Нардуган сценарий праздника на русском языке

Конспект сценария праздника Нардуган в подготовительной группе из раздела Проведение праздников в ДОУ, Сценарии детских праздников, конкурсов для детей дошкольного возраста в детском саду

Проведение праздников в ДОУ > Сценарии праздников, конкурсов для детей

Праздник «Нардуган» для детей подготовительной группы

Хайретдинова Г.Н., воспитатель д/с №383 г.Казань

Праздник «Нардуган» проводится на улице.

Программное содержание:

Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.

(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник.)

Ход праздника:

Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.

(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)

Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?

Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.

Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.

— А вот кто-то к нам спешит!

(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )

Нардуган ата:

Нардуган, Нардуган,

Нардуган, хуҗалар,

Котлы, мөбәрәк булсын,

Тормыш түгәрәк булсын.

Нардуган ана:

Мал-туарыгыз артсын,

Колыннарыгыз чапсын,

Игеннәрегез уңсын,

Күкәй кебек тук булсын.

Нардуган ата: А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.

Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»

(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )

Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?

Дети: (Рассказывают стихи. )

Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.

Эстафеты:

  1. «Санки»
  2. «Кто быстрее перенесет снежки?»
  3. «Ледовые дорожки»
  4. «Бросание снежков»

Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.

Хороводная игра: «Нардуган»

(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )

Нардуган анна: Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!

Ведущий:

Бәйрәмнәр гөрләп торсын.

Күкләр гел аяз булсын,

Җир йөзендә бар балалар

Бәхетле, таза булсын!

Сценарий праздника «Нардуган»

Мероприятие познакомит детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками, поможет закрепить знания детей о природных изменениях.

Описание разработки

Программное содержание:

Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.

(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник. )

Ход праздника:

Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.

(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)

Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?

Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.

Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.

Сценарий праздника Нардуган

А вот кто — то к нам спешит!

(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )

Нардуган ата:

Нардуган, Нардуган,

Нардуган, хуҗалар,

Котлы, мөбәрәк булсын,

Тормыш түгәрәк булсын.

Нардуган ата:

А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.

Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»

(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )

Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?

Дети: (Рассказывают стихи. )

Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.

Эстафеты:

«Санки»

«Кто быстрее перенесет снежки?»

«Ледовые дорожки»

«Бросание снежков»

Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.

Хороводная игра: «Нардуган»

(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )

Нардуган анна: Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!

Содержимое разработки

Габбасова Р.Р. –воспитатель группы продленного дня , МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Республики Татарстан

Маврина Л.Г. –воспитатель группы продленного дня , МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Республики Татарстан

Конспект сценария праздника «Нардуган»
в группе продленного дня  (проводится на улице)

Программное содержание:

Познакомить детей с татарским праздником Нардуган, его народными обрядовыми, играми, песнями, плясками. Закрепить знания детей о природных изменениях, солнце. Воспитывать любовь к татарскому народу и желание детей интересоваться татарскими народными праздниками.

(Ряженные ходят по группам и созывают детей на праздник.)

Ход праздника:

Ведущий: Ребята! Сорока принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем.

(Дорогие ребята! У нас в лесу праздник. Все животные в лесу готовятся к празднику. А вы ребята готовы встретить праздник?)

Ведущий: Ребята, о каком празднике нам написала сорока? Какие праздники вы знаете?

Дети: Новый год, сабантуй, Науруз, праздник осени и т. д.

Ведущий: У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Начинается праздник в день зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до Крещения. По своей сути, Нардуган — это, практически, те же Святки. С увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, по поверьям, ослабевает действие темных сил. В переводе Нардуган — это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. А главные герои этого праздника Нардуган ата и Нардуган ана.

А вот кто-то к нам спешит!

(Появляются Нардуган ата, Нардуган ана. )

Нардуган ата:

Нардуган, Нардуган,

Нардуган, хуҗалар,

Котлы, мөбәрәк булсын,

Тормыш түгәрәк булсын.

Нардуган ана:

Мал-туарыгыз артсын,

Колыннарыгыз чапсын,

Игеннәрегез уңсын,

Күкәй кебек тук булсын.

Нардуган ата:

А сейчас мы посмотрим, не боитесь ли вы зимы.

Ведущий: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Не пошевельнись»

(Дети под музыку бегают и выполняют разные движения, когда музыка остановиться нужно, замереть на месте. Нардуган ата старается напугать и пошевелить детей. )

Нардуган ана: Я вижу, вы не испугались! А вот стихи о зиме, новом годе знаете?

Дети: (Рассказывают стихи. )

Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Мы докажем, что не боимся никаких морозов.

Эстафеты:

«Санки»

«Кто быстрее перенесет снежки?»

«Ледовые дорожки»

«Бросание снежков»

Нардуган ата: Я вижу, вы с заданиями справились. А вот в мою игру поиграйте.

Хороводная игра: «Нардуган»

(Дети встают в круг, Нардуган в середине. Поют хороводную песню. )

Нардуган анна:  Молодцы! А вот вам и наши угощения. Нам пора в путь дорогу. До свидание! Сау булыгыз!

Ведущий:

Бәйрәмнәр гөрләп торсын.

Күкләр гел аяз булсын,

Җир йөзендә бар балалар

Бәхетле, таза булсын!



