Национальные праздники воспитательная школа сочинение

Cкачать: Национальные праздники как средство нравственного и познавательного развития ребенка.

Национальные праздники как средство нравственного и познавательного развития ребенка.

«Никто не может стать сыном своего народа, 

если он не проникнется теми основными чувствами, 

какими живет народная душа»

В. В. Зеньковский.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо уже в раннем возрасте прививать моральные установки, прочные идейные убеждения, формировать культуру труда и поведения. 

Школьный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду, помочь сформировать культуру личности ребенка? Безусловно, это родная культура. Это наше наследие, кладезь народной  мудрости. Его по праву можно назвать неоценимым богатством каждого народа, выработанным веками взглядом на жизнь, общество, природу, показателем  его способностей и таланта.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Наши дети должны хорошо знать не только   историю родной страны, но и традиции национальной культуры.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный ребенок живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, многие народные обычаи уходят из нашей жизни. Поэтому национальные праздники, дошедшие до наших дней, представляют особую значимость.

В национальных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. «Праздник — душа народа»,- говорили наши предки.

 Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням .Не зря народ гласит: «Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло».

Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Праздник — это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Именно на них основывается преемственность от старших к младшим. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они для народа.

Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

  Говоря о традиционных праздниках, следует отметить, что в них очень важна совместность действий взрослых и детей. Это выражается и в общем веселье, и в общей подготовке к знаменательному дню. А в потоке современных будней, где взрослые заняты, эта совместная деятельность важна и актуальна.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. 

.  Традиционно каждый годовой праздник это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

        Праздники в гимназии– особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, помогает заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. 

 Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры.



Среди педагогов нет единого мнения о средствах воспитания. В настоящее время всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Но старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Замечено, что часто люди начали возвращаться к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики:

  1. Природа. Могучим средством воспитания является природа. Она способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по-настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.
  2. Сказки. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи в течение столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
  3. Музыка. Это– один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Недаром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства. Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям. Народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло.
  4. Обычаи и обряды, праздники. Народные праздники как средство воспитательно-образовательной деятельности в школе могут проявляться в обычаях и обрядах.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т. к. многое было утрачено.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «Проводы зимы — Масленица», «Весенняя ярмарка», «Прощёный день», «День рождения Домового», «Игры вокруг печки» и т. д».

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник — это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

 развивающая

 информационно-просветительная

 культурно-творческая

 рекреативно-оздоровительная.

Традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие личности детей, формируя у них многие нравственные качества, способствуя патриотическому, трудовому, экологическому и эстетическому воспитанию.

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией. «Именины Домового» проводим в феврале, заранее приготовив игрушки-сувениры «домовят». Их шьют девочки 5 классов на уроках технологии. А за несколько дней до праздника выбирают рецепт пряников и пекут их дома с мамами для праздничного чаепития.

«Именины Домового»

1 вед: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады тому, кто в нашем дому!

2 вед: Издавна люди соблюдают все обычаи и праздники, прописанные в народном календаре. А какой сегодня день и каким событием он отмечен?

1 вед: Сегодня праздник Домового — день рождения у него. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником. Домовой вечный хлопотун, добрый и заботливый, помогает людям вести хозяйство. Они, обращаясь к нему, называют его «дедушко — соседушко».

2 вед: Говорили, что живёт Домовой за печкой. (шорох за кулисами, кашель и чихание) Ой, кто это там?!

1 вед: Выбрав тёплое местечко, где не холодно зимой, в старой варежке за печкой, поселился домовой. И никто его не слышит, потому что домовой, и не просит, и не пишет, рассуждает сам с собой.

2 вед: Интересно, а у нас в школе есть Домовой? Мы его сейчас найдём и устроим ему самые настоящие именины. (ведущие уходят, выходит Кикимора и поёт на мотив «Расмцвела под окошком»)

Кикимора: Над болотом под вечер звёзды в небе зажглися, а в болотной водице отразилась луна. Все лягушки в трясину зимовать углеглися, только я за корягой засиделась одна. А сегодня собралась к другу на день рожденья, да забыла тропинку, по которой идти. Может кто из прохожих забредёт на болото, и подскажет, как Кузю, дорогого найти. (чихание за кулисами) Ой, кто здесь?! (выходит Домовой и ведущие)

Домовой: Чавой-то вы здесь расшумелись. Я вот только после трудового дня спать лёг, а теперича ни за что не усну.

