Национальные праздники селькупов

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

У северных народов много общего. Языки ненцев и селькупов относятся к одной – самодийской группе. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся и ловят рыбу. Вот один из весенних обрядов селькупов – обряд оживления бубна.

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Её кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достаёт». Изображая своё пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льёт пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своём ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достаёт».

Selkup, считаясь официально крещёнными, продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды.

Верили в духа -“хозяина” леса (мачиль лоз), духа -“хозяин” воды (уткыль лоз) и т.п. Чтобы обеспечить успех в промысле, “хозяину” леса и “хозяину” воды приносились жертвы.

В общих представлениях о мире добрым началом являлось божество Ном (Нум), злым началом представлен дух Кызы. Кызы имел множество духов-помощников, которые, “как ветер”, проникали в человеческое тело через кожу, вызывали болезнь, поедая тот или иной орган. Они вселялись в человека в виде червяка или насекомого и двигались по кровеносным сосудам. Поэтому шаман, приступая к лечению больного, задавался целью выгнать непрошенного гостя из тела больного. Духи (лозы) шамана “гоняли” в человеке злых лозов, стараясь выгнать их на поверхность тела. Со смертью человека злые лозы не гибнут, а “уходят на ветер” и проникают в другого человека.

Причина болезни объясняется и тем, что злой дух якобы похищал у человека одну из его душ. В таких случаях шаман отправлялся на поиски похищенной души. Если ему удавалось найти её и водворить на место, он выздоравливал, в противном случае – умирал.

Одним из своеобразных обрядов в шаманстве селькупов, существовавшим также у кетов, была церемония “оживления” бубна и других предметов шаманского облачения. В селькупских представлениях бубен являлся оленем, на котором шаман путешествовал на небо или в подземный мир. Церемония “оживления” бубна приурочивалась к весеннему прилёту птиц и продолжалась десять дней. Центральным местом церемонии считалось путешествие на юг, в страну “где светят семь солнц, где камень до неба достаёт”. Это представление, видимо, отражает конкретный момент, связанный с историей селькупов: почитание предков, живших в высокогорной стране, на юге (на Саянах).

У селькупов шаманский дар обязательно передавался по наследству. Обычно один из сыновей наследовал этот дар от отца, матери или деда. В шаманстве активную роль играли сексуальные мотивы: молодой шаман вступал в сексуальную связь с мачин лозыт наля – дочерью хозяина леса.

О некогда существовавших тотемистических представлениях говорят фратриальные и родовые названия: “орлиный”, “кедровый”, “лебяжий”, “медвежий” и др.

http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=355&ELEMENT_ID=2436

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Селькупы. Современное культуротворчество

Для
современной духовной культуры северных селькупов характерно частичное
сохранение мировоззренческой традиции. В последнее десятилетие от
стариков-сказителей исследователями было записано несколько комплексов
фольклорных текстов, представители среднего поколения селькупов в интервью
демонстрировали неплохую осведомленность в различных вопросах традиционных
верований, а дети младшего школьного возраста – знание от одной до трех самых
известных селькупских сказок. Обряд гадания на медвежьей лапе, который проводится
по убийству медведя, остается обязательным среди селькупов, ведущих
традиционный образ жизни; в некоторых семьях весной проводят обряд встречи
перелетных птиц.  Еще один признак
сохранения традиции – народ массово продолжает верить в существование духов.
Нынешние селькупы испытывают неподдельный страх перед покойниками (кладбища в
селькупских поселках расположены вблизи жилых домов), которые якобы по ночам
выходят из могил и навещают живых с недобрыми намерениями. Для защиты от
покойников под  порогом каждого дома
лежат острые железные предметы – ножи, топоры, полотна от ножовок; рассказы о
покойниках – самые многочисленные в современном селькупском фольклоре. Страх
селькупов перед духами перекинулся и на местное русское население. Селькупы и
прочие жители района одинаково боятся не только покойников, но и старых,
заброшенных порге – изображений
родовых предков, вырезанных на деревьях, на которые можно наткнуться в лесу во
время охоты или сбора ягод или увидеть на топляке (Степанова 2020b). 

