Национальный праздник день оленевода

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения

Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, для тундрового населения, который ведет традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны  заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя  тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна  на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. 

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно в первые выходные дни апреля перед косланием оленеводов на летние пастбища.  Праздник  проводится в районном центре —  с. Аксарка, на берегу реки Обь. Местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях.  Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.  В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. 

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтобы горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов Крайнего Севера:  на северных оленей посмотреть, национальные блюда попробовать. 

Плотникова Алёна Викторовна

Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея.
График личного приёма граждан:
каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Пушкинской картой

Мы в:

Вакансии в сфере культуры ЯНАО


предстоящие события


  • Афиша мероприятий проекта «Пушкинская карта». Сентябрь

  • http://gosuslugi.ru/

  • Губернатор ЯНАО

  • Представительство ЯНАО
    в Санкт-Петербурге

  • Правительство
    Ямало-Ненецкого
    Автономного округа

  • Департамент
    культуры ЯНАО

  • Музеи России

  • Музеи ЯНАО

  • Портал государственных услуг РФ

  • Портал культурного
    наследия России

  • Официальный сайт для
    размещения информации


  • Администрация
    Приуральского района

  • Нормативные правовые акты
    Российской Федерации

  • Викторина северяне

  • Культура

  • Кибердружина Ямала

Ежегодно в конце марта ‒ апреле на Таймыре проходит главный национальный праздник жителей тундры – День оленевода. В этот день горожане могут заглянуть в жильё коренных северных народов – балку, увидеть их быт, попробовать традиционную еду, поиграть на народных инструментах, покататься на оленях, посмотреть на соревнования оленеводов: метание маута (верёвки из кожи оленей) на хорей (палку, имитирующую рога животного), прыжки через нарты (узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках), перетягивание палки и национальную борьбу.

История праздника

День оленевода появился в 1950‒1960-е годы наряду с другими профессиональным праздниками. В Советском Союзе торжество начиналось с делового совещания, в процессе которого проходили выставки, концерты и спортивные состязания.

С 1990-х годов к организаторам Дня оленевода добавились коммерческие компании по добыче нефти и газа. Они часто выступают спонсорами мероприятия и вручают подарки победителям соревнований.

олени1.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Как празднуют

День оленевода привязан к празднованию Дня встречи солнца, который на Таймыре отмечают ежегодно в конце января ‒ начале февраля. Есть такое поверье: если появляется солнце на Севере, значит, наступил Новый год.

Дату празднования определяет администрация, потому что тогда коренные народы вместе со своими стадами переезжают с зимних пастбищ на летние. День оленевода проводят в том населённом пункте, около которого собралось большее количество оленеводов.

Для оленеводов это в первую очередь день встречи со своими родственниками, друзьями и знакомыми, с которыми они не виделись целый год. Кроме того, на празднике свободные молодые люди ищут себе невесту или жениха.

Этот праздник отмечают все северные народы. Ненецкие женщины, например, участвуют в конкурсе традиционной одежды. Они демонстрируют наряды, которые сшили из шкур оленя и украсили бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.

Другие представительницы коренных северных народов выставляют на продажу элементы одежды (рукавицы, пояса, меховые шапки, варежки и унты) и традиционную пищу (северную рыбу, строганину из муксуна и щокура, вяленую оленину и ягоды).

9.jpg

Кульминация праздника ‒ гонки на оленях, в которых мужчины и женщины борются отдельно друг от друга. Оленей они предварительно тренируют и украшают. За победу в этом состязании можно получить полезные в хозяйстве подарки вроде снегоходов или бензогенераторов.

Кто такой оленевод

Оленевод ‒ это человек, который вместе с оленями ведёт кочевой образ жизни. Сейчас они есть только среди ненцев, проживающих на Таймыре и на Ямале. У долган, нганасан и эвенков оленеводов не осталось.

Человек, никогда не видевший тундру, не может стать оленеводом ‒ это занятие преемственное. Нужны специальные навыки и подготовка, знание местности без карт, иначе можно заблудиться и замёрзнуть в суровых арктических условиях.

Оленеводом может быть только мужчина. Женщина должна заниматься домом, ей нельзя наступать на оленьи шкуру, упряжку и тем более на верёвку, которой ловят животных.

6.jpg

Фото: Лев Федосеев

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Мои братья Василий и Вячеслав Яроцкие ведут кочевой образ жизни. Они получили навыки оленеводства в детстве от нашего отца и сейчас кочуют по тундре уже вместе со своими большими семьями ‒ по правой стороне Енисея. У старшего брата шестеро детей, двое из которых ему уже помогают.
Но не все дети останутся в тундре, девочки и младший сын хотят уехать в посёлок или в город. Я в детстве тоже кочевала с родителями, потом поступила в университет, переехала и с тех пор веду осёдлый образ жизни. Нас таких двое ‒ я и моя старшая сестра, пятеро из нас ‒ два брата и три сестры ‒ кочевые.»

2.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Во что одеваются оленеводы

Коренные северяне пробовали носить обувь и одежду из магазинов, но вернулись к традиционным одеяниям из оленьих шкур, потому что они относительно легкие по весу и очень тёплые. Для женщин это ненецкая парка распашная, которая называется «ягушка», и шапка-капор с металлическими подвесками. Она полая, с песцовым воротником, спереди и сзади завязывается на верёвочки. Мужская парка называется «малица», она похожа на рубашку.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У меня и моих детей тоже есть одежда из оленьих шкур, которую мы надеваем, когда едем в тундру.»

3.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Оленьи шкуры также используют для обогрева жилья ‒ балков.

Чем занимаются оленеводы

Олени ‒ это наследство для детей. Поголовье не проедается, оленеводы контролируют его количество. Больше, чем нужно, голов тоже быть не должно, потому что пастбищ мало.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У моих братьев увеличилось количество скота. Если раньше было по 300 голов, сейчас ‒ больше 500. И это минимум, который нужен для выживания в тундре, ведь олень ‒ это всё для оленевода: и транспорт, и еда, и одежда, и даже валюта.»

За животными нужен постоянный присмотр, поэтому профессия оленевода требует постоянного присутствия рядом с ними. Одному с этим справиться сложно, поэтому оленеводы кочуют семьями.

5.jpg

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Оленеводство ‒ это определённый ритм жизни. Когда братья приезжают ко мне в гости, то не могут остаться надолго. Максимум ‒ пять дней: они не могут покинуть пастбище на больший срок.»

Как передвигаются оленеводы

Оленеводы перемещаются на балках, которые стоят на поводьях. Зимой они делают это на снегоходах, летом ‒ на оленях. Больше трёх дней на одном месте кочевники не стоят.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Они очень бережливы к природе, никогда не мусорят и сети для рыбалки надолго не оставляют. Считается, что, если оставить их больше чем на три дня, рыба может погибнуть.»

7.jpg

Фото: Лев Федосеев

Оленеводы ‒ это профессия или призвание

Дети оленеводов учатся в школах-интернатах, а на каникулы возвращаются к родителям. Сейчас их уже больше привлекают цивилизация и возможность выбрать свой путь. Некоторые возвращаются, другие тоскуют по тундре.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Но даже вдали от тундры меня тянет туда, и чем старше я становлюсь, тем сильнее это чувствую. Там ‒ свобода и движение. Каждый год я приезжаю к семье вместе со своими детьми, и меня переполняют эмоции. Особенное воспоминание ‒ скрип оленьих копыт зимой и свежий воздух. Но жить в тундре постоянно уже тяжело. Мне кажется, только самые сильные духом остаются там.»

Олень на Севере ‒ священное животное, а оленеводство ‒ в первую очередь стиль жизни, способ прокормить семью, а не способ заработка. Оленеводом не становятся, им рождаются. Для того чтобы выжить в тундре, нужно обладать специальными навыками и иметь багаж знаний, который передаётся из поколения в поколение, по наследству.

4.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Каждый год, когда на Крайний Север приходит календарная весна и начинают ослабевать 40-градусные морозы, в Ямало-Ненецком административном округе отмечают День оленевода. Этот профессиональный праздник был инициирован советской властью в середине прошлого века и за прошедшие десятилетия превратился в масштабный фестиваль, вобравший в себя все спортивные, творческие, ремесленные навыки и достижения коренных народов Севера. 

Гонки на оленьих упряжках — ключевое спортивное соревнование праздника. Помимо азарта, демонстрации самых лучших и выносливых северных оленей, гонки служат напоминанием, что олень — не просто символ региона, а основа жизни для коренного населения, ведь в переводе с ненецкого это парнокопытное млекопитающее называется «дающий жизнь».

Ямал занимает первое место по разведению оленей в нашей стране. На территории региона обитает самое большое поголовье оленей в мире, которое насчитывает приблизительно 800 тысяч особей. Удивительно выносливое животное идеально приспособлено к существованию в суровых климатических условиях Севера: шерсть оленя, состоящая из полых шерстинок, максимально удерживает необходимое для жизни тепло, поэтому одежда и обувь из шкуры оленя для местных жителей всегда остаются в приоритете. Оленье молоко обладает очень высоким показателем жирности, превосходя коровье по этому показателю более чем в пять раз.

Национальную палитру коренных представителей Ямала формируют ненцы, ханты, селькупы, манси и другие малочисленные народы. 

Творческое видение северных мастериц и бережно сохранённый опыт предков нашли своё воплощение в ярких, традиционных одеждах на конкурсе национального костюма. До сих пор в отделке малиц («глухая рубаха», обычно сшитая из двух цельных шкур оленя) применяются меховые орнаменты-мозаики, имитирующие фрагменты окружающего сурового мира — «чумы», «оленьи рога», «заячьи уши». Они подчеркивают связь человека с природой. Широко используются и другие натуральные материалы, в том числе мех полярной лисицы.

В настоящее время основной экономической составляющей региона является добыча нефти и газа, но важнейшей задачей остаётся экологическая безопасность Ямала, сохранение уникальной биосферы и природного разнообразия, неразрывно связанного с образом жизни коренных народов. 

Наталия Борисова

Здравствуйте, дорогие друзья!
На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Например, есть у нас такой праздник, как День оленевода — один из основных и любимых. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.
Как же проходит этот праздник? Расскажу на примере самого оленеводческого поселка Тухард (ударение на А). Именно в тухардской тундре больше всего кочующего населения. Все они к празднику (это апрель месяц, хотя кругом еще до июня будет лежать снег) съезжаются в поселок, где делают закупки в магазинах, аптеках (каждый день в поселок не наездишься за сотни километров). Кроме того в этот день они получают компенсационные выплаты за ведение традиционного образа жизни (сразу за несколько месяцев или даже за год). Конечно же, все красивые, наряженные в самые лучшие наряды. Частенько именно в День оленевода девушки находят себе женихов, происходят так называемые смотрины. А те, кто уже нашел свою половину, частенько расписываются в этот день.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 1
Обычно на берегу реки устраивается торговля в установленных чумах (жилье такое, построенное из длинных кольев конусом, на которые накидываются оленьи шкуры зимой и брезент — летом). В одном продают сувениры, в другом — угощают чаем замерзших, в третьем готовят национальные блюда из мяса оленя, рыбы. Параллельно проходят конкурсы:перетягивание палки, прыжки через нарты, национальная борьба.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 2

Конкурс на лучшую строганину. Ооо,это отдельная песня!
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 3
Строганину из этой рыбки делали в другом поселке — Попигай.
Строганина — свежемороженная рыба, мясо которой срезают острым большим ножом стружками. Потом эту стружку макают в смесь из соли и перца либо в аджику, кому как нравится, и кладут в рот. Это невероятно вкусно. Вот пишу, а у самой слюнки текут. Приду домой и сделаю вечером строганину! Вкусно еще другое национальное блюдо — согудай: Свежую или мороженную рыбу (сиг, омуль, стерлядку или осетра) режут на кусочки (мне нравится без шкуры и без костей), солят, перчат, кто-то добавляет уксус, кто-то лимон, репчатый лук кольцами, лаврушку. все это в кастрюльке встряхивают хорошенько и ждут пять минут, после чего с аппетитом поедают. Можно и дольше ждать, чтоб лучше посолилась.
Вернемся к празднику. Также обычно проходит конкурс национальных костюмов, которые мастерицы собственноручно шьют из шкур оленя и украшают бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 4
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 5
Но самый зрелищный конкурс — это гонки на оленях. Соревнуются отдельно мужчины и отдельно женщины. Своих оленей участники тщательно украшают, заранее тренируют их. Старт происходит на берегу и по отмеченому на льду реки маршруту по команде все одновременно трогаются. Не все олени желают ехать, куда их направляет хозяин, и бывает, что дальше старта они не уходят. Остальные несутся навстречу победе. Вскоре участники скрываются из поля зрителей, но потом появляются. Зрители нервно вглядываются в даль, чтобы увидеть, кто идет первым. К финишу приходят самые сильные и выносливые олени, они несутся взмыленные, с высунутым языком, их погоняет участник, тоже взмыленный, как будто сам бежал в упряжке. Ура! Победитель выявлен. Уставшие олени охлаждаются поедая снег, отчего их морды становятся пушистые и смешные. Обычно шефы (Норильский никель или Норильскгазпром) вручают хорошие подарки победителям — снегоходы, бензогенераторы — то, что в тундре кочевику пригодится.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 6
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 7
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 8
Заканчивается все награждением, праздничным концертом. Вечером или на следующий день оленеводы возвращаются в тундру.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 9
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 10
Далее фото из Поселка Попигай, где проживают в основном долганы.
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 11
Национальная борьба
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 12

Во костюмчик теплый!
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 13
Катания с горки

Праздники народов Севера День оленевода, фото № 14

орнамент одежды
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 15
Кроме чумов коренные народы используют передвижное жилье — балки. Вот этот замело снегом, надо откопать…
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 16
… затем надо вытянуть его из ямы…
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 17
убранство внутри балка
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 18
свежие шкуры вымораживают
Праздники народов Севера День оленевода, фото № 19
Надеюсь, вам было интересно. В следующий раз покажу вам музей мамонта, расположенный у нас на Таймыре. Фото Александра Супрунюка, моего коллеги. До встречи!

Пы.сы. просьба фотографии не использовать на других ресурсах, но если уж очень-очень надо в образовательных целях, то указывайте автора фото.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Нягани

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

День оленевода – традиционный праздник обских угров.

(исследовательская работа)

                                                                                                      Работу выполнили

                                                                                                      ученицы 4в класса:

                                                                                                    Руководитель: Анисифорова

                                                                                Анна Васильевна

                                                                        г. Нягань

   2012 год

Оглавление

      1.   Введение                                                                                                          стр.3

  1. Основная часть
  1. Оленеводство – одно из основных занятий обско-угорских

народов                                                                                          стр. 4-5

  1. Результаты анкетирования учащихся 4в класса

           «День оленевода –  традиционный праздник народов

           хантов и манси»                                                                           стр. 5-6

  1. Праздник «День оленевода»                                                     стр. 6-9
  1. Заключение                                                                                                    стр.9
  2. Список использованной литературы                                                        стр.10
  3. Приложение:                                                                                                  стр. 11

фотографии  с праздника сценарий «Праздник день оленевода»

Введение

Осень прошлого учебного года мы побывали в краеведческом музее при центре «Патриот» и экскурсовод Лариса Григорьевна рассказывала нам о жизни  коренных народов нашего края — ханты и манси, чем они занимаются, какие у них обычаи и традиции. В ее рассказе нас очень заинтересовала тема о праздниках этих народов, а особенно о «Дне оленевода».

Перед собой мы поставили цель:

— установить  значение праздника для оленеводов, обско-угорских народов и всех жителей нашего округа

и следующие задачи:

  •  изучить литературу и собрать фактический материал о празднике дня оленевода;
  •  провести анкетирование в 4в классе
  •  встретиться с очевидцами, которые присутствовали и принимали   участие   в этом празднике;
  • разработать сценарий праздника «День оленевода».
  •  создать презентацию «День оленевода – традиционный праздник обских – угров»

Наметили план действий:

             1.  Изучаем литературу и собираем фактический материал о празднике

                «День оленевода»;

             2.  Составляем и  проводим анкету среди одноклассников

             3.  Встречаемся с очевидцем праздника Крюковой Натальей   Александровной

             4.  Разрабатываем сценарий праздника «День оленевода»

             5. Создаем презентацию «День оленевода – традиционный праздник обских – угров»

Гипотеза

  Мы считаем, что данный праздник имеет большое значение для обско-угорских народов,

а особенно для оленеводов, если он празднуется 73 раз в селе Казыме Белоярского района.

Практическая значимость   работы

   Данный  материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях, для проведения конкурсов и викторин, для музейных экспозиций.  

Оленеводство – одно из основных занятий обско-угорских  народов.

Прочитав книгу Е.Федоровой «Рыболовы и охотники бассейна Оби», энциклопедии для детей, побеседовав с учителем, Крюковой Натальей Александровной, побывав в краеведческом, городском музее мы узнали:

Под общим названием «обские — угры» называют народы ханты и манси, так как они расселены по реке Оби и ее притокам.  Еще эти народы называют малочисленными народами Севера, так как их в мире насчитывается: хантов —   30 943 человека,  манси – 12 269 человека (по данным переписи 2010 года) Основной вид деятельности  у них —  охота и рыболовство, часть населения  занимается оленеводством.

Как и у всех народов, у  обских угров, есть свои обычаи и традиции. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

У  обско — угорских народов  распространено почитание различных зверей, птиц, рыб. Но, пожалуй, ни одно животное не пользовалось таким почетом, как олень. Объясняется это особой ролью оленей в жизни этих народов.

Народы ханты и манси в тяжелых климатических условиях не могут прожить без оленя.  

         Олень даёт человеку пищу, одежду, служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища эти народы используют шкуры оленя. Поэтому они относятся к нему  так бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

Оленеводство — важнейшая отрасль сельского хозяйства Крайнего Севера, занимающаяся разведение одомашненного северного оленя и считается традиционным для хантов и манси.

