Национальные праздники уйгурского народа

Уйгуры - история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов.

Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы — чантоу, монголы — хотонами. На протяжении долгого времени страна, которую образовали племена уйгуров, называлась Уйгурстан или Уйгуристан, Могулия, Кашгария, Малая Бухария и Восточная Татария.

Где живут

В Китае уйгуры являются вторым крупнейшим тюркским мусульманским народом. Они населяют основные территории северо-запада КНР, пограничные районы Киргизии и Казахстана. В Турции существует крупная диаспора уйгуров. Есть такие общины и в ОАЭ, Пакистане, Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, России, Австралии и Японии. Уйгурские общины образуют традиционные самоорганизации, составляющие один или несколько кварталов в городе под названием малля. Во главе стоят старшины жигит-беши, которых народ выбирает сам. Обычно такие общины являются членами уйгурских общественных организаций, объединенных во Всемирный уйгурский конгресс.

Численность

В Китайской Народной Республике проживет около 11 миллионов уйгуров. 7 000 человек — на юго-востоке КНР в провинции Хунань. За пределами Китая проживают около 5 000 человек, большая часть из них заселяет сопредельные с Китаем страны Средней Азии, где их насчитывается более 300 000: 248 000 в Казахстане, 50 000 в Киргизии, 20 000 в Узбекистане и около 3 000 в Туркмении.

Название

Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:

  • по версии тюркского филолога Махмуда Кашгари, Александр Македонский называл противостоящих ему в Центральной Азии всадников «худхуранд», что переводится как «подобные соколу, от которых ни один зверь не может ускользнуть». Со временем это слово сократилось до «худхур», которое позже превратилось в «уйгур»;
  • историк Абулгази в своей летописи «Родословное древо тюрков» вывел этот этноним из тюркских корней и писал, что словом «уйгур» племена назвал легендарный герой и прародитель огузских племен Огуз-хан. В переводе с тюркского он означает «сторонник, присоединившийся, идущий вслед».

История

Исторически этнос уйгуров был образован из территориально отдаленных друг от друга групп населения, которые часто были разного этнического происхождения. Все они проживали на территориях региона Восточного Туркестана. И сегодня уйгурский этнос делится на большое количество этнографических групп:

  • лобнорцы
  • доланы
  • турфанцы
  • хотанцы
  • кашгарцы
  • аксуйцы
  • комульцы
  • яркендцы
  • чугучакцы
  • атушцы
  • учтурфанцы
  • кульджинцы
  • полурцы
  • мачины
  • абдалы
  • корлинцы
  • кучарцы

У каждой группы свои особенности культуры. Основная часть этносов была сформирована как этно-территориальные группы, из-за большого расстояния между оазисными древними поселениями, которые разделялись между собой непригодными для жизни человека частями пустыни Такла-Макан. Некоторые образовались в результате племенного деления.

Китайские генетики провели исследования, которые показали, что уйгуры на 60% принадлежат к европеоидной расе и на 40% — к монголоидной. По их оценке, смешение произошло около 126 поколений назад (2520 лет назад). Позже они провели другую научную работу, которая показала 30% принадлежности к европеоидной расе. Детальные исследования выявили, что народность уйгуры состоит из многих компонентов в разных пропорциях. Процент европеоидной и монголоидной рас отличается в зависимости от места жительства уйгуров. Генетически уйгуры больше схожи с жителями Восточной Азии.

Внешность

Уйгуры шьют одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Праздничную одежду изготавливают из шелка, сукна и бархата. Лобнорцы носят одежду, пошитую из кендыря. Зимой надевают халаты, подбитые шкурками уток. Таглыки раньше производили ткани и одежду из шерсти.

В качестве нижней одежды мужчины носят длинные распашные рубахи с широким длинным рукавом и очень широкие шаровары, которые собираются на шнурке в области пояса. Турфанцы надевают под рубаху короткую рубашку до пояса (калта хантай). Верхним платьем служит халат чапан различных цветов и стеганая на вате, короткая кофта хамча. Чапан шьют на подкладке и покрывают хлопчатобумажной материей, полосатой или темного цвета. У горла и на груди есть застежки, иногда пришиваются пуговицы на шнурке, сложенном вдвое. Пришивается такой шнурок по всей ширине борта. С другой стороны халата он заканчивается петлей.