В
каждой селькупской семье были когда-то свои шаманы и хранились, передаваясь из
поколения в поколение, собрания шаманских атрибутов. Атрибуты, как считалось,
населенные бессмертными духами, требовали к себе уважительного  отношения, обращаться с ними нужно было особым
образом. Чужим людям и детям подходить к этим вещам строжайше запрещалось –
духи были враждебны чужим и не любили, когда их беспокоят своими шалостями
дети; своих обидчиков – нарушителей правил – они обязательно наказывали.  Когда ушли в прошлое шаманы, оберегать родных
от гнева духов стало обязанностью хранителей, как правило, старших мужчин в
семье. Если состарившемуся хранителю некому было передать свою обязанность, он
уносил вещи в лес и оставлял их там навсегда. 
Некоторые из нынешних хранителей хотели бы избавиться от опасных
реликвий, например, зарыть их в землю, но «правила» им этого не позволяют.
Семьи, где пока еще хранятся комплексы шаманских вещей, отказываются передавать
их в музеи и демонстрировать исследователям, также под запретом находятся
рассказы об их содержимом. Все случайные и преждевременные смерти, беды и
неприятности родных и знакомых селькупы связывают с карой духов за нарушение
установленных предками правил. Историй, где подробно объясняется, за что
пострадал от духов тот или иной человек, фиксируется масса (Степанова 2020c). Перечень показателей сохранности
традиционной духовной культуры селькупов дополняется строжайшим табу на
посещение шаманских могил (и сопровождение к ним чужих людей), мало
изменившимся традиционным погребальным обрядом и специфическим способом
погребения младенцев.

Несмотря
на активность исконных селькупских традиций, в советский период государство
начало прививать селькупам новую культуру, однотипную для всех народов Севера.
В рамках советской культурной политики у селькупов появились новые праздники,
краеведческие музеи, школьные музеи, народные музыкально-танцевальные
коллективы,  Дома ремесел, где работают
мастера художественных промыслов, и Центры национальных культур, где помимо
рукодельных работ создаются театрализованные постановки, уделяется внимание
музыкальному творчеству. Надо признать, что все названные культурные новшества
быстро прижились и родили новые традиции (Степанова 2017).

Сегодня
у северных селькупов всенародно любимым праздником является День оленевода и
менее посещаемый, но шире распространенный День рыбака. В День оленевода
устраивается гонка на оленьих упряжках, для участия в которой селькупы в
течение нескольких месяцев специально обучают своих оленей; различные коллективы
(работников школы-интерната, больницы или выходцев, например, с реки Б.
Ширта)  ставят на праздничном поле свои
чумы, готовят национальную еду и угощают ей сначала жюри конкурса на лучший
чум, а затем всех участников праздника; организуется множество других
состязаний. Администрации поселков вместе со спонсорами вручают победителям
богатые подарки; к празднику приурочивается награждение передовиков
агропромышленных предприятий. В праздниках участвуют все жители сел, невзирая
на национальность. Зрителей развлекают местные и приезжие вокальные и
танцевальные коллективы. В последние годы предпринимаются попытки сделать  всенародным селькупский праздник День встречи
перелетных птиц (День прилета уток), но пока ему не удалось выйти за границы
узкого круга участников (Степанова 2017). Из общероссийских праздников селькупы
активно отмечают Новый год.

Красноселькупский
и Пуровский краеведческие районные музеи собрали в своих фондах уникальные
коллекции по традиционной культуре коренных народов Севера, хранителями коллекций
работают специалисты из числа КМНС. Музеи принимают активное участие во всех
районных культурных мероприятиях, проводят большую просветительскую работу с
организованными группами проживающих в районных центрах школьников и
пенсионеров, однако, следует сказать, что остальной народ в очередь на
посещение музеев не выстраивается. Туруханский краеведческий музей по своим
коллекциям не уступает Красноселькупскому и Пуровскому музеям (Степанова 2017).

В
хорошо оборудованных Красноселькупском и Толькинском Домах ремесел мастера
изготавливают высокохудожественные произведения из бисера, ткани, бересты,
дерева и кости. Национальность мастеров-резчиков не всегда относится к коренным
народам Севера, а мастерицы по вышивке и плетению бисером воспроизводят не вполне
селькупскую традицию, но работать в Домах ремесел у селькупов считается
престижным, и многие из них хотели бы 
туда трудоустроиться. Дома ремесел продают свою продукцию на
выставках-продажах  во время поселковых
праздников, причем нередко имеют место выставки без продаж, где художественные
изделия не продаются, а дарятся высоким гостям (Степанова 2017).

