Народно обрядовый праздник гажа валяй

Республиканский народно-обрядовый праздник «Гажа валяй»

История народно-обрядового праздника поклонения солнцу «Гажа валяй» уходит в дореволюционные годы, а возрождение его традиций началось в 90-е годы ХХ века.

Сегодня, сохраняя черты обрядовости, праздник получил новые краски и вырос до театрализованного игрового действа с привлечением массового зрителя и участника. Праздник строится на традиционном фольклоре коренных коми и проходит ежегодно в прощеное воскресенье в селе Визинга Сысольского района Республики Коми.

В программе праздника разнообразные игры, силовые испытания, хороводы, катание с гор, на лошадях, собачьих упряжках. Каждый участник праздника имеет возможность прокатиться в санях, принять участие в играх и танцах, угоститься блинами и традиционной коми выпечкой. Праздник сопровождается веселой ярмаркой-распродажей, саамским футболом, выставкой-конкурсом подворий сельских поселений района, мастер-классами по изготовлению сувениров.

Праздник состоит из двух частей, первая – это праздничное гуляние на площади с. Визинга и близлежащих площадках. Традиционные народные песни и танцы включены в программу уличного гуляния «Гoгыль пo, гoгыль» («Круг же ты, круг»), «ту-степ», «падеспань» и другие в массовом исполнении всех творческих коллективов – участников праздника.

Вторая часть праздника – это творческая лаборатория по фольклору, которая проходит в форме посиделок с участием фольклорных коллективов сельских районов республики, г. Сыктывкара и соседних с республикой регионов. Это своего рода обмен опытом и расширение творческих связей между коллективами, пропагандирующими традиционную народную культуру. Творческий обмен позволяет руководителям коллективов восполнить недостаток методических знаний и практических навыков по работе с источниками, по реконструкции исполнительского стиля и манеры пения, по освоению местных диалектов.

В этот день обязательным элементом является катание с горы и поэтому проводится конкурс на лучшее средство для катания — «Медся бур ислалантор».

Завершается праздничный день зажигательной этнодискотекой, на которой активисты и молодёжь узнают много интересного и вспоминают те игры, в которые играли наши предки.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 26 февраля

Коми – народ, живущий на северо-востоке европейской части России. Основные этнографические группы: вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Коми стараются сохранить богатейшую культуру, традиции предков, устраивая многочисленные праздники и фестивали.

Первый весенний праздник Гажа валяй отмечают с размахом, к раздолью народных гуляний готовятся загодя. В село Визинга Сысольского района съезжаются не только соседи и жители Сыктывкара, но и туристы из соседних регионов, а также из Санкт-Петербурга и Москвы.

Гуляния проводят в последний день масленичной недели, он традиционно выпадает на воскресенье. Гажа валяй – региональный праздник, организатором выступает Дом культуры села Визинга МУК «Сысольская централизованная клубная система».


Фото: Vladimir Kezling

Традиции отмечать Гажа валяй пришли с прошлых веков, но в 30-х годах двадцатого столетия праздник отменили. Возрождение началось в 1990-е годы, а первый «официальный» Гажа валяй прошел в Визинге в 2009 году, с тех пор его отмечают ежегодно.

Как у любого народа, традиции коми связаны с годовым циклом. В конце зимы на снегу образуется наст, что открывает «зимнюю дорогу». После долгой зимы жители окрестных сел навещали друг друга, и в честь этого события устанавливались народные гуляния. Это было время, когда молодые люди присматривались друг к другу, а семьи старались показать свою состоятельность: яркие праздничные одежды, демонстрация смелости, ловкости, дорогие сани.


Фото: Vladimir Kezling

Атмосфера радости, гостеприимство коми сохраняются и в наши дни. Прибывших встречают хлебом – солью, ведь хлеб это символ достатка, а соль является оберегом от темных сил. «Гажа валяй» переводится как «веселое катание». В этот день, действительно, много катаются: на лошадях, санях с высоких горок.

Для праздника готовят игровые площадки: «Детский городок», «Охотничьи забавы», «Особенности семейного национального отдыха». Участников ждут перетягивание каната, столб с призами, множество различных конкурсов.


