Национальный праздник украинцев колядки

Рождественские украинские традиции. Колядки и щедривки. Мелодия этой щедривки звучит в знаменитом голливудском фильме «Один дома».

123Самым радостными событиями зимы, безусловно, являются празднования Нового года и Рождества Христова. Эти праздники повторяются из года в год, а значит, мы вновь и вновь с нетерпением ждем этих веселых дней, и не только ждем, но и готовимся. С давних времен до нас дошли традиции рождественско-новогодних празднований. Одна из них – песенная традиция с обычаем колядования.

1234

Песенная традиция украинского народа, как и другие виды творчества, формировались на протяжении многих веков и с учетом территориально-исторических особенностей отдельных регионов.

Колядки и щедривки – в чем между ними разница

Колядки – это рождественские песни, в которых прославляется новорожденный Иисус Христос, а щедривки – новогодние, в которых поющие желают семье счастья, благополучия и всяких щедрот от Бога. Если происхождение названия последних очевидно, то происхождение названия колядок имеет несколько версий. Наиболее распространенная та, что происходит от римского названия нового года – calendae januarine, что буквально значит «первый день или начало января».

Кто писал колядки

12345

Так сложилось, что песни зимнего периода более консервативны и менее претерпевают изменений, чем иные обрядовые песни, причем у большинства народов. Колядки известны уже в средневековой Европе, в их создании принимали участие как светские, так и церковные авторы. В Украину, а точнее в западные регионы, колядки пришли именно из Европы примерно в XVII веке, когда правобережные территории были под властью Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи. Со временем колядки и щедривки распространились по всей Украине. Хотя стоит заметить, что в юго-восточной Украине этот жанр народного творчества не так популярен, как в западной и центральной. Причиной тому является многовековое российское владычество над этими землями, где традиции колядования не так развиты как в Украине и Беларуси.

Говоря о самих колядках и щедривках, стоит заметить, что они быстро распространялись на большие территории, благодаря своим простым мотивам и текстам, причем распространялись как устно, так и с XVIII века в сборниках. Помимо этого, характерными особенностями колядок и щедровок является торжественность и пожелания успеха и благополучия всем членам семьи.

На какие группы делятся колядки и щедривки

123456

Условно колядки и щедривки можно разделить на несколько групп. К первой относятся песни с религиозным содержанием. Они содержат рассказы о рождении, земной жизни и смерти Иисуса Христа, о Божией Матери, о ангелах и святых. Вторая группа – это т.н. «аграрные песни», в которых содержаться пожелания, хорошего урожая, поголовья скота и домашнего достатка. Третья группа – это произведения времен Киевской Руси, где содержаться свидетельства о походах княжеских войск, военном снаряжении, а также описываются рыцарские качества молодых парней. Еще одна группа песен содержит мотивы древних славянских мифов.

Нужно сказать, что строгую разницу между колядками и щедривками установить сложно, ведь часто можно встретить и в тех и в других переплетение религиозных и бытовых мотивов. Поэтому обе группы этих зимних песен можно называть колядками.

Вместе с колядками в Украину пришла и традиция хождения колядования по домам. При церквях издавна образовывались компании молодых людей. Во время святок они организовывали небольшой хор и по благословению священника, вместе с церковным старостой, ходили по домам прихожан славить Христа. Они пели краткие богослужебные песнопения, посвященные празднику, а также различные колядки. Собранные деньги жертвовали или на нужды своей церкви, или использовали на приобретение огромных восковых свечей, которые торжественно зажигали во время больших праздников.

Символы колядования

1234567

Колядующие ходили с колокольчиком и звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, указавшую путь к пещере, где родился Иисус. Нередко, особенно в западных регионах, колядники переодевались в костюмы Козы, Ирода, Пастухов, Царей и даже смерти и разыгрывали христианские сюжеты. Очень ярко этот процесс показан в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков».

После 70-летнего периода правления богоборческой советской власти, народные традиции стали постепенно возрождаться. Праздник Рождества Христова стал государственным. Сегодня, как и столетия назад, новогодние и рождественские колядки снова зазвучали в домах, детсадах и школах. Снова можно видеть группы молодых людей, одетых в народные костюмы и идущих с вифлеемской звездой, проставляющих новорожденного Иисуса и желающих благополучия хозяевам домов.

Самым популярным и распространенным зимним народным песенным произведением в Украине безусловно является колядка «Добрий вечір тобі, пане господарю». А вот всемирно известным произведением является песня «Щедрик», положенная на музыку украинским композитором Николаем Леонтовичем. Мелодия этой щедривки звучит в знаменитом голливудском фильме «Один дома» и других фильмах, ее также можно нередко слышать в различных рекламных видеороликах.

Оцените статью:

Загрузка…

  • Главная
  • Статьи
  • Коляда — языческое Новолетие. Украинские традиции.

Коляда — языческое Новолетие. Украинские традиции.

Коляда — языческое Новолетие. Украинские традиции.

Языческое Новолетие  проросло сквозь все религиозные «заслоны», оставшись для  украинского народа непременным атрибутом Новогодних и Рождественских праздников.

Язычество под маской христианства

В украинском колядовании прослеживается много языческих традиций:  это и надевание шкур животных,  это и гадания, это и обязательное хождение ряженых с козой, которая, как известно издревле, приносит в дом удачу, прогоняя «всякую нечистую силу». Коза – это прообраз мифического козообразного существа – души «золотистой нивы», в чем-то напоминающего греческого Фавна.

Коляда - языческое Новолетие. Украинские традиции.

Ряженые, ходя по домам, исполняют песни Коляды – колядки, в которых хозяевам обещается много здоровья,  богатого урожая и хорошего приплода. Самыми ранними украинскими колядками считаются те, что воспевают воинскую славу, несгибаемый казачий дух. После  принятия христианства к этим песнопениям добавились и  восхваления Христа. Колядки начинает Аусень, уступающий место Зиме.  Затем запевают ряженые: Коза и её свита. Часто пение сопровождается звуком рожков и бренчанием по сковородам.

Встречать колядующих нужно салом, колбасами, пирогами и прочими вкусностями со стола, а также выпивкой. Считается, что в ряженых вселяются духи предков, поэтому прогонять их, или  как-либо обидеть недопустимо, иначе в дом придет беда.

Коляда по-украински

Коляда - языческое Новолетие. Украинские традиции.

Особенностью  колядования на Украине является то, что проводят его  служители церковных братств. Шествие колядующих часто возглавляет сам староста братства. Перед тем, как начать колядование ряженые должны испросить благословения от священника, и только получив его идти по домам, исполняя рождественские  гимны и колядки. Процессия шествует по улочкам под звук церковного колокольчика. Все, к кому постучались колядовщики, должны не только одарить их едой, но и дать денег. Все, что «щедруют» добрые хозяева,  ряженые отдают на благочестивую цель.

