Проведение праздников в ДОУ > Сценарии праздников, конкурсов для детей
Праздник «Нардуган» для детей подготовительной группы
Хайретдинова Г.Н., воспитатель д/с №383 г.Казань
Праздник «Нардуган» проводится на улице.
Программное содержание:
Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.
(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник.)
Ход праздника:
Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.
(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)
Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.
Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.
— А вот кто-то к нам спешит!
(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )
Нардуган ата:
Нардуган, Нардуган,
Нардуган, хуҗалар,
Котлы, мөбәрәк булсын,
Тормыш түгәрәк булсын.
Нардуган ана:
Мал-туарыгыз артсын,
Колыннарыгыз чапсын,
Игеннәрегез уңсын,
Күкәй кебек тук булсын.
Нардуган ата: А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.
Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»
(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )
Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?
Дети: (Рассказывают стихи. )
Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.
Эстафеты:
- «Санки»
- «Кто быстрее перенесет снежки?»
- «Ледовые дорожки»
- «Бросание снежков»
Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.
Хороводная игра: «Нардуган»
(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )
Нардуган анна: Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!
Ведущий:
Бәйрәмнәр гөрләп торсын.
Күкләр гел аяз булсын,
Җир йөзендә бар балалар
Бәхетле, таза булсын!
Сценарий праздника «Нардуган»
Мероприятие познакомит детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками, поможет закрепить знания детей о природных изменениях.
Описание разработки
Программное содержание:
Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.
(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник. )
Ход праздника:
Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.
(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)
Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.
Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.
А вот кто — то к нам спешит!
(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )
Нардуган ата:
Нардуган, Нардуган,
Нардуган, хуҗалар,
Котлы, мөбәрәк булсын,
Тормыш түгәрәк булсын.
Нардуган ата:
А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.
Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»
(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )
Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?
Дети: (Рассказывают стихи. )
Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.
Эстафеты:
«Санки»
«Кто быстрее перенесет снежки?»
«Ледовые дорожки»
«Бросание снежков»
Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.
Хороводная игра: «Нардуган»
(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )
Нардуган анна: Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!
Содержимое разработки
Габбасова Р.Р. –воспитатель группы продленного дня , МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Республики Татарстан
Маврина Л.Г. –воспитатель группы продленного дня , МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Республики Татарстан
Конспект сценария праздника «Нардуган»
в группе продленного дня (проводится на улице)
Программное содержание:
Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.
(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник.)
Ход праздника:
Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.
(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)
Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.
Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.
А вот кто-то к нам спешит!
(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )
Нардуган ата:
Нардуган, Нардуган,
Нардуган, хуҗалар,
Котлы, мөбәрәк булсын,
Тормыш түгәрәк булсын.
Нардуган ана:
Мал-туарыгыз артсын,
Колыннарыгыз чапсын,
Игеннәрегез уңсын,
Күкәй кебек тук булсын.
Нардуган ата:
А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.
Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»
(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )
Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?
Дети: (Рассказывают стихи. )
Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.
Эстафеты:
«Санки»
«Кто быстрее перенесет снежки?»
«Ледовые дорожки»
«Бросание снежков»
Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.
Хороводная игра: «Нардуган»
(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )
Нардуган анна: Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!
Ведущий:
Бәйрәмнәр гөрләп торсын.
Күкләр гел аяз булсын,
Җир йөзендә бар балалар
Бәхетле, таза булсын!
-80%
Похожие файлы
-
Сценарий мероприятия, посвящённого Дню семьи
-
Многонациональный Крым
-
Крымоведение Тема: Водные богатства Крыма: реки, водопады, озера, подземные воды. Охрана вод.
-
Технологические особенности обработки деталей на токарных станках с ЧПУ
-
Технологические особенности обработки деталей на токарных станках с ЧПУ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества
города Димитровграда Ульяновской области»
педагог дополнительного образования
Хисмятулова Эльвира Ильфаковна
Методическая разработка
Сценарий семейного мероприятия «Нардуган – рожденный солнцем»
25 Декабря Нардуган («рожденный солнцем»)
25 Декабря Нардуган («рожденный солнцем»)
25 декабря в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»… начинали обходить окрестные крестьянские дворы. Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольких частей:
1. приветственный танец (болдыр кырында бию): исполнялся во дворе перед каждым домом костюмированной группой в возрасте 10-15 лет
2. танец при входе в дом
3. танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда
4. благодарственный танец с пожеланиями благополучия
5. прощальный танец
6. пляски и танцы, связанные с гаданием
7. игры и хороводы, сопровождаемые кострами.
Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника.
Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. Костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика – музыканта святошники плясали поочередно.
Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15 – 20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.
Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность – кому за кем плясать.
Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара каршы бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы “Эт биюе” (Танец собаки), «Сарык биюе («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец овцы») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.
Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говориться, что если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год.
Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь. Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол. В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально – обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое – где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах.
