Национальный праздник узбекистана день конституции

Национальный праздник Узбекистана — День Конституции — отмечается в стране ежегодно 8 декабря. В этот день в 1992 году на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был единогласно принят Основной закон страны — Конституция Узбекистана как н...

Национальный праздник Узбекистана — День Конституции — отмечается в стране ежегодно 8 декабря. В этот день в 1992 году на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был единогласно принят Основной закон страны — Конституция Узбекистана как независимого суверенного государства.

В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан».

Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран, она закрепила основополагающие положения демократии:

— Узбекистан — суверенная демократическая республика (ст. 1);
— Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами (ст. 2);
— Народ является единственным источником государственной власти (ст. 7);
— Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (ст. 8);
— Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум) (ст.9).

Сегодня день принятия основного закона страны отмечается в Узбекистане как национальный и всенародный праздник. Улицы городов украшаются флагами, а в столице страны проходят различные праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате: концерты звезд эстрады, выставки, просветительские акции, спортивные и благотворительные мероприятия, всевозможные шоу…

День Конституции Узбекистана отмечается в стране ежегодно 8 декабря.

В декабре 2021 года президент подписал указ «Об установлении дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и переносе выходных дней в 2022 году». Кроме того, 30 апреля глава государства подписал указ «О внесении изменений в указ президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2021 года № уп-35 “Об установлении дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и переносе выходных дней в 2022 году”». 

Согласно вышеуказанным документам, за прошедший период текущего года узбекистанцы отдохнули несколько дней подряд во время некоторых праздников. 

Согласно статье 131 Трудового кодекса, праздничными (нерабочими) днями являются: 

· 1 января – Новый год; 

· 8 марта – День женщин; 

· 21 марта – Праздник Навруз;

· 9 мая – День Памяти и Почестей;

 · 1 сентября – День Независимости; 

· 1 октября – День учителя и наставника; 

· 8 декабря – День Конституции; 

· первый день религиозного праздника «Руза хайит» (Ийд-ал-Фитр); 

· первый день религиозного праздника «Курбан хайит» (Ийд-ал-Адха)». 

8 декабря (четверг) – День Конституции. В соответствующих указах президента никаких изменений в эти дни нет. 

7 декабря (среда) и 9 декабря (пятница) будут рабочими днями. Жители Узбекистана отдохнут всего лишь один день – 8 декабря в четверг. 

Ранее сообщалось, что Шавкат Мирзиёев предложил объявить 11 ноября официальным выходным днем в честь празднования «Дня профсоюзов Узбекистана».

11 ноября будут праздновать как «Общенародный праздник».

День конституции в Узбекистане

День конституции в Узбекистане входит в число национальных праздников и отмечается ежегодно 8 декабря, так как именно в этот день в 1992 году был принят основной закон Республики Узбекистан.

Первая Конституция Узбекистана была принята в 1927 году, спустя три года после образования Узбекской Советской Социалистической Республики. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, так называемая «Сталинская конституция», по образцу которой была создана принятая в 1937 году Конституция Узбекской ССР. Третья и последняя Конституция Узбекской СССР принята в 1978, она была сделана по образцу Конституции СССР 1977 года.

После провозглашения независимости Узбекистана от Советского Союза в августе 1991 года встал вопрос о замене действующей конституции Узбекской ССР на новую конституцию независимого государства. Была создана Конституционная комиссия, в которую вошли представители трех сфер деятельности: политической, юридической и экономической.

Конституция Республики Узбекистан была принята 8 декабря 1992 года. В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан». Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран, она закрепила основополагающие положения демократии.

Годовщина этого события имеет в Узбекистане статус государственного праздника и входит в число национальных праздников. Несмотря на то, что День конституции приходится на холодное время года, празднование сопровождается массой торжественных и пышных мероприятий, многие из которых проходят на открытом воздухе.

Связанные новости и события

  • 08.12.1992

    Конституция Республики Узбекистан, была принята 8 декабря 1992 года. В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан». Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран, она закрепила основополагающие положения демократии.

День конституции в Узбекистане

ЗАКРЫТЬ X

  • День конституции в Узбекистане

  • Празднуется: 08 декабря

© 2021 RusTeam.media. 

Российское информационное агентство Рустим

Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. 

от 08.12.1992 г. № 724-XII

Hammasi

Keyingi tahrirga havola

Oldingi tahrirga havola

APK bo‘yicha indekslash

QTUK bo‘yicha indekslash

TTR bo‘yicha indekslash

QMQ bo‘yicha indekslash

O‘zgartirishlar manbasi

Rasmiy nashr manbasi

Ko‘rinish

Рус

Ўзб

O’zb

Рус|Ўзб

Рус|O‘zb

Закон Республики Узбекистан, от 08.12.1992 г. № 724-XII

Kuchga kirish sanasi

08.12.1992

Qo‘shimcha axborot

Asosiy rekvizitlar
Kodifikatsiya
Qayta ko‘rib chiqilgan hujjatlar
Hujjatni qayta ko‘rib chiqishga asos bo‘lgan hujjatlar
Korrespondentlar
Respondentlar

Ulashish

Telegram
Facebook
Twitter
Instagram

Hammasi

Keyingi tahrirga havola

Oldingi tahrirga havola

APK bo‘yicha indekslash

QTUK bo‘yicha indekslash

TTR bo‘yicha indekslash

QMQ bo‘yicha indekslash

O‘zgartirishlar manbasi

Rasmiy nashr manbasi

Sharh

Ko‘rinish

Рус

Ўзб

O’zb

Рус|Ўзб

Рус|O‘zb

Закон Республики Узбекистан

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ДНЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ВСЕНАРОДНЫМ ПРАЗДНИКОМ

Верховный Совет Республики Узбекистан постановляет:

В ознаменование принятия Конституции независимой Республики Узбекистан объявить день принятия Конституции 8 декабря — всенародным праздником Днем Конституции Республики Узбекистан.

8 декабря считать нерабочим днем.

Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ

г.Ташкент,

8 декабря 1992 г.,

№ 724-XII

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 5)

Hujjatga taklif berish

День Конституции Узбекистана отмечается 8 декабря в ознаменование годовщины принятия Конституции Узбекистана. Вскоре после освобождения от Советского Союза Республика Узбекистан вступила в новую эру демократического суверенитета. Произошло разделение властей и принятие новой конституции. День является государственным, нерабочим праздником в стране. Марши проходят в школах и государственных учреждениях, и гордые узбеки собираются вместе, чтобы подтвердить свою приверженность закону страны. День Конституции Узбекистана — история праздника, как отмечать День Конституции Узбекистана, узнайте в следующей статье на страницах kakogo-chisla.ru.

Содержание

  1. Какого числа День Конституции Узбекистана
  2. Какого числа День Конституции Узбекистана
  3. Почему важен День Конституции Узбекистана
  4. Как отметить День Конституции Узбекистана
  5. Интересные факты о культурных традициях в Узбекистане

Какого числа День Конституции Узбекистана

Какого числа отмечают День Конституции Узбекистана? Узнайте, на какой день выпадает День Конституции Узбекистана в 2022, 2023, 2024, 2025 и 2026 годах.

Год Дата День
2022 8 декабря Четверг
2023 8 декабря Пятница
2024 8 декабря Воскресенье
2025 8 декабря Понедельник
2026 8 декабря Вторник

Какого числа День Конституции Узбекистана

Узбекистан, страна, не имеющая выхода к морю, в самом сердце Центральной Азии, является домом для некоторых из древнейших населенных городов мира, включая Самарканд и Бухару. Богатая культура и исторические достопримечательности являются точкой притяжения для всего мира. 

