Национальные праздники вологодской области

Информационный портал о культуре Вологодской области. Традиционная народная культура

Вологодская область – заповедный край. В вологодских деревнях и селах до сих пор звучат по праздникам старинные протяжные песни, женщины под переливы тальянки пляшут по кругу старинную пляску «Кружка». Здесь можно вживую услышать и древнейшие напевы обрядовых песен, во время звучания которых кажется, что вместе с людьми поет вся окружающая их природа – и птицы, и деревья, и цветы, и небо. И именно здесь городской житель получает уникальную возможность познакомиться с самобытными мастерами, владеющими секретами старинных народных ремесел – ткачеством, резьбой по дереву, кружевоплетением, берестоплетением и многими другими, а также научиться у них.

Инструментальные традиции тоже до сих пор живут в народе. Редко какой большой праздник в деревне, да и в городе, обходится без гармони, без бойких заливистых частушек. Фигура гармониста-музыканта всегда пользовалась в народе огромным почетом и уважением. Мастера своего дела, гармонисты сохранили в своих переборах, наигрышах древнейшие интонации и ритмы, берущие свое начало от традиций гусельной игры.

Представление о народных традициях Вологодчины было бы не полным без знакомства с плачами-причитаниями. Ведь по старинному укладу, когда девушка выходила замуж, то она должна отплакать, отпричитать, чтобы в новой жизни у ней все сложилось счастливо. «Не наплачешься за столом, так наревишься за столбом» – говорит старинная пословица.

Проводы человека в мир иной тоже были немыслимы без причитаний.

Жители вологодских деревень – знатоки народной культуры – обладают особым мифологическим сознанием. Их рассказы о домовом, лесовом, полуднице, о Заре-зарянице, о Морозе возвращают нас к древнейшим дохристианским пластам культуры, когда человек жил в гармонии с окружающим его миром, с природой.

Вологодские традиции – кладезь народной мудрости. Песни, сказки, причитания, пляски – это все то, что в течение многих веков создавалось нашими предками, жителями вологодских деревень, что бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение. Это наше духовное наследие, которое мы должны сохранить.

И хотя сейчас, к сожалению, многое уже ушло из народной памяти, но узнать о вологодских традициях можно из экспедиционных исследований, в разные годы проводимых фольклористами и этнографами на территории Вологодской области. Так, например, еще в середине прошлого века в вологодских деревнях можно было услышать старинные эпические сказания – былины (старины), баллады, духовные стихи.

Многие явления традиционной народной культуры продолжают оставаться актуальными и в современное время. В последние годы наблюдается все возрастающий интерес родителей к воспитанию детей на основе народных традиций. Молодые мамы учатся укладывать малыша под напев колыбельной песни. В городах молодежь с удовольствием пляшет старинные кадрили и играет в поцелуйные игры. В современный ритуал бракосочетания вносятся элементы старинного свадебного обряда. А это значит, что люди хотят знать свою культуру, свои истоки, свои традиции.

София Кулёва,
Областной научно-методический центр культуры

Читайте также:

Алексей Кулёв: О сохранении народных традиций в современном мире

Александр Камкин: «В современном человеке нужно видеть носителя традиций»

Наталья Киршина: «Музей “Семёнково” – центр притяжения яркой талантливой молодежи»

Твитнуть

Поделиться

Класснуть

Повседневная жизнь, праздники, развлечения и обычаи вологжан

«Что ни город — то норов» — гласит русская народная пословица. Вологда — не исключение.Гостинодворская площадь. Открытка 1904—1908 годов. Вологда: Издательство Е. Тарутиной Впечатления и мнения современников о ней, отразившиеся в записках, письмах и воспоминаниях XIX и начала XX века, весьма разноречивы. Историка русской литературы, профессора Московского университета С. П. Шевырева Вологда 1847 года поразила своею древностью, в «которой было что-то мрачное». Другие гости, напротив, отмечали, что Вологда — город, на вид «более приветливый, чем Ярославль, так как имеет много садов, бульваров». Вологду недаром называли «березовым городом» — береза преобладала среди деревьев, высаживаемых горожанами. Графу П. Шереметеву, посетившему Вологду в 1902 году, город понравился: «Обилие деревьев, аллеи, сады поражали. Множество особняков типичных и уютных, с какой-то особой им Начало Большого бульвара. Открытка 1904—1908 годов. Вологда: Издательство Е. Тарутинойприсущей печатью благородства, иные с колоннами и мезонином, высокими окнами». А вот поэт И. Ф. Анненский, бывавший в Вологде несколько раз, считал, что «Вологда — поэтический город… Когда идет дождь, летний, теплый, парно-туманный, от которого становится так сочна, так нависло-темна зелень берез, глядящих из-за старого забора». Путешественники также отмечали, что улицы Вологды редко бывали многолюдны. На центральных улицах — Кирилловской, Московской, Гостинодворской — в дневные часы еще наблюдались некоторые признаки движения и жизни, но в большей части города царила тишина, особенно зимой. Поражало гостей города обилие и красота храмов. Однако «древность» облика и патриархальность быта города не отвечали запросам и настроениям «передовой» общественности Вологды и высмеивались ее представителями на страницах местной прессы и в мемуарах.

Из воспоминаний Л. Д. Александрова о Вологде 1870-1880 годов:Парадная площадь и Кирилловская улица.  Фотография 1870-х годов.П. Сорокин писал о Вологде начала XX века: «Пройдут по улице одна, две фигурки — и снова никого... Только коровы, кажется, яв¬ляются настоящими обитателями улиц»

«Наружности города вполне соответствовала и жизнь его обывателей. Строго говоря, общественной жизни и общих интересов у жителей Вологды и в помине не было; все сидели по своим углам и все интересы каждого заключались, главным образом, в изыскании способов для удовлетворения своих насущных потребностей; жили по поговорке: «День прошел, и слава богу!». Если же обывателям иногда и приходила фантазия выбраться из своего угла, то они группировались в небольшие кружки, чуждавшиеся и злословившие друг о друге».

Александров Л. Летние удовольствия вологжан // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 298.

Немощеные, темные, кривые улицы, на которых в распутье застревали телеги и пролетки, деревянные неровные мостки-тротуары, пасущийся на центральных площадях скот, утки, плавающие в разросшихся после дождей лужах, — это тоже Вологда. В воспоминаниях вологжан город их детства часто предстает пыльным и сонным захолустьем. С другой стороны, Вологда обладала в те уже далекие времена и привлекательными чертами. Живописность ей придавала река Вологда с красивыми набережными, разделявшая город на две части.

Из воспоминаний Л. Д. Александрова о Вологде 1870-1880 годов:

«Типичные представители чиновничества, проводя большую часть дня по разным канцеляриям, палатам и управлениям, вели беспросветный образ жизни, среди которого водка и карты играли далеко не последнюю роль в качестве захолустных развлечений, в особенности в глухую зимнюю пору, когда по климатическим условиям невозможно пользоваться благами суровой северной природы».

Александров Л. Вологодские святки // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 286.

Самобытным был не только облик города, но и характер его обитателей. Вологжане отличались от соседей — бойких ярославцев — и славились как спокойные, дружелюбные и гостеприимные люди. Как и в любом губернском городе, население было неоднородным. Культура и быт разных сословий имели свои особенности и порой не пересекались. Попытаемся показать, как жили «простые» вологжане в XIX веке, чем они питались и во что одевались.