1 вед: Ты кто?

Домовой: (важно) Кузька!

2 вед: Это тебя так зовут. А кто ты?

Кузька: Домовые мы. А я домовёнок, маленький ешо — семь веков, восьмой пошёл. У вас годами считают, а у нас веками.

1 вед: Ты уж не сердись, Кузенька, мы не хотели тебя обидеть, ведь мы пришли тебя с праздником поздравить. У тебя ведь сегодня именины.

Кузька: Ах, беда-беда, огорчение! Опять я про праздник забыл! Ох как я расстроился, точно не усну!

Кикимора: И я пришла к тебе на праздник. Говорят, что ты проказник. Так давай повеселимся, пошумим и порезвимся.

1 вед: А мы приготовили тебе подарок. Девочки, платочки разберите, и свой танец Кузе подарите! (Исполняется русский народный танец)

Кикимора: Вы тут веселитесь, а я побегу, займусь приготовлением праздничного стола.

(Влетает Баба — Яга на метле с красивым шарфом на шее)

Яга: Прилетела я сегодня к крестнику на праздник. С именинами тебя, дорогой проказник!

Вот тебе подарок мой — тёплый шарфик шерстяной!

Кузька: Спасибо, крёстная моя, не видел долго я тебя!

Яга: Навостри — ка, Кузя, ушки. Мы споём тебе частушки!

(Бабки-Ёжки исполняют частушки по выбору педагога)

Яга: По ступам! До свидания, Кузя! (Кузя садится на край сцены расстроенный)

Кузя: Все такие нарядные! А я?! На кого я похож?!

1 вед: Домовой обычно похож на хозяина дома, только ноги руки покрыты шерстью, сам маленький, одет в рубаху и лапти. А ещё, если мы тебя сегодня щедро угостим, то ты обеспечишь хозяину дома достаток на весь год.

2 вед: Поэтому Кикимора и пошла готовить праздничный стол А если хозяйки в доме не поставят угощение, то домовой будет проказничать.

Кузя: Да, да, да! Буду двигать ночью мебель, звенеть ключами, скрипеть полами, путать пряжу, всё разбрасывать или прятать!

1 вед: Так вот, чтоб ты любил своего хозяина и всех живущих в этом доме, всем во всём помогал, мы хотим угостить тебя твоим любимым кушаньем — молоком и пряником.

Кузя: Я прянички люблю! Там и медок, и ржаная мукичка, да любви частичка!

2 вед: Люди верили, что пряник излечивает от тяжёлых болезней, волшебной силой обладает! А пряниками их называют потому, что в них пряности добавляют.

Кузя: Я люблю медовые да мятные! С молоком! У меня сегодня праздник — день рожденья у меня! Приглашаю всех вас в гости, ведь вы все — моя семья! Предлагаю вам отгадать загадки о доме. (загадывают старинные загадки о доме, домашней утвари)

Кузя: Но кроме всякой утвари необходимо иметь в доме оберег. (Показывает куклу- домовёнка). В доме чаще всего такой оберег размещают на кухне. Ведь кухня — то место, где собирается вся семья. А в классе оберег можно поставить и в шкаф.

Кикимора: Ну вот, праздничные столы готовы в каждом классе! Приглашаю всех на чаепитие!

Кузя: Спасибо за праздник! Всем гостям обереги я раздам. Всех вас очень я люблю! Обещаю вас беречь! Что ж, друзья, до новых встреч! (каждому классу дают оберег — домовёнка)

Нет необходимости лишний раз доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к культуре народа. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А участие в народных праздниках дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Основные термины (генерируются автоматически): народной педагогики, народные праздники, воспитания народной педагогики, народных праздников, попытками народной педагогики, сокровищницы народной педагогики, компонентом народной педагогики, Традиционные народные праздники, народная практика воспитания, Домовой вечный хлопотун, Кульминационными моментами праздника, Функции народных праздников, массовых народных праздников, Сказки русского народа, Народные праздники, тропах цивилизации обществу, приготовлением праздничного стола, средством воспитания, эмоциональную восприимчивость ребенка, завершением трудовых будней.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №126 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Московского района г.Казани

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Роль национальных праздников в обучении и воспитании дошкольников» 

Подготовила: музыкальный руководитель

Хуснутдинова Гульнара Марсельевна

 «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. 

В нашем садике проходит много разных утренников их в нашем календаре не мало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают именно все же «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков.

Подготовка и проведение национальных праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в нашей работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, в том числе с культурой и традициями татарского народа, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес к ним, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Вместе с воспитателями мы продолжаем расширять и углублять эти знания и впечатления. На музыкальных занятиях знакомим детей с национальными инструментами, их звучанием; татарским искусством народного танца; с композиторами Республики Татарстан, прослушиваем их произведения. Прекрасны и татарские песни. Разучивая их, отмечаем национальный характер, обороты, колорит, мелизматику.

Наряду с традиционными детскими праздниками проводим народные татарские праздники: «Сабантуй» («Праздник плуга»), «Науруз» («Встреча весны»), тематические занятия по творчеству Г.Тукая, драматизация татарских народных сказок.

Любой праздник — это всегда радостное событие в жизни детей. Они ждут его с нетерпением, готовятся к нему. Яркие впечатления, связанные с ним, долго живут в их памяти.

Особенно любим детьми татарский народный праздник Сабантуй — праздник весны и труда, который проходит в нашем саду каждый год. 

В празднике участвуют все дети нашего сада. Под звуки праздничной музыки все собираются на полянке детского сада. Открывает сабантуй ведущий, поздравляет с национальным праздником труда. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть. Дети с удовольствием поют песни, танцуют, рассказывают стихи, разученные  предварительно на музыкальных занятиях.  Праздник полон веселья, неподдельной детской радости.

Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, их довольно много. Это различные состязания в беге: бег в мешках, бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого, бег с полными ведрами воды на коромысле, бег с яйцом в ложке. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном, которое ведут на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанным глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны такие игры как перетягивание каната, палки. Все эти состязания требуют от детей быстроты, ловкости, смелости, настойчивости в преодолении трудностей.

В ходе повседневной жизни мы психологически готовим детей к подобным соревнованиям и требуем, чтобы они придерживались следующих правил:

Победив, не зазнавайся. Не смейся над проигравшим. Помни: в игре вы — противники, вне   игры товарищи.
В играх дети проявляют наблюдательность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, учатся бистро принимать решение, приводить его в исполнение, самостоятельно выбирая способ достижения цели.

Такие игры мобилизуют все силы и возможности детей, убеждают их в том, что без дисциплинированности каждого участника победы не добиться. Кроме того, игры приучают детей к четкому выполнению правил и соблюдению норм общечеловеческих отношений, способствуют воспитанию у  дошкольников положительных моральных качеств.

Ни один праздник не обходится без сюрприза. Не стал исключением и праздник Сабантуй. Гостями праздника были татарские персонажи – Кыз, Джигит, Шурале, бабушка, дедушка, которые продолжают веселье. В заключение праздника дети с завязанными  глазами с помощью воспитателя отрезают себе угощение, которые висят на ниточках.

Проводя с детьми такие праздники, я убеждаюсь, что эта форма работы помогает эффективно решать задачу национального воспитания и даёт хороший эффект. Через неделю, после сабантуя, услышав татарскую народную мелодию, ребята радостно оживились и с большим удовольствием  приняли предложение потанцевать под эту песню. Все — и девочки, и мальчики — каждый по-своему, но очень увлеченно и выразительно, в татарской манере исполняли пляску. Проводя такие развлечения, мы развиваем у них интерес, фантазию, увлеченность.  Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.

На западном склоне Уральских гор, среди бесконечных лесов и полей Лысьвенского района уютно расположилась татарская деревенька Аитково на берегу реки Шаква. На самом видном месте красуется Аитковская средняя общеобразовательная школа, где обучаются наши дети. В ней как- то по-особенному тепло и уютно. В этой школе училась я сама, а теперь со своими коллегами — единомышленниками работаю, творю. Здесь работают замечательные педагоги по призванию. В ее стенах живет музыка, живут традиции нашего народа.

Мы живем в татарской деревне, поэтому чтим татарское культурное наследие. Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.

Наша школа многие годы работала над сохранением и возрождением национальных традиций, обычаев.

«… Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»

Д.С. Лихачев.

Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились еще в древности – несколько столетий или даже тысячу лет назад. Все вокруг: деревни и города, вещи, одежды, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники – это праздники сердца, души народа. Татарские праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг другу.

Живя в своей деревне, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках. А у нас их немало. Это и «Сабантуй», «Казэмэсе» (Гусиная помощь), «Сюмбеля», «Навруз» и т.д.

Уже который год с школьниками проводится праздник «Навруз» с целью возрождения и сохранения национальных традиций в современных условиях, познакомить детей с одним из фольклорных праздников мусульман, его спецификой проведения, с музыкальным оформлением, песнями о весне, о труде, о тружениках, с народными танцами, пословицами, поговорками, играми.

В дни Навруза добрые ангелы — фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили — чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом Обязательно стирается одежда, особенно детская — ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть.

В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. Устраивают концерт, на улице организовываются игры, состязания, готовится вкусная каша. По традиции праздника на донышке тарелки оставляют кашу и бросают птицам (воронам), чтобы они были сыты, не трогали с полей зернышки и чтобы хороший уродилсяурожай.

Главная задача проекта – это пробудить интерес у детей к фольклорному празднику, посредством музыки показать всю красоту, многогранность культуры татарского народа.

Воспитать у ребенка уважение к людям труда, понимать события окружающей жизни, картины природы, как через выразительные музыкальные средства передаются чувства людей, их настроения, ритмы труда. Ведь музыкальный язык, обогащенный национальными интонациями легко воспринимается детьми и находит эмоциональный отклик в сердце ребенка. Это воспитывает у детей высокое чувства патриотизма, гордости за себя и за свою малую родину. Воспитать всесторонне развитого гражданина страны – это и есть актуальность проекта.

Сабантуй

Это народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.

Слово «сабантуй» происходит от тюркских лексем «сабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа.

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов — куреш, борьба.Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

Еще одно основное состязание — конные скачки.Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы, игры, состязания.

Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школе.Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей. Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:

•Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.

•Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.

•Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи. Всем участникам вручаются подарки.

Праздник Сабантуй находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он — настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Праздник «Сюмбеля» — это древний праздник Урожая. Дань не только богине плодородия, но и тем, кто с ранней весны и до черной осени работает на земле.

Праздник «Сюмбеля» отмечают в день осеннего равноденствия. В это время урожай убран, осенняя посевная уже закончена. Люди выходили в поле, играли, пели песни и плясали. С этим праздником связана красивая легенда: в деревне выбирали самую озорную, острую на язык светловолосую девушку, одевали её в национальной костюм, выводили в поле или на площадь и там задавали ей каверзные вопросы о предстоящей зимовке, о том, каким будет следующий год, чего ждать земледельцу. К предсказаниям Сюмбели прислушивались даже старейшины, за хорошее предсказание аплодировали со словами «Пусть твоё предсказание осуществится!». Считалось, что Сюмбеля обязательно должна иметь светло — желтые волосы, потому что они — символ осени и золотых колосьев.

Современная интерпретация праздника Сюмбеля – это знакомство местного населения, как детей, так и взрослых, с обычаями осеннего народного календаря и превратить обычный Праздник Урожая в национальный праздник с красивым названием «СЮМБЕЛЯ».

Каз эмэсе – Гусиные помощи

Фагит Габдурахимович Асанов, местный краевед, бывший директор школы и основатель школьного краеведческого музея, пишет: «Издавна татары любят разводить гусей, причем в больших количествах. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Гусиные «помощи» являются значительными событиями в семье. Это общение, веселье, случай показать себя. Пришедшие на «помощь» женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невест порасторопнее. Общипанных гусей девушки на коромыслах несут мыть на ближайший родник. Хозяйка дома ждет девушек с готовыми блинами на гусином жире. Вечером приглашают на кашу, сваренную на гусином бульоне. Поют, играют, веселятся».

В сфере досуга каждый народ имеет право выразить себя через национальные традиции, которые являются регуляторами поведения и деятельности человека. Татарское население Лысьвенского района, имея богатую историю, находясь далеко от исторической родины, сумело не потерять эти традиции, сумело где-то сохранить, где-то модифицировать этот интеллектуальный, духовно-творческий и нравственный потенциал народа и передать последующим поколениям.

Понимание культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему необходимо развивать с дошкольного возраста. Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Спасибо за внимание!

  • Сочинения
  • /

  • Праздники
  • /

  • Школьные праздники

Сочинение Школьные праздники

Школьные годы являются одними из самых лучших. Именно в школе дети получаются основную базу знаний и расширяют свой кругозор. Школьная жизнь насыщенна различными событиями и праздниками, которых, между прочим, очень много.

Пожалуй, самый первый и самый главные праздник – это День знаний, он отмечается 1 сентября. Именно с него начинается школьный путь каждого ребенка. Традиционно в данный день в школе проводится линейка, ученики надевают парадную форму и готовят выступления, директора и учителя говорят напутственные слова. Этот праздник особенно важен для 1, 9 и 11 классов. Первоклашки услышат свой первый звонок, а 11-ики и ученики, которые уйдут после 9 класса, наоборот, услышат свой последний звонок. Это невероятно трогательный и запоминающийся момент.

Еще один школьный праздник – это День учителя. В этот день учителя принимают цветы и поздравления, смотрят концерт, который готовят ученики. А так же в этот праздник в некоторых школах проходит «день самоуправление», он заключается в том, что ребята из старших классов проводят уроки вместо учителей.

Следующий праздник – Новый год. Пожалуй, это именно тот праздник, которые с нетерпением ждут и взрослые, и дети. В школах проводится несколько «елок» для разных классов. Чаще всего деление происходит так: 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы. Сначала проходит официальная часть, где школьники показывают подготовленные номера и участвуют в различных конкурсах, а затем начинается новогодняя дискотека.

Так же в школах отмечаются 23 февраля и 8 марта. В День защитника отечества подарки и поздравления принимают мальчики, а в Международный женский день – девочки. Очень часто в рамках классах устраивается сладкое чаепитие.

К школьным праздникам можно отнести Масленицу. Очень часто на территории школы устраиваются конкурсы и гуляния, а затем это завершается классным часом, на котором происходит чаепитие с блинами.

К важным праздникам можно отнести День победы. Данный праздник отмечается 9 мая. Школьники идут живым коридором с табличками, на которых расположены фото участников Великой Отечественной войны, а затем возлагают цветы и венки к мемориалам. Дети участвуют в конкурсах поделок, связанный с тематикой праздника.

И, конечно же, следующий праздник – Последний звонок. Он особенно значим для выпускников, ведь их школьный путь завершается, и они вступают во взрослую жизнь. В этот день звучит большое количество теплых слов, а так же проливается много слез.

Это далеко не все школьные праздники, которые есть. Например, в некоторых школах отмечается День рождения школы, День матери, День космонавтики и т.д.

Школьные праздники

Школьные праздники
Сейчас читают:

  • Сочинение Зима мое любимое время года

    Зима — это самое замечательное из времен года. Именно в это время года можно окунуться в сказку. Ведь начало зимы – это ожидание главной и сказочной ночи в году. А вторая ее половина ознаменована скорым приближением весны. Я очень люблю,

  • Печорин — герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждение

    Роман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина 7 класс

    Николай Михайлович Ромадин является величайшим художником советского периода. За свою жизнь он создал множество неповторимых шедевров, особое внимание в творчестве художник уделял именно написанию пейзажей.

  • Сочинение по картине Шишкина Туманное утро

    Вряд ли сыщется человек, мало-мальски интересующийся живописью, который бы не знал или не слыхал об Иване Шишкине, – русском художнике, пейзажисте от бога.

  • Сочинение Уфа — мой город

    Уфа – город, который особо знаменит своими зелеными парками. Благодаря этому город получил особое звание, а именно: самый зеленый город России. В Уфе множество «зеленых» кварталов, прогуливаясь по городу можно бесконечно

  • Сочинение на тему Как я провел лето в деревне

    Лето – это моя самая любимая пора года. Летом можно долго гулять. Летом можно купаться в речке, наслаждаться общением со сверстниками и наслаждаться теплыми деньками.

Традиционная празднично-обрядовая культура народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все по мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов религия умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением религиозных праздников.

Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт народа развивался, но устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Праздник как средство восстановления и памятование значимого для общности события являются ключевым средством складывания и воспроизводства общности. Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм и принятие норм этих отношений. Часто бывает, что народные праздники превращают в музейный и специфически фольклорный экспонат, к которому можно отнестись как к экзотике, вызывающей просто интерес.

Интересно

Важно не превратить их в сувенирные формы культуры: ведь народные праздники есть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов, задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.

Еще одной характерной чертой народных праздников является связь их с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. У народных праздников содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне вовнутрь».

Необходимо отметить, что каждый казахский народный праздник играет информационно-познавательную функцию. Это знакомство детей с обрядами и ритуалами, сопровождающий праздник (ритуал угощения национальными лечебными напитками, знакомство с песенным творчеством, танцевально-хороводными играми, знакомство с национальными играми состязаниями).

Национальный праздник это кладезь назидательного устно-поэтического жанра (песни, песенные заветы, мудрые изречения на самые разные случаи жизни, частушки). Поговорки и пословицы один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков сообщал свой социально-исторический опыт.

Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представления о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки о дружбе, согласии, взаимоуважении присутствуют у всех народов без исключения: Язык дружбы не нуждается в переводе.

Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка. Дружба людей гору сокровищ создает. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

Поляк да венгр два брата, хоть за ножик, хоть за чарку. Вражда разоряет города, сжигает деревни. Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

Если народ един он непобедим. Если бы не дружба, то люди бы пропали. Ташкент разрушила природа, а поставила на ноги — дружба. Одна пчела немного мёду натаскает. Дружба и братство лучше богатства. Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца. Когда поет узбек, ему подпевает таджик. Когда играет таджик, танцует узбек.

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица) Один друг лучше ста священников. (французская пословица) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен. (русская пословица).

Друг тот, кто заставляет плакать, а враг тот, кто смешит. (персидская пословица). Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. (русская пословица). Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица). Дерево держится корнями, а человек друзьями (русская пословица). Нет друга ищи, а нашел береги. (русская пословица) В согласном стаде волк не страшен (русская пословица) В тесноте, да не в обиде. (русская пословица).

Друг в лицо смотрит, а враг вослед. (узбекская пословица) Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица). Одинокое дерево ветер легче валит. (даргинская пословица) Сколько бы ни враждовали, нужно и для мира оставить лазейку. (армянская пословица). Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит (казахская пословица). Единство народа все беды отводит (казахская пословица) Легка ноша поднятая сообща. (казахская пословица).

Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет. (казахская пословица). С копейки собирается рубль, с единства начинается дружба. (казахская пословица). Сообща принятое решение – самое мудрое решение. (казахская пословица).

Без единства ни в одном деле толку нет (казахская пословица). Народные праздники богаты играми, которые устраиваются именно для молодежи. Это игры на ловкость, выносливость, силу, смекалку. В каждом народе всегда уважают сильных и смелых людей, к ним относятся с почтением и уважением.

Праздник – это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод веселиться, а сама история и культура народа с его богатыми традициями. Это живой механизм передачи культурных традиций к современности.

Национальный праздник это воспитательный опыт, обобщенный и закрепленный в разнообразных формах устного народного творчества, в обычаях, обрядах накопленного народом на протяжении всей многовековой истории. Он отражает совокупность моральных норм, правил, взаимоотношений.

Национальный праздник играет большую роль в жизни не только взрослого, но и ребенка, выполняя познавательно-созидательную и коммуникативно интегративную функции. Национальный праздник помогает познать историю, культуру страны, развить у подрастающего поколения художественный вкус, любовь к природе.

Участие учеников в оформлении праздника, изготовлении специальной утвари, костюмов, создании танцев, заучивании стихов, песен все это способствует воспитанию детей в духе национальных традиций. Участвуя и получая знания о национальных праздниках ученики все больше узнают о национальных играх, состязаниях, о их отличительных чертах от национальных игр других народов.

Слушая поистине богатую красивую речь на казахском, русском и других языках через стихи, поговорки, пословицы, песни, слов назидания, благословения младший школьник познает красоту культуры разных народов.

Главная цель национального праздника вырастить и воспитать подрастающее поколение честным, трудолюбивым, преданным и верным народу, готовым постоять за его честь и свободу, продолжить лучшие его традиции.

Знакомство будущих педагогов с народными праздниками обогащает представление о традициях, обычаях культуре того или иного народа. Помогает понять и принять культуру, выработанную народом на протяжении веков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники во франции на французском языке
  • Национальные праздники во вьетнаме
  • Национальные праздники во владимире
  • Национальные праздники вепсов
  • Национальные праздники венесуэлы