Наличие альтернативных сценариев эволюции правовых синергетических систем

Работа по теме: Filosofia_prava. ВУЗ: КузГТУ. Страница 5.

3)республика.

9.4.Духовно-культурное направление, связывавшее политико-правовое реформирование российского общества с демократизацией государства и права:

1)западничество,

2)славянофильство,

3)евразийство.

9.5.Российский философ-правовед, утверждавший идеи возрождения естественного права на основе нравственно-религиозных представлений:

1)Г.Шершеневич,

2)Л.Петражицкий,

3)П.Новгородцев.

9.6.Право (в духе философской концепции всеединства) — «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»:

1)В. Соловьев,

2)А. Хомяков,

3)Н. Федоров.

9.7.Философская основа рассмотрения проблем права Н.Бердяевым:

1)объективный идеализм,

2)схоластическая философия,

3) христианский экзистенциализм.

Рекомендуемые ответы:

Номер

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

9.6

9.7

вопроса

Номер

2

1

2

1

3

1

3

ответа

10.Онтология права. Право и синергетика

10.1.Отрасль философии права, изучающая первоосновы и формы бытия правовых явлений:

1) социология права,

2) антропология права,

3) онтология права.

10.2.Субстрат – элемент, исходная базовая часть объекта. Субстратом права может считаться:

1) норма права,

2) отрасль права,

3) система права.

10.3.Субстанция – активное основание вещей, определяющее формы их бытия и тенденции эволюции. Под субстанцией права марксизм понимает:

1) разум,

2) волю господствующего класса,

3) обычай.

10.4.Категория онтологии права, отображающая внутреннюю структуру правовой реальности, сосуществование и взаимодействие основных элементов содержания права:

1) организация права,

2) правовое пространство,

41

3)правопорядок.

10.5.Категория онтологии права, отображающая длительность существования, последовательность смены состояний, сочетание процессов изменения элементов правовой реальности:

1)правовое время,

2)изменчивость,

3)текучесть.

10.6.Подход к анализу эволюции правовых систем на основе идей самоорганизации,

единства устойчивости и хаоса, вероятностного развития:

1) синергетика,

2)термодинамика,

3)системотехника.

10.7.Наличие альтернативных сценариев эволюции правовых синергетических систем:

1)аттрактор,

2)бифуркация,

3)неустойивость.

Рекомендуемые ответы:

Номер

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

10.7

вопроса

Номер

3

1

2

2

1

1

2

ответа

11.Гносеология права Проблема истины в праве

11.1.Раздел философии права, разрабатывающий учение о познании правовых явлений: 1) логика права, 2) социология права,

3) гносеология права.

11.2.Философская категория, характеризующая высшую степень совершенства человеческого знания в соответствии с принятыми критериями:

1) истинность,

2) аргументированность,

3) доказательность.

11.3.Типологическая оценка наиболее общих методов (диалектика, метафизика), используемых в правовых исследованиях:

1) частнонаучные методы,

2) общенаучные методы,

3) философские методы.

11.4.Субстратный, структурный, функциональный, системный, вероятностный, алгоритмический, информационный подходы к исследованию правовых явлений:

1) эмпирические подходы,

2) общенаучные подходы,

3) теоретические подходы.

11.5.Исследовательская деятельность, нацеленная на решение правотворческих, правоприменительных, правоохранительных, экспертных задач:

1) научно-теоретическая,

2) научно-педагогическая,

3) научно-практическая.

42

11.6.Система научных знаний, отображающих закономерности существования и развития правовой практики:

1)правовая гипотеза,

2)правовые факты,

3)правовая теория.

11.7.Философская теория и искусство истолкования текстов как «представителей реальности» в сознании человека, воздействующих на его правосознание и поведение в обществе:

1)филология права,

2)правовая герменевтика,

3)синтактика.

Рекомендуемые ответы:

Номер

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7

вопроса

Номер

3

1

3

2

3

3

2

ответа

12.Аксиология права. Ценности и право

12.1.Раздел философии права, разрабатывающий учение о ценности права и проявлении ценностных отношений в правовой деятельности:

1) этика права,

2) аксиология права,

3) онтология права.

12.2.Философско-аксиологическое понятие, отображающее значимость объектов объективного мира для бытия субъекта (человека, общества):

1) ценность,

2) действенность,

3) доступность.

12.3.Юридическое равенство, юридическая свобода, юридическая справедливость:

1)социально-фактические ценности,

2)духовные ценности,

3)юридические ценности.

2.4.Категория нравственно-нормативного сознания, характеризующая одобряемую обществом соразмерность поступков и реакции на них:

1)законность,

2)справедливость,

3)полезность.

12.5. Категория нравственно-нормативного сознания, характеризующая идеальную гармонию ценностей личности и общества:

1)общее благо,

2)безопасность,

3)порядок.

43

12.6.Совокупность значимых в правовом отношении принципов, правил, ценностей, вытекающих из природы человека и нуждающихся в закреплении позитивным (официально действующим) правом:

1)обычное право,

2)естественное право,

3)правовая традиция.

12.7.Социально-политическая доктрина, основной идей которой является признание ценности свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества.

1)независимость,

2)либерализм.

3)раскрепощение.

Рекомендуемые ответы:

Номер

12.1

12.2

12.3

12.4

12.5

12.6

12.7

вопроса

Номер

2

1

3

2

1

2

2

ответа

13.Методология права. Деятельностный подход в правовых исследованиях

13.1.Раздел философии права, служащий анализу и развитию системы методов

познавательной и практической деятельности в правовой области:

1)методология права,

2)аксиология права,

3)онтология права.

13.2. Философская категория, обозначающая активное целенаправленное преобразование субъектом (человеком, обществом) окружающей среды с целью удовлетворения своих потребностей:

1)поступок,

2)действие,

3)деятельность.

13.3.Вид социальной деятельности, профессионально служащий целям правового регулирования общественных отношений:

1)правоспособность,

2)юридическая деятельность,

3)правомочность.

13.4.Направление в философии и социологии права, рассматривающее в качестве основы развития права судебные решения:

1)социологическая школа права,

2)социальный детерминизм,

3)социология права.

13.5.Современное понимание права на основе абсолютизации классических представлений о науке и общественном прогрессе (объективность истины, определенность, однозначность, практическая полезность, гуманистичность):

1)модернизм,

2)реализм,

3)гуманизм.

44

13.6.Понимание правовой деятельности на основе признания множественности представлений о праве и принципиальной неустранимости субъекта из результатов познавательной деятельности:

1)постмодернизм,

2)позитивизм,

3)субъективизм.

13.7.Формирующаяся область правового знания, имеющая целью объединение разнообразных юридических подходов в концептуально целостное образование:

1)синергетический подход,

2)интегративная юриспруденция,

3)толерантность.

Рекомендуемые ответы:

Номер

13.1

13.2

13.3

13.4

13.5

13.6

13.7

вопроса

Номер

1

3

2

1

1

1

2

ответа

14.Личность юриста как проблема философии права.

14.1.Человек, рассматриваемый в аспекте его социально-значимых качеств: 1) индивид, 2) личность, 3) персона.

14.2.Устойчивая совокупность личностных качеств, присущих лицам определенной профессии:

1) профессиональный тип личности,

2) специалист,

3) квалификация.

14.3.Ориентация деятельности юриста на нравственные идеалы, связанные с благом каждого человека и человечества в целом:

1) гуманизация,

2) гуманитаризация,

3) антропологизация.

14.4.Основная черта и ценность, реализуемая в профессиональной деятельности юриста: 1) нравственность, 2) справедливость, 3) законность.

14.5.Вид профессиональной этики, обусловленный спецификой содержания и форм деятельности юриста:

1) юридическая этика,

2) нормативизм,

3) государственность.