Из воспоминаний Евгения Грязнова о Вологде середины XIX века:

«Прежние трактиры, существовавшие в губернском нашем городе в числеВологодские чиновники. Фотография 1900-х годов пяти-шести, все располагались в центральной части города, около базара, мало различались между собой по внутреннему убранству, не щеголяли комфортом, отличались старинною мебелью с потемневшими от времени картинами на стенах. Во всех трактирах собирался одинаковый по общему виду сорт посетителей; большею частью встречались там мелкие торговцы, лавочники, разные городские промышленники, совершавшие за чайком или графинчиком свои сделки, литки (обычай угощения покупателем своего партнера и свидетелей сделки. — М. В.), могарычи (угощение, обычно с вином, как вознаграждение за что-либо. — М. В.), встречались разночинцы, приказные со своими клиентами, изредка прежние члены причта и разные сельские дельцы. Эти последние иногда являлись в трактир с женами или с семьями, а за исключением этого женщины-горожанки положительно никогда в трактиры не заглядывали! Посетители обыкновенно в трактирах не засиживались; музыкальных и иных приманок в ту пору в трактирах еще не водилось. Простонародный элемент со включением городских чернорабочих в трактирах не встречался: в некоторых трактирах для этого класса были особые отделения с отдельным входом».

Грязнов Е. Из школьных воспоминаний бывшего семинариста Вологодской семинарии // Вологда в воспоминаниях… С. 165—166.

Л. Ф. Пантелеев в «Воспоминаниях» иронично описывал ход жизни вологодских мещан серединыВологодская кружевница-артельщица Анна Александровна Богородская с сыном. Фотография 1910-х годов XIX столетия: «Уклад обывательской жизни в осенне-зимний сезон крайне несложен: шесть дней в неделю трудись, в воскресенье ступай к обедне. Придя от нее и пообедавши, обыватель заваливался спать, так как девать время было решительно некуда; соснет часика три, за чай примется; только что самовар убран со стола, как хозяйка уже принимается ужин ставить; а затем все опять торопятся лечь спать». Часов в девять городская жизнь замирала.

По свидетельству коренных вологжан, живших в XIX веке, по будням стол большинства горожан не отличался разнообразием и не был обильным. Во время рабочей недели даже в зажиточных семьях щи и каша с маслом или молоком составляли обычное меню. Ежедневным напитком служил хлебный квас. По воскресеньям хозяйки пекли в русских печах пироги из «первача» — лучшей муки первого помола. Излюбленными начинками пирогов были картофель, гречневая каша, грибы, ягоды и рыба. Именинные и праздничные пироги обязательно готовились со сладкой начинкой. Летом разнообразие меню придавали овощи, мед, грибы и ягоды. Современники отмечали, что в Вологде «много садят луку, чесноку, капусты и огурцов, разводится много ягод, варенье из которых составляет важную часть торговли и занимает много рук». Чай как ежедневный напиток получил распространение с середины XIX века и считался преимущественно мужским напитком. Многие женщины, желая сохранить Семья вологжан-интеллигентов: Анна Константиновна и Алексей Александрович Ломакины. Фотография 1914 годасвежий цвет лица, предпочитали пить кофе, как было принято в Петербурге. Долгое время в Вологде трудно было купить хороший чай. Специальный магазин, принадлежавший торговому дому В. Перлова, открылся на Кирилловской улице (ныне улица Ленина) лишь в 1898 году. Чай вологжане полюбили крепко и, вероятно, навсегда, так, что за ними закрепилось прозвище «вологодских водохлебов».

Что касается обрядовой и праздничной пищи, то она также сохраняла традиционные черты: использовались мясные и рыбные продукты, выпечка, которые готовились по старым русским рецептам. К праздничному столу в начале XIX века непременно подавали «рыбник» — пирог с семгой. В Великий пост его заменяли «губником» — пирогом с грибами. На именины, которые праздновали обычно два дня, приглашенных угощали сладкими подовыми пирогами круглой формы, открытыми, с начинками из малины, черники, изюма, сдобренными корицей. Из традиционных для Вологды праздничных блюд упоминаются студень с хреном и квасом, в постные дни — щука. Из первых блюд к празднику обязательно готовили две ухи: одну — из окуня, другую — из язя или налима. Заправляли уху маслом, луком, уксусом, мукой. Варили также щи с говядиной или похлебку с курой. Излюбленными вторыми блюдами были бараний бок с кашей или баранье плечо, а также курица.

На масленицу пекли блины, к Пасхе готовили «пасху» из творога, пекли куличи и красили яйца. В начале XX века куличи пекли и на заказ в кондитерских, ресторанах,Фотографии вологжан конца XIX — начала XX века: вчерашних крестьян, чиновников, учителей, гимназистов, студентов... булочных. Особая обрядовая пища готовилась к свадебному и поминальному столу.

В начале XIX века в Вологде бытовал и такой любопытный обычай: в особой форме пекли специальные свадебные пряники длиной в аршин (71 см), весом около пуда (16 кг). В его середине было изображение двуглавого орла, а по кругу — птиц и рыб. Этот пряник жених привозил в подарок невесте. До дня свадьбы его трогать запрещалось. На пряник клали конфеты, которыми угощали подружек невесты, а разрезался он в тот момент, когда молодые собирались пойти к венцу. Середину преподносили невесте, а оставшуюся часть раздавали гостям по старшинству.

Из праздничных напитков вологжане предпочитали брагу, пиво и мед, которые варили сами к семейным и храмовым праздникам. Употребляли и наливки (из черемухи, малины и пр.). В окрестностях города еще в начале XX века росло много ягод — поленики (княженики) и морошки. Из поленики варили замечательное варенье, которое хвалили все, кто его пробовал. К сожалению, массовый сбор привел к полному уничтожению ягодников поленики в окрестностях города Вологды.

В 1820-х годах в Вологде было чуть не единственное трактирное заведение Архарова, захаживать в которое считалось зазорным. Но со второй половины XIX века число Фотографии вологжан конца XIX — начала XX века: вчерашних крестьян, чиновников, учителей, гимназистов, студентов...трактиров, ресторанов, чайных, которые предлагали посетителям разнообразное меню на любой вкус и кошелек, увеличивается. Правда, посещение такого рода заведений женщинам и и молодежью считалось предосудительным, так как в некоторых из них имели место «кафешантанные развлечения», осуждавшиеся общественным мнением.

В начале XIX века многие вологжане сохраняли приверженность к традиционной одежде — «старинному русскому платью». На улицах города можно было встретить женщин преклонного возраста, носивших юбки, душегреи, воротушки (то есть шубы с широкими рукавами), на голове «фату» (платок), а сверху «чабак» (шапку) с собольим или куньим мехом на околыше. Дома женщины надевали кокошник с повязкою. Это был костюм их молодости. Небогатые горожане-мужчины в то время по будним дням обувались преимущественно в лапти, а в праздничные дни — в коты (короткие суконные или войлочные сапожки) с красной оторочкою. Летом носили поярковые (валяные) шляпы, а зимой — высокие бобровые шапки, с разрезом на околыше и с тремя бантами. Зимой носили черные или красные тулупы, покрытые цветным сукном, с широкой бобровой опушкой. Обязательной принадлежностью костюма были кушаки из крученого шелка с кистями. На руки надевали замшевые рукавицы. Любопытно, что снимать верхнюю одежду вФотографии вологжан конца XIX — начала XX века: вчерашних крестьян, чиновников, учителей, гимназистов, студентов... гостях не полагалось. Даже за обедом гости оставались в тулупе и кушаке, снимая лишь шапку. Летом мужчины носили кафтаны или халаты, непременно с поясом.