-80%

Похожие файлы

  • Сценарий мероприятия, посвящённого Дню семьи

  • Многонациональный Крым

  • Крымоведение Тема: Водные богатства Крыма: реки, водопады, озера, подземные воды. Охрана вод.

  • Технологические особенности обработки деталей на токарных станках с ЧПУ

  • Технологические особенности обработки деталей на токарных станках с ЧПУ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества

города Димитровграда Ульяновской области»

педагог дополнительного образования

Хисмятулова Эльвира Ильфаковна

Методическая разработка

Сценарий семейного мероприятия «Нардуган – рожденный солнцем»

25 Декабря Нардуган («рожденный солнцем»)

25 Декабря Нардуган («рожденный солнцем»)

25 декабря в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»… начинали обходить окрестные крестьянские дворы. Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольких частей:

1. приветственный танец (болдыр кырында бию): исполнялся во дворе перед каждым домом костюмированной группой в возрасте 10-15 лет

2. танец при входе в дом

3. танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда

4. благодарственный танец с пожеланиями благополучия

5. прощальный танец

6. пляски и танцы, связанные с гаданием

7. игры и хороводы, сопровождаемые кострами.

Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника.

Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. Костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика – музыканта святошники плясали поочередно.

Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15 – 20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.

Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность – кому за кем плясать.

Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара каршы бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы “Эт биюе” (Танец собаки), «Сарык биюе («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец овцы») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.

Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говориться, что если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год.

Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь. Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол. В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально – обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.

Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое – где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах.

Сценарий мероприятия. «Нардуган и святки»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей

городского округа Стрежевой»

Сценарий игровой программы

«Нардуган и Святки»

для детей 6-7 лет

проводят обучающиеся

этнографической школы «Чишмэкэй»

13-15 лет вместе с педагогом

номинация: внеклассное мероприятие

Якшиева Ильзира Идеаловна

педагог дополнительного образования

г.о. Стрежевой,

2016г.

Оглавление

  1. Введение стр. 3

  2. Основная часть стр. 4

  3. Заключение стр. 7

  4. Список использованной литературы стр. 7

  5. Приложения стр. 8

Введение

В нашем современном обществе любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей, в нашем городе их более 80. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать и педагогам трудно решить проблемы, возникающие на почве межэтнических отношений. Поэтому проблема несформированности у детей толерантного отношения к людям других культур и этносов в настоящее время очень актуальна.

«Толерантность – это терпимость к другим культурам, вероисповеданиям, мнениям, взглядам. Человек, способный с уважением и пониманием относиться к мнению и взглядам других людей, является толерантным. Толерантность не даётся нам с рождения и не возникает самопроизвольно. Она является результатом соответствующего воспитания».

Народная педагогика помогает решать проблему воспитания толерантности в межнациональных отношениях народов нашей страны.

Для каждого народа характерны такие положительные черты: неприхотливость, непредвзятость, сплочённость, старательность, любовь к порядку, трудолюбие, уважение к старшим, почитание родителей. Все эти черты отражаются в его культуре.

Истинная народная культура – это народное творчество, история народа, язык, обычаи, традиции, праздники и игры. Народные игры – это отражение действительной жизни наших предков. Старшая группа обучающихся этнографической школы «Чишмэкэй» любят проводить татаро-башкирские игры: «Гусиное крылышко», «Юрта», «Игра с платочком», «Подушка», «Игра с полотенцем», «Плывёт утка, плывёт гусь», «Тюбетейка», «Игра с веретеном», «Узелок», «Царь горох», «Колечко». Эти игры используются в театрализованных программах, проводятся нами на Днях национальных культур. А песни на родном языке и татаро-башкирские танцы украшают эти мероприятия.

Как видно, этнокультурные традиции на основе народной педагогики имеют большое значение в воспитании межнациональной толерантности будущего поколения. Толерантное воспитание будет успешным только тогда, когда личность будет знать не только свою культуру, но и уважать, ценить культуру других народов. Именно поэтому это мероприятие отражает культуру русского и татаро-башкирского народа, знакомит как раньше праздновали новогодние праздники народы разных национальностей. В одной деревне жили и русские, и башкиры. Они жили дружно, не ссорились. И сейчас так надо жить, играть, веселиться.

Воспитанники подготовительных групп детского сада «Рябинушка» знакомятся с праздником «Нардуган», русским и башкирским костюмом, с традиционным блюдом башкир «чак-чак», «бавырсак», узнают, что такое «Святки», «колядки», разучивают русские и башкирские танцевальные движения, играют в народные игры.

Основная часть

Цель мероприятия: воспитание толерантности у детей через возрождение старинных праздников русского и башкирского народа «Нардуган» и «Святки».

Задачи:

— образовательные: обобщить знания о праздниках «Нардуган» и «Святки», умения по этнокультуре, познакомить с народными играми татаро-башкирского и русского народов;

— развивающие: развивать речь, артистизм, исполнительское мастерство, ловкость.

— воспитательные: воспитывать любовь к наследию, к старшему поколению, толерантность;

Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей: перед мероприятием нужно провести с детьми беседу о праздниках «Нардуган», «Святки» и о других народных праздниках, о башкирах, об играх «Юрта», «Перетягивание каната», «Петухи», «В этом зале все друзья», можно поиграть. В роли Скомороха и Нардуган должны быть педагоги, поэтому они должны уметь показать русские и башкирские танцевальные движения.

Требования к месту проведения: мероприятие проводится в спортивном зале, заранее приготовить макеты домов и реквизиты.

Материально-техническое обеспечение.

Реквизиты: канат, 2 ведра, снежки, чак-чак, бавырсак, сладости в корзине, 4 шали, 4 платка, 4 стула, мел, кепка русская, рубахи, шапка и камзул башкирский.

Музыкальное оформление: фонограммы, музыкальная аппаратура.

Сценарий воспитательного мероприятия.

Нардуган: Здравствуйте, ребятки!

Вы любите играть?

Ответ

Нардуган: Мы сегодня с вами будем играть в колядки. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Первый ряд будет русская команда, второй ряд – команда башкир.

Скоморох: Все на Святки! Все на Святки!

Приходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда

Будут вместе с нами, да?

Нардуган: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Ответ

Скоморох: Что ж, придётся рассказать

И, конечно, показать.

У русских Святки – это двухнедельные новогодние праздники, которые исстари отмечали наши предки. Это пора зимних, взаимных угощений, веселья, радости. Самым весёлым на Святках было колядование.

Нардуган: А у башкирского народа такие же Святки назывались – Нардуган.

Ребята, скажите пожалуйста, кто знает об этом празднике?

Ответ

Нардуган: Это слово обозначает «Солнце», рождение дня, наступление Нового года. Ну что, ребята, пойдём на колядки?

Ответ

Нардуган: Сначала идёт вторая команда – команда башкир. Я вам буду показывать башкирские движения, танцуя идём по кругу и подойдём к хозяйке башкирке.

  1. Башкирская мелодия.

Башкиры идут по кругу, останавливаются возле башкирской хозяйки.

Нардуган вместе с детьми: Нар, нар, Нардуган,

Идите на праздник Нардуган!

Пусть счастье будет всем,

Побольше будет скота,

В кладовых — полно зерна,

Пусть царит спокойствие

В стране, в доме и в семье.

Башкирская хозяйка: Угощайтесь, вот вам чак-чак

И вкусный, вкусный бавырсак!

Может чаем угостить?

Или кофейку налить?

Нардуган: Нет, спасибо, хозяюшка!

Не хотим мы чай и кофе,

Эй, сударыни – вострушки!

Станцуйте-ка под частушки!

Дети присаживаются и смотрят.

  1. Башкирский танец «Шаль связала».

Скоморох: Русская команда за мной.

  1. Русская танцевальная.

Русская команда идёт под музыку по кругу, танцуют, останавливаются возле русской хозяйки.

Скоморох вместе с детьми: Как пришла к нам коляда

Накануне Рождества,

Дайте нам коровку, масляну головку.

И дай Бог ещё тому,

Кто живёт в этом дому.

И дай бог вам, господа,

Здоровья долгие года.

Русская хозяйка: Вот вам, дорогие гости,

Пироги и сладости. Даёт в корзине сладости.

Дети: А не помериться ли нам силой и ловкостью, сударыни, добры-молодцы?

  1. Игра «Перетягивание каната» между двумя командами.

  1. Игра «Кто быстрее оденется по-зимнему»

  1. Игра «Петухи»

  1. Игра «Юрта»

  1. Игра «Снежки».

Посередине канат. Кидают друг-другу снежки. Соревнуются, на чей стороне меньше будет снежков. Потом собирают, чья команда больше соберёт снежки.

Нардуган: Хватит силой похваляться, приглашаю в хоровод.

  1. Игра-хоровод «В этом зале все друзья».

Скомороха: Поиграли, поплясали,

Что ж, хозяева устали?

Надобно домой идти,

Там гаданье провести.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье.

Нардуган: Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Скоморох: До свидания! До новых встреч!

  1. «Девочки и мальчики» Барбарики. Паровозики делают, подтанцовывая уходят.

Заключение.

Игровая программа «Нардуган и Святки» воспитанникам детского сада «Рябинушка» понравилась. Воспитатели сказали: «Побольше бы таких мероприятий». Мы рады, что дети и воспитатели остались довольны. Обучающимся этнографической школы «Чишмэкэй» проводить мероприятие пришлось легко и весело, потому что дети были активные.

Список использованной литературы.

  1. Бронштейн М.М. Праздники народов России. Энциклопедия. – Москва: РОСМЭН-Пресс, 2002. – 183 с.

  1. Гараева Г.Г. Рождаются и наши песни. – Набережные Челны: институт непрерывного педагогического образования, 1993. – 80 с.

  1. Давлетшина Л.Х. Татарские народные праздники. – Казань: ООО «Фолиант», 2007. – 72 с.

  1. Елисеев А.Г., Шилов В.Н,, Гитун Т.В., Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия.- М.:Эксмо, 2008. – 864 с.

  1. Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гилязева Р.Г. Детские праздники. – Набережные Челны: институт непрерывного педагогического образования, 1994. – 154 с.

  1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. – Москва: Издательство «Аквариум», 2000. – 235 с.

Приложения

Рисунки для беседы

Фотографии, проведённого мероприятия

Колядки

Игра «Перетягивание каната»

Игра «Петухи»

Башкирский танец «Шаль связала»

«Паравозики»

12

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» городского округа закрытое административное территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан

Нардуган, Святки,
Каргатуй

Музыкальный руководитель
Шаповалова Л.И.