Методисты
Центров национальных культур (в Красноселькупе – Центра национальной
селькупской культуры) еще в советское время собирали национальный фольклор,
среди видов деятельности ЦНК – изготовление различных сувениров – аутентичных,
например, национальных кукол, и изделий, изготовленных по национальным мотивам.
ЦНК оформляют свой чум на Днях оленевода, Днях рыбака, Днях района, где
выставляют свои изделия и угощают гостей национальной кухней. Национальные
праздники, такие как День прилета птиц или Вороний день, ЦНК отмечают
театрализованными минипостановками в своем помещении. Спектакли на темы
селькупских сказок ставятся также в школе-интернате с. Толька, где
педагоги-энтузиасты совместно с учениками создали свой музей селькупской
культуры, наполнили его экспонатами, информационными стендами, красиво
оформили. Основательница и первый директор музея, преподаватель культуры
народов Ямала, селькупка И.В. Петрова для работы с детьми сама сочиняла
селькупские сказки. В программе преподавания ее предмета были проекты по
написанию детьми своей родословной, сочинения о знаменитых земляках (Степанова
2017).

При
Красноселькупском ЦНСК формируются национальные музыкальные коллективы,
например, широко известна в округе фольклорная селькупская группа «Кэнтыя»,
когда-то в ней солировала нынешний директор Красноселькупского краеведческого
музея М.И. Федорова, к слову, первый из северных селькупов кандидат наук.
Тексты и музыку своих песен она сочиняла сама, включая в них фрагменты личных
песен своих родителей (личные песни – один из жанров традиционного музыкального
творчества селькупов). Недавно в Салехарде был создан фольклорный селькупский
коллектив «Мачит коймы» («Песнь тайги»), в нем поют двое выходцев из с. Тольки
(тазовской), в свои музыкальные номера артисты включают горловое пение и звуки,
издаваемые животными, что не характерно для селькупской музыкальной традиции.

В
последние годы в Красноселькупском районе к Дню Победы проходит песенный
конкурс «Битва хоров», в нем с большим энтузиазмом участвуют все жители района
– и кто может петь, и кто не может, в том числе селькупы, хоровые коллективы
выставляются от всех организаций трех поселков района.

В
Пуровском ЦНК тоже есть национальный коллектив заводных молодых артистов,
который регулярно дает концерты в местном ДК. 

Современное
танцевальное творчество селькупов назвать  
традиционным нельзя, все хореографические композиции, которые
исполняются на праздниках танцевальными коллективами, позиционируются
организаторами как танцы с национальным колоритом, без заявки на
воспроизводство традиции; исполнители копируют движения, созданные советскими
хореографами для артистов знаменитого ненецкого танцевального ансамбля «Сэра-Сэв».
Другого в этой сфере быть и не может, так как традиционный селькупский танец
сегодня полностью забыт, сведений о нем почти не осталось.

Несколько
десятилетий по радио, затем по телевидению Красноселькупского района идет
передача, обучающая детей селькупскому языку, а на окружном ТВ был цикл
передач, посвященных национальной селькупской кухне.

Современное
творчество нарымских селькупов по своему содержанию аналогично творчеству
селькупов Ямало-Ненецкого округа. В Томской области работают те же мастерские
художественных промыслов, выступают такие же фольклорные ансамбли, проводятся
похожие праздники (например, праздники Большой рыбы и Встречи весенних птиц), и
продукт, который они выдают, представляет собой такую же новую форму
национальной культуры. Однако по части творчества КМНС Томская область имеет
несколько весомых отличий: национальная творческая деятельность южных селькупов
держится на инициативе, исходящей снизу, энтузиасты получают минимальную помощь
от государства, да и то по конкурсу. Утратив свою живую традицию, южные
селькупы разрабатывают новые формы национального выражения, чтобы подтвердить и
восстановить свою этничность и тем самым спастись от исчезновения, тогда как
северным селькупам пока ничего никому доказывать (в такой степени) не
приходилось; творческие усилия северных селькупов  преимущественно программируются и полностью
финансируются окружными властями.

Мастерица Дома ремесел А.А. Лозямова рядом со своей картиной из рыбьей кожи.
Селькупы. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото
О.Б. Степановой, 2015.

