Национальные праздники республики алтай

Автономное учреждение Республики Алтай "Дом дружбы народов"

Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын»

Эл-Ойын — национальный праздник алтайского народа, проводимый раз в два года (по четным годам). Название праздника можно перевести как «всенародные игры, всенародный праздник». Целью данного мероприятия является сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов.

Эл-Ойын продолжается три дня. За это время на различных площадках, обустроенных в долине, проходят многочисленные спортивные и культурные мероприятия. Спортивная часть праздника предполагает традиционные национальные виды спорта: борьбу кӱреш, набивание жестка (тебек), стрельбу из лука (ок-jаа адыш), поднятие камня (кӧдӱрге таш), конные скачки, «Кӧк Бӧрӱ» и другие соревнования. В культурной программе праздника — театрализованные представления, выступления сказителей народного эпоса и мастеров горлового пения, конкурс-смотр национальных стилизованных костюмов, выставка изделий народных промыслов.

В рамках Эл-Ойына работают выставки-ярмарки изделий народных промыслов, проводятся различные мастер-классы и конкурсы.
Привлекательность праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей.

Межрегиональный фестиваль русского фольклора «Родники Алтая»

Межрегиональный фестиваль русского фольклора «Родники Алтая», это второй по значимости после алтайских национальных игр Эл Ойын массовый праздник в Республике Алтай, который проводится один раз в два года.

Основными целями фестиваля являются сохранение, развитие и пропаганда русского традиционного творчества; возрождение народных традиций и обрядов, этнических особенностей и духовной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай; выявление самобытных носителей русского фольклора, популяризация их творчества; приобщение подрастающего поколения к традиционной русской культуре; укрепление творческих связей между творческими коллективами Республики Алтай и других регионов России.

В программе «Родников Алтая» традиционное торжественное открытие фестиваля, вечер обрядовой песни, выставка – ярмарка и конкурс мастеров народных промыслов и ремесел конкурс горниц; детская фестивальная программа «Родничок»; выступление творческих коллективов и множество других интересных культурных мероприятий.

В программу фестиваля входят народные песни в исполнении коллективов художественной самодеятельности, различные конкурсы, мастер-классы, этноигры.

Чага-Байрам

Праздник Чага-Байрам, который еще называют алтайским Новым годом, празднуют в конце февраля, начале марта – когда начинается новолуние. Это древний праздник, уходящий своими корнями в Чуйскую степь, где когда-то местные народы проводили ламаистский обряд встречи Нового года. Чага-Байрам также отмечается монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, и даже народами Тибета и Индии.

Духовная составляющая праздника Чага (Чагаа) заключается в очистительных церемониях от всего негатива, скверны и пагубы истекшего года в обращении словами и помыслами, делами и действиями к Родине — Алтаю с испрошением мира и покоя, процветания и развития родной стране и народу, приумножения и достатка семье, родичам и всему обществу, благополучия и здравия чадам и стадам.

Наурыз

Наурыз — официальный государственный праздник Республики Алтай. Наурыз, наряду с другими национальными праздниками является древним праздником, с которым связано множество традиций и обычаев.

На центральной площади Горно-Алтайска проводятся: театрализованное представление, праздничный концерт с участием творческих коллективов республики и национальные спортивные конкурсы и состязания.

Дьылгаяк (Јылгайак)

Дъылгаяк – языческий праздник весны, связанный с наступлением весеннего равноденствия.
Народ Горного Алтая каждый год отмечает этот весенний праздник как символ обновления жизни, очищения, ожидания лучших перемен.

Международный Курултай сказителей (Кайчылардыҥ курултайы)

Международный Курултай сказителей проводится ежегодно с целью сохранения древнейшего искусства горлового исполнения — кай. Мероприятие способствует выявлению новых одаренных исполнителей, повышению мастерства и профессионального уровня исполнителей — кайчы.

