«Изобразительное искусство» для «5» класса
Номер урока № 4
Тема урока «Народные праздничные обряды»
В рамках урока рассматриваются календарные праздники в начале XXI столетия. Изучение праздников и праздничной культуры народа даёт возможность почувствовать обрядовые традиции и особенности календарных народных праздников, их символическое значение.
Цель:
- сформировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Задачи:
- Познакомиться с календарными народными праздниками.
- Изучить особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.
На уроке мы узнаем:
- особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.
мы научимся:
- различать календарные народные праздники.
мы сможем:
- характеризовать календарные народные праздники.
Глоссарий по теме урока:
Святки — славянские народные праздники зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней, праздновались от появления первой звезды в канун Рождества и д крещенского освящения воды.
Масленица – славянский календарный праздник, обозначающий конца зимы и начала весны. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем.
Зелёные святки — славянские народные праздники весенне-летнего календарного периода Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались Семик и Иван Купала.
Последний сноп – народный календарный праздник, посвященный завершению жатвы хлебов, отмечается как правило— 15 (28) августа. Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
Осенины – осенние календарные праздники, посвященные окончанию уборки яровых хлебов и огородных культур, встречи осени. В это время было принято собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Покров — в народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. На Покров день начинались вечерние девичьи посиделки осеннего свадебного сезона. Название праздника связано с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. — ISBN 978-5-09-071788-5
Открытые электронные ресурсы:
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Теоретический материал
В дни солнцестояния и равноденствия отмечали традиционные русские праздники, обозначающие календарную смену времен года и изменения в жизни человека. Каждый календарный праздник имел свои обычаи, обряды и символическое значение.
Святки
Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки. Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно двенадцать дней. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.
Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.
Ряженье было любимой забавой на святки. Это было настоящее театральное действие — игровое переодевание с использованием различных масок. Парни надевали маски или замазывали лица сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти, превращаясь в «страшных наряжёнок» — в животных и нечистую силу. Они, не спрашивая разрешения хозяев с шумом врывались в избы, хулиганили, плясали, пели «срамные» песни, нарушая покой и порядок честного народа. Девушки рядились «барскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками и заходили только в те дома, где жили потенциальные женихи.
Масленица
Когда приходил черед провожать зиму праздновали масленицу.
Масленица начиналась в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась Прощеным воскресеньем, перед Великим постом. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.
Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В каждом поселении строились ледяные горки, иногда горки сооружались и на каждой улице. Собирались целой ватагой, усевшись на салазки, шкуры или рогожки молодёжь весело катилась с горки.
В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.
Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание — так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.
В центре всех масленичных событий было сжигание чучела зимы — Масленицы. Чучело, набитое соломой, наряженное в старые одежды при большом народе сжигали. Сжигание чучела напоминало о скором приходе весны.
Зеленые святки — праздники весенне-летнего календарного периода, обозначавшие окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались такие календарные праздники как Семик и Иван Купала.
Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик. Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод.
День Ивана Купалы
В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу. Каждый природный период был отмечен своим праздником. Так, например, когда заканчивалась жатва наступал праздник последнего ярового снопа. Названий он имел разные – «спожинки», «обжинки», «пожинальник».
Под конец жатвы оставался один не убранный уголок поля, только на один сноп. Его убирали самым последним и обязательно молча, что бы не спугнуть духа поля. Люди верили, что в последний сноп вселялся дух поля полевик. Полевики оберегали поле: следили за урожаем, оберегали от вредителей, оборачивались проливным дождём. Зимовали полевики в последних снопах, поэтому последний яровой сноп почитали особо. Сноп украшали красочными лентами, одевали в яркий сарафан и торжественно с песнями вносили в дом. У снопа было самое почётное место в красном углу избы. , его наряжали в сарафан и вносили в дом, торжественно устанавливая в красном углу избы. Новой весной зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к другим семенам, чтобы будущий урожай был богатым.
Осенние праздники, которые проходят в октябре называют «Осенины».
Например, Покрова Пресвятой Богородицы традиционно отмечался 14 октября. Пресвятая Богородица считалась покровительницей и заступницей земли русской. Праздник стали отмечать 850 лет тому назад в 1164 году.
В середине октября первый снег едва покрыв землю и тут же таял, но ночью наступали первые осенние заморозки. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает, где листком, где снежком» или «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». По тому какой был день на покров можно было определить какой будет зима. Так, например, если журавли успели улететь до Покрова, то зима будет ранняя и студёная. Печь топили яблоневыми дровами, тогда тепло в доме будет всю зиму. А чтобы из жилища тепло не выдувало пекли тонкие блины — «запекали углы».
