Национальный праздник ингушей

Национальный вайнахский костюм

Национальный вайнахский костюм

Национальная одежда чеченцев складывалась веками. Она выражает вкус ее создателей, их эстетические идеалы. В традиционной чеченской одежде соблюдается принцип единого ансамбля. Это касается и материала, и покроя, и цветовых соотношений, и способов орнаментации и украшения костюма.

Традиционный мужской костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь — кожа крупного рогатого скота и козья, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делались бурки, обувь. Из домотканого сукна шили башлыки, черкески, иногда штаны и бешметы.

Основными предметами мужской одежды чеченцев являлись бешмет и особой формы штаны. Бешмет туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговки. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Этому способствовал своеобразный покрой его спинки. Она кроилась из одного куска материи, но на уровне талии подрезалась так, что посередине оставалась как бы перемычка шириной от 2 до 5 см, ниже талии переходящая в клин, значительно расширяющийся к подолу. Передки бешмета в средней части также оставались цельными. Бока сшились из двух клиньев. Длина бешмета изменялась, но была на 10—8 см выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодые.

Старики носили также бешметы, стеганные на тонком слое шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а более зажиточные — из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. Бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки в то время имелись не у всех.

Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной покупной материи, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанин вшивался ромбовидный клин. Штанины носили на вздержке, заправляя в ноговицы из сукна, войлока или сафьяна. Ноговицы плотно обхватывали ногу от щиколотки до колена.

Под коленами их подвязывали ремешками.

Бешмет был основной повседневной, а у значительной части населения и выходной одеждой. Бешмет в качестве выходной одежды подпоясывали узким ремнем с металлическим набором — пряжкой, наконечником, бляжками, подвесками.

Одежда, состоящая из бешмета, штанов, ноговиц в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника.

Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам.

Полный праздничный костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучшего домотканого или фабричного сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии на несколько пуговок из шнурков и не имела воротника. В широкий вырез на груди был виден бешмет. Длина черкески обычно была длиннее бешмета и обычно доходила до колен, но иногда бывала и выше колен. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами.

Характерным признаком черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. К концу XIX века, в связи с появлением пятизарядной винтовки образца 1891 г., газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения.

Черкеска, как и бешмет, плотно обхватывала фигуру, расширяясь книзу, и была удобна и для всадника и для пешехода. Она служила верхней парадной одеждой. Носили черкеску застегнутой и подпоясанной описанным выше поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

Теплой, зимней одеждой служили шубы из овчин, двух покроев — прямой или в талию. Для чеченцев характерной одеждой была бурка с узкими плечами, колоколообразно расширявшаяся книзу. Бурка была идеальной одеждой для всадника, защищая и его и его лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также и подстилкой и одеялом. В Чечне также пастухи надевали в плохую погоду на плечи накидку, сшитую из нескольких полос домотканного сукна, закалывая ее деревянной, костяной или железной булавкой.

Головным убором чеченцев была шапка из овчины, называемая русскими папахой. В качестве дорожного головного убора был распространен башлык, надевавшийся обычно поверх папхи.

Повседневную обувь чеченцы изготовляли из коровьих и телячьих кож. Такая обувь не имела пришивной подошвы и шилась из одного куска со швами на заднике и подошве или на носке и на заднике. Парадную обувь шили из сафьна кустарного или фабричного производства, реже домашней выработки. Она также была без прошивной подошвы. Надевали ее на мягкие сафьяновые носки. Они были немного выше щиколоток. Парадную обувь носили с сафьяновыми ноговицами. У этой обуви была мягкая подошва, что было удобно для наездника и пешехода в условиях горного бездорожья, крутых и опасных троп. Такая обувь способствовала выработке удивительно легкой и красивой походки.

Для мужской одежды была характерна темная, сдержанная цветовая гамма — черная, бурая, серая черкеска, тех же цветов штаны, ноговицы, черная бурка. Башлыки и бешметы делались обычнг других цветов, чем весь костюм, оживляя его ярким пятном. Богатые люди иногда носили белые бурки, черкески, папахи. Идеал мужской красоты — стройность, подтянутость, ловкость и сила, широкие плечи и тонкая талия — все это подчеркивалось традиционной одеждой чеченцев.

В женской одежде ярче выражались возрастные и социальные различия. Чеченские женщины, как и большинство горянок в XIX в. и в начале XX века носили рубаху туникообразного покроя с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Рубаха, большей частью доходила до щиколоток. Шили ее из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Под рубаху надевались штанины, на вздержке и ромбом между штанинами. Штанины были широкими до щиколоток или внизу собирались в оборку. Они были в ряде случаев видны из-под рубахи. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченки, в рубахе и в штанах, дополненном, соответствующим возрасту и положению головным убором, можно было выходить за пределы дома и даже на праздники. Основу женской одежды составляло платье-рубаха. Платье это совпадало по покрою с черкеской — распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились рукава. Вначале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Парадное платье шили из бархата или тяжелого шелка.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения нашивали на груди несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Форма этих застежек оставались неизменными на протяжении столетий.

Кафтанчик шили из плотных, нарядных тканей — тяжелого шелка, бархата, фабричного сукна. Из-под распашного с открытой грудью платья была видна грудь кафтанчика с застежками, его полы и нижняя часть рукава. Полы рукава украшались золотым шитьем. Постепенно кафтанчик изменился. В Чечне вошел в обиход только нагрудник.

Весьма важную роль в женской одежде играл пояс, который делали из галуна, кожи или ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками, бляхами. Делались и сплошь серебряные пояса. Пояс надевали поверх платья, стягивая талию. Серебрянный пояс был большой редкостью и с нагрудными застежками, передавался по наследству из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают по 100–150 лет.

Описание чеченского национального костюма необходимо дополнить описанием головного убора. В XIX — в начале XX в. девичий головной убор состоял из платка, сложенного углом, концы которого проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове чухт — мешочек с незашитым дном, куда вкладывались косы: он завязывался на темени. При выходе за пределы дома и при посторонних чухт, закрывавший косу, прикрывали другим большим платком.

Цветовая гамма допускала яркие цвета и сочетания. Праздничная девичья одежда чеченок подчеркивала изящество и стройность фигуры. По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты.

Женская обувь по своим фасонам была такой же, как у мужчин, — мягкая, сафьяновая со швом на подошве и такие же сафьяновые носочки. Но кроме этого они носили туфли на твердой подошве без задников, на небольшом каблучке.