Сценарий мероприятия. «Нардуган и святки»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей
городского округа Стрежевой»
Сценарий игровой программы
«Нардуган и Святки»
для детей 6-7 лет
проводят обучающиеся
этнографической школы «Чишмэкэй»
13-15 лет вместе с педагогом
номинация: внеклассное мероприятие
Якшиева Ильзира Идеаловна
педагог дополнительного образования
г.о. Стрежевой,
2016г.
Оглавление
-
Введение стр. 3
-
Основная часть стр. 4
-
Заключение стр. 7
-
Список использованной литературы стр. 7
-
Приложения стр. 8
Введение
В нашем современном обществе любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей, в нашем городе их более 80. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать и педагогам трудно решить проблемы, возникающие на почве межэтнических отношений. Поэтому проблема несформированности у детей толерантного отношения к людям других культур и этносов в настоящее время очень актуальна.
«Толерантность – это терпимость к другим культурам, вероисповеданиям, мнениям, взглядам. Человек, способный с уважением и пониманием относиться к мнению и взглядам других людей, является толерантным. Толерантность не даётся нам с рождения и не возникает самопроизвольно. Она является результатом соответствующего воспитания».
Народная педагогика помогает решать проблему воспитания толерантности в межнациональных отношениях народов нашей страны.
Для каждого народа характерны такие положительные черты: неприхотливость, непредвзятость, сплочённость, старательность, любовь к порядку, трудолюбие, уважение к старшим, почитание родителей. Все эти черты отражаются в его культуре.
Истинная народная культура – это народное творчество, история народа, язык, обычаи, традиции, праздники и игры. Народные игры – это отражение действительной жизни наших предков. Старшая группа обучающихся этнографической школы «Чишмэкэй» любят проводить татаро-башкирские игры: «Гусиное крылышко», «Юрта», «Игра с платочком», «Подушка», «Игра с полотенцем», «Плывёт утка, плывёт гусь», «Тюбетейка», «Игра с веретеном», «Узелок», «Царь горох», «Колечко». Эти игры используются в театрализованных программах, проводятся нами на Днях национальных культур. А песни на родном языке и татаро-башкирские танцы украшают эти мероприятия.
Как видно, этнокультурные традиции на основе народной педагогики имеют большое значение в воспитании межнациональной толерантности будущего поколения. Толерантное воспитание будет успешным только тогда, когда личность будет знать не только свою культуру, но и уважать, ценить культуру других народов. Именно поэтому это мероприятие отражает культуру русского и татаро-башкирского народа, знакомит как раньше праздновали новогодние праздники народы разных национальностей. В одной деревне жили и русские, и башкиры. Они жили дружно, не ссорились. И сейчас так надо жить, играть, веселиться.
Воспитанники подготовительных групп детского сада «Рябинушка» знакомятся с праздником «Нардуган», русским и башкирским костюмом, с традиционным блюдом башкир «чак-чак», «бавырсак», узнают, что такое «Святки», «колядки», разучивают русские и башкирские танцевальные движения, играют в народные игры.
Основная часть
Цель мероприятия: воспитание толерантности у детей через возрождение старинных праздников русского и башкирского народа «Нардуган» и «Святки».
Задачи:
— образовательные: обобщить знания о праздниках «Нардуган» и «Святки», умения по этнокультуре, познакомить с народными играми татаро-башкирского и русского народов;
— развивающие: развивать речь, артистизм, исполнительское мастерство, ловкость.
— воспитательные: воспитывать любовь к наследию, к старшему поколению, толерантность;
Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей: перед мероприятием нужно провести с детьми беседу о праздниках «Нардуган», «Святки» и о других народных праздниках, о башкирах, об играх «Юрта», «Перетягивание каната», «Петухи», «В этом зале все друзья», можно поиграть. В роли Скомороха и Нардуган должны быть педагоги, поэтому они должны уметь показать русские и башкирские танцевальные движения.
Требования к месту проведения: мероприятие проводится в спортивном зале, заранее приготовить макеты домов и реквизиты.
Материально-техническое обеспечение.
Реквизиты: канат, 2 ведра, снежки, чак-чак, бавырсак, сладости в корзине, 4 шали, 4 платка, 4 стула, мел, кепка русская, рубахи, шапка и камзул башкирский.
Музыкальное оформление: фонограммы, музыкальная аппаратура.
Сценарий воспитательного мероприятия.
Нардуган: Здравствуйте, ребятки!
Вы любите играть?
Ответ
Нардуган: Мы сегодня с вами будем играть в колядки. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Первый ряд будет русская команда, второй ряд – команда башкир.
Скоморох: Все на Святки! Все на Святки!
Приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Нардуган: Это что такое – Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Ответ
Скоморох: Что ж, придётся рассказать
И, конечно, показать.
У русских Святки – это двухнедельные новогодние праздники, которые исстари отмечали наши предки. Это пора зимних, взаимных угощений, веселья, радости. Самым весёлым на Святках было колядование.
Нардуган: А у башкирского народа такие же Святки назывались – Нардуган.
Ребята, скажите пожалуйста, кто знает об этом празднике?
Ответ
Нардуган: Это слово обозначает «Солнце», рождение дня, наступление Нового года. Ну что, ребята, пойдём на колядки?
Ответ
Нардуган: Сначала идёт вторая команда – команда башкир. Я вам буду показывать башкирские движения, танцуя идём по кругу и подойдём к хозяйке башкирке.
-
Башкирская мелодия.
Башкиры идут по кругу, останавливаются возле башкирской хозяйки.
Нардуган вместе с детьми: Нар, нар, Нардуган,
Идите на праздник Нардуган!
Пусть счастье будет всем,
Побольше будет скота,
В кладовых — полно зерна,
Пусть царит спокойствие
В стране, в доме и в семье.
Башкирская хозяйка: Угощайтесь, вот вам чак-чак
И вкусный, вкусный бавырсак!
Может чаем угостить?
Или кофейку налить?
Нардуган: Нет, спасибо, хозяюшка!
Не хотим мы чай и кофе,
Эй, сударыни – вострушки!
Станцуйте-ка под частушки!
Дети присаживаются и смотрят.
-
Башкирский танец «Шаль связала».
Скоморох: Русская команда за мной.
-
Русская танцевальная.
Русская команда идёт под музыку по кругу, танцуют, останавливаются возле русской хозяйки.
Скоморох вместе с детьми: Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку, масляну головку.
И дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
И дай бог вам, господа,
Здоровья долгие года.
Русская хозяйка: Вот вам, дорогие гости,
Пироги и сладости. Даёт в корзине сладости.
Дети: А не помериться ли нам силой и ловкостью, сударыни, добры-молодцы?
-
Игра «Перетягивание каната» между двумя командами.
-
Игра «Кто быстрее оденется по-зимнему»
-
Игра «Петухи»
-
Игра «Юрта»
-
Игра «Снежки».
Посередине канат. Кидают друг-другу снежки. Соревнуются, на чей стороне меньше будет снежков. Потом собирают, чья команда больше соберёт снежки.
Нардуган: Хватит силой похваляться, приглашаю в хоровод.
-
Игра-хоровод «В этом зале все друзья».
Скомороха: Поиграли, поплясали,
Что ж, хозяева устали?
Надобно домой идти,
Там гаданье провести.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье.
Нардуган: Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Скоморох: До свидания! До новых встреч!
-
«Девочки и мальчики» Барбарики. Паровозики делают, подтанцовывая уходят.
Заключение.
Игровая программа «Нардуган и Святки» воспитанникам детского сада «Рябинушка» понравилась. Воспитатели сказали: «Побольше бы таких мероприятий». Мы рады, что дети и воспитатели остались довольны. Обучающимся этнографической школы «Чишмэкэй» проводить мероприятие пришлось легко и весело, потому что дети были активные.
Список использованной литературы.
-
Бронштейн М.М. Праздники народов России. Энциклопедия. – Москва: РОСМЭН-Пресс, 2002. – 183 с.
-
Гараева Г.Г. Рождаются и наши песни. – Набережные Челны: институт непрерывного педагогического образования, 1993. – 80 с.
-
Давлетшина Л.Х. Татарские народные праздники. – Казань: ООО «Фолиант», 2007. – 72 с.
-
Елисеев А.Г., Шилов В.Н,, Гитун Т.В., Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия.- М.:Эксмо, 2008. – 864 с.
-
Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гилязева Р.Г. Детские праздники. – Набережные Челны: институт непрерывного педагогического образования, 1994. – 154 с.
-
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. – Москва: Издательство «Аквариум», 2000. – 235 с.
Приложения
Рисунки для беседы
Фотографии, проведённого мероприятия
Колядки
Игра «Перетягивание каната»
Игра «Петухи»
Башкирский танец «Шаль связала»
«Паравозики»
12
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» городского округа закрытое административное территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан
Нардуган, Святки,
Каргатуй
Музыкальный руководитель
Шаповалова Л.И.
(Все зашли в зал и заняли свои места)
(Около центральной стены, в избе сидят Мама и дочка)
Мама: Я знаю, что зимой бывают чудеса,
Да, впрочем, как в любое время года,
Не волшебство ли неба высота,
Не чудо ли сама природа.
Но я открою вам один секрет:
Волшебник тот, кто в сказку верит,
И в этот радостный волшебный день
Нам сказка обязательно откроет двери.
Нет, малышами нам уже не стать,
Еще не найдено такое средство
Во сне ребята могут полетать,
А взрослых сказка возвращает в детство!
Девочка: Мамочка, смотри, за окошком снежок!
Мама: Да, доченька, это зима!
Девочка: С нетерпением мы ждали прихода русской зимы!
Мама: Гуляет русская зима,
Останови её, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы!
Белит деревья и дома
Морозит устали не зная,
Гуляет русская зима!
Морозная, не злая!
Гр №8 «Вдоль по улице»
Девочка: Мамочка, а расскажи мне ещё о зиме!
Мама: Хорошо. Посмотри, доченька, сколько к нам гостей пожаловало. Позову я на помощь своих сестриц – хозяюшек, где вы, сестрицы мои?
(Выходят воспитатели Вед1, Вед 2 и Вед 3)
Вед 2 и Вед 3: Мы туточки!
Мама: Ну, давайте, поприветствуйте наших гостей!
Вед 1: Добро пожаловать гости дорогие!
Вед 2: Всех давно мы поджидаем
И без вас не начинаем.
Вед 3: Для каждого найдется
Глоток воды из колодца!
Танец «Зима красавица»
Мама: И так… Хорошо зимой в избе. На улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забираются в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы. (завывает вьюга) А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит потрескивает лучина…Вот такие длинные вечера и становились вечерами загадок, шуток, прибауток. И назывались они посиделками!
Вед 1: И сегодня мы отмечаем три праздника.
Вед 2: Нардуган!
Вед 3: Святки и Каргатуй!
Все трое ведущих: Мы начинаем!
Вед1: У башкирского народа много праздников, связанных с природой. Один из них Нардуган. Слово «Нар» — обозначает «Солнце». Люди обращались к солнцу и просили: «Нар, туган» (родной, повернись, пожалуйста к нам лицом).
Зимний Нардуган начинался с 25 декабря и продолжался около одной недели.
Летний Нардуган проводится с 25 июня по 5 июля и называется он « Аяу байрамы», т.е. праздник пощады.
Стихи – дети гр.№8
-
Нар, нар, нарына
Пусть счастье принесет всем,
Побольше будет скота,
В кладовых полна зерна,
Пусть царит спокойствие
В стране, в доме и в семье,
Будьте гостеприимны!
-
Приглашаем всех на праздник,
Нар, нар, Нардуган,
Идите на праздник, вся родня!
-
Нар – нар, нарына
Бэхэт бирhен барына!
-
Илебез тыныс булhын,
Кунелгез кин булhын!
-
Доньянар булhын йэмле,
Ашыгыз булhын тэмле!
-
Яуы йыл kотло булhын
Ботэ бала мат булhын.
Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!
-
В этот светлый праздник пусть
Мир земной покинет грусть!
-
Дети счастливо смеются
Слезы никогда не льются!
-
Каждый дом богатым будет,
И гостей в нем не убудет!
Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!
Мама: Вот спасибо вам за добрые пожелания, от меня вам на праздник курица. Пусть все ваши желания сбудутся. А сейчас нам пора играть.
Игра
Вед1: А теперь обратимся к Солнцу. Крикнем дружно 1, 2, 3 – наше солнце выходи!
Дети (хором): 1, 2, 3 – наше солнце выходи!
(Выходит ребенок — Солнце)
Солнце: Летом жарко я сияю,
Сна и отдыха не знаю,
Согреваю, освещаю,
Силой, соком наполняю.
Но пора и отдохнуть,
Посетить другие страны
И на зимние забавы
С высоты небес взглянуть.
Вы, друзья, не беспокойтесь,
В свой черед и в нужный час
Обогрею я и вас!
Позади все испытанья.
Вам спасибо за старанье,
Смелость, чуткость и вниманье,
Ум, терпенье, доброта.
И мальчишек, и девчонок
Всей природе дорога.
Ждут вас дома, ждут вас в поле,
Ждут друзья и книжки ждут,
Расскажите всем, что солнце –
Ваш надежный, верный друг!
Все дети (хором): Спасибо, солнышко!
Мама: Оставайся у нас на празднике, Солнышко!
Вед 2: А мы продолжаем!
Следующий праздник на наших посиделках – это Рождество Христово, Святки и Крещение!
Мама: Дорогие ребята! Две тысячи лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была совсем маленькой девочкой, моя бабушка рассказывала мне о рождении Христа. Её рассказ я хорошо запомнила.
Девочка: Помню я, как в детстве первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом, именитом доме.
И лежал не в пышной колыбели
А в глухой пещере, на соломе.
Ангелы, над ним склонились, пели!
Мама: В ту чудесную ночь зажглась на небесах яркая звезда!
Танец «Звездочек»
Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи, когда они пасли овец в долине возле реки. Им явился светлый сияющий Ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что этой ночью родился Христос, спаситель мира. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному младенцу свои дары.
Девочка: А почему на Рождество положено елочку наряжать?
Мама: Расскажу, когда родился Иисус Христос обрадовались люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья позеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила. И тут с неба упала звездочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогие украшения!
Танец «В лесу родилась елочка»
Вед2: Какая чудесная легенда! А наши ребята к Рождеству приготовили стихи.
Дети – стихи
-
Много было в небе звезд
Теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
-
Дева – мать склоняясь над ним,
Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.
-
Пели Ангелы Христу,
Славили рожденье
В мир принес он красоту,
Веру во спасенье.
«Рождественская песенка»
Вед2: Ну, а праздник Рождества Христова продолжается, праздник Святок начинается!
Все дети (хором): Пришли Святки – запевай колядки!
Песня «Коляда»
Мама: Не хотите ли, ребятки,
Больше разузнать о Святках?
Дети: Хотим!
Мама: Что ж. ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Я надеюсь, мой рассказ
Будет увлекательным!
Святки, или как их ещё называют Святые вечера. По дворам ходили толпы ряженых, пели песни. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Дети (хором): Мы знаем колядки!
-
Чтобы был в доме хлеб,
Чтоб пустым не был хлев.
Хозяину, хозяйке,
Дедушкам малым…
Все дети: Многие лета!
Многие лета!
Вед 2: Основным же ритуалом святок является старинный земледельческий обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и при этом приговаривали:
Все дети: Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись пшеничка, на поле – стогами,
На столе пирогами:
Счастье будет вам горой,
Урожай воз большой.
-
Всем людям добрым
Желаем добра! Золота и серебра!
-
Пышных пирогов, медных блинов!
-
Чтоб здоровые все были,
Чтоб много лет прожили!
(Обсыпают чем — нибудь)
Вед 2: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора!
Игра «Ручеёк»
Мама: Праздник Святок продолжается, ну а праздник Крещения начинается!
19 января празднуется Крещение. Традиция праздновать этот день пришла к нам из далекого прошлого. Давным – давно, в этот день на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Когда Иисус вышел из воды раскрылись небеса над ним и появился Бог – отец и Дух – святой в виде голубя, спустившегося ему на плечо. Поэтому праздник Крещенья называется Богоявлениями. Главное событие этого праздника – водосвятие. Люди идут к проруби, освящают воду, опускают в неё церковный крест, люди купаются в этой воде, набирают домой и окропляют ею свои дома. Вот и у меня есть в бутылочке святая Крещенская вода, я вас побрызгаю ею… (брызгает). Пусть ваше здоровье будет крепким, настроение прекрасным, жизнь веселой!
Вед2:А знаете, ребята ,как называют морозы в этот период?
Дети: Крещенские!
-
На Крещение день, теплый,
Рожь будет густой!
-
На Крещение снег хлопьями – к урожаю,
Ясный день – к неурожаю.
-
На Крещение в полдень
Синие облака – к урожаю.
-
Звездная ночь на Крещение –
Урожай на горох и ягоды!
-
Если на крещение собаки много лают –
Будет много зверя и дичи.
13. Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли
Что узнали сами –
Все вам рассказали.
Будем дальше подрастать
Будем больше узнавать!
Вед3: А мы продолжаем!
Следующий праздник – Каргатуй! «Грачиная каша» — это народный праздник, в котором участвуют только женщины и дети, самые уважаемые бабушки. Их называют Алсабирами. Сейчас мы вам покажем.
Дети и вед 3: Приглашает на праздник грач,
Иди бегом, или же вскачь!
Жадный на праздник не пойдет,
Дома покоя не найдет!
Иди на праздник Каргатуй,
Повеселись и потанцуй!
Танец
Вед3: А чтобы было всем теплей
Мы запоем частушки!
Частушки
-
Начинаю я припевку
Первую, печальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную!
-
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом зале
Половицы лопнут!
-
Я нашел себе невесту.
Говорят богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая!
-
Я иду, иду, иду,
Собаки лают на пруду
Ну, чего вы лаете,
Вы же меня не знаете!
-
Сидит Вовка на заборе,
Ковыряется в носу.
А коза ему из носа,
«Все равно не вылезу!»
-
Мой дружочек, он хороший
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!
-
Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!
Вед3: На празднике Каргатуй варят кашу в котлах, а дети играют в игры.
Мама: Ну тогда я пойду на кухню варить кашу, а вы пока поиграйте.
Игра
Вед3: А мы поможем варить кашу вот такими стихами.
Стихи – дети
-
Лыбыр – лыбыр варится каша,
Семидесятилетняя бабушка наша.
-
Бабушке неможется,
В кашу масло не ложится.
-
Не хулите кашу,
Не корите бабушку нашу,
Каша сварена на славу,
Ешьте, ешьте,
Остатки дайте грачам.
-
Если он не захочет – дайте вороне,
Ворона не захочет – дайте грачу!
Мама: Вот каша готова!
(Всех угощают кашей)
Вед3: Как только все наедаются кашей, остатки кладут в разных местах, чтобы их склевали птицы. И при этом приговаривают:
-
Грачи! Грачи!
В саду яблони цветут,
Но сохнут, дожди не идут.
-
И в природе нет красоты,
Раз дождевые воды не льются!
-
Дождик, лей, лей!
Не жалей!
Грачи! Угощайтесь,
Дождя нам желайте!
-
Удач нам желайте
Урожаю пожелайте!
За одно зернышко – десять зернышек,
За десять зернышек – тысячи зернышек!
Вед3: И мы гулять, когда пойдем,
Всех птичек кашей угостим!
Мама: А наши посиделки заканчиваются. Мы сегодня и пели, и играли и совсем не устали.
Вед1: Вот и закончился праздник веселый!
Вед 2: Рады увидеться с вами мы снова!
Вед 3: Приходите снова к нам –
Все: Рады мы таким гостям!
Праздник продолжается,
Игры на улице начинаются!
В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния – с 25 декабря по 7 января – занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам – мишарям; под названием нартаван – чувашам; под термином нардаве – мордве; святки – русским.
Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.
Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX – началу XX вв. Фрагментарные сведения не дают должного представления об обрядовых танцах ряженых. Содержание этого обряда сводится к следующему: в соответствующий знаменательный день – 25 декабря, в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»… начинали обходить окрестные крестьянские дворы ( нардуган булып йөриләр).
Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольских частей:
- приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;
- танец при входе в дом;
- танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда;
- благодарственный танец с пожеланиями благополучия;
- прочальный танец;
- пляски и танцы, связанные с гаданием;
- игры и хорводы, сопровождаемые кострами.
Приветственный танец – болдыр кырында бию – исполнялся буквально перед каждым домом, за дверью. Исполняла его костюмированная группа в возрасте 10 – 15 лет. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника.
Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. В прежние времена надевали на голову череп коня. В верованиях крещеных татар, равно как и у казанских татар и татар — мишарей, широко отражено почитание лошадей. Вероятно, эти акты являются пережитком язычества и магических обрядов, относящихся к глубокой древности.
Таким образом, костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика – музыканта святошники плясали поочередно. Пляски обычно начинались следующим образом: молодой человек, переодетый в женское одеяние, поплясав, сколько ему угодно, заставляет плясать всех по очереди.
Приветственный танец не имел строгую кононическую хореографическую композицию. Несмотря на то, что движения танцующих носили импровизированный характер, в его основе сохранялись “перескоки” – небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. Крестьяне верили, что исполнение этих движений принесет им обильный урожай.
Исполнив приветственную пляску в каждом дворе селения или в доме, костюмированная группа прекращала свое хождение по домам. Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15 – 20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Пляска называется «Өй эчендәге бию”. Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.
Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность – кому за кем плясать.
Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара каршы бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы “Эт биюе” (Танец собаки), «Сарык биюе («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец овцы») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.
Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говориться, что если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год.
В некоторых местах, в частности в Мамадышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным от трения.
Цикл танцевальных действий этого периода начинался обычно с прыжков молодежи через горящий костер. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем – чорым китсен» ( «Пусть покинет меня всякая хворь»). Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнуться или же вслед им полетят искры от огня, то они поженятся.
Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь.
Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол.
В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально – обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.
Таким образом, рассмотренные танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно – магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям.
В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое – где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне, Ковали Пестречинского района.
Сценарий «Нардуган, Святки, Каргатуй»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» городского округа закрытое административное территориальное
образование город Межгорье Республики Башкортостан
Нардуган, Святки,
Каргатуй
Музыкальный руководитель
Шаповалова Л.И.
(Все зашли в зал и заняли свои места)
(Около центральной стены, в избе сидят Мама и дочка)
Мама: Я знаю, что зимой бывают чудеса,
Да, впрочем, как в любое время года,
Не волшебство ли неба высота,
Не чудо ли сама природа.
Но я открою вам один секрет:
Волшебник тот, кто в сказку верит,
И в этот радостный волшебный день
Нам сказка обязательно откроет двери.
Нет, малышами нам уже не стать,
Еще не найдено такое средство
Во сне ребята могут полетать,
А взрослых сказка возвращает в детство!
Девочка: Мамочка, смотри, за окошком снежок!
Мама: Да, доченька, это зима!
Девочка: С нетерпением мы ждали прихода русской зимы!
Мама: Гуляет русская зима,
Останови её, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы!
Белит деревья и дома
Морозит устали не зная,
Гуляет русская зима!
Морозная, не злая!
Гр №8 «Вдоль по улице»
Девочка: Мамочка, а расскажи мне ещё о зиме!
Мама: Хорошо. Посмотри, доченька, сколько к нам гостей пожаловало.
Позову я на помощь своих сестриц – хозяюшек, где вы, сестрицы мои?
(Выходят воспитатели Вед1, Вед 2 и Вед 3)
Вед 2 и Вед 3: Мы туточки!
Мама: Ну, давайте, поприветствуйте наших гостей!
Вед 1: Добро пожаловать гости дорогие!
Вед 2: Всех давно мы поджидаем
И без вас не начинаем.
Вед 3: Для каждого найдется
Глоток воды из колодца!
Танец «Зима красавица»
Мама: И так… Хорошо зимой в избе. На улице вьюга да снег, мороз такой,
что звери забираются в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы.
(завывает вьюга) А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит
потрескивает лучина…Вот такие длинные вечера и становились вечерами загадок,
шуток, прибауток. И назывались они посиделками!
Вед 1: И сегодня мы отмечаем три праздника.
Вед 2: Нардуган!
Вед 3: Святки и Каргатуй!
Все трое ведущих: Мы начинаем!
Вед1: У башкирского народа много праздников, связанных с природой. Один
из них Нардуган. Слово «Нар» — обозначает «Солнце». Люди обращались к солнцу и
просили: «Нар, туган» (родной, повернись, пожалуйста к нам лицом).
Зимний Нардуган начинался с 25 декабря и продолжался около одной недели.
Летний Нардуган проводится с 25 июня по 5 июля и называется он « Аяу
байрамы», т.е. праздник пощады.
Стихи – дети гр.№8
1. Нар, нар, нарына
Пусть счастье принесет всем,
Побольше будет скота,
В кладовых полна зерна,
Пусть царит спокойствие
В стране, в доме и в семье,
Будьте гостеприимны!
2. Приглашаем всех на праздник,
Нар, нар, Нардуган,
Идите на праздник, вся родня!
3. Нар – нар, нарына
Бэхэт бирhен барына!
4. Илебез тыныс булhын,
Кунелгез кин булhын!
5. Доньянар булhын йэмле,
Ашыгыз булhын тэмле!
6. Яуы йыл kотло булhын
Ботэ бала мат булhын.
Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!
7. В этот светлый праздник пусть
Мир земной покинет грусть!
8. Дети счастливо смеются
Слезы никогда не льются!
9. Каждый дом богатым будет,
И гостей в нем не убудет!
Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!
Мама: Вот спасибо вам за добрые пожелания, от меня вам на праздник
курица. Пусть все ваши желания сбудутся. А сейчас нам пора играть.
Игра
Вед1: А теперь обратимся к Солнцу. Крикнем дружно 1, 2, 3 – наше солнце
выходи!
Дети (хором): 1, 2, 3 – наше солнце выходи!
(Выходит ребенок — Солнце)
Солнце: Летом жарко я сияю,
Сна и отдыха не знаю,
Согреваю, освещаю,
Силой, соком наполняю.
Но пора и отдохнуть,
Посетить другие страны
И на зимние забавы
С высоты небес взглянуть.
Вы, друзья, не беспокойтесь,
В свой черед и в нужный час
Обогрею я и вас!
Позади все испытанья.
Вам спасибо за старанье,
Смелость, чуткость и вниманье,
Ум, терпенье, доброта.
И мальчишек, и девчонок
Всей природе дорога.
Ждут вас дома, ждут вас в поле,
Ждут друзья и книжки ждут,
Расскажите всем, что солнце –
Ваш надежный, верный друг!
Все дети (хором): Спасибо, солнышко!
Мама: Оставайся у нас на празднике, Солнышко!
Вед 2: А мы продолжаем!
Следующий праздник на наших посиделках – это Рождество Христово, Святки
и Крещение!
Мама: Дорогие ребята! Две тысячи лет назад в городе Вифлееме родился
Иисус Христос. Когда я была совсем маленькой девочкой, моя бабушка
рассказывала мне о рождении Христа. Её рассказ я хорошо запомнила.
Девочка: Помню я, как в детстве первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом, именитом доме.
И лежал не в пышной колыбели
А в глухой пещере, на соломе.
Ангелы, над ним склонились, пели!
Мама: В ту чудесную ночь зажглась на небесах яркая звезда!
Танец «Звездочек»
Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи, когда они пасли овец в
долине возле реки. Им явился светлый сияющий Ангел в белоснежных одеждах.
Ангел рассказал пастухам, что этой ночью родился Христос, спаситель мира. По
звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному младенцу свои дары.
Девочка: А почему на Рождество положено елочку наряжать?
Мама: Расскажу, когда родился Иисус Христос обрадовались люди, и звери, и
птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья позеленели и зацвели. А
елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила. И тут с неба
упала звездочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у елочки на
ветвях, как дорогие украшения!
Танец «В лесу родилась елочка»
Вед2: Какая чудесная легенда! А наши ребята к Рождеству приготовили стихи.
Дети – стихи
1. Много было в небе звезд
Теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
2. Дева – мать склоняясь над ним,
Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.
3. Пели Ангелы Христу,
Славили рожденье
В мир принес он красоту,
Веру во спасенье.
«Рождественская песенка»
Вед2: Ну, а праздник Рождества Христова продолжается, праздник Святок
начинается!
Все дети (хором): Пришли Святки – запевай колядки!
Песня «Коляда»
Мама: Не хотите ли, ребятки,
Больше разузнать о Святках?
Дети: Хотим!
Мама: Что ж. ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Я надеюсь, мой рассказ
Будет увлекательным!
Святки, или как их ещё называют Святые вечера. По дворам ходили толпы
ряженых, пели песни. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году
удачлив будет, с достатком и прибылью.
Дети (хором): Мы знаем колядки!
4. Чтобы был в доме хлеб,
Чтоб пустым не был хлев.
Хозяину, хозяйке,
Дедушкам малым…
Все дети: Многие лета!
Многие лета!
Вед 2: Основным же ритуалом святок является старинный земледельческий
обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и при этом
приговаривали:
Все дети: Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись пшеничка, на поле – стогами,
На столе пирогами:
Счастье будет вам горой,
Урожай воз большой.
5. Всем людям добрым
Желаем добра! Золота и серебра!
6. Пышных пирогов, медных блинов!
7. Чтоб здоровые все были,
Чтоб много лет прожили!
(Обсыпают чем — нибудь)
Вед 2: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора!
Игра «Ручеёк»
Мама: Праздник Святок продолжается, ну а праздник Крещения начинается!
19 января празднуется Крещение. Традиция праздновать этот день пришла к
нам из далекого прошлого. Давным – давно, в этот день на реке Иордань крестили
Иисуса Христа. Когда Иисус вышел из воды раскрылись небеса над ним и появился
Бог – отец и Дух – святой в виде голубя, спустившегося ему на плечо. Поэтому
праздник Крещенья называется Богоявлениями. Главное событие этого праздника –
водосвятие. Люди идут к проруби, освящают воду, опускают в неё церковный крест,
люди купаются в этой воде, набирают домой и окропляют ею свои дома. Вот и у
меня есть в бутылочке святая Крещенская вода, я вас побрызгаю ею… (брызгает).
Пусть ваше здоровье будет крепким, настроение прекрасным, жизнь веселой!
Вед2: А знаете, ребята ,как называют морозы в этот период?
Дети: Крещенские!
8. На Крещение день, теплый,
Рожь будет густой!
9. На Крещение снег хлопьями – к урожаю,
Ясный день – к неурожаю.
10. На Крещение в полдень
Синие облака – к урожаю.
11. Звездная ночь на Крещение –
Урожай на горох и ягоды!
12. Если на крещение собаки много лают –
Будет много зверя и дичи.
13. Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли
Что узнали сами –
Все вам рассказали.
Будем дальше подрастать
Будем больше узнавать!
Вед3: А мы продолжаем!
Следующий праздник – Каргатуй! «Грачиная каша» — это народный праздник,
в котором участвуют только женщины и дети, самые уважаемые бабушки. Их
называют Алсабирами. Сейчас мы вам покажем.
Дети и вед 3: Приглашает на праздник грач,
Иди бегом, или же вскачь!
Жадный на праздник не пойдет,
Дома покоя не найдет!
Иди на праздник Каргатуй,
Повеселись и потанцуй!
Танец
Вед3: А чтобы было всем теплей
Мы запоем частушки!
Частушки
1. Начинаю я припевку
Первую, печальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2. Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом зале
Половицы лопнут!
3. Я нашел себе невесту.
Говорят богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая!
4. Я иду, иду, иду,
Собаки лают на пруду
Ну, чего вы лаете,
Вы же меня не знаете!
5. Сидит Вовка на заборе,
Ковыряется в носу.
А коза ему из носа,
«Все равно не вылезу!»
6. Мой дружочек, он хороший
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!
7. Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!
Вед3: На празднике Каргатуй варят кашу в котлах, а дети играют в игры.
Мама: Ну тогда я пойду на кухню варить кашу, а вы пока поиграйте.
Игра
Вед3: А мы поможем варить кашу вот такими стихами.
Стихи – дети
1. Лыбыр – лыбыр варится каша,
Семидесятилетняя бабушка наша.
2. Бабушке неможется,
В кашу масло не ложится.
3. Не хулите кашу,
Не корите бабушку нашу,
Каша сварена на славу,
Ешьте, ешьте,
Остатки дайте грачам.
4. Если он не захочет – дайте вороне,
Ворона не захочет – дайте грачу!
Мама: Вот каша готова!
(Всех угощают кашей)
Вед3: Как только все наедаются кашей, остатки кладут в разных местах,
чтобы их склевали птицы. И при этом приговаривают:
5. Грачи! Грачи!
В саду яблони цветут,
Но сохнут, дожди не идут.
6. И в природе нет красоты,
Раз дождевые воды не льются!
7. Дождик, лей, лей!
Не жалей!
Грачи! Угощайтесь,
Дождя нам желайте!
8. Удач нам желайте
Урожаю пожелайте!
За одно зернышко – десять зернышек,
За десять зернышек – тысячи зернышек!
Вед3: И мы гулять, когда пойдем,
Всех птичек кашей угостим!
Мама: А наши посиделки заканчиваются. Мы сегодня и пели, и играли и
совсем не устали.
Вед1: Вот и закончился праздник веселый!
Вед 2: Рады увидеться с вами мы снова!
Вед 3: Приходите снова к нам –
Все: Рады мы таким гостям!
Праздник продолжается,
Игры на улице начинаются!