Национальные праздники телеутов

Еженедельная литературно-публицистическая газета
№ 2017 / 22, 16.06.2017

Давным-давно на горе Аарча, что в переводе означает «можжевеловая», размещалось стойбище Хозяина горных вершин – Духа Алтая. Здесь он жил со своей семьёй: женой – Богиней Природы Умай – и детьми: шестью дочерями и двумя сыновьями. Крепкая и дружная это была семья. Но прознал однажды Злой дух Земли Дьер-Дютпа, что не простые дети растут у Духа Алтая: когда они повзрослеют, уничтожат его, а их дети и дети их детей положат конец всему чёрному, плохому и злому на свете. Заволновался Дьер-Дютпа и решил убить детей Духа Алтая. Но мудрый Хозяин горных вершин укрыл души своих чад в камнях. Старших дочерей превратил в каменные изваяния и поставил на запад от себя на расстоянии своей левой руки. Любимых сыновей спрятал в памятниках, которые ставят в святилищах, на могилах умерших, ведь никто не имеет права их разрушать, даже Злой Дух. Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Более 100 народностей Сибири ведут свой род от спасённых детей Хозяина Гор, но самыми известными являются те, что рождены были от первых четырёх сестёр. Теле-уут (в переводе – «основание») – первая в этом ряду. От неё и пошёл народ телеуты…

В Кузбассе на сегодняшний день, по данным переписи населения 2010 года, проживают порядка 2,5 тысячи телеутов, представляющих коренные этносы Земли Кузнецкой. Это один из самых малочисленных народов юга Западной Сибири.

Географически их поселения располагаются в населённых пунктах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области, таких как: Беково (Кресту), Челухоево (Ары Байат), Верховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш КÖмир), Черта, Большой Улус. Телеуты продолжают жить и в черте городов Белово и Новокузнецка, а также в санитарной зоне Запсиба – в посёлке Телеут (Том).

По сей день этот удивительный и талантливый народ сберегает часть своих уникальных традиций, в числе которых – проведение общенациональных коллективных праздников.

8 9 1 Chadyr

Чадыр – летнее традиционное жилище телеутов – коническая юрта, расположенная в селе Беково

(телеутское название – Кресту) Беловского района Кемеровской области.

Экспонат музея «Чолкой»

Живущие родо-племенными отношениями, телеуты до сих пор считают праздник одной из самых органичных форм самовыражения. Их национальное сознание, издревле устремлённое к коллективным обрядовым действиям, воспринимает его как эффективный способ сохранения народных традиций и ритуалов. Празднества не только собирают вместе представителей этого небольшого, географически разбросанного этноса, но и, как много веков назад, раскрывают грани телеутского характера, своеобразие мышления и мировосприятия народа, особенности его культуры. Во время коллективного торжества телеуты испытывают радость возвращения к своим истокам, получают редкую возможность поговорить на родном языке, насладиться самобытностью танцев, звучанием этнических мелодий.

В Кемеровской области сегодня разработаны специальные программы поддержки для малых коренных народностей, регулярно проводятся массовые культурно-образовательные мероприятия и спортивные праздники. Это помогает телеутам сохранять свой язык, обычаи, обряды, национальные виды спорта, а также возрождать почти утраченные традиции.

Национальный телеутский праздник был и остаётся частью духовного наследия малой народности, её сложных верований, сочетающих в себе древний родовой менталитет, шаманизм, бурханизм и православие. Например, старинный языческий обычай осеннего забоя скота и коллективных праздничных угощений по этому случаю сохранялся у телеутов вплоть до середины ХХ века. При этом с конца XIX века в их общественный быт прочно вошли христианские праздники.

В настоящее время языческие, православные и светские элементы празднеств оформились в единое целое, и, как правило, разные знаменательные события отмечаются телеутами теперь в один день, как единое общественное торжество.

Условно все телеутские праздники можно представить в виде нескольких групп. По бытованию в национальной среде их можно разделить на утраченные и сохранившиеся (восстанавливаемые). По вероисповеданию – на православные («Ильин день», «Святой Никола», «Масленица») и древне-родовые языческие. По присутствию в празднествах национального компонента можно выделить собственно телеутские («Табыр», «Тутмаш байрам», «Пардакай», «Сомо», «Пайрам», «Пельменек») и заимствованные, перенятые у других народов (Международный день коренных народов мира, День военно-морского флота, Спартакиада по национальным видам спорта, Фестиваль национальных культур, Конкурс красоты и другие).

Расскажем о некоторых телеутских праздниках.

Сомо

Вся обрядовая ритуальная часть многих телеутских народных торжеств зародилась задолго до христианства, в период язычества. Шаманисты отмечали в течение года три праздника: вешний, летний и осенний. Вешний – новогодний праздник, когда коренные народы просят у богов благополучия на весь год и приносят в жертву первую траву, первое молоко, первенцев скота.

8 9 4 Shaman

Шаман и телеутки в праздничных национальных одеждах

Исследователь культуры телеутского народа Д.В. Кацюба утверждает, что у телеутов от шаманизма наиболее сохранился весенний праздник «Сомо», носивший некогда массовый характер и, вероятно, претерпевший влияние христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что время его проведения совпадает с православной Троицей. Некоторые элементы «Сомо», в частности – украшение родовой берёзы, можно увидеть сегодня в других праздниках телеутов – «Девятая пятница после Пасхи» и «Теле-Каан». Но в чистом виде «Сомо» как коллективный праздник в настоящее время утрачен.

Известно, что в весенний праздник «Сомо» телеуты одевались в нарядную одежду, собирались на поляне у берёзовых колок возле кама (шамана), который молился и по ходу молитвы в разные стороны брызгал молоком, абырткой (алкогольным напитком, брагой) и раскидывал курмач – телеутское национальное блюдо быстрого приготовления, представляющее собой толчёную в ступе и жареную пшеницу с молоком. После этого кам ел и пил сам и угощал присутствующих. Напоследок бросал молочную чашку прочь. Если она падала стоймя, то считалось, что жертва богам оказалась угодной, а если опрокидывалась вверх дном – неугодной. Праздник заканчивался распитием остальной абыртки и молока.

Своё название – «Сомо» – праздник получил по наименованию берёзок – покровителей семейного очага. Во время коллективного торжества каждая семья в укромном месте своего двора ставила берёзки. Для этой цели забивали два столбика, к ним привязывали молодые, с зелёными листьями деревца двух-трёхметровой высоты. Эти берёзки и называют «сомо». Ставили их с восточной стороны дома. Затем берёзки освящал шаман, но сейчас эта традиция ушла в прошлое. Когда в телеутской семье женился и отделялся от родителей сын, то возле его дома также ставили берёзки. Количество берёзок в сомо зависит от того, камлали или нет божеству. Если камлали один раз, то добавляли одну берёзку, если два раза – то две.

8 9 6 Tele Kaan lentochki

Участники праздника «Теле-Каан» повязывают ленточки на сомо

На каждую берёзку, по традиции, привязывают белую и красную тряпочку в виде ленточки. В туесок насыпают поджаренный ячмень или пшеницу, отруби, муку и сверху завязывают. Это пища для злых духов. Когда кто-нибудь в семье заболевает или что-то не ладится в быту, хозяйка дома до восхода солнца или после его захода, должна сбрызнуть сомо парным молоком. Очень важно, чтобы это молоко до этого никто не пил. Если такой ритуал не помогает, то следует брызгать на сомо аракой, водкой или вином. Это уж действует безотказно!

Каждая берёзка посвящалась определённому божеству. Первая – Эй хану, вторая – Мурдук хану, третья – Темир хану (железному), четвёртая – Эркен хану, пятая – Парчи хану – самому высокому богу, находившемуся на пятнадцатом слое, где и Ульгень. Шестая берёзка была вдовья. Эта последняя берёзка всегда была расположена на небольшом расстоянии от остальных. Она ставилась тогда, когда в семье появлялся представитель другого рода, чаще всего – невестка. Синяя ленточка на этой берёзке и означала, что в семье есть человек из другой династии. К вдовьей берёзке для задабривания злых духов всегда привязан туесок с пищей. Невестке следовало окружить эту берёзку повышенной заботой, потому что судьба вдовы никого не радует…

Для телеутов сомо – практически то же самое, что для православных людей – иконы. Только сомо подлежат периодической замене: старые берёзки сжигают или сплавляют по реке, а на их место ставят новые. Осуществлять эту ежегодную замену могли только мужчины.

Сомо имеется у большинства телеутских семей и в наше время, но многие жители чаще всего уже не знают, что это такое, и соблюдают красивый обряд по традиции, не вникая в его историю.

Тутмаш байрам

Телеутский праздник «Тутмаш байрам» посвящён наступлению весны, пробуждению природы. Он называется так в честь национального блюда, приготовляемого из конины с тестом и залитого «шурпой» – бульоном, в котором варилось мясо. В этот день гостеприимно открыты двери во всех домах, и на каждом столе – главное угощение: сваренный по старинным национальным рецептам суп.

Если вы задумаете приготовить национальное телеутское блюдо «тутмаш», то сделать это не так уж и сложно. Отварите отдельно конину, ливер и лепёшки из пельменного теста. Остудите всё и мелко нарежьте. Добавьте нарезанный, тоже мелко, репчатый лук, поперчите и залейте мясным бульоном! Приятного вам аппетита и праздничного настроения!

Праздник «Тутмаш байрам» проводят в сельских домах культуры на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Как правило, сюда съезжаются гости: радость пробуждения природы разделяют с тюркским народом представители всех национальностей, проживающих в Кузбассе.

По традиции, в начале праздника князь с шаманом приносят главному всевышнему богу – Ульгеню – просьбы и дары. Просят, чтобы лето было хорошее, сенокос – обильным, стада откармливались на сочных лугах, а в семьях царили мир и благополучие.

«Тутмаш байрам» – повод для молодёжи посостязаться в силе и ловкости, поиграть в национальные игры. Те же, кто постарше, отдают предпочтение песням.

Похожим на «Тутмаш байрам» телеутским национальным праздником пробуждения природы, воспевания родного края является «Табыр». В старину в «Табыр» телеуты поднимались на определённое возвышенное место, которое считалось священным, в окрестностях селения. С помощью шамана они совершали жертвоприношение богам в виде белого барана или коня.

В одном древнем телеутском предании сказано, что первым шаманом или, как ещё говорили в народе, камом, была женщина. Однажды Богдо-хан приказал стрелять в неё, чтобы проверить, насколько сильны её магические способности. Женщина-кам не только осталась жива и здорова, но даже стала камлать сильнее прежнего. А когда у неё родился ребёнок, от него и пошли все последующие телеутские камы…

Пардакай

Летний областной национальный телеутский праздник «Окончание посевной на новую луну» называется «Пардакай». По традиции, ежегодно в начале июня на берегу беловской речки Бачаты его организует управление культуры и кино администрации города Белово при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация телеутского народа».

В старину «Пардакай» отмечался как съезжий праздник деревни Телеут, расположенной в черте города Белово. Сегодня для участия в нём в этот микрорайон приглашаются представители телеутского этноса из Новокузнецка и Белово, а также из посёлков и деревень Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. В состав делегаций входят творческие фольклорные коллективы, сборные команды спортсменов, активисты и члены общественных национальных объединений – всего более 250 человек. И немудрено: «Пардакай» – торжество особенное. Хоть и телеутское, но объединяющее самые разные национальности, проживающие в Кузбассе. Поэтому на «Пардакае», кроме телеутской речи звучит русская, татарская, армянская. Это придаёт особый колорит празднику, шагнувшему в день сегодняшний из глубокой старины.

Согласно древней традиции «Пардакай» начинается с обряда. Его участники вкушают напиток из чаши, которую держит в руках шаман, тем самым получая благословение духов на проведение праздника. Есть и ещё одна незыблемая традиция. Именно на Пардакай обновляется и освящается хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег – берёзка). Повязать на неё, священное для телеутов дерево, ленточку в день Пардакая – значит защитить себя от всех бед и несчастий.

Цели организаторов праздничного действа многогранны: возрождение традиций и обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодёжи. Именно поэтому во время «Пардакая» проходят спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы, выставки. Наряду с широко известными состязаниями по футболу и волейболу между командами молодёжи и ветеранами, поднятием гири и беговой эстафетой в спортивную часть праздника включают игры и состязания по телеутским видам спорта: борьба куреш, стрельба из лука, «тебек», перетягивание палки, кидание камня.

Молодёжь играет в национальную игру «оионок». Она начинается с распределения роли водящего и игроков. Водящий садится в центр круга с завязанными глазами, а игроки по очереди задевают его. Смысл этой игры заключается в том, что водящий должен узнать человека, который его задел.

Этнический праздник невозможно представить без конкурсов. Жюри выявляет лучших в декоративно-прикладном творчестве, оформлении юрты, приготовлении национальных блюд («Табак курсагы»), плетении кос («Тяраш кыс»), инсценировке старинных преданий, исполнении песен на национальном языке о родном крае («Тулган мен терим»).

8 9 16 Teleuty s garmoshkoy

Представители телеутов среди участников Фестиваля национальных культур

в селе Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской области. 2012 год

…Искренние улыбки, звуки бубна, таинственное звучание древних легенд, пение национальных песен, котёл с ароматным мясом над костром, воздушные шары и парящие в небе разноцветные змеи – это и есть «Пардакай»!

Праздничное настроение создают танцевальные и концертные номера художественной самодеятельности, инсценировки национальных сказок, преданий и обрядов. Участниками концертной программы становятся творческие силы клуба «Телеут»: образцовый хореографический коллектив «Кунучек», группы «Весёлые нотки», «Аяс», «Пацаны». С удовольствием присоединяются к шоу и гости праздника – вокальная группа «Рябинушка» из села Беково и ансамбль «Телекей» из деревни Шанда.

По результатам конкурсов и спортивных состязаний всем победителям вручаются специальные дипломы, подарки, переходящие кубки и денежные премии. Но это не главное. По словам старожилов, предназначение этого поистине семейного торжества в том, чтобы коренные народы смогли встретиться друг с другом и передать культурные традиции своим детям.

Теле-Каан

«Теле-Каан» – областной телеутский национальный праздник единства. Он достаточно молод по сравнению с другими праздниками. Отмечается в начале июля в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области.

Впервые «Теле-Каан» состоялся 12 июля 2014 года и был посвящён завершению второго Международного десятилетия коренных народов мира.

8 9 8Teleuty Zhenschina s reb

Семьи телеутов на областном национальном празднике «Теле-Каан»

Коллективное торжество открыл традиционный обряд поклонения огню: старейшина деревни кропила огонь и всех собравшихся молоком, а затем присутствующие троекратно обошли по кругу ритуальный костёр.

Очень зрелищны спортивные состязания по национальным видам спорта телеутского народа. Некоторые из этих коллективных телеутских игр находятся на грани утраты, поэтому так важно, особенно – для молодого поколения, восстанавливать, фиксировать и закреплять не только на бумаге, но и на практике, во время всенародного праздника, богатые традиции и обычаи предков.

В этом смысле обращает на себя внимание национальная телеутская игра «тебек». Название ей было дано по главному игровому атрибуту: «тебек» – это круглый обрезок длинноворсового меха диаметром около 8 см с прикреплённым к нему кусочком свинца. Лоскуток меха отрезался от овчинной или другой шкурки, обладающей длинным ворсом; свинец крепился в его центр. Получалось нечто похожее на воланчик для игры в бадминтон: при подбрасывании ногой длинный ворс придавал «тебек» свойство парить в воздухе. Нынешнее поколение телеутов заменяет мех натуральной кожей, а свинец – мелкими камешками или песком. Поэтому «тебек» сегодня – это специальный мешочек, наполненный разными по размеру частицами твёрдых и плотных горных пород.

Но если время внесло изменения в главный атрибут игры «тебек», то её правила остались неизменны: каждый игрок по очереди набивает внутренней поверхностью стопы «тебек», считая удары – очки. Если «тебек» падает на землю, в игру вступает следующий игрок и т. д. Победителем считается тот, кто больше всех набил ударов и заработал максимальное количество очков.

По подсчётам, более 500 человек стали участниками первого «Теле-Каана».

Пайрам

Национальный телеутский праздник «Пайрам» отмечается в июле в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области при поддержке департамента культуры и национальной политики.

Уже много лет гостеприимная шандинская земля встречает своих гостей на летнем празднике «Пайрам» у священной горы Тялбак-туу, чем продолжает традиции, заложенные предками телеутского народа.

В «Пайрам» включены конкурсы национальных блюд, танца, частушек, а также спортивные состязания.

В праздничном концерте, завершающемся ярким праздничным салютом, принимают участие творческие народные ансамбли Гурьевского и Беловского района: «Телекей», «Айас», «Кунучек», «Солоны» и «Рябинушки».

 8 9 15 Teleutki v Prazdnichnyh

Телеутки в праздничных национальных костюмах

День Томи

В последний день июля отмечают языческий праздник тюльберов и телеутов – День Томи.

История его уходит далеко вглубь столетий, когда на широких просторах Кузнецкого края находились поселения тюльберов, калмыков, телеутов. В то время в жизни коренных народов, особенно – занимающихся хлебопашеством, огромную роль играла природа. Река Томь считалась кормилицей народа, поэтому ей поклонялись, ей приносили жертвы. Было важно, чтобы по весне она не выходила из берегов, а летом была полноводной и богатой рыбой. Именно поэтому специально для реки-кормилицы в конце июля устраивали праздник. Точную дату его проведения установить, к сожалению, не удалось.

В наше время традиции коренных народов возрождаются, и важную роль в этом играют культурные учреждения. Так, в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» Кемеровского района устраивают телеутский праздник – День Томи.

По словам научного сотрудника этого учреждения Владислава Терентьева, «проведение языческих праздников и в наши дни важно. Поскольку главная функция экомузея – связать прошлое с настоящим и транслировать это в будущее».

Сегодня языческий праздник День Томи отмечают вместе со светским – Днём Военно-морского флота. Торжества начинаются с традиционного костюмированного представления и поднятия морского флага. Шаман с бубном исполняет ритуальный танец вокруг костра, а тюльберский князь бороздит реку на фрегате «Ермак».

Во время Дня Томи поют обрядовые песни, танцуют на берегу, катаются по реке на лодках и катерах, участвуют в состязаниях по ловле рыбы, «задабривают» реку, разбрасывая в воде кусочки хлеба.

Завершает народные гулянья выступление ансамблей танца, с удовольствием демонстрирующих своё мастерство. Частые гости праздника – ансамбль «Казачья тройка» и национальный татарский танцевальный коллектив «Дуслык».

* * *

Слово «тёль», от которого происходит название народности «телеуты», в переводе означает «семя». Оно словно через века доносит мысль о том, что для этого народа огромное значение имела семья, род, предки, коллективное действо, «хоровое» сознание. А национальные праздники как ничто другое помогают телеутам возвратиться к своему «семени», почувствовать своё национальное «я» и передать традиции потомкам.

Елена ТРУХАН

г. НОВОКУЗНЕЦК

Ирина Потапова-Каргина.

Зима настала

Перевод автора

По календарю зима начинается первого декабря. А в природе — в разное время. В этом году она пришла неожиданно рано: белым снегом покрылась земля, присмирела наша речка Бачатка, мороз будто прикрыл её зеркальным стеклом. Уже в ноябре трещали сильные морозы — целую неделю. Наступил декабрь, впереди еще январь и февраль. Январь — середина зимы, февраль — с буранами и метелями.

В древности телеуты отмечали Новый год — Жыл Пажы — в день весеннего равноденствия. Пекли круглые, как солнце, калачи и пироги с разной начинкой. Пели обрядовые песни, просили у природы благоденствия. А сейчас они, как и все россияне, отмечают Новый год зимой, украшают елку и загадывают желания.

Декабрьские дни короткие и холодные. Некогда было веселиться телеуту-крестьянину: работал он в колхозе, на производстве, дома по хозяйству, готовился к праздникам. Ночи зимой длинные — есть время подумать: об уходящем годе и наступающем.

Январь же приходит с праздниками: и Новый год, и Рождество Христово, и Крещение Господне.

Особенно почитаемым праздником является Рождество Христово (7 января). В праздновании Рождества — Колодо — есть у телеутов свои обычаи и традиции. К празднику готовились от мала до велика. В сочельник (6 января) пекли курники, калачи, пироги, хворост. Многие православные шли на службу в храм на всю ночь. 7 января ходили в гости друг к другу: с утра мужчины (в великий праздник всех первым должен поздравить мужчина, чтобы год был удачным), ближе к обеду — женщины, а под вечер — мальчики. Мальчишки ходили по дворам и пели «урэй» под окном, прославляли хозяев дома, а хозяева выносили им хлеб с репой, одаривали поющих. К сожалению, этот обычай исчез к шестидесятым годам XX века.

Вечером — гулянье с гармошкой — вечёрки. В деревне Верховская вечёрки проходили в Красном уголке — раскомандировке бригады колхоза. На вечёрки приезжала молодежь со всех телеутских деревень, доставали из сундуков красивые платки и платья. Одевались понаряднее: женщины надевали крытые дорогой тканью шубы, отороченные мехом выдры, мужчины — шубы дубленые. На вечёрках было весело: все пели, плясали, играли на гармошке и шутили. В то время нотной грамоте никто не учился, но среди телеутов было много талантливых парней и девушек. Каждый умел плясать, отбивать дроби.

Был такой обычай — Чертектер. Эта удивительная традиция продолжается и сегодня. Наряжались в национальные платья, на голову накидывали большие платки, и плясали попарно с закрытым лицом. Ряженых так и называли — Чертектер. Студенты-телеуты спешили приехать домой на праздник и успеть нарядиться к Чертектеру, чтобы никто не смог их узнать. Колодо продолжалось целую неделю — с 7 по 14 января.

Другим большим праздником в январе является Крещение Господне — 19 января. У телеутов этот праздник называется Мылтыкту («С ружьем»). В сочельник с утра шла подготовка к празднику — делали деревянные кресты из березы. Эти кресты носили на реку и спускали в прорубь, раскладывали по четырём углам огорода, прикрепляли на постройки, клали в сенях на хранящуюся снедь со словами: «Старый год прошел, наступил Новый год! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!» С такими же словами рисовали кресты мелом над окнами дома и над входной дверью. После обеда начинали стряпать пельмени с мясом, морозили их в сенях. В пельмени клали на счастье монетки, загадывали желание. Монетки были разного достоинства, их тщательно мыли хозяйственным мылом, затем натирали пищевой содой или столовым уксусом. Только после этого монетки клали в пельмени. Загадывать можно было только хорошее: например, пусть эта монетка попадётся везунчику или счастливчику, или тому, кто хорошо будет учиться. Пельмени с монетками назывались «пельмени со счастьем». Варили и ели пельмени вечером, когда на небе покажется первая звезда. В каждом доме были «пельмени со счастьем». И вечером ходили друг к другу в гости: поесть пельменей, счастья поискать. Особенно любили «счастье искать» дети. Отведав пельменей, «поймав счастье», довольные гости уходили со словами: «К нам приходите на пельмени». Вот почему у телеутов 18 января называется Пельменек. К сожаленью, сейчас многие понимают этот праздник неправильно, начинают стряпать и есть пельмени с утра.

В этот вечер гадали. Парни и девушки гадали на суженных, а дети играли в особенные жмурки — «Тёрко кап». На столе раскладывали разные предметы: тёрку, стопку, кусок хлеба или пельмешек, ключи, книгу, кошелёк. Водящий завязывал игроку глаза, менял местами предметы, и игрок закрытыми глазами должен опускать руку на стол, поймать один предмет. Если поймаешь тёрку, то жених будет корявым, стопку — пьяницей, хлеб или пельмешку — богатым, ключи — жених с домом или с квартирой, кошелек — быть при деньгах, книгу — достигнешь успехов в учении.

19 января — на Крещение — все спешили на службу в храм на водосвятие. После службы праздновали великий праздник.

Вот такой славный месяц январь — начало года с рождественскими и крещенскими морозами, с народными гуляниями и гаданьями. Как проведешь первый месяц года, таким и год сложится. Готовьтесь к праздникам, дарите друг другу подарки и хорошее настроение!

Автор: Авдеенко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МК ДОУ «Детский сад №222» компенсирующего вида
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «История и культура моего народа: национальные праздники телеутов»

Дата публикации: 26.11.2021

Раздел: дошкольное образование

Я по земле родной хожу — не нахожусь,

Я волей вольною дышу – не надышусь!

Родина моя, ясноглазая,

Ты неразлучна со мной.

С малых лет к тебе привязан я

Словно к матери родной.

Мне посчастливилось родиться на Руси,

И я готов хоть на руках её носить!..

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири,

является субъектом Российской федерации. Это небольшая область. Именно

здесь, в таёжном крае сохранилась малочисленная коренная народность,

какими полна наша огромная страна Россия. Коренная народность телеуты.

Именно история о национальных праздниках этого народа, об истории

возникновения традиций и обычаев, о причинах и времени возникновения

этих праздников станет основным повествованием о жизни маленькой

частицы нашей Родины – моего родного края.

У каждой народности своя неповторимая культура и особенности быта.

Учитывая многочисленность народов Российской Федерации, можно судить

о культуре России в целом как о колоритной и многообразной совокупности

традиций, обычаев и культурных ценностей всех народов нашей страны.

Коренная народность, о которой я хочу рассказать, называется телеуты.

Телеуты – это древнейшие жители Кузбасса. Этноним «теле» известен с VI в.

н.э. как общее наименование племен, кочевавших в Центральной Азии и

входивших в древнетюркское государство. По своему происхождению они

относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен, входивших в

тюркский каганат теле – «тогуз-огуз», который возник в 628 г.

Телеуты вели кочевой образ жизни вплоть до конца XVIII века, оседлый же

образ жизни начал появляться с развитием хозяйства и торгово-

экономических отношений с русским населением. Но главной причиной стал

переход телеутов от их ведущей формы религии – шаманизма к

православию. Это стало происходить как из-за внутренних противоречий, так

и из-за многочисленных и изнурительных войн против русских воевод.

Численность телеутов никогда не была высокой. В конце XVII века

численность бачатских ,живших возле реки Бачат, и томских телеутов

составляла около 700 человек, в 1858 г. бачатских телеутов было уже 2980

человек. Позже их количество увеличилось до 6333 человек, но потом

численность стала понижаться. В наше же время количество телеутов,

живущих в Кемеровской области, составляет примерно 2520 человек.

Несмотря на свою малочисленность и постепенное исчезновение, телеуты

стараются не забывать традиции, обычаи и, конечно, праздники своих

предков. Современные национальные праздники телеутов генетически

связаны с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с

массовым распространением среди них православия и с официальными

праздниками советского периода. Современное празднование отличается

разгульностью и большим количеством людей, всегда съезжается много

гостей и родственников. На таком шумном и пышном стиле проведения

праздников сказалось как русское влияние, так и старинный обычай

гостевания у телеутов. Обычай заставляет принимать гостей как можно

лучше, не останавливаясь перед затратами на угощение. Гости с утра до

вечера ходят из дома в дом; к ним примыкают и хозяева, и знакомые хозяев,

которые накануне принимали гостей. И так в продолжение двух-трех недель.

Даже в советское время, когда престольные праздники были официально

объявлены вредными пережитками прошлого, у телеутов они продолжали

сохраняться, телеуты все равно отмечали их и не выходили на работу в эти

дни. Местные власти порой весьма снисходительно относились к случаям

невыхода телеутов на работу в дни престольных праздников, воспринимая

эти праздники как национальные телеутские. Сами телеуты считали своими

национальными праздниками не только престольные, но и все большие

праздники православного календаря. Убеждение в том, что в дни

православных праздников нельзя работать, поддерживалось типичными для

народного православия представлениями о неизбежном наказании за это.

В наше время в Кемеровской области национальные праздники телеутов

периодически объявляются областными или региональными. На это

выделяются большие средства, подготавливается специальная программа,

привлекается внимание прессы. Почетными гостями на таких праздниках

бывают руководители департамента культуры и национальной политики

Кемеровской области, а также представители областных, городских и

районных администраций. Целью этих праздников является возрождение

Традиций, обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов

спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное

воспитание молодежи.

Ильин день

Этот праздник проводится практически в конце лета — 2 августа. Его не

случайно приурочили к православному празднику Ильи Пророка. По

преданию, именно в Ильин день 125 лет назад и происходило крещение, и

обращение в православную веру жителей села, в котором этот праздник

зародился.

Официальная часть праздника Ильин день проходит на улице. В

праздновании принимают участие жители трех соседних телеутских селений:

Беково, Челухоево, Верховская, а также многочисленные гости из соседнего

Гурьевского района и из городов Белово и Новокузнецк. Некоторые из

телеутов, живущих в этих селах, надевают свои национальные костюмы в

честь праздника, а некоторые ходят в них даже в повседневной жизни.

Программа праздника обязательно включает спортивные состязания:

национальную борьбу «Куреш», стрельбу из лука, игру в волан — «Тебек»

(кружочек свинца с “парашютом” из шерсти животных), конные скачки,

перетягивание палки, поднятие гири, бросание камня — «Таш адажи», бег

волейбол, шахматы и прочее. Проводятся также различные конкурсы:

«Тяраш кыс» (“Красивая коса” — участники должны заплести косу с

элементами национальных украшений для волос).

Конкурс национальной одежды, национальных блюд – «Табак курсагы».

Народные умельцы демонстрируют мастерство ткачества, плетения.

Организуются выставки декоративного искусства, фотовыставки, проводятся

национальные обряды, и поются национальные песни. Большое место на

празднике занимает художественная самодеятельность. Популярно

инсценирование национальных сказок, преданий и обрядов. По результатам

конкурсов и спортивных состязаний победителям вручаются специальные

призы.

Праздник «Пельменёк»

Это зимний праздник, который отмечается 18 января. В этот день по

старинному обычаю в каждой телеутской семье принято стряпать пельмени.

Вся семья собирается вместе в этот день. Стряпают пельмени в

национальных костюмах, при этом поют песни на родном языке.

Изготовление пельменей происходит обязательно вручную, причем лепятся

они в виде месяца. По телеутской традиции в некоторые пельмени кладут

медные монеты, тот, кто найдет их, загадывает желание. Пельмени нужно

правильно сварить и правильно подать на стол, соблюдая традиции.

Первыми угощают гостей, а только потом присоединяются хозяева. Вечером

принято ходить в гости, поздравлять и угощать друг друга пельменями.

Переступив через порог, нужно сказать «Пельмен тигре паргар» (приходите

пельмени есть) — потом только пробовать блюдо. Телеуты верят, что чем

больше в этот день съешь пельменей, тем счастливей и удачней будет год.

Праздник «Пардакай»

Это праздник мира и любви, который отмечается 7 июня. Телеутский

Пардакай — прежде всего традиционное празднование окончания посевных

работ, отмечаемое на новую луну. Пожилые телеуты говорят, что главное

предназначение торжества в том, чтобы встретиться друг с другом и

поделиться знанием культурных традиций с молодежью. Улыбка в этот день

является главным атрибутом праздника, так как это все-таки праздник мира

и любви.

Праздник традиционно начинается с обряда. Все желающие прикладываются

к чаше со спиртным из рук шамана и таким образом встречаются с духами и

получают их благословение на проведение Пардакая. После обряда

начинается главное торжество, в течение которого проводятся различные

конкурсы и состязания. Конкурс на лучшее оформление юрты, конкурс под

названием «Тяраш кыс», для любителей готовки существует конкурс «Табак

курсагы» (национальные блюда). А «Сырынчи Ю» — это конкурс семейного

творчества, включающий вокал, хореографию и игру на музыкальных

инструментах.

Конечно же, на празднике не обходится и без спортивных состязаний,

некоторые из которых нам уже известны: национальная борьба «Куреш»;

стрельба из лука; перетягивание палки; состязание по шахматам; «Тебек»;

поднятие гири; беговая эстафета; «Камчи» (сбивание кнутом кегли) и многие

другие. Проводятся различные игры: «Теленет ойын» (национальная игра),

футбол, волейбол.

Также в этот праздник готовится национальное блюдо — горячий бульон с

бараниной и кониной, приготовленный в огромном котле на костре. А еще

хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег-березка) именно на

Пардакай обновляется и освещается. Вообще березка-священное для

телеутов дерево. Повязать на нее ленточку в день Пардакая – значит

защитить себя от всех бед и несчастий. Еще в древности у телеутов

существовал праздник, связанный с березками, он назывался «Праздник

сомо»

Праздник «Сомо»

Праздник сомо проводится весной. Считается, что он появился в связи с

влиянием православия на быт и культуру телеутов, так как время проведения

этого праздника совпадает с праздником православной религии – Троицей.

Во время этого праздника и мужчины и женщины одевались в праздничные

национальные костюмы и собирались на поляне около берез. Здесь же

присутствовал кам, который молился и по ходу молитвы брызгал молоком и

абырткой в разные стороны и бросал курмач. После этого кам ел и пил сам и

угощал присутствующих. В завершении кам по обычаю бросал молочную

чашку на землю. Если чашка падала вниз дном, то жертва богам оказалась

угодной, если же падала вверх дном, то жертва оказалась неугодной. Но B

этом случае ничего изменить было нельзя, поскольку обычай был завершен.

Заканчивался праздник распитием оставшейся абыртки и молока.

Помимо всего прочего существовала еще одна и, пожалуй, самая главная

традиция праздника сомо. На этот праздник каждая семья в укромном месте

своего двора ставила березки C восточной стороны своего дома. В землю

забивались два столба, и к ним привязывались молодые березки по 2-З

метра высотой. Всего березок было пять, каждая соответствовала

определенному божеству (Эх Хану, Мурдук Хану, Темир Хану, Эркен Хану,

Парчи Хану). А когда в доме появлялась невеста, то добавляли шестую

березку, которую ставили на расстоянии от остальных. На каждую из березок

привязывали белую и красную ленточки, а на шестую березку привязывали

белую и синюю ленточки, так как синяя ленточка символизировала другой

род, то есть невесту.

Шестую березку называли вдовьей. Помимо ленточек на нее привязывали

туесок, куда насыпали поджаренный ячмень или пшеницу, отруби и муку, а

сверху завязывали. Все это делалось для злых духов. А невеста должна была

заботиться о березке и туеске, меняя содержимое, иначе, верилось, что она

может стать вдовой. После, когда сын женился и отделялся от рода, возле

его дома тоже ставили березки,

Существовало ещё одно поверье, связанное с этими березками. Если в доме

что-то не ладилось, то хозяйка до восхода солнца или после его захода

обрызгивала березки парным молоком, которое никто не пил, если это не

помогало, то она обрызгивала их абырткой, водкой или вином.

Березки меняли каждый год, но делали это только мужчины. А старые

березки ожигали и сплавляли по реке. Эти березки и стали называть сомо,

как покровителей семейного очага.

Словарь.

Каганат – это государственное образование, во главе которого стоял ka-han,

то есть хан ханов.

Кам – колдун, знахарь, прорицатель.

Абыртка – древний опьяняющий напиток телеутов, делающийся с

добавлением луковиц, по типу самогона.

Курмач – это поджаренная ячневая или овсяная крупа.

ЭО, 2011 г., № 6 © Е.П. Батьянова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ У ТЕЛЕУТОВ В ХХ-ХХ1 вв.*

Ключевые слова: телеуты, национальные праздники, православие, шаманство, род (сеок), этничность, коренные малочисленные народы

В статье рассматривается история возникновения современных национальных праздников телеутов — одного из коренных малочисленных народов Южной Сибири. Показана генетическая связь этих праздников, с одной стороны, с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с массовым распространением среди них православия в конце XIX — начале XX в., а с другой стороны — с официальными праздниками советского периода. Анализируются структура и функции современных телеутских праздников. Отмечена организация телеутами в последние годы родовых съездов-праздников, а также праздников «коренных малочисленных народов».

Рост самосознания у народов России в годы перестройки и в первое постсоветское десятилетие сопровождался реанимацией и переосмыслением национальных обычаев, обрядов, повышением их социальной значимости. Особенно активно эти процессы проходили у народов, получивших в 1990-е гг. официальный этнический статус, утраченный в советский период. К таким народам, обретшим после долгого перерыва собственное этническое имя, относятся и телеуты1. С 1930-х гг. в паспортах и других документах телеуты обычно значились татарами, алтайцами, шорцами, хотя и сохраняли на своем языке собственное этническое имя — теленгет. В 1990 г. телеуты вошли в Список народов России, а позднее — и в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Распоряжение Правительства 2006). Несмотря на заметную тенденцию к ассимиляции, телеуты (преимущественно их бачатская группа)2 к началу 1990-х гг. сохраняли родной язык, фольклор, национальные обычаи, обряды, национальные одежду и пищу, а также прочие составляющие этнической культуры.

К официальным символам телеутской этничности, которыми в период перестройки стали их язык, фольклор, традиционные свадебные обряды, в начале 1990-х гг. добавились так называемые национальные праздники. В значительной части эти праздники были смоделированы клубными и музейными работниками, но основой для их конструирования послужили праздники престольные, которые пришли к телеутам с принятием ими православия3.

Об успехах, достигнутых к началу XX в. Алтайской миссией в приобщении ша-манистов-телеутов к православию, свидетельствуют отчеты и дневники миссионеров. Так, священник Гавриил Оттыгашев, служитель Бачатского отделения миссии, в своем отчете за 1905 г. отметил следующее:

«религиозно-нравственное состояние пасомых с каждым годом заметно улучшается: как обруселые, так и новокрещеные в воскресные и праздничные дни охотнее стали посещать храм Божий, с усердием молятся, всегда покупают и ставят перед икона-

Елена Петровна Батьянова — к. и. н., старший научный сотрудник отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: elena-batyanova@yandex.ru

* Статья подготовлена в рамках проекта «Коренные малочисленные народы города» (грант РГНФ № 10-01-00028а, рук. Д.А. Функ).

Гости на празднике «Ильин день», с. Беково Беловского р-на Кемеровской обл. Фото Н.С. Чебельковой, 2 августа 2009 г.

ми свечи, заказывают служить молебен, а иногда приглашают для служения молебна на дом, поминают своих умерших родственников, всегда приглашают священников к больным для напутствования, над многими просят совершать таинства елеосвещения, покойников своих всегда отпевают и часто хоронят с выносом; в летнее время поднимают из церкви иконы на свои поля» (ГААК 1. Д. 80: 2).

А.В. Анохин, проводивший этнографические исследования среди телеутов, писал в 1914 г., что «шаманисты Бачат тяготеют к церкви, положительно все ходят в храм, служат молебны, целуют крест и Евангелие, празднуют все церковные и гражданские праздники» (ГМАЭ 1. Д. 36: 4).

Рассказывая о религиозной жизни «инородческих общин» в этот период, исследователи и миссионеры непременно упоминают престольные праздники, официальный регламент которых включал посещение церковной службы, крестный ход, организацию угощения для бедных, нравоучительные беседы:

«Восьмое июня день храмового праздника… Служба была торжественная, народу было так много, что в церкви не могли все поместиться… Служба кончилась, народ вышел из церкви в радостном настроении духа. Около церкви … для присутствующих был устроен обед. Погода стояла прекрасная, весь народ был на улице» (ГААК 2. Д. 37: 2). «В престольные праздники для паломников устраивается кем-либо из прихожан мясной обед. В подражание крещеным такие обеды для православных делаются и некрещеными» (ГААК 2. Д. 42: 15 ). «По вечерам в воскресные и праздничные дни при стане в одном из инородческих домов устраивались членами причта внебогослужебные собеседования, куда хозяевами дома приглашались ближайшие соседи… кроме устной беседы читались статьи духовно-нравственного содержания из книг на алтайском языке и пелись стихи» (ГААК 1. Д. 113: 4).

На престольные праздники съезжались многочисленные гости со всей округи, устраивались народные гулянья. Миссионеры неодобрительно относились к этой традиции:

«В какой деревне с инородцами есть русские, там устраиваются съезжие праздники, на которых в продолжение нескольких дней идет попойка, пляска, песни, матерщина, ругань, драки и всякие безобразия» (ГААК 2. Д. 42: 16). «И богатый, и бедный, и сытый, и голодный — все положительно пьянствуют, а о нравственном ущербе нечего и говорить… Водка, гармошка, пьяные песни, отборная брань и пляска — вот все, что можно видеть на этих праздниках» (ГААК 1. Д. 68: 3).

В проведении телеутами разгульных съезжих праздников не только сказалось русское влияние, но и получил отражение их старинный обычай гостевания; на него обратил внимание А.В. Анохин (ГМАЭ 1. Д. 23), а позднее — А.Г. Данилин, который отметил, что телеуты тратят «очень много времени на посещение родственников в других улусах… Обычай заставляет принимать гостей как можно лучше, не останавливаясь перед затратами на угощение. Режут скот, в изобилии гонят или покупают араку. Гости с утра до вечера ходят из дома в дом; к ним примыкают и хозяева, и знакомые хозяев, которые накануне принимали гостей. И так в продолжение двух-трех недель» (ГМАЭ 2: 5). Гостевая церемония иногда завершалась камланием, устраиваемым специально для гостей.

В советское время, когда престольные праздники были официально объявлены вредными пережитками прошлого, у телеутов они продолжали сохраняться. Инструктор райкома, обследовавший в 1933 г. Бековский сельсовет, отметил, что 3 августа (т.е. на следующий день после престольного праздника в честь пророка Ильи) из 57 человек, числившихся в телеутском колхозе «Триер», на работу вышли только восемь, «а остальные пьянствовали» (ГАКО: 72). Автор настоящей статьи в ходе полевых исследований среди телеутов в 1970-х гг. обратила внимание на то, что местные власти порой весьма снисходительно относились к случаям невыхода телеутов на работу в дни престольных праздников, воспринимая эти праздники как национальные телеутские. Сами телеуты считали своими национальными праздниками не только престольные, но и все большие праздники православного календаря. С размахом праздновались Пасха, Сырная неделя (Масленица) — телгаяк (телеут.) — «катание», на Святках устраивались вечерки — колядо (телеут.)4.

Убеждение в том, что в дни православных праздников нельзя работать, поддерживалось типичными для народного православия представлениями о неизбежном наказании за это.

«У Прокопия, дедова брата, сын был Сатлай. Утонул он в реке. Вздумал на Троицу рыбу ловить. Так водяной су-энези наказал его за это — взял и стянул его в воду» (ПМА 1982). «В праздник ничего нельзя делать. Люди рассказывали: на Пантелеймон дочь с отцом метали стог. Дочь наверху была, потом стала спускаться — на вилы упала -нельзя в праздник работать» (ПМА 2010-1).

Конечно, общественная значимость престольных праздников в советский период существенно снизилась, но они оставались любимы в народе.

И в дореволюционный, и в советский периоды церковные праздники были вехами семейного календаря. До сих пор пожилые телеуты, вспоминая даты рождения или смерти родственников и знакомых или какие-то факты собственной биографии, ориентируются на даты церковного календаря:

«Моя мама точно не помнила, в какой день я родилась. Помнила только, что большой был перед этим праздник — Ильин день. Из Белово приезжали гости» (ПМА 2010-2). «Ахметовна умерла после Рождества. Какой большой праздник после Рождества бывает? А-а-а, Крещение! Вот вперед него она и умерла» (ПМА 2010-1).

В некоторых телеутских семьях до сих пор хранятся переписанные церковные народные календари. Один из таких рукописных календарей мне любезно позволила скопировать его владелица — 84-летняя жительница д. Шанда Анна Сидоровна Тарасова (1925 г.р.). Сама она в первый раз переписала этот календарь в 1964 г. в г. Гурьев-ске у русской женщины и постепенно дополняла его своими пометками, связанными преимущественно с народными приметами. Календарь был помещен в толстую тетрадь для записей, включающую воспоминания, размышления о прошлом и будущем, дневник А.С. Тарасовой, ее стихи на телеутском и русском языках и пр.

Странички календаря начинаются со слов (орфография автора. — Е.Б.): «Дети мои, не забывайте старые праздники… Я вам оставляю. 16 мая 2004 г., воскресение». Далее следует собственно календарь:

«7 января — «рожество»; 14 января — «старый Новый год»; 18 января — «заговение -пельменду»5; 19 января — «крещение»; 15 февраля — «встретение»; 14 марта — «Евдоке-ев»; 22 марта — «сорок святых»; 30 марта — «Алексей боже»; 7 апреля — «Благовещение»; 6 мая — «Егорьев день» — сеять капусту; 22 мая — «Никола весенни»; 7 июня — «Пар-дакай (Иванов день)»6; 7 июля — «Иванов купален день»; 12 июля — «Петров день» (велики); 21 июля — «Казанская боже мать»; 28 июля — «Кирика Улита» (велики); 2 августа — «Ильин день» (велики); 9 августа — «Понтилимон» (милосливый); 10 августа -«Смоленский» (строгий); 14 августа — «1 спас» (вели

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники ульяновска
  • Национальные праздники татарского народа сабантуй
  • Национальные праздники украины список
  • Национальные праздники татарского народа проект
  • Национальные праздники украины 2022