Ещё покров называли — «зазимок». Мудрые сказывали: «Зазимье пришло – засидки привело» или «Покров — конец хороводам, начало посиделкам». На Покров в деревнях начинались посиделки. Молодые люди на посиделках присматривали невесту, а девушки показывали все свои достоинства. Каждый кто приходил на посиделки, что-нибудь приносил с собой: дрова для растопки печи, керосин для лампы, пшено для блинов. Обычно, на посиделках девушки пели песни, частушки и прибаутки, соревновались, устраивая различные потешные игры и забавы. На Покров пекли тонкие блины, как бы «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
Обычаи празднования передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Календарные праздники.
Текст задания. С чем определялись народные календарные праздники? Из выпадающего списка необходимо выбрать правильный ответ.
Русские народные календарные определялись сменой …………….
Выпадающий список:
- времён года.
- началом нового года.
- народными приметами.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Русские народные календарные определялись сменой времён года.
2. Название задания. Народные праздники.
Текст задания. Установите соответствие между изображениями а и названиями народных календарных праздников.
- День Ивана Купалы.
- Зелёные святки.
- Масленица.
- Святки.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Святки
Масленица
Зелёные святки
День Ивана Купалы
Народные праздничные обряды
Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной жизни.
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Характерной чертой праздника было многолюдье.
Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.
А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками.
Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,
применялись жесткие меры: от денежного штрафа,
битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды,
которые сопровождали долгие новогодние праздники.
Кстати, о блинах. Выражение «первый блин комом» изначально было другим и совсем не означало скомканный не получившейся блин. Правильно – «Первый блин – Комам». Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин. Есть русская сказка про болтливую бабу, которую мужик привел в лес, а в нем ветки унизаны блинами… Вот это про те самые блины, которыми угощали Комов. И полностью эта присказка звучит так: «Первый блин – Комам, блин второй – знакомым, третий блин — родне, а четвертый – мне!»
Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.
Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.
Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится длиннее лен.
Из снопа соломы мастерили куклу,
которую наряжали в девичий сарафан, кокошник,
опоясывали кушаком и возили на санях по улице деревни.
Масленицу сопровождала ряженая молодежь.
В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.
Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.
Они украшали березку цветными лентами,
платками, угощали – потчевали разными кушаньями,
водили вокруг нее хороводы с песнями.
Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание.
Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли пироги, созывали родню.
Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.
1. Народные праздничные обряды 5 класс
2. Цели урока: 1. Познакомиться с главными народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков. 2.
Выполнить рисунок на тему «Мой любимый
народный праздник».
Оборудование и материалы:
— художественный материал по выбору.
3. Праздник – это народное творчество в действии
Праздник – это нарядные костюмы, красочные
маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни,
озорные игры, величавые хороводы.
4. Календарные праздники
связаны со сменой времён года;
смена земледельческих работ связана с природой;
праздники и увеселения давали передышку от тягот
крестьянских работ.
5.
М. Боскин. Хоровод
Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной жизни.
6.
Борис Кустодиев. Праздник в деревне
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать
избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю
повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора
выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
7.
Родионов. Яблочный спас
Характерной
чертой
праздника было
многолюдье.
Тихое в будни
село
заполнялось
зваными и
незваными
гостями —
ярмарочными
торговцами,
коробейниками.
8.
Юрий Сергеев. Святки
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды, которые
сопровождали долгие новогодние праздники.
9.
Известна с языческих времен;
Праздник проводов зимы и встречи весны;
Церковь совместила Масленицу с кануном
Великого поста;
Сроки празднования подвижны: конец
января – начало февраля до конца февраля
– начала марта.
10.
Петр Грузинский. Масленица. 1889
Масленичные обряды – это катание на
лошадях, традиционные игры и затеи,
хождение в гости, проводы масленицы.
11.
Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891
Сооружали снежные горы и брали
штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.
12. Не житье, а масленица! Понедельник -Встреча
Из снопа соломы
мастерили куклу и
наряжали в
сарафан, кокошник,
подпоясывали
кушаком и возили
на санях по улицам;
Начинали печь
блины;
Кулачные бои
«Стенка на стенку»
Крылов С. Масленица
13.
Тимков А. Масленица. 2003
14. Вторник – Заигрыши
Катание с ледяных
горок;
Катание на
украшенных санях;
Парни
высматривали себе
невест, а девушки –
женихов.
15. Среда – Лакомки
Борис Кустодиев. Масленица. 1920
Тещи
приглашали
зятьев на блины.
16. Четверг –Разгул
Разгар
праздника;
Большие и
маленькие
балаганы давали
уличные
представления.
Борис Кустодиев. Масленица
17. Пятница – тещины вечёрки
Зятья
угощали тёщ
блинами.
18. Суббота – Золовкины посиделки
Январь и февраль –
свадебные месяцы;
Чествовали
молодых на
Масленицу –
вьюнца и вьюницу,
недавно
вступивших в брак;
Молодая невестка
принимала родных
мужа.
19. Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день
Просили
прощение друг
у друга;
Сжигали чучело
Масленицы;
Начинался
Великий пост.
Борис Кустодиев . Зима. 1916
20.
Виноградова А. Сожжение чучела Масленицы
21.
Семь недель
спустя после
светлого
праздника
Пасхи
праздновали
«зеленые
святки». Это
время бурного
роста посевов
и трав.
Символом
весенней
растительност
и была
молодая
березка.
Деревенские
девушки шли в
лес или рощу,
загадывали о
своей судьбе.
22.
На Троицу девушки украшали березу цветными
лентами, платками, угощали-потчевали разными
кушаньями, водили вокруг нее хороводы с песнями.
23. Иван Купала
Праздновали
во время
летнего
солнцестояния
– 24 июня;
Праздник
поклонения
человека
природным
стихиям: огню
и воде.
24.
Огонь –
очищает;
Вода –
омывает;
Разжигали
костры и
устраивали
купание;
Собирали
травы.
25.
Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились
к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли пироги, созывали родню.
26.
Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в
сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный
угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и
примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять,
чтобы всходы были колосистее.
27.
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это
нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки,
напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все
обрядовые действа народного праздника имели символическое
значение и передавались от поколения к поколению. Многие
традиции народных праздников живы и сегодня.
28.
Творческая работа
29. ЖЕЛАЮ ВДОХНОВЕНИЯ!
Народный праздник Масленица
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Масленица детские рисунки
Масленица в древней Руси
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Праздничные народные гулянья
Народные гуляния на Масленицу
Композиция на тему народные праздники
Народные праздничные обряды
Праздник Иван Купала иллюстрации для детей
Масленица рисунок
Народные праздники рисование
Праздничные народные гулянья
Масленица рисунок
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Народные праздники колядки
Народные праздники
Колядки рисунок
Масленица детские рисунки
Весенний хоровод
Святки колядки
Рисование на тему Масленица
Рождество Святки колядки
Народный праздник Масленица
Праздник Иван Купала иллюстрации для детей
Народные праздники рисунки
Аленький цветочек иллюстрации Ионовой
Детский рисунок на тему Масленица
Национальные праздники рисунки
Праздник Масленица рисунок
Ледяной столб на Масленицу
Масленица роспись
Детский рисунок Масленица
Народные праздничные обряды
Праздник Иван купалорисунок
Художник Вера Павлова (1952-2015)
Ародные праздничные обряды».
Русский народный костюм раскраска
Народные праздничные обряды
Встреча весны
Святки на Рождество Христово
Ёхор Бурятский танец рисунок
Народные праздники рисунки
Раскраска Пасха
Народные праздники изо
Народные праздники карандашом
Похищение невесты у славян
Праздник Иван Купала иллюстрации для детей
Народные праздничные обряды
Ярмарочные гуляния
Рисование Масленица в подготовительной группе
Раскраска народные праздничные гуляния
Традиции на Руси колядование
Широкая Масленица раскраска
Многонациональная Россия рисунки на конкурс
Колядки иллюстрации
Чучело Масленицы рисунок
Русские народные крестьянские праздники и обряды
Масленица раскраска
Свадебный обряд рисунок
Масленичные гуляния на Руси
Масленица раскраска
Ярмарочные гуляния
Народные гуляния на Масленицу на Руси
Золовкины посиделки на Масленицу на Руси
С праздником Наурыз мейрамы
Нардуган Башкирский праздник
Художественно-этнографические рисунки Сибири
Иван Рюмахин картины Масленица
Масленица Заигрыш Скоморохи
Народные праздничные обряды.
Выполнила: Фёдорова О.М.
учитель ИЗО
МАОУ Гимназия им. А.С.Пушкина.
.Сыктывкар
Праздник – это народное творчество в действии.
- Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки – прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.
Календарные праздники
- Связаны со сменой времён года;
- Смена земледельческих работ связана с природой;
- Праздники и увеселения давали передышку от тягот крестьянских работ
Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной жизни.