Зимой уйгурские мужчины носят штаны с ватной подкладкой, подбитые мехом широкие кожаные штаны, бараньи шубы. При езде верхом в штаны заправляют полы шубы или халата. Халат, рубаху и кофту зимой подвязывают поясом, сделанным из свернутого платка. Иногда с левой стороны к поясу подвешивали нож в ножнах, трубку с кисетом или платок. На ноги обувают кожаные чувяки, сафьяновые или кожаные мягкие ичиги красного или зеленого цвета. Если нужно было выйти на улицу, на них надевали галоши (кепиш). Многие носили кожаные, очень высокие сапоги на каблуке с языком спереди, который закрывал колено. На ноги надевали чулки из маты, в холодную погоду их заменяли шерстяными чулками (пайпак).

Головным убором уйгурам служит тюбетейка (борюк, или допа). Старинные вышивные тюбетейки состояли из широкой части цилиндрической формы, с конической или круглой верхушкой. По краю тюбетейку обшивали полоской из вышитой материи. Сегодня все чаще носят квадратные небольшие тюбетейки. Теплые шапки тумаки изготавливают с меховым околышем и на меховой подкладке из выдры и барашка.

Женская национальная одежда состоит из длинного платья туникообразного прямого кроя на кокетке, с прямыми проймами для рукавов и стоячим воротником. Рукава шьются длинными и широкими, иногда с манжетами. Сверху платья надевают безрукавку, которая обшивается каймой в области бортов и воротника. Шаровары снизу широкие и перехвачены у щиколотки, иногда украшены снизу цветной лентой или вышивкой. У платья спереди есть застежка. Раньше девушки носили платья с разрезом в области плеч, а борта и ворот обшивали по разрезу цветной тесьмой, завязывали тесемками или застегивали пуговицами. Замужние женщины из Хотана и Курля, у которых есть дети, украшали платья в области груди нашивками из лент.

Верхняя одежда женщин от мужской отличается отсутствием пояса и более яркими цветами. Помимо стеганой короткой кофты, женщины носят безрукавки и кофты маньчжурского кроя, которые отличаются вырезом ворота и широкой правой полой. Зимняя одежда от мужской не отличается. Бедняки часто носили одну шубу на двоих. Маленьким детям шьют комбинезоны, в которых вместе соединены рубашка, чулки и штаны.

Женщины заплетают волосы в косы. Раньше девушки делали прямой пробор, на лбу оставляли челку и заплетали пять кос. Две косы женщинам разрешалось носить только после рождения ребенка или проведения особого обряда плетения волос. В Турфане такая прическа разрешалась после рождения троих детей. В концы кос вплетаются шелковые черные шнурки с кистями. Иногда вместо них вплетают шелковые шнурки и кисти черного цвета, украшенные ювелирными серебряными подвесками. На голову девушки и женщины надевают тюбетейки, которые от мужских отличаются более богатой вышивкой с бисером и бусами. В холодное время года носят меховые шапки с более широким околышем, чем на мужских. На спину из-под шапки спускается большое покрывало белого цвета, выполненное из маты или кисеи. С передней стороны из-под шапки опущен белый платок из прозрачной кисеи, часто окаймленный кистями и вышитый по краям. Женщины из богатых семей носили шапки с меховым околышем.

Лобнорские женщины поверх шапки накидывают белое покрывало и повязывают его ниже подбородка. В 19 веке уйгурские женщины еще носили шапочки из утиных и лебяжьих шкурок перьями наружу.

Одежду украшают пуговицами, отделанными серебром или золотом, очень часто на одежде делают вышивку в области ворота, кантов и кокетки платья. Из украшений женщины носят кольца с полудрагоценным или драгоценным камнем, браслеты и серьги из драгоценных металлов. Популярны коралловые и стеклянные бусы.

Язык

Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.

Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:

  1. лобнорский
  2. центральный
  3. хотанский

Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.