Традиционная русская одежда дольше сохранялась в среде купцов, мещан и крестьян, поселившихся в городе. Постепенно распространившийся среди вологжан европейский костюм отставал от столичной моды. В среде местных помещиков, чиновников и части богатого купечества он часто имел налет провинциальности, что выражалось в подборе ткани, сочетании деталей, покрое одежды. Костюмы и платья шили в основном местные портные по образцам или модным журналам.

Как и во всех губернских городах империи, высшее общество стремилось подражать столичному, по крайней мере, по внешним признакам. В вологодском обществе заметно было влияние Петербурга, которое отчасти распространяли те, кто переселился или вернулся из северной столицы в Вологду.

В конце ХIХ — начале XX века в одежде вологжанок использовались и своеобразные колоритные детали — кружевные платки, воротники и шарфы, изготовленные Фотографии вологжан конца XIX — начала XX века: вчерашних крестьян, чиновников, учителей, гимназистов, студентов...местными кружевницами. Многие вологжане продолжали шить одежду дома и пользоваться услугами портных, хотя в городе уже были открыты магазины готового платья, например, «Венский шик». Итак, свидетельства современников о повседневной жизни вологодских обывателей достаточно убедительно указывают на их приверженность традициям.

Традиционно происходил и обмен городскими новостями: основными местами общения были рынок и церковные паперти. Л. Д. Александров вспоминал, что еще в 1870-е годы «скука, сплетни и нелепые слухи царили во всех слоях местного общества» (мы еще неоднократно обратимся к этим интересным воспоминаниям). В первой половине XIX века большинство вологжан газет не читало, политикой не интересовалось. Недостаток правдивой информации и живые фольклорные традиции были причиной особой популярности у горожан досужих рассуждений о разбойниках и грабителях. Так, выпускник вологодской гимназии Л. Ф. Пантелеев вспоминал, что в 1855 году вся Вологда была взволнована слухами о неком разбойнике Рамзае: якобы у «Рамзая двести человек — сорвиголовы, все с ружьями, хорошо еще, что, говорят, пушек нет… а в Вологде и солдат нет». Во второй половине XIX века под влиянием реформ и прогресса в общественном производстве происходят изменения, которые затронули поведение и настроения вологодских обывателей. Однако и здесь вологжане проявляют большую устойчивость в неприятии новшеств.

Известный русский педагог, публицист, краевед, общественный и театральный деятельФотографии вологжан конца XIX — начала XX века: вчерашних крестьян, чиновников, учителей, гимназистов, студентов... Николай Федорович Бунаков (1837—1904) так вспоминал о Филиппе Семеновиче Стоинском, вологодском губернаторе 1854—1860 годов:

«…Это был оригинальный и весьма серьезный человек с редким умом, несколько грубоватой речью и большой начитанностью. В городе его не особенно любили за резкие, по-видимому, добродушные, но колкие и часто очень остроумные выходки. Припоминается одна из них. Один раз, при обычном приеме у губернатора, к Стоинскому обратился с довольно странной просьбой губернский почтмейстер Полънер: «Ваше превосходительство, позвольте мне носить усы «. Надобно сказать, что носить усы тогда гражданским чиновникам так же строго запрещалось, как военным вменялось в обязанность, а бороды носить дозволялось только попам, купцам и мужикам: завет покойного Николая, который в это время еще не был отменен. Стоинский как будто пропустил мимо ушей просьбу почтмейстера, но, вместо ответа, рассказал громко, обращаясь ко всем присутствующим, а не к Полънеру, вот что: «Знаете, это мне напоминает один случай из жизни покойного государя. За какую-то услугу он пожелал наградить одну фрейлину и сказал, чтобы она просила его о чем хочет. «Позвольте, Ваше Величество, моему жениху усы носить». Что ж вы думаете? «Дура» — сказал государь и отвернулся «. Большой эффект произвел этот рассказ губернатора».

Бунаков Н. Ф. Моя жизнь // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 218.

Но нельзя забывать, что напряжение череды будней «разряжалось» праздниками, которые также

Дворянская улица

Дворянская улица и собор. Открытка 1900-х годов. На фотографии —  начало бульвара, располагавшегося между Большой и Малой Дворянскими улицами. Видна Малая Благовещенская улица (ныне Батюшкова), лишь наполовину замощенная камнем. Вдали — ошибочно названная собором Благовещенская церковь (снесена, стояла на пересечении современных улиц Благовещенской и  Батюшкова) Пятницкий бульвар. Открытка 1909-1914 годов

играли значительную роль в жизни вологжан. Разнообразные явления региональной праздничной культуры отражали как общие для национального характера черты, так и местные особенности.
Городская праздничная культура провинциальных городов Российской империи, Вологды в том числе, в XIX веке во многом находилась под влиянием народных традиций. Значительная часть жителей сохраняла тесную связь с деревенской жизнью. Выходцы из крестьян, горожане в первом и втором поколениях, не утратили еще привычной модели поведения, образа жизни и занятий, хорошо помнили старые русские обычаи. Это отражалось как в формах проведения праздничного досуга, так и в репертуаре исполняемых на праздниках песен и танцев, в приверженности к традиционной праздничной и обрядовой пище.

Наряду с общероссийскими, в Вологде существовали также местные праздники и общественные гулянья, истоки которых уходят в далекое прошлое, однако сведения о них отрывочны.

Престольные храмовые праздники отмечались всем Пятницкий бульвар. Открытка 1909-1914 годовприходом той или иной церкви. Официальные торжества включали в себя крестный ход, который совершали после литургии. В начале XIX века вологжане, о чем уже сказано выше, варили к празднику брагу, пиво и мед, собирали родных и пировали несколько дней. Застолье сопровождалось беседами, пением духовных стихов. К храмовым праздникам готовились заранее. Убирали церковь: чистили паникадила, оклады икон, подсвечники, украшали храм новыми вышитыми полотенцами, красили утварь и пр. Гулянья в престольные праздники проводились вблизи церкви. Часто сюда же приходили торговцы, предлагавшие пряники, орехи, семечки и другой ходовой товар. Праздничные гулянья затягивались до позднего вечера. Приходские храмовые торжества сочетали элементы церковного и мирского праздника, способствовали укреплению семейных, родственных и соседских связей.

Распоряжение епархиального начальства от 24 сентября 1864 года:Шарманщик. Фрагмент литографии с рисунка И. С. Щедровского. Середина XIX века

«По случаю неоднократных донесений благочинными о разбитии при церквах колоколов в торжественные дни, когда дозволяется целодневный звон, епархиальным начальством постановлено: для предупреждения на будущее время своевольного и беспорядочного в праздничные дни звона, производимого иногда лишь для грубой потехи празднующих, а не для показания торжественности праздника, предписать священно-церковнослужителям Вологодской епархии через «Епархиальные ведомости», чтобы дозволяем был такой звон в положенные дни не иначе, как под наблюдением причетников, или церковных старост, или же доверенных от прихожан лиц, и притом не до позднего вечера, как это бывает при сельских церквах, а не долее четырех часов по полудни».