Тюрюк байрам (Јӱрӱк байрам)

«Тюрюк Байрам – праздник кедра» — праздник культурного и духовного возрождения, сохранения и развития народного творчества коренных малочисленных народов Республики Алтай. В рамках праздника проводятся концерты, конкурсы, спортивные национальные игры. Открывает праздник театрализованное представление с участием творческих коллективов и спортсменов.

Эл-Ойын.
Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. На праздник собираются не только жители Алтая, приезжают делегации из Монголии, Тувы, Хакасии, Казахстана. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. Порой может показаться, что ты попал в совершенно иное временное измерение.
«Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (тебек), смотр конской упряжи и шорных изделий (малчи мерген). Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.
Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях — аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз — автомобиль.
Кроме того на празднике устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.

Чага-Байрам.
«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии.
Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.
После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.

Дьылгаяк.
Языческий праздник Дьылгаяк — это тоже самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела — символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка, и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.

Курултай сказителей.
На курултае сказителей принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости.
В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели.
Говорят, что даже шаманы, обладавшие умением посредством пения и исполнения различных ритмов на бубнах эмоционально воздействовать на суеверные массы, предпочитали не проводить свои религиозные мистерии в тех долинах и аилах, где находились сказители. Шаманы опасались вступать в спор с великой силой их искусства.

Республика Алтай — это не только восхитительные горы, но и уникальная культура, о многих аспектах которой туристы даже не подозревают. Ко Дню Республики Алтай altapress.ru подготовил разбор, что обязательно нужно знать об обычаях и традициях «Горного», чтобы за туристическими аттракционами не упустить знакомство с «настоящим» Алтаем.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Александр Тырышкин, www.gorno-altaisk.info.

Какие народы живут в Республике Алтай?

Три основные этнические группы, которые живут в Республике Алтай, это русские, алтайцы и казахи, сообщает vtourisme.com.

Религии Горного Алтая: во что верят в Республике Алтай?

В Республике Алтай представлены как традиционные обряды и верования, так и мировые религии: шаманизм, буддизм, ислам, христианство (старообрядчество и православие), различные духовные практики, рассказывает altaiway.com.

Почему Алтай это место силы?

Интересно, что сам Алтай (точнее, его дух) — главный источник благополучия, силы и красоты для алтайских народов. Он занимает особое место в их культуре, пишет nazaccent.ru.

При этом, если взглянуть более пристально, в Республике много сакральных мест, которые как бы служат мостиком между людьми и божественными силами, и являются символами единения человека с природой.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Александр Тырышкин, www. gorno-altaisk.info.

Что означают белые ленточки на деревьях?

Многие туристы, которые приезжают в Республику Алтай, считают, что привязать ленточку на дерево или кустарник — это к удаче (как бросить монетку в фонтан). На самом деле привязывание ленточки — это обряд жертвоприношения духу-хранителю этого места, который имеют право проводить не все и у которого есть правила, различающиеся у разных племен. Если дерево увешано ленточками, значит рядом находится какой-то почитаемый объект — родник, водопад, вход в пещеру или другой, объясняет vtourisme.com.

Музыкальные традиции: о чем поют и на чем играют алтайцы?

Национальные песни алтайских народов — это сказания о подвигах и целые жизненные истории, пишет nazaccent.ru. Их исполняют горловым мужским пением «кай». Такая песня может длиться в течение нескольких суток. Сопровождают ее игрой на «топшуре» (щипковом музыкальном инструменте с 2 волосяными струнами). А самый известный музыкальный инструмент, который часто привозят с Алтая туристы, это «комус»(местное название варгана).

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Александр Тырышкин, www. gorno-altaisk.info.

Какие национальные праздники отмечают в Республике Алтай?

У алтайцев есть четыре главных праздника: это Эл-Ойтын, Чага-Байрам, Дьылгаяк и Курултай сказителей.