14.6.Ведущее профессионально-нравственное качество профессии прокурора:

1)соблюдение Конституции,

2)не участвовать в деятельности политических организаций,

3)непримиримая борьба с любыми нарушениями закона.

45

14.7.Ведущее профессионально-нравственное качество профессии адвоката:

1)независимость,

2)оказание правовой помощи нуждающимся,

3)конфиденциальность.

Рекомендуемые ответы:

Номер

14.1

14.2

14.3

14.4

14.5

14.6

14.7

вопроса

Номер

2

1

1

3

1

3

2

ответа

15.Философская культура юриста

15.1.Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством и определяемых ими форм жизнедеятельности человека и общества:

1) формация,

2) цивилизация,

3) культура.

15.2.Основной вид духовной культуры, определяющий смысл, идеалы, ценности жизнедеятельности человека и общества:

1) нравственная культура,

2) философская культура,

3) религиозная культура.

15.3.Единство идеалов духовности, рационалистичности, гуманизма, нравственности, эстетизма — качество, присущее:

1) энциклопедисту,

2) знатоку,

3) философу.

15.4.Сочетание знаний, умений, навыков выявления и разрешения философских проблем правовой деятельности:

1) юридическая культура,

2) философско-правовая культура,

3) философская культура.

15.5.Понимание и использование знаний о специфике познания правовых процессов:

1)исследовательская культура,

2)философско-гносеологическая культура,

3)эпистемологическая культура.

15.6.Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, норм:

1)культурно-ценностная ориентация,

2)духовно-нравственная ориентация,

3)философско-аксиологическая культура.

15.7.Владение философским и общенаучными подходами в правовой деятельности, системой специально-правовых методов:

1)философско-методологическая культура,

2)инструментальная культура,

3)культура целедостижения.

46

Рекомендуемые ответы:

Номер

15.1

15.2

15.3

15.4

15.5

15.6

15.7

вопроса

Номер

3

2

3

2

2

3

1

ответа

7.3Вопросы к коллоквиуму

1.Свобода и право.

2.Внешняя и внутренняя свобода.

3.Свобода и ответственность

4.Ответственность и вина

5.Природа и сущность справедливости

6.Философы о справедливости.

7.Справедливость как основная правовая ценность.

8.Равенство как философская категория.

9.Справедливость как правовое равенство.

10.Справедливость и право.

11.Сущность и взаимосвязь ценностных правовых установок и ориентации

12.Правовые ценности.

13.Правовые ценностные установки как фактор формирования активности социальных субъектов

14.Правовой интерес. Законные правовые интересы

15.Законный интерес как правовая ценность

16.Ученые философии права о понятии деятельность.

17.Сущность и структура правовой деятельности

18.Правовая деятельность и управление.

19.Управление правовой сферой.

20.Границы и возможности познания правовой реальности на уровне обыденного сознания

21.Основные подходы в процессе познания правовой реальности.

22.Истина в правовом познании

23.Связь истины и познавательного интереса.

24.Правовая реальность и диалектическая логика

25.Методы познания в философии права.

26.Герменевтика и право

27.Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов

28.Различные подходы к толкованию права.

29.Категории герменевтики.

7.4Темы докладов, эссе

1.Место философии в философии права

2.Предмет философии права.

3.Сущность и особенности философского подхода к праву

4.Философия права и юриспруденция, их соотношение и взаимосвязь.

5.Современные подходы к предмету философии права.

6.Философские концепции права.

7.Структура философии права.

8.Задачи и функции философии права.

9.Методы философии права.

10.Значение философии права для будущего юриста.

11.Философско-правовые взгляды в Древней Индии

12.Философско-правовые идеи в Древнем Китае

47

13.Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в Античный период.

14.Философско-правовая мысль Средневековья.

15.Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

16.Философия права Нового времени (Л. Вала, Н. Макиавелли, Г. Гроций, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.).

17.Философские учения эпохи Просвещения (Ф. Бекона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и др.).

18.Философско-правовые взгляды И. Канта, его гуманистические этические и философско-правовые идеи

19.Философия права историческая школа права,

20.Гегель как родоначальник философии права.

21.Философско-правовые концепции марксизма

22.Позитивизм XIX века.

23.Философия права XX века.

24.Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.

25.Развитие философско-правовой мысли в России и распространение либерализма.

26.Либеральное мировоззрение в работах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др.

27.Причины и источники происхождения права

28.Противоречие как источник развития всего сущего

29.Природа и сущность права

30.Право как социальный феномен.

31.Закономерность возникновения, функционирования и развития права.

32.Закон и закономерность.

33.Человек – существо социальное.

34.Право — атрибут функционирования общества.

35.Права человека: понятие, сущность и содержание.

36.Механизм формирования правовой личности.

37.Социализация человека

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Философия права» применяются как

традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное обучение), так и инновационные (ситуативно-ролевое обучение, способствующие развитию критического мышления, личностноориентированное обучение, технология теоретического моделирования) технологии обучения. Для достижения целей изучения дисциплины используются активные (лекции, семинары) и интерактивные (ролевые игры осуществление научных проектов, диспуты, дискуссии) формы проведения занятий.

9.1. Основная литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом последних поправок)

//СЗ РФ. – 2009. — №4. –Ст. 445.

Овысшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ.-1996.- 35.- Ст.4135.

Федеральный Закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

9.2. Основная учебно-методическая литература

1.Валицкий А. Философия права русского либерализма / А. Валицкий; науч. ред. С. 1.Л. Чижков; пер. с англ. О. В. Овчинникова. — Москва: Мысль, 2012. 567 с.

2.Бучило Н. Ф. История и философия науки: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев.

– Москва: Проспект, 2012. 432 с.

48

3.Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» / В. С. Нерсесянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2011. 848 с.

9.3. Литература для написания рефератов и докладов

1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. — М., 1998.

2.Гегель. Г. Философия права. — М., 1990.

3.Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М.,1989,1991.

4.Гроций Г. О праве войны и мира. — М., 1956.

5.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

6.Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские прокуроры. — М., 1999.

7.История философии права. — СПб., 1998.

8. Кант И. Метафизические начала учения о праве /Соч.в 6 т.Т. 4. — М.,1964.

9.Кони А.Ф. Избранные произведения. — М., 1980.

10.Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

11.Куницын А. Право естественное. — СПб., 1818.

12.Макиавелли Н. Государь. — М., 1991.

13.Монтескье Ш. О духе законов / Избранные произведения. — М., 1995.

14.Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. — М., 1998.

15.Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. — Спб., 1999.

16.Новгородцев П.И. История философии права. — М., 1997.

17.Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.

СПб.,1908. Т.1,2.

18.Платон. Сочинения: В 4 т.-М.,1990-1995.

19.Плевако Ф.Н. Избранные речи. — М., 1993.

20.Русская философия права. Антология. С-П.,1999.

21.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права Трактаты. — М., 1969.

22.Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. — Спб., 1999.

23.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.

24.Чичерин Б.Н. Философия права. — М., 1900.

25.Шершеневич Г.Ф. История философии права. — СПб.,1907.

26.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992.

27.Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993. Т. 1.

28.Юнг К. Архетип и символ. — М., 1991.

29.Ященко А.О. Философия права В. Соловьева. — СПб., 1999.

9.4. Программное обеспечение и интернет ресурсы:

Интернет-сайты по вопросам философии права:

http://ru.wikipedia.org/wiki/;

http://www.internet-law.ru/info/phillaw.htm;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/alekseev_filos/.

10. Технические средства и материально-техническиое обеспечение дисциплины.

Учебные занятия и самостоятельная работа по дисциплине «Философия права проводится в учебных аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами обучения и обеспечивающих доступ к сетям Интернет. Для проведения учебных занятий в Институте государства и права имеются мультимедийные аудитории (мультимедиа-проекты, компьютерные программы и интерактивные доски, кафедра для выступлений, системы Гарант и Консультант Плюс).