В 20-е годы XX в. мужская одежда претерпела небольшие изменения. В эти годы появилось зимнее пальто, представлявшее по покрою комбинированную форму черкески-бешмета. Этот вид зимней одежды, известной под названием «зелимханки» (по имени знаменитого чеченского абрека Зелимхана, убитого в 1913 году), шили из домотканого или фабричного сукна, на вате, шерсти или овчине. Сделанная, как черкеска, в талию, с широким подолом, длиной ниже колен, она имела стоячий, как у бешмета, воротник, была двубортной и застегивалась на пуговицы из ремня, продеваемого в шнуровые петли.

В это же время начали быстро распространяться брюки галифе. В них было удобно ездить верхом и ходить по горной местности. Они настолько вошли в быт, что не только молодежь, но и старшее поколение считают их своей национальной формой.

В 20-годы наряду с бешметом, а у молодежи, вытесняя его, широко распространилась так называемая кавказская рубаха, многие особенности которой показывают ее происхождение от бешмета. Она была прямая, длинная, с широким рукавом, скошенным у кисти и застегивающимся на пуговки.

Описанные изменения коснулись города, частично села. Но многие сельские жители, особенно пожилые, оставались верными старинной национальной одежде.

Следует отметить, что Первая мировая война, а также гражданская война не повлияли на изменения форм женской одежды. Это произошло гораздо позже.

З. Алиева

Возрождение культурного и исторического наследия

Вспоминая старинные ингушские праздники

Чем глубже погружаешься в изучение нашей культуры, тем яснее осознаешь, насколько мудрыми и понимающими были наши предки. Сегодня, спустя столетия, нам не нужно придумывать что-то новое, достаточно обратиться к прошлому, вспомнить подзабытые старинные праздники, которые широко отмечали наши предки.

Исходя из таких соображений, а также в рамках Года нематериального культурного наследия народов России, в Государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова провели женский праздник «Сесарий ц1ай».

На мероприятии присутствовали как взрослые, так и дети, а также была приглашена Ассоциация мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг», руководителем которой является Танзила Дзаурова. Выступая перед собравшимися, она подчеркнула, что такие мероприятия необходимы, так как женщины за рукоделием беседуют, обсуждают проблемы, делятся опытом, и это является таким небольшим праздником для рукодельниц.

Сотрудники музея подготовили обширную программу. Вначале экскурсоводы музея провели для посетителей экскурсию по всем залам. Далее была проведена викторина среди гостей на знание истории своего народа. Занявшим призовые места были вручены подарки и книги по национальной тематике.

В ходе мероприятия был дан также мастер-класс членами Ассоциации мастеров войлочного ковроделия «Истинг».

Рассказать более подробно о самом празднике я попросила научного сотрудника музея Жанну Дзейтову.

«В наше время положение женщин обсуждается как никогда широко и бурно. Перед ингушским обществом возникают новые проблемы, которые требуют своего решения. Одной из них стала проблема создания психологической разгрузки для женщин, разные виды терапии, позволяющие отдохнуть от удушающего быта, набраться новых сил и реализовать свои способности, — говорит она. — В нашей республике в последние годы активно проводятся различные мероприятия данной направленности, что находит положительные отзывы от жителей региона. Кто-то скажет, что это новшество, которое нам не нужно, другие: «Ну наконец-то дошли до того, что и так давно организуется в других странах». А мы ответим, что это не что-то новое, а, наоборот, абсолютно ингушское, хоть и давно забытое. «Сесарий ц1ай» — уникальный в своем роде традиционный ингушский праздник, который проходил лишь раз в год весной. Природа, всевозможные конкурсы и соревнования, веселье и ни одного мужчины — так проходил один из самых долгожданных дней в году для ингушских женщин в прошлом. Это была уникальная возможность предстать в лучшем виде, проявить свои таланты и отдохнуть от тяжелого быта. Не сложно представить, какой это был мощный способ избавиться от негативных эмоций, накопившихся за год, и зарядиться положительной энергией».

Завершилось данное мероприятие обильным столом в национальном стиле, где все присутствующие были приглашены гостеприимными хозяевами отведать всевозможных яств.

Главной целью таких мероприятий является привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию.

26 окт 2021г.

1391

Ингуши — автохтонный (коренной) народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Происхождение

Предки ингушей относились к этнической общности, получившей в лингвистической науке условное название сино-кавказская макросемья.

Самоназвание народа возникло от названия ингушского поселения Ангушт, располагающегося в Северной Осетии на территории Пригородного района. Существует другое самоназвание народа: ГIалгIа́й, или галгаи, в переводе означающее «жители башен».

Северо-кавказская семья является частью древней хатто-алародийской семьи и имеет в настоящее время две ветви: ашуйскую и нахско-дагестанскую, с групповым делением. Ашуйская ветвь более однородна и различия между ее языками не столь велики, как внутри нахско-дагестанской ветви, в которой выделяют три группы: западную (нахская и аваро-андо-цезская подгруппы), центральную (лакская и даргинская подгруппы), восточную (лезгинская и хиналугская подгруппы).

Антропологические вайнахи сложились в конце бронзового века, в эпоху расцвета кобан-ской и каякент-харачойской культур на Северном Кавказе. Они являются представителями кавка-сионского подтипа балкано-кавказского типа европеоидной расы. Кавкасионский тип сохранил в себе черты древнего европеоидного населения времен верхнего палеолита. По одной из версий этноним «нах» происходит от названия хурритского племени нахов, выходцев из урартской провинции Шем (в районе озера Урмия). После разгрома фригийцами и фракийцами государства Урарту, «нахи» жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане. Затем перевалили через Кавказский хребет и расселились у родственных хурритских народов Северного Кавказа. Вайнахи, как население долины Терека и пригородных районов, фигурируют в «Географии» Страбона (I тыс. до н.э.) под именем «гарга-реи» (от хурритского «гаргара» — «родственник»). Гаргареи еще известны, как глигвы.

История

Ранний период ингушской истории (согласно Страбоновским и другим документальным источникам) связан со знаменитой Кобанской культурой I тыс. до н. э., которая получила свое наименование по названию аула Кобан, расположенного в Тагаурском ущелье Осетии, где впервые в северокавказском регионе были выявлены, ставшие широко известными, археологические памятники. Исследования ученых позволяют сделать вывод, что при определении этнического и антропологического лица кобанцев Центрального Кавказа исследователи видят в них древних ингушей.

Источники, в частности, называют крупное племя аргов, обитавшее в Центральном Предкавказье (предгорно-плоскостные районы Чечни, Ингушетии, Осетии и Кабардино-Балкарии). Длительное время занимающийся историей Аланского государства археолог из Буро В.А. Кузнецов вслед за рядом ученых пришел к выводу, что «северокавказские арги в этноязыковом отношении — … одно из древних нахских племен».

Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия — важнейшая задача государства».

В грузинских письменных источниках III в. до н. э. ингуши упоминаются под этническим именем «дзурдзуки» — древнегрузинское название ингушей. Их расселение на плоскости было временно прервано в XIII в., в период монголо-татарского нашествия.

В период средневековья, в X – XII веках, на Центральном Кавказе сложилось и активно функционировало Аланское государственное образование, в составе которого доминировали древне-ингушские племена.

По версии ингушских исследователей столица Алании — город Магас находился на территории Ингушетии в районе, охватывающим часть современных городов Магаса, Назрани и селений Яндаре, Гази-Юрт, Экажево, Али-Юрт и Сурхахи, то есть в местности, где расположены многочисленные памятники аланского времени. 

В 1238—1240 гг. весь Северный Кавказ был завоёван монголо-татарами и включён в состав улуса Джучи. А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. Распад Алании и отток в горы её населения, закрепившегося к востоку и западу от Дарьяла путём строительства крепостей, послужили основой формирования новых этнотерриториальных общностей, что в свою очередь привело к образованию современных северокавказских народов.

Столица Республики Ингушетия, город Магас, был специально построен в 1995 г. для того, чтобы взять на себя эту роль. В нём проживает около 9 тысяч человек, то есть примерно 2% всего населения республики.

Селения, расположенные в горной зоне, группировались в основном по локальным ущельям, что способствовало их этнополитической консолидации в обособленные территориальные группы/районы — общества (по-ингушски ингуш. шахьар). К концу XVI в., по всей видимости, уже сложились основные территориальные общества ингушей. Основываясь на данных русских источников XVI—XVII в., называющих несколько территориальных обществ ингушей, делается вывод, что в Ингушетии и в XV в. существовало множество политических образований (обществ-шахаров), каждое из которых объединяло несколько селений.

Со временем число и границы обществ менялись, это происходило в результате миграционных процессов ингушеязычного населения, в том числе связанных с возвращением ингушей на плоскость (равнину). Они начались довольно рано, уже вскоре после ухода Тимура с Северного Кавказа. Они на самом раннем этапе носили характер отдельных военно-политических акций, предпринимаемых ингушами на равнинных землях с целью противодействия закреплению на них пришлых кочевых народов.

Со временем число и границы обществ менялись, это происходило в результате миграционных процессов ингушеязычного населения, в том числе связанных с возвращением ингушей на плоскость (равнину). Они начались довольно рано, уже вскоре после ухода Тимура с Северного Кавказа. Они на самом раннем этапе носили характер отдельных военно-политических акций, предпринимаемых ингушами на равнинных землях с целью противодействия закреплению на них пришлых кочевых народов.

Междуречье Терека и Сунжи, через которое проходила дорога в Грузию, приобретает в этот период стратегическое значение для России. Эта территория была освоена ингушами не позднее конца XVII — начала XVIII века. Согласно данным И. А. Гюльденштедта на берегах рек Сунжи и Камбилеевки было множество ингушских селений. Ангушт являлся центром округа, известного под названием «Большие Ингуши». Переселенцы из «Больших Ингушей» образовали новую колонию «Малые Ингуши», центром которой стало селение Шолхи. В дальнейшем происходит продвижение ингушей к Назрановской долине.

В 1781 г. у слияния Назранки с Сунжей выходцами из района Ангушта было основано селение Назрань (Нясаре). В мае 1784 г. в связи с необходимостью устройства надёжных путей сообщения с территорией Грузии у ингушского селения Заурово (Заур-Ков) была заложена крепость Владикавказская. Основанный в географическом центре Ингушетии, Владикавказ стал экономическим, политическим и культурным центром ингушей и одним из важнейших городов на Северном Кавказе.

В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сёл в горы и предгорья, на этих территориях основывались казачьи станицы. Ингушам приходилось арендовать свою же землю у казаков за плату. В 60-е годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сёл, переселилась в Османскую империю.

В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области. В 1870 году Ингушский округ был объединён с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел. В 1909 году Сунженский отдел был разделён на два округа — Сунженский и Назрановский. 

В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке — «Сердало». Появились новые школы в сёлах Гамурзиево, Базоркино, Яндаре. По прежнему функционировали мусульманские школы — медресе.

В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году — на митинге в Грозном, организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района.

С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

Спорные территории – пригородный район

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин), от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены переселиться из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию.

Численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан.

Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам: Россия — 444 833 чел., Турция — 85 000 чел., Сирия — 35 000 чел., Иордания — 25 000 чел., Ливан — 20 000 чел., Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Год

Россия

Челябинская область

1897

47409

1926

74097

1939

92120

1959

105980

1970

157605

1979

186198

1989

237438

2002

413000

350

2010

445000

284

 Язык

Ингушский язык входит в нахскую группу языков северо-кавказской языковой семьи.

Со дня образования Республики Ингушетия в 1992 году ингушский язык является наравне с русским официальным государственным языком республики. Ингушский язык не является языком обучения; как предмет его преподают в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях. На ингушском языке издается учебно-методическая и художественная литература, а также ставятся спектакли в Ингушском драматическом театре. Ингушский язык широко используется в официальных средствах массовой информации: на радио, телевидении и в печатных изданиях. В диалектном отношении ингушский не дифференцирован. Наиболее близок чеченскому языку.

Примечательно, что ингуши называют свой язык наьна мотт (наьна — «материнский», мотт — «язык») — «язык матери», так как родным для ребенка является тот язык, на котором с ним разговаривает мать.

Ингуши достаточно хорошо владеют русским языком; при этом большая часть ингушей, проживающих на территории Республики Ингушетия, — полные билингвы, а меньшая часть, прежде всего представители старшего поколения, — билингвы неполные, то есть русская речь у них подчинена ингушскому языку: вначале предстоящее высказывание мысленно готовится на ингушском языке, а затем озвучивается на русском. 

Разработка графической основы ингушского алфавита имеет долгую историю, которую можно разделить на три этапа: арабской графики, латиницы и кириллицы. Ряд исследователей ингушского языка полагают, что ингушская письменность на арабской графике (аджам) функционировала примерно с середины XVIII века и до начала 1920-х годов. При этом она не применялась в официальных сферах — образовании, книгоиздании и в средствах массовой информации, а была распространена исключительно в личной переписке достаточно ограниченного количества ингушей. В связи с этим говорить о наличии ингушской письменности на арабской графике в полном смысле этого слова весьма сложно. 

Несмотря на некоторое распространение в народе, ингушская письменность на арабской основе не имела стандартного алфавита и тем более стандартной орфографии, а после принятия в 1920-х годах официального латинизированного алфавита арабское письмо в Ингушетии вышло из употребления. Впервые попытку создания ингушской письменности на латинской графике предпринял известный ингушский просветитель М. Д. Джабагиев, создавший свой вариант азбуки. Ингушский алфавит на латинице был принят в 1921 году и официально утвержден в 1923 году. Тогда же был издан первый букварь ингушского языка авторства З. К. Мальсагова и вышел первый номер общенациональной газеты «Сердало»; именно с тех пор начал складываться ингушский литературный язык.

В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет «двадцатьдесять».

Разработка графической основы ингушского алфавита имеет долгую историю, которую можно разделить на три этапа: арабской графики, латиницы и кириллицы. Ряд исследователей ингушского языка полагают, что ингушская письменность на арабской графике (аджам) функционировала примерно с середины XVIII века и до начала 1920-х годов. При этом она не применялась в официальных сферах — образовании, книгоиздании и в средствах массовой информации, а была распространена исключительно в личной переписке достаточно ограниченного количества ингушей. В связи с этим говорить о наличии ингушской письменности на арабской графике в полном смысле этого слова весьма сложно. 

Несмотря на некоторое распространение в народе, ингушская письменность на арабской основе не имела стандартного алфавита и тем более стандартной орфографии, а после принятия в 1920-х годах официального латинизированного алфавита арабское письмо в Ингушетии вышло из употребления. Впервые попытку создания ингушской письменности на латинской графике предпринял известный ингушский просветитель М. Д. Джабагиев, создавший свой вариант азбуки. Ингушский алфавит на латинице был принят в 1921 году и официально утвержден в 1923 году. Тогда же был издан первый букварь ингушского языка авторства З. К. Мальсагова и вышел первый номер общенациональной газеты «Сердало»; именно с тех пор начал складываться ингушский литературный язык.

Современный ингушский алфавит

На протяжении 1920-х годов латинизированный алфавит неоднократно менялся; в различных вариантах он просуществовал до 1938 года, когда был разработан и вскоре утвержден алфавит на кириллической основе. Современная ингушская азбука включает все буквы русского алфавита и дополнительные буквы, необходимые для графического оформления гортанных согласных и мягких звуков ингушского языка. Буквы «ё», «щ», «ы» и «ь» (вне диграфов) используются в современном ингушском языке только в иноязычных заимствованиях.

Современная ситуация

Ингуши являются самым фертильным народом России: начиная с 1989 г. их численность растёт максимально быстро по сравнению с другими народами страны. При этом ингуши активно работают над восстановлением, сохранением и развитием собственной национальной культуры.

Ингушские игры – 2019

В начале XXI века в Ингушетии стали возрождаться национальные виды спорта. В 2009 г. по инициативе олимпийского чемпиона Исраила Арсамакова в Ингушетии прошли первые «Ингушские игры» — спортивный фестиваль, включивший в себя турниры по различным национальным видам спорта (в том числе поднятие тяжестей, перетягивание каната, метание камня и прочее). Впоследствии фестиваль стал ежегодным.

В 2016 г. во всероссийский реестр видов спорта включено ингушское национальное единоборство «Шод сан лат», воссозданое профессором М.-Г. И. Сукиевым, на основе исторических воинских и спортивных традиций ингушского народа, включающее в себя симбиоз ударной и бросковой техники. Шод сан лат впервые продемонстрирован широкой публике в 1990 году, на конференции по боевым искусствам в Москве. Первая секция открылась в 2013 г., в столице Ингушетии г. Магасе.

Выдающиеся деятели

За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.

Среди ингушей есть большое число известных личностей, прославляющих Ингушетию в России и в мире. Любовь Шишханова — органистка, Заслуженная артистка России. Полонкоев Мурат — живописец, скульптор, гравёр и др. Народный художник России. Аушев Руслан Султанович — Первый президент Ингушетии (1993—2002), Герой Советского Союза. Гуцериев Михаил Сафарбекович — основатель и владелец нефтяной компании «РуссНефть». Ведзижев Геберт — доктор медицинских наук, профессор, член РАН, известный врач-онколог.

Муса Евлоев

Пятеро уроженцев Ингушетии стали чемпионами Олимпийских Игр: Исраил Арсамаков, тяжёлая атлетика, 1988 г.; Назир Манкиев, греко-римская борьба, 2008 г.; Рахим Чахкиев, бокс, 2008г.; Хасан Халмурзаев, дзюдо, 2016 г.; Муса Евлоев, греко-римская борьба, 2021 г.

Традиции и обряды

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.

В Ингушетии нет ни детских домов, ни домов престарелых, потому что ни дети-сироты, ни старики тут никогда не останутся без заботы и опеки родственников.

Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Ингушская пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.

Склепы Ингушетии

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.

До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.

С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Интересны брачные обряды ингушей. Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.

Ингушская свадьба

В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.

На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Джигитовка

Ингуши большое внимание уделяли физическим характеристикам. Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.

Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Традиционный быт

На равнине и в предгорьях ведущим занятием ингушей было земледелие. Основной культурой здесь с начала ХIХ века стала кукуруза. Земля находилась в общинной собственности, и через каждые 3-6 лет происходил ее передел, причем каждый двор получал равный надел, независимо от числа душ.

В ряде сел было развито садоводство. В горах пашенная земля и сенокосы были в частной собственности. Здесь сеяли пшеницу, яровой ячмень, овес, картофель, редко – кукурузу. Бахчевых культур ингуши не знали. На равнине разводился крупный рогатый скот: буйволы и волы, кроме прочего, были важной тягловой силой. В плуг впрягались 3-4 пары волов или буйволов, принадлежавших разным семьям. Поэтому большое значение имела соседская взаимопомощь. В горах основной отраслью животноводства было отгонное овцеводство, разводили овец тушинской или карачаевской породы, малопродуктивных, но неприхотливых.

У горных ингушей в общественной собственности состояли леса и выгоны, но сенокосы и пашни находились в частном подворном владении. Незначительные сами по себе сенокосные и пахотные участки при разделе между сонаследниками дробились на такие ничтожные по размерам клочки, что теряли всякое сельскохозяйственное значение, вследствие чего охотно продавались своими владельцами. Благодаря этому среди горных ингушей, с одной стороны, явился класс безземельных, а с другой — создался класс более или менее крупных землевладельцев, имеющих большое влияние на своих односельчан.

Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа.

Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.

Башенный комплекс Эгикал

Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.

На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.

Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».

Интерьер ингушского дома

У ингушей распространены длинные прямоугольные турлучные или саманные дома, в которых для каждой брачной пары предусмотрена своя комната. Помещения имеют отдельные выходы на продольную террасу вдоль фасада. Дом в понимании ингушей – святилище семьи. А очаг (кхуврч) символизирует единение её членов и культ предков. Ранее по вечерам хозяйка сгребала лопаткой жар в очаге и, прикрыв его сверху золой, приговаривала: «Дай Бог, чтобы огонь век был целый».

Декоративно-прикладное искусство

В хозяйственной деятельности вайнахов I тысячелетия н.э. важное место занимало ремесленное производство, прежде всего гончарное дело и обработка металлов. В погребальных и бытовых памятниках в массовом количестве представлена глиняная посуда. Обнаружено несколько гончарных печей. Значительная роль принадлежала металлообработке. Из металлов изготовлялись оружие, орудие труда и украшения. Местные мастера владели такими техническими приемами обработки металлов, как литьё, ковка, чеканка, резьба, тиснение, инкрустация, волочение.

Ингушский народ издавна славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских. С глубокой древности Ингушетия славилась резьбой по камню. Это можно проследить по орнаментам на входах и стенах башен, появившихся в горах в эпоху позднего средневековья. Резчики высекали на стенах башен и надгробных памятниках сложный орнамент с изображением животных, растений, полумесяцев, шестиконечных звезд. Существует еще один вид каменной пластики, распространенной в быту, — плиточные изделия из камня: домашние печи, очаги. Орнамент, вырезанный на камне, зачастую иллюминован различными красками, что создает наибольший эффект игры светотени, четко отделяя рельеф от фона. В этом плане у ингушей есть еще один принцип колористики — белой полосой разграничиваются поверхности, окрашенные различными тонами. Это подчеркивает гармонию или контрастность различных цветов, не допуская их смешения.

Древнеингушские височные кольца

Высоким мастерством, изяществом форм и сложным орнаментом отличаются изделия ювелиров. Традиционный женский костюм украшается множеством разнообразных подвесок. Особенно характерны серповидные подвески из серебра. Разнообразны по форме кольца, браслеты, серьги. При их изготовлении ювелиры используют чернение, золочение, инкрустацию. Главные центры ювелирного дела у ингушей находятся в селениях Эгикал, Цори, Эрзи и Евлой. Традиционный сувенир республики – предметы с местной символикой и знаменитые башни Ингушетии. Они могут быть в форме миниатюр и красочных панно.

Наиболее многочисленными и интересными как по технике исполнения, так и по художественному оформлению являются войлочные изделия ингушей. Эти войлоки составляют подлинное богатство ингушской культуры. В прошлом каждая хозяйка умела изготавливать войлоки (истинги), собирая для этого белхи.

Изготовление истинга

Истинги изготавливались в качестве приданного невесте, в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка с обережным мотивом, а также в качестве подарка знаменитому войну или охотнику с соответствующим неповторимым орнаментом. У каждой мастерицы был свой узор, который передавался от матери к дочери вместе с ее умением. Родиной первого истинга с аналогичным орнаментом считается Джейрах. Истинг именно в таком цветовом решении принято было преподносить или направлять почитаемым родственникам со стороны невесты после того, как она одаривала семью своего мужа здоровым потомством. Современные мастерицы все чаще обращаются к старым ингушским орнаментам, восстанавливая и совершенствуя растительные мотивы и не только по редким образцам ковров старых мастеров, но и заимствуя изобразительные мотивы резьбы и росписи по камню в архитектуре ингушей и на стелах — чуртах.

Национальная одежда

В древности мужчины-галгаи всегда носили шапки. Волосы — символ свободы, шапка — корона мужского достоинства. Рабам брили головы и не разрешали носить шапки. И не важно, какая шапка. Истрепанная, старая, облезлая папаха галгая приравнивалась по достоинству к царской короне. Поэтому пояс и шапку снимали, только укладываясь спать. И редко какой мужчина мог предстать перед гостем без пояса и шапки.

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.

Ингушский традиционный костюм

Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Фольклор

Древнейшим жанром фольклора являются мифы. Первоначально мифы были «порождением» языческих представлений человека, но постепенно они видоизменялись, многие трансформировались в другие жанры фольклора: легенды, сказки, сказания и предания.

По представлениям древних ингушей, мир делится на две части: солнечный мир, этот свет (маьлха дуне) и мир мертвых, мир теней, тот свет — Эл (1ел). Вероятно, слово Эл (1ел) произошло от ингушского 1и (тень). Интересно, что ингушское слово 1ел созвучно с английским Hel (ад). Ингушский Эл напоминает греческий Аид. Мифы, связанные с миром Эл, называются хтоническими. Некоторые персонажи ингушского фольклора (не только мифов, но и нартского эпоса) имеют хтонические функции (Боткъий Ширткъа, Сеска Солса, Селий Пир1а, Хамчий Патараз). Они отправляются в Эл за советом, добывают там нужные людям знания и инструменты (например, водяную мельницу). Бог подземного мира называется Элда (1елда), т.е. хозяин Эла. В мире Эл холодно и мрачно.

После замужества женщины-ингушки не танцевали вообще. Это категорически запрещалось, считалось равносильно измене своему мужу.

Мифы, связанные с происхождением космических объектов (солнца, луны, звезд), называются космогоническими. В древности ингуши обожествляли солнце, поклонялись ему. Все красивое и чистое они отожествляли с солнцем. До сих пор о красивой девушке ингуши говорят: «Она красива, как солнце» (Малх санна хоза я из). Мужское имя Малсаг, видимо, произошло от слов Малх-саг (человек-солнце). Существует много легенд и поверий, связанных с солнцем. Так, по одной из них, солнце и луна являются братом и сестрой. Сестра (солнце) боится темноты и поэтому гуляет только днем. Брат (луна) по ночам пасет овец (звезды). Один из самых интересных и оригинальных сюжетов связан с происхождением созвездия Большая Медведица (инг. «Дарза къонгаш» — «Сыновья Вьюги»).

Из мифов и легенд можно почерпнуть много интересных сведений об особенностях ингушского язычества. Так, верховный бог назывался Дяла, богом грома и молнии считался Села, богиней плодородия и покровительницей женщин — Тушоли, богом охоты и покровителем урожая — Елта (или Ялат), покровителями пещер и предсказателями будущего — Алла и Белла. По представлениям язычников, у каждого села, рода, реки, горы и т.д. был свой патрон, покровитель (ц1ув, ерда).

Большую и интересную часть ингушского фольклора составляют сказки (фаьлгаш). Они уходят своими корнями в глубокую древность, и хотя построены они на вымысле, народом воспринимаются как поучительные истории. Сказочные персонажи являются выразителями дум и чаяний народа, идеальными, с точки зрения народа, героями: умными, смелыми, благородными, честными, милосердными, трудолюбивыми, щедрыми.