Фото: Vladimir Kezling

А еще песни, танцы и хороводы, выставка продукции местных умельцев, и, конечно же, угощение. Каких только блинов не встретишь на Гажа валяе: с мясом, грибами, лесными ягодами, картофелем, рыбой. Еще одно традиционное блюдо – кисель, их тут до тридцати видов: от классических из толокна и клюквы до гранатовых и апельсиновых. Традиционные пироги с самыми разнообразными начинками, ягода, грибы – все, на что богата земля Севера.

Гости съезжаются в народных костюмах, настолько узнаваемых, что по ним можно определить, откуда те прибыли. Среди участников – много молодых людей, что говорит об интересе к сохранению традиций у молодого поколения.

В это время года устанавливался наст – тонкая корочка наледи на снегу, и жители села начинали ездить в гости к соседям после долгой зимы. В честь этого события издавна устраивались весёлые гуляния (кстати, в переводе с языка коми «гажа» означает «весёлый»). Всего, что вы здесь увидите, услышите и попробуете, в других местах не найти – праздник строится именно на традициях Сысольского района. Вас ждут переливы гармони, качели, игры и заводной перепляс. В 2010 году праздник получил статус республиканского, и с тех пор отмечается особенно широко.

Народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» — праздник поклонения солнцу, возвращения солнечного тепла после долгой северной зимы. Мероприятия праздника: игровые площадки «Детский городок», «Охотничьи забавы», «Особенности семейного национального отдыха», «Пывсян»;традиционный столб, перетягивание каната; творческая лаборатория фольклорных коллективов; праздничный обоз по улицам села и участие зрителей в процессе украшения лошадей; конкурс «подворий» сельских поселений администрации МР «Сысольский»; конкурс среди торговых палаток; катание на лошадях; выставка-ярмарка блюд национальной кухни и изделий декоративно-прикладного творчества и народных художественных промыслов. На сегодняшний день, сохраняя черты обрядовости прошлого, праздник получил новые краски и вырос до театрализовано-игрового действа с привлечением массового зрителя и участника.

Место проведения: с. Визинга, Сысольский район 

Организатор: Администрация МО МР «Сысольский»

Контакты: 8 (82131) 9-11-91

Благодарим за фото ИА «БНК»

Положение

1. Общие положения

1.1. Народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» проходил в Сысольском районе еще в дореволюционные годы, в 30-е годы во времена коллективизации этот праздник был отменен советской властью. Возобновление традиций началось в 90-е годы XX века. В старину этот праздник отмечали в то время когда устанавливался наст, для того, чтоб можно было добраться от одной деревни до другой в условиях бездорожья, чаще всего это время выпадало в марте. В настоящее время праздник призван возраждать национальные традиции сысольских коми, познакомить с ними представителей других районов республики. 

К участию в празднике приглашаются творческие коллективы других районов Республики Коми.

2.Учредители и организаторы праздника:

2.1 Министерство национальной политики Республики Коми

2.2 Администрация муниципального образования муниципальный район «Сысольский»

2.3 Муниципальное   учреждение   «Управление   культуры   администрации МО МР

«Сысольский»

2.4 Администрация сельского поселения «Визинга»

3. Цели и задачи:

3.1 Поиск новых путей развития коми культуры, возрождение традиций праздничных народных гуляний, приобщение широких слоев населения к народному творчеству

3.2 Популяризация   различных   направлений   и   жанров   национальной   культуры, народных ремесел

3.3 Выявление ярких, самобытных исполнителей, творческих коллективов, мастеров народного творчества

3.4 Создание   условий   для   реализации   творческого   потенциала      фольклорных коллективов и возможности творческого общения

3.5 Создание среды, способствующей процессам взаимного творческого обучения и обогащения профессиональным опытом

3.6 Отражение  самобытности   и богатства культуры народа коми

3.7 Содействие   укреплению   дружбы   и   взаимопонимания   между   творческими коллективами республики

4.  Условия и порядок проведения праздника:

4.1 Этапы подготовки и проведения праздника в 2010 году:

10 февраля – семинар-практикум для руководителей творческих коллективов «Сценическое воплощение народно-обрядовых традиций» на материале песенно-игрового фольклора Сысольского района.

24 февраля -20 марта 2010 года – конкурс на лучший символ «Гажа валяй»

28   марта — народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» и фестиваль-конкурс фольклорных коллективов «Гажа валяй»

4.2    Место  проведения — центральная площадь села Визинга Сысольского района, районный Дом культуры (далее РДК) с. Визинга и спортивные площадки за РДК.

5. Участники фестиваля:

Фольклорные коллективы, гармонисты, самодеятельные мастера и умельцы декоративно-прикладного творчества из разных районов республики Коми и гости республики.

6. Условия участия: 

6.1. Количественный состав должен быть не больше 20 человек, что обусловлено композиционным построением основных массовых номеров праздника;

6.2 Каждый коллектив готовит для представления:

6.2.1. визитную карточку коллектива не более 10 минут на площади и проводит игру с населением (по желанию); при необходимости можно предоставит «плюсовую» фонограмму

6.2.2. принимает участие в программе «АЙ, ТЭ ГУДОК!» («Ай-да ты, гармошечка») с участием гармонистов, которое будет проходить на площади (представить выступление на более 5 минут);

6.2.3. собственную сольную программу и игровой обряд с «ряжеными» на фестивале «ГАЖА ВАЛЯЙ».

Предпочтительно в программе использовать фольклорные номера своего района.

7. Финансирование:

7.1 Оплата проездные в оба конца — за счет направляющей стороны.

7.2 Питание — за счет организаторов праздника

7.3  Награждение  участников праздника, победителей конкурсов  —  за   счет организаторов праздника.

8. Заявки на участие в празднике принимаются до 5 марта 2010 года.

(форма заявки прилагается)

Вопросы по организации и проведению праздника по телефонам:

8 (82131)91-6-90 — Стодольская Галина Владимировна — руководитель МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский»;

8(82131) 92-0-85 — Шеремет Лариса Ивановна — директор районного Дома культуры с. Визинга МУК «Сысольская централизованная клубная система».

Приложение 1

Заявка для участия в республиканском народно-обрядовом празднике «Гажа валяй — 2010»

Название муниципального образования, село _________________

Коллектив _____________________________________________

Количество участников __________________________________

Руководитель ___________________________________________

Исполнение художественного номера на площади (визитная карточка с

оригинальным выходом «Вай гажőдчам» ____________

Название игры (по желанию) _______________________________

Необходимые призы для награждения победителей игры ________

_______________________________________________________

Название произведения исполняемого гармонистом _____________


Исполнение художественных номеров на фестивале «Гажа валяй» в зрительном зале районного Дома культуры:

1. Название обряда с участием «ряженых» _____

___________________________________________________________

2. Название произведений в программе выступления ________________

______________________________________________________________

Назад в раздел

March 17 2019, 12:00

Categories:

  • Праздники
  • Путешествия
  • Общество
  • Cancel

Гажа Валяй. Валяем дурака в Визинге

Такое вы не увидите в своих европах. Народные праздники в глубинке, это настоящий праздник, в котором участвуют все. В последний день автопробега «Открывая серебряное ожерелье» нам повезло окунуться в эту атмосферу безудержного веселья. Умеет наш народ отдыхать…

Народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» собрал в селе Визинга Сысольского района гостей из республики и других регионов. Праздник посвящен окончанию зимы и проводится в Прощенное воскресенье, накануне Великого поста. Дословно он переводится как «Веселое катание». Конкурс подворий и ремесленников, катание на лошадях и саамский футбол, парад санок и традиционные деревенские забавы — встреча весны по-сысольски.

Конечно блины, а как без них

Парад подворий

Ярко, весело

«Мама, я поел»

Конкурс киселей, которых около 30-40 видов

Традиционные танцы и хороводы

Мы тоже поучаствовали, сыграли в саамский футбол, мужиков одевают в сарафаны и «заставляют» играть в футбол)

И под конец традиционная забава на Масленицу, нужно залезть на гладкий столб и сорвать один из призов. Это только с виду кажется, что легко, но пока мы были на площади, это удалось только одному из двадцати смельчаков.

В одежде это сделать почти нереально, поэтому участники раздеваются и в итоге стрирают руки, грудь и ноги до крови

Зато какая поддержка

И немного местных пейзажей. Как нам рассказали в советское время завезли борщевик с Кавказа, чтобы кормить скот и он расплодился в неимоверных размерах, он повсюду.

Для меня откровением стало творчество Ивана Куратова, основоположника литературы Коми. Настоящая деревенская поэзия с яркими образами.

Организаторы проекта «Открывая Серебряное Ожерелье»:Сообщество Питерских блогеров
При поддержке АНО «Серебряное ожерелье России»
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк
«Политехнический» и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel и Проект 111
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал «ШколаЖизни.ру», Журнал «Современный отель», Сообщество путешественников travel_russia, журнал «Линия полета», портал «Flytothesky»

26 февраля отмечается первый весенний праздник — Гажа валяй.

Коми — народ, живущий на северо-востоке европейской части России. Основные этнографические группы: вымичи, печорцы, ижемцы, сысольцы. Коми стараются сохранить богатейшую культуру, традиции предков, устраивая многочисленные праздники и фестивали. Праздник Гажа валяй отмечают с размахом, к раздолью народных гуляний готовятся загодя. В село Визинга Сысольского района съезжаются не только соседи и жители Сыктывкара, но и туристы из соседних регионов, а также из Санкт-Петербурга и Москвы.

Гуляния проводят в последний день масленичной недели, он традиционно выпадает на воскресенье. Традиции отмечать Гажа валяй пришли с прошлых веков, но в 30-х годах двадцатого столетия праздник отменили. Возрождение началось в 1990 году, а первый «официальный» Гажа валяй прошел в Визинге в 2009 году, с тех пор его отмечают ежегодно.

Как у любого народа, традиции коми связаны с годовым циклом. В конце зимы на снегу образуется наст, что открывает «зимнюю дорогу». После долгой зимы жители окрестных сел навещали друг друга, и в честь этого события устанавливались народные гуляния. Это было время, когда молодые люди присматривались друг к другу, а семьи старались показать свою состоятельность: яркие праздничные одежды, демонстрация смелости, ловкости, дорогие сани.

Атмосфера радости, гостеприимство коми сохраняются и в наши дни. Прибывших встречают хлебом – солью, ведь хлеб это символ достатка, а соль является оберегом от темных сил. «Гажа валяй» переводится как «веселое катание». В этот день, действительно, много катаются: на лошадях, санях с высоких горок.

А еще поют песни и водят хороводы. Гостей угощают блинами. Каких только блинов не встретишь на Гажа валяе: с мясом, грибами, лесными ягодами, картофелем, рыбой. Еще одно традиционное блюдо – кисель, их тут до тридцати видов. Традиционные пироги с самыми разнообразными начинками, ягода, грибы – все, на что богата земля Севера.

Гости съезжаются в народных костюмах, настолько узнаваемых, что по ним можно определить, откуда те прибыли. Среди участников – много молодых людей, что говорит об интересе к сохранению традиций.

Когда вы с кем то будете играть в города, не забудьте, что на карте России есть населенные пункты на «Ы».  Вот например такое село в республике КОМИ. А знаете, как с языка коми переводится название деревни «Ыб» ?

Слушайте и запоминайте: «большое, длинное, ровное хлебное поле, расположенное на вершине высокого холма«. Кстати, тут недалеко протекает река «Ю», а теперь вам пора узнать, что такое коми-праздник «ГАЖА ВАЛЯЙ»

Фото 2.

Итак, посетив в рамках проекта «Открывая Серебряное ожерелье» город на краю карты Нарьян-Мар, проехав по опасному «зимнику» и погуляв по малоупоминаемому Сыктывкару мы попали в окрестности села ЫБ, в «Финно-угорский этнокультурный парк». Наша цель тут была поближе приобщиться к традициям «зырян» и приобщаться мы начали вот с таких прекрасных лосяшей.

Они еще молоденькие и очень общительные.

Кстати, вот видеоверсия этого этапа экспедиции, кому то может быть так интереснее:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе — https://www.youtube.com/c/MasterokST Скоро будет много Калининградской области.

Фото 3.

В этнопарке нас встретил «оленевод» и рассказал как они, оленеводы, умудряются выживать в тундре в столь тяжелых климатических условиях. Мы пробовали кидать копья, ходить на лыжах и вообще проникнуться этой культурой.

Костер и утопающий в снегу лес вокруг способствовал этому с невероятной силой.

Фото 4.

Все таки будущее каких то образовательных, туристических и т.п. программ именно за этим — создание аутентичной остановки и погружение в нее гостя. Во многих регионах России начали практиковать такое, а тем более когда есть что показать уникальное и не стандартное — это вообще фишка.

Фото 5.

Кстати, сейчас появилась даже потребность уехать куда нибудь на некоторое время подальше от гаджетов, интернета и цивилизации.

Фото 6.

Побродив по лесу с «оленеводом» и изучив некоторые охотничьи хитрости мы отправляемся осваивать еще одно ремесло — рисование нефтью.

Фото 7.

Тут замечательная и юморная девушка напомнила нам историю и традиции финно-угров.

Фото 8.

А я пока рассматривал картины, которые как утверждалось рисуют нефтью:

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Ну и нам дали возможность взять в руки кисть и макнуть ее в нефть.

Фото 14.

Но тут не только нефть приобщает к культуре народа, а еще и добыча пищи. Нет, не охота, а кулинарные навыки.

Привели себя в боевую готовность (хотя я вообще мало чего умею готовить и предпочитаю это не делать)

Фото 15.

Готовить мы будет Шаньги. Вообще шанежки — это русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого или песочного теста. Шаньги не бывают сладкими, только солеными. В честь них даже существует праздник- 14 ноября «День поморской шаньги». Шаньги пекли с различными начинками…

На сегодняшний день используется в основном картофельное пюре, кашу или творог. Но могут быть и сложные начинки , например смесь гречневой каши с рубленным вареным яйцом. Шаньги хорошо выпекаются как в русской печи, так и в духовке. После выпечки смазываются сметаной или топленым маслом.

Фото 16.

Все было под чутким руководством специалиста.

Фото 17.

Вот оно  — начало шанежки.

Фото 18.

Старательно лепим. Нам же потом и кушать.

Фото 19.

Ну все, готовка идет к концу. Заполняем формочки картошкой и кашей.

Фото 20.

И все это отправляется в добрую русскую печку.

Фото 21.

Наелись шанежками, переночевали и отправились в село Визинга.

Фото 22.

А в Визинге нас уже встречали вот так! С хлебом и солью!

Фото 23.

А народ тем временем готовится на площади к празднику.

Фото 24.

Погода солнечная, в сысольском районе все съехались сюда на праздник.

«Гажа» по коми значит — веселый, радостный. А «валяйтчан» — катать, раскатывать. Так что название праздника можно перевести как «веселое катание». Подразумевается катание на лошадях, с горок на ледянках и т.п.

Фото 25.

В отличие от русской масленичной традиции, праздничные дни Масленицы у коми народа никак не назывались. В Масленичной традиции коми нет аналогов названий русских масленичных дней: «встреча», «заигрыши», «лакомка», «широкий четверг», «тёщины вечера», «золовкины посиделки». По воспоминаниям старожилов Сысольского района, первый день праздника начинался с катания в повозках «кошевах» на лошадях с распеванием импровизационной песни «Гажа валяй». Песню исполняли на парных санях певцы, затем её подхватывали на вторых санях, затем на третьих санях и т. д. Импровизационную структуру песни определяла длительность санного поезда, который мог в себя включать до 40 повозок. В старину, бывало, из деревни в деревню, по всему району ездили конные поезда, сопровождавшиеся звоном колокольчиков, радостно приветствующим праздник. Согласно представлениям коми народа, во время езды на лошадях колокольчики своим чистым звоном отгоняют силы зла.

Фото 26.

