Национальные праздники приморского края

Официальный сайт Правительства Приморского края

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ: ДАТЫ И СОБЫТИЯ

Профессиональные праздники 

08 марта

Международный женский день

11 марта

День работника органов наркоконтроля

12 марта

День работника уголовно-исполнительной системы

13 марта

День работников геодезии и картографии

23 марта

День работников гидро-метеорологической службы

25 марта

День работника культуры

27 марта

День войск национальной гвардии Российской Федерации

27 марта

Всемирный день театра

Юбилейные памятные даты 

 

  Вы можете направить ваши предложения для внесения в календарь знаменательных дат и событий на наш адрес: Kalendar@primorsky.ru

Направляя нам письмо, включите, пожалуйста, информацию о себе (Ф.И.О., контактные данные: телефон, адрес эл.почты и т.д.)

Традиции и обычаи коренных народов, проживающих на территории Приморского края.

Цель Выяснить какие традиции и обычаи чтят коренные народы моего края
Задачи
1. Узнать какие народы проживают в нашем крае
2. Изучить праздники коренных народов Приморского края
3. Узнать всё про национальные костюмы коренных народов
4. Определить численность населения народов нашего края
2. Общие сведения о народах проживающих в Приморье

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Артемовского городского округа

ПРОЕКТ

Тема

«Традиции и обычаи коренных народов, проживающих на территории Приморского края»

Выполнила : учитель высшей категории

Липкань Татьяна Петровна

География является обязательным предметом для изучения в школах и

тесно взаимодействует с региональным компонентом.

Региональный компонент является одной из составляющих

школьного географического образования, имеющих огромный

образовательный и воспитательный потенциал по воспитанию бережного

отношения к малой родине. Потребность выделения регионального

компонента в содержании географического образования связана с тем, что

региональный материал дает возможность, с одной стороны, создать

видимую, целую картину мира, дать представление о взаимосвязях в природе и в обществе в целом, а с другой стороны, помогает увидеть их

взаимодействие на определенной, конкретной территории –территории

родного края. География своего края является разумной и необходимой

частью школьного образования

Выбранная мною тема является актуальной на сегодняшний день. Объясняется это тем, что региональный компонент не применяется так

широко в школьной практике учителями как хотелось бы, в то время как

многие вопросы географии становятся более понятными, если их

рассматривать на примере особенностей природы , населения, и хозяйства своей местности. Региональный компонент-это школьный раздел географии, направленный на изучение своего края, местности, через рассмотрение более значимой и широкой темы, которая позволяет ссылаться на изучение своей местности. Примером может служить изучение в 8 классе темы «Население России», где можно изучать особенности жизни народов проживающих на территории нашего края. Знакомясь с их обычаями традициями, праздниками, территориями расселения, численностью, ссылаясь на региональный компонент. На наш взгляд, региональный компонент является важной неотъемлемой частью курса географии в школе, он учит детей видеть картину мира, как своего края, так и всего земного шара в целом, дает школьникам

возможность раскрыть себя, проявить в различных конкурсах, конференциях,

олимпиадах по краеведению. Содержание регионального компонента

географии имеет большой потенциал воспитательного воздействия на

личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность

углубить основные базовые знания и расширить кругозор обучающихся.

В настоящее время исчезают целые пласты традиционной культуры:

тотемные праздники, обрядовые традиции, шаманские камлания. Уходят

последние знатоки и носители традиционной культуры и национальных

языков. Поэтому в наше время актуальными становятся проблемы уже

собранных материалов, для ознакомления бытовавших в прежние времена и

существующих в настоящее время традиций коренных народов Приморского

края на уроках географии.

Оглавление

1 Введение

2 Общие сведения о коренных народах проживающих в Приморье

3 Коренные народы Приморья : нанайцы, удэгейцы, тазы, орочи.

3.1 Удэгейцы — общие сведения, традиции, культура, обычаи, вера в духов природы.

3.2Нанайцы — название, история, территория расселения, культура, известные нанайцы.

3.3 Тазы — расселение, традиции, верование, традиционное хозяйство.

3.4 Орочи – история, традиции, культура.

4 Заключение

7 Литература:

Каждый народ, даже самый маленький —

неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

1.Введение

Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент. О некоторых национальных особенностях народов, населяющих Приморский край я хочу рассказать.

Цель: Выяснить какие традиции и обычаи чтят коренные народы моего края

ЗАДАЧИ:

1. Узнать какие народы проживают в нашем крае

2. Изучить праздники коренных народов Приморского края

3. Узнать всё про национальные костюмы коренных народов

4. Определить численность населения народов нашего края

2. Общие сведения о народах проживающих в Приморье

Национальный состав населения:

•Русские — 1 675 992 (85,66 %)

•Лица, не указавшие национальность — 144 927 (7,41 %)

•Украинцы — 49 953 (2,55 %)

•Корейцы — 18 824 (0,96 %)

•Татары — 10 640 (0,54 %)

•Узбеки — 8 993 (0,46 %)

•Белорусы — 5 930 (0,30 %)

•Армяне — 5 924 (0,30 %)

•Азербайджанцы — 3 937 (0,20 %)

•Китайцы — 2 857 (0,15 %)

•Мордва — 2 223 (0,11 %)

•Немцы — 2087 (0,10 %)

•Чуваши — 1960 (0,10 %)

•Башкиры — 1564 (0,08 %)

•Молдаване — 1433 (0,07 %)

•Киргизы — 1424 (0,07 %)

Коренные малочисленные народы:

•Удэгейцы — 793 (0,04 %)

•Нанайцы — 383 (0,01 %)

•Тазы — 253 (0,01 %)

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что наибольшая численность населения: русские, украинцы, корейцы, татары, узбеки. Вот на традициях этих народов, а также традициях и обычаях коренных народов я хочу остановиться подробнее.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представленыудэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.)эвенки (тунгусы).

В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском 112 удэгейцев, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (76 удэгейцев), Красный Яр (399 удэгейцев, 115 нанайцев, 15 орочей), Верхний Перевал (128 удэгейцев), Ясеневый (34 удэгейца), Соболиный (21 удэгеец), Олон (13 удэгейцев, 3 нанайца), Охотничий (2 удэгейца); Красноармейском 122 удэгейца: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка — 204 тазов (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

3 Коренные народы Приморья : нанайцы, удэгейцы, тазы, орочи.

В целом коренные народы Приморского края – удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, – проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры.Население нашего края с особым чувством относилось и относится к коренным народам, проживающем на Дальнем Востоке. Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края — устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике – преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила», – пишет С. Березницкий.История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них. И понятно, что нельзя познать историю своего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории своего края, когда живут в нём люди, прославляющие свой край трудом. Коренными народами Дальнего Востока, живущими в нашем крае, был сделан значительный вклад в развитие экономики и в культурный облик района.

Национальные костюмы коренных народов.

3.1 Удэгейцы- : язык , традиции, религия.Традиционное хозяйство.

Удэгейцы отмечают свой праздник.

Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался «универсальным» оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети – орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел. В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури – мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира. У удэгейцев существовало разделение труда: мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь. Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили диаспорою – одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах. В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и коновым отоплением до трёх камерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами.

Летние жилища имели большое разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.

Агзу – это небольшая деревня коренных удэгейцев на самом севере Приморского края, стоящая на берегу реки Агзу притока реки Самарги.

Удэгейский язык относится к алтайской языковой семье, Тунгусо- маньчжурской ветви. По звучанию больше всего схож с орочским, однако имеет значительные различия даже во внутреннем строе. Перепись 2010 года показала, что лишь 82 человека указали его в качестве родного, что грозит языку полным уничтожением. Удэгейский язык с тридцатых годов прошлого столетия имеет кириллическую письменность, алфавит окончательно сформирован к 1989 году. Литература на национальном языке по числу памятников незначительна, наиболее известны книги писателя Джанси Кимоноко.

Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой.

Агзу – небольшая деревня коренных удэгейцев .

Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь тигр, выдра и другие. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури. Важную роль в жизни удэгейцев играли шаманы, участвовавшие во всех значимых родовых событиях, проводивших камланиях и традиционные праздники.

Шаманы использовали варганы, бубны, горловое пение, специальные маски «хамбаба». Считалось, что надев маску, шаман перевоплощается в духов предков, выходит с ним на связь. .

3.2 Нанайцы- название, территория расселения, известные нанайцы.

История

Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в., во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами[6]. Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов[9].

Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли (Г. Ходжер «Непроглядные сумерки»). В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды[2]. В Китае нанайцы известны как хэчжэ (кит. упр. 赫哲族, пиньинь: Hèzhé zú). Само название «низовых» (живущих ниже Найхина по течению Амура) нанайцев — «нани» — является также самоназванием ульчей. А нанайцы, проживающие выше Найхина по течению Амура, часто называют себя по-нанайски «хэдзэ(ни)», что можно перевести как «живущие ниже по течению» (видимо, по отношению к нанайцам Китая и маньчжурам) и составляет некоторый парадокс, потому что, для значительной части нанайцев это сейчас как раз «верховые» нанайцы.

Жилища нанайцев — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы русского типа, в тайге на охоте и на рыбалках – шалаши различных форм из бересты и камыша и юрты.

В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки.

Нанайцы — один из народов, проживающих в России. Нанайцы — коренной народ Дальнего Востока.

. Нанайское декоративное искусство – коренного народ Дальнего Востока.

Культура-Роль собаки в духовной культуре

Проведенное исследование показывает огромную роль собаки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культуре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистических позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки (суки) расценивается как женский и обладает положительными и отрицательными свойствами. Нередко этот образ является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов, что показывает его архаичность. В шаманстве наиболее значительным представляется сверхъестественный образ собаки помощника и покровителя шамана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая работа потерянной или украденной души человека. Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла, показывает, что образ собаки имеет в своей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времен функции охранителя и защитника своего хозяина. Они отражались практически во всех проявлениях традиционной культуры: в ритуалах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах. В целом, анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различных аспектах собаководства и, шире, культуры нанайцев, позволяет использовать её в качестве этно идентифицирующего маркера, проследить этническую гомогенность нанайского этноса.[10] Сейчас нанайцы проживают в основном в Хабаровском крае и в Приморском крае. Согласн о переписи 2010 года в России проживает более 12 тысяч нанайцев. Ещё около 4 тысяч нанайцев проживает в Китае.

Нанайский костюм

Известные нанайцы

Самыми известными представителями нанайского народа были Дерсу Узала (проводник в экспедициях российского учёного В. Арсеньева) и советский певец Кола Бельды, исполнитель песни «Увезу тебя я в тундру»

(1849—1908) — охотник, проводник российского учёного и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1906—1907 гг.

•Кола Бельды (1929—1993) — эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР.

•Григорий Ходжер (1929—2006) — нанайский писатель. Лауреат Государственной премии им. М. Горького (1973).

•Максим Александрович Пассар (1923—1943) — снайпер, участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации (16.02.2010, посмертно).

•Андрей Александрович Пассар (1925—2013) — поэт.

•Александр Падалиевич Пассар (1922—1988) — Герой Советского Союза (23.08.1944), разведчик.

•Сулунгу Николаевич Оненко (1916—1985) — участник Великой Отечественной войны, кандидат филологических наук, автор академического нанайско-русского словаря, похоронен в Новосибирске.

•Владимир Семёнович Заксор (1931—1971) — писатель.

•Киле Понгса — поэт-песенник.

•Пётр Киле — писатель.

•Аким Дмитриевич Самар (1916—1943) — первый нанайский писатель.

•Хань Гэн[en] (род. 1984) — бывший участник группы Super Junior. Сейчас занимается сольной карьерой в Китае.

3.3 Тазы — расселение, традиции, верования, язык, традиционное хозяйство.

Та́зы (удэ́) — этническая группа в России. Относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В 2002 году численность тазов в России составляла 300 человек, в 2010 году — 274 человека[]. Говорят на русском языке. Верующие представители тазов исповедуют православие[3]. Происхождение

В 1830-е — 1850-е годах на территорию Уссурийского края начинают проникать китайцы, первоначально остававшиеся здесь только в тёплое время года. Они занимались сбором женьшеня, а позднее к сборщикам женьшеня добавились охотники за пантами, добытчики морепродуктов, собиратели грибов. Со временем некоторые из них оседают на этой территории, занимаясь земледелием и торговлей[].

Среди китайских переселенцев преобладали мужчины, поэтому они вступали в брак с женщинами местных племён — удэгейками на юге края и нанайками в его северных районах. Постепенно складывалось метисное население, к которому применяли китайское наименование «да-цзы» (аборигены, туземцы. После присоединения в 1858—1860 годах Уссурийского края к России русские стали называть этим словом (которое в их устах стало звучать как «тазы») коренное население Приморья (преимущественно удэгейцев, но также орочей и местное метисное население). Исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев упорядочил терминологию, последовательно разграничив удэгейцев, китайцев и сложившуюся к концу XIX века новую этническую группу метисного происхождения, которую рассматривал как «окитаенных» удэгейцев (они в то время жили оседло и занимались огородничеством, а говорили на разновидности северокитайского языка), но, в то же время считал самостоятельной народностью: они существенно отличались от китайцев по культуре и хозяйственному укладу, причём сами себя китайцами не считали. За этой группой и закрепилось название «тазы»[7].

Когда в 1936 году советские власти начали депортировать с Дальнего Востока в Среднюю Азию граждан СССР китайской и корейской национальностей, то вместе с ними стали было высылать и тазов. Однако благодаря разъяснениям В. К. Арсеньева части тазов удалось избежать депортации; при этом большинство тазов, живших ранее на хуторах в Ольгинском, Кавалеровском и Тетюхинском районах, в 1938 году были переселены в деревню Михайловка Ольгинского района, освободившуюся после выселения живших там корейцев.

Язык и верования

Тазский диалект сформировался на основе северокитайского языка со значительным количеством заимствований из удэгейского и нанайского языков (уже в советское время владевшие данным диалектом тазы-военнослужащие способны были без специальной языковой подготовки заниматься радиоперехватом переговоров китайских военных, которые велись на путунхуа[]). В 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей тазского диалекта[]. После того как в 1860 году по Пекинскому трактату Уссурийский край отошёл Российской империи и на Дальний Восток начали прибывать русские переселенцы, тазская идентичность попала под влияние русской культуры и языка. Особенно процесс ассимиляции ускорился уже при СССР, когда советской властью было введено обязательное общее образование, ведшееся на русском языке.

До вхождения Приморья в состав Российской империи религиозные представления тазов в основном базировались на верованиях, распространённых в Северо-Восточном Китае: буддизм, китайский культ предков, маньчжурская народная религия и шаманизм, с элементами местных верований. После присоединения в 1860 году Уссурийского края к России тазы были христианизированы. В настоящее время те тазы, которые считают себя верующими, являются православными[3].

Численность и расселение

В соответствии с Всероссийской переписью населения 2002 года численность тазов составляла 300 человек, из которых 256 проживали в Приморском крае (верховья реки Уссури и Ольгинский район Приморского края), из них в свою очередь владели языком своего народа лишь 5 человек (1,95 %), русским — все 276 человек (100,00 %)[11]. Среди 276 все говорили на русском языке; среди них имелись: 131 мужчина (53 городских, 78 сельских жителей) и 145 женщин (57 городских, 88 сельских жителей)[12]; 110 городских (53 мужчины, 57 женщин) и 166 деревенских (78 мужчин, 88 женщин) жителей[12]. Наибольшее количество тазов (71 человек) в 2002 г. проживало в селе Михайловка Ольгинского района Приморского края[13].

В соответствии с Всероссийской переписью населения 2010 года численность тазов составляла 274 человека, из них 10 человек знали китайский язык, 10 — английский, 2 — узбекский, 1 — хакасский, 272 — русский. 262 таза назвали русский родным языком. Из 274 тазов 253 человека проживали в Приморском крае[10].Никто не заявил о владении тазским языком, все назвались русскоязычными[2][10]. Язык тазов — диалект китайского со значительным количеством заимствований из удэгейского и нанайского языков. Совместное проживание тазов, удэгейцев и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. Тогда и появился новый язык — смесь нанайского, удэгейского и китайского. Теперь, по словам лингвистов, он практически умер и упоминание о нем останется только в учебниках истории

Хозяйство и культура

Уже в конце XIX века тазы жили оседло в постоянных жилищах (фанзах), занимались огородничеством, носили китайскую одежду. В отличие от китайцев, женщины из тазов не сидели дома бо́льшую часть времени, а наравне с мужчинами работали на огороде и ходили в тайгу на охоту. Если у китайцев употребление сырой животной пищи исключено, то тазы (подобно удэгейцам и нанайцам) ели блюда из сырого мяса или рыбы[14]. Занимались тазы также рыболовством (рыбу — в основном лососёвых — добывали острогами, ловили сетями и на крючки), охотой (на изюбря, лося, кабана, пушных зверей с использованием копий, ружей, ловушек), собирательством женьшеня и древесных грибов, заготовкой морской капусты, трепангов, раковин морских гребешков[9]. Летом охотились на изюбря и лося. Зимой добывали соболя, белку и других пушных зверей. Птицу добывали преимущественно осенью и зимой. Орудия охотничьего промысла отличались высокой специализацией и были двух типов: активные (лук со стрелами, сеть-рукавчик) и самоловные – капканы, пасти, плашки, кулемы, петли, лучковые черканы и самострелы. Рыболовный промысел имел второстепенное значение. Использовались орудия лова – острога павангаза, закидушка – перемет таюкоуза, сетка-наметка саваян. Нередко мелкие реки или ручьи перегораживали запорами из тальниковых прутьев. Религиозные представления тазов представляли собой сочетание буддизма и китайского культа предков. Они полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами[9]. После переселения в Михайловку тазы поселились в деревянных домах. Наряду с работой на огороде они разводят коров, свиней, кур и уток. В одежде они практически не отличаются от окружающегося русского населения, но тазовки иногда одевают традиционный костюм — фуфайку и штаны чёрного цвета, а старики нередко хранят традиционный костюм «для похорон». Тазы готовят многие традиционные для Северного Китая блюда: пампушки (приготовленное на пару тесто), боудхе (приготовленные аналогичным образом пирожки с мясной начинкой), ланцей (блюда из мяса и нарезанного соломкой картофеля и пельменей.

3.4 Орочи – история, традиции, культура. О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России. Самоназвание нани. Этноним орочи известен с конца ХVIII в. Этимология устанавливается от орон (тунг.),»домашний олень», т.е. «оленные»; орочисал, от оро, орок (ороч.), «новорожденный медвежонок». В прошлом, их часто смешивали с удэгейцами и даже нивхами. Русские называли их ороченами. В настоящее время расселяются в бассейне р.Тумнин, в Хабаровском крае. Численность по переписям: 1897 г. — 2407, 1989 г. — 915. В расовом отношении орочи являются представителями байкальского антропологического типа. Наряду с ороками, они ближе располагаются к северным тунгусам (эвенкам). В особенностях орочей четко прослеживается примесь амуро-сахалинского (нивхского) антропологического типа. В прошлом, их часто смешивали с удэгейцами и даже нивхами. Русские называли их ороченами. В настоящее время расселяются в бассейне р.Тумнин, в Хабаровском крае. Численность по переписям: 1897 г. — 2407, 1989 г. — 915.

В расовом отношении орочи являются представителями байкальского антропологического типа. Наряду с ороками, они ближе располагаются к северным тунгусам (эвенкам). В особенностях орочей четко прослеживается примесь амуро-сахалинского (нивхского) антропологического типа. Орочский язык входит в южную (маньчжурскую) подгруппу тунгусоманьчжурских языков. В ней, наряду с удэгейским, ближе других амурских языков стоит к эвенкийскому, занимая промежуточное положение между негидальским и удэгейским. Этнокультурная история орочей тесно связана с окружающими их народами. В границах первоначальной этнической территории (бассейн реки Тумнин, побережье Татарского пролива), они взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами. Орочи взаимодействовали и с эвенками-оленеводами, но, в связи с тем, что эвенки были крещеными, они противопоставляли себя орочам и значительных последствий такие контакты не имели. Основу культуры орочей составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором главную роль играло круглогодичное рыболовство, обеспечивающее пищевые потребности человека, корм собакам, сырье для изготовления предметов домашнего обихода. Второй по значимости была таежная охота, с преобладанием промысла копытных и охота на морского зверя. Материальная культура орочей соответствует региональной общеамурской. Это фиксируется в средствах передвижения по воде (около пяти типов лодок) и суше (собачий транспорт амурского типа, лыжи, сходные с эвенкийскими). При наличии зимних и летних поселений, орочам были свойственны однотипные по конструкции (шалашеобразнгые) постройки. Наряду с основным типом, существовали каркасные постройки с вертикальными стенами, конический чум с покрышками из рыбьих кож. В одежде орочей присутствуют такие общеамурские черты, как сходство материала (рыбья кожа, шкуры морских и сухопутных животных), штаны с ноговицами, нагрудник, мужские передники и юбки, шубы из собачьего меха, халаты из рыбьих кож и т.п. Этноспецифические черты в одежде орочей прослеживаются в составе костюма и традициях орнаментики. После появления на Амуре русских, орочи заимствовали у них начатки земледелия, некоторые элементы материальной культуры в постройках, одежде, пище.

В вопросе о самоназвании нет определенности. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта. Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов. Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская. Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.

Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям:

гуси биани — «месяц прилёта орла»;

туа — «месяц ворона»;

зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;

илакта биани — «месяц цветов»;

нада биани — «жаркий месяц» (7-ой);

омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;

амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;

мийэ — «месяц плеча»;

ичэ — «новый месяц»- январь. По данным переписи населения 2002 года численность орочей, проживающих на территории России, составляет 686 человек.

Религия и праздники.

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры. Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные — тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров — подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба.

Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей.

Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах — пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

Занятия : Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская (морским звериным промыслом), а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки,Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям:

гуси биани — «месяц прилёта орла»;туа — «месяц ворона»;зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;илакта биани — «месяц цветов»;нада биани — «жаркий месяц» (7-ой);омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;мийэ — «месяц плеча»;ичэ — «новый месяц»- январь.

Национальный костюм орочей.

4. Интересные факты : Праздники

«Ва:кчай ни»

«Ва:кчай ни» — праздник коренных малочисленных народов, посвященный окончанию охотничьего сезона, впервые в Приморье отпраздновали на краевом уровне. Праздник начинается с шаманского обряда – традиционного мероприятия коренных народов, означающего успешное завершение охотничьего сезона.

Сабантуй

Сабантуй – один из самых популярных национальных народных праздников в Приморье. По традиции праздничная программа начинается с концерта творческих коллективов национальных объединений. В Приморье Сабантуй отмечается с 1992 года. Посетив приморский край и приняв участие в праздновании Сабантуя можно окунуться в мир национальной кухни и искусств

Фестиваль национальных культур

Фестиваль национальных культур «Хоровод дружбы» — одно из ярких мероприятий в области событийного туризма Приморского края. Муниципальный фестиваль национальных культур проводится в Уссурийске ежегодно с 2010 года. В рамках фестиваля проводится выставка народных костюмов, а также концерт творческих национальных коллективов.

Фестиваль национальных кухонь мира

Фестиваль национальных кухонь мира в Приморье проходит уже во второй раз и ежегодно собирает тысячи гостей со всего региона. В этот день у всех желающих есть возможность познакомиться поближе с иностранными кухнями и попробовать кулинарные изыски!

Восточный новый год

Восточный новый год – главный праздник для жителей Приморского края, имеющих азиатские корни. Новый год по восточному календарю для жителей азиатских стран означает приход новой весны. Его отмечают уже более двух тысяч лет. Праздник приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния, на период между 12 января и 19 февраля. Приглашаем посетить празднование Восточного нового года и окунуться в атмосферу азиатского искусства!

День Тигра

С 1999г. ежегодно в Приморском крае празднуется День Тигра. Цель праздника – привлечение внимания общественности к проблеме сохранения дикой природы, в том числе и амурского тигра. В Приморье самая большая популяция этого красно книжного зверя. Праздник всегда отмечается ярко, красочно и масштабно.

День тигра.

5. Заключение

Содержание регионального компонента географии на примере знакомства с коренными народами Приморского края, имеет большой потенциал воспитательного воздействия на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность углубить основные базовые знания и расширить кругозор обучающихся. В процессе применения краеведческого подхода к обучению реализуются установки, свойственные для регионального принципа — следовать в обучении учащихся от частного к общему, обучать учащихся изучать, сохранять культуру коренных народов для будущих поколений, как своей малой Родины, так и народов всей нашей страны.

В процессе моей работы над проектом я выяснила обычаи и традиции ,а так-же узнала все о народах моего края.

Выяснила численность всех народов проживающих в Приморском крае. Узнала все о любимых блюдах этих народов. .

6. Литература

1.Арсеньев В.К. Лесные люди – удэхейцы. Книжное дело,1926

2.Арсеньев В.К. Внешний вид удэхейцев. Книжное дело,1926

3.Беликов В.И. и Перехвальская Е.В. Тазов язык // Языки народов России

2002г. С.170-173

4.Броиловский С.Н. Тазы или удихэ: Опыт этнографического исследования // Живая старина 1901г. Вып.2 с.129-216

5.Гаер Е. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровское книжное издательство 1991г.

6. Гузенко Г.В. Хрестоматия по дальневосточной культуре г. Хабаровск 1998г.

7. Жизнь удэгейцев // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре.

8. История и культура удэгейцев, Москва, 1989.

9. История и традиции удэгейцев // Страна тысячи народностей.

10. Ларькин В. Г., Удэгейцы, Владивосток, 1958.

11. Лесные люди Удэгейцы // Академик .

12. Народы Сибири (очерки).// АН СССР, ИЭ им. Н.Н М-М., М.-Л.,1956.

13. Страна Удэге // Лучегорск. Пожарский район.

14. Удэгейцы // Лица России

Электронные ресурсы

1.Все о Приморском крае. Коренные жители приморского края http//primorie.do.am/blog/korennye zhiteli primorskogo kraia 2012.09.30.90

2.Всероссийская перепись населения Приморского края. http//primorie.do.am /blog/ korennye zhiteli primorskogo kraia 2002, 2010г. 8.08.2015г.

Новый опрос выявит, насколько приморцы знакомы с национальными праздниками диаспор, проживающих в регионе

Сорочинская ярмарка во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia

Многонациональное Приморье ежегодно отмечает множество разнообразных праздников, часть которых – «универсальные», как, например, Новый год, Рождество, Пасха, Первомай, а часть – не столь всеохватны, хотя при желании каждый может стать их гостем. Новый опрос ИА PrimaMedia ставит своей целью выявить, насколько хорошо приморцы знакомы с праздниками национальных диаспор края. Он стартует сегодня, 20 сентября, и продлится ровно неделю.

Среди национальных праздников, которые регулярно проходят в Приморье, наиболее заметными можно считать Сабантуй, Курбан-байрам, Пурим, Новруз, Сорочинскую ярмарку и Пурим.

Пурим — еврейский праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2,4 тысячи лет назад, получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Это карнавальное действо, соединенное с застольем, на котором обязательным блюдом является особое треугольное печенье со сладкой начинкой, называемые гоменташн или «уши Амана» – коварного и злого советника персидского царя. Еврейская община Владивостока празднует Пурим в синагоге «Бейт Сима», дата может меняться, но всегда это происходит в марте.

Еще один мартовский праздник, Навруз, проходит обычно в День весеннего равноденствия, символизируя наступление Нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Строго говоря, он не имеет отношения к исламским традициям и считается народным праздником, имеющим глубокие исторические корни. В основном его отмечают иранцы, узбеки, татары, азербайджанцы, афганцы, туркмены, таджики, киргизы и некоторые другие народы. Навруз считается государственным праздником во многих странах Среднего Востока и Центральной Азии, где приобрел черты мероприятия, объединяющего все нации, населяющие эти государства.

Также в марте проходит праздник охотников у коренных малочисленных народов Приморья – удэгейцев, орочей, нанайцев, ульчей и других. Праздник называется Вакчай Ни – что в переводе с удэгейского и означает «охотник». В этом году окончание охотничьего сезона пышно отпраздновали в селе Красный Яр, а документальный фильм об этом сняла команда профессионалов PrimDiscovery .

В июне праздник плодородия Сабантуй проводит татаро-башкирская диаспора. В переводе с татарского «сабан» – значит плуг, туй – свадьба. Этот смысл был заложен в традиции отмечать праздник после проведения посевных работ, но в настоящее время он изменил первоначальный смысл и стал народным. В этом году Сабантуй в Приморье отметили уже в 26-й раз, ежегодно он меняет дислокацию. Так, в разные годы Сабантуй проходил во владивостокском парке Минного городка, Артеме, Вольно-Надеждинском. На праздник съезжаются представители разных национальностей из районов Приморья, Хабаровского края, Башкортостана, Киргизии, других стран. В программу входят спортивные игры, концерт национальных коллективов, угощение пловом из огромного казана.

В августе мусульманские народы отмечают Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, который привязан к лунному календарю зу-ль-хиджжа и традиционно совпадает с последним днем хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку. В основе праздника — предание о праведнике Ибрахиме, не дрогнувшем перед волей Аллаха, велевшего сначала раздать беднякам имение и богатство, а затем и принести в жертву своего первенца. Ибрахим после тяжких раздумий принял решение отдать сына на заклание, но в последний момент Аллах остановил его и велел Ибрахиму вместо сына принести в жертву агнца, которого ниспослал с небес. Суть праздника заключается в том, чтобы люди помнили о покорности Ибрахима и следовали его примеру. В этот день у каждого мусульманина в доме должен быть накрыт праздничный дастархан, а близким друзьям и родственникам принято дарить подарки. Во Владивостоке Курбан-байрам традиционно начинается общей молитвой и проповедью в одном из общественных пространств. Год назад это было в парке Минного городка.

Ближайший же праздник, который организует во Владивостоке украинская диаспора, пройдет 23 сентября. Это будет Сорочинская ярмарка. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов. В этом году Сорочинская ярмарка будет проводиться уже в восьмой раз. Спортивная набережная Владивостока в воскресенье заиграет красками национальных славянских костюмов и закружится в вихре песен и танцев. А мастера декоративно-прикладного творчества поделятся со всеми желающими секретами народных ремёсел.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia «Гражданское НКОбщество». Цели проекта — регулярно информировать широкую аудиторию о деятельности приморских НКО, помочь социально ориентированным некоммерческим организациям обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.

Посещение традиционных фестивалей — прекрасный способ познания этнических, религиозных и культурных особенностей народов. В одном действии сразу же раскрывается множество аспектов: традиционные архитектура, костюмы, предметы быта, кухня, музыка.

Каждый традиционный праздник может быть отмечен только раз в год и с сохранением неразрывных констант: сочетание места, времени и действий, что формирует его неповторимый облик и гарантирует исключительные впечатления.

Праздник Камчатского края «День первой рыбы»

12.06.2019, г. Петропавловск-Камчатский, берег Авачинской бухты

Это одно из важнейших древних торжеств коренных жителей Камчатки. Суть обрядового праздника «День первой рыбы» заключается в том, чтобы с помощью ритуальных действий заманить рыбу в камчатские реки. Подготовка начинается с плетения косы из травы. На нее нанизывают рыбные головы и жабры. Хвост косы должен быть в воде. Все, кто участвует в обряде, берутся за косу и идут против течения, своим видом показывая, что тянут с трудом, потому что «много рыбы поймалось». При этом люди приговаривают на родных языках: «Столько рыбы, не можем справиться! Идите сюда, помогите нам!». По обычаю, если за травяную косу берется беременная женщина, это поможет не только ей в родах, но и одновременно обильному ходу рыбы во время нереста.

В программе праздника — концертная программа творческих коллективов, конкурсы, игры. Также организуется показ национальных причесок и костюмов. Все желающие могут отведать уху.

Праздник-обряд кормления Духа хозяина моря

23.06.2019, Поронайск, Сахалинская область

На берегу залива терпения в городе Поронайске перед началом хода лосося, в середине лета, проводится праздник-обряд кормления Духа хозяина моря. Это ритуальное действо, пришедшее к нам из глубины веков, происходит в этно-деревне на берегу Охотского моря.
По верованиям коренных сахалинцев задабривание Духа моря принесет в невода рыбаков богатые уловы лосося, а значит обеспечит сытую и благополучную зиму для всех родовых общин.

Традиционный праздник народов севера «Тени Гу» («Лов горбуши»)

05.08.2019, село Чир-Унвд, Тымовский городской округ, Сахалинская область

В тымовском селе Чир-Унвд в первую субботу августа каждого года проходит традиционный праздник «Тени Гу», который посвящен первому ходу горбуши. Местом проведения выбран берег священной для коренных народов реки Тымь. 

Рыбный промысел является древнейшим и одним из важнейших занятий нивхов, именно с промыслом связаны основные обряды и обычаи коренных народов севера Сахалина. В программе праздника «Тени Гу»: гонки на традиционных лодках, национальная борьба, стрельба из лука, метание гарпуна, тройной прыжок, дегустация национальных блюд из рыбы и ягод.

Корякский обрядовый праздник «Хололо»

04.11.2019, Камчатский Край, центр города Петропавловск-Камчатский

Хололо – это праздник благодарения природе за ее щедрые речные, лесные и морские дары, это проводы нерпы «домой». Убитые охотником нерпы являются гостями, и для них устраивается праздник, чтобы достойно проводить их обратно в море. Коряки верили — если задобрить «души» убитых зверей, то в следующем году они приведут с собой в «гости» своих собратьев. 

На протяжении всего праздника животные «присутствуют» на всех этапах как живые, они веселятся вместе со всеми, едят, а чтобы им не было жарко, их обсыпают снегом, поят водой. Во время сжигания чучел нерп, женщины и мужчины, танцуя, поворачиваются в направлении моря с возгласами «оча-а! хололо!», и таким образом они указывают непрпам дорогу домой.

О проекте Заповедники Национальные парки Заказники
Памятники природы Иллюстрации Стихотворения Легенды
Фотоэкскурсии Праздники Памятники тигру Интернет-ресурсы
Зрительный зал Символика на гербах Топонимика Книжная полка
Словарь терминов Указатели Зооцентр

Праздник «День тигра»

Праздник «День кедра»

Эколого-ботаническая акция «День рододендрона»



Ежегодно, начиная с 2005 года, Ботанический сад-институт ДВО РАН проводит Эколого-ботаническую акцию «День рододендрона», основная цель которой повышение уровня эколого-ботанического образования школьников и стимулирование творческой активности молодежи и педагогов. В рамках акции проводятся различные мероприятия по распространению экологических знаний ботанического содержания, направленные на повышение эффективности охраны и восстановления растительного мира Земли, воспитание бережного отношения к природе и осознание необходимости сохранения ее многообразия.


Идея проведения этого праздника принадлежит доктору биологических наук Борису Сергеевичу Петропавловскому. В 2005 году он предложил Ботаническому саду стать инициатором проведения мероприятия, аналогичному «Дню тигра», только с ботанической направленностью. Как известно, не только тигр является символом нашего города и нуждается в защите, но и рододендрон.

Почему рододендрон?


Рододендрон остроконечный является эмблемой города Владивостока с 1994 года. Около 10 лет назад приморские сопки были обильно покрыты этим кустарником. Теперь он нуждается в охране.

В переводе с греческого «рододендрон» – это розовое дерево. И если розу называют царицей цветов, то рододендрон можно смело назвать их царём. В обиходе до сих пор некоторые люди ошибочно называют его багульником, который тоже относится к семейству вересковых, но, в отличие от рододендрона, его цветы имеют сильный одуряющий запах, длительное вдыхание аромата которого может вызывать головокружение, головную боль и даже рвоту. Сортовые растения рододендрона, выращиваемые в комнатах и оранжереях, чаще всего называют азалиями, хотя с точки зрения ботаники их все же правильнее называть рододендронами.


Цветут рододендроны в условиях муссонного климата с конца апреля и до первой половины лета. Их разнообразные по окраске цветки, собранные в щитки на верхушках побегов, вызывают восхищение. В природе рододендроны распространены в зонах с умеренным климатом по всей планете: в Северной Америке, Европе, Азии, и даже в Австралии. Представителей рода Рододендрон насчитывается около 1300 видов. На российском Дальнем востоке естественно произрастает 11 видов, в Приморском крае – 8, а в окрестностях Владивостока – 1 вид, нуждающийся в охране – рододендрон остроконечный. На сегодняшний день коллекция рододендронов в Ботаническом саду-институте ДВО РАН самая крупная на территории России от Уральских гор до Тихого океана, и насчитывает 45 видов и форм из самых разных уголков земного шара.


Праздник имеет свою символику: на эмблеме изображены море, солнце, весенние приморские сопки и, естественно, рододендрон.

Несмотря на то, что в названии акции указано конкретное растение, каждый год праздник посвящён определённой экологической проблеме, которая решается детьми 7 – 14 лет и их учителями. Школьники и взрослые, мобилизуя свой творческий потенциал, придумывают и воплощают свои идеи в плакатах и компьютерных презентациях. Это отличная возможность для ребят получить новые знания о растениях родного края и поделиться своими сведениями с другими участниками акции.

Интерес к проводимому празднику заметно вырос. Заявки на участие приходят уже не только из местных школ, им заинтересовались школы п. Кавалерово, г. Арсеньева. В 2010 году к акции присоединились школьники Японии. В 2011 году кроме японских детей примут участие и китайские ребята.



За годы проведения акции была сформирована определённая программа. Начало праздника проходит по принципу научной школы — учащиеся слушают научно-популярные доклады ведущих специалистов Ботанического сада. Далее, и сами слушатели принимают непосредственное участие в акции. Они выступают с подготовленными докладами или театральными номерами. Во время принятия решения о награждении лучших работ проводится викторина. Заключительным этапом акции является награждение школьников и учителей, принявших участие в акции. Все участники (и дети, и взрослые) награждаются грамотами. Школьникам, занявшие призовые места в конкурсных программах, вручают дипломы и ценные подарки.

Более 15 сотрудников Ботанического сада участвуют в организации этого праздника.

Возрастающая с каждым днем актуальность экологических проблем отдельных регионов, страны, государств, да и всей планеты в целом, несомненно, требует решения на различных уровнях. Но в конечном итоге, самым главным и определяющим оказывается наше собственное отношение к природе, которое закладывается с детских лет. В этом смысле Ботанический сад проведением «Дня рододендрона» решает очень важную задачу – в детях зарождаются ростки позитивного отношения к окружающей среде так необходимого нашей стране и всей планете. А возрастающий с каждым годом интерес со стороны школ нашего города является лишним подтверждением этому.

Хронология акции «День рододендрона»

Тема 2005 года: «Рододендрон»


Григорьева Виктория

5 класс, школа № 35

Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна

Тема 2006-2007 годов: «Сохраним первоцветы»

Ткачёва Наташа

7 класс, ШИОД

Руководитель: Поткур Марина Викторовна

Тема 2008 года: «Редкие и охраняемые растения Приморского края»

Грудницкая Влада

7 класс, школа 12

Тема 2009 года:

«Декоративные растения Приморского края»

Васильева Виктория

6 класс, школа № 32

Руководитель: Козловская С.В.

Тема 2010 года:

«Лекарственные растения Родного края»

Чижменко Аня,

7 класс, школа 79,

Руководитель: Попова Н.Т.

Информация об акции и победителях размещается на сайте Ботанического сада-института
www.botsad.ru

Проведение «Дня рододендрона» осуществляется при поддержке гранта ДВО РАН



Некоторые авторы презентаций приводят с собой группы поддержки.

Информация подготовлена сотрудниками Ботанического сада-института ДВО РАН:
кандидатами биологических наук Брижатой Альбиной Александровной и Берестенко Екатериной Николаевной.

[наверх]

Праздник День тигра

Тигр для Приморья не только редкий зверь, живущий в уссурийской тайге, но и символ Приморского края и Владивостока. Недаром многие иностранцы и даже наши соотечественники, живущие на западе России, убеждены, что тигры у нас ходят по улицам. Вообще-то единственный тигр, которого можно увидеть во Владивостоке, — статуя почти в натуральную величину у кинотеатра «Океан».

Хотя в пригородах, в пределах полуострова Муравьева-Амурского, вполне реально встретиться с этим зверем. Последнее появление тигра близ Владивостока было зафиксировано в марте 2009 г., когда следы взрослого самца были обнаружены у станции Спутник. А в конце 90-х годов тигр был замечен недалеко от конечной остановки городского транспорта на улице Русской.


Идея отмечать День тигра принадлежит Владимиру Тройнину – писателю, фотографу, экологу, краеведу. Именно он с женой Ольгой Борисовской, детским библиотекарем, руководителем экоцентра «Мандаринка», придумал в 1998 г. этот праздник, назначил дату (10 октября) и проводил его в школах, детских садах и библиотеках. По замыслу Тройнина, это должен быть славный праздник для души, когда люди вспоминают и почитают красивую кошку – символ нашего края. А в 2000 г. при поддержке общественных природоохранных организаций — Фонда «Феникс», Всемирного фонда дикой природы (WWF), Общества сохранения диких животных (WCS) — праздник впервые вышел на главную площадь Владивостока. «Тигриное» шествие и светлая идея понравились и жителям, и «отцам» города. В 2001 г. День тигра получил официальную «прописку» в столице Приморья: администрация Владивостока приняла Постановление «Об установлении городского праздника День тигра» – в последнее воскресенье сентября.

Каждый год к Владивостоку присоединялись новые города и поселки края, где отмечался День тигра: Лучегорск, Новопокровка, Лазо, Чугуевка, Уссурийск. А в 2003 г. праздник перерос границы не только Приморья, но и России: Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов (EAZA) провела мероприятия празднования Дня тигра более чем в 30 зоопарках Европы и России, в их числе – зоопарки Москвы, Новосибирска, Лондона и Дели. В 2004 г. День тигра впервые состоялся в соседнем Хабаровске, в зоосаде «Дальневосточный».

И, наконец, в 2008 г. Департамент образования и науки администрации Приморского края, государственное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Приморского края» и общественные природоохранные организации утвердили «Положение о краевом празднике-акции День тигра для школьников Приморского края». Начиная с 2008 г. День тигра – официальный праздник всего Приморья.


Но День тигр – не только шествие, веселые конкурсы и выступления. Ценно и то, что этот праздник дает возможность каждому человеку высказаться в защиту природы. В разные годы его участники поставили свои подписи под Обращением в защиту тигриных мест обитания: против рубок на территории создающегося национального парка «Зов тигра», в заказнике Таежный, присоединялись к акции WWF «Не руби кедр – сохрани тигра». А в 2007 г. осуществилась мечта не одного поколения людей, искренне болеющих за сохранение дальневосточной природы: в Приморье начали активно работать два национальных парка в местах обитания амурского тигра – «Зов тигра» и «Удэгейская легенда», а в Хабаровском крае – национальный парк «Анюйский».


Ведь амурский тигр – самая крупная кошка планеты, по силе и мощи не имеющая себе равных в мировой фауне, символ богатства и величия нетронутой природы. Только ему – единственному из рода Panthera не страшны снег, морозы и таежные дебри. Но – страшны браконьеры, лесные пожары и вырубка леса, которые нещадно сокращают места их традиционного обитания и кормовую базу.

Сегодня на территории Дальнего Востока России сосредоточено 95% всей популяции амурских тигров, обитающей в дикой природе – порядка 500 особей. Необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить их. Праздник – День тигра – один из шагов на пути поиска взаимопонимания между человеком и дикой природой.

Использована информация Всемирного фонда дикой природы (WWF)


©)
http://www.33cats.ru/news/item/75-vladivostok-tiger-day.html

[наверх]

Праздник «День кедра»

15 мая 2011 г. Приморский край впервые отметил День кедра. Кедр корейский является основой биосистемы уссурийской тайги. Дерево обеспечивает достаток корма, на котором основывается устойчивость популяции животных Дальнего Востока. В ноябре 2010 года постановлением правительства РФ корейский кедр был внесен в «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Фактически этим решением были остановлены варварские рубки кедра в таежном доме амурского тигра и дальневосточного леопарда. Защитники леса и просто неравнодушные люди – жители региона, добивались этого решения более трех лет. Новой точкой отсчета в изменении отношения к лесу и общей объединяющей идеей стал День кедра , учрежденный Всемирным фондом дикой природы. Сотрудники WWF решили, что лучшим способом отметить новый праздник станет масштабная посадка (1 000 000 саженцев) корейского кедра в местах обитания дикой кошки. Около 200 волонтеров, начиная с 30 апреля, посадили более 100 тысяч молодых деревьев в бассейне реки Рязановки. 15 мая, в День кедра, в Хасанском районе Приморья был заложен новый участок кедрового леса на реке Грязной, в районе Гусевского КПП. Общая работа в День кедра объединила людей из разных организаций Приморья: 23-х библиотек Владивостокской централизованной библиотечной системы, ОАО «Приморский кондитер», ЗАО «Саммит Моторс (Владивосток)», филиала «МТС» макрорегион «Дальний Восток», филиала «Интернешнл Пэинт» во Владивостоке, магазина вещей и подарков ручной работы «Карманный заяц», Морского государственного университета им. Невельского, молодежного  экологического движения «Green Light», Общества изучения Амурского края, заповедника «Кедровая Падь», федерального заказника «Леопардовый», старшеклассников из общественно-патриотического движения «Герои Хасана», учащихся школ из сел Барабаш, Занадворовка и журналистов СМИ. В Дне кедра также приняли участие руководители администрации Хасанского района Приморья, Управления лесным хозяйством администрации Приморского края, сотрудники Генерального консульства США во Владивостоке, представители WWF России и Ситибанка.

[наверх]

Владивосток — город, в котором надо побывать обязательно хотя бы один раз. Будучи исконно русским, но, в то же время находящийся за многие тысячи километров от столицы, город собрал в себе черты многих культур. Владивосток — это сопки и море, величественный мост в бухте Золотой Рог. Это современная инфраструктура и история. Это один из крупнейших университетов в стране. Это уникальная природа, экзотическая кухня. И, конечно, это база Тихоокеанского флота России.

Праздничные салюты запускают с плавучих барж в проливе через бухту Золотой Рог.
Фото: Игорь НОВИКОВ

Неповторимость города, его главные особенности отражены в праздниках, которые отмечают здесь ежегодно. Одними из первых встречают в городе Новый год. На особом счету здесь День Победы, День России и День защитника отечества. Совсем рядом с городом — граница России, поэтому и День пограничника во Владивостоке отмечают особо. Ну а главным, пожалуй, для города, является День ВМФ.

Что интересного посмотреть во Владивостоке

Какие праздники отмечают во Владивостоке

День ВМФ

На праздновании Дня ВМФ устраиваются военно-морское шоу и театрализованные постановки.
Фото: vk.com/vlcpress

Последнее воскресенье июля для города, являющегося базой Тихоокеанского флота, особенный день. Ежегодно посмотреть на главное действо праздника – парад кораблей – съезжаются зрители со всех концов страны. Зрелище действительно впечатляет. Ракетные крейсеры, противолодочные корабли, подводные лодки и другая техника величественно проходят по акватории бухты Золотой Рог. После парада праздник перемещается на берег, где обычно проходят праздничные концерты, соревнования и другие мероприятия. Отмечают День ВМФ до вечера, когда в бухту снова выходят корабли, на сей раз небольшие, но с иллюминацией, устраивая неповторимое зрелище. Праздник завершается салютом.

По следам Арсеньева: дневник одной экспедиции

Этот маршрут увел нас дальше всего от родной редакции — шутка ли, девять с лишним тысяч километров от Москвы! Но повод весомый: 150-летие великого путешественника и писателя Владимира Арсеньева мы решили встретить в Приморском крае — в местах, где он много лет провел в экспедициях вместе с верным другом и проводником Дерсу Узала. Мы тоже отправились в путешествие в самые дальние уголки Приморья.

День города

В отличие от многих российских городов, дата основания Владивостока известна точно 2 июля 1860 года в эти места на корабле «Манджур» прибыло воинское подразделение для того, чтобы заложить населенный пункт. 2 июля ежегодно и празднуется День города. Один из основных пунктов программы – возложение цветов к памятникам генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому, первому общественному старосте Владивостока Якову Семенову и к стеле «Владивосток – город воинской славы». Мероприятия на День города разнообразны. Это фотовыставки, концерты, мастер-классы, спортивные соревнования и многое другое.

Основными площадками праздника становятся Театральный и Адмиральский скверы, Нагорный парк, Набережная Цесаревича, остров Русский и главная площадь Владивостока. Завершает праздник салют, который обычно запускают из с одной, а из нескольких точек города.

День Победы

В годы войны жители Владивостока приложили огромный труд, принимая импортные грузы, полученные по ленд-лизу. Кроме того, оставаясь приграничным городом, Владивосток постоянно испытывал угрозу нападения Японии, бывшей в союзе с фашистской Германией. Многие жители города ушли на фронт и пали на полях сражений, корабли совершили множество походов, во время которых вступали в бой с вражескими кораблями.

Празднование Дня Победы начинается с парада войск и военной техники.
Фото: Валентин ТРУХАНЕНКО

Обычно День Победы во Владивостоке начинается у памятника «Морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Затем наступает время парада и шествия «Бессмертного полка». На этом праздник не заканчивается, а перемещается на многочисленные городские площадки, в парки и скверы. Регулярно в городе придумывают и оригинальные мероприятия на этот день, такие, как, например, воссоздание атмосферы Дня Победы 1945 года. Венчает праздник традиционный фейерверк.

День тигра

На праздник жители наряжаются в костюмы тигров и устраивают карнавальное шествие.
Фото: Александр ВАСИЛЬЕВ

Один из самых популярный местных праздников, который отмечают в последнее воскресенье сентября. Тигр для Владивостока – главное животное, он изображен на гербе города. В свое время он был хозяином здешних мест, однако сегодня занесен в Красную книгу. Праздник направлен в том числе и на защиту редких видов животных России. По всему городу проходят различные мероприятия, главная «фишка» праздника – горожане стремятся одеться в оранжево-черное – окрас тигриной шкуры. 

Выберите лучшее жилье во Владивостоке

Как добраться

Самолет

Международный аэропорт «Владивосток» находится в 4,5 км от города Артема и в 38 км северо-восточнее Владивостока. Добраться до города можно на автобусе №107 (отправляется с привокзальной площади аэропорта до ж/д вокзала Владивостока) или аэроэкспрессом, который курсирует несколько раз в день.
Сайт аэропорта: vvo.aero

Поезд

Железнодорожный вокзал находится в центре Владивостока по адресу ул. Алеутская, 2
Сайт вокзала: vladivostok.dzvr.ru

Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники праги
  • Национальные праздники португальцев
  • Национальные праздники португалии
  • Национальные праздники поморов
  • Национальные праздники поляков