Выступление детской
танцевальной группы на празднике День оленевода. Село
Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой,
2016.

Соревнования по прыжкам
через нарты на празднике День оленевода. Селькупы. Село
Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой,
2016.

Оленеводы перед началом
гонки на оленьих упряжках на празднике День оленевода. Селькупы. Село Ратта,
Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.

Выступление детского
музыкального коллектива на празднике День оленевода. Селькупы. Село Ратта,
Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.

Выступление ансамбля селькупской песни «Мачит коймы» («Песнь
тайги») из Салехарда на празднике День оленевода. Селькупы. Село Толька,
Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.

Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:

  1. северная (тазовско-туруханская)
  2. южная (нарымская)

Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, которая существовала в Среднем Приобье в 5 веке до н.э.

Где живут

Проживает народ на севере западной Сибири, в Тюменской и Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Небольшое количество селькупов живет на Украине.

Название

До 1930 года народ называли остяко-самоедами, после был принят официальный этноним «селькупы», который в переводе означает таежный, лесной человек. Всего в мире проживает около 4 400 представителей этой народности.

Язык

Устаревшее название селькупского языка — остяко-самоедский. Относится к самодийской группе уральских языков. В селькупском существует 4 наречия, которые являются основными:

  • южное
  • северное
  • восточное
  • центральное

В конце 19 века было издано несколько книг с богослужебными текстами на селькупском языке. В 1930-х годах на основе латинской графики была создана письменность. Позже появился вариант на кириллице. С 1950 по 1980-е годы селькупская письменность практически не использовалась. Алфавит, который используется сегодня, был создан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.

Еда

Издавна основу рациона селькупов составляла рыба. Ели ее в сушеном, вареном и запеченном виде, заготавливали впрок рыбий жир, делали вяленую рыбу, называемую юколой. Из сушеной рыбы изготавливали муку порсу. Самым распространенным блюдом в зимний период была квашеная рыба, к ней добавляли ягоды и заготавливали в ямах. Ели мясо боровой дичи, проживающие на севере селькупы употребляли в пищу оленину. С 19 века в рационе селькупов появились покупные продукты питания: крупы, чай, пшеничная мука и сахар.

Из ячменной муки пекли лепешки «мырса», из сараны — «тогул», готовили хлебное вино «уль». Собирали и ели дикорастущие растения: сарану, дикий лук, лесные ягоды: морошку, клюкву, бруснику. Из ягод варили варенье без добавления сахара и воды. Проживающие в таежной зоне селькупы собирали и заготавливали кедровые орехи. Вместо чая пили настой можжевельника, напиток из сушеных листьев смородины и малины. Из можжевельника готовили хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.

Посуду делали из бересты и дерева, использовали привозную: котлы из меди и чугуна, сковороды, чайники. Были у селькупов чашки с блюдцами и тарелки.

Религия

Традиционная религия народа — пантеизм. В 17-18 веках произошла формальная христианизация всех селькупов, но, несмотря на это, у народа, особенного северного, сохранились традиционные верования и анимистические представления о мире. Селькупы верили, что вселенная состоит из Неба, Земли и Преисподней. На небе жил Творец и олицетворение доброго начала по имени Ном, на земле хозяйкой была Старуха Жизни Илынта Кота, в преисподней обитал Властитель зла Кызы.

Все они связаны с рекой, по которой шаман на лодке с семью веслами «ронтык» может спуститься в Нижний мир, и деревом, по веткам или зарубам которого он взбирается на Небо.

Шаманы у селькупов делятся на две категории:

  • шаманящий в темном чуме «камытырыль куп»
  • камлающий в светлом чуме «сумпытыль куп»

Все шаманы обладали даром поэзии и музыки. Каждую весну на Празднике прилета птиц шаман исполнял песню. Если человек заболевал, селькупы верили, что это злой дух похитил у него одну из его душ, на поиски которой отправлялся шаман. Если ему удавалось вернуть душу, человек выздоравливал, если нет — умирал. Шаманство передавалось по наследству от матери, отца или деда.

Внешность

Новорожденных заворачивали в пеленки из тряпок, шкурки и мех оленей и туго пеленали. В кроватку ребенка клали гнилушки березы, которые часто менялись.

Мальчики и мужчины стригли волосы в кружок. Иногда мужчины носили две или одну серьгу. Девушки вплетали в волосы цветные лоскутки, тем самым удлиняя косы. На косы вешали бусы, бляхи и бубенчики. Замужние носили две косы, но не украшали их.

Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — спереди открытая шуба мехом наружу, сшитая из оленьих шкур. В сильный мороз мужчины на парку надевали «соккы» — глухая одежда из шкуры оленя мехом наружу, с капюшоном. Северные селькупы зимой обували пимы, шитые из камуса и сукна. Вместо чулок использовали расчесанную траву осоку, ею оборачивали ступню. Эту траву собирали в пучки, сушили и разминали руками, потом расчесывали гребнем. Летом носили обувь из ровдуги и русские сапоги. Рукавицы «нопы» шили мехом наружу из камусов. Раньше в Нарыме летнюю обувь и рукавицы шили из кожи стерляди и осетра. Проживающие в этой местности селькупки были хорошими мастерицами, умели в различных сочетаниях сшивать лапки соболя и белок. Из отобранных беличьих лапок шили даже шубы, которые отличались прочностью и красотой. Над сшиванием лапок женщины могли трудиться в течение нескольких лет.

В качестве повседневной одежды мужчины носили рубаху и штаны из покупной ткани. Женщины надевали платье и штаны из ровдуги. Мужскую шапку в виде капора «укы» делали из шкурки новорожденного теленка оленя, лапок белки и песца, шкурок с шеи гагары. Распространен был платок, который носили не только женщины, но и мужчины. На голову его надевали в виде тюрбана или косынки. Летом мужчины повязывали платок под подбородком или сворачивали в жгут и обвязывали вокруг головы.

Еще до революции у селькупов была широко распространена одежда русского кроя, сарафаны, платья, рубахи и брюки. Проживающие на Кети и Оби селькупы шили ее самостоятельно, ткани покупали. В верхнем течении Тыма носили русские ушанки, тулупы.

Женщины подпоясывались плетеным из цветных ниток поясом, на котором носили наперсток и нож. Мужчины тоже носили пояс из кожи, который украшали бляхами из металла. На него подвешивали нож на цепочке в ножнах, украшенных орнаментом.

Праздничные сарафаны и рубахи надевали на старые вещи. Нательную и старую одежду носили обычно долго, пока они совсем не придут в негодность. Редко носили нижнее белье.

Жизнь

Семьи у селькупов многопоколенные и патриархальные. Преобладает устройство общественных отношений и родовой строй. В семье главой является мужчина, но женщина не находится в приниженном положении. В основном она пользуется теми же правами, что и мужчина.

В 17 веке из общества выделяли лучших людей «сомаль-кумыт», простых людей «манырель-кумыт», богачей «коумде», нищих «сегула» и рабов «кочгула». Во главе территориально-родовых общин стояли князцы «кок» и богатыри «сенгира». Особую роль в обществе играли шаманы, которые часто были вождями не только общин, но и военных объединений.

Занимались в основном рыболовством и охотой, использовали самострелы, лук со стрелами, различные ловушки. Проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова их устанавливать могли дети и женщины. За день одна женщина могла вынуть из ловушек до 40 белок. На дикого оленя и лося делали ловушки из ям с изгородями. Часто селькупы выращивали зверей и птиц в неволе, некоторых использовали для оперения стрел и пошива одежды. Для охоты выращивали собак. Охотились на росомаху, белку, лису, песца, выдру, бурундука, зайца, медведя, соболя и глухаря. Рыбу ловили на озерах, малых и больших реках, использовали сети, удочки и жерлицы.

Северные селькупы занимались оленеводством. Почти в каждой семье держали от 20 до 50 и более голов. Пасли их без собак, отпускали периодически на волю, после собирали. Существовало и приизбенное оленеводство, где для оленей строили специальные сараи и дымокуры.

До 20 века у народа было развито кузнечество. Из Енисея доставляли руду, кузнецы «чачури кум» выплавляли из него металл, изготавливал кольчуги, орудия труда, оружие и изображения духов. Костяными и каменными орудиями труда пользовались до 20 века. В дорусском периоде до 17 века высоко развито было керамическое производство. Из глины делали посуду, трубки для курения, детские игрушки и культовые скульптуры.

Селькупы занимались обработкой крапивы, из нее пряли нитки, используя специальное веретено «кето». Женщины ткали крапивные холсты для пошива одежды, изготовления матрасов и одеял на оленьем меху.

Передвигались селькупы традиционно на санях с оленьими и собачьими упряжками, использовали лыжи, лодки и ручные нарты. Из населения выделялись «таксыбылькупы» — люди, которые занимались посреднической торговлей.

Жилище

Свои селения народ основывал около устьев притоков рек, на высоких берегах. В одном селении было около 10 жилищ. В дорусском периоде были распространены укрепленные городки «коч» или «кэтты». Их обносили рвом, валом и частоколом. Подступы к городкам охраняли засеки, вооруженные луками и самострелами. Позже в селениях уже не было оборонительных сооружений.

Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, каркасно-столбовых домах, которые приваливали песком и дерном. Проживающие на севере селькупы-оленеводы строили чум ненецкого типа конической формы, покрывали его шкурами оленей. Летом покрытие меняли на берестяное, сегодня часто используют брезент.

Культура

Фольклор народа представлен различными жанрами:

  • героические песни
  • исторические предания
  • загадки
  • сказки
  • поговорки

Современные селькупы, особенно проживающие в Томской области, исполняют многие произведения на русском языке. Из музыкальных инструментов используется варган из оленьего рога, пластинки с вибрирующим язычком и семиструнная арфа-лебедь. Эти инструменты распространены у южных селькупов. Северные используют шаманский бубен.

Искусство народа представлено оригинальными орнаментами, которые они вышивали на одежде и оленьих упряжках, вырезали на деталях из кости и берестяной посуде.

Традиции

В древности селькупы хоронили усопших с использованием обряда воздушного погребения. Позже хоронили умерших в земле, лодках и долбленых стволах деревьев. Сверху устанавливали сруб из дерева. Вместе с покойным клали его имущество, которое сперва подвергали порче. Детей хоронили на ветвях высоких деревьев.

Одним из обрядов шаманства была церемония оживления бубна и предметов шаманского облачения. Селькупы представляли, что бубен — это олень, на котором шаман путешествует на небо и в подземный мир, и перед тем, как отправиться на нем в путешествие, бубен необходимо оживить. Церемонию проводили во время весеннего прилета птиц, продолжалась она 10 дней. Период проведения обряда выбран вовсе не случайно. Селькупы считали птиц своими близким родственниками. В конце обряда, в последний день, шаман достигал земли, где светит семь солнц, где камень достает до неба. Он изображал свое пребывание в волшебной стране, показывая всем зрителям что ему очень жарко и с него ручьями стекает пот. Заканчивался обряд оживления бубна общим пиром и кормлением божеств, чьи деревянные фигурки селькупы считали олицетворением предков.

Нельзя убивать лебедя, так как у селькупов эта птица является духом-помощником шамана. Если человек погубит птицу, считалось, что он обрекает себя и свою семью на несчастье. Они верят, что лебедь понимает человеческую речь. Во время праздника прилета первых лебедей селькупы выходят из своих жилищ и брызгают в небо чаем, водой или вином, издают возгласы, похожие на крики лебедей. Птицы слышат людей и делают над селением приветственный круг, затем улетают к тем местам, где у них гнезда.

Помимо лебедей, запрещено убивать кедровку, орла и журавля. Все эти птицы тоже являются духами-помощниками шаманов. Об этом запрете знает каждый селькуп. Кукушку считают жителем небес и светлой птицей. Покушаться на ее жизнь запрещено. Связаны с ней некоторые приметы. Если весной сначала прогремит гром, а потом начнет куковать кукушка, будет хороший урожай ягод.

Селькупы верят, что, прилетая в родные края весной, птицы приносят на крыльях колесницу небесного бога с южной стороны неба. Праздник прилета птиц празднуют два раза в год — осенью и весной. Эти торжества символизируют переход жизни на летний период с зимнего и наоборот.

                                                       Воспитательский  час по теме:

Гостеприимство селькупов.

(Обычаи и традиции селькупов.)

Цели:  -Воспитание достойных граждан  Российской Федерации;

            -развитие интереса и уважения к родному краю;

            -профилактика  закомплексованности;

            -расширять словарный запас;

            -сохранение родного языка.  

Оборудование:  посуда для чайной церемонии,  национальный костюм,  подарки ручной  работы, скатерти на стол, продукты к чаю (печенье, чай, сахар),  варенье из лесных ягод, рыба.  

                                                Ход занятия:

Вед. У северных народностей много обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Северяне очень гостеприимный народ, потому, что живут они друг от друга очень далеко, в гости ездят редко, а когда встречаются, то непременно за чашкой чая рассказывают друг другу обо всех событиях, которые происходят в их жизни – о детях, об охоте, рыбалке, часто из этого складывают песни или былины.

 Сегодня наше мероприятие посвящено обычаям и традициям селькупов, мы покажем вам гостеприимство нашего народа.

Представьте:  к семье, которая живёт в Утинке, приехали гости, из далека — кто из Быстринки, кто из Тольки, а кто-то живёт ещё  дальше.

 Юля:                 « Из времён дремучих и седых

                              Мы в Сибирь пришли.

                              Нас звать – селькупы

                              Говорят, шумерам мы родня,

                              На преданья, песни мы не скупы

                              Здесь, теперь, пасем свои стада.

                              Рыбу ловим, зверя, птиц охотим,

 Диана:                 Здесь детей растим и всех богов-

                              Сохранить народ наш очень просим!

                              Пусть живет и здравствует всегда,

                              Всё, что сберечь ещё сумели,

                              Чтоб цвели искусство, ремесло,

                              Чтоб и дети песни наши пели!»

Девочки садятся за стол, а в это время стучатся в дверь.

Заходят  Аня и Настя. Юля и Диана приглашают  гостей за стол.

Юля:                      Добрый день, дорогие гости!

                               Всю семью мы приглашаем

                               Петь, сплясать, напиться чаю!

Настя и Юля проходят к столу и рассказывают.

Настя: ехали мы по лесу, видели зайчика, я вам сейчас расскажу.

                                                    Нёма.

                               Нёма пактыра, сэры пактыра.

Нильчик, нильчик пактыра.

Нёма шотты кэнаш,

Сэры шотты кэнаш.

Нильчик, нильчик, шотты кэнаш.

Нёма нымты илаш,

Сэры нимты илаш,

Ман ташинты оттантам,          

Ман ташинты иттыртанташ.

                    Зайчик.

                               Зайчик прыгает, серый прыгает,

                               Так, так  прыгает.

                               Зайчик в лес иди, серый в лес иди!

                               Так, так быстрей иди!

                               Зайчик здесь живи, серый здесь живи,

                               Я тебя буду охранять, я тебе  беречь.                        

(Рома и Гена прыгают под стихотворение, изображают зайчиков, Аня читает перевод стиха).

Девочки садятся за стол, в дверь стучатся гости. Заходят Марта и Рая  и начинают свой рассказ:

Марта:  Мы приехали из Тольки, по дороге видели много интересного. Увидели, как лиса охотится на мышку,  потом бегала за белкой, а потом на лису стал нападать орёл.

(Марта и Рая поют песню «Лока», потом перевод песни)

                                              Лока.

                        1.     Тымты лока куттарна ны

                                Тамат четы кальтырна ны

                                Тама, тама чекапташ,

                                Локат окты ыкы сераш.

                        2.     Сырыт икын локат вэтты

                                Няркы лока тапат нерныт,

                                Тапа, тапа чекпташ

                                Лока щипты оркылтента.

                        3.    Номкын ипнат лимпы тимпа

                               Локат чоты тильтырна ны

                               Лока, лока чекапташ

                               Лимпы шинты оркылтэнта.

                                           Лиса.

  1.   Тут  лиса охотится,

                               За мышкой бегает.

                               Мышка, мышка торопись

                               Лисе в рот не попадись.

  1.   На снегу лисы следы,

                               Рыжая лиса за белкой бегает,

                               Белка, белка, торопись,

                               В рот лисе не попадись!

  1.   В небе орел летит,

  За лисой охотится,

                               Лиса, лиса, торопись,

                               В клюв орлу не попадись!  

(Пока девочки поют,  Лена изображает лису, а Настя изображает мышку.  Лиса ловит мышку.)

Юля  приглашает гостей к столу, несёт чай и приговаривает:

                               Я иду, иду, иду,

                               чайник я в руках несу!

                               Пейте чаю, отдохните,    

                               что хотите,расскажите!

Диана ставит на стол тарелку с лепешками и говорит:    

                               Вот лепешки жаренные,

                               Да еще в песке, в углях.

                               По селькупскому рецепту

                               Угощаем вас!

 Как только все сели за стол, заходит охотник – Тимофей.

Тимофей: Я рядом охотился, решил у вас отдохнуть и попить чаю.

Диана: заходи, грейся, присаживайся к столу. Что видел, расскажи.

Тимофей: охотился я на уток, вот мой рассказ…

Вика и Зоя поют песню «Ича – охотник»  с переводом        

                                     Ича – охотник

(Тимофей изображает охотника, а маленькие девочки Наташа, Настя, Аня изображают уток).

Как только представление закончилось, все садятся за стол пить чай.

Диана:              

                               Чай из чаги и вареньем

                               И с лепёшкой жаренной

                               От души я угощаю

                               Всех родных, друзей, гостей!

В дверь снова стучатся, заходит Игорь.

Игорь: я шёл к вам в гости, по дороге порыбачил, вот вам                                            рыба.

Диана: спасибо, тебе за гостинец, проходи к столу, расскажи,    где был,  

            что интересного видел?  

Игорь:   расскажу  я вам интересную историю про рыб.

                                История про рыб.

                            Коса, нырша, кэнты, печа

                            Утын корпалсотын.

                            Тутып щитысотын.

                            Кэ, туты щитыяш!

                            Кэ, ыкы мусылташ!

                            Ти пичча тунта

                            Ташинты пошаинты!

                            Окунь, ёрш, чебак, сорока,

                            Воду замутили, карася будили.

                            Эй, карась проснись,

                            Эй, не умывайся!

                            Сейчас щука придёт,

                            И тебя проглотит!

                      (перевод стиха читает сразу)  

Юля:                  Утром, вечером и днём

                           Медный чайник над огнём, закипает и гудит,

                           Нам как будто говорит:

                         «Хочешь в тундре долго жить,

                           Надо с чаем в дружбе жить»

                         ФИЗМИНУТКА «Рыбалка»

  1. Главное орудие рыбака – (удочка)
  2. Добыча рыбака – (рыба)
  3. Что плетёт рыбак – (сеть)
  4. Самый большой водоём – (океан)
  5. Наживка для рыбы – (червяк)
  6. Главное блюдо рыболова – (уха)
  7. Рыбы-дети? – (мальки)
  8. Без труда не вынешь рыбку из…- (пруда)
  9. Какую рыбу поймал Емеля в проруби – (щуку)

           Аня:                  У стола мы не скучаем,

                          Разговор ведём за чаем.    

           Рая:                  Мы за чаем не скучаем

                          Вместе песни сочиняем!

Вместе поют песню «Ой тайга моя, тайга!»

                          Сякхы, сякхы сякхы пор,

                          Хэнтак щёты сурыя

                          Оттам нена хятантам

                          Кекса тульпа ляньымпа.

                         Айга тульпа, тульпа , тульпа,

                         Тульпа кекса ляньныпа.

                          Пюшкам, пюшкам чата ты

                          Чёхын тяпа омнынтыашкой

Восп.: как видите из мероприятия, селькупы, как многие народности на          севере, очень гостеприимный народ. К ним в гости могут прийти как родственники, так и просто путники с охоты или рыбалки,  никто не останется без горячей чашки чая и без внимания. Селькупы народ талантливый, за чая рождаются  истории, которые они передают потомкам, так рождаются легенды. Песни селькупов полны любовью к родному краю, в них описывается красота лесов, удачная охота или рыбалка. Перед тем, как гости расходятся,  хозяева дарят подарки. Чаще всего это шкурки лисы, песца, норки или того, что добыли на охоте.

Девочкам и девушкам дарят цветной отрез на платье, мальчикам  могут подарить самодельную игрушку – лук со стрелами, ружьё,  выструганное из дерева, и т.д. Никто не остаётся без подарка.  Потому, что каждому гостю рады.  

Литература:

  1. Журнал «Ямальский меридиан»
  2. Газета «Северный  луч»
  3. Материал из архива ЦНК
  4. Интернет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники сейшельские острова
  • Национальные праздники северных народов россии
  • Национальные праздники северной кореи
  • Национальные праздники саха якутия
  • Национальные праздники саудовской аравии