49

УДК 340.12

Страницы в журнале: 16-20

С.В. Курзанов,

аспирант кафедры теории государства и права Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Россия, Москва kurzanovsv@yandex.ru

В теоретических и практических аспектах юридической науки о государственно-правовых явлениях расширяются методологические рамки познания в связи с применением новой научной области исследований, предметом которых выступают обнаруживающиеся в процессах развития правовых феноменов механизмы самоорганизации, выражающиеся в активном развитии и самодвижении. Это позволит изменить теоретические представления об изучаемых правовых явлениях.

Ключевые слова: аттрактор, правовая реальность, синергетика, флуктуация, бифуркация, самоорганизация, случайность, дифференциация.

Возможность применения понятий и принципов синергетики в познании правовой реальности обусловлена самой природой права.

Право является сложным системным образованием. Составными частями правовой системы являются позитивное право, правовые отношения, правовое сознание и правовая культура, правовые учреждения, юридическая практика — данные элементы представляется возможным трактовать как сложные самоорганизующиеся системы.

Потребность в синергетике как междисциплинарном направлении в ходе научного познания правовых феноменов связана с наличием затруднений в теоретической области права, разрешение которых потребует специальных дополнений диалектико-материалистического подхода синергетической концепцией.

Эволюционная динамика правовой системы предполагает нелинейное развитие, что содействует более детальному анализу ее сущности.

Также немаловажным является использование теории самоорганизации для решения задач, связанных с увеличением эффективности реализации права в социуме, а также применение синергетического подхода в преодолении и устранении противоречий в правовой системе.

Для того чтобы более отчетливо представить необходимость и значение синергетики в отношении специфики правовых явлений, следует обратиться к рассмотрению имеющихся в настоящий момент в научно-правовой литературе трудов, посвященных исследованию использования синергетики в правовой сфере.

Заслуживает внимания работа Ю.Ю. Ветютнева «Синергетика в праве», где он рассматривает определенные положения синергетики в применении к составным частям правовой системы.

«Различия в природе подсистем столь существенны, что принципы синергетики действуют в них по-разному: в одних могут иметь доминирующее значение, в других оказывают на развитие системы лишь минимальное влияние» [4, с. 65].

Для того чтобы подчеркнуть значение самоорганизации, Ю.Ю. Ветютнев обращает внимание на порядок создания правовой нормы, причем важнейшим показателем уровня упорядочения процесса правотворчества, по его утверждению, применительно ко всякому конкретному случаю будет являться та модель, которую приобретает нормативно-правовое предписание [4, с. 65].

По мнению автора, всякий источник права обладает своим характерным показателем самоорганизации, например по отношению к нормативному правовому акту она проявляет себя незначительно, в большей степени самоорганизация выражена в санкционированном государством правовом обычае [4, с. 65].

Еще одна работа Ю.Ю. Ветютнева, которая обращает на себя внимание, — «О правовой случайности и правовом хаосе». Категорию случайности он выражает так: «Случайностью в правовой науке является непредвиденное, нетипичное стечение обстоятельств в сфере государства и права, происходящее с малой степенью вероятности и не обусловленное сущностью права» [3].

Ю.Ю. Ветютнев полагает, что в правовой жизни общества имеет место диалектическое взаимодействие необходимых и случайных явлений, при котором они чередуются, переходят в противоположные состояния, к примеру случайность, не связанная с сущностью явлений, может занять преимущественное положение, и, как отмечает автор, выражается в таких противоречивых понятиях, как «порядок» и «хаос» [3].

Следует отметить, что правовая реальность в синергетическом видении предстает как реальность, включающая множество неопределенностей в силу нелинейности развития сложной правовой системы.

С помощью синергетики мы можем рассматривать правовую реальность через призму противоречащих понятий «правовой порядок — правовой хаос». В таком ракурсе правовая сфера жизни общества предстает как целое, внутри которого существуют не только правопорядок, но и его нарушение.

Порядок и хаос выступают как два состояния правовой жизни, при этом преодолеть их противостояние невозможно, достижимо лишь выявить приемлемую меру их соотношения и поддерживать ее при помощи соответствующих нормативно-регулятивных средств. Состояния порядка и хаоса, организованности и дезорганизованности чередуются, могут сменять друг друга.

С позиций синергетики хаос — естественное состояние, свойственное отдельным периодам существования всех самоорганизующихся систем.

С точки зрения синергетического подхода не существует правовой системы, которая была бы неизменной, застывшей. Правовой хаос представляет собой бифуркационный период — фазу развития правовой системы, в процессе которой происходит ее перестройка, выявляются возможные варианты новой организации системы, возможные аттракторы.

Аттрактор правовой системы — принцип упорядочения, цель, причина, притягивающая и организующая элементы системы. Всякая новая цель зарождается в рамках старой структуры. Так, в качестве аттрактора правовой системы либерального типа можно рассматривать естественные и неотчуждаемые права человека.

В процессе самоорганизации велика роль случайности, вероятности, наличия выбора альтернативных путей развития системы.

В.В. Залесский в научной публикации «Вероятность и самоорганизация в гражданском праве» пишет: «Для гражданского права чрезвычайно важен процесс самоорганизации гражданских правоотношений, в значительной степени подверженных действию случайных, вероятностных факторов» [6, с. 86—92].

Согласно суждению автора самоорганизация как целенаправленный процесс в структурной системе гражданских правоотношений соотносится как с активно развивающимися договорными отношениями, так и с областью правовой деятельности субъектов гражданских правоотношений, и с областью действия правоотношений собственности [6, с. 86—92].

Как отмечает В.В. Залесский, самоорганизация является составной частью содержания договора как юридического факта обязательственных правоотношений. Например, в ходе самоорганизации правоотношения осуществление безусловной цели договора не гарантируется, так как в процессе заключения договора участники рассчитывают на определенный правовой результат, однако в реальности существует только возможность реализации их ожиданий.

О достижении определенного правового результата можно говорить только с некоторой долей вероятности, так как из-за случайных отклонений невозможно предугадать ход развития событий в образующемся «договоре-правоотношении» [6, с. 86—92].

Действие процессов самоорганизации прослеживается и при образовании новых форм договорных отношений, регулируемых гражданским правом. По мнению В.В. Залесского, развивающиеся договорные отношения действуют с опережением по отношению к правотворческой деятельности (например, договорные отношения в обычном праве), провоцируя таким образом законодателя к закреплению случайно возникших норм. Препятствовать этому процессу не представляется возможным, поскольку это процесс самоорганизации общественных отношений [6, с. 86—92].

Осуществление деятельности юридических лиц, как и в случае с договорными отношениями, определяется также процессами самоорганизации, например только с большей долей вероятности мы можем судить о возможности появления нового юридического лица как субъекта права. В данном случае имущественные отношения между субъектами упорядочиваются и самоорганизуются непосредственно при осуществлении интересов конкретных лиц. Как отмечает В.В. Залесский, «самоорганизация — явление всеохватывающее: оно имеет место применительно к любому юридическому лицу, причем на любой стадии его существования. Можно ли предвидеть создание конкретной коммерческой организации? Сомнительно. Коммерческая организация возникает там и тогда, когда в системе рыночных отношений обнаруживается незаполненная ниша удовлетворения потребительского или производственного спроса. Вероятность успешного освоения свободного участка рынка будет зависеть от множества объективных и субъективных факторов» [6, с. 86—92].

Следует обратить внимание на то, что размышления автора наглядно демонстрируют существенную роль антиэнтропийного процесса самоорганизации в отрасли гражданского права.

В отечественной правовой науке использование синергетики как междисциплинарного подхода к пониманию правовых феноменов осуществлялось А.Б. Венгеровым еще в 1986 году.

