Национальный якутский праздник лета

Якутский праздник Ысыах в [year m=6 hide_month] году отметят в июне. Рассказываем про необычные традиции этого дня и делимся точными датами проведения торжества

Россия — многонациональная страна. Многообразие культуры ее народов отражено и в национальных праздниках. Дальневосточная Республика Саха-Якутия имеет обширную территорию и довольно суровый климат. Культура якутов весьма колоритна и запоминается своими необычными обрядами и яркими костюмами. Якутский народ любит отмечать праздники как зимой, так и летом. Отправимся на берега великой реки Лены и расскажем о летнем якутском празднике Ысыах, его истории и традициях, соблюдаемых и в 2023 году.

Когда отмечается Ысыах в России в 2023 году

Ысыах на протяжении многих веков отмечался в день летнего солнцестояния. Он, как известно, выпадает на 21 июня. Правда, в последнее время дата праздника стала «плавающей». В зависимости от ситуации в улусах (так называется большинство районов республики), народный праздник лета якуты отмечают в период с 10 по 25 июня. При определении даты празднества учитывают ситуацию в различных улусах, выходные и рабочие дни, а затем планируют под них мероприятия.

В настоящий момент обстановка с короновирусом в Республике Саха-Якутия остается напряженной. Поэтому большинство мероприятий Оргкомитет праздника, созданный на правительственном уровне, перенес в онлайн-формат. Празднество в улусах намечено на 20-21 июня, в окрестностях Якутска дистанционный формат растянут почти на две недели – с 15 по 27 июня.

История праздника Ысыах

Как и многие праздники народов мира, Ысыах связан с языческими обрядами, темой плодородия. Отголоски этого дня встречаются и у других тюркских народов России. Легенда связывает праздник с прародителем всех якутов — Эллей Боотуром. Примечательно, что в древности у скотоводческих племен годичный цикл делился на две половины. Такие даты, как праздник Ысыах, являлись своеобразной чертой, делившей очередной плодородный сезон (Тегурук Сыл) пополам. Поэтому до недавнего времени Ысыах ошибочно принимали за якутский Новый год. Праздник на самом деле близок к новогоднему торжеству по смыслу, но, естественно, таковым не является.

Якуты с древних времен умели красочно проводить свои празднества. Этим они даже очаровывали иностранных путешественников. Открывший для себя холодную Якутию датский торговец и дипломат Эверт Идес оставил после себя первые записи о праздновании Ысыаха. Во время своего пути в Китай в конце XVII века Идес записал ценные свидетельства для европейцев о летних торжествах неведомых доселе якутов.

Местные этнографы выделяют еще одну немаловажную роль праздника. Зима в Якутии долгая и суровая. Поэтому Ысыах — это еще и многовековой повод собраться своими семьями на природе и порадоваться долгожданному теплу.

Традиции праздника Ысыах

Традиция празднования Ысыах прочно связана с эпосом народа Саха Олонхо. Поэтому торжества в улусах республики иногда так и называют — Ысыах Олонхо. Праздник в окрестностях города Якутска, в местности Ус Хатын называют с уважением Ысыах Туймаады.

Наиважнейший элемент праздника Ысыах — хоровод Осуохай. Осуохай выполнен в виде большого людского диска. Сотни участников хоровода танцуют, переминаясь с ноги на ногу, в неторопливом темпе. Якуты — люди неспешные и основательные, что и находит отражение в танце. Ускоряется вся эта живая масса при припеве. Несколько лет назад такой хоровод Осуохай был занесен в книгу рекордов Гиннесса по числу танцоров, задействованных в нем. В юбилейный для Якутска 2012-й год в хороводе закружилось более пятнадцати тысяч человек!

хоровод Осуохай

Хоровод Осуохай. Фото: ru.wikipedia.org

Хороводит этой всей людской массой ведущий, который зовется осуохайдыытом. Не стоит пытаться выговорить это слово вслух, лучше запомнить, что Осуохай может продолжаться до самого утра. Нередко большие хороводы устраиваются в течение трех дней и ночей. Не обходится без традиционного для якутов напитка — кумыса, приготовленного из молока кобылы. В хороводе Осуохай также присутствуют языческие мотивы.

