Национальные праздники удэгейцев

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные – тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров – подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам.

Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба. Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа еловека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают.

Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей. Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам.

Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах – пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по собому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов од особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели умирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

БЕРЕЗНИЦКИЙ С.В., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Институт

«Сагди дава. Большая рыба». Так называется традиционный ежегодный праздник удэгейцев Приморья. Проводится он перед началом захода на нерест кеты в реки на севере Приморья. Уже в течение нескольких лет его организует приморская краевая общественная организации коренных малочисленных народов «Кедр».

Река Аввакумовка вблизи поселка Ольга. Один из главных фрагментов национального праздника — обряд заклинания кеты. Голову и хвост первой рыбы, выловленной в самом начале путины, бросают в реку. По поверьям удэгейцев именно там живет душа рыбы. Ей обязательно надо объяснить, что рыбу берут только для еды. Большая рыба бывает не чаще раза в четыре года, поэтому надо ловить удачу. Ведь для коренных и малочисленных народов Приморья — это необходимый элемент питания на всю предстоящую зиму.

На такие праздники всегда собираются всей общиной. Взрослые варят уху, дети учатся бросать сети, соревнуются в ловкости.

Сегодня на территории Приморского края проживает порядка двух тысяч человек, представляющих коренные и малочисленные народы Приморья. В защиту их интересов и традицонного уклада жизни в прошлом году краевой парламент принял закон. Он позволяет более детально учитывать особенности их жизненного уклада. Благодаря тому, что в своей повседневной жизни представители старшего и среднего поколения бережно хранят вековые традиции своих предков, сегодня в Приморском крае оказывается финансовая поддержка общественным организациям, объединяющим эти народы.

Одним из самых ярких событий минувшего лета стал Международный день коренных малочисленных народов. Он состоялся в поселке Михайловка Ольгинского района. Здесь был и концерт «Вслед за солнцем!», и шаманские обряды, и демонстрация новых достижений в сохранении традиций национальной культуры.

Между тем в эти дни повседневный быт северян уже вовсю окрашен особенностями осени. Надо закупить все ингредиенты, чтобы приготовить всё необходимое для главного блюда на столе жителей севера Приморья.

Источник: «Вести:Приморье» [ www.vestiprim.ru ]

Удэгейцы — любопытные факты о «первобытных коммунистах»: история, культура, быт, традиции

  • Территория проживания
  • Демография
  • Происхождение
  • Внешность
  • Самоназвание
  • Лесной коммунизм
  • Удэгейский язык
  • Религия и верования
  • Праздники
  • Семья и быт
  • Питание
  • Жилище
  • Одежда
  • Транспорт
  • Традиционные занятия

У берегов Японского моря на Дальнем Востоке живут удэгейцы – представители древнего народа таежных охотников. Здесь нет нефти и газа, но есть земля, богатая другими природными ресурсами. Интересные факты об истории и традиционных занятиях этноса – в материале 24СМИ.

Территория проживания

Сихотэ-Алинский горный хребет тянется вдоль Японского моря по административной территории Хабаровского и Приморского краев. Его склоны покрывает один из крупнейших лесов умеренного пояса, расположенный в Северном полушарии. Неудивительно, что здесь со времен палеолита живут племена охотников.

Юг и центральная часть района до высоты 500 м покрыты хвойно-широколиственными лесами, в которых преобладает маньчжурская растительность. В северной части произрастают хвойные леса. На высотах от 500 м лежит горная тундра.

Национальный парк "Бикин" - вид на реку Бикин (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бикин_(национальный_парк)#/media/Файл:Вид_на_долину_р._Бикин_с_видовой_площадки_(гора_Клин).jpg)

Национальный парк «Бикин» – вид на реку Бикин / Фото: Wikipedia.org

Демография

Согласно результатам переписи населения, в России удэгейцы живут в Приморском и Хабаровском краях. Всего в 2010 году зарегистрировано 1453 человека. Места с наибольшей численностью коренного населения:

  • Гвасюги и Арсеньево в Хабаровском крае;
  • Агзу, Красный Яр, Олон в Приморском крае.

