Национальный эвенкийский праздник весны

Забайкалье один из немногих субъектов в нашей большой стране, в котором малые народы сохраняют свой язык, быт и культуру. Мы уже рассказывали вам об эвенкийской свадьбе, ведь это же так интересно, подсмотреть за традициями, отличающимися от нас. А сегодня мы предлагаем побывать вместе с “Гуранкой” на празднике оленеводов.

Что такое бакалдын? или Как эвенки празднуют встречу весны

0

Забайкалье один из немногих субъектов в нашей большой стране, в котором малые народы сохраняют свой язык, быт и культуру. Мы уже рассказывали вам об эвенкийской свадьбе, ведь это же так интересно, подсмотреть за традициями, отличающимися от нас. А сегодня мы предлагаем побывать вместе с “Гуранкой” на празднике оленеводов.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Праздник оленеводов 

Во времена СССР обязательно у каждого народа, как и у каждой профессии, был свой праздник, поэтому идея сделать праздник оленевода идет прямиком оттуда. И датируется ориентировочно 50-60-е годами. Однако удивительно, что новый праздник был очень уж похож на любимый и древний праздник эвенков — бакалдын. Дата празднования — начало весны, и ритуалы праздника сохранились. Кажется, бакалдын был просто переименован в новый, угодный власти праздник оленевода.

Фото: Галина Кузубова

Что такое бакалдын?

В переводе с эвенкийского языка — бакалдын — встреча. Именно весной, после отела оленей и окончанием зимы все роды эвенков съезжались в одно место для совместной встречи нового года. Праздник бакалдын, символизирует окончание суровой зимы, по другому его называют “праздник весны и зелени”. Отмечается он в марте, начале апреля. И заметьте, он учитывает особенности забайкальской весны. В марте редко наступает весна, только в апреле можно наблюдать первые весенние листья.

Обряды праздника 

Исторически праздник начинался с обрядов: приветствия через Священного оленя, очищения — Чичивкавун, причащения к родовому огню Эллувка, кормления огня Имты, а также обряды поклонения огню. 

Вот о самых главных обрядах расскажем поподробнее. 

Обряд очищения, который как бы смывает с тебя всё плохое. В современных реалиях ставится тренога из сосновых длинных жердей и мимо неё под удары бубна, окуривания и  хорошие напутственные слова проходит человек. Старинный обычай может показаться странным для современного человека, но эвенки верят в его большую силу. 

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Обряд причащения к родовому огню. Участники праздника должны были подходить к родовому огню, шаман или организатор «Бакалдына» кормил огонь с благопожеланиями для всех присутствующих, их близких и родных, затем начинал кормить духов неба, леса, земли и воды. Всех присутствующих приглашал дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу «иччи» с просьбой исполнения заветных желаний. Старейшины родов проводили обряд причащения прибывших к родовому огню гостей. Обмазывали участников золой или углём из родового костра лоб, щеки, подбородок и произносили слова с самыми лучшими пожеланиями.

Фото: Галина Кузубова

Прошедший обряд причащения с этого момента находился под защитой родового огня. Суть причащения состояла в том, что оно укрепляло нити связей солнца, луны, звёзд и неба. Гости и участники праздника подходили к священному дереву «Сэбэк-мо» и, поглаживая его, просили исполнения заветных желаний. По окончанию проведения всех праздничных обрядов и ритуалов эвенки дружелюбно прощались друг с другом, покидали место проведения традиционного праздника.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

Обязательно в Чаре на праздник оленевода проходит ярмарка, где эвенки продают изделия собственного  производства: унты, поделки, упряжь и другие национальные красивые вещицы. 

И главное событие праздника — гонки на оленях: в упряжках и верхом. Если с гонкой в упряжках все более-менее понятно, то сесть на оленя верхом, это вам не на лошадь. Тут нужна сноровка. Садиться нужно почти на лопатки — это самое крепкое место. И упряжь вся делается исходя из этой особенности. 

В любом случае, гонки на оленях — зрелище красивое и завораживающее. Лучше всего об этом скажут фотографии.

Фото: Группа в Одноклассниках “Чара: вчера, сегодня, завтра”

А вы бы хотели побывать на таком мероприятии? 

  • Вести Ямал
  • Вести Арктики
  • В Якутии отгремел национальный эвенкийский праздник весны Бакалдын

В Якутии отгремел национальный эвенкийский праздник весны Бакалдын

Северяне собрались вместе, чтобы поклониться духам и передать мудрость новому поколению

На лиственнице появились почки, в лесу запела кукушка. Именно в это время в Якутии празднуют Бакалдын — торжество в честь весны и зелени. «Бакалдын» с эвенкийского значит «встреча».

Северяне в очередной раз собрались вместе, чтобы поклониться духам, передать новому поколению мудрость. Евгений Заборовский с места событий.

Смотрите также: Тюркские народные гуляния на северный манер: в Салехарде отгремел Сабантуй

Ещё по теме

Новости партнеров

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 212»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Эвинек» – весенний праздник Эвенков

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/230574/pub_5c3b77c5ca940600aa08e48d_5c3b789e6d724700ab2e0bb6/scale_1200

Разработали воспитатели

МБДОУ «Детский сад 212»:

Н.А. Колесникова

г.Зима 2021

Аннотация

           Эвенки – древний народ. Интересными обрядами и традициями эвенков живо интересуются не только культурологи и этнографы, но и обычные люди.

           Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.

          Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием.

           Основным занятием эвенков, которое обеспечивало им пропитание и средства на жизнь, была охота, поэтому среди традиций охотников есть много интересных обрядов.

         Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.

         А весной эвенки празднуют праздник «Эвинек», на котором они провожают зиму и встречают весну.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

«Эвинек – весенний праздник Эвенков»

Цель: приобщение детей к национальной культуре и традициям эвенского народа.

Задачи:

— воспитывать у детей чувство уважения и толерантного отношения к культуре народов Севера, их традициям и обычаям.

— развивать умение чувствовать и понимать красоту природы, желание сохранить природные дары

— познакомить детей с обрядами народа Эвенки.

Для праздника оформляют музыкальный зал.

Стол с мини-музеем рукодельниц эвенского народа (вышивки, сувениры -солнышки, работы из бересты, бисера, меха, разнообразные орнаменты).

Под эвенкийскую музыку дети входят в зал.

Ведущая:

— Добрый день, сегодня мы совершим путешествие к северным народам, которые называются Эвенки!

— Вы слышали, про такой народ?

— Эвенки очень интересный народ со своими традициями и обычаями, хотите узнать какими?

— Тогда отправляемся в путь!

Дети встают в круг под народную музыку эвенков.

Выходит женщина, одетая в костюм Эвенка (Эвенкийка)

Мэндуде-мӣ аяма̄н!(Здравствуйте друзья)

— Меня зовут Айнана!

— Край у нас богатый! Даже дети знают!

Что Сибирь в России, щедрой называют,

Щедрой на богатства, что дает природа.

На добро и чуткость нашего народа!

— Эвенкия – это край суровых зим с трескучими морозами, лихими метелями. Край, где девять месяцев – зима, остальное лето. Эвенкия – это край, где, в короткое лето успевают растаять реки и речушки, расцвести цветы, созреть ягоды и грибы…

Исполняется песня «Эвенкия»

Ведущая:

—  Посмотрите, какой красивый национальный костюм у эвенков! (рассматривают и описывают костюм эвенкийской гостьи)

— Верхняя одежда называется – зипун

— Меховые сапоги – унты

— А шапка называется – парка

А расшивают эту одежду народные умельцы.

В такой одежде, ни какой мороз не страшен!

Айнана:

-Но в конце мая, когда становится тепло эвенки празднуют праздник «Эвинек», на который мы сейчас попадем и все о нем узнаем.

— Главный обряд этого праздника – проводы старого солнца и встреча нового.

— Посмотрите на двух деревьях, которые стали священными,  натянута веревка «дэлбурге!»

—  Прошу вас, ребята подойти и привязать свои разноцветные ленточки к этой веревке и загадать желание.

Дети привязывают разноцветные ленточки к веревке

— По представлениям эвенков – эти деревья означают священную птицу – мать  и птицу – отца, а натянутая между ними веревка – священные ворота. По обычаю, если привязать ленточку к веревке дэлбурге и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

Ведущая:

— Спасибо! Мы знаем, что эвенки очень чтят природу и природные богатства. Наши дети для вас хотят рассказать стихи про наш богатый край.

Айнана:

— Я с удовольствием послушаю!

1 ребенок

Природа Сибирь, а есть ли богаче?

Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо

Где ивы и вербы над речкою плачут,

Меня не поймет, только тот, кто там не был.

2 ребенок

Там горы утрами укрыты туманом.

И облака по вершинам чуть движутся,

От воздуха горного, будто бы пьяный,

Воздухом этим никак не надышешься

Природа Сибири чудесна…не скрою,

А если уедешь, то снова вернешься,

К тем родникам с ключевою водою,

Которую пьешь и никак не напьешся

3 ребенок

Все лето природа щедра разнотравьем,

И может быть край этот кажется диким,

Я много отдам за одно лишь желанье ,

Почувствовать вкус переспелой брусники.

4 ребенок

И смотришь, как в вечность в озерную воду,

И если хоть раз побывать здесь случится,

Навечно влюбляешься в эту природу!!!!

И хочется снова сюда возвратиться!!!

Айнана:

— А вы знаете, что на празднике «Эвенек», эвенкийцы проходят обряд очищения. Они прыгают через горящий костер, в который кладут ветки багульника. Багульник для эвнекийцев священное растение, которое может изгонять болезни и неприяности от человека.

Звучит шаманская музыка

— Предлагаю вам перепрыгнуть через такой костер.

В середине зала распологается имитация двух костров с ветками багульника.

Дети прыгают через первый костер под шаманскую музыку.

Айнана:

— Это первый костер, через который мы прыгали, он означает, что мы попрощались со старым годом и лютой зимой, оставили все невзгоды.

— А теперь предлагаю перепрыгнуть через второй костер, который означает пробуждение природы после долгой зимы и надежду на лучшее.

Дети прыгают через второй костер.

 Ведущая:

— Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы эвенкийские названия

животных. Я  буду называть их по – русски, а вы по – эвенкийски.

Показывает картинки животных с названиями

1.Есть в Эвенкии лесные великаны – лоси (мотыл)

2.Спит в берлоге бурый медведь (хомоты)

3.Прыгают весело с ветки на ветку шустрые белки (улукил)

4.А вот осторожно крадется хитрая лиса (сулаки)

5.Самый ценный зверек – соболь (чипкан)

6. А как же по эвенкийски будет олень? (орон).

— Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

Айнана:

— А теперь по обычаю, я произнесу для вас важные слова!

Подходит к каждому ребенку и произносит

 — «Пусть новый год принесет тебе счастье, человек!»

-Теперь предлагаю станцевать народный танец, который называется «ьээдьэ»

Танцуют танец все вместе

Ведущая:

— Эвенки народ очень трудолюбивый, они не могут долго жить на одном месте и постоянно кочуют со своими пастбищами. А еще женщины на равне с мужчинами ходят на охоту.

 Айнана:

— Да это так, но мы никогда не убиваем зверя ради забавы, а только для пропитания.

— А еще наши женщины искусные мастерицы, хотите я вам покажу какие вещи наш народ умеет изготавливать?

(Проходят к столу, где расположены музейные экспонаты (вышивки, сувениры — солнышки, работы из бересты, бисера, меха, разнообразные орнаменты)

— В эвенкии очень долгая и холодная зима, поэтому эвенкийские женщины очень любят вышивать солнышки, поэтому на этих изделиях очень много и зображений солнца.

Дети рассматривают экспонаты

Айнана:

— Теперь мне пора прощаться с вами ребята, спасибо за теплый прием, теперь мы с вами будем хорошими друзьями!

Дети прощаются и под народную музыку покидают зал

Встречу весны празднично отметят эвенки из Тындинского района

Гонки на оленьих упряжках, эвенкийские обряды и выставка мастеров народных промыслов — в Тындинского районе отпразднуют День оленевода. 
 

Национальный эвенкийский праздник — День оленевода и охотника (6+) — символизирует встречу весны у эвенков. 13 марта его отметят в селе Первомайское, 20 марта — в Усть-Уркиме, а 21 марта — в Усть-Нюкже. 

Традиционно в эти дни проходят выставки-продажи прикладного искусства, где мастера представляют национальные изделия из кожи, меха и бисера и соревнуются на лучший национальный костюм. Проходят конкурсы и спортивные состязания: эвенки-кочевники демонстрируют мастерство в гонках на оленьих упряжках и верховой езде, также участники соревнуются в метании топорика и маута (лассо), прыжках через нарты, перетягивании палки, стрельбе. Празднование начнется с традиционного обряда очищения — «Улгани». 

Не обходится праздник без эвенкийского хоровода — «Ехорье» — и праздничного концерта. Для детей будет предусмотрена игровая программа.

Газета «Телепорт», фото пресс-службы администрации Тындинского района

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Первобытные люди еще в конце ледниковой эпохи заселили бассейны могучих многоводных северных рек — Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Анабара, Оленька, их притоков — Алдана, Амги, Вилюя, Олекмы и других, заложив основу для развития человеческой цивилизации на необозримых просторах северо-востока Азии, Аляски и Канады, Центральной и Южной Америки. Археологами установлено наличие всех археологических культур на этой огромной территории, носители которых создали оригинальную культуру, приспособленную к экстремальным условиям существования. Официальный сайт Республики Саха (Якутия). Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Якутяне могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Республике Саха (Якутия), который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Саха (Якутия)

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Саха (Якутия)

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

В 1982 году Андрей Савичем Борисовым был поставлен знаменитый спектакль «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря», который является визитной карточкой Саха академического театра им. П.А. Ойунского. О каком народе повествуется в произведении?

Несколько вариантов:

а. Юкагиры
б. Коряки
в. Айны
г. Нивхи

«Пегий пёс, бегущий краем моря» — повесть Чингиза Айтматова, повествующая о жизни нивхов на берегу Охотского моря. Мальчик Кириск впервые выходит в море вместе со старейшиной клана Органом, своим отцом Эмрайином и двоюродным братом отца Мылгуном. Для мальчика это обряд инициации. Охотники удачно добрались до места лежбища нерп и убили одну из них. Но при переходе на соседний остров для ночёвки на море разразился шторм. Никто не погиб, но они потеряли нужный курс и теперь плывут в неведомом направлении. Стала заканчиваться пресная вода и чтобы дать шанс выжить мальчику, все решились на смелый шаг — выброситься с лодки. Мальчик плывет и весь в изнеможении доплывает до берега, где его встречает верная собака. Кириск спасен.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Нивхи

Вопрос №22

Берестяная ураса является самым древним историческим и архитектурным памятником якутского народа. Как называется приспособление для отопления Урасы, которая стоит в центре строения?

Несколько вариантов:

а. Холумтан
б. Комелек
в. Костер
г. Ohox

Место для разведения огня (холумтан) мифически связывали с судьбами хозяев, говорили, «каков холумтан, такова и судьба у них».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Холумтан

Вопрос №23

Как называется национальный эвенкийский праздник весны и зелени?

Несколько вариантов:

а. Бакалдын
б. Кильвей
в. Шахаджьиибэ
г. Эвинэк

Бакалдын (встреча солнца у эвенков) — национальный эвенкийский праздник. «Бакалдын» по-эвенкийски переводится как встреча. Встреча людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы. Праздник «Бакалдын» символизирует возрождение природы после долгой зимы, по другому его называют «Праздником весны и зелени». Проводиться праздник должен в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролет кукует кукушка, а впереди всё лето.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Бакалдын

Вопрос №24

Самый древний народ Якутии с самоназванием «одулы».

Несколько вариантов:

а. Эвены
б. Чукчи
в. Юкагиры
г. Долганы

Юкаги́ры (самоназвания — деткиль, одул, вадул, алаи) — восточно-сибирский народ, относящийся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири. Происхождение именования «юкагир» точно не установлено; возможно, оно было дано этому народу русскими — вероятно, посредством эвенков (тунгусов) — и в XX веке закрепилось как официальное наименование. Традиционные занятия — рыболовство (с помощью неводов), оленеводство, охота на диких оленей, ездовое собаководство. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Саха (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Новосибирской области (1 чел.) — по данным на 2013 год. В Якутии юкагиры, в основном, сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Юкагиры

Вопрос №25

Самый большой по площади муниципальный район Якутии, который расположен на северо-западе республики, за Северным полярным кругом.

Несколько вариантов:

а. Алданский улус (район)
б. Олекминский улус (район)
в. Булунский улус (район)
г. Оленёкский национальный (эвенкийский) улус (район)

Административный центр — п. Оленек Дата образования (района) — 1 октября 1935 года. Площадь района — 318,1 тыс. км² (самый большой по площади муниципальный район Якутии). Расположен на северо-западе республики, за Северным полярным кругом, в бассейнах рек Оленёк и Анабар. Расстояние до г. Якутска : наземным путем составляет — 2026 км, воздушным — 1270 км. Главная водная артерия района — р. Оленёк. Ее общая протяженность — 2292 км, площадь бассейна — 220 тыс. кв. км, гидроэнергетический потенциал — 1,031 млн кВт. В речную сеть Оленёкского улуса также входят малые реки: Арга-Сала, Большая и Малая Куонамка, Силигир, Марха, Муна, Биректе, Уджа и др.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Оленёкский национальный (эвенкийский) улус (район)

Вопрос №26

В сентябре 2011 г. в Усть-Янском улусе в местности Ойогос Яр охотниками на осыпавшемся склоне обнаружена прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка. Уникальность заключалась в том, что у туши сохранились шерсть, хобот, все ноги и головной мозг. Как назвали мамонтенка?

Несколько вариантов:

а. Мамонтенок Дима
б. Мамонтенок Игорь
в. Мамонтенок Малыш
г. Мамонтенок Юка

Останки самки мамонта подросткового возраста весом 106 килограммов были обнаружены в 2010 году членами общины Юкагир в 30 км к западу от устья реки Кондратьево на южном побережье Моря Лаптевых. Высота в холке составляет 165 см, длина тела от основания хобота до основания хвоста — около 205 см, хвост короткий — около 9 см, вес живого мамонта мог достигать 450—550 кг. Обнаруженного мамонтёнка назвали по названию общины — Юка. Животное погибло около 28 тысяч лет назад (некалиброванная радиоуглеродная датировка — около 34,3 тыс. лет назад) в возрасте 6—9 лет (судя по степени стирания коренных зубов).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Мамонтенок Юка

Вопрос №27

Какой народ в Якутии отнесен по Уставу об управлении инородцев Сибири (1822 год) к разряду кочевых?

Несколько вариантов:

а. Юкагиры
б. Долганы
в. Эвены
г. Якуты

Устав «Об управлении инородцев» (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года. Устав был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с помощью Г. С. Батенькова. Устав разделял инородцев в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус. Оседлые инородцы в правовом отношении приравнивались к русским тяглым сословиям — мещанам и государственным крестьянам.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Якуты

Вопрос №28

Первый ученый – лингвист якутского народа.

Несколько вариантов:

а. Эдуард Пекарский
б. Гавриил Ксенофонтов
в. Семен Новгородов
г. Николай Неустроев

Якутский лингвист. Один из создателей якутского алфавита. Автор первого якутского букваря. Руководитель подотдела по научному исследованию Якутской губернии, заведовал его лингвистической секцией. Председатель комиссии по составлению учебников на якутском языке.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Семен Новгородов

Вопрос №29

Назовите народного поэта Якутии, написавшего эти стихи: Щедрое народное наследство,- Я люблю красивый наш язык. На якутском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Но и так, друзья мои, бывает: В час, когда сижу с пером в руке, Новых слов для песни не хватает Мне в родном богатом языке. Если слог мой поисками скован Сколько новых дел, событий, чувств! Обращаюсь к русскому я слову, У него я новому учусь.

Несколько вариантов:

а. Леонид Попов
б. Софрон Данилов
в. Семен Данилов
г. Иван Арбита

Семён Петрович Данилов — якутский советский поэт. Народный поэт Якутии. Член КПСС с 1961 года. Брат писателя Софрона Данилова. Семён Данилов родился 7 (20) марта 1917 года в местности Сиинэ Мытахского наслега Западно-Кангаласского улуса Якутской области. Член Союза писателей СССР с 1949 года. В 1957 году окончил Высшие литературные курсы при СП СССР. В 1961 году возглавил Союз писателей Якутской АССР.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Семен Данилов

Вопрос №30

Какой сибирский тунгусо-маньчжурский народ в этнографической литературе известен как ламуты?

Несколько вариантов:

а. Ненцы
б. Нанайцы
в. Эвены
г. Эвенки

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Эвены

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.


Happy

Happy

3


Sad

Sad

1


Excited

Excited

0


Sleepy

Sleepy

0


Angry

Angry

0


Surprise

Surprise

0

    Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца [Алексеев, 1993, с.10].

    Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время в веселье: пели, танцевали хороводные танцы.

Kostyum9.jpg

    На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и др. Обычаи и обряды народа, посвященные встрече Нового года несли в себе огромный культурно-созидательный смысл. Они включали элементы песенно-танцевального искусства, театрализованные представления сказок, родовых преданий, легенд. На празднике исполнялись различные родовые песни, песни-импровизации, песни-рассказы.

    Одним из главных моментов встречи являлось коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» — «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов. Все эвенские хороводные танцы, различные песни являлись школой для молодежи, с помощью них они получали знания, учились опыту старшего поколения и мудрости жизни. Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания). Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова [Алексеев, 1993,с.58]:

Заклинаю! Пусть песни и радость разносятся
Над тайгою моей, над страною оленных людей!
Верь всегда, что наступит день такой,
Когда не будет печали и слез,
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ!
 Просмотр этого шаблона Эвены
Быт

Семья и брак •
Формы заключения брака •
Традиционное воспитание детей •
Пища и домашняя утварь •
Поселения и жилища •
Хозяйственные построения •
Транспорт •
Хозяйство •
Женщины в эвенском роде

Even .png
История и
происхождение

Эвены •
Эвены Березовки •
Проблемы этногенеза и этнической истории эвенов •
Малый народ России. Эвены •

Культура

Песенно-танцевальное искусство •
Танцевальный ансамбль «һэкуу» •
Народные праздники
Материальная культура •
Традиционный календарь

Одежда

Эвенская одежда •
Развитие эвенской одежды

Персоналии

Борисова С.Д. •
Степанов П.А. •
Лебедев В.Д. •
Павлова А.В. •

Эвены – коренной малочисленный народ Северо-Востока Российской Федерации

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.

Икэнипкэ

Эвенкийский новый год, эвенки, эвенкия

Эвенкийский новый год. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.

При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:

Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.

Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Синилгэн

Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.

Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

Бакалдын

Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Месяц — это «луна»

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.

Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.

Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.

Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.

Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.

Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.

Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.

Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.

Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.

Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.

Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.

Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. 

Когда приходит цивилизация, традиции теряются.

Год начинался с головы

Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.

Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.

Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).

Ичан — левый локоть руки.

Билян — запястье левой руки.

Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.

Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.

Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.

Мужчины коренных народов Севера - это вожди, добытчики и экстремалы.

Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.

Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

МБОУ «Линдинская
малокомплектная основная общеобразовательная школа»

Жиганский район Республика Саха (Якутия)

Изучение
обрядов эвенкийского праздника «Бакалдын»

Автор: Корякина Яна Яковлевна

Бахынай, 2015г.

Эвенкийский
праздник «Бакалдын»

    С древнейших
времен у многих народов мира существовали свои обы­чаи и традиции. Они
передавались из поколения в поколение. Все эти обря­ды имели тесную связь с
природой, так как жизнь человека и продолжение его рода во многом зависит от
окружающей среды. В данной работе мы изучили значения и проведение обрядов для
возрождения эвенкийской куль­туры.

На основании
постановления Государственного собрания Ил Тумэн РС(Я) от 26 ноября 2008г.
Жиганский улус наделен статусом «Национальный эвенкийский район». В настоящее
время в Жиганском улусе проживает 4241 человек, в том числе 1971 чел. (46,5%)
представителей коренных малочислен­ных народов Севера. Из них эвенков 1946
человек.

Знание культуры,
традиций, обычаев своего народа — это долг каждого человека. Исходя из цели
работы, поставлены следующие задачи:

1). Изучение
разновидностей обрядов на основе анализа теоретической части работы.

2). Выявление методов
проведения обрядов на примере эвенкийского праздника «Бакалдын» в Жиганском
улусе.

Эвенкийский
праздник «Бакалдын»
— это праздник встречи
нового года, который проводится у эвенков, живущих на территории Приамурья и
Якутии. Главная цель этого праздника — активное общение эвенков между собой,
налаживание контактов между представителями разных районов, ак­тивизация и
возрождение эвенкийского языка, приобщение детей к тради­ционной культуре.
Праздник «Бакалдын» символизирует обновление при­роды после долгой зимы, его
называют «Праздником весны и зелени».

После суровой и холодной
зимы, когда наступали теплые дни, наши предки каждый год собирались и
устраивали праздник. Встречались на оп­ределенном, установленном месте. Такие
ежегодные, праздничные встречи давали возможность обмена информацией и общения
кочевых семей, ведь зимой в поисках мясного и пушного зверя они редко
встречались. Именно на таких праздниках учились у старших опыту и мудрости
жизни. Эта все­общая радость пробуждения северной природы вдохновляла и
старого, и молодого. А какой праздник без песен, танцев, состязаний на
ловкость, сме­лость, без общего чаепития?

     В настоящее
время на месте проведения праздника участники заранее устанавливают палатки,
чумы. У палаток оформляют выставку прикладно­го искусства, устанавливают столб
с изображением больших мифических птиц с четырех сторон. Возле родового костра
чичипкан, вокруг столба три дерева (лиственницы), на лиственницы вешают жерди с
изображением на­лима, рядом человекообразную фигуру без руки — охотничий амулет
«пэллэи». Организаторы и участники праздника приходят в эвенкийских на­циональных
костюмах.

     По представлению
наших предков, каждый человек обязан в Новом году пройти обряд очищения, чтобы
предстать в Новом году с чистой душой, без болезней, без злых мыслей. Только в
этом случае Солнце и Голубое небо могут отнестись благосклонно к эвенку. По
сценарию эвенкийского праздника «Бакалдын» обязательно проводятся следующие
обряды: «Очищение», «Поклонение огню», «При­чащение», «Синкгэлэвун» и
«Секалаон». Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение
во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих буквально все стороны
хозяйственной жизни.

Обряд
очищения.

     
Обряд совершается при длительной неудаче в охоте. У входа
устанавливается чичипкан, в середине — ритуальный костер, в кото­рый время от
времени подбрасывается багульник, можжевельник для оку­ривания. Начинается
обряд очищения. Все участники праздника проходят через чичипкан, через живой
коридор обрядовой группы, которая взмахи­вает можжевельником или багульником,
пропускает их, приговаривая по­желания исцеления, здоровья, счастья, удачи во
всем.

     Обряд очищения в
обычных условиях жизни совершался в упрощен­ном виде. Во многих случаях его
проводили сами больные, без участия шамана. Для этой цели разжигали костер,
изготавливали из травы чучело, напоминающее человека, и ставили чичипкан. Путем
уговоров и задабри­ваний заставляли духов дурного глаза переселиться в травяное
чучело. При прохождении через чичипкан чучело зажимали и затем сжигали.

Обряд
приветствия гостей
на празднике происходит через
табуированного «Священного оленя», который отгоняет злых духов от места прове­дения
праздника. Старейшина или старейшины (два, три человека) обмени­ваются
рукопожатиями с участниками праздника через оленя.

Обряд
поклонения огню.
Все народы мира, все дети планеты покло­нялись
огню — источнику тепла, света, верили в его очищающую силу.

У каждого народа это
поклонение отражалось в его обрядах по-разному. Северные народы, вся жизнь
которых была неразрывно связана с природой, до недавнего времени свято верили и
чтили все, что их окружает, в первую очередь, огонь. У эвенков поклонение огню
проявлялось в разных обрядах.

Одним из обязательных
обрядов является кормление, угощение духа огня. Эвенки считали, что все
окружающее в природе имеет свой дух. Дух огня у некоторых эвенков представлялся
в образе мудрого, доброго старика — эпэкэ (дедушка), у некоторых эвенков духом
огня была старуха — эбэкэ (бабушка). Эвенки, приехав на новое место стоянки,
разводили костер и кормили дух огня лучшими кусочками пищи: салом, жирным
мясом, хле­бом с маслом и т.д.

Очищающим свойством
огня, его дымом пользовались, пропуская при­езжих через чичипкан — расколотый
ствол молодой лиственницы с целой верхушкой. При этом окуривали дымом
багульника, отряхивая с людей ве­точкой багульника все их болезни, грехи,
заботы, желали им здоровья, удач в охоте, счастья и т.д. По эвенкийски это
звучало так: «Авгарабикэллу, экэллубумура, нэлэмупивээкэллу бра, аятбэйнэкэллу,
кутучибикэллу!» (Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте
удачливы в охоте, будьте счастливы!»). Все участники подходят к родовому огню.
Шаман или организатор «Бакалдына» кормит огонь с благопожеланиями для всех
присутствующих, их близких и родных, затем начинает кормить духов неба, леса, земли
и воды. Всех присутствующих приглашают дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу
«иччи» с просьбой исполнения заветных желаний.

Обряд
причащения
«Еллавка». Старейшины родов начинают обряд причащения вновь
прибывших гостей к родовому огню. При этом намазы­вают золой или углем из
родового костра лоб, щеки, подбородок гостей и произносят слова с самыми
лучшими пожеланиями. Прошедший обряд при­чащения с этого момента находится под
защитой родового огня. Суть при­чащения состоит в том, что оно укрепляет нити
связей солнца, луны, звезд и неба. Гости и участники праздника подходят к
священному дереву «Сэбэкмо» и, поглаживая его, просят исполнения заветных
желаний.

Обряд
«Сингкэлэвун».
Охотничий обряд добывания «охотничьего
сча­стья», устраивался тогда, когда охотнику длительно не везло в охоте на мяс­ного
зверя. Для этого предварительно изготовлялись маленький лук и фигу­ра сохатого
или оленя из тальника. Затем охотник уходил в глухое место и, поставив на
возвышении изображение зверя, стрелял в него из лука. Если после выстрела оно
падало, то это означало удачную охоту. Если же по фи­гуре давали промах, то
ожидалась неудачная охота.

Из веток составляют
макет оленя, незаметно привязав к передней ноге веревку (капкан) для того,
чтобы поддеть оленя, когда охотник выстрелит в свою жертву. Все это
демонстрирует ловкость, храбрость охотника, добы­вающего пищу для прокормления
своего рода.

Ряд обрядов и
запретов был связан с охотой на медведя. Это исходило от уверенности эвенков,
что зверь мог слышать и понимать человека.

Обряд
«Секалаон» (медведь).
При оформлении праздника
«Бакалдын» тщательно готовятся. Берут священное пахучее дерево лиственницы, оку­тывают
шкурой медведя, украшенной красными лоскутными серьгами. Каж­дый проходящий
участник праздника с добрыми помыслами должен погла­дить хозяина тайги по
могучей спине. Это помогает обрести мужество, ду­ховную силу, символизирует
нашу неразрывную связь с природой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный шотландский праздник
  • Национальный чукотский праздник это
  • Национальный чукотский праздник название зул
  • Национальный чукотский праздник название байдары
  • Национальный чукотский праздник зул праздник байдары праздник тюльпанов праздник акаяшка