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Характерной чертой праздника было многолюдье.
Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.
- Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
- вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
- Этому должны были помочь святочные обряды,
- которые сопровождали долгие новогодние праздники.
- Известна с языческих времен;
- Праздник проводов зимы и встречи весны;
- Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста;
- Сроки празднования подвижны: конец января – начало февраля до конца февраля – начала марта.
- Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.
- Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
- символизирующий владения зимы.
- Из снопа соломы мастерили куклу и наряжали в сарафан, кокошник, подпоясывали кушаком и возили на санях по улицам;
- Начинали печь блины;
- Кулачные бои «Стенка на стенку»
Вторник – Заигрыши
- Катание с ледяных горок;
- Катание на украшенных санях;
- Парни высматривали себе невест, а девушки –женихов.
Среда – Лакомки
- Тещи приглашали зятьев на блины.
- Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Четверг –Разгул
- Разгар праздника;
- Большие и маленькие балаганы давали уличные представления.
Б.Кустодиев. Масленица.
Пятница – тещины вечёрки
- Зятья угощали тёщ блинами.
Суббота – Заловкины посиделки
- Январь и февраль –свадебные месяцы;
- Чествовали молодых на Масленицу – вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак;
- Молодая невестка принимала родных мужа.
Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день
- Просили прощение друг у друга;
- Сжигали чучело Масленицы;
- Начинался Великий пост.
- Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.
Иван Купала
- Праздновали на время летнего солнцестояния – 24 июня;
- Праздник поклонения человека природным стихиям: огню и воде.
- Огонь – очищает;
- Вода – омывает;
- Разжигали костры и устраивали купание;
- Собирали травы.
Они украшали березку цветными лентами,
платками, угощали – потчевали разными кушаньями,
водили вокруг нее хороводы с песнями.
Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли пироги, созывали родню.
Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
Закончите предложения
- Сегодня на уроке я…
- Больше всего мне понравилось…
- Самым интересным сегодня на уроке было…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- Сегодня на уроке я почувствовал…
- Сегодня я понял…
- Сегодня я научился…
- Сегодня я задумался….
- Сегодняшний урок показал мне…
- Я хочу узнать больше о …
Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.
классный сборник рисунков на тему для срисовки
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Золовкины посиделки на Масленицу
Народные праздники рисунки
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Народные праздники рисунки
Народные праздничные обряды
Народные праздники рисование
Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Масленица рисунок
Народные масленичные гуляния
Рисуем Масленицу
Масленица детские рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Праздник Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Рисование Масленица
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Праздничные народные гулянья
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Композиция на тему Масленица
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Народные праздники рисунки
Праздник Масленица
Детям о Масленице
Рисование Масленица
Рисование на тему Масленица
Хоровод рисунок
Народные праздники рисование
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица детские рисунки
Народные праздники рисование
Нарисовать Масленицу
Масленица рисунок
Праздничные народные гулянья 5 класс
Народные гуляния иллюстрации
Масленица рисунок
Детям о Масленице
Народные праздники изо
Рисование Масленица
Нарисовать Масленицу
Рисование на тему Масленица
Народные праздники изо
Масленица рисунок
Ярмарочные гуляния
Народные праздники рисование
Народные праздники изо
Масленица рисунок
Композиция на тему народные праздники
Зимние праздники для детей
Масленица рисунок
Масленица сжигание чучела картины
Народные праздники рисунки
Русский народный праздник Масленица рисунки
Народные праздники народов России
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Тема урока: «Праздничные народные
гулянья».
Общедидактическая цель: создать
условия для систематизации изученного
материала, выявления уровня овладения системой
знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний и умений.
Методы обучения: информационный,
частично-поисковый, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, групповая,
практическая.
Задание: составить композицию
«Ярмарка» с использованием работ учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор,
экран, колонки.
Материалы: ножницы, клей, рисунки
ребят, основа для композиции, иллюстрация
карусели. (Приложение 3)
Зрительный ряд: Презентация
«Праздничные народные гуляния», иллюстрации с
изображением русских народных костюмов, костюм
скомороха.
Музыкальный ряд: Народные мелодии –
плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку
любит» (Приложение 2),
музыка Стравинского«Петрушка»;
«Народные гулянья».
В конспекте урока текс с подчеркивание
отображен на слайдах, переход слайдов по щелчку,
вывод информации на одном слайде по щелчку с
предыдущим.
В проведении урока принимает участие скоморох
и зодчий. Роль скомороха и зодчего выполняет
учащиеся этого же класса предварительно
подготовленные. Для ученика исполняющего роль
скомороха готовиться специальный костюм.
