Национальные праздники татар сабантуй

Как правильно отмечать Сабантуй? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в спецпроекте «Культурный вопрос»

В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.

Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.

Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.

Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.

Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.

На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.

До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину, в период с конца мая по июль.

В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.

На чтение 15 мин Просмотров 14.1к.

Праздник непосредственно связан с древним аграрным культом. Его название происходит от соединения двух слов: сабан означает «яровые», или же – «плуг», а туй – «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» – торжество в честь сева яровых.

С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.

Содержание:

  1. Как появился Сабантуй
  2. Этапы подготовки Сабантуя
  3. Решение о проведении праздника
  4. Подготовка майдана
  5. Ритуал сбора подарков
  6. Майдан (место состязаний)
  7. Этапы праздничных мероприятий Сабантуя
  8. «Ат чабышы» (конные скачки)
  9. «Йөгерү» (соревнование бегунов)
  10. Торжественное открытие праздника
  11. «Көрәш» (национальная борьба)
  12. Развлекательная часть
  13. Шуточные состязания для всех гостей
  14. Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни
  15. «Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)
  16. Сев
  17. День сегодняшний
  18. Сабантуй за пределами России

Как появился Сабантуй

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной. 

Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».

Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачейЛюди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:

  • татарский «Карга боткасы» (грачиная каша)
  • башкирский «Каргатуй» (грачиная свадьба)

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».

До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.

В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.

Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».

Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.

На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:

  • Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя появляться в людных местах с мужчинами, а на «Сабантуй» – можно
  • Шариат требовал, чтобы невесту, и, особенно, жениха выбирали родители. А во время праздника у молодежи появлялась возможность приглядеть себе жениха или невесту. Молодые люди сами знакомились, водили хороводы и влюблялись. Именно на «Сабантуе» завязывались знакомства и намечались будущие семейные пары
  • Девушки были зрительницами, которые вдохновляли парней участвовать в различных состязаниях. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь – в схватке бранной» – поэтому ни один джигит не упускал случай покрасоваться перед девушками
  • Мужчина, которого выбрали джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Для этого его освобождали от тяжелого труда и берегли для победы
  • В самой организации «Сабантуя» был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой»

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

Фото совещания по поводу проведения праздника Сабантуй

Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Фото люди в национальных костюмах едут на праздник

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

Фото катания на наряженной лошади в повозке

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

Общее фото, дальний план проведения праздника Сабантуй

Этапы праздничных мероприятий Сабантуя

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:

«Ат чабышы» (конные скачки)

Фото конных скачек, три лошади несутся

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.

«Йөгерү» (соревнование бегунов)

Фото дети соревнуются в беге, пересекают финишную черту

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

Торжественное открытие праздника

Фото с открытия праздника Сабантуй

«Көрәш» (национальная борьба)

Фото мужчины состязаются в борьбе, взяв друг друга за пояс

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.

В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.

Фото молодой мужчина получил призового барана

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

  • гири (пудовой, двухпудовой – побеждает тот, кто поднимет большее количество раз):

Фото мужчины состязаются в подъёме гирь

  • прыжки в высоту:

Фото мужчина прыгает через перекладину, слетела шапка

  • стрельба из лука (у башкир):

Фото женщина стреляет из лука

Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Развлекательная часть

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Фото мужчины, танцующего на празднике Сабантуй, на фоне девушек, играющих на варгане

Шуточные состязания для всех гостей

Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.

Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.

Например:

  • Бег с ведрами на коромысле, наполненными водой
  • Бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом
  • Битье горшков с завязанными глазами
  • Перетягивание каната или палки»
  • Бег в мешках
  • Бой с мешками набитыми сеном, травой
  • Лазанье на высокий гладкий столб (наверху которого подвешен приз – иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.
  • Добывание ртом монет из наполненных АЙРАНОМ котлов
  • Хождение на ходунках
  • Армрестлинг
  • Перенос груза на тачке
  • Подьем мешка с зерном
  • «Остабикә»

Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчпочмак.

Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

Фото лавки с разными сладостями на празднике Сабантуй, чак-чак

*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.

«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.

Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сев

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.

День сегодняшний

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.

В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).

Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).

В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».

Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Сабантуй: праздник плуга и день встречи

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 10-я

Сабантуй: праздник плуга и день встречи
Фото: Михаил Козловский

В XX веке в русский язык прочно вошло нарицательное слово «сабантуй», «сабантуйчик». Означало оно вечеринку, неформальный праздник, часто устраиваемый среди коллег или в дружеской компании. Татарский Сабантуй «неформальным» уже не назовешь: это титульный праздник народа, который проводится вполне себе под официальной эгидой, празднуется широко не только по всей республике, но и на федеральном уровне (каждый год в России есть город, назначаемый столицей федерального Сабантуя — в 2022 году это Ульяновск), и за рубежом, где татарские диаспоры развлекаются кто во что горазд. Что же такое сегодня Сабантуй в народном восприятии? Как его вспоминают те, чье детство пришлось на советские и постсоветские времена? Как он трансформировался за много веков существования? «Реальное время» разбирается в очередной части проекта о знаменитых брендах Татарстана, пока республика плавно вплывает в пору празднования Сабантуя.

Сабантуй глазами фольклориста: праздник плуга должен отмечаться в апреле!

Мы уже привыкли к тому, что «праздник плуга» отмечается в республике в июне. И не замечаем противоречий. А если задуматься — и правда: ну какой плуг (сабан) летом? Действительно, многие этнографы по результатам исследований сегодня говорят о том, что Сабантуй — исконно весенний праздник, отмечали его в апреле, когда вспахивали поля. Праздник, как многие считают, уходит корнями еще в булгарское прошлое. По крайней мере, Ибн Фадлан, описывая повседневную жизнь местных племен, говорил о том, что они пашут землю и сеют злаки — то есть свидетельствовал об аграрном характере их цивилизации.

Есть упоминание об этом дне на старинном надгробном камне, относящемся к концу XIII века, в Алькеевском районе: там написано, что человек-де умер в «День Плуга». Позже оседлые татары отмечали этот праздник пышно, громко и весело. Однако не все. Например, в XIX веке этнографы говорили о том, что Сабан Туе (праздник плуга, свадьба плуга) не праздновали мишаре. А вот казанские татары — очень даже праздновали.

Фото: Максим Соколов

Как праздновали? Если верить записям, дошедшим до нас с XIX века, то в большинстве деревень все начиналось ранним утром, когда проходил своеобразный «парад батыров»: будущие участники состязаний проходились по деревне с гармонями и песнями, и в каждом дворе девицы выдавали им подарки в своеобразный «фонд», из которого потом награждались победители. Как и любые другие деревенские гуляния, это был своеобразный смотр невест. Подарки заготавливались заранее: девушки всю зиму вышивали полотенца, рубашки, ткали ткань и пряли шерсть для будущих батыров. Поэтому, отдавая свои изделия в общий «сабантуйный» фонд, потенциальные невесты показывали свое искусство. Впрочем, подарки собирали по всем дворам подряд, а не только там, где были девицы на выданье. Кто пшена насыплет, кто молоком или яйцами поделится — все польза.

При чем тут милитаризм и что лучше — баран или автомобиль

Собрав подарки и спев все положенные песни, всем селом собирались на большую поляну в лесу (в каждой деревне было свое собственное место, майдан для Сабантуя). Там разворачивалась соревновательная часть праздника. Немалая часть соревнований дошла до наших дней в почти неизменном виде. Историки советуют присмотреться к составу состязаний: большая их часть направлена на то, чтобы выявить самых потенциально полезных в войне молодых мужчин. Та же самая битва мешками (а сейчас подушками) на бревне выявляет самых ловких бойцов-наездников, которые удержатся в седле в любой момент. Бег в мешках покажет самого ловкого и быстрого гонца. Скачки, конечно же, демонстрируют, кто лучше всех держится в седле, ну а про куреш говорить не приходится. Физическая сила и ловкость требовалась и для того, чтобы вскарабкаться на густо намазанный бараньим салом столб — скользкий, гладкий, практически неприступный, чтобы снять с его верхушки законную награду (классика жанра — сапоги, но в бедных деревнях вполне можно было обойтись петухом или даже простым платком, важна была не столько материальная, сколько моральная часть победы).

Фото: Олег Тихонов

Скачки на лошадях — фирменная фишка Сабантуя. Без них не обходится ни один «праздник плуга», и это очень красивая и яркая традиция (в Казани в день республиканского Сабантуя на трибунах ипподрома сложно найти свободные места: народ и болеть приходит, и ставки делает).

Абсолютного батыра и тогда, и сейчас выявляли по результатам соревнований в борьбе куреш. Национальная татарская борьба, она сегодня имеет свою собственную ассоциацию. По ней проводятся всероссийские соревнования, но настоящим праздником куреша все равно остается Сабантуй. Нигде так ярко и полно не раскрывается ее дух и правила, как здесь. И ни одно другое соревнование не показывает более полно, кто здесь настоящий батыр.

Батыр получал почет, всеобщее уважение и какой-нибудь дорогой подарок. Чаще всего это был баран. Сегодня в деревнях эта традиция продолжается. В городе с этим сложнее: как минимум, здесь некуда деть живого барана. А кроме того, сегодня чем богаче населенный пункт, тем богаче и подарок. В конце девяностых абсолютный батыр республиканского Сабантуя получал в подарок автомобиль «Ока». В 2021 году в разных городах Татарстана выходили из ситуации по-разному, но, например, в Нижнекамске абсолютному батыру вручили-таки барана и денежный приз в 100 тысяч рублей.

Фото: Михаил Козловский

Как праздник «переехал» на лето и как в нем появилась ловля монетки в катыке и бег с яйцами

Татарский народ всегда любил повеселиться, но все-таки в составе соревнований на Сабантуй изначально были относительно серьезные состязания. Но что было делать малышне, которая тоже очень хотела участвовать в соревнованиях? Историки утверждают: это для детей, а вовсе не для желающих поразвлечься взрослых были придуманы шуточные соревнования: бег наперегонки с яйцами в ложках, поиск монетки в тарелке лицом в катыке, разбивание горшка шестом и прочие шутливые аттракционы.

На лето Сабантуй «переехал» уже при советской власти: в первые годы существования ТАССР этот праздник игнорировался как пережиток религиозного и империалистического прошлого, но потом в нем усмотрели полезные истоки: например, в 1925 году в городах Советской Татарии провели Сабантуй в виде своеобразной спартакиады. Только еще и перенесли на июнь — чтобы уж окончательно перевести из разряда реакционных в категорию культурно-спортивных.

Фото: Олег Тихонов

Кстати, так Сабантуй пришел в город и обрел официальный статус. С тех пор статус этот укреплялся, в спортивный праздник вплетали элементы смотра художественной самодеятельности — и уже годах в семидесятых Сабантуй выглядел практически так же, как сейчас (разве только победнее): майдан, торговля пирожками и мороженым, спортивные соревнования, речи официальных лиц со сцены и, конечно, концерт мастеров культуры. А еще в районах в этот день проводили смотры сельскохозяйственной техники (особенно они выручали, когда была напряженка с лошадьми). Кстати, в некоторых районах Татарстана они до сих пор проводятся — так, парадом сельхозтехники отмечает прямо сегодня Сабантуй Менделеевск.

Почетные гости Сабантуя

После того, как распался Советский Союз, Сабантуй, разумеется, никуда не делся из памяти татарского народа. Бренд этот, наоборот, укреплялся, а татарские диаспоры по всей России и по всему миру стали его праздновать по месту своего жительства (и до сих пор продолжают это делать). Отмечают Сабантуй в Канаде и Финляндии, в Австралии и на Кипре, не обходятся без него в Турции и в США — в общем, кажется, Сабантуй самозарождается везде, где появляются татары. К примеру, в Турции, где он пройдет сегодня в старинной деревне Корыхоек, признаются, что о празднике узнали только от казанских гостей из республики.

Фото: Михаил Козловский

А еще у главного татарского праздника появился политический вес. Еще бы — два из трех президентов Российской Федерации приезжали в Казань на Сабантуй и лично принимали участие в народных гуляниях. Борис Ельцин с повязкой на глазах в 1996 году собственноручно разбил шестом горшок (правда, злые языки утверждают, что повязка была полупрозрачная, и Борис Николаевич прекрасно видел, по чему надо бить). А в 2000 году Владимир Путин доставал монетку из катыка (история умалчивает, стерилизовали ли монетку перед этим), танцевал в подаренной тюбетейке, смотрел на скачки на ипподроме. Именно тогда Минтимер Шаймиев сказал: «Каждый, кто участвует в Сабантуе, становится настоящим другом народа Татарстана».

А значит, многочисленные участники и болельщики Универсиады и чемпионата мира по футболу тоже стали друзьями народа Татарстана. Под эти мероприятия Сабантуй специально сдвигали — чтобы показать многочисленным туристам не только уникальное гостеприимство, но еще и этнические традиции республики. Фокус удался: например, в 2018 году гостями казанского Сабантуя стали огромные толпы колумбийских болельщиков.

Фото: Михаил Козловский

Воспоминания о Сабантуях 1990-х — 2000-х

Но о главной, о самой, пожалуй, «этносберегающей» сути Сабантуя, мы пока не говорили. А главное, пожалуй, вот в чем: это праздник, на который старается съехаться вся семья. На Сабантуе есть шансы встретить в родной деревне своих родственников из самых дальних уголков республики или даже страны: сегодня для старшего поколения это день, когда нужно вспомнить о своих корнях (и по возможности припасть к ним). По традиции «Реальное время» собрало народные впечатления о Сабантуе. Вот каким он выглядит в рассказах наших читателей.

***

Анна Аверкиева вспоминает о том, как в ее родной деревне в Удмуртии праздновала Сабантуй татарская диаспора:

— Дело было в удмуртском селе, у нас там жило много людей разных национальностей. Удмурты, русские, азербайджанцы и очень много татар. В 2010 году татарская диаспора впервые организовала Сабантуй. Надели национальные костюмы, это было очень красиво. Я впервые в жизни видела все эти тюбетейки и калфаки, впервые наблюдала специфические деревенские конкурсы. Мне запомнилось, как мы с яйцами бегали: ложку с яйцом в зубы — и бежишь. Я там то ли выиграла, то ли в финал вышла — сейчас уже и не помню, еще школьницей была. Еще помню татарскую музыку. Эти специфические конкурсы тогда запали мне в душу. Я на этот праздник потом ходила, когда еще была студенткой. Потому что этот праздник был намного лучше, чем те, которые устраивала районная администрация. Потому что он был душевный, не пресный, и по нему было хорошо видно, кто живет в твоем районе.

Фото: Михаил Козловский

***

Екатерина Ахатова тоже говорит об особенной душевности деревенского Сабантуя:

— Я не люблю городские Сабантуи — там толпы и нет ощущения праздника. Но однажды я попала на Сабантуй в село Шугурово, откуда родом мой папа. Это было очень приятное мероприятие, где для каждого нашлось место в первом ряду, а во всех состязаниях, включая борьбу, принимали участие не профессионалы, а односельчане. Это был искренний праздник людей, которые закончили посевную и собрались, чтобы отметить это дело в кругу друзей и соседей.

***

Лейла Хамидуллина тоже вспоминает поездку в деревню — тот самый «бабушкин» Сабантуй нашего детства, когда долгом каждого ребенка было съесть максимальное количество пирожков и улыбнуться как можно большему количеству родственников:

— Для меня Сабантуй — это всегда поездка в деревню, пироги, еда до отвала, поездка до майдана. А там — игра в волейбол и настольный теннис (ага, вот так вот внезапно). В далеком детстве помню, как стишок какой-то рассказывала и за него что-то даже получила. Еще помню, как разбивали горшки палками и прыгали в мешках. Ну и еще для меня Сабантуй — когда ты приезжаешь в место, где что-то говорят, что-то происходит — и совершенно непонятно что. Потому что говорят в деревне на татарском, а я вся из себя из города и по-татарски научиться говорить мне как-то не довелось. В общем, тут подушками дерутся, здесь мужик ползет на столб, комментатор весело шпарит по-татарски, люди смеются, а ты стоишь у края праздника и ничего не понимаешь. А еще скачки. Скачки на Сабантуе — одна из самых красивых частей. Кони с грудой мышц, наездники статные. Батыры, одним словом.

Единственное, что менялось для меня в этом всем — мой возраст. А еще с недавних пор в нашей деревне Сабантуй открывает не председатель колхоза, а мулла. В остальном это все та же возможность постоять с краю, поиграть в волейбол и теннис, встретиться с родственниками и вдоволь поесть пирогов…

Фото: Михаил Козловский

***

Но не для всех Сабантуй был праздником — всегда и везде были те, кто на нем работает. Ксения Лукичева рассказывает:

— С 1996 по 2005 годы я работала на телевидении в Нижнекамске. И каждый год мы всем рабочим коллективом корреспондентов, операторов, редакторов и директоров выезжали в деревню Ильинка на нижнекамский Сабантуй — работать. Отмазаться не получалось даже у семейных и огородовладельцев. Монтажеры оставались в студии и ждали кассеты с отснятым материалом.

В Ильинке на большой-большой поляне был устроен здоровенный амфитеатр с навесом для зрителей, площадки для самых разных развлечений для взрослых и детей, спортивные площадки, и я почему-то помню, что территория с едой была самой огромной.

В развлечениях мы никогда не участвовали, за спортивные соревнования как зрители не болели, есть тоже не особо получалось — только нюхать, потому что носились по этой поляне по жаре как наскипидаренные с микрофонами и камерами, приставали к отдыхающим и соревнующимся с глупыми вопросами, отправляли с водителями кассеты на монтаж и мечтали, чтобы батыры наконец уже выяснили, кто из них самый батыристый, лошади добежали, а столболазатели сняли бы с верхушки столба пару ичигов. Очень уж есть хотелось и тишины.

Фото: Михаил Козловский

***

Праздновали Сабантуй и, так сказать, в местах временного пребывания населения. Например, в санаториях и детских лагерях. Рената Авазова вспоминает, как «праздник плуга» отмечали в пионерском лагере под Казанью в конце 1990-х годов:

— Мне было 11 (ну почти), все радовались, с интересом разглядывали подарки, и почему-то у всех детей была заветная мечта выиграть мыльницу. Подарки в виде книжки или ручки даже не рассматривались и считались скорее за проигрыш.

Сначала мне удалось попрыгать в мешках. Мои соперники упрыгали далеко вперед, а я, мгновенно запутавшись, рухнула вниз и погребла под собой надежду заполучить заветную мыльницу. Еще получилось пробежать целых три шага с ложкой во рту, в которой находилось яйцо. Яйцо ляпнулось мне на светло-голубые брюки из батиста, сшитые мне специально в поездку в лагерь моей тетей. Сказать, что я была сконфужена — ничего не сказать. Все усугублялось тем, что на меня смотрел мальчик, который предложил мне накануне дружить (тогда это называлось «ходить») после дискотеки. Разумеется, я немедленно стала переживать, что моему светлому образу, как и моим брюкам, нанесен непоправимый урон. Не говоря уже о все более несбыточной месте в виде мыльницы. В роли рыцаря-спасителя выступил вожатый. Очень, очень взрослый, ему было лет, наверное, 18, а то и 19! Он подскочил ко мне, взял за руку, сунул себе в рот ложку с новым яйцом и побежал со мной к стулу, до которого надо было добраться, обежать его и вернуться на место. И мы бежали!! Бежали, как могли! А яйцо все не падало и не падало!

Конечно, кто-то там нас обогнал (и пользовался запрещенным приемом — придерживал яйцо рукой). Но мы смогли не уронить яйцо, и мне полагался утешительный приз. Меня спросили, что я хочу. И я, решившись — или сейчас, или никогда — попросила мыльницу!

Решив, что на этом с меня хватит, я стала наблюдателем. Вот болеть у меня получалось отлично! Я кричала «давай-давай», и подпрыгивала, и подбадривала, и в результате получила блокнот с кошкой. Это был чудесный сабантуй! Чудесные воспоминания! Чудесное детское лето…

Людмила Губаева


Общество Татарстан

Команда Кочующие - Сабантуй

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

                                                                           Праздник СабантуйПраздник Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй — праздник.

 Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

                                                              Праздник СабантуйПраздник Сабантуй

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.                                                       Праздник Сабантуй

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

 

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. 

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог — игра — эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

                                                                        Праздник Сабантуй 

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний — курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта — бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз — “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).                                                

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей — камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.                                                   

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).                                                                                           Праздник Сабантуй

Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi — легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен. 

Бег с коромыслом — шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров. 

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту. 

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю — тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу ( джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

 

История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

                                            Путин на празднике Сабантуй                                                                   

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.                              

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй — исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами — местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.                                                                        

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль «Сабантуй» по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их — разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

 

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это — скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ — разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах — гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку. 

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства — и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля — они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался «серэн сугу», по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и… глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: «Аксакаллар, сез ризамы?» (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не «шанелью»… Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу — народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя — белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй — праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием «на грудь», к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру «кыз куу».

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате — рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.         

СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:      

САБАНТУЙ МАРИЙСКИХ ТАТАР — ТУТ!

ОБЫЧАИ ТАТАРСКОГО НАРОДА — ТУТ!

ОБЩАЯ  СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ — ТУТ!!!

СВЯЩЕННЫЙ РОЩИ ТАТАР — ТУТ!     

СТАТЬЯ  ПРО  КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ — ТУТ!!!

ГОРОД ВЕЛИКИЕ БУЛГАРЫ (БОЛГАРЫ) — ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН  — ЗДЕСЬ!!!

 ИСТОРИЯ  КАЗАНСКОГО  ХАНСТВА — ТУТ!

ИСТОРИЯ ИСЛАМА У БУЛГАР (ТАТАР) — ТУТ!

ЗАПОВЕДНИК  ИСКЕ-КАЗАН В КАМАЕВО!

  Тукай-Кырлай (Новый Кырлай, музей Габдуллы Тукая)!!!

___________________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Ренат ХАРИСОВ, Народный поэт Татарстана

Газета «Республика Татарстан», 25 мая 2006 г.

По материалам мультимедийного издания «Сабантуй»,

Автор оригинальных текстов Д.Р.Шарафутдинов

http://1997-2011.tatarstan.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/

http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/

http://kukmor.livejournal.com/172007.html

https://lori.ru/cabinet/354197/info

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники узбекистан 2020
  • Национальные праздники татар науруз
  • Национальные праздники удэгейцев
  • Национальные праздники татар зимой
  • Национальные праздники удмуртов кратко