Еще один атрибут праздника — коновязь в центре праздничного круга. Она называется сэргэ. Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы. С целью задобрить «небесных кобылиц» сэргэ украшают цветными лентами (саламой). Столб коновязи представляет собой некую модель мироздания. Рядом со столбом находится разновидность языческого берестяного капища, которое женщины также переплетают разноцветными лентами.

Сэргэ полностью состоит из причудливой деревянной резьбы

Фото: Пыхалова Юлия

С XIX века в праздник активно внедряется игровой элемент. В современной Якутии элементы праздника Ысыах модернизируются. Под Ысыах подстраивается улусные (районные) бюджеты. Молодежь привносит в них что-то новое. Различные народные игры помогали молодым якутам найти свою вторую половину. Такие судьбоносные встречи между юношами и девушками происходят и на современном Ысыахе. Лето, как-никак, пора любви!

Ысыах отмечают и Москве. Место проведения праздника в столице на протяжении более чем пятнадцати лет остается неизменным — парк Коломенское. Проходит якутский Ысыах и в Санкт-Петербурге.

Популярные вопросы и ответы

Как дословно переводится слово Ысыах?

Слово Ысыах можно перевести с якутского как «изобилие». Другие версии перевода — «кропить», «окроплять».

Что нельзя делать в Ысыах?

Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться. Нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс и пройти хотя бы один круг в общем хороводе. Еще один запрет связан с собаками — их нельзя брать с собой на торжество. Это табу очень древнее, и никто наверняка уже не сможет сказать, с чем оно связано.

Что символизирует хоровод Осуохай?

Это древний танец поклонения Солнцу. Движение по кругу напоминает движение Земли вокруг небесного светила, которое она совершает за год. Считается, что участие в Осуохае сулит благополучие и наполнение энергией и новыми силами.

Что означает слово «ысыах»? «Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

Ысыах – обряд кропления – вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник – праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец – ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» – «танец» – происходит от глагола «унк» – «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах — светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь — сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Кумыс — это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике – это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: — церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай — обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

2
3

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

4
Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.

5

yakutia_4В начале лета в Якутии отмечают самый главный национальный праздник Ысыах — яркий, красочный праздник кумыса и встречи восхода солнца, праздник лета, настоящий якутский Новый год.

По преданию начало традиции было положено прародителем якутского народа Эллэй Боотуром, появившимся в этих краях в 12 веке и изменившим ход жизни людей на земле Саха.

Имя Эллэя обросло легендами, он принёс с собой много знаний и умений, научил людей кузнечному и плотницкому ремеслу, шить посуду из бересты, ставить печь с трубой в доме, окна и двери, изготавливать орудия для охоты и рыбалки, делать дымокур для защиты от гнуса и загон для скота, готовить божественный напиток кумыс и ещё множество полезных в быту вещей.

Он вез с собой даже книги, но они, увы, утонули в реке.

С приходом Эллэя на якутской земле началось активное развитие коневодства, лошадь стала священным животным.

Люди Саха узнали о новых богах и ритуалах их почитания.

«В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: «Пусть таков будет удел наших детей! «»

***

«…Эллэй устроил праздник окропления кумыса, «ысыах». Вверху есть Юрюнг-Айыы Тойон с орлом на лбу. Еще есть дарующий приплод лошадей — их предок Уордаах-Джесегей Тойон. Затем есть дарующая приплод рогатого скота Айыысыт-Хотун с веснушчатыми ноздрями. На празднике, поднимая чаши с кумысом, Эллэй обращался к этим божествам с молением размножить его стада. Подняв чаши, он запел… Тогда мимо пролетели три белые птицы… Вот с тех пор люди, уверовав в существование богов, стали устраивать ысыахи»

Праздник посвящался светлым богам Аар Айыы покровителям якутского народа, духам Природы Иччи, Солнцу, памяти предков и встрече нового лета после долгой зимы.

По древней якутской мифологии Вселенная имеет образ коня, Солнце — Огненный Конь, некоторые боги изображаются в виде коней и кобылиц или имеют обыкновение превращаться в них, поэтому на празднике присутствует много символики связанной с лошадьми.

На большой поляне создаётся ритуальный круг из берёзок — «чэчир», охраняющих от злых духов, а в центре устанавливается «сэргэ» — резные столбы коновязи, являющиеся символом Оси Мира или Мирового древа, соединяющие Верхний Мир Богов, Срединный Мир Людей и Нижний Мир духов.

Рядом священный круг -«тюсюлгэ», пространство ограждённое «саламой» — верёвкой из конского волоса, символизирующая нить, соединяющая Человека со всем Мирозданием. Иногда он состоял из 9 кругов по числу небесных сфер. Вход в него оформляется арками из берёзовых веток. Внутри устанавливается «могол ураса» шатёр из бересты для почётных гостей и ритуальной посуды.

Каждое действо на празднике, каждый предмет преисполнены сакрального смысла.

Загодя готовится большое количество молочных продуктов, Ысыах — это молочный пир, на котором главенствует кумыс — «белая благодать», священный напиток символ изобилия и связи с «молочным озером» Верхнего Мира, на берегу которого проживают светлые боги, в этом озере обитают души ещё нерождённых людей и животных.

yakutia_6

Шьют праздничные костюмы, изготавливают украшения, прийти на праздник без костюма или какого-нибудь элемента национальной одежды неуважение к богам.

Белый шаман в сопровождении юных невинных 8 девушек-стерхов и 9 парней-журавлей ( прообразы детей верховного бога Юрюнг Айыы Тойона) совершает обряд «окропления жертвенного огня» кумысом, вознося благодарность богам, с просьбами о благоденствии и покровительстве.

Вместе с дымом капли кумыса попадают в Верхний Мир, в каждой частице есть информация о целом, там она раскрывается и капли превращаются в настоящих животных — бескровная жертва богам и рождение нового мира.

Само название праздника означает «окроплять» или «разбрызгивать».

Окропление огня — дар богам, окропление земли и травы — дар Природе, обряд очищения её и обновления, угощение всех присутствующих «белой благодатью» из деревянной чаши «чорона» покрытой сакральной резьбой — благословение, единение со всем Мирозданием, приобщение к таинствам Природы.

Ещё один важный элемент праздника — ритуальный хоровод «Осуохай», символизирующий круговорот Солнца и Жизни, объединение всех людей, космическую спираль бесконечности жизни.

yakutia_8.

Участники хоровода, двигаясь по ходу Солнца подпевают песнопениям ведущего «олонхосута», благодарят небесное светило за тепло и свет, дающие жизненную силу, включаются в круговорот Времени чтобы замкнуть круг прошлой жизни и начать новый.

Переход из прошлого в будущее и одновременно обновление, люди как бы заново рождаются. Иногда этот праздник называют «Всеобщим днём рождения» и людей и Мироздания.

Часто «Осуохай» танцуют до рассвета, когда из-за горизонта появляются первые солнечные лучи, все поворачиваются лицом на восток и протягивают руки к солнцу, приветствуя рождение нового дня, это момент сближения мира Богов и мира Людей, всё вокруг наполняется и заряжается божественной энергией.

Музыка, песни, танцы, театрализованные представления, гадания, спортивные, музыкальные и шуточные состязания, конные скачки — на празднике представлены основные элементы национальной якутской культуры и всё имеет ритуальную окраску и настроено на радость.

Состязания это не только выявление самых сильных,  ловких и умелых, участники добывают себе «счастливую долю».

Гадают до получения доброго знака, если сразу не выпало счастливого предзнаменования, то обряд будет повторяться до тех пор, пока это  не случится, считается что в это время можно переписать судьбу на благополучную.

Рождается новый год, новый мир и идёт закладка событий, момент трансформации, если в основании будет радость, то год пройдёт удачно.

Поэтому настрой, настроение это тоже важный атрибут праздника.

Музыкальную сонастройку  со Вселенной, с космическими вибрациями, создают магические звуки хомуса, якутского варана, по легендам, это звуки Сотворения Мира.

Певцы и сказители олонхо, хранители героического эпоса народа, соревнуясь друг с другом, рассказывают о событиях с начала времён до наших дней, передавая свои знания из года в год, из поколения в поколение, тем самым не давая прервать «связующую нить».

И нить традиции Ысыаха не прерывалась даже в самые лихие годы, обретя в наши дни статус государственного праздника республики Саха.

Ысыах — это радость, веселье, добрые пожелания:

— «На 9 поколений людей прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на 7 поколений неубывающее обилие сотворите нам!»

— «Пусть голодный насытится, замерзший обогреется, пусть обедневший у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом станьте, детей в колыбелях нарожайте, “чтоб ребенок в колыбели, сотворенный Айыысыт не страдал насморком”, десять улусов размножьте, скот в изгороди пусть наплодится!»

— «Живите счастливо с солнечной стороны друг друга!».

.
Рубрика — Народы Дальнего Востока

Многогранная, бескрайняя, прекрасная Якутия! Мне, редактору Ревда-инфо.ру, повезло поучаствовать в Дальневосточном медиафоруме (29 июня — 2 июля) — в качестве спикера. Форум пришелся на дни Ысыаха, национального праздника лета и плодородия. Расскажу, что узнала и увидела в далеких краях.

Что это было

II Дальневосточный медиафорум объединил журналистов из Якутии, Хабаровской области, Сахалина, Приморского края, Чукотки и так далее. В состав ДФО входят 11 регионов. Во время форума в большом зале Саха-театра прошла пленарная сессия, на большой сцене выступали полпред президента в ДФО, глава республики Саха-Якутия, гости из Китая и Финляндии, ученые. Организаторы: местное полпредство. Партнерами выступили крупные бизнес-проекты Дальнего Востока.

Три дня журналисты из 11-ти регионов плыли на двух теплоходах по реке Лене и слушали лекции, мастер-классы известных спикеров из крупных городов России. Их учили работать в интернете, в социальных сетях, на ТВ и радио. Учили придумывать и продавать проекты, создавать необычный контент для своих изданий, выходящих на русском и якутском языках.

А еще — развлекали, устраивая розыгрыши крошечных, но самых настоящих якутских бриллиантов, играя на хомусе (варгане), показывая Ленские столбы и пригласив нас на Ысыах.

Ысыах

Иначе: якутский Новый год, или праздник лета и плодородия. Его сопровождают обрядами, посвященными солнцу, радостными встречами, играми и, конечно, обильными угощениями. Пишем: Ысыах, читатем: «Эсэх».

yakutsk-1

Заходя на территорию празднества, женщины входят в одни ворота, мужчины — в другие. Нужно взять щепоть конских волос, попросить у высших сил счастья, поблагодарить за все, окунуть в масло и бросить в огонь, разожженный из кизяка (сухого навоза). А потом обойти вокруг костровища трижды, воздавая славу небесам.

Ради него люди со всей страны за полгода бронировали билеты на самолет и номера в гостиницах. На территории в долине Туймаада собрались не менее 200 тысяч человек. Не только якуты, но и у русские, а еще много иностранцев.

Приезжали как организованно — для таких групп обустраивали огражденные стоянки — так и семьями, разбивали палатки. Нужно обязательно встретить восход, чтобы привнести в жизнь счастье и благополучие. В три часа ночи все, кто не спит (мы делали это на теплоходе), простирали руки к восходящему солнцу и просили его быть благосклонным ко всем людям на Земле.

yakutsk-9

На территории есть разные деревья, купола, прислоняясь к которым, ты тоже можешь попросить себе немножко радости и счастья.

Весь лагерь — огромный городок, заставленный палатками. По периметру — стоянки организаций, где проходят их конкурсы, звучат песни, идут награждения отличившихся сотрудников. Например, стоянка ГУФСИН, или Минобразования РС (Я) (сокращение от Республика Саха-Якутия), или местного СХПК.

yakutsk-2

Этап получения благословения на входе — вновь обращение к высшим силам (якуты придают большое значение обрядам), нужно пройти до ворот, по очереди ступая босыми ногами на плиты, и просить благословения.

В торговых рядах — украшения из серебра, с бриллиантами (примерно 99% алмазов в России добывают тут), сувениры, игрушки, шапки, угощения. Полагается много есть, а еще — угощать других.

Церемония открытия Ысыаха — впечатляюще великолепна. Шествия животноводов с лошадьми, коровами, овцами, танец детей в костюмах священных птиц стерхов (сотен детей!) и, конечно, обряд благословения и разжигания огня. Якутский шаман читал молитвы (о благословении, рождении Вселенной), а вставшие в едином порыве зрители раскрыли ладони к солнцу и повторяли за ним: «Уруй Айхал, Айхал Мичил» — все это о богатстве и благополучии.

Все три дня проходят соревнования силачей-батыров, скачки, фестивали национальных песен и танцев. Главный из них — осуохай.


Осуохай

Это якутский хоровод, который после церемонии открытия плясали все в несколько кругов. Внутри — чиновники, в числе которых был глава республики Айсен Николаев в национальном костюме, мэр Якутска Сардана Авксеньтева (ее так любят, что носят футболки с портретом). А вокруг — тысячи зрителей. Потом хоровод в разном составе кружился без остановки: менялись только заводилы, в микрофон певшие национальную обрядовую песню.

Движутся по кругу, повторяя путь солнца, не размыкая рук и покачивая ими, ноги — в одном положении, левая — впереди. Говорят, что древние якуты могли плясать так три дня подряд.


Еда

В Якутии не любят возиться со сложными рецептами и множеством ингредиентов. Продукты варят, тушат, запекают. В основе рациона: рыба, мясо, сезонные овощи. Мясо не все: свинину едят в виде шашлыка по праздникам, баранины не водится, зато в изобилии — конина, жеребятина, дичь и рыба. Главное блюдо — «Утэhэ этэ», холодный «шашлык» из отварной жеребятины на шпажках с луком и овощами. Еще: конский ливер, колбаса из крови, вываренной в молоке. И тушеные потроха, которые пахнут и имеют вкус, аппетит совершенно не пробуждающий.

Из более простого: саламат, заваренная в сливочном масле мука, которую едят с оладьями, приправляя ягодным вареньем. Или кэрчех — взбитые со сметаной сливки, в которые добавляют сахар. Их перемешивают с кусочками хлеба.

00021-1

Запеченный в фольге чир с рисом.

00011

Потроха и кровяной ливер.

Невероятны на вкус печеные караси, запеченный в фольге пресноводный чир (нежное белое мясо, рис, томаты, лук). Напитки: кумыс и бырпах, кисломолочные продукты из молока кобылиц. Жажду утоляют отлично. На вкус: как молочный лимонад. Кстати, алкоголь во время Ысыаха не продавали. И вообще, в Якутии по распоряжению местных властей алкоголь (кроме пива) можно купить только с 14 до 20 часов.


Ленские столбы

1 июля рано утром наш теплоход «Демьян Бедный» пристал к берегу, где обустроен цивилизованный вход в памятник природы Ленские столбы с тропой и магазином сувениров. Это горная гряда, которая тянется вдоль великой реки Лены на сорок километров. Высота: 200 метров, есть пики до 300 метров. Это известняк глубокого цвета: коричневый, серый, черный, белый.

yakutsk-17

Это памятник природы, национальный парк России и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Добраться до него нелегко: летом — по воде, зимой — по льду Лены. Или на вертолете, что очень дорого. И вот почему, кстати, Лена — единственная крупная река, берега которой не застроены заводами (что радует местных). Просто строить здесь дорого.

Чтобы забраться на столбы, пришлось изрядно попотеть. Буквально. 1800 м мы шли вверх и вверх, кое-где по очень крутым лестницам. На территории памятника водятся волки, медведи, рыси, изюбры. Их не встречают, но все равно советуют не сходить с тропы. Не дай бог.

Большинство растений занесены в Красную книгу: рвать нельзя.


Люди

Якуты — приветливые, общительные и очень веселые. Говорят, не замолкая, на певучем родном языке. Обычно свободно владеют двумя, а молодежь — и тремя языками. Это русский, якутский и английский. В школах все три преподают на одном уровне, а кое-где есть якутские классы — где все предметы ведут на якутском.

yakutsk-8

Этим очаровательным дамам — одинаково лет, 68. Их зовут Валерия, Галина и Августа. Галина преподает биохимию, она доктор наук. Они дружат больше двадцати лет. Валерия, та, что в центре — Народная мастерица (есть в Сахе такое звание). Каждая готовила свой костюм к Ысыаху вручную. Он традиционный, с украшениями в якутском стиле. Говорят, что не одобряют пенсионную реформу, сдержанно относятся к политике государства.

Во всей Якутии живет 966 тысяч человек, это меньше, чем в Екатеринбурге. Плотность: один человек на три километра. Это в среднем, а основная часть живет в центре: в Якутске (300 тысяч) Мегино-Кангаласском, Амгинском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Горном, Хангаласском улусах.

Улус — это округ, или район.

Якуты называют себя, ударяя на «Ы», что странно, но почему так — не говорят. Зовут их русскими именами: причем, иногда редкими. Игнат, Прасковья, Афанасий. И фамилии под стать: Николаев или Тимофеев. Все потому, что когда-то эта территория была местом ссылок, в XVII-XVIII веках сюда пришли русские, якуты пережили христианизацию. По новым традициям детей называют якутскими именами: Бэргэн, Тускул, Айхал…

yakutsk-14

yakutsk-15

Мы пообщались с местными. Рассказывают, что жить интересно, работа — есть, только главное: крепчайшее здоровье. Потому что Якутск расположен в зоне вечной мерзлоты. Промерзшая земля (оттепелей тут не бывает) — это причина, по которой дома стоят на сваях. В городе годовая амплитуда температуры невероятная: 102 градуса. Это значит, что зимой может быть -60, и такие рекорды погода ставила, а летом — +38. Не каждый выдержит!

Еще по теме

  • Ревдинцы побывали на «Уральском Бали». Невероятные фото!
  • Путешественник Сергей Казаринов на катамаране покорил реку Реж.
  • На Гоа — за релаксом и тишиной. Ревдинка рассказала о путешествии в Индию.

Полное описание

Ысыа́х — праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств Айыыи возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Ысыах — своеобразная граница между прошлым и будущим.

Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии. Слово «ысыах» дословно можно перевести как «изобилие», связано с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Традиционно Ысыах праздновался в день летнего солнцестояния — 22 июня.

В довоенное время Ысыах проводился, как и положено, 22 июня — в день летнего солнцестояния. После войны, по нравственно-этическим соображениям (дата Ысыаха совпала с началом Великой Отечественной Войны 22 июня 1941 г.) Ысыах стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

В старину день Ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, люди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл Ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

Традиционно петербургский Ысыах – это интересная и насыщенная национальным колоритом культурная программа, которая вызывает огромный интерес не только якутян, проживающих в Санкт-Петербурге, но и жителей и гостей Северной столицы. В программе мероприятия присутствуют полюбившиеся всем турниры по мас-рестлингу, национальной борьбе «хапсагай» и другим видам спорта (прыжки на одной ноге, на обеих ногах и с чередованием ног — «ыстанга», «кылыы» и «куобах»), демонстрация традиционных обрядов — разжигание дымокуров, поклонение огню, кумысопитие (кисломолочный напиток из кобыльего молока, известный кочевым народам с глубокой древности как земное воплощение небесного молочного озера), хоровод «осуохай», выставки якутского декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Состязательная часть Ысыаха перемежается концертными номерами с участием артистов из Республики Саха (Якутия) и национальных творческих коллективов Санкт-Петербурга, конкурсами национальной одежды, национальных блюд, музыкантов-хомусистов, разнообразными детскими играми.

Галерея

July 16 2018, 11:23

Categories:

  • Праздники
  • Россия
  • Cancel

Якутский праздник Ысыах.

В честь наступления долгожданного лета в день летнего солнцестояния в Якутии повсеместно проводится национальный праздник Ысыах.
После долгой суровой зимы праздник наступления лета считался особым событием. С этим праздником связаны все самые лучшие чаяния и помыслы. Он олицетворяет собой счастье, благополучие и изобилие, пробуждение природы после долгой зимы, торжество солнца и начало новой жизни.

Каждый раз Ысыах не перестает поражать красочным национальным колоритом, красивыми ритуалами, интересными традициями.

1. Национальные одежды не перестают удивлять своим колоритом.

DSC_0304копия.jpg

2. На площадках выступают творческие коллективы из разных уголков Якутии.

DSC_0241копия.jpg

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять» кумысом. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. В этот день говорят и поют добрые напутствия. Они обращаются и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

3. Кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

DSC_0367копия.jpg

4.

DSC_0361копия.jpg

5.

DSC_0358копия.jpg

6.

DSC_0357копия.jpg

7.

DSC_0346копия.jpg

8.

DSC_0336копия.jpg

Небольшое видео.

9.

DSC_0331копия.jpg

10.

DSC_0325копия.jpg

11.

DSC_0324копия.jpg

12.

DSC_0322копия.jpg

13.

DSC_0315копия.jpg

14.

DSC_0289копия.jpg

15.

DSC_0283копия.jpg

16.

DSC_0293копия.jpg

17.

DSC_0263копия.jpg

18. В этот праздник проводятся различные соревнования. В том числе и конные скачки.

DSC_0491копия.jpg

19.

DSC_0481копия.jpg

20.

DSC_0380копия.jpg

21. Дерево изобилия. Священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

DSC_0256копия.jpg

22.
DSC_0250копия.jpg

23. Так выглядит местность, где проводят праздник Ысыах. Еще Ысыах называют якутским Новым Годом. Зимой в Якутии очень холодно (температура может достигать до -60) и особо не погуляешь. А летом как раз. Тем более что лето тут хоть и жаркое, но короткое.

DSC_0514 копия.jpg

24.

DSC_0506 копия.jpg

25.

DSC_0504 копия.jpg

26.

DSC_0246копия.jpg

Кульминацией праздника является обряд встречи солнца. Он очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов. С появлением первых лучей солнца люди вытягивают к нему руки.
Но в этот день восхода не было. Солнце еще вечером спряталось за тучи до обеда следующего дня.
Да и я немного подустал от длительного перелета и смены часовых поясов. Поэтому этого обряда так и не дождался. Поехал в гостиницу отсыпаться. Тем более что на следующее утро уже надо было выдвигаться — сплав по Синей и Лене.

Еще видео с праздника.

Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается [ысыах]) — Праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками[1]. Национальный праздник, знаменующий собой завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало нового «Сыл» (новый год), завершение хозяйственного годового цикла.

Содержание

  • 1 Празднование
  • 2 История
  • 3 Осуохай
  • 4 Места и центры проведения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Использованная литература

Празднование

Якутия — крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыах проводился 22 июня — в день летнего солнцестояния. После 1941 года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т. д.

История

Обряд кормления огня

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

Осуохай

Осуохай

Всеобщее единение людей символизирует хоровод солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (олонхосут), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг[источник не указан 635 дней]. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Места и центры проведения

  • Багаччах
  • Туймаада

Примечания

  1. Сост. Н. А. Алексеев, Н. В. Емельянов, В. Т. Петров Предания, легенды и мифы саха (якутов). — Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН, 1995. — ISBN 5-02-030901-X (c. 382)

Ссылки

  • Официальный сайт, посвящённый празднику
  • Ысыах — якутский национальный праздник
  • Список литературы о празднике Ысыах на сайте «Орто Дойду»
  • Журнал «ИЛИН», № 3 (50), 2006 Содержит посвященные Ысыаху статьи Е. Н. Романовой и других авторов.

Использованная литература

  • Людям о людях. Лица Якутии. Республиканская газета, № 1, 23 июня 2007 г.

Шапка для Республика Саха (Якутия)

https://ria.ru/20220626/prazdnik-1798247795.html

Свыше 220 тысяч человек поучаствовали в празднике лета в Якутске

Свыше 220 тысяч человек поучаствовали в празднике лета в Якутске — РИА Новости, 26.06.2022

Свыше 220 тысяч человек поучаствовали в празднике лета в Якутске

Впервые после начала пандемии коронавируса в Якутске в очном формате прошел национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады, в котором приняли участие свыше… РИА Новости, 26.06.2022

2022-06-26T17:35

2022-06-26T17:35

2022-06-26T17:35

республика саха (якутия)

общество

айсен николаев

россия

якутск

арктика

госдума рф

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/150654/14/1506541465_0:156:3087:1892_1920x0_80_0_0_904b6c20a425b0868a5f33719843e84f.jpg

ЯКУТСК, 26 июн – РИА Новости. Впервые после начала пандемии коронавируса в Якутске в очном формате прошел национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады, в котором приняли участие свыше 220 тысяч человек из регионов РФ и разных стран мира.В этом году в столице республики 25-26 июня праздник прошел в традиционном формате и побил рекорд предыдущих лет по числу участников.По словам главы Якутии Айсена Николаева, регион в эти дни в рамках международных мероприятий посетили тысячи иностранных гостей и жителей России.»Всех привлекает самобытная культура нашей республики, которую нам передали наши предки, а мы сумели её сохранить», — добавил он.По информации организаторов, в рамках Дней Татарстана в Якутии впервые на Ысыахе Туймаады прошёл татарский народный праздник Сабантуй. Культурная программа включила 100 мероприятий и 25 конкурсов, все они были приурочены к 100-летнему юбилею республики и 25-летию Ысыаха Туймаады.Среди почётных гостей праздника были губернаторы Камчатского края, Новосибирской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Республики Татарстан, руководство Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, представители комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и руководители консульских учреждений Вьетнама, Индии, Китая, Кореи, Монголии.В 2019 году национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады в городе Якутске собрал более 205 тысяч человек.

https://ria.ru/20220618/yakutiya-1796435475.html

https://ria.ru/20220624/yakutiya-1797792266.html

россия

якутск

арктика

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/150654/14/1506541465_179:0:2908:2047_1920x0_80_0_0_d3fa4f1f4bbfbc76ef742f2c695fb280.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, айсен николаев, россия, якутск, арктика, госдума рф

Республика Саха (Якутия), Общество, Айсен Николаев, Россия, Якутск, Арктика, Госдума РФ

Свыше 220 тысяч человек поучаствовали в празднике лета в Якутске

ЯКУТСК, 26 июн – РИА Новости. Впервые после начала пандемии коронавируса в Якутске в очном формате прошел национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады, в котором приняли участие свыше 220 тысяч человек из регионов РФ и разных стран мира.

В этом году в столице республики 25-26 июня праздник прошел в традиционном формате и побил рекорд предыдущих лет по числу участников.

По словам главы Якутии Айсена Николаева, регион в эти дни в рамках международных мероприятий посетили тысячи иностранных гостей и жителей России.

«Всех привлекает самобытная культура нашей республики, которую нам передали наши предки, а мы сумели её сохранить», — добавил он.

По информации организаторов, в рамках Дней Татарстана в Якутии впервые на Ысыахе Туймаады прошёл татарский народный праздник Сабантуй. Культурная программа включила 100 мероприятий и 25 конкурсов, все они были приурочены к 100-летнему юбилею республики и 25-летию Ысыаха Туймаады.

Среди почётных гостей праздника были губернаторы Камчатского края, Новосибирской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Республики Татарстан, руководство Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, представители комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и руководители консульских учреждений Вьетнама, Индии, Китая, Кореи, Монголии.

В 2019 году национальный праздник встречи лета Ысыах Туймаады в городе Якутске собрал более 205 тысяч человек.

Другие новости региона читайте здесь>>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный эвенкийский праздник весны
  • Национальный шотландский праздник
  • Национальный чукотский праздник это
  • Национальный чукотский праздник название зул
  • Национальный чукотский праздник название байдары