Национальный праздник нижегородской области

Традиции Нижнего Новгорода: культурные и религиозные обычаи, народные праздники, старинные ремесла, уникальные виды рукоделия

Традиции Нижнего Новгорода

Нижний Новгород — город, расположенный на слиянии рек Оки и Волги, административный центр Приволжского федерального округа России, Основанный в начале 13 века князем Юрием Всеволодовичем, Нижний Новгород стал одним из главнейших торговых центров  на Руси. С 1932 по 1990 год город носил имя своего знаменитого уроженца, Максима Горького. Поскольку центр России относится к регионам с многонациональным составом населения, традиции Нижнего Новгорода сочетают элементы культуры разных народов.

Традиции и обычаи Нижнего Новгорода

Культурные традиции

Красивый старинный город Нижний Новгород по праву гордится своим богатым культурным наследием. Он имеет непосредственное отношение к развитию русской поэзии Золотого века. В селе Большое Болдино нижегородской области находится родовое гнездо дворянской династии Пушкиных, представители которой жили в Болдино 4 столетия. Именно там великим поэтом были написаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Медный всадник», поэмы «Домик в Коломне», «Заклинание», закончена работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Сейчас в Болдино расположен музей-заповедник Пушкина.

Музей-заповедник Пушкина

С давних времен духовно-религиозным центром России и великой святыней православия был расположенный недалеко от Нижнего Новгорода Серафимо-​Дивеевский женский монастырь. Крупнейший в мире женский монастырь построен на месте, которое было избрано Пресвятой Богородицей как Четвертый удел Свой на земле. Здесь же упокоены мощи святого Серафима Саровского ― иеромонаха, основателя и покровителя монастырской обители. Дивеево посещают паломники со всей России: христиане верят, что если провести в этом святом месте сутки, получишь особое благословение Небесной Царицы.

Серафимо-​Дивеевский женский монастырь

В Нижнем Новгороде традиционно проводятся крупные литературные и музыкальные фестивали. Один них, посвященный литературе народов России и приуроченный ко Дню Народного Единства, ежегодно организуется в начале ноября. Литературный фест, посвященный Максиму Горькому, проводится в конце марта в городском музее «Арсенал».

Из многочисленных музыкальных массовых празднеств самыми масштабными для Нижнего Новгорода являются фестивали:

  • «Рок чистой воды». Фестиваль проводится с 1990 года, на нем получили путевку в жизнь многие популярные сегодня музыканты.
  • «Alfa Future People». Молодежный фест электронной музыки, дата проведения ― конец лета, место проведения ― open-air площадка в пригороде Большое Козино.
  • «Городецкий пряник». Фестиваль авторской песни, который проходит в августе в оздоровительном центре «Дружба».
  • «WAFEst». Этот популярный фест посвящен искусству во всех его проявлениях, его полное название «Water — Air — Fire — Earth» – «Вода, воздух, огонь, земля». Мероприятие проводится в пансионате «Буревестник» в начале июля. Здесь можно заняться серфингом, совершить круиз по Волге, послушать современную музыку, увидеть уникальные фаер-шоу, принять участие в оздоровительных программах с йогой.

WAFEst фестиваль

Народные праздники

Народные традиции Нижнего Новгорода включают ряд праздничных мероприятий, посвященных периодам начала или завершения полевых работ и связанных с временами года:

  • Ивана Купала ― древний славянский праздник в честь летнего солнцестояния. В купальскую ночь жгут костры и прыгают через них, чтобы очиститься купальским огнем.
  • Троица (Пятидесятница)― праздник, символизирующий расцвет природы. Все дома в этот день украшают свежей травой.
  • Сабантуй ― летний праздник, посвященный окончанию весенних полевых работ.
  • Масленица, неотъемлемыми атрибутами которой служат массовые народные гуляния, ярмарки, конкурсы блюд национальной кухни.

Масленица в Новгороде

По обычаю, в Нижнем Новгороде проводятся и гастрономические фестивали, популярные во всех регионах России: «День шарлоток и осенних пирогов» и «О, да! Еда!». Традиционный формат таких фестов ― массовые пикники на свежем воздухе.

Старинные ремесла Нижегородской области

Поскольку Нижний Новгород стоит на крупных водных транспортных путях, народные промыслы здесь стали развиваться быстрее, чем в других местах. Нижегородская область и сегодня занимает первое место по разнообразию НХП. Самый распространенный вид народных ремесел ― художественная роспись:

  • Хохломская. Расписная деревянная хохломская посуда ― одна из самых узнаваемых и популярных в мире. Оригинальная технология росписи и золочения изделий сохранилась до настоящего времени. Самая большая в мире ложка, занесенная в Книгу Гиннеса, расписана под хохлому. Ее длина 2,67 метра.
  • Семеновская. Этот вид художественной росписи развился в начале 30-х годов прошлого века на основе ложечной росписи. В городе Семенове Нижегородской области делают знаменитых на весь мир деревянных токарных матрешек, «сюжетных» (одиночных) и «архитектурных», по несколько штук вложенных одна в одну.
  • Полховско-майданская. Это авторская роспись деревянных изделий анилиновыми красками. Среди мотивов цветы, пейзажи, птицы и животные. Мастера этого промысла делают пасхальные яйца, солонки, кубки, подносы.
  • Городецкая. Вид росписи по дереву, отличающийся аутентичной орнаментальной тематикой. Появился в середине прошлого века в Нижегородской губернии. Сначала яркими рисунками украшались детали прялок, затем стали расписывать мебель, сундуки, шкатулки, игрушки. Яичные и гуашевые краски постепенно заменились масляными и темперными.

Городецкая роспись

Традиционным для Нижнего Новгорода народным ремеслом издавна является рукоделие. Многие его виды уникальны:

  • Городецкая золотная вышивка. Выполняется по шелку золотыми и серебряными нитями. Сюжетами вышивки служат изображения сказочных птиц и животных, геометрические или растительные орнаменты.
  • Нижегородский гипюр. Это особый, уникальный вид строчевой вышивки, объединяющей в себе счетную вышивку и кружевоплетение (создание ажурного узора). Техника нижегородской строчевой вышивки носит название «гипюр», ее основой служит сетка, которая образуется после выдергивания определенных нитей полотна.
  • Балахнинские кружева. В этой технике кружевоплетения рисунок создается одновременно по всей ширине изделия, как при печати изображения на принтере. Для работы используется большое количество пар деревянных столбиков-коклюшек, на которые намотаны нитки, поэтому создание балахнинских кружев ― процесс длительный и трудоемкий. Но в результате получаются красивейшие воздушные кружева-сеточки с россыпью причудливых, сказочных цветов и листьев. Говорят, что одно из любимых платьев Екатерины II было сделано из балахнинского кружева.

В списке приоритетных для Нижегородской губернии видов народных ремесел и художественная обработка металла. Так, большим спросом в России и за рубежом пользуются ворсменские ножи, сделанные из дамасской стали и украшенные яшмой, перламутром и костью. С 1939 в Казаково Вячского района Нижегородской области работает предприятие по выпуску изделий в технике филиграни.

Казаковская филигрань

Казаковская филигрань ― это ажурный узор из тонкой серебряной проволоки, напаянный на вазы, чаши, шкатулки, украшения.

Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Нижегородцы и жители области чтут старые традиции и с большим удовольствием создают новые. Благодаря этому появляется множество праздников и фестивалей, которые целый год маршируют по всем районам области.

В ходе праздничных мероприятий устраиваются театрализованные представления, проводятся концерты и выставки, а иногда — организуются массовые конные прогулки в Нижнем Новгороде и области (у нас их очень любят) или состязания в старорусских традиционных играх.

Фестиваль «Золотая Хохлома»

Место: город Семёнов
Дата: третьи выходные июня

Каждый год в начале лета в городе Семёнов, который является родиной Золотой Хохломы, проходит фестиваль с одноимённым названием. Здесь в различных проявлениях представлены всевозможные народные и художественные промыслы.

фото семенов хохлома

Благодаря этому празднику, именно Семёнов получил статус «Столицы художественных промыслов». Фестиваль проходит с шумом и яркими красками, посмотреть и поучаствовать сюда приезжают гости не только из России, но и из зарубежья.

В разгар праздника центральная площадь города превращается в пёструю толпу мастеров и туристов, в центре которой находиться сцена для выступлений.

Кстати, о сцене. На ней себя показывают как местные исполнители, так и известнейшие российские звёзды эстрады. Песни разбавляются танцами, танцы костюмированными шоу, последние идут в паре с шуточными постановками. Для тех, кто хочет попробовать себя в каком-нибудь творчестве, работают мастер-классы.

Можно взять уроки резьбы по дереву, по художественной росписи, а также купить понравившиеся изделия. Каждый год фестиваль выбирает себе новый символ: огромная ложка, необычная матрёшка, большая братина (чаша на нескольких человек) и многое другое. Всё это веселье не умолкает в течение трёх дней. На фестивале можно купить на память сувениры земли Нижегородской.

Праздник «Сабан Туй»

фото уразовка сабантуйМесто: село Уразовка
Дата: начало июня

Сабан туй широко празднуется не только в Татарстане, Башкирии и Чувашии, но и у нас, в Нижегородской области. У нас эпицентром праздника ежегодно становится село Уразовка Краснобаковского района.

Здесь широко и с душой отмечают ежегодный праздник Сабан Туй, посвящённый окончанию всех весенних полевых работ.

В честь этого организуется большая ярмарка, выступление музыкальных коллективов и различные спортивные мероприятия.

Фестиваль «Город гончаров»

фото гончары богородскМесто: город Богородск
Дата: конец июня

Региональный фестиваль мастеров гончарного дела проходит в городе Богородск каждый год. Основной целью мероприятия является возрождение и поддержание древнего мастерства.

На центральной площади города выставляются лучшие работы самых именитых мастеров России. Выставка сопровождается мастер-классами и показательными выступлениями.

Профессионалы своего дела показывают весь процесс производства: формовка на гончарном круге, доработка формы, черновой и декоративный обжиг.

Фестиваль «Мастера народных братств»

фото народное богатствоМесто: город Городец
Дата: последнее воскресенье июля

Город Городец является самым древним в Нижегородской области. Логично, что именно здесь и устраивается такой фестиваль.

Здесь представлены почти все сохранившиеся народные художественные промыслы и ремесла России. Многие опытные мастера со всей страны с удовольствием приезжают на этот праздник.

Яркая праздничная программа включает в себя выступление музыкальных коллективов, проводятся фотовыставки и огромное количество мастер-классов.

В самом Городце поддерживаются многие древние традиции: резьба по дереву, художественная роспись, гончарное дело, узорчатая вышивка, изготовление «печатных» пряников, создание детских свистулек и многое другое.

День народного единства

фото день единстваМесто: город Балахна и Нижний Новгород
Дата: 4 ноября

Все знают о том, что Кузьма Минин начал создание народного ополчения 1612 года в Нижегородской области.

В честь него и его соратника Дмитрия Пожарского был установлен памятник возле храма Иоанна Предтече.Этот памятник был перенесён в Москву, а на старом месте создали точную копию.

В торжественный день проходят различные мероприятия, которые так или иначе связаны с историей города: множество экскурсий, исторические постановки.

В это же время проходит тур «Алтарь отечества»: любой желающий может пройти весь маршрут народного ополчения.

Как видите, календарь праздников в нашем регионе весьма насыщен и разнообразен. Впрочем, рано или поздно посещение фестивалей может приестся, и для того, чтобы не заскучать, советуем поискать более острых впечатлений. Например, попробовать заняться прыжками с парашютом в Нижегородской области.

Исконный праздник встречи нового года у татар – Навруз, который уходит корнями еще в языческие времена. Традиционно его отмечали во время весеннего равноденствия, и некоторые весенние элементы сохранились до наших дней. Например, в татарский Новый год принято готовить угощение из растительных продуктов. Для этого сперва на тарелки сеют чечевицу и пшеницу. До праздника зеленые ростки могут вырасти до 7 сантиметров. Из них готовят самое известное традиционное блюдо – сумаляк. Другие лакомства – пирог губадия, сладость чак-чак, выпечка урама – также дополняют меню.

На праздничном столе могут начисто отсутствовать горячительные напитки. И дело не только в религии. Новый год у татар – в первую очередь семейный праздник. В гости, к друзьям и гулять принято ходить только после застолья с самыми близкими людьми: родителями, детьми.

