Национальные праздники пензенской области

Многие праздники и фестивали в Пензенской области переросли статус региональных.

Праздники и фестивали в Пензенской области: Даты, место, как добраться

Многие праздники и фестивали в Пензенской области переросли статус региональных. Туристы приурочивают свой  визит в регион именно к ним. Итак, на каких мероприятиях надо обязательно самим побывать и гостям показать. 

Апрель

VI Открытый фестиваль органной музыки «Penza Fest»

Дата: до 20.04.2021

Место: Пензенская областная филармония

Пензенская область вновь стала площадкой, на которой собираются ведущие органисты зарубежья. Следите за расписанием концертов!
За пять лет в рамках фестиваля жители и гости нашего региона смогли насладиться великолепным звучанием органных сочинений в исполнении признанных во всем мире музыкантов.

Май

Военно-патриотический фестиваль «Суворовская каша»

Дата:  21.05.2021

Место: Лунинский район, с. Суворово

Спортивные соревнования, презентация кадетских объединений, военно-патриотических клубов, дегустация самых разных каш по старинным рецептам, выставка изделий народно-прикладного творчества.

Как добраться: на машине до с. Суворово; рейсовыми автобусами Пенза — Саранск (ост. «Лунино»), Пенза — Рузаевка (ост. «Лунино»).

Чемпионат Пензенской области по автомобильному кроссу

Дата: 22-23.05.2021

Место: Нижний Ломов, трасса «Золотой колос»

Это впечатляющее зрелище ежегодно собирает на живописных склонах около трех тысяч зрителей, желающих посмотреть гонки на одной из сложнейших трасс России. Среди участников спортсмены из городов Арзамас, Тамбов, Саратов, Орел, Рязань, Пенза, Тамбов, Нижний Ломов и др.

Как добраться: на машине — 528-й км трассы М-5 «Урал»; рейсовым автобусом Пенза — Нижний Ломов (ост. «Нижний Ломов»).

Июнь

Большой региональный кавер-фест

Дата: 12.06.2021

Место: Пенза, Юбилейная площадь

Более 50 разноплановых концертных программ выливаются в девятичасовой музыкальный марафон. Рок-, джаз-, блюз-, поп-, фолк-исполнители встречаются на одной сцене и гармонично презентуют свое творчество. 

IV Всероссийский историко-культурный фестиваль ДаншиноFest 2021

Дата: 20.06.2021

Место: Белинский район, с. Даньшино

Фестиваль — это возрождение народных мордовских традиций, праздничных гуляний на Святую Троицу. Гости фестиваля смогут насладиться красотой мордовского фольклора, изучить историю и обычаи мордовского народа, увидеть кулачные бои. Программа фестиваля включает в себя посещение не имеющей аналогов этнической деревни.

Как добраться: на машине (по федеральной трассе Р208 Пенза — Тамбов); рейсовыми автобусами Пенза — Белинский, Пенза — Поим, Пенза — Башмаково, Пенза — Тамала, Пенза — Тамбов (ост. «Белинский»).

VI Общероссийский этно-фестиваль «Сурский Яръ»

Дата: 25.06.2021
Место: Мокшанский район, с. Истоки

Традиционно в мероприятии принимают участие этнокультурные объединения, ремесленники, члены клубов военной реконструкции. 

Как добраться: на машине до с. Истоки (47 км от Пензы).

Июль

Всероссийский Лермонтовский праздник поэзии

Дата: 3.07.2021

Место: Белинский район, с. Лермонтово, музей-заповедник «Тарханы»

Посетителей ждут концерты, поэтические чтения, мастер-классы, выступление клуба военной реконструкции, полевая кухня и многое другое.

Как добраться: на машине (по федеральной трассе Р208 Пенза — Тамбов); рейсовым автобусами Пенза — Белинский, Пенза — Поим, Пенза — Башмаково, Пенза — Тамала, Пенза — Тамбов (ост. «Белинский»).

Мотофестиваль «Кузнецкий Рубеж»

Дата: 2-4.07.2021

Место: Кузнецк, мотодром «Сухановский»

Зрелищное мероприятие объединяет любителей мотоспорта со всей России.

Как добраться: на машине до Кузнецка (120 км от Пензы); рейсовым автобусом Пенза — Кузнецк;поездом № 6118 Пенза-1 — Кузнецк. От ж/д вокзала, от автовокзала г. Кузнецка: маршрутное такси № 4, 55, 56.

Тихвинская ярмарка

Дата: 10.07.2021
Место: Кузнецкий район, с. Радищево, музей А.Н. Радищева

Гостей ждут творческие площадки на любой вкус и возраст, мастер-классы, концертная программа, конкурсы и квесты, выступления цирковых артистов и скоморохов. Все желающие побывают на театрализованной экскурсии в музее с участием «хозяев усадьбы Радищевых».

Как добраться: на машине до Радищево (130 км от Пензы).

Областной праздник «День варенья»

Дата: пока не определена

Место: Бессоновский район, с. Чертково, Михайловские пруды

Это выставка изделий народных умельцев, мастер-классы по варке варенья. На свежем воздухе на кострах в больших емкостях варят традиционный или экзотический десерт из ягод и фруктов.

Как добраться: на машине до с. Чертково; маршрутным такси: Пенза — Чертково (ост. «Пруд Михайловский»).

Август

IV Межрегиональный фестиваль файер-шоу «Пламя Спутника»

Дата: 14—15.08.2021
Место: Пензенский район, с. Засечное, город Спутник, набережная

Праздник пройдет на двух площадках: в первый день — конкурсные выступления участников в номинациях «Соло» и «Дуэт» на пляже, во второй день — в номинации «Коллектив» на Фонтанной площади Города Спутника.

Этно-арт-шоу-показ высокой мордовской моды «ДаншиноFashion-2021»

Дата: 28.08.2021

Место: Белинский район, с. Даньшино

Яркое и самобытное шоу в живописном старинном мордовском селе Даньшино. Единственный в своем роде показ высокой мордовской моды, яркие выступления театра моды ART «Od Varma» и других коллективов.

Как добраться: на машине (по федеральной трассе Р208 Пенза — Тамбов); рейсовыми автобусами Пенза — Белинский, Пенза — Поим, Пенза — Башмаково, Пенза — Тамала, Пенза — Тамбов (ост. «Белинский»).

IX Всероссийский историко-культурный фестиваль «Золотаревское городище – перекресток цивилизаций»

Дата: 29.08.2021

Место: Пензенский район, р.п. Золотаревка

Гости увидят реконструкцию доспехов и вооружения воинов, одежды средневековых жителей, выступления клубов исторической реконструкции и постановку «средневекового театра». У желающих будет возможность пострелять из лука, посостязаться в перетягивании каната и поучаствовать в других народных забавах. 

Как добраться: на машине до р.п. Золотаревка; автобусом Пенза — Золотаревка № 419; с автобусной экскурсией. Автобусы отправляются от Пензенского краеведческого музея по расписанию.

Сентябрь

XXXVII Купринский литературный праздник

Дата: 04.09.2021

Место: с. Наровчат, ул. Куприна, 3

В городском парке и на улицах будет работать большое количество интерактивных площадок, библиозон, фотозон, посвященных жизни и творчеству известного писателя. Атмосферу создадут костюмированные персонажи — жители разных сословий уездного города.

Как добраться: на машине до с. Наровчат; рейсовым автобусом Пенза — Наровчат.

II Международный фестиваль театральных спектаклей на улице «Театральные экзерсисы»

Дата: 11.09.2021

Место: Пенза, драмтеатр

Масштабный проект, в рамках которого творческие коллективы различных уровней и направлений — театрального, хореографического, музыкального, циркового — будут демонстрировать свое мастерство в условиях открытого пространства.

Декабрь

XIII Открытый российский кинофестиваль «Мужская роль» имени И.И. Мозжухина

Дата: 5-9.10.2021

Место: Пензенский район, с. Кондоль, музей Мозжухина; Пенза, ККЗ

 
Фестиваль «Мужская роль» — это показ новых российских игровых фильмов, исполнители мужских ролей в которых были отмечены национальными премиями, призами отечест­венных и международных кинофестивалей. Кроме того, это возможность на языке кинематографа говорить о роли мужчины — героя, патриота — в судьбе России.

IV Международный фестиваль народных художественных промыслов и ремесел «Пенза – сердце мастерства»

Дата: 10-12.12.2021

Место: ККЗ «Пенза»

Проведение выставки-ярмарки изделий народных художественных промыслов, мастер-классов, конкурса мастерства среди участников и диалоговой площадки.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку — выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

В Пензенской области проживают представители более ста национальностей. В основном, это русские, татары, мордва и чуваши. Все народы региона живут дружно: вместе отмечают национальные праздники и хранят общую историю.

Вместе танцуют мордва и чуваши. Рядом — традиционные русские игрушки и татарские угощения. В Пензенской области издавна соседствуют множество народов. Поэтому День народного единства — важный праздник для Пензенского региона.

«День народного единства ведь приурочен к установлению сильного независимого государства России мы просто обязаны помнить историю своего народа и предков», — отметила председатель общественной организации «Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области» Елена Первушкина.

Сохранение истории — общая задача. Так, мордовская национально-культурная автономия собирает информацию об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны. В планах — выпустить альбом, посвященный вкладу мордовского народа в Победу над фашизмом. В планах татарской — установить в следующем году в Пензе мемориальную доску к столетию со дня рождения нашего земляка Эдгема Тенишева — ученого-тюрколога и монголоведа. Ежегодно автономия проводит фестиваль «Мост дружбы» — празднование Сабантуя, в котором участвуют все народы Пензенской области.

«Мы проводим большое мероприятия, совместные мероприятия с различными автономиями и объединением диаспор, ибо мы знаем, что наши отцы и деды жили в мире, согласии, дружбе. Хотим то же самое передать нашим детям во имя процветания Пензенской области как части многонациональной России, в единстве народов — сила России», — подчеркнул председатель Татарской национально-культурной автономии Пензенской области Жиганша Туктаров.

Народы нашего региона уже давно стали одной большой семьей. И это не просто фигура речи. Межнациональные свадьбы — обычное явление для Пензенской области. Поэтому для многих пензенцев День народного единства стал по-настоящему семейным праздником.

«Дочь вышла за русского. Сын женился на русской. У меня сестра замужем за мордвином. Двоюродная сестренка — за грузина. Племянница вышла за турка. Другая — за француза. Вот и можете сразу понять, что это значит единение всех народов», — отметил председатель Чувашской национально-культурной автономии Неверкинского района Анатолий Архипкин.

День народного единства отмечают в России уже пятнадцать лет. Дата выбрана не случайно — в этот день народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободили Кремль от польских интервентов.

«Несмотря на различные противоречия, внутри российского общества — различные сословия, национальности, люди различных вероисповеданий. Они вместе сплотились для того, чтобы изгнать тогда поляков, ну и в целом для достижения общей цели», — сказал ассистент кафедры «История России и методика преподавания истории» Пензенского государственного университета Александр Гущин.

История знает немало примеров, когда россияне давали отпор общим врагам. Самый яркий из них — Великая Отечественная война. Она объединила всех жителей союзных республик в борьбе с фашизмом. День народного единства тесно связан с еще одной важной датой — праздником Казанской иконы Божьей матери.

«Икона Божьей Матери явила особую свою помощь в смутное время. Особо кризисный период в истории нашей страны», — напомнил настоятель Митрофановского храма г. Пензы священник Павел Колесников.

В этом году представителям духовенства региона впервые вручили особую награду ко Дню народного единства. Почетный знак «За вклад в гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений» получили почетный муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Адельша Юнкин и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

История народа, его творческое наследие -это духовное богатство нашего времени. Столетиями руками, умом и реальностью мировосприятия создавалась народное искусство — неиссякаемый источник фантазии, вкуса.  

Народное искусство тесно связано с трудовой деятельностью человека, с его бытом, с желанием облегчить свой труд, сделать его радостным и свободным.Пензенский край, многие другие, имеет свои особенности. Нельзя говорить о крае не рассмотрев предварительно условия быта населяющих край людей.

Основная часть жителей края, как собственно и всей России, проживала в сельской местности. Занятие хлебопашеством, содержание скота и птицы порождало своеобразие культурно-бытового уклада крестьян. Самым древним строительным материалом в России являлось дерево. Лесом была богата и Пензенская губерния. Он всегда находился рядом, из него возводили первые сторожевые крепости, церкви, вытесывали предметы домашнего обихода, рубили дома, применяя бесхитростные архитектурно-строительные приемы. глагол «рубить» дал жизнь емкому слову «сруб» — означавшему основу любого строения из дерева. Рубили срубы всегда топором — главным строительным инструментом, а пилу, долото, скобель, позже рубанок и сверло использовали для подсобных работ. Непосвященному в строительное дело может показать просто срубить хороший дом. Нет, в этом деле есть свои секреты, нужна сноровка, точный глаз плотника, его трудолюбие и усердие. Только при наличии этих качеств и появиться из-под рук большого мастера настоящий красавец. Дом  на Руси — это своеобразный памятник народной культуры.

Избы пензенских крестьян рубились из круглого леса, а крылись большей частью соломой. Дом состоял чаще из двух комнат и сеней, третью часть которых занимала печь. В конце 18-ого — начале 19-ого века многие деревенские дома еще отапливались по-чёрному — дым шел в избу. Чтобы как-то освободиться от дыма, под потолком устраивались волоковое оконце. Появление усовершенствованных печей с дымоходами и печными трубами значительно улучшили культуру быта деревни. Над лицевой частью печи укреплялась полка, на ней сушили лучины, рукавицы, онучи, валенки… Во многих домах печи служили парными: после топки, пока еще не остыла печь, парильщики, открыв заслонку и подложив под ноги солому, лезли внутрь и парились березовыми вениками. На печах осенью и зимой спали — предпочтение отдавалось детям и старым людям.

Окна большинства домов были небольшие по размерам и закрывались ставнями или в рамы прикреплялись бычьи пузыри. Стекла еще только начинали появляться в деревнях. Комнаты освещались лучинами и свечами, керосиновые лампы найдут применение позже. Лучшему лучинами считались дубовые, предварительно запаренные и высушенные в печах. Обработанную таким образом лучину, укрепляли в специальном приспособлении («светце»), над корытцем с водой, дабы избежать пожара. Вдоль стен хозяева устраивали широкие лавки, на которых можно было сидеть, а ночью — спать. Не каждая семья располагала теплыми конюшнями и хлевами, поэтому в морозные дни приходилось дома держать теленка, поросят или ягнят.

В избе нет ничего лишнего — палатки да домашняя утварь (ухват, сковородник, горшки, ушаты, кадушки). Здесь шьют и прядут, вяжут и вышивают, плетут лапти и вырезают из дерева. Обязательным атрибутом интерьера крестьянской избы являлись кивоты (в других деревнях — «киот», «кивотец») — специальное приспособление в виде резного ящика, в котором устанавливались иконы. В праздничные, горестные дни о во время молений в них зажигались лампадки перед образами. В деревнях пользовались авторитетом кивотчики — мастера по кивотному делу. Кивот — устраивался в «красном» священном углу, перед ним христиане молились Богу.

Рядом с домами располагались крытые соломой навесы, сараи, хлев, погреб, сделанный в виде шалаша, или, по возможности,выложенный природным камнем. В конце огородов ставиться гуменник (множественное число — «гумно») — помещение в виде крытого тока, здесь молотили цепями хлеб. Рядом строили плетневую половину (место для хранения мякины и мелкого корма, соломы) и овин — сооружение для сушки снопов перед молотьбой.

Семьи в деревнях, как правило, были большими и дружными. Дети, сызмальства приученные к труду, видели в работе основу свой жизни. Широкие же раздольные луга и пашни способствовали воспитанию широты русской натуры, а честный труд крестьянина приучал к бережливости и строгости. В этом, видимо, кроются истоки размеренных песенных мотивов, практичность декоративно-прикладного искусства. Из неказистых деревенских домов выходили в большую культуру многие выдающиеся мастера художественного слова, художники, актеры, музыканты.

Культура земледелия не отличалась разнообразием: в системе хлебопашества долгое время преобладала трехпольная — пар, озимое, яровое, а главными орудиями земледелия оставалась соха и борона. Засевали поля большей частью рожью, овсом, просом, горохом, ячменем, а такая ценная культура, как пшеница, занимала второстепенное место. Сеяли вручную, разбрасывая семена из кузова или севальника. Удобрения вносились крайне редко. Сказанное вовсе не означает, что промышленность вовсе не выпускала орудия труда для сельского хозяйства. Из списка изделий пензенской промышленности, представленного на губернской выставке в 1837 году, можно увидеть и земледельческие орудия — барона. Котца: шотландский плуг. Инженер-капитан Сабуров представил на эту же выставку английский двухконный плуг, запашник, распашку, поддирку.

Обыденная жизнь крестьян.

Известно, что жизнь  и занятия наших крестьян подчинены своего рода правилам и порядкам, конечно, не сочиненным и не писанным. Они сложились на основе практики, переходящей из рода в род.

Вставши ото сна, крестьянин непременно молиться Богу. При выходе со двора по делам, останавливается в воротах, и опять молиться по направлению к храму. Домашние убирают скотину, а женщины хлопочут о завтраке. Причем, если свекровь не стара, стоит сама у печки. Снохи же подают воды, дров и кормят овец, коров (если нет подножного корма). Убравшись, семья садиться за незатейливый завтрак, состоящий из хлеба с квасом или жиденькой кашицы, варенного картофеля или кислой капусты. Малолетки — дети не участвуют в завтраках: у них в течение дня не выходит кусок хлеба изо рта. Но вот мужики уехали в поле, часто с одним куском хлеба, редко с квасом (без солода) и непременно с солью в тряпичке. Родниковая вода довершает полевой стол… Но на первый раз хозяин выезжает не просто: он поднимает все семью на молитву. Перед святыми иконами зажигается свечка, молятся затем все с хозяином и собираются в поле: сын или внук, или дочка, словом тот кому досталась крестообразная лепешка, приготовленная на третьей недели поста великого. Она содержит в себе медную монету (на неё и свечка куплена). Этот маленький семьянин выезжает с отцом на загон и бросает на землю первую горсть гороха или овса. После него хозяин с лукошком на плечах выходит на первую линию пашни, набожно крестится и, бросая семена, произносит: » Зароби, Господи, на Дом Божий (первая горсть), на попов (2-я горсть), на пищу братику (3-я), и птицу небесную (4-я).

Что же делают женщины, оставшиеся дома? Они ткут бельё себе, мужу, детям из поскани и льна.

Странно как-то у нас поставлена женщина в семье в экономическом отношении. Она получает равную  с другими часть посколи, конопли «собиму», то есть собственность отца родного — овцу или две. Из прядильного материала сноха должна приготовить «рубахи» мужу и детям, а из шерсти — перчатки или чулки. Но излишне напряденное или натканное она продает в виде толстого сурового холста (однозубки, идущие на мешки). И вот на эту выручку должна покупать «наряд» себе, мужу, детям. Этот наряд составляет полубумажные и ситцевые рубахи, сыну — шапочке, дочке — куиашник, или сарафан к весенне-летним праздникам. Если свекровь любит свою сноху, то сама учит ее тканью. Если же они часто бронятся, сноха прядет со своей родимой матушкой, и ткет тоже у неё. Из нового сукна шьют кафтаны прежде всего «мужикам», а не «бабам».Равно из новых овчин полушубки и тулупы мужики прежде себе справляют, а бабам лишь перечиняют их приданное.Нового одеяния они долго не дождутся, если нет только собственной шерсти от «собины».

Даже её делят с семьёй. Так например, если от бабьей овцы уродился баран, то на первый год она вольна продать его в собственность. На другое же лето баран съедается семьёй, а овчина поступает в общую семью. Так точно же поступают и с ярочками. Более двух овец сноха не имеет право иметь. Имеющая телушка сноха считается богачкой: две телки от коровы идут в пользу снохи, а треть — семье и т д. поголовно. За столом снохи сидят по краям, а чаще едёт стоя. Они же подают кушанья. Без позволения старшего — не берут мясо из чашки, не начинают есть кашу. Старики, особенно старухи-матери, пользуются от сына лаской. Они получают мягкие кусочки хлеба  и лучшее из мяса. «Уж такой у меня сынок радельный: сам мне и кусок подкладывает, да нет его лучше!,,,» — рассказывает мать своей подруге.

Обедают крестьяне рано, око 12 часов, а после непременно разойдуться отдыхать на солому, в огород. Положит иной себе руку под голову и захрапит крепким сном.

В субботу вся семья приезжает из поля рано. Все моют моют голову, меняют бельё. Поутру в воскресенье, малые дети выходят в храм или на улицу в ситцевых рубахах и штанах. Отроки тоже в красных кумачных рубаках, а более возмужалые в полубумажных. Не говорим уже о женской половине, она словно расцветает в праздник: в светлых и в ярко красных сарафанах с белыми фартуками на переде.

Вот молодёжь ушла к обедне, а старшая в доме женщина вся в хлопотах. Избу выметает за всю неделю, лавку и божницу подмывает, за кушаньем следит, ситные вынимает из печи. Впрочем и она положила за своею свечкой 5 или 10 поклонов. Пришла семья, сняла лишнее верхнее платье и сразу к столу. А на нем паром дымит мягкий сытный. Каждый сам себе отрезает ломоть и закусывает как лакомство. Имеющие самовар, по праздникам пьют чай ситным. Тогда и говядина на столе и каша.

После отдыха, снохи отправляются к родимым матушкам поведать все пережитое за неделю, большей частью жалобное. Та её покормит тем же ситным да и внучатам завяжет гостинцев в платок. Молодежь собирается на площади и затевает игры, а девицы-молодицы поют песни.

А где же отцы? Вот они выступают парому к сборному месту, на сход, по делам своим. Покричат, поругаются и на чем-либо покончат.

Затем густой массой спешат в трактир побаловаться чайком для праздника христова. Вместо сливок к чаю, среди приборов появляется косушка, затем другая и уже слышаться от членов схода крики, смех и песни, а позднее брань и шум. В сумерках мужики пробираются не ровными шагами домой — к ужину. За любящим выпить лишку обычно надзирает жена. При первой возможности, войдя в трактир, уговаривает пьяного хозяина идти домой. Если не послушался добрых речей, так дождется брани и толчков. Идя несколько по от даль, боясь кулаков, бойкая жена ворчит на пьяного мужа: «Бесстыдник, срамник! Ишь нализался! Долго ли охлахтится!» Придя домой, она терпеливо раздевает его, готовит постель и укладывает его.

После ужина, молодежь снова высыпает на улицу к излюбленному месту, играют, бегают, поют песни. Женихи пробираются в трактир, где нет отцов, покуривают, а другие заигрывают с девицами и высматривают невест. Песни не отличаются новизной ни по содержанию, ни по мотиву. Поют женщины все в один голос, довольно сильно,с разными выражениями и вариациями, приятных и тонких голосов не слышно, а замечается какая-то отвага, смелость, сила. Это влияние свободы. Не таковы были песни старинные, петые во время крепостного права.»Заслушаешься и наплачешься», — так отзывались они сами крестьяне. Песни были степенные, смеренные, жалостные… В нынешних же  только и слышишь: «Купцов любовала, сама гуливала… В трактире бала — водочку пила».

У нас девушки в уличных играх держаться особлево от парней. Мать, провожая дочку на улицу, наказывает ей: «Ты не сцепляйся с какой-то!» Значит, та девица чем-то не рекомендуется. Замужные молодые женщины ходят на улицу и приходят домой с мужьями. Это значит, живут в «любви» в прочем, чувство стыдливости мало известно крестьянам. Женщины дома и в поле ходят в лахмотьях, не убирают грудей и ни сколько не стесняются мужиков. Моются и парятся в одной избе, выходят на двор нагими и там окачиваются холодной водой. Невежество и грубость еще крепко держится в крестьянских семьях.

Русская одежда.

Русская одежда в Пензенской области относится к южнорусскому типу.

У мужчин — туниковообразные рубашки-косоворотки, с разрезом ворота с боку, выпущенные по верх не широких штанов и подпоясанные поясом. Ворот, планка, рукова, подол декортировались вышитыми шерстяными нитями геометрическим орнаметром. В конце 19-ого начале 20-ых веков в мужской одежде появляется пиджачная пара из фабричной ткани.

Женская русская одежда на территории Пензенской губернии была представлена двумя комплектами: южнорусским поневным и сарафанным. В поневный комплект входила длиная холщевая рубаха льная или посконная. В Пензенской губернии преобладали рубахи с касыми поликами. Рубаха имела длинные рукова, клиновидные или квадратные ластовицы; у ворота  собиралась в сборку под невысокий стоячий воротник, который застегивался на пуговицу.орот, грудь, рукова и подол украшались аппликациями из кумача, лент, кружева, косой стежкой, росписью, крестом, тканным узором. Края холщевых поликов подчеркивались строкой вышевки. Осоьенно богато украшались свадебные рубахи.  Девушки носили по верх рубахи цупрун — залатообразную распошную одежду из шерсти.

В качестве головных уборов с поневами в 19-ом веке замужние женщины носили рогатую кичку «рога» или сороку во второй половине 19-ого века на смену кичкам пришли повойники — головные уборы типо шапочки с позатыльнем, в 90-х годах 19-ого века — шлыки с платком. Девичьий головной убор не закрывал всю голову и был виде полоски или ленты вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами. В качестве повседневных головных уборах использовались платки.

Сарафанный комплекс преобладал в Городищенском,  Саранском, Мокшанском, Краснослобоцком, Наровчатском, Пензенском, Нижне-Ломовском уездах.С сарафаном носили передник с завязками, закрепленный на фигуре выше груди, или передни — запон с грудкой, с завяской на талии и завязкой — петлей вокруг шеи. В сарфанный комплекс входил кокошник. Поверх кокошника повязывали красную ленту или шелковы платок. Во-второй половине 19-ого века кокошники заменили волосниками — мягкими шапочками из ткани с круглым твердым валеком над лбом.

В конце 19-ого еачале 20-ого веков поневы и сарафаны были заменнены юбкой и кофтой их однотипной ткани. В верхняя одежда состояла из кафтана с клиньями по бокам или длиного холста (армяк). Женчины насили: корсетки, монархи, коротайки. Зимой носили овчиную шубу полушубки.Основным головным убором мужчин быа шапка (грешневик). В конце 19-ого века получил распространение картус. Распространнем видом женской и мужской обуви были лапти из вязового лыка. Праздничной обувью были сапоги из яловой кожи. Женские надевали коты в виде тяжелых кожанных галош. Зимняя обувь — валенки из овечьей шерсти. Среди украшений преобладали: на голове бисерные и стеклярусные подвески, в ушах серги из серебра, на груди бусы , крестик или ладонка на цепочке, на руках — перстни, кольца, браслеты, на поясе — подвески из метала и ткани.

http://school9km-museum.narod.ru/ipk.htm

Автор: Ефимов Сергей Иванович
Должность: учитель географии

Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: публичный доклад
Тема: Праздники малочисленных народов области

Раздел: среднее образование

III региональная научно–практическая конференция учащихся «Природно-культурное и

духовное наследие Пензенской области»

Секция: Духовное наследие Пензенской области

«Праздники малочисленных народов

Пензенской области»

МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области

10 «А» класс

Задков Владимир

Научный руководитель:

Учитель географии

Ефимов Сергей Иванович

Оглавление.

1.

Введение:

Мордва — малочисленная группа проживающая в Никольском районе …………….3

2.

Основная часть:

Праздники малочисленных народов Пензенской области……………………………4

3.

Заключение………………………………………………………………………..8

2

Введение:

Цель работы познакомить молодежь с обычаями и праздниками мордвы Никольского

региона.

Задача: Показать всю красоту и широту мордовской души.

Методы исследования: собственные наблюдения, а так же рассказы старожилов села

БольшоеПермиёво, Никольского района.

В данный промежуток времени, мордва как народ начинает, увы становиться

малочисленной группой, новые поколения не относят себя к этому интересному и

душевному народу. Люди стали в диалоге употреблять слово мордвин и мордовка как

нарицательное,

обозначающее

глупость

и

некую

неряшливость

того

человека,

к

которому идет обращение. Это часто задевает людей, которые слышат это со стороны и

сами относятся к этому немногочисленному народу.

Люди начинают забывать эту

великую

историю

мордвы,

которая

перенесла

столько

горестей

и

страданий,

от

огромных переселений до войн и региональных конфликтов. И сегодня я хотел бы вам

показать насколько душевна и добра эта мордва.

Во всем мире насчитывается около восьмисот тысяч человек, которые являются

мордвой,

основная

их

часть

проживает

на

территории

Мордовской

республики,

и

близлежащих к ней областях. Также мордва проживает и на территориях бывших

советских республик. В Пензенской области насчитывается 54 тысячи 703 человека по

переписи населения 2010 года, в Никольском районе примерно 4000 тысячи мордвы. На

данный момент эти цифры постоянно уменьшаются, и по самым приблизительным

расчетам,

к

началу

следующего

века

мордва

как

народность

может

пропасть

с

территории нашего района, и области. Именно из-за этого я решил написать свою

работу, показать людям, что не стоит отклоняться от своей национальности и забывать

свои корни. Также я хочу ознакомить молодёжь с праздниками и обычаями мордвы

нашего региона. Показать всю красоту и широту мордовской души. А также хочется

сохранить

эти

праздники,

с

их

пестротой,

и

этим

присущим

мордве

изыском

и

масштабом. Этим хлебосольством и дружественностью, принимая каждого гостя на

праздник как родного.

3

Основная часть:

При написании работы я полностью опирался на свои знания и наблюдения, а

также на рассказы старожилов села Большое Пермиево, Никольского района. Именно о

празднике, проходящем в этом селе, пойдет речь в моей работе.

Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.

Главной составной частью духовной культуры мордовского народа являются

народные

обряды,

объединяющие

элементы

устно-поэтического

творчества,

декоративно-прикладного

искусства.

Они

разделяются

на

сезонные,

связанные

с

традиционными

занятиями

(земледелием,

скотоводством,

пчеловодством

и

др.),

семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.В обрядах

мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.

Важной

составляющей

традиций

мордовского

народа

являлись

обряды,

посвященные

бытовой

составляющей

хозяйственной

деятельности.

Главный

смысл

заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных и

предостережении

от

неприятностей.

Эти

обряды

относились

к

конкретным

календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и

летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В

это

время,

обычно,

проводились

обряды

моления

языческим

богам,

а

после

христианским святым.

Когда

проводились

празднества,

было

много

и

игровых

действий:

песни,

ряжение, пляски и т.д.

Сегодня я хотел бы рассказать о таком празднике, как «Тундонь Ильтема», в

дословном

переводе

проводы

весны,

он

настолько

переплетен

с

язычеством

и

христианством,

что

можно

запутаться.

Проводится

он

через

неделю

после

православного праздника «Троица».

До этого проводится еще один ритуал, на следующий день после православного

праздника «Троица» на полянке возле сельского клуба 2 березки наряжаются в платки,

которые

женщины

носили

на

поля

во

время

посевных

работ.

Люди

танцуют

с

березками,

поют

песни

и

частушки.

Все

это

сопровождается

виртуозной

игрой

гармониста на гармони. Через некоторое время люди с березками идут к реке, Айве.

4

Это место, самый въезд в деревню, на мосту. Люди танцуют с березками, а

вскоре женщины забирают свои платки, и два молодых парня выкидывают березки в

реку. Почему парни, все из-за приметы, если поплывет березка по течению и не

застрянет, то парень в этом году обязательно женится, а если уж не поплывет, то значит

не судьба. Этот ритуал появился у мордвы после принятия христианства, до этого

такого не было, было сразу Тундунь Ильтема.

Ровно

через

неделю

проводится

праздник

«Тундунь

Ильтема»

в

дословном

переводе «Проводы весны», либо «Тундунь конь», перевод следовательно «Проводы

коня», или просто, как называют его в народе, «Проводы весны или коня».

До принятия христианства этот праздник являлся ритуалом приношения богам

жертвы в виде коня, и проводился после окончания полевых работ, для того чтобы

задобрить

богов

и

попросить

у

них

хороший

урожай

и

хорошей

погоды.

Что

примечательно, с принятием христианства этот праздник не ушел в историю, а остался

и проводится по сей день, несмотря на то, что многое поменялось, но смысл остался тот

же. Всем селом собирали деньги на жертвенного коня, наряжали березку и праздновали,

все

приносили

все

что

могли

на

праздничный

стол,

танцевали,

пели

песни,

рассказывали приметы и истории.

Перед

праздником,

который

проводится

в

наше

время,идет

огромная

подготовительная работа, первым этапом является поход молодых парней в лес за

березкой, выбирают самую пышную и красивую, примечательно то, что приносят не

одну,

а

сразу

несколько

березок,

для

того

чтобы

женщины

своим

зорким

глазом

выбрали. Оставшиеся березки разбирают по веточкам, и в знак приближения праздника

вешают на пороге дома и на наличники. Каждый год на обоих концах села березки

различные, и каждая по своему красива, по-своему зеленая. Почему именно березка,

спросите вы, а все из-за того, что береза была всегда исконно мордовским деревом,

похожим на хрупкую и спокойную мордовскуюдевушку, со всей широтой её души.

Вторым

этапом

праздника

является

украшение

привезенной

березки,

превращение её в красавицу. Женщины заранее собираются в определенном месте и

под песни и мордовский фольклор создают цветы из бумаги, маленькие гармошки и

различные украшения. На обоих концах села есть свои особенности в создании цветов

и

выбора

цвета

бумаги,

эти

нюансы

передаются

молодому

поколению

методом

совместного нарежания и сопровождающих это все напеваний песен и рассказывания

историй о природе и её жизни, многие приметы и поверья, связанные с данным

праздником.. После того как березку нарядили, она становиться настолько красивой и

яркой, что уже начинаешь чувствовать уход весны и приход лета, она, можно сказать,

светится радостью и приближает лето. В наряжении активно принимают участие как

бабушки, так и маленькие дети. Окончанием украшения березки может послужить

5

создание верхушки, самой яркой и пестрой части зеленой красавицы. С верхушкой

связано

много

поверий,

которые

я

расскажу

вам

ближе

к

окончанию

моего

повествования.

Дальше две толпы людей, возглавляемые наряженными березками, движутся к

центру села, оба шествия сопровождаются пением песен и частушек, слышна музыка

гармони, и басовый голос гармониста, который подбадривает и веселит всех идущих

смешными

песенками

а

порой

и

нецензурными

частушками,

выглядит

это

очень

впечатляюще.

И

что

примечательно:колонна

с

березкой

с

нижней

стороны

села

приходит к месту встречи всегда раньше, чем другая.

В

центре

села

две

красавицы

березки

встречаются

и

вот

начинается

сам

праздник, люди идут и идут, некоторые танцуют, другие просто наслаждаются хорошей

погодой и красотой березок, любой желающий может взять зеленую красавицу и

потанцевать с ней. Если вы заметили, я березку ни разу не назвал, просто березой, а все

это

из-за

того,

что

каждый

год,

каждая

новая

красавица

становится

для

каждого

присутствующего настолько родной и дорогой, что все начинают называть её ласково,

как бы не хотя её обидеть.

Люди

танцуют,

поют,

слышна

и

музыка

современных

исполнителей,

и

мордовский фольклор, частушки, большинство из которых на мордовском, связанных с

данным праздником, с приметами и, конечно же, всеми полюбившимися березками.

Во

дворе

одного

из

домов,

втайне

от

всех

пришедших,

создается

конь,

из

огромного брезента. Эта тайна уже не столько тайна, лишь из-за того, что каждый год

конь появляется снова и снова. Хвост и гриву заменяет мочало. В создании коня всегда

принимают

участие

пожилые,

уже

опытные

люди,

они

делятся

своим

опытом

с

молодежью,

показывают,

как

нужно

правильно

наряжать,

и

какие

аспекты

нужно

соблюдать. А нюансов в создании очень много, от того, как натянуть брезент на каркас,

и до того, насколько лохматым нужен хвост и грива. В костюм коня же в свою очередь

встают два молодых человека, так как бегать с такой тяжестью и танцевать, нужна

неимоверная сила. Каркас, накрытый брезентом, достигает 50 килограммов, и с этой

тяжестью нужно танцевать, бегать и развлекать народ на протяжении всего вечера.

6

Наконец открываются ворота и выходит, даже выбегает конь, его за уздцы

держит

конюх,

быть

конюхом

на

празднике

очень

престижно,

в

руках

у

него

внушительный кнут, которым он частенько хлыстает коня, за то что тот налетает на

людей, бывает кнутом достается и людям, за то что некоторые хотят дернуть коняшку за

хвост.

Конь танцует и веселится, периодично набегая на людей, и пытаясь свалить кого-

нибудь, за это он получает кнутом от конюха. Также у коня, тоесть у того кто стоит в

задней части коня, в руках есть бутылка с водой, импровизация сами понимаете чего,

частенько конь поднимает заднее копыто и обливает попавшихся людей водой. На

несколько минут конь уходит обратно во двор, для того что бы поменять тех, кто в

костюме, а также поправить сам костюм и еще раз закрепить, ну и, конечно же,

поменять

воду

в

бутылке.

В

то

время,

когда

конь

уходит,

один

из

мужиков,

задействованных в создании костюма коняшки,

ходит и собирает деньги в шапку,

деньги, можно сказать, на корм коню.

Вот уже приближается вечер, и все в сопровождении коня и березок идут в конец

села,

на

большое

поле,

огромные

толпы

людей,

возглавляемые

двумя

березками,

которые несут две пары, молодые девушка и парень, молодые люди символизируют

уходящую весну. По обычаю березки должны нести девушка с парнем, раньше парни

бегали по селу в поисках девушки, по примете считалось и по сей день считается что

пара несущая венок в этом году женится, поэтому на празднике всегда было мало

девушек, они просто прятались дома по погребам и подвалам, что бы их не поймали

нести

венок.

Сейчас

конечно

же

не

так,

березку

может

нести

любой

желающий.

Примечательно то, что люди идут не по прямой дороге, а в её обход. Всё это из-за того,

что на главной улице стоит церковь, и именно по ней несут умерших к кладбищу.

Длинные

колонны

людей

разбрелись

по

всему

свободному

пространству,

слышны

песни, которые разлетаются со всех сторон. Конь бегает от начала колонны до её конца,

танцуя и резвясь, и также обливая всех попавшихся.

7

Увы, но не всегда удавалось донести березки до конца села. Для начала я хотел

бы сказать, что происходит с ней, по традиции березки раздирают, целая толпа людей

накидывается на зеленых красавиц, и каждый пытается оторвать себе хотя бы один

цветочек, который потом уносят домой и хранят целый год, считается, что он приносит

удачу.Пора сказать, что связанно с верхушкой, если вы помните, в начале я говорил о

том, что самоё красивое на березке-это её верхушка, цветная и яркая, примета гласит о

том, что тот, кто сорвет верхушку березки, обязательно в этом году женится или выйдет

замуж, а если не жениться, то этот год будет для него самый лучший и удачный в его

жизни, именно поэтому на раздирание березки всегда идут молодые парни, и лишь

изредка девушки, но и бабушки не стоят в стороне, все стремятся отхватить кусочек

счастья. От центра села до поля березки охраняют парни с дубинками, и каждого,

который захочет сорвать цветочек или накинутся на березки, сразу бьют дубинами.

Бывали случаи, когда березку не доносили до поля и накидывались на неё раньше

времени.

Вы

бы

только

видели

это

зрелище!

Люди

накидываются

на

березу

и,

расталкивая всех, начинают её раздирать. Коня разбирают, и все расходятся. Раньше же

коня резали и готовили большое блюдо и пировали всем селом. Вот и весь праздник.

Все счастливые и веселые расходятся по домам, где продолжают праздновать в узком

семейном кругу.

Заключение:

Исследование

и

сохранение

традиций

малочисленных

народов,

населяющих

нашу большую Родину, даёт надежду, что они не исчезнут и не будут забыты. Мы,

молодое поколение, помним, интересуемся и продолжаем традиции наших предков.

Данная исследовательская работа расширила не только мои знания, но и привлекла к

этой теме учащихся моей школы.

В конце хочу пригласить вас всех, и обещаю, что время, проведенное в компании

веселого коня и доброжелательной мордвы вы не забудете ни когда, и каждый год вас

будет тянуть сюда снова и снова.

8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники парижа
  • Национальные праздники китайцев
  • Национальные праздники панамы
  • Национальные праздники кировской области
  • Национальные праздники пакистана