  • Эл-Ойын — фестиваль национальной культуры, который проводится два раза в год. В этот день проводят спортивные состязания, конкурсы, концерты. Главное условие участия — наличие национального костюма.

  • Чага-Байрам — «Белый праздник», посвященный началу нового года по лунному календарю в конце февраля — начале марта. В этот день принято привязывать ленты — подарки духам. После проведения обрядов начинаются народные празднования.

  • Дьылгаяк — языческий праздник, похожий на русскую Масленицу. В этот день принято веселиться, устраивать ярмарку.

  • Курултай сказителей — соревнование для исполнителей «Кай», которые пользуются на Алтае любовью и уважением.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Александр Тырышкин, www. gorno-altaisk.info.


Важные новости, обзоры и истории
Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!


Vkontakte
Odnoklassniki
Telegram

Чага-Байрам (Чагаа-Байрам) — праздник Нового года

февраль

г. Горно-Алтайск

Алтайский Новый год. Праздник отмечается во всех районах республики.

Масленица — проводы зимы

февраль

г. Горно-Алтайск

Праздник отмечается во всех районах республики.

Наурыз — Новый год
 

март

г. Горно-Алтайск

Наурыз – один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным – и восточными славянами.В далеком прошлом казахи называли Наурыз Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда изобилие праздничных обычаев и атрибутов.
На празднике можно посмотреть праздничный концерт, попытать свои силы и ловкость в играх, конкурсах и спортивных состязаниях.

Народный алтайский праздник встречи весны «Дилгаяк»

март

г. Горно-Алтайск

Праздник встречи весны, весеннего равноденствия. По обычаю, открытие праздника начинается рано утром с обряда освещения. Проводят его старейшины сел. В начале разжигается жертвенный огонь, его окропляют молоком, «кормят» огонь кусочками хлеба, произносят благопожелания и просят урожайного года. После того, как обряд освещения проведен, начинаются спортивные состязания и праздничный концерт.

Тюрюк байрам – праздник кедра

Июнь, (проходит 1 раз в 2 года по четным годам)

Турочакский район

Обрядовый праздник коренных малочисленных народов, посвященный сохранению одного из почитаемых деревьев – кедра. Тюрюк Байрам считается праздником культурного и духовного возрождения, сохранения и развития народного творчества коренных малочисленных народов Республики Алтай. 

Международный Курултай сказителей 

июль

г. Горно-Алтайск

Сказительство посредством горлового пения (кай) — древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов. Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где этот жанр сохранен и развивается по сей день. Из поколения в поколение кайчы передают посредством сказительства древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Международные Курултаи сказителей проводятся ежегодно с целью сохранения этого древнейшего искусства. Мероприятие способствует выявлению новых одаренных исполнителей, повышению мастерства и профессионального уровня кайчы.
Сказители и исполнители горлового пения – кайчы из Республики Алтай, регионов России и зарубежных стран состязаются в двух номинациях: виды горлового пения и сказительское искусство.В Международном Курултае сказителей принимают участие творческие коллективы всех возрастных групп, специалисты, научные сотрудники, изучающие народные традиции и гости из сопредельных территорий Центрально-Азиатского региона, стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 году Курултай состоится в рамках в рамках празднования 260-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летия со дня образования Республики Алтай

Национальный праздник алтайского народа «Эл Ойын»

июль

(проходит 1 раз в 2 года, по четным годам)

Национальный алтайский праздник, название которого переводится как «всенародные игры, всенародный праздник». Первый раз его отметили в Онгудайском районе в 1988 году в с. Ело. Здесь в 1756 году 12 алтайских глав родов составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому грозило полное уничтожение со стороны Китая. В 2015 году принято решение провести праздник в столице республики г. Горно-Алтайск, до этого он проходил постоянно в с.Ело, изначально же мероприятие было кочевое и проводилось во всех районах республики.. Целью данного мероприятия является сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов

фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая»

июль

(проходит 1 раз в 2 года, по нечетным годам)

Фестиваль  проводится с целью сохранения, развития и пропаганды русского традиционного творчества, выявления самобытных носителей русского фольклора, популяризация их творчества, возрождения забытых народных традиций и обрядов, этнических особенностей и духовной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай

фестиваль русского фольклорного творчества «Купальская ночь»

июль

Купальская поляна с. Турочак

Фестиваль русского фольклорного творчества.Программа фестиваля включает в себя множество конкурсов и фестивальных мероприятий, мастер-классы по различным видам народного творчества, выставки-ярмарки мастеров народных промыслов и т.д.

2В преддверии народного праздника Эл Ойын «Звезда Алтая» продолжает публикацию материалов сборника «Народные игры алтайцев», выпущенного под редакцией кандидата филологических наук В.П. Ойношева НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова и Агентством по культурно-историческому наследию Республики Алтай. Данная статья посвящена традициям проведения календарных и светских праздников.
Несомненно, праздник является культурно-историческим феноменом, важной первичной формой человеческой культуры. Каждый конкретный праздник, будь то календарный, семейный, профессиональный, религиозный или какой-либо другой, несет в себе специфические черты, но в то же время состоит из традиционных элементов и вписан в этническую среду.
Алтайские календарные праздники приурочены к смене сезонов. Наиболее важными из них являются осенне-весенние – Jажыл бÿр, Сары бÿр, Чага байрам. Хотя называть первые два праздниками не совсем правомерно, это, скорее, обряды. Встреча Нового года – Чага байрам во многом имеет развлекательную форму, здесь проводятся игры, состязания.
Определенного набора праздничных игр не было. В календарный праздник Jылгайак, проводимый в конце марта, обычно дети катались с горы на шкурах крупного рогатого скота. По всей видимости, Jылгайак в старину олицетворял наступление нового года. В Чага байрам в настоящее время обычно проводятся состязания по борьбе кÿреш, камчы, тебек, кöдÿрге таш (поднятие камней), токпок чачыш (бросание булавы). В них играют повсюду, и они не связаны с какими-либо конкретными сезонами года. В этом плане необходимо отметить, что есть такие игры, символика которых связана с каким-либо событием, в частности со свадьбой. Это jодо чачары, töс тазыл, бöгö, aйыл бузары. Каждая из них имеет определенный философский или логический смысл. В этих играх можно усмотреть взаимосвязь с магией плодородия.
Отметим, что некоторые праздники или дни, по которым определяли смену погодных условий, могли быть заимствованы из иной культурной среды. Некоторые даты, которые были известны у алтайцев в конце XIX – начале XX века, привнесены русскими переселенцами. Например, приметной датой являлось 14 марта. Этот день называют jÿс кучыйак суу ичер (сто воробушков будут пить воду). Если 14 марта будет тепло, а на дорогах появятся лужи, то весна будет теплой, а если холод, то 40 дней после этого предполагалась холодная погода.
В конце мая многие алтайцы, в том числе некрещенные, отмечали праздник Мокола. Несомненно, Мокола – это алтаизированное имя святого Николая. День Святой Троицы назывался чечектиҥ байрамы (праздник цветов).
Исследователями записаны интересные даты, по которым определяли календарные циклы или перемены погоды.
В месяце кышкы куран ай по лунно-солнечному календарю присутствовал день булан ээги узап калды. Считалось, что солнечный день стал длиннее на нижнюю губу лося. В это время делали уборку в аиле, варили сытную еду, кропили молоком jайык (оберег семьи, дома). В месяце чаган, начинавшемся в конце января – середине февраля, в полнолуние (ак толун) отмечался день саа кÿн, знаменовавший борьбу мороза и тепла. От того, кто побеждал, зависело, будет весна ранней или поздней.
В месяце тулаан, в седьмой день ущербной луны, считалось, что на поверхность земли начнут выходить семь слепых (jердиҥ jети сокоры). Медведь, барсук, сурок, суслик, крот, бурундук, змея в этот день будут переворачиваться. В это время нежелательно было много трудиться.
В месяце кандык седьмой день новолуния называется jер алдында от одуратан байрам (день зажигания огня в нижнем мире). Считалось, что с этого дня промерзшая земля начинала таять снизу.
В конце первой декады мая выделяется кÿÿктиҥ jадазы (день кукушки). В этот период обычно выпадал мокрый снег.
В начале августа примечали календарный цикл куран jадазы (день самца косули). Считалось, что в это время пойдут дожди, а туман накроет землю.
На начало сентября выпадал сыгын jадазы (день марала), означавший: будут дожди, а по вершинам гор выпадет снег.
Кроме этих календарных дат в представлениях алтайцев большое значение имели даты, причастные к какому-то событию. Например, день первого грома отмечали по-разному. Считалось, что в этот момент заговорило Небо (Теҥери унчыкты). Люди кормили огонь, женщины поглаживали косы. Мужчины снимали шапки и гладили головы. Это были знаки огромного почитания, в данном случае Неба. Произносили заклинание: «Кайрако-он, баш болзын!» («Боже, Вам моя голова!»). Молодые люди, дети кувыркались через голову (тоҥкос ажары). По всей видимости, в этом обряде мы отмечали рудименты культа Неба.
Описание этих календарных дней в данной работе не случайно: мы хотели показать, что существующие календарные праздники разнятся по функциональному значению, некоторые из них можно называть календарными обрядами, а часть – приметными днями. Игры затевались только в честь больших праздников – Чага байрам, Jылгайак, Jÿрÿк байрам, а во время других полагалось вести себя спокойно.

Jылгайак (Дьылгайак)

Этот праздник приходится в марте на седьмой день убывания (старения) луны, когда месяц в ущербе, ближе к дню весеннего равноденствия. Люди раньше справляли Jылгайак неделю. Он означал конец зимы, конец старого и начало нового года, праздник весны. Рассмотрим его проведение у северных алтайцев. К празднику готовились заранее: доставали зимние припасы, варили мясо, кочё. В кочё добавляли сушеную сарану, кандык. Позднее стряпали пельмени, пекли блины. В этот праздник люди старались справить свадьбу, веселились, проводили скачки, пели, плясали, а перед ним колотили снег палкой или каким-нибудь твердым предметом. Это символически приближало наступление весны – нового года. Выбирали место для проведения праздника в деревне и там вытаптывали снег.
Загодя ночью разводили костры на улице и били поклоны. Готовили ружье и, как только запоет первый петух, стреляли из него. Считалось, что петух, услышав выстрел, начнет равномерно кукарекать и такое предзнаменование полезно для наступающего нового года. Если же не выстрелить, он будет кукарекать неравномерно, через большие промежутки, и в таком случае год будет плохим.
Jылгайак встречают словами:
В чайнике чай мой не кончался бы,
Праздновать пришедшие
дети (девушки)
Не уходили бы.
В чугуне кочё мое
Не кончалось бы.
В сегодняшний день дети (девушки)
Домой не уходили бы.
В дьыраке аракы (вино)
Не кончалось бы.
Веселиться пришедшие
дети (девушки)
Домой не уходили бы.
Jылгайак в старину был широко распространен на Алтае. По всей видимости, он означал наступление нового календарного года. В этот день открывали запасник (ÿче) – яму, в которой хранились с осени запасы мяса. Проводились различные увеселения, в частности, дети катались с горы на шкурах домашних животных. Утром проводился обряд шÿтеен – кормление огня и угощение духов местности.
В настоящее время праздник возрождается, но открытым остается вопрос о дате его проведения. Jылгайак начали проводить в день весеннего равноденствия, если этот день не выпадает на айдыҥ аразы (1 — 2 дня перед новолунием).