С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.

Религия

Древние уйгуры исповедовали буддизм, тенгрианство и манихейство. В 10 веке, в период караханидского правления, часть уйгуров приняла ислам. Сегодня основная часть верующих уйгуров мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Жизнь

Уйгуры издавна занимаются земледелием, торговлей, различными ремеслами, отгонным и пастбищным животноводством. Лобнорские уйгуры занимаются охотой и рыболовством.

Жилище

Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.

Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.

Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.

Еда

Блюда уйгурской кухни очень разнообразны и у каждого есть своя символика. Холодные блюда делятся на 2 вида: из обжаренных и вареных овощей, блюда из сырых овощей. Салаты заправляют маслом, уксусом и приправами. Из овощей едят редис, огурцы, помидоры, морковь, капусту, редьку, перец, из бобовых — проросшие бобы и фасоль.

Особое место в кухне занимает блюдо гуль тавак, готовят его из овощей, мяса и приправ. Выкладываются ингредиенты в виде цветка. Из первых блюд популярны бульоны, супы с овощами и рисом. Супы с лапшой бывают двух видов: с поджаркой и бульонные. Уйгуры называют такие блюда едой уставших и едой-отдыхом. Приправляют их свежей зеленью и кореньями. Очень популярное и любимое у этого народа блюдо лагман. Состоит оно из длинной лапши и специально приготовленной подливы. Называют лагман блюдом любви. В зависимости от времени года лагман делится на 4 вида, которые отличаются ингредиентами подливы.

Манты готовят на пару в специальных приспособлениях с решетками. Тесто для мант может быть пресное, дрожжевое или кислое. Начинка тоже различная: тыква с луком, мясом, клевер, инжир, айва, овощи, зеленый лук. Готовят уйгуры пельмени чощуря, которые подают молодоженам на второй день свадьбы как символ благополучия и многодетности.

Часто, особенно по праздникам, уйгуры готовят плов, заправляют его изюмом и чесноком. На праздники специально для этого приглашают повара ашпаз. Одно из самых почитаемый древних блюд уйгуров — самса. Это пирожки с начинкой из фарша, лука, овощей, тыквы и фруктов. Готовят их в специальной печи конусообразной формы, в которой выпекают хлеб. Популярен у уйгуров мясной хлеб «гощ-нан», чебуреки «поря» и хлеб-рулет «олух нан».

Особым мастерством нужно обладать для приготовления блюда опкя-есип — начиненные легкие. Когда уйгуры режут теленка, ягненка или барана, они стараются не задеть легкие ножом. Их начиняют смесью из молока, масла, яиц и теста, для этого легкие надувают и только потом вливают в них начинку через сито. Отверстие туго перевязывают и опускают легкие в кипящую воду.

Хлеб пекут из пшеничной и кукурузной муки в виде лепешек. В уйгурской кухне существует более 40 вариантов приготовления хлеба. В казане пекут сдобные слоеные лепешки и блины. На праздники в котле пекут печенье различных сортов.

В рационе уйгуров очень важную роль играет чай. Пьют его с солью, молоком, приправляют сливками, сливочным маслом и сметаной. Напиток разливают в большие пиалы. С жирными заправками чай пьют в основном на завтрак, после обильной пищи пьют черный чай со сладостями. Ферганские уйгуры любят зеленый чай.

Культура

Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.

Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:

  • дутар
  • гиджак
  • тамбир
  • равап
  • сатар
  • дап
  • най

Популярный уйгурский танец — санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама — групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.

Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.

Традиции

У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов — взаимная поддержка и помощь всем членам союза.

Еще одна традиция мяшряп — старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.

У уйгуров Восточного Туркестана есть традиция повседневного ношения холодного оружия — национального ножа пчак. В течение столетий пчак был символом мужчины и традиционным холодным оружием уйгуров. Даже мальчикам младенцам в колыбель под подушку кладут пчак. Изготавливают эти ножи семьи ремесленников в течение многих поколений. Самый известный район изготовления пчаков — уйгурский древний город Янгигисар. Здесь почти все население занимается этим ремеслом.

