Национальный праздник чувашей акатуй

09 октября 2020

Чувашский праздник «Акатуй»

09 октября 2020

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду.

В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки.

Почти каждый дом жертвовал на Акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней». Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой.

В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики — члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на Акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник украшали разнообразные шуточные соревно­вания типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом». Силу и ловкость по­казывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку «чакат» и национальный суп «шурпе».

Добавил:

Koboku1

По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки :З

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Ответы ИКЧ (Васильев).docx

Скачиваний:

633

Добавлен:

15.09.2017

Размер:

276.7 Кб

Скачать

Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.

«Акатуй» – чувашский народный праздник,
посвященный окончанию весенне-полевых
работ. В переводе «ака» означает сев,
«туй» — свадьба. Главными «персонажами»
на этой символической свадьбе являются
соха и земля, «повенчавшиеся» во время
весенней крестьянской страды. Издревле
чуваши в этот день собирались для того,
что поздравить друг друга с приходом
лета, встать в общий хоровод и спеть
любимые песни. Мужчины устраивали
спортивные соревнования: керешу, бег,
скачки. В день Акатуя варили пиво,
готовили творожную запеканку чакат,
хуплу и национальный суп шурпе.

По окончании весенних полевых работ
проводился праздник акатуй (дословно
— свадьба плуга), связанный с представлением
древних чувашей о бракосочетании плуга
(мужского начала) с землей (женским
началом). В прошлом акатуй имел
исключительно религиозно-магический
характер, сопровождался коллективным
молением. Со временем, с крещением
чувашей, он превратился в общинный
праздник с конными скачками, борьбой,
молодежными увеселениями.

Акатуй — весенний праздник чувашей,
посвященный земледелию. Этот праздник
объединяет ряд обрядов и торжественных
ритуалов. В старом чувашском быту акатуй
начинался перед выходом на весенние
полевые работы и завершался после
окончания сева яровых.

По окончании всего цикла весенних
земледельческих работ проводилась
торжественная часть праздника акатуй.
В этнографической литературе термин
«акатуй», часто объясняется как
«свадьба плуга», но это не совсем верно.
Гораздо правильнее будет перевести
«акатуй» как «праздник земледелия».
Весь ход праздника показывает, что он
посвящен завершению весенних полевых
работ. К самому торжественному
заключительному циклу акатуя начинали
готовиться заранее. По улицам верхом
на лошадях гарцевали юноши. Они собирали
призы для награждения победителей на
соревнованиях. Молодежь разъезжала по
деревне с длинным шестом, к которому
молодушки привязывали свои лучшие
вышитые полотенца и тканые пояса. Другие
несли плетеные сумки — пестери для сбора
яиц. В некоторых местах парни вышитые
полотенца затыкали рядами за пояс, так
что образовывалось нечто вроде фартука
или юбки. Почти каждый дом жертвовал на
акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани,
платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п.
Богатые люди жертвовали иногда деньги,
на которые покупали барана. Молодые
люди для участия в скачках подготавливали
лошадей, щедро кормили их овсом, иные
даже давали сырые яйца. Накануне праздника
молодежь выезжала на конях и устраивала
пробные соревнования «для разогрева
ног коней».

Для проведения соревнований составлялось
своеобразное жюри из почтенных и
влиятельных стариков, которое признавалось
не только жителями данной деревни, но
и всей округой. В день акатуя деревня
принимала праздничный вид, на улицах
царило веселое оживление. Соревнования
происходили на лугу за деревней. Обычно
выбирали место рядом с рекой и лесом.
Еще до полудня население деревни начинало
стекаться на традиционное место
проведения конных скачек. Впереди шли
выборные старики. Вместе с ними верхом
на коне ехал один из парней, который нес
длинный шест с привязанным к верхнему
концу полотенцем – своеобразной эмблемой
праздника. Многие отправлялись на акатуй
на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую
празднично украшали, в гривы вплетали
разноцветные ленты и кисти из шерстяной
пряжи, дугу обертывали цветной тканью
или полотенцем. На опушке леса на почетном
месте усаживались старики – члены
комиссии. Около них вкапывали в землю
длинный шест с полотенцем на верхнем
конце – акатуй ялавe (флаг акатуя). Когда
народа собиралось достаточно, начинались
состязания: бег, скачки, прыжки, борьба,
стрельба из лука по цели и т. д. Как
правило, состязания начинали мальчики.
Сначала соревновались в беге на полверсты.
Победители получали до десятка яиц.
Детей сменяли взрослые, они бегали на
дистанцию от одной до двух верст.

