Национальный ненецкий праздник

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»Цели и задачи: 1.     Изучить историю наследия коренных народов Ямала.2.     Расширить знания о народных тради

Цикл сценариев «Праздники и обычаи народов Ямала»

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»

Цели и задачи:

  1. Изучить историю наследия коренных народов Ямала.
  2. Расширить знания о народных традициях  Ямала.
  3. Познакомиться с историей  музыкального искусства северных народов.

        Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия национальных промыслов.

.

Содержание:  

 Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете, какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ детей: Ханты, ненцы.

Вед: Правильно. И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого народа.

  Слайд 1

Звучит ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания и была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Слайд 2

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири. Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры. Говорят на ненецком языке, имеющем  диалекта, которые распадаются на говоры. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой радости.

Слайд 3

Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.

День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.

В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):  

Слайд 4

25 марта – Ворна  яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя  яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так.

Род Панхи  Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды.

Слайд 5

«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд 6

«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все сородичи Панхи  Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети исполняют «Танец оленей»

Слайд 7

Вед: День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Слайд 8

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд 9

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
        Слайд 10

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

       Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд 11

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов.

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём вас на следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.

Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 — 46

Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126

Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. — М.: 2004.- С.53

П. Турутина , почётный гражданин Пуровского района  //«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.

Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления – снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин воды, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера, пэдара ерв – хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не – хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко – источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения нгытарма умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы – только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Источники: www.narodru.ru www.nenets.ru www.russia.rin.ru



Презентация «Ненецкие народные праздники»

Подписи к слайдам:

  • Выполнила учитель музыки МБОУ СОШ № 3
  • г. Тарко-Сале ЯНАО Пуровского района
  • Лемешева Э.В.

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • 25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
    9 мая – Николя яля (начало ледохода);
    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
    20 июля – Ильин яля (середина лета);
    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
  • «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью
традиционные соревнования по прыжкам через нарты

  • Несколько нарт
  • устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт
Топор бросают на дальность
Гонки на оленьих упряжках

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

  • До новых встреч

Ненцы

Нaни’ торова! — Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Ненец, ненэц или хасова (самоназвание —
«человек»)

Места проживания

Ненцы — коренное население Европейского Севера
и севера Западной и Средней Сибири. Живут в
Ненецком автономной округе, в Архангельской
области, в северных районах Республики Коми, в
Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных
округах, в Тюменской области, а также в
Таймырском округе Красноярского края.

Историческая справка

Как и другие северосамодийские народы, ненцы
сформировались из нескольких этнических
компонентов. На протяжении I тысячелетия нашей
эры под давлением гуннов, тюрок и других
воинственных кочевников самодийскоязычные
предки ненцев, населявшие лесостепные области
Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья,
продвинулись на север в таёжные и тундровые
районы Заполярья и Приполярья. Там они
ассимилировались с аборигенным населением —
охотниками на дикого оленя и морскими зверобоями.
Позднее в состав ненцев вошли также угорские и
ненецкие группы.

Статистические данные

По переписи 2002 года численность ненцев
составила 41302 человека.

Религия

В религиозных представлениях господствовала
вера в «духов» — хозяев неба, земли, огня, рек,
явлений природы. Верховное небесное божество —
демиург Нум — управлял миром при помощи других
божеств и духов, а его жена Я-небя — «Мать земли» —
старуха и покровительница, рождающая и хранящая
всё живое, оберегала дом, семью и очаг.
Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое
мировое зло, дух подземного мира, божество,
посылающее болезни и смерть. Каждое озеро,
промысловое урочище имело своих духов — хозяев.
Им приносили в жертву оленей, делали подношения.
На священных местах, которыми могли быть камни,
утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных
фигур. Священным деревом считали лиственницу.

Шаманство тесно связано с древними религиозными
представлениями ненцев. Обычно звание шамана
передавалось мужчине или женщине по наследству.

Среди части ненцев Европейского Севера в
середине XIX века получило распространение
православие.

Язык

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской
группы уральской семьи, который подразделяется
на два диалекта: тундровый, на котором говорит
большинство ненцев, и лесной. Лесным диалектом
владеет около 2 тысяч ненцев, расселённых главным
образом в таёжной зоне. Распространен также
русский язык.

Письменность

Письменность существует с 1932 года на основе
латинской, а с 1937 года — на основе русской графики.

Краткий разговорник

Савва яля! — Добрый день!
Лакамбой’! — До свидания!
Савва сёнзя! — Всё хорошо!
Ань — Да.
Нидм- Нет.
?арка вада! — Спасибо!
Ненэця’ вадавна лаханада»? — Вы говорите на
ненецком языке?

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что
хорошо живущий человек — это тот, у кого есть
тёплая одежда, а счастливый человек — у которого
есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда — глухая малица, гусь, сокуй.

Женская верхняя меховая одежда — паница, шуба
распашная, ягушка. Нижняя женская одежда
напоминала фартук из меха мехом внутрь,
украшенный бисером, медными пуговицами и
серебряными монетами. Женские головные уборы —
капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Форма
капора — это шкура, снятая с головы оленя с
подчеркнутыми глазницами.

Обувь — кисы, бокари, пимы.

Кухня

Традиционная пища ненцев — оленье мясо (в сыром
и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток —
чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у
русских торговцев. Деревянную посуду — миски,
чашки, ложки — изготавливали сами.
Поселения и жилища
Традиционное жилище — разборный шестовой чум с
покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.
В центре чума раньше разжигали костёр, сейчас
растапливают железную печь. Над очагом укрепляли
планку с крюком для чайника или котла, по обе
стороны от него — спальные места, а против входа
— предметы языческого культа, позднее — иконы, а
также чистая посуда.

При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки,
постели, шесты, посуду складывают в специальные
сани.

Традиции

Занятия и промыслы

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни.
Традиционные занятия — охота на пушного зверя,
дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь,
рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью
хозяйства стало домашнее оленеводство.

Национальные особенности этой отрасли:
круглогодовой выпас животных под надзором
пастухов и оленегонных собак, санный способ езды
на оленях. Передвигались на лёгких деревянных
нартах. Для перевоза грузов использовали
грузовые нарты. Выделка шкур оленей и пушных
зверей, пошив одежды, сумок, покрышек чума —
занятие женщин. Одежду и утварь богато украшали
меховой мозаикой (из камусов белого и тёмного
цвета), плели украшения из бисера, вышивали
подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Социальный институт
Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX
века был патриархальный род (еркар). Мужчины
составляли военную единицу. При коллективных
способах охоты и скотоводства большую роль
играло стойбище (нэси) — объединение семей, в
котором мужчины принадлежали к одному роду, а
женщины к разным родам. В условиях родовой
экзогамии молодой человек должен был искать
будущую жену в другом роде.

Обычно вопрос о женитьбе решал отец. Наметив
невесту, засылали сватов, договаривались о
размерах выкупа и приданного. Свадебный обряд
включал имитацию похищения невесты.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Декоративное творчество

Главным объектом художественного творчества
была одежда.

Для создания меховой мозаики отделочным
материалом является олений мех (комус, неблюй (шкурка
осеннего телёнка), ровдуга, теменная часть, мех
летнего забоя после линьки, пыжик (шкурка
новорожденного телёнка) и др.). В качестве
выразительных средств используются натуральные
свойства меха: различные цветовые оттенки,
фактура, плотность, длина и жёсткость ворса.

Широко используется геометрический орнамент.
Мотивы берутся из окружающей среды и
геометризируются: «заячьи уши», «оленьи рога»,
«сломанные оленьи рога», «рога лося», «телячьи
рожки», «головёшки» и т.д.

Меховые сумки с мозаикой — особая область
женского рукоделия. Различают два типа сумок для
принадлежностей женского рукоделья. Мастерят
также кисеты для табака.

Ненцы изготавливают художественные изделия из
бересты, дерева, кости и металла. К кругу
необходимых предметов в быту ненцев относятся:
табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки
для курения, огниво, пуговицы, пряжки для ремней,
колотушки для выбивания снега, очки для защиты от
солнца, детали для оленьей упряжи. Техника
нанесения узора на поверхность предметов —
инкрустация по дереву и кости металлом.

Ненцы славятся искусством деревянной (монументальной)
скульптуры. Она представляла собой культовые
антропоморфные фигуры высотой в 2,5 метра,
устанавливавшиеся на открытых пространствах
тундры. Характерные стилистические черты
скульптур: обобщенность, схематизм и условность
художественного языка, связь с блоком дерева.

Малая пластика — особая область ненецкого
искусства, развившаяся на основе сакральной
пластики и имеющая исключительно светский
характер. Основной материал — дерево (осина, кедр,
берёза). Темами и мотивами скульптур являются
звери, птицы, олени. Присутствуют жанровые сцены:
рабочие нефтепромысла, женщина занимается
хозяйством, охотник идет с добычей, собачья нарта.
Основные стилистические черты: лаконизм,
внимание к фактуре, обобщенность.

Праздники и обряды

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода.
Торжество сопровождается состязаниями в
ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной
еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона
различных духов. Одним из наиболее важных был дух
неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили
в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и
возвышенном месте. Оленя душили и в последний
момент перед издыханием закалывали ножом в
сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а
голову надевали на шест мордой на восток, и все
несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень
белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке.
На его боку вырезали тамгу Нума — три
полуокружности, с отходящими из центра вниз
тремя полосками. После этого посвященного оленя
нигде не использовали и даже избегали
прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные
явления — снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я
ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв
— хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв
— хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте,
рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы
тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале
сохранились предания о человеческих
жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом
рыбной ловли старший в группе обращался к духу с
просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату
человеческую жизнь. Если во время лова в воду
падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой
духу. Перед пересечением Оби, во время
перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву
оленя, а его рога вешали на лиственницу,
считавшуюся священным деревом. Во время промысла
в море, если поднимались волны, в воду бросали
ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв —
хозяин земли и Я ерв не — хозяйка земли. Это
добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники.
Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и
смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга
приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное
животное душили, поставив головой на запад. Оюряд
совершался на закате солнца. Во время болезни
человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы
он «отпустил» больного. Голову забитого оленя
надевали на шест и поворачивали мордой на запад.
Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко —
источники болезней человека. Их отпугивали
звоном колокольчиков и металлических подвесок
на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева
ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали
подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей,
рогами жертвенных оленей. До недавнего времени
священная лиственница была около поселка Сюней-сале
на юго-востоке Ямала. В более северных районах
округа, где она не растет, используют сухую
лиственницу, привезенную с южных кочевий. Её
устанавливают на священных местах, а рядом
располагают деревянных идолов — сядэй, кладут
рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных)
духов — покровителей хэхэ. Это были деревянные
фигурки или небольшие камни, которые хранились в
специальном сундучке, перевозимом во время
кочевий на отдельной священной нарте. Во время
стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном
месте — у стены, противоположной входу. За помощь
во всех земных делах домашним покровителям шили
в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по
мужской линии, за исключением мяд пухуця
«старухи чума» — покровительницы женщин,
деторождения и материнства, которая
ассоциировалась с матерью-землей. Изображение
«старухи чума» состояло из комплекта
миниатюрной одежды. Во время родов женщина
держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли
легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного
изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в
котором обитала после смерти его душа.
Изображение держали в чуме, кормили, одевали,
заботились как о человеке. Нгытарма делали через
7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в
течение нескольких поколений. Его изготавливали
из куска дерева либо без основы — только
комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале
существует и сегодня.

Мифы и предания

Для ненецкого фольклора характерна
персонификация (олицетворение), когда наряду с
героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко).
Этот прием широко распространен в сказках, где
одушевленное существо именуется лаханако —
словечко.

Легенда о женихах
Ненецкая легенда
(Литературная обработка Прокопия Явтысыя)

Давно это было, когда ещё Ветер с Луной на
Савдейских сопках чай пили, а лебеди им воду в
чайниках приносили. Жили в ту пору двое молодых
ненцев. Одного люди звали Мерчяхад — Буранный
Ветер. Второй имел имя Нерминдя — Вперёд Идущий.
Полюбили они одну девушку, красавицу Аркату —
Большой Очаг. Пришли к ней. Вот, говорят, выбирай в
мужья кого-то из нас. Задумалась она: оба красивые,
оба пригожие. Кого в мужья выбрать? И решила так —
пусть состязание между ними покажет, кто сильнее
и ловчее. Победитель войдёт в свой чум с молодой
женой.

Стали женихи состязаться. Тынзеем1 оленей ловить.
Это же самое главное для тундровика — оленя из
стада выловить. Мерчяхад вроде посильнее,
накинет тынзей на рогача, тот, как вкопанный,
стоит. А если дёрнется, он его рывком на землю
валит: Но Нерминдя половчее оказался. Когда
Аркату из ружья в воздух выстрелила, заканчивая
их состязание, то у него больше пойманных оленей
оказалось.

Обозлился Мерчяхад. Бросил Тынзей — за сопку его
закинул. И сказал сопернику:
— Попробуй-ка так же!

Три раза кидал свой тынзей Нерминдя — не смог его
до тынзея Мерчяхада докинуть. Невеста на
следующую осень состязание перенесла.

И вот год прошёл. Снова женихи спор ведут.
Пойманных оленей посчитали — поровну. Мерчяхад
свой тынзей к дальнему болоту закинул. И тынзей
Нерминди рядом упал. Тогда Мерчяхад и говорит:
— Свяжите мне ноги:

Со связанными ногами в три прыжка через болотце
перескочил. Крепкие ноги у Мерчяхада! Сопернику
кричит:
— Теперь ты прыгай!

А Нерминдя знает, что у него так ловко не
получится. Что же делать? Видит, что возле чума
четыре нарты стоят. Стал через них туда-сюда
прыгать. Сто раз прыгнул! А когда Мерчяхад начал
прыгать, на сороковом прыжке промахнулся. Нарту
разломал и сам захромал!.. опять никто не победил.
Пришлось невесте новый срок назначать.

Новая осень пришла, женихов на состязание
позвала. И опять они во всём равны. Оленей ловко
ловят. Тынзей далеко бросают. Двумя ногами в три
прыжка через нарты прыгают. Ни в чём друг другу не
уступают. И тут над ними гусиная стая летит, от
зимы улетает.
— Эй, Мерчяхад! — кричит Нерминдя. — попади
топориком в гусиное крыло!
Кинул Мерчяхад топорик — и промахнулся. Сверкнул
он недобрым глазом и говорит:
— Эй, Нерминдя! Если ты топориком достанешь с неба
птицу, невеста твоей будет:
Сказал так — и проиграл. Не знал, что его соперник
всё лето топорик бросать учился. Мерчяхад от
злости в буранный ветер превратился. Всё по
тундре летает, за обиду отомстить хочет. Всякого,
кто впереди идёт, с ног сбить старается. Если в
чум ворвётся, очаг без огня оставит. Но бессилен
ветер перед человеком, для которого тундра —
отчий край.

Вот какую легенду поведал старый тундровик.
Выявились в ней глубинные истоки, питающие
вешней силой скромные цветочки тундровой царь-ягоды
морошки. Пять видов состязаний ненцев видятся
мне пятью лепестками того цветка:

Источники:

  1. Ненецкий фольклор (мифы, сказки, исторические
    предания) / Сост. К.И. Лабанаускас. Вып. 5. —
    Красноярск, 1995.
  2. Фольклор ненцев / Сост. Е. Т. Пушкарева, Л. В. Хомич.
    — Новосибирск, 2001.
  3. www.narodru.ru
  4. www.nenets.ru
  5. www.russia.rin.ru
Календарь праздников


Фотоальбом

Сайт находится в стадии
информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.

Презентация на тему «Ненецкие народные праздники.»

  • Скачать презентацию (0.95 Мб)


  • 60 загрузок

  • 4.4 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа, созданная преподавателем, чтобы рассказать школьникам о красивом северном народе — ненцах. Ребята узнают из чего состоит быт этих мужественных людей и чему посвящены их праздники, когда они отмечаются и как проводятся.

Краткое содержание

  • Ненцы
  • 25 марта – Ворна яля
  • 23 апреля – Егор яля
  • 9 мая – Николя яля
  • 29 июня – Петров яля
  • 20 июля – Ильин яля
  • 15 августа – Успенье яля
  • 1 сентября — Семен яля
  • Новый год – сыра ер’яля
  • Молитвы ненцев
  • День оленевода
  • Народные состязания ненцев
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    13

  • Автор

    Семионова Г. П.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Ненецкие народные праздники.

    Слайд 1

    Ненецкие народные праздники

    Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Семионова Галина Петровна

  • Слайд 2

    НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

    Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.

  • Слайд 3

    День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • Слайд 4

    25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);

    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);

    9 мая – Николя яля (начало ледохода)

    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);

    20 июля – Ильин яля (середина лета);

    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);

    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);

    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

  • Слайд 5

    «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа

    моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей»

  • Слайд 6

    «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

  • Слайд 7

    День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их

    хозяйственной деятельностью

  • Слайд 8

    традиционные соревнования по прыжкам через нарты

    Несколько нарт

    устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

  • Слайд 9

    Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

  • Слайд 10

    Тынзеймечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт Топор бросают на

    дальностьГонки на оленьих упряжках

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    !

    До новых встреч

  • Слайд 13

    ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Православные праздники на Руси

Презентация: Ненцы

Презентация: Федеративное устройство России

Презентация: Урал

Презентация: Кубань

Презентация: География городов России

Презентация: Крым

Презентация: Мой родной поселок Лучегорск

Презентация: Наследие предков - нашим потомкам

Презентация: Народные подвижные игры

Презентация: Ямало-Ненецкий автономный округ

Презентация: Апрель

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

У северных народов много общего. Языки ненцев и селькупов относятся к одной – самодийской группе. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся и ловят рыбу. Вот один из весенних обрядов селькупов – обряд оживления бубна.

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Её кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достаёт». Изображая своё пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льёт пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своём ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достаёт».

Все они определены соответствующим региональным законом

Фото: Антон Тайбарей

В Ненецком автономном округе законодательно определены праздничные дни и памятные даты. В четверг на очередной сессии Собрания депутатов НАО они были закреплены в соответствующем окружном законе, разработанном парламентариями. Документ представила депутат Наталья Кардакова.

После вступления закона в силу в регионе будут официально закреплены праздничные дни и праздники, посвященные истории НАО:

28 февраля – День Холода (День Арктики)

10 марта – День образования города Нарьян-Мара

третья суббота марта – праздник-фестиваль Сямянхат Мерета (Самый быстрый)

15 июля – День образования Ненецкого автономного округа

2 августа – традиционный праздник День оленя

К памятным датам Ненецкого автономного округа, посвященным важнейшим историческим событиям региона и его символам, отнесены:

третье воскресенье сентября – День Пустозерска

26 сентября – День Устава Ненецкого автономного округа (1995 год)

11 октября – День герба Ненецкого автономного округа (2007 год)

14 октября – День флага Ненецкого автономного округа (2003 год)

20 ноября – День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне

Кроме того, в документ включено более 20 памятных дат, посвященных  образованию административно-территориальных единиц, населенных пунктов округа, важным историческим, культурным и экономическим событиям в истории региона:

5 февраля – день образования Шойнского сельсовета (1933 год)

12 февраля – день образования Хорей-Верского сельсовета (1941 год)

20 марта – день образования рабочего поселка Искателей (1974 год)

4 апреля – день образования муниципального района «Заполярный район»

25 мая – день образования села Ома (1858 год)

15 июля – день образования поселка Каратайка (1932 год)

последняя суббота августа – день образования поселка Харута (1897 год)

второе воскресенье сентября — день образования деревни Каменка (1899 год)

третье воскресенье сентября – день образования поселка Хонгурей (1939 год)

четвертое воскресенье сентября – день образования села Оксино (1574 год)

23 ноября — день образования Тельвисочного сельсовета (1930 год)

29 сентября 1894 года – основание школы в селе Нижняя Пеша

1 сентября 1923 года – основание самоедской школы в селе Тельвиска

20 мая 1929 года – образование первого ненецкого оленеводческого колхоза (ПНОК), колхоза им. И.П. Выучейского

7 ноября 1929 года – выход в свет первого номера газеты «Няръяна вындер» («Красный тундровик»)

18 марта 1931 года – основание интегральной потребкооперации в Ненецком автономном округе

27 октября 1931 года – открытие в городе Нарьян-Маре Печорского морского торгового порта

7 ноября 1931 года – открытие педучилища в селе Оксино

6 сентября 1934 года – открытие Ненецкого окружного краеведческого музея

17 августа 1946 года – формирование Нарьян-Марского авиаотряда

25 июля 1961 года – образование Нарьян-Марского народного театра

Как отметила в ходе сессии депутат окружного парламента Наталья Кардакова, по решению депутатской комиссии рекомендовано муниципальным образованиям разработать и принять нормативные акты о праздничных и памятных датах своих муниципалитетов.

Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник коми луд
  • Национальный марийский праздник пеледыш пайрем
  • Национальный праздник китайцев
  • Национальный корякский праздник
  • Национальный праздник киргизии когда