Для проведения практической работы учитель
готовит основу для композиции с изображением
мостовой, для украшения площади красочную
карусель.
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент
Экспозиция |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе. Слайд №2 щелчок. Вступительное слово учителя. – Это, что за шум и звон? |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Вбегает скоморох. Ой, вы люди, люди добрые, |
Завязка | – Спасибо, скоморох, за приглашение. – Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке? – А что такое ярмарка? Слайд №3 щелчок; Ярмарка – это праздник, веселье. – Давайте попробуем назвать тему нашего урока. Называет тему урока. «Праздничные народные Слайд №7 щелчок. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими |
Отвечают на вопрос. Называют тему урока. |
Кульминация | Настраивает учащихся на выполнение основного задания. Рассказывает о праздниках. – Ребята, а вы Слайд №9 щелчок; №11 щелчок; №12 Основные русские народные праздники Предлагаю рассмотреть репродукции картин Слайд №17 щелчок. Б. Кустодиев «Праздник в деревне» – О чем хотел рассказать нам художник? Слайд №18 щелчок. Б. Кустодиев «Ярмарка» – Что делает ярмарку праздничной, шумной, |
Внимательно слушают учителя, участвуют в беседе. Называют ассоциации к слову праздник. Перечисляют праздники Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. |
Развязка | – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но вот беда, куда, же нам ехать? На доске – Города-то нет. Задание: Давайте вместе с вами В старину строителя называли зодчий. Слайд №19 щелчок. – Каждый из вас может стать зодчим и Инструктаж по технике безопасности. – Вот и готов наш городок. Задание: Давайте оживим нашу На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь Слайд №20 щелчок.
Музыка. Предлагает закончить урок народной запевкой Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку, |
Выход скомороха.
– Внимание, Зодчий рассказывает о строительстве древних Учащиеся вырезают фронтоны домов и Отвечают на вопросы. Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда, Выход скомороха. – Сколько собралось умных да смышленых, сейчас Отгадывают загадки. Дети выходят, становятся группами и |
Эпилог | Посмотрите, какая красивая и веселая получилась у нас «Ярмарка». – Понравился ли вам праздник? – Какой этап урока вам больше всего понравился? – Что нового вы узнали на уроке? |
Отвечают на вопросы. |
Рефлексия | – Наш урок подошел к концу. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Эй, напелись, наплясались. «Ой, полным-полна моя коробочка, Есть и ситец и парча», – Так поется в песне, Но у нас с вами, Коробка уже пуста. Слайд 21 щелчок. Вот и солнце закатилось Слайд №22 щелчок; №23 щелчок. – Спасибо за праздник. Афиширование продукта деятельности, |
|
Последействие | Объясняет домашнее задание. | Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках» |
Народные праздничные обряды
Тема 7
Выполнил работу
Щебуняев Владислав Викторович
Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская
Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное время пахали, косили, сеяли, жали. Особое место отводилось праздникам.
Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное время пахали, косили, сеяли, жали. Особое место отводилось праздникам.
Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы.
- Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы.
- В праздниках люди находили передышку от напряженного труда и как бы переносились в мир радости и мечты.
Святки и Новый Год
- Начало нового года вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.
- Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали Святки и Новый Год.
Масленица
- Масленичные обряды – это катание на лошадях, игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы.
- Каждый день Масленицы имел свое название, и за каждым закреплялись определенные действия.
На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.
- На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.
- Сооружали снежный городок, символизирующий владения зимы, и брали его штурмом.
- Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится лен длиннее.
Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили на санях по улице.
- Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили на санях по улице.
- В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его.
Зеленые святки
- Семь недель после Пасхи праздновали зеленые святки.
- Символом весенней растительности была березка. На этот праздник срубали молодую березку, приносили в деревню, украшали ее цветными лентами, лоскутами материи, водили вокруг нее хороводы, угощали кушаньями.
Осенние праздники
- После жатвы начинались осенние праздники. На этих праздниках пекли пироги, созывали родню.
- Последний сноп наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
- Потом зерно из этого снопа примешивали к семенам, чтобы всходы были колосистее.
Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению.
- Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению.
- Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
Задание
- Выполни композицию на тему «Народные праздники»
Вопросы
- Почему ни один народ не может жить без праздников?
- Найди отличия традиционного народного праздника от современного.
- Каково символическое значение обрядового действа на примере одного из календарных праздников?
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
под редакцией Б.М. Неменского
г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
под редакцией Б.М. Неменского
г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.