У жителей Сысольского района существует несколько объяснений происхождения названия праздника «Гажа валяй». Первоначальное объяснение «Валяй» толкуется в сходном звучании с русским словом «валяться, поваляться». Валяние в снегу – непременное условие проводов зимы, одна из самых любимых масленичных забав и у коми, и у русских. В то же время, существует и более глубокий, древний, скрытый смысл слова «Валяй». Старожилы Сысольского района говорят, что в старину существовало поверье, что на Сысольской земле живёт хозяин лошадей Вöла Ай, и поэтому именно на Проводы зимы было принято красиво и богато украшать лошадь, чтобы порадовать «лошадиного хозяина». Существует точка зрения, что само слово «Валяй» произошло именно от искажённого сочетания в коми языке: «вöла ай» − «лошадиный человек», «лошадиный хозяин». В образах лося и коня древние коми воспринимали символику солнца. Наступает время прихода весны, и вновь на землю выходит лошадиный хозяин − Вöла Ай, чтобы принести тепло на уставшую от зимы землю, а заодно и проверить, хорошо ли заботятся люди о лошадях, содержат ли в их сытости и в довольстве. Разъезжая на лошадях на празднике «Гажа валяй», человек тем самым словно соприкасался с тайной древней легенды о солнечном происхождении лошади.

Фото 27.

Как и у русских, у коми временной промежуток между Сочельником и Масленицей был периодом заключения брачных союзов и свадеб. На «Гажа валяе» молодожёны на масленичных гуляниях были основными действующими лицами, что связывало этот праздник с масленичной традицией русских. Чествование молодых семей отражалось в величальных песнях, а сам образ парного союза был задан в следующих ритуальных действиях праздника: катании на лошадях и в парном катании с гор. Катание с гор – обязательное ритуальное масленичное действие и в русской, и в коми традиции. Ритуальному катанию придавали особый, сакральный смысл. Коми катались на санях, на самодельных ледянках, на прялках.

Фото 28.

На празднике «Гажа валяй» в старину существовал определённый порядок в распевании песен, который сохранился и в настоящее время. Песни можно разделить на несколько типов: обрядовые песни, величальные песни и коми народные песни, исполнявшиеся во время посиделок, во время праздничных гуляний. В структуру обрядовых песен входили песни: «Гöгыль по гöгыль» («Круг, ты мой круг»), «Валяöй» и медленный «Шондiбан». Праздничный выезд на лошадях начинался с исполнения импровизационной песни «Валяöй», а величальные песнопения предназначались для молодожёнов и исполнялись во время катаний на лошадях и при парном катании с гор. Во время празднования «Гажа валяй» гуляли под гармошку, парами (женщина с мужчиной).

Фото 29.

Удивительно, но атмосфера на празднике была такая добрая, искренняя — ну ровно комяцкая!

Фото 30.

По краям площади продают всякие вкусняшки и все, что сделано своими руками.

Фото 31.

Посмотрите какие яркие одежды!

Фото 32.

Традиционные народные символы.

Фото 33.

Все участники театрализованного шествия становятся в один большой единый круг, символизирующей солнце и поднятыми вверх руками приветствуют его долгожданный свет. Звучит всеобщее исполнение обрядовой песни «Валяöй». Наступает черёд «коми бала», во время которого все участники праздника под сопровождение баянов и гармоней исполняют тустеп, падеспань, польку, русскую, кадриль, краковяк − все танцы, которые танцевались ещё их бабушками и дедушками, а традиция народной хореография жива в Сысольском районе и поныне. Завершается этот солнечный театрализованный хоровод обязательным повсеместным танцем для коми народного праздника солнцеликим «Шондiбаном». Под частушки искромётного «Шондiбана» участники праздника завершают обряд встречи праздника, и начинается концерт с выступлением самодеятельных коллективов Сысольского района и гостей из Республики Коми

Фото 34.

Песенный цикл «Шондiбан» состоит из нескольких жанровых песен. К нему относятся и медленные шондiбаны, в которых ведутся песни-воспоминания о молодой, полной солнечной радости и счастья жизни, в Сысольском Шондiбане славится солнце, в быстром Шондiбане исполняются весёлые частушки, и в каждом из них воспевается жизнь. Шондiбан − это не просто песня, праздник, хвала солнцу, это многогранный этический философский образ, раскрывающий черты характера коми человека. Коми человек радовался жизни, был счастлив за свою семью, за детей, гордился своем трудом, своей судьбой. Он нёс миру солнечную энергию своего мировосприятия, гармоничное состояние его жизненного уклад можно назвать «Шондiбаном».