Примечательной особенностью праздников
акатуй в последнее время являются
награждение передовиков производства,
концерты самодеятельных и профессиональных
художественных коллективов, соревнования
по современным видам спорта, разъездная
торговля и т. д. В условиях города,
районного центра такая приближенная к
стандарту «массовых мероприятий»
мешанина почти полностью скрадывает
поэзию национальной специфики. Видимо,
акатуй следует проводить, стараясь
сохранить все лучшее от традиционного
его ритуала.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #

Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.

Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» – свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу — борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

На праздник собираются гости из городов и районов, организуются концерты коллективов художественной самодеятельности. На игровой площадке проводятся различные конкурсы – бег с ухватами и чугунками, бег в мешках, бои с мешками на бревне, покорение праздничного столба, перетягивание каната, а на специально огороженной территории – петушиные бои. С годами «Акатуй» стал намного богаче и разнообразнее, превратился в праздник, который включает в себя народные игры, конные скачки, состязания по национальной борьбе. Победители, получившие на празднике славу героя, являются надеждой народа в борьбе за честь и свободу. Ему, герою «Акатуя», дарят барана, который рассматривается как оберег – защитник от вражеской силы. В этот день проходят выставки декоративно-прикладного творчества и дегустация национальной кухни. Доброй традицией стало чествование на празднике не только земледельцев, но и лучших по профессии людей из других отраслей производства.

DSC07022.JPG

В конце весны во многих поселениях Чувашии проходит народный праздник Акатуй. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ и хранит в себе древние традиции. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

Я приведу текст из учебного пособия «Культура Чувашского края», часть I под авторством В.П. Иванова, Г.Б. Матвеева, Н.И. Егорова и др. и сост. М.И. Скворцова. А вот фотографии будут с празднования нынешнего осовремененного Акатуя.

Для проведения ритуальной части акатуй заранее варилось пиво, готовились съестные припасы, красились яйца. Празднование акатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
DSC07043.JPG

DSC07034.JPG

DSC07028.JPG

DSC07029.JPG

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Праздник проводили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом.
DSC07081.JPG

Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

DSC07013.JPG

DSC07086.JPG

DSC07087.JPG

DSC07088.JPG

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
SAM_8254.JPG

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
DSC07040.JPG

DSC07045.JPG

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
DSC07020.JPG

DSC07073.JPG

В на этих выходных мне удалось побывать на празднике Акатуй в селе Красноармейское Чувашской Республики. В прошлом году я была на праздновании Акатуя в селе Янтиково. Все фотографии сделаны на этих двух прошедших праздниках.

Добавлю фотографии с волейбола, популярного сейчас среди молодежи 🙂

DSC07052.JPG

DSC07095.JPG

DSC07099.JPG

DSC07101.JPG

DSC07107.JPG

DSC07097.JPG

Почитать (онлайн) материалы про Акатуй можно в Электронной библиотеке Чувашской Республики:

Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст : электронный ресурс] / К. В. Элле ; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 41 024 582 байт). — Чебоксары : Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012. — : цв. : ил.
Анисахарова, О. В.
Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс] : [о чувашских праздниках и обрядах] / О. В. Анисахарова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 159 191 байт). — // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — № 5. — С. 75-84.
Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст : электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 338 КБ). — // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2011. — № 3/4. — С. 298-304 : ил.

Чувашский праздник «Акатуй»

 Акату́й, Агаду́й («праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).  

     22 июля в Черемшанском районе впервые отметили Акатуй — традиционный праздник земледельцев в честь завершения весенних полевых работ. Праздник проходил  на стадионе «Сабантуй». В рамках программы праздника были организованы: скачки, национальные чувашские игры, татарские игры, спортивные соревнования, праздничный концерт.

     Уже на подходе к  площадке Акатуя  у гостей  создавалось  праздничное настроение. Сельскими поселениями, школами и детскими садами, сельскими домами культуры были организованы импровизированные домики показывающие быт и национальные традиции чувашского народа. С чувашским гостеприимством они угощали  домашними напитками, выпечкой, традиционными  чувашскими  блюдами. Каждый мог попробовать национальные блюда.

     На празднике приняли участие: Глава Черемшанского муниципального района Фердинат Давлетшин, председатель исполкома национальной культуры ассоциации чуваш Республики Татарстан Владимир Иванов, народный артист Чувашской Республики Вячеслав Христоферов, главный редактор газеты «Сувар» Константин Малышев, руководитель ЧНКУ Альметьевского района Инна Альмукова.

    Отрадно, что на Акатуе активное участие приняли фольклорные коллективы: «Пелеш» Хурадинского сельского дома культуры Алькеевского района, «Нарспи» Чувашско-Сиренькинского сельского дома культуры Альметьевского района, «Укалча» Новоэштебенькинского сельского клуба Челновершинского района, «Пилеш» Новосережкинского сельского дома культуры Лениногорского района, «Илем» Чувашско-Чебаксарского сельского дома культуры Новошешминского района, «Урмандеевские бабушки» Урмандеевского МЦФ Аксубаевского района, «Азамат» Клементейкинского сельского дома культуры Альметьевского района, «Зорюшка» Салейкинского сельского дома культуры Шенталинского района, «Хунав» Четырлинского сельского дома культуры Шенталинского района, «Палан» Караульно-Горский МФЦ Нурлатского района, делегация из Красноармейского района Республики Чувашии.

    Передовому механизатору коллективно-фермерского хозяйства «Серендеев» Сергею Гаврилову, доярке общества с ограниченной ответственностью «Сульча» Валентине Скворцовой, председателю Чувашской национальной культурной автономии Черемшанского муниципального района Лидии Кваковой было предоставлено право поднятия флагов России, Татарстана и района.

     Мероприятие началось с хореографических композиций, в котором были задействованы работники культуры.

    Глава района Фердинат Давлетшин  выступил с поздравительной речью и отметил, что Акатуй в Черемшане отмечается впервые, и он должен войти  в традицию.

   Мероприятие продолжилось награждением передовиков. Ценными подарками награждены:

  1. Василий Шадров, механизатор ООО «Сульча»
  2. Семен Васюткин, механизатор  ООО «Сульча»
  3. Валентина Скворцова, оператор машинного доения ООО «Сульча»
  4. Юрий Ефимов, механизатор ООО «Аккиреево»
  5. Степан Краснов, механизатор ООО «Аккиреево»
  6. Олег Ермишев, механизатор ООО «УтямышАГРО»
  7. Андрей Максимов, механизатор КФХ «Моляков»
  8. Сергей Гаврилов, механизатор КФХ «Серендеев»
  9. Николай Якимов, механизатор КФХ «Якимова»
  10. Аркадий Романовский, механизатор КФХ «Романовский»
  11. Сергей Кудряшов, механизатор КФХ «Кудряшов»
  12. Кирилл Григорьев, механизатор КФХ «Макаров»
  13. Сергей Филимонов, механизатор КФХ «Горбатов»
  14. Александра Мотягина, заведующая молочно-товарной фермой ООО «Алга»
  15.  Андрей Орешев, механизатор ООО «Черемшанагроуслуги».

Благодарственным письмом  председателя исполнительного комитета национальной культуры Ассоциации Чуваш Республики Татарстан Владимира Иванова награждены:

  1. Нина Ефимова, директор Ульяновского сельского дома культуры
  2. Нина Иванова, заведующая Сосновского сельского клуба
  3. Лидия Квакова, директор Аккиреевского сельского дома культуры
  4. Александра Ильдирякова, директор Новоильмоского сельского дома культуры

     После тожественной части собралась детвора возле карусели, детского батута и здесь же их угощали сахарной ватой. На спортивных площадках были организованы игры, соревнования, состязания. Усердно работали представители чувашских деревень, они встречали гостей и угощали национальными блюдами и домашним квасом.

   В конкурсе на оформление лучших чувашских домиков:

1 место Ивашкинское сельское поселение

2 место Лагерский сельский клуб

3 место Ульяновское сельское поселение

В конкурсе на лучший фольклорный коллектив:

1 место Сосновский сельский клуб

2 место Старосережскинский сельский клуб

3 место «Шынгырав» Девичьеполянский сельский клуб

В конкурсе лучших мастеров-умельцев:

1 место Мария Семенова с. Лагерка — вышивка

2 место Алевтина Трофимова с. Аккиреево – мастер ручной мельницы

3 место Анастасия Галкина с. Черемшан – роспись хной

     На сцене доставил большую радость прекрасным репертуаром эстрадный артист  Чувашской Республики Вячеслав Христоферов. Так же фольклорные группы гостей и нашего района украшали Акатуй и доставили всех огромное удовольствие.

    

Последнее обновление: 3 августа 2017 г., 16:55

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник чуваш уяв
  • Национальный праздник что это значит
  • Национальный праздник чечни
  • Национальный праздник чеченцев
  • Национальный праздник черногории