальных костюмах.

На сцене фестиваля целый день выступают народные коллективы с песнями, танцами, частушками. Здесь и детский ансамбль, и хор ветеранов, и профессиональные и любительские ансамбли. Основная особенность этого праздника то, что все ходят в лаптях, проводят спартакиаду в лаптях, плетут лапти и даже награждают премией «Вятский лапоть». И лапоть уже считается современным и забавным символом поселка и всего района.

Идея этого праздника принадлежит  президенту благотворительного фонда «Народный дом» Магсуму Габдулхакову, он занимается плетением из лыка и, конечно, изготавливает лапти. Год от года расширяется количество участников праздника — сюда съезжаются русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши. А в ноябре 2012 года фестиваль «Вятский лапоть» стал лауреатом первой национальной премии в области событийного туризма в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов». 

Всегда во время этого фестиваля проходит оживленная торговля всевозможными вкусностями, которые также имеют форму лаптя. Ничего не скажешь, лапоть здесь, лапоть там, и кругом одни только лапти… И, действительно, для тех, кто побывал на этом празднике в Кильмези, лапоть становится не пережитком далекого прошлого, а самодостаточный арт-объект, символ поселка и всего Кильмезского района (Приложение №5).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники падеж
  • Национальные праздники отмечаемые на урале
  • Национальные праздники осло
  • Национальные праздники осени народов россии
  • Национальные праздники оренбуржья