Национальный праздник эвенков встреча нового года

На Таймыре проживает пять коренных народов Севера, у каждого есть свои традиции и праздники. Например, эвенки встречают Новый год не в январе, а в начале июня. Как так вышло — узнал «Город Онлайн».

На Таймыре проживает пять коренных народов Севера, у каждого есть свои традиции и праздники. Например, эвенки встречают Новый год не в январе, а в начале июня. Как так вышло — узнал «Город Онлайн».

Суть праздника

 
Всю зиму кочующие эвенки находятся в тайге, занимаются охотой, пасут оленей. Весной они начинают собираться вместе: заранее оговаривается определённое место, где разные роды встречаются. Эту встречу называют «Мучун», или, по-другому, Эвенкийский Новый год.

Мучун — один из самых важных, ярких, масштабных и почитаемых праздников у эвенков. Его название дословно переводится как «время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет». Распускаются первые почки лиственницы (мучукта), кукушка начинает отсчитывать летние часы — всё это означает, что пришло время вступать в Новый год.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Трава зеленеет, начинают набухать почки, появляется первая листва. Когда закукует кукушка, это говорит о том, что наступил эвенкийский Новый год. Правда, в Дудинке кукушек нет».

0.jpg

Несмотря на то что сам праздник существует уже давно, традиция отмечать его в современной жизни была возрождена всего 10 лет назад. Тогда его впервые провели в окрестностях посёлка Тура Эвенкийского муниципального района.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Мучун мог проходить несколько дней и ночей. Люди спешили насладиться обществом друг друга. Сначала они рассказывали о том, как провели зиму, намечали планы на будущее, а уже потом проводили обряды».

1.jpg

Как проводится

 
Мучун начинается с обряда Иконипко (песнопения). Он состоит из шести этапов, прохождение которых означает очищение, сравнимое с перерождением природы. Проводится на тропе.

Первый этап. На Священное дерево, обладающее силой мусун, эвенки вешают разноцветные ленточки и просят о благополучии в наступающем году. Дерево оберегает людей от болезней и неприятностей, помогает им на охоте.

2 Как проводится . Абзац Первый этап.jpg

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Кроме ленточек, вешают хвосты пушных зверей. Всё обязательно должно быть ярких цветов: присутствие чёрных ленточек, а также хвостов медведя или волка не допускается».

Второй этап. Ставится чум из трёх жердей — хихивка, — внутри которого из веток багульника или можжевельника устраивается дымокур. Эвенки ходят вокруг него, чтобы получить благословение на участие в ритуале очищения. Огонь — всегда Святое явление, он даёт силу, очищает человека от плохого: несчастий, болезней, злых духов.

3 Как проводится.  Абзац Второй этап.jpg

Третий этап — испытание «Семь облачков», или Тувун. Считается, что на седьмом облаке в Верхнем мире живёт добрый, благожелательный, заботящийся о человеке эвенкийский бог (Хэвэки). Ритуал следующий: ставят семь кочек или пеньков и прыгают по ним к мосту, как по облакам. На седьмом пеньке люди говорят свои пожелания доброму духу, прежде всего — о хорошей добыче, чтобы у них всегда было мясо.

4 Как проводится. Абзац Третий этап.jpg

Четвёртый этап. Строится подобие моста через реку — тыгдылон. Проходя по нему, эвенки просят у реки богатства и снисхождения к тем, кто переправляется через неё. Ведь вода для коренного народа Севера — поилица, кормилица, а рыба — не только способ пропитания, но и один из символов эвенкийских духов.

5 Как проводится Абзац Четвертый этап тыгдылон.jpg

Пятый этапТуктывун-Урэ-Туктывун. Перейдя через мост, эвенки поднимаются в гору, символизирующую страну света, где живут духи их предков. Культ света отображает особенность праздничного сезона — «белые ночи».

6  Как Проводится. Абзац Шестой этап кольцо Холипка.jpg

Это испытание обычно проходят семьями. Люди просят у предков благословения, здоровья и помощи в прохождении дальнейших этапов. И предки им помогают.

Шестой этап. Последний шаг — прохождение через традиционное очистительное кольцо из веток тальника — Холипка. Эвенки отгоняют злых духов от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в направлении, обозначающем Нижний мир и прошлое. Благодаря этому обряду все неудачи должны уйти вместе с уходящим годом.

7.jpg

Праздник сопровождается звоном колокольчиков, звуками бубна и цоканьем оленьих копыт. Они тоже охраняют эвенков от злых духов.

Татьяна Болина, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского Дома народного творчества:

«Иногда привязывали два соседних дерева, и получались ворота. Когда эвенки проходили через них, вступали в Новый год. С чистыми сердцем, душой и помыслами. Всё плохое оставалось позади. После прохождения всех этапов люди просили друг у друга прощения и устраивали различные соревнования. В это время также проходили свадьбы».

Обязательный элемент празднования — хоровод. Всего у эвенков их около 55 видов. В Красноярском крае танцуют Ёхарьё.

Настоящее время

 
На Таймыре Мучун впервые провели в 2016 году в Таймырском Доме народного творчества. Его организаторами выступили участники эвенкийской этно-фольклорной группы «Юктэ» и её руководитель Татьяна Болина. С тех пор этот праздник ежегодно отмечается в Дудинке в начале июня.

На празднование приглашаются все желающие — познакомиться с историей и значением Мучуна, попробовать блюда национальной традиционной кухни и поучаствовать в эвенкийских ритуалах и соревнованиях.

Эвенкийский новый год Мучун

Мучун — эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.

И в настоящее время, культура аборигенного народа, основанная на традиционном укладе таёжной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед массивом культуры других, более многочисленных народов во всех её позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, ассимилируется, исчезает.

Поэтому очень важно сохранить эту культуру не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. В равной степени это ценно для мира, так как мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.

Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Севера.

 

Эвенки с древних времен праздновали Новый год летом и называли этот праздник «Мучун».

Празднование «Мучун» (дословный перевод с эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год.

Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы и задачи на новый зимний период. И, конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.

  

Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов.

Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. на дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.

Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника – проходя сквозь него, люди получают благословение.

Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек (тувур), по ним прыгали от кочки до кочки к мосту (тыгдылону).

Тыгдылон – этот путь эвенки проходили, т.к. вода для них считалась поилицей и кормилицей. Река давала им рыбу, а рыба была одним из символов эвенкийских духов.

 

Шли, как будто поднимаясь в гору в страну света, где культ света отображал особенность праздничного сезона, весенние «белые ночи».

«Туктывун – Урэ – Туктывун» эвенки проходили семьями, чтобы вступить в Новый год эвенкийского календаря.

Последним испытанием было «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника.

Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое.

Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Через кольцо неудачи пройдут, поэтому оно было последним.

Традиционно праздник проводится в первую субботу июня.

Использована информация из открытого источника

https://www.dk-evenkia.ru/muchun

Традиционный эвенский праздник встречи Нового года, Нового солнца «Хэбденек» – это один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера, который отмечается на территории Магаданской области с 1997 года.

Издревле у эвенов существует свой календарь. В эвенском лунном календаре двенадцать месяцев, разделенных на шесть сезонов. Весна – нэлкэрып, раннее лето – нэлкэни, лето – диунни, осень – монтэлсэ, поздняя осень – болони, зима – тугуни. Уникальная особенность эвенского календаря заключается в том, что, не имея письменности, люди придумали свою удобную систему запоминания месяцев, обозначая их частями тела. Начало счета ведется с левой стороны от макушки головы, обозначающей январь и заканчивается третьими суставами пальцев двух рук, обозначающих июль.

По эвенскому народному календарю, именно в летнее время наступает встреча Нового солнца и Нового года – это та грань, когда умирает старый год и рождается новый. По эвенским поверьям, в этот день открываются двери в «верхний мир» и высшие силы могут прислушаться к пожеланиям людей.

На протяжении 20 лет в празднике принимают участие представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера из Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского, Среднеканского городских округов и города Магадана. На праздничной поляне каждая община строит традиционное эвенское жилище, гостей угощают ароматной ухой и сладким чаем.

Традиционно открывал «Хэбденек» ритуал «Встреча», гостей приветствуют хозяева. Продолжают праздник традиционные эвенские обряды. Обряд «Благодарение земли», когда хозяин и хозяйка праздника берут горсть бусин и монет и раскидывают на четыре стороны света, по ходу солнца.

Ритуал «Встреча солнца» проходит под звуки национального инструмента варгана, когда все участники и зрители праздника поворачиваются и поднимают руки к восходу солнца.

Обряд «Зажжение священного огня» также выполняют хозяева праздника. Проходя круг по ходу солнца, они окуривают поляну чашей с багульником (хэнкэс), затем подходят к родовому костру и разжигают огонь, благодаря Дух Огня.

Артисты национальных ансамблей исполняют танец «Поклонение огню», за которым следует обряд «Кормление огня». Перед кочевкой и после ее благополучного возвращения, перед каждым выездом на охоту и после возвращения, первым делом, следовало покормить Дух Огня. Под звуки бубнов старейшины кормят огонь кусочками рыбы.

«Хусил-лебеди» – ритуал, в котором две девушки исполняют танец «Лебеди», таким образом задабривая этих священных для эвенов птиц. Лебеди служат солнечным символом, связывают небо и землю, являются символом плодородия. Эти птицы доходят до небесных ворот, страны счастья и изобилия, и возвращают на землю благополучие для нас и будущих поколений.

Издавна на больших праздниках юноши и девушки выбирали себе пару. Здесь же проходили и свадьбы. И «Хэбденек» не стал исключением. На празднике проводится и «Свадебный обряд». Затем всех гостей праздника приглашают совершить обряд «Дэлбургэ». Каждый человек перед встречей с Солнцем обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед Солнцем с чистой душой, без болезней, без злых помыслов. Взявшись за руки, старейшины, представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера и все гости должны пройти через священные ворота и ритуальные костры, после чего, загадав желание, повязать ленточку на Дэлбургэ. Дерево-мать и дерево-отец соединяются между собой Дэлбургэ, и олицетворяют небесные ворота – выход в небесную страну небожителей.

Эвены верят, что небесные ворота открываются только в дни летнего солнцестояния, и небесные духи обязательно унесут в «верхний мир» все загаданные желания.

В завершении обрядовой части праздника все участники и гости торжества берутся за руки и становятся в круг для исполнения ритуального танца «Хэйде».

В проведении национальных обрядов и ритуалов традиционно принимают участие старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области, а также национальные танцевальные ансамбли «Энер», «Нэлкэни» и «ЯрарТор».

После обрядовой части для гостей «Хэбденека» проходит концерт художественной самодеятельности. На спортивной площадке возле стойбищ все желающие могут попробовать свои умения в метании маута, перетягивании палки, национальной северной борьбе. Традиционно в рамках праздника проводится региональная выставка декоративно-прикладного творчества «Нёлтен», где представлены работы, выполненные на основе традиционных ремесел народов Севера: предметы национальной одежды и быта, обереги, амулеты, сумки, и многое другое.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Хэбденек» стал неотъемлемой частью культурной жизни региона, одним из главных национальных эвенских праздников, который вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Региональный национальный эвенский праздник встречи Нового года «Хэбденек»

Региональный национальный эвенский праздник встречи Нового года «Хэбденек» проходит в районе устья реки Дукча (зона отдыха «Горняк»)

Эвенский праздник встречи Нового года по эвенскому народному календарю «Хэбденек» – один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера. Согласно представлениям эвенов, в летнее время наступает Встреча Нового Солнца и Нового года – та грань, когда умирает старый год и рождается новый.

На территории Магаданской области национальный эвенский Новый год отмечается с 1997 года.

Гости праздника смогут увидеть традиционные эвенские ритуалы: «Встреча», «Благодарение Земли», «Зажжение священного огня», «Тог Муранни», «Кормление огня», «Хусил – Священные лебеди», «Торикачак – свадебный обряд», «Дэлбурге» и «Хэде».

Соблюдая все правила и традиции, в проведении национальных обрядов и ритуалов участвуют старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области.

Традиционно в рамках «Хэбденека» откроет свою работу выставка декоративно-прикладного творчества коренных народов Севера «Нёлтэн», пройдут спортивные состязания по северному многоборью. Так же состоится конкурс на лучшее стойбище, где жюри определит лучших в номинациях: национальное блюдо, хранительница очага, запевала «Хэде».

Продолжает праздник концертная программа, где выступят самодеятельные артисты области, а также национальные танцевальные коллективы.

Национальный эвенский праздник «Хэбденек» вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов и этнических групп Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Проходит каждый год в 20х числах июня в районе устья реки Дукча (зона отдыха «Горняк»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник ысыах туймаады
  • Национальный праздник ысыах отмечают 22 июня
  • Национальный праздник чукчей
  • Национальный праздник чувашского народа
  • Национальный праздник чувашей акатуй