Фото 35.

Фото на память

Фото 36.

А вот в местном краеведческом музее нам показали уникальную деревянную табличку с вырезанными символами.

Фото 37.

Ее еще полноценно не изучили, но уже точно уверены, что это уникальный этнографический экспонат.

Фото 38.

Яблоки в каком то сладком сиропе — я так и не успел попробовать :-(

Фото 39.

А, точно, была еще одна народная игра — саамский футбол. В него играют в длинных юбках, которыми можно ловить летящий мяч.

Ох и набегались мы там…

Фото 40.

Одной из точек притяжения жителей был столб, на который многие пытались залезть и достать призы (табличку с номером). Но за то время, что я там стоял — залез всего один человек. Очень шустро.

А потом с десяток других даже до середины не долезли. Все же не такое простое это дело.

Фото 41.

Фото 42.

Кстати, этот не залез. Кто залез смотрите в ролике.

Фото 43.

А потом мы поехали в село Куратово. Оно названо по фамилии основоположника коми литературы И. А. Куратова, который родился 6 (18) июля 1839 года в погосте Кебра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми).

С 1861 по 1865 годы И. А. Куратов работал учителем в духовно-приходском училище в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар). Он изучал культурные традиции деревенских жителей. Поэтическое творчество коми народа, бытовавшее до середины XIX века лишь в устной форме, стало художественно-поэтической основой его произведений.

Фото 44

Поэт жил при самодержавно-крепостническом строе России, которому были чужды интересы народа, его самобытная культура. И. А. Куратов относился к плеяде просветителей XIX века – сторонников идей русских революционеров-демократов. Мечтая о светлом будущем родного зырянского края, поэт посвятил свою жизнь просвещению народа коми.

Вот здание музея. Видно, что тут очень ценят память о своем знаменитом односельчанине.

Фото 45.

В XIX веке И. А. Куратов был известен общественности не как поэт, а как учёный-лингвист. При его жизни было опубликовано только несколько его стихотворений под видом народных песен. Имя основоположника национальной коми литературы узнали лишь в 1920-е годы. В 1923 году его рукописи обнаружил учёный А. С. Сидоров в селе Визинга на чердаке дома племянника И. А. Куратова. В 1930-е годы впервые вышли в свет отдельными изданиями художественные произведения и лингвистические труды И. А. Куратова. Впоследствии было издано более двадцати книг Ивана Куратова. Его произведения вошли в литературно-художественные сборники и школьные учебники.

Тут нас опять встречали широко накрытым столом.

Фото 46.

Произведения Ивана Куратова и книги о его жизни и творчестве вы можете найти в отделе краеведения и национальной литературы. В 2010 году Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака выпустила биобиблиографический обзор «Иван Куратов – челядьлы» («Иван Куратов – детям») на русском, коми и английском языках, ставший первым отдельным библиографическим изданием об И. А. Куратове для школьников. В обзоре даётся краткое изложение о жизни и творчестве коми поэта и просветителя.

Фото 47.

Музей рассказывает как и о творчестве и жизни Куратова, так и о традициях народа. Слушать и смотреть на все это в настоящей небольшой деревушке очень необычно.

Фото 48.

Фото 49.

Вот так выглядело жилище обычной коми-семьи.

Фото 50.

А когда мы вышли на улицу нас встретило зимнее солнце и остепительно красивые виды русского Севера!

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 59.

Ну вот и все. На этом закончился первый этап путешествий в рамках проекта «Открывая Серебряное ожерелье». Отличная команда, надежные машины и удивительные места родной страны — что может быть эффектнее в плане получения эмоций.

А вот перед тем, как пересесть на поезд до Старого Оскола я переночевал в Москве в шаговой доступности от «площади трех вокзалов». Не хотелось рано по утру далеко ехать до своего поезда. Отель я его нашел через удобный поиск на  tvil.ru. Помню этот сервис хорошо выручал меня в Крыму, а вот теперь и в Москве не подвел и быстро нашел мне подходящий вариант.

А знаете чего необычного в Апарт-Отеле «Волга»? Я даже сначала совсем не обратил на это внимание.

