Нардуган зимний башкирский праздник

ЛЕОНИД ЕГОРОВ

ЛЕОНИД ЕГОРОВ

ПРАЗДНИК НАРДУГАН У БАШКИР

История традиционного обряда в башкирской культуре, корни которого уходят далеко во времена, когда в Башкирии еще не был принят ислам.

Культура начинается с обычаев

Любая культура с многовековой историей состоит из множества составляющих, в основе которых ‒ древние верования и обычаи. Пожалуй, не существует такого народа, у которого нет своих традиций и обычаев.

Башкиры не стали исключением. Традиционно в Башкортостане с древних времен обычаи преследовали две цели: объяснить условия бытования людей и установить гармоничные отношения между природой и человеком.

Так, традиционные обряды башкир, в свою очередь, можно поделить еще на несколько частей: календарные, жизненные, связанные с хозяйственной деятельностью, и магические практики. Календарные обряды бывают зимние, летние, весенние и осенние.

Во всем многообразии календарных обрядов особо можно выделить два: Нардуган (праздник зимнего солнцестояния) и Навруз (праздник по случаю прихода весны). В давние времена Нардуган был главным зимним праздником предков современных башкир.

Нардуған – древний праздник тюркских народов и народов Поволжья (башкиры, чуваши, мордва). Он отмечался башкирами еще до принятия ислама, в эпоху тенгрианства. В переводе с тюркского слово «нардуган» означает «рожденный солнцем», символизируя языческий культ Солнца.

Нардуган: история появления праздника

Под словом «нардуган» скрывается более привычное для многих обозначение ‒ праздник зимнего солнцестояния. Он проходит в один из двух дней в году, когда Солнце находится на самом большом угловом расстоянии от небесного экватора. Высота Солнца над горизонтом в момент зимнего солнцестояния минимальна. Иными словами, день в этот момент самый короткий, а ночь ‒ самая длинная.

В разных культурах истолкование этого события воспринималось по-разному. Однако нельзя не заметить сходство: день зимнего солнцестояния у всех ассоциировался с возрождением. В это время устраивались праздники, встречи, ритуалы и другие торжества.

Зимнее солнцестояние было чрезвычайно важно в жизни первобытной общины, поскольку люди не были уверены в том, что они хорошо подготовились к зиме в течение предыдущих девяти месяцев, и что они смогут пережить эту зиму. А в тот момент, когда происходил переворот в соотношении дня и ночи, когда начинал прибывать солнечный день, это символизировало поворот к весне, давало древнему человеку веру в продолжение жизни и скорое возрождение природы вместе с солнечными лучами и солнечным теплом.

Празднование Нардугана – очень древний тюркский обычай. Он обозначает рождение солнца и приходится на последние дни декабря, когда наблюдаются самые длинные ночи и короткие световые дни. Именно в дни зимнего солнцестояния, согласно преданиям, и рождается заново солнце.

Дни зимнего солнцестояния отмечаются практически во всех мировых культурах. В христианских церквях, перешедших на григорианский календарь, в эти дни празднуется Рождество Христово. Необходимо отметить, что православие использует юлианский календарь, по которому дата Рождества совпадала с зимним солнцестоянием 2 тысячи лет назад, но теперь сместилась позже на полмесяца. У славян в день зимнего солнцестояния отмечался народный праздник Коляда, у германских народов — Йоль, у римлян до III века — Sol Invictus.

В традиционном башкирском орнаменте культ Солнца обозначают свастикой. Она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, использовалась при оформлении домов.

У свастики как символа много значений, у большинства народов они были положительны. В основном она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Башкирская свастика

В Башкирии Нардуган принято справлять в период с 25 декабря по 7 января. Эти дни обычно совпадают с самыми морозными днями и называются «ҡышҡы селлә».

В этот день дети с раннего утра ходили из дома в дом, извещая о начале праздника: «Нар, нар, нардуған! /Нардуғанға кил, туған!» («Праздник солнца нардуган! /Друг, иди на нардуган!»), произносили благопожелания, содержащие пожелания богатого урожая, здорового скота, приплода и т.д. Хозяева одаривали детей сладостями. Для празднования собирались в одном из домов аула, каждый приходил с кушаньями. Пожилые люди читали специальную молитву (доға), произносили благопожелания (теләк), обращения к Солнцу и Старику Морозу (Селлә бабай) с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии (по материалам «Башкирской энциклопедии»).

Девушки собирались отдельно на «аулак» – посиделки, гадали. Праздник продолжался на улице: пели, плясали, играли в народные игры.

Второй раз Нардуган празднуют в день летнего солнцестояния. Приходят к рекам, пускают вниз по течению сорванные цветы. В этот день нельзя рубить лес, косить сено, ловить рыбу или убивать зверей. Зато можно собирать лекарственные растения — считается, что, собранные в Нардуган, они имеют особую силу.

В наши дни праздник Нардуган снова обрел популярность. В районах, райцентрах, городах организуется проведение праздника как массового обрядового мероприятия. Участники праздника переодеваются в национальные костюмы, с песнями и танцами обходят окрестные дома, организуют хороводы вокруг костра на одной из центральных площадей. Девушки собираются вместе, чтобы погадать на суженого.

5 основных обрядов в праздник Нардуган

До наших дней сохранилось не так много обрядов, которые проводились в эти дни. Принято выделять 5 основных сценариев, которые проводят до сих пор. Меньше в деревнях, больше — в культурных центрах, чтобы не забывать свои корни.

Группа из 10 ‒ 15 детей ходит от дома к дому с ритуальными обращениями и пожеланиями.

Нар, нар, нардуған! (Праздник солнца, нардуган!)

Нардуғанга бар, туған! (Друг, иди на нардуган!)

Конечно же, все это не просто так. Хозяева тех домов, куда заглядывают дети, щедро одаривают их сладостями.

Взрослые встают в один круг, допускается присутствие детей. Вместе они поднимают руки к небу и повторяют следующие фразы:

Нар, нар, нарына! (Солнце, солнце!)

Бәхет бирһен барына, (Пусть даст всем счастья,)

Мал-тыуарың түл йәйһен, (Пусть размножается твой скот,)

Бала-сағаң ит ейһен! (Пусть твои дети будут сытыми,)

Ҡояш апай, сыҡ –сыҡ, (Солнышко, взойди,)

Майлы ҡалъя бирермен! (Жирным куском мяса угощу!)

В этой части праздника жители улицы или целого села собирались в одном из домов. Каждый гость приходил со своими угощениями. Хозяйки варили ритуальную еду (она расценивалась как жертвоприношение) в казане из разных круп. Пожилые люди читали специальную молитву.

Во многих религиях существовали обряды, которые позволяли его участникам узнать свое будущее. Видов таких гаданий по всему миру великое множество.

Но у башкир эта схема выглядит достаточно интересной. Все просто: вечером, когда все деревенские жители разошлись по домам, по подворьям украдкой ходила молодежь. Ничего противозаконного они не делали, лишь подслушивали под окнами, о чем говорят люди в домах.

То слово, которое услышишь первым, и характеризует твое ближайшее будущее. А уж как его интерпретировать — дело сугубо личное.

Это один из самых серьезных обрядов на нардуган. В основном предки гадали на бобах, реже — на фасоли или камнях. Как и в русских Святках, итогом гадания должно было стать некое предсказание.

Схема гадания очень сложная. Участник должен был отобрать 41 зернышко, разложить их на три колонки. Далее, задавая специальные наводящие вопросы, участник обряда мог узнать о своем будущем.

Есть и другая схема: человеку, которому гадают, предлагают вытащить из мешочка несколько камней или бобов. В зависимости от количества вынутых камушков и трактуется его будущее.

Стоит отметить, что среди религиозных башкир гадания не в почете. Считается, что заглядывать в будущее нельзя, чтобы лишний раз не тревожить темные потусторонние силы.

Список использованной литературы:

1. Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во вт. п. XVIII в.в. Уфа, 1981.
2. Асфандияров А. 3. Хозяйство башкир в первой половине XIX в. //Страницы истории Башкирии. Уфа, 1974.
3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.
4. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир XIX в.в. М., 1991.
5. Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Башкиры. Историческо-этнографический очерк. Уфа, 1963.
6. Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.
7. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006

Фото: Башкирский ИКЦ «Саитбаба»
Видео: Башкирское спутниковое телевидение
© Егоров Л.О., автор-составитель, 2020

Нардуган С увеличением светового дня и усилением солнца ослабевает действие темных сил (Фото: Leonid Ikan, по лицензии Shutterstock.com)

В переводе с тюркского слово Нардуган означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ Солнца.

Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Наиболее распространенное мнение, что 25 декабря.

Основные празднования разворачивались вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.

Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.

Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.

Команда Кочующие - Праздник Нардуган

В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния – с 25 декабря по 7 января – занимало особое место.

У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам – мишарям; под названием нартаван – чувашам; под термином нардаве – мордве; святки – русским.

Само слово «нардуган» означает рождение, солнце (нар или нур — свет, дуган — измененное от слова туган — т.е. родился – тат.). После принятия христианства не только крещеные татары, но и чуваши, мокша, эрзя, удмурты стали праздновать его в святочные дни.

Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.

                                         ПРАЗДНИК  НАРДУГАН В СЕЛЕ МЕЛЕКЕС               Праздник Нардуган

Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX – началу XX вв. Фрагментарные сведения не дают должного представления об обрядовых танцах ряженых. Содержание этого обряда сводится к следующему: в соответствующий знаменательный день – 25 декабря, в вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»… начинали обходить окрестные крестьянские дворы (нардуган булып йөриләр).

Пляски ряженых, исполнявшиеся во время Нардугана, представляют собой целый цикл из нескольских частей:

1.приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;

2.танец при входе в дом;

3.танец пряхи, исполнявшийся нардуганской бабкой, и танец деда;

4.благодарственный танец с пожеланиями благополучия;

5.прочальный танец;

6.пляски и танцы, связанные с гаданием;

7.игры и хорводы, сопровождаемые кострами.

Приветственный танец – болдыр кырында бию – исполнялся буквально перед каждым домом, за дверью. Исполняла его костюмированная группа в возрасте 10 – 15 лет. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим пляску ряженых, была скрипка, а позже гармоника.

                                            ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК  НАРДУГАН          

Для исполнения пляски болдыр кырында бию мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, пачкали себе лицо сажей. В прежние времена надевали на голову череп коня. В верованиях крещеных татар, равно как и у казанских татар и татар — мишарей, широко отражено почитание лошадей. Вероятно, эти акты являются пережитком язычества и магических обрядов, относящихся к глубокой древности.

Таким образом, костюмированная группа, держа в руках либо череп, либо чучело коня, ходила из дома в дом, затевала пляски и разыгрывала сценки. Останавливаясь перед каждым домом, под незатейливую музыку мальчика – музыканта святошники плясали поочередно. Пляски обычно начинались следующим образом: молодой человек, переодетый в женское одеяние, поплясав, сколько ему угодно, заставляет плясать всех по очереди.

 Праздник Нардуган

Приветственный танец не имел строгую каноническую хореографическую композицию. Несмотря на то, что движения танцующих носили импровизированный характер, в его основе сохранялись “перескоки” – небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. Крестьяне верили, что исполнение этих движений принесет им обильный урожай.

Исполнив приветственную пляску в каждом дворе селения или в доме, костюмированная группа прекращала свое хождение по домам. Через некоторое время вслед за первой появлялась другая костюмированная группа. В пляске принимали участие более взрослые парни 15 – 20 лет. Они исполняли танец при входе в дом. Пляска называется «Өй эчендәге бию”. Если в приветственном танце принимал участие смешанный состав исполнителей, то на этом этапе девушки не участвовали.

 Праздник Нардуган

 Парни переодевались в женские костюмы и начинали шествие по домам. Ряженые выбирали одного распорядителя, который устанавливал очередность – кому за кем плясать.

Таким образом, задабривание шайтана в танце, ряжение в прошлом у татар было не простой игрой. Это целое обрядовое действие, которое должно было непосредственно повлиять, главным образом, на исход урожая в будущем. К наиболее традиционной народной хореографии относятся следующие танцы: «Кара каршы бию» («Линейный танец»), «Чиратлы бию» («Поочередный танец») и подражательные танцы “Эт биюе” (Танец собаки), «Сарык биюе («Танец овцы»), «Елан биюе» («Танец овцы») и др. Основными мотивами этих танцев является ожидание успехов в крестьянском труде, благополучия и удачи в личной жизни.

 Праздник Нардуган

Последняя группа танцев и хороводов тесно связана с зажиганием костров, являясь обязательной и, несомненно, исконной принадлежностью праздника, оно занимало важное место на Нардугане. Костры были центром, вокруг которого совершались основные танцевальные действия ряженых. Костры раскладывали обычно в каждом дворе. Для этого в середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или надевали на шест горящую солому. Крещенные татары приписывали жару от горящей соломы целебные свойства. В народе говориться, что если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год. Праздник Нардуган

 В некоторых местах, в частности в Мамадышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным от трения.

Цикл танцевальных действий этого периода начинался обычно с прыжков молодежи через горящий костер. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем – чорым китсен» («Пусть покинет меня всякая хворь»). Перескакивание молодежи через костер парами, крепко, взявшимися за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки у них не разомкнуться или же вслед им полетят искры от огня, то они поженятся.

Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь.

Празднование Нардугана разнообразилось исполнением хороводов вокруг костра. Хороводы были неотъемлемой составной частью праздника. В основном они носили лирический характер и заключались в хождении молодежи вокруг огня. Хождение по кругу в давние времена, очевидно, символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер – солнечный ореол.

 Праздник Нардуган

В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально – обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.

Таким образом, рассмотренные танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно – магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям.

В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий.

Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое – где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне, Ковали Пестречинского района.

                                   ГАДАНИЕ НА СВЯТКИ  —  НАРДУГАН                   

Издревле у татар—христиан было принято наряжаться во всевозможные костюмы, ходить из дома в дом, поздравлять сельчан. И получать подарки. Девушки в эти святые дни гадают на суженого. Этот обряд называется «Йозек салу» (опускание кольца). Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье (иногда допускались и парни), одна из девушек шла к проруби и, зачерпнув ведро воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца (в некоторых деревнях — пуговицы). Гадание сопровождалось песнями.

 Как вспоминает 74-летняя прихожанка Казанского тихвинского храма Анна Гордеева, в их деревне веселье шло всю святочную неделю. «Сейчас молодежь уже не отмечает Нардуган. Понятно, что раньше не было развлечений. Народные гуляния разбавляли серые будни. Теперь же на смену им пришел телевизор. Я часто видела сюжеты про Нардуган. Но театрализованное представление с участием артистов не может передать ту атмосферу, которая была раньше», — сокрушается Анна Андреевна.

                            ПРАЗДНИК  НАРДУГАН В ТУКАЕВСКОМ РАЙОНЕ РТ         

Между тем официальная церковь не совсем разделяет стремление людей проводить святочные дни в постоянном веселье. «Да, в сердце человека должна быть радость. Но вместе с тем надо делиться с теми, кто обделен благами. Хорошо было бы, если мы помогали бедным. Ведь тот, у кого нет даже кусочка хлеба, не может испытывать полноценной радости. Желательно навестить больных родственников, позаботиться о близких. Вместе с тем церковь категорически не запрещает Нардуган. Просто призывает, чтобы этот языческий обычай проходил в рамках христианства. Без всевозможных излишеств. Например, те же гадания «Йозек салу» — это не очень хорошо. Вместо того, чтобы всматриваться в воду, хорошо бы девушке придти в церковь. И спросить у Всевышнего о сниспошлении второй половинки», — говорит настоятель Казанского кряшенского прихода отец Павел Павлов. Батюшка призывает не забывать о христианской составляющей, которая играет немалую роль в жизни крещеных татар.

Завершение Нардугана, кстати, ознаменует пост. Его называют «ач ураза». 18 января нельзя есть и пить. Разговение происходит после утреннего богослужения в храме, освященной водой, которую для этого таинства приносят сами прихожане.

Песни в праздник Нардуган

Нардуган ата:

Нардуган, Нардуган,

Нардуган, хуҗалар,

Котлы, мөбәрәк булсын,

Тормыш түгәрәк булсын.