         В дореволюционной России северное оленеводство было самой отсталой отраслью сельского хозяйства. Развивалось стихийно, несло огромные потери от бескормицы, хищников, массовых заболеваний оленей. Поголовье составляло около 1,5 млн. оленей и находилось в основном в собственности хантов и манси. Если у человека насчитывалось меньше 1000 оленей, то он считался бедным.

         После Великой Октябрьской социалистической революции северное оленеводство стало важной отраслью народного хозяйства районов Крайнего Севера СССР. Оленеводством занимаются 19 народностей Севера.                

Оленеводство хоть и редкая профессия на земле, но она так же распространена не только в нашей стране, но и в других странах Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия) и Северной Америки (Аляска, Канада).

Любимый корм оленей — ягель, лишайник, он в изобилии растет в лесотундре и тундре. Весь год оленеводы с оленями проводят в этих местностях. Климат там суров, особенно зимой. Бывают сильные ветры! И  по нескольку дней подряд «гремит пурга». Весной всюду вода, разливаются широкие озера. Снега растаяли, воды много, а деваться ей некуда: она не может хорошенько впитаться в глубоко промерзшую землю. Вот она и разливается по поверхности, и земля становится жидкой, хлюпает. Поэтому в тундре никогда не ездят на колесах. Завязнешь сразу же, на месте. Там пользуются нартами — северными санями с длинными широкими полозьями.

Вот в таких трудных условиях приходится работать оленеводам. Но несмотря на морозы, пургу весь год кочуют стада оленей по тундре, а с ними и оленеводы. Летом оленеводы перегоняют свои стада на север. Там хоть и холодней, зато меньше комаров и мошек. От них  нет житья ни людям, ни животным. Вот и уходят от него подальше. А зимой стада кочуют в места поюжнее, где снег более рыхлый и оленям легче его разгребать своими раздвоенными копытами, приспособленными добывать корм из-под снега.

Профессия оленевод редкая и сложная. Что же должен уметь делать оленевод?

Оленевод должен уметь управляться с оленями,  лечить их, сделать своими руками упряжку для нарт, мастерить ножи, нарты и другие предметы быта. Помимо выпаса оленей  зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Летом  ловить рыбу.

Результаты анкетирования учащихся 2в класса

 «День оленевода –  традиционный праздник народов

           хантов и манси»

Для ребят своего класса мы составили и провели анкету.

Уважаемые ребята!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.

      1. Как называются коренные народы нашего края?

     а) русские и белоруссы          б) ненцы и якуты          в) ханты и манси

2. Как называется жилище у коренных жителей края?

    а) юрта                     б) чум                     в) землянка

3. Какое  самое почитаемое животное у коренных жителей края?

    а) медведь               б) ворона                 в) олень

4. Как называется профессия человека, который занимается разведением  оленей?

   а) Оленевод              б) оленелов             в) оленин

5. Как называется теплая одежда из оленьих шкур жителей края?

   а) шуба                      б) малица                в) тулуп

6. Напиши основные занятия коренных народов края (чем занимаются?)?

    _____________________________________________________________

7. Знаешь ли ты праздники коренные народы нашего края? Напиши

      _____________________________________________________________

Спасибо за ответы!

На вопросы анкеты ответили 22 ученика.

        Вот что мы из нее выяснили:

          Не знают:

          —  название коренных народов нашего края —   1 человек

          —  как называется жилище хантов и манси – 2 человека

          —  какое  самое почитаемое животное   — 3 человека

         —  как называется профессия челевека, который занимается разведением

              оленей – 2 человека

         — основные занятия – 9 человек

Назвали праздники – человек, из них:

По результатам анкеты мы сделали вывод:

многие ребята не знают как называется теплая одежда обско-угорских народов, основные виды занятий, их праздники.

Праздник «День оленевода»

После встречи  и беседы с Крюковой Натальей Александровной мы узнали.

Праздник «День оленевода» в Ханты-Мансийском автономном округе проводится в  конце февраля в Нижневартовском и Березовских районах.

Февраль — месяц твердого наста, как говорят ханты, в это время оленей на выпас не гонят, потому что наст травмирует копыта. Копыта у оленей не такие, как у лошади, они шире и между ороговевшими «пальцами» чувствительные меховые подушки. К тому же в феврале у оленей линька. Шерсть отваливается, ломаются рога, появляется потомство. Самое время устроить праздник и соревнования. (Фото №1)
         
В селе Казым Белоярского района 25 февраля 2012 года был дан старт 73 олимпиаде оленьих гонок. В начале соревнований губернатор округа Наталья Комарова вручила награды заслуженным и отличившимся оленеводам Алексею Каневу и Петру Попову.  Дальше праздник  продолжился традиционно:

— гонки на оленьих упряжках;

— соревнования по национальным видам спорта: бег, метание тынзея  на  хорей и топора, прыжки через нарты, стрельба из лука, борьба;

— подвижных игр на свежем воздухе;

— дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина, бульон из оленины, кровяные блины, ягоды).

— ярмарка-продажа изделий традиционных промыслов и сувениров;
      На первый взгляд празднество напоминает русскую ярмарку — кругом лавки с одеждой, снаряжением, сувенирами и пр. Пахнет шашлыком, который готовят на каждом углу, в том числе и из оленины, горячий чай с шанежками и пирогами. (Фото№2)
Голубое небо, сияет солнце, слепит снежная белизна.
С утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник будет длиться целый день. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. Оленеводы одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы.

Олени тоже принаряжены. К шеям этих рослых красавцев с ветвистыми рогами привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены лентами и искусственными цветами. Кажется, что животные чувствуют торжественность момента: они нетерпеливо перебирают копытами, косят глазом на своих погонщиков.

Наличие оленьих упряжек, легких нарт и коренных народов края в традиционных одеждах, сразу добавляют празднику свою специфику и колорит.
        Поселок Казым стоит на берегу довольно крупной реки, которая называется так же Казым. На реке и будут проходить соревнование гонки на оленях. (Фото№3)

На другом берегу реки музей под открытым небом, где в одной из избушек женщины-ханты показывают мастер-класс по изготовлению пим (бурок). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). На фото женщина готовит орнамент для бурок и выделка шкур. (Фото№4, №5)              
     В 11 часов было открытие праздника, которое заключалось в праздничном национальном концерте. (Фото№6)
Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состязаниями, в которых можно показать свою сноровку и умение.

Перед зрителями выступают борцы, метатели тынзея на хорей и топоров.
Тынзей делается из сыромятной кожи. Участники его долго разминаются, сворачивают его особым способом и терпеливо ждут своей очереди. И вот бросок! Некоторым удаётся даже заарканить цель – хорей — шест метра четыре высотой, укреплённый на значительном расстоянии от линии броска. В этом случае зрители (они же и судьи) награждают удачливого оленевода овациями.

Как только определился победитель в одном виде соревнования, сразу начинается другое. Все нарты выстраиваются в одну линию, боком одна к другой. Через них будут прыгать самые неутомимые прыгуны. Это состязание напоминает бег с препятствиями, только тут нет ни бега, ни разбега. Прыгать нужно сразу, без остановки. Перепрыгнуть через несколько дюжин саней не так-то просто. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, тот и победитель. Говорят, что один из местных рекордов в таких прыжках составляет 154 нарты!

Наконец начинаются самые зрелищные состязания: гонки на оленях. Разновидностей этих увлекательных состязаний насчитывается целых пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. И вот упряжки срываются с места. За ними с лаем несутся собаки, видимо, не совсем понимающие суть происходящего. Как вихрь проносятся они мимо зрителей, подбадривающих оленей криками: «Хэй! Хэй!». Олени стараются вовсю. Их морды покрылись инеем, из раскрытых ртов вырываются клубы пара, высунутые языки развеваются по ветру. Седоки чуть привстали, боясь потерять равновесие в этой бешеной гонке. Каждый старается не обращать внимания на бегущую рядом упряжку. Лишь бы вырваться вперёд! (Фото№7)

Управлять оленями — дело сложное. И этому начинают учиться с раннего детства. Нарты — сани легкие, там же только деревянный каркас. Олени пугливы, могут на полном бегу сбиться, спутать упряжь, споткнуться — и готово, погонщик улетел в сугроб и нарты кубарем летят следом. Олени, кстати, не могут бежать долго, да и по скорости лошадь их сделает легко, галопом олени вообще бегать не умеют, только аллюром. Но олень способен тащить нарты сутками в сильный мороз, когда лошадь околеет уже после десятка верст. Искрится снег под санями-нартами.

Пришло время рассказать о  национальной кухне. Гостей угощают ухой, пирогами с рыбой, бульоном  из оленины, свежемороженой ягодой: морошка, брусника и черника, салат из отварной щуки, малосольный муксун, струганину из сырой мороженной оленины, и заливное опять же из оленины, к чаю подавали ватрушки.  
          Как мы поняли, национальная кухня изысканностью не грешит,  она очень вкусная и натуральная. (Фото №8)

В завершении праздника присутствующие могли прокатиться на оленьей упряжке. (Фото №9)          

Заключение

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью.

Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состязаниями, в которых можно оленеводу показать свою сноровку и умение, но так же поделиться своими профессиональными знаниями в разведении оленей, изготовлением одежды, домашней утвари, приготовлением национальных блюд

В результате работы мы пришли к следующим выводам:

1. Данный праздник приносит большую пользу не только оленеводам, но и всем  жителям края.

2. Оленевод – трудная и почетная профессия.

3. Мы должны знать и поддерживать традиции и культуру хантов и манси.

В результате работы мы:

 1. Составили и провели праздник и анкету в классе «День оленевода»

 2. Встретились с Крюковой Натальей Александровной, очевидцем праздника «День оленевода» в селе Казыме.

4. Совместно с учителем разработали праздник «День оленевода».

5. Сделали презентацию «День оленевода – традиционный праздник обских – угров»

Список использованной литературы

  1. Составитель С. Т. Исмаилова, «Энциклопедия», Москва «Аванта +», 1996 г.,672с.
  2.  Составители: Н. В. Чудакова, А.В.Громов, «Я познаю мир»: Дет.энцикл.: История, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2000г., 512с.
  3. Редакционная коллегия, «Что такое. Кто такой»: В 3 т. Т.1., Москва, Педагогика – Пресс, Издательский дом «Современная педагогика», 2001., 384 с.
  4. Е.Федорова «Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры ханты и манси», С_Петербург, издательство «Европейский дом», 2000г., с.106
  5. Интернет — сайт:

      www.wikipedia. ru

       www.gpw.tellur.ru

             http://ru.wikipedia.

             http://clck.yandex.ru/

             www.oktregion.ru

 www.berezovo.ru

Приложение

134.44 КБ Казым, праздник оленеводов.186.68 КБ

156.89 КБ Выделка оленьих шкур154.49 КБ

151.06 КБхантейская кухня142.23 КБ

Про День оленевода

Каждый год в конце марта или апреле по всей стране отмечается главный праздник коренных народов Крайнего Севера, тружеников тундры и тайги — оленеводов.

Праздник уходит корнями в седую древность. У одних северных народов он называется Днем Солнца, у других – Днем Оленя, и чаще всего приходился на время весеннего равноденствия, когда заканчивается долгая полярная ночь.

Изюминка праздника — гонка на оленьих упряжках, за победу борются десятки оленеводов — мужчин и женщин. День оленевода — единственный день в году, когда они собираются вместе, видят друг друга.

Молодые оленеводы проверяют силу своих оленей и показывают свои умения — метают маут на хорей (аркан на палку, имитирующую оленьи рога), прыгают через нарты, перетягивают палку, устраивают схватки в национальной борьбе. Также это прекрасная возможность встретить достойного жениха или невесту для последующего заключения брака между кочующими семьями.

Жены оленеводов, которые ведут хозяйство в чумах, соревнуются в красоте национальных костюмов, сделанных своими руками. Они продают шкуры оленей, песцов, лис, пояса, меховые шапки, варежки и обувь — унты. На ярмарках обычно можно купить северную рыбу, оленину и дикоросы, которые привозят тундровики.

День оленевода отмечается в Красноярском крае на Таймыре и в Эвенкии. В 2021 году из-за пандемии масштабные гуляния отменены. Но, если все будет хорошо, то в следующем году очень рекомендуем вам побывать на этом ярком событии! Тут вы сможете с головой окунуться в культуру и быт коренных народов Крайнего Севера, отведать национальную северную кухню, закупиться необычными сувенирами, сделанными руками местных мастеров, поучаствовать в народных состязаниях и даже построить чум!

По материалам: ТАСС
Фоторепортаж с Таймыра о жизни оленеводов: Слава Шут, Максим Шаповалов


  • Главная /
  • Фольклор /
  • Народные праздники

Профессиональный праздник оленеводов с давними традициями, приуроченный к началу перекочёвки оленьих стад на зимние пастбища.

Он ежегодно проводится осенью в рамках Спартакиады народов Севера в Воркуте, которую часто называют Заполярными играми. Традиционно спортивный праздник открывается в последних числах октября и длится неделю.

Проводятся соревнования в нескольких зимних видах спорта.

В «Дне оленевода» принимают участие оленеводы – коми, ненцы, ханты и манси.

Особенно популярны оленьи бега. Это колоритное зрелище ярко показывает этнографические особенности народов Крайнего Севера.

В оленьих забегах участвуют мужчины и женщины. И все больше в соревнованиях участвует молодежь. Каждый год число желающих поучаствовать увеличивается. 

                                                      Сергей Щербак. Воркута у каждого своя

Первыми проходят забеги, в которых участвуют мужчины, затем бегут упряжки, погоняемые женщинами, а затем проводятся финальные гонки среди мужчин за звание лучшего. Победителю достается главный приз – снегоход.

В последние годы в связи с недостаточностью ледяного и снежного покрова оленьи бега проводятся не в рамках Заполярных игр, а в более поздний срок.

                                                      Сергей Щербак. Воркута у каждого своя

Стало известно, чем удивят гостей в ходе празднования Дня оленевода на Ямале 

18 января 2023

Первые муниципалитеты начали подготовку к празднованию Дня оленевода. Самобытный праздник коренных народов пройдет в 19 населенных пунктах округа с 25 февраля по 14 апреля.

Стало известно, чем удивят гостей в ходе празднования Дня оленевода на Ямале 

Актуальная информация о датах и местах размещена на сайте.

Ежегодно организаторы совершенствуют программы гуляний. В этом году впервые в ходе празднования пройдут соревнования по этнобиатлону. Развивают национальный вид спорта по инициативе губернатора. Дмитрий Артюхов озвучил принятое решение в ходе встречи с жителями в рамках «Честного маршрута» в Надыме. Департаментом физкультуры и спорта ЯНАО ведется работа о включении этнобиатлона во Всероссийский реестр видов спорта. 

Планируется также вручение чумовых капиталов. В дни празднований кочевники прибывают в райцентры и могут забрать полагающиеся наборы необходимого для возведения собственного жилища. Единственный в стране чумовой капитала для молодых семей тундровиков, у которых после 1 января 2021 года появился третий или последующий ребенок, выдают по инициативе губернатора Ямала. 

Гостей ждут уже полюбившиеся зрелищные гонки на оленьих упряжках, ярмарки, гастрофестивали с дегустацией национальных блюд – строганины из рыбы и оленины, а также северных ягод. Определят сильнейших в национальных видах спорта, а также обладателей самых красивых национальных костюмов. Победители состязаний получат ценные подарки от администраций муниципалитетов и компаний ТЭК. В гостевых и экскурсионных чумах будут угощать горячим чаем. 

Откроет череду празднований двухдневное событие в Надыме. Оно пройдет 25 и 26 февраля. Там, кроме традиционных спортивных состязаний и культурной программы, впервые за несколько лет пройдет показательный забег на собачьих упряжках. 

Самый масштабный День оленевода в восточной части округа состоится в районном центре Пуровского района – Тарко-Сале – 3-4 марта. Местом проведения районного Дня оленевода станет территория реки Пякупур. Там создадут большую национальную деревню, где гости праздника смогут окунуться в колоритную атмосферу, познакомиться с бытом и традициями коренных народов Севера.  Всех желающих к месту проведения праздника доставят на автобусе. В прошлом году День оленевода в Тарко-Сале посетили жители не только всего Пуровского района, но и Губкинского, Ноябрьска, Муравленко. Национальный праздник также состоится в поселениях Ханымей, Харампур, Самбург и Халясавэй.

В Салехарде программа День оленевода также рассчитана на два дня,  ее особенность  – множество спортивных состязаний. Пройдут соревнования по волейболу на снегу в рамках вторых Всероссийских арктических игр. С показательной программой выступят парапланеристы и мастера сноукайтинга. Пройдут этапы чемпионатов и первенство России по мотоциклетному спорту в дисциплинах «кросс на снегоходах» и «кросс на сноубайках». Мероприятия решают задачи нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Праздник пройдет 25 и 26 марта.

Темы

Смотрите также

Стало известно, чем удивят гостей в ходе празднования Дня оленевода на Ямале 

День оленевода

  • День оленевода — традиционный праздник тундрового населения. Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера.

    В Ненецком Автономном округе и республике Коми отмечается в первые выходные марта как День оленя.

    На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами каслают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время каслания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определённом населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

    Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения — это смысл жизни. Олень — это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

    На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.

    День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.

    Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:

    * Конкурс женской одежды.

    * Конкурс детской одежды.

    * Конкурс мужских поясов.

    Конкурс на лучшую оленью упряжку.Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:

    * Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).

    * Прыжки через нарты.

    * Перетягивание палки.

    * Национальная борьба.

    * Бег на лыжах (самодельных) с палкой.

    * Гонки на оленьих упряжках.

    Гонки на снегоходах.В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

Источник: Википедия

Связанные понятия

День рыбака — профессиональный праздник рыбаков, традиционно отмечаемый во второе воскресенье июля. Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1965 года № 3519-VI «Об установлении ежегодного праздника „Дня рыбака“». Праздник официально отмечается в России и на Украине с 12 июля 1965 года; неофициально и в других странах бывшего СССР.

Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.

Красные чумы — кочевые учреждения культуры, существовавшие в СССР на Крайнем Севере.

Подробнее: Красный чум

Баргузи́н — северо-восточный ветер, дующий в средней части Байкала из долины реки Баргузин.

День Оленя — профессиональный праздник работников оленеводства в Ненецком автономнома округе и республике Коми. Отмечается 2 августа одновременно с Ильиным днем. Объединение языческого славянского и ненецкого праздников символично: эта дата служит знаком единения народов, живущих на одной земле. Празднование Дня Оленя приурочено к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки стад на зимние пастбища.

Упоминания в литературе

– Наши предки раньше жили на Алтае, но монголы нас вытеснили на Крайний Север, – дополняет нашу беседу тележурналистка ОГТРК «Ямал-регион» из северного Салехарда Лариса Тайбери, гостящая, как и очень многие, в доме Хагдаевых. И попутно приглашает уже меня приехать на День оленевода в город Надым в начале марта. Кстати, у всех мусульманских народов Средней Азии в этот же период проходит праздник весны – Наурыз. Если смотреть на традиции народов Азии – они остались, только приняли некоторые особенности.

Связанные понятия (продолжение)

Оленеводство у кетов всегда существовало в качестве подсобной отрасли – олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка.

Канадцы (англ. Canadian, фр. Canadiens) — современное население Канады. С юридической точки зрения, канадцы — это все граждане страны, независимо от их этнических корней или веры. Аборигены — индейцы и эскимосы сейчас составляют не более 2 % жителей Канады, остальные — потомки колонизаторов и переселенцев.

День сурка́ (англ. Groundhog Day) — традиционный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. Согласно поверью, если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору — значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и, пугаясь её, прячется обратно в нору — будет ещё шесть недель зимы…

Джайлоо-туризм — один из новых видов туризма. Джайлоо-туры устраиваются в населённые коренными народами труднодоступные места, которых цивилизация практически не коснулась, где нет электричества и мобильной связи. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Джайлоо-туризм распространён во внутренних областях Африки, джунглях Амазонки, горах и степях Азии, лесах и тундрах Сибири и Северной Америки.

Северный олень (в Северной Америке — кари́бу; лат. Rangifer tarandus) — парнокопытное млекопитающее семейства оленевых, единственный представитель рода Северные олени (Rangifer).

Праздник орла отмечается преимущественно казахским населением Монголии. Итоговым событием праздника является соревнование беркутчи — охотников с беркутами.

Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.

Якутская лайка (якут. саха ыта) — древняя аборигенная порода собак, выведенная коренными народами Северо-Востока России, на так называемых «собачьих реках».

Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Удский округ (также Удская округа) — округ (округa) в Приморской области Российской империи. Занимал узкое пространство вдоль берега Охотского моря, с севера примыкал к Охотскому округу, с юга — к Хабаровскому, с запада — к Якутской области, а на востоке омывался Охотским морем. Название ему дала река Уда. Площадь составляла приблизительно 89 тысяч квадратных вёрст. До 1880 года окружной центр — Удское (Удск), затем — Николаевск. После 1880 года в округе вырос порт Чумикан. Административно подчинялся…

Кавказский зубр или домбай (лат. Bison bonasus caucasicus) — подвид европейского зубра, до 1927 года обитавший в лесах северо-западной части Главного Кавказского хребта. Отличался от равнинного зубра несколько меньшими размерами, а также более тёмной и курчавой шерстью и характерным изгибом рогов.

Тур (первобытный бык, первобытный дикий бык, европейский дикий бык, лат. Bos primigenius, или Bos taurus primigenius) — парнокопытное млекопитающее из рода настоящих быков семейства полорогих. Один из прародителей современного крупного рогатого скота (наряду с другими дикими быками). Самым близким родственником является ватусси. Жил со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария. Ныне считается вымершим в результате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты…

Лайки — общее название пород охотничьих собак северной лесной зоны Европы, Азии и Северной Америки. Относится к группе шпицев и их прототипов. Голова клинообразной формы, стоячие остроконечные уши, загнутый кольцом хвост, рост в холке от 38 до 63 см. Шерсть прямая, подшёрсток густой, окраска варьирует.

Млабри, мрабри (тайск. มลาบรี) — малочисленная этническая группа охотников и собирателей в Таиланде и Лаосе.

Цзяжун (кит. упр. 嘉戎, пиньинь: jiāróng), кара (самоназвание), чжаронг, гьялронг (тиб. rGyal-rong) — субэтническая группа тибетцев в Китае. Относятся к тибетскому варианту дальневосточной расы большой монголоидной расы. Населяют долины горного хребта Лайбаланшань на правом берегу реки Минцзян (провинция Сычуань) в пределах Аба-тибетско-цянского автономного округа (уезды Маэркан, Сяоцзинь, Ли). Цзяжун проживают так же в уездах Даньба и Даофу Ганьцзы-тибетского автономного округа и в уезде Баосинь той…

Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.

Кувакса — временное жилище саамов, жителей севера Скандинавского полуострова и Кольского полуострова. Внешне вежа напоминает ненецкий чум или индейское типи. Вежи помогали саамам с безлесых равнин Скандинавии и приполярных регионов следовать за стадами оленей. Саамы продолжают ограниченно использовать куваксу, также их популярность увеличивается за счёт туристов. В самые крупные из кувакс может поместиться несколько десятков человек, они обычно используются для проведения вечеринок.

Подробнее: Вежа (жилище)

Саамы появились на Аляске в результате попытки правительства США привить инуитам оленеводство. В 1894—1898 году они прибыли на Аляску. Идея властей состояла в том, чтобы, беря с саамов пример, коренные жители полуострова перешли с хозяйства, основанного на добыче морских млекопитающих, на оленеводческое. Самих оленей также завозили на Аляску из Лапландии. В 1937 году правительство, однако, приняло новый закон, известный как Reindeer Act, согласно которому некоренные американцы потеряли право заниматься…

Се́рбский наро́дный календа́рь (сербохорв. Годишњак временски, Српски народни календар, Српски обичаjни календар, Свецослов, Месецослов) — календарный свод обычаев, предписаний, поверий, связанных с повседневной жизнью сербов.

Алта́йский го́рный бара́н, или алтайский баран, или аргали, или тянь-шаньский баран, или алтайский архар, или алтайский аргали (лат. Ovis ammon ammon) — парнокопытное млекопитающее из семейства полорогих, подвид архара (Ovis ammon).

Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

Дарва́зское бе́кство или Дарвазский вилайет (узб. Darvoz bekligi / Darvoz viloyati тадж. Бекигарии Дарвоз) — административная единица в составе Восточной Бухары Бухарского эмирата, на территории современного Таджикистана и Афганистана. Административным центром являлся Калаи-Хумб.

Рапа-дас-Бестас (галис. и исп. Rapa das bestas) — традиционный праздник в Галисии, во время которого местные жители подстригают гривы диких лошадей, предварительно собранных в своеобразные загоны (исп. curros). Лошади для фестиваля обитают в горах, принадлежащим деревням (эта форма собственности известна в Галисии ещё со времён Королевства свевов, с VIII века). У животных есть несколько владельцев (частные лица, приходы или сёла). Ежегодно отмечают жеребят, а взрослых особей ловят, остригают им гривы…

Те́рский бе́рег — название юго-восточного берега Кольского полуострова от устья Варзуги до мыса Святой Нос. Некоторые источники относят к Терскому берегу и Кандалакшский берег считая северо-западной границей вершину Кандалакшского залива Белого моря. Общая протяженность Терского берега — приблизительно 500 км. Большая часть Терского берега находится за северным полярным кругом.

Акату́й, Агаду́й (чуваш. акатуй «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского…

Монгольский караван в помощь советской армии был организован осенью 1941-го (по другим данным — 1942-го) года в западно-монгольском городе Ховд и перевозил в СССР шерсть и одежду из неё, мясо, металлы и другие товары на верблюдах и лошадях. От Ховда караван шёл к советско-монгольской границе, а от неё по Чуйскому тракту также своим ходом до ближайшей железнодорожной станции в городе Бийск — всего около 1030 километров.

Бурят-монгольский волкодав, или хотошо (бур. хотошо нохой), — сторожевая порода собак, распространена в Бурятии, Монголии и сопредельных регионах.

Культура древних славян — культура славянских племён до их разделения на восточных, западных и южных; примерно с VI по VIII век.

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом. В более широком смысле этот…

Сахалинский хаски — порода собак, сформировавшаяся как рабочая ездовая, одна из древнейших пород, собака нивхов (нивхи — местный аборигенный народ Приамурья и Сахалина, чьё устаревшее название «гиляки»). В ряде источников порода Сахалинский хаски указывается не как исчезнувшая полностью, а как исчезающая, и приводятся фото собак.Также в данный момент ведутся работы по восстановлению породы Сахалинский хаски, в том числе с обращением за помощью к государству.Другие названия: Сахалинские лайки, Гиляцкие…

Плодокорм — один из видов планирования рациона домашних животных (в первую очередь свиней и индеек), в котором преобладают жёлуди, каштаны и различные орехи. Плодокорм был чрезвычайно распространён в средние века как один из вспомогательных методов ведения подсобного крестьянского хозяйства (см. натуральное хозяйство). Тогда же развились различные традиции ведения свиноводства на основе плодокормного выгона, получившие отражение в фольклоре, искусстве («Свинопас» Г.Х. Андерсена; «Пастушка и свинопас…

Саа́мские и́гры — ежегодный международный фестиваль саамской культуры и промыслов, проходящий в селе Ловозеро (июнь) и станции Лопарской (сентябрь) в Мурманской области.

Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.

Майдан (башк. майҙан; от перс. — площадь) — традиционный башкирский праздник. Проводился у тюркских народов.

Ненецкое имя — имена которые были и есть в обиходе среди ненцев в средние века и до сегодняшнего дня. В настоящее время среди ненцев Ямала и Таймыра хорошо распространены национальные имена. В Ненецком автономном округе ненцы носят русские имена.

Бореальный период — климатический период голоцена на северо-западе Европы. Длился с 8690 по 7270 г. до н. э. Входит в состав последовательности Блитта-Сернандера, охватывающей последние 14 тыс. лет. Ему предшествовал пребореальный период, а за ним следовал атлантический период. Бореальный период соответствует пыльцовой зоне II голландца В. Х. Загвейна (1986) и зоне V Литта и др. (2001).

Бе́лый медве́дь, или полярный медведь, северный медведь, ошкуй, нанук, умка (лат. Ursus maritimus — «медведь морской»), — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Второй по величине сухопутный хищник планеты после гребнистого крокодила.

Помо́ры — небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа коренного русского и финно-угорского населения на Белом море, а также на побережьях северных рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина. Субэтнос русского (выходцев из Новгорода и Пскова) и финно-угорского народов на беломорском Севере России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным.

Средний палеолит, или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.

Хозяйство башкир — совокупность предметов домашнего обихода, средств производства и производственных отношений для обеспечения жизнедеятельности башкир.

Евразийский волк (Canis lupus lupus), также известный как Волк обыкновенный, Волк европейский, Волк карпатский, Волк степной, Волк тибетский и Волк китайский — подвид волка серого (Canis lupus). Первоначально распространился по большей части Евразии с ограничением на юге Гималаями, Гиндукушем, Копетдагом, Кавказом, Чёрным морем и Альпами, и ограничением на севере между 60° и 70° северной широты, это заставило отступить популяцию волка назад из большей части Западной Европы и восточного Китая, которая…

Благоро́дный олень или настоящий олень (лат. Cervus elaphus) — парнокопытное млекопитающее из семейства оленевых.

Атаба́ски (атапа́ски) — группа родственных по языку индейских народов, проживающих в западных районах США и Канады. Общая численность — 220 тысяч человек, из которых 204 тысячи живут в США. В настоящее время на Аляске, Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45.000 человек.

Американские пионеры (англ. American pioneers) — люди, которые в разные периоды истории США, но особенно в XVIII веке и в первой половине XIX века, переселялись на запад, заселяя новые территории.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник день независимости казахстана
  • Национальный праздник день китая
  • Национальный праздник даргинцев
  • Национальный праздник дании
  • Национальный праздник дагестанцев