Национальные праздники поморов

На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.

 На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150. 

Праздничной и обрядовой культуре также отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев. Это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.

Важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла — свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также аграрные праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэтому поморские обряды в своей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины.

Сентябрь был самым
праздничным месяцем для поморов:
это было время прекращения
полевых работ для черносошного Поморья,
время возвращения с моря
рыбаков-промышленников
и начало осенней поморской торговли.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты, мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни. Значительной была роль и предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.

В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали. Для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.

Православные праздники и в целом православная культура поморов также теснейшим образом связана с обрядностью. Неотделимой частью обрядности календарного цикла является празднование деревенских престолов, посвященных Двунадесятым праздникам или дням поминовения святых. В каждой деревне, помимо обязательно праздновавшихся Главных Господних праздников (Пасхи, Рождества и Крещения), отмечались праздники, маркировавшиеся престолами. С большим почетом относились к Троице, Преображению Господню, Фролу и Лавру, Успению Богородицы, Покрову, Михайлову дню. Они праздновались  во время полевых работ. Как правило, крестьяне отмечали праздники три дня, и работать в эти дни считалось вызовом обществу.  Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь —  праздник, который отмечался очень широко и ярко.

В Архангельске празднества устраивались с большим размахом. Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Традиции городских праздников Архангельска всегда были тесно связаны с портом. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.

ИСТОЧНИКИ:
Бернштам, Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине ХIX — начале ХХ века / Бернштам Т. А. // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Л., 1977. — С. 88-115.
Давыдов, А. Н. Праздники старого города / А. Н. Давыдов // Следопыт Севера : историко-краеведчевский сборник. — Архангельск, 1986. — С. 214-229.

1. Поморский календарь

2. Поморский новый год

Поморский Новый год – это
праздник урожая, когда
поморы возвращались с
промыслов с рыбой. В
Архангельске в этот день,
14 сентября на протяжении
столетий начиналась,
Новогодняя сентябрьская
Маргаритинская ярмарка,
единственная в России
морская ярмарка

3. Покров

14 октября
С этого дня, по
представлениям крестьян,
в некоторых северных
деревнях начиналась
зима: «С Покрова до обеда
осень, а после обеда
зимушка-зима», — а
вместе с нею новые
хозяйственные
существовал обычай
поздравлять друг друга в
этот день с «первым
ледком, первым снежком».

4.

Хозяева звали гостей, сами
ходили в гости и готовили
угощение. У нас на Севере было
принято печь из муки нового
урожая калитки Одну
обязательно оставляли
«Хозяину» -домовому,
задабривали его.
кали́тки —
маленькие открытые
пирожки из ржаного
пресного теста с
различными
начинками,
наливками,
намазками или
припёками

5. Рождество

7 января
Рождество Христовосемейный праздник . К
нему готовились
заранее наряжали
елку, готовили
угощения и подарки.
Ель украсим мы звездой
и гирляндой золотой ,
Ведь сегодня торжествоРождество, Рождество!

6.

На кануне Рождества ,
в Сочельник , детвора
собиралась в группы и
отправлялась
колядовать – петь под
окнами односельчан
песни, которые
называются колядками.
А хозяева должны были
одарить колядовщиков.
Главный подарок на
Рождество у нас на
Севере это конечно
считается козуля
«Дорога козулечка к
рождественскому дню»

7.

Поморские козули
Поморские (лепные козули)объёмные обрядовые печенье ,
является наиболее древним видом
печеного фигурного теста,
восходящим к культовым фигуркам
ХП века
Традиционно пресное ржаное тесто
замешивали из грубой ржаной муки и
воды и соли. Фигурки – олени, коньки,
бычки, коровки, козлики, птички,
тюлени . Самым желанным подарком
был олень с раскидистыми рогами.
Хлебная фигурка служила оберегом
от злых сил. Хозяйка обычно
оставляла одну-две козули в доме,
чтобы счастье не покинуло ее семью.

8.

Мезенская козули
Мезенские козули — это особое витое
печенье.
Из ржаной муки месили тесто
(ржаная мука, вода и соль),
раскатывали тонкими жгутами, а
потом клали в виде фигурок
животных — коней, лосей, коров, птиц.
Из поколения в поколение
передавались приемы лепки этих
фигур, ни чего не меняя, сохраняя
традиционную форму.
Тетёрки (птички) знак материнства
Олень символ здоровья и
долголетия.
Баранчик приносит в дом изобилие
и благополучие.
Коровка – символ плодородия.

9.

Архангельские козули
Архангельские козули появились на
Русском Севере когда туда пришли
сахар и пряности (корица и
гвоздика).Случилось это не раньше
XVIII века. Козули пекутся из
пряничного теста, режутся
железными формами и украшаются
сахарной глазурью, белой и цветной
(чаще розовой).
Козули — это и оберег, и талисман.
Сегодня архангельские козули — это
красивый ароматный съедобный
сувенир, отличный подарок к любому
празднику или юбилею.

10. Масленица

Масленица — праздник
проводов зимы и встреча
весны.
Длился он целую неделю.
На масляной неделе
было принято выпекать и
поедать в больших
количествах блины –
символ солнца и новой
жизни.

11. Сороки

22 марта -день весеннего
равноденствия, когда день равняется с
ночью. « Зима кончается , весна
начинается» В этот день , по мнению
наших предков , прилетают из теплых
стран птицы, и первые из них –
жаворонки. Сороки считались детским
праздником: накануне женщины месят
ржаное тесто и пекут « жаворонков»,, а
утром в день праздника, раздают их
детям. Дети , с криками и смехом
бежали закликать весну. Для этого
жаворонков насаживали на длинные
палки выбегали с ними на пригорок «
угор» и что есть силы кричали :
« Жаворонки»

12.

У нас на Севере этот день
называли
«Тетёрочный
день».
Каргопольские тетерки
(печенье свитое из ржаных жгутов)
Живет на каргопольской земле
красивый древний обычай,
пекут хозяйки «тетерки».
Тетерочное дело хлопотливое,
потому помогала вся родня от
мала до велика. Наскать надо
было сто-двести штук!!!
Орнамент «тетерок» имеет
древнюю символику солнца круг. Основной узор
составляют стилизованные
мотивы- коники, решеты,
березки, кудерочки,
восмерушки

13. Пасха

Пасха-главный
православный
праздник года. К
этому празднику
тщательно готовились
заранее красили яйца
и пекли куличи
.
Кулич –это
праздничный
пасхальный
хлеб

14. Троица(Пятидесятница)

Первый летний
праздник Троица –
это девичий праздник.
главное место
отводилось березе.
Вокруг березы водились
хороводы, пели песни.
Но основное действие –
это завивание венков.
Не только плетут венки
на голову , но и
завивают ветви березы
.

15. Ильин день

2 августа
. «На Илью до половины дня -лето,
с половины – осень».
Илья пророк, в. народном
воображении , могучий
распорядитель самых
страшных и благодетельных
сил природы -грома, молнии и
дождя. От него зависит
плодородие земли.
В этот день в деревнях пекли
первые колобки из зерна
нового урожая(наверно
Колобок из известной сказки
был испечен в Ильин день).

16.

Для важнейших событий в народе
предназначался свой каравай.
Свадебный каравай ,
обычно искусно
украшенный ,делился на
свадьбе, для угощения
всех её участников.
Именинный каравай
К именинам — в
сопровождении хоровода с
подблюдной песней
«Каравай, каравай, кого
любишь — выбирай» К
приему дорогих желанных
гостей — «хлеб-соль»

Информация о материале
Краеведение

23 января 2023

91

У поморов календарь традиционно отмечаемых дат ничем существенно не отличался от общерусского календаря праздников.

Календарь, который наши предки обычно брали с собой на промысел или в дорогу, представлял собой четырёхгранный, шестигранный деревянный или костяной брусок. На нём чертами и зазубринами обозначались обычные дни и праздничные. Вторые имели символические обозначения. Например, дни солнцестояния обозначались изображениями высокого и низкого солнца. День, когда холод покатится обратно на север, – санями, прилёт птиц – птицей, день выгона скота – конём и так далее. Дни, посвящённые Матери-Земле, содержали древний, пришедший к нам из античности символ Земли – крест в круге. Среди знаков старых календарей оказывается немало и тех, что связаны с личной жизнью хозяина.

Больше узнать о праздничной стороне жизни поморов поможет видеопрезентация «Поморский календарь».

Материал подготовила
Голбан О.А.,
ведущий библиотекарь
краеведческого сектора
отдела обслуживания
центральной библиотеки
имени Н.В. Колычева

Павел Есипов ведет факельное шествие на «Поморский Новый год» в 2014 году

Поделиться

Знаете ли вы, что сегодня Новый год? На Руси поморы отмечали его не зимой, а 14 сентября по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. Может, помните, несколько лет подряд в современном уже Архангельске люди собирались на Поморский Новый год, уличные гулянья с обрядами и музыкой. Мы вспомнили, как это было, и выяснили, почему сегодня никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище.

На первое января Новый год перенес Петр Первый, но старообрядцы все равно праздновали его осенью — когда урожай собран и накрыт стол, когда тяжелые работы в поле позади.

Впервые Поморский Новый год отметили в современном Архангельске в 2001 году. Праздник проводила общественная организация «Национально-культурная автономия поморов».

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Архангелогородцы провожали год в традициях предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гулянья — Осенины. Это праздник урожая, гостевания, угощения, окончания уборки яровых хлебов и огородных культур. А еще в это время крестьяне совершали поминки по мёртвым.

В один из таких праздников в современном Архангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени В.И. Воронина зажгли и спустили на воду костровище-«маяк». Возжигание огня — это ключевой обряд старинного празднества, гасится старый и зажигается новый. Еще одним ярким зрелищем было факельное шествие. Эти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки.

Еще в этот праздник на Руси почитали женщин. Рано утром они выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина обычно стояла с угощением, а молодые вокруг неё пели песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот.

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Также в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

— Поморский Новый год — праздник с местным колоритом, — комментирует Андрей Свириденко, один из организаторов. — Совпадение с церковным Новолетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечался на Руси с 14-го века, как дань византийской традиции. После реформ Петра Первого именно поморы дольше других отмечали своё Новолетие по старому стилю. Считаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными днями.

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято». Еще один интересный обряд — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. Часто обряд принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Вот, например, не совсем поморское, но тем не менее забавное причитание:

Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать.

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Андрей Свириденко помогал в организации праздника в Архангельске с 2012 по 2014 годы, сегодня он вспоминает, как все проходило:

— Классные были события! Традиционная обрядовая часть проводилась на берегу Двины возле «мореходки». А фестивально-концертная — каждый год в разных местах. АГКЦ, «Искра», музейный дворик на Поморской. Абсолютно разные по формату события были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. Отличное время, жалеть не о чем! Масса впечатлений и воспоминаний о Новолетиях, большой труд. Внутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга с нашими поморскими красными днями, вспоминаем былые деяния.

Андрей считает, что молодёжь недостаточно интересуется историей и культурой родного края, по его мнению, сегодня в городе проходит немного мероприятий, основа которых — традиции прошлого.

— При этом праздники иных этнических общин в Архангельске проводятся громче и удалее. Город и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой «поп-культуры», — резюмирует он.

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Почему не прижился «Поморский Новый год» в Архангельске, мы спросили и у главного организатора этого события Павла Есипова, который переехал из Архангельска в Петербург.

— Десять лет мы проводили Новолетие, — комментирует Павел Есипов. — Но были вынуждены прекратить деятельность организации. Наши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было — коммерческой деятельности мы не вели. Внезапно наши заявки перестали брать гранты. Видимо, власти решили поддержать другую культуру — сами видите, какие события проходят в городе.

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

— Мы хотели дать традициям прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. У нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. Хранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду? Поморский Новый год стал брендом — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. Про Архангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Было сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители РПЦ — древние обряды противоречат концепции современного православия. Власти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. Так все и закончилось.

Мы обратились за комментарием в Архангельскую епархию и попросили сформулировать отношение РПЦ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе Павел Есипов.

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

— 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, Русская Православная Церковь отмечает церковное Новолетие или церковный Новый год, — комментирует пресс-секретарь Михаил Насонов. — Так было более 200 лет, пока Петр I не перенес празднование на 1 января. Павел Есипов с друзьями и соратниками, по его же словам, 14 сентября отмечал годовщину «Сотворения мира в Звёздном Храме по Даарийскому Круголету Числобога», посвященную воспоминаниям «Победы Великой Расы над Великим Драконом». Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традициям, остается загадкой. Как и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное.

Вход на Поморский новый год всегда был свободным. Мы спросили у Михаила Насонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодня?

— Для православных христиан с сентября начинается годовой круг богослужений. Первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение — переход из временной жизни в вечную. В церковный Новый год в храмах традиционно служится Божественная литургия и молебен. Кроме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные мероприятия: чаепития, совместные поездки на природу, концерты.

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

ненцы

Ненцы во время зимних праздников разводили костры и водили вокруг них хороводы

Близятся зимние праздники – Новый год и Рождество. Земля в очередной раз обошла круг вокруг солнца. В эти дни мы привыкли наряжать елки, дарить подарки, готовить оливье, ходить в гости, устраивать фейерверки. Однако отмечать главный зимний праздник можно совсем по-другому и даже не зимой. О том, как отмечали начало нового календарного периода поморы, вепсы, саамы и ненцы, – в новогоднем выпуске спецпроекта «ФедералПресс» «Энциклопедия коренных народов».

К вепсам – на Святки

Вепсы Новый год празднуют в течение многодневного периода, который длится от Рождества Христова до Крещения. Это время называлось Syndyma.

Представители этого народа верят в магию первого дня: все, что произойдет в первый день, распространится на весь наступающий год. Поэтому, если не хочется убытков, в первый день нельзя ничего отдавать из дома, а если не хочется потерять скот – нельзя выбрасывать навоз из хлева. Если в первый день дом посетит мужчина, это положительный знак, если женщина – отрицательный.

Также в вепсских деревнях женщины ранним утром старались успеть первыми к колодцу — считалось, что первая зачерпнувшая воду с льдинками женщина будет потом весь год собирать больше всех сметаны и сливок. Вода считалась символом изобилия молочных продуктов.

Наличие в первый день большого количества еды означало сытый год для обитателей дома. В первый день Нового года относили горшок загусты (каша из ржаной муки с молоком и маслом) на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, св. Михаила, «хозяев риги» и «духа зерна» принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.

Рождество праздновалось более торжественно, чем Новый год, благодаря его церковным элементам: праздничному богослужению, звону колоколов, христославлению с участием духовенства, взрослых и детей.

К саамам – пошаманить

Саамы раньше Новый год не отмечали, потому что для них Дед Мороз – злой старик, который морозит. Сейчас они празднуют Новый год по-европейски.

Более значимым, чем Новый год, у этого народа считается Праздник чистого снега, который отмечают 7 января. В этот день саамы разводят костер на березе, срезанной еще летом для этого ритуала. На огне они варят чаи из трав и уху из семги. Праздничный обед они едят прямо у костра, на снегу.

Также они водят хороводы вокруг этого костра, загадывая желания. Это происходит так: все участники праздника берутся за руки и по приказу шамана – нойды – закрывают глаза, желая исполнения чего-либо сокровенного.

К ненцам – на хороводы вокруг костра

Ненцы не отмечали Новый год, но в течение многих веков 7 января ездили к священным местам, где совершались ритуалы. Они просили своих богов о снисходительности к оленям и людям в предстоящем году. Также они разводили костры и водили вокруг них хороводы.

Кроме того, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – березе, а также обмениваются подарками. Большое внимание в праздники они уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребенка, добрые духи рассердятся и покинут вас.

К ижорам – на колядки

Ижоры тоже не отмечали Новый год. А украшения, которые предназначались для елки, они вешали на себя. Представители древнего малочисленного народа праздновали Рождество 7 января. В этот день все непременно отправлялись в церковь на всенощную, утром от дома к дому ходили дети и пели рождественские песни.

Все святки каждый вечер гадали. На четвертый день Рождества молодые начинали ходить из дома в дом и колядовать — пели восхваляющие песни в честь хозяев, которые в ответ угощали. Заранее делали из бересты маски, лица красили углем или мелом, надевали старые кафтаны, на спину приделывали «горб», в руки брали посох. Чтобы никто не узнал ряженых, они пели искаженными голосами.

К поморам – на Новый год в сентябре

По поморскому календарю Новый год наступает 14 сентября. В поморский Новый год проводят Маргаритинскую ярмарку. Это крупнейший международный базар Поморья с XVI века. Раньше ярмарка длилась месяц. Мероприятие до сих пор проходит в Архангельске.

Также отмечают Новолетие праздничным шествием поморских лоцманов – «вожей». Это происходит так: у ворот Архангельского гостиного двора ставят длинный стол. За ним собираются старейшие лоцманы и фольклорные коллективы Поморья. По кругу запускают большую медную чашу с пивом. После опустошения моряки наполняют ее мелкими монетами. Когда наступают сумерки, емкость в сопровождении факельщиков несут к берегам Северной Двины. Деньги вожи пригоршнями бросают в воду с возгласами благодарности за удачную навигацию.

Затем лоцманы с помощью факелов поджигают плавучий маяк, который располагается напротив мыса Пур-наволок у корабельной архангельской пристани. Это происходит под звон колоколов, которые оповещают о наступлении церемонии проводов уходящего года, Кроме того, производится выстрел из городской пушки – это момент наступления поморского Нового года и начало осени.

Еще один обряд – похороны насекомых: мух, комаров, тараканов и клопов. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии.

Также в Новолетие поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же со входом клали старый веник, который символизировал уходящий год. Согласно преданию, поморы верили, что все люди, которые перешагнули через этот веник, очищались от всего нехорошего, что происходило в уходящем году.

Фото: Dmitry Chasovitin / Global Look Press / globallookpress.com

И совсем не за горой. А в какой-то тысяче километров на северо-запад от Москвы. И ночь в пути — это нормально. Ничего удивительного в этом нет. Просто не надо путать Карелию с Кореей, а Поморье с Приморьем. Потому что если Корея и Приморье, действительно, на Дальнем Востоке, то Карелия и Поморье — северо-запад европейской части России.

Но если с Карелией всё более-менее ясно и понятно — вот она, вот её административные границы, соседи справа и слева, с запада и востока, то по Поморью, скажу я вам… Полная чехарда! Слишком много умных русских голов занимались ею, её историей, этнографией и прочими мало известными мне науками.

Ну, а где одна умная голова, там, как минимум, два мнения. Поэтому кто-то считает, что Поморье — это Поморский берег Белого моря. Южное его побережье от Онеги в Архангельской области до Кеми в Карелии. Кто-то, что Поморье — это весь Русский Север. От Карелии и дальше на восток. До самого Урала. Поэтому, мол, Киров (бывш. Вятка), Пермь, а тем более, Великий Устюг — всё это самые настоящие поморские города.

Ни первая, ни вторая версия мне как-то не по душе. Что такое «поморье»? Это край, в котором живут люди, которые «ходят по морю». И как можно «ходить» в той же Перми или Кирове, от которых до любого моря, будь оно Белое или Студёное, не одна сотня километров?! А если люди, что живут на южном побережье Белого моря, «ходят» по нему, то почему того же самого не могут сделать и их соседи с архангельской или мурманской стороны?

Поэтому, как на мой взгляд, более близки к истине те, кто считает, что Поморье — это всё побережье Белого моря и прилегающие к нему территории. Соответственно, предлагаю и нам руководствоваться этой версией.

Но! У нас в Карелии я как-то не встречал того чуда, которое вообще-то перед Новым годом должно быть в каждой поморской семье. Если верить открытым источникам, то на мурманском берегу, например, в селе Варзуга, его… пекут. Да-да, именно пекут. Потому что речь о… Прянике. Но не простом. А вырезном поморском прянике — козуле.

На мурманском берегу Белого моря мне бывать как-то не приходилось. Хотя от карельской Керети до той же Варзуги — не сказать, чтобы далеко. Но это, если напрямую, морем. А по берегу… Идти да идти! Не одни мокасины стопчешь… А когда их нет, так даже пробовать не стоит. Лучше поверить на слово тем, кто говорит, что на мурманском берегу козуля — такой же обычный пряник, как и на архангельском.

А вот в Архангельске мне бывать доводилось. И если верить тамошним старожилам, то раньше… (А раньше, как известно, всё было лучше, больше, спелее и толще.) Так вот, раньше в Архангельске приближение Нового года определяли… По запаху!

Дело в том, что в муку, из которой пекут эти пряники… А раньше их пекли исключительно из ржаной муки, просто потому, что пшеница на севере не самое распространенное растение. А вот рожь… Поэтому пшеничная мука была привозная и покупная. Да и не в каждой семье стоял ларь с нею. А вот ржаная… Это — другое дело. Она у каждой хорошей хозяйки была под рукой.

Но если так, то почему бы в праздничные дни не побаловать себя выпечкой? А перед тем как замесить тесто, добавить в ржаную муку гвоздики и корицы. И когда по всему городу начинал плыть характерный пряный запах… Каждый помор понимал: до Нового года и Рождества остались считанные дни.

Помимо запаха, есть у козуль и иные особенности. Они имеют характерный тёмно-коричневый цвет и специфическую хрустящую структуру. Дело в том, что тесто на пряники замешивается на сахарном сиропе. И не на обычном сиропе, а на том, в котором треть исходного сахара карамелизирована. Сахара же в козулях, между прочим, — прилично. На полкило муки по рецепту требуется три стакана сахара. Один из которых подвергается предварительной термической обработке. Для карамелизации. А потом уже — вода, остальной сахар, мука и… Но о том, как козули печь, я уже как-то рассказывал. Поэтому на собственно выпечку сегодня не отвлекаемся.

А если о том же сахаре, то поскольку в козулях его много, он не только придает прянику характерные для него цвет и структуру, но и, как хороший консервант, позволяет его долго хранить. Обычно козуля в поморских домах стоит от праздника до праздника. Целый год! И ничего при этом прянику не делается. Снял его с того почётного места, где он стоял весь этот год, и перед тем как водрузить туда же новую, свежеиспеченную козулю, старую — взял, да и схрумкал.

Схрумкал, схрумкал. А иначе — куда её? Козули же, между прочим, выбрасывать нельзя. Дарить — пожалуйста. В первую очередь, конечно, детям, для которых пряник — не только лакомство, но и игрушка! Козулю ведь, перед тем как засунуть противень в духовку, вырезают из теста с помощью специальных форм из узких металлических полосок (раньше — из кровельного железа), которые по традиции дарят нам козочек, баранчиков, лошадок, оленей. Или, по новомодным веяниям — сердечек-валентинок, смешариков, лунтиков. И как этого смешарика съесть? Если с ним и поиграть хочется…

Взрослые, скорее всего, козулями не играют. Хотя… Хотя кто их, этих взрослых, знает! Но им пряники тоже дарят. Правда, в этом случае уже превалирует изначальное, обрядовое значение пряника, который, как считали наши предки, должен принести в дом одариваемого тепло испекшего его дарителя. Тепло, счастье, благополучие. И уберечь дом, в котором он хранится, от злых духов. И если пряник выбросить… Кто тогда защитит?!

Поэтому — испеките. Испеките оригинальный поморский вырезной пряник — козулю. Пусть стоит он в вашем доме, оберегая его от злых духов и привнося в него тепло, счастье, уют и любовь. И да будет оно так! Весь наступающий год. И ещё много-много лет подряд. В общем, всегда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники пермского края список
  • Национальные праздники перми
  • Национальные праздники перевод
  • Национальные праздники на камчатке
  • Национальные праздники мусульманских народов