У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо — имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.

Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.

На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.

KAZ|UZB

Казахстан считается гостеприимной и многонациональной страной, но о культуре народов, которые живут с нами бок о бок, мы знаем не так много.

Пока пандемия окончательно не изменила их традиционные устои, при поддержке Европейского Союза мы решили рассказать об обычаях наших соотечественников: казаков, узбеков, корейцев, уйгуров и турков.


Впервые уйгуры начали заселять территорию Казахстана в 1860-1880 годах после подавления национального восстания в Китае. Сегодня они входят в пятёрку самых распространённых национальностей страны, населяя в основном Алматинскую область.

В этом году пандемия внесла большие корректировки в привычную жизнь уйгурской народности. Массовые праздники сменились небольшими семейными обрядами, а этнокультурные организации перешли на дистанционный формат работы.

Так случилось и с республиканской общественно-политической газетой «Уйгур авази». Со слов главного редактора Ершата Асматова, сейчас работается сложнее, но команда старается не отставать от общественной жизни и принимает активное участие в онлайн-мероприятиях Ассамблеи народов Казахстана.

Во время карантина редакция стала освещать больше новостей о пандемии в стране, а корреспонденты из разных районов Алматы делали репортажи с блокпостов и освещали их в каждом номере газеты.

  1. Жут

    Где бы ни проживали уйгуры, они создают местную общину жут, которую также называют «махалля». В каждой общине выбирают главу — своеобразного старосту. Он является главным организатором всех мероприятий в общине, включая ритуальные: свадьбы, обрезание, поминки и так далее.

    Глава именуется «жигит-беши» — главой джигитов. Им становится самый авторитетный человек с ораторскими и организаторскими способностями.

    В Казахстане эта неоплачиваемая общественная должность имеет определённую иерархическую структуру: жигит-беши выбирают Совет жигит-беши, который входит в Республиканский этнокультурный центр уйгуров Казахстана.

  2. Машрабы

    Мужские собрания увеселительного характера, которые в традиционном обществе организовывались после сбора урожая примерно раз в месяц. Машрабы также выполняют коммуникативную, просветительскую, воспитательную функцию в обществе.

    В народе говорили «отдай сына сначала в школу, потом в машраб». О человеке, который не знал обычаев и традиций, говорили «не видевший машраб человек».

    Мужские собрания объединяют людей по разным признакам: их могут создавать ровесники, родственники, коллеги по работе, соседи. Проходят они в три этапа:

    — Во время первого исполняются песни, рассказываются шутки, соперничают острословы;

    — Второй носит театрализованный характер и называется «дава дастур», что переводится как «предъявление претензий»;

    — Последняя часть машраба представляет собой свободную беседу, культурно-просветительские мероприятия. В старину читали художественные и поэтические книги, жизнеописания святых мусульман.

  3. Доппа

    У многих народов есть такой головной убор, но уйгурская тюбетейка отличается от тех, что носят другие народы. Мужская бадам доппа, где на чёрном фоне вышиваются стилизованные белые изображения миндаля, идентична узбекским и таджикским тюбетейкам. Существует около 50 видов доппа.

    Остальные уйгурские мужские тюбетейки — яркие, с цветными узорами, отличаются в зависимости от района проживания. В старину доппа носили в повседневной жизни, сейчас носят по торжественным случаям.

  4. Уйгурский лагман

    Уйгурская лапша, натянутая вручную с подливом из мяса и овощей. Существует мнение о китайском происхождении этого блюда, но китайская лапша готовится иначе. Уйгурский лагман отличается от других видов лапши, используемых в кухнях разных народов.

    Уйгуры слывут в Центральной Азии искусными поварами, а почётное место в национальной кухне занимает лагман. Существует большое разнообразие видов лагмана и поверий, связанных с ним.

    Например, члены семьи умершего человека до 40 дней не должны готовить лагман, поскольку считается, что в этом случае дорога из этого мира в иной сильно удлинится. Однако они могут есть лагман, приготовленный другими людьми за пределами своего дома.

    1. Аткенчай

      Это чай с молоком и солью. Для его приготовления используется только очень крепкий чёрный чай. Молоко должно быть со сливками. Аналогичный чай имеется в кухне монголов и тюркоязычных тувинцев и кумыков. У монголов чай с молоком является практически супом, поскольку в него добавляют сушёное мясо и жиры.

      В старину уйгуры добавляли в аткенчай сушёные бараньи шкварки и жир: выпив такой чай вместе с тандырной лепёшкой, уйгурский крестьянин мог идти работать на поле. До сих пор чай подают с тандырными лепёшками.

      Аткенчай — неизменный атрибут женских посиделок, которые называются «чаями».


Материал согласован и одобрен Ершатом Асматовым — главным редактором общественно-политической газеты «Уйгур авази», членом Ассамблеи народов Казахстана и профессором Аблетом Камаловым — доктором исторических наук.

Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.


Читайте также: 

Казахское искусство «Ортеке» и анекдоты про Кожанасыра включили в список культурного наследия ЮНЕСКО

Не знающим казахский язык могут отказать в получении гражданства Казахстана

Алқа, шолпы и өңіржиек: подборка казахских национальных украшений


22 июня 2022 года в Республиканском Доме Дружбы в г. Алматы состоялось празднование «Көк чөшүр».

«Көк чөшүр» — это уйгурский национальный праздник, который является древней традицией, и отмечается по сегодняшний день. Данный праздник является встречей теплых дней после зимы, и уйгуры коллективно готовят в честь праздника «Көк чөшүр», пельмени из нескольких зеленых трав, в состав которых входит клевер, крапива, мята, кинза, зеленый лук, райхан и все это перемешивается с яйцом. Данный праздник отмечается семь дней, и делается в семи разных местах. Состоятельные люди села приглашали всех в свои дома, где жители вместе делали пельмени и кушали, устраивая праздник. Также считается, что приготовление пельменей «Көк чөшүр», является полезным и для здоровья, так как в зимний период люди употребляют много жирной еды, и с первым появлением весенней травы, люди семь дней очищают свой организм.

До сих пор уйгуры, ежегодно проводят данный праздник, встречая теплые дни, и сегодня принято отмечать данный праздник, объединяя все общество, независимо от этнической принадлежности.

Республиканский этнокультурный центр уйгуров Казахстана ежегодно проводит данный праздник. В текущем году праздник состоялся при содействии республиканского Дома дружбы с участием приглашенных гостей — членов Ассамблеи народа Казахстана, представителей этнокультурных объединений, а также всех желающих, которые имели возможность познакомиться с традициями, кухней уйгурского этноса.

Возврат к списку

Сохраняются традиционные обычаи, обряды, связанные с рождением ребенка, похоронами, свадьбой. Наиболее ярко проявляются эти обычаи в уйгурской свадьбе. У уйгуров не существует платы за невесту – калым, жених лишь несет все расходы по проведению свадебных торжеств. Свадьба сопровождается музыкой, танцами и традиционными народными песнями. Вечером у дома жениха невесту, прежде чем ввести в дом, трижды обводят вокруг ярко горящего костра.

Своеобразны уйгурские обряды, связанные с рождением ребенка.

Современные уйгуры исполняют все обряды, связанные с рождением, воспитанием ребенка: рождение, наречение, торжественное укладывание ребенка в колыбель – «бошук-той», сороковины – «кирик суы», ритуальное обрезание – «сундет той» и др.

Первого ребенка женщина согласно обычаю рожает в доме матери. Этот обычай также ведет свое происхождение от матрилокального брака. За 20-30 дней до родов мать молодой идет в дом зятя и просит разрешения – «тилэп елиш» – забрать роженицу к себе. Мать сопровождают родственницы и близкие с подарками.

После родов все заботы по уходу за ребенком и роженицей ложатся на плечи матери. Считается, что новорожденный и его мать в течение сорока дней особо подвергаются действию злых сил, и потому их нужно беречь. Вообще все обряды, связанные с материнством и детством, преследуют одну цель, во что бы то ни стало сохранить жизнь ребенку.

Доступ к роженице ограничен в течение всего периода. На 12 день происходит имя наречение, для чего приглашаются родственники мужа и мулла. До сорока дней в дом матери приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами, своего рода помощь матери в уходе за дочерью.

На сороковой день проводится обряд купания ребенка – «кирик суйи». Для этого в одну кастрюлю кладут щепотку соли, адыраспан, 1-2 куска сахара рафинада, монеты. Все присутствующие двумя деревянными ложками вливают воду в пустую кастрюлю из емкости с водой. Каждая женщина, участвующая в этом обряде, должна произнести свое пожелание младенцу. В этой воде, немного подогрев ее, ребенка купают, затем впервые стригут волосы и ногти.

Рождение следующих детей и их «кирик суйи» происходит в доме отца ребенка.

В назначенный день после «кирик суйи» в дом родителей роженицы приезжают родители молодого отца с выкупом и необходимыми продуктами для «бошук тоя» – торжественное укладывание ребенка в колыбель. На «бошук той» приглашаются женщины, родственницы и близкие. Чаще расходы на проведение торжества берет на себя мать роженицы, кроме того, она готовит подарки для дочери и приданое новорожденному. На этом празднике особо одаривается сестра или «янгэ» молодой мамы, которая ухаживала за ребенком.

В настоящее время во многих семьях возрождается обычай проведения «чушав той». Смысл этого обычая заключается в следующем: в первые дни, когда ребенок только начинает ходить, ему треножат ноги, затем уважаемая женщина пожилого возраста разрезает путы. Считается, что после этого ребенок не будет падать и спотыкаться. Обряд сопровождается весельем и угощением для женщин и детворы.

Весьма торжественно обставляется обрезание мальчиков – «суннэт той». Обрезание совершается в 5-7 лет. Обычно пышное торжество устраивается лишь для первого сына. Как правило, это первый той, проводимый самостоятельно молодым отцом, своеобразный экзамен на зрелость.

На этот праздник родственников, близких и знакомых приглашал обычно сам виновник торжества. Мальчик в сопровождении родственника обходил или объезжал верхом всех приглашенных. В кишлаке он заходил буквально в каждый дом, где его одаривали сладостями и дарили платок, домой он возвращался весь увешанный платками. Сейчас церемония приглашения более упрощена.

Обряд обрезания совершается в отдельной комнате муллой, мальчика отвлекают от страха перед обрезанием подарками и деньгами. Сам той проходит в других комнатах с весельем, музыкой, танцами и песнопением.

Подарки получают родители ребенка. Совершившего обрезание также щедро одаривают.

Весьма интересен традиционный «машряп» – это собрание мужчин одного возраста и называется «Опуз огул» – «Тридцать джигитов», подобные собрания проводят отдельно и женщины. Эти собрания обычно проводились после окончания уборочной страды – осенью и зимой.

«Машряпы» организовываются поочередно в доме у каждого участника и сопровождаются угощением, игрой на музыкальных инструментах, пением и танцами, декларированием стихов и бейтов. Это своего рода школа этического и эстетического воспитания. На этих собраниях можно не только отдохнуть, повеселиться, но и почерпнуть что-то для себя новое для своего духовного роста.

Основные религиозные праздники, обряды. Для уйгуров, как и для множества других народов, исповедующих исламскую религию, священен пост Роза ейи, за ним следует Роза 307 Иейти – праздник, который начинается после утреннего намаза в мечети. Обязательным считается навестить родственников, соседей, знакомых. Спустя 70 дней отмечается еще один праздник – Курбан Иейти. Обеспеченные мусульмане закалывают скот (барана, быка), угощают всех. Накануне Роза Бейти, Курбан Бейти празднуется айэм. В этот день дети навещают родителей, дарят друг другу подарки. За 16 дней до Рамазана справляется Барат кечиси. До начала Роза ейи люди делают поминки по умершим. Барат кечиси проводят за чтением корана, молитвами.


Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники уйгуров
  • Национальные праздники узбеков
  • Национальные праздники узбекистана 2022
  • Национальные праздники татар сабантуй
  • Национальные праздники узбекистан 2020