Вологодские епархиальные ведомости. 1864. № 4. Часть официальная. С. 56.

Одним из самых древних местных общегородских праздников в Вологде до середины XIX века были гулянья под Красными качелями, которые проходили на Парадной площади 24 и 25 мая, в последние дни перед Петровым постом. Позже местом проведения праздника стал луг вблизи бульвара на улице Большой Дворянской (ныне улица Октябрьская). На гулянья приходил весь город. Возводились дощатые балаганы, велась торговля.

Из воспоминаний Л. Д. Александрова о Вологде 1870-1880 годов:

«Универсальным занятием летом являлось гулянье на бульваре, куда ежедневно стекалась со всего города публика со всеми чадами и домочадцами и здесь взад и вперед апатично бродила, беседуя о своих делишках и отчаянно судача.

Иногда на бульваре играл гарнизонный оркестр, который услаждал нетребовательный вкус публики разными маршами. Бывали и представления каких-нибудь заезжих акробатов».

Александров Л. Летние удовольствия вологжан // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 299.

«…Молодежь, а отчасти и люди зрелого возраста ожидали наступления рождественских святок,Соборная горка. Открытка 1904-1908 годов когда можно было развернуться во всю ширь русской натуры и веселиться напропалую целые ночи напролет… Веселились до упаду, до изнеможения сил, проводя семь-восемь бессонных ночей подряд», — писал автор воспоминаний «Вологодские святки» Л. Д. Александров.

Огромной популярностью в середине XIX века пользовалось у вологжан «маскирование», когда молодежь в костюмах и масках разъезжала по знакомым. Обычай «маскирования» и «ряженья» в русских городах имеет те же корни и истоки, что и культура карнавалов Западной Европы, где она появилась еще в Средние века. В Вологде домашними маскарадами увлекались люди всех возрастов и сословий, но особое предпочтение этому веселью отдавали мелкие чиновники и учащаяся молодежь. Первые два дня Рождества вечеров не устраивали. По обычаю в эти дни полагалось наносить визиты. Ряженые из простонародья развлекали на улице прохожих. На третий день, часов с восьми вечера в разных частях города можно было видеть ярко освещенные окна домов, из которых неслись звуки музыки, веселый людской говор и смех. Это чиновники, купцы, служащие и молодежь устраивали вечеринки. В состоятельных домах танцы проводили под рояль или фортепиано, в некоторых домах использовали даже гусли, музыкальные ящики — аристоны, шарманки. Наиболее доступными музыкальными инструментами были гармонь, гитара, скрипка и даже балалайка. Для танцев часто нанимали таперов и бродячих музыкантов.

Из воспоминаний Л. Д. Александрова о Вологде 1870-1880 годов:

«В музыкальном отношении вологжане не были избалованы; в это время господствовал единственный инструмент — шарманка, заунывные звуки которой в летнюю пору неслись отовсюду, нагоняя невыносимую тоску на довольно пустынные и без того унылые улицы. В этих щемящих сердце, но не лишенных некоторой мелодии звуках можно было найти полное отражение скупой впечатлениями и до одури однообразной жизни в Вологде в описываемое время…».

Александров Л. Летние удовольствия вологжан // Вологда в воспоминаниях… С. 308.

Во избежание недоразумений, в «щепетильных домах» для масок придумывали пароль. Он Маленькие вологжане Боря и Геля Богдановы. Фотография 1914 годазаранее сообщался знакомым, чтобы они (в отличие от незваных гостей) могли беспрепятственно попасть на вечер. Признаком «порядочности» масок служили перчатки, без которых людей в масках не пускали в дом. Л. Д. Александров вспоминает, что «из мужских костюмов наичаще встречались: простого крестьянина — лапти, онучи, синяя посконная рубаха и шляпа «гречишник» при кудельном парике; стариковский — при обычном платье белый кокосовый парик, борода и нос; Гамлета, Мефистофеля, еврея, турка, старинный польский, клоуна, домино, капуцина, гусарский и пр. … Между дамскими костюмами преобладали: домино, цыганский, польский, чертенка, день и ночь, зимы, феи, Офелии и т. п.». Маски на лицо изготовляли сами горожане или покупали их: кружевные (черные и белые), атласные и бархатные, бумажные, легкие из проволочной сетки. В ходу были и бумажные головы зверей.

Репертуар танцев того времени включал старинное лансье с поклонами, польку-мазурку, простую польку, вальс-вертячку в два па и русскую без фигур. Любимым танцем вологжан была полька, которую могли отплясывать по полчаса — «до полного изнеможения танцующих и несчастного музыканта». Кавалеры, которые умели «полькировать», ценились дамами и были нарасхват. Так, сообразно возрасту, достатку и положению, веселилось вЗимний вид на реку Вологду. Почтовая открытка. 1902 год. Вологда: Издательство Е. Тарутиной и И. Соколова старые добрые времена все население Вологды, не исключая детей.

В конце XIX века в рождественские праздники в городе обязательно устраивались елки для детей в гимназиях, школах, во многих домах; благотворительные общества проводили елки для бедных детей. Накануне Рождества крестьяне возили по улицам на санях елки и предлагали их всем желающим. Устраивались и елочные базары. Все газеты пестрели объявлениями о продаже елочных игрушек и украшений. В большинстве семей готовили самодельные елочные игрушки из бумаги, фольги и «золотили» орехи. Родители покупали к Рождеству подарки для детей — одежду, книги, игры, кукол и пр.

Во второй половине XIX века популярность святочных маскарадов падает, однако среди взрослых традиции «ряженья» сохранились до запрета рождественских елок в 1928—1929 годах.

Молодежь ходила по улицам в причудливых костюмах. Наряжались «барынями», «покойниками», «баранами» (в шубах, вывернутых наизнанку). Часто для костюмов использовали старинные кушаки, жилеты, фуражки, платья. Ряженые заходили в дома горожан, где плясали и пели частушки.

Вот что рассказывала вологжанка В. М. Муранова о рождественской елке своего детства —Красный мост во время ледохода на реке Вологде. Фотография начала XXвека 1925 года:

«Дети приглашали друг друга в гости. Родители на елке не присутствовали, а только готовили угощение: студень, колбасу, конфеты, пряники, чай, печенье. Если в доме не было игрушек, их занимали. Выкройки для игрушек-самоделок брали в детском журнале «Мурзилка». Елку устанавливали посредине комнаты. Вокруг водили хоровод, пели песню «В лесу родилась елочка», читали стихи, играли в «мигалочки», в фанты, загадывали шарады. В конце вечера устраивали «разбирание елки «, снимали для каждого подарок: кулечек или бонбоньерку с гостинцами — орехами, крымскими яблочками, сахарными «вишенками «, печеньем, конфетами. На другой день елка устраивалась в другом доме и все присутствующие приглашались туда. Дети посещали иногда пять—шесть рождественских елок у своих родных и знакомых».

Записано Н. А. Веселовой в 1999 году.

Катание на лодке у Георгиевских церквей на Наволоке. Фотография начала XX века

Значительным общественным событием в Вологде была ежегодная январская ярмарка. Центром ее являлся принадлежащий городу Ярмарочный дом на Гостинодворской улице (ныне улица Мира, 4), что отличало Вологду от других городов. Вдоль улицы ставили балаганы. Молодежь, особенно семинаристы, находили здесь множество развлечений. Одним из любимых и доступных по цене было «созерцание панорам разных местностей». За 20 копеек можно было также купить лубочные картинки с изображением пейзажей, генералов, нарядных кавалеристов и пр. В начале XX века ярмарка превратилась в место народного увеселения и утратила свое былое экономическое значение. Заезжие труппы ставили спектакли. Здесь же размешались карусели, балаганы, играли шарманки, шла торговля. Большим спросом у покупателей пользовались финики, пряники разных сортов, халва, горячие пышки и др.

Отрывок из мемуаров Евгения Грязнова «Из школьных воспоминаний бывшего семинариста

Красный мост

Красный мост. Открытка 1904—1908 годов. Вологда: Издательство Е. Тарутиной. Вспоминая Вологду 1870—1880 годов, Л. Д. Александров писал, что лодки «доставались всегда у Красного моста, у некоего Сотникова, где всегда можно было найти три-четыре десятка, всяких размеров, фасона и окраски, отдаваемых на прокат всего за один сребреник в сутки. Обилие лодок у моста объяснялось тем, что вологжане любили развлекать себя катаньем на лодках. Тут также собирались компании в десять-пятнадцать душ обоего пола, прихватывалась кем-нибудь из молодежи гармоника, под незатейливый аккомпанемент которой любили спеть что-нибудь из русских песен. До этих веселых поездок был особенно падок мелкий чиновный люд, весьма обильный в Вологде»


Вологодской семинарии» (середина XIX века):

«В тот же сезон даровыми и притом занимательными зрелищами бывали для нас временные ярмарочные балаганы с картинами и с книгами. Ежедневно после классов мы, бывало, выстаивали час или полчаса, смотря по степени мороза, разглядывая вывешенные картины или даже и перебирая кипы выложенных на прилавке картин, что не возбранялось нам, так как после нескольких пересмотров все же приобреталась иногда та или другая недорогая картина. В старшем возрасте уже не занимали нас лубочные генералы или нарядные кавалеристы, а выбиралисъ, например, виды понравившихся местностей, городов или какая-нибудь романтическая сцена. Так, помнится, долго прельщала меня своим оригинальным видом литография «Венецианская ночь», приличная по сюжету группа в гондоле, и наконец приобретена была в собственность за 20 коп., да на отделку картины в приличную рамку потребовалось потом копеек 40 или 50, зато художественное произведение это украшало собой скудную нашу квартирную ученическую обстановку и доставляло немалое удоволъствие обладателю этой собственности».

Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 175.

На время ярмарки из окрестных уездных городков и сел священники привозили в Вологду своих дочерей «на выданье». Семинаристы приходили в Ярмарочный дом любоваться на невест, которые выдавали свое происхождение единственно тем, что носили белые «катанки» — валенки, хотя остальная их одежда — шляпки, шубы и пр. — не отличались от городской. «Истинные» горожанки даже в морозы щеголяли в черных валяных башмаках с калошами.

Традиционной формой досуга городской молодежи была вечеринка. Ее организация, форма проведения и стереотипы поведения молодых людей и девушек обнаруживают черты, сходные сВологодская молодежь. Фотография 1900-х годов деревенскими «посиделками», или «вечерами». Общепринятые игры, песни, танцы передавались от поколения к поколению. Правда, мода вносила в них коррективы. Постепенно вечеринки включили в себя новые элементы и превратились в молодежные балы.

Совместные вечеринки семинаристов старших классов и девушек — дочерей священников, приехавших в город, — проводились обычно в доме одной из девушек-горожанок. Если родители не возражали потерпеть бессонную ночь, приглашение получали несколько пар (до десяти).

Угощение не предусматривалось, за исключением дешевых конфет для девушек. Приглашали музыканта — скрипача или гитариста из своих же товарищей, за небольшую плату. Если такового не находили, обходились исполнением песен и танцев под собственный аккомпанемент. В моде в то время были как народные песни, так и городские романсы.

Любимым местом проведения общегородских народных праздников и досуга горожан была река Вологда. Зимой на льду иногда устраивали конные бега — «ристалища». В конце XIX века в моду вошло катание на коньках — появились катки на реке. Традиционной составляющей масленичного гулянья были горки, которые заливались на крутых берегах реки или возводились из досок.

Писатель Павел Владимирович Засодимский (1843-1912), в 1856-1863 годах обучавшийся в Вологодской мужской гимназии, вспоминал:

«В те времена (1856—1857 годы. — Н. В.) пансионские нравы (дворянский пансион при гимназии. — Н. В.) были грубы и жестоки, и по поводу их по справедливости можно было сказать: «Железный век! Жестокие сердца!». Тогда в среде пансионеров еще живо сохранялись воспоминания о том, как зимой на льду реки Вологды, близ Красного моста, устраивались кровавые побоища между семинаристами и гимназистами. Боролись, ходили стеной на стену, дрались на кулачках, поленьями, чем попало, и дело иногда доходило чуть не до смертоубийства…

Даже самые игры носили в то время какой-то грубый, жестокий характер. Так, например, одна из любимых игр состояла в том, что кто-нибудь по жребию становился в наклонной позе, а окружающие хлопали его, и тот должен был угадать, кто ударил его. Угаданный становился на его место; если же он не угадал, то игра, т. е. битье, продолжалась. Иной злой шутник со всего размаху наносил такой чувствительный удар, что несчастный, не выдержав пытки, со слезами на глазах и весь красный от перенесенной боли, невольно вскрикивал и выпрямлялся. Отказаться же от игры значило заслужить всеобщее презрение и прозвища неженки, труса, маменькина сынка и т. п.»

Засодимский П. Из моих воспоминаний // Вологда в воспоминаниях… С. 186, 190.

Одновременно с прокладкой железной дороги к Архангельску в Вологде строится новое, уже каменное, здание вокзала. Надпись на обороте старой фотографии: «Пассажирская станция Московско-Ярославско- Архангельской железной дороги в день открытия»

В простонародной среде в Вологде пользовался популярностью идущий из глубины веков обычай проведения кулачных боев. На масленичной неделе мещане и ремесленники устраивали их на льду реки Вологды. Бой начинали мальчики 10—12 лет, затем к ним присоединялись парни и взрослые мужчины. Существовали неписаные правила ведения кулачных боев. Нельзя было бить лежачего, запрещались удары сзади. Бой должен был вестись лицом к лицу с противником. Не допускалось использование тяжелых предметов. Правда, не всегда вологжане строго следовали правилам. По свидетельству современников, для того, чтобы «на время вывести противника из строя», не гнушались запускать ему в лицо тухлыми яйцами. Кулачные бои велись и летом, на площадях города и на его окраине, на Зеленом лугу.

Весной во время начала ледохода вся Вологда выходила на набережные и мосты полюбоваться впечатляющим зрелищем.

Летом вологжане любили отдыхать на природе и совершали прогулки по реке на лодках в пригородные села Турундаево и Прилуки. Особенно многолюдны были поездки 3 июня, в день памяти Димитрия Прилуцкого. «В этот день монастырь и Коровничье буквально захлебывались от наплыва горожан, коим нередко не хватало даже мест для чаепития, а река от города до монастыря день и ночь пестрела множеством лодок с разряженной публикой», — вспоминал Л. Д. Александров.

Молодежь нередко каталась на лодках, взятых напрокат, оглашая окрестности громкими звуками гармошки и песен, что, конечно, не всегда приветствовалось обывателями и властями.

В летнее время горожане с удовольствием посещали гулянья в пригородах Вологды: в Троицу — в селе Ермолове, в Иванов день (24 июня) — в Слободе, в день Михаила Архангела (6 сентября) — в селе Турундаеве. Как правило, на праздник собиралась и молодежь из окрестных деревень. На многолюдные хороводы в Слободе молодые люди из города приходили вечером небольшими компаниями, теснились около хоровода час или полтора и затем возвращались в город. На смену им приходили другие компании любопытных, и так продолжалось до позднего вечера. Игры на гуляньях заканчивались перед заходом солнца.

Характер общения молодежи в разных сословных группах различался. В гимназиях для учащихся старших классов во время праздничных торжеств разрешались танцы. Молодые люди имели обыкновение знакомиться и общаться во время прогулок на Соборной горке. Чаще всего это общение ограничивалось «своим кругом». Определенные ограничения накладывались на развлечения учащихся гимназий и реального училища. Правила этих учебных заведений строжайше запрещали посещения маскарадов, клубов, трактиров, бильярдных и пр. Даже посещение театра регламентировалось: учащиеся могли посещать только разрешенные властями спектакли и лишь с билетами, подписанными лично инспектором учебного заведения.

Из воспоминаний Л. Д. Александрова о Вологде 1870-1880 годов:

«Для загородных прогулок вологжане группировались в компании и при этом, куда бы ни отправились, постоянно запасались солидным количеством разных закусок, а также и выпивкой, кои и истребляли на местах гуляний, где-нибудь на лоне природы, под развесистыми елями и березами, возле самовара».

Александров Л. Летние удовольствия вологжан // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII — начало XX века. Вологда, 1997. С. 299-300.

Среди вологодских школяров бытовал интересный обычай, имевший глубокие исторические корни. В мае, перед сдачей экзаменов в гимназиях, реальном училище и семинарии учащиеся отправлялись к часовне Белоризцев (современная территория парка Мира). Существовало поверье, что камушек, взятый с могилы этих легендарных защитников города, принесет удачу на экзаменах.

Экзотическим местом развлечения горожан служил железнодорожный вокзал, куда ежедневно по вечерам стекалась публика встречать приходящие поезда. Кроме того, по праздникам в хорошую погоду вологжане гуляли по Введенскому и Богородскому кладбищам, где прохаживались меж могил и, как вспоминает Л. Д. Александров, «читали от нечего делать надгробные надписи и эпитафии, нередко в стихотворной форме».

Среди мужской части населения города насчитывались сотни заядлых охотников и рыбаков, благо дичи и рыбы водилось предостаточно. Эти занятия имели характер промысла или досуга.

Воспоминания о повседневной и праздничной жизни вологжан XIX века, казалось бы, рисуют картину устойчивости городского социума, крепости его консервативных начал. Кажется незыблемой приверженность жителей Вологды твердым моральным нормам, православию, старине.

Но вековую тишину провинциальной Вологды уже тревожили паровозные и фабричные гудки. На историческую сцену вступили новые времена. И оказалось, что мир размеренного существования в привычном пространстве очень хрупок и уязвим. Впрочем, об этом речь впереди…

Обход скотины хозяевами

В Егорий хозяин на дворе обходил коровушку. Для обхода опоясывался кушаком; за кушак затыкал топор; брал вересинку*, крашеные яйца. З.Чуди, 070:30.
В Егорий для обхода пекли хлеб-моленник, запекали в него яичко. Хозяин брал икону Егория; в блюдо клал вересину, воск, свечку, замок, яйцо, хлеб-моленник, «коровушку», которая лежала с Рождества на божнице. Перед тем как обходить скотину во дворе, хозяин обходил 3 раза по солнышку вокруг стола в доме. Во дворе каждую корову обходил три раза. Когда отец обходил коров, наказывал детям, чтобы запирали «лазейку»* и не отпирали, пока не придет со двора. После обхода моленник и яйцо кормили коровам.  З.Чуди, 070:32.
Раньше в Егорий скотину обходили мужчины. Для обхода отец опоясывался красным кушаком; затыкал за кушак топор; клал в блюдо буханку хлеба, крашеное яйцо, вересинку (вербушку), замок с ключом. После обхода хлеб скармливали скотине; яйцо клали на икону; вербушку бросали в реку, чтобы унесло, или сжигали в печке. Когда отца не стало, стал брат обходить, хотя и был маленький — нужно, чтобы мужчина обходил. Сейчас обходят женщины. Глинское, 066:42.
В Егорий обходили скотину с вересинкой, иконой, святой водой. Глинское, 066:64.
Хозяева дома обходили коров с хлебом-«моленником» (хлеб с запеченным в него первым яичком от курочки). Перед обходом ходили за вересинками и на ручей за водой — воду надо было почерпнуть «встречу» течения, не выливать и не прибавлять. Во время обхода в этой воде мочили вересинки и «прыскали» коров. После обхода хлеб кормили коровам, а яйцо ели сами. Пленишник, 065:07
В Егорий хозяин на дворе обходил коров: за кушак затыкал топор, брал в руки икону. Обходил корову три раза, говорил: «Господи, Благослови, Христос». Если хозяина в семье нет, то обходила женщина — тоже с топором за кушаком, когда обходила, что-то приговаривала.  Ягница, 077:06.
В Егорий на дворах служили молебны. Ягница, 069:18.

Первый выгон скотины в поле и обход стада пастухом

В Егорий коров выгоняли в поле (если еще лежал снег, его разрывали). Там пастух (в опояске, с топором, с иконой Егория) обходил стадо. Обходил три раза, «пересекал» топором то место, где проходить коровам. После обхода замечали, какая корова пойдет первой: если красная, то лето будет хорошее, черная — плохое. Пастуху на обход давали ватрушки, вербушки, по два яйца — или вареные, или сырые. Смешивать сырое и вареное яйца нельзя — плохая примета: корова не будет ходить домой. Вербушки после обхода пастух кидал в воду. Бор, 064:06.
Раньше в Егорий пастух с иконой, вересинкой (вербушкой), яичком обходил скотину. Глинское, 066:30, 42.
В Егорий вербушкой, оставленной с Вербного воскресенья, гнали коровушку в поле. Там пастух с мостинкой*, с ружьем обходил стадо. После каждого круга стрелял из ружья, чтобы коровы дружнее ходили (коровушки потом «вихрем» гуляют — не расходятся). Вербу после обхода, перекрестясь, бросали в воду. З.Чуди, 070:32.
В Егорий выпускали первый раз коров. Сначала обходили дома на дворе, потом вересинками (вербами) гнали в поле. Провожать коров выходила вся семья — и взрослые, и дети. В поле пастух обходил скотину. Для обхода пастух опоясывался кушаком, затыкал за него топор, брал полотенце, икону, ружье, ржаной пирог-«моленник», в который было запечено первое яйцо от курицы (первое снесенное курицей яйцо катали в доме под порогом и приговаривали: «Сколько тут грязинок, столько и, курочка, принеси яичок», сажей делали «на мысу» яйца крест и оставляли его до Егорья). Пастух обходил стадо три раза, что-то приговаривал, потом втыкал топор в землю, говорил: «Ну, матушки, пошли!», стрелял, чтобы медведь не ходил. Полотенце, которое давали пастуху для обхода стада, он забирал себе. Вересинки после обхода кидали в воду, в ручей. Пленишник, 065:07, 19.
Скотину выгоняли к часовне. Там старики ее обходили с иконой. Пленишник, 065:12
В Егорий пастух обходил стадо. Обходил с иконой, с хлебом, за кушаком — топор; как круг обойдет, молится и рубит землю крестом — так три раза. «Передовой» корове, которая водит стадо (такую корову зовут «водитель стада»), пастух давал хлеба  Пленишник, 066:12
В поле коров обходил тот, кому очередь пасти, или пожилая знающая женщина. Обходили с иконой; стреляли три раза из ружья. Ягница, 077:06.