Фото 60.

Мне не пригодилось, а вообще отель находится недалеко от основных достопримечательностей Москвы: Кремля, парка Зарядье, Цветной бульвар, Чистые Пруды.

Достаточно просторные номера. Две комнаты. В одной кухня, в другой вот такая спальня.

Фото 61.

Все выглядит не броско, но уютно.

Фото 63.

Тут принимают гостей и с детьми … и с животными. Мне кажется вот второй вариант не так то просто и найти? А для первого варианта есть своя детская площадка.

Фото 64.

А уже при выезде я понял, что и называется то он «Апарт-Отель» потому, что переделан из целого жилого дома. Нет, ну я видел там подъезд один выкупали или этаж. А тут реально целый огромный жилой дом. Номера тут — это по сути полноценные квартиры с кухнями. Очень может быть кстати при долгосрочном проживании.

Зато цены очень демократичные при таком сервисе. Запомните этот отель на всякий случай.

Фото 65.

Но это еще не конец. В апреле начинается большой этап проекта по Калининградской области. Никогда там не был и тут получается смогу изъездить ее вдоль и поперек за 15 дней и посетить огромное количество достопримечательностей.

Следите за всем этим в Инстаграме проекта «Открывая Серебряное ожерелье» — https://www.instagram.com/openso2019/ Тут будет жара!

Фото 66.

А я вам обязательно расскажу о всем, что там будет происходить в своем блоге, в ФБ — https://www.facebook.com/masterokoskol и на Ютюбе — https://www.youtube.com/c/MasterokST

Организаторы проекта «Открывая Серебряное Ожерелье»:
Сообщество Питерских блогеров
При поддержке АНО «Серебряное ожерелье России»
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Navitel и Проект 111
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал «ШколаЖизни.ру», Журнал «Современный отель», Сообщество путешественников travel_russia

#openso2019 #openso #Subaru #Сбербанк #Мегафон #Проект111 #Одноклассники #Авторадио #комсомольскаяправда #tvilru

Женщина стала лейтмотивом праздника «Гажа валяй» в Визинге

3 марта 2020 года, 14:30

Женщина стала лейтмотивом праздника "Гажа валяй" в Визинге

Фото администрации Сысольского района

Ежегодный республиканский народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» состоялся в первый день весны в Сысольском районе, сообщает пресс-служба Миннаца Коми.

По традиции проводить зиму вышли фольклорные и народные коллективы художественной самодеятельности, детские творческие группы, мастера декоративно-прикладного творчества, представители национально-культурных объединений и многочисленные гости мероприятия.

Лейтмотивом праздника в этом году стала женщина. В районном доме культуры была организована творческая лаборатория «Ань – гажлöн кöзяйка» (Женщина – хозяйка праздника). Здесь же прошли различные мастер-классы.

F4vDFtIxsrI.jpg

Основное театрализованное гуляние развернулось на центральной площади Визинги, где были представлены торговые ряды «Гажа ярманга» (Веселая ярмарка), конкурс-выставка подворий сельских поселений Сысольского района «Гажа грезд» (Веселая деревня), конкурс-парад санок «Мича дадь» (Красивые санки), игровые и спортивные программы и аттракционы. В парке состоялись охотничьи состязания и турнир по саамскому футболу, катание на лошадях. На стадионе соревновались водители снегоходов.

WFHQPEj0Y48.jpg

«Очень приятно и важно, что каждый год проводы зимы в Сысольском районе проходят под знаком возрождения и сохранения традиций и культуры коми народа, а также приобщения к народному творчеству широких слоев населения. Мы видим не просто народное гулянье, а поиск новых путей развития коми культуры, пропаганду семейных ценностей и здорового образа жизни», – отметила министр национальной политики Республики Коми Галина Габушева.

WAh7L7MBKIo.jpg

*Республиканский народно-обрядовый праздник «Гажа валяй» проводится при поддержке Министерства национальной политики Республики Коми в рамках проекта «Народный бюджет».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народная драма сценарий
  • Нарисовать символы праздника
  • Народ чеченцы праздники
  • Нарисовать символ праздника троица
  • Народ татары традиции обычаи праздники сообщение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии