Национальный тувинский праздник наадым

Ежегодно жители Тувы отмечают праздник животноводов – Наадым.

Ежегодно жители Тувы отмечают праздник животноводов – Наадым. Он объединяет не только тех, кто продолжает традиционный образ жизни, чтит наследие наших предков и таким образом сохраняет культуру, но и всех тувинцев, кто в этот день имеет возможность прикоснуться к первозданному быту тувинского народа. Об этом свидетельствуют национальные игры, традиционная кухня, ремесло животноводов и их жилище в виде юрты. Наадым — настолько привычный праздник, что жители республики ежегодно к нему готовятся. Но задумывался ли кто об истории его зарождения.

Корреспондент TMG попытался изучить вопрос об истоках возникновения праздника. Согласно исследованию заслуженного деятеля науки РТ, доктора исторических наук М.В. Монгуш, праздник Наадым зародился в эпоху монгольских завоеваний. Слово «Надом» с монгольского означает «празднество», «состязание», «игрища». Официально Наадым праздновали во времена Тувинской Народной Республики (1921-1944). С момента вхождения Тувы в состав СССР он был упразднен и на долгое время передан забвению. Тувинцы возродили Наадым в 1993 году, с тех пор отмечают его ежегодно в середине августа, приурочив к Дню Республики.

Под «игрищами» понимаются борьба, стрельба из лука, конные скачки. В них явно прослеживаются отголоски таких явлений, как военные парады, воинские состязания в стрельбе из лука, верховой езде и борьбе, которые регулярно устраивались армией Чингисхана во времена монгольских завоеваний. Как и в прошлые века, эти игры остаются неизменными составляющими Наадыма.

Из статьи археографа ЦГА Тувинской АССР Б.Ч. Ширин-оол в газете «Тувинская правда» от 1983 года следует, что 28 июля 1922 года был проведен первый национально-революционный праздник животноводов – Наадым.

Таким образом, наш ежегодный праздник животноводов является связью между предками тувинцев, и эта связь берет свое начало за несколько столетий до дня, который мы проживаем сегодня. Мы — счастливый народ, потому что сохранили свой быт и культуру, а также самый главный праздник — Наадым.

Ай-Белек Ондар

Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историюСамо слово Наадым монголь­ского происхождения («Надом») и означает «празднество», «состязание», «игрища». Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш, стрельбу из лука, конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского надома, и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван Надом», что в переводе означает «три игрища мужчин».

Мы же, рассматривая тувинский вариант Наадыма, остановимся на его традиционной стороне, так как именно она оказалась самой устойчивой и выдержала испытание временем. Самый ранний период Наадыма, по мнению автора издания «Календарные обычаи и обряды» Н. Жуковской, – родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, состязаниями. Функциональная направленность Наадыма на данном этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами-хозяевами местности.

Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историюНе будет преувеличением сказать, что национальная борьба хуреш была и остается «гвоздем» Наадыма. Своими корнями она уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись на дороге, договариваются померяться силой, исполняют ритуальный «танец орла».

Из века в век, из поколения в поколение эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

Победителя в хуреше радостно приветствуют болельщики, он воспроизводит полет орла. Иногда секундант клал победителю в пригоршню кусочек сыра, который тот должен был отведать, а остатки бросить в разные стороны болельщикам. Смысл этого ритуала заключается в кормлении борцом духов гор, и он связан с самым ранним этапом в истории Наадыма, а именно – родовым жертвоприношением в честь духа-хозяина местности, предков рода. Обиталищем этих духов считались горы, следовательно, и местом проведения Наадыма были горы. На вершине горы, где находилось оваа – языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд жертво­приношения и затем устраивали пиршество и спортивные состязания. Этот факт свидетельствует о том, насколько живучи анимали­стические представления в сознании народа.

Если во всех турах соревнования удавалось одержать победу, борцу присваивали титул Чаан (слон), вторым по значимости званием было Арзылан (лев), третьим – Начын. Также существовал в Туве титул Хартыга (ястреб). Но после народной революции этот титул был отменен. Федерации национальной борьбы республики нужно изучить этот вопрос и внести поправку в закон о присвоении спортивных званий. Этот титул очень кстати подойдет молодым борцам-победителям, юношам до 18 лет. Кроме присвоения высоких званий и титулов, в Туве борцам-победителям вручали награды. Нередко в ее качестве борец получал коня – приз поистине бесценный для кочующего арата.

Вторым видом спорта была стрельба из лука. Причем, двух видов: стрельба из лука в ремень (баг адары) и стрельба из лука в мишень (кара адары). Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов и их армий относились к военным атрибутам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительных меткости и ловкости. Позже, когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась как одна из важных составных частей Наа­дыма.

При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100–150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг от друга, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура – «чурек» (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков.

Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрелком было гораздо больше – от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого козла в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто большее число раз попадал в грудную часть шкуры-мишени.

Иногда мишенью служил колобок, скатанный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с таким расчетом, чтобы при попадании он откатывался. Победителям вручали призы.

Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историюНе менее популярной частью Наадыма были и конные скачки. Пожалуй, именно в них наиболее ярко выразился национальный колорит тувинцев, ибо без коня совершенно немыслима жизнь скотовода-кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрелком из лука, требовались особые таланты, то наездником в то время был фактически каждый, и женщины не были в этом исключением.

Перед соревнованиями, примерно за месяц до начала праздника, скакунов специально закаливали и тренировали по особым правилам, уже известным не одному поколению аратов-кочевников. Вот что по этому поводу пишет Н. Жуковская: «Скакунов выпасают на пастбищах с особым травостоем, регулируют количество выпиваемой воды на водопое, устраивают предварительные заезды. Кроме того, важно научить лошадь не запариваться, не выделять слишком обильный пот на скаку. Поэтому их тренируют ежедневно в полдень, в самую сильную жару. Иногда укутывают в овчину и в таком виде гонят на гору. Через десять дней такой тренировки лошадь готова к скачкам. Она перестает потеть и сбрасывать лишний жир».

Во время тренировки коня наездник сам тоже занимался усиленной подготовкой: повышал свое мастерство наездника, так как в этом виде спорта от него зависела не только победа, но и возможность избежать какой-либо травмы, если вдруг норовистая лошадь вздумает «выкинуть» что-нибудь непредсказуемое. Чаще всего наездниками являлись хозяева лошадей. Это намного облегчало их подготовку к скачкам.

Дистанции заезда были различны – от 15 до 40 километров. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получала титул «Чугурук-Доруг» (скакун гнедой), а остальным победителям давали прозвища «Сыын-Кара (скакун-марал), «Чугурук-Сарала», «Эзир-Кара (черный орел) и т.д. Вниманием и призами отмечали также наездников. Для зрителей и судей победа, одержанная в скачках, была и победой их хозяина-наездника, поэтому успех им принадлежал в равной мере.

Эти три основные составляющие Наадыма позволяют сделать вывод о том, что он нес в себе черты общественного праздника. По всей вероятности, Наадым, имеющий многовековые корни, оказался более устойчивым и менее подверженным идейным новшествам, чем другие праздники.

Наадым (от монгольского «Надом» — празднество, состязание, игрища) — тувинский национальный праздник животноводов (аратов). Проводится ежегодно в середине августа. Обязательно включает в себя национальную борьбу Хуреш, конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.

Содержание

  • 1 История и обзор
  • 2 Национальная борьба Хуреш
  • 3 Конные скачки
  • 4 Стрельба из лука
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История и обзор

Праздник Наадым имеет тысячелетнюю историю. Самый ранний период Наадыма — родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, состязаниями. Функциональная направленность Наадыма на данном этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами-хозяевами местности[1][2].

Праздновать Наадым начали с 1922 г., с момента образования Тувинской Народной Республики. В советское время праздник был запрещен, традиция празднования возобновлена с 1993 г. С 2007 г. по решению правительства республики среди кожуунов проводится конкурс на право проводить республиканский Наадым. Главный критерий при выборе — показатели социально-экономического развития и реализации приоритетных национальных проектов.

Наадым празднуется несколько дней подряд. Устраиваются конкурсы на лучшую юрту, на лучшее конное снаряжение, лучший национальный костюм. Во время Наадыма проводится Международный Фестиваль Войлока, нак который съезжаются производители войлочных изделий из соседних регионов и Монголии. Проводится конкурс-дефиле на лучшие костюмы и изделия из войлока и мастер-классы по валянию войлока. Организуются соревнования в занятиях животноводов — в плетении волосяных веревок, снаряжении лошадей, изготовлении войлока. Одним из традиционных состязаний является соревнования по подъему тяжелых камней.

В программе Наадыма ярмарка блюд национальной кухни, животноводческой утвари, национальной одежды, изделий из войлока, тувинских музыкальных инструментов и продукции художественных промыслов ручной работы. Завершается Наадым праздничным концертом — грандиозным представлением, которое становится достойным финалом наиболее красочного праздника республики.

Национальная борьба Хуреш

Национальная борьба Хуреш является «гвоздем» Наадыма. На Хуреш Наадыма приезжают сильнейшие борцы из Монголии, Внутренней Монголии, Бурятиии и других регионов.

Из поколения в поколение эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

Победителя в Хуреше радостно приветствуют болельщики, он воспроизводит полет орла. Иногда секундант клал победителю в пригоршню кусочек сыра, который тот должен был отведать, а остатки бросить в разные стороны болельщикам. Смысл этого ритуала заключается в кормлении борцом духов гор, и он связан с самым ранним этапом в истории Наадыма, а именно — родовым жертвоприношением в честь духа-хозяина местности, предков рода. Обиталищем этих духов считались горы, следовательно, и местом проведения Наадыма были горы. На вершине горы, где находилось оваа — языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд жертво­приношения и затем устраивали пиршество и спортивные состязания.

Конные скачки

Не менее популярной частью Наадыма являются конные скачки, где проверяется скорость и выносливость лошадей. Дистанции заезда различны — от 15 до 40 километров, в зависимости от возраста скакуна. Наездниками скакунов являются дети от 5 до 13 лет. Призы присуждаются как скакунам, так и наездникам. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получает титул «Чугурук-Доруг» (скакун гнедой), а остальным победителям дают титул «Сыын-Кара» (скакун-марал), «Чугурук-Сарала», «Эзир-Кара» (черный орел) и т. д.

Стрельба из лука

Третьим видом спорта на Наадыме является стрельба из лука. Причем, двух видов: стрельба из лука в ремень (баг адары) и стрельба из лука в мишень (кара адары). Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов и их армий относились к военным атрибутам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительных меткости и ловкости. Позже, когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась как одна из важных составных частей Наа­дыма.

При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100—150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг от друга, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура — «чурек» (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков.

Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрелком было гораздо больше — от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого козла в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто большее число раз попадал в грудную часть шкуры-мишени.

Иногда мишенью служил колобок, скатанный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с таким расчетом, чтобы при попадании он откатывался.

Примечания

  1. Жуковская Н. «Календарные обычаи и обряды» — Новые исследования Тувы
  2. http://www.tuva.asia/news/tuva/3732-naadym.html Праздник животноводов имеет тысячелетнюю историю

Ссылки

  • Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историю — Маадыр Биче-оол. Журнал Новые Исследования Тувы
  • Праздник животновода — Наадым — Центр туризма Рсепублики Тыва
  • Наадым — главный праздник тувинцев — Национальная Библиотека Республики Тува им. А. С. Пушкина
  • Наадым -праздник животноводов

Наадым: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Наадым в 2023 году.

  • Горящие туры в Россию

Наадым — ежегодный национальный праздник тувинского народа, в ходе которого можно насладиться соревнованиями по национальной борьбе «Хуреш», конными скачками, стрельбой из лука и современными видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика. А также конкурс на лучшее оформление юрты.

Без преувеличения, национальная борьба «Хуреш» была и останется «гвоздем» Наадыма. Своими корнями это состязание уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись по дороге, договариваются померяться силой, исполняют «танец орла». Количество борцов достигает 300—400 человек, но победителем становится один, ему дарят автомобиль, а остальным — различные призы. В хуреше также проводится конкурс на самого лучшего исполнителя «танца орла», его также награждают.

Самым зрелищным конкурсом Наадыма являются конные скачки. Тувинские скачки отличаются от классических европейских дистанцией, которая достигает от 15 до 40 км, и самыми юными наездниками, которые начинают участвовать с 4-6 лет. Пожалуй, именно в них наиболее ярко выражается национальный колорит тувинцев, ибо без коня совершенно немыслима жизнь скотовода-кочевника.

Республика Тыва

  • Куда отправиться: Тывинский край — край заповедных озер, загадочных курганов и легендарного и практически нетронутого рукой цивилизации заповедника «Убсунурская котловина». Столица республики, Кызыл — один из самых удивительных городов на территории нашей поистине необъятной родины.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Тувинский праздник Наадым, в названии которого прослеживается монгольское влияние (монг. «Надом», дословно празднество», «состязание», «игрища»), стал важнейшей частью традиционной культуры тувинцев. В последние годы праздник получил статус республиканского.

Тувинский праздник Наадым, в названии которого прослеживается монгольское влияние (монг. «Надом», дословно празднество», «состязание», «игрища»), стал важнейшей частью традиционной культуры тувинцев. В последние годы праздник получил статус республиканского.

Он приурочивается ко дню Республики Тыва и в нём принимают участие делегации от всех районов Республики. Кроме спортивных состязаний (национальной борьбы хуреш, стрельбы из лука, конных скачек), в программу праздника включены: парад районных делегаций, представления и концерты коллективов художественной самодеятельности, заседание съезда животноводов Республики, церемония награждения чемпионов-животноводов, выставка сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственной продукции, конкурс «Лучшая юрта», выставка-ярмарка товаров художественных промыслов, традиционных ремесел и декоративно-прикладного искусства.

Проводится также конкурс красоты и «Праздник войлока», восходящий к традиционному для кочевых народов Центральной Азии производственному празднику, сопровождавшемуся коллективными развлечениями и являвшемуся традиционной формой общения и знакомства молодежи.

Материал подготовлен Романовой С.В

Помнится, говоря о Тыве, я завернула куда-то в степи и тема Наадыма так и осталась не дораскрытой… Сейчас исправлюсь… Сегодня будет про парад участников и праздник войлока…

1.
1. Праздник войлока — праздник традиционный. Изготовление этого незаменимого для кочевников материала часто являлось коллективным мероприятием. Одновременно это и бесценная для кочевников возможность общения. Праздник всегда сопровождался всяческими развлечениями. Сейчас он входит в программу Наадыма, где в скорости изготовления и качестве продукции соревнуются команды от каждого кожууна.

2.
2. Но сначала еще немножко праздничного Кызыла. Дедушку Ленина в Туве, кстати, никто не отменял :)
3.
3. А сам парад участников больше всего напоминает первомайскую демонстрацию.
4.
4. Шествие проходит на главной улице столицы — улице Кочетова.
5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
8.
9.
9.
10.
10.
11.
11.
12.
12.
13.
13. Этого бычка мы еще встретим…
14.
14. Главноая площадь города (площадь Арата) во время праздника.
15.
15. От палящего солнца спрятаться практически негде. Разве что под крышей над молитвенным барабаном.
16.
16. В обычные дни на площади никогда не бывает так многолюдно…
17.
17. Помимо зрителей повсюду расхаживают артисты в стилизованных костюмах.
18.
18. Мне интересны накосные курашения, поэтому я часто снимаю спины…
19.
19.
20.
20.
21.
21. Чуть в стороне от площади репетирует команда Сут-Хольского района.
22.
22. В традиции остриженную овечью шерсть сначала сортируют, потом моют и сушат, после чего разложив, например, как тут на шкуре долго взбивают длинными палочками.
23.
23.
24.
24. После чего шерсть равномерно распределяют и накручивают на вал.
25.
25. Такой сверток катают либо вручную, либо привязывают к седлу пастушеской лошади так, чтобы он волочился по земле… За день путешествий по степи шерсть успевает утрамбоваться и к вечеру войлок готов…
26.
26. Кто-то уже говорил про краски-вырви-глаз :)   Да, цвета в одежде тут любят насыщенные.
27.
27. Неподалеку от репетирующих участников конкурса женщина из той же команды произносит алгыш (фольклорный обрядовый жанр — славословие, благопожелание) и совершает обряд кормления духов, чтобы те помогали в соревнованиях… В одной руке она держит пиалушку с молоком и можжевельником, в другой — ритуальную кропильную ложку-девятиглазку… Кропит белой пищей на четыре стороны и вверх — небу, чтобы охватить всех духов, как Среднего, так и Верхнего миров… Такие ложки хоть и продаются в сувенирных магазинах, но являются сувенирами только для туристов. У местных жителей их держат в юртах и используют для «кормления» духов-хозяев местности, огня (огню же полагается и первый кусок пищи)… даже если в юрте живут буддисты и на домашнем алтаре стоят буддийские бурханы… Буддизм, шаманизм, дошаманские верования в Тыве очень сильно переплетены… Но сегодня духи более благосклонны к команде из Монгу-Тайгинского района, которая заняла первое место на этом празднике.
28.
28. Еще одна команда…
29.
29. А вот, собственно, готовый продукт…
30.
30.
31.
31. Рядом с театром, неподалеку от площади — ярмарка. Тут можно приобрести готовые войлоки. Тут на фотографии — войлоки машинной выделки. Они тоньше и ровнее, чем войлоки ручной работы. В Туве есть несколько цехов механической переработки шерсти, но, к сожалению, их очень мало… Часто населению попросту некуда сдавать излишки шерсти… То же касается и шкур… Но к этому я вернусь позже… Это не очень праздничная тема…
32.
32. Манекенщицы идут демонстрировать современные дизайнерские модели, изготовленные из войлока…
33.
33. Опять же ярмарка…
34.
34.
35.
35.
36.
36.
37.
37. Современные накосные украшения…
38.
38. Увы, ничего общего по уровню исполнения и качеству материалов с лучшими образцами традиционных вещей не имеют… В традиции накосники чавага изготавливались из серебра, кораллов и шелковых нитей… И это, конечно, совсем другой коленкор…
39.
39. Бабушки дают мастер-класс по выделке шкурок
40.
40. и плетению веревок из конского волоса…
41.
41. Праздник войлока всегда сопровождался играми, песнями и танцами… Во время Наадыма в Кызыле это происходит на сцене…
42.
42.
43.
43.
44.
44. Выступают не только тувинцы, но и гости республики. В данном случае — соседние и родственные тувинцам алтайцы.
45.
45.
46.
46.
47.
47.
48.
48. Тождицы…
49.
49. Русские в сарафанах тоже участвуют в празднике Наадым…
50.
50. Наверное, на этом про Наадым все :) Извините за скудость и бледность комментов… На мяу напала инфлюэнца и плющит неодолимый сплюн…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный татарский праздник сегодня
  • Национальный румынский праздник
  • Национальный праздник японии цветение сакуры
  • Национальный праздник якутов ысыах
  • Национальный праздник южной кореи