Ингушские предания делятся на этногенетические (о происхождении народа или рода), топонимические (о происхождении названий географических названий — сел, рек, гор и т.д.), предания о народных обычаях, о кровной мести и др. Предания (в отличие от сказок) воспринимаются и самими сказителями, и народом как правдивые рассказы. В них много интересных сведений о прошлом нашего народа, но и много вымысла.

Одной из самых прекрасных жемчужин ингушского фольклора является нартский эпос, национальная версия которого имеется почти у всех народов Северного Кавказа.

Много общего с нартским эпосом имеют ингушские героико-эпические песни. Они называются илли. Жанр ингушских илли зародился, бытовал и развивался в период с XV по XIX в. Подобные периоды принято называть героическим веком или эпической эпохой. Конечно, жанр илли возник не на пустом месте, а «на плечах» предыдущих жанров ингушского фольклора, в первую очередь — нартского эпоса и героических песен. Нартский эпос является, конечно, очень древним. Но и он при своем возникновении и творческом развитии вобрал в себя мировоззренческий и художественный опыт других жанров фольклора, в первую очередь — мифологии. Герои нартского эпоса путешествуют из солнечного мира в мир подземный, т.е., в царство мертвых. Они общаются и даже сражаются с языческими богами. Некоторые герои нартского эпоса (Сеска Солса, Села Сата, Патарза) сами являются полубожественными.

Главным героем героико-эпических песен ингушей является обездоленный герой или же, наоборот — известный предводитель набеговой дружины. Образ предводителя может быть как положительным, так и отрицательным. Обездоленный же герой во всех без исключения песнях показан не просто положительным, но и идеальным героем.

По целому ряду причин во второй половине ХIХ века началось угасание жанра илли. Накопленные им богатые традиции и поэтические средства стали трансформироваться в другие жанры ингушского фольклора.

Если героико-эпические песни исполнялись мужчинами, то лирические песни исполняли обычно девушки. Поэтому ингуши называют их девичьими песнями (мехкарий иллеш). В них восхищает жизнеутверждающая сила, великолепное знание языка, обычаев, традиций. Эти песни до сих пор продолжают оставаться популярными.

Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа — его характер, культура, темперамент, грация. В танцах проявляется ментальность. Танец народа — это его мораль, нравственность. Подтверждением тому является выразительная плавность и грациозность девушек в танцах, виртуозные движения юношей на носках, требующие ловкости, силы, таланта.

У галгаев были танцы возрастные: детские, общие для девочек и мальчиков; были танцы девочек, в которых они обучались красивым, плавным, нежным движениям; были танцы мальчиков, которые учили их ловкости, изяществу движений; были юношеские танцы и танцы общие. 

Самым главным галгайским танцем был парный танец, где мужчина показывал стать, ловкость, быстроту, умение и осторожность. Девушка шла в танце плавно и грациозно. В глубинной идее танец означал погоню орла за голубкой. Ноги и руки мужчины работают в такт музыке, торс прямой. Девушка не идет по кругу, а плывет. Шуршанье ног по полу сливается с музыкой — и это прекрасно! Никакого прикосновения мужчины даже к одежде девушки было недопустимо. По рассказам бабушек, юные девочки учились танцевать, ставя на голову чашку с водой.

В глубокой древности были ритуальные танцы воинов, для поднятия ратного духа. Этот танец исполняла сотня (бзавр), посередине круга становился сотник (бзаврча) со знаменем в левой руке и с обнаженным мечом в правой. Воины шли по кругу, обязательно против движения солнца. В ритм движения запевали песнь «Дов-дов! Дов-дов!» и стучали мечом о щиты.

Ингушские танцы

У девушек и женщин было много обрядовых танцев, смотреть которые мужчинам строго запрещалось. «Захал-махал». Перед свадьбой женщины и девушки двух роднящихся тайпов сходились где-нибудь на поляне и выстраивались друг пред другом, взявшись под руки. Получался полный концерт со зрителями и исполнителями.

Начинала сторона невесты. Пританцовывая на месте, они запевали, в шутливой форме, но без грубостей, выражая сомнение, что их голубке-сестрице будет хорошо на новом месте. Вторая сторона выслушивала эти музыкальные назидания и отвечала, как говорят ныне, адекватно. Эти диалоги с танцами продолжались часами. Здесь было много импровизации. Ибо эти женщины были духовно намного богаче нынешних и, постоянно упражняясь, развивали свои поэтические и музыкальные способности.

«У-ловзар» (пастушьи танцы) исполнялись под звуки зурны с акробатическими элементами, использовались пастушьи палки. Изобилие акробатических элементов в танце и сейчас характеризуют «у-халхар».

Кухня

Ингушская кухня — является одной из наиболее древних во всем мире, при этом она очень проста и вкусна. При приготовлении блюд используют самые обычные продукты, доступные каждому, а кушанья выходят калорийными и питательными. Основные блюда ингуши готовят из птицы, баранины и говядины. Кухня ингушей отличается большим разнообразием, при этом используемые в ней приправы не чрезмерны, их нельзя назвать невообразимо острыми. Пряности никогда не занимают главенствующей роли, первую скрипку играют все-таки основные продукты. По существу это умеренная кухня с мягким вкусом, поэтому ее даже можно назвать диетической.

Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется «дил».

Несмотря на высокую питательность, местные кушанья усваиваются организмом человека без особых проблем, ведь в них всегда добавляют лук, перец, чеснок, приправы с острым вкусом – приправы, облегчающие переваривание тяжелой пищи. Витаминов в ингушских блюдах традиционно очень много, при этом они легко утоляют голод. Почти в каждом кушанье присутствует большое количество самой разнообразной зелени.

Кроме свежего мяса в ингушской кухне довольно много блюд готовится из черемши, сыра, тыквы, творога, кукурузы и, конечно, сушеного мяса. Мясо подаётся с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. В то далекое время, когда не было холодильников, сушёное мясо являлось палочкой — выручалкой. Из него готовилось много различных блюд, оно не портилось, и его можно было есть в любом виде. Сушеное мясо и сискал (лепёшка или чурек из кукурузной муки) могли быть всегда при себе и были вкусной, сытной пищей.

Дулх хьалтам

Одним из самых известных, вкусных и сытных блюд ингушской кухни является дулх хьалтам. Такое кушанье гарантированно порадует любого ингуша, да и практически каждого, кто его отведает.

Дулх хьалтам — это одно из самых любимых блюд ингушей. Оно очень простое и сытное. Название можно перевести на русский язык как «мясо с галушками». Это блюдо подают с крепким прозрачным бульоном в отдельной чашке. Мясной бульон готовят заранее из баранины, говядины или курицы. Больше всего любимы ингушами галушки из кукурузной муки.

Галушки варят в кипящей подсоленной воде несколько минут, пока не всплывут. Кладут на плоскую тарелку вместе с большими кусками ароматного вареного мяса. К ним обязательно подают один или два соуса. Чесночный соус готовить очень просто: надо смешать 0,5 стакана бульона с полной чайной ложкой измельченного чеснока.

Картофельный соус готовят из картофельного пюре: разводят его горячим бульоном и добавляют обжаренный в масле репчатый лук.

Есть это блюдо надо так: галушку обмакиваем в соус, отправляем в рот, запиваем бульоном. Потом съедаем кусок мяса и так по кругу. Получается первое и второе блюдо в одном. Просто и очень вкусно!

Кулинарные традиции ингушей не обошли своим вниманием и выпечку, в которую добавляют разные начинки. Таковы, например, начиняемые разными вкусностями лепешки чIаьпилгаш, а также хынгалыш, чуреки, готовящиеся из кукурузной муки, — сискал, ольгаш, ингушская халва.

Визитной карточкой ингушской кухни считаются чIаьпилгаш. Это лепешки из тонкого теста на кефире с начинкой из картофеля, творога, или сыра и зелени, смазанные с двух сторон растопленным сливочным маслом.

Хынгалыш – тонкие полукруглые лепешки с тыквой, смазанные топленным маслом.

В Ингушетии очень любят изделия из кукурузной муки. Например, сискал – ингушский кукурузный хлеб — лепешки, которые обязательно подают с творогом и сметаной (то-берам) или с творогом и топленым маслом (колд-дятта).

Ольгаш- лепешки из пшеничной муки, ингушский пшеничный хлеб, которые пекут без добавления начинки.

Ингушская халва. Рецепт приготовления халвы из кукурузной или пшеничной муки является самым распространенным среди рецептов приготовления халвы на Кавказе, но от простоты его приготовления, блюдо менее вкусным не становится.

Халва из пшеничной муки с изюмом и грецкими орехами. Для приготовления халвы из пшеничной муки в разогретое топленое масло всыпается пшеничная мука и прожаривается до светло-коричневого цвета, затем добавляется сахар, прожаренный изюм и грецкие орехи.Горячая халва формуется в виде батонов, затем охлажденная подается, нарезанная кружками.

Пословицы и поговорки

  •  Благородный человек девять своих дурных поступков исправляет одним благородным; неблагородный – одним дурным поступком перечеркивает девять своих хороших дел.
  •  Бывает, что в чем-то пригодится и человек, за которого в другой раз ты не дал бы и двух пятаков.
  • Ветер играет прутиком, который одиноко растет на пустоши.
  • Война — не мёд с молоком, а кровь с грязью.
  • Даже птичке свое гнездо кажется башней.
  • Две горы не сошлись, а два человека встретились.
  • Захотелось курочке зараз снести два яичка, да и лопнула.
  • Здоровее будет тот, кто держит ноги в тепле.
  • Из двух дураков не сделаешь одного умного; а из двух умных получается трое.
  • Имевший тысячи голов скота и лошадей сгинул, а имевший тысячи родственников, выжил.
  • Кто следил за своим языком, тот уберег свою голову.
  • По одежде мужчины можно узнать, какая у него жена.
  • Покупая дом — выбери соседа.
  • Терпеливый солдат — генералом стал.
  • Человек сам обязан держать ответ за свои ошибки.

Документальные фильмы

  1. Народы России. Ингуши // Вестник Кавказа. https://youtu.be/0WAbSry94cU
  2. Ингуши ищут способ сохранить свой исчезающий язык. https://youtu.be/np3m1kHsOP8
  3. Секреты строительства ингушских башен. https://youtu.be/__0xwVgif9o
  4. Свадьба у ингушей. https://youtu.be/Dhc1yvcpYlQ
  5. Как хоронили ингуши. https://youtu.be/JAzQEiqT0Yk

Что можно почитать

  1. Арапханова Л. Я. 25 ЛЕТ ИНГУШСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ // Современная научная мысль. 2017. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/25-let-ingushskoy-gosudarstvennosti-osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya
  2. Дзарахова З. Характер и философия ингушского танца // Ингушетия. Интернет-газета. Режим доступа: https://gazetaingush.ru/kultura/harakter-i-filosofiya-ingushskogo-tanca
  3. Зязиков М. М. Традиционное общественное устройство ингушей: культурологический анализ // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. №S7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-obschestvennoe-ustroystvo-ingushey-kulturologicheskiy-analiz
  4. Харсиев Б. М. Этносоциальная природа ингушей // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnosotsialnaya-priroda-ingushey
  5. Цамаева З. Д. ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ИНГУШЕТИИ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX века // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. №3а. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obschestvenno-politicheskogo-ustroystva-ingushetii-v-kontse-xviii-nachale-xix-veka
  6. Шихова А. Ингуши: семья и честь превыше всего // TravelAsk. https://travelask.ru/articles/ingushi-semya-i-chest-prevyshe-vsego

Праздники Ингушетии

  • Праздники Ингушетии — официально установленные в Республике Ингушетия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Ингушетия и Указами Главы республики.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Праздники Кабардино-Балкарии — официально установленные в Кабардино-Балкарии нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Кабардино-Балкария.

Праздники республики Крым — официально установленные в республике Крым нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами республики Крым после 18 марта 2014 года.

Праздники Дагестана — официально установленные в Дагестане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Дагестана.

Пра́здники Респу́блики Каре́лия — официально установленные в Республике Карелия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Карелия.

В Бурятии отмечаются праздничные дни, установленные в соответствии с федеральным законодательством.

«День Республики» — национальный праздник в ряде государств, который, как правило, проводится в день провозглашения государством республики, либо в день принятия конституции страны — непременного атрибута республики.

День незави́симости Респу́блики Молдо́ва (рум. Ziua Independenței) — национальный праздник Республики Молдова, которым отмечается принятие Декларации о независимости. Официальный государственный праздник и выходной день.

Праздник победы над Японией (третье сентября) — праздничный нерабочий день в СССР, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией» в честь победы СССР в советско-японской войне 1945 года. Нерабочим оставался только два года — в 1945 и 1946 годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года «Об изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года» этот праздничный день стал…

День Чувашской Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ) — главный государственный праздник Чувашской Республики. Отмечается 24 июня с 1995 года. Перед этим праздником повсеместно проходит Акатуй — чувашский народный праздник земли и сохи.

День незави́симости — один из распространенных национальных праздников, который отмечают многие страны мира по случаю основания государства, отделения от других стран или прекращения оккупации.

День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр) — национальный праздник Калмыкии, посвящённый калмыцкому чаю. Отмечается ежегодно в третью субботу мая.

День нации или национальный праздник — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия. Чаще всего национальным праздником является День…

История праздников России — история развития системы праздников (памятных дней) в Российской империи (начало XX века), РСФСР и Российской Федерации.

День России (до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) — 12 июня — государственный праздник Российской Федерации. Отмечается ежегодно с 1992 года (нерабочий день с 1991 года) в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года).

День юриста — профессиональный праздник юристов, независимо от сферы их профессиональной деятельности.

Национальный день ветеранов (фин. Kansallinen veteraanipäivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый 27 апреля и посвящённый памяти окончания Лапландской войны.

«День Конституции» — празднование принятия Конституции в современной России — Российской Федерации, отмечается 12 декабря.

Ва́ппу (фин. Vappu) — ежегодный праздник, отмечаемый в Финляндии 1 мая. Ваппу относится к числу первомайских праздников, которые отмечаются во многих, по преимуществу европейских странах. Празднование Ваппу в современной Финляндии соединяет народные традиции встречи поздней весны с восходящими к XX веку традициями проявления солидарности работников и студентов.

День работников торговли — профессиональный праздник работников, занятых в торговле (в том числе розничной), тружеников сферы услуг, а также трудящихся, чьи специальности непосредственно связаны с ЖКХ.

День защи́тника Украи́ны (укр. День захисника України) — государственный праздник Украины, отмечаемый 14 октября. Установлен в 2014 году. С 2015 года этот день является нерабочим.

День храбрости и болгарской армии или День Святого Георгия (болг. Гергьовден, Ден на храбростта и Българската армия) — официальный национальный болгарский праздник — день болгарской армии. Отмечается ежегодно 6 мая. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (до 2011 года — День российской милиции; до 1991 года — День советской милиции) — профессиональный праздник сотрудников МВД в Российской Федерации (до 1991 года — СССР). Отмечается 10 ноября.

«День автомобилиста» — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который отмечается в Российской Федерации ежегодно в последнее воскресенье октября.

День знамени Оборонительных сил Финляндии (фин. Puolustusvoimain lippujuhlan päivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый ежегодно 4 июня в день рождения известного финского полководца Карла Густава Маннергейма (1867—1951).

День медицинского работника (День медика) — профессиональный праздник медицинского персонала. Изначально отмечался в СССР, но отмечается во многих странах постсоветского пространства и по сегодняшний день. Празднуется каждый год в третье воскресенье июня.

День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации и отмечается 22 августа, не является выходным днём.

День металлурга — ежегодный профессиональный праздник, который отмечается в России в третье воскресенье июля.

День образования Китайской Народной Республики (кит. трад. 國慶節, упр. 国庆节, пиньинь: guóqìng jié, палл.: гоцин-цзе) — главный государственный праздник Китая, который отмечается каждый год 1 октября.

День независимости и единства (словен. Dan samostojnosti in enotnosti) — государственный праздник Словении, ежегодно отмечающийся 26 декабря. Учреждён в память об официальном оглашении результатов референдума 1990 года о независимости Словении, на котором 88,5% избирателей (94,6% голосовавших) высказались за выход страны из состава Югославии и провозглашение независимости страны.

День креще́ния Руси́ — государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году.

День согласия и примирения — официальное название праздника, отмечавшегося в Российской Федерации 7 ноября c 1996 года по 2004 год.

День памяти и скорби — памятная дата. Отмечается ежегодно 22 июня в России, Белоруссии («День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны») и на Украине («День скорби и чествования памяти жертв войны») в годовщину (1941) начала Великой Отечественной войны, когда войска стран «оси» вторглись на территорию СССР.

«День работников леса» — интернациональный профессиональный праздник всех работников леса, который отмечается в третье воскресенье сентября в Белоруссии, Киргизии, Российской Федерации и на Украине.

День го́рода — ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням.

День побе́ды над наци́змом во Второ́й мирово́й войне́ (укр. День перемоги над нацизмом у Другій світовій війні) — государственный праздник и выходной день на Украине, который отмечается 9 мая, начиная с 2016 года. Этот памятный день пришёл на смену советскому Дню Победы.

Де́нь ады́гов (черке́сов) (кабард.-черк. адыгэхэм (шэрджэсхэм) я махуэ) — 20 сентября — государственный праздник Кабардино-Балкарской республики. Отмечается ежегодно с 2014 года и является нерабочим днём в республике.

Прешернов день (словен. Prešernov dan) — государственный праздник в Словении, который отмечается 8 февраля, в годовщину со дня смерти великого словенского поэта Франце Прешерна 8 февраля 1849 г. Был введён в 1945 году на волне роста национального самосознания словенцев. В 1991 году объявлен нерабочим днём. 7 февраля, накануне праздника, проходит церемония вручения Премии имени Франце Прешерна за значительные достижения в области культуры и искусства.

День украи́нской пи́сьменности и языка́ (укр. День української писемності та мови) — праздник, ежегодно отмечающийся на Украине 9 ноября. Согласно православному календарю, в этот день чествуется память преподобного Нестора Летописца.

«Президентский день» (англ. Presidents’ Day, Washington’s Birthday — «День Президентов», «День рождения Вашингтона») — федеральный праздник США, который празднуется каждый третий понедельник февраля. Посвящён должности Президента Соединенных Штатов Америки. Традиционно праздник приурочен к дню рождения Джорджа Вашингтона.

День шахтёра — профессиональный праздник шахтёров, история которого началась во времена Советского Союза; после распада СССР по-прежнему отмечается в России, Белоруссии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Украине в последнее воскресенье августа.

Праздник цветов (азерб. Gül bayramı) — неофициальный ежегодный праздник, проводимый с 2000 года в столице Азербайджана, в городе Баку, в память о бывшем президенте страны, Гейдаре Алиеве. Праздник начинается 10 мая, в день рождения Гейдара Алиева и длится несколько дней. Традиционно в дни праздника в парке имени Гейдара Алиева перед Центральным банком Республики выставляются красочные композиции из завезённых в страну редких цветов.

День Неизвестного солдата — памятная дата в России, с 2014 года отмечаемая ежегодно 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.

День германского единства (нем. Tag der Deutschen Einheit) — с 1990 года национальный праздник Германии, отмечается в соответствии с Договором об объединении Германии 3 октября в день вхождения ГДР в состав ФРГ. Является нерабочим днём.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник алжира
  • Народные праздники калмыцкого народа
  • Название праздника день молодежи
  • Национальные праздники судана
  • Народные праздники кавказцев