Чага байрам

Чага байрам (от монг. Цагаан саар) – Новый год у алтайцев – отмечается по лунному календарю. У него нет фиксированной даты, начало может смещаться с конца января по конец февраля. В праздновании принято выделять три стадии: подготовка к встрече, чествование первого дня и последующие дни.
По всей видимости, отмечать Новый год в феврале алтайцы начали по приказу Хубилая, внука Чингисхана, первого императора династии Юань, с 1267 года. По его велению начало года начали отмечать с месяца чаган (цаган сар).
В канун наступления праздника люди наводили порядок в доме, а во время празднования готовили сытную пищу, совершали обряд саҥ сала-ры. У хозяйки огня просили долголетия, потомства членам семьи, жизненной силы, плодовитости скоту. С утра люди приветствовали друг друга, спрашивая, благополучно ли они перезимовали: «Jылдаҥ кандый чыккан?» («Благополучно ли провели год?»). Ответ «Öҥ чыккан» означал, что год прошел благополучно, без видимых потерь.
Вся церемония соответствовала древнему магическому действию – ломать старое, чтобы дать дорогу новому. Некоторые люди воздвигали алтарь из камня перед своим домом, дабы провести обряд саҥ — поднесение угощения огню и духам — хозяевам местности. Такое семейное совершение обряда отмечено у жителей Кош-Агачского района. Следует сказать, что в других районах Республики Алтай Чага байрам широко начали отмечать только с начала 90-х годов прошлого столетия. В первый день праздника проводятся игры, концертные мероприятия. Они стали неотъемлемой частью празднования, тогда как обрядовая отступила на второй план. Среди проводимых игр – борьба кÿреш, тебек, камчы согоры, поднятие тяжестей.

Эл Ойын

Крупным явлением в современной культуре алтайцев является Эл Ойын. Задуман он был в целях возрождения традиционных видов спорта. В его ходе проводятся массовые культурные мероприятия, в том числе конкурсы, фольклорные состязания. Эл Ойын по сути культурно-спортивный праздник.
Хотя сам праздник появился сравнительно недавно, корни многих состязаний уходят в глубокую древность. В начале празднования проводится обряд обращения к духам — хозяевам местности. Наиболее значимыми спортивными мероприятиями являются конные скачки, борьба кÿреш, игра кöк бöрÿ, очень важные в игровой традиции алтайцев. Кöк бöрÿ (нарицательное название – «козлодрание») в Республике Алтай привилась сравнительно недавно, но уже приобрела популярность.
Кроме этих состязаний в программу Эл Ойына включены шатра, камчы согоры (соревнования с плетью), стрельба из лука, тонжоон jÿгÿриш (бег парами, один верхом на втором), лазание на кедр, объездка необученных коней. Некоторые состязания вошли в программу Эл Ойына сравнительно недавно. Таковыми являются камчы согуш (плетью выбивают деревянные палочки, поставленные в ряд), тонжоон jÿгÿриш, а также токпок чачыш ‒ метание булавы.
Правила для этих состязаний разработаны недавно, но, конечно, возникли они не на пустом месте: за основу были взяты народные игры, корни которых уходят в далекое прошлое.
Из культурно-досуговых конкурсов, проводимых на празднике, следует отметить конкурс сöгÿш кожоҥ. Два человека садятся друг против друга и поют песни, принижающие достоинство противника. Побеждает более находчивый и склонный к импровизации певец. Этот вид состязаний является традиционным. Имена мастеров слова старины до сих пор известны в народе.
Как и в любой народной праздничной культуре, на Эл Ойыне проявляют себя экономические и философские, эстетические и религиозные, психологические и нравственные аспекты общественной жизни народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники регионов россии
  • Национальные праздники разных народов россии
  • Национальные праздники различных стран
  • Национальные праздники пуэрто рико
  • Национальные праздники приморского края