В христианской традиции с 6 по 19 января проходят зимние Святки. Дни от Сочельника (с момента появления первой звезды) до начала Крещения считаются святыми и связаны с прославлением Христа. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции.
В материале РЕН ТВ расскажем об истории и значении праздника, а также о народных приметах и святочных гаданиях.
Святки – что это за праздник?
Святки – особый праздник для всех православных верующих. Его отмечают, начиная с Рождественского Сочельника до наступления Крещения Господня и Богоявления. Эти две праздничные недели – время для радости, веселья и отдыха. На период Святок приходятся три важных церковных даты: Сочельник – 6 января, Рождество – 7 января и Крещение Господне – 19 января.
История и значение Святок
Святки считаются православным праздником, однако, в нем удивительным образом сочетаются христианские и языческие традиции. В древней Руси Святки называли праздником Святовита – славянского бога войны и победы. Есть мнение, что на Руси это слово имело особое значение – «душа предков».
Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. А в 567 году церковь официально объявила следующие 12 дней от Рождества Христова праздничными. В это время принято славить Рождество и Господа, пославшего людям Спасителя. Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям.
Фото: © Известия/Александр Полегенько
Традиции и обряды в дни Святок
Главная традиция, пришедшая к нам из язычества, – святочные колядования. Древний славянский бог Коляда олицетворял начало новой жизни и обновление природы. С приходом православия в колядках стали упоминать Иисуса Христа и восхвалять его. В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений.
В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа. Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток.
В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой.
Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк
Первый день святок 6 января – рождественский Сочельник
6 января называют Святым вечером или Сочельником. На Руси к празднику готовились с самого утра: приводили в порядок дом, готовили ужин из 12 блюд и возвращали долги. Как только на небе появлялась первая звезда, славяне приступали к трапезе. Во время застолья в сборе непременно должна быть вся семья. В древности считалось, что если кто-то из семьи отсутствует в Сочельник, то весь год у него будет сложным. Не забывали славяне и об умерших родственниках. Для них на окно ставили блюдца с сочивом и узваром.
Второй день Святок – Рождество
В православной традиции Рождество – один из самых значимых и светлых праздников. Все верующие 7 января посещали храмы и славили Христа. Придя домой, православные готовили пышный стол, пекли калачи и фигурки из теста. А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде.
13 января – Щедрый вечер
Этот день Святок называли Щедрым вечером. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей. Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки.
Традиции 14 января
В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь.
Фото: © РИА Новости/Виталий Тимкив
Традиции 18 января
Славяне называли этот день Живица-Сочельник, Крещенский Сочельник или Водяная Коляда. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней.
Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния.
19 января – Крещение Господне
В христианской традиции 19 января отмечают Богоявление и Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом.
На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой.
Народные приметы на Святки
С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие.
Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи.
Фото: © РИА Новости/РИА Новости/
Святочные гадания
В православном мире гадание всегда считалось грехом. Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собирались ночью, зажигали свечи и брали небольшое зеркало. Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. Нужно было смотреть в зеркало, не отрываясь, пока изображение не начинало размываться. По количеству маленьких лун в зеркале можно было определить, насколько большая будет семья.
Также будущее предсказывали с помощью чаши с водой и свечного воска. По застывшим каплям определяли судьбу. Святочные гадания длились две недели, но самым удачным временем считались ночь перед Рождеством и канун Крещения.
- Богослужения
- Святки Богословско-литургический словарь
- Святки Г.И. Шиманский
- Святки схиархим. Иоанн (Маслов)
- Можно ли в святки молиться за усопших? иеромонах Иов (Гумеров)
- Святки прот. Григорий Дьяченко
- Традиции
- Как христиане святки проводят, и как надо проводить их прот. Николай Успенский
- Как провести Святки? прот. Александр Ильяшенко
- Позволительно ли рядиться в святки? прот. Григорий Дьяченко
- О буйном веселье на святках и маслянице прп. Стефан Филейский
- Что нужно знать о гаданиях на святки? свящ. Георгий Максимов
- Художественная литература
- Святочные рассказы Н.С. Лесков
- Святочные рассказы В.И. Немирович-Данченко
- Дары волхвов О. Генри
- Чудесный доктор А. И. Куприн
- Стихи о Рождестве Христовом
Свя́тки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (7–17 января включительно). Они называются также святыми вечерами.
Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Продолжительность Святок
Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок:
I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет.
II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет.
III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет.
IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такую позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова). (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник.
Три периода святок их богослужебные особенности
Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания:
7–13 января – праздник Рождества Христова и его попразднства;
14 января – Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого;
15–17 января – предпразднство Богоявления.
Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок
- Пост в среду и пятницу отменяется;
- Коленопреклонение не совершается;
- Венчание брака не совершается;
- Октоих в седмичные дни не поется;
Святочные обычаи и традиции
С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным:
Хождение в гости
Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста – не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор. 16:15). И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки.
Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах
Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют.
Колядование
Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети (под руководством и присмотром взрослых), поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Представления, гуляния
Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. В России святочные гуляния были распространенными вплоть до XVIII века. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Однако во 2‑й половине XVIII века многие обычаи, связанные со святочными гуляниями, были запрещены. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Для нас особенно важно, что подобного рода действия запрещаются 61‑м и 62‑м правилами VI Вселенского Собора. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» (правило 61) и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» (правило 62).
Гадания
Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан.
Цитаты о святках
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св. Иоанн Златоуст, где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце».
В «святые дни» должно усиленнее стараться не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов, чувствований и деяний; а это обязывает каждого устранять себя от всякого шума буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце благодать Божья, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божья, что отвращает от нас благоволительный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и достопоклоняемое имя Христово, чем нарушается святость праздника».
Настольная книга священнослужителя
Невероятные факты
Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.
На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту.
Две недели Святок относятся к отдыху и веселью.
Читайте также: Гадания на Святки в 2019 году: с зеркалами на суженого, на будущее. Святочные гадания
Святки на Руси история и традиции
Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.
Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта — грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет — все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.
Следующие семь святочных дней считались временем бесов — разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер — возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть — бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.
Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых — для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.
Традиционно, в самые первые дни праздника,
необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал — своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.
В Святки обязательно нужно было
вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.
В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.
Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.
Святки на Руси, как проходят празднования
Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода — Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен — колядок, славящих Спасителя и Рождество.
Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.
Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.
Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.
А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.
В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.
В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.
В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.
Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.
Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.
Угощения на Святки
У православных христиан святочные угощения
считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.
На столы подавался также узвар — популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.
Традиционно в святочные праздники
пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.
Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.
После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.
Содержание статьи
- Святки в 2023 году
- Что такое святки?
- Сколько лет святкам?
- Святки на Руси. О традиции празднования святок
- Хулиганство, освященное традицией
Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2023 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!
Святки в 2023 году
Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.
- Даты в 2023 году: с 7 по 17 января.
- Даты в 2024 году: с 7 по 17 января.
- Даты в 2025 году: с 7 по 17 января.
- Даты в 2026 году: с 7 по 17 января.
Что такое святки?
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
Святки
Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Читайте также — Фильмы про Рождество, мультфильмы про Рождество
Святки на Руси. О традиции празднования святок
Хулиганство, освященное традицией
Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.
В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди
Продолжение следует
История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.
Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца.
Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.
Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания — это отнюдь не баловство, они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей. «Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил народ, хватило на всех», — говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут пироги, закупают конфеты».
Толпу колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример — обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам — петь песни. Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей, заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.
Серафим ОРЕХАНОВ
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.
Содержание:
- История
- Традиции и обычаи
- Празднование
История
Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.
В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.
Традиции и обычаи
Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.
Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества — она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.
Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.
Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.
Празднование
Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.
Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.
Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.
Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.
Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.
Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники — это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.