Как отмечает А.Б. Венгеров, в концепции самоорганизации главным считается исследование переходных процессов от состояний «порядка» и «хаоса» к самоорганизации и устойчивости на макроуровне через микроуровень.

Синергетика как наука обладает своим специфическим категориальным аппаратом, в него включены, к примеру, такие понятия, как «устойчивость», «неопределенность», «хаос», «иерархия», «бифуркация», «нелинейность» — эти и другие синергетические категории характеризуют универсальность процессов самоорганизации в различного рода системах от физических до социальных, политических, правовых и т. п. [2, с. 39].

Это направление мысли далее анализирует О.И. Столяров: «Практически учет действия синергетических факторов может быть использован при формировании действенности юридических органов, в управлении развитием и профилактике юридических конфликтов» [8, с. 49].

Из вышесказанного можно заключить следующее: для теоретического и практического аспекта юридической науки о государственно-правовых явлениях расширяются методологические рамки познания в связи с применением новой научной области исследований, предметом которых выступают обнаруживающиеся в процессах развития правовых феноменов механизмы самоорганизации, выражающиеся в активном развитии и самодвижении материи [11, с. 40—41].

Правовая система общества в целом, как и ее отдельные компоненты: правотворческая, правоприменительная и правореализационная практика, правовое сознание, правовые отношения и т. д. — являются, по сути, открытыми нестабильными системами, развитие которых характеризуется совмещением таких состояний, как устойчивость и неопределенность, иерархия и хаос.

Применение синергетики в познании сущности системных объектов правовой сферы есть объективная необходимость, связанная с актуальностью методологической самоидентификации правового знания.

Теория самоорганизации является междисциплинарным направлением, что позволяет ученым-правоведам находить возможные перспективы для обоснования закономерностей развития систем, в особенности правовой. Как отмечает А.И. Демидов, «использование синергетики — науки о самоорганизации в сложных системах — дает возможность выявить тенденции глобальной эволюции правовых систем, нелинейность разворачивающихся здесь процессов, действие факторов и аттракторов, новое видение механизмов формирования и поддержания правопорядка» [5, с. 18].

При анализе научных публикаций, направленных на осмысление синергетического подхода, становится очевидным, что ряд специалистов соотносят данный подход с проблемой правопонимания.

Так, И.Л. Честнов отмечает, что синергетика «формирует новое представление (по сравнению с традиционным) о праве как неустойчивой, находящейся в постоянном становлении подсистеме, выполняющей определенную служебную роль в обществе» [12, с. 112, 169—170].

Также он полагает, что синергетика (как и феноменология, герменевтика, антропология) может претендовать на статус новейшего, адекватного современным условиям типа правопонимания [11, с. 40—41].

Синергетика, как уже отмечалось, направляет свои познавательные ресурсы на исследование системных объектов. Следовательно, ее теоретико-методологические основы имеют все шансы использоваться в гносеологическом аспекте для анализа различного рода правовых систем, от конкретных единичных социально-правовых отношений до масштабных макросистем, таких как, например, система права, включающая в себя социальные нормы, принципы, отношения, взгляды, механизмы правового контроля и др.

Самоорганизация в различных системных объектах юридической направленности проявляется по-разному, а следовательно, их познание должно содержать в себе элементы творчества в использовании синергетической концепции.

По утверждению Ю.Ю. Ветютнева, «любой общий анализ проблем юридической синергетики должен начинаться с выяснения того, в каких пределах и каким образом проявляются начала самоорганизации в отдельных правовых сферах» [4, с. 65].

Помимо потребности обнаружения несогласованности компонентов правовой системы, использование синергетической концепции учеными-правоведами предполагает высокую активность аналитической деятельности не только в юридической сфере, но и на уровне междисциплинарных форм исследования.

Незамкнутость правовой системы будет служить побуждением для ее рассмотрения во взаимосвязи с другими элементами социальной системы — моралью, культурой, политикой, экономикой и др.

В.А. Бачинин выделяет два противоположных фактора воздействия на правовую систему: первый связан с типом положительной обратной связи с окружающим систему пространством (внешней средой), дающей возможность системе права улучшать свое внутреннее устройство, исключая при этом все излишнее и бесполезное; второй соотносится с типом отрицательной обратной связи, при которой система права, также взаимодействующая с окружающим ее пространством, наращивает степень неупорядоченности. Непрекращающиеся противоречия между данными факторами модифицируют правовую систему, наделяя ее определенной социально-исторической конфигурацией [1, с. 38].

На сегодняшний день в теории права существуют противоречия, связанные с механизмами правового и неправового в современной сложноорганизованной системе социальной жизни.

Тесная диалектическая связь, противоречивое единство правового и неправового — факт, опровергать который достаточно сложно. Многие авторитетные правоведы подчеркивали эту идею в своих работах. Так, В.В. Лазарев отмечает: «В реальной жизни правовые и неправовые феномены тесно связаны между собой, активно взаимодействуют порой в одном направлении, а иногда конкурируют в определении основной линии поведения» [7, с. 33].

Обоснованным здесь представляется высказывание В.В. Трофимова о том, что «анализируя право и юридические конструкции, необходимо начинать с изучения социальной жизни, в ходе которой предметная деятельность людей трансформируется в адекватные правовые формы. Соответственно, сам процесс исследования социально-правовой жизни должен быть построен на социологической платформе» [10, с. 11].

Механизм социально-правового контроля отличается сложноорганизованным коммуникативным характером социальных связей и определяется санкционированными нормами. Действие данного механизма возникает еще за пределами правовой сферы (в обычном праве) и проявляет себя в отношениях между субъектами правотворческой теории и правотворческой практики, протекает далее за рамками права — в сфере реальных материальных взаимодействий конкретных субъектов.

Понимание реальной диалектики правового и неправового начал в социальной жизни — одна из наиболее проблемных зон современной теории права. Очевидно, что ее изучение требует значительных усилий на междисциплинарном уровне при использовании соответствующих гносеологических методик.

Признавая этот очевидный факт, можно согласиться с тезисом о том, что «синергетика может и должна использоваться в контексте анализа общей динамики развития правовой системы благодаря наличию неразрывной связи между нормами права и общественными отношениями, на регулирование которых они направлены» [9, с. 5].

В завершение возможно сформулировать следующие выводы:

1) для теоретического и практического аспекта юридической науки о государственно-правовых явлениях расширяются методологические рамки познания в связи с применением новой научной области исследований, предметом которых выступают обнаруживающиеся в процессах развития правовых феноменов механизмы самоорганизации, выражающиеся в активном развитии и самодвижении. Это позволит расширить теоретические представления об изучаемых правовых явлениях;

2) помимо потребности обнаружения несогласованности компонентов правовой системы, использование синергетической концепции учеными-правоведами предполагает высокую активность аналитической деятельности не только в юридической сфере, но и на уровне междисциплинарных форм исследования. Отсутствие замкнутости правовой системы будет служить побуждением для ее рассмотрения во взаимосвязи с другими элементами социальной системы — моралью, культурой, политикой, экономикой и др. Речь идет, в частности, о познании таких явлений и процессов, как конкуренция и кооперация параметров правового порядка, прогресс и регресс в правовых коммуникациях, цикличность правового развития;

3) новой методологической разработкой при этом должен выступать взгляд на явления и процессы в области правовой жизни как на естественные феномены, свойственные социально-правовой материи.

Даже самая стабильная правовая система таит в себе ряд внутренних несоответствий, которые являются причиной изменений в механизме правового регулирования, как, к примеру, противоречия, имеющие место в сфере общественных отношений (противоборство изменяющихся общественных отношений, их традиционных устоев, закрепленных нормативами, и различных сложных и противоречащих друг другу, конфликтующих между собой интересов субъектов, получивших законодательное закрепление).

Обострение этих противоречий в локальном или общесистемном масштабе вызывает состояние неустойчивости и хаоса, способствует появлению ситуаций, которые в перспективе могут иметь несколько потенциальных вариантов дальнейшего развития (реализации).

Список литературы

1. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. СПб., 2001. С. 38.

2. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 39.

3. Ветютнев Ю.Ю. О правовой случайности и правовом хаосе // Журнал российского права. 2003. № 7.

4. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4. С. 65.

5. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. С. 18.

6. Залесский В.В. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 86—92.

7. Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. № 10. С. 33.

8. Столяров О.И. Синергетика, юридическая наука, право: профилактика юридического конфликта // Синергетика и право: труды теоретического семинара юридического факультета. СПб., 2001. С. 49.

9. Тирских М.Г. Право как объект применения синергетических методов // Академический юридический журнал. 2007. № 2 (28). С. 5.

10. Трофимов В.В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.А. Придворова. Саратов, 2009. С. 11.

11. Туманов Г.А. Организация как функция государственного управления // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 40—41.

12. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С. 112, 169—170.

скачать
^

Сущность и типология философских концепций права


Цель:

— изучение процессов и факторов эволюции философии права;

— развитие навыков анализа взаимосвязей философии и правовой деятельности.

^

— Основные подходы к периодизации истории философии права.

Рефераты:

  • Право и философия в истории европейской культуры.
  • Право и социально-политическое развитие европейского общества.

Базовые вопросы:

1. Понятие и структура философско-правового учения.

2. Закономерности эволюции философско-правовой мысли.

3. Космоцентризм философско-правовых идей Античности.

4. Рационально-гуманистическая философия права Нового времени.

5. Субъект-объектный аналитизм немецкой классической философии.

6. Философско-идеологическая концепция права в марксизме.

7. Правовой позитивизм: сущность и разновидности.

8. Современные тенденции эволюции философии права.

9. Особенности развития философии права в России.

Задание для самостоятельной работы.

При подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из вопросов с указанием использованной литературы.

Семинар-круглый стол по Теме 5:
^
Цель:

— изучение современных философских проблем правовой теории и практики;

— развитие навыков анализа современной философской проблематики правовой деятельности.

^

— Основные факторы возникновения и характер проблем развития философии права в современных условиях.

Рефераты:

— Право в системе социальных отношений.

— Противоречия правовой деятельности как источник развития философско-правового знания.

Базовые вопросы:

1. Онтология права. Право в системе социальных норм.

2. Гносеология права. Специфика познания правовых явлений.

3. Аксиология права. Ценности в праве. Правовой идеал.

4. Методология права. Понятие деятельности и его значение для

анализа правовой реальности.

5. Интегративная тенденция правовой рефлексии.

6. Нравственные традиции российских юристов.

7. Роль философско-правовых знаний в решении задач противодействия коррупции.

Задание для самостоятельной работы.

При подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

^

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом последних поправок) // СЗ РФ. – 2009. — №4. –Ст. 445.

О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ.-1996.- 35.- Ст.4135.

Федеральный Закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

Основная учебно-методическая литература

Алексеев С.С. Философия права. М., 2001.

Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М., 2007.

Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.

Кочергин А.Н. и др. Основы методологии науки. М., 2004.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

Малахов В.П. Философия права. М., 2007.

Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М. 2006.

Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М., 2008.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2002.

Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004.

Рассолов М.М. Теория государства и права. М., 2010.

Рассолов М.М. История политических и правовых учений. М., 2006.

Русская философия права. Антология. СПб.,1999.

Сырых В.М. и др. Социология права. М.. 2001.

Литература для написания рефератов и докладов

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. — М., 1998.

Гегель. Г. Философия права. — М., 1990.

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М.,1989,1991.

Гроций Г. О праве войны и мира. — М., 1956.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские прокуроры. — М., 1999.

История философии права. — СПб., 1998.

Кант И. Метафизические начала учения о праве /Соч.в 6 т.Т. 4. — М.,1964.

Кони А.Ф. Избранные произведения. — М., 1980.

Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

Куницын А. Право естественное. — СПб., 1818.

Макиавелли Н. Государь. — М., 1991.

Монтескье Ш. О духе законов / Избранные произведения. — М., 1995.

Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. — М., 1998.

Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. — Спб., 1999.

Новгородцев П.И. История философии права. — М., 1997.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб. 1907,1908. Т.1,2.

Платон. Сочинения: В 4 т.-М.,1990-1995.

Плевако Ф.Н. Избранные речи. — М., 1993.

Русская философия права. Антология. С-П.,1999.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права / Трактаты. — М., 1969.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. — Спб., 1999.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.

Чичерин Б.Н. Философия права. — М., 1900.

Шершеневич Г.Ф. История философии права. — СПб.,1907.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993. Т. 1.

Юнг К. Архетип и символ. — М., 1991.

Ященко А.О. Философия права В. Соловьева. — СПб., 1999.

^

Предпочтительными являются темы, связанные с направлениями профессиональной подготовки магистров.

* * *

Философия права в системе духовной культуры общества.

Юриспруденция как «искусство добра и справедливости»: история и современность.

Понятие энциклопедии права и ее роль в развитии философии права.

Сравнение философско-правовых идей И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса.

Понятие свободы в философии права и деятельности юриста.

Понятие справедливости в философии и праве и юридической деятельности.

Понятие общего блага, его философско-правовой и практический смысл.

Политика и право. Понятие правового государства.

Концепция естественного права его современное значение.

Сущность и виды юридической деятельности.

Общенаучные методы познания, их применение в правовых исследованиях.

Общенаучные формы познания в правовых исследованиях.

Эмпиризм и его проявления в правовой деятельности.

Критерии истины в научном познании и праве.

Понятие социологии права и ее роль в правовой деятельности.

Понятие парадигмы и его проявления в юриспруденции.

Герменевтика и ее проявления в толковании права.

Сущность, структура, формы законотворческой деятельности.

Правоприменение как вид правовой деятельности.

Право как безопасность, стабильность, правопорядок в обществе.

Структура научно-правовых исследований.

Учебно-педагогическая, воспитательная деятельность юриста.

Правовое консультирование населения как движение к правовому обществу.

Нравственно-мировоззренческие традиции российских юристов.

Сравнение концепций Алексеева С.С., Керимова Д.А., Нерсесянца В.С., Полякова А.В.

Российская философско-правовая мысль в борьбе с проявлениями коррупции.

^

И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В результате изучения дисциплины «Философия права» студенты должны:

быть ознакомлены (иметь представление):

— с ведущими тенденциями развития современной философско-правовой мысли, их влиянием на правовую деятельность;

— с актуальными проблемами взаимодействия философии права с политико-правовыми и историко-правовыми дисциплинами.

знать:

— предметную область философии в области права;

— место и роль философии права в системе правовых знаний;

— философский смысл понятия права, его содержание, значение для системы юридических знаний;

— историческую эволюцию философско-правовой мысли, воззрения выдающихся представителей, направлений и школ в философии права;

— основные направления развития философии права в современных условиях, работы известных философов и юристов современности;

— современные концепции сущности и структуры правовой деятельности, тенденций ее развития, роли в эволюции общества;

— основные проблемы онтологии, аксиологии, гносеологии, методологии права;

— мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

— формы и методы научных исследований в области юриспруденции;

— роль философии права в становлении и развитии правовых теорий, правовой культуры общества и личности, деятельности юриста.

— социально-нравственное значение философии права для профессиональной деятельности юриста;

— роль философии права в развитии личности отечественного юриста.

уметь:

— применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;

— осмысливать и формулировать профессионально значимые философско-мировоззренческие и социальные установки с учетом специфики юридической деятельности;

— применять полученные знания для постановки и анализа философских проблем юридической теории и практики;

— самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры.

владеть навыками:

— философского анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права;

— постановки и разрешения философских проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции;

— философского анализа социокультурных факторов функционирования и эволюции правовой деятельности;

— в области методологии выдвижения, постановки и решения научных задач современного права;

— анализа системы современных методов в процессе практической юридической деятельности;

— анализа социально-нравственных проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции.

^ по дисциплине «Философия права» осуществляется в форме тестирования по материалам семинарских занятий.

Итоговый контроль по дисциплине «Философия права» осуществляется в форме экзамена по разработанным кафедрой вопросам.

Зачет может проводиться с использованием ПЭВМ в компьютерном классе Академии.

^ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Философия и право

    1. Система нормативного регулирования отношений в обществе,

опирающаяся на авторитет государства: 1) право,

2) мораль,

3) религия.

1.2. Направление культуры, охватывающее всю совокупность духовных и материальных, теоретических и практических элементов правовой жизни общества:

1) юриспруденция,

2) правовая культура,

3) правопорядок.

1.3. Совокупность общих представлений о природе права, правовых ценностях, принципах правовой деятельности: 1) правовые убеждения,

2) правовые науки,

3) правовое мировоззрение.

1.4. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

1) история,

2) философия,

3) социология.

1.5. Область знаний, связывающая философию и право, форма философской рефлексии правовой деятельности:

1) общая теория права,

2) правоведение,

3) философия права.

1.6. Целостная философская концепция сущности, содержания, основных проявлений права: 1) феноменология права,

2) философско-правовое учение,

3) антропология права.

1.7. Проблема, возникающая в процессе развития права и предполагающая обращение к философии для своего разрешения:

1) юридическая проблема,

2) философская проблема,

3) философско-правовая проблема.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7
Номер ответа 1 2 3 2 3 2 3

^

2.1. Общее предназначение философии права в системе правовой культуры:

1) формирование правового мировоззрения,

2) формулирование правовых ценностей,

3) выработка критериев истинности правового познания.

2.2. Функция философии права, связанная с анализом места права в общей картине бытия:

1) воспитательная,

2) онтологическая,

3) идеологическая.

2.3. Относительно самостоятельный фрагмент бытия, подвергаемый изучению со стороны науки и философии:

1) объект познания,

2) объективная реальность,

3) субъективная реальность.

2.4. Наиболее полный объект философии права:

1) правовая действительность,

2) правовые идеалы и ценности,

3) правовые отношения.

2.5. Образ объекта познания, сформированный в результате познавательной деятельности, выраженный в понятиях и закономерностях соответствующей науки:

1) научная гипотеза,

2) предмет познания,

3) философские основания науки.

2.6. Раздел философии права, изучающий процессы зарождения и развития философско-правовых учений:

1) история философии права,

2) история государства и права,

3) история политических и правовых учений.

2.7. Характерная закономерность эволюции философии права:

1) господство одного подхода,

2) логическая неоформленность,

3) плюрализм школ и направлений.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7
Номер ответа 1 2 1 1 2 1 3

^

3.1. Понятие философии права, отображающее единство правовой теории и практики: 1) правовая деятельность,

2) правовое творчество,

3) правовой анализ.

3.2. Строение права, предполагающее единство и разные формы взаимосвязи правовых норм: 1) система права,

2) структура права,

3) организация права.

3.3. Юридический нормативный акт, принятый установленным порядком высшим органом государственной власти, регулирующий наиболее важные общественные отношения: 1) директива,

2) закон,

3) указание.

3.4. Общественная связь, возникающая на основе социальных норм, обеспеченных авторитетом государственной власти:

1) юридический факт,

2) правоотношение,

3) правовая норма.

3.5. Совокупность эмоционально-волевых, эмпирических и теоретических, философских компонентов правовой жизни общества:

1) правовая психология,

2) правовое сознание,

3) правовая идеология.

3.6. Система социальных органов, обеспечивающих функционирование права: 1) адвокатура,

2) судебные инстанции,

3) социальная организация права.

3.7. Индивид, за которым официально признается способность вступать в правоотношения: 1) юридическое лицо,

2) субъект права,

3) физическое лицо.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7
Номер ответа 1 1 2 2 2 3 3

^

4.1. Система рационально и практически доказанных юридических знаний и деятельность по их совершенствованию:

1) правовая концепция,

2) юридическое направление,

3) юридическая наука.

4.2. Философско-правовая дисциплина, целенаправленно изучающая нравственную проблематику права:

1) этика права,

2) эстетика права,

3) антропология права.

4.3. Философское учение об обществе, в рамках которого анализируются сущность и закономерности эволюции права:

  1. социальная философия,
  2. социология права,
  3. политология.

4.4. Общеправовая научная дисциплина, рассматривающая фундаментальные закономерности зарождения, функционирования и эволюции права:

1) сравнительное правоведение,

2) общая теория государства и права,

3) история политических и правовых учений.

4.5. Отраслевая правовая дисциплина, изучающая проблемы организации и деятельности исполнительной власти, регулирования управленческих отношений в обществе:

1) уголовное право,

2) гражданское право,

3) административное право.

4.6. Позитивизм относится к следующему историческому типу соотношения науки и философии:

1) отождествление философии и науки,

2) превосходство философии над наукой,

3) превосходство науки над философией.

4.7. Концепция правового либерализма ориентируется на следующее философское представление о сущности права:

1) форма социального бытия человека,

2) вид социокультурного детерминизма,

3) способ регулирования общественных отношений.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7
Номер ответа 3 1 1 2 3 3 1

^

5.1. Философское понятие, обозначающее осознание, осмысление субъектом предпосылок, содержания и форм собственной деятельности:

1) самоконтроль,

2) рефлексия,

3) самосознание.

5.2. Совокупность процессов самопознания и саморегулирования правовой системы: 1) правотворчество,

2) правосознание,

3) рефлексия права,

5.3. Философская рефлексия права относится к следующему уровню рефлексии права: 1) обыденный,

2) конкретно-научный,

3) мировоззренческий.

5.4. Осмысление ученым образцов, нормативов исследовательской деятельности и контроль за ее осуществлением в строгом соответствии с принятыми установками: 1) парадигмальная рефлексия,

2) межпарадигмальная рефлексия,

3) надпарадигмальная рефлексия.

5.5. Совокупность мировоззренческих, теоретических, методологических установок, направляющих профессиональную юридическую деятельность в рамках определенной правовой традиции:

1) правовая доктрина,

2) парадигма юриспруденции,

3) правовая теория.

5.6. Функции философской рефлексии в развитии правовых наук:

1) эмпирическое и теоретическое описание, объяснение, прогнозирование,

2) рационально мировоззренческое предвидение, систематизация, обобщение,

3) духовно-нравственное, эстетическое, мистическое восприятие права.

5.7. Концептуально целостное философское понимание сущности и содержания права: 1) феноменология права,

2) философское правопонимание,

3) доктрина права.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7
Номер ответа 2 3 3 1 2 2 2

^

и формы рефлексии права

6.1. Философское направление, полагающее первопричины права в бессознательных стадных инстинктах и утверждающее «силовую природу» права: 1) интуитивизм,

2) фрейдизм

3) сенсуализм.

6.2. Врожденные структуры «коллективного бессознательного» (К.Юнг), влияющие на поведение людей, социальные отношения, восприятие правовых явлений: 1) привычки,

2) обычаи,

3) архетипы.

6.3. Философ, разработавший концепции «социального характера» общества и «гуманизации права»: 1) З. Фрейд,

2) К. Юнг,

3) Э.Фромм.

6.4. Комплекс врожденных ментальных компонентов индивидуальной психики и общественной психологии, влияющих на правосознание, составляющих его глубинный слой:

1) привычка,

2) правовой менталитет,

3) традиция.

6.5. Исходное понятие «психологической» теории права Л.Петражицкого:

1) этическая эмоция,

2) интуитивное право,

3) психическое переживание.

6.6. Власть толпы, характерная для переходных и кризисных периодов; вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов:

1) диктатура,

2) охлократия,

3) олигархия.

6.7. Социально-психологический принцип, лежащий, по Монтескье, в основе республиканской формы правления (в отличие от монархии и деспотии): 1) добродетель,

2) честь,

3) страх.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7
Номер ответа 2 3 3 2 1 2 1

7. Духовно-мистические формы рефлексии права

7.1. Явление культуры раннего первобытного общества, связанное с представлениями о духах (animas) и мистической природе норм:

1) анимизм,

2) тотемизм,

3) фетишизм.

7.2. Мировоззренческая форма общественного сознания, в рамках которой происходило формирование синкретического божественно-героического правопонимания:

1) фольклор,

2) мифология,

3) эпос.

7.3. Понятие закона, перешедшее из мифологии в древнегреческую философию: 1) Логос (logos),

  1. Фисис (phisis),

3) Номос (nomos).

7.4. Форма согласованного сосуществования религии и права, синтез религиозных и юридических норм (талмудическое право, мусульманское право и пр.): 1) вероучение,

2) культовые действия,

3) религиозное право.

7.5. Божий суд; принятие судебных решений на основе представлений о непосредственном вмешательстве божественных сил в процесс суда (гадания, испытания огнем, водой, поединком и др.):

1) инквизиция,

2) ордалия,

3) божественный закон.

7.6. Совокупность канонов, правил, установленных церковью и регулирующих внутрицерковные отношения:

1) каноническое право,

2) священное писание,

3) убеждения верующих.

7.7. Какой из видов законов считается основным в религиозно-правовой концепции права Фомы Аквинского

1) божественный закон (lex aeterna),

2) естественный закон (lex naturalis),

3) человеческий закон (lex humana).

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7
Номер ответа 1 2 3 3 2 1 1

^

8.1. Тип философствования, при котором за основу берется представление о сущности Космоса, Вселенной и человеке как части Космоса:

1) космоцентризм,

2) онтологизм,

3) натурализм.

8.2. Философско-социологический подход, рассматривающий государство и право в качестве основного фактора общественного развития:

1) юридическое мировоззрение,

2) этатизм,

3) правовой романтизм.

8.3. Обобщенная характеристика типа философской рефлексии права, присущего классической немецкой философии:

1) субъект-объектный аналитизм,

2) субъективный идеализм,

3) объективный идеализм.

8.4. «Категорический императив» И. Канта, утверждающий первенство морали по отношению к праву:

1) «Не судите, да не судимы будете»,

2) «Свобода каждого человека кончается там, где начинается свобода другого»,

3) «Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

8.5. По Г. Гегелю, высшая степень развития права как «наличного бытия свободной воли» в сфере нравственности:

1) государство,

2) семья,

3) гражданское общество.

8.6. Позитивистская трактовка права в его «социологизированном» варианте:

1) утилитаризм (И. Бентам).

2) нормативизм (Г.Кельзен).

3) принципы и стратегии (Р. Дворкин).

8.7. Марксистское «идеологизированное» понимание сущности права:

1) воля к власти,

2) возведенная в закон воля господствующего класса,

3) общая воля.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7
Номер ответа 1 1 1 3 1 3 2

^

9.1. Наиболее характерная традиционная черта российского философско-правового сознания:

1) державность,

2) православная религиозность,

3) патриотизм.

9.2. Первое значительное произведение, обосновывавшее доктрину «Православного христианского самодержавия»

1) Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»,

2) Владимир Мономах «Поучение»,

3) «Моление Даниила Заточника».

9.3. Основная философско-правовая форма становления идей Просвещения в России:

1) конституционная монархия,

2) просвещенная монархия,

3) республика.

9.4. Духовно-культурное направление, связывавшее политико-правовое реформирование российского общества с демократизацией государства и права:

1) западничество,

2) славянофильство,

3) евразийство.

9.5. Российский философ-правовед, утверждавший идеи возрождения естественного права на основе нравственно-религиозных представлений:

1) Г.Шершеневич,

2) Л.Петражицкий,

3) П.Новгородцев.

9.6. Право (в духе философской концепции всеединства) — «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»:

1) В. Соловьев,

2) А. Хомяков,

3) Н. Федоров.

9.7. Философская основа рассмотрения проблем права Н.Бердяевым:

1) объективный идеализм,

2) схоластическая философия,

3) христианский экзистенциализм.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7
Номер ответа 2 1 2 1 3 1 3

^

10.1. Отрасль философии права, изучающая первоосновы и формы бытия правовых явлений:

1) социология права,

2) антропология права,

3) онтология права.

10.2. Субстрат – элемент, исходная базовая часть объекта. Субстратом права может считаться:

1) норма права,

2) отрасль права,

3) система права.

10.3. Субстанция – активное основание вещей, определяющее формы их бытия и тенденции эволюции. Под субстанцией права марксизм понимает:

1) разум,

2) волю господствующего класса,

3) обычай.

10.4. Категория онтологии права, отображающая внутреннюю структуру правовой реальности, сосуществование и взаимодействие основных элементов содержания права:

1) организация права,

2) правовое пространство,

3) правопорядок.

10.5. Категория онтологии права, отображающая длительность существования, последовательность смены состояний, сочетание процессов изменения элементов правовой реальности:

1) правовое время,

2) изменчивость,

3) текучесть.

10.6. Подход к анализу эволюции правовых систем на основе идей самоорганизации, единства устойчивости и хаоса, вероятностного развития: 1) синергетика,

2) термодинамика,

3) системотехника.

10.7. Наличие альтернативных сценариев эволюции правовых синергетических систем:

1) аттрактор,

2) бифуркация,

3) неустойивость.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 10.7
Номер ответа 3 1 2 2 1 1 2

^

11.1. Раздел философии права, разрабатывающий учение о познании правовых явлений:

1) логика права,

2) социология права,

3) гносеология права.

11.2. Философская категория, характеризующая высшую степень совершенства человеческого знания в соответствии с принятыми критериями: 1) истинность,

2) аргументированность,

3) доказательность.

11.3. Типологическая оценка наиболее общих методов (диалектика, метафизика),

используемых в правовых исследованиях:

1) частнонаучные методы,

2) общенаучные методы,

3) философские методы.

11.4. Субстратный, структурный, функциональный, системный, вероятностный, алгоритмический, информационный подходы к исследованию правовых явлений:

1) эмпирические подходы,

2) общенаучные подходы,

3) теоретические подходы.

11.5. Исследовательская деятельность, нацеленная на решение правотворческих, правоприменительных, правоохранительных, экспертных задач: 1) научно-теоретическая,

2) научно-педагогическая,

3) научно-практическая.

11.6. Система научных знаний, отображающих закономерности существования и развития правовой практики:

1) правовая гипотеза,

2) правовые факты,

3) правовая теория.

11.7. Философская теория и искусство истолкования текстов как «представителей реальности» в сознании человека, воздействующих на его правосознание и поведение в обществе: 1) филология права,

2) правовая герменевтика,

3) синтактика.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 11.7
Номер ответа 3 1 3 2 3 3 2

^

12.1. Раздел философии права, разрабатывающий учение о ценности права и проявлении ценностных отношений в правовой деятельности:

1) этика права,

2) аксиология права,

3) онтология права.

12.2. Философско-аксиологическое понятие, отображающее значимость объектов объективного мира для бытия субъекта (человека, общества):

1) ценность,

2) действенность,

3) доступность.

12.3. Юридическое равенство, юридическая свобода, юридическая справедливость:

1) социально-фактические ценности,

2) духовные ценности,

3) юридические ценности.

2.4. Категория нравственно-нормативного сознания, характеризующая одобряемую обществом соразмерность поступков и реакции на них:

1) законность,

2) справедливость,

3) полезность.

12.5. Категория нравственно-нормативного сознания, характеризующая идеальную гармонию ценностей личности и общества:

1) общее благо,

2) безопасность,

3) порядок.

12.6. Совокупность значимых в правовом отношении принципов, правил, ценностей, вытекающих из природы человека и нуждающихся в закреплении позитивным (официально действующим) правом:

1) обычное право,

2) естественное право,

3) правовая традиция.

12.7. Социально-политическая доктрина, основной идей которой является признание ценности свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества.

1) независимость,

2) либерализм.

3) раскрепощение.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7
Номер ответа 2 1 3 2 1 2 2

^

13.1. Раздел философии права, служащий анализу и развитию системы методов познавательной и практической деятельности в правовой области:

1) методология права,

2) аксиология права,

3) онтология права.

13.2. Философская категория, обозначающая активное целенаправленное преобразование субъектом (человеком, обществом) окружающей среды с целью удовлетворения своих потребностей: 1) поступок,

2) действие,

3) деятельность.

13.3. Вид социальной деятельности, профессионально служащий целям правового регулирования общественных отношений:

1) правоспособность,

2) юридическая деятельность,

3) правомочность.

13.4. Направление в философии и социологии права, рассматривающее в качестве основы развития права судебные решения:

1) социологическая школа права,

2) социальный детерминизм,

3) социология права.

13.5. Современное понимание права на основе абсолютизации классических представлений о науке и общественном прогрессе (объективность истины, определенность, однозначность, практическая полезность, гуманистичность): 1) модернизм,

2) реализм,

3) гуманизм.

13.6. Понимание правовой деятельности на основе признания множественности представлений о праве и принципиальной неустранимости субъекта из результатов познавательной деятельности:

1) постмодернизм,

2) позитивизм,

3) субъективизм.

13.7. Формирующаяся область правового знания, имеющая целью объединение разнообразных юридических подходов в концептуально целостное образование: 1) синергетический подход,

2) интегративная юриспруденция,

3) толерантность.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 13.6 13.7
Номер ответа 1 3 2 1 1 1 2

^

14.1. Человек, рассматриваемый в аспекте его социально-значимых качеств:

1) индивид,

2) личность,

3) персона.

14.2. Устойчивая совокупность личностных качеств, присущих лицам определенной профессии:

1) профессиональный тип личности,

2) специалист,

3) квалификация.

14.3. Ориентация деятельности юриста на нравственные идеалы, связанные с благом каждого человека и человечества в целом:

1) гуманизация,

2) гуманитаризация,

3) антропологизация.

14.4. Основная черта и ценность, реализуемая в профессиональной деятельности юриста:

1) нравственность,

2) справедливость,

3) законность.

14.5. Вид профессиональной этики, обусловленный спецификой содержания и форм деятельности юриста:

1) юридическая этика,

2) нормативизм,

3) государственность.

14.6. Ведущее профессионально-нравственное качество профессии прокурора:

1) соблюдение Конституции,

2) не участвовать в деятельности политических организаций,

3) непримиримая борьба с любыми нарушениями закона.

14.7. Ведущее профессионально-нравственное качество профессии адвоката:

1) независимость,

2) оказание правовой помощи нуждающимся,

3) конфиденциальность.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 14.1 14.2 14.3 14.4 14.5 14.6 14.7
Номер ответа 2 1 1 3 1 3 2

^

15.1. Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством и определяемых ими форм жизнедеятельности человека и общества:

1) формация,

2) цивилизация,

3) культура.

15.2. Основной вид духовной культуры, определяющий смысл, идеалы, ценности жизнедеятельности человека и общества:

1) нравственная культура,

2) философская культура,

3) религиозная культура.

15.3. Единство идеалов духовности, рационалистичности, гуманизма, нравственности, эстетизма — качество, присущее:

1) энциклопедисту,

2) знатоку,

3) философу.

15.4. Сочетание знаний, умений, навыков выявления и разрешения философских проблем правовой деятельности:

1) юридическая культура,

2) философско-правовая культура,

3) философская культура.

15.5. Понимание и использование знаний о специфике познания правовых процессов:

1) исследовательская культура,

2) философско-гносеологическая культура,

3) эпистемологическая культура.

15.6. Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, норм:

1) культурно-ценностная ориентация,

2) духовно-нравственная ориентация,

3) философско-аксиологическая культура.

15.7. Владение философским и общенаучными подходами в правовой деятельности, системой специально-правовых методов:

1) философско-методологическая культура,

2) инструментальная культура,

3) культура целедостижения.

Рекомендуемые ответы:

Номер вопроса 15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 15.6 15.7
Номер ответа 3 2 3 2 2 3 1

^

  1. Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.
  2. Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук.
  3. Предмет и структура философии права.
  4. Основные функции философии права.
  5. Специфика философских проблем правовой деятельности.
  6. Понятие права. Право в системе социальных норм.
  7. Право как рефлексивная система. Основные типы рефлексии права.
  8. Философско-мировоззренческие основания рефлексии права.
  9. Понятие юридического мировоззрения.
  10. Правовая действительность как объект эмпирического познания.
  11. Понятие и социо-гуманитарная природа юридической науки.
  12. Исторические типы рациональности в юридической науке.
  13. Интуитивно-психологические формы рефлексии права.
  14. Бессознательное и его проявления в правовой жизни.
  15. Понятия правового менталитета и интуитивного права.
  16. Духовно-мистические формы рефлексии права.
  17. Анимистическое восприятие правовых явлений.
  18. Мифологическое мировоззрение и право.
  19. Религиозное понимание права. Божественный закон.
  20. Философские подходы к пониманию природы права.
  21. Космизм как вид философской рефлексии права.
  22. Антропоцентризм, его проявления в области права.
  23. Рационально-гуманистическая рефлексия права.
  24. Субъект-объектный аналитизм и право.
  25. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право.
  26. Философско-идеологический подход в философии права.
  27. Позитивистский тип правовой рефлексии, его эволюция.
  28. Герменевтика как современное течение в философско-правовой мысли.
  29. Понятие феноменологии права.
  30. Проблемы онтологии права. Право и синергетика.
  31. Взаимодействие права с культурой и цивилизацией.
  32. Право как нормативно-властная форма свободы человека в обществе.
  33. Гносеология права. Проблема истины в праве.
  34. Аксиологическая проблематика правовых наук. Право и ценности.
  35. Понятие, содержание, структура методологии права.
  36. Интеграция правового знания. Модерн и постмодерн в праве.
  37. Деятельностный подход в понимании правовой действительности.
  38. Характерные черты российской философско-правовой мысли.
  39. Философско-правовая мысль в постсоветской России.
  40. Философская культура юриста. Ее проявления в борьбе с коррупцией.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины 4

Целевая установка 5

Объем и тематический план дисциплины 8

Распределение учебного материала по темам 9

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий 12

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 34

Методические рекомендации для студентов 34

Планы семинарских занятий 38

Перечень нормативных правовых актов, основной и

дополнительной литературы 43

Примерные темы рефератов 45

Требования к уровню освоения программы и формы текущего,

промежуточного и итогового контроля 46

Тестовые задания для самоконтроля по основным

проблемам дисциплины 49

Вопросы для подготовки к экзамену 64

страница 4/4
Б.Н. Мальков
Дата 27.09.2011
Размер 0,7 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс, Образовательные материалы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Непонятный праздник 4 ноября
  • Новогодний сценарий олень
  • Настя понедельник праздник всем отзывы
  • Найти песню наступает праздник наших мам
  • Необычные праздники мая