(Все зашли в зал и заняли свои места)
(Около центральной стены, в избе сидят Мама и дочка)

Мама: Я знаю, что зимой бывают чудеса,
Да, впрочем, как в любое время года,
Не волшебство ли неба высота,
Не чудо ли сама природа.
Но я открою вам один секрет:
Волшебник тот, кто в сказку верит,
И в этот радостный волшебный день
Нам сказка обязательно откроет двери.
Нет, малышами нам уже не стать,
Еще не найдено такое средство
Во сне ребята могут полетать,
А взрослых сказка возвращает в детство!

Девочка: Мамочка, смотри, за окошком снежок!

Мама: Да, доченька, это зима!

Девочка: С нетерпением мы ждали прихода русской зимы!

Мама: Гуляет русская зима,
Останови её, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы!
Белит деревья и дома
Морозит устали не зная,
Гуляет русская зима!
Морозная, не злая!
Гр №8 «Вдоль по улице»

Девочка: Мамочка, а расскажи мне ещё о зиме!

Мама: Хорошо. Посмотри, доченька, сколько к нам гостей пожаловало. Позову я на помощь своих сестриц – хозяюшек, где вы, сестрицы мои?

(Выходят воспитатели Вед1, Вед 2 и Вед 3)

Вед 2 и Вед 3: Мы туточки!

Мама: Ну, давайте, поприветствуйте наших гостей!

Вед 1: Добро пожаловать гости дорогие!

Вед 2: Всех давно мы поджидаем
И без вас не начинаем.

Вед 3: Для каждого найдется
Глоток воды из колодца!

Танец «Зима красавица»

Мама: И так… Хорошо зимой в избе. На улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забираются в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы. (завывает вьюга) А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит потрескивает лучина…Вот такие длинные вечера и становились вечерами загадок, шуток, прибауток. И назывались они посиделками!

Вед 1: И сегодня мы отмечаем три праздника.
Вед 2: Нардуган!

Вед 3: Святки и Каргатуй!

Все трое ведущих: Мы начинаем!

Вед1: У башкирского народа много праздников, связанных с природой. Один из них Нардуган. Слово «Нар» — обозначает «Солнце». Люди обращались к солнцу и просили: «Нар, туган» (родной, повернись, пожалуйста к нам лицом).
Зимний Нардуган начинался с 25 декабря и продолжался около одной недели.
Летний Нардуган проводится с 25 июня по 5 июля и называется он « Аяу байрамы», т.е. праздник пощады.

Стихи – дети гр.№8

  1. Нар, нар, нарына

Пусть счастье принесет всем,
Побольше будет скота,
В кладовых полна зерна,
Пусть царит спокойствие
В стране, в доме и в семье,
Будьте гостеприимны!

  1. Приглашаем всех на праздник,

Нар, нар, Нардуган,
Идите на праздник, вся родня!

  1. Нар – нар, нарына

Бэхэт бирhен барына!

  1. Илебез тыныс булhын,

Кунелгез кин булhын!

  1. Доньянар булhын йэмле,

Ашыгыз булhын тэмле!

  1. Яуы йыл kотло булhын

Ботэ бала мат булhын.

Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!

  1. В этот светлый праздник пусть

Мир земной покинет грусть!

  1. Дети счастливо смеются

Слезы никогда не льются!

  1. Каждый дом богатым будет,

И гостей в нем не убудет!

Все: Нар – нар, Нардуган!
Нардуганза бар, туган!

Мама: Вот спасибо вам за добрые пожелания, от меня вам на праздник курица. Пусть все ваши желания сбудутся. А сейчас нам пора играть.

Игра

Вед1: А теперь обратимся к Солнцу. Крикнем дружно 1, 2, 3 – наше солнце выходи!

Дети (хором): 1, 2, 3 – наше солнце выходи!

(Выходит ребенок — Солнце)

Солнце: Летом жарко я сияю,
Сна и отдыха не знаю,
Согреваю, освещаю,
Силой, соком наполняю.
Но пора и отдохнуть,
Посетить другие страны
И на зимние забавы
С высоты небес взглянуть.
Вы, друзья, не беспокойтесь,
В свой черед и в нужный час
Обогрею я и вас!
Позади все испытанья.
Вам спасибо за старанье,
Смелость, чуткость и вниманье,
Ум, терпенье, доброта.
И мальчишек, и девчонок
Всей природе дорога.
Ждут вас дома, ждут вас в поле,
Ждут друзья и книжки ждут,
Расскажите всем, что солнце –
Ваш надежный, верный друг!

Все дети (хором): Спасибо, солнышко!
Мама: Оставайся у нас на празднике, Солнышко!

Вед 2: А мы продолжаем!
Следующий праздник на наших посиделках – это Рождество Христово, Святки и Крещение!

Мама: Дорогие ребята! Две тысячи лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была совсем маленькой девочкой, моя бабушка рассказывала мне о рождении Христа. Её рассказ я хорошо запомнила.

Девочка: Помню я, как в детстве первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом, именитом доме.
И лежал не в пышной колыбели
А в глухой пещере, на соломе.
Ангелы, над ним склонились, пели!

Мама: В ту чудесную ночь зажглась на небесах яркая звезда!

Танец «Звездочек»

Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи, когда они пасли овец в долине возле реки. Им явился светлый сияющий Ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что этой ночью родился Христос, спаситель мира. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному младенцу свои дары.

Девочка: А почему на Рождество положено елочку наряжать?

Мама: Расскажу, когда родился Иисус Христос обрадовались люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья позеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила. И тут с неба упала звездочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогие украшения!

Танец «В лесу родилась елочка»

Вед2: Какая чудесная легенда! А наши ребята к Рождеству приготовили стихи.

Дети – стихи

  1. Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

  1. Дева – мать склоняясь над ним,

Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.

  1. Пели Ангелы Христу,

Славили рожденье
В мир принес он красоту,
Веру во спасенье.

«Рождественская песенка»

Вед2: Ну, а праздник Рождества Христова продолжается, праздник Святок начинается!

Все дети (хором): Пришли Святки – запевай колядки!

Песня «Коляда»

Мама: Не хотите ли, ребятки,
Больше разузнать о Святках?

Дети: Хотим!

Мама: Что ж. ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Я надеюсь, мой рассказ
Будет увлекательным!
Святки, или как их ещё называют Святые вечера. По дворам ходили толпы ряженых, пели песни. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Дети (хором): Мы знаем колядки!

  1. Чтобы был в доме хлеб,

Чтоб пустым не был хлев.
Хозяину, хозяйке,
Дедушкам малым…

Все дети: Многие лета!
Многие лета!

Вед 2: Основным же ритуалом святок является старинный земледельческий обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и при этом приговаривали:

Все дети: Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись пшеничка, на поле – стогами,
На столе пирогами:
Счастье будет вам горой,
Урожай воз большой.

  1. Всем людям добрым

Желаем добра! Золота и серебра!

  1. Пышных пирогов, медных блинов!

  1. Чтоб здоровые все были,

Чтоб много лет прожили!

(Обсыпают чем — нибудь)

Вед 2: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора!

Игра «Ручеёк»

Мама: Праздник Святок продолжается, ну а праздник Крещения начинается!
19 января празднуется Крещение. Традиция праздновать этот день пришла к нам из далекого прошлого. Давным – давно, в этот день на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Когда Иисус вышел из воды раскрылись небеса над ним и появился Бог – отец и Дух – святой в виде голубя, спустившегося ему на плечо. Поэтому праздник Крещенья называется Богоявлениями. Главное событие этого праздника – водосвятие. Люди идут к проруби, освящают воду, опускают в неё церковный крест, люди купаются в этой воде, набирают домой и окропляют ею свои дома. Вот и у меня есть в бутылочке святая Крещенская вода, я вас побрызгаю ею… (брызгает). Пусть ваше здоровье будет крепким, настроение прекрасным, жизнь веселой!

Вед2:А знаете, ребята ,как называют морозы в этот период?

Дети: Крещенские!

  1. На Крещение день, теплый,

Рожь будет густой!

  1. На Крещение снег хлопьями – к урожаю,

Ясный день – к неурожаю.

  1. На Крещение в полдень

Синие облака – к урожаю.

  1. Звездная ночь на Крещение –

Урожай на горох и ягоды!

  1. Если на крещение собаки много лают –

Будет много зверя и дичи.

13. Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли
Что узнали сами –
Все вам рассказали.
Будем дальше подрастать
Будем больше узнавать!

Вед3: А мы продолжаем!
Следующий праздник – Каргатуй! «Грачиная каша» — это народный праздник, в котором участвуют только женщины и дети, самые уважаемые бабушки. Их называют Алсабирами. Сейчас мы вам покажем.

Дети и вед 3: Приглашает на праздник грач,
Иди бегом, или же вскачь!
Жадный на праздник не пойдет,
Дома покоя не найдет!
Иди на праздник Каргатуй,
Повеселись и потанцуй!

Танец

Вед3: А чтобы было всем теплей
Мы запоем частушки!

Частушки

  1. Начинаю я припевку

Первую, печальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную!

  1. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,
Неужели в этом зале
Половицы лопнут!

  1. Я нашел себе невесту.

Говорят богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая!

  1. Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду
Ну, чего вы лаете,
Вы же меня не знаете!

  1. Сидит Вовка на заборе,

Ковыряется в носу.
А коза ему из носа,
«Все равно не вылезу!»

  1. Мой дружочек, он хороший

Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!

  1. Мы частушки вам пропели,

Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!

Вед3: На празднике Каргатуй варят кашу в котлах, а дети играют в игры.

Мама: Ну тогда я пойду на кухню варить кашу, а вы пока поиграйте.
Игра

Вед3: А мы поможем варить кашу вот такими стихами.

Стихи – дети

  1. Лыбыр – лыбыр варится каша,

Семидесятилетняя бабушка наша.

  1. Бабушке неможется,

В кашу масло не ложится.

  1. Не хулите кашу,

Не корите бабушку нашу,
Каша сварена на славу,
Ешьте, ешьте,
Остатки дайте грачам.

  1. Если он не захочет – дайте вороне,

Ворона не захочет – дайте грачу!

Мама: Вот каша готова!

(Всех угощают кашей)

Вед3: Как только все наедаются кашей, остатки кладут в разных местах, чтобы их склевали птицы. И при этом приговаривают:

  1. Грачи! Грачи!

В саду яблони цветут,
Но сохнут, дожди не идут.

  1. И в природе нет красоты,

Раз дождевые воды не льются!

  1. Дождик, лей, лей!

Не жалей!
Грачи! Угощайтесь,
Дождя нам желайте!

  1. Удач нам желайте

Урожаю пожелайте!
За одно зернышко – десять зернышек,
За десять зернышек – тысячи зернышек!

Вед3: И мы гулять, когда пойдем,
Всех птичек кашей угостим!

Мама: А наши посиделки заканчиваются. Мы сегодня и пели, и играли и совсем не устали.

Вед1: Вот и закончился праздник веселый!

Вед 2: Рады увидеться с вами мы снова!

Вед 3: Приходите снова к нам –

Все: Рады мы таким гостям!
Праздник продолжается,
Игры на улице начинаются!

В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния – с 25 декабря по 7 января – занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам – мишарям; под названием нартаван – чувашам; под термином нардаве – мордве; святки – русским.

Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.

Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX – началу XX вв. Фрагментарные сведения не дают должного представления об обрядовых танцах ряженых. Содержание этого обряда сводится к следующему: в соответствующий знаменательный день – 25 декабря, в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»… начинали обходить окрестные крестьянские дворы ( нардуган булып йөриләр).

Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольских частей:

  1. приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;
  2. танец при входе в дом;
  3. танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда;
  4. благодарственный танец с пожеланиями благополучия;
  5. прочальный танец;
  6. пляски и танцы, связанные с гаданием;
  7. игры и хорводы, сопровождаемые кострами.

Приветственный танец – болдыр кырында бию – исполнялся буквально перед каждым домом, за дверью. Исполняла его костюмированная группа в возрасте 10 – 15 лет. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника.

Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. В прежние времена надевали на голову череп коня. В верованиях крещеных татар, равно как и у казанских татар и татар — мишарей, широко отражено почитание лошадей. Вероятно, эти акты являются пережитком язычества и магических обрядов, относящихся к глубокой древности.

Таким образом, костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика – музыканта святошники плясали поочередно. Пляски обычно начинались следующим образом: молодой человек, переодетый в женское одеяние, поплясав, сколько ему угодно, заставляет плясать всех по очереди.

Приветственный танец не имел строгую кононическую хореографическую композицию. Несмотря на то, что движения танцующих носили импровизированный характер, в его основе сохранялись “перескоки” – небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. Крестьяне верили, что исполнение этих движений принесет им обильный урожай.

Исполнив приветственную пляску в каждом дворе селения или в доме, костюмированная группа прекращала свое хождение по домам. Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15 – 20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Пляска называется «Өй эчендәге бию”. Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.

Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность – кому за кем плясать.

Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара каршы бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы “Эт биюе” (Танец собаки), «Сарык биюе («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец овцы») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.

Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говориться, что если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год.

В некоторых местах, в частности в Мамадышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным от трения.

Цикл танцевальных действий этого периода начинался обычно с прыжков молодежи через горящий костер. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем – чорым китсен» ( «Пусть покинет меня всякая хворь»). Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнуться или же вслед им полетят искры от огня, то они поженятся.

Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь.

Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол.

В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально – обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.

Таким образом, рассмотренные танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно – магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям.

В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий.

Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое – где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне, Ковали Пестречинского района.



Сценарий «Нардуган, Святки, Каргатуй»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» городского округа закрытое административное территориальное

образование город Межгорье Республики Башкортостан

Нардуган, Святки,

Каргатуй

Музыкальный руководитель

Шаповалова Л.И.

(Все зашли в зал и заняли свои места)

(Около центральной стены, в избе сидят Мама и дочка)

Мама: Я знаю, что зимой бывают чудеса,

Да, впрочем, как в любое время года,

Не волшебство ли неба высота,

Не чудо ли сама природа.

Но я открою вам один секрет:

Волшебник тот, кто в сказку верит,

И в этот радостный волшебный день

Нам сказка обязательно откроет двери.

Нет, малышами нам уже не стать,

Еще не найдено такое средство

Во сне ребята могут полетать,

А взрослых сказка возвращает в детство!

Девочка: Мамочка, смотри, за окошком снежок!

Мама: Да, доченька, это зима!

Девочка: С нетерпением мы ждали прихода русской зимы!

Мама: Гуляет русская зима,

Останови её, попробуй!

Махнет рукой – бела земля,

Махнет другой – растут сугробы!

Белит деревья и дома

Морозит устали не зная,

Гуляет русская зима!

Морозная, не злая!

Гр №8 «Вдоль по улице»

Девочка: Мамочка, а расскажи мне ещё о зиме!

Мама: Хорошо. Посмотри, доченька, сколько к нам гостей пожаловало.

Позову я на помощь своих сестриц – хозяюшек, где вы, сестрицы мои?

(Выходят воспитатели Вед1, Вед 2 и Вед 3)

Вед 2 и Вед 3: Мы туточки!

Мама: Ну, давайте, поприветствуйте наших гостей!

Вед 1: Добро пожаловать гости дорогие!

Вед 2: Всех давно мы поджидаем

И без вас не начинаем.

Вед 3: Для каждого найдется

Глоток воды из колодца!

Танец «Зима красавица»

Мама: И так… Хорошо зимой в избе. На улице вьюга да снег, мороз такой,

что звери забираются в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы.

(завывает вьюга) А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит

потрескивает лучина…Вот такие длинные вечера и становились вечерами загадок,

шуток, прибауток. И назывались они посиделками!

Вед 1: И сегодня мы отмечаем три праздника.

Вед 2: Нардуган!

Вед 3: Святки и Каргатуй!

Все трое ведущих: Мы начинаем!

Вед1: У башкирского народа много праздников, связанных с природой. Один

из них Нардуган. Слово «Нар» обозначает «Солнце». Люди обращались к солнцу и

просили: «Нар, туган» (родной, повернись, пожалуйста к нам лицом).

Зимний Нардуган начинался с 25 декабря и продолжался около одной недели.

Летний Нардуган проводится с 25 июня по 5 июля и называется он « Аяу

байрамы», т.е. праздник пощады.

Стихи – дети гр.№8

1. Нар, нар, нарына

Пусть счастье принесет всем,

Побольше будет скота,

В кладовых полна зерна,

Пусть царит спокойствие

В стране, в доме и в семье,

Будьте гостеприимны!

2. Приглашаем всех на праздник,

Нар, нар, Нардуган,

Идите на праздник, вся родня!

3. Нар – нар, нарына

Бэхэт бирhен барына!

4. Илебез тыныс булhын,

Кунелгез кин булhын!

5. Доньянар булhын йэмле,

Ашыгыз булhын тэмле!

6. Яуы йыл kотло булhын

Ботэ бала мат булhын.

Все: Нар – нар, Нардуган!

Нардуганза бар, туган!

7. В этот светлый праздник пусть

Мир земной покинет грусть!

8. Дети счастливо смеются

Слезы никогда не льются!

9. Каждый дом богатым будет,

И гостей в нем не убудет!

Все: Нар – нар, Нардуган!

Нардуганза бар, туган!

Мама: Вот спасибо вам за добрые пожелания, от меня вам на праздник

курица. Пусть все ваши желания сбудутся. А сейчас нам пора играть.

Игра

Вед1: А теперь обратимся к Солнцу. Крикнем дружно 1, 2, 3 наше солнце

выходи!

Дети (хором): 1, 2, 3 наше солнце выходи!

(Выходит ребенок Солнце)

Солнце: Летом жарко я сияю,

Сна и отдыха не знаю,

Согреваю, освещаю,

Силой, соком наполняю.

Но пора и отдохнуть,

Посетить другие страны

И на зимние забавы

С высоты небес взглянуть.

Вы, друзья, не беспокойтесь,

В свой черед и в нужный час

Обогрею я и вас!

Позади все испытанья.

Вам спасибо за старанье,

Смелость, чуткость и вниманье,

Ум, терпенье, доброта.

И мальчишек, и девчонок

Всей природе дорога.

Ждут вас дома, ждут вас в поле,

Ждут друзья и книжки ждут,

Расскажите всем, что солнце –

Ваш надежный, верный друг!

Все дети (хором): Спасибо, солнышко!

Мама: Оставайся у нас на празднике, Солнышко!

Вед 2: А мы продолжаем!

Следующий праздник на наших посиделках это Рождество Христово, Святки

и Крещение!

Мама: Дорогие ребята! Две тысячи лет назад в городе Вифлееме родился

Иисус Христос. Когда я была совсем маленькой девочкой, моя бабушка

рассказывала мне о рождении Христа. Её рассказ я хорошо запомнила.

Девочка: Помню я, как в детстве первый раз,

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом, именитом доме.

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере, на соломе.

Ангелы, над ним склонились, пели!

Мама: В ту чудесную ночь зажглась на небесах яркая звезда!

Танец «Звездочек»

Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи, когда они пасли овец в

долине возле реки. Им явился светлый сияющий Ангел в белоснежных одеждах.

Ангел рассказал пастухам, что этой ночью родился Христос, спаситель мира. По

звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному младенцу свои дары.

Девочка: А почему на Рождество положено елочку наряжать?

Мама: Расскажу, когда родился Иисус Христос обрадовались люди, и звери, и

птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья позеленели и зацвели. А

елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила. И тут с неба

упала звездочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у елочки на

ветвях, как дорогие украшения!

Танец «В лесу родилась елочка»

Вед2: Какая чудесная легенда! А наши ребята к Рождеству приготовили стихи.

Дети – стихи

1. Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

2. Дева – мать склоняясь над ним,

Нежно напевала,

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом.

3. Пели Ангелы Христу,

Славили рожденье

В мир принес он красоту,

Веру во спасенье.

«Рождественская песенка»

Вед2: Ну, а праздник Рождества Христова продолжается, праздник Святок

начинается!

Все дети (хором): Пришли Святки – запевай колядки!

Песня «Коляда»

Мама: Не хотите ли, ребятки,

Больше разузнать о Святках?

Дети: Хотим!

Мама: Что ж. ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Я надеюсь, мой рассказ

Будет увлекательным!

Святки, или как их ещё называют Святые вечера. По дворам ходили толпы

ряженых, пели песни. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году

удачлив будет, с достатком и прибылью.

Дети (хором): Мы знаем колядки!

4. Чтобы был в доме хлеб,

Чтоб пустым не был хлев.

Хозяину, хозяйке,

Дедушкам малым…

Все дети: Многие лета!

Многие лета!

Вед 2: Основным же ритуалом святок является старинный земледельческий

обряд «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и при этом

приговаривали:

Все дети: Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем,

Уродись пшеничка, на поле – стогами,

На столе пирогами:

Счастье будет вам горой,

Урожай воз большой.

5. Всем людям добрым

Желаем добра! Золота и серебра!

6. Пышных пирогов, медных блинов!

7. Чтоб здоровые все были,

Чтоб много лет прожили!

(Обсыпают чем нибудь)

Вед 2: А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора!

Игра «Ручеёк»

Мама: Праздник Святок продолжается, ну а праздник Крещения начинается!

19 января празднуется Крещение. Традиция праздновать этот день пришла к

нам из далекого прошлого. Давным давно, в этот день на реке Иордань крестили

Иисуса Христа. Когда Иисус вышел из воды раскрылись небеса над ним и появился

Бог отец и Дух святой в виде голубя, спустившегося ему на плечо. Поэтому

праздник Крещенья называется Богоявлениями. Главное событие этого праздника

водосвятие. Люди идут к проруби, освящают воду, опускают в неё церковный крест,

люди купаются в этой воде, набирают домой и окропляют ею свои дома. Вот и у

меня есть в бутылочке святая Крещенская вода, я вас побрызгаю ею… (брызгает).

Пусть ваше здоровье будет крепким, настроение прекрасным, жизнь веселой!

Вед2: А знаете, ребята ,как называют морозы в этот период?

Дети: Крещенские!

8. На Крещение день, теплый,

Рожь будет густой!

9. На Крещение снег хлопьями – к урожаю,

Ясный день – к неурожаю.

10. На Крещение в полдень

Синие облака – к урожаю.

11. Звездная ночь на Крещение –

Урожай на горох и ягоды!

12. Если на крещение собаки много лают

Будет много зверя и дичи.

13. Мы тут пели и плясали,

И немного поиграли

Что узнали сами –

Все вам рассказали.

Будем дальше подрастать

Будем больше узнавать!

Вед3: А мы продолжаем!

Следующий праздник Каргатуй! «Грачиная каша» это народный праздник,

в котором участвуют только женщины и дети, самые уважаемые бабушки. Их

называют Алсабирами. Сейчас мы вам покажем.

Дети и вед 3: Приглашает на праздник грач,

Иди бегом, или же вскачь!

Жадный на праздник не пойдет,

Дома покоя не найдет!

Иди на праздник Каргатуй,

Повеселись и потанцуй!

Танец

Вед3: А чтобы было всем теплей

Мы запоем частушки!

Частушки

1. Начинаю я припевку

Первую, печальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную!

2. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом зале

Половицы лопнут!

3. Я нашел себе невесту.

Говорят богатая.

Две подружки у неё

И коза рогатая!

4. Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду

Ну, чего вы лаете,

Вы же меня не знаете!

5. Сидит Вовка на заборе,

Ковыряется в носу.

А коза ему из носа,

«Все равно не вылезу

6. Мой дружочек, он хороший

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула – он упал!

7. Мы частушки вам пропели,

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Вед3: На празднике Каргатуй варят кашу в котлах, а дети играют в игры.

Мама: Ну тогда я пойду на кухню варить кашу, а вы пока поиграйте.

Игра

Вед3: А мы поможем варить кашу вот такими стихами.

Стихи – дети

1. Лыбыр – лыбыр варится каша,

Семидесятилетняя бабушка наша.

2. Бабушке неможется,

В кашу масло не ложится.

3. Не хулите кашу,

Не корите бабушку нашу,

Каша сварена на славу,

Ешьте, ешьте,

Остатки дайте грачам.

4. Если он не захочет – дайте вороне,

Ворона не захочет – дайте грачу!

Мама: Вот каша готова!

(Всех угощают кашей)

Вед3: Как только все наедаются кашей, остатки кладут в разных местах,

чтобы их склевали птицы. И при этом приговаривают:

5. Грачи! Грачи!

В саду яблони цветут,

Но сохнут, дожди не идут.

6. И в природе нет красоты,

Раз дождевые воды не льются!

7. Дождик, лей, лей!

Не жалей!

Грачи! Угощайтесь,

Дождя нам желайте!

8. Удач нам желайте

Урожаю пожелайте!

За одно зернышко – десять зернышек,

За десять зернышек – тысячи зернышек!

Вед3: И мы гулять, когда пойдем,

Всех птичек кашей угостим!

Мама: А наши посиделки заканчиваются. Мы сегодня и пели, и играли и

совсем не устали.

Вед1: Вот и закончился праздник веселый!

Вед 2: Рады увидеться с вами мы снова!

Вед 3: Приходите снова к нам –

Все: Рады мы таким гостям!

Праздник продолжается,

Игры на улице начинаются!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нардуган праздник у татар описание
  • Нардуган какой праздник
  • Нардуган интересные факты праздник
  • Нардуган зимний башкирский праздник
  • Нардуган бэйрэме сценарий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии