Национальные праздники на камчатке

Каждый народ, где бы он не жил обладает своими уникальными традициями. Так и у нас на Камчатке есть свои традиционные праздники народов севера

Танцы, гонки, древние обряды — все праздники Камчатки

Что и когда отмечают на Камчатке. Официальные праздники Камчатского полуострова, их особенности и программа торжественных мероприятий.

Праздники Камчатки тесно связаны с культурой и бытом его жителей. Попав на национальное гуляние на Камчатке, можно прочувствовать особую атмосферу края, понять, что ценит, чем живет и гордится народ, его населяющий. Многие из ныне официальных праздников Камчатки некогда были традиционными лишь для малых народностей полуострова.

Календарь официальных праздников Камчатки открывает День оленевода, который проводится в первое воскресенье марта. Национальный обряд эвенского народа призван привлечь внимание к исконному ремеслу коренных народов, повысить его престиж, заинтересовать молодежь и передать им вековые знания. В этот день можно посмотреть на завораживающие танцы и послушать песни национальных коллективов, увидеть северное многоборье, получить порцию адреналина, посетив гонки на оленьих упряжках. Проголодавшихся гостей потчуют горячей шурпой и другими национальными блюдами.

Камчатский март богат на праздники: уже через неделю, во вторую субботу марта, проводится Берингия — традиционная гонка на собачьих упряжках. Гонка была дважды занесена в Книгу рекордов Гиннеса, ее протяженность разнится год от года и может составлять до 2000 км. В заезде участвуют каюры не только Камчатки и всей России, но и других стран, где развит ездовой спорт. Постоянными участниками гонки являются Германия, США, Франция и Канада.

Сам заезд длится от двух недель до месяца, для болельщиков организуют онлайн-трансляцию. Туристам будет интересно посетить различные мероприятия, посвященные открытию гонки. Зрелищный парад каюров и гонка-пролог станет своеобразным анонсом основной гонки. Также в программе праздника проходят выступления местных и приглашенных творческих коллективов. Все желающие могут посетить собачьи питомники, где с собачками можно просто пообщаться, погладить их и, разумеется, прокатиться за небольшую плату. Для тех, кто хочет сфотографироваться с собаками, предусмотрены специальные фотозоны. Так что на это событие стоит идти с детьми, тем более, для них устанавливают детский городок, работают аниматоры, проводятся всевозможные конкурсы и квесты.

Следующая знаковая дата, один из важнейших национальных праздников — День первой рыбы, празднуемый в июне, в первое воскресенье месяца, и символизирующий благодарность кормилице-природе за ее дары. На празднике, среди коренных народов Камчатки и всех тех, кто любит этот удивительный край, можно почувствовать себя настоящим аборигеном! Гости съезжаются посмотреть на древние обряды, которыми исконные жители Камчатки издревле приманивали рыбы в камчатские реки, полюбоваться предметами прикладного искусства местных народностей, принять участие в конкурсах и национальных играх и отведать вкуснейшей ухи из местной рыбы. Вечером — добро пожаловать на этно-дискотеку.

Встретить Новый год летом? На Камчатке это легко устроить! В третье воскресенье июня на полуострове празднуют «Нургенек» — эвенский Новый год, который вошел в число официальных праздников Камчатского края в 2010 году. Весь день гостей торжества развлекают фольклорные коллективы, а танцевальный марафон увлекает и детей, и взрослых. Сама встреча Нового года проводится, как и положено, в полночь. Под звуки бубна в сени священных деревьев разжигают ритуальные костры. Проходят через огонь, оставляя в прошлом долгую зиму, неприятности ушедшего года и встречая новое Солнце. Непременно загадывают желания, завязывая кусочки ткани на далабургэ — особой веревке, натянутой между двух лиственниц. Завершается празднество танцем, который исполняют все участники, взявшись за руки и образуя круг — символ Солнца.

Праздник с менее выраженным национальным окрасом, но не менее любимый местными жителями — День образования Камчатки, отмечаемый 1 июля. Дата объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в результате проведения референдума — поистине день единства народов, которые сами сделали выбор в пользу сближения. Братской атмосферой пронизаны торжества, которые проводятся во всех населенных пунктах Камчатки.

Самый молодой праздник края — День вулкана — празднуется в рамках дней туризма в последнюю субботу августа. Чествование этого величественного символа Камчатки начинается традиционно в Налычевской долине, где собираются тысячи людей всех возрастов, со всех уголков земли. Массовое восхождение на вулкан Авачинский, с его головокружительной высотой более 2500 м — потрясающее событие, в котором обязательно захочется принять участие еще раз. Особого внимания заслуживает такой пункт мероприятия как гольф под вулканами — мероприятие, проводимое только на Камчатке и не имеющее в мире аналогов.

Яркий камчатский сентябрь — время не менее яркого праздника ительменского народа «Алхалалалай», отмечается он в последнее воскресенье месяца. Обрядовый праздник коренного народа Камчатки завершает летний сезон и знаменует собой благодарность природе за добытый урожай грибов, ягод и рыбы. Ительмены приносят дары рыбному богу Хантаю и проводят многочисленные обряды и ритуалы, призванные очистить от грехов и отпугнуть злых духов. Принять в этом участие могут и гости Алхалалалая. Для поклонников фольклорных танцев этот день особенный — центральным событием мероприятия является всероссийский марафон по танцам малочисленных коренных народностей Камчатского края.

В ноябре, в первое воскресенье, проводится «Хололо» или День нерпы — корякский праздник. Еще один день радости, благодарения, чествования матушки-природы. Обряды жертвоприношений, подношения морю, обряды на удачу, сопровождаемые радостными восклицаниями: «Оло-ло! Оло-ло!», ритуальные песни и танцы, «проводы» рыбы и животных с пожеланиями вернуться на следующий год — обязательная часть праздника. Гостей угощают ухой и толкушей — традиционным блюдом, приготовленным в ступке из рыбьей икры, кедровых орехов, местных ягод и трав.

Помимо официальных событий, на полуострове отмечают множество других, особых для разных народов и мест Камчатки, а также памятные даты, такие как День присоединения Камчатки к России, День открытия Долины Гейзеров и прочие.

Жители, издревле закаленные суровыми условиями жизни в этом прекрасном, но таком непростом краю, любят и умеют отмечать праздники. Каждая из этих дат призвана напоминать о национальных корнях, наполнять чувством патриотизма и передавать накопленные знания, умения и опыт молодому поколению. Побывать на Камчатском празднике — отличная возможность хоть на день ощутить себя коренным жителем края, а значит, еще больше в него влюбиться.

День оленевода

Первое воскресенье марта

Ежегодно жители полуострова поздравляют лучших оленеводов, открывая авторские фотовыставки и ярмарки прикладного искусства. Праздник начинается с концертной программы с участием национальных танцевальных и вокальных коллективов. Это и народные гуляния, и массовые спортивные состязания, и угощения местными специалитетами – супом из оленины и травяным чаем. Гвоздь программы, конечно, гонки на оленьих упряжках – отличная возможность сделать улетное селфи.

Гонка на собачьих упряжках «Берингия»

Февраль – март

«Берингия» – самая протяженная гонка на собачьих упряжках на Земле. Это не просто соревнование, это сохранение традиций коренного населения полуострова и большой праздник для всех жителей и гостей Камчатки. «Берингия» – всемирно известный бренд, достижения которого неоднократно попадали в Книгу рекордов Гиннесса. Протяженность гонки в 2018 году составила 2101 км, каюры проехали через всю Камчатку: от села Мильково, расположенного в центре полуострова, до Чукотки. Этот результат зафиксирован в Книге рекордов России!

День первой рыбы

Первое воскресенье июня

Все коренные народы полуострова – ительмены, эвены, коряки, алеуты – участвуют в обрядовой церемонии. Чтобы рыбный улов был богатым, необходимо очиститься от злых духов, оставить подношения и обязательно исполнить песню под звуки бубна. Завораживающая магическая мистерия!

Нургенек

Третье воскресенье июня

Это эвенский Новый год. Да, его отмечают в самом начале лета. Священный национальный праздник – символ уникальной древней культуры – начинается с обряда очищения и приношения огню. Это время пробуждения и обновления природы, встречи Нового солнца по эвенскому традиционному календарю. Вы узнаете много нового о богатой истории этого народа из мастер-классов, театрализованный представлений и игр, которые будут проходить в этот день.

День вулкана

Август

Ежегодное центральное событие лета – фестиваль, который мог родиться только на Камчатке. Праздник проходит, конечно же, на склонах самих огнедышащих гор – вулканах Авачинском и Козельском. У подножия Козельского вулкана можно начать день с посещения выставок «Город мастеров» и «ЭтноДеревня», где угощают чаем из камчатских дикоросов и учат заготавливать рыбу и икру. Те, кто ценит драйв и адреналин, не пропустят соревнования джиперов и мотоциклистов. В программе фестиваля десятки захватывающих мероприятий – конкурсы, просмотры фильмов, пикники, и даже гольф на поле с настоящим вулканическим рельефом. Центральное событие праздника – массовое восхождение на Авачинский вулкан, в котором могут принять участие все желающие. Здесь же проходят экскурсии, викторины и экологические акции.

Алхалалалай

Последнее воскресенье сентября

Название обрядового ительменского праздника переводится на русский как «Благодарение». Алхалалалай связан с окончанием летних и осенних работ. Пришло время поблагодарить природу, а заодно вспомнить о древних ительменских мифах о сотворении мира. Ительмены приносят дары рыбному богу Хантаю на обрядовой поляне деревни Пимчах под Сосновкой, действо проходит на языке коренных жителей с параллельным переводом на русский. В финале устраивают танцевальный марафон, который длится более 15 часов!

Хололо

Первое воскресенье ноября

Большой праздник Хололо береговые коряки издревле устраивали в честь поимки первой нерпы. Мужчины и женщины плясали под звуки бубна, кидали в огонь смазанные жиром ветки, чтобы в новом сезоне ловилась нерпа пожирнее. Эта традиция сохранилась на Камчатке до сих пор. Наиболее масштабно праздник отмечают в Петропавловске-Камчатском. Хололо – это отличный шанс познать культуру коряков, окунувшись с головой в древние обряды, отведав толкушу, уху и шурпу из нерпы, увидев ритуальные танцы и услышав традиционные песни.

30 июня 2022

В целях сохранения культуры КМНС на Камчатке проходят фестивали творчества, художественных промыслов и традиционных ремесел.

2022 год на Камчатке был объявлен губернатором края Годом культуры коренных малочисленных народов.

В конце 2009 года на Камчатке был принят региональный закон «О праздниках и памятных датах Камчатского края», согласно которому четыре обрядовых праздника, а также День оленевода и старт «Берингии» стали официальными праздниками Камчатского края. 

«Немалая роль в сохранении культурных традиций отводится традиционным праздникам коренных народов, которые являются официальными праздниками Камчатского края. Календарь национальных праздников коренных народов Камчатки как яркая палитра достаточно обширен и разнообразен. Это и День оленевода в Эссо Быстринского района, посвященный развитию оленеводческой отрасли. Его традиционно отмечают в начале марта. В этом году он совпал со стартом основной гонки «Берингия».  Во многих муниципальных образованиях также празднуется День первой рыбы. В Петропавловске-Камчатском этот традиционный обрядовый праздник прошел в центре города 12 июня. Для коренных народов этот праздник имеет огромное смысловое значение, связанное с предстоящим рыбным промыслом. В рамках празднования Дня первой рыбы можно увидеть проведение обрядов по корякским и ительменским традициям – благодарение духа воды и заманивание рыб в реки и моря. Можно отметить и другие не менее интересные праздники – Нургэнэк – эвенский новый год, посвященный культуре эвенов, который отмечался с большим размахом на прошедшей неделе 24 июня в Быстринском районе. Алхаллалалай – праздник ительменского народа, Хололо – праздник корякского народа, посвященный сохранению и развитию традиций этих народов», — рассказала министр развития гражданского общества и молодежи Анна Ковалык.

В целях сохранения культуры КМНС на Камчатке проходят фестивали творчества, художественных промыслов и традиционных ремесел. Это такие фестивали как «Мастера земли Уйкоаль», «Золотые родники», фестиваль фото- и видеотворчества «Народное творчество и традиционная культура Камчатского края». Камчатским театром кукол ежегодно проводятся спектакли по мотивам сказок коренных малочисленных народов, Камчатский центр народного творчества организует краевой фестиваль-конкурс сказок коренных малочисленных народов «Мургин лым,ныль».

Кроме этого, сотрудники Камчатского центра народного творчества ежегодно совершают несколько экспедиций в отдаленные села полуострова для сбора и сохранения нематериального культурного наследия коренных народов полуострова – они записывают родовые мелодии, снимают уникальные кадры проведения обрядовых действий, работы оленеводов в тундре и др.

За 15 лет созданы несколько уникальных этно-культурных центров по всему краю:  этнодеревня «Танынаут», корякское стойбище «Чау-Чив», ительменская деревня  «Пимчах», этноцентр Аушин, эвенское стойбище «Мэнэдек», этнокультурный комплекс «Кайныран», а также питомники ездовых собак  «Снежные псы», «Эйвет» и «ХАЛЬЧ».

Русские — многонациональный народ с невообразимой культурой и традициями. Удивительно, почти в каждом уголке нашей страны есть своя особенность традиций, которые берегут и сохраняют местные жители. Я живу в отдаленном ,но удивительном Камчатском крае. Почему удивительный и в чем его особенность я и расскажу в этом эссе.

Камчатка привлекает к себе туристов со всего мира красотой природы: Долина Гейзеров, Ключевская сопка, Авачинская бухта, Толбачик, Вилючинский водопад, Ходуткинские источники, Курильское озеро, Три брата, Голубые озера и это самая малость красот. Самые красивые и не обычные фото, экстрим, покорение вулканов, единство с природой — все это делает мой край особенным.

В камчатском крае проживают малочисленные народы севера, которые окунают туристов в свои необычные традиции, обряды, праздники. К коренным народам относятся: чукчи, алеуты, коряки, ительмены. Народы обожествляли животных и с уважением относились к природе.

«Алхалалалай» — это праздник, когда ительмены благодарят природу и просят прощение за вред нанесенный человеком. В современном мире на праздник приглашают всех желающих посмотреть на обряды ,конкурсы, в которых может участвовать каждый и конечно накормят свежей и вкусной ухой. Немаловажный праздник «Первой рыбы». Его празднуют для того, чтобы привлечь рыбу. Проводятся обряды над первой выловленной рыбой для удачной ловли и добычи в новом сезоне.

Сохранились легенды о создании жизни и мира . Ительмены считали, что ворон Кутх создал Камчатку: создал горы и своим дыханием превратил их в вулканы, добыл свет, сотворил реки полные рыбы и дал жизнь. Саму землю он создал из своего сына. Людей создал из стручка и обучил ремеслу. Животных он сотворил из глины. По одной из легенд Кутх превратился в человека и создал себе жену . Вместе они обучали всему людей. Научив их они ушли в новые земли, чтобы других учить. Сейчас мастера создают образ Кутха из дерева или кости.

У ительменов была интересная традиция. Если ты хотел с кем-то подружиться, ты должен позвать человека в гости. Нужно приготовить много еды и протопить дом с помощью раскаленных камней максимально сильно. Гость ест, потеет, а ты должен ледяной водой обливать горячие камни и из-за этого появляется пар и становиться еще жарче. Гость должен вытерпеть испытание , ты забираешь все с чем к тебе пришли : одежду, нарды и собак. В обмен гостю отдается старое и испорченное. Это нужно, чтобы убедиться в щедрости гостя. Если гость принял приглашение и прошел все испытания, то уже он завет тебя к себе в гости для такой же проверки. После ительмены становились крепкими друзьями на всю жизнь.

На Камчатке есть необычный абориген, который заставляет иностранцев улыбаться. С его созданием связана легенда. Жил старый мастер с сиротой и делали они фигурки духов, но считалось правильным делать их с печальным или злым выражением лица. Когда мастер ушел из дома, сирота сделал маленького человечка с пузиком и улыбкой на лице. Старик вернулся и увидел, что наделал его ученик и сразу выгнал того из юрты. Когда о необычной фигурке узнали остальные жители, то за такое неуважение они ждали кару духов. Однако кары всё не было, а охота и рыбалка были удачнее и лучше, чем раньше. Старейшины заметили как люди стали веселее и дружелюбнее. Тогда все и поняли , что сирота сделал оберег. Мальчика вернули обратно, а свое творение он назвал Пеликен. В наше время всё еще верят, что Пеликен в доме к счастью, удачи, радости и богатству. А если вы о чем-то мечтаете, то можно загадать желание и погладить пузико Пеликена.

Сохранение традиций, обычаев и даже маленьких ремесел- отображает ценность культуры нашей страны. Новое поколение часто не замечает красоту и уникальность мест, где живет, не интересуется историей своего народа и не развивает традиции. Поэтому уникальность края пропадает и традиции исчезают из памяти . Я хочу сохранить историю своего края для наших предков, потому что я отношусь к малочисленным народам Камчатки – ительменам и принимаю активное участие во всех традиционных праздниках.

Материалы, о которых пойдет речь, записаны во время фольклорно-этнографических экспедиций по Камчатскому краю в период с 2009 по 2016г.г. В национальных селах, мы пытались определить состояние обрядовых праздников и получить представление о бытовании повествовательной традиции.

Анализируя собранный за шесть лет материал, можно сделать вывод, что на традиционные обряды хозяйственно-бытового цикла уже не встречаются, в том виде, в каком они бытовали раньше. В настоящее время они трансформировались в массовые праздники, часто с включением в них основных обрядовых звеньев.

ЗАМАНИВАЕМ РЫБУ В РЕКИ

Среди календарных обрядов неплохо сохранился обряд «Первой рыбы». О нем имеются сведения известного ученого И.С. Гурвича и В.Н.Малюковича, наблюдения которых относятся к 60-м -70-м годам XX века.

Наши информанты (в возрасте от 60 лет) неоднократно рассказывали нам о том, как проводился этот обряд во времена их детства. Начинался он, когда только появлялась первая рыба в реке. В разных уголках нашего края это может быть и в конце мая, в течение всего июня и даже в августе. Форма данного обряда у береговых и кочевых коряков отличается, а также есть свои особенности в разных населенных пунктах. Но смысл всегда один и тот же – магическим способом заманить рыбу в реки, чтобы обеспечить её добычу в течение летне-осеннего сезона.

В июне 2014 года нами был зафиксирован обряд в Карагинском районе в селе Тымлат и п.Оссора. Его проводили старейшины на своих рыбалках. В с.Тымлат в обрядовых действиях участвовали дети, юные артисты ансамбля «Маклал’у».

Участники коллектива очень внимательно следили за всеми действиями старейшины, Уваровой Дарьи Павловны, обращали внимание на то, как она плела косичку из зеленой травы, которая была собрана ими на берегу реки. Дарья Павловна вплетала в эту косичку голову и жабры первой пойманной рыбы и приговаривала: «Ой-ой-ой, рыбу разную начинаем тянуть. Очень много рыбы начинает делаться, никак не собрать её в кучу, много рыбы. Девушки рыбе прям, танцуют, прямо на берегу, потому что радуются пище, еде радуются. Спасибо пришла! Оча-а! На самом деле спасибо! Оча-а, оча, оча! Спасибо, рыба пришла!». После того, как обрядовая косичка была готова, все присутствующие на обряде, танцуя и исполняя родовые мелодии, подошли к воде. Затем старейшина бросила косичку в воду и потащила ее против течения реки. Это символическое действие означало заманивание рыбы в реку, чтобы это рыбное богатство всегда сопровождало жизнь коряков.

В с.Оссора обряд прошел на рыбалке Роковав Лидии Ивановны. Вместе с Голиковым Савелием Васильевичем и Апполон Еленой Кондратьевной они провели обряд на берегу реки Оссорка (или 1-я речка).

Лидия Ивановна и Елена Кондратьевна собрали траву, уже появившуюся на берегах речки, и начали плести косичку, вплетая туда голову рыбы. При этом приговаривали: «Ой, как много рыбы попалось…» .

В с.Карага этот обрядовый праздник уже не проводят, но информанты рассказали нам о том, что раньше в их селе тоже проводили обряд «Первой рыбы». Пожилые женщины разделывали первую, пойманную рыбу, и скелет ее с головой и хвостом привязывали к веревке из травы и тянули по воде, приговаривая, чтобы рыба заходила в речку, благодарили ее.

В декабре 2014 года наша группа вновь побывала в Карагинском районе, но уже в оленеводческом звене около закрытого селения Рекинники. Один из оленеводов поведал нам об обряде, о котором ему рассказала мама. Когда рыба долго не заходила в реку, то обряд делали со шкурой нерпы. К косичке из травы закрепляли нерпичью шкуру, бросали ее в воду и тащили против течения реки. При этом говорили, чтобы нерпа загнала рыбу в реку. Данный промысловый обряд мало записывался, а, следовательно, и не изучался. Так, в дореволюционных изданиях, имеющие отношение к культуре коренных жителей Камчатки, он не встречается.

Наши записи подтверждают, что он был у ительменов и коряков разных групп, которые занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Наблюдения, сделанные во время указанных экспедиций, позволяют сделать выводы: обрядовые действия во всех местах, где мы работали, повторяются. Это одни и те же ритуальные действия: изготовление веревки из травы, вплетение в нее головы, жабр, икры рыбы. Встречаются и варианты (с.Тымлат Карагинского района), где плетут еще и венок с цветами ягод княженики, чтобы рыба шла на приятный запах. Хорошим знаком было, если веревку тянули беременные женщины (это, по представлению коряков, способствовало хорошим родам).

ЧЕСТВУЕМ ОЛЕНЯ

Большой удачей для нашей экспедиционной группы было посещение оленеводческого звена, находящегося на западном побережье Камчатки, недалеко от закрытого селения Рекинники. Нами был зафиксирован обряд оленных коряков «Мӈэангыт».

Решение о дате праздника принимает человек, являющийся хозяином оленьего стада, если это частный табун. Если это предприятие государственного уровня, то решение принимает звеньевой бригадир. Как нам объяснили информанты, провести «Мӈэангыт» — это отдать дань уважения оленю, самому важному животному для коряков.

В проведении этого обряда сохранился комплекс магических действий: ритуал «инэлвэт» (кормление огня), добывание «нового» огня из домашнего охранителя (гычгыя) и жертвоприношение. Эти обряды еще продолжают бытовать в культуре коренных малочисленных народов Камчатки, связанных с оленеводством, но их сакральная сторона постепенно утрачивается. С уходом старейшин рода, семьи, полный комплекс обрядовых действий забывается.

У оленных коряков праздники насыщены спортивными состязаниями. Это и гонки на оленьих и собачьих упряжках, метание чаута, национальная борьба, бег с палкой, бег на «лапках» (лыжи), прыжки через нарты и т.д. И в этот раз оленеводы решили посостязаться в гонках на оленьих упряжках.

Пока участники соревнований тронулись в путь со старта, в это время женщины внесли в жилище голову оленя с рогами, шкурой, гычгыем и уложили головой на северо-восточную сторону. Оленеводы и гости играли в бубны, пели песни, посвященные оленю, принесенному в жертву. Все участники «Мӈэангыт» попробовали праздничную национальную пищу: толкушу, котлеты из оленьего мяса, рыбные салаты, юколу и т.д.

В полночь провели обряд «проводы» жертвенного оленя в мир, где живет владелец и «Хозяин» всех оленей.

ПЛОХОЙ СОН ВИДЕЛА

В нашем архиве имеется материалы, свидетельствующие о бытовании окказиональных обрядов коренных жителей в отдаленных селах Камчатки. Окказиональные обряды коренных малочисленных народов Севера еще не были предметом научного осмысления. Отдельные упоминания встречаем в исследованиях ученых, но описаны они в общем контексте обрядовой культуры малочисленных народов Севера.

В марте 2010 года наша экспедиционная группа прибыла в село Хаилино Олюторского района. В этом населенном пункте нам посчастливилось присутствовать на окказиональном обряде «Коваӈтоӈволаӈ (сокр. коваӈтолаӈ) ев’ъеӈӄо» (Прохождение через кишки). Проводят его в семье. Одному из их родственников приснился сон, что кто-то из домочадцев тяжело заболел. В качестве разрешения указанной кризисной ситуации решено было принести жертву. Отметим, что сны чаще всего бывают причиной проведения обрядов. Болезнь здесь — это кризисная ситуация, которую надо решить. В качестве жертвы выбирают самую лучшую собаку.

Ранним утром, на рассвете, мы пошли за село, на другой берег реки Тылгаваям. Учитывая важность присутствия на данном ритуале всех членов семьи, отсутствующих по важным причинам членов семьи, заменили их обувью, которая символизировала их присутствие на данном обряде.

Он начался с ритуального действия «инэлвэт», «кормление» огня внутренним оленьим жиром, смешанным с заячьим пухом. Олений внутренний жир присутствует во всех блюдах при проведении обрядовых праздников, а также является одним из компонентов в еде, которой «кормят» огонь при совершении каких-либо ритуалов. Заячий пух, как объяснили нам информанты, является тем предметом, который излечивает головную боль, отпугивает злых духов, а как предмет, имеющий такие свойства, как мягкость и невесомость, по мнению коряков, способствует удачной, благополучной жизни. Этим действием все участвующие в обряде, просили у огня успешного разрешения кризисной ситуации.

Затем четверо мужчин привязали собаку и держали ее на веревках за четыре лапы. Убили животное копьем, которое передавалось в семье из поколения в поколение. Вынув внутренности собаки и растянув их в виде кольца, старейшины рода провели присутствующих через это кольцо, включая и отсутствующих внуков (их «замена» обувь) и при выходе из него ударили всех ольховыми ветками. Этими действиями участники очищались от всего негативного, от всех болезней. Ольха для коряков является оберегом – «другом», который защищает их от бед и напастей. Её применяют во всех ритуалах оленные (чавчувены) коряки и некоторые группы береговых (нымыланы) коряков. После окончания всех обрядовых действий, собаку положили на правый бок, мордой на восток, на восход солнца и под голову положили ветки ольхи.

Собака, которая давно приручена человеком — это дорогая жертва. Коряки верят, что принеся в жертву самое лучшее, что у тебя есть, они оберегут свою семью от несчастий. По словам информантов, отдавая собаку Вагиӈын (Верховному божеству — тому, кто дает жизнь и забирает ее), они взамен просят здоровья своему члену семьи и всей семье.

Среди похоронных обрядов коряков, есть комплекс ритуальных действий окказионального характера. Провожая умерших к «верхним» людям, приносят в жертву также лучшего друга — собаку. Коряки считают, что в том, ином мире она будет защищать и оберегать своего хозяина.

Материалы экспедиций позволяют сделать следующие выводы:

В тех местах, где еще сохранилась традиционная хозяйственная деятельность аборигенов, обряды, сформированные еще в древности на основании этой деятельности, до сих пор частично сохраняются и ежегодно воспроизводятся.

Там, где эта традиционная деятельность утрачена частично, или полностью, там бывшие обряды превратились в обрядовые праздники и массовые мероприятия праздничного характера.

Сами коренные жители Камчатки, понимая духовную значимость своей культуры, всячески способствуют сохранению этих обрядов в любой форме их проявлении.

Народное творчество коренных народов Камчатки на современной стадии переживает сложные процессы трансформации. В связи с постепенным уходом языка из бытовой жизни аборигенов Камчатки, уходом старейшин исчезает и традиция бытования фольклорных произведений.

Мы имеем опыт организации конкурсов исполнителей сказок на языках коренных народов Севера. Подобное проводится в целях сохранения языка и культуры народов и может считаться положительным. Однако заметим, что это несколько искусственная ситуация для исполнения. Присутствие многих слушателей, членов жюри конкурса заставляет по-иному представлять структуру сказки, нередко приспосабливаясь к условиям конкурса.

Для сохранения культуры коренных народов Камчатки Правительство Камчатского края включило проведение следующих обрядовых праздников: «День первой рыбы», «Алхалалалай», «Хололо» (Ололо) в перечень краевых мероприятий.

Беляева Мария Евгеньевна, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия КГБУ «Камчатский центр народного творчества» г. Петропавловск-Камчатский

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники москвы
  • Национальные праздники мордовцев
  • Национальные праздники мордовского народа
  • Национальные праздники мордовии список
  • Национальные праздники монголии кратко