Национальный праздник ительменов

Еще в XVIII веке исследователи отмечали особую культуру праздников у ительменов. К веселью представители этого народа подходят с размахом. К примеру, на пирах и праздниках они пили настой из мухомора или глотали сам высушенный гриб. Наступившее опьянение помогало как стать веселее меланхоликам, так и раскрепоститься скромникам.

Эльвель

Еще в XVIII веке исследователи отмечали особую культуру праздников у ительменов. К веселью представители этого народа подходят с размахом. К примеру, на пирах и праздниках они пили настой из мухомора или глотали сам высушенный гриб. Наступившее опьянение помогало как стать веселее меланхоликам, так и раскрепоститься скромникам.

Важнейший обрядовый праздник ительменов – “Алхалалалай”. В празднике в обрядовой форме воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы. Он завершает хозяйственный цикл года и призван отблагодарить природу за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы. Это праздник очищения, конца одного периода жизни и начала второго. Он длится несколько дней. Вершиной “Алхалалалая” становится обряд очищения, когда каждый из присутствующих должен пройти под связанным ветвями березы и бросить в костер пучок травы.

Сегодня ительмены по-прежнему празднуют “Алхалалалай”, на который съезжаются гости со всей Камчатки. Современные ительмены соревнуются в ловле и переработке рыбы, приготовлении национальных блюд. Особым конкурсом считаются танцы: плясать надо на полусогнутых ногах без перерыва (разрешается лишь три минуты отдыха в час). Современный зафиксированный рекорд был установлен в 2017 году и составляет 16 часов 50 минут. Помешать танцам не может даже плохая погода. И, конечно, проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня. К традициям предков здесь по-прежнему относятся серьезно.

Обряды

Конкурс гримас на празднике «Алхалалалай». Фото: Ольга Логвинец

В старину в число праздничных обрядов входило протаскивание березы через отверстие в крыше жилища. Находящиеся внутри старались дерево втащить, а те, кто стоял снаружи, крепко его держали и не давали это сделать. Это было своего рода соревнование двух команд, и, кто бы ни победил, все кончалось весельем. Через крышу современного дома в поселке ничего протащить нельзя, поэтому обряд с березой выглядит иначе. Две женщины держат в руках березовые ветви, соединенные верхушками. Каждый участник праздника должен пройти под этой аркой.

На празднике Алхалалалай традиционно проходит конкурс гримас. Это отголоски древних верований, что женщина, с помощью мимики может отпугнуть злых духов гамулов.

Интересный обычай описал у ительменов Г. Стеллер. Если какому-то человеку нравился другой человек, то он мог предложить ему свою дружбу, рассчитывая на то же самое с его стороны. Идея дружбы — оказывать друг другу помощь и поддержку. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, предварительно удалив свою семью. Хозяин готовил огромное количество еды и протапливал жилье с помощью раскаленных в очаге камней настолько сильно, что и гость и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. Гость ел, потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, от них поднимался пар и становилось еще жарче. Это было испытание, которое гость должен был выдержать, что удавалось не всем. И тогда хозяин отбирал у гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых тот приехал. Потом открывал дверь своего жилища, давал ему возможность прийти в себя и дарил в обмен старую, поношенную одежду, плохих, слабосильных собак и разбитые нарты. Это было испытание нового друга, проверка его на жадность. Многое зависело от того, как новый друг поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время гость и хозяин менялись ролями: тот, кто был хозяином, шел в гости к тому, кто был гостем. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и безотказно помогали друг другу. Так дружили ительмены триста лет назад.

Ительмены – народ, который многие исследователи называют «индейцами Камчатки». В далёкой древности североамериканские аборигены и жители Севера Евразии действительно имели общего предка, а сегодня традиции ительменов очень близки индейским обычаям. Культура этого народа позволяет погрузиться в поистине уникальный самобытный мир, где особое место занимают вера в духов, поклонение предкам и почитание великого Ворона Кутха, прародителя племён Камчатки.

Ительмены в большинстве своём являются христианами (по официальным данным), но и сегодня древние ритуалы, анимизм и тотемизм ярко отражаются на их культуре. Этот народ умеет хранить наследие, полученное от предков. И хотя ительмены – этнос малочисленный (их насчитывается чуть больше трёх тысяч человек), они доказали, что главная ценность нации – её традиции. Чем же интересны ительменские обычаи и ритуалы?

«Индейцы» на Камчатке

При знакомстве с ительменами невольно удивляешься, насколько их обычаи не похожи на привычные нам принципы. Представители этого народа не спешат спасать утопающих – они верят, что нельзя вмешиваться в дела духов воды. Более того, в их поверьях боится утонуть даже великий прародитель, Ворон Кутх. Считается, что духи гор или рек не могут обходиться без пищи, а потому периодически забирают людей и животных.

Как показывают исследования учёных, у ительменов действительно немало общего с индейцами Северной Америки. Особенно сходство заметно в культуре этих народов. Если верить распространённому предположению историков. в далёком прошлом существовал единый народ, часть которого осталась на территории Камчатки, а часть перешла по некогда существовавшему перешейку (или льдам) на земли Северной Америки. Несмотря на разделение, очевидное родство у этносов соранялось на протяжении многих веков.

Ительмены - «индейцы» Камчатки / photar.ru

Ительмены – «индейцы» Камчатки / photar.ru

Удивительный Ворон

Немало сведений об ительменах и их обычаях предоставляли русские путешественники, занимавшиеся освоением Камчатки. Конечно, людей удивляли традиции и даже внешний вид местных жителей. В их понимании Земля была плоской, а с другой стороны всё происходило наоборот. Если на камчатских землях царила зима, то с «изнанки» разгоралось солнечное лето.