Нардуган ана:

Мал-туарыгыз артсын,

Колыннарыгыз чапсын,

Игеннәрегез уңсын,

Күкәй кебек тук булсын.

Бәйрәмнәр гөрләп торсын.

Күкләр гел аяз булсын,

Җир йөзендә бар балалар

Бәхетле, таза булсын!

 ____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Гильфанова Гульназ Рашитовна, учитель татарского языка и татарской литературы

http://festival.1september.ru/

http://doshvozrast.ru/prazdniki/

http://www.proshkolu.ru/user/latipovruzal/

http://www.vitaliy-agapov.ru/foto/

Команда Кочующие.

 _

Известно ли вам, что наступление нового года древние башкиры праздновали вовсе не зимой? Что зима была временем торжественного почитания памяти усопших? А Кыш-бабай — вовсе не дедушка в шубе, а строгий зимний дух? Ученый-фольклорист, руководитель Научно-исследовательского центра башкирского фольклора БГПУ им. М. Акмуллы Розалия Султангареева в интервью UFA.AIF.RU рассказала много интересного о зимних традициях и ритуалах наших предков. 

Вороний праздник

Альбина Зубарева, UFA.AIF.RU: Розалия Асфандияровна, когда же башкиры праздновали наступление нового года? 

Розалия Султангареева: Новый год для тюрков, тюрко-монголов, многих индоарийцев начинался весной. У башкир этот момент перехода от старого к новому витку времени приходился на весеннее равноденствие, с 23 по 26 марта. Два-три дня, когда солнце было в зените, праздновали начало возрождения природы и нового периода жизни. Потому как зима в мифологии народа — это время холода, временной смерти и покоя природы, земли-матери. Новый год, который празднуется 1 января благодаря указу Петра Первого, вошел в жизнь башкир значительно позже, под влиянием русской культуры.  

Новорожденного батыра (богатыря) встречают обрядом, когда самая уважаемая пожилая женщина в семье даёт напутствия молодым родителям, как уберечь младенца от опасностей.

Весеннее равноденствие ритуально маркирует особый башкирский праздник наступления весны – Ҡарға туй (Карга Туй, Вороний праздник), что в переводе с башкирского означает еще и «воронья свадьба». В некоторых районах республики до сих пор сохраняется традиция празднования Карга туй. Это период с 22 по 28 марта, когда птицы голосят, предчувствуя смену сезонов. Ранее его отмечали прямо после появления из-под снега черной земли. Считая, что это и есть начало новой жизни.

– Как относились к зиме древние башкиры?

– В те времена считалось, что зимой мать-земля спит. Она укрыта снегом-саваном. Ее нельзя тревожить, нельзя копать. Это все равно, что ранить ее живую плоть. Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Тело заворачивали в войлок и подвешивали на ветку дерева или водружали на возвышенное место. С наступлением первых весенних дней покойника спускали и укладывали на холм. Грачи и вороны расклевывали мягкие ткани тела, слетаясь стаями. Громкие кликания птиц воспринимались как сигналы наступления нового времени, что и праздновалось как Карга туй. Оставшиеся кости закапывали в землю, которая к этому времени оттаяла. И до сих пор в башкирском языке сохранен фразеологизм – «кости держат землю», а тех, кто хоронил покойника в могилу, называли «спускающиеся к костям».

Нардуган и пир головой

– Зимнее солнцестояние играло какую-то роль в жизни башкир?

– Периоды  зимнего солнцестояния назывались Нардуган. Нар в переводе с башкирского – солнце, дуган – родилось. Еще одна версия: на древнетюркском слово «дуган» означало «граница». Зимний нардуган приходится на период с 21 до 25-26 декабря. Башкиры воспринимали это так: солнце повернулось в сторону лета, то есть  отмечается граница между зимним и летним временем года. О наличии  священного почитаемого духа года у башкир писал еще в IX веке арабский миссионер, путешественник. Периодом черного солнца, то есть холодного времени считались октябрь, ноябрь и декабрь — до зимнего солнцестояния.

В Воскресенском кафедральном соборе совершали Божественную литургию.

В период зимнего солнцестояния совершались обряды, связанные с увеличением сил природы, человека. Обязательно  ходили по соседям и произносили благопожелания: «Нар-нар-нардуган! Иди на нардуган, братец мой! Пусть в дом придет благо! Пусть у вас корова отелится! Пусть в ульях много пчел перезимует ! Пусть дети будут здоровы!» Обычно ходили дети,  а за благопожелания их одаривали. После этого разводили костры и сжигали нечисть. В огонь бросали старое тряпье, ненужные вещи, связанные с болезнью, тревогами, так сжигали «несчастья». Могли устроить прыжки через костер. Такой же обряд проводили на Летний нардуган, который приходился с 21 по 23-24 июня.

К праздничному столу обязательно пекли круглые лепешки, смазывали их желтым маслом. Они символизировали круглое солнце. Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания.

Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми – Аулак.

Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки.

– Какие еще существовали зимние традиции? 

– Что птицу, что крупный скот резали, когда ложился первый снег — в конце ноября, начале декабря. Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо. Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года.

Еще пример – пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь. Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы.

Обязательно зимой устраивали  гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу.

Ёлка на Советской площади. 1962 г.

Какой был Дед Мороз

– Был ли у древних башкир Кыш-бабай? Или это уже современный персонаж?

– Был, но не в том материальном облике, что тиражируется сейчас. Кыш-бабай, по-другому еще Һыуыҡ-бабай, Селлә-бабай (Суык-бабай, Селле-бабай), воспринимался как могучий зимний дух, с которым считались, которого уважали и даже побаивались. Он не любит криков или когда о нем отзываются плохо, жалуются на него. Не нравится ему, когда человек самонадеянно на ночь глядя, собирается в дорогу. Подул сильный ветер – распустил свою бороду Селле-бабай, значит, собери скотину ближе ко двору. Трескаются дрова в печи -– Селле-бабай гуляет по деревне.

Были и другие приметы. Чтобы умилостивить зимний дух, в четырех углах двора выкладывали кашу, кусочки мяса или жира. А еще гадали на судьбу, спрашивая у Суык-бабая, что ждет в будущем. Для этого заходили вечером в хлев, в темноте брали клок шерсти с овцы и на свету его разглядывали. Черная шерсть для девушки означала замужество. Если шерсть была белой – ожидало благополучие. Потом этот клочок вешали во дворе до весны как оберег.

– Какие были традиционные зимние блюда?

– Курмас (жареные зерна) подавался только зимой. Весной нельзя его делать – так считали предки. Потому что в это время года оно посеяно, нельзя соединять с огнем (смертью), оно должно дать живой урожай. Потому в Навруз ели только пророщенные зерна, «в живом виде». Сегодня об этом мало кто помнит, даже наши бабушки. И жарят не ко времени, не к событиям.

Традиционно зимой подавали каши, вареное мясо, бишбармак, пекли блины и оладушки, йыуаса – кусочки теста, обжаренные в масле, обязательно – казылык (колбаса из конины), который заготавливали впрок. Отправлявшегося в дорогу воина могли пять раз опоясать казылыком. Украшал зимний стол также корот (башкирский творог). Мощным лекарством от всех болезней считался крепкий наваристый бульон с коротом – һурпа (хурпа).

К сожалению, сегодня мы отошли от наших корней. А ведь любой ритуал, культурное действие — это наша историческая память. 


Розалия Султангареева родилась 28 марта 1955 г. в деревне Новосепяшево Альшеевского района Башкирии. В 1978 году окончила Башгоспединститут. Доктор филологических наук. Автор более 450 научных трудов и монографий, исполнительница народных песен-кубаиров.

Праздник Нардуган 25 декабря поведает о предстоящей судьбе одиноких людей

Интересный старинный праздник Нардуган отмечается 25 декабря 2022 года не только татарами, но и чувашами, удмуртами и башкирами. Торжество отдаленно похоже на праздник православных Святок. В этот зимний день собирается большая толпа ряженых и стучась в каждый дом получает угощения.

Слово «Нар» означало огонь или солнце, а вот «дуган» – это рожденный. Если попытаться перевести полностью слово , то получится «рожденный солнцем или огнем». Нардуган праздник с которым знакомы несколько народностей – это татары, удмурты, чуваши, башкиры. Известно, что у некоторых народностей этот праздник имеет и другое название – это Раштуа.

