Национальный праздник балкарцев

Традиции и обычаи балкарцев: история народа, уклад жизни, быт, верования и обряды, традиционные праздники, национальная кухня

Балкарцы – один из древних тюркских народов, представитель балкано-кавказской европеоидной расы. Родной язык – карачаево-балкарский. Их историческая родина – земли Центрального Кавказа, регион, который сегодня под названием Кабардино-Балкарии входит в состав Северо-Кавказского округа РФ. Культурно-исторические традиции балкарского народа формировались в результате смешения древних племен кобанской культуры (булгаров, аланов, кипчаков) с народами Центрального Кавказа (грузинами, кабардинцами, карачаевцами, осетинами).

Традиции балкарского народа

Внешность, национальная одежда и жилище балкар

По последним данным Росстата, население Кабардино-Балкарии составляет 904 200 человек. Балкарцы живут также в российском Ставрополье и Карачаево-Черкессии, а за рубежом − в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Турции и США.

Внешне балкарцы похожи на своих соседей по региону — чеченцев, ногайцев, ингушей. Они обладают высоким ростом, крепким телосложением и несколько угловатыми чертами лица, волосы чаще всего темные.

Балкарский народ

Национальный мужской костюм балкарцев состоит из долгополой рубахи (бешмета) и узких штанов. Поверх бешмета надевалась черкеска – сшитый из домотканого сукна двубортный распашной кафтан с воротником-стойкой. Зимней одеждой служил бурка – плащ-накидка из войлока. Национальный мужской головной убор, как и у всех народов Кавказа − папаха из овчины или каракуля.

Женская одежда балкарок подчеркивала их небольшую грудь и тонкую талию: на голое тело девушки надевали корсет из тонкой кожи (сафьяна), а поверх − платье с широкими рукавами, по покрою похожее на мужской кафтан. На голове балкарские женщины носили высокие шапочки, завязывающиеся под подбородком широкой тесьмой.

Жилье балкарцев

Жилища древних балкарцев – аулы − обычно располагались в местах, труднодоступных для врага: на склонах гор и вблизи рек. Дома стояли на разных уровнях, на террасах, улицы как таковые часто отсутствовали. Дом балкарца представлял собой невысокое сооружение из камня, с плоской крышей, земляным полом и открытым очагом.

Балкарские праздники и памятные даты

Большинство балкарцев проповедуют ислам и считают себя суннитами. В прошлые времена большинство балкарских праздников и обрядов были посвящены аграрным божествам, и многие интересные традиции балкарцев были приурочены к смене времен года.

Мама с сыном

Так, весной балкарцы устраивали праздник первой борозды, обращаясь к божеству в образе златорунного барана Хардару с просьбой о хорошем урожае. Еще один земледельческий обряд, «Гутан», проводили, принося в жертву богам быка. Почитаемым у жителей Балкарии, Дигории и Карачая и Дигории был Бог Урожая Голлу, в его честь в период весеннего равноденствия устраивались массовые празднества с хороводами и плясками.

К официальным праздникам, которые сегодня отмечают в Кабардино-Балкарии, относятся:

  • День возрождения балкарского народа (28 марта);
  • День Республики (1 сентября);
  • Ураза-байрам (праздник разговения, отмечается в первый день месяца Шавваль);
  • Курбан-байрам (отмечается в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося у мусульман пророком, дата устанавливается ежегодно).

Баран для Курбан-байрама

На региональном уровне также отмечаются памятные деты:

  • День памяти жертв депортации балкарского народа (8 марта);
  • День памяти жертв Русско-Кавказской войны (21 мая).

Социальные и семейные традиции

Все стороны общественной и семейной жизни балкарцев отражают адаты − неписанные законы. Одной из главных национальных черт горцев издавна является гостеприимство. Балканцы жили небогато, но гостя старалась накормить самой лучшей пищей, и отвести для ночлега лучшее место в доме.

Балкарская пара

Как и у большинства народов Кавказа, у балкарцев при решении особо важных дел решающее мнение принадлежит мужчинам. Женщина в семье должна заниматься хозяйством и детьми. Обычаи и традиции балкарского народа, согласно с которыми женщины не едят с мужчинами за одним столом, а мужчины не должны входить в комнату, где живут женщины, уже не соблюдаются.

Раньше браки у балкарцев заключались по договоренности между родителями парня и девушки, сватами обычно были уважаемые в обществе пожилые люди. В настоящее время инициатива исходит от жениха, а невеста должна дать свое согласие. Древний обычай – уплата калыма (выкупа за невесту) – соблюдается и сегодня.

Балкарская свадьба

Похоронно-поминальные балкарские традиции и обычаи проводятся по мусульманским канонам. Покойного хоронят в день смерти, тело к погребению готовят священнослужители, обряд отпущения грехов – деур − совершает мулла. При захоронении присутствуют только мужчины. Три дня после похорон в доме усопшего нельзя готовить еду. Поминают покойника на 3-й, 52-й день и в годовщину смерти.

Интерес представляют некоторые уникальные национальные традиции балкарцев:

  • В старину считалось, что погасший очаг нельзя разжигать чужими углями в любое время, для этого существовал определенный день.
  • Одна из традиционных свадебных традиций балкарцев − “Чаша жениха”. В очень большую чашу, снаружи смазанную жиром, до самых краев наливалось пиво. Из этого скользкого сосуда друзья жениха должны были выпить пиво, ни капли не пролив. Те, кто не справился с задачей, исполняли забавные пожелания гостей.
  • Когда балкарский ребенок учился ходить, родители устраивали специальный обряд «жангы атлам»: выпекали из кукурузной муки шарообразную лепешку и катили ее между ножками малыша. Пытаясь догнать «колобка», ребенок делал первые шаги. После проведения ритуала лепешку должны были съесть присутствующие гости и родственники.
  • К интересным традициям балкарского народа относится обряд куначества. При проведении обряда в чашу наливали алкогольный напиток и, давая клятву верности, друзья выпивали его. Затем кунаки обменивались оружием и подарками.

Обычаи балкарцев

Национальная балкарская кухня

Кулинарные традиции и обычаи балкарцев отличаются особым ритуалом приготовления и подачи пищи, а блюда – обилием пряных приправ. Главное место в меню здесь занимают жареные, тушеные и отварные мясные блюда, а также блюда из муки и круп. Супов и овощных гарниров в национальной кухне балкарцев немного.

Суп шурпа

ТОП-10 национальных блюд Кабардино-Балкарии:

  1. Шурпа − заправочный суп на крепком мясном бульоне.
  2. Лягур – вяленое, а затем прожаренное на открытом огне мясо.
  3. Гедлибже – тушеная курица в сметанно-луковом соусе.
  4. Лицуклибжа – нечто вроде гуляша, который обычно едят с крутой пшеничной кашей.
  5. Кебаб — приготовленная на открытом огне продолговатой формы котлета из жирной баранины, в фарш для которой кладется много лука и специй.
  6. Жалбаур − жареная на углях баранья печень.
  7. Жамуко − густая каша, приготовленная со сметаной и творогом.
  8. Мамалыга – каша из кукурузной муки.
  9. Чертлама – тонкие блины на айране и топленом масле. Подают со сметаной.
  10. Эт хичин – лепешки из пресного теста с начинкой из мясного фарша.

Эт хичины

Из сладостей у балкарцев популярны закерис (аналог жареного во фритюре европейского печенья «хворост») и кабардинская халва, которую готовят из пшеничной муки, сахара и сливочного масла.

Праздничные и памятные даты КБР

10 января, 2020 — 06:50

В нашей республике ежегодно отмечаются законодательно установленные праздничные и памятные даты. Эти дни являются нерабочими.

В числе региональных праздников – День возрождения балкарского народа, отмечаемый 28 марта. В этот день в 1957 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о возвращении балкарского народа на историческую родину после 13 лет насильственной депортации. Праздничный День возрождения балкарского народа установлен указом Президента КБР в 1994 году.

1 сентября – День государственности Кабардино-Балкарской Республики (День республики). Праздник учреждён в 1997 году по случаю принятия новой Конституции КБР. Его дата выбрана неслучайно: 1 сентября в 1921 году декретом ВЦИК РСФСР была образована Кабардинская автономная область, в 1921 году вместе с Балкарским автономным округом преобразованная в Кабардино-Балкарскую автономную область.

20 сентября – День адыгов (черкесов). Учреждён указом Главы КБР в 2014 г.

Кроме того, ежегодно устанавливается дата религиозных мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам.

К числу нерабочих памятных дней в КБР относятся 8 марта – День памяти жертв депортации балкарского народа. Принудительное выселение балкарцев с территории Кабардино-Балкарской АССР в Среднюю Азию и Казахстан было проведено Народным комиссариатом внутренних дел СССР 8-9 марта 1944 года.

21 мая – День памяти адыгов (черкесов) – жертв Кавказской войны. Введён постановлением Верховного Совета КБССР в 1992 году.

  • 1592 просмотра

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный и интересный народ, что называет себя таулула, а нам известен как балкарцы. Традиции балкарцев издавна сохраняются новыми поколениями. И сегодня во многих селениях этой местности можно заметить старинные обряды и ритуалы.

История и происхождение балкарского народа до сих пор окутаны туманом тайн, однако культура помогает отыскать ответ на многие вопросы. Что же представляют собой традиции балкарцев? Какой уклад семьи и обычаи у этого народа?

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево- балкарский женский национальный костюм - чепкен

Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / © Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение. В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша. Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.

 Танец балкарцев

Танец балкарцев

Свадебные традиции балкарского народа

Свадебные традиции балкарцев не менее интересны. В прежние времена браки часто происходили по договорённости между родителями двух семей, однако с начала прошлого века всё несколько изменилось – теперь инициатива исходит от жениха.

В качестве сватов выбирались наиболее уважаемые пожилые люди. Они выясняют, даст ли невеста согласие на брак с их родственником. Часто решение это принадлежало совсем не девушке, а её родным. Их слово было для неё законом.

Важную роль в подготовке к свадьбе играл калым, выкуп за невесту, который уплачивали деньгами, ценностями. скотом. В случае развода по вине супруга часть калыма записывалась на счёт женщины. Нередко сумма калыма превышала возможности семьи жениха, и тогда мужчины вынуждены были похищать своих невест. После этого уже сам жених определял размер калыма, который обязан был передать родственникам девушки.

Балкарская свадьба gorets-media.ru

Балкарская свадьба / gorets-media.ru

Свадебные обряды Кабардино-Балкарии

В сельской местности у балкарцев по-прежнему соблюдают старинные свадебные обряды. Если невеста живёт в одном поселении с женихом, к его дому она должна пройти путь пешком, в сопровождении подруг и родственниц. Сам жених в этой процессии не участвует.

Обязательная часть образа невест – белое платье, что считается символом молодости и красоты. Обязанностью друзей жениха был выкуп невесты во время свадьбы. После этого жених мог взять на руки возлюбленную, доведя до порога своего дома, после чего сажал на арбу.

Свадьба в Кабардино-Балкарии

Свадьба в Кабардино-Балкарии

Свадьбы балкарцев – шумные и весёлые праздники. Одна из старинных увеселительных игр называлась “Чаша жениха”. В большую чашу (нередко объёмом как ведро) наливалось до краёв пиво, а сам сосуд обильно смазывался снаружи маслом. Скользкую чашу друзья жениха передавали друг другу. Требовалось выпить всё пиво, не пролив ни капли. Конечно, подобное удавалось немногим, а проштрафившийся должен был исполнять пожелания гостей.

Традиции балкарцев с давних времён по сей день не слишком изменились. Некоторые аспекты стали менее значимыми, отношение смягчилось, однако в большинстве своём обряды остались прежними. Современные балкарцы похожи на своих предков. Они остаются такими же гордыми, яркими, своеобразными людьми с богатой культурой, которую бережно хранят.

На обложке: Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца «Балкария» / @EBalkaria / twitter.com

Месяц март для балкарского народа долгие годы считался «чёрным» месяцем, так как именно в марте 1944 года произошла депортация народа со своей Родины в Среднюю Азию. Эта судьба постигла в тот период истории многие народы СССР…

Однако с 1994 года один из мартовских дней стал одновременно и праздником для всех балкарцев, так как 28 марта было объявлено праздничным днём в Кабардино-Балкарии – Днём возрождения балкарского народа, который является праздником республиканского уровня с предоставлением выходного дня.

История этого дня берёт своё начало в марте 1944 года, когда в течение нескольких часов всё этническое балкарское население было насильственно погружено в железнодорожные эшелоны и отправлено на спецпоселения в Среднюю Азию. Депортация была осуществлена по обвинению целого народа в «предательстве и неспособности оказать сопротивление немецко-фашистским войскам в Приэльбрусье, защитив его от захватчиков», то есть на той территории, где проживала основная масса этнических балкарцев.

Тяжёлые условия самой депортации, вызванные её скоротечностью, лишили целый народ не только Родины, но и домашнего очага, а также всего имущества. Даже одежда и самые необходимые вещи порой не успевали браться с собой. Переезд на новые необжитые территории в неприспособленных железнодорожных вагонах привёл к смерти более 500 человек.

Высылке на спецпоселения подверглись все: взрослые, дети, старики, инвалиды, руководители различных рангов. Не обошла стороной депортация даже возвращавшихся с войны фронтовиков… Продолжалось это вплоть до 1948 года и коснулось даже тех балкарцев, которые проживали за пределами Кабардино-Балкарской АССР.

Сама Республика была преобразована. Из её названия было убрано упоминание о балкарском народе, она стала называться Кабардинской АССР. Определённые изменения произошли и в административно-территориальной части, когда ряд районов был передан Грузинской ССР.

Период депортации для балкарцев продолжался на протяжении 13 лет, пока в 1956-1957 годах не вышел ряд Указов Президиума Верховного Совета СССР. Этими Указами последовательно были сняты все ограничения в отношении балкарцев и ряда других народов СССР, подвергшихся депортации.

Окончательным актом, в этой череде законодательных документов стали Указ от 9 января 1957 года и последовавший за ним Закон СССР от 11 февраля 1957 года, преобразовавший Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР. Последний документ был окончательно закреплен Законом Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 28 марта 1957 года. Эта дата (28 марта) и стала начальной вехой в процессе возрождения Балкарского народа. Она же дала и основания для учреждения в 1994 году праздника.

Традиционно 28 марта по всей Республике проходят праздничные массовые мероприятия: концерты, спортивные состязания, выставки художников и фотографов, конные соревнования, автопробеги. В семьях вспоминают те трудные годы, которые пришлось пережить предкам, а также радость от возвращения на Родину.

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный народ – балкарцы. Самоназвание – таулула, что означает «жители гор». Представители этой национальности относятся к европеоидной расе. Имеют характерные внешние признаки: большую голову, широкое лицо, прямой или орлиный нос, темные глаза и волосы, светлую кожу.

Карачаево-балкарский язык является тюркским, кыпчакской группы, отличается сложной фонетикой и грамматикой, сохраняет древнетюркские элементы, используются сразу три системы исчисления: четверичная, десятичная, двадцатеричная.

Балкарцы – народ, проживающий в горах Северного Кавказа

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, алано-осетинскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Дома балкарцы строили близко друг к другу и в труднодоступных местах

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается ритуальное умерщвление быка или барана.

Древний этикет

Горцы и сейчас придают большое значение правилам этикета и стараются соблюдать их во всем. Например, дети и женщины не садятся за один стол с гостем и мужчинами, а ждут, когда понадобится их помощь. В гости приглашают даже малознакомых людей, угощают их, проявляют к ним уважение.

Одной из отличительных особенностей балкарцев, как и других кавказских народов, является почтительное отношение к старшим по возрасту. Считается недопустимым оскорбить или даже перебить в разговоре родителей, стариков, не прислушаться к их мнению.

Женщина обладала меньшими правами, чем мужчина, но, будучи матерью и женой, также пользовалась почитанием. Девушке не позволяли самой выбирать мужа – за нее решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом.

В балкарской семье, как и у всех кавказцев, хозяином дома является мужчина

Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с ее решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у нее был другой возлюбленный, он мог ее выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Народное музыкальное творчество тесно связано с культурой и историей. В своих песнях балкарцы прославляют героев, описывают исторические события, рассказывают легенды. Мелодии ритмичны, исполняются мужским хором в унисон или раскладываются на голоса. Одна и та же фраза повторяется по нескольку раз. Напевы сопровождаются быстрыми пассажами на тростниковой дудке и щелканьем на ударном инструменте, состоящем из дощечек, вздетых на веревку.

Самое большое семейное событие – свадьба, всегда многолюдная, обильная, сопровождающаяся песнями и танцами. Сейчас по всему интернету гуляют видео, что балкарцы снимают на этих праздниках – богато украшенные национальные костюмы, традиционная кухня, неизменная лезгинка.

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож. Головной убор, традиционный для Кавказа – папаха. Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и ноговицы – делали из сафьяна и войлока.

Национальная одежда балкарцев особо не отличалась внешне от одежды других народов кавказа

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога, а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны Дагестана пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – мусульмане-сунниты. Несмотря на официальную религию, жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Балкарский народ был депортирован в Северную Азию 8 марта 1944 году

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой горой Эльбрус по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник африки
  • Национальный праздник армянского народа
  • Национальный праздник армян вардавар
  • Национальный праздник аргентины
  • Национальный праздник англии на английском языке