Коляда - языческое Новолетие. Украинские традиции.

31 декабря и 1 января на Украине помимо колядок поются «Щедровки» (щедрівкi). Они отличаются другой манерой исполнения. «Щедровки» желают хозяевам богатства в Новом году.

Раньше  на Украине колядовали, в основном, парни. Девушки редко принимали участие в обрядах ряжения. А сейчас по украинским селам и городам колядки чаще всего исполняют дети.

Коляда на Украине – это важный атрибут Рождественских дней, ведь она вносит в повседневную жизнь элемент веселья, сказочности, некой древней магии.



На дом

Хотите всей семьей почувствовать волшебство Нового Года? Визит профессионального Деда Мороза, поздравление по индивидуальному сценарию.


Подробнее



ВИП

Удача в наступающем году гарантирована, если встретить Новый год с ВИП-Дедом Морозом! Эксклюзивная программа и море позитива!


Подробнее



В Детский сад

Разнообразные сценарии праздника в зависимости от возраста детей, веселые игры и конкурсы. Поздравление от Деда Мороза и вручение подарков.


Подробнее



В Школу

Сценарий по выбранной теме, адаптация конкурсов по возрасту детей. Профессиональные актеры, собственный реквизит и музыка.


Подробнее



На корпоратив

Позитивный и трезвый Дед Мороз, адаптация сценария праздника по тематике, выбранной заказчиком. Поздравления, конкурсы и веселое шоу!


Подробнее


Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

На Руси родиной колядки принято считать Юго-Западные земли (современную Украину). Колядки – это святочные песни, прославляющие событие Рождества Христова или Крещения. Имеют они преимущественно религиозно-эпический характер. Народных украинских колядок – очень много. Они отличаются между собой по содержанию. Одни рассказывают о рождении Христа Младенца, об Обрезании, о первых днях Его земной жизни, о волхвах и Ироде. Другие воспевают солнце, луну, гром, известных князей, народных героев и их битвы. В колядках нашли свое отображение все исторические периоды, которые пережила Юго-Западная Русь. Цель всех колядок – возрадоваться, развеселить хозяина напоминанием о празднике и вселить надежду на лучшее будущее.

А еще сохранилось много щедривок. Их тоже поют на Святки, но ближе к новому году. Эти песни содержат различные поздравления, пожелания всего наилучшего, богатого (щедрого) урожая хлеба, плодов, приумножения скота, удачной женитьбы и тому подобное. То есть эти песни имеют преимущественно бытовой характер. И все же строгого различия по содержанию между колядками и щедривками нет – часто в них христианские и языческие образы смешиваются. Поэтому чаще всего все святочные песни называют колядками.

Традиция прославлять Христа возникла на Руси вместе с принятием христианской веры. Сначала долгое время делать это могли лишь духовные лица и только на Рождество и Пасху. Прославление начиналось с того, что поздравляли с праздником и пели тропарь и другие церковные песнопения. Несколько позже в прославлении начали участвовать и певчие. А еще позже в дружный строй христославов влился весь народ.

Издавна во многих сельских приходах Украины формировались молодежные братства. В дни Святок ребята составляли хор и с благословения священника вместе с церковным старостой ходили по домам прихожан славить Христа. Они пели тропарь и кондак праздника, а также разнообразные колядки, которые писались в монастырях иноками-стихотворцами. За свое посещение христославы просили у хозяев денежку – кто сколько может. Собранные средства братья либо жертвовали храм, либо использовали на благотворительность.

В  советское время колядки были запрещены как пережиток буржуазного прошлого. Но сами люди бережно сохраняли эту священную традицию, особенно – в Украине. И сегодня, как и сто лет назад, вновь зазвучали в родных домах святочные песни. А тем, кто еще не знаком с удивительным миром украинских колядок, предлагаем эту небольшую подборку. Надеемся, что она подарит много радости и детишкам, и взрослым. А народные украинские колядки помогут найти путь к каждому сердцу, оставив в душе благодатные впечатления, которые будут согревать каждого человека в течение всего жизненного пути.

Тексты колядок поданы в оригинале.

ДОБРИЙ ВЕЧІР

Добрий вечір тобі, пане господарю. Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

Застеляйте столи та все килимами, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

Та кладіть калачі з ярої пшениці, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

Бо прийдуть до тебе три празники в гості, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

Ой що перший празник – Рождество Христове, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

А другий вже празник – Святого Василя, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

А третій вже празник – Святе Водохреща, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

А що перший празник зішле тобі втіху, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

А що другий празник зішле тобі щастя, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

А що третій празник зішле всім нам долю, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

Зішле всім нам долю, Україні волю, Радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився!

НОВА РАДІСТЬ СТАЛА

Нова радість стала, яка не бувала:

Над вертепом звізда ясна світу засіяла.

Над вертепом звізда ясна світу засіяла.

Де Христос родився, з Діви воплотився,

Як чоловік пеленами убого повився.

Як чоловік пеленами убого повився.

Ангели співають, «слава» восклицають,

На небеси і на земли мир проповідають.

На небеси і на земли мир проповідають.

Давид виграває, в гуслі ударяє,

Мелодійно і предивно Бога вихваляє.

Мелодійно і предивно Бога вихваляє.

І ми теж співаймо, Христа прославляймо,

Із Марії рожденного, смиренно благаймо.

Із Марії рожденного, смиренно благаймо:

Ой ти, Царю, Царю, небесний Владарю,

Даруй літа щасливії сего дому господарю.

Даруй літа щасливії сего дому господарю.

Даруй господарю, його господині,

Даруй літа щасливії нашій неньці Україні.

Даруй літа щасливії нашій неньці Україні.

 

ВО ВИФЛИЄМІ НИНІ НОВИНА

Во Вифлиємі нині новина,

Пречиста Діва родила сина

В яслах сповитий поміж теляти

Спочив на сіні Бог необ’ятий.

Мати Марія Сина леліє,

Йосип старенький пелени гріє.

О, Цар Всесвіту, земної волі

Благослови нам всім вічну долю.

А ясна зірка світу голосить:

Месія радість щастя приносить

До Вифлиєма спішім всі нині,

Бога вітаймо в бідній яскині.

За світлом зірки, десь аж зі сходу,

Йдуть Троє Царів княжого роду.

Золото в дари, кадило, миро,

Враз з серцем щирим, несуть офіру.

Вже херувимі славу співають,

Ангельські хори Царя вітають.

Пастир убогий несе що може,

Щоб одарити дитятко Боже.

Ісус малий, ми небагаті

Золото в дари не можемо дати,

Ми дар цінний несем від миру,

Це віра серця і любов щира.

ТИХА НІЧ

Тиха ніч, свята ніч!

Ясність б’є від зірниць.

Дитинонька Пресвята,

Така ясна, мов зоря,

Спочиває в тихім сні.

Тиха ніч, свята ніч!

Гей, утри сльози з віч,

Бо Син Божий йде до нас,

Цілий світ любов’ю спас,

Вітай нам, святе Дитя!

Свята ніч настає,

Ясний блиск з неба б’є,

В людськім тілі Божий Син

Прийшов нині в Вифлеєм

Щоб спасти цілий світ.

Тиха ніч, свята ніч!

Зірка сяє ясна,

Потішає серця,

Величає Христа.

Дитя святе, як зоря,

Нам світи, зоря ясна!

НА РІЗДВЯНІ СВЯТА

На різдвяні свята всі ся радуймо,

Старі і молоді заколядуймо.

Христос народився від Діви Марії,

На різдвяні свята, як цвіт лілії.

А вже нічка темна землю вкриває,

А Пречиста Діва місця шукає.

Не було для неї в Вифлеємі хати,

Мусіла в вертепі заночувати.

Люди не прийняли, жаль її було,

Для Ісуса в світі місця не було.

Лиш в широкім степі, у вільнім вертепі,

Там Пречиста Діва Сина зродила.

З великого труду Діва спочила,

І Божого Сина нам народила.

Породила Спаса, положила в яслах,

Най тобі, Маріє, серце радіє.

Пастушки в стаєнці тоді не були,

Вони своє стадо в поли берегли.

Ангели злетіли, пастушки зраділи,

Про велике чудо розповідали.

Вінчую вас з цими святами,

З цим Рождеством,

Абисти в щастю, здоровлю прожили

Многа літ до ста літ.

Доки вам Пан Біг не призначит ваш вік.

Христос ся Рождає!

НЕБО І ЗЕМЛЯ

Небо і земля, Небо і земля,

Нині торжествують.

Ангели й люди, Ангели й люди

Весело празнують:

Христос родився, Бог воплотився

Ангели співають, Царіє вітають,

Поклін віддають, Пастиріє грають,

Чудо, чудо повідають.

Во Вифлеємі, во Вифлеємі

Весела новина!

Чистая Діва, Чистая Діва,

Породила Сина!

Христос родився, Бог воплотився

Ангели співають, Царіє вітають,

Поклін віддають, Пастиріє грають,

Чудо, чудо повідають.

І ми во плоти, і ми во плоти

Богу поклін даймо:

«Слава во вишніх, слава во вишніх»

Йому заспіваймо!

Христос родився, Бог воплотився

Ангели співають, Царіє вітають,

Поклін віддають, Пастиріє грають,

Чудо, чудо повідають.

РАДІСТЬ НАМ СЯ ЯВИЛА

Радість нам ся явила, Діва Сина зродила,

Небеса, небеса, небеса славлять, славлять.

Небеса, небеса, небеса славлять, славлять.

Ангели ся удивляють,

Пастирі ся поклоняють

Нарожденному.

Йосифе старенький, плаче Ісус маленький!

Помагай, помагай, помагай Єго, Єго.

Помагай, помагай, помагай Єго, Єго.

Чистій Діві колисати

І піснь Єму заспівати:

Люляй, Пане наш!

Убого ся народив, богатого засмутив

Ірода, Ірода, Ірода злого, злого.

Ірода, Ірода, Ірода злого, злого.

Бо він дітей убиває,

Христа убити желає

Нарожденого.

О Іроде безумний, чомусь так малоумний?

Не знаєш, не знаєш, не знаєш того, того.

Не знаєш, не знаєш, не знаєш того, того.

Що Христос наш вічно жиє,

Нам благодать свою дає,

Ти вічно згинеш.

Тріє цари со дари Христу поклін віддали

Рожденну, рожденну, рожденну Богу, Богу.

Рожденну, рожденну, рожденну Богу, Богу.

На цілий світ славу дали,

Христа в яслах повитали

В біднім вертепі.

І ми Єго витаймо, враз Єму заспіваймо:

«Люляй же, люляй же, люляй же Пане, Пане.

Люляй же, люляй же, люляй же Пане, Пане.

Дай нам в мирі всім прожити,

Вовік-віков Тя хвалити

Нарожденного!».

ДИВНАЯ НОВИНА

Дивная новина: Нині Діва Сина

Породила в Вифлеємі, Марія єдина!

Породила в Вифлеємі, Марія єдина!

Не в царській палаті, а межи бидляти,

У пустині, у яскині, треба то всім знати.

У пустині, у яскині, треба то всім знати.

Що то Бога іста Марія Пречиста

І рождає, і питає Його як невіста.

І рождає, і питає Його як невіста.

На руках тримає, пісеньки співає,

Всемогучим Створителем Його називає.

Всемогучим Створителем Його називає.

Мовить: «Люляй, Сину, Я тебе повину,

Бо Ти собі вибрав мене за матір єдину!

Бо Ти собі вибрав мене за матір єдину!

О, необійменний, о, непостиженний,

Спи ти довго, рости скоро, младенче блаженний!

Спи ти довго, рости скоро, младенче блаженний!

Я в тобі надію, Сину мій, лелію:

Де сам будеш, мене візьмеш, Ти мій Добродію.

Де сам будеш, мене візьмеш, Ти мій Добродію.

Скажи, Правосуде, де хто з вірних буде?

Хай зі мною пред Тобою стануть усі люди.

Хай зі мною пред Тобою стануть усі люди.

Щоб Тебе молити і Тебе просити,

Щоб Ти дав нам в своїм Царстві

Во вік віків жити!».

koljada_01
Украина. Опошня (Полтавская обл.). Мастер: Диденко Ганна Павловна
Композиция, изображающая колядование. Веселая компания с песнями, плясками, а также с козой и рождественской звездой заявилсь к радушным хозяевам ))

Коляда́ (вар. Каляда) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам (ср. коло — круг). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).Колядки обозначали первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло – круг. Рождественские праздники: с 24 декабря по 6 января. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.

По одной из гипотез, «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae; от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι). Показательно в этом отношении польск. kolęda с носовым гласным — наследником латинского «н». Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.

Коляда на Украине
В украинских колядках языческий элемент проявляется обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику.

Начинает Колядки Оусень (Овсень), который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

Коляды в Белоруссии
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года — 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новый годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.

Пришли святки-колядки На липовых саночках. Саночки поломалися, Рубашечки помаралися, А колядки потерялися…

Бегла свинка от Максимка, Да сгубила коляду, А ты, хлопчик, Не гуляй, не гуляй, А колядки собирай, собирай…

Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки — блины да оладки». «Колядки — хозяйские порядки».

Не дуй, не вей, метелица. Коляда! Не завевай дороженек, Коляда! Я к мамке иду, веночки вью. Коляда. От мамки пойду, венок разовью. Коляда! Цветок упадет, слеза проплывет. Коляда! А где венок — там ручеек. Коляда!

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Коляда в других странах
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа — коледа́ри, под Новый год — василичáри; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год — другой (дети и юноши от 7 до 18 лет).

Бытовые и языческие корни коляды
Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют в К. мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские К. отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К. сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белоруских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки — игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Колядки
Святочные народные песни Колядки. широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так наз. «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских повидимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским К. встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским К. колядки румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен — koleda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года — calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.

Яркими выражениями так наз. продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство. Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путем прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от рождества [25 декабря] по крещение [6 января]. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных К. и новогодних «щедривок» на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских К. — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-К. и родственных им щедривок. Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские К. в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).
Каковы основные сюжетные мотивы К.? Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) К. произвел А. А. Потебня. Связи с балканскими К. (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский. Очень многие К. и щедривки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности К. и щедривок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих К. несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих К. видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах К., рассказывается, «как сам милый господь волики гонит, пречистая дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта К., подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах (см.), вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих К. рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от к-рых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:

«Сонечко говорит: «Нет як над мене: Як я освечу горы, долины, Церкви, костелы и вси престолы». Ясен мисячок: «Нет як над мене: Як я освичу темну ночейку, Возрадуются гости в дорози, Гости в дорози, волойки в стози». Дробен дожджейко: «Нет як над мене: Як я перейду три разы на ярь, Три разы на ярь мисяца мая, Возрадуются жита, пшеници, Жита, пшеници и вси ярници». Развитие эпической части в К. способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и др. обрядовых песен. Это создает особое значение материала К. для фольклористич. исследований.

Подборка рождественских и святочных колядок на украинском языке. Для праздничного колядования, сценок и сценариев фольклорных праздников и других мероприятий.

Украинские колядки на Рождество

Бігла Маруся по льоду…

Бігла Маруся по льоду,
Загубила коляду.
Ти, Олено, не гуляй
Та коляду пошукай.
Будьте здорові, з Різдвом!

Украинские колядки на Рождество

Добрий вечір тобі, пане господарю!

Добрий вечір тобі, пане господарю!
Винеси ти нам ковбасок пару,
Ой походи коло пічки,
Пошукай нам перепічки.
Винеси сала, не скупися,
Щоб ячмінь твій уродився,
Щоб нажали сто кіп жита,
Щоб сім`я була вся сита!
Щоб скотинка водилася,
Щоб пшениця родилася,
Щоб у хаті всього мали –
Колядників пригощали.

Украинские колядки на Рождество

І тоді чека їх рік…

І тоді чека їх рік
весь процвітання, тих,
хто колядує – щедрі частування!
Тут колядки дивні,
гарні, ексклюзивні!
Для Різдвяної пори
не одна, а цілих три!

Украинские колядки на Рождество

Заведу, заведу я веселу Коляду!

Заведу, заведу я веселу Коляду!
Нині я колядувати до людей хороших йду!
Від господи й до господи
Коляда хай нині ходить!
Коляда врочисто вбрана,
Бо святкова, бо Різдвяна!

Украинские колядки на Рождество

Заведу, заведу в цьому домі Коляду…

Заведу, заведу в цьому домі Коляду,
Щоб жилося і велося все в господі до ладу!
Щоб здорові всі були, щоб вгиналися столи,
Щоб у радості і в щасті в цьому домі всі жили!
Щоб жили в достатку, щоб зростали статки
І на той рік щоб звучали тут дзвінкі колядки!

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, коляда…

Коляд, коляд, коляда
У віконце загляда.
У різдвяну світлу нічку
Запали на радість свічку.
Коляду поклич до хати,
Щоб Ісуса привітати.
Люди добрі, колядуйте,
Сина Божого шануйте!

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, коляда

Коляд, коляд, коляда,
Хай обходить вас біда.
І нехай на ваш поріг
Прийде радість в Новий рік.

Щоб в добробуті цвіли,
Щоб щасливо ви жили,
І щоб рік цей молодий
Вам був кращий за старий.

Друзів зичимо багато;
Щоб у будні та на свято
Ваші гнулися столи.
Щоб здорові всі були!

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, колядниця…

Коляд, коляд, колядниця,
Дайте тітко похмелиться,
Сала, м’яса, ковбаси
Та двадцятку на труси!

Украинские колядки на Рождество

Колядин, колядин…

Колядин, колядин,
Я у мамки один.
Несіть мені пиріжок,
Та й положіть у мішок.
Колядин, колядин,
Я в бабусі один.
По коліна кожушок,
Дайте дядку пирожок.
Колядин, колядин,
А я в дядька один,
У порватім кожушку,
Несіть мені пампушку.

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, колядниця…

Коляд, коляд, колядниця.
Добра з медом паляниця.
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п’ятака.
Як не дасте п’ятака,
Візьму бика за рога.
Не давайте копійки,
Бо порвуться кишеньки,
Будьте, люди, гонорові!
Дайте гроші паперові.

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, колядниця…

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця.
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п’ятака.
А п’ятак то замалий,
Дайте рубчик золотий!

Украинские колядки на Рождество

Коляд, коляд, колядниця…

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Возьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.

Украинские колядки на Рождество

Коляда, коляда…

Коляда, коляда,
Дай, дядьку, пирога!
Як не даси пирога,
Візьму вола за рога,
Та виведу на моріг,
Та виломлю правий ріг.
У ріг буду трубити,
Волом буду робити,
Хвостом буду поганять
Та на гречку орать.

Украинские колядки на Рождество

Коляда, коляда

Коляда, коляда
На поличку погляда.
Там ковбаси лежать,
Вони в шанічку біжать.
Дай, бабо, ковбасу –
Літом коней попасу.
Не даси ковбаси –
Хоть сама паси.

Украинские колядки на Рождество

Коляду для вас співаю…

Коляду для вас співаю,
Дай вам боже урожаю,
Щедрих нив, садів квітучих,
Зірку в небі на Святвечір
Для дорослих и малечі.
Коляда моя лунає,
Увесь світ з Різдвом вітає.

Украинские колядки на Рождество

Колядую – дую…

Колядую – дую,
Колядую – дую,
Ковбасу чую,
А ще, мамо,
Дайте сала.
Сало велике,
Тягну за лико.
Лико порвалось,
Сало зосталось.

Украинские колядки на Рождество

Маленький Ісусик не спить, не дрімає…

Маленький Ісусик не спить, не дрімає,
Своїми руками усіх обіймає —
І нашу хатину, і нашу родину,
І всю Україну.
Христос ся рождає!

Украинские колядки на Рождество

На синім небі…

На синім небі
Зіронька стала,
По всій Вкраїні
Звістку подала.

Що в Віфлеємі,
В стайні низенькій,
Дитя родилось —
Ісус маленький.

Ісус родився,
Ручки складає,
Всіх засмучених
Радо вітає.

Тож перестаньте
Вже сумувати,
Вкраїнські хлопці,
Гожі дівчата.

Дівчата й хлопці,
Всі поклонімся,
В добрій надії
Богу молімся.

Щоб ми діждали
Кращої долі,
Щоб розквітали,
Як квітки в полі.

Украинские колядки на Рождество

Ой дай, Боже, святок діждати…

Ой дай, Боже, святок діждати,
Підем до діда колядувати.
А в нашого діда є багато хліба:
Два стіжки жита, а третій пшениці
На паляниці,
А четвертий гречки на гречанички,
А п’ятий вівса та й колядка вся.

Украинские колядки на Рождество

Ой на річці на Йордані…

Ой на річці на Йордані,
Там Пречиста ризи прала,
Свого сина сповивала,
На ялині колихала.
Прилетіли три янголи,
Взяли Христа під небеса.
Всі небеса розтворилися,
Всім святим поклонилися.

Украинские колядки на Рождество

Ой, чи вдома, чи не вдома…

Ой, чи вдома, чи не вдома
Господарі цього дому?
Відчиняйте хатку,
Слухайте колядку!
Ми прийшли до вас у хату
Від душі колядувати,
Від душі колядувати –
Вам добробуту бажати!
Щоб у вас у цьому році
Успіх був на кожнім кроці,
Щоби множилися тутки
І здоров`я, і здобутки.
Щоб усе, що посадили,
Вам багато уродило,
Щоби їлося й пилося
І щасливо щоб жилося!

Украинские колядки на Рождество

Ой чи є, чи нема…

Ой чи є, чи нема
Пан господар вдома?
Щедрий вечір, добрий вечір,
Пан господар вдома?

Ой нема, ой нема,
Та й поїхав до млина.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Та й поїхав до млина.

Та й муки спитлювать,
Меду-пива купувать.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Меду-пива купувать.

Меду-пива купувать,
Щедрівників частувать.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Щедрівників частувать.

Украинские колядки на Рождество

Ох, скажу вам, й вереда…

Ох, скажу вам, й вереда
Ця весела Коляда:
Від господи й до господи
Коляда невтомно ходить
І збирає в клунки
Гарні подарунки!
Просить м`яса і ковбас,
І сальця вона щораз,
Пироги і калачі,
І вареники з печі!
Все смачненьке, що є в хаті,
Коляда їй просить дати!
Не скупіться, не зівайте,
Що смачненьке є, — давайте!
Улестите Коляду –
Відведе від вас біду
І за щедрі частування
В дім пошле вам процвітання!
Дім, де Коляда буває,
Сам Господь благословляє!

Украинские колядки на Рождество

Проспіваю я колядку…

Проспіваю я колядку
На весь голос, на всю хату:
— Коляд, коляд, коляди,
Колядую я один.
Коляд, коляд, колядочка,
Прокидайтесь, маляточка.
Прокидайтесь, годі спати,
Будем всі колядувати.

Украинские колядки на Рождество

Темної ночі…

Темної ночі
Зорі засяли,
Ангели людям
Радість звіщали.

У Вифлиємі,
В стайні, на сіні,
Христос родився
Всім на спасіння!

Люди, радійте,
Христа вітайте,
Божому Сину
Славу віддайте!

Слава на небі
Богу святому,
На землі спокій
Роду людському

Украинские колядки на Рождество

Тешуть теслі з срібла сани…

Тешуть теслі з срібла сани,
Стелиться сніжиста путь.
На тих санях в синь незнану
Дитя Боже повезуть.

Тешуть теслі з срібла сани,
Сняться веснянії сни.
На тих санях Ясна Пані,
Очі наче у сарни.

Ходить сонце у крисані,
Спить слов’янськеє Дитя, ї
Їдуть сани, плаче Пані,
Снігом стелиться життя.

Украинские колядки на Рождество

Що в дядька, дядька…

Що в дядька, дядька
Три стоги стоять.
Один стіг пшениці —
На паляниці,
Другий стіг гречки
На варенички,
А третій овса,
Та й колядка вся.

Украинские колядки на Рождество

Щоб знайомим й друзям…

Щоб знайомим й друзям
жить весь рік в достатку –
Ви дзвінку промовте
їм в Різдво колядку!

Украинские колядки на Рождество

Я маленький пастушок…

Я маленький пастушок,
Загорнувся в кожушок,
На скрипочці граю,
Вас всіх вітаю.
А ви, люди, чуйте,
Коляду готуйте –
Яблучка, горішки
Дітям на потішки.

Украинские колядки на Рождество

Ясна зірка засвітила,..

Ясна зірка засвітила,
Це мати Марія —
Пречиста Лелія —
Бога зродила.

Там Ангели все співають,
І вбогі пастушки —
Вкраїнські діточки —
Христа вітають.

Слава тобі, Христосе, на сіні!
Просвіти рідний край —
І кращу долю дай
Всій Україні!

Вопросы и ответы — игра для веселой компании

  • Рождество и другие религиозные праздники — тематическая подборка
  • Рождество Христово — символы, традиции и обряды

Спасибо за чтение! Вам понравилось?

Одни говорят, что колядки на Рождество — это «радостный крик души верующего человека», славящего Христа. Другие – что они являются обычаем языческого происхождения, против которого Церковь выступала многие столетия. Есть самые разноречивые мнения даже о происхождения самого слова. Так что же такое Рождественские колядки и стоит ли следовать этой традиции? Оригинальная подборка рождественских колядок на русском и украинском + ноты и видео — в конце статьи.

Традиции русского народного праздника

Святками принято называть 12 дней после Рождества Христова: с 7 по 18 января.

Это – время, когда Церковь благословляет христиан сугубо радоваться Рождению Спасителя. В это время не постятся, много ходят в гости и принимают гостей.

Святки и колядки

Рождественский вертеп

Есть и особые традиции «святых дней», например, Рождественские вертепы, а еще – пение особых песней, колядок.

Когда колядовать

Традиция обходить дома с радостными рождественскими песнопениями соблюдалась нашими предками с первого дня Рождества и до 1 января (по «новому стилю» это 14 число месяца, сейчас день именуют «старым Новым годом»), когда наступало новолетие.

Что это такое

Это народные песни, которые исполняются в дни, когда празднуется Рождество Христово. Как правило, с ними обходят дома верующих «колядовщики» или «славильщики», поздравляя всех с великим праздником.

Колядки на Рождество

Колядки на Рождество

В ответ хозяева по традиции угощают поющих. Колядки:

  • посвящены Рождеству Христову и событиям Священной истории;
  • содержат благопожелания: например, счастья, богатства, большого урожая.

При этом, как говорят современные исследователи фольклора, колядки бывают:

  • только Рождественские, прославляющие Родившегося Господа, рассказывающие о событии;
  • исключительно посвященные земному благоденствию, похвалам в адрес гостеприимного хозяина дома, пожеланиям ему удачи, счастья; часто такие колядки могут содержать угрозы и даже проклятия в адрес тех, кто не захочет одарить колядовщиков, вроде «не дадите пирога – закидаем ворота»;
  • своего рода смешанного типа, когда, прославляя Христа, одновременно желают благоденствия хозяину дома.

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

Именно в этих особенностях колядок – корни разноречивых мнений о традиции, ведь она имеет одновременно и языческое, и христианское происхождение.

Кто такой Коляда?

Возможно, никто. Точных данных о том, что значит слово «коляда», историки и этнографы сейчас не имеют. Есть лишь различные версии.

  • Согласно одной из распространенных, слово происходит от латинского «календы». Так именовали начало нового года римские язычники, проводившие в этот день радостные шествия по случаю новолетия
  • Согласно другому мнению, Коляда – действительно имя собственное. Вот и в колядках есть, например, такие припевы: «Пришла Коляда накануне Рождества». Современные неоязычники любят рассуждать, что древние славяне якобы так именовали божество плодородия. Однако, никаких достоверных данных об этом нет. А в разных регионах страны в колядках есть также другие имена – Авсень, Таусень, Виноградие. Если Коляда и божество, то уж точно не общерусское.
  • А вот что пишет известный церковный историк рубежа XIXXX вв. А. П. Лопухин: по его мнению, «народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе Коляды». И это мнение имеет некоторое подтверждение: например, в селах Московской губернии XIX в. «колядой» именовали белую рубаху, надетую поверх одежды на девушку, и саму эту девушку, которую водили с собой колядовщики. Считалось, что она «приносит счастье». А в Белоруссии «колядой» был парень, обязательно на белой лошади.

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

Во всяком случае, очевидно: Священная история никаких «Коляд» не знает, следовательно, слово имеет языческое происхождение. Что, однако, никак не помешало воцерковлению самого обычая после Крещения Руси.

Читайте подробнее: Святки — в чем истинный смысл праздника

Откуда пошли колядки?

Когда христианство стало распространяться в языческих странах, оно уже имело устоявшуюся собственную традицию прославления Родившегося Господа. Она начинается буквально со дня Рождества: первая песнь в Его честь воспета Ангелами, которые явились на поле пастухам:

«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»

«Христославы»

Впоследствии, с утверждением христианства как религии большинства населения Византийской империи:

  • существовала традиция поздравления императора; после богослужения праздника Патриарх Константинопольский направлялся в царский дворец, чтобы вместе с причтом воспеть песнопения праздника и поздравить правителя;
  • зародилась традиция подобного же посещения прихожан причтом храмов; ее переняла также Русь: на праздник Рождества священники обходили приход с молебнами, поздравляя каждую семью.

А с XVII в., когда в России стало развиваться духовное образование, «славильщиками» Христа становятся еще и семинаристы, приветствовавшие прихожан церковными песнопениями, иногда даже на греческом или латинском языках – так, например, часто бывало на Украине.

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

Колядовщики в Могилёвской губернии, 1903 г.

Наконец, «славить Христа» учатся и другие христиане, без духовного сана и образования.

Как называются обрядовые песни у украинцев

По большей части – «колядки», но кроме этого в обиходе другое название, «щедривки». Это песни, которые поются накануне «щедрого вечера», то есть наступления новолетия (14 января н.ст.). И здесь, как и в русских колядках этого времени, присутствует уже не только христианская традиция. А иногда – и не столько.

Щедровка хозяину дома:

Другие колядки

Традиция обходить дома с песнями после зимнего «солнцеворота» существовала задолго до Крещения Руси. Но была она нехристианской, больше похожей на римские «календы», когда люди радовались грядущей весне, тому, что после зимнего солнцестояния начинает удлиняться день, как бы «возрождается солнце».

В это время совершались различные обряды, «обеспечивающие» плодородие земли, будущее благополучие. Отсюда русские традиции колядовщиков:

  • разбрасывать в доме семена – на будущий благополучный посев;
  • требовать (иногда не слишком вежливо) угощения, которое также имело магическое значение, обеспечивая благополучие начавшегося года; а жадного хозяина всячески проклинали, желая ему несчастий – и это тоже была своего рода магия.

Как все это совмещалось с прославлением Христа? Трудно. Лишь в более поздний период появляются колядки, одновременно славящие Господа и содержащие благопожелания хозяину (в конце концов, в самом благопожелании ведь нет ничего плохого), лишенные угроз «наказать» за жадность.

И все же накануне новолетия, в Васильев вечер (канун памяти св. Василия Великого), начинало твориться нечто вовсе невообразимое: колядовщики не только прекращали всякое «христославие», но вообще приходили ряжеными, в масках зверей или птиц, или просто чудовищ, многие – в полушубках, вывернутых наизнанку.

«Машкарад» сопровождался бесчинствами: разбрасывали поленницы, обливали хозяев водой, а то и мазали, кто сажей, кто навозом, затевали драки. Все эти безобразия в общем-то в остальном «нормальных» христиан были посвящены разгулу нечистой силы накануне наступления нового года – под бесов, собственно, и рядились. А вывернутые наизнанку полушубки означали, что ряженый вообще представляет мертвеца, выходца с того света.

Благочестивые крестьяне бесчинствующих старались в дом не пускать: отдаривались продуктами через окошко да через забор, авось пронесет, не тронут. Впрочем, ряженые часто ломились и без особых приглашений, а еще безобразничали на улице, например, ломали оставленные без присмотра сани, забрасывали на крыши забытые кем-то вещи… А потом наступало новолетие и все прекращалось. Покаяться за бесчинства?

Именно эти колядки и имели ввиду отцы Стоглавого Собора, которые в 1551 г. отмечали:

Судьба колядок

Культура колядования прекратила существование с началом гонений на религию, а в 1930-х еще и коллективизации, разрушившей традиционную крестьянскую культуру. Возродилась практика только с 1990-х – но лишь в формате исторической реконструкции, театрализованного действа, ведь реальная деревенская жизнь теперь стала совсем другой.

Колядки на Рождество

Современные колядовщики имеют симпатичную козу. Между тем ритуал вождения козы, который исполнялся на Святки и Масленицу, беда отдельная. В народе коза всегда считалась символом плодородия и богатства. Ей же приписывалось происхождение от самого черта и сопутствующие тому свойства. Тем не менее животное выступало в образе оберега

К настоящему времени колядки существуют, по сути, в двух «форматах», как оно и было до 1917 г.:

  • с одной стороны, возрождается практика славления Христа, восходящая к первым векам христианства;
  • с другой, есть немало колядовщиков-реконструкторов, вполне бездумно поющих что-нибудь вроде: «Кто не даст пирога,тому куричья нога,гроб да лопата,корова горбата!». И полагающих, что это «народная христианская традиция».

До бесчинств в полном смысле дело не доходит – да оно и к лучшему.

Где еще используют колядки

Традиции колядок есть не только в России, но и в католических странах, например, в Польше. И здесь существовали языческие песнопения, но местные христиане, католики и православные, издавна составляли собственные, христианские. Они распространялись в народе благодаря студентам духовных школ, странствующим монахам.

Колядки на Хэллоуин

Сам этот праздник, имеющий кельтское происхождение, сейчас получил распространение как часть масскультуры. Он схож со славянским «зимним солнцеворотом», хотя отмечается несколько раньше.

В настоящее время, ввиду того, что часть жителей России тянутся к подобной культуре, появляется практика «колядования», для которой используются… славянские языческие колядки или стилизацию под них.

Например, вот какие тексты рекомендует один из интернет-сайтов:

«Коляда, Коляда, подавай пирога!

А не дашь пирога – уведем корову за рога!»

«Коляда, коляда, Отворяйте ворота!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки…»

Впрочем, широкого распространения праздник не имеет, а потому авторы сайтов, связанных с подготовкой к нему, не рекомендуют «водить детей по незнакомым случайным адресам и экспериментировать.

Во-первых, сладостей там точно не будет.

Во-вторых, многие Хэллоуин воспринимают в штыки. Столкнетесь с критикой и негативом.

Лучше не пробуйте. Во время колядок будьте все время рядом с детьми и ведите по заранее продуманному маршруту. Случайных позитивных людей на пути пусть дети пытают на предмет сладостей или денюжек, за фотку например, а негативных критиканов и нравоучителей обходите стороной и уводите от них детей, не вступая в дискуссии…»

Рождественские колядки

Создатели абсолютного большинства колядок не известны, это касается как христианских песен, так и тех, что имеют языческое происхождение. Лишь с XVII в. появляется жанр авторской колядки. Например, в XVIII в. в Почаевской лавре была издана книга «Богогласник», где были собраны посвященные Рождеству песнопения авторства свт. Димитрия Ростовского, Григория Сковороды и других.

Колядки на Рождество

Современные христославы. Нижний Новгород

Славить Родившегося Господа – древняя и прекрасная традиция, которую и сегодня любят те, кто регулярно посещает храм, ведет церковную жизнь. Именно это, а еще регулярное чтение Евангелия, духовной литературы, позволяет отличить реальную традицию от давно прекратившего существования язычества, и славить Господа так, как делали это христиане столетия назад.

Узнайте также: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря как у католиков? Даже греки рождение Спасителя празднуют до Нового года

Подборка рождественских колядок

Здесь мы собрали аутентичные и красивые тексты колядок.

Русские колядки

Участники арт-проекта «Васильев вечер» прошли по Томску с пением колядок. Посмотрите видео:

В Вифлееме тишина

1. В Вифлееме тишина,
спят луга и спят стда.
Ночь светла как никогда.
В небе яркая звезда
освящает всё вокруг:
реки, горы, лес и луг

Припев:
Мир и радость, мир и радость,
мир и радость ныне всем.
Мир и радость,смр и радость.
В каждом сердце Вифлеем

2.Чтобы так гореть звезде
мы не видели нигде»,
— говорили пастухи, отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костёр, Ангел крылья распростёр.
Припев.
3. «О, не бойтесь, пастухи!
Бог сошёл простить грехи,
Он рожден в вертепе ныне!»
И промолвил Ангел имя.
И запело всё вокруг —
небо, горы, лес и луг.
Припев.

Пречистая дева

1.Пречистая Дева Сына народила. Ой, так, так рано.
Припев: Сына народила, в ясли положила. Зажглась в Небе Звезда.
2. А за ясной Звездой идут чредой мудрых три царя.
Припев: Мудрые три царя и приносят дары Христу-Младенцу.
3. И мы вместе ныне, Тебе, Божий Сыне, хвалу воздадим,
Припев: Славу воспеваем, Бога прославляем сердцем верным и чистым.
4. Пречистая Дева Сына народила. Ой, так, так рано.
Припев: Вы ликуйте, люди, радуйтесь о Чуде: Христос народился.

Рождество Христово, Ангел прилетел

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли

И младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились –

Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,

Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.

Прости прегрешенья, дай нам оставленье –

Днесь Христово Рождество!

Ночь тиха, ночь свята

Ночь тиха, ночь свята,

В небе свет, красота.

Божий Сын пеленами повит,

В Вифлеемском вертепе лежит.

Спи, Младенец Святой,

Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,

И светла и чиста.

Славит радостный Ангелов хор,

Далеко оглашая простор

Над уснувшей землёй

Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,

Мы поём Христа.

И с улыбкой Младенец глядит,

Взгляд Его о любви говорит

И сияет красой

И сияет красой.

Добрый тебе вечер

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин!

Радуйся, радуйся земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями.

Радуйся, радуйся земля,

Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями

Из Святого Града.

Радуйся, радуйся земля,

Сын Божий в мир родился.

На украинском языке

В 1973 году знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский на фирме «Мелодия» тайно записал концертную программу из рождественских колядок. На грампластинке собраны украинские колядки с глубоко религиозными текстами, построенными на евангельских событиях.

Три из них, наиболее известные:

  1. Нова радiсть стала.
  2. По всьому світу стала новина.
  3. Добрый вечір Тобі пане Господарю?

В богоборческие годы записать такой репертуар было делом не мыслимым и пластинку издали сокращённым тиражом – всего 400 штук. Чиновники из Министерства культуры СССР повелели все 400 экземпляров изъять из продажи и уничтожить.

Виниловые диски ломали через колено, бросали на пол и топтали сапогами. Спустя двадцать лет Козловский с горечью вспоминал об этом эпизоде: » …Но зачем же вы глумитесь надо мной, зачем превращаете в крошку пластинки моих рождественских колядок и топчетесь своими грязными сапожищами по моему голосу?»

Только в 1985 году стало возможным провести трансляцию колядок в исполнении Козловского. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к духовному наследию великого маэстро. Послушайте

Колядка «Нова радість стала»

А вот текст:

НОВА РАДІСТЬ СТАЛА

Нова радість стала,
Яка не бувала,
Над вертепом звізда ясна
Світу засіяла. (2)
Де Христос родився,
З Діви воплотився,
Як чоловік пеленами
Убого повився. (2)
Пастушки з ягнятком
Перед тим Дитятком
На колінця припадають,
Царя-Бога вихваляють. (2)

— Ой Ти, Царю, Царю,
Небесний Владарю,
Даруй літа щасливії
Цього дому господарю. (2)
Цього дому господарю
І цій господині,
Даруй літа щасливії
Нашій неньці Україні. (2)
Дай нам в мирі жити
І Тебе хвалити,
А по смерті в царстві Твоїм
По вік віків жити. (2)

В ВИФЛЕЄМІ ДНЕСЬ МАРІЯ ПРЕЧИСТА

В Вифлеємі днесь Марія Пречиста
Породила у вертепі нам Христа.
Пр испі в:
Слава во вишних Богу,
Слава во вишних Богу,
I мир всім на землі!
Ангел з неба пастирям ся являє
І веселу сю новину звіщає.
II р испі в.

Прибігають до вертепу пастирі
І з собою несуть дари в офірі.
Пр и с пі в.
І Дитятку кланяються в оборі,
До Його ніг припадають в покорі.
Пр и с пі в.
А з востока за звіздою йдуть царі,
Три преславні, прерозумні звіздарі.
Приспів.
Книжники їм і учені сказали,
Щоб Месію в Вифлеємі питали.
Приспів.
Йдуть царі, Христа знаходять в яскині,
Між бидляти, в бідних яслах на сіні.
Пр испі в.
Там в смиренню свій Му поклін віддали,
Пред Ним злото, ливан, миро поклали.
Приспів.
Ми також Христу поклін свій віддаймо
І разом з небесним хором співаймо.

АНГЕЛИ, ЗНИЖАЙТЕСЯ

А-нгели , знижайтеся,
Ко землі зближайтеся,
Господь бо, сотворший віки,
Живе нині з человіки.

Станьте з хором всі собором,
Веселітеся, яко з нами Бог.
Се час ісполняється,
Се Син посилається,
Се літа прийшла кончина,
Се Бог посилає Сина.
День приходить, Діва родить,
Веселітеся, яко з нами Бог.
Ми ж тобі, рожденному,
Гостеві блаженному
Серця всіх нас отверзаем,
В дом душевний призиваєм.
ІІіснь співаєм, восклицая,
Веселяїцеся, яко з нами Бог.

НА НЕБІ ЗІРКА

н а небі зірка ясна засяла
І любим світлом сіяє;
Хвиля спасения нам завитала,
Бог в Вифлеємі рождаєсь.

Щоб землю з небом в одно злучити,
Христос родився, славіте! (2)
В біднім вертепі, в яслах на сіні
Спочив Владика, Цар світа,
Отож до Него спішім всі нині —
Нашого жде Він привіта.
Спішім любов’ю, теплом зігріти,
Христос родився, славіте! (2)
Благослови нас, Дитятко Боже,
Дари нас нині любов’ю,
Най ціла сила пекла не зможе
Нас розділити з Тобою.
Благослови нас, ми Твої діти,
Христос родився, славіте! (2)

ЩЕДРИЙ ВЕЧІР ВСІМ НАМ

Щедрий вечір всім нам, щаслива година,
Породила Діва предвічного Сина.
Приспів:
(після кожного куплету)
Ладо, Ладо, Ладо!
Всім на світі радо!
Щедрий вечір на землі.
Не в пишних палатах Бога породила,
А в біднім вертепі Господа повила.

Не білі перини Богові стелили,
На в’язочці сіна Вічного зложила.
Не поміж царями Господь нам явився,
А між вівчарями в яслах положився.
А небесні духи в синяві співають,
Пастирів убогих до стайні скликають.
Пастирі убогі до стайні приходять,
На в’язочці сіна Господа знаходять.
А на світлім сході зоря засвітила,
Трьох царів премудрих дуже звеселила.
Золото і ладан, миро вони взяли
І в Єрусалимі за Христом питали.
Найшли Христа Бога не в Єрусалимі,
А в убогій стайні в місті Вифлеємі.
Убогим вертепом царі не гордили,
Христови всі дари і поклін зложили.
І ми Христа Бога всі радо вітаймо,
Разом з пастирями весело співаймо.

Різдвяна ніч

Різдвяна ніч сіяє,Марія- Мати співає:
«Люляй же, люляй у жолобочку,
Малий Іісусе, Мій Синочку.»
Різдвяна ніч за вікном,
Кругом все спить тихим сном.
Свічка горить, Дитя не спить,
Ручками світ благословить.
Різдвяна ніч, тиха ніч,
Вкраїнська хата, тепла піч.
В Святу вечерю для пастушків
Ми напечемо пампушків.
Різдвяна ніч надворі,
Глечик куті на столі.
А дітвора колядує,
З Різдвом Христовим вітає.

Короткие тексты для детей

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

***

Христос Спаситель

В полночь родился.

В вертепе бедном Он поселился.

Вот над вертепом Звезда сияет.

Христос Владыко,

В Твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

***

Сеем, веем, развеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощения нам давайте!

***

ОЙ НА РІЧЦІ НА ЙОРДАНІ

О й на річці, на Йордані,
Там Пречиста ризи прала,
Свого Сина сповивала,
На ялині колихала.
Прилетіли три янголи,
Взяли Христа під небеса.
Всі небеса розтворились,
Усім святим поклонились.

***

ЩЕДРІВОЧКА ЩЕДРУВАЛА

Щедрівочка щедрувала,
До віконця припадала:
— Що ти, тітко, напекла?
Неси швидше до вікна!

Скачать ноты

Сборник «Чудо из Чудес». Рождественские песни для детского хора в сопровождении фортепиано, ансамбля флейт (скрипок).
Автор: Ираида Сальникова. Написанные на стихи русских православных поэтов они глубоко и достоверно передают таинственную и радостную атмосферу события Рождества Христова, подчеркивают его непреходящее значение для всего человеческого рода.

Sbornik_Chudo_iz_Chudes_Rozhdestvenskie_pesni_dlya_detskogo_khora_v_soprovozhdenii_fortepiano_ansamblya_fleyt_skripok

Ноты для смешанного хора:

Tikhoy_nochyu_Angel

Raduytesya_vsi_lyude_O_Nizhankivskiy_1

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядкахОткуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядкахBudte_zdorovi

Zaryanka

Raduytesya_vsi_lyude_O_Nizhankivskiy_1

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

Видео

Две рождественские колядки св. Димитрия Ростовского

Чудесно поют девушки

Вечер тебе добрый. Рождественская песня. Колядка. Дети Поют. (Добрий вечір тобі)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник узбеков
  • Национальный праздник узбекистана день конституции
  • Национальный праздник турок
  • Национальный праздник турков
  • Национальный праздник текилы