Своим прародителем, как я уже заметила, ительмены считают Ворона Кутха. Согласно древним легендам, на заре времён он прибыл в мир, поднял со дна океана землю, на которой создал горы и вулканы, тёплые гейзеры и источники пресной воды. Благодаря Кутху появились и люди, которых добрый Ворон научил строить дома – так человек сумел защититься от холода и продолжительных зимних морозов.

Великий Ворон Кутх / © Alice Fandee / behance.net

Великий Ворон Кутх / © Alice Fandee / behance.net

Кстати, хочу сказать, что Кутх – наверное, самое необычное божество в мире. Каким вы представляете прародителя народов? Конечно, грозным и величественным. Но Кутх вовсе не такой. Этот Ворон часто попадает в переделки. Во многих сказаниях он безуспешно пытается перехитрить своих врагов, но ничего не удаётся. Неслучайно Ворона Кутха называют самым забавным богом среди прочих небожителей народов мира.

Семейный уклад

До наших дней дошли многие семейные традиции ительменов. Сразу хочу заметить, что у этого народа существует весьма чёткое разделение на «мужское» и «женское». Однако это вовсе не означает, что мужчина не может заниматься уборкой или приготовлением пищи.

Напротив, такая деятельность приветствуется. Издавна считалось, что абсолютно мужским занятием является рыбная ловля или охота на морского зверя. А вот, что интересно, шаманами у ительменов могли становиться лишь женщины. На мой взгляд, в этих особенностях и аспектах древних обычаев присутствуют черты матриархата.

Ительмен в кухлянке, 1911 год / © Владимир Ильич Иохельсон Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Ительмен в кухлянке, 1911 год / © Владимир Ильич Иохельсон
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Главный праздник

Важнейшим обрядовым праздником ительменов был Алхалалалай. Этот день был связан с ритуалами очищения и сменой одного жизненного цикла на другой. К началу празднества уже завершались хозяйственные работы, люди могли позволить себе немного отдохнуть перед началом новых трудов. Интересно, что Алхалалалай, как гласят поверья, мог подарить очищение любому человеку. Для этого необходимо было пройти под связанными ветвями берёзы, а после бросить в пламя костра пучок травы.

Что интересно, праздник Алхалалалай сохранился до наших времён. Сегодня на это ительменское торжество приезжают гости со всей Камчатки и, конечно, из самых разных уголков мира. В этот день здесь можно увидеть соревнования по ловле и переработке рыбы (а также отведать вкусные рыбные блюда), принять участие во всевозможных конкурсах.

Самые стойкие местные жители любят продемонстрировать свою выносливость в ритуальных танцах. Такая хореография предусматривает непрерывное движение на полусогнутых ногах. В качестве передышки можно использовать лишь три минуты в час. А теперь представьте: самые стойкие танцоры исполняют своё действо на протяжении нескольких суток. Примечательно, что даже ухудшение погоды не может повлиять на танец. Уж если решил танцевать – то надо выдержать до победного финала.

Если же вам захочется пройти древнейший обряд очищения – смело отправляйтесь на Камчатку на Алхалалалай. И в наше время ительмены связывают ветви, бросают в огонь пучки травы, чтобы задобрить духов. Как видите, традиции предков здесь по-прежнему живы.

Важнейший обрядовый праздник ительменов - Алхалалалай / agtur.kamgov.ru

Важнейший обрядовый праздник ительменов – Алхалалалай / agtur.kamgov.ru

Путешественники, побывавшие на землях ительменов, часто говорят, что возникает ощущение, будто перемещаешься в иной мир. Это действительно так – традиции ительменов настолько своеобразны и самобытны, что и вовсе напоминают несколько изменённую реальность. Нам же остаётся лишь восхититься преданностью этого народа культуре своих предков.

На обложке: Обрядовый праздник Алхалалалай / npaproject.kamgov.ru



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Национальные праздники коренных народов Камчатки»Аврамко Наталья Владимиро...

    3 слайд

    «Национальные праздники коренных народов Камчатки»

    Аврамко Наталья Владимировна

  • Результаты опроса по теме «Национальные праздники коренных народов Камчатки»...

    6 слайд

    Результаты опроса по теме
    «Национальные праздники коренных народов Камчатки».
    Опрос проведен в январе 2019 года. В опросе участвовало 85 человек, трех возрастных групп: 10-15 лет – 20 человек; 16-18 лет – 65 человек;
    Результаты опроса показали:
    Вопрос №1. Интересна ли Вам история родного края?

  • Вопрос №2. 
Знаете ли Вы, 
какие коренные народы
 Севера проживают 
на Камчат...

    7 слайд

    Вопрос №2.
    Знаете ли Вы,
    какие коренные народы
    Севера проживают
    на Камчатки?

    Вопрос №3.
    Какие национальные
    праздники коренных
    народов Камчатки
    Вам известны?

  • Вопрос №4.
Какие национальные обряды коренных народов Камчатки, проводимые в...

    8 слайд

    Вопрос №4.
    Какие национальные обряды коренных народов Камчатки, проводимые в дни национальных праздников, Вы знаете?
    Вопрос №5.
    Знакомы ли Вам национальные блюда коренных народов Камчатки, какие?

  • Анкетирование показало:Большая часть респондентов  заинтересована в изучении...

    9 слайд

    Анкетирование показало:

    Большая часть респондентов заинтересована в изучении истории родного края (85% — 10-15 лет, 55% — 16-18 лет)
    Большинство опрошенных отнесли к коренному населению Камчатки коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Незначительный процент опрошенных 16-18 лет назвали алеутов.
    Все возрастные категории респондентов назвали национальный праздник «Алхалалай».
    Возрастные категории 16-18 лет назвали праздник «Хололо». Но нужно
    отметить, что большая часть опрошенных не дали ответа на вопрос .
    Четвертый вопрос анкетирования вызвал затруднение у всех категорий опрошенных. Никто не смог назвать национальные обряды, которые проводятся во время праздников коренных народов.
    На вопрос о национальных блюдах коренных народов Камчатки большая часть опрошенных не дали ответа

     Таким образом, проведенный опрос показал ограниченность знаний школьников о национальных традициях коренных народов Камчатки, но вместе с этим и их заинтересованность в изучении истории родного края.

  • «ХОЛОЛО»- это корякский день благодарения,  проводимый поздней осенью.  Коряк...

    10 слайд

    «ХОЛОЛО»
    — это корякский день благодарения, проводимый поздней осенью. Коряки благодарят природу и богов за пойманную рыбу, за добытого зверя, за собранные грибы и ягоды — за то, с чем можно пережить долгую и холодную зиму. Этот праздник называют и Днем морского зверя — нерпы.
    Обряд.
    Один из самых зрелищных – обряд «талытал», в котором используется длинный ремень из нерпичьей шкуры со вставленным посередине деревянным колышком, образующим при сильном натяжении «вертушку». Когда корякские богатыри тянут этот прочный ремень, «вертушка» при вращении издает специфический резкий звук, похожий на завывание ветра. Главная задача мужчин – порвать этот длинный ремень.
    Национальное блюдо
    Толкуша – первое блюдо на праздничном столе коряков. В нее идут разные травы, коренья, сушеная икра или рыба, приправленная нерпичьим жиром, ягоды (шикша).

  • «АЛХАЛАЛАЛАЙ» - ительменский  праздник  проводится в течение месяца (в октябр...

    11 слайд

    «АЛХАЛАЛАЛАЙ»
    — ительменский праздник проводится в течение месяца (в октябре), ительмены благодарят природу за дарованный урожай, приносят дары божеству рыбы Хантаю.
    Обряд.
    Начинается праздник с обряда очищения – под удары бубнов все, кто собрался на торжество, проходят под аркой, сплетенной из березовых ветвей. В центре
    поляны вкопан жертвенный столб — изображение божеству рыбы Хантая. Получив подношения, он будет охранять участников праздника и принесет им удачу в рыбалке и охоте. Затем девочки и женщины состязаются в искусстве приготовления пищи и ведения домашнего хозяйства, мальчики и мужчины — в силе и ловкости.
    Национальное блюдо
    «Ительменский хлеб» из иван-чая и лососевой
    икры. Запеченная рыба «чуприк»

  • «НУРГЭНЭК»-эвенский праздник  считается днем рождения нового солнца и началом...

    12 слайд

    «НУРГЭНЭК»
    -эвенский праздник считается днем рождения нового солнца и началом нового года. Он проводится 21-22 июня в день солнцестояния. Эвены верят, что в этот день открываются двери между мирами, это дает возможность донести до высших сил свои просьбы.
    Обряд
    В полночь начинается ритуал встречи Нового года. Возле священных
    деревьев разжигают два ритуальных костра и подкладывают в огонь веточки можжевельника, дым которого очищает от скверны. Перешагивая через первый ритуальный костер, прощаются со старым годом, оставляют в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, переходят к рождающемуся Новому году.
    Национальное блюдо
    Уха из первой рыбы, шурпа из оленины.

  • «Кильвэй» 



- праздник у чукчей, проводится в первой половине мая во многих...

    13 слайд

    «Кильвэй»

    — праздник у чукчей, проводится в первой половине мая во многих оленеводческих поселках. Он связан с рождением первых телят, которое начинается в конце апреля.
    Обряд
    Составной частью этого праздника является обряд Благодарения (Мнэгыргын): хозяйка разжигает костер,
    сын хозяина подходит к фигуркам оленей из зелени и жира, расставленным на деревянных блюдах и наносит ножичком удар, символизирующим убой оленей для праздника.
    Национальное блюдо
    «Килык’ил» — толкуша зрыбы с шикшей
    «Кив’лопан’a» суп из крови оленя.
    «Пен’чан» – жареная мука на оленьем жире.

  • « Праздник Кита и Танцев»- алеутский праздник Кита и танцев «Когда кит сядет...

    14 слайд

    « Праздник Кита и Танцев»
    — алеутский праздник Кита и танцев «Когда кит сядет на мель или море выбросит его на берег, все население стекается с великой радостью к сей громадине, совершая идолослужение и волшебные обряды».
    Обряд
    Праздник начинается с «шутовской лестницы», по которой под звуки бубнов и крики хозяев спускались все приглашенные гости, потом начинаются пляски по биение бубна.
    Национальное блюдо
    «Соленые ласты» — ласты нерпы, котика.
    Квас из Тукалов – это напиток, который
    делается из стеблей борщевика
    шерстистого.

  • Наш продукт«Национальные праздники коренных народов Камчатки»Мультимедийная п...

    15 слайд

    Наш продукт
    «Национальные праздники коренных народов Камчатки»
    Мультимедийная презентация

  • Наши выводыКамчатка –загадочный уголок России и мира.
Самобытные традиции кор...

    16 слайд

    Наши выводы
    Камчатка –загадочный уголок России и мира.
    Самобытные традиции коренных народов составляют ее неповторимый национальный колорит.
    Все национальные праздники — своеобразны и уникальны, вместе они создают единую неповторимую культуру коренных народов Камчатки.
    Только бережное отношение к культурному наследию, традициям, обычаям коренного населения Камчатки сохранить её историю для будущих поколений

  • Захватила нас стихия-
С целью справились своей
И способности развили-
Стали...