Самая многочисленная группа удэгейцев живет в деревне Красный Яр, построенной на реке Бикин. Реку называют «русской Амазонкой» из-за большого количества заломов и богатого животного мира. Здесь расположен один из самых древних участков леса. В Красном Яре проводят множество национальных фестивалей, снимают фильмы на историческую тематику, а его жители до сих пор чтят древние традиции.

До начала XX века этнографы не выделяли удэгейцев в отдельный народ, объединяя их с орочонами (орочами). Первым, кто выделил их в отдельный этнос, был Сергей Браиловский. Он же обосновал название народности (удэхэ, удихэ и т. д.). Начиная с 1930-х годов термин стал общеупотребительным.

Происхождение

Антропологически удэгейцы – это монголоиды байкальского типа. Они пришли на Сихотэ-Алинь в эпоху палеолита из Юго-Восточной Азии. В разные периоды население региона пополнялось пришельцами с запада. В результате формировались новые культуры, ассимилировавшие предыдущие этносы.

Удэгейцы считают себя потомками чжурчжэней. Это племена, заселившие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая в X–XV веках. Конец империи чжурчжэней положили монголы. Они использовали тактику выжженной земли, убивая всех людей, сжигая города и посевы. Выжившие бежали в горы Сихотэ-Алиня, смешивались с местными племенами и со временем стали удэгейцами. Они селились кланами вдоль рек, строили хижины и охотились на лесную дичь с луками и стрелами.

Мифологическими предками удэгейцев считаются тигр и медведь, а колыбелью этноса – бассейн реки Бикин. Происхождение людей объясняется разными легендами. По одной из них, в лесу оказались двое сирот – мальчик и девочка. Девочку усыновили медведи, а мальчика – тигр. Когда дети выросли, то девочка вышла замуж за волка, и они стали прародителями удэгейцев, а мальчик женился на тигрице, но детей у пары не было.

Внешность

У удэгейцев монголоидная внешность, но более светлая кожа и менее темные глаза и волосы. Основные черты внешности:

  • низкий рост или средний;
  • коренастое телосложение;
  • овальное лицо;
  • брови прямые, образующие домик;
  • небольшой нос;
  • выраженные скулы;
  • тонкие губы;
  • глаза темные или светлые;
  • волосы прямые, мягкие, темные.

Удегейский национальный костюм (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Udeghe#/media/File:В._К._Арсеньев_в_удэгейском_костюме_(в_центре)_и_удэгейцы_с_реки_Анюй..jpg)

Удэгейский национальный костюм / Фото: Wikimedia.org

Самоназвание

Принимая во внимание сложное происхождение этноса, становится понятным отсутствие единого самосознания и названия. Кланы пользовались обозначениями по территориальной принадлежности. В бассейне реки Бикин живут бикинки, в бассейне реки Анюй – анюйки и другие. Соседние племена маньчжуров и орочей называли их «кекари». Китайские источники использовали обозначение «та-цзы», что значит «рыбокожие люди». Местные реки наполнены рыбой, что и отметили в манускриптах китайские историки. Браиловский по такому же принципу создал собственное название, которое переводится как «лесные люди».

Лесной коммунизм

Русский исследователь Владимир Арсеньев, занимавшийся изучением быта удэгейцев, называли их «первобытными коммунистами» задолго до Октябрьской революции, что не вызывает удивления, учитывая отношение представителей коренного народа к материальным ценностям.

Коммунизм – идеология, основанная на идее о том, что ресурсы должны делиться поровну. Это ближе к ценностям удэгейской культуры, чем капитализм, который ценит конкуренцию. Но коренные народы не берут из природы больше, чем могут использовать. По их верованиям, это наказуемо. Хозяин тайги пошлет тигра Амбу и уничтожит такого человека. По поверьям, амурский тигр нападает только на жадных и злых людей, к остальным он даже не выйдет.

Бартерная экономика удэгейцев сделала шаг назад по сравнению с экономикой империи чжурчжэней и утратила потребность в развитии. В СССР коренной народ и власти пришли к консенсусу. Удэгейцы получили в распоряжение лес площадью до 10 000 кв. км и возможность заниматься исконными промыслами: охотой, сбором полезных растений. В приморской тайге не построены поселки с современными домами, а у жителей не появились снегоходы, но у удэгейцев нет и проблемы алкоголизма, свойственной другим северным народностям.

Единственная проблема – малочисленность этноса. Удэгейцы постепенно растворяются в русской культуре. В начале 1980-х удэгейский язык считали родным 31% жителей региона. При этом из них на русском говорили 94,1%. Как и везде в СССР, в 1930-х стали развивать национальные языки, разработали письменность, выпустили учебники. Потом процесс затих. В настоящее время удэгейский преподается в нескольких школах, но перспектив его преподавания нет.

Удэгейский язык

Относится к амурской группе в тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. Содержит много заимствований из нанайского языка. Например, banixe, означающее «спасибо», на нанайском звучит banixa. Считается, что язык жителей бассейна реки Бикин – это результат ассимиляции двух языков. Удэгейский оказал влияние на фонетику, удалив редуцированные и носовые звуки, а бикинский диалект нанайского усовершенствовал лексику таежных охотников. В настоящее время письменный язык существует в двух вариантах кириллицы: петербургском и хабаровском.

Читайте такжеНенцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: история, традиции, обычаи

Религия и верования

Удэгейцы практиковали шаманизм. Верили, что мир населен духами. Главные – духи тайги. Они посылают удачу. Хозяин тайги, по их поверьям, жил так же, как обычный охотник. Обитал на высокой горе. Внешне походил на человека, но с одной рукой и одной ногой. Вторая часть невидима и находится в мире духов.

Интересно, что некоторые племена чжурчжэней тоже практиковали шаманизм, но главным божеством был не Хозяин тайги, а Хозяйка неба. «Цивилизованные» чжурчжэни из династии Цзинь исповедовали буддизм. Слово «шанман» на их языке обозначало «колдун».

Чтобы перевоплотиться в духа, шаман проводил обряд камлания. Для этого надевал специальную маску – хамбабу. Маски изготавливали из дерева. Наносили защитный узор на личину, обшивали мехом.

Удэгейцы веками поклонялись тигру как божественной сущности. Чтобы задобрить зверя, на его следы клали листья табака и кусочки мяса. Увидев след, просили у тигра удачи в охоте.

К сожалению, в Китае тигр очень ценится как источник сырья для народной медицины. Используют шкуру, кости, гениталии. Кости измельчают и используют для приготовления «тигриного вина». Его продают по 100 долларов за фунт (0,45 кг). Российские законы запрещают убивать амурских тигров. Зверь с 1947 года внесен в Красную книгу СССР и ее международный эквивалент, но браконьерам это не слишком мешает.

Амурский тигр (https://ru.wikipedia.org/wiki/Амурский_тигр#/media/Файл:P.t.altaica_Tomak_Male.jpg)

Амурский тигр / Фото: Wikipedia.org

Праздники

Для охотников не так важно положение солнца, как для аграриев. Важнее охотничья удача. Поэтому удэгейские праздники связаны с циклами миграции дичи либо с удачным завершением охоты.

Приморские удэгейцы отмечают Сагди Дава – «праздник большой рыбы». В этот день в реки приходит на нерест кета. Вес рыбины достигает 15 кг, а длина – 1 м. Голову и хвост выловленной кеты бросают обратно в воду под ритмичные удары бубнов. Это приношение духу и оплата за удачную рыбалку. Традиционные блюда на Сагди Дава готовят из рыбы: обжаривают, варят. Таежные охотники после удачной охоты тоже устраивают празднества.

Охотничья музыка представляет собой звукоподражание животным. Применяют такие звуки и для привлечения птиц. Голосовое пение сопровождает обряды и представляет собой певучую форму заклинания. Икэ – пение со спонтанным текстом, зари – с точным, как христианская молитва.

Сопровождает такое пение игра на музыкальных инструментах: бубенчиках (конокто), бамбуковом варгане (кункай), свистковой флейте (пупан). Церемониальная музыка исполняется шаманом на празднике или при проведении обряда. Является формой обращения к почитаемому животному с целью добиться благосклонности. Сопровождается ударами в барабан.

Семья и быт

Во главе удэгейского рода стоит мужчина – старейшина. Его выбирают из числа наиболее уважаемых людей в роду. Он выступает судьей и администратором. Разрешает конфликты, назначает наказание, исходя из родовых правил. При возникновении спора между неродственными семьями его разрешает старейшина из нейтрального рода.

У удэгейцев был обычай кровной мести, но он отличался от аналогичного у жителей Кавказа. Вокруг поселений древние охотники выкладывали каменное основание, на которое устанавливали стены из бревен, создавая форт для защиты от набегов кочевников-монголов. Обиженный род мог пойти мстить обидчику. Для этого предстояло одолеть преграду-заграждение. Если за это время у нападающих закончится еда, то осаду снимали и мстить дальше не разрешалось. Если же селение взяли, то убивать женщин и детей запрещалось.

Браки были договорными. За невесту полагалось внести выкуп. Платили его шкурками животных, тканями, позже стали отдавать деньги. Родители договаривались о браке еще в младенческом возрасте детей. Девочек отправляли в семью будущего мужа в возрасте 4–5 лет. Там она обучалась женским премудростям по ведению хозяйства, но большинство в брак вступало в 12–15 лет.

Рожала женщина в специальном шалаше вдали от поселения. Роженица жила в нем до того, пока ребенку не исполнится месяц. Навещала ее только повитуха.

Умершего сородича хоронили в гробу, выдолбленном в стволе дерева. В землю не закапывали, а ставили в специальной палатке на ножках или на дереве. Ее разновидность – избушка на курьих ножках из русских народных сказок. Смысл устанавливать гроб на дерево заключался в том, что душа возвращалась в небесное царство. Чаще всего деревом становилась ель – одно из самых высоких растений в таежном лесу. С собой покойнику ставили еду. В XX веке клали табак, спички и даже деньги.

Удэгейские мифы гласят, что, попав в загробный мир, душа проживает обычную жизнь, как на земле, а затем наступает смерть в верхнем мире. Душа превращается в птицу и попадает в подземный мир, где питается углями. Там царит вечная тьма. Заканчивается этот этап, когда божество подземного мира, старуха Тагу, найдет птичку, выходит и отправит на землю, чтобы цикл начался заново.

Питание

Основа рациона охотника – мясо животных и рыба. Их дополняли семенами растений и грибами. Истоки кулинарных традиций – в кухне чжурчжэней, которые готовили очень много блюд из рыбы. Начиная с XVIII века прибавились русские кулинарные традиции. Теперь в меню есть пельмени с рыбой и сугдя-силени – уха. Пельмени готовят из соленого мяса кеты. Подают с маслом или жиром. Традиционные национальные блюда готовят только на праздники.

Жилище

Тип жилья удэгейцев часто менялся. Охотники строили деревянные двускатные шалаши и полуземлянки. Хижины древних людей крылись берестой и устанавливались на треногах у водоемов. Начиная с XIV века они стали строить первые постоянные поселения. С появлением постоянных поселений перешли на сооружение свайных срубных домов.

Стойбище удэгейцев 1906 г (https://ru.wikipedia.org/wiki/Удэгейцы#/media/Файл:Один_из_первых_фотоснимков_удэгейского_стойбища,_сделанный_В._К._Арсеньевым,_с_его_автографом._1906_г.jpg)

Стойбище удэгейцев, 1906 год / Фото: Wikipedia.org

Одежда

Удэгейцы носят одежду из ткани, похожую на кимоно. Мужское кимоно длиной до колен, женское – длиннее. Под халат надевают узкие штаны и обувь из кожи. В холодное время года носят меховые куртки, круглые шапки с беличьим хвостом и варежки. Национальный костюм украшают вышивкой бисером. На рукавах и кромке халата встречается аппликация мехом или вышивка. В орнаменте преобладают растительные мотивы.

Женщины и мужчины не стригут волосы, заплетая их в косы. Прическу украшают накосниками из бус и монет.

Транспорт

Главное транспортное средство – бат. Это лодка-долбленка, которую используют для сплава по реке. Первоначально ее делали из целого бревна. Потом начали использовать сборную конструкцию: длинные борта и распорки между ними. Нос челна загибали вверх, чтобы не черпать воду. Обтягивали шкурами.

В лесу охотники использовали лыжи. Их подбивали камусом (шкурой с голени оленя) для того, чтобы, передвигаясь в горах, не соскальзывать со склонов. До сих пор современным горным лыжам таежные охотники предпочитают традиционный вариант. Он лучше приспособлен к местным условиям.

Традиционные занятия

В отличие от соседей, нивхов и нанайцев, образ жизни удэгейцев тесно связан с тайгой и охотой. Они кочевали, но не разводили оленей, в отличие от других таежных жителей. Охотились ради мяса, меха и рогов. Сначала с луком и стрелами, затем перешли на ружья. Летом ловили рыбу. Кроме охоты и рыбалки практиковали собирательство — собирали корень женьшеня. Растения и рога продавали китайцам, использующим их в народной медицине.

Если найденный корень оказывался неподходящего размера (маленький), то охотник высаживал его обратно и запоминал место, чтобы вернуться через год, когда корневище подрастет. У места посадки на дереве ставились зарубки для того, чтобы тот, кто найдет женьшень после первого «владельца» не трогал чужую собственность.

В 1930-х годах советская власть собрала удэгейские кланы в деревни на русский манер. Традиционные ремесла и промыслы сделали кооперативами. На меха, женьшень, ягоды ввели нормы и обязали сдавать государству. Взамен платили жалование. Поэтому из большинства национальных промыслов сохранилась только охота.

Читайте такжеСибирь — кладовая природных ресурсов России: факты о регионе

В XXI веке удэгейцы продолжают использовать ресурсы тайги в качестве основного источника дохода, так же как это делали их предки. Мужчины предпочитают оставаться в поселках и вести традиционный образ жизни, но женщины выбирают переезд в город, где лучше условия проживания. Считается, что среди северных народов России удэгейцы лучше других адаптированы к жизни в новых экономических и социальных условиях.

Вблизи поселка Ольга ежегодно в сентябре отмечают удэгейский праздник «Сагди-Дава». Его название переводится на русский как Большая рыба.

У удэгейцев преобладают традиционные верования — анимизм и шаманизм. Среди духов особое место занимает Мамаса давани — хозяйка лососевых рыб. Праздник «Сагди-Дава» посвящен началу путины — ловли кеты.

Удэгейцы сохранили легенду, в которой рассказывается о людях, нарушивших запрет бережного отношения к рыбе: «…Хозяйка кеты Мамаса давани добрая была <…> Рыбы было так много, что люди Огдони забыли о законе, стали они ловить ее, обрежут у нее со щечек мякоть, а все остальное бросали в воду. <…> Увидела хозяйка, что люди Огдони нарушили закон, крепко обиделась на них. На следующий год люди Огдони ждут кету, а ее нет. Плохо им стало, есть стало нечего. Умирать стали. Все вымерли».

Раньше перед ходом красной рыбы удэгейцы обязательно совершали обряд. Они ставили на песчаной отмели жертвенник — колышек, вбитый в землю. Сверху покрывали плоским камнем, символизирующим стол, и клали жир, кусочек лепешки, табак и спички. Это было жертвоприношение духам. Только через один-два дня приступали к промыслу. Отпускать раненую рыбу, съедать голову и выбрасывать тушку запрещалось. Удэгейцы считали, что, если нарушить этот обычай, можно лишиться покровительства добрых духов.

В наше время шаман заклинает рыбу и призывает духов воды. Он объясняет, что еды берется ровно столько, сколько необходимо. После этого мужчины начинают соревноваться в ловкости и силе: метать копья, стрелять из лука, прыгать через нарты. Так они показывают, что полны сил и здоровья, чтобы ловить кету.

Vladivostok Ice Run (6+)
#БЕГУПОМОРЮ

осталось 16 дней

Традиционный праздник удэгейцев состоялся в Приморье

«Сагди дава. Большая рыба». Так называется традиционный ежегодный праздник удэгейцев Приморья. Проводится он перед началом захода на нерест кеты в реки на севере Приморья. Уже в течение нескольких лет его организует приморская краевая общественная организации коренных малочисленных народов «Кедр».

Праздник прошёл на территории Центра сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края «ТЭМУ» (Ольгинский район) 19 сентября.

Перед началом праздника состоялась лекция от научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов ДВ ДВО РАН, А. П. Самара о коренных малочисленных народах Приморского края.

После чего состоялось торжественное открытие праздника.

Мероприятие проводится Союзом коренных малочисленных народов Приморского края, в рамках проекта «По Земле Удэге» реализуемого с использованием краевой субсидии.
Концертная программа подготовлена Приморским краевым Центром народной культуры (г. Владивосток). Во время праздника была организована уха, чай, прошли соревнования по национальным видам спорта, обряд шамана.
Отметим, один из главных фрагментов национального праздника — обряд заклинания кеты. Голову и хвост первой рыбы, выловленной в самом начале путины бросают в реку. По поверьям удэгейцев именно там живет душа рыбы. Ей обязательно надо объяснить, что рыбу берут только для еды. Большая рыба бывает не чаще раза в четыре года, поэтому надо ловить удачу. Ведь для коренных и малочисленных народов Приморья — это необходимый элемент питания на всю предстоящую зиму.

На такие праздники всегда собираются всей общиной. Взрослые варят уху, дети учатся бросать сети, соревнуются в ловкости.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

© 2005—2023 Медиахолдинг PrimaMedia

В Приморье ежегодно проходит традиционный праздник удэгейцев «Большая рыба». Проводится он перед началом захода на нерест кеты в реки на севере края.

Сегодня на территории Приморского края проживает порядка двух тысяч человек, представляющих коренные и малочисленные народы Приморья. Сохранение культуры, жизненного уклада – одна из важных составляющих в работе общественников, административных органов.

Национальный праздник «Сагди Дава» (Большая рыба) пройдёт уже в эту субботу, 18 сентября, в Ольгинском районе Приморского края.

Для того, чтобы улов был удачный, шаман взывает к духам воды. Рыба нужна людям, это еда, запасы на зиму. Но «Сагди Дава» – это не только рыбалка. Это еще богатство культуры, уникальная кухня. Участники праздника охотно демонстрируют гостям свой уклад жизни, предметы быта, приглашают к столу продегустировать свои блюда. Можно посетить и один из местных мастер-классов, где здешние умелица расскажут секреты своего мастерства по выделке шкур, нанесению узора, как сделать фигурку из дерева и т.д. Тут же проходят соревнования, где все желающие соревнуются в силе и ловкости. Выступают творческие коллективы.

Гости соберутся на территории Общины коренных малочисленных народов Приморского края «Родник» Центра культуры «ТЭМУ».

В программе: выступление творческих коллективов Ольгинского, Кавалеровского и Красноармейского районов, казаков Станицы «Радонежская», участие в национальных играх, обряд поклонения «Духу Воды», а также фотозона, где каждый гость сможет примерить на себя удэгейский халат.

Праздник «Сагди Дава» является важным культурным наследием удэгейского народа и означает начало клёва и сезона лова рыбы. Мероприятие проводится в рамках проекта «По следам Удэге».

Телефон для справок: +7 (908) 966-25-93.

Источник: 

Фото: Союз коренных малочисленных народов Приморского края

Ссылки по теме: 

  • Туризм, мастер-классы, сохранение ремесел – этнокультурный центр «Удэгейский мастер» начал свою работу
  • За впечатлениями и приключениями к удэгейцам едут россияне и иностранцы
  • В Приморье появится музей Уссурийской тайги
  • Представители коренных народов стали экскурсоводами нацпарка «Бикин»
  • День Бикина – праздник культуры и истории малочисленных народов Русской Амазонки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники удмуртов кратко
  • Национальные праздники татар даты
  • Национальные праздники удмуртии список
  • Национальные праздники тамбовская область
  • Национальные праздники уганды