Наверх

Масленица – поистине один из самых ярких и народных праздников. При ее упоминании перед глазами встают картины шумных гуляний, сжигания чучела и, конечно же, вспоминаются блины. В этом году Масленицу отмечают с 8 по 14 марта. Но что это за праздник и почему он отмечается так широко?

Прощай, зима

История Масленицы уходит в глубокую древность и имеет языческие корни. В феврале-марте славяне отмечали окончание зимы, встречали весну и чествовали бога плодородия и скотоводства Волоса или, как его еще называют, Велеса, чтобы тот обеспечил урожайный и сытный год. Большинство традиций как раз и были направлены на то, чтобы передать силу от людей земле. Возможно, именно поэтому гуляния были такими шумными, а люди отдавались им всей душой.

С принятием христианства смысл праздника немного поменялся. Получив еще одно название – сырная неделя – Масленица стала предшественницей Великого поста, поэтому для христиан она стала возможностью вдоволь наесться и повеселиться перед этим событием. Хотя уже в Масленичную неделю есть мясо было не принято, зато молочные блюда, а значит, и блины запрет обошел стороной. В вологодских деревнях в последнее воскресенье перед Масленицей тесть по традиции звал зятя «доедать мясо», поэтому этот день получил название «мясное воскресенье».

Народные гуляния проходили в течение семи дней: устраивались катания с горок и на лошадях, кулачные бои, сжигание чучела Масленицы, уличные пляски и т.п. Цель одна – распрощаться с зимой и разбудить природу от снежного сна. В центре многих обрядов и традиций стояли молодожены, у одиноких же появлялась возможность найти себе пару.

Каждый день Масленицы имеет свой смысл и название. Понедельник – встреча. С этого дня начинали печь блины. Причем у каждой хозяйки рецепт был свой, и хранился он в тайне. В понедельник люди встречали Масленицу, делали чучело в женской одежде и, прокатив его по улицам, оставляли на самом высоком месте.

Вторник – заигрыши. В этот день катались с горок, а молодежь приглядывалась друг к другу, высматривая жениха или невесту.

Среда – лакомка. Тещи звали своих зятьев на блины, приглашались и другие родственники.

Четверг – разгул, широкий четверток. Пожалуй, самый шумный день, когда на улицах катались на санях, запряженных лошадьми, ходили на ледяные горки, устраивали кулачные бои.

Пятница – тещины вечерки. А в этот день уже сами тещи шли в гости к зятьям, причем последние должны были накануне лично их пригласить.

Суббота – золовкины посиделки. Невестка приглашала в гости родственников мужа и угощала их блинами.

Воскресенье – кульминация Масленицы, ее проводы. День еще называют Прощеным воскресеньем. Родные и близкие просили прощенья друг у друга, оставляли все обиды позади. Для христиан Прощеное воскресенье – возможность в преддверии Великого поста очиститься от всего греховного. Прощения просили и у усопших, ходили на кладбище, а на могилы обязательно клали блины. Люди верили, что умершие связаны с землей, поэтому могли повлиять на урожайность. Итогом дня становилось торжественное сжигание чучела Масленицы. Пепел от него было принято рассеивать в поле, чтобы посевы выросли хорошими и крепкими.

На протяжении всех семи дней ели блины – во славу весны и плодородия. Блюдо стало неизменным и важнейшим атрибутом праздника. У людей блины ассоциировались с солнцем, но некоторые исследователи считают, что лакомство не имеет ничего общего с этим символом, а было лишь обрядовой едой для поминания усопших.

Гуляния по-вологодски

На Вологодской земле умели развлекаться и делали это с размахом. Масленичная неделя – время, когда люди от мала до велика предавались зимним забавам.

Особенно любили кататься на санях. При этом старались украсить экипажи как можно богаче и ярче. В Кадниковском уезде, например, лошадей обвешивали бубенчиками и лентами. В раскрашенных санях катались два парня и две девицы. Один молодой человек был ямщиком, другой играл на гармонике, а девушки ему подпевали. Часто экипажи выстраивались в караван по 10-15 лошадей.

В поселке Чебсара парни приглашали покататься на санях понравившихся девушек. Но некоторые использовали традицию, чтобы отомстить изменницам. Например, в Кирилловском районе молодые люди могли увезти девушку в лес да там и оставить, чтобы она пешком добиралась обратно. Попасть в такую ситуацию считалось настоящим позором, поэтому в сани садились только к тем, кому доверяли.

На лошадях катались по кругу или же вдоль деревни, а иногда и вовсе устраивали скачки, как например, на озере у села Ферапонтово. Такое мероприятие собирало жителей всех окрестных деревень. Самые грандиозные катания устраивались в торговых селах, где бывало до 800 лошадей.

Еще одно излюбленное развлечение на Вологодчине – обычай бобра катать. Это шуточный способ чествования молодоженов. В сани вместо лошадей впрягались люди, которые катали новобрачных, причем зачастую без согласия последних. Пару могли поймать на улице или вытащить из дома, провезти по всей деревне, по пути сбросив в сугроб, и вернуть обратно. Кое-где сани спускались с горок. За поездку молодые должны были расплатиться вином. В Великоустюгском районе, если платить отказывались, могли и не довезти обратно к дому. Тогда паре самим приходилось тащить сани, что тоже считалось позором.

В Коштугской волости (нынешний Вытегорский район) катания устраивались в Прощеное воскресенье. Молодых приглашали прокатиться на санях, причем сначала сажали мужчину. Стоило тому занять место, как его окружали женщины, не пропуская молодую жену. Сыпались шутки, мол, раз муж один сидит, значит, жена сбежала и можно занять ее место. За девушку вступались мужики, благодаря которым пара все-таки усаживалась в сани. Но новая незадача: экипаж не трогался с места. Толпа начинала показательно разбираться в чем дело, специально только больше мешая лошади. Саням не позволяли ехать, пока пара не поцелуется. Такая возня могла продолжаться до получаса. Молодые, прокатившись по деревне, возвращались к месту и благодарили за поездку.

Если в деревнях не было естественной горы, ее создавали вручную. Устройство деревянных горок, или катушек, начиналось за неделю до Масленицы. Катушка представляла собой сруб, выложенный сверху настилом. С одной его стороны делали лестницу, с другой – скат, на который прибивали поперечные доски и заливали их водой. Горкой могла послужить и дорога, идущая под уклон. Иногда в праздники ее раскатывали до такой степени, что потом ехать по ней было просто невозможно.

Катались с горок на шкурах животных, охапках соломы или соломенных ковриках. Использовались и корежки – своеобразные примитивные сани, сделанные из заостренной доски с плоским дном, по бокам которой прикреплялись две палки-ручки.

В северо-западных районах области любили сыграть в мяч – аналог футбола или регби, только правил там практически не было. На ровном месте, часто на реке, друг против друга выходили две толпы до 30 человек в каждой. Намечались места, куда нужно загнать мяч, и начиналась игра. Чтобы помешать соперникам, в ход шла грубая сила, и зачастую игра заканчивалась кулачными боями, ведь проиграть партию считалось большим унижением.

В последний день Масленичной недели сжигали чучело Масленицы. Проводы обязательно сопровождались гуляниями, плясками и хороводами. Причем часто на костер несли и старые вещи: считалось хорошей приметой избавиться от всего ненужного. В Череповецком и некоторых других районах специально ходили по дворам и просили отдать что-нибудь старое на проводы Масленицы.

Главное чучело часто делали из дегтярной бочки, обмотанной соломой или старыми тряпками. Или же просто брали шест и обвязывали его горючими материалами. Сжечь Масленицу означало очиститься, оставить все плохое позади. В некоторых уголках Вологодчины хорошей приметой были прыжки через прогоревший костер, мол, чтобы следующая Масленица прошла еще удачнее.

Еще одной традицией было сожжение саней вместе с чучелом. Причем в некоторых селах участники обряда санки попросту воровали, поэтому хозяева заранее их прятали.

Хорошей приметой считалось высокое пламя костра, на котором сгорала Масленица. Это означало, что можно ждать урожайный год.

Возвращаясь к настоящему

В области массовые гуляния на Масленицу устраиваются ежегодно, но этот год, похоже, станет исключением. В связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции, а также продления режима повышенной готовности до 31 марта о широком празднике придется забыть.

Но полностью заброшенной Масленица не окажется. Различные мероприятия точно состоятся в музейных комплексах области. В Вологде пройдут спортивные мероприятия, а в последний день Масленицы планируют провести ярмарку. 14 марта, если позволит эпидобстановка, на Кремлевской площади торговля развернется с 10.00 до 16.00.

Архитектурно-этнографический музей «Семенково», что под Вологдой, отказался от празднования Масленицы в этом году. Комплекс будет работать в обычном режиме. Праздничная программа здесь подготовлена, правда, только для школьников. С 1 по 12 марта группы учащихся смогут поучаствовать в интерактивной программе «Как Масленицу встретишь, так год и проведешь». Ребят ждет катание с горок, кулачные бои, изготовление чучела Масленицы и многое другое.

Центр народных промыслов и ремесел «Резной палисад» в Вологде с 9 по 13 марта зовет на масленичные забавы, а 14 марта – на ярмарку, чай и мастер классы.

В усадьбе Брянчаниновых в Грязовецком районе зиму будут провожать 13 и 14 марта. Для детей и взрослых любого возраста подготовлены хороводы, масленичные забавы, мастер-классы и фотозоны. А в усадьбе Спасское-Куркино в Вологодском районе 13 марта можно будет поучаствовать в боях мешками, перетягивании каната, а также попить чай из самовара.

Стоит учесть, что практически на все мероприятия нужна предварительная запись, ведь количество мест в группах ограничено.

Праздник всегда был распространенным явлением в жизни сельской общины и занимает центральное место в традиционной культуре русского народа, исключением не были и жители Вологодчины. Праздники, или «сакральное» время, обычно противопоставляли повседневному. И каждый из них сопровождается особыми обрядами. Календарный праздник воплощал идею соборности на уровне общинных и семейно-родовых отношений, которая должна продемонстрировать прочность союза между предками и потомкам. Цель календарного праздника — узаконить перемены, которые уже произошли, и обеспечить ритуальное преобразование «старого» в «новое». 

В Вологодской области всегда справляли Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу и другие общераспространенные праздники. 

Ритуальными действиями особенно были насыщены зимние обряды и праздники, которые приходились на святочный период. Самыми важными в этот период для жителей Вологодской области были Рождество, Новый год и Крещение. Так, накануне Рождества после церковной службы молодежь и дети бегали во дворы, колядовали и поздравляли соседей. Взамен они получали пироги, яйца, зерно и лен. 

Святки — время «игрищ». В центре внимания — парни и девушки, которые пели песни, играли и водили хороводы. Плясали ночи напролет. Также на Вологодчине было принято ходить «ряжеными». Согласно материалам различных экспедиций, данное обрядовое действие до сих пор является одним из самых любимых развлечений деревенской молодежи. К праздникам святочного периода готовились заранее: варили пиво, пекли пироги, например, в д. Городищна Нюксенского района. 

Сам Новый год не был особым праздником для жителей Вологодской области. Его встречали, как многие это делают и сейчас, — за семейным столом. Чего не скажешь о Масленице. Да, это один из самых любимых в народе праздников. 

Широкую Масленицу на Вологодчине отмечали неделю: от воскресенья до воскресенья. В течение семи дней дети и взрослые катались с гор, совершали конные выезды. И куда же без уличных гуляний с песнями и плясками, шутками и ряженьем! Соседи ходили друг другу в гости, проводились ритуалы с молодоженами. Как рассказывают исследователи, во многих районах Вологодчины на Масленицу варили общее пиво на всю деревню и устраивали братчины. Праздник завершался сжиганием Масленицы. 

До сих пор в народном календаре Вологодчины одним из самых важных праздников остается Пасха. Раньше жители деревень проводили гулянья с песнями и плясками, «катали яйца», много играли, устраивали застолья с родными и близкими.  

Интересно, что в отдельную группу выделают так называемые «заветные» праздники, которые справлялись «по обету». Причем в восточных районах Вологодской области праздники имели местные названия: «обетная мольба» (Великоустюгский и Кичменгско-городецкий районы), «Никольшына» (Никольский район). 

Братчина — архаичная форма календарного праздника, в центре которого был пир, что организовывали совместными усилиями. В восточных районах области общинные пиры получили следующие названия: «братшына», «обшына», «мольба», «Микольшына», «складыня», «складчина», «общее пиво». 

Так называемые летние праздники — это период от «Николина дня» (22 мая по н. ст.) до «Ильина дня» (2 августа по н. ст.). Для них были характерны церковные службы, молитвы. Например, в д. Заболотье Нюксенского района Вологодской области в первое воскресенье после «Ильина дня» праздник получил название — «Заболотское воскресенье». Люди молились всю ночь, чтобы Бог дал дождь во избежание засухи. Утром шли на обход полей и снова молились. В воскресенье ели «заболотскую кашу», которую женщины готовили в общем котле после службы недалеко от часовни. Она состояла из крупы и мяса из хорошего животного — барана или коровы. Считалось, что Богу хромые не нужны. Обедали без пения песен. А после все уходили праздновать по своим домам. Это и называлось «братчиной», когда каждый хозяин собирал своих родственников и знакомых дома, и они молились. Кроме того, здесь и пиво пили, и пели, и танцевали. 

Таким образом, даже на нескольких примерах мы видим, что праздник для жителей Вологодской области был и остается важнейшим общинным действом, направленным на обновление мира и преобразование старого в новое — «природы» в «культуру». Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники во франции на французском языке
  • Национальные праздники во вьетнаме
  • Национальные праздники во владимире
  • Национальные праздники вепсов
  • Национальные праздники венесуэлы