Национальный марийский праздник пеледыш пайрем

В праздничном календаре марийского народа особое место занимает праздник Пеледыш пайрем, в переводе с марийского языка «праздник цветов»

75757768 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Марийский праздник Пеледыш пайрем

В праздничном календаре марийского народа особое место занимает праздник Пеледыш пайрем (в переводе с марийского языка «праздник цветов»). Он широко отмечается в республике Марий Эл и за ее пределами, там, где компактно проживает марийское население. В настоящее время благодаря усилиям марийских землячеств, центров марийской культуры праздник стали проводить и в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Кировской области.

Начало было положено в марте 1920 г. на состоявшемся тогда II губернском съезде национальностей Вятской губернии в г. Малмыже, где был поднят вопрос и о внедрении в быт марийского народа новых праздников и обрядов вместо традиционных языческих. Делегаты марийской секции высказались за организацию в Марийском крае праздника Йошкар пеледыш пайрем («праздник красного цветка», «йошкар» означает красный), который стал бы соответствовать своим содержанием новой эпохе.

Название праздника носило ярко выраженную революционную символику. Для начала его решено было провести в с. Сернур, издавна считающемся духовным центром марийцев, и приурочить ко времени проведения народного летнего календарного праздника Семык (Семик). Организационная сторона дела была поручена коллективу Сернурских педагогических курсов. Руководство доверили молодому энергичному преподавателю, драматургу и общественному деятелю А. Ф. Конакову.

pairem Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

В день праздника, 27 мая 1920 г., Сернур был украшен красными флагами, плакатами и лозунгами. Посмотреть на небывалое для того времени праздничное представление собралось около двух тысяч человек.

Праздник начался с шествия по улицам села с красными флагами и с пения «Интернационала». В народном доме был устроен митинг. Собравшихся приветствовали руководители марийской секции губернского съезда, местные партийные деятели и организаторы праздника. Здесь же учащиеся педагогических курсов дали большой концерт. Они хором пели марийские песни, читали стихи, исполняли танцы. В заключительной части праздника состоялись спортивные состязания и игры. Завершилось все всеобщим весельем — плясками, песнями под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Народу праздник понравился, многие подходили к организаторам и благодарили их.

На следующий день праздник переместился в другие населенные пункты. Сельские жители с интересом наблюдали за происходящим на празднике и невольно сами вовлекались в праздничное действо. За четыре дня Йошкар пеледыш пайрем был организован и проведен в 11 деревнях и селах с участием нескольких тысяч человек. Из года в год праздник приобретал все большую популярность.

777 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Широкое распространение праздник получил после выхода в 1923 г. постановления Марийского облисполкома, в котором Йошкар пеледыш пайрем был объявлен народным революционным праздником трудящихся Марийской автономной области (МАО).

В соответствии с ним 24 мая 1923 г. столица МАО Краснококшайск впервые в торжественной обстановке праздновала Йошкар пеледыш пайрем. В организации праздника и его проведении активное участие приняли известные марийские деятели культуры: С. Чавайн, М. Шкетан, И. Шабдар, И. Палантай, В. Мухин, Т. Ефремов, актеры Марийского передвижного театра.

В дальнейшем праздник стали отмечать и за пределами Марийской автономной области.

Следует подчеркнуть, что в первое время Йошкар пеледыш пайрем играл немалую роль в деле просвещения и культурного развития марийского народа. Организаторы праздника во время его проведения выступали с лекциями и беседами на общественно-политические, атеистические темы, призывали население к здоровому образу жизни, овладению знаниями, коллективному колхозному труду.

Празднику предшествовали кампании по наведению чистоты в домах, населенных пунктах, выставки марийской литературы, одежды, сельхозтехники и т. д. Марийские поэты посвящали празднику восторженные стихи, композиторы сочиняли музыку.

Однако наступившие годы репрессий коснулись и праздника. Многие из его организаторов и идейных вдохновителей в 1930-е гг. были объявлены врагами народа, а Йошкар пеледыш пайрем посчитали «узконационалистическим» и запретили.

Несколько десятилетий праздник пребывал в забвении. Только в 1965 г. бюро Марийского обкома КПСС приняло постановление о восстановлении и ежегодном его проведении во всех населенных пунктах республики. Так, Пеледыш пайрем (слово «йошкар» было исключено из названия) вновь стал занимать свое место в культурной жизни марийского народа.

66 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

В 1960-1980-е гг. Пеледыш пайрем сочетал, в основном, черты советского массового празднества с национальными элементами — песни, танцы, игры, народные костюмы. В наши дни Пеледыш пайрем все более привлекает национальным характером, становится разнообразнее его содержание. По времени проведения он, как и в советский период, отмечается в начале лета после завершения весенне-полевых работ. Сначала его проводят в сельской местности, затем праздник переносится в районные центры. Завершается Пеледыш пайрем в столице республики Йошкар-Оле массовым народным гуляньем.

С 1996 г. общереспубликанский Пеледыш пайрем приурочен ко Дню независимости России (с 2002 г. — День России) и ежегодно отмечается 12 июня.

В сельской местности праздник обычно проходит на лоне природы — на лугу, на берегу реки, где специально сооружают и красочно оформляют сценическую, спортивную, игровую площадки. Отводятся места для торговых палаток, буфетов.Работники культуры тщательно продумывают концертные номера, часто вся программа формируется по принципу театрализованного действа.

Обязательной частью Пеледыш пайрема является торжественное открытие праздника с поднятием флагов Российской Федерации и Республики Марий Эл. Руководители администраций районов, сельхозпредприятий поздравляют всех присутствующих с праздником, докладывают об итогах весенних посевных работ.

Открытие праздника не обходится без персонажей народных легенд, национальных героев Онара, Чоткар патыра, Акпатыра, Акпарса.

В последнее время с напутственными словами к труженикам села стали обращаться служители марийского религиозного культа — карты. Торжественная часть заканчивается вручением почетных грамот, денежных и ценных призов лучшим механизаторам, полеводам.

В развлекательной части, которая состоит из выступлений самодеятельных коллективов, приезжих артистов, спортивных состязаний, разнообразных веселых конкурсов, народных игр, аттракционов, участвуют все желающие. В отдельных хозяйствах, где молодежь занимается конным спортом, устраивают конные скачки. В программу спортивных состязаний включается и возрождаемая национальная борьба, а также вводятся новые виды состязаний — по армрестлингу, теннису и другим видам спорта.

77858 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Районные праздники справляют по аналогичной схеме. В райцентры съезжаются лучшие работники сельскохозяйственной отрасли со всего района. Здесь их также чествуют, устраивают концертные выступления и развлекательные мероприятия. Завершается праздник общим праздничным весельем, фейерверком. В некоторых районах к празднику приурочивают поэтические чтения, певческие праздники. Настоящим украшением становятся сводные взрослые и детские хоры, исполняющие произведения марийских и известных российских композиторов.

Ярко и торжественно проходит общереспубликанский Пеледыш пайрем в столице Марий Эл. Начинается он с костюмированного шествия по главным улицам города. Основные представления проходят в Центральном парке культуры и отдыха. Присутствующих со сцены приветствуют члены правительства республики, депутаты Госсобрания, мэр Йошкар-Олы, глава централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл Верховный карт, персонажи марийских легенд Акпатыр, Акпарс.

На сценической площадке показывают свое мастерство лучшие профессиональные и самодеятельные коллективы, фольклорные ансамбли, исполнители на национальных музыкальных инструментах. На детской площадке проводятся игры для детей. Популярными являются конкурсы гармонистов, частушечников, конкурс на лучший марийский костюм.
Праздничное гулянье продолжается до вечера.

Вечером желающие могут повеселиться на марийских посиделках Марий кас, а молодые люди — на дискотеке. Сочетание истинно народных и современных форм придает празднику яркость и эмоциональность. Пеледыш пайрем, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, и по сей день остается любимым праздником марийского народа.

Автор: Ольга Калинина

В Йошкар-Оле 17 июня состоится межрегиональный праздник «Пеледыш пайрем». Что символизирует этот праздник, в чём новинка праздника в этом году? Об этом рассказали в пресс-службе Министерства культуры Марий Эл. 

* * *

Пеледыш пайрем в переводе с марийского языка означает «праздник цветов». Это один из важных национальных праздников марийского народа, посвященный окончанию весеннее-полевых работ. Он символизирует весенне-летнее возрождение природы, воспитывает любовь к родному краю, способствует укреплению национального самосознания народа, его сплочению и единению.

Содержание

  1. Из истории праздника
  2. Традиции праздника
  3. В чем уникальность праздника этого года?
  4. Где отмечают Пеледыш пайрем?

Из истории праздника

Впервые праздник под названием «Йошкар пеледыш пайрем», инициатором и организатором которого был марийский драматург Александр Конаков, был проведен в селе Сернур в 1920 году. Праздник сыграл значительную роль в просвещении марийцев.
В 1996 году республиканский праздник был приурочен ко Дню России.
В настоящее время он отмечается в третью субботу июня как массовое народное гуляние.

Традиции праздника

На празднике особой популярностью пользуются оживающие на сценических площадках и парках города красочные этнографические представления-импровизации, национальные игры, выставка-продажа изделий народно-прикладного искусства и ремесел, национальная борьба. Особый колорит празднику придают подлинные национальные костюмы.
В программе: костюмированное шествие по центральным улицам города, выступления лучших профессиональных и самодеятельных коллективов, фольклорных ансамблей и исполнителей.
Во время праздника чествуют лучших работников сельского хозяйства, подводят итоги весенне-полевых работ.
Во время праздника, подчеркивающего уникальность культуры и традиций народа мари и совпадающего по времени проведения с национальным праздником Агавайрем, проходят моления в священной роще.

В чем уникальность праздника этого года?

Уникальность Пеледыш пайрема в 2017 году в том, что он будет проходить как Межрегиональный праздник марийской культуры и отличается множеством интересных конкурсов и развлекательных мероприятий.

По доброй традиции гостей с регионов и районов республики встретят на площади перед Дворцом культуры им. В.И.Ленина. Далее представителей районов республики, национальных диаспор, общественных организаций и землячеств объединит костюмированное шествие по Ленинскому проспекту.
После торжественного открытия праздника мероприятия продолжатся на разных площадках.

В Центральном парке культуры и отдыха будет представлена фольклорная программа «Душа народа», фестиваль волынщиков, концерт оркестра народных инструментов «Марий кундем» и «Эреҥер», концерт национальных культур народов Марий Эл «Радужный мост», выставка-конкурс подворий районов «Кудо».
Впервые в рамках празднования Пеледыш пайрема состоится пленэр художников республики. На площади перед Дворцом культуры им. XXX-летия Победы состоятся сразу несколько конкурсов: конкурс букетов и композиций, конкурс красоты и таланта, показ коллекций этнической моды.

В спортивной части праздника будут национальные игры и состязания. Одним из основных мест проведения станет Патриаршая площадь. Там пройдет театрализованная детская программа, литературная гостиная, развернется хореографическая постановка Марийской государственной филармонии им. Я.А.Эшпая «Сказания земли марийской», этнофитнес и праздничный вечерний концерт.

На открытой площадке Царевококшайского Кремля в этом году впервые состоится Фестиваль туризма и отдыха «ПЕЛЕДЫШ Fest: Все краски отдыха!». В едином пространстве будут представлены современные возможности туризма, культуры и отдыха в Марий Эл. Весь субботний день в историческом центре города жителей и гостей республики ждет яркая фестивальная программа: концерты, флеш-мобы, фитнес на открытом воздухе, туристские практикумы, открытые лекции и показы, мастер-классы, детские анимационные программы, квесты, велоэкскурсии.

Гурманов ждет дегустация национальной и авторской кухни.

Где отмечают Пеледыш пайрем?

В настоящее время Пеледыш пайрем проходит не только в Марий Эл, но и за ее пределами, где компактно проживают марийцы. Из года в год он обогащается новым содержанием. Национальная самобытность этого праздника привлекает людей самых разных национальностей и вероисповеданий, объединяя и сближая их.

Летний праздник цветов Пеледыш пайрем как общенародный праздник проводится в Республике Марий Эл и за её пределами – в местах компактного проживания марийцев – после завершения весенне-полевых работ. Он приурочен ко Дню независимости России и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле.

Впервые праздник цветов под названием Йошкар пеледыш пайрем был проведён в 1920 году в селе Сернур с целью заменить религиозные праздники Агавайрем и Семык.

Сегодня Пеледыш пайрем – неотъемлемая часть национальной культуры марийского народа. Праздник прославляет мирный труд, пропагандирует дружбу между народами, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма мари.

В Горномарийском районе к празднику Пеледӹш айо приурочен праздник песни, в котором участвуют хоровые коллективы со всей республики.  

«Просьба общественности – придать празднику «Пеледыш пайрем» статус государственного, потому что он не только национальный, но и народный. Праздник объединяет регионы, где компактно проживает народ мари. На него приходят представители других национальностей», – эту инициативу Председателя Всемарийского Совета – Мер Каҥаша Эдуарда Александрова поддержал врио Главы Марий Эл Юрий Зайцев. Он подчеркнул: «Праздник цветов имеет символическое значение. Его обязательно нужно отмечать. Это национальная одежда, обычаи и традиции – все это очень важно».

Предлагаем вашему вниманию статью «Пеледыш пайрем: марийский национальный праздник» из рубрики «100 лет Марий Эл».

По данной теме можно также прочитать следующую литературу:

  • Бушков Р. Праздник цветов / Руслан Бушков // Ончыко. – 2016. – № 7. – С. 114-130.
  • Зайниев Г. У пагытын шочшыжо : Пеледыш пайремлан – 90 ий / Гельсий Зайниев // Кугарня. – 2013. – 14 июнь. – С. 3.
  • Калинина О. А. Пеледыш пайрем – у илышын пайремже / О. А. Калинина // Марийский архивный ежегодник-2009 : научно-методический сборник. – Йошкар-Ола, 2009. – № 19. – С. 161-165.
  • Соловьёв В. С. Пеледыш пайрем: национальный праздник марийского народа / В. С. Соловьёв. – Йошкар-Ола, 1966. –  51 с.

Материал подготовили библиотекари отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Булыгина и Е. Петрова

17.06.2023

ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ – «ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ» У МАРИЙЦЕВ

Пеледыш пайрем (в переводе с марийского «праздник цветов»; ранее – Йошкар пеледыш пайрем или Йошкар пеледш пайрем – марийск. «праздник красного цветка») является национальным праздником в республике Марий Эл; в настоящее время отмечается в третью субботу июня.

Пеледыш пайрем – марийский «праздник цветов», символизирующий весенне-летнее возрождение природы, посвящен завершению весенне-полевых работ. Он включает в себя элементы традиционной  календарной обрядности (Ага-пайрем и  Семик) и гражданского праздника.

Праздник зародился  в 1920 г., когда делегаты II-го губернского Съезда национальностей Вятской губернии, проходившем в г. Малмыже, подняли вопрос о необходимости создания новых торжеств, отражающих победу Октябрьской Революции. По инициативе известного марийского писателя, педагога и общественного деятелья, А.Ф. Конакова тогда в селе Сернур впервые вместо традиционного Семика был проведен новый «Йошкар пеледыш пайрем» – «Праздник красного цветка». По задумке организаторов праздник должен был стать кульминацией торжества нового строя в России.

Утром 27 мая в селе, украшенном плакатами и лозунгами, началось торжественное шествие, которое закончилось митингом, где прозвучали приветствия партийных деятелей. По случаю праздника был устроен концерт,  организованы спортивные состязания и игры. В течение последующих четырех дней агитбригады провели Йошкар Пеледыш пайрем еще в одиннадцати деревнях Уржумского уезда Вятской губернии.

Праздник получил хороший отклик и в 1923 г.  был объявлен Народным революционным днем трудящихся Марийской автономной области. День его празднования, приуроченный к Семику, был объявлен нерабочим. В мероприятих праздника Йошкар пеледыш пайрем, прошедшего 24 мая 1923 г. в  Йошкар-Оле, приняли участие известные представители марийской интеллигенции: С.Г. Чавайн, М. Шкетан, И.С. Палантай и многие другие. Новый праздник в полной мере отвечал задаче «сближения с советсткой властью и компартией»: активисты выступали с  лекциями о хозяйственно-культурном строительстве, проводили кампании против пьянства и антисанитарии.

В 1930-е годы  праздник был признан «узконационалистическим» и запрещен. Лишь в 1965 г. он был восстановлен с новым названием – «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») и стал проводиться в третье воскресенье июня. В повестку мероприятия добавилось церемония чествования  передовиков народного хозяйства.

В настоящий момент Пеледыш пайрем проводится как в сельской местности, так и  в  городах. Кульминация праздника проходит в г. Йошкар-Ола. Сценарий торжества состоит из официальной  и развлекательной частей. Первая включает поднятие флагов России и  Марий Эл, приветствие администрации  с отчетом по итогам проведения посевных работ, поздравление картов (жрецов), награждение лучших работников. В официальной части обязательно участвуют актеры в образах фольклорных героев: Акпарса, Акпатыра, Онара и других.

Развлекательная часть включает в себя праздничный концерт, игры, конкурсы, состязания. В Йошкар-Оле устраивается торжественное шествие по улицам города, в котором участвуют делегации разных районов республики Марий Эл, а также из других регионов.

С 2002 года в д. Сиухино Горномарийского района проводится фестиваль хоровых коллективов «Пеледыш айо», приуроченный ко Дню России (12 июня). Ежегодно здесь собираются творческие коллективы из разных районов Республики и других регионов.

В современной своей обрядности Пеледыш пайрем – яркое наследие советской эпохи с чертами самобытной местной традиции. Сочетая в себе национальные и светские черты, он пользуется большой популярностью, как у жителей Республики, так и за ее пределами. Начиная с 1998 г.,  Пеледыш пайрем ежегодно проводится марийским землячеством Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем принимают участие жители города, а также приглашенные гости из Республики Марий Эл. Помимо концертной программы, здесь проводятся выставки изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, дегустация блюд марийской кухни. Завершается праздник играми и танцами, в которых принимают участие все желающие.

Автор текста: Песецкая А.А.
Фотограф: Дигинаев А.

Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии. С энтузиазмом его подхватили в организовавшихся в начале 1919 года марийских секциях при Вятском губисполкоме и отделе национальностей исполкома Уржумского уезда. За разработку нового красного праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись два активиста — сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ Уржумского отдела народного образования В. К. Королев. А.Ф.Конаков как преподаватель естествознания связывал праздник с замечательным явлением в природе — порой ее полного расцвета, чарующего и завораживающего людей с древности.

Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в жизни марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать праздником его возрождения.

Впервые праздник цветов был проведен в деревнях Сернурского кантона 27,28.29 мая 1920 года. Днем его празднования был установлен «первый день народного праздника «Семык», объявлявшийся «нерабочим по всей области».

Летом 1928 года Праздник красного цветка вышел за пределы Марийской автономной области. Он прошёл в марийских деревнях Вотской (Удмуртской) автономной области, Елабужского кантона Татарской АССР, Башкирской АССР

Но в начале 1930-х годов проведение этого праздника из-за начавшейся волны разоблачений «буржуазных националистов» свернулось и даже прекратилось. Пеледыш пайрем возродился только в 1965 году: 20 июня прошел в районах республики, а 27 июня в ее столице Йошкар-Оле. С 1996 года он стал проводиться 12 июня, в рамках Дня России.

Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрам, Семык и Сӱрем, связывавшихся в его древнем календаре с Зарей и Солнцем, приходящим на смену Ночи и Луне. Сегодня Пеледыш пайрем стал любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом.

Автор: Руслан БУШКОВ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМЭ.

№56. Из постановления президиума Мароблисполкома о народном празднике области «Пеледыш пайрем» от 11 мая 1923 г.

«…принимая во внимание мнения, выраженные марийскими трудящимися в 1919-1920 гг. в Сернурском районе в ознаменование данной властью Советов свободы культурного развития… национальностей,
президиум Мароблисполкома постановил:
Продолжить, начиная с 1923 года, праздник «Йошкар-пеледыш пайрем», начало которому положили трудящиеся Сернурского кантона в 1919 году.
Объявить этот праздник народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области.
2. …Днём празднования установить первый день народного праздника «Семык»… объявить этот день нерабочим по всей области».

Источник: ЦГА МАССР. «Культурное строительство в Марийской АССР 1917-1941 гг. Сборник документов. Йошкар-Ола, МКИ, 1983. С. 65.

68901_600.jpg

peledish_web_0_0.jpg

Пеледыш пайрем (в преводе с марийского – «праздник цветов») отмечается как общенародный праздник в Республике Марий Эл и за ее пределами. С 1965 года праздник имеет государственный статус. Он проводится после завершения весенне-полевых работ.

Впервые Пеледыш пайрем был проведен в 1923 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык, чтобы заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников. Он сыграл большую роль в просвещении марийского народа.

В настоящее время Пеледыш пайрем является неотъемлемой частью национальной культуры народа мари. В сельской местности установлена единая форма проведения праздника. Пеледыш пайрем обычно состоит из двух частей – торжественно-официальной и развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника с поднятием флагов и подведением итогов весенне-полевых работ. Развлекательная часть включает в себя концерты, спортивные состязания, различные веселые конкурсы, аттракционы, игры.

В Йошкар-Оле Пеледыш пайрем проходит как массовое народное гуляние. В программе праздника – костюмированное шествие по главным улицам города, торжественное открытие праздника на главной площади города, концерты, игры, конкурсы, спортивные состязания и многое другое.

Организатор: Республиканский центр марийской культуры
Контакты: Пушкина Наталья, директор
Адрес: г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, 109, ДК им. XXX-летия Победы
Телефон: (8362) 45-88-51
E-mail: mari-centr@mail.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник киргизии когда
  • Национальный итальянский праздник
  • Национальный праздник квебека
  • Национальный ирландский праздник
  • Национальный праздник катара