Последние, кстати, зачастую не верят в Деда Мороза. Зачем, если сегодня у них есть свой новогодний волшебник — Кыш Бабай со своей внучкой Кар Кызы. Впрочем, это достаточно новое веяние — в национальном фольклоре героя, который одаривал бы ребят в праздник, не было. Хотя уже поэт Габдулла Тукай, которого называют «татарским Пушкиным», в детском стихотворении описывал Ак Бабая – «белого дедушку», который именно этим и занимался.

У удмуртов тоже есть свой добрый «Холод-старец» — великан Тол Бабай. По легенде, его род населял землю еще до появления людей. А вот с человеческим племенем не ужился и решил навсегда уйти в подземелье. Остался только самый маленький из великанов, который сначала жил в полном одиночестве, но однажды встретил детей, которые его совсем не испугались, а напротив – подружились с ним. За доброе отношение Тол Бабай по сей день благодарит всех малышей, радуя их новогодними подарками. Кстати, со временем у него появились компаньоны: кикимора (Обыда), леший (Нюлэсмурт) и водяной (Вумурт), — которые не вредят людям при первой возможности, а наоборот, готовы помочь.

Иногда кажется, что длинные новогодние «всеобщие каникулы», когда детям не нужно ходить в садик и школу, а взрослым – на работу, были всегда. Это не так. В начале 1920-х годов их не было вообще – праздник фактически был под запретом. Только в 1948 году жителям страны дали возможность отдохнуть… один новогодний день. В начале 90-х выходным стало также 2 января. И только с 2012 года праздники стали длительными.

Но традиции некоторых этносов ставят в этом отношении рекорды. У мордвы, например, Новый год было принято праздновать более 10 дней, совершая обряды в честь своего рода, дома и семьи. Вернее, их покровительниц – богинь Юрхтава, Кардазава и Кудава.

Времени хватало и на пляски – Новый год отмечали в так называемых «танцевальных домах». Хозяева украшали жилища и приглашали туда гостей: чем больше придет, тем удачнее сложится будущий год. Аккомпанементом звучали старинные инструменты – фам, нюди и гарзи. А уставшие от веселья могли отправиться гадать. Лучше всего это было делать на чердаках, в банях, на перекрестках, у колодцев и прорубей.

Гадали и чуваши, у которых празднование Сурхури – аналога Нового года — начиналось примерно 25 декабря и длилось неделю. Например, девушка, выйдя во двор и поймав за ногу первого попавшегося барашка, могла определить, будет ее суженый блондином или брюнетом – это зависело от окраса нерасторопного животного. Также именно в чувашских традициях обретает четкость выражение «денег куры не клюют»: на землю сыпали монеты и выпускали петушков. Если те начинали клювом стучать по мелочи – значит, богатство было не за горами.

У мордвы основным угощением на Новый год традиционно было свиное мясо, так как это животное олицетворяло плодородие. У марийцев же к празднику принято подавать блюда из баранины: пельмени, суп, холодец. Но застолье в любой момент может прерваться, если в дом зайдет Васлий кува – «Дед Василий», коллега Деда Мороза. Ему открыты все двери, потому что не пустить дух праздника в дом – плохая примета.

После того, как с 1 января пролетят без малого две недели, свой Новый год начинают отмечать цыгане. В ночь с 13 на 14 число вся большая семья должна собраться дома и запереть двери на ключ. На стол ставят запеченную с рисом птицу, специально приготовленный хлеб, голубцы из виноградных листьев. Первый откушенный кусочек угощения не съедают, а кладут под подушку, загадав желание.

В полночь двери дома распахиваются для гостей. Но перед этим дети должны обязательно шлепнуть взрослых по спине специальной палочкой из кизила. Считается, что это приносит удачу.

Если обратиться к старинным традициям, то еще дольше ждать празднования Нового года пришлось бы армянам. Вернее, даже двух празднований: в марте и в августе. Впрочем, уже несколько веков его отмечают в ночь на 1 января.

В качестве угощений гостям и домочадцам предлагаются гранаты, миндаль, запеченный окорок или индейка, кролик, курица. Практически каждая хозяйка готовит долму. Подают и сладкий пирог с орехами и сухофруктами. Иногда в него кладут бусину или монету и разрезают на множество частей. Кому достанется «особый» кусочек – тому должно везти целый год. А на завтрак 1 января принято готовить хаш.

Азербайджанцы, в отличие от своих единоверцев — татар, предпочитают сначала веселые гуляния, а потом семейное застолье. По традиции, в Новый год обязательно нужно съесть что-то сладкое, а главным блюдом часто становится плов с мясом, курицей рыбой или даже с курагой, алычой и кишмишем. А после трапезы все могут собраться вместе, чтобы… обрызгаться водой. Говорят, это смывает с людей все плохое и позволяет войти в следующий год чистыми и обновленными. Если же на праздник заглядывает добрый волшебник Шахта Баба, никто не удивляется, что он облачен не в красную, а в синюю одежду.

Свое представление о том, как выглядит Дед Мороз, есть и у белорусов. Зюзя – так его зовут — седой толстый невысокий старик с косматой бородой, босой, без шапки и с железной булавой. И если обычно от новогоднего чудотворца ждут подарков, этому персонажу самому раньше готовили подношения. Ведь если он стукнет своей булавой по пню в лесу – ударят сильные морозы.

            Государственное казенное образовательное учреждение для детей -сирот и детей,

                     оставшихся без попечения родителей, Краснобаковский детский дом

Краснобаковский район Нижегородской области

Исследовательская работа

«Земледельческие обряды и праздники Нижегородского края»

                                               Выполнил: Хренов Алексей, 15 лет.

                                               Руководитель: Хорева Н.И., инструктор по труду

р.п. Красные Баки

2017 год

Оглавление:

  1. Введение                               3-7с
  1. Основная часть                    7-17с
  1. Заключение                          18с
  1. Паспорт исполнителей        19с
  1. Список литературы              19с
  1. Рецензия                                20с

Введение

    «Человек живет не только в природной среде, но и среде,

Созданной культурой его предков и им самим.

Сохранение культурной среды задача не менее важная….»

                                                                          (Д.С. Лихачев)

    Сегодня нам становится очевидно, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть включение традиционных обрядовых действий в современные празднества, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения.

    История родного края волнует каждого человека. У человека есть родина, есть корни, которые держат его на земле. Спроси старого человека, и он скажет, кем были его предки, где они жили, чем занимались. Но молодые люди забывают обычаи и историю своего народа. Потеряли голоса сельские гармошки, не услышишь народные песни, не увидишь народные обряды. А это богатство надо сохранять, не растерять. Традиции и обычаи должны передаваться из поколения в поколение, и мы должны в современной жизни обращаться к своим корням. Мои корни – это Нижегородская область. Пока остались наши прапрабабушки, хранители многих обычаев и обрядов мы обязаны сохранить их знания и передать другим.

    Актуальность работы связана с сохранением традиций русского народа и необходимостью приобщения к истории и культуре подрастающего поколения. Меня заинтересовали земледельческие обряды и праздники, я решила всё узнать об их особенностях в нашей местности.

   Цель исследования: Изучение земледельческих обрядов и праздников в нашей местности и приобщиться к народной культуре, почувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от местного фольклора.

    Задачи:

 — Изучить имеющийся материал по данной проблеме на местном уровне через сотрудничество со старожилами села.

 — Раскрыть ценность и значимость земледельческих обрядов.

 — Представить полученный материал в письменном варианте.

     Для того, чтобы претворить все это в жизнь, необходимы соответствующие изыскания, связанные с различными аспектами обрядовой культуры, рассматривающие взаимодействие ее компонентов, механизмы передачи духовных ценностей от одного поколения к другому.

Подобные исследования актуальны потому, что в современных условиях сфера бытования традиционной обрядовой культуры постоянно сужается. Многие ее элементы исчезают или находятся на грани исчезновения, сократилось число носителей обрядности. Хранителями ее традиционных форм преимущественно являются люди старшего поколения, с их уходом может навсегда исчезнуть уникальная часть народной культуры. Поэтому необходимо зафиксировать и оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся, а также уже вытесненные из быта так называемой массовой культурой традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру.

    Нам необходимо знание духовного капитала предков. Это кладовая общечеловеческих ценностей. И не изучать ее, не наследовать-способствовать распаду связи времен, поколений. Восстановление духовного богатства прошлого — есть нравственное деяние.

    Традиционная обрядность является важной составной частью культуры русского народа. Ведущее место в его культуре занимали обряды земледельческого цикла, так как основным занятием издревле являлось земледелие.

   Изучением обрядовой культуры, в том числе и календарных земледельческих обрядовых праздников, занимались русские этнографы П.И. Мельников, В.Н. Майков, А.А. Шахматов, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов.

    Обрядность — неотъемлемая часть народной культуры.

    Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры. Они во многом зависят от социально-экономических условий жизни общества. Но в силу традиции, обрядность хранит в себе черты, присущие этапам общественного развития. Прослеживая изменения и инновации, происходящие в ней в различные исторические периоды, в разных социальных средах и в зависимости от общественно-экономического развития, можно получить наиболее правильное и глубокое представление о культуре и этнической истории народа.

    Многие из существующих теперь обычаев и обрядов ведут свое происхождение с первобытных времен. Уже тогда у охотников и собирателей, целиком зависящих от природы, существовали обряды, связанные с подготовкой к охоте, началом сбора плодов, погребением умерших и т.д.

    По мере того, как человек накапливал исторический опыт, он замечал, что в определенное время года животных и плодов становится больше и это совпадает с тем или иным расположением звезд, долготой дня и т.п. Особенно развилось внимание к закономерностям годового цикла у земледельческих народов. При этом высокий урожай у древних земледельцев не был гарантирован. Поэтому, чтобы год был таким же удачным, как и предыдущий, люди повторяли те же действия без каких либо изменений. Эти регулярно повторяемые символические действия и стали обрядами. Они стали совершаться в определенные дни, соответственно космическому ритму.

В. Ауновский отмечал: «Суеверные праздники, т.е. различные приметы, поверья, обычаи и обряды как результаты своеобразного понимания людьми внешней и внутренней природы, служат неотъемлемым достоянием всего рода человеческого… Без сомнения, у простонародья, тесно связанного с внешнею природою и с пеленок вскормленного причудливыми рассказами о предметах и явлениях последней, поверья и приметы многочисленнее и грубее». Праздник был одним из наиболее значительных событий в эстетической жизни .

   Со временем одной из основных черт большинства обрядов и праздников становится как раз их противоположность рабочим будням, как по содержанию — на праздники не работают, так и по эмоциональному фону — повышенное веселье или скорбь.

   Позднее в обрядовые ритуалы вошли церковные церемонии и предметы православного культа.

   Прослеживается у народа культ растений, которые служили символами здоровья, благополучия и плодородия, нередко они выполняли роль оберегов. С развитием земледелия роль животных и растений в обрядах  уменьшается, зато возрастает обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах.

    Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуры и характер из поколения в поколение. Именно поэтому многие столетия преемственность обычаям и традициям своих предков рассматривалась людьми как один законов жизни. Следование этим обычаям, которое предполагало, в частности, участие в различных ритуальных действиях, позволяло человеку ощущать себя не только индивидуальной личностью, но и членом определенного этнического, социального, возрастного сообщества. Это укрепляло его связь со своим народом и являлось важным фактором сохранения и развития этнического самосознания.

   Таким образом, традиционная обрядность представляет самобытное явление; ее корни восходят к глубокой древности.

 Земледельческие обряды и праздники

   1. Зимние праздники и обряды

   Основным занятием народа издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. Основной их целью было достижение плодородия в самом широком понимании этого слова. Культ плодородия зародился в глубокой древности и прошел длительный и сложный путь развития. Различным историческим периодам соответствовали свои проявления этого культа от простейших магических заклинаний и действий до почитания божеств плодородия, которых постепенно сменили христианские святые. В земледельческой обрядности нашли различные формы обожествления плодородия: гадания, почитание стихий (воды, земли, солнца, огня, ветра, дождя), поклонение духам предков выступавших как податели плодородия. Все это прослеживается в обрядах годового цикла, остатки которого сохранились и до настоящего времени.

    Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его точки — 25 декабря, 1 и 6 января определяются христианскими праздниками и гражданским календарем. Основной темой этих обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая. В этих целях практиковались различные способы колдовства, игры, гадания об урожае, о предстоящей судьбе людей на будущий год. Гадания переплетались с обрядами, имевшими значение почина, так называемая магия первого дня. В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги, свиная голова). Вера в магию первого дня проявлялась и в представлениях о том, что первый посетитель или первое встреченное в этот день лицо приносит счастье или несчастье.

    Задолго до крещения, до появления понятия рождества Христова появился веселый молодежный праздник — рождественский дом, который потом стал связываться с ним по времени и названию. Для проведения этого праздника молодежь собирала деньги и нанимала дом, девушки приносили продукты. Когда все было готово, вечером шли девушки по улице и кричали: «Идемте в рождественский дом!».

    В период возрождения солнца человек старался всеми силами повлиять на природу, чтобы она лучше была подготовлена для рождения нового урожая. У людей имелось представление, что человеческая плодовитость и то, что с ней связано, стимулирует силы земли и заставляет их давать богатый урожай.

    Сходен с функциями первого встречного ритуал колядования. Он проводился накануне рождества. Этот день так и назывался: «день коляды». Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Для этого пекли специальные пирожки с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной, свеклой и т.п. Благополучие семьи представлялось зависимым от обилия розданных даров.

     С вхождением в обрядовую культуру христианства обход дворов детьми стал проводиться и во время Рождества. Здесь уже пелись рождественские песни, в которых славили рождение Христа.

    Участники предрождественского и рождественского обхода домов совершали так называемый обряд посевания, т.п. обсыпание хозяев и скотины зерном или рассыпание его по дому. Этим имитировались действия, совершаемые во время сева, что должно было вызвать плодовитость людей и животных, довольство в доме.

    Следы культа плодородия усматриваются и в приемах ряжения молодежи во время рождественских праздников в маски зверей. Особенно часто встречались лошадиные и медвежьи маски. Образы этих животных с давних пор считались носителями доброго начала, они также символизировали активную жизненную энергию и плодоносящую силу. Делались и устрашающие маски: из луба или бумаги делали рога, большой нос, лица мазали сажей или делали из бумаги крашенной в черный цвет личины. Иногда на голову одевали выдолбленную внутри тыкву с прорезями для глаз и рта. Такую тыкву с зажженной внутри свечой могли нести и в руках. Подобные маски, по мнению многих исследователей, были персонификацией духов умерших. От их благосклонности, по народным воззрениям, зависело благополучие людей в новом году. Некоторые ученые полагают, что устрашающие маски как бы сближали одетых в них людей с потусторонними силами, которые именно накануне Нового года были наиболее сильны. «Сливаясь» с ними, человек старался таким образом оградить себя от их дурного влияния.

     Большое место в рождественском цикле отводилось соломе злаковых растений. Ею застилали пол в избах. В Рождественском доме молодежь, оставшаяся там ночевать, спала на соломе. После окончания праздника ее разбрасывали по полям, вешали на ветки плодовых деревьев, относили в хлев, стелили в гнезда домашней птице.

    Ходили на гумно к одонью и зубами дергали соломинку. Если колос был полный, то в семье будет достаток, а если колос пустой, то они будут жить бедно. Снопы различных культур: ржи, пшеницы, гречихи и других оставляли на ночь на улице. Утром смотрели: на котором снопе было

больше инея, значит эта культура уродится в новом году.

    Солому использовали и во время игр молодежи. Так, во время игры в «поросят» мужчина, изображавший свиноматку, подкладывал солому себе под кафтан. Юноши и девушки хлестали друг друга пучками соломы. Из соломы делали куклу или чучело лошади, которые молодежь носила по селу. Солома широко применялась и ряжеными. Они обвязывались соломенными поясами, набивали ее под одежду, делали соломенные накидки. Эти элементы костюма ряженых, а также и куклы из соломы, сжигались в конце Святок. В этих обычаях проявляется культ плодородия: солома — синоним зерна, хлеба. А церемонии сожжения соломенных чучел символизировали смерть старого года, на смену которому приходил новый.

    Существовало множество способов «предсказания» урожая. Один из них состоял в том, что крестьяне под предводительством знахаря или ворожеи, без крестов и с распущенными волосами отправлялись на перекресток трех дорог за село. Здесь все ложились на землю, кроме знахаря, который, сделав помелом круг вокруг крестьян, оставался стоять. Лежащие будто бы слышали в это время какие-то слова и чьи-то действия, по которым судили о благополучии наступающего года. Иногда будто бы слышат скрип тяжело навьюченных телег и чьи-то голоса, постоянно понукающие лошадей. Это, говорят, год будет плодородный. Иногда слышат веселую и скорую

скачку лошадей с порожними телегами, — это, говорят, голодный будет год.

    Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, откуда поспешно расходились по домам, уверенные в действенности своего средства.

    Большое место в крещенских увеселениях занимали катания на лошадях.

Продолжением рождественских обрядов и их заключительным актом является масленица — последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре.

    Отличительная черта этого праздника — необузданное веселье, обильная еда и питье. Еда на масленицу, подобно еде на Новый год, имеет обрядовое значение. Традиционным масленичным блюдом были блины, которые многие исследователи считают символом возрожденного солнца.

Символом солнца на масленицу представляется и особый вид катания на санках.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что почти все зимние обряды и праздники связаны с земледелием.

    2. Весенне-летние праздники и обряды

    Весенне-летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем зимний период. Это объясняется тем, что первооснова всех календарных обрядов — труд земледельца, а весна и лето — самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца — вспашка поля, посев, высадка рассады, от которой зависело благополучие всей жизни общины в течение года. Крестьяне прибегали к целому ряду религиозно-хозяйственных обрядов, направленных на умилостивление ветра, дождя и грома. В весенних праздниках особенно отчетливо прослеживаются два пласта: дохристианский и православный. Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки:

Жаворонок, птичка,

Весенний легкий ветерок,

Лети ты на широкое наше поле,

Принеси хорошую погоду,

Чтобы хлеб наш уродился,

Чтоб хватило зерна для еды.

Чтоб над нашим наделом

Солнце высоко ходило,

Чтоб над нашей землей

Туча низко проходила.

Принеси с собой песни,

Пусть хлеба высокие будут,

Пусть хозяйка поля пожалеет нас,

От засухи сбережет,

Даст влагу земле, накормит нас.

Пелись также песни-веснянки о сороках- ласточках.

   Следующий цикл обрядов начинался с Вербного воскресенья. Молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось с целью передачи силы растения человеку:

Вай, спите, спите,

Не бойтесь, что проснетесь!

Вербой мы вас побьем

Для хорошего урожая,

Для доброго здоровья.

    Большая группа обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи — одного из главных христианских праздников. В этот праздник народ устраивал поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. В субботу перед Пасхой в одном из родственных домов готовили пиво предков. Молодушки из каждого родственного дома повязывали в дар покойным белые платочки на древко. После окончания поминовения, перед закатом солнца выходили за околицу «провожать» предков.

    В первый день Пасхи молилась и приносила жертву верховному Богу.  Совершали в этот день и семейное моление.

   И сейчас в селениях продолжают праздновать Пасху. Обязательно красят яйца. Ходят семьями на кладбище поминать умерших.

   Насыщены обрядами были дни перед началом сева, когда устраивали  моление плуга — первое весеннее моление. После моления все приступали к угощению, а потом назначали день сева и выбирали человека, который должен был выехать первым.

   Перед севом в жертву божествам приносили хлеб, пироги, блины, гуся или курицу, яйца. Во многих местах перед началом сева зарывали яйцо около межи, чтобы зерна были такой же величины. Яйца закапывали в землю и перед посадкой огородных культур, чтобы был обильный урожай. То есть яйцо воплощало собой идею плодородия.

   После окончания посевных работ крестьяне совершали ряд молений, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве.

   Самым главным молением было обще сельское, оно могло проводиться как на троицкой неделе, так и после нее — вплоть до Петрова дня. К нему тщательно готовились — подбирали жертвенных животных, готовили пищу, варили пиво. Обычно моление длилось три дня. В первые два дня молились верховному богу и покровителям различных природных стихий, а на третий день устраивали солдат — просили здоровья и легкой службы для солдат.

    Кульминацией всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела.

   Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки всю троицкую неделю ходили в венках из листьев и цветов. Центральным предметом троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события.

   В конце троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал  который и сейчас проводится во многих селах. Для него опять наряжали березку. Главным персонажем здесь выступала Весна — девушка с большим венком на голове. В некоторых селениях каждый конец выбирал свою Весну и наряжал свою березку. Ряженых угощали, а они пели и плясали, разыгрывали сценки, имитирующие трудовые процессы. При движении процессии ее участники обливали зрителей вином или пивом. Заканчивался обряд на ржаном поле или у речки. Здесь бросали березку и ритуальный венок Весны. На поле девушки разбрасывали и свои кольца. Таким образом они стремились передать земле свою молодую силу, что должно было способствовать хорошему произрастанию растений.

   Деревенские девушки украшали себя зеленью и цветами и в Петров день. Накануне они топили баню, где мылись мочалками из растений и цветов, а затем раскидывали их на полу бани. В этот праздник молодые люди хлестали друг друга зелеными ветками. Все это должно было обеспечить им здоровье, красоту и плодовитость.

   Между Троицей и Петровым днем пожилые женщины совершали моление на меже. Оно проводилось с целью задобрить Богиню и Бога земли, которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом. В засушливое время устраивали моления о дожде. С молитвой о дожде обращались к Богине воды. При этом проводилось оно около ручья, реки, озера и т.п. Ходили молиться о ниспослании дождя и на кладбище. Для усиления молитвы нередко обливали водой друг друга, прохожих или могилы, причем наиболее старые из них.

    В течении лета проводились также моления перед началом сенокоса, на котором резали двух овец и просили богов помочь вовремя скосить сено, сметать его в стога, и чтобы оно пошло на пользу скоту. Перед началом прополки полей молились Богине поля, прося ее помочь в работе.

    В весенне-летний период возрастала обрядовая роль девушек и женщин, которые являлись олицетворением плодоносящих сил. Причем, весной главенствующее место занимали девушки, подчеркивающие своей молодостью и красотой пробуждающиеся силы природы. А поздней весной и в начале лета основные обрядовые функции переходили к замужним женщинам.

   Таким образом, в весенне-летних праздниках применялись многие символы плодородия, использовавшиеся и в зимнем цикле: зерно, хлеб, изобилие мучных блюд (блинов, лепешек, пирогов, каш). Но весной и летом использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия, яйца — как важный ритуальный символ плодородия.

   3. Осенние праздники и обряды

   В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.

Первым осенним праздником был Яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освещения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для умерших предков.

    Устраивались моления и в честь Богинь земли, поля, плодородия. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили — моление серпа. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:

Милостивая мать поля,

Дала ты нам зерна,

Не обижая наши сердца,

Колосья ржи полны

Серебряным, золотым зерном.

    Иногда в начале осени проводили моление озимых. Его обязательно делали, если озимые плохо всходили. Устраивали это моление прямо на поле,  молили защитить хлеб от ветра, града, мороза и сильной жары.

     В начале октября праздновался Покров. Этот праздник считался женским, они проводили обряд «покров баба». На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков:

О чем поет покров баба?

О чем пляшет покров баба?

Об овине, о двух,

О двух хвостах белок,

О блохе, прицепившейся к платью,

О клопе, прилипшем к стене.

    Таким образом, одной из целей этого обряда было уничтожение насекомых, но она не единственная. Покров баба высказывала пожелание женить сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила: «Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог».

    Проводился праздник в течение семи — десяти дней. Задолго готовились к празднику: варили брагу, вкусную еду, вышивали подарки к будущей свадьбе, учились причитывать, осваивали искусство многоголосного пения, составляли к предстоящим вечерам отдельные программы для стариков, молодых женщин, молодежи, изготавливали костюмы и реквизит для персонажей народных представлений.

    «Девичий праздник» как бы завершал весенне-летний цикл молодежных гуляний, во время которых молодые и их родители присматривали будущих супругов. Для тех, кто не успел этого сделать, данное празднество было хорошим шансом наверстать упущенное перед зимним свадебным сезоном.

Тема брака присутствовала на всем протяжении праздника. Так, в один из дней девушки разыгрывали свадебный ритуал, причем в роли «невесты» выступала одна из девушек, первый раз пришедшая в «девичий дом».

С темой брака тесно переплеталась тема плодородия, которая присутствовала здесь, как и в других традиционных праздниках. Тем более, что основные участницы праздника — зрелые девушки, будущие матери, олицетворяли репродуктивные силы природы. Поэтому их обрядовые действия имели, по народным поверьям, особую силу.

    Не последнюю роль играли в «девичьем празднике» и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье.

     В конце октября проходило семейное моление в овине. Хозяин и его жена приносили в жертву- держательнице овина, курицу или красного петуха за то, чтобы она помогла им благополучно обмолотить собранный хлеб, не сжечь его при сушке. По наступлении морозов хозяева молились старику Морозу. Для него варили кисель из овса, ржи или гороха и выставляли его на окно. «Старика» просили принять угощение и не бить озимые посевы. На этом осенние земледельческие ритуалы заканчивались.

     Итак, осенние земледельческие обряды и праздники также отличались большим разнообразием.

Заключение

     На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

   -в основе всех общественных и семейных праздничных обрядов лежат хозяйственные занятия, и прежде всего земледельческая деятельность; земледелие издревле было основным занятием, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в  культуре народа.

   Следует отметить, что ни одно общественное или семейное мероприятие не обходилось без проведения моляна зимнего, весенне-летнего или осеннего сезона с определенным ритуалом, который включал в себя и религиозно-магические обряды, и словесно-заклинательные песнопения, и музыку.

    Многие традиционные праздники сейчас преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, Нового года, праздники урожая и т.п. То есть постепенно из сезонных обрядов выветривалось прежнее их содержание, некогда вполне серьезное и даже жизненно важное, и они превращались в чисто увеселительные действия или даже в детские развлечения. Старый магический смысл обрядов и лежащие в их составе хозяйственные мотивы забываются.

    Традиционные обычаи и обряды несут в себе огромный гуманистический потенциал. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа, приобщения молодежи к культуре предков, богатой и самобытной, а через это и к общечеловеческим ценностям.

    Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса народа негативно отражается на целостности этноса. Поэтому культуру предков надо сохранять для будущих потомков.

Паспорт исполнителей.

     Сведения о земледельческих обрядах и праздниках Нижегородского края взяты из исторической литературы и рассказов жительниц «Специализированного жилого дома для граждан пожилого возраста и инвалидов р.п. Красные Баки»:

     — Басовой М.А. 1941 г.р., уроженки села Шеманиха, Краснобаковского рацона, Горьковской области.

     — Ширяевой Н.С. 1941 г.р., уроженки села Таможниково, Дальнеконстантиновского района, Горьковской области.

     — Лебедевой З.Н. 1939 г.р., уроженки деревни Быструха, Краснобаковского района, Горьковской области.

Список литературы.

  1. А.Ф.Некрылова, Круглый год. Расский земледельческий календарь.,   М.Правда, 1991 г.
  2. Т.А.Агапкина, Мифоноэтические основы славянского народного календаря., М.Индрик, 2002 г.
  3. А.В.Буткевич, Вечные календари., СПб, 1997 г.
  4. Под редакцией М.Забылина, Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия., М.Просвящение, 1991 г.
  5. Н.И.Степанов, Народные праздники на Святой Руси., М. 1990 г.

Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать

Как встретить праздник по-особенному: новогодние традиции народов, проживающих в Нижегородской области

Как встретить праздник по-особенному: новогодние традиции народов, проживающих в Нижегородской области

Фото: Кирилл Мартынов

Новое десятилетие можно встретить с новыми традициями

Фотобанк

Читайте нас в

Новости

Яндекс Дзен

Гадания на воде из проруби, «выкупленной» у водяного, уличные чаепития у самовара, ряженые, прыжки через костры – у коренных народов Нижегородской области новогодние праздники сопровождаются множеством самых разных обрядов. Мы поговорили о них с представителями нескольких национальностей, исторически проживающих в нашем регионе.

У самовара по-татарски

У нижегородских татар есть старинная традиция: через полчаса после боя новогодних курантов собираться с соседями у самовара на улице. Об этом нам рассказал редактор татарской газеты Нижегородской области «Туган-Як» Олег Андержанов.

– Новый год для татар – семейный праздник, так заведено издавна, – говорит Олег Андержанов. – На столе обязательно должен быть символ богатого урожая – колоски или зерно в мисочке. А поскольку будет год Быка, зёрна обязательно должны быть ячменными. Наше традиционное новогоднее блюдо – пельмени, в этом году они должны быть с кониной. После того как ты встретил Новый год со своей семьёй, после боя курантов можно встречаться с друзьями на улице.

Ближе к часу ночи в одном из уголков улицы, обычно рядом с наряженной ёлкой, ставится стол с самоваром, включается музыка, и со всех соседних домов подтягивается народ со своим угощением – пирогами, пермячами с кониной.

– Все пьют у самовара только чай, алкоголь под запретом, ведь гуляем семьями, с детьми, – поясняет Олег Андержанов. – В эту ночь и сами взрослые превращаются в детей: катаются с горки на санках, играют в прятки, в догонялки, водят хороводы. Главное – запасти побольше воды для самовара!

Новогодние традиции народов Нижегородской области имеют много общего.

Чувашское «девичье пиво»

Для чувашей новый год начинается со старинного народного праздника Сурхури. По словам президента чувашской национально-культурной автономии Нижнего Новгорода Алины Артемьевой, его обряды связаны с привлечением благополучия в семью, хорошего урожая и приплода скота в новом году.

– Название праздника дословно переводится как «овечий дух», поскольку он берёт начало от поклонения племенным духам, – говорит Алина Артемьева. – Раньше праздновать начинали в день зимнего солнцестояния, потом праздник совпал с христианским Рождеством и длился до Крещения.

Одна из самых яркий новогодних чувашских традиций – обход домов ряжеными, среди которых можно встретить и комедианта с медведем, и марийку-сваху, и торговца-татарина, и лошадь, и цыганку-гадалку. Возглавляют процессию старик с кнутом и бабка с прялкой и веретеном. Характерно, что парни изображают женские персонажи, а девушки – мужские.

А за день до Крещения молодые девушки собираются в одном из домов, пекут пироги и варят так называемое девичье пиво, все ингредиенты для которого собирают в складчину: солод, хмель, муку. По поверью такое угощение для жителей селения обеспечит счастливую жизнь на весь год.

Марийский Щорыкйол – Овечья нога

Марийцы – трудолюбивый весёлый народ. И работают, и празднуют они от души. Знаток марийской культуры, культорганизатор Черномужского Дома культуры Шарангского района Татьяна Волкова рассказала нам о древнем марийском празднике Щорыкйол, что в переводе на русский означает «овечья нога».

– Этому новогоднему марийскому празднику уже более 6000 лет, и до сих пор мы его отмечаем, – говорит Татьяна Волкова. – Он начинается, когда завершается зимний солнцеворот.

По домам в этот день ходят ряженые во главе с Васли кугыза – дедом Василием и его женой Васли кува. Одетые в старые тулупы, вывернутые наизнанку шубы, лохматые шапки, в масках, они шумно поздравляют хозяев с праздником и принимают угощения – шаньги, пура (пиво), орехи. А затем Васли кугыза просит показать своё мастерство каждого из членов семьи – связала ли хозяйка дома носки, напекла ли пирогов, всё ли отремонтировано в доме хозяином.

Шорыкйол считается и днём почитания овцы, от которой зависела жизнь крестьянина. Участники заходили в овчарню и говорили: «Шорык йол, шочыкто» – Овечья нога, дай расплод!»

Костры по-эрзянски

Директор Лукояновского музея эрзянской культуры Николай Аношкин поделился с нами своими детскими воспоминаниями о проводах старого года в эрзянских сёлах родного района.

– Эрзяне жгли костры и прыгали через них, – рассказывает Николай Иванович. – Вероятно, эта традиция пришла со времён празднования эрзянского Нового года в допетровские времена, когда новый год начинался 21 апреля. Особенностью эрзянских новогодних костров были «оборотни», которые бегали с факелами и разгоняли людей – хулиганили, мазали им сажей лицо, шубы. Считалось, что после того как костры догорят, приходят «чёрные силы», с которыми встречаться нежелательно, поэтому все спешили разойтись. А после Нового года молодёжь собиралась на общую ёлку в одном из домов. Там завязывали романтические отношения, которые нередко заканчивались свадьбой.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Своих не бросаем

Автозаводцы отправили очередной груз военнослужащим в зону спецоперации:: Нижегородские волонтёры организовали производство в поддержку бойцов СВО :: 200 семей с детьми в Луганске получат одежду, стройматериалы и продукты из Арзамаса :: Военнослужащим дзержинцам переданы в дар животные для подсобного хозяйства :: Нижегородский писатель Захар Прилепин отправился на СВО :: Судебный пристав удочерила сестер-близняшек из ДНР в Перевозском районе :: Более 1000 детских шапочек закупила неравнодушная нижегородка для детей Донбасса :: Врач-травматолог из Нижнего Новгорода рассказал, как спасал жизни в Херсонской области :: Нижегородцы собирают гуманитарную помощь для жителей освобожденного Соледара :: Семья Рубановых из Нижнего Новгорода передаст свой автомобиль «Нива» бойцам СВО :: Тренировочные сборы для спортсменов и тренеров спортшкол ДНР проходят в Городецком районе :: 350 нижегородцев выстроились в фигуру самолета в Парке Победы в память о погибших в СВО летчиках :: 77-летняя нижегородка организовала сбор гуманитарной помощи среди жителей трех поселков :: Нижегородская епархия отправила подарки на Рождество военным из Донбасса :: Врач из Нижнего Новгорода провел первую высокотехнологичную операцию в Херсонской области :: Нижегородцы поздравили детей Харцызска с наступающим Новым годом :: Команда проекта «Мост дружбы» побывала в Харцызске :: Новогодние сладкие подарки из Дзержинска пришли в детские дома Донецкой Народной Республики :: Более 1 млн рублей собрали жители Городца на помощь российским солдатам :: Две новые «ГАЗели» доставлены в зону СВО из Нижнего Новгорода :: Нижегородские ветераны передали солдатам новогодние подарки :: Нижегородские ортопеды поставили на ноги следователя из Донецка :: Учащиеся школы-интерната для слепых и скауты передали новогодние подарки для ребят из Донбасса :: Двадцатая партия гуманитарного груза для Донбасса отправлена из Нижнего Новгорода :: Нижегородские красавицы помогают военнослужащим :: В Нижнем Новгороде состоялся благотворительный матч в поддержку участников СВО :: Нижегородцы собирают новогодние подарки солдатам :: В Заксобрании проводили сотрудника Олега Андерсона в зону СВО :: Судебные приставы навестили раненых бойцов в госпитале Нижнего Новгорода :: 20 тонн гуманитарной помощи собрали сотрудники социальной сферы и нижегородцы в поддержку участников спецоперации :: Мемориальные доски в память о погибших в спецоперации появятся в Нижнем Новгороде :: Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку ::

Записано в с. Китово Краснооктябрьского р-на и с. Трянгуши Шатковского р-на Нижегородской области, подготовка, расшифровка и публикация материала Е.В. Тихомировой, публикуется впервые

Записано в с. Аломасово Вознесенского р-на Нижегородской области, подготовка, расшифровка и публикация материала Е.В. Тихомировой, публикуется впервые

Записано селе Китово Краснооктябрьского района Нижегородской области. Запись, подготовка, расшифровка и публикация текста Е.В. Тихомировой. Публикуется впервые

Ветлужская земля богата традиционными праздниками. Одним из таких праздников является Береговая мольба.

Мы публикуем несколько текстов масленичных припевок, сообщенных Н.П. Грановской, старшим научным сотрудником Нижегородского Дома фольклора. Кроме того, размещаем масленичные обрядовые выкрики, опубликованные К.Е. Кореповой в ее монографии «Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья».

Рассказ о праздновании Пасхи в Арзамасе

Рецепт и подробный фотомастер-класс приготовления традиционного русского праздничного блюда ПАСХА

Семейный рассказ о справлении календарных праздников по народному обычаю в г. Горьком в 40-е – 50-е гг. XX века

Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области (0.1 Kb)    

Посиделочные игры (15.8 Kb) Основной формой проведения сельского досуга в период Святок (7-19 января) и мясоеда (от Святок до Масленицы) были посиделки, в Нижегородской области называвшиеся такие супрядками, посиделками, засидками, кельями, свозами.     На посиделки собиралась по большей части холостая молодёжь – парни и девушки 15-16 лет и старше. Люди, состоявшие в браке, даже очень… Читать далее »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник науруз
  • Национальный праздник народов северного кавказа
  • Национальный праздник народов россии башкир
  • Национальный праздник народов поволжья
  • Национальный праздник народов дагестана