    17 слайд

    Захватила нас стихия-
    С целью справились своей
    И способности развили-
    Стали в знаниях сильней!
    Наши выводы на слайдах
    Вы увидели теперь…
    Главный вывод, Что Камчатка
    — Уникальный край Земли!
    Молодое поколенье
    Должно бережно хранить
    Все традиции народов
    Всю историю страны!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 405 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 17.05.2021
  • 199
  • 2
  • 17.05.2021
  • 443
  • 0
  • 17.05.2021
  • 1711
  • 109
  • 17.05.2021
  • 971
  • 54
  • 17.05.2021
  • 282
  • 6
  • 17.05.2021
  • 188
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 17.05.2021
  • 1677
  • 62
  • 17.05.2021
  • 299
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Русские — многонациональный народ с невообразимой культурой и традициями. Удивительно, почти в каждом уголке нашей страны есть своя особенность традиций, которые берегут и сохраняют местные жители. Я живу в отдаленном ,но удивительном Камчатском крае. Почему удивительный и в чем его особенность я и расскажу в этом эссе.

Камчатка привлекает к себе туристов со всего мира красотой природы: Долина Гейзеров, Ключевская сопка, Авачинская бухта, Толбачик, Вилючинский водопад, Ходуткинские источники, Курильское озеро, Три брата, Голубые озера и это самая малость красот. Самые красивые и не обычные фото, экстрим, покорение вулканов, единство с природой — все это делает мой край особенным.

В камчатском крае проживают малочисленные народы севера, которые окунают туристов в свои необычные традиции, обряды, праздники. К коренным народам относятся: чукчи, алеуты, коряки, ительмены. Народы обожествляли животных и с уважением относились к природе.

«Алхалалалай» — это праздник, когда ительмены благодарят природу и просят прощение за вред нанесенный человеком. В современном мире на праздник приглашают всех желающих посмотреть на обряды ,конкурсы, в которых может участвовать каждый и конечно накормят свежей и вкусной ухой. Немаловажный праздник «Первой рыбы». Его празднуют для того, чтобы привлечь рыбу. Проводятся обряды над первой выловленной рыбой для удачной ловли и добычи в новом сезоне.

Сохранились легенды о создании жизни и мира . Ительмены считали, что ворон Кутх создал Камчатку: создал горы и своим дыханием превратил их в вулканы, добыл свет, сотворил реки полные рыбы и дал жизнь. Саму землю он создал из своего сына. Людей создал из стручка и обучил ремеслу. Животных он сотворил из глины. По одной из легенд Кутх превратился в человека и создал себе жену . Вместе они обучали всему людей. Научив их они ушли в новые земли, чтобы других учить. Сейчас мастера создают образ Кутха из дерева или кости.

У ительменов была интересная традиция. Если ты хотел с кем-то подружиться, ты должен позвать человека в гости. Нужно приготовить много еды и протопить дом с помощью раскаленных камней максимально сильно. Гость ест, потеет, а ты должен ледяной водой обливать горячие камни и из-за этого появляется пар и становиться еще жарче. Гость должен вытерпеть испытание , ты забираешь все с чем к тебе пришли : одежду, нарды и собак. В обмен гостю отдается старое и испорченное. Это нужно, чтобы убедиться в щедрости гостя. Если гость принял приглашение и прошел все испытания, то уже он завет тебя к себе в гости для такой же проверки. После ительмены становились крепкими друзьями на всю жизнь.

На Камчатке есть необычный абориген, который заставляет иностранцев улыбаться. С его созданием связана легенда. Жил старый мастер с сиротой и делали они фигурки духов, но считалось правильным делать их с печальным или злым выражением лица. Когда мастер ушел из дома, сирота сделал маленького человечка с пузиком и улыбкой на лице. Старик вернулся и увидел, что наделал его ученик и сразу выгнал того из юрты. Когда о необычной фигурке узнали остальные жители, то за такое неуважение они ждали кару духов. Однако кары всё не было, а охота и рыбалка были удачнее и лучше, чем раньше. Старейшины заметили как люди стали веселее и дружелюбнее. Тогда все и поняли , что сирота сделал оберег. Мальчика вернули обратно, а свое творение он назвал Пеликен. В наше время всё еще верят, что Пеликен в доме к счастью, удачи, радости и богатству. А если вы о чем-то мечтаете, то можно загадать желание и погладить пузико Пеликена.

Сохранение традиций, обычаев и даже маленьких ремесел- отображает ценность культуры нашей страны. Новое поколение часто не замечает красоту и уникальность мест, где живет, не интересуется историей своего народа и не развивает традиции. Поэтому уникальность края пропадает и традиции исчезают из памяти . Я хочу сохранить историю своего края для наших предков, потому что я отношусь к малочисленным народам Камчатки – ительменам и принимаю активное участие во всех традиционных праздниках.

Ительмены являются удивительной народностью, которая скрывает много уникальных тайн и особенностей. Их предки умели жить под землей и над нею, поклонялись духам, но отпускали шутки в адрес великого создателя. Ительмены любят петь, танцевать и неординарно завязывают дружбу.

Считается, что название «ительмен» переводится на русский язык как «живущий здесь», «сущий», «местный житель». Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. В конце XVII века этот народ освоил почти всю территорию полуострова, а его численность составляла 12—13 тысяч человек. Сегодня общая численность ительменов значительно меньше, поэтому сохранение культуры и традиций этого народа является весьма важным делом в наши дни.

Жизнь на севере научила ительменов быть изобретательными и вносить разнообразие в будни. И это прослеживается во всем: от национальной кухни до обычаев и праздников.

Главным промыслом ительменов было рыболовство. Неудивительно, что основой национальной кухни служила рыба: ее коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскаленных камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.

ЖИЗНЬ НАУЧИЛА ИТЕЛЬМЕНОВ БЫТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМИ

Главной пищей ительменов всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Таким же образом поступали с икрой, которую употребляли тоже в сушеном виде. Любили ительмены и клубни дикой лилии (сараны). Луковицы цветка толкли, смешивали с ягодами, а потом из получившейся муки делали лепешки. На праздники ительмены готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски «сылк-сылк») из измельченной рыбы и ягод с добавлением растопленного жира нерпы.

В хозяйстве широко использовались деревянная, берестяная посуда и утварь из травы. Пищу готовили в деревянных корытах, заливали рыбу или мясо водой и варили при помощи раскаленных камней. Из травы плели корзины, циновки и накидки, а для ловли рыбы использовали сети из волокон крапивы. По заснеженной тундре ительмены передвигались на собачьих упряжках, а по рекам — на долбленых лодках.

Одежду ительменские женщины шили из шкур оленей, соболей и лисиц. В качестве иголок они использовали собольи кости, а нитки сучили из крапивы или оленьего волоса. Зимняя одежда, как мужская, так и женская, шилась мехом и внутрь, и наружу и представляла собой длинные шубы с капюшоном. Также мужчины и женщины носили штаны: зимой мехом внутрь, а летом — замшевые. В теплое время года ительмены часто донашивали старую зимнюю одежду, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. В помещении ительмены предпочитали носить одежду из тонких шкур: женщины надевали домашний комбинезон особого покроя, а мужчины — кожаную набедренную повязку.

ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ САМОДЕЛЬНЫЕ ЛЫЖИ И СНЕГОСТУПЫ

Ительмены жили большими семьями, а их поселения располагались вблизи рыбных рек и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимние дома представляли собой большие полуземлянки с бревенчатыми стенами и плоскими крышами. Сверху дома присыпали травой и землей так, что снаружи жилища были похожи на небольшие круглые холмики. В каждом доме в центре потолка оставляли отверстие, которое одновременно служило и окном, и дымоходом, и дверью для мужчин — они спускались в жилье по бревну с перекладинами. Для женщин и детей сооружался наземный лаз сбоку дома, который назывался «жупан». В таких домах ительмены зимовали целыми родами, до 40—50 человек.
Летние жилища — свайные балаганы — строились на столбах и приподнимались над землей на 4—5 метров.

ТЕКСТ ХОДИЛЫ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫЛ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Внешне из-за пирамидной формы крыш издали балаганы напоминали башни. Наверх, в жилище, вела узкая лесенка. Внизу, под домом, ительмены вывешивали рыбу для сушки. Позднее балаганы стали использоваться в качестве хозяйственных построек.

Любое дело ительменов сопровождалось песнопением. Песни — хóдилы — в основном сочиняли женщины, когда занимались собирательством или во время прогулки по берегу моря. Текст хóдилы чаще всего был импровизационным. В своих песнях ительмены допускали также легкое подтруднивание как над гостями своего жилища, так и над своими богами — традиционными верованиями ительменов были тотемизм, анимизм и фетишизм.

Сегодня официальной религией этого народа считается христианство, однако до второй половины прошлого столетия ительмены считали прародителем своего народа Ворона по имени Кутха или Кутга. Некоторые исследователи полагали, что он олицетворял холод, а его имя происходит от монгольского «кут» — «мороз». Кутха был женат на женщине по имени Хахи, которая отличалась необыкновенным умом и красотой. Как гласят легенды, много веков назад Кутха с женой жили около крупных северных рек и создали землю, где расселили своих потомков — ительменов.

Они также считали, что земля плоская и с так называемой «изнанкой» — подземным небом, где времена года шли наоборот: если у ительменов наступала зима, то под землей начиналась летняя пора. Ительмены были убеждены, что все живые существа, вплоть до букашки, воскресают после смерти и продолжают жить под землей. При этом жизнь в преисподней была гораздо веселее и приятнее, чем на земле: там меньше бурь, дождей и снега, всего есть вдоволь и население чрезвычайно многочисленно.

Ительмены верили, что каждый предмет или природное явление наделены духами и собственной жизнью. Они с почтением относились ко всему, что, по их мнению, могло принести им большое счастье или причинить большой вред. Также у ительменов существовали идолы, которые жили с ними на одной территории и защищали их. Например, во время постройки дома напротив очага в землю обязательно вбивался кол, который олицетворял домашнего бога Асусунагча. К этому колу ительмены привязывали растущую в местных краях траву эхей, иногда намазывали кол жиром и верили, что за это домашний божок дарует им удачу на промысле.

У ительменов существовал интересный обычай, связанный с гостеприимством и дружбой. К дружбе этот народ относился очень серьезно: когда ительмен предлагал человеку дружбу, он рассчитывал на взаимную помощь и поддержку в будущем. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, а перед приходом гостя жарко натапливал жилье и готовил большое количество еды. При этом в доме становилось настолько жарко от раскаленных в очаге камней, что и гость, и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. И пока он ел и потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, чтобы в доме становилось еще жарче. Кандидат в друзья должен был выдержать, съев все угощения и вытерпев жар, но удавалось это не всем. И тогда хозяин отбирал у побежденного гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых он приехал. В свою очередь тот от хозяина получал поношенную одежду, слабых собак и разбитые нарты.

ИТЕЛЬМЕНЫ ПРОВЕРЯЛИ ДРУЗЕЙ НА ПРОЧНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЖАРА

Этот жест являлся неким испытанием нового друга, проверкой его на жадность. Многое зависело от того, как гость поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время аналогичный ритуал повторялся уже в доме гостя: на этот раз испытаниям подвергался тот, кто был хозяином. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и всегда помогали друг другу.

Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и в наши дни. «Алхалалалай» означает завершение хозяйственных работ, заготовки рыбы, полезных растений и ягод на суровую зиму. Этот праздник очищения длится несколько дней, и во время него ительмены благодарят природу за ее дары и просят о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью: охотой, рыбалкой и собирательством.

Раньше праздник начинался с обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, держа в руках пучки травы тоншич и приговаривая «Алхалалалай». После этого ительмены заменяли лестницу в зимнем жилище необработанным березовым стволом, который по традиции проносили в дом через дымовое отверстие в крыше. Далее из дома выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках, и также чистили. Обряд очищения заканчивался прохождением всех жильцов дома через кольцо из березовых веток и бросанием в костер пучков травы.

СЕГОДНЯ АЛХАЛАЛАЛАЙ ВХОДИТ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ

Сегодня обрядовый праздник «Алхалалалай» входит в сформированный Министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов. Современные ительмены отмечают торжество с большим размахом: во время праздника проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд. Особым конкурсом считается танцевальный марафон, в котором участвуют все желающие. Суть танца — плясать на полусогнутых ногах без перерыва на протяжении нескольких часов. Помешать танцам не может даже плохая погода. И конечно, во время праздника проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня.

Фото на странице: Виктор Гуменюк, tourister.ru, издательство «Кириллика»

Ительмены — древнейший северный народ, предки которого поселились в Камчатском регионе 15 000 лет назад. Гены, мифология и обряды объединяют их с североамериканскими индейцами. Бытовые и семейные привычки шокируют, составляя самобытную ительменскую культуру.

Название

Ительмены — искаженное, адаптированное для русского звучания самоназвание народа итәмән, или итэнмэн. Переводы имеют похожее значение с разными оттенками: «тот, кто существует», «живущий здесь», «сущий». В XIX столетии этноним был зарегистрирован лишь у части народа, живущей на северо-западе региона. Ощущая единство, между собой ительмены называли себя именем рода, общности или местности: кшаагжи, кыхчерен, чупагжу, бурин, лингурин, кулес. Русские колонизаторы называли все народности региона камчадалами.

Где живут, численность

В XVIII столетии, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000, нынешние исследователи считают — нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сотню лет их стало на 30% меньше из-за завезенных иностранцами болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2010 года, число ительменов в России составляет 3093 человека. Больше всего проживает в Камчатском крае — 2296 человек, Магаданской области — 643 человека. Незначительное число представителей народности зарегистрировано в Чукотском и Корякском АО.

Язык

Ительменский язык входит в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три схожих диалекта. На протяжении истории существовал в устной форме: серьезные попытки создать письменность стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Сегодня изучается в национальных школах, на нем издаются газеты, вещает местное радио. По данным переписи, языком владеет 18% представителей народности, большинство старшего поколения.

История

Территория нынешнего проживания ительменов начала заселяться еще 15 тысяч лет назад: по землям проходили, частично оседая, древние племена островов северной части Тихого океана, Дальнего Востока, Сибири. Ительмены — древнейшее коренное население региона, образовавшееся путем смешения древних народов с эскимосами, алеутами, айнами.
В XVIII веке территории были колонизированы русскими, порядок в ительменских селениях устанавливали казаки. В 1720-1740 года происходит повсеместная христианизация народа, воспринимавшаяся неохотно. С приходом советской власти регион стал активно заселяться русскими, коренное население вытеснили на север, ассимилировали.

Внешность

Антропологи относят ительменов к арктической малой расе, принадлежащей к типу северных монголоидов. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов. Визиты ительменов к оставшимся представителям племен подтвердили наличие схожих элементов в культуре, обрядах, мифологии.

Путешественники XVIII-XX веков отмечали непрезентабельную, отталкивающую, внешность ительменов. Они никогда не мылись, не стригли ногти, не расчесывали волосы, не чистили зубы, постоянно контактировали с рыбой, что сказывалось на их аромате и внешнем виде.
Среди определяющих черт внешности отмечали:

  • низкий рост;
  • темную пигментацию кожи;
  • менее выраженные, чем у соседей, монголоидные черты;
  • слабый рост бороды и растительности на теле;
  • косолапость;
  • большой рот с пухлыми выступающими губами;
  • неуклюжесть;
  • бегающие глаза;
  • выступающие скулы;
  • цепкие и тонкие руки.

Ительмены отличались выносливостью, могли без одышки долгое время бегать, выполнять тяжелую работу. Несмотря на антисанитарию, отличались богатырским здоровьем и долголетием: средний возраст составлял 60-75 лет.

Одежда

Зимняя одежда обоих полов одинакова: двухслойные оленьи шубы до колен или до пят, мехом внутрь и наружу. Наружный слой красили в коричневый цвет корой ольхи. Из оленьей шкуры делали штаны, обувь и меховые чулки. Летом в качестве материала применяли шкуры ластоногих. Домашней одеждой мужчин служила набедренная повязка, женщины надевали комбинезоны. В холода голову покрывали меховыми капюшонами, капорами, летом шапочками из перьев, бересты.

Семейный уклад

К приходу русских на Камчатку среди ительменов главенствующую роль играл мужчина, однако значительное место занимали пережитки матриархата. Женщин не обижали, всячески почитали, исполняли любые прихоти.
Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты. Мужчина переселялся в юрту приглянувшейся девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. Иногда «служба» затягивалась на несколько лет, причем согласия невесты на женитьбу не означала. Парадокс: во время совместного проживания при «отработке» потенциальные муж и жена предавались плотским утехам.

Препятствием к женитьбе выступал и свадебный обряд. Когда мужчина решал, что послужил уже достаточно и завоевал симпатии невесты, он предлагал провести обряд «Хватай». Выбранной девушке плотно связывали веревками ноги, опутывали ее сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха — распутать оковы и прикоснуться к ее лону.
Задача осложнялась собравшимися вокруг невесты родственницами женского пола, препятствовавшими совершению обряда. Они били, кусали, царапали мужчину не в шуточной форме, а в полную силу. Часто обряд заканчивался серьезными травмами: тогда после залечивания ран ритуал повторялся. Если цель достигнута, невеста произносила «ни-ни»: после брак считался заключенным.
Невинность в мире ительменов не относилась к числу добродетелей, нравы в общинах стояли свободные. Разрешались браки внутри рода между кузенами, активно практиковался левират и полигамия. Единственное препятствие к многоженству — обычай сватовства, поэтому ительмены предпочитали заводить легкие, не обязывающие ни к чему отношения. Разрешалось это мужчинам и женщинам.
Если ительмен решался завести вторую жену, он просил разрешения у первой. Если дамы нравились друг другу, начинали жить вместе большой семьей. В противном случае, муж постоянно переходил из одной юрты в другую. Отказывать мужчине не решались: мог уйти насовсем, развод не считался постыдным.

Жилище

Ительмены селились родовыми общинами от 15 до 100 человек, называвшимися остожки. Во главе общины стоял старейшина, в его жилище проходили общие собрания, обсуждались важные вопросы. Социального неравенства у народности не было: роль старейшины ограничивалась большим вниманием к его советам.

Зимой родовая община жила в одном общем доме: полуземлянке, выкопанной вглубь на 1,5 метра, огороженной небольшим округлым навесом с крышей, покрытой дерном, снегом. Его называли юртой, вдоль боковых стен размещались спальные места: нары, положенные на землю циновки. В дальнем углу размещали деревянного идола, хранителя рода.
В центре разводили очаг, дым выходил в окошко верхней боковой части: через него же спускались в жилище мужчины. Для женщин и детей строили боковой лаз: сквозь него пробираться внутрь удобнее.
Летом селились в шалашах, обустроенных на четырех шестах высотой до 4 м. Четырехугольные шалаши имели крышу конической формы. Издалека поселения ительменов выглядели как города с башнями. Пришедшие казаки толковали причудливую форму по-своему, называя жилища балаганами. Между шестами свободно гулял ветер: место использовали для сушения, вяления рыбы. Рядом возводили простые наземные постройки для чистки рыбы.

Жизнь

Основное занятие ительменов — речная рыбная ловля лососевых пород. Промысел занимал длительный период с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами, ставили ловушки. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу, сплетенную из лососевой икры первого улова с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом новом рыболовном сезоне.

Морской промысел развит слабо: ловили мойву, корюшку, зимой навагу. Но морскому богу Митгу, хозяину моря, молились усердно. Ительмены считали, что благожелательное к ним настроение божества даст богатый рыбный улов. Охотились на ластоногих: тюленей, морских котиков. Стрелами с ядовитыми наконечниками убивали китов. В пищу использовали мясо и жир, шкуры шли на изготовление обуви, из костей и бивней делали клинки, наконечники для стрел, иглы.
Зимой охотились на суше, добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей. До контактов с русскими колонизаторами пушной мех не имел высокой ценности: использовался для пошива одежды, ритуальных обрядов. Из шкур оленей шили теплые шубы, штаны, зимнюю обувь, использовали для покрытия нарт, лыж. Медведь считался священным животным: после убийства проводили медвежий праздник, традиционный для северных народов, приносили хозяину леса дары. Охотились с собаками, их любили больше других животных: хорошо кормили, тренировали, использовали в качестве ездовых.

Религия

Религиозные верования ительменов разнообразны: анимизм, шаманизм, фетишизм, тотемизм. Народ верил: земля плоская, в нижней части находится «подземное небо», где время года противоположное ительменскому. Единого бога не существовало, мир населяло множество духов:

  1. хозяев
  2. покровителей
  3. помощников
  4. спутников
  5. вредителей

Главный герой мифов — Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев. Забавно, но ительмены его не почитали: сочиняли нелепые и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых — ящериц. Чтобы они не передали владыке вести о жизни народа, встречавшихся ящериц разрубали на мелкие куски.

Ительмены верили: живые существа, от человека до мухи, после смерти возрождаются в подземном мире, где начинают жить лучше. Смерть не страшила: при малейшем недовольстве реальностью ительмены с легкостью шли на самоубийство. После пришествия казаков, сильно осложнивших быт, начались массовые самоубийства. Отличавшийся сообразительностью народ подметил, что казаки после смерти, по их рассказам, попадают на небо. А значит, в подземном мире докучать возродившимся северным жителям не будут.

Традиции

Большую роль для ительменов играла дружба: традиция посвящения в лучшие друзья необыкновенно причудливая. Выбранный кандидат приезжал в гости к будущему другу, готовящему к визиту роскошный пир и жарко топившему чум. Оба заходили в жилище, раздевались догола, кандидат начинал трапезу, хозяин подливал воду на раскаленные камни, как в бане.
Когда гость начинал просить о пощаде, у него забирали привезенные вещи, одежду, собак. Взамен давали обноски и больных животных. Через некоторое время менялись ролями: после ответного визита дружба считалась скрепленной навеки.

Еда

Основу рациона ительменов составляла рыба лососевых пород. Национальное блюдо — юкола: разделанный на 6 частей высушенный лосось. Икру сушили с корой деревьев, ей и юколой питались всю зиму. Шокирующее современного человека блюдо, слывшее любимым деликатесом ительменов — заквашенные в специальных ямах или бочках рыбьи головы. Когда они достигали явного душка, их промывали и ели с особым удовольствием.

В отличие от других народов Камчатки, ительмены подвергали рыбу термической обработке. Поскольку металлических котлов не знали, придумали хитроумный способ: в деревянные емкости с водой бросали раскаленные на огне камни. Реже рыбу запекали на огне, коптили. Солить начали лишь с приходом русских: трудность доставки соли не благоприятствовала этому способу заготовки.
Ительменские женщины занимались собирательством грибов, кореньев, трав, кедровых орехов, ягод. Хлеб заменяли луковицами сараны, истолченными с голубикой: иностранцы отмечали приятный вкус этого блюда.

Видео

Продолжается цикл лекций в рамках презентаций нематериального культурного наследия национальных культур народов России «Наследие Этно-миров» (#ЭтноНаследие) в рамках Года культурного наследия народов России.

10 августа на онлайн-площадке состоялась лекция «Ительменский обрядовый праздник «Алхалалалай». Экспертами выступили заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия (НКН) Мария Беляева и ведущий методист отдела сохранения НКН Камчатского края, председатель Общественной организации молодежи коренных малочисленных народов Севера в Камчатском крае «Дружба северян» Галина Кравченко. Заявленная тема вызвала живой интерес и привлекла к участию более 50 слушателей из 24 регионов России.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

В своем приветственном слове заведующий отделом Центра культуры народов России Сергей Кулибаба поздравил всех с праздником и напомнил, что с 14-18 сентября состоится фестиваль «Вместе мы – Россия» — событийный проект, который соединит всю страну от востока до запада, от Калининграда до Камчатки и завершится участием в празднике «Алхалалалай».

Впервые упоминание об этом торжестве было размешено в фундаментальном этнографическом произведении С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». По итогам проведенной в 1738-40 гг. экспедиции, известный русский учёный с особенной тщательностью рассказал о камчатских народах с их традиционной культурой, ритуалами и обрядами. Также огромную роль в сохранении «Алхалалалай» сыграло одноимённое произведение немецкого путешественника и учёного-естествоиспытателя Г.В. Стеллера.

Спустя столетия эти описания пригодились современным ительменам при возрождении обряда в 1988 году. У истоков реконструкции стояли представители интеллигенции, среди которых основатель ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» Т.Е. Гуторова, Заслуженный работник культуры РФ Б.А. Жирков, президент совета ительменов Камчатки «Тхсаном» О.Н. Запороцкий.

Ительменами себя назвали северные и южные камчадалы. Это слово происходит от глагола ителахса – «живу» и в переводе на русский язык означает «житель». Ительмены различают своих сородичей по названиям рек и мест, где они проживают. Это календарный обряд комплексного характера, посвященный окончанию сезонных работ хозяйственного цикла (вылов рыбы, сбор дикоросов и ягод, охота на промыслового зверя). Все его действия обращены на восстановление гармонии природы, утраченной в связи с годовой хозяйственной деятельностью человека и возрождению рода. Важную роль играет домашний добрый дух — Хантай, которого кормят во время обряда, чтобы следующий год был удачным. Считается, что, угощая божество, люди кормят своих умерших предков.

Слово «Алхалалалай» — это эмоциональный возглас участников обряда. По традиции на празднике нужно корчить гримасы, чтобы отпугнуть злых духов и обязательно танцевать. Исконный обычай ительменского народа – плясать до упаду 15-17 часов подряд возродил О.Н. Запороцкий. Затем марафон преобразовался в Чемпионат России по танцам коренных малочисленных народов, предусматривающий денежный приз для победителей.

Галина Кравченко родом из села Ковран, с детских лет участвовала в празднике «Алхалалай», а затем выступала в составе ансамбля «Эльвель». Она поделилась со слушателями подробностями его проведения в наши дни и обозначила одну из самых серьезных задач — вернуть лицо ительменскому народу, чтобы он не стерся из памяти и не слился с культурами других народов. Реализация оказалась непростой, поскольку ительмены были ассимилированы и сильно срослись с корякскими обычаями и традициями. Организаторы обрядового действа активно занимаются восстановлением деталей ительменской традиционной одежды, головных уборов, женских причесок, танцевальных движений, принципов горлохрипения, придерживаются древних способов приготовления еды, чтобы прийти к пониманию их забытого смысла и значения, и отдать дань уважения предкам.

Благодаря внедрению сакральной обрядности в проведение «Алхалалалая», молодежь прониклась этим действом и стала участвовать уже не в качестве актера, а жить этим как носитель традиций и обрядов, как представитель ительменского народа. Развивая и адаптируя к современным условиям обрядные процессы, люди стали хранителями и трансляторами исконной традиционной культуры.

Решением научно-экспертного совета статья о традиционном обрядовом празднике «Алхалалалай» стала первой в «Электронном каталоге объектов нематериального культурного наследия (ОНКН) Камчатского края», который начал наполняться с конца 2012 года.

 В 2015 году с помощью В. Рыжкова сценарий праздника «Алхалалалай» перевели и стали проводить на ительменском и русском языках. Обрядовый ительменский праздник внесен в перечень краевых праздников Камчатского края и входит в сформированный министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов.

Поводя итог выступления Мария Беляева подчеркнула: «Сегодня появился большой интерес к традиционным культурам, который связывают с процессами глобализации и информатизации общества. В наше время традиция превращается в связующее звено с исторической памятью и способностью сохранить свою национальную идентичность. Праздник ценят не только ительмены, но и у другие жители Камчатки. Это культурное событие привлекает людей со всего мира и стало притягательно тем, что обрядовые действия в нем несут мощную энергию, сакральный и духовный смысл».

Видеоматериал будет выложен позже и посмотреть можно будет в официальной группе ЦКНР ВК.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник ирана
  • Национальные спортивные праздники
  • Национальный праздник ирак
  • Национальные символы национальные праздники
  • Национальный праздник индусов