Праздник Нардуган 25 декабря поведает о предстоящей судьбе одиноких людей

Этот праздник имеет древние корни и символизировал языческий культ солнца. Его празднование приходится в период зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, а ночь начинает сокращаться. Еще с древних времен в народе Нардуган сравнивали с пробуждением природы и торжеством жизни. Праздник начинается 25 декабря и заканчивается 7 января. А у православных славян именно 7 января начинается Рождество Христово.

Как праздновали Нардуган 25 декабря и какие обряды проводили

Праздник «Нардуган» можно смело назвать копией русских Святок. В этот праздник было принято собираться большими шумными компаниями и ходить по домам. Обязательным было переодеваться в разные костюмы, особенно медведя и козы. Часто на себя одевали шкуру медведя. В переодевании был элемент юмора. Девушки были переодеты в старух, а старики в девушек или невест.

Все, кто переодевался полностью, пытался войти в образ и менял голос и походку, прятал лицо, дабы не быть узнанным никем. Вся эта веселая компания, приходя в гости к кому-либо, устраивала пляски с веселым музыкальным сопровождением. Часто использовалась скрипка или гармошка, но в ход могли пойти брязганье сковородок и звон колокольчиков.

Эти дни очень любила и ждала молодежь. Поскольку всегда устраивались посиделки и игры. Но самым важным в этот день были гадания. Молодежь веселилась в этот день от души. Они устраивали хороводы, разжигания костров и танцы вокруг них. Поскольку праздник Нардуган был масштабный, то готовили много угощений. Печенье-бавырсак было одно из самых популярных среди многих сладких блюд.

На Нардуган 25 декабря проводили гадания

Самое популярное гадание было о том какая судьба ожидала в наступающем году. Для проведения такого гадания вода должна быть только из проруби. Для этого «снаряжали делегацию» из 2 незамужних девушек и неженатых парней. Отбор их производился очень просто: они выбирались только из благополучных семей и могли быть первым или последним ребенком в такой семье. Когда подходили к проруби, первым делом рубали топором круг на льду, потом зачерпывали ведро воды и сразу помещали в него медную монету и обязательно перстень, ведро накрывали белым полотенцем, несли с почестями до дома и торжественно вносили в дом.

В это ведро с водой должны были опускать кольца все незамужние девушки и далее каждая из них доставала колечко под специальные обрядовые слова. У татар это называлось «йезек салу», но многие просто назвали гадание на кольцах. У большинства народностей парням запрещалось присутствовать и подсматривать за всем, что происходило на гаданиях. Это были девичьи секреты.

Праздник очень важный для определенных народов, но он приравнивался к Святкам.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Праздник Нардуган 25 декабря поведает о предстоящей судьбе одиноких людей

Праздник Нардуган 25 декабря поведает о предстоящей судьбе одиноких людей

Интересный старинный праздник Нардуган отмечается 25 декабря 2022 года не только татарами, но и чувашами, удмуртами и башкирами. Торжество отдаленно похоже на праздник православных Святок. В этот зимний день собирается большая толпа ряженых и стучась в каждый дом получает угощения.

Содержание

  1. История возникновения праздника Нардуган 25 декабря и его значение
  2. Как праздновали Нардуган 25 декабря и какие обряды проводили
  3. На Нардуган 25 декабря проводили гадания

История возникновения праздника Нардуган 25 декабря и его значение

Слово «Нар» означало огонь или солнце, а вот «дуган» – это рожденный. Если попытаться перевести полностью слово , то получится «рожденный солнцем или огнем». Нардуган праздник с которым знакомы несколько народностей – это татары, удмурты, чуваши, башкиры. Известно, что у некоторых народностей этот праздник имеет и другое название – это Раштуа.

Праздник Нардуган 25 декабря поведает о предстоящей судьбе одиноких людей

Этот праздник имеет древние корни и символизировал языческий культ солнца. Его празднование приходится в период зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, а ночь начинает сокращаться. Еще с древних времен в народе Нардуган сравнивали с пробуждением природы и торжеством жизни. Праздник начинается 25 декабря и заканчивается 7 января. А у православных славян именно 7 января начинается Рождество Христово.

Как праздновали Нардуган 25 декабря и какие обряды проводили

Праздник «Нардуган» можно смело назвать копией русских Святок. В этот праздник было принято собираться большими шумными компаниями и ходить по домам. Обязательным было переодеваться в разные костюмы, особенно медведя и козы. Часто на себя одевали шкуру медведя. В переодевании был элемент юмора. Девушки были переодеты в старух, а старики в девушек или невест.

Все, кто переодевался полностью, пытался войти в образ и менял голос и походку, прятал лицо, дабы не быть узнанным никем. Вся эта веселая компания, приходя в гости к кому-либо, устраивала пляски с веселым музыкальным сопровождением. Часто использовалась скрипка или гармошка, но в ход могли пойти брязганье сковородок и звон колокольчиков.

Эти дни очень любила и ждала молодежь. Поскольку всегда устраивались посиделки и игры. Но самым важным в этот день были гадания. Молодежь веселилась в этот день от души. Они устраивали хороводы, разжигания костров и танцы вокруг них. Поскольку праздник Нардуган был масштабный, то готовили много угощений. Печенье-бавырсак было одно из самых популярных среди многих сладких блюд.

На Нардуган 25 декабря проводили гадания

Самое популярное гадание было о том какая судьба ожидала в наступающем году. Для проведения такого гадания вода должна быть только из проруби. Для этого «снаряжали делегацию» из 2 незамужних девушек и неженатых парней. Отбор их производился очень просто: они выбирались только из благополучных семей и могли быть первым или последним ребенком в такой семье. Когда подходили к проруби, первым делом рубали топором круг на льду, потом зачерпывали ведро воды и сразу помещали в него медную монету и обязательно перстень, ведро накрывали белым полотенцем, несли с почестями до дома и торжественно вносили в дом.

В это ведро с водой должны были опускать кольца все незамужние девушки и далее каждая из них доставала колечко под специальные обрядовые слова. У татар это называлось «йезек салу», но многие просто назвали гадание на кольцах. У большинства народностей парням запрещалось присутствовать и подсматривать за всем, что происходило на гаданиях. Это были девичьи секреты.

Праздник очень важный для определенных народов, но он приравнивался к Святкам.

Нардуган

Нардуган — древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21-22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. «Нар» — означал с монгольского языка «огонь, пламя, солнце», «дуган» («туган») — с тюркского языка «рожденный», что, возможно, означало начало пробуждения солнца, природы.

НАРДУГАН — НОВЫЙ ГОД ИДЕЛЬ-УРАЛА Из татарских домусульманских праздников Нардуган — один из самых интернациональных. Башкиры и удмурты этот праздник называют «Нардуган», чуваши — «Нартукэн» и «Нартаван», эрзя «Нардава», мокша -«Нардван». Татары — мишары этот праздник называют «Раштуа». Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского «нар» (солнце) и татарского «туган» (рожденное).Праздник проводится, когда солнце «рождается», то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с «алкышами», благопожеланиями. Один из куплетов переводится так:

Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает И теленка пусть принесет.

У татар-мишар в эти дни пекутся «бавырсак» (сладкое кушанье) и другие виды мучных изделий. Одно из гаданий называлось «Йезек салу». Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье (у рязанских татар иногда допускались и парни), одна из девушек шла к проруби и, зачерпывая ведром воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца (в некоторых деревнях — пуговицы) и распевали гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимала кольцо. По содержанию песни определялась судьба хозяйки вынутого колечка. Многие народные обычаи очень интересны и достойны того, чтобы их возродить!

Ссылки

  • Праздники зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия

Статьи Айрата Галимзянова http://ayratgalim.narod.ru/stat/nardugan.htm

Никаких "татар" до 13 века, тем более,до принятия ислама, Волжской Болгарией не было! Нардуган праздновали волжские болгары, до принятия ислама в 922 году.

Wikimedia Foundation.
2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарду?ан байрамы история праздника
  • Нар праздники россии
  • Например какой сегодня праздник
  • Направления путешествий на новогодние праздники
  • Напишите три религиозных мусульманских праздника

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии