Наш российский январь, как обычно, начинается с томительно-долгих праздников. В 2018 – целая декада: два последних декабрьских дня и восемь дней сплошного отдыха в январе. Всего в «собачьем» году 17 праздничных дней – если считать «чистые», без примыкающих законных выходных.
А как было в Российской Империи?
Посмотрим, сколько «чистых» праздничных дней было сто лет назад. Примерно сто лет назад, ибо 1918 не годится, и 1917, пожалуй, не подходит.
Возьмем календарь за 1916-й. Откуда? Да из любой губернской памятной книжки или адрес-календаря, общероссийского или губернского. В любом издании такого рода обязательно приводится перечень праздничных и неприсутственных дней. Праздники православные и гражданские (последние назывались табельными днями), праздники разных конфессий (если губерния многонациональная).
Православные праздники нам, в принципе, известны. Двунадесятых – 12, великих – 6. Всё же перечислим их на всякий случай.
Двунадесятые непереходящие
(даты по старому стилю)
Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября
Воздвижение Креста Господня – 14 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 декабря
Рождество Христово – 25 декабря (праздновалось три дня: 25-27 декабря)
Богоявление (Крещение) Господне – 6 января
Сретенье Господне – 2 февраля
Благовещенье Пресвятой Богородицы – 25 марта
Преображение Господне – 6 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа
Двунадесятые переходящие
(даты на 1916 год, старый стиль)
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – за неделю до Пасхи, 3 апреля
Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи, 19 мая
Святая Троица – 50-й день после Пасхи, 29 мая
Великие
(даты по старому стилю)
Обрезание Господне – 14 января (по старому стилю праздник совпадал с Новым годом)
Покров Пресвятой Богородицы- 14 октября
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Святые апостолы Пётр и Павел – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
И, конечно, самый главный православный праздник – Пасха Христова, 10 апреля в 1916 году. Вторая половина Страстной седмицы (начиная с четверга, 7-9 апреля) была нерабочей. Праздничной была и вся Светлая седмица (11-16 апреля, с
понедельника по субботу).
А как же Масленица?
Праздновалась и она хотя, кончено, праздник не церковный, не христианский, а языческий. Но — два последних дня Сырной седмицы, пятница и суббота, (10 и 20 февраля в 1916 году) официально признаны были праздничными, нерабочими и неприсутственными.
Были и другие праздники, не входившие в число двунадесятых и великих, но чтимые православным миром. И, разумеется, нерабочие.
Духов день – преходящий праздник, всегда в понедельник, следующий за Троицей
«Никола Вешний» (9 мая) и «Никола Зимний» (19 декабря) – дни Святителя Николая
День апостола Иоанна Богослова – 9 октября
Икона Божьей Матери «Казанская» — 4 ноября
День святого благоверного князя Александра Невского – 30 августа
Православным в эти дни работать не полагалось. Верующих других конфессий, разумеется, никто не заставлял отмечать православные праздники. У мусульман, иудеев (и прочих, и прочих) были свои собственные праздничные дни, отмечавшиеся согласно обычаю, на законном основании.
Были и гражданские праздники (для всех подданных Российской Империи независимо от вероисповедания) — именины и дни рождения Высочайших особ, годовщины коронации. В 1916 году 9 таких праздников. Перечислим их в том порядке, как они следуют в календаре (даты по старому стилю):
Тезоименитство Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны – 23 апреля
Рождение Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича – 6 мая
Годовщина Священного Коронования Их Императорских Величеств — 14 мая
Рождение Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны – 25 мая
Тезоименитство Её Императорского Величества Государыни Александры Фёдоровны – 25 мая
Тезоименитство Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны – 22 июля
Рождение Его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича – 5 октября
Восшествие на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича – 21 октября
Рождение Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны – 14 ноября
Тезоименитство Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича – 6 декабря, на «Николу Зимнего».
В эти дни закрывались государственные учреждения, учебные заведения, лавки, магазины, мастерские. Отдыхали мастеровые, купцы, чиновники, студенты, гимназисты, учащиеся городских и сельских училищ, юнкера и кадеты, рядовые и офицеры.
Отдыхали все почти все, кроме тех, чья профессия не знала выходных. Полицейские, пожарные, врачи, извозчики, рабочие и служащие железных дорог (и прочие, и прочие) оставались на своих постах. На предприятиях с непрерывным производственным циклом продолжалась работа, однако пребывание на рабочем месте в праздник компенсировалось двойной платой или отгулом.