День Конституции Узбекистана отмечается 8 декабря

День Конституции Узбекистана отмечается 8 декабря

Борьба Узбекистана за независимость началась в конце 1980-х годов, когда из-за чрезмерного влияния Советского Союза. Решения лидера узбекской партии Шарафа Рашидова вызвали волну недовольства, которую Горбачев не смог погасить. В течение нескольких месяцев были совершены многочисленные перевороты и повстанческие операции. Наряду с политическими беспорядками постоянное подавление исламских традиций объединило высшие и низшие классы нации. Сопротивление советской политике начало назревать во всех уголках страны.

После десятилетия внутренней напряженности и продолжительных ожесточенных столкновений лидер этнических узбеков Ислам Каримов был назначен главой Коммунистической партии. Позже он стал первым президентом вновь образованной Республики Узбекистан.

31 августа 1991 года Узбекистан получил независимость от Советского Союза. Через год, 8 декабря 1992 года, в стране была принята новая конституция, отразившая ценности трансформирующейся республики. Шесть глав конституции Узбекистана определяют основные права, обязанности и принципы граждан.

День Конституции Узбекистана является государственным праздником в стране и отмечается с большой гордостью и радостью. Президент республики амнистирует осужденных и благословляет их даром новых начинаний.

Почему важен День Конституции Узбекистана

  • Это важный день в истории

Освобождение Узбекистана стало одним из последних ударов по могущественной советской империи. Потеряв во Второй мировой войне более 250 тысяч человек, скорбящие граждане республики отказались от совместного правления и встали на путь самоопределения. 8 декабря мы отмечаем мощную победу узбеков.

  • Это торжество суверенитета

Принятие Узбекистаном светской конституции свидетельствует о его приверженности свободе вероисповедания, которая подвергалась жестоким репрессиям в советское время. Хотя большинство узбеков исповедуют ислам, в стране уважают свободу самовыражения и разнообразный подход к любым конфессиям.

  • Он подчеркивает славное прошлое

Освобождение от Советского Союза позволило народу Узбекистана ощутить свою богатую историю и культуру, восходящую к эпохе позднего палеолита. Конституция Узбекистана и его переход в свободную республику предоставили узбекам свободу выражения мнений, позволяющую ценить уникальность своей страны.

Почему важен День Конституции Узбекистана

День Конституции Узбекистана является государственным праздником в стране и отмечается с большой гордостью и радостью

Советуем почитать: День Независимости Узбекистана

Как отметить День Конституции Узбекистана

  • Приготовьте узбекское блюдо

Нет лучшего языка любви, чем еда. Узбекская кухня представляет собой лучшее из Средней Азии. Пригласите своих друзей и поднимите тост за освобождение этой молодой нации за дымящимися чашами плова и острыми мясными шашлыками.

  • Читайте государственный гимн Узбекистана

Государственный гимн Узбекистана за последнее столетие претерпел множество изменений. Последнее исполнение — прекрасное повторение обещания независимости и суверенитета узбеков. Отдайте дань уважения сияющей республике Средней Азии, прочитав пару строк.

  • Спланируйте поездку в Узбекистан

Туризм становится все более важным сектором экономики Узбекистана. Красивый мавзолей, многовековые мечети, Цитадель Арк и Хазарти Имам обеспечат непревзойденное путешествие. В этот праздничный сезон отпразднуйте независимость страны, запланировав визит.

Интересные факты о культурных традициях в Узбекистане

  • Неуважение к хлебу

К местному хлебу Лепиошке нужно относиться с особой осторожностью — его нельзя класть вверх дном и никогда нельзя класть на землю.

  • Рукопожатия только для мужчин

Только двое мужчин могут использовать рукопожатия как форму приветствия; женщины должны положить правую руку на грудь и поклониться, чтобы поприветствовать других.

  • Нет наркотикам и азартным играм

Азартные игры, пьянство и наркотики запрещены в великой республике Узбекистан для лиц моложе 20 лет.

  • Возраст имеет значение

Здесь запрещено вывозить антиквариат старше 50 лет.

  • Почетный гость, прямо в угол

Главных гостей рассаживают подальше от входа в дом в знак вежливости и приветствия.

Советуем почитать: День учителя в Узбекистане

День Конституции Узбекистана — повод поздравить великий народ этой страны!

Post Views: 110

8 декабря Узбекистан отмечает День Конституции. Она была принята 8 декабря 1992 года на сессии Верховного совета — тогдашнего парламента страны. В связи годовщиной принятия Конституции, предлагаю взглянуть на историю конституций страны в составе СССР и Конституции независимого Узбекистана в XX веке и подумать о будущем Основного закона страны. Сразу оговорюсь: статья не имеет цели дать правовую оценку действовавшим и действующим нормам и их применению.

Советский период

27 октября 1924 года на части территорий Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР), Бухарской и Хорезмской социалистических советских республик была образована Узбекская ССР. Первая конституция Узбекской ССР была принята 30 марта 1927 года вторым всеузбекским Съездом советов. Узбекская ССР со столицей в городе Самарканд и с Таджикской АССР в своём составе провозглашалась «социалистическим государством рабочих и крестьян», где «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Для установления власти «рабочих, крестьян и красноармейцев» создавался верховный орган — Съезд советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Фактически страной руководили Президиум Центрального исполнительного комитета Советов, высший законодательный, исполнительный, распорядительный и контролирующий орган страны, и Совет народных комиссаров УзССР — правительство страны. Ни о каким разделении властей или системе сдержек и противовесов, естественно, речи не было.

Государственную власть на местах осуществляли местные съезды советов и формируемые ими исполнительные комитеты (исполкомы). Нижестоящие исполкомы были подотчётны вышестоящим, а отделы и управления (народного образования, здравоохранения, финансовые и т. д.) окружных исполкомов — соответствующим народным комиссариатам (наркоматам). Возможно, из этой прошлой системы управления унаследовано нынешнее практически двойное подчинение местных управлений министерств и госорганов — как своему министерству, так и местному хокимияту.

В той конституции за всеми национальными меньшинствами было закреплено право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке, а декреты (законы), постановления и распоряжения публиковались на узбекском, русском и таджикском языках.

Ещё один интересный пункт той конституции — труд признавался не правом, а обязанностью граждан, а лица, использующие наёмный труд с целью извлечения прибыли, и лица, живущие на «нетрудовой доход», как и частные торговцы, торговые посредники, религиозные служащие, бывшие сотрудники полиции и администрации Российской империи, Бухарского эмирата и Хивинского ханства, были лишены права голоса и права быть избранными в советы.

Первая конституция Узбекской СССР действовала 10 лет — до 1937 года. Вслед за принятием «сталинской» конституции СССР 1936 года, основной закон УзССР также был принят в новой редакции. Так же, как и в прежней конституции, УзССР объявлялась «социалистическим государством рабочих и дехкан». Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тем самым выведена из состава Узбекской СССР ещё в 1929 году. В состав УзССР вошла Каракалпакская АССР, делилась союзная республика на округи, районы, национальные районы и города. Столицей уже был город Ташкент.

Прежний подход к концентрации власти в одном органе был сохранён, только вместо Съезда советов он назывался Верховным советом УзССР. Так как Верховный совет, как и прежний Съезд советов, не был постоянно действующим органом, а созывался два раза в год, то создавался Президиум Верховного совета — постоянно действующий орган. Президиум назначал и освобождал от должности народных комиссаров — членов правительства.

Как и в прежней редакции конституции, органами местной власти были исполкомы, формируемые местными советами и подотчётные вышестоящим исполкомам. Судебная власть в лице верховного суда и нижестоящих судов избиралась верховным советом и соответствующими местными советами.

Труд уже был не обязанностью, а правом граждан. Также конституция гарантировала право на отдых, образование, материальное обеспечение в старости, болезни и потери трудоспособности, а также декларировала такие важные права, как неприкосновенность личности, жилища и переписки, объединение в общественные организации, свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Норма о лишении права голоса отдельных категорий лиц, существовавшая в прежней конституции, была исключена: формально всем гражданам гарантировалось право избирать и быть избранным.

В 1978 году на смену «сталинской» конституции пришла «брежневская» конституция. Узбекистан объявлялся «социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, дехкан и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики».

В этой конституции закреплялась «руководящая и направляющая роль» коммунистической партии Советского Союза (КПСС) — реальное положение было юридически оформлено, и первые секретари Центрального комитета коммунистической партии имели больше полномочий, чем формальный высший орган государственной власти — Верховный совет Узбекистана с его Президиумом.

Верховный совет формировал Совет министров — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Нижестоящие народные суды избирались гражданами, а вышестоящие суды — соответствующими советами.

В 1989—1992 годах в конституцию 1978 года были внесены значительные изменения и дополнения: узбекский язык был провозглашен государственным языком, учреждены посты президента и вице-президента, Совет министров преобразован в Кабинет министров, должность председателя Совмина упразднена, а функции председателя Кабмина переданы президенту.

Конституция независимого Узбекистана

Проект Конституции, опубликованный в газетах «Халк сузи» и «Народное слово» в сентябре 1992 года. Фото с выставки архивных документов об истории создания Конституции, ноябрь 2017 года. Ёлкин Шамсиддинов / УзА.

Конституция 1978 года, с более поздними поправками, действовала и после провозглашения независимого Узбекистана и распада СССР — до 8 декабря 1992 года, когда на 11-й сессии верховного совета Республики Узбекистан 12-го созыва была принята Конституция независимого Узбекистана. Как пишут Нарзулла Джураев, Турсунбой Файзуллаев и Камариддин Усманов в школьном учебнике по истории Узбекистана 1998 года издания, верховным советом страны ещё в 1990 году была образована конституционная комиссия, состоящая из 64 членов и возглавляемая тогдашним президентом Исламом Каримовым. Институтом философии и права Академии наук, институтом политологии и управления и юридическим отделом аппарата президента были разработаны три версии концепции конституции. На основе концепции, разработанной аппаратом президента, был разработан проект конституции, опубликованный для всенародного обсуждения в сентябре и ноябре 1992 года, который и лёг в основу ныне действующего основного документа страны.

В отличие от конституций советского периода, в Конституции независимого Узбекистана был закреплён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (статья 11). Высшим государственным представительным органом страны, осуществляющим законодательную власть, стал однопалатный Олий Мажлис, состоящий из 150 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет. Во время обсуждения проекта конституции были предложения создать двухпалатный парламент, однако эти предложения были отклонены из-за «отсутствия такой традиции».

Главой государства и исполнительной власти был объявлен президент страны, избираемый на пятилетний срок и одновременно являющийся председателем Кабинета министров. Некоторые политологи считают, что форму правления, принятую в первой редакции конституции, можно характеризовать как «президенциализированную президентско-парламентскую республику с очень широкими полномочиями президента и небольшими контрольными функциями парламента».

Были созданы представительные органы государственной власти на местах — советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Судебная власть была объявлена независимой от законодательной и исполнительной власти, политических партий и иных общественных объединений.

В 2003 году в конституцию были внесены серьёзные изменения: однопалатный Олий Мажлис был преобразован в двухпалатный, состоящий из Законодательной палаты и Сената, а срок полномочий президента продлён до семи лет. Президент по-прежнему был главой государства и исполнительной власти, но уже не был председателем Кабмина. Эти и последующие изменения, усиливающие роль парламента, по мнению доктора юридических наук Мирафзала Миракулова, позволяют отнести страну к смешанной республике с признаками президентской и парламентарной республик.

Ещё одно изменение — норма о проведении президентских выборов в первое воскресенье третьей декады декабря в год истечения полномочий президента — привело к правовой коллизии, согласно отчёту ограниченной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ 2007 года: выборы президента состоялись 23 декабря 2007 года, хотя срок его полномочий истёк ещё в январе.

В 2007 году в Конституцию были внесены очередные изменения: президент перестал быть главой исполнительной власти. Теперь он «является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Изменения, внесённые в 2011 году, коснулись порядка назначения премьер-министра и выражения ему вотума недоверия. Кроме того, была введена норма об исполнении председателем Сената обязанностей президента при невозможности исполнения действующим президентом своих обязанностей — в прежней редакции в таких случаях Олий Мажлис должен был выбрать одного из депутатов (сенаторов) исполняющим обязанности. Также отдельной поправкой был возвращён пятилетний срок полномочий президента вместо семилетнего.

В 2014 году были внесены изменения, касающиеся в основном деятельности президента, Кабинета министров, хокимов и Центризбиркома. В 2017 году изменения в Конституцию были внесены трижды: в марте, мае и августе и касались деятельности местных кенгашей, Конституционного суда и Высшего судейского совета. Последние изменения были внесены в августе 2019 года и феврале 2021 года.

В праздничном поздравлении ко Дню Конституции в 2020 году президент Шавкат Мирзиёев отметил необходимость совершенствования Конституции и законов и либерализации всех сфер нашей жизни. О необходимости совершенствования Основного закона, который определит сегодняшнее и дальнейшее развитие страны, на основе изучения мирового опыта, говорилось и в инаугурационной речи президента в ноябре нынешнего года. Во вчерашнем праздничном поздравлении по случаю дня Конституции глава государства перечислил основные направления предлагаемых изменений в Конституцию.

Какие изменения нужны

Размышляя об изменениях в Конституции, попробуем проанализировать, какие изменения были бы полезны для дальнейшего развития демократического общества.

Согласно статье 13, высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права, а демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами. Однако статьи, касающиеся основных прав и свобод (свобода передвижения, свобода мысли, слова и убеждений) содержат отсылочные нормы о том, что эти свободы могут быть ограничены законами. Принудительный труд также запрещен, но возможен, помимо исполнения наказания по приговору суда, и «в других случаях, предусмотренных законом».

При такой формулировке любое ограничение базовых прав будет соответствовать требованиям конституции, если оно будет утверждено в виде закона. Например, институт прописки, делящий граждан на категории и дающий им разные права в зависимости от региона, где они родились, был утверждён законом (кстати, действующим до сих пор), значит конституционен, несмотря на явное противоречие статье 18 Конституции.

Условия, при которых базовые права могут быть ограничены (например, ограничение свободы передвижения в период отбывания вступившего в силу приговора суда или во время чрезвычайных ситуаций) должны быть включены в текст Конституции, как это сделано в конституциях многих стран (например, США, Германии, Швеции, России).

Согласно Конституции, система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей. Принцип разделения властей, заложенный в античной Римской республике и развитый французскими просветителями, позволяет распределять государственную власть между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями таким образом, чтобы ни одна из ветвей не могла эту власть узурпировать.

Если на республиканском уровне законодательную власть осуществляет парламент (Олий Мажлис), а исполнительную — Кабинет министров, то на региональном уровне представительную и исполнительную власть возглавляет хоким, являющийся при этом и главой кенгаша народных депутатов, которому он при этом подотчётен по законодательству и который, как правило, теми же депутатами кенгаша почти единогласно избирается членом Сената — верхней палаты законодательного органа.

Насколько такое положение соответствует принципу разделения властей? Не возникает ли в таких случаях слияние полномочий и конфликт интересов?

И практика даёт нам красноречивые примеры, к каким последствиям может привести отсутствие чёткого разделения властей. Комментируя инцидент с аудиозаписью хокима Андижанской области, депутат Расул Кушербаев писал: «Слишком много власти в руках одного человека ведёт к ошибкам, которые дорого обходятся другим».

По сути, он повторил то, что несколько веков назад писал Монтескьё, один из основоположников теории разделения властей: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их».

Не подтверждение ли слов великого философа и правоведа мы видим в многочисленных злоупотреблениях, таких как, например, оскорбления, рукоприкладство, сносы исторических и частных объектов, эксперименты с «машиной времени», тендеры, организация и результаты которых вызывают вопросы?

О необходимости разделения властей на региональном уровне говорили и президент, и глава Сената, и председатель правящей партии УзЛиДеП.

Хокимы, избираемые местным населением, как это было обещано главой государства, и подотчётные кенгашам, которые могут их лишить полномочий в случае нарушения ими законов, а не только жаловаться президенту — думается, такое положение дел будет соответствовать и принципу народовластия, и принципу разделения властей, заложенным в конституции. В верхнюю палату парламента также должны избираться члены местных кенгашей, но не хокимы.

Важным условием для полноценной реализации принципа разделения властей является принцип сдержек и противовесов, когда все ветви власти находятся в равновесном положении и контролируют положение друг друга. В такой системе каждая ветвь власти обладает правомочием (правом действовать), которое одновременно является сдержкой для одной ветви власти и противовесом для другой.

К примеру, право главы государства распускать парламент, зафиксированное в Конституции, является сдержкой для парламента и противовесом для главы государства. Для баланса системы парламент также должен обладать правомочием, служащим сдержкой для главы государства и противовесом для парламента (например, вотум недоверия или импичмент). Также необходимо усилить конституционные основы сменяемости власти как конституционной ценности: исследователи отмечают важность данного процесса как для политических, так и для экономических процессов.

Судебная власть, беспристрастная и независимая от других ветвей власти и прокуратуры и принимающая решения только на основании законов, также важна для демократического общества — необходимо устранить механизмы, ставящие судебную власть в зависимость от других ветвей власти и прокуратуры.

Ещё одно важное условие эффективного функционирования Конституции как Основного закона страны, нормам и принципам которого не может противоречить ни один нормативно-правовой акт — это постоянный мониторинг всех нормативно-правовых актов на соответствие Конституции и отмена любых положений, признанных не соответствующими Конституции. По любому вопросу, будь то изъятие частной собственности, обширная система льгот для разной категории абитуриентов или отмена права на самовыдвижение — должно быть чёткое обоснование о соответствии или несоответствии Конституции и для этого Конституционному суду, наверное, стоит проявлять большую активность, чем сейчас.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Конституция Республики Узбекистан – это крепкая опора и правовая гарантия общественного развития, яркий символ независимости нашей Родины. Ее принятие стало одним из важнейших этапов суверенности страны. Основной закон заложил фундамент для обеспечения прав и свобод человека, мира и согласия в обществе, осуществления широкомасштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах. Это служит прочным правовым фундаментом последовательного развития общественных отношений и определяет вектор взаимодействия между гражданином, обществом и государством.

Ядром конституционного права является сама действующая Конституция. Роль и место Конституции в любой национальной правовой системе фундаментальна и первостепенна. При этом каждое государство имеет свойственную только для него Конституцию. Следует подчеркнуть, что нет и не может быть универсальной конституционной модели, единственно подходящей для всех государств. Каждое государство имеет свой путь конституционного развития. В этом плане не исключение и Конституция независимого Узбекистана.

Избранный страной путь и достигаемые успехи в процессе поэтапной реализации признанной международным сообществом узбекской модели развития являются практическими результатами воплощения положений Конституции Узбекистана.

Ежегодно День Конституции Узбекистана празднуется 8 декабря. Именно в этот день в 1992 году на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был единогласно принят Основной закон страны. Тогда же глава государства подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан».

Конституция Узбекистана – это творческое единство отечественных государственно-правовых, духовно-культурных потребностей в прогрессе и мирового опыта устойчивого конституционного саморазвития.

При подготовке проекта Конституции ее авторы опирались на три основных источника: многовековое национальное правовое наследие, международные стандарты по правам человека, зарубежный конституционный опыт.

Действие Конституции за время, прошедшее с момента принятия показало, что она прогрессивно определила юридические параметры политической и правовой системы, органов государственной власти и управления и развития институтов гражданского общества.

Добавим, что Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов ряда зарубежных стран, она закрепила основополагающие положения демократии:

— Узбекистан — суверенная демократическая республика (ст. 1);

— Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами (ст. 2);

— Народ является единственным источником государственной власти (ст. 7);

— Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (ст. 8);

— Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум) (ст.9).

Сегодня день принятия Основного закона страны отмечается в Узбекистане как национальный и всенародный праздник. Каждый год Президент страны обращается с приветственной речью к нации. Улицы городов украшаются флагами, а в столице страны проходят различные праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате: концерты звезд эстрады, выставки, просветительские акции, спортивные и благотворительные мероприятия и другие.

Национальный праздник Узбекистана — День Конституции — отмечается в стране ежегодно 8 декабря.

В этот день в 1992 году на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был единогласно принят Основной закон страны — Конституция Узбекистана как независимого суверенного государства.

В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан» , «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником» , «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан» . Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран, она закрепила основополагающие положения демократии: — Узбекистан — суверенная демократическая республика (ст. 1); — Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами (ст. 2); — Народ является единственным источником государственной власти (ст. 7); — Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (ст. 8); — Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум) (ст.9). Сегодня день принятия основного закона страны отмечается в Узбекистане как национальный и всенародный праздник. Улицы городов украшаются флагами, а в столице страны проходят различные праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате: концерты звезд эстрады, выставки, просветительские акции, спортивные и благотворительные мероприятия, всевозможные шоу…

Конституция Республики Узбекистан – это крепкая опора и правовая гарантия общественного развития, яркий символ независимости нашей Родины. Ее принятие стало одним из важнейших этапов суверенности страны. Основной закон заложил фундамент для обеспечения прав и свобод человека, мира и согласия в обществе, осуществления широкомасштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах. Это служит прочным правовым фундаментом последовательного развития общественных отношений и определяет вектор взаимодействия между гражданином, обществом и государством.

Ядром конституционного права является сама действующая Конституция. Роль и место Конституции в любой национальной правовой системе фундаментальна и первостепенна. При этом каждое государство имеет свойственную только для него Конституцию. Следует подчеркнуть, что нет и не может быть универсальной конституционной модели, единственно подходящей для всех государств. Каждое государство имеет свой путь конституционного развития. В этом плане не исключение и Конституция независимого Узбекистана.

Избранный страной путь и достигаемые успехи в процессе поэтапной реализации признанной международным сообществом узбекской модели развития являются практическими результатами воплощения положений Конституции Узбекистана.

Ежегодно День Конституции Узбекистана празднуется 8 декабря. Именно в этот день в 1992 году на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан был единогласно принят Основной закон страны. Тогда же глава государства подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан».

Конституция Узбекистана – это творческое единство отечественных государственно-правовых, духовно-культурных потребностей в прогрессе и мирового опыта устойчивого конституционного саморазвития.

При подготовке проекта Конституции ее авторы опирались на три основных источника: многовековое национальное правовое наследие, международные стандарты по правам человека, зарубежный конституционный опыт.

Действие Конституции за время, прошедшее с момента принятия показало, что она прогрессивно определила юридические параметры политической и правовой системы, органов государственной власти и управления и развития институтов гражданского общества.

Добавим, что Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов ряда зарубежных стран, она закрепила основополагающие положения демократии:

— Узбекистан — суверенная демократическая республика (ст. 1);

— Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами (ст. 2);

— Народ является единственным источником государственной власти (ст. 7);

— Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (ст. 8);

— Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум) (ст.9).

Сегодня день принятия Основного закона страны отмечается в Узбекистане как национальный и всенародный праздник. Каждый год Президент страны обращается с приветственной речью к нации. Улицы городов украшаются флагами, а в столице страны проходят различные праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате: концерты звезд эстрады, выставки, просветительские акции, спортивные и благотворительные мероприятия и другие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник турок
  • Национальный праздник турков
  • Национальный праздник текилы
  • Национальный праздник татарского народа курбан байрам
  • Национальный праздник татар описание