Сколько «чистых» нерабочих дней было в 1916 году? Посчитаем.
В январе 2 дня: Новый год и Богоявление.
В феврале 3 дня: Сретение и пятница-суббота Сырной недели (суббота тогда ещё не была выходной; два выходных у советского народа появились благодаря Никите Сергеевичу).
В марте 1 день – Благовещение.
В апреле 10 дней: 3 дня на Страстной неделе, 6 дней Светлой недели, и гражданский праздник – именины императрицы.
В мае 6 дней: «Никола Вешний». Вознесение, Духов день и три гражданских праздника: день рождения императора, день рождения императрицы и годовщина коронации.
В июне 1 день: праздник святых апостолов Петра и Павла.
В июле 2 дня: именины вдовствующей императрицы и день рождения наследника.
В августе 4 дня: Успение, день святого Александра Невского, и дважды в церковном календаре поминается Иоанн Предтеча.
В сентябре 3 дня: Рождество Богородицы, Воздвиженье, Иоанн Богослов.
В октябре 4 дня: «Казанская», Покров, день рождения Алексея Николаевича и годовщина восшествия на престол Николая Александровича.
В ноябре 2 дня: Введение и день рождения вдовствующей императрицы
В декабре 4 дня: «Никола Зимний» (на этот день приходятся именины императора) и три дня празднования Рождества Христова.
Итого 42 «чистых» праздничных дня. А у нас 17. Всего 17 «чистых» праздников!
В ушедшем 2017 было ещё меньше — 14.
Правда, у подданных Российской Империи не было законных ежегодных отпусков. Представьте – не было! Отпуск предоставлялся по прошению и заносился в послужной список. В этом смысле подданным Российской Империи было хуже, чем гражданам Российской Федерации. Но…
Хуже было не всем. Только тем, кто состоял на государственной службе, военной или штатской. И фабрично-заводским работникам (им тоже предоставлялся отпуск по прошению).
Но вышеназванные не составляли большинства. Население Империи состояло преимущественно из людей самозанятых. И они, свободные люди, сами распоряжались своим рабочим графиком.
-
РУ
-
EN
- Главная
- Все новости
- Новости
- 2023
- 2022
- 2021
- 2019
- 2020
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- СМИ
- Видео
- Дайджесты
- Календарь
- Новости
- Темы
- 100-летие Революции 1917 года
- II Мировая война
- I Мировая война
- Ордена и дворянство Российской империи
- Украина
- Мальтийский Орден
- 400-летие окончания Смуты
- Реабилитация Членов Дома
- Идентификация останков Императора Иоанна VI
- СПОДВИЖНИКИ ДОМА РОМАНОВЫХ
- Дом Романовых
- Российский Императорский Дом
- Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна
- Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович
- Династическая преемственность
- Российский Императорский Дом на 2013
- Российская Монархия
- Родословное древо Дома Романовых
- Православная монархия
- Утвержденная Грамота Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года
- Присяга на верность Главе Российского Императорского Дома и Ее Законному Наследнику
- Молитвословия о Царственном Доме Романовых
- Поминовение почивших Государей
- Поминальный месяцеслов
- Поминовение почивших Государей
- Под Покровом Божией Матери
- Небесные Покровители Дома Романовых
- Святые, подвижники благочестия и иерархи Церкви о Доме Романовых
- Дом Романовых и Святая Церковь. Архив
- Всероссийское цивилизационное пространство
- Полный титул Императоров Всероссийских
- Историческая география
- Праздничные и памятные дни
- Канцелярия Е.И.В.
- О Канцелярии Е.И.В.
- Почтовый адрес Канцелярии Е.И.В.
- Приемная директора Канцелярии Е.И.В.
- Высочайше определенный список чинов при Российском Императорском Доме
- Чины Канцелярии Е.И.В.
- Сайты учреждений при Российском Императорском Доме
- Романовское попечительство
- История и правовые основы
- Российский Императорский Дом
- Царское слово
- Обращения Государыни
- Обращения Цесаревича
- История династии
- Духовные и правовые основы Дома Романовых
- Основные Государственные Законы Российской Империи
- Учреждение о Императорской Фамилии
- Источники Основных Законов
- Персоналии и генеалогия
- Родословное древо Российского Императорского Дома
- Предки Дома Романовых
- Государи Дома Романовых
- Августейшие Супруги Царей, Императоров и Глав Династии в изгнании
- Урожденные Члены Дома Романовых
- Символы, награды, титулы
- Царские регалии
- Ордена и награды
- Российские Императорские и Царские Ордена
- Награды Российского Императорского Дома
- Герольдия при Канцелярии Главы Российского Императорского Дома
- Династия Романовых в русской культуре
- Литература
- Проза
- Поэзия
- Литература
- Архив Дома Романовых
- Духовные и правовые основы Дома Романовых
- Библиотека
- Монографии
- Исторические источники
- Статьи
- Рекомендуемая библиография
- Конференции
- СМИ
- Главная
- Дом Романовых
Праздничные и памятные дни
Please publish modules in offcanvas position.
Господни, царские, государственные, военные, гражданские, городские, сельские, семейные,— праздники в XIX веке были разнообразны и многочисленны. Согласно словарю В. И. Даля, праздник — день, посвященный отдыху, не деловой,
«не работный», противоположный будням. Однако на деле эта грань была условной, «подвижной», зависящей от сочетания традиций, «высочайших» повелений, местных обычаев и социального положения участников.К ежегодно повторяющимся, цикличным праздникам добавлялись особенные торжества, свидетелями которых доводилось стать лишь раз в жизни. Общая численность праздничных дней в календаре Российской империи была высокой, а к началу XX века увеличилась еще больше.
«Царские» дни и рабочие будни
Все дни в календаре делились на присутственные (когда работали «присутствия», то есть казенные учреждения) и неприсутственные (воскресные и праздничные). Основу праздничного календаря составляли так называемые «царские» дни, то есть праздники, непосредственно связанные с именем самодержца. На рубеже XIX-XX веков их насчитывалось десять: день рождения и тезоименитства императора Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, императрицы Александры Федоровны и наследника престола, а также ежегодно отмечаемые дни восшествия на престол и коронации. В такие дни городские улицы украшались флагами и вензелями с коронами, в церквях шли благодарственные богослужения, раздавался звон колоколов, пушечная пальба; городская управа устраивала праздничные мероприятия; вечером — загоралась иллюминация. Еще более многочисленной была группа церковных праздников. Для православных жителей Российской империи (а таковых было порядка 70%) именно они служили разделительными вехами повседневной жизни. Самыми большими празднованиями славилась Пасхальная неделя. Ежегодный цикл составляли двунадесятые праздники — Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение и другие. Кроме того, в каждой местности имелись свои, особо почитаемые святые и дни их поминовений. Церковь служила важным связующим звеном для жителей Российской империи, а церковные службы, завершавшиеся возглашением многолетия царствующему дому,— должны были олицетворять духовную связь правителя и его народа. Крестные ходы представляли собой как самостоятельные празднования, так и часть масштабных имперских торжеств.
двойной клик — редактировать изображение
К ежегодным праздничным мероприятиям относились также регулярно проводившиеся парады. Как правило, они устраивались в воскресные или праздничные дни. Излюбленным зрелищем для жителей Петербурга был красочный майский парад на Марсовом поле. «А полюбоваться было чем! — утверждали современники.— Чтобы это понять, надо знать, какая красивая ярко цветистая форма была у гвардии, особенно у конной гвардии. Все виды конной гвардии имели свою отличительную форму: кирасиры, гусары, уланы, драгуны, казачьи части и многие другие. Так и хочется описать эти формы! Но даже при самом удачном описании невозможно создать хоть сколько-нибудь правильного представления о их красоте, разнообразии, яркости. В каждой кавалерийской части лошади имели свою масть. Это еще более увеличивало эффект при прохождении части. Но, пожалуй, самая красивая форма была у кавалергардов. У них были белые суконные мундиры, обшитые золотым кантом, с блестящими пуговицами, белые суконные брюки. Поверх мундира были одеты латы. На голове — каска с двуглавым орлом. И латы, и каска, и пуговицы были начищены до предельного блеска и, если погода была солнечная, горели на солнце. Вооружены они были палашами. При прохождении на параде они держали палаши наголо». Парады и смотры устраивались не только в столице. Они по праву считались одним из важнейших элементов общеимперских торжеств.
Единственным гражданским праздником в начале XX века был Новый год, на празднование которого, согласно календарю, отводился один день — 1 января (здесь и далее даты приводятся по старому стилю). В канун Нового года в храмах совершались богослужения по чину новолетия, города расцвечивались флагами. Традиция новогоднего поздравления введенная еще Петром I неизменно оживляла городские улицы. Мелкие чиновники спешили поздравить свое начальство, приказчики — хозяев-купцов, родственники — родственников, друзья — друзей и так далее. Принять всех или нанести всем полноценные визиты не представлялось возможным, поэтому ограничивались тем, что оставляли у швейцаров визитные карточки или записывались в книги визитов. Только очень обеспеченные столичные жители могли позволить себе отметить праздник в ресторане, распивая французское шампанское «Fin de Siecle» («Конец века») или «Nouveau Siecle» («Новый век»). Все остальные «кисло соображали», что «ничего, кроме календарной, то есть чисто условной перемены, не произошло и под луной все осталось по-прежнему». Для мастеровых, торговцев и других категорий работников Новый год и «царские» дни зачастую лишь по календарю значились праздниками, на деле мало чем отличаясь от трудовых будней. На этот случай имелась даже своя присказка: «Мужик-проказник работает и в праздник». Но так было не всегда и не везде.
двойной клик — редактировать изображение
Уникальные торжества
В России рубежа XIX-XX веков широко отмечались общеимперские торжества. Первым, самым главным и масштабным празднованием каждого нового царствования становилась коронация. Коронационные празднества императора Николая II растянулись на три недели — с 6 по 26 мая 1896 года. 14 мая — день Священного Коронования в Успенском соборе Московского Кремля — объявлялся неприсутственным. В кафедральных соборах, городских и сельских церквях были отслужены литургии. После оповещения посредством телеграмм о совершении таинства миропомазания по всей империи были совершены благодарственные молебствия с последующими церковными парадами. На городских улицах, украшенных имперской символикой и флагами, проходили народные гуляния, вечером на центральных площадях устраивалась иллюминация. Основное внимание было приковано к Москве, где собрались представители всех сословий, чтобы поздравить императора. Все этапы торжеств, начиная с ослепительной церемонии въезда нового правителя со свитой в Первопрестольную, подробнейшим образом освещались периодической печатью. На память о праздновании были выпушены многочисленные подарочные издания, брошюры, сделаны фотографии, и — впервые в российской истории — была проведена съемка «царской» кинохроники. В последующие годы кадры коронационной процессии демонстрировались во всех кинотеатрах империи. Однако ни фотографии, ни киносъемка не могли в полной мере передать великолепия момента. «Можно пожалеть, что фотография не дошла еще до такого усовершенствования, чтобы снимать с сохранением красок,— отмечал в «Письмах о коронации» известный театральный деятель В.И. Немирович-Данченко,— Тогда вы могли бы хоть на десятую долю понять представлявшуюся всем нам картину. Колоссальная площадь, залитая со всех сторон народом, машущим шапками, шляпами и платками, залитая чернеющей и пестрой, многоголовой толпой, расцвеченная щитами и флагами, освещенная ярким солнцем, и по всей середине ее поразительная по блеску, богатству и красоте процессия, среди которой их Императорские Высочества со всей Царской Фамилией и с множеством прибывших в Москву принцев, Высочайших Особ и высокопоставленных лиц иностранных держав». Впрочем, с задачей «сохранения цвета» прекрасно справлялись художники, присутствовавшие на коронационных торжествах и подготовившие разнообразные эскизы для «Коронационного сборника».
В продолжение царствования Николая II организовывались и другие знаковые торжества, такие, как церемонии открытия имперских памятников, встречи глав дружественных государств, юбилеи городов, учреждений, военных баталий. Но сопоставимым по размаху с коронацией было, пожалуй, только одно торжество – празднование 300-летия Дома Романовых. Юбилейные празднования в принципе стали отличительной чертой позднеимперской эпохи. После революционной волны 1905-1907 годов их организовывали с целью сплочения нации и усиления патриотических настроений. Полтавские торжества в 1909 году, Рижские — в 1910-м, Киевские — в 1911-м, Бородинские и Московские — в 1912 году. Апогеем «юбилейного цикла» стал династический праздник, под знаком которого прошел весь 1913 год. В прессе постоянно мелькали слова и словосочетания «Романовский», «к юбилейным торжествам», «в честь 300-летия Дома Романовых» и так далее; издавалась специальная литература, в популярной форме излагавшая историю династии и главные заслуги ее представителей; для солдат, рабочих и учащихся читались просветительские лекции; снимались фильмы «Воцарение дома Романовых» и «300-летие царствующего дома Романовых. 1613-1913 годы». Единым неприсутственным днем во всей империи было объявлено 21 февраля — день избрания на царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых. Официальные празднования начались в феврале в Петербурге, а затем продолжились весной во Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове, Переславле-Залесском и Москве. По пути высочайшего следования вокзалы, пристани, улицы и дома декорировались флагами, драпировками, вензелями, арками с зеленью, надписями «Добро пожаловать!» и «Боже, Царя храни!». При этом «везде со стороны народа было одинаковое восторженное стремление увидеть Царя и Его приветствовать, везде приходили <…> тысячи народа за 40 и 50 верст с женами и детьми». Во время высочайших посещений государем императором той или иной местности там устанавливались собственные праздничные дни.
двойной клик — редактировать изображение
По воспоминаниям современников, торжества в провинции прошли более радостно и воодушевленно, чем в «казенных» Петербурге и Москве, давно привыкших к разного рода праздничным мероприятиям. На это мог повлиять и еще один важный аспект. Во время коронации 1896 года в Москве традиционный народный праздник завершился трагедией: в погоне за царскими подарками погибло и получило разного рода увечья более двух тысяч человек. С тех пор при подготовке празднований вопросу устройства народных гуляний уделялось особое внимание, а действовавший до этого принцип централизации торжества в целях безопасности был переориентирован на децентрализацию — «растягивание» общего празднества во времени и пространстве.
Для чего нужен календарь?
На рубеже XIX-XX веков вопрос унификации праздников в Российской империи оставался открытым. Если обратиться к печатным изданиям того времени («Придворный календарь», «Адрес-календарь», «Календарь-справочник» и прочие), то красным цветом было отмечено от 35 до 40 праздничных дней (расхождения были связаны с наличием переходящих церковных праздников, разным подсчетом праздничных дней (например, в одних календарях Пасха обозначалась одним днем, в других — Пасхальной неделей, возможным совпадением праздничных дней с воскресеньями, в таком случае перенос не предусматривался). Прибавив к ним 52 воскресенья, получаем около 90 неприсутственных дней в году (25%). Однако «на местах» общая картина выглядела по-другому. По подсчетам этнографа И. И. Шангиной, в русском быту праздничных дней было довольно много — до 140-150 в году (38-41%). Согласно данным историка Б. Н. Миронова, по всей империи могло насчитываться до 258 нерабочих дней (71%), включая, помимо официальных воскресных и праздничных дней, разнообразные местные, религиозные, сезонные, бытовые и семейные праздники. Такой разброс можно объяснить «размытостью» самого понятия «праздники-будни», сезонным характером работ в сельской местности (в том числе зависимостью от погоды, из-за чего сохранялись различные вариации языческих праздников) и национальными особенностями регионов.
Проекты по «нормированию» праздничного календаря периодически появлялись и даже одобрялись, но в конечном счете носили скорее рекомендательный характер. Так, в 1897 году было утверждено положение «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Шестой пункт касался «расписания праздников». В него вошли все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января (Новый год и Крещение Господне), 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы), 6 и 15 августа (Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы), 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), 25 и 26 декабря (Рождество Христово); пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Святого Духа. В примечании указывалось: «Для рабочих инославных вероисповеданий разрешается не вносить в расписание праздников те из указанных <…>, которые не чтутся их Церковью. Для рабочих-нехристиан допускается внесение <…> других дней недели, взамен воскресных, сообразно закону их веры».
Исследовавшая городскую культуру отдыха С. Ю. Малышева пришла к выводу, что подобный опыт унификации не увенчался успехом. Имперская идеология «одна империя, один народ» подразумевала сближение временных алгоритмов жизни горожан, формирование единого современного календаря. «Эту идею и тенденцию в какой-то мере воплощал официальный досугово-праздничный календарь, чьи даты и праздники демонстрировали тесную связь с православной церковью и самодержавием, династией Романовых. Однако этот официальный, государственный досуговый календарь так и не был распространен не только на всех жителей империи, но даже на все категории городского населения». Более того, после манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего «незыблемые основы гражданской свободы», революционные силы все активнее стали продвигать «альтернативные» праздники и памятные даты, такие, как 9 января (память о «Кровавом воскресенье») или Первомай (праздник солидарности трудящихся). Эти праздники становились «протестными», «смущали умы», подрывали авторитет монархии. В то же время сочувствие им со стороны простых обывателей служило маркером возраставшего общественного недовольства. Революционеры отказывались от праздно-досугового («буржуазного») времяпрепровождения, постепенно превращая городской праздник в действенный инструмент идеологической борьбы.
В столь непростой ситуации усилия правительства были направлены на то, чтобы максимально раскрыть объединяющий потенциал имперских торжеств. «Сценарии» для их проведения на разных уровнях (общегосударственном, городском, местном) составлялись, исходя из вполне конкретных задач. Вместе с тем, универсальность таких торжеств была довольно условной. Обширность империи, влияние местных факторов, невозможность даже в отдельно взятом городе собрать всех желающих в одном месте, необходимость соблюдать охранительные меры и обеспечивать санитарные нормы, рассредоточивать и развлекать публику (к чему, в частности, привлекались многочисленные «попечительства о народной трезвости»),— все это не способствовало целостности торжества.
Данная задача в конце концов решалась благодаря монархической прессе и специальным изданиям, печатавшим на своих страницах подробные описания официальных торжественных мероприятий и транслировавшим необходимый общеимперский образ. В результате происходило символическое объединение столичных и провинциальных празднеств в единое торжественное действо, про которое можно было сказать: «В священном торжестве <…> мысленно участвует весь многомиллионный русский народ» или «Великое торжество совершается в сей день на Руси. Страна русская от Белого моря до Черного, от Амура до Днепра, как один человек, празднуя, чтит сей день, радуясь о Царе своем». Такое торжество, по замыслу организаторов, служило наглядным воплощением территориального, национального и духовного единства державы. Праздничная мозаика Российской империи рубежа XIX-XX веков являлась прямым отражением ее географической, социальной, этнической, конфессиональной и культурной специфики. Дальнейшие попытки по разработке универсальных торжеств и созданию единого календаря предпринимались уже в советской России.
Лиманова Светлана Андреевна — кандидат исторических наук.
Источник: журнал «Знание – сила» № 12 2020
Театрализованные
представления послепетровской эпохи,
память о которых дошла до нашего времени,
были официозно-пышными дворцовыми
зрелищами. Характерны даже их названия.
В них — преувеличенно-торжественных,
напыщенных, велеречивых и длинных —
ощущается и время, и цели, которые
преследовали их создатели, и стиль этих
представлений: «торжественное
представление, которое при праздновании
высокого дня рождения ее императорского
величества великия Государыни Елисаветы
Петровны самодержицы всероссийския и
проч. 18 декабря 1741 в Санкт-Петербурге
показано было»; «Торжественный праздник
о благополучном заключении мира между
его величеством императором Петром
Третьим и его величеством Фридериком
Третьим, королем прусским перед новым
Зимним домом на Неве реке июня 1762 года»;
«Торжественная Россия, изображенная в
пяти аллегорических картинках, в
высочайший день рождения ея величества
Екатерины Вторыя ноября 1770 года».
Известно, что первое
из указанных представлений было в двух
частях. Первая часть называлась «Цветущее
состояние империи в мирное время, сила
и слава России в военное время». Вторая
— «Богатство империи, почтение государства
в чужестранных землях».
Церемония была
напыщенной, торжественной и отменно
лживой. Она открылась долгой раболепной
одой во славу Елизаветы (кстати,
восседавшей здесь же на троне). После
оды началось представление, сопровождаемое
торжественной музыкой и световыми
эффектами. В тексте, произносимом по
ходу действия, Елизавета сравнивалась
с богиней, ее лицо — с солнцем и т. д.
.
Праздники царской
России. Празднование 1000 летия России в
Новгороде.
Официальный
праздник всегда был ориентирован на
событие, нес отпечаток идеологии и
поддерживал пафос государственности.
Лидерство главы государства в торжестве
и его активное участие были непременным
условием. Также строгим Указом Петра
всем участникам празднества, согласно
чинам, давали ролевые функции. Так
описывает маскарад исследователь
петербургских праздников Л.Н.Семенова:
«После церемониала начинался маскарад
и продолжался почти неделю. В нем
участвовали до 300 придворных, чиновников,
дипломатов и пр. лиц. В это время маскарады
не были экспромтом. Все веселье было
строго регламентировано и заранее
утверждено царским указом. Каждому
участнику маскарада предписана была
своя форма одежды и присвоен свой номер.
Маски должны были собираться и расходиться
по указу. Уклонившимся грозило наказание».
Особой гордостью Петра был Российский
флот, поэтому неудивительно, что спуск
каждого нового корабля на воду превращался
в большое торжество, явка на которое
высшей знати была строго обязательна.
Широко отмечались
праздники – виктории. Эти торжества
несут на себе особую смысловую нагрузку,
настраивают на патриотический лад.
Высший свет и
простые люди тяготели больше к традиционным
праздникам, народным. Но петровские
реформы жестко определили обязательства,
новые манеры поведения, европейскую
одежду, этикет и проч. Новое поведение
было обязательным и на ассамблеях.
Основным занятием были танцы. Участникам,
в том числе и дамам, было не очень
комфортно на светском развлечении. Не
умели не только танцевать, но не знали,
как сесть и как встать. Танцы на ассамблеях
стали своеобразной «школой» бального
танца. Впоследствии, ассамблеи превратились
в знаменитые петербургские балы. Любимым
развлечением Петра, от которого нередко
страдали его приближенные, было также
и катание на лодках.
Но наряду с
новомодными празднествами, все-таки
оставалась потребность и в народных
гуляниях. В процессе «праздничной
эволюции» традиционные народные гуляния
трансформировались в петербургские
столичные гуляния.
Гуляния разделились
на два течения, одни стали высокосветскими,
«единственно благородным людям
приличествующие», другие же устраивались
для народа, с участиями раешников,
песенников, петрушечников, театральных
трупп.
Городские гулянья,
в отличие от деревенского праздника,
больше тянущегося к обрядовости, состояло
из набора различных традиционных
развлечений, увеселений и зрелищ. Центром
праздничной площади считались балаганы.
В них разыгрывались для народа небольшие
пьесы.
Катальные горы
появились в конце XVIII
века, став одним из любимейших развлечений.
А вот первые карусели, не менее любимые
горожанами, стали строить в начале века.
Первую «кружильную машину» построили
в Петербурге немцы, украсив ее блестками
и стеклярусом, китайскими фонарями и
«диковинными» сиденьями, изображавшими
богатые барские сани и «удивления
достойных» зверей (льва, слона, лебедя).
Столичные народные гулянья вобрали в
себя и элементы традиционной обрядовости
— к примеру, карусель — магический круг
«как отражение фольклорного
пространственно-временного континуума»
(магический круг четко прослеживается
в приеме иконописи Древней Руси), так и
элементы привитой Петром новой культуры.
Народные гулянья подчинялись
традиционному народному календарю.
Типу праздника соответствует определенное
движение: композиция народного гуляния
представляет собой некий круг, и движение
идет по кругу, оно свободное, предполагающее
выбор направления и ритм, а торжество
официальное – имеет прямоугольную
композицию, движение размеренное,
просчитанное, прямолинейное.
Во время народных
гуляний было принято «даровое» угощение
за счет казны или благотворителей. Также
продавались лакомства, шла бойкая
торговля мелким штучным товаром. Вся
торговля, предметы торговли, носила
знаковый характер, соответственно теме
определенного гуляния.
В екатерининское
время колоритным атрибутом народных
гуляний был также аттракцион, который
назывался «травля и рванье быков». На
подмостках лежали жареные быки, рога
были позолочены. Вокруг били винные
фонтаны. По специальному знаку толпа
устремлялась к подмосткам, а самый
ловкий, сумевший ухватить голову с
рогами, становился героем праздника.
Помост строили на Марсовом поле и перед
Зимним дворцом. Этот аттракцион был
ярким украшением столичных гуляний
второй половины XVIII
века.
Еще одна особенность
петербургских гуляний связана с
полиэтичностью Петербурга. Финны с
чунками, немцы с пивом и пышными булками,
цыгане с их танцами и хорами, итальянские
и французские балаганы, немецкие елки
на Новый год и т.д. были неотъемлемой
частью праздничной культуры Петербурга.
В елизаветинское
время характер
празднеств изменяется в сторону
развлекательно-светских увеселений.
Праздничные прогулки в каретах, а не в
лодках, публичные обеды сменили концерты,
«маскерады» — куртаги, охоты – загородные
приемы и развлечения на воздухе.
В «Энциклопедии
российских праздников» Воскобойникова
В. и Голля Н. читаем, что дочь Петра, как
впоследствии и другая великая царица
Екатерина II,
любила устраивать во дворце роскошные
елки. Но петербургские жители приняли
нововведение Петра лишь к концу XIX
века. В 1852 году в Петербурге была устроена
первая публичная елка. Иванов Е.В. в
книге «Новый год и Рождество в открытках»
приводит интересные факты о возникновении
елки как символа Рождества. Древние
германцы, далекие предки немецких
протестантов, считали ель своим культовым
деревом и посвящали ее своему богу
Водану. С принятием христианства
языческая символика была запрещена, но
не полностью. В этих условиях ель получает
вторую жизнь, но уже в качестве
рождественского дерева.
Расточительную
и необузданную роскошь екатерининских
увеселений сменила строгость, стиль,
четкость и дисциплина праздников Павла.
Большое внимание придается цвету, форме,
ритуалу, слову. Павловский стиль
прослеживается в камерных приемах,
музыкальных спектаклях, в гуляниях в
садах. Ни один государственный праздник
не обходится без блестящих парадов, с
четкой выстроенностью, блестящей
шагистикой. Особая роль отводится
духовой музыке. Четырехгодичное правление
Павла не оказало большого влияния на
формирование праздничной культуры.
Некоторые фрагменты
праздничных торжеств превратились в
устойчивую традицию, например, праздничные
фейерверки, салюты, пальба из пушек
Петропавловской крепости, военные
парады. Эти традиции перешли уже в XIX
век.
Крупнейшим
событием второй половины XIX века в
Новгороде стало празднование 1000-летия
российской государственности.
Правительство приняло решение отмечать
юбилей созданием специального памятника
и установить его в Новгороде. На конкурсе
проектов победил молодой скульптор
Михаил Осипович Микешин. Первоначально
предполагалось в нижней части памятника
разместить бронзовые медальоны с
изображением важнейших в истории России
событий. В процессе работ по инициативе
императора Александра 11 медальоны было
решено заменить расположенным по всей
окружности основания горельефом с
изображением государственных, военных
деятелей, деятелей культуры и церкви,
внесшими наиболее значительный вклад
в развитие русского государства. Для
размещения памятника в кремле пришлось
перенести стоявший на его месте памятник
ополчению 1812 года. Его установили на
городской площади перед недавно
построенным зданием Дворянского
собрания, предварительно благоустроив
площадь. Открытие памятника «Тысячелетию
России» состоялось 8
сентября 1862
года с участием императорской семьи,
царского двора, иерархов Русской
православной церкви и дипломатического
корпуса. В здании Дворянского собрания
по случаю праздника Александр II дал
официальный прием и бал. Праздник вызвал
в Новгороде интерес к его истории и
культуре. В городе создается Общество
любителей древности, священник Н.Г.
Богословский закладывает
Открытие памятника состоялось 8 сентября
1862 года. Подготовка к торжеству началась
еще с ранней весны этого года. Новгород,
находившийся к тому времени в запустении,
оживился: появились тысячи рабочих,
которые принялись ремонтировать здания,
исправлять площади и улицы. Кремлевская
площадь была перемощена. Здание
присутственных мест приведено в порядок,
к нему пристроили новые подъезды.
Кремлевские стены и башни, пришедшие в
ветхость, также были исправлены. По
всему городу кипела работа. Готовились
не столько к открытию памятника, сколько
к ожидавшемуся приезду Александра II.
По свидетельству одного современника,
полковника Кренке, хорошо осведомленного
в данном вопросе, в то время ходили
слухи, что к, новгородскому празднику
готовилось покушение на царя, и Александр
II очень неохотно ехал в Новгород.
За неделю до начала
торжества к Новгороду стали подходить
войска, назначенные для охраны и участия
в параде в день праздника. Войска состояли
из разных родов оружия: пехоты, кавалерии,
артиллерии, но исключительно гвардейские
части. Только из Петербурга прибыло
более б тысяч войск. Всего войск в
Новгороде было сосредоточено около 10
тысяч человек. Главнокомандующим всеми
собранными в Новгороде войсками был
назначен великий князь Николай Николаевич.
На время торжеств было учреждено
Новгородское генерал-губернаторство.
Вот при каких условиях Александр II
решился на приезд в Новгород!
Открытию памятника
старались придать вид народного
торжества. О начале празднества возвестили
5 артиллерийских залпов. В день открытия
памятника «Тысячелетие России»
генерал Руднев преподнес «Альбом
видов и древностей новгородских»
(1862 г.) императору Александру II. Один из
трех изготовленных альбомов был по
случаю куплен Музеем Архитектуры в
1950-е гг., судьба остальных двух неизвестна.
На площади у памятника
был устроен парад войск. К вечеру город,
украшенный флагами, был иллюминован:
120000 шкаликов и плошек засветились по
городу. Повсюду горели свечи, светились
транспаранты, сжигались фейерверки.
Для народа устроили гулянье с
увеселительными